Олимпиада по мхк муниципальная

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ШИФР Инструкция по выполнению задания Муниципальный этап Олимпиады проводится в один тур и предполагает выполнение аудиторных заданий в течение четырех астрономических часов. При выполнении задания 4 участникам необходимо предоставить возможность для прослушивания музыкального фрагмента. Максимальное количество баллов за выполненные задания 230 баллов. Задание 1 (25 баллов) 1. В иллюстрациях, помещенных ниже, представлены живописные произведения одной культурной эпохи. Определите, какая это эпоха? Ответ: 2. Рассмотрите иллюстрации, укажите под каждой имя художника и, если вспомните, название произведения. 1

2 Из списка имен художников напишите только те, чья творческая биография связана с названной вами культурной эпохой: Микеланджело Буонарроти; Рафаэль Санти; Якопо Тинторетто; Каспар Давид Фридрих, Винсент Ван Гог, Вечеллио Тициан: Задание 2 (40 баллов) 1. Об этом русском художнике современники и потомки писали: " любил русскую природу фанатически, почти исступленно, и благодаря своей особой чуткости и нервной проникновенности он сумел вобрать в себя все мысли и чувства, которыми горели его сверстники и товарищи. Претворив их в своем индивидуальном, ему одному присущем лиризме, он выразил все это в своих картинах, отразивших искания целого поколения. Он был самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа" (Грабарь И. Э.). "Никто из художников до (него) не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. (Он), так же как Пушкин и 2

3 Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю..." (Паустовский К. Г.). Назовите имя этого художника 2. Работа, представленная Вашему вниманию, хранится в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Она создана художником, которого Вы узнали. В чем, на Ваш взгляд, проявляется ее узнаваемо авторский характер? Какое у этой картины настроение, о чем она, на Ваш взгляд, просит подумать зрителя? Отвечая на эти вопросы, напишите небольшое эссе, дайте ему заглавие, отражающее главную мысль созданного Вами текста. Осень. Усадьба. 48 х 63 см. Бумага. Пастель 3

if ($this->show_pages_images && $page_num doc["images_node_id"]) { continue; } // $snip = Library::get_smart_snippet($text, DocShare_Docs::CHARS_LIMIT_PAGE_IMAGE_TITLE); $snips = Library::get_text_chunks($text, 4); ?>

5 Задание 3 (30 баллов). 1. Рассмотрите изображение скульптуры, созданной Юлией Мурадовой. 5

6 2. Напишите 10 определений (одиночных или развѐрнутых), которые помогут воспроизвести, порождаемое скульптурой настроение. 3. Дайте произведению название, поясните свой выбор. 4. Какую скульптуру на территории Второй Омской крепости напоминает вам это произведение? Известно ли вам имя скульптора? Задание 4 (54 балла). 1. Рассмотрите и проанализируйте представленные произведения, охарактеризуйте художественную идею, интерпретируйте художественное произведение. 2. Заполните таблицу. 3. Напишите, что общего в работах и чем они отличаются? 6

7 1. Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагава. 25,4 х 38,1 см. Гравюра на дереве,

8 И.К. Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. Холст, масло,

9 Название произведения Художественная идея произведения, интерпретация художественного произведения

10 Задание 5 (81 балл). 10

11 Даны четыре плаката. Рассмотрите их. 1. Напишите в таблице пять самых важных признаков, характерных для искусства плаката. 2. Анализируя изображения, ответьте на вопрос: какое историческое время отражено в каждом плакате? 3. Напишите, по каким признакам вы определили запечатленное в плакате время. 4. Напишите названия музыкальных произведений, которые могут усилить воздействие плакатов на зрителя. Поясните свой выбор. А Б В Г Таблица для ответа 11

12 Признаки, характерные для искусства плаката Историческое время Признаки времени Музыкальное произведение и его обоснование А. А. А. Б. Б. Б. В. В. В. 12

13 Г. Г. Г. 13

ШИФР Инструкция по выполнению задания Муниципальный этап Олимпиады проводится в один тур и предполагает выполнение аудиторных заданий в течение четырех астрономических часо Максимальное количество баллов

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МХК) 2013/2014 УЧЕБНОГО ГОДА. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП В Г.МОСКВЕ 11 КЛАСС Задания первого (аудиторного) тура Задание 1 Назовите автора и произведение в представленном

КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ 9 КЛАССОВ Задания выполняются в течение 4 астрономических часов Прочитайте вопросы 1-7 задания. Задание 1 К 85-летию Г.Н. Рождественского Посмотрите

Календарно-тематическое планирование по ИЗО для 6А, 6Б кл. Календарно-тематическое планирование по ИЗО для 6А кл. п / п Раздел программы, количество часов 1 Виды изобразитель ного искусства и основы их

3 февраля 2016 ТЕКСТЫ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ) РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

1 Творческая работа 1 Живописная техника раздельного мазка на белом листе (на материале акварель и гуашь) Цель: освоить технику раздельного мазка на белом листе и закрепить умение рисовать по памяти или

Непосредственная образовательная деятельность Конспект 66 РОД И РОДОСЛОВИЕ. СКАЗКА К. УШИНСКОГО «ЛИСА И КОЗЕЛ» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Красногвардейского района Белгородской области Конспект мастер-класса по изобразительному искусству Тема: «Пейзаж

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 667 Невского района Санкт-Петербурга Конспект урока литературного чтения по картине И.Левитана «Осень. Усадьба»

Дата урока п/п урока в разделе Тематическое планирование 2 класс Тема урока Цель урока Вид или форма учебной деятельности, приоритетные на уроке 1 1 Учу быть зрителем. Учу быть художником. Природа и художник.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МХК) 2013/2014 УЧЕБНОГО ГОДА. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП В Г.МОСКВЕ 9 КЛАСС Задание 1 Задания первого (аудиторного) тура Назовите предложенные памятники, укажите места

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ЗАДАНИЯ 1 ТУРА ОЛИМПИАДЫ ПО ДИЗАЙНУ 2012 г. 11 класс Время выполнения задания 60 минут Выберите один правильный вариант ответа на представленные вопросы. 1) Автором картины «Любовь

Шифр 3 февраля 2017 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ) 2016/2017 УЧЕБНОГО ГОДА Комплект заданий для учеников 9 классов (Вариант 1) Задания

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 0.03.04 «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ» Бакалавр/ профиль: Теория и история ИЗО Оценивается письменная работа по выбранной теме. В соответствии с требованиями к поступающим на данную

12 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 1 4 КЛАССЫ (135 ч) 1 КЛАСС (30 ч) Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Восхитись красотой нарядной осени (8 ч) 1. Какого

Тест 1 а. Выбери один правильный ответ Автор памятника Минину и Пожарскому в Москве а. И. Мартос б. В. Мухина в. Микеланджело Цвета наиболее характерны для произведений хохломской росписи: а. желтый и

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА Г.БЕЛОЯРСКИЙ» Консультация для родителей Тема: «Искусство, которое называется

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим

Шифр Тексты заданий для муниципального этапа олимпиады по ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ) МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

РУССКИЙ ЯЗЫК Урок развития речи в 5 классе Провела Иванова Л.В., учитель русского языка и литературы Тема: «Красота родного края. Осень» Эпиграф: «С детства рос я в этом сказочном пейзаже» 1.Организационный

Пейзаж [Электронный ресурс]. М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2004. (Электронная библиотека. Т.6). - CD. Представленное собрание посвящено одному из самых популярных в искусстве живописи жанру - пейзажу и включает

МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа 1» Урок истории на тему: 2009-2010 учебныйгод 1 Цели урока: Обосновать появление интереса европейцев к эпохе Античности и ее культуре. Объяснить понятия

3 февраля 2016 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ) 2015/2016 УЧЕБНОГО ГОДА Комплект заданий для учеников 10 классов (Вариант 1) Задания выполняются

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 105 Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «Белая береза под моим окном» Старшая группа

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Золотая осень» Задачи: 1. Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Лицей 6» структурное подразделение детский сад «Дельта» Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию

Пояснительная записка - Адаптированная образовательная программа основного общего образования по ИЗО (для детей с ОВЗ) составлена в соответствии с авторской программой Б.М. Неменского, «Изобразительное

Итоговая контрольная работа по изобразительному искусству для 4 класса Ф.И. учащегося ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1 Рассмотри репродукций, расположенных на доске. Определи, к каким видам пластических искусств они относятся.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА В результате изучения изобразительного искусства ученик должен: знать/понимать: основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; основы изобразительной

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОМЫШЛЕННЫХ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области Конспект занятия художественно-эстетического цикла "Эта разная осень" Муз. руководитель:

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ЗАДАНИЯ 2 ТУРА ОЛИМПИАДЫ ПО ДИЗАЙНУ 2012 ГОД 9 класс Составитель: Цховребадзе Екатерина Нугзаровна Лазарева Тамара Федоровна Дата: 10.10.2012 Дисциплина: Дизайн Тема: Дизайн (9)

Аннотация к рабочей программе по ИЗО 6 класс Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

3 класс ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС п/п Дат а про вед ени я Тема 1. 1. Твои игрушки. Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Знакомство с народными игрушками 2. 2. Посуда у тебя дома.

Архип Иванович Куинджи (1842 1910) «Березовая роща» А.И. Куинджи (портрет работы В. Васнецова, 1869) Эпиграф Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 4 компенсирующего вида Петроградского района Санкт Петербурга КОНСПЕКТ Интегрированной непосредственно образовательной деятельности

Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта на основе программы«изобразительное искусство и художественный труд»1-9 классы под руководством

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство с портретом» Цель: обобщить представления родителей о роли портретной живописи в эстетическом развитии дошкольников.

Шифр Тексты заданий для муниципального этапа олимпиады поискусству (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ) МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Окружающий нас мир является неиссякаемым. источником художественного творчества. Для каж В конце XIX в. в Германии Красота вышла любопытнаяформ книга,впереведенная природе затем», начто многие человек

ЗАПИСКА Рабочая учебная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство»./сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009 Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное

Конспект цикла занятий по изобразительной деятельности «Осень» - рисование шерстью Травкина Елена Ильинична, педагог дополнительного образования, дошкольное отделение 4, ГБОУ Школа 1265, г. Москва Цель:

Другие его полотна: Черное море, Среди волн, Неаполитанская ночь и др.. Ответом на эти обвинения и явилась картина Радуга, обозначившая. 137289306 6 июл 2010. Формат: djvu / pdf (rar). Ранние картины Айвазовского

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Мастер плюс» Железнодорожного района городского округа Самара 443013, г.самара, ул.киевская,

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) 2016-2017 учебный год 9 класс Время выполнения заданий: 240 минут (4 часа) Максимальное количество баллов: 284 Задания

Состав портфолио Образовательная программа магистратуры «История художественной культуры и рынок искусства» Для участия в конкурсе портфолио в Приемную комиссию представляются следующие документы: 1. Документы,

П/п Наименование разделов и тем Тематический план Год обучения (1 класс) Раздел 1. Ты изображаешь, украшаешь и строишь 33 1. Тема1. Ты изображаешь 9 2. Тема 2. Ты украшаешь 8 3. Тема 3. Ты строишь 11 4.

Департамент образования Ярославской области Всероссийская олимпиада школьников 2016/2017 учебного года Искусство (мировая художественная культура), 7 8 классы, муниципальный этап Время выполнения 3 часа.

Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад 6» г. Торжок Открытое занятие по художественному творчеству (рисование) на тему: «Осеннее дерево» средняя группа Паршина О.А. Октябрь 2013 г. Программные

Итоговая контрольная работа по изобразительному искусству для 3 класса Ф.И. учащегося ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1 Выбери художественный материал для создания выразительного образа праздничного салюта, цветов в вазе,

Конспект занятия по изобразительному искусству Педагога Дополнительного образования ЦДТ «Царицыно» Верстовой Иванны Михайловны Открытое занятие для детей 7-9 лет. Тема: «Как говорит искусство. Цвет, ритм,

Шифр

Задание 1

В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.

1. Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.

2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.

3. Напишите названия двух культурно-исторических эпох, к которым относятся найденные слова.

4. Приведите ОДИН показательный образец искусства одной из определенных Вами эпох. Кратко поясните выбор.

Задание 2

Название, пояснение его выбора.

Задание 3

2. Определите и опишите кратко функцию цвета в этих произведениях, эмоциональную доминанту каждого из их. Обоснуйте ответ.

3. Сделайте вывод-обобщение о функциях и возможностях красного цвета в искусстве.

Функция цвета

Вывод-обобщение о функциях и возможностях красного цвета в искусстве:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Вам предложили составить программу кинолектория по произведениям мировой классической литературы и представили проспект имеющихся в наличии фильмов.

По кадрам, представленным в проспекте, определите,

· сколько фильмов в Вашем распоряжении.

· напишите их названия.

· укажите название фильма, который не подходит к предложенной проблематике кинолектория.

4

Заполните таблицу

Задание 5

Даны 8 репродукций картин русских художников.

1. Определите, какой предмет (изделие) русского народного промысла изображено на картине.

2. Укажите место бытования данного промысла.

Девочка с ягодами,

Девушка в синем платке,

Матрёшки, 2001 г.

Резчик, 1959 г.

Девушка с туесом, 1912 г.

Боярыня, 1890-е гг.

Боярышня с подносом, 1890-е гг.

Купец сундучник,

Таблица для ответов

Задание 6

а) Перед Вами фотографии древнегреческих построек четырёх разных типов и четыре архитектурных плана. Составьте пары из сооружения и соответствующего ему плана.

Постройки




Планы

План А

План Б

План В

План Г

Таблица ответов

За каждое правильное сопоставление – 1 балл.

Всего за часть А ‒ максимум 4 балла.

Б) Выберите из предложенных памятников тот, ордерное решение которого отличается от трёх остальных. На фотографии этого сооружения найдите и подпишите следующие архитектурные элементы: фриз, стереобат, капитель, антаблемент, волюты .

Всего за часть Б – максимум 6 баллов (1 за правильный выбор памятника (Храм Ники Аптерос) и по 1 за указание арх. элементов).

Всего за задание 1 – максимум 10 баллов.

Задание 2. «Жертвоприношение Ифигении».

Перед Вами история принесения в жертву ахейской царевны Ифигении и её чудесного спасения, рассказанная греческим драматургом Еврипидом и изображённая на фреске, украшавшей одну из вилл древнеримского города Помпеи.

Ифигения - старшая дочь ахейского царя Агамемнона и его жены Клитемнестры. В самом начале Троянской войны греки уже собрали флот около порта Авлида для похода на Трою, во главе войска встал Агамемнон.

Однако богиня Артемида наслала на флот греков безветрие. Гадатель сказал, что Артемида требует человеческой жертвы и что Агамемнон должен принести в жертву свою дочь Ифигению. Агамемнон с трудом, но всё же согласился и обманным путём вызвал Ифигению с матерью в Авлиду. Когда Ифигению повели к жертвеннику, начал дуть попутный ветер. Артемида пожалела ни в чём не повинную девушку и в последний момент заменила на алтаре ланью, а саму Ифигению отправила в Тавриду служить жрицей.

Сравните, как представлена история Ифигении в тексте трагедии Еврипида и на фреске.

Обратите внимание на то, какой момент сюжета выбран для изображения в обоих случаях. В чём сходство и в чём различие трактовки этой сцены в трагедии и на фреске? Где происходит действие? Кто в нём участвует?

Особенное внимание уделите образу главной героини – какие черты в нём присутствуют? Сравните поведение героев, их состояние и эмоции. На какие детали обращают внимание зрителя авторы? Подумайте о композиции, которая использована во фреске.

Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (80–100 слов 1 ) на тему «Сюжет жертвоприношения Ифигении у Еврипида и на помпейской фреске».

1 Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен.


ЕВРИПИД. «ИФИГЕНИЯ В АВЛИДЕ» (перевод И. Анненского)

Вестник
Тиндара дочь, царица Клитемнестра ,
На голос слов моих покинь шатёр…

Клитемнестра
Я здесь, о раб: ты страхом и печалью
Волнуешь грудь, и в ужасе тебя
Я слушаю. Каким несчастьем новым
Ты подаришь меня?

Вестник
Про деву-дочь
Поведать я пришел благие вести
И чудные.

Клитемнестра
Не медли же, гонец…

Вестник
О госпожа, не потаю словечка, ‒
Вот только бы чего мне не забыть
Да языку в речах меня не спутать…
Когда твою царевну я привёл
На луг расцвеченный и к роще Девы
Латонии мы подошли, немало
Там было сил ахейских, да и чернь
Толпами прибывала. Чуть завидел
Владыка Агамемнон, что царевна
К нему идет на жертву, как застонет!..
И голову он отвернул, чтоб дочь
Не видеть ближе; слёзы побежали
Из царских глаз, но тотчас на лицо
Он надвигает плащ, а дочь-царевна
К родителю приблизилась и так
Ему сказала: «Здесь я, царь-отец,
За родину, за всю Элладу тело
Я предаю на жертву, и никто
Меня к тому не вынуждал, ‒ веди же
К богине дочь, коли богиня ждет.
И дай вам бог счастливую удачу,
Оружие украсить и домой
С победою вернуться из-под Трои.
А до меня ахеец ни один
Пусть не касается: я горло молча
Подставлю вам; я ‒ сердцем не ягнёнок».
Вот только и сказала, но словам
Её тогда всё шумно удивлялись:
Великою и смелою душой
Пленила всех царевна. И Талфибий-
Глашатай нас среди толпы густой
К священному молчанью призывает.
И вот Калхант-провидец вынул нож,
Что лезвие таил в суровой коже,
И в россыпь круп его он погрузил
Средь золотой корзины, а царевне
Венком чело увил. Меж тем Пелид,
Вкруг алтаря кружась, его водою
И той крупой священной окропил
И к дочери Зевесовой взывает:
«О дивная охотница, в ночи
Ты по небу своё светило катишь…
Прими ж от войск союзных этот дар
И от вождя дружин, Агамемнона:
Кровь чистую из девственной её
И мраморной мы выпускаем шеи.
Утешься ей и даруй путь судам,
Дай Трою нам высокую разрушить!..»
И в землю взор в молчании вперил
Агамемнон; и Менелай и войско
Потупились. И наскоро мольбу
Жрец сотворил, меж тем как взор прилежно
На девственной груди её искал,
Где б нож вонзить ему, чтоб без мучений
И разом ей конец настал… Вблизи
Я там стоял… Но не смотрел: мне было
Так тяжело… И вдруг…
О, из чудес
Чудесное… Я слышу скрип ножа…
Все головы приподняли невольно…
Но девушки уж не было… И первый
Заголосил провидец, и чернь ему,
Как эхо, вторила… И диво мы узрели…
Сам видел и не верю ‒ на лугу,
Близ алтаря лежала, содрогаясь,
Огромная, красы отменной, лань,
И кровь её в последних муках жизни
По ступеням рекой струилась алой…
И снова жрец воскликнул, ‒ только крик
На этот раз был светел:
«О ахейцы! ‒
Так жрец взывал, ‒ вожди и ты, народ!
На алтаре богини перед вами
Лань горная ‒ а благородный дар,
Царевною возданный Артемиде,
Охотницей божественной отринут…
Она довольна, греки, ‒ ободритесь!
Смотрите: паруса вздуваются, ‒ скорей
За дело вы, матросы, чтоб немедля,
Авлидские покинув глубины,
Нам распахать Эгейскую пучину».
И вот, когда огонь пожрал дотла
Лань горную, жрец совершил молитву,
Да даст войскам богиня путь обратный…
Всё кончилось… и господин меня
К тебе послал, царица, с вестью дивной,
Что дочь твоя среди богов удел
Днесь обрела и что молва о чуде
Меж греками, конечно, не умрет.
И сам скажу, владычица, что видел:
Была меж нас… и скрылась… Знать, богам
Её призвать к себе угодно было.
Смири же скорбь свою и на супруга
Ты не <гневись>. Бывает, госпожа,
Что, где совсем не ждёшь спасенья, боги
Любимого спасут… А дочь твою
Сегодня солнце зрело, Клитемнестра,
Живою, мёртвою и вновь узревшей свет.

Корифей 2
Как радуюсь я вести этой: дева
Вкушает жизнь в обители богов.

Клитемнестра
Дитя моё… Добычей рук бессмертных
Ты сделалась… Как призывать тебя?
А если это бред пустой и ложный,
Чтобы меня утешить?.. Что тогда?

Вестник
Да вот и царь идет, о Тиндарида:
Пускай слова мои он повторит.

Агамемнон
О женщина… Блаженством одарила
Нас Ифигения, и меж богов теперь
Она живёт… А ты не медли дольше…
Дитя моё, потомка крови знатной,
Домой вези Ореста. Мы в поход
Сейчас же отплываем. Ну, простимся!
Увидимся ли скоро?.. Как-то бог
Из Трои путь обратный даст ахейцам?
Что встретит нас у очагов родных?

2 Корифей – предводитель хора в древнегреческом театре

Критерии оценивания письменного рассуждения

Критерии оценивания письменного рассуждения выстроены таким образом, чтобы в работах участников максимально высоко ценилось умение раскрыть и описать смысл художественного произведения через анализ средств выразительности.

При оценивании работ следует руководствоваться следующими критериями:

А. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательнои обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–7–15–20.

Всего по критерию А максимум 20 баллов.

Б. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность.

Шкала оценок: 0–5–10–15.

Всего по критерию В максимум 15 баллов.

С. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание : Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание 2 – максимум 40 баллов.

Пояснение к шкале оценок

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёх-балльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить ‒ они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Максимум за работу 50 баллов.

Муниципальная казённая Заречная средняя общеобразовательная школа

Всероссийская олимпиада школьников по искусству

(мировой художественной культуре)

Школьный этап

10 класс

Выполнила: учитель Румянцева Н.В.

10класс

Часть А. Тестовые задания

А1. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

1. Дольмен, кромлех, мастаба, менгир.

2. Лувр, Колизей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.

3. Дорический, коринфский, ионический, спартанский.

4. Гравюра, офорт, рисунок, эстамп.

5. Белый, коричневый, серый, черный.

5 баллов

А2. Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусков.

1. __мф__театр – овальная арена для зрелищ, вокруг которой уступами поднимались места для зрителей.

2. П__трогл__ф – изображение, высеченное, выбитое или процарапанное на камне.

3. __кслибр__с – книжный знак, указывающий владельца.

4. Ск__м__рох – странствующие актеры в Древней Руси.

5. __н__малист - художник, изображающий животных.

5 баллов

А3. Многие современные искусствоведческие термины ведут свое происхождение из иностранных языков. Определите слово по его первоначальному значению.

1. __________________ – «царский дом».

2. __________________ – «помазанник».

3. __________________ – «созвучие».

4. __________________ – «храм всех богов»

5. __________________ – «возрождение».

5 баллов

А4. Историку культуры часто приходится иметь дело с крылатыми словами и устойчивыми выражениями. Заполните пропуски:

1. ____________________ _________________ - беспорядок и неразбериха, возникающие, когда люди перестают понимать друг друга.

2. ____________________ _________________ - лицемерный поступок предателя

3. ____________________ _________________ - безмятежность, невозмутимость.

4. ____________________ _________________ - глобальная катастрофа.

5. ____________________ _________________ - уязвимое место.

5 баллов

А5. Соотнесите рисунки и названия памятников древнерусского зодчества:

1. Благовещенский собор Московского Кремля.

2. Покровский собор в Москве.

3. Успенский собор Московского Кремля.

4. Храм Покрова на Нерли.

5. Церковь Вознесения в с. Коломенском.

А) Б) В)

Г) Д)

5 баллов


Б1.

5 баллов


О. А. Кипренский В. А. Тропинин

Б2.

5 баллов

Б3.

5 баллов

В1.

М. Берлиоз

К. Коро

«У художника две цели: человек и проявления его души»

Леонардо да Винчи

10 баллов

ОТВЕТЫ

на задания муниципального тура Всероссийской олимпиады 2008 г.

по мировой художественной культуре

10 класс

Часть А. Тестовые задания

А1.

1. мастаба (мегалитические сооружения).

2. Колизей (художественные музеи)

3. спартанский (стили).

4. рисунок (графика).

5. коричневый (ахроматические цвета).

5 баллов

А2.

1. А мфИ театр.

2. пЕ троглИ ф.

3. Э кслибрИ с.

4. СкО мО рох.

5. А нИ малист.

5 баллов

А3.

1. Базилика.

2. Барельеф.

3. Симфония.

4. Пантеон.

5. Ренессанс.

5 баллов

А4.

1. Вавилонское столпотворение.

2. Иудин поцелуй .

3. Олимпийское спокойствие.

4. Всемирный потоп.

5. Ахиллесова пята.

5 баллов

А5.

1. А)

2. Г)

3. Д)

4. В)

5. Б)

5 баллов

Часть Б. Задания с кратким ответом

Б1. Рассмотрите рисунок, изображенный на древнегреческом папирусе. Используя знания по курсу мировой художественной культуры, сформулируйте каноны изображения человека в древнеегипетском искусстве.

Критерии оценивания ответов

Баллы

Древнеегипетские художники голову и ноги изображали в фас, а плечи, глаза и грудь – в профиль. Фараона и богов изображали больше, чем всех остальных людей. Использовались атрибуты (например, урей) и символические цвета (Осириса изображали с зеленой кожей).

Верно указаны 5 элементов

Верно указан 1 любой элемент

5 баллов

Б2. Сопоставьте живописные портреты А.С.Пушкина, созданные художниками В.А.Тропининым и О.А.Кипренским. Определите, к какому художественном направлению принадлежит каждый из портретов. По каким признакам вы установили это?

Критерии оценивания ответов

Возможные элементы содержания ответа

Баллы

В.А.Тропинина называют «антиподом» О.А.Кипренского.

В.А.Тропинин показывает Пушкина как свободного, раскованного человека, его картины простые, «домашние». Пушкин, завернувшись в халат, как в античную тогу, предстает перед нами в образе мудрого, внутренне уравновешенного собеседника.

О.А.Кипренский – представитель романизма в живописи. Его портрет выражает представление о ценности, неповторимости индивидуальных черт личности, внутреннего мира человека.

Верно указаны 5 элементов

Верно указаны 4 любых элемента

Верно указаны 3 любых элемента

Верно указаны 2 любых элемента

Верно указан 1 любой элемент

Элементы не указаны или все указаны неверно

5 баллов

Б3. Основываясь на знаниях курса художественной культуры первобытного мира, приведите примеры синтеза искусств в древних обрядах.

Критерии оценивания ответов

Возможные элементы содержания ответа

Баллы

Синтез искусств в первобытных обрядах реализовался через взаимодействие и взаимопроникновение музыки, танца, слова, одежды (татуировки), сооружений, живописных изображений и т.д. Это можно раскрыть на примере одного из календарных (Святки, Масленица, русальная неделя, семик, Иван Купала) или семейных обрядов.

Верно указаны 5 элементов

Верно указаны 4 любых элемента

Верно указаны 3 любых элемента

Верно указаны 2 любых элемента

Верно указан 1 любой элемент

Элементы не указаны или все указаны неверно

5 баллов

Часть В. Задание с развернутым ответом

В1. Напишите мини-сочинение – эссе, взяв в качестве эпиграфа одно из следующих высказываний.

«Архитектура – это застывшая музыка»

М. Берлиоз

«Я вижу сердцем так же, как и глазами»

К. Коро

Критерии оценивания ответов

Критерии оценивания ответов

Баллы

При оценивании необходимо выделить следующие элементы:

1) формулировка на теоретическом уровне

2) обоснование собственной точки зрения (позиции, отношения) к предложенному высказыванию;

3) корректное использование искусствоведческих понятий в контексте ответа;

4) использование в качестве примеров конкретных шедевров искусства;

5) выдержанность художественного стиля изложения.

В ответе представлены все 5 элементов

9-10

В ответе представлены 4 элемента

7-8

В ответе представлены 3 элемента

5-6

В ответе представлены 2 элемента

3-4

В ответе представлены 1 элемент

1-2

Ответ не соответствует критериям.

Источник информации