Высшее образование да или нет. Нужно ли высшее образование что бы добиться успеха в наше время? С мифами разобрались

Задаетесь вопросом: нужно ли высшее образование на сегодняшний день? Ответы и полезное видео на данный вопрос Вы найдете здесь!

Еще примерно 15 лет назад люди, имея высшее образование, очень высоко ценились как работодателями, так и обществом.

В способностях людей с высшим образованием, никто не сомневался, считалось, что если оно есть, значит, этот специалист высшего уровня. В то время, высшее образование могли получить лишь две категории людей: умные и .

То, что происходит сейчас, очень грустно!

На сегодняшний день высшее образование — ОБЕСЦЕНИЛОСЬ!

Сейчас, наверное, только у самого человека его нет.

Поступить в ВУЗ на платной основе могут совершенно ВСЕ!!!

Люди идут за дипломом, думая что, получив его, их легко примут на работу и их будут высоко ценить и уважать.

Но в действительности получается все иначе.

На современном рынке труда, существует огромная нехватка людей на такие специальности как: строитель, продавец, кассир, рабочий, электрик, сантехник и так далее.

В то время как практически все имеют дипломы экономистов, бухгалтеров, педагогов, менеджеров, юристов.

Поэтому, сейчас за кассами магазинов сидят — педагоги, асфальт кладут — юристы, а продают на улицах квас — экономисты.

Так зачем нужно получать высшее образование ?

Чтобы в итоге работать на той должности, которая востребована, а не которая нужна именно Вам?

Нужно ли высшее образование? Причины по которым не стоит его получать:

    Односторонние программы обучения.

    В современных ВУЗах, существует огромное количество дисциплин, совершенно не нужных ни одному специалисту.

    В итоге, приходя на работу, приходится забывать все, что усердно учил в ВУЗе и заново учиться, но уже конкретной работе.

    Качество преподавания.

    Не раскрою Вам большого секрета, но практически во всех ВУЗах, половину зачетов и экзаменов, можно получить за небольшой «презент» (или как там его еще называют – «магарыч») преподавателю.

    Это конечно хорошо для тех, кто пришел конкретно за дипломом, но что делать тем, кто пришел за знаниями?

    Количество высших учебных заведений.

    За несколько лет, появилось огромное количество коммерческих институтов.

    Проходные балы там низкие, а качество обучения соответственное.

    А педагоги, откуда взять такое количество высококвалифицированных педагогов, чтобы заполнить все вакансии всех ВУЗов?

    Никто не гарантирует трудоустройство.

Так нужно ли высшее образование? Большинство тех, кто получил высшее образование, а потом пришел к выводу, что оно ему не нужно, начинают антипропаганду образования. И часто даже не понимают, что причиной неудовлетворительного опыта стали они сами. Как это возможно? Хочу рассказать в этой статье.

Скептиков высшего образования прошу лишь прочитать до конца и ответить на вопросы. И если после ответов на вопросы, вы все ещё будете считать, что высшее образование — это «зло», то я очень серьёзно готова углубиться в этот вопрос и рассмотреть ваши аргументы.

Итак, почему возникла тема. В последнее время я все чаще слышу и вижу, особенно на просторах интернета, множество антирекламы высшего образования. И поскольку я сама нахожусь в системе, знаю ее изнутри, мне кажется, я могу рассказать о ней, поругать и похвалить. И вообще имею право поднимать этот вопрос.

Нужно ли высшее образование: ох уж, эти примеры

Например, я встречала такие высказывания:

  • Сначала работаешь на зачётку, потом нигде
  • Сказки мамы на ночь: закончишь школу, закончишь университет, найдёшь хорошую работу и все будет прекрасно

В сети полно информации и статей о том, как многие именитые, известные люди, чаще бизнесмены, новаторы достигали высот. При этом в своё время они бросили университет или школу и высшего образования не получили. Мол, зачем оно нужно, зачем тратить годы на непонятное времяпрепровождение, если потом оно не нужно.

Мне тяжело и часто больно смотреть на эти высказывания. Ведь обращаются к молодёжи, на эти высказывания обращают внимание школьники, которым ещё предстоит делать выбор. И печально то, что такими мощными, запоминающимися, часто провокационными фразами и мыслями можно направить молодую не сформировавшаяся личность на ложный путь, сбить с толку. Почему?

1. Подумайте сами. В процентном соотношении, сколько историй таких успешных людей, которые, бросив ВУЗы, добились успеха? Сотые доли процента. А считал кто-то тех, кто закончил ВУЗ и стал успешным?

Об образовании этих людей никто не говорит. Это же не интересно, не провокационно! А сколько их? Часто приводят такие цифры (и кстати, неизвестно еще, откуда это взято), что около 30-40% успешных и богатых людей без высшего образования. Да, хорошая цифра! Но оставшиеся 60-70% с высшим, а не наоборот. Статистика-то в пользу образования.

Многие даже не задумываются, что успешные проекты образовались именно благодаря образованию.

Вот небольшой лишь список.

Ну что ж, хотите быть главой банка, миллионером, создать новый Гугл или Яндекс — учитесь. Что-то не так интересно звучит, да? Не то что антипропаганда. (Я просто умолчу о врачах и ученых, они ВСЕ с образованием, и их… тысячи).

А каковы шансы, что именно этот школьник, который решил не учиться, достигнет подобного успеха? А каковы шансы, что с образованием достигнет? Неизвестно. Да-да. В том и другом случае нет никаких гарантий. Я не утверждаю, что образование сделает вас успешным. Гарантий никаких ни в том, ни в другом случае.

Образование поможет лишь тем, кому оно действительно нужно. Нужно ли высшее образование и как это определить? Поговорим ниже.

Нужно ли высшее образование? Популярные возражения

Получил диплом, а меня никто не берет на работу, приходится ходить искать места. Виновато высшее образование.

Почему-то мы считаем, что получив корочки, мы тут же устроимся, нас прямо с руками оторвут радостные работодатели. Но разве есть гарантия этого? Нет, мы давно уже живем не в Советском Союзе. Нет гарантии, что вас примут с удовольствием. А каковы шансы устроиться куда-то без образования? Еще меньше.

Я хочу сказать, что образование и устройство на работу — это два разных процесса. Да, одно отчасти зависит от другого, но важно понять, что получить образование — это еще не значит получить работу. Как в случае с образованием, так и без него, для того, чтобы найти хорошее место, нужно потрудиться, приложить усилия.

Вас это смущает? Избавьтесь в своих головах от мифа, что диплом равняется благополучному месту. С распадом СССР это перестало быть таковым. Вы можете относиться к этому как угодно. Это факт и это нужно понять. Выкиньте этот миф об устройстве на работу.

С дипломом или без нужно прилагать усилия. Котлеты отдельно, мухи отдельно. Устройство на работу — это отдельный проект. Ваш личный. Образование только даст право надеяться на некоторые должности и базу знаний для ряда специальностей. И все.

А теперь задумайтесь, виновато ли само высшее образование в том, что в вашей голове сидит этот советский миф? Вопрос риторический.

Получил диплом, работу ищу, а не могу устроиться. Работы нет. В моей отрасли все переполнено. По специальности никто не берет. Виновато высшее образование.

Сразу вопрос: а вы, когда поступали, то изучали рынок? Анализировали, где вы можете работать, насколько профессия востребована? Нет? Почему?

Почему перед тем, как отдать документы, вы не поинтересовались, каковы шансы устроиться на работу по этой специальности, какова текучка в профессии, какие шансы на развитие? Не интересовались? Почему?

Я могу сказать, что в 16 лет, когда готовилась к поступлению на химико-технологический факультет узнала по интересуемой специальности все, что было доступно. Где можно работать, каковы шансы, есть ли вакансии. Меня порадовало, что на желаемую специальность был спец. набор от работодателей, которые готовы платить спец. стипендию и ждать выпускников. Здорово, правда. Я готовилась и мечтала работать в крупной классной, процветающей компании.

Но туда я так и не поступила. Нет, с экзаменами было бы все в порядке, я сознательно не подала туда документы. Там у меня могли быть проблемы с устройством, поскольку на такие типы предприятий с осторожностью берут женщин из-за угрозы здоровью. Я решила, что этот вариант мне не подходит. Я заранее поняла, что потом меня могут ждать трудности, да и здоровье мне дорого.

Готовилась к одному, поступила в другое, на химический факультет. Где был широкий потенциал работать в безопасных пищевых, косметических и экологических областях. Я уже тогда в 16 лет об этом всем думала. А вы?

Когда мы хотим открыть бизнес (по хорошему), мы тщательно анализируем нишу, спрос, выявляем потребности потенциальных покупателей. Ведь не сделав это, можно вылететь в трубу. Когда мы встречаем людей, то мы осознанно или нет оцениваем их, насколько это хороший человек, каковы у него ценности. Нам не очень хочется общаться с алкоголиками-тунеядцами-нытиками-попрошайками, мы отстраняемся и не впускаем таких людей в свою жизнь.

А почему бездумно получаем образование такое, которое никому не нужно и еще надеемся, что нас как высококлассных специалистов оторвут с руками? Идите учитесь на учителей, врачей — там спрос огромный. Не хочется? Хочется на юриста? Там халява и деньги? Так не удивляйтесь, что юристов полно и шансы на устройство минимальны.

А теперь задумайтесь, виновато ли само высшее образование в том, что вы не подумали заранее о работе? Еще один риторический вопрос.

Знаю людей с образованием, они какие-то тупые и глупые. Образование их портит

На самом деле, какое бы внешнее культурное воздействие ни было, человек становится умным, эрудированным, грамотным САМ. Да, среда может внести свои коррективы, молодой человек может попасть в дурную компанию. Но те, кто желают развиваться, развиваются. А кто любит лишь попивать пивко, да играть в танки, не станут великими учеными и изобретателями, в каком бы элитном ВУЗе не учились.

Любой человек может запустить себя, а может постоянно развиваться, совершенствовать личные качества. Только это работа самого человека, за него не должен и не может это делать кто-то другой. Вы все еще думаете, что это должны быть университетские преподаватели?

Пока учился, понял, что хочу заниматься другим. Открыл свое дело, занялся дизайном/решил заняться психологией/вырезать мебель/ путешествовать и тп. Высшее образование виновато в том, что мешало заниматься любимым делом.

В коучинге есть один удивительный, прекрасный принцип «каждый человек делает ЛУЧШИЙ выбор в данный момент». Тогда в 16-17-18 лет, вы просто не могли знать, что через 2-3 года вы займетесь починкой байков и это будет настоящим удовольствием для вас, станет делом жизни.

Тогда у вас, не было того опыта, тех знаний, которые есть сейчас. Тогда вы сделали этот выбор, потому что не знали, что вам может понравиться в будущем. Тогда вы еще только-только начали понимать, чего хотите в жизни. Вышка была приемлемым вариантом на тот момент. Вы не стали слоняться по дворам, попивая пивко с «друзьями», а стали учиться хоть чему-то, возможно, нашли настоящих друзей среди однокурсников, встретили будущую жену/мужа, участвовали в студенческих мероприятиях.

У многих из нас в голове сидит миф о том, что однажды сделав выбор профессии, мы навсегда в ней останемся. Друзья, это МИФ, МИФ, МИФ. Можно (и нужно) менять род своей деятельности. Нет ничего ужасного, если через год-два-три после поступления, вы поняли, что это не ваше, если вы нашли дело, которое вам нравится больше. Так это же прекрасно!

Некоторые мои одногруппники/однокурсники закончили образование и поняли, что эта специальность была не для них. Еще в ходе основной учебы некоторые поступили на второе высшее, кто-то закончил курсы переподготовки. Выучились, устроились и счастливы себе в новой сфере. Это же хорошо, и это их жизненный путь.

Виновато ли образование, что вы сами не знали в свои 16-17-18 лет, чего хотите? Да опять этот риторический вопрос!

А может, вы поступили, потому что настояли родители, за компанию с другом, потому что модно? А потом говорите, что образование бесполезно. Я так очень аккуратно, не сочтите за дерзость, хочу поинтересоваться, а не ваша ли в том вина ответственность, что вы выбрали образование, поддавшись внешнему влиянию?

Так виновато ли образование, что поступили вы не по собственному желанию? (Да что за эти риторические вопросы, надоели уже!)

Проанализируйте, нужно ли вам высшее образование

Итак, если вы негативно относитесь к образованию, ответьте на вопросы:

  • Та специальность, куда вы поступили, является ли желанной, является ли вашим любимым делом? Была ли таковым на момент поступления?
  • Вы анализировали заранее возможности устройства на работу? Просматривали спрос на специалистов по этой специальности?
  • Вы делали усилия по поиску работы? Насколько качественно вы искали себе место?
  • Вам действительно нравится делать то, чему вы научились?

Если вы ответили ДА на все вопросы, если вы сделали все, что зависит от вас, и при этом считаете, что высшее образование — не нужно, тогда мне очень интересна ваша позиция, я с удовольствием в комментариях рассмотрю с вами эту тему.

Больше всего печально смотреть, что пеняют на ВУЗы в основном те, кто пошел учиться туда не по своему желанию, ничего не делал, чтобы узнать о будущей работе, не предпринимал попыток использовать свои знания. А потом обвиняют образование в своих неудачах. Согласитесь, это позиция ребенка, подростка, но не взрослого человека.

С мифами разобрались. Теперь мое мнение, нужно ли оно, это образование.

Я считаю, что образование нужно. НО. Не всем.

Кому НЕ нужно высшее образование? Тем, кто занимается своим любимым делом и при этом для вашего дела диплом НЕ нужен. Кто-то мастерит, кто-то пишет сказки, кто-то чинит байки, кто-то продает свои поделки, кто-то воспитывает детей, кто-то строит бизнес. Зачем вам образование в том, что не ваше? Не за чем. Оно лично вам не нужно и все. Точно так же как не нужен тулуп и валенки, если вы в тропиках живете и у вас 30-градусную жара круглый год. Сам тулуп и валенки — вещь хорошая, но вам лично они не нужны.

Если же для вашей любимой деятельности обязательно нужен диплом (например, если вы врач и вам это очень нравится), то да, образование нужно. Обязательно.

Мы так часто виним всех и вся (образование, государство, президента, страну, родителей, общество) в наших неудачах. Мы часто вспоминаем о таком пафосном слове как «ответственность», когда дело касается других. Но, увы, столь редко помним об этой ответственности, когда речь идет о собственном образовании. Ведь мы сами пошли на это образование, так почему виним кого-то или что-то в неудачности этой попытки?

Это мы делаем выбор, подчиняться внешнему давлению или идти своим путем. Это мы меняемся, взрослеем, получаем опыт. У нас практически всегда есть реальный выбор, и абсолютно всегда есть выбор своей реакции. Это называется проактивность, если вы читали С. Кови или Виктора Франкла.

Кому еще не нужно образование? Тем, кто выбрал профессию в быстроменяющейся сфере. Веб-программирование, большинство специальностей в маркетинге и веб-профессий (таргетологи, рекламщики, SEO и SMM специалисты), бизнесы всех уровней. В этих сферах все меняется быстрее, чем модифицируются учебные планы. Да, система образования со своими стандартами менее поворотливая. Она по определению, по сути своей не может угнаться за этими сверхскоростными областями.

И если вы задались вышеуказанными вопросами о будущем устройстве, вы сразу поймете, что образование по таким специальностям скоро устареет. Я призываю вас всегда думать вперед, это главное.

Образование как ресурс

Думаю, вы поняли, что само образование здесь нейтрально. В системе есть свои пробелы, прорехи, а есть и положительные стороны. Как и везде. Это точно такой же внешний ресурс, как и все остальное. Мы можем им пользоваться или нет. Мы можем его, то есть образование, выбирать, менять, не заканчивать или заканчивать, пользоваться им или не пользоваться.

Образование — это ресурс. Как время, деньги, материалы для строительства, дома, машины, умение водить эту машину, навык , компьютер и смартфон, кредиты в банках. Бывают откровенно ужасные ресурсы, прогнившие и обветшавшие. Бывают прекрасные. Мы сами себе выбираем, какими ресурсами пользоваться, а какими нет. Вы же не берете кредиты в каждом втором банке просто потому, что:

  • реклама понравилась
  • родители настояли
  • кредит — это модно
  • за компанию с другом
  • а что, у всех кредиты и у меня то же…

а потом сидите и плачете, оттого, что по уши в долгах и вините банки, за то, что они такие-сякие кредиты выдают. Так и с образованием. Если вы будете рассматривать его как ресурс, будете выбирать под ваши нужды, искать хороший ВУЗ с нужной программой, примерами успешных выпускников, отзывами (а не подаваться туда, где обучают кое-как и не тому, что нужно), то образование станет одним из самых удачных вкладов в свое будущее.

Заканчиваю сие длительное повествование, а то боюсь надоела уже.

Выводы

Давайте подведу итог, чтоб собрать мысли в кучку. Несколько основных выводов:

  1. Высшее образование — не зло и не добро. Это ресурс, который нужно использовать разумно.
  2. Есть люди, которым образование для жизни не нужно. И не надо его тогда получать.
  3. Есть люди, которым образование необходимо. Добро пожаловать в стены университета.
  4. И главное: учиться надо тому, что любишь, что нравится, от чего горят глаза. Это относится не только к высшему, а к любому образованию.

А вы что думаете по этому поводу?

Зависит, в целом, от того, как вы хотите жить в дальнейшем и насколько вам важно мнение окружающих.

  • Есть такие специальности, в которых без профильного высшего образования вы реализоваться не сможете точно (медицина, юриспруденция, инженерия и др.). Так что если вы считаете, что одна из таких специальностей - ваше призвание, кажется, очевидно, что это образование вам нужно.
  • Если вы не знаете точно, на 1000%, чем хотите заниматься в дальнейшем, лучше все-таки получить какое-нибудь высшее образование (в таком случае советую выбирать факультет именно по интересам, а не по высокооплачиваемости, потому что если вам будет очень скучно, велика вероятность до получения диплома не доучиться, а работать вы все равно, скорее всего,будете не по профессии), и вот почему:
    • С дипломом о высшем образовании гораздо легче найти более высокооплачиваемую работу, чем без него. Вот вопрос: а нужна ли вам настолько высокооплачиваемая работа? Он глубже чем кажется. Да, возможно, вам одному не трудно будет жить в съемной комнате с еще тремя людьми, питаться гречкой и покупать одежду раз в пять лет. А вдруг вы захотите заводить семью? Вы же наверняка хотели бы вырастить детей в более благоприятных условиях (а на детей в принципе уходит достаточно-таки много денег). Фраза "счастье не в деньгах" о том, что будучи супербогатым не обязательно будешь счастливым, а не о том, что, если будешь бедным, не будет нелегко.
    • В принципе, предрассудки в обществе так складываются, что люди с высшим образованием, прошедшие через реалии обучения в вузе, чем-то лучше, умнее, интеллигентнее людей без него.
    • Во время учебы в университете можно наладить много новых связей, как деловых, так и личных, нигде больше вы скорее всего такой возможности не получите.
    • Даже если сейчас вам кажется, что без "плюшек" высшего образования вы сможете обойтись, велика вероятность лет через 10-20 пожалеть о своем решении его не получать. Я лично знаю много таких людей. А проблема в том, что в том возрасте, когда вы пожалеете, уже гораздо менее вероятно, что вы финансово сможете потянуть учебу (наверняка ведь работать вы сможете меньше, если начнете учиться, не говоря уже о возможных затратах на само обучение)

Да, есть люди, которые, не имея высшего образования, начинали свое дело и становились миллионерами (или хотя бы хорошо обеспеченными). Но очень важно понимать, что такие люди - исключение из правил . Откуда у них было столько знаний о том, как производить продукт/услугу? как его подать на рынке? как привлекать клиентов? как управлять фирмой?
Эти люди либо прошли очень сложный путь, который под силу далеко не каждому, либо чертовски везучие, а такое везение тоже встречается крайне редко.

Есть такие направления, для достижения успеха в которых высшее образование не обязательно, и в основном это профессии творческие или спортивные. Если вы видите себя в этом, задайте себе два вопроса:

  1. Достаточно ли моих способностей в этой сфере для получения с нее стабильного, удовлетворяющего мои потребности, дохода?
  2. Достаточно ли мал риск по какой бы то ни было причине оказаться более не способным работать в этой сфере (из-за получения травмы, например)?

Если ваш ответ на оба вопроса уверенно положительный - вы можете обойтись и без высшего образования. Если же вы не очень уверены в чем-то из этого, лучше иметь запасной план, чтобы не остаться у разбитого корыта.

Для многих представляется стандартной жизненная ситуация, когда ребенок после окончания школы поступает в университет, получает диплом и идет работать. В этом случае те, кто не смогли начинают чувствовать себя неудачниками или людьми, которые классом ниже студентов. Но стоит разобраться, зачем нужно высшее образование и какие есть способы его получить.

Вожделенный диплом

У людей советской закалки очень глубоко засел стереотип относительно образования. Многие думают, что если их ребенок не получит диплом, то вся его жизнь пойдет «под откос». Но так ли это?

Такое мнение сложилось из-за того, что во времена существования Советского Союза наблюдался избыток рабочих мест низкопрофильного уровня, где рабочие получали низкую зарплату. Если говорить всю правду, то нужно упомянуть, что и людей, имеющих высшее образование, также никогда не баловали высокими зарплатами. Но эта категория относила себя уже к классу интеллигенции, что давало мнимое превосходство.

Сегодня ситуация существенно изменилась. Вопрос о высшее образование, стоит совершенно иначе. Он опирается на пользу знаний, которые можно приобрести во время обучения. Механизированная и автоматизированная техника постепенно заменяет рабочий класс на заводах и фабриках, тем самым увеличивая безработицу и количество «умирающих» профессий. Такое положение дел существенно подняло статус работников интеллектуальной сферы.

Кроме этого, поменялись и методики обучения. Появилось множество частных вузов, где стараются преподать не только теорию, но и практику изучаемой специальности. По этой причине возросла стоимость обучения, а также уменьшился уровень престижа многих государственных учебных заведений.

Такая тенденция заставляет людей с небольшим материальным достатком задуматься, а нужно ли высшее образование их детям? Появилось множество предпринимателей, которые предоставляют возможность получения знаний и умений не через утвержденные государством программы обучения, а благодаря семинарам, вебинарам и прочим системам ученичества.

Способы получения образования

Если говорить о стандартных способах и формах обучения, то можно выделить следующие:

Стационарная;

Заочная;

Дистанционная.

Стационарная подразумевает каждодневное посещение лекций и семинаров, предусмотренных учебной программой. Она представляется наиболее эффективной (с точки зрения получения и усвоения знаний). Такая форма обучения может осуществляться как на платной, так и на бюджетной основе.

Предусматривает прохождение учебных программ дважды в год и хорошо подходит для совмещения работы и учебы. Конечно, знания, полученные за один месяц, могут и не принести существенного образовательного результата, но в совокупности с практикой они могут оказаться весьма полезными. Нужно ли в такой форме людям, которые не работают по специальности? Многие профессии просто предполагают наличие диплома.

Дистанционная форма обучения позволяет не появляться в университете вовсе. Студент получает консультации, задания и рекомендации по электронной почте. Получая высшее образование через Интернет, студент экономит свое время и средства. Стоимость такой формы обучения сравнительно невысока, но и эффективность также не отличается значимыми показателями.

Каждый человек сам должен решить, нужно ли высшее образование именно ему. В жизни наилучший результат приносят действия, которые совершаются при собственном внутреннем руководстве. Так и образование может быть качественным лишь тогда, когда человек сам захочет получить необходимые знания и навыки.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Актуальность образования — вечная тема, которая не утихает ни на минуту. Она вдохновила нас на этот обзор в котором мы будем обвинять и защищать высшее образование. Говорить о его важности и бессмысленности.

Прочитав все наши аргументы вы сможете лучше понять тема и решить для себя — нужно ли нам высшее образование, или нет. Для Вашего удобства все аргументы против вышки будут начинаться со слова атака , аргументы за высшее образование начинаются со слова защита .

Атака. Высшее образование — зря потраченное время.

Учиться в высшем учебном заведении вы будет от 4 до 6 лет, в зависимости от выбора ВУЗа. Кроме того, вам нужно заканчивать 10 и 11 класс школы, или взамен учиться 2 года в техникуме.

Вместо того времени, которое мы тратим на учебу мы могли работать и получать опыт, который многими работодателями ценится гораздо больше, чем отметка о высшем образовании.

Защита. Высшее образование помогает устроиться на работу.

Нельзя отрицать очевидное. Есть огромное количество вакансий, где высшее образование не требуется, но есть сферы, где наличие профильного образования является преимуществом. Тоже самое характерно и для узкоспециализированных вакансий.

В большинстве случаев высшее образование не будет решающим пунктом при приеме вас на работу, но послужит хорошим дополнением к вашим достоинствам. В противном случае вам нужно будет стыдливо говорить, о том почему вы не получили высшее образование.

Атака. То, чему обучают в ВУЗах не применимо и никак не поможет в реальной жизни.

С этим тоже нельзя спорить. Даже если ваша профессия требует специализированных знаний и вы получали соответствующее образование 95% полученных знаний вам никогда не пригодятся. Как впрочем и знания старших классов школы. Не будете вы в жизни решать уравнения, вспоминать историю российского государства или программировать на Паскале.

Даже если 50 лет назад эти знания и были актуальны, то сейчас в век программ, вычислительных машин и интернета. Сегодня программисты не программируют на Паскале, они использую Python, ruby и c++. Дизайнеры не рисуют в Пэинте или используют 3D max, иллюстратор и Фотошоп. Онлайн переводчики позволят нам читать китайские тексты без знания языка и мы поймём написанное.

Защита. Общение со сверстниками, связи и знакомства.

Многие из людей, стоящих перед выбором отмахнуться от этого пункта даже не подумав. Нам нужна карьера. Причём тут какие-то связи. У меня есть друзья и больше мне общения не нужно. И будут не правы.

Когда вы выйдите на работу, скорее всего вы будите находиться рядом с людьми разными по должности, возрасту, рабочим обязанностям. Вам может быть сложно найти общий язык с коллегами. Бывают работы, где на общение времени нет вовсе. Например, в Call центре. Ваши друзья поступят в ВУЗ или поступят на работу. Выходных будет немного и они могут никогда не совпадать.

Институт же — это навык связи и знакомства. Во время получения образования создаются семьи, рождаются дети. Между коллегами на работе редко бывают настолько общие интересы, чтобы возникли отношения.

Атака. Нужную специальность получить сложно, а левое направление только помешает.

В юности мы ещё не знаем кем нам комфортные работать. Мы не можем осознано выбрать правильную специальность из-за небольшого жизненного опыта. О том, как мало людей работают по профессии слагают анекдоты. Зачем шеф-повару образование логиста? А работнику таможни физмат? При устройстве на работу такое образование ничем вам не поможет.

Нет, вам конечно скажут «Вы молодец» но при этом подумают «Вы молодец, но ваше образование для нашей работы бесполезно». В каких-то случаях наличие высшего образования негативно скажется на устройстве.

Защита. Образование учит нас системному мышлению.

В школе и в ВУЗе мы решаем сотни задач, готовим презентации, проходим экзамены, пишем тесты. Все эти навыки нам пригодятся в будущей жизни.

Чем по сути экзамен по философии отличается от собеседования? И там и там вы должны показать себя и свои знания в выгодном свете. А чем хорошая работа отличается от работы на лекциях и семинарах? Преподаватель ещё до экзамена знает уровень своих учеников, и формирует отношение к ученику. Такое же отношение к вам должно возникать и у вашего работодателя.

Таким образом, даже если отбросить информацию, которую мы запоминаем мы учимся трудиться и сотрудничать с преподавателями.

Атака. Выпускники ВУЗов имеют невероятно завышенные ожидания.

Почему работодатели ненавидят людей с высшем образованием? Это их завышенные ожидания. Люди приходят без знаний, без опыта, без истории работы и хотят получать нереально большие деньги. То есть работодателю за свои деньги надо вас обучить работать и при этом он должен платить вам высокую зарплату. Рассказ о собеседовании на должность web программиста:

Нашей компаний нужен был человек, способный быстро создавать сайты с нестандартным функционалом. Зарплата обсуждалась на собеседовании в зависимости от навыков кандидата.

Одной из тех кто пришёл на собеседования была девушка, придавая после второсортного ВУЗа. В резюме она писала опыт работы в полгода. На собеседовании она призналась что только закончила и ещё не работала.

Перед тем как поговорить о навыках этой девушки я скажу о её ожиданиях в финансовом плане. Она готова работать за 80 000 рублей. Ни больше не меньше. Видимо она слышала, что уважающие себя программисты столько получают. На самом деле столько получают только хорошие программисты. Если у вас нет таланта и высокого уровня подготовки, то даже с опытом работы в 5 лет вы не получите более 50 000-60 000 рублей.

Теперь поговорим о её знаниях. Их нет вообще. Все её знания в программировании это какая-то дипломная работа по вопросу связанному с базами данных. То есть наша компания вместо профессионала сразу же делающего сайты получит девочку, которую кому-то нужно обучать около двух лет, чтобы она могла себя называть программистом. При этом скорее всего хорошим специалистом она все-равно не станет. Как вы думаете, работодатель будет рад такой перспективе? А за 80 000 рублей в месяц? Меньше же эта особа получать не хочет.

Я бы посоветовал этой девушке набраться опыта на работе, за которую будут платить 20 000-30 000 рублей. И уже после 2-3 лет успешной работы и кучи реализованных проектов пробоваться на столь высокооплачиваемую должность. По другому у неё ничего не получится, даже если она очень талантливая.

Защита. Существуют должности где наличие высшего образования обязательно.

Существуют многие высокооплачиваемых мест, где наличие высшего образование обязательно. Да, обычно к этому добавляют наличие опыта работы, навыков, личной привлекательности. Если работодатель так жёстко относится к выбору кандидата, то скорее всего идёт большой конкурс на место. Но наличие высшего образования в этом случае обязательно.

Атака. Таких должностей мало и всегда есть альтернатива.

Такие вакансии действительно есть, но их мало. Вы не останетесь без работы без высшего образования. Кроме того существуют много работ, где вы будете получать в зависимости от продаж, выполнения плана, количества проектов и других показателей. В этом случае наличие высшего образования никак вам не поможет. Только ваши способности и усердие поможет вам получать больше остальных.

В добавок хочется указать на международное исследование. Анализировали всех миллиардеров мира в надежде узнать, зависит ли как-либо их успех от наличия или отсутствия высшего образования. В результате получили однозначный ответ. Их состояние никак не зависит от образования. Условно говоря, половина миллиардеров имеет высшее образование, а половина не имеет.

Защита. Даже поначалу бесполезные навыки вам могут пригодиться.

Навыки, которые мы изучаем на первый взгляд могут казаться бесполезными, но на деле оказываются востребованными в жизни. Вот личное мнение

Не всегда мы можем оценить, какие навыки нам пригодятся в жизни. Я всегда думал, что моя жизнь будет связана с точными науками. Другие предметы мне не давались и я замаялся ими из под палки.

Я работаю больше 3 лет программистом и интернет маркетологам. Какие знания мне пригодились по работе больше всего? Английский язык, Русский язык и литература.

Языки программирования во многом схожи с иностранными языками. Весь синтаксис написан на английском. Много важной документации доступна исключительно на английском и переводчик мало помогает в понимании текста.

По своей работе мне часто приходится принимать, редактировать или самому писать тексты. Мои гигантские проблемы в пунктуации и орфографии, относительно небольшой запас слов и выражений тормозит моё развитие.

Эти работы больше связаны со школьными навыками, но и в институте можно почерпнуть многое, чем вы будете пользоваться. Например, опыт в проведении лабораторных работ по физике помогает лучше проводить тестирование новых решений.

Атака. Деньги потраченные на высшее образование — это целый капитал.

Сколько денег мы тратим на выше образование? Давайте вместе посчитаем, а потом решим окупится ли оно когда-нибудь.

Первый случай, когда образование у нас платное. Смотрим на средненький ВУЗ. Готовьте 100-120 тысяч рублей в год. Плюс во время обучения платёж будет увеличиваться на 10 процентов. Инфляция подстегивает рост цен, а по договору 10% это допустимая величина. Учиться нам нужно в среднем 5 лет. 600 000 рублей как не бывало.

Даже если мы не платим за обучение, мы могли бы работать эти 5 лет, нарабатывать опыт и получать доход. В крупных городах без образования вы начнёте с 20 тысяч рублей и через 5-6 лет, если вы готовы работать, совершенствовать свои рабочие навыки и становиться специалистом в своей сфере, то на 40-50 тысяч рублей в месяц вы можете рассчитывать. В среднем 30 тысяч рублей — 360 тысяч в год, 1 860 000 рублей. Да вы могли бы стать миллионером! А если вы при этом ещё и платите за обучение вы теряете 2 460 000 рублей. Извините, но это стоимость квартиры в ближнем Подмосковье.

Да вы можете сказать, что можно работать и учиться, но это очень сложно и негативно скажется либо на вашем обучении, либо на работе. В любом случае вы не досчитаетесь кругленькой суммы. К тому, из моего жизненного опыта могу сказать, что кандидат с высшим образованием, но без опыта не получит больше 25-28 тысяч рублей, в то время как специалист и пятилетнем опытом работы может получать 50 тысяч.

То есть вы не только теряете деньги, но и оказываетесь менее оплачиваемым сотрудником. Ситуация может поменяться только после года работы с тех пор как вы получили высшее образование. Но квартиру вы к этому моменту уже потеряли.

Заключение

Наша задача была в том чтобы быть объективным во время спора. Мы старались отставить интересы обеих сторон. На сколько у нас это получилось решать вам.

Каждый для себя должен решить, нужно ли ему образование. Принимайте решение, исходя из своей жизненной ситуации, стремлений, связей, интересов. Нашей задачей было лишь дать пищу для размышлений. Желаем сделать вам правильный выбор и не разочароваться в нем впоследствии.