Джон Уилер и «Это из частицы. Джон Арчибальд Уилер

До появления эволюционирующей модели Вселенной А.А. Фридмана в науке не стояла проблема возникновения мира . В рамках же модели эволюционирующей Вселенной наука должна ответить на вопросы: из чего рождается Вселенная? почему произошёл БВ?

Если для науки высшим идеалом является эксперимент и теоретическое доказательство, то, как научно ответить на вопрос о происхождении мира? Согласно мифу мир рождается как актуализация воли гипертрофированной силы природы, в религии есть сверхприродный творец, для философских систем – существует предустановленная гармония (Лейбниц), мир рождается как актуализация воли познающего себя разума (Гегель). Как же современная наука объясняет проблему начала?

Проблема сингулярности наиболее сложная из всех, стоящих перед теорией Э. А.Д. Линде в проблеме сингулярности выделяет следующие вопросы:

· если Вселенная рождается из состояния бесконечной плотности один раз, то это принципиально ненаблюдаемое событие, но что было до начала расширения?

· что это за дофизическое состояние материи (r=10 94 г/см, R=10 -33 см)? физической интуиции трудно смириться с тем, что когда-то не было ни Вр, ни Пр;

· откуда же тогда взялась наша Вселенная?

В современной науке проблему причины БВ пытаются решить с помощью теорий инфляции и космического бутстрэпа . Вселенная начала своё существование из состояния вакуума. Вакуум есть “фермент” квантовой активности, кишащий виртуальными частицами, сложными взаимодействиями и содержащий гигантскую потенциальную энергию, лишённый вещества и излучения. Вакуум имеет структуру разных типов, образование каждой структуры влекло за собой переход вакуума в иную энергетическую форму.

Этот вакуум бесконечной плотности самопроизвольно взорвался под действием сил отталкивания, за счёт собственной энергии. Самосозидающаяся Вселенная вытянула сама себя за собственные “шнурки”. А.Д. Линде допускает, что наша Вселенная вследствие квантовых флуктуаций могла “отпочковаться” от какой-то другой, возможно вечной, Мегавселенной, матрицы существования (Линде 1987: 14; Девис 1989: 210-215; Павленко 1997: 206-213).

Вторая группа космологических проблем – проблемы антропного космологического принципа , связаны с объяснением: совпадения больших чисел, имеющих порядок 10 40 и удивительных совпадений фундаментальных постоянных как будто ради появления человека во Вселенной.

А. Эддингтон и П. Дирак в 30-е гг. выявили проблему больших чисел . Анализируя физические константы, они обнаружили постоянное присутствие величины 10 40: общее число нуклонов во Вселенной »10 80 , постоянная Хаббла »10 42 , гравитационная постоянная -1 »10 40 , масса звезды »10 40 , число протонов в звезде »10 40 . П. Девис в книге Случайная Вселенная приводит 9 примеров с числом 40. Случайны ли эти совпадения больших чисел (Казютинский 1970; Девис 1985: 96-97; Павленко 1997: 236-237)?


С другой стороны оказалось, что многие физические свойства и соотношения не выглядят теоретически необходимыми, и с точки зрения современной космологической теории Вселенная могла бы обладать иными фундаментальными параметрами (массы и количество нуклонов, константы сильного и гравитационного взаимодействия, скорость инфляции, заряд электрона и др.). Но даже небольшое изменение хотя бы одной из множества констант делает немыслимым возникновение известных нам форм жизни и, Þ , человека.

q Если бы масса нейтрино была бы не 5·10 -35 кг(5·10 -5 массы электрона),а 5·10 -34 , то сила гравитации нейтрино вызвала бы радикальное изменение расширения. Вселенная уже давно начала бы обратное сжатие (коллапс).

q Если бы соотношение количества нейтронов и протонов изменилось на десятую долю процента, то Н было бы очень мало и не было бы ни воды, ни макромолекул жизни.

q Если бы масса нейтрона была не 1, а 0,9998, то не было бы ни ядер, ни атомов (Девис 1985: 98-131).

q Если бы через секунду после БВ скорость расширения оказалась хоть на одну сто тысяча миллион миллионную меньше, то произошло бы повторное сжатие Вселенной, и она никогда бы не достигла современного состояния (Хокинг 1990: 107).

q Изменение любого из 4 взаимодействий внутри звёзд всего лишь на 10 -40 его величины повлекло бы за собой катастрофу для звёзд типа Солнца (Девис 1989: 265).

q Необычайно точно, до 55-ого знака после запятой, самосогласованы энергетические структуры вакуума, так, что энергия вакуума примерно ровна нулю, если бы энергия была, например, отрицательной, то давно бы уже был коллапс.

Возникают вопросы: а случайны ли эти совпадения, с точки зрения возникновения жизни, интеллекта? была ли Вселенная изначально запрограммирована на возникновение жизни и человека? правомерно ли определять жизнь субстратно и, если бы были другие постоянные, могли бы возникнуть другие формы интеллекта в физической Вселенной? почему существует корреляция мир-наблюдатель?

В 1973 г. Б. Картер в Кракове на симпозиуме, посвящённом 600-летию Н. Коперника, выступил с докладом Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии . Существование разумных существ сильно зависит от структуры физического мира, наше существование влечёт за собой строгий отбор типов Вселенной, мы видим Вселенную такой, как она есть потому что, будь она другой, нас бы здесь не было, и мы бы не могли её наблюдать. Это так называемый сильный вариант антропного принципа: человек – некая цель, которая осуществилась во Вселенной. Один из самых известных сторонников антропного принципа Дж. Уилер задаёт такой вопрос: а не замешан ли человек в проектировании Вселенной более радикальным образом, чем мы думали до сих пор? Последовали и другие телеологические интерпретации:

· здравая интерпретация фактов даёт возможность предположить, что в физике, а также химии и биологии экспериментировал “сверхинтеллект”, и что в природе нет слепых сил (Ф. Хойл);

· для того чтобы жизнь в нашей Вселенной могла балансировать на лезвии бритвы, нужна была меткость эксперта (Д. Лесли).

· Вселенная – гигантская лаборатория, где кто-то проводит эксперимент. Вселенная такова, что условия для появления наблюдателя оказались в ней “запрограммированы” с величайшей точностью (Хойл 1968; Уилер 1978: 368; Хокинг 1990; Кутырев 1994: 48; Казютинский 1970, 1996: 164-168).

Некоторые учёные приходят к выводу, что антропный принцип есть следствие вакуумной динамики, самоорганизации и суперсилы Вселенной, того, что многие называют Богом. По Э. Янчу, Бог не творец, а разум Вселенной. Возможно, законы самоорганизации и есть сверхзнание, сверхзаконы.

И.С. Шкловским была предложена “материалистическая ” интерпретация сильного варианта: жизнь и мы – неотъемлемая часть Вселенной, следствие Э. Вселенная – это мы, поэтому не надо удивляться, что она так прекрасно приспособлена для жизни. Но с таким подходом не согласился С. Хокинг: трудно поверить, что всё это гигантское сооружение Вселенной существует только ради нас.

Поэтому уже у Картера прозвучала и слабая интерпретация антропного принципа: наше положение во Вселенной должно быть совместимо с нашим существованием как наблюдателей. Существуют две интерпретации слабого варианта антропного принципа (“временная ” и “пространственная ”):

v Совпадение чисел имеет место лишь в определённую эпоху Э Вселенной, наблюдатель мог появиться лишь после того, как были созданы предпосылки для его возникновения, а это произошло в эпоху совпадения числовых постоянных (Казютинский 1996: 162-163).

v С данными СЕ, инфляционной моделью Вселенной согласуется “пространственный” вариант. Наша Вселенная представляет собой только одну из множества флуктуаций вакуума, каждая из которых находится за “порогом событий” относительно остальных, в этих многообразных областях Пр реализуется бесконечное разнообразие фундаментальных физических параметров. Условия, необходимые для возникновения известных нам форм жизни и человека, выполняются только в некоторой области Вселенной. В той области Вселенной, где сочетание параметров именно таково, возможна жизнь и Наблюдатель. В других областях Вселенной реализуются другие варианты Э, там либо нет наблюдателей, либо наблюдатели другие (Девис 1985: 132-154; Рьюз 1991; Селиванова 1993).

Этот вариант антропного принципа поднимает проблему иных цивилизаций : является ли наша планета единственной “разумной” точкой во Вселенной или Земля – одна из множества планет, на которых существуют другие формы жизни и разума? Варианты ответа:

Ö облик человека универсален для всей Вселенной (И.А. Ефремов);

Ö если в других областях Вселенной действительны законы сохранения и материя обладает свойством активности, то выделение устойчивых неравновесных процессов неизбежно (А.П. Назаретян);

Ö формы вещественной организации и отражения могут определяться иными законами и существенно отличаться от известных нам форм жизни и интеллекта, например, Солярис – планета-мозг С. Лема (Назаретян 1991:68; Казютинский 1999:345; Гиндилис 2001: 138-147).

Но инфляционная модель, согласуясь со слабым вариантом антропного принципа, порождает проблему доменных стенок : теория СП приводила к выводу, что Вселенная разбита на множество областей (доменов). Между областями должны возникать доменные стенки с колоссальной плотностью энергии (Линде 1987: 9, 15).

Существует и финалистский вариант антропного принципа, который претендует не на объяснение прошлого или настоящего Вселенной, но поднимает проблемы будущего Интеллекта в космологических прогнозах:

¨ запрограммирована ли Вселенная на выход человека в Космос?

¨ будет ли Вселенная вечно расширяться, или расширение сменится сжатием и коллапсом? если Вселенная замкнутая, то она должна сжаться, вернуться к сингулярности, приведут ли после этого квантовые флуктуации к рождению новой Вселенной?

¨ если Вселенная рождается, то должна ли Вселенная умереть?

¨ ограничены ли частицы вещества сроком существования?

¨ есть ли шанс на беспредельность Интеллекта в космологических прогнозах?

¨ существуют ли инструментальные, технологические пределы возможностей Интеллекта?

Подавляющему большинству специалистов по космологии человеческое существование видится бессмысленным. Какая бы космологическая модель ни оказалась правильной, ни в одной из них мы не находим утешения. Вселенная развилась из незнакомых начальных условий и ей предстоит угасание в бескрайнем холоде. Чем более постижимой представляется Вселенная, тем более она кажется бессмысленной (Вайнберг 1981: 139-144).

Но в пессимистических космологических прогнозах не учитывается обратное влияние Интеллекта, о чём писали русские космисты. В русскомкосмизме выделяют различные направления (Русский космизм 1993; Стёпин, Кузнецова 1994: 236; Лесков 1996; Казютинский 1999: 338-339):

· художественное направление (В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин);

· эзотерический антропокосмизм (Е.И. Блаватская, Рерихи);

· религиозно-философский теоантропокосмизм (Н.Ф. Фёдоров);

· естественнонаучный космизм (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Л.В. Лесков).

Смыслы религиозно ориентированного космизма концентрируются не столько вокруг технических идей выхода человека в Космос, сколько на духовном, нравственном преображении человека в богочеловека, фантастической идее физического воскрешения предков человека. Н.Ф. Фёдоров спрашивал: знание об ожидающей Землю судьбе, неизбежном конце, обязывает ли нас к чему-либо? И отвечал: средство спасения есть сознание, задача человека состоит в устройстве регулирующего аппарата, без которого Солнечная система остаётся слепою.

К.Э. Циолковский много писал о влиянии разумных существ на развитие и устройство Вселенной, мысли как факторе Э. Но уже Циолковский знал, что физические условия за пределами Земли неблагоприятны для жизни, Þ , есть две возможности:

¨ преобразование Космоса и создание искусственной среды обитания (“эфирные поселения”, “космические колонии”);

¨ изменение биологической природы самого человека, появление существа, способного жить непосредственно в космической среде. Многие страницы работ основоположника космонавтики посвящены таким размышлениям.

Космисты, рассматривая человека как промежуточное существо, ставили проблему изменения биологического облика человека для целей космической экспансии. Проблема перехода к суперцивилизации связана с ответом на вопросы: есть ли предельные возможности в развитии Интеллекта, определяемые физическими, биологическими и социальными требованиями, есть ли предел развития? или, как считал Циолковский, ограничений на масштабы деятельности цивилизаций (уровень энергопотребления, развитие генной инженерии, искусственного интеллекта) не существует?

Проблемам космологии посвящены многие работы В.В. Казютинского (Казютинский 1970, 1991; 1999: 344-345).

Американский физик-теоретик.


Родился 9 июля 1911 в Джексонвилле (шт. Флорида). По окончании университета Джонса Хопкинса в 1933 получил стипендию для продолжения образования и в течение двух лет работал в Копенгагене у Н.Бора, где стал свидетелем рождения ядерной физики. В 1935 Уилер вернулся в Америку и до 1938 работал в университете штата Северная Каролина. Задолго до В.Гейзенберга ввел в теорию поля матрицу рассеяния (S-матрицу), явившуюся важным инструментом для описания взаимодействий. В 1938 был приглашен в Принстонский университет, в 1947 стал профессором, в 1951–1953 являлся директором стеллараторного проекта «Маттерхорн». В 1939 вместе с Н.Бором Уилер разработал теорию деления атомного ядра, доказал, что под действием тепловых нейтронов делится редкий изотоп урана U-235, математически обосновал возможность цепной ядерной реакции деления урана, развил методы управления ядерным реактором.

В 1948–1949 Уилер выдвинул идею универсальности взаимодействия Ферми, в 1953 развил (совместно с Д.Хилом) коллективную модель ядра, постулировал существование двух способов деления урана остановившимися мюонами: захват m– -мезона и безызлучательные переходы в мюонных атомах.

С середины 1950-х интересы Уилера переместились в область релятивистской астрофизики и теории гравитации. Уилер – один из создателей геометродинамики, изучающей структуру пространства-времени малых масштабов. Широко известны его исследования, посвященные квантованию гравитационного поля, гравитационному коллапсу, структуре материи высокой плотности. Уилеру принадлежит теория нейтронных звезд, именно он предложил термин «черная дыра». Уравнение Харрисона – Уилера используется для анализа процессов, протекающих в недрах умирающих звезд.

В 1976 Уилер был приглашен на должность директора Центра теоретической физики Техасского университета в Остине.

Уилер известен как прекрасный лектор. Многие его ученики стали крупными специалистами в области ядерной физики. В соавторстве с другими учеными им написаны шесть книг по фундаментальным проблемам физики, одна из них – монументальный труд Гравитация (Gravitation, 1973, в соавторстве с его бывшими студентами К.Торном и Ч.Мизнером).

В 1966 Уилер был избран президентом Американского физического общества. Награжден медалями А.Эйнштейна (1965), Э.Ферми (1968), Б.Франклина (1969), Национальной медалью за науку (1971) и др.

Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки Хорган Джон

Джон Уилер и «Это из частицы»

Джон Уилер и «Это из частицы»

Как кажется, Бете, Вайнберг и Мермин предполагали, что квантовая механика, по крайней мере в качественном смысле, и есть окончательная теория физики. Некоторые физики и философы предположили, что они смогут пенять квантовую механику, если только определят ее смысл, найдут Ответ. Один из самых влиятельных и изобретательных интерпретаторов квантовой механики и современной физики в целом - Джон Арчибальд Уилер (John Archibald Wheeler) . Уилер - это архетипичный физик из тех, кто считает физику поэзией. Он известен своими аналогиями и афоризмами, собранными и придуманными им самим. Когда теплым весенним днем я брал у него интервью в Принстоне, он завалил меня высказываниями типа:

«Если я не могу это представить, я не могу это понять».

(Эйнштейн);

«Унитарианизм (религия Уилера) - это пуховая перина для ловли падающих христиан».

«Никогда не беги за автобусом, женщиной и космологической теорией, потому что через несколько минут появится еще одна».

(приятель Уилера по Йельскому университету);

«Если тебе за весь день не встретилось ничего странного, то это был потерянный день».

Уилер также славится своей физической энергией. Когда мы вышли из его кабинета, расположенного на третьем этаже, чтобы пообедать, он презрительно отказался от лифта, заявив, что они «ужасны для здоровья», и побежал вниз по лестнице. На каждой площадке он хватался рукой за перила и разворачивался, увеличивая тем самым центробежную силу на вираже, и несся вниз по следующему пролету лестницы.

У нас проводятся соревнования, кто быстрее сбежит по лестнице, - бросил он через плечо.

На улице Уилер, скорее, маршировал, чем шел, размахивая руками в такт шагам. Он остановился, только когда мы дошли до двери, причем он, как всегда, был первым. Уилер открыл ее передо мной. Войдя внутрь, я остановился, думая о нем с почтением - в то время Уилеру было почти 80, - но через мгновение он пронесся мимо меня, направляясь к следующей двери.

Метафора была настолько очевидной, что я понял, что Уилер имел в виду. Он сделал карьеру, убегая вперед от других ученых и открывая им двери. Он помог получить признание - или по крайней мере внимание - некоторым из самых причудливых идей современной физики, от черных дыр до множественности Вселенных и до самой квантовой механики. Уилера уже давно могли бы уволить, как веселого, но чокнутого, если бы у него не было таких отличных рекомендаций. В начале двадцатых он отправился в Данию, чтобы поучиться у Нильса Бора («потому что он видит дальше, чем любой другой живой человек» - написал Уилер в заявлении на стипендию). Бор оказал самое глубокое влияние на мысль Уилера. В 1939 году Бор и Уилер опубликовали первую статью, успешно объяснившую деление атомного ядра в терминах квантовой физики.

Знание Уилером ядерной физики привело к его включению в группу по созданию первой бомбы, основанной на делении атомного ядра, во время Второй мировой войны, а в начале холодной войны - первой водородной бомбы. После войны Уилер стал одним из ведущих авторитетов по теории относительности Эйнштейна. В конце шестидесятых он придумал термин «черная дыра» и сыграл главную роль в убеждении астрономов, что эти странные, бесконечно плотные объекты, предсказанные теорией Эйнштейна, могут фактически существовать. Я спросил Уилера, какое свойство позволило ему поверить в такие фантастические вещи, которые другие физики приняли с явной неохотой.

Сильное воображение, - ответил он. - Мне очень нравится вот эта фраза Бора:

«Вы должны быть готовы к сюрпризу, и очень большому сюрпризу».

Начиная с пятидесятых годов его все больше заинтриговывал философский смысл квантовой физики. Наиболее широко принятой интерпретацией квантовой механики была так называемая ортодоксальная интерпретация (хотя «ортодоксальная» кажется странным описанием такой радикальной точки зрения, распространенной во всем мире). Ее также называли копенгагенской интерпретацией, потому что ее представил учитель Уилера Бор в серии лекций в Копенгагене в конце двадцатых годов. Она утверждала, что такие субатомные сущности, как электроны, реально не существуют; они существуют в вероятностном переходном состоянии, пока не переводятся в единое состояние актом наблюдения. Электроны и протоны могут действовать как волны или как частицы, в зависимости от типа эксперимента.

Уилер был одним из первых выдающихся физиков, предположивших, что реальность может быть не полностью физической; в некотором смысле наш космос может быть явлением, требующим акта наблюдения, - и, таким образом, самим сознанием. В шестидесятые годы Уилер помог популяризировать печально известный антропический принцип. По сути, он утверждает, что Вселенная такова, какова она есть, потому что если бы она была другой, то и нас бы здесь не было, чтобы наблюдать за ней. Уилер также стал привлекать внимание коллег к некоторым интригующим связям между физикой и теорией информации, которая была предложена в 1948 году математиком Клодом Шенноном (Claude Shannon) . Физика строится на элементарной, неделимой сущности, а именно на кванте, который определяется в результате наблюдения. То же происходит и с теорией информации. Ее квант - это бинарная единица, или бит (единица информации), который является посланием, представляющим один из двух вариантов выбора: орел или решка, да или нет, ноль или единица.

Уилер еще больше уверился в важности информации после того, как придумал эксперимент, открывший для нас странность квантового мира. Эксперимент с отложенным выбором Уилера - это вариация знаменитого (но не классического) эксперимента с двумя щелями, Демонстрирующего шизофреническую природу квантового явления. Когда электроны направляют на барьер, в котором имеются две щели, они действуют подобно волнам: электроны идут через обе щели одновременно и формируют то, что называется интерферограммой, создаваемой перекрыванием одной волны другой, когда они ударяются о детектор в дальней от барьера частиц Однако если физик закрывает каждый раз по одной щели, электроны проходят через открытую щель как сбытые частицы и интерференционная картина исчезает. В эксперименте отложенного выбора экспериментатор решает, оставить ли открытыми обе щели или закрыть одну после того, как электроны уже прошли сквозь барьер - с теми же результатами. Кажется, что электроны заранее знают, что выберет физик, чтобы наблюдать за ними Этот эксперимент был проведен в самом начале девяностых годов и подтвердил предсказание Уилера.

Уилер объясняет эту загадку еще одной аналогией. Он сравнил работу физика с работой водящего в известной игре, когда над водящим решают подшутить. Этом варианте игры один человек выходит из комнаты, в то время как оставшиеся - или так думает водящий - Загадывают какую-то личность, место или вещь. Затем водящий возвращается и пытается догадаться, что загадали остававшиеся в комнате, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет». Но водящий не знает, что над ним решили подшутить. Первый, кому водящий задаст вопрос, придумывает предмет только после того, как водящий задаст вопрос. Все остальные будут делать то же самое, давая ответы, согласующиеся не только с конкретным вопросом, но и со всеми предыдущими вопросами.

Слова в комнате не было, когда я вошел, хоть я думал, что оно там есть, - объяснил Уилер.

Таким же образом электрон, перед тем как физик решит за ним наблюдать, не волна и не частица. Он в некотором роде нереален: он существует как неопределимая неопределенность.

Пока не начнешь задавать вопросы, ничего не получишь, - сказал Уилер. - Ситуация не может заявить о себе, пока не задашь свой вопрос. Но один вопрос предотвращает и исключает другой. Так что если вы спросите, где в настоящий момент находится моя голубая мечта - а мне всегда интересно спрашивать у людей об их голубой мечте, - я сказал бы, что она заключается в идее, что все происходящее может быть сведено до чего-то, в широком смысле подобного той игре с вопросами.

Уилер сконцентрировал эти идеи во фразу, напоминающую коан из дзэн-буддизма: «Это из частицы». В одном из своих эссе, написанных в свободной форме, Уилер объясняет упомянутую фразу следующим образом: «…каждое „это“ - каждая частица, каждое силовое поле, даже само пространство-время - имеет началом своей функции, значения, всего своего существования - даже непрямо в некоторых случаях - ответы на вопросы, предполагающие ответа „да“ или „нет“, бинарные выборы, биты ».

Вдохновленная Уилером большая группа ученых - специалистов по информатике, астрономов, математиков, биологов и физиков - в конце восьмидесятых начала исследовать связи между теорией информации и физикой. Подключились даже некоторые теоретики, занимающиеся суперструнами, пытаясь связать воедино квантовую теорию поля, черные дыры и теорию информации с пучком струн. Уилер признал, что эти идеи были еще сырыми и не готовыми для строгого тестирования. Он и его коллеги-исследователи все еще пытались выяснить «характер и рельеф местности» и «учились, как выразить вещи, которые мы уже знаем, на языке теории информации». Усилия могут привести в тупик, сказал Уилер, или к новому мощному видению реальности, «всего представления».

Уилер подчеркнул, что у науки осталось еще много тайн.

Мы все еще живем в периоде детства человечества, - сказал он. - Все эти горизонты начинают зажигаться в наши дни: молекулярная биология, ДНК, космология. Мы просто дети, ищущие ответа.

Он выдал еще один афоризм:

Так же, как увеличивается остров наших знаний, растет и наше невежество.

Тем не менее он тоже был уверен, что люди когда-нибудь найдут Ответ. В поисках цитаты, которая выразила бы его веру, он вскочил и достал книгу о теории информации и физике, в которую было включено его эссе. Открыв ее, он прочитал: «Конечно, когда-нибудь, и в этом можно быть уверенным, мы ухватим основную идею всего этого, такую простую, такую красивую, такую побуждающую к действию, что скажем друг другу: „О, как же могло быть иначе! Как мы все могли быть настолько слепы так долго!“». Уилер поднял глаза от книги; выражение его лица было блаженным.

Я не знаю, сколько потребуется - год или десятилетие, - но я думаю, что мы можем понять основную идею и поймем ее. Это - главное, за что я намерен стоять. Мы можем понять и поймем.

Многие современные ученые, отметил Уилер, разделяют его веру в то, что люди когда-нибудь найдут Ответ. Например, Курт Гедель, когда-то живший по соседству с Уилером в Принстоне, верил, что Ответ могли уже обнаружить.

Он думал, что, может, в бумагах Лейбница, которые в то время еще все не изучили, мы найдем - что там было за слово? - ключ философа, магический путь, чтобы найти истину и решить любой набор загадок.

Гедель считал, что этот ключ «даст человеку, понявшему его, такую силу, что можно будет доверять знание этого ключа только высокоморальным людям».

Тем не менее учитель самого Уилера, Бор, очевидно, сомневался, может ли наука вообще или математика достичь такого откровения. Уилер узнал о взглядах Бора не от самого великого человека, а от его сына. Как сказал Уилеру сын Бора после смерти отца, Бор считал, что поиск окончательной теории физики может никогда не прийти к удовлетворительному результату; по мере того как физики пытаются глубже проникнуть в природу, они будут сталкиваться с вопросами все возрастающей сложности и трудности, которые в конце концов подавят их.

Наверное, я более оптимистичен, - сказал Уилер.

Ирония заключается в том, что собственные идеи Уилера предполагают, что окончательная теория всегда будет миражом, что истина в некотором смысле воображаема, а не объективно понята. В соответствии с «это из частицы» мы создаем не только истину, но и саму реальность - «это» - вопросами, которые мы задаем. Точка зрения Уилера опасно приближается к релятивизму или даже хуже. В самом начале восьмидесятых организаторы ежегодного собрания Американской ассоциации развития науки включили Уилера в программу вместе с тремя парапсихологами. Уилер пришел в ярость. На собрании он четко дал понять, что не разделяет мнения тех, кто выступает вместе с ним по вопросу физических явлений. Он раздал памфлет, в котором сказал о парапсихологии: «Там, где дым, там дым».

Тем не менее сам Уилер предполагал, что нет ничего, кроме дыма. «Я стопроцентно серьезно отношусь к идее, что мир является плодом воображения», - сказал он однажды пишущему о науке физику Джереми Бернштейну (Jeremy Bernstein) . Уилер прекрасно понимает, что этот взгляд с эмпирической точки зрения ничем не подкреплен: где был разум, когда родилась Вселенная? И что поддерживало Вселенную миллиарды лет до того, как мы появились? Тем не менее он смело предлагает нам прекрасный, отрезвляющий парадокс: в сердце всего - вопрос, а не ответ. Когда мы вглядываемся в глубочайшие тайники материи или в самый дальний угол Вселенной, мы видим в конце концов наши собственные удивленные лица, глядящие на нас самих.

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

12.3. Лилипуты пространства и времени (элементарные частицы) После революционных открытий в физике на рубеже XIX–XX вв. было установлено, что атомы делимы и имеют сложное строение – состоят из более мелких частиц, взаимодействующих одна с другой, благодаря чему возможны

Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Элементарные частицы. Лилипуты пространства и времени После революционных открытий в физике на рубеже XIX–XX вв. было установлено, что атомы делимы и имеют сложное строение – состоят из более мелких частиц, взаимодействующих одна с другой, благодаря чему возможны разные

Из книги Философский камень гомеопатии автора Симеонова Наталья Константиновна

Джон Ди Как осуществлялась связь между розенкрейцерами, которые жили в разных странах Европы? Кто был связующим звеном?Им был Джон Ди. Потом, уже после его смерти в 1608 году, начали печататься Манифесты розенкрейцеров. Именно Джон Ди формировал мышление розенкрейцеров,

Из книги Тени разума [В поисках науки о сознании] автора Пенроуз Роджер

5.11. Местонахождение частицы и ее количество движения Еще более наглядным примером такого рода является квантовомеханическая концепция положения частицы в пространстве. Выше мы говорили о том, что состояние частицы может включать в себя суперпозицию двух или более

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Лилипуты пространства и времени. Элементарные частицы После революционных открытий в физике на рубеже XIX–XX вв. было установлено, что атомы делимы и имеют сложное строение – состоят из более мелких частиц, взаимодействующих одна с другой, благодаря чему возможны разные

Из книги Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

1. ДЖОН ОСТИН Сказать, что А что-то имел в виду под х, значит сказать, что А намеревался, употребив выражение х, этим своим употреблением показать определенное воздействие на слушающих посредством того, что слушающие опознают это намерение. В данном примере использование

Из книги Новый ум короля [О компьютерах, мышлении и законах физики] автора Пенроуз Роджер

Уравнение движения Лоренца; убегающие частицы Система уравнений Максвелла в том виде, как мы ее выписали, не является, на деле, полной. Эти уравнения великолепным образом описывают распространение электрических и магнитных полей при наличии заданного распределения

Из книги Философия Науки. Хрестоматия автора Коллектив авторов

Квантовое состояние частицы Как выглядит «физическая реальность» на квантовом уровне, где различные «альтернативные возможности», открытые перед системой, должны всегда обладать способностью сосуществовать, образуя суммы со странными комплекснозначными весами?

Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл Арнольд

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Четыре силы и их виртуальные частицы Давайте сосредоточимся на TOE физики, так называемой «единой теории поля» и подумаем о силах и полях. В сегодняшней физике есть повседневная реальность, состоящая из пространства, времени и объектов. Внутри объектов имеются различные

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Частицы и волны В 1690 г., когда Ньютон писал свои «Принципы», в которых выражались его идеи относительно физики и математики, европейское Возрождение было в самом разгаре. Ньютон представлял себе частицы как неделимые порции материи с конкретным известным местоположением

Из книги автора

Сновидения и частицы Корпускулярно-волновое описание материи, наблюдаемой в общепринятой реальности, и ее загадочная непознаваемая природа вне ОР не столь чужды нашему пониманию, как мы могли бы поначалу подумать. Психологи хорошо знают эту проблему; они должны часто

Из книги автора

33. Атомная энергия и виртуальные частицы Постепенно создавая духовное тело с помощью медитативных упражнений, китайцы пытались в этой жизни отделять энергии, связанные с обычным телом и таким образом наделять… самость – новым телом… Таким способом вокруг

Из книги автора

Виртуальные части и частицы в психологии Здесь важно вспомнить, что мы делаем множество вещей, которые не можем видеть. Психология, как и физика, полна виртуальных вещей, частей и частиц. Большинство школ психологии говорят о таких виртуальных вещах, как тень, анимус,

Из книги автора

Виртуальные частицы и внутренняя работа Понятие частицы эволюционировало во времени. В первой части XX в. понятие четко ограниченной частицы материи, появившееся четыре века назад, превратилось в понятие волноподобного пакета в квантовой механике. Теперь, в новейшей

Из книги автора

4. Элементарные частицы До конца 19 века считалось, что атомы представляют собой неделимые частицы вещества. После революционных открытий в физике, сделанных на рубеже прошлого и нынешнего столетий было установлено, что атомы делимы и имеют сложное строение. Они состоят

Уи́лер Джон (полн. Джон Арчибальд Уилер, John Archibald Wheeler) (9 июля 1911, Джексонвилл, Флорида - 13 апреля 2008, Хайтстаун, Нью-Джерси) - американский физик -теоретик, член Национальной академии наук США (с 1952), президент Американского физического общества (с 1966); автор терминов «черная дыра» (black hole) и «кротовая нора» (wormhole). Научные работы Уиллера посвящены ядерной физике, проблеме термоядерного синтеза, специальной и общей теории относительности, единой теории поля, теории гравитации, астрофизике.

По окончании университета Дж. Гопкинса и защиты докторской диссертации по физике (1933), Джон Уилер получил стипендию для продолжения образования и в течение двух лет работал в Копенгагене (1933-1935) под руководством Нильса Бора . Вернувшись в Америку, он работал в университете Северной Каролины (1935-1938). В 1937 году, независимо и раньше В.Гейзенберга, он ввел в теорию поля матрицу рассеяния (S-матрицу), ставшую инструментом для описания взаимодействий. С 1938 года ученый работал в Принстонском университете; профессор с 1947 года.

В 1939 году вместе с Нильсом Бором Джон Уилер разработал теорию деления атомного ядра , доказал, что под действием тепловых нейтронов делится редкий изотоп урана U-235. Вместе с Э. Ферми, Юджином Вигнером и Лео Сцилардом он математически обосновал возможность цепной реакции деления урана, первым объяснил отрицательное влияние продуктов деления на ход цепной реакции, показал принципы управления ядерным реактором (1939). Во время Второй мировой войны, Уилер работал над Манхеттенским проектом, целью которого было создание атомной бомбы. Позже Уилер принимал участие вместе с Эдвардом Теллером над созданием водородной бомбы. Джон Уиллер предсказал существование мезоатомов (1947), выдвинул идею универсальности взаимодействия Ферми (1948-1949). В 1951-1953 годах Уилер руководил проектом «Маттерхорн» по изучению возможности создания стелларатора - одного из типов реактора для осуществления управляемого термоядерного синтеза. В 1953 году Уиллер совместно с Д. Хилом развил коллективную модель ядра, постулировал существование двух способов деления урана остановившимися мюонами: захват мюона и безызлучательные переходы в мюонных атомах.

С середины 1950-х годов научные интересы Уилера переместились в область релятивистской астрофизики и теории гравитации. Он стал одним из создателей геометродинамики, изучающей структуру пространства и времени малых масштабов. Его исследования были посвящены квантованию гравитационного поля, гравитационному коллапсу, структуре материи высокой плотности и температуры. Уилер разработал теорию нейтронных звезд. В 1967 году ученый впервые употребил термин «черная дыра», характеризуя область в пространстве и времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть ее не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света. Ранее подобные астрофизические объекты называли в англоязычной научной литературе «сколлапсировавшие звезды», а в русскоязычной - «застывшие звезды» или «коллапсары». Уравнение Харрисона-Уилера используется для анализа процессов, протекающих в недрах умирающих звезд.

В 1976 году Уилер был приглашен на должность директора Центра теоретической физики Техасского университета в Остине . Много сил ученый отдал подготовке новых поколений научных кадров, он был как прекрасный лектор. В соавторстве с другими учеными Уилер создал ряд книг по фундаментальным проблемам физики, одна из них – монументальный труд «Гравитация» (Gravitation, 1973, в соавторстве с его бывшими студентами К. Торном и Ч. Мизнером).

Джон Арчибальд Уилер (John Archibald Wheeler, 9 июля 1911, Джэксонвилл, Флорида, США — 13 апреля 2008, Хайтстаун, Нью-Джерси, США) — американский физик-теоретик, член Национальной академии наук США (с 1952). Президент Американского физического общества в 1966 году. Окончил Университет Джонса Хопкинса (1933). В 1933-1935 годах работал в Копенгагене у Нильса Бора, в 1935-1938 годах в университете Северной Каролины, с 1938 года — в Принстонском университете (с 1947 года — профессор).

Уилером были придуманы два термина, впоследствии широко распространившиеся в науке и научной фантастикечёрная дыра (англ. black hole) и кротовая нора (англ. wormhole).

Научные работы относятся к ядерной физике, проблеме термоядерного синтеза, специальной (СТО) и общей (ОТО) теории относительности, единой теории поля, теории гравитации, астрофизике.

В 1934 году совместно с Грегори Брейтом разработал теорию процесса рождения электрон-позитронной пары при столкновении двух фотонов (так называемого процесса Брейта — Уилера). Независимо от В. Гейзенберга ввёл матрицу рассеяния для описания взаимодействий (1937). Вместе с Нильсом Бором разработал теорию деления атомного ядра, доказал, что, под действием тепловых нейтронов делится редко встречающийся изотоп уран-235 (1939).

Вместе с Энрико Ферми, Юджином Вигнером и Лео Силардом математически обосновал возможность цепной реакции деления в уране, первый объяснил отрицательное влияние продуктов деления на ход цепной реакции, развил методы управления ядерным реактором (1939). Выдвинул идею об универсальности фермиевского взаимодействия (1948-1949), с Д. Хилом развил коллективную модель ядра (1953), предсказал существование мезоатомов (1947).

Работал в области гравитации и релятивистской астрофизики. Является одним из создателей геометродинамики. Исследования посвящены квантованию гравитации, гравитационному коллапсу, структуре материи чрезвычайно большой плотности и температуры.

В 1990 году Уилер высказал предположение, что информация является фундаментальной концепцией физики. Согласно его доктрине «it from bit» все физические сущности являются информационно-теоретическими в своей основе.

Книги (3)

Гравитация, нейтрино и Вселенная

Данное издание является переводом лекций авторитетного американского физика теоретика Дж. Уилера в Международной летней школе физики имени Энрико Ферми в Варенне (Италия). В приложении вы найдете оригинальные статьи автора и других известных зарубежных учёных — Мак-Витти и Мизнера.

В книге поднимается проблематика гравитации, космологии и теории элементарных частиц. Центральное место в книге отведено попытке общего описания гравитационного и электромагнитного полей, включающего топологические обобщения.

Так же поднимаются актуальные вопросы, о взаимных превращениях гравитации и элементарных частиц, роль нейтрино и гравитационных волн в общем балансе энергии во Вселенной. Книга ориентирована на физиков, астрономов и математиков.

Предвидение Эйнштейна

Книга выдающегося американского физика Д.А. Уилера посвящена элементарному изложению геометродинамики — воплощению мечты Эйнштейна «свести всю физику к геометрии».

Автор начинает с элементарных понятий динамики и частной теории относительности, затем переходит к метрике и ее связи с распределением масс, а затем к топологии и «динамической геометрии», геометродинамике. Он подробно рассматривает простейшую задачу геометродинамики — гравитационный коллапс — и в заключение знакомит читателя с применением изложенных идей к проблеме структуры элементарных частиц.

В приложениях собраны необходимые сведения о «арене действия» геометродинамики — суперпространстве и его свойствах.

Физика пространства-времени

Это учебник для начинающих физиков, а так как идеи теории относительности стали в наши дни краеугольным камнем общечеловеческой культуры, это и учебник для всех людей, интересующихся естественными науками. Он написан просто, но скрупулезно строго: его авторы — крупные физики и отличные педагоги.

Книги такого рода полезно читать в два-три, а то и более приемов: сначала как увлекательный роман, а затем как запутанную детективную повесть, в которой нужно разобраться до конца, и знание дальнейшего развития «фабулы» здесь помогает лишь лучше понять суть дела и делает более острой «интригу».

Успехи XIX столетия в развитии механики, электромагнетизма и изучении свойств материи были гармонично объединены в XX веке великими принципами относительности и квантов. Изучать даже начальный курс физики, не пользуясь всей мощью этих основополагающих принципов, — это то же самое, что заниматься мучительной процедурой деления, пользуясь римскими цифрами вместо куда более подходящих арабских.