Крупнейшие этносы и малые народы. Национальный состав населения мира и этнические процессы

Практическая работа 5 Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов.(о)

Раздел 2. Население Земли(3 часа)

Численность населения Земли. Размещение населения.

Практическая работа 6. С равнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира(о)

Народы и религии мира.

Практическая работа 7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов.(и)

Основные виды хозяйственной деятельности, влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Страны мира, их классификация.

Раздел 3. Океаны и материки(50 часов)

Тема1. Океаны(2 часа)

Тихий океан. Индийский океан, Атлантический, Северный Ледовитый

Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов.

Особенности природы, деятельность человека.

Практическая работа 8 Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов(по выбору)(и)

Практическая работа 9 Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов.(о)

Тема 2. Южные материки(1 час)

Географическое положение. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа, климата, внутренних вод. Сходство в расположении природных зон. Карта почв мира. Исследования Африки.

Тема 3. Африка(10 часов)

Географическое положение. Океаны и моря, их влияние на природу. Особенности природы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внешних и внутренних факторов. Размещение полезных ископаемых .

Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни человека.

Природные зоны. Почвы, растительный и животный мир. Заповедники и национальные парки.

Практические работы

Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человеа. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения, его причины. Колониальное прошлое материка. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы.

Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы. Различия между странами региона. Главные особенности населения. Крупные города.

Практическая работа 10 Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки.(о)

Практическая работа 11 Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения стран Южной Африки.(о)

Практическая работа 12 Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки.(о)

Тема 4. Австралия (4 часа)

Австралия. Географическое положение. Океаны и моря, их влияние на природу. История исследования.

Климат. Распределение температуры воздуха, давления, осадков. Климатические пояса и области. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни человека.

Природные зоны. Почвы, растительный и животный мир. Изменение природы человеком. Заповедники и национальные парки. Природные богатство, их использование.

Население Австралии. Особенности культуры аборигенов и англо-австралийцев.

Австралийский Союз. Виды хозяйственной деятельности и их различия в разных частях материка.

Практическая работа 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии.(и)

Тема 5. Океания(1 час)

Географическое положение. История исследования.

Особенности природы в зависимости от происхождения остров. Заселение Океании, изменение природы человеком.

Географическое положение. Размеры, очертания материка. Океаны и моря, их влияние на природу. История открытии и исследования.

Особенности природы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внешних и внутренних факторов. Размещение полезных ископаемых.

Климат. Распределение температуры воздуха, давления, осадков. Климатические пояса и области.

Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Амазонка – величайшая река планеты. Озера. Значение рек и озер в жизни человека.

Своеобразие органического мира. Природные зоны. Почвы, растительный и животный мир. Высотная поясность Анд. Изменение природы человеком. Проблемы Амазонки. Заповедники и национальные парки.

Природные богатство, их использование. Стихийные природные явления.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения, его причины. Колониальное прошлое материка. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы.

Состав территории и страны региона. Особенности географического положения (Бразилия, Аргентина, Перу) их природы и природных богатств. Общие черты и особенности природы. Различия между странами региона. Главные особенности населения. Крупные города.

Практическая работа 14 Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии и Аргентины.(о)

Практическая работа 15 Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран(и)

Тема 6. Антарктида(1 час)

Географическое положение. Арктика и Антарктика. История открытия и исследования.

Особенности природы. Климат. Своеобразие органического мира. Современные исследования.

Практическая работа 16 Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.(о)

Тема 7. Северные материки(1 час)

Географическое положение. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа, климата, внутренних вод. Сходство в расположении природных зон.

Тема 8. Северная Америка(7 часов)

Географическое положение. Размеры, очертания материка. Океаны и моря, их влияние на природу. История открытия и исследования.

Особенности природы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внешних и внутренних факторов. Размещение полезных ископаемых.

Климат. Факторы его формирования. Влияние подстилающей поверхности. Распределение температуры воздуха, давления, осадков. Климатические пояса и области.

Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни человека

Особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зоны тундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Высотная поясность в Кордильерах.

Изменение природы человеком. Заповедники и национальные парки.

Природные богатство, их использование. Стихийные природные явления

Народы и страны. История заселения материка. Основные народы.. Размещение населения, его причины. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы. Краткая характеристика Канады и США

Практическая работа 17 Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики. (и)

Практические работы 18 . Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики. (о)

Тема 9. Евразия(16 часов)

Географическое положение. Размеры, очертания, размеры материка. Океаны и моря, их влияние на природу. История исследования. Особенности природы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внешних и внутренних факторов. Размещение полезных ископаемых. Климаты в сравнении с климатом Северной Америки. Распределение температуры воздуха, давления, осадков. Климатические пояса и области.

Влияние климата на хозяйственную деятельность человека. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Современное оледенение. Озера. Значение рек и озер в жизни человека. Проявление широтной зональности и высотной поясности в Альпах и Гималаях. Природные зоны. Почвы, растительный и животный мир. Высотная поясность Анд. Изменение природы человеком. Заповедники и национальные парки.

Народы и страны.

Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Крупнейшие народы Евразии. Размещение населения, его причины. Этапы формирования современной политической карты. Главные особенности населения. Деление материка на крупные регионы. Хозяйственная деятельность населения.

Практическая работа 19 . Составление “каталога” народов Евразии по языковым группам(о)

Страны Западной Европы, Северной Европы. Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы (Италия)

Практическая работа 20. О писание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном.()

Практическая работа 21 . Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии.(и)

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии. Страны Южной Азии.

Практическая работа 22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам(о) Практическая работа 23.С оставление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте.(и)

Практическая работа 24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.(и)

Раздел 3 Географическая оболочка – наш дом(2 часа)

Закономерности географической оболочки. Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования ПК. Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для человека. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменение природы человеком. Необходимость сотрудничества для защиты природы.

Национальный состав населения – распределение людей по признаку этнической принадлежности. Этнос (или народ) – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединенная единством языка, территории, хозяйственной жизни и культуры, национальным самосознанием. Формы этнической общности меняются и усложняются в процессе развития человеческого общества – от родовых и племенных объединений при первобытном строе, народностей при раннеклассовых обществах до самостоятельных наций – в условиях слияния местных рынков в единый общенациональный рынок. Если, например, в формирование наций уже давно завершено, то в некоторых слаборазвитых , и ( , и др.) широко представлены племенные объединения.

На сегодняшний день всего в мире насчитывается 2200 – 2400 этносов. Численность их сильно варьирует – от нескольких десятков человек до сотен миллионов. К числу наиболее крупных народов относятся (в млн. человек):

  • китайцы – 11 70,
  • хиндустанцы (главный народ Индии) – 265,
  • бенгальцы (в Индии и ) – 225,
  • американцы – 200,
  • бразильцы – 175,
  • русские – 150,
  • японцы – 130,
  • пенджабцы (главный народ ) – 115,
  • мексиканцы – 115,
  • бихарцы – 105.

Таким образом, в начале 21-го века на долю 10 этносов приходится около 45% всего человечества.

Во многих государствах и регионах мира разные этносы представлены неодинаково. Поэтому обычно выделяют главные народы, т. е. этносы, составляющие основную массу населения, и национальные меньшинства.

По своему происхождению и общественному положению национальные меньшинства принято делить на два типа:
автохтонные, т. е. коренные народы, этносы, рожденные иммиграцией.

Так, для национального состава современной характерны следующие пропорции. Основной этнос – англичане – составляют 77 % всего населения; автохтонные этносы, в том числе шотландцы, ирландцы и др. – 14% и иммигранты из разных стран – 9 %.

Постоянно эволюционирует в результате территориальной неоднородности естественного движения населения, миграции, а также процессов консолидации и ассимиляции этносов.
Консолидация этносов – это слияние нескольких родственных этносов в одну, более крупную этническую общность.

Ассимиляции этносов – это утрата народами родного языка и национального самосознания в результате длительного общения с другими этносами, т. е. своего рода растворение этнических групп в многонациональной среде. Этот процесс особенно широко распространен в странах иммиграции, к числу которых относятся США, Австралия, а также многие страны Европы. В результате процессов консолидации и ассимиляции этносов общее число народов постепенно сокращается.

Одним из главных признаков этнического единства служит разговорный язык. По этому признаку все народы мира распределяются на 15 языковых семей и более 45 языковых групп, которые, в свою очередь, делятся на языковые ветви. Кроме того, есть обособленные языки, которые не входят ни в одну языковую семью. К их числу, например, относятся японский, корейский, язык басков и некоторые другие.

Более 40% всего населения мира говорит на языках индоевропейской семьи, в состав которой входят 11 языковых групп: романская (французы, итальянцы, испанцы, молдаване, румыны, латиноамериканцы); германская (немцы, англичане, шведы, датчане, американцы); славянская (русские, поляки, чехи, болгары, словенцы); балтийская ( , ); иранская ( , курды, афганцы, татары и др.).

Около 20 % населения мира общается на языках сино-тибетской или китайско-тибетской семьи. Ее весомость определяется китайской языковой группой. Распространение данных языков практически полностью локализуется азиатским континентом.

Около 8 % человечества использует языки нигеро-кордофенской семьи, которые представлены исключительно только в Африке. В рамках данной семьи главной языковой группой является группа нигер-конго.

Еще 5 – 7% населения мира разговаривает на языках афразийской (или семито-хамитской) семьи, получивших распространение преимущественно в странах Африки и Азии. Главным из языков данной семьи является арабский язык.

Таким образом, на языках этих четырех семей говорит почти 4/5 всего человечества.

Точное количество языков в мире не определено. Одни специалисты считают, что их около 3 тыс., другие – более 5 тыс. Такое расхождение объясняется тем, что часть лингвистов рассматривает одни и те же говоры как разные языки, а другая часть ученых признает их за диалекты одного и того же языка. Проблема классификации этносов и языков во многом осложняется еще и тем, что многие народы говорят на одинаковых языках. Так, например, по-английски говорят не только англичане, но и многие австралийцы, новозеландцы, американцы США, канадцы, многие народы стран Карибского бассейна и т. д. Испанский язык является родным не только для испанцев, но для большей части народов Латинской Америки. На одном и том же языке говорят немцы, австрийцы, часть населения Швейцарии. Такие, наиболее распространенные языки служат средством межнационального общения.
Одни языки развиваются, становятся все более распространенными, другие умирают, теряют свое былое значение. Например, в Африке все более широкое распространение приобретают языки суахили, хауса, йоруба, которые используются как средство общения многих племен и народностей, постепенно вытесняя укоренившиеся здесь языки колонизаторов. Самая высокая концентрация языков (до 1 тыс.) – на острове Новая , где проживает большое количество самобытных племен.

Значительная часть всех языков мира не имеет письменности. В целях облегчения общения представителей разных этносов растет число попыток создания искусственного международного языка. Самый известный из них – эсперанто.

К наиболее распространенным языкам мира принадлежат следующие:

  • китайский – более 1 млрд человек,
  • английский – 400 – 500 млн чел.,
  • хинди – более 350,
  • испанский – около 300,
  • русский – около 200,
  • бенгальский – около 170,
  • индонезийский – около 170,
  • арабский – 160,
  • португальский – 140,
  • японский – 125,
  • немецкий – около 100,
  • французский – более 100 млн чел.

Таким образом, только на 12 языках говорит практически и 2/3 всего человечества. Из этих наиболее распространенных языков шесть являются официальными и рабочими языками ООН (английский, французский, русский, испанский, арабский и китайский).

В соответствии с характером национального (этнического) состава населения можно выделить пять типов государств.

1 тип. Это однонациональные государства. Таких государств больше всего в Европе, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке.

И Россию, Хотя можно отнести и , некоторые страны Западной и Южной Африки.

В последние годы в странах со сложным национальным составом обострились межэтнические противоречия.

Понятие «этнос» включает в себя исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей, которые имеют определённое количество общих субъективных или объективных признаков. К этим признакам учёные-этнографы относят происхождение, язык, культурные и хозяйственные особенности, менталитет и самосознание, фенотипические и генотипические данные, а также территорию длительного проживания.

Слово «этнос» имеет греческие корни и дословно переводится как «народ». Синонимом этого определения в русском языке можно считать слово «национальность». Термин «этнос» введён в научную терминологию в 1923 году русским учёным С.М. Широкогоровым. Он же дал первое определение этому слову.

Как происходит формирование этноса

У древних греков словом «этнос» было принято обозначать другие народы , которые не являлись греками. Длительное время в русском языке в качестве аналога и пользовалось слово «народ». Определение С.М. Широкогорова позволило подчеркнуть общность культуры, отношений, традиций, быта и языка.

Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:

Зарождение и формирование любого этноса подразумевает большую протяжённость во времени . Наиболее часто такое формирование происходит вокруг определённого языка или религиозных убеждений. Исходя из этого мы часто произносим такие словосочетания, как «христианская культура», «исламский мир», «романская группа языков».

Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка . Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.

Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:

  1. Общие религиозные убеждения.
  2. Близость с расовой точки зрения.
  3. Наличие переходных межрасовых групп (метисных).

К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:

  1. Специфические черты материальной и духовной культуры.
  2. Общность быта.
  3. Групповые психологические характеристики.
  4. Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
  5. Наличие этнонима – самоназвания.

Этнос по существу представляет собой сложную динамическую систему, которая постоянно претерпевает процессы трансформации и одновременно сохраняет свою устойчивость .

Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.

Особенности существования этносов и их закономерности

Исторически формировавшийся этнос выступает в роли целостного социального организма и обладает следующими этническими отношениями:

  1. Самовоспроизведение происходит путём повторяющихся однородных браков и передачи из поколения в поколение традиций, самосознания, культурных ценностей, языка и религиозных особенностей.
  2. В процессе своего существования все этносы претерпевают внутри себя ряд процессов – ассимиляцию, консолидацию и пр.
  3. С целью упрочения своего существования большинство этносов стремится к созданию собственного государства, позволяющего регулировать отношения как внутри себя, так и с другими группами народов.

Закономерностями народов можно считать поведенческие модели отношений , которые типичны для отдельных представителей. Сюда же можно отнести поведенческие модели, которые характеризуют отдельные социальные группы, формирующиеся внутри нации.

Этнос одновременно может рассматриваться как природно-территориальное и социокультурное явление. В качестве своеобразного связующего звена, поддерживающего существование того или иного этноса, некоторые учёные-исследователи предлагают считать наследственный фактор и эндогамию. Однако нельзя не признать, что на качество генофонда нации оказывают существенное влияние и завоевания, и уровень жизни, и историко-культурные традиции.

Наследственный фактор отслеживается прежде всего в антропометрических и фенотипических данных. Однако далеко не всегда антропометрические показатели полностью совпадают с этнической принадлежностью. По мнению другой группы исследователей, постоянство этнической группы обусловлено народным самосознанием . Однако такое самосознание может одновременно выступать в роли показателя коллективной деятельности.

Уникальное самосознание и восприятие мира той или иной этнической группы может напрямую зависеть от того, какова его деятельность по освоению окружающей среды. Один и тот же вид деятельности может по-разному восприниматься и оцениваться в сознании разных этнических групп.

Наиболее устойчивый механизм, позволяющий сохранять уникальность, целостность и устойчивость этноса – это его культура и общая историческая судьба.

Этнос и его виды

Традиционно этнос принято рассматривать в первую очередь как родовое понятие. Исходя из такого представления, принято выделять три типа этнических групп:

  1. Род-племя (вид, характерный для первобытного общества).
  2. Народность (характерный тип в рабовладельческом и феодальном веках).
  3. Для капиталистического общества характерно понятие нации.

Существуют базовые факторы, которые объединяют представителей одного народа:

Роды и племена исторически были самыми первыми типами этнических групп. Их существование продлилось несколько десятков тысяч лет. По мере того как жизненный уклад и строй человечества развивался и усложнялся, появилось понятие народности. Их появление связано с образованием племенных союзов на общей территории проживания.

Факторы развития народов

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этносов . Все они отличаются по уровню развития, менталитету, численности, культуре и языку. Возможны существенные различия по расовому и внешнему критериям.

К примеру, численность таких этнических групп, как китайцы, русские, бразильцы, превышает 100 млн человек. Наряду с такими гигантскими народами, в мире существуют разновидности, численность которых не всегда достигает десяти человек. Уровень развития разных групп также может варьировать от наиболее высокоразвитых, до живущих по первобытно-общинным принципам. Для каждого народа присущ собственный язык , однако, существуют и этносы, которые одновременно используют несколько языков.

В процессе межэтнических взаимодействий запускаются процессы ассимиляции и консолидации, в результате которых может постепенно образоваться новая этническая группа. Социализация этноса протекает благодаря развитию таких социальных институтов, как семья, религия, школа и пр.

К неблагоприятным факторам для развития нации можно отнести следующие:

  1. Высокий уровень смертности среди населения, особенно в детском возрасте.
  2. Высокая распространённость респираторных инфекций.
  3. Алкогольная и наркотическая зависимость.
  4. Разрушение института семьи – высокое количество неполных семей, разводов, абортов, отказа родителей от детей.
  5. Низкое качество жизни.
  6. Высокий уровень безработицы.
  7. Высокий уровень преступности.
  8. Социальная пассивность населения.

Классификация и примеры этноса

Классификация проводится по самым разным параметрам, наиболее простой из них – это численность. Этот показатель не только характеризует состояние этноса на текущий момент, но и отражает характер его исторического развития. Как правило, формирование крупных и малых этносов протекает по совершенно разным путям. От численности того или иного этноса зависит уровень и характер межэтнических взаимодействий.

Примерами наиболее крупных этнических групп можно назвать следующие (по данным от 1993 года):

Общая численность этих народов составляет 40% от общей численности всего населения земного шара. Существует также группа этносов с численностью от 1 до 5 млн человек. Они составляют около 8% всего населения.

Наиболее малые этнические группы могут насчитывать несколько сотен человек. В качестве примера можно привести юкагиру – этническую группу, проживающую в Якутии, и ижорцев – финская этническая группа, заселяющая территории в ленинградской области.

Другим критерием классификации является динамика численности населения в этнических группах. Минимальный прирост населения отмечается в западноевропейских этнических группах. Максимальный рост отмечается в странах Африки, Азии, Латинской Америки.

>> Крупнейшие народы мира

§ 5. Крупнейшие народы мира

Всего в мире существует 5-5,5 тыс. народов, или этносов, т. е. сложившихся устойчивых общностей людей. Подавляющее большинство народов крайне малочисленно.

Народов, насчитывающих более 1 млн человек, в мире 330, но они охватывают 96 % всего населения Земли. Народов, насчитывающих более 100 млн человек каждый, в мире всего 11 (табл. 20), но они охватывают почти 45% всего населения Земли.

Таблица 20

Крупнейшие народы и наиболее распространенные языки

Крупнейшие народы мира Млн чел. Наиболее распространенные языки Млн чел.
1. Китайцы 1170
1. Китайский 1200
2. Хиндустанцы 265 2. Английский 520
3. Бенгальцы 225 3. Испанский 400
4. Американцы США 200
4. Хинди 360
5. Бразильцы 175 5. Арабский 250
6. Русские 140 6. Бенгальский 225
7. Японцы 125 7. Португальский 210
8. Пенджабцы 115 8. Русский 200
9. Бихарцы 115 9. Индонезийский 190
10. Мексиканцы 105 10. Японский
127
11. Яванцы 105 11. Французский 120


12. Немецкий 100
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки