Орлеанская дева. Жанна д'Арк – Орлеанская дева

Орлеанская дева

В начале 1415 года англичане начали новое вторжение во Францию. До этого времени они прочно овладели лишь Кале и Бордо с прилегающей областью, теперь же захватили богатейшие и жизненно важные провинции страны – Нормандию, Иль-де-Франс, Мен и большие части Пикардии и Шампани. В руках англичан оказался и Париж. К 1428 году владения дофина Карла были сведены к центральным провинциям Франции, на юге в его руках оставался Лангедок, на юго-востоке – Дофинэ, а также провинция Пуату. Здесь было много крупных городов, но эти территории были малонаселенными, менее плодородными, к тому же они не были так связаны дорогами, как французские владения англичан.

Жанна д’Арк. Миниатюра второй половины XV в.

Решение уйти из дома, чтобы помочь Франции и дофину Карлу, зрело у Жанны д’Арк постепенно, усиливаясь при дурных новостях и ослабевая при добрых. Но сообщение об осаде Орлеана отбросило все сомнения, и в 1429 году Жанна д’Арк ушла из родительского дома. Впоследствии она говорила: «Будь у меня сто отцов и сто матерей, будь я королевской дочерью, я все равно ушла бы».

В замке Шинон она получила от дофина Карла коня, латы и длинное белое знамя. Ее окружали испытанные боевые военачальники – Ла Гир, Сантрайль, Бюэйль и герцог Алансонский, а в Орлеане ее ждал Дюнуа – побочный сын герцога Орлеанского. Все они поверили в Жанну, видя тот патриотизм, который она зажигала в сердцах людей, стекавшихся к ней со всех концов Франции. В Париже стоял большой английский гарнизон, и взять силой огромный город было трудно. Штурм мог удасться в том случае, если бы в городе одновременно вспыхнуло восстание и народ открыл бы ворота, как это и произошло потом – в 1436 году. А в этот раз Жанне д’Арк взять столицу не удалось, и для нее потянулись месяцы томительного ожидания.

Она гостила в Орлеане, Карл VII осыпал ее милостями, но разве это было ей нужно? В конце марта 1430 года с небольшой группой верных соратников Жанна отправилась выручать города, которым снова грозила английская оккупация. Утром 23 мая она вступила в город Компьен, а к вечеру, после неудачной вылазки, ее вместе с братом и несколькими товарищами захватили в плен бургундцы – cоюзники англичан, которые передали ее в руки герцога Люксембургского.

Жанну увезли подальше на север, в Нуайон, а потом в замок Болье. Известие о пленении Орлеанской девы потрясло французов. Верные товарищи Дюнуа и Ла Гир предпринимали отчаянные попытки, чтобы освободить ее, даже хотели прорваться к Руану, однако сделать это с малыми силами было очень трудно. Но ни в одном из исторических источников нет никаких сведений о том, что король Карл VII хоть как-то пытался помочь той, которая короновала его в Реймсе.

В замке Болье Жанна д’Арк решилась на побег. Она спустилась из высокой башни на привязанных к окну ремнях и пробралась в сторожевую башню, надеясь позже выбраться из нее. Здесь она провела без пищи и воды трое суток, но ее обнаружили и увезли еще дальше на север – в замок Боревуар, располагавшийся почти на самой границе. Здесь она часто и подолгу сидела у окна своей комнаты и однажды обнаружила, что на одном участке двора рабочие разобрали стену. Поздно вечером, когда все обитатели замка уже спали, Жанна поручила себя Богу и… выпрыгнула из окна. Полумертвую, ее подобрали утром на каменных плитах двора, женщины стали ее старательно выхаживать.

Уже через день после пленения на Жанну, как заподозренную в ереси, заявил притязания главный инквизитор Руана. Почти одновременно с ним подобные же требования выставил Парижский университет, в эти же дни свои права на «еретичку» предъявил епископ Пьер Кошон. Шаг за шагом следила инквизиция за Девой и находила подтверждения своим подозрениям. Жанна заявляла, что действует от лица Бога, а на допросах в Пуатье подтвердила, что познает волю Божью, минуя церковь! Это ли не еретические мысли?! Если каждый верующий будет непосредственно соотноситься с Всевышним, то ведь тогда церковь окажется лишней и обреченной на гибель…

В течение шести долгих месяцев Жанну перевозили из замка в замок, из темницы в темницу, и все это время было неясно – будет ли она освобождена, останется как заложница, передана инквизиции или продана англичанам. Когда Орлеанская дева находилась в замке Кротуа, лежащем в устье реки Соммы, ее за 10 000 золотых монет отдали англичанам, и дальнейший путь она совершала уже в оковах, сопровождаемая целым войском. Жизнь ее постоянно подвергалась опасности, так как некоторые английские офицеры предлагали, не дожидаясь суда, зашить колдунью в мешок и утопить в ближайшей речке.

В конце декабря 1430 года мрачная процессия вступила в Руан – центр английских владений. Епископ П. Кошон ходатайствовал перед английским правительством о проведении процесса по обвинению Жанны в колдовстве. Регент Англии – умный и расчетливый герцог Бедфордский – еще в ноябре 1429 года провозгласил в Париже своего 8-летнего племянника французским и английским королем Генрихом VI, поэтому англичанам выгодно было доказать, что Карл VII был возведен на престол еретичкой, действовавшей по наущению сатаны. Англичане передали пленницу духовным судьям, но с оговоркой: если они не «вразумят» обвиняемую, она должна быть возвращена англичанам. Практически это означало: если священники не возведут Жанну на костер, она все равно будет казнена.

В Руане англичане решили подыскать для узницы такую темницу и такого тюремщика, чтобы у нее не было никаких надежд на избавление. Самым неприступным считался Буврейский замок, комендант которого, суровый и жестокий граф Уорвик, поклялся беречь свою пленницу как зеницу ока. Первое время Жанну держали в железной клетке, которая была устроена так, что узница могла в ней только стоять. Чтобы усилить мучения, ее шею, руки и ноги приковали к одной из стенок клетки. В затуманенном сознании Жанны все смешалось, счет времени пропал, и не существовало ничего, кроме усталости и тупой боли. Потом ее перевели в камеру, которая находилась в среднем этаже одной из башен. Это был настоящий каменный мешок, почти лишенный света. В нем Жанна оставалась по-прежнему скованной по рукам и ногам, а талию ее стягивал металлический пояс с приделанной к нему цепью длиной в 5–6 шагов. Второй конец цепи замком прикреплялся к толстому деревянному брусу. Эти оковы тоже доставляли узнице страшные мучения, но теперь, по крайней мере, она могла хоть сидеть и лежать на жесткой кровати. Но только лежать, потому что спать ей не давали… Пятеро грубых солдат, имевших специальные инструкции, неотлучно дежурили при Жанне и каждую ночь по несколько раз поднимали ее с кровати.

Обвинение не располагало против Жанны существенным материалом, правда, «святые отцы» Руана сожгли много «ведьм и еретиков», руководствуясь и куда меньшими «уликами». Однако на этот раз должен был состояться «образцовый» процесс, для которого нужны были реальные факты. А их-то как раз и не было! Предварительные сведения были настолько неясными и противоречивыми, что судьи долгое время не знали, что делать: обвинять Жанну в колдовстве или ереси. Чтобы устранить это затруднение, епископ Пьер Кошон использовал разные средства, и однажды в камеру пленницы проник его подручный – каноник Н. Луазелер, выдавший себя за ее соотечественника. Он вкрался в доверие к Жанне, надавал ей массу «советов» и выпытал у нее некоторые сведения. А П. Кошон и его секретари в это время сидели в соседней комнате и все записывали. После этого делу был дан ход, хотя и на этот раз «святые отцы» не особенно утруждали себя заботой о достоверности улик. Епископ П. Кошон хотел судить Жанну как еретичку и колдунью, и обвинения против нее были сведены – уже в ходе процесса – в 12 статей, среди которых назывались ее притязания на беседы со святыми и ангелами, фальшивые пророчества, ношение мужской одежды и т. д.

Процесс по делу Орлеанской девы длился несколько месяцев. Все это время ее засыпали непрерывными вопросами, относящимися и не относящимися к делу. Каждый из них мог содержать коварные ловушки, однако все ухищрения судей не дали никакого результата. Прирожденный ум, твердость духа и здравый смысл помогли Жанне не попасться в расставленные ловушки. Кроме того, она сама не раз ставила в затруднительное положение судей. Однажды Жанна заявила, что готова прочесть молитву, которую требовал от нее епископ П. Кошон, если он согласится принять ее исповедь. Как духовное лицо, епископ не мог отказать обвиняемой в просьбе, а с другой стороны, выслушав ее исповедь, он не мог, не рискуя спасением собственной души, признать Жанну виновной…

Во время процесса подсудимая заболела. Англичане очень забеспокоились, и Орлеанскую деву стал лечить личный врач герцогини Бедфордской. Она поправилась, и 2 мая 1431 года ей предъявили обвинения, потребовали отказаться от «видений» и подчиниться церкви. Жанна отказалась. Через неделю ее привели в камеру пыток, чтобы показать для устрашения зловещие инструменты палача. Правда, прибегнуть к пытке судьи не решились, но они не переставали запугивать узницу муками костра и ада. А 23 мая ей было объявлено: если она не признает своих заблуждений, то ее сожгут на костре. Решимость и твердость духа Орлеанской девы были на какое-то время поколеблены. Подавленная рассуждениями ученых-богословов, она признала свою вину, и судьи приговорили ее к вечному заточению.

В тюрьме обманным путем узницу снова побудили надеть мужское платье, которое она обещала больше не носить. К тому же она взяла назад свое отречение от посещавших ее «видений». Доказательства, что осужденная – нераскаявшаяся еретичка, были налицо. Через несколько дней Жанну, как впавшую в новый грех, присудили к сожжению на костре, и 30 мая 1431 года приговор был приведен в исполнение…

Из книги Повседневная жизнь инквизиции в средние века автора Будур Наталия Валентиновна

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

Из книги Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света автора Зуев Ярослав Викторович

3.4. Орлеанская дева Было ли сие дело рук божеских или человеческих? Затруднительно было бы для меня решать это. Римский папа Пий II (1405–1464) о Жанне д’Арк Мероприятие, затеянное в свое время предприимчивым Эдуардом III на деньги, любезно предоставленные «золотой сетью»

Из книги Инквизиция: Гении и злодеи автора Будур Наталия Валентиновна

Святая Орлеанская Колдунья Одной из служительниц дьявола, колдуньей и святой была Жанна д’Арк (1412–1431), национальная героиня Франции, возглавившая борьбу своей страны с Англией и возведшая на французский трон наследника престола принца Карла.Как же так? Колдунья и

Из книги 100 великих узников [с иллюстрациями] автора Ионина Надежда

Орлеанская дева В начале 1415 года англичане начали новое вторжение во Францию. До этого времени они прочно овладели лишь Кале и Бордо с прилегающей областью, теперь же захватили богатейшие и жизненно важные провинции страны – Нормандию, Иль-де-Франс, Мен и большие части

Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна

автора Кокс Саймон

Дева Грааля В романе Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале» рыцарь Персеваль, находясь в замке Короля-Рыбака, наблюдал мистическую процессию выноса Грааля. В залу вошли трое пригожих юношей с золотыми подсвечниками и копьем, с которого каплями стекала кровь.

Из книги Король Артур и Святой Грааль от А до Я автора Кокс Саймон

Дева озера Один из самых впечатляющих художественных образов в артуровском эпосе – девичья рука, вздымающаяся из озера с мечом Экскалибур для короля Артура. Когда раненый король умер, она снова поднялась из воды, чтобы схватить клинок, брошенный сэром Бодивером. Часто

Ермолова. Орлеанская дева русской сцены Татьяна Чамова И часто мнится мне, Что из других времен пришла она… Ф. Шиллер «Орлеанская дева» 120 лет назад, 29 января 1884 года, произошло событие, которое открыло целую эпоху в истории русского театра, «ермоловскую эпоху». Впервые

Из книги История войн на море с древнейших времен до конца XIX века автора Штенцель Альфред

Глава V. Орлеанская война 1688-1697 гг. Международное положение накануне войны и флоты трех ведущих держав С объявлением Англией нейтралитета в 1674 году Франция вступает в эру наибольшего развития своей морской мощи. Господство Франции в Средиземном море в значительной

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Моровая дева Так в древности представляли всякую повальную болезнь. Показывалась она в селе, обходила все дворы и хаты, просовывала руку в окно или в дверь, махала красным платком, навевая на хозяев смертельную заразу.Когда она появлялась, все жители закрывались в своих

Из книги Валуа автора Сыпек Роберт

1498 г. - Королевская орлеанская ветвь Король Карл VIII не дождался рождения сына, и его неожиданная смерть в 1498 г. открыла путь к короне очередной ветви Валуа-Орлеанской. Единственный ее представитель на троне, Людовик XII (1462–1515), был внуком убитого в 1407 г. Людовика

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

7.2. Непорочное Зачатие Дева Мария и «античная» дева Весталка По Плутарху, женщина Илия-Рея-Сильвия «осуждена на вечное безбрачие». Однако вскоре беременеет. Скорее всего, здесь речь идет о Деве Марии и о явлении к ней Духа Святого, после чего она забеременела. Более того,

Простая крестьянка, известная под именем Орлеанской девы, освободившая Францию от векового английского ига, жестоко осмеянная Вольтером, опоэтизированная Шиллером и, наконец, недавно канонизированная папой Пием X, представляет одно из самых любопытных явлений средневековой эпохи, богатой всевозможными неожиданностями и курьезами.

Кто, например, мог ожидать, — да еще в то время, когда женщин всячески старались принижать, — что 17-летней полуобразованной девушке выпадет на долю освободить родину от нашествия иноземцев и утвердить на французском престоле законного короля, который и сам-то вряд ли рассчитывал на это? Разве не курьезно, что двор и рыцарство, погрязшие в разврате, только с появлением девственницы нашли в себе достаточно сил для победы над внешними и внутренними врагами отчизны?

История Орлеанской девы является заключительным эпизодом Столетней войны между Англией и Францией, возникшей по вопросу о французском престолонаследии, ставшим спорным с 1328 года, после смерти последнего Капетинга — Карла IV Красивого. Английские Плантагенеты, считавшие родство с покойным королем более близким, чем Валуа, утвердившиеся на французском престоле, решили с оружием в руках добиваться законных прав. В начале XV века война возобновилась с особенным ожесточением, вследствие настойчивости английского короля Генриха V Ланкастерского, с одной стороны, и слабоумия французского монарха Карла VI Безумного — с другой. Смуты и раздоры ближайших к трону представителей знатных домов: брата короля, герцога Людовика Орлеанского и его дяди, герцога Филиппа Бургундского из-за управления государством разделили всю Францию на две враждебные партии. Этим воспользовалась знаменитая развратной жизнью супруга Карла VI — Изабелла Баварская, поспешившая выдать свою младшую дочь, красавицу Екатерину, за Генриха V, передав ему по позорному договору в Труа 20 мая 1420 года вместе с ее рукою французский престол по смерти мужа и регентство во время его жизни. Таким образом, эта чудовищная мать отреклась от сына, впоследствии короля Карла VII Победителя, объявив его лишенным престола, для чего вынудила подпись у своего слабоумного супруга. Погребение несчастного Карла VI в Сен-Дени 21 октября 1422 года походило на погребение отчизны. Генрих V фактически оказался властителем Франции, но, скончавшись в том же году, завещал французский престол своему 9-месячному сыну — Генриху VI, который и был перевезен в Париж. Только незначительная горсть приверженцев дома Валуа признала королем дофина. Но что могли сделать несколько десятков добрых французов против английских полчищ, наводнявших их родину, разрываемую, кроме того, междоусобными войнами? В течение семи лет англичане господствовали во Франции полновластно. Карл VII потерял все земли на севере от Луары, а в 1429 году город Орлеан, ключ к южной части государства, был уже готов пасть перед англо-бургундской силой, когда совершилось чудо, изменившее, по-видимому, неудержимый роковой исход, и остановило победоносное шествие врагов. Крестьянская девушка пробудила национальное чувство французов и вдохновила их настолько, что они смогли дать неприятелю достойный отпор, отбросив его позднее за пределы родины. Эту героиню, спасительницу Франции, звали Жанной Дарк.

Она родилась в крещенскую ночь 1412 года в деревушке Домреми, расположенной на границе Шампани и Лотарингии. Родители Жанны, Жак и Изабелла Дарк, зажиточные крестьяне, кроме нее, имели еще двух сыновей, Жана и Пьера, и двух дочерей, Марию и Екатерину. Юность этой девушки, пасшей отцовские стада, не представляет ничего замечательного. Как верная дочь католической церкви, она была суеверна, склонна к мистицизму, набожна и очень богомольна, частенько претерпевая от окружающих массу насмешек за свою крайнюю религиозность, временами доходившую до экзальтации.

Политические распри, проникавшие и в лотарингские местечки, поселяли вражду между деревнями. Домреми стояла за орлеанистов, поддерживавших Карла VII, и нередко вступала в драки с соседями, сторонниками бургундцев. Крестьяне, конечно, не понимали смысла борьбы двух могущественнейших партий, но ясно сознавали все зло междоусобий. Частые вторжения англо-бургундских шаек в Шампань и Лотарингию, опустошавших поля, уводивших скот, сжигавших и грабивших деревушки, раздражали крестьян. Семейству Дарк много раз приходилось спасаться бегством от их насилий, что, конечно, уменьшало благосостояние честных тружеников.

Под влиянием печальных для Франции обстоятельств Жанна, страдавшая за родину, проникнутая убеждением в святости прирожденной королевской власти и ненавистью к чужеземцам, горячо молила Бога о спасении отчизны и короля. Действительно, только чудо могло положить конец всем этим ужасам. Но Господь еще не покинул Франции. Неизвестно откуда, сначала робко, а затем все настойчивее стали распространяться слухи, мало-помалу переходившие в уверенность, что Францию может спасти только девственница, так как развратные вельможи, очевидно, были неспособны сделать это. В подобное предсказание более других поверили орлеанцы, храбро защищавшие под командой графа Дюнуа, сына Людовика Орлеанского, свой город, осажденный англо-бургундцами, которыми предводительствовал граф Салисбюри.

Наконец слухи достигли и Домреми. С этих пор Иоанну начинают преследовать видения. Когда она молится в церкви, архангел Михаил и св. Маргарита и Екатерина, голоса которых слышатся ей, объявляют, что Господь Бог именно ее призывает на трудный подвиг. Пусть она бросит дом и родных и идет туда, куда зовет ее Предвечный. На основании всего виденного и слышанного в ее сознании ясно обозначились цель и подвиг: освободить Орлеан и короновать дофина в Реймсе. Она рассказывает о своих видениях отцу и братьям, но те относятся с полнейшим недоверием к галлюцинатке. Никто не пророк в своем отечестве! Жанна же с каждым днем все сильнее и сильнее проникается мыслью спасти родину. Ее видения не прекращаются, принимая более реальную окраску, и когда однажды дошедшей до экстаза девушке явилась Богоматерь, потребовавшая от нее того же, что и святые, Жанна уже не сомневалась в своем высоком назначении.

Осмеянная отцом и братьями, она сообщила обо всем случившемся с нею дяде, Дюрану Лассуа, прося помочь дойти до дофина. Поверил ли дядя или только притворился уверовавшим в чудеса, однако свел племянницу к Роберту Бодрикуру, коменданту замка Вокулер, которому Жанна откровенно рассказала о миссии, возложенной на нее божественным Промыслом. Бодрикур нашел ниже собственного достоинства вступать в сношения с какой-то полоумной крестьянкой, а тем более представлять ее ко двору, но все-таки счел долгом уведомить дофина о девушке, мечтающей спасти Францию.

Дофин, женатый уже на Марии Анжуйской и предававшийся в кругу своих немногочисленных придворных подзорному бездействию, не предпринимая ровно ничего для освобождения страны, отнесся довольно скептически к слухам о девственнице, желавшей увенчать его королевской короной. Мало ли кому чего не приходит в голову. Но Агаеса Сорель, которую несправедливо обвиняют в дурном влиянии на дофина, отнеслась к делу иначе. Заняв место потерявшей расположение фаворитки ла Тремуйль, 19-летняя красавица поняла, что необходим лишь ничтожный толчок для воодушевления народа и, как утопающий за соломинку, схватилась за чудную девушку, быть может, в душе и не доверяя ее божественному призванию. Видя упорство Карла VII, не желавшего даже и слышать о девственнице, Агаеса стала проситься в Англию, мотивируя свою просьбу предсказанием какого-то астролога, что будто бы "она долгое время будет властвовать над сердцем великого короля".

— Этот король, — прибавила фаворитка, — несомненно Генрих VI...

Хитрость удалась вполне. Дофин, безумно влюбленный в Агнесу, не мог допустить и мысли о разлуке с нею. Он будет великим королем, он жаждет быть им и приказывает представить себе Жанну Дарк. Ради любви Агнесы он готов на все.

23-го февраля 1429 года крестьянская девушка из Домреми появилась в Шиноне. Весь двор и духовенство собирались взглянуть на небесную посланницу. Дофин стоял в толпе придворных, одетый ничуть не лучше их. Жанна, никогда не видавшая Карла VII, однако прямо обратилась к нему. Вот что она рассказала:

Раз, — всю ночь с усердною молитвой,

Забыв о сне, сидела я под древом, —

Пречистая предстала мне... одета

Она была, как я, пастушкой, и сказала;

— Узнай меня, восстань, иди от стада,

Господь тебя к иному призывает...

Возьми мое святое знамя, меч

Мой опояшь...

И приведи помазанника в Реймс,

И увенчай его венцом наследным.

Но я сказала: мне ль, смиренной деве,

На подвиг гибельный такой дерзать?..

— Дерзай, — она рекла мне, — чистой деве

Доступно все великое земли,

Когда земной любви она не знает...

Возьми твой крест, покорствуй небесам;

В страдании земное очищенье;

Смиренный здесь — возвышен будет там!..

И с словом сим Она с себя одежду

Пастушки сбросила и в дивном блеске

Явилась мне царицею небес,

И на меня с утехой поглядела,

И медленно ни светлых облаках

К обители блаженства полетела...

Бесхитростный рассказ Жанны производит глубокое впечатление на присутствующих, большинство которых немедленно убеждается, что необыкновенная девушка послана действительно небом для спасения отечества, и умоляет дофина довериться ей. Однако нерешительный Карл VII все еще сомневается, опасаясь последствий, могущих ухудшить и без того тяжкое положение страны. Наконец, та ли это, на которую народный голос указывает как на освободительницу Франции? Тотчас же составили комиссию из теологов для испытания религиозности Жанны. Ученые мужи удостоверили — что девушка добрая католичка и вполне искренна, а дамский комитет под председательством тещи дофина, Иоланды Аррагонской, в свою очередь, засвидетельствовал ее девственную чистоту. Всякие сомнения должны были исчезнуть. Многие требовали от Жанны чудес и знамений, но она скромно ответила, что предназначена для более серьезных подвигов.

Дофин вручил ей знамя с изображением двух ангелов, держащих лилии, — герб французских королей, и дал небольшой отряд войск, в котором находились знаменитые рыцари: ла Гир, барон Жилль де Рэ, впоследствии прозванный Синей Бородой, его товарищи Бомануар и Амбруаз де Лорэ и другие, а также и братья девственницы, Жан и Пьер. 29 апреля отряду удалось счастливо проникнуть в осажденный Орлеан, отчаянно защищавшийся, благодаря неустрашимому графу Дюнуа, доставить городу съестные припасы и подкрепление гарнизону, с нетерпением ожидавшего деву.

— Я приношу вам, — объявила Жанна орлеанцам, — высшую помощь Царя небес, тронутого молитвами святого Людовика и Карла Великого и сжалившегося над вашим городом...

Удача экспедиции окончательно убедила французов, что Жанна Дарк послана свыше, что она ангел Божий, призванный на спасение отчизны. Граф Артур III Ришемонтский, констебль Франции, брат герцога Бретанского, немедленно перешел на сторону дофина, его примеру последовали и другие и под знаменем девственницы собралась внушительная сила. Узнав о прибытии необыкновенной женщины в Орлеан, англичане, как солдаты, так и полководцы, одинаково потеряли мужество, вспомнив одно из предсказаний астролога Мерлэна, которые постоянно исполнялись, что "дева изгонит англичан из Франции и что повсюду, где бы они ни встретились с французскими войсками, предводительствуемыми ею, последние останутся победителями". Объятые ужасом, они считали Жанну демоном и колдуньей.

Прежде чем приступить к военным действиям, Жанна дважды отправляла посланных с письмами в английский лагерь, предлагая снять осаду без кровопролития. Но англичане задерживали посланных и ничего не отвечали. Она решилась попытаться еще раз. "Англичане, — писала Жанна, — вам, не имеющим никаких прав на французскую корону, Царь небес через меня приказывает снять осаду и вернуться на родину, иначе мне придется возбудить войну, о которой вы вечно будете вспоминать. Я пишу в третий и последний раз; больше вы не получите от меня никаких известий". Подписано: Иисус, Мария, Иоанна-девственница. Прикрепив письмо к стреле, ее пустили в неприятельский лагерь. Англичане, получив послание, начали кричать: "Орлеанская дева снова угрожает нам!". Жанна, слышавшая это, горько заплакала и, видя, что слова не достигают цели, объявила сражение.

Укрепления, воздвигнутые вокруг Орлеана, падали одно за другим под натиском французов, руководимых чудесной девушкой. Уже 8 мая англичанам пришлось снять осаду Орлеана, а вслед за тем оставить большую часть крепостей, воздвигнутых на берегу Луары. 18 июня Орлеанская дева, как теперь стали называть Жанну, разбила сильный отряд англичан, которым предводительствовал лорд Тальоот. Враги бежали в паническом страхе, и все среднее течение Луары было очищено от ненавистных британцев. В блестящих рыцарских доспехах, на вороном коне, со знаменем в руках, высокая, стройная Жанна Дарк, "благородная лотарингка, бледнолицая воительница с пышными волосами", производила на толпу, не привыкшую к подобного рода зрелищам, сильное впечатление. Когда отряды колебались и грозили отступлением, она смело бросалась в средину свалки с громким криком: "Владычица с нами, им не уйти теперь!" и увлекала за собой солдат. Жанна постигла, совершенно незнакомая с военным искусством, всю выгоду частых, повторных атак, не дающих неприятелю времени очнуться и оправиться, и постоянно прибегала к подобному приему. Разумеется, во всем этом главную роль играла ее собственная, безусловная вера в победу, вера, двигающая горами, о которой говорит Евангелие. Свою женскую мягкость Жанна сохраняла даже в пылу сражений: она отражала удары, но никогда не наносила сама; единственное ее" оружие, разящее врагов, — знамя, развевающееся там, где ряды французов начинают колебаться; оно придает им мужество и обеспечивает победу. Несмотря на все это, Орлеанская дева остается по-прежнему скромной, считая себя лишь орудием Господним. Ночью после битвы она со слезами молится за всех убитых и раненых.

— Никогда, — наивно сознавалась она, — я не могла без ужаса видеть, как льется французская кровь...

Вдохновив армию, она требовала соблюдения всеми без исключения полнейшей нравственной чистоты, как единственного залога успеха, и на основании этого строго преследовала недостойных женщин, проникавших в войска. Являясь ангелом Божьим, разящим врагов родины, в воображении суеверной толпы Жанна представлялась необыкновенной красавицей, но ее товарищи по оружию утверждают, что наружность Орлеанской девы не возбуждала даже мысли об ухаживаниях; она действительно была прекрасна, но только высшей, духовной красотой.

Счастливо складывавшиеся для Карла VII обстоятельства мало-помалу поселили в нем самом убеждение, что дева внушает ему с непогрешимостью откровения свыше предсказание Господне идти в Реймс увенчаться короной Франции. Однако ближайшие советники дофина называли его желание "положительно безумством", и только очень немногие понимали, что это народный крестовый поход, вся сила которого в энтузиазме, охватившем отечество, и что надо ковать железо, пока горячо, чтобы потом не раскаиваться, потеряв благоприятный момент. Дофин послушался меньшинства и не ошибся. Все попутные крепости сдавались почти без боя, и даже Труа, свидетель позорного договора, устроенного развратной матерью Карла VII, сдался после первого приступа, признав дофина своим законным королем.

16 июля, то есть спустя пять месяцев после появления в Шиноне Жанны Дарк, Карл VII торжественно, при ликовании народа и войск, вступил в Реймс. Во время коронации Орлеанская дева со своим знаменем стояла рядом с королем. Она исполнила возложенную на нее божественным Промыслом миссию и по совершении обряда миропомазания, охваченная необыкновенным экстазом, бросилась рыдая к ногам Карла VII.

— О, благороднейший король, — вскричала она, — теперь свершилась воля Всевышнего, повелевшего мне привести вас в ваш город Реймс и принять святое миропомазание, чтобы все узнали истинного властителя Франции!..

Она не требует никакой награды себе лично, она счастлива тем, что совершила для блага родины, и только просила освободить Домреми, разоренную неприятельским нашествием, от всех податей, что, конечно, и было исполнено. Нравственный успех, превзошел всё ожидания, достигнув огромных размеров. Мятежные города один за другим переходили на сторону законного короля; гнет, давивший нацию и лишавший ее сил, исчез; Франция начинала дышать свободно. И все это совершила простая крестьянская девушка, дочь народа, одушевленная единственной мыслью спасти родину. Необразованная пастушка, прислушиваясь к голосу собственного сердца, почерпнула в нем вдохновение для свершения подвига, не имеющего примера во всей истории. Если король и дворянство согласились видеть в Жанне Дарк посланницу небес, то только потому, что она могла послужить их целям — народ же, более чуткий к событиям, поверив в ее высокое призвание, отдал деве всю свою силу для совершения чуда. Дивные легенды всюду сопровождали юную героиню, поддерживая веру в нее. Уверяли, что группа воинствующих архангелов окружает ее в битвах и отводит направленные на чистую деву мечи; что рои белых бабочек следуют за ее знамением, скрывая иногда Жанну от взоров неприятелей; рассказывали, как однажды она привела крестьян, требовавших оружия, на сельское кладбище, где все кресты превратились в скрещенные шпаги, и много еще чудесного говорили об Орлеанской деве в тот век суеверий и предрассудков.

После коронации Карла VII Жанна, считая свою миссию оконченной, просила отпустить ее домой.

— Пусть сражаются мужи, и Господь подаст им победу!.. — заявила она.

По другим сведениям, она сама вызвалась докончить освобождение Франции. Однако это вряд ли вероятно: энтузиазм никогда не бывает продолжителен. Притом Иоанна не могла не заметить ослабления религиозно-политического одушевления, упавшего по достижении известных успехов. Между приближенными короля началась глухая вражда; каждому хотелось приписать себе большее количество побед, отрицая заслуги других и даже Орлеанской девы. С этого времени начались неудачи. Вместе с королем Жанна Дарк выступила для завоевания Парижа. Компьень и Бовэ сдались без сопротивления, но при осаде столицы Франции героиня потерпела поражение, вследствие позднего прибытия подкреплений, и к тому же была ранена. Это сразу уронило ее значение. Чтобы утешить Орлеанскую деву, Карл VII возвел ее со всем ее родом в дворянство, с этих пор начавшим именоваться д"Арк дю Лист. Весной следующего, 1430 года англичане, собравшись с силами, осадили Компьень. Жанна д"Арк поспешила на выручку, но была разбита и взята в плен Иоанном Люксембургским, приверженцем герцога Бургундского, выдавшего ее за деньги своему сюзерену. Вера в нее при дворе окончательно пропала. К стыду своему, ни сам Карл VII, ни окружающие его, — если не считать горсточки храбрецов, во главе с Жиллем де Рэ явившихся под стены Руана, где была заключена Орлеанская дева, — не сделали ни одной попытки к освобождению спасительницы Франции.

Английские войска видели в Жанне только колдунью, знавшуюся с нечистой силой и одерживающую победы с ее помощью. Хотя британские вожди и не разделяли подобного суеверия, но ради ослабления успехов, достигнутых Орлеанской девой, охотно поддерживали солдат, выдавая ее за ученицу и пособницу дьявола. Именем малолетнего короля Генриха VI был начат процесс, с заранее постановленным приговором, и соединенными усилиями богословов и юристов доведен до желаемого конца. На что же и существовали инквизиция и ученые мужи? Весь процесс велся так возмутительно, обнаружив в Жанне д"Арк столько чистоты и прямодушия, что часть ее судей, известных своей подлостью и продажностью, оставили заседание, чувствуя слишком большое отвращение к порученному им делу. Составивший себе позорную известность епископ из Бовэ, Пьер Кошон, приверженец англо-бургундцев, с талмудической казуистикой вел прения, стараясь заставить Жанну сознаться в преступлениях, совершенных ею. Ее ответы были чисты и прямы, но о своих видениях, даже под пыткой, она упорно молчала.

— Пусть отрубят мне голову, — твердо заявила она, — я ничего не скажу!

Чтобы запутать подсудимую, епископ допрашивает ее таким образом:

— Наг ли был святой Михаил, когда он явился тебе?

— Разве вы полагаете, что Господу не во что одеть своих слуг? — отвечает дева.

— Чтобы я отвечала без страха.

— Ну, а еще что?

— Я не могу этого повторить... Мне страшнее не угодить им, чем вам...

— Разве Бог не любит, когда говорят правду?

К Карлу VII, бессовестно покинувшему Жанну, она сохранила до конца самое безграничное обожание.

— Покровительствуют ли святые Маргарита и Екатерина англичанам?

— Они покровительствуют тем, кто угоден Господу, и ненавидят ненавидимых Им.

— Любит ли Бог англичан?

— Я этого не знаю; мне известно только, что они будут изгнаны из Франции, кроме тех, которые погибнут здесь.

— Веришь ли ты в свое призвание по милости Божией? Этот коварный вопрос на мгновение смущает Жанну.

Ответить утвердительно значит погрешить гордынею, отрицать — опровергнуть самое себя.

— Если нет, — ответила она просто, — да будет угодно Господу укрепить во мне эту веру, если же да, пусть Он ее поддержит во мне.

— Зачем ты внесла свое заколдованное знамя в святой собор во время коронации, когда другие оставались на площади?

— Оно побывало в самом пылу битв, и я нашла справедливым дать ему почетное место.

Не будучи в состоянии уличить Жанну в колдовстве, ее обвинили "в самовольном сношении с небесными силами и ношении мужского костюма", запрещенного соборным постановлением. Ей постарались объяснять схоластическое различие между "торжествующей" (Бог, святые) и "воинствующей" (папа, духовенство) церковью, предлагая отдаться на суд последней.

— Я покорюсь воинствующей церкви, — ответила Жанна, — если она не потребует невозможного, ибо служение истинному Богу я ставлю впереди всего.

Бедная девушка обратилась к папе, но пока пришло от него известие, от нее выманили обманом подпись под чем-то вроде признания, что она — впавшая в заблуждение еретичка, и, отказав в церковном утешении, сожгли живою в Руане 30 мая 1431 года.

Каковы бы ни были ее увлечения, несомненно одно: для нее видения были вполне реальны. Эта мистическая экзальтация не мешала ей разумно всем распоряжаться: ее слова и поступки были полны здравого смысла и спокойной простоты. Мучительная смерть создала Жанне д"Арк блестящий ореол и славную, неувядаемую память в потомстве. Она незыблемо стоит, скромная своей девственной чистотой и сознанием совершенного подвига, на который не отважился ни один из ее современников.

Когда два века спустя Вольтер позволил себе изобразить национальную героиню Франции в таком грязном виде, что слово "pucelle" (девственница) стало неприличным, в своем отечестве он не возбудил ничьих антипатий, зато иностранцы отнеслись к его "Орлеанской девственнице" совершенно иначе. Пушкин приводит выдержку из статьи одного английского журналиста, характеризующую настроение лондонского общества:

"Судьба Жанны д"Арк в отношении к ее отечеству поистине достойна изумления. Мы, конечно, должны разделить с французами стыд ее суда и казни. Но варварство англичан может еще быть извинено предрассудками века, ожесточением оскорбленной национальной гордости, которая искренно приписала действию нечистой силы подвиги юной пастушки. Спрашивается, чем извинить малодушную неблагодарность французов? Конечно, не страхом дьявола, которого исстари не боялись. По крайней мере, мы хоть что-нибудь да сделали для памяти славной девы: наш лауреат (Роберт Соутэй (1774—1843), английский поэт, написавший поэму "Иоанна д"Арк") посвятил ей первые девственные порывы своего (еще не купленного) вдохновения... Как же Франция постаралась загладить свое кровавое пятно, замаравшее самую меланхолическую страницу ее хроники? Правда, дворянство было дано родственникам Жанны д"Арк, но их потомство пресмыкалось в неизвестности... Новейшая история не представляет предмета более трогательного жизни и смерти Орлеанской героини; что же сделал из того Вольтер, сей достойный представитель своего народа? Раз в жизни случилось ему быть истинно поэтом, и вот на что он употребляет вдохновение! Он сатанинским дыханием раздувает искры, тлевшие в пепле мученического костра, и, как пьяный дикарь, пляшет около своего потешного огня. Он, как римский палач, присовокупляет поругание к смертным мучениям девы Поэма лауреата не стоит, конечно, поэмы Вольтера в отношении силы вымысла; но творение Соутэя есть подвиг честного человека и плод благородного восторга. Заметим, что Вольтер, окруженный во Франции врагами и завистниками, на каждом своем шагу подвергавшийся самым ядовитым порицаниям, почти не нашел обвинителей, когда явилась его преступная поэма. Самые ожесточенные враги его были обезоружены. Все с восторгом приняли книгу, в которой презрение ко всему, что почитается священным для человека и гражданина, доведено до последней степени цинизма. Никто не подумал заступиться за честь его отечества... Жалкий век! Жалкий народ!"

Шиллер не менее горячо вступился за поруганную память "Орлеанской девы":

Твой благородный лик насмешка исказила!

Для целей площадных ругаясь над тобой,

Она прекрасное во прахе ног влачила

И образ ангельский пятнала клеветой...

Насмешка Момуса прекрасное бесславить

И лучезарное он по ланите бьет!

Ум благороднейший людей сердцами правит

И в нем прекрасного защитника найдет.

Он снял уже тебя с позорной колесницы

И в славе выставил перед лицом денницы!

Жанна д’Арк, она же – Орлеанская дева… это имя известно со школьной скамьи не только французам. Героиня Франции, святая, Божья посланница, дочь бедного крестьянина из Домреми, простая пастушка, оставившая свои стада, чтобы переломить ход Столетней войны, воспетая Рубенсом, Шиллером, Верди, Чайковским и Люком Бессоном… этот образ так завораживает, что как-то ускользают от внимания очевидные нестыковки. Почему бедной крестьянке устроили встречу с дофином (наследником французского престола) в эпоху, когда «близость к народу» отнюдь не считалась главным достоинством правителя? Где простая пастушка научилась ездить верхом в доспехах, орудовать мечом и копьем? Такие «учебные курсы» были привилегией дворянских сыновей, причем учились этому с детства – овладеть этими навыками за считанные недели (да так, чтобы не погибнуть в первом же бою) так же нереально, как за месяц-другой научиться играть на музыкальном инструменте…

Все встает на свои места, если учесть некоторые детали, которые чаще всего предпочитают замалчивать, дабы не разрушать образ «героини из народа». Скажем, в книгах советской эпохи доводилось читать, что настоящая фамилия Жанны – Дарк, и лишь когда она прославилась в качестве военачальника, фамилия была переделана на дворянский манер… это не так: отец и все предки и родственники Жанны носили именно такую фамилию – д’Арк и даже имели свой герб, поскольку… были дворянами. В XIV веке одна из представительниц этого рода вышла замуж за герцога Бургундского, который, естественно, ни под каким видом не женился бы на крестьянке. В интересующую нас эпоху два представителя этого рода – Гийом и Ивон – были непосредственными вассалами короля, один из них был воспитателем, а другой – советником дофина Луи, рано умершего старшего брата Карла VII, возведенного Жанной на престол.

Ветвь рода д’Арк, из которой происходил Жак д’Арк – отец Жанны – во время Столетней войны и грандиозной эпидемии чумы разорилась и временно утратила дворянское звание (именно временно – это более высокий статус, чем у окончательно утративших). В таком же положении находилась семья, из которой происходила жен Жака – Изабелла де Вутон. В Домреми Жак д’Арк занимал довольно высокое положение – управлял сеньорией: собирал налоги и подати, выступал в суде от имени наместника Робера де Бодрикура, командовал небольшой крепостью и лучниками ополчения.

Учитывая все вышесказанное, мы будем удивляться только одному – тому, что воинским премудростям учили девочку.

Впрочем, девочка была не вполне обычная. Анализ некоторых свидетельств современников позволил современным врачам предположить, что Жанна страдала адрено-генитальным синдромом – аномалией, при котором женский организм вырабатывает слишком много мужских гормонов, в результате получается бесплодная женщина с почти мужским телосложением, у которой даже обыкновенного женского нет. Аномалия может иметь и более жесткие проявления… помните ту жутковато-пикантную сцену из фильма Люка Бессона, когда суровая повивальная бабка публично проверяет Жанну на девственность? Режиссер погрешил против истины только в одном: у нашей героини проверяли не только невинность, но и… пол. Да, он вызывал сомнения – из-за некой анатомической аномалии… Гормональный дисбаланс в принципе может отражаться и на поведении, и такая девочка в подростковом возрасте вполне могла увязаться за братьями при обучении верховой езде и владению копьем. Понятным становится и то, что ей помогли предстать перед дофином (высокопоставленные родственники могли посодействовать), которому она при личной встрече что-то шепнула на ухо – и, видимо, это сразу открыло перед нею все двери… к этому загадочному сообщению мы еще вернемся.

Но вот мы говорим – Жанна д’Арк, а ведь при жизни нашу героиню именовали Жанной Девственницей, Орлеанской девой, Девственницей Франции – словом, как угодно, только не д’Арк. Да и сама она, хоть и называла Жака д’Арк и Изабеллу своими родителями, никогда не приписывала себе их фамилии! Такое впечатление, что она не считала их своими отцом и матерью… Кстати, вы помните, почему ее прозвали Орлеанской девой? Конечно же, потому, что первым городом который был освобожден под ее командованием – это был Орлеан! Но вот в чем странность – впервые это прозвище упомянуто в письме к дофину Карлу от архиепископа Амбренского, написанном до освобождения Орлеана…

На все эти странности обратил внимание французский историк Робер Амбелен – и задался еще одним вопросом: а когда родилась Жанна? Энциклопедии указывают 1412 год, исходя их заявления самой Жанны на суде: «Сейчас мне, кажется, 19 лет» – заметим: кажется, а не точно. Несколько раньше – в 1428 году – она говорила иное: «Мне трижды семь лет», т.е. 21 – в таком случае дату рождения надо перенести на 1407 год… и вот, в 1407 году произошло весьма примечательное событие.

Началось все с того, что Жанна д’Арк – разумеется, не наша героиня, а вдова ее дяди по отцу прибывает в Париж, чтобы… на Иванов день «одарить короля венками». Поступок, конечно, самый верноподданнический, но как-то сомнительно, чтобы женщина отправилась в путь (не забудем, какой тогда был транспорт и какие дороги) только ради этого… быть может, она приехала по распоряжению королевы, чтобы получить какие-то указания?

Королеве Изабелле Баварской тогда не помешала бы помощь преданных людей: она беременна, и отцом ребенка никак не может быть король – венценосные супруги давно не живут вместе. По-видимому, отец будущего ребенка – брат короля, герцог Людовик Орлеанский (во владениях которого находится Домреми). Незаконнорожденный ребенок знатных людей, тем более – королевской крови – это живой повод для скандала. В то же время, другой внебрачный сын герцога, известный как Дюнуа Бастард Орлеанский, сделал неплохую карьеру…

Но вернемся к королеве. Она родила 10 ноября 1407 года… а дальше – совсем, как у Пушкина: «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь» – одни источники говорят о мальчике Филиппе, другие – о девочке Жанне (как мы помним, в отношении пола Орлеанской девы тоже были сомнения). Но в одном сходятся все источники: ребенок не прожил и суток, его едва успели окрестить – и малыш был похоронен в Сен-Дени. Королева все время после родов провела в слезах – и вскоре «весело поужинала» со своим любовником… конечно, в те времена дети умирали в младенчестве довольно часто, что заставляло людей относиться к этому гораздо спокойнее, чем мы относимся сейчас – но не до такой же степени!

Но предположим, ребенок не умер, а был увезен по предварительно договоренности в надежное место… тогда все понятно: мать, конечно, была расстроена разлукой с малышом – но была уверена, что с ним все в порядке, что о нем позаботятся – и вполне могла быстро утешиться…

Так не была ли Жанна тем самым таинственным ребенком Изабеллы Баварской и Людовика Орлеанского? В таком случае, все встает на свои места: и прозвище Орлеанская дева, появившееся еще до освобождения Орлеана (и, возможно, само освобождение Орлеана – в конце концов, нужные тактические ходы ей могли и подсказать), и то, что в Шиноне ее определенно ждали, и то, что король согласился с нею встретиться (это ведь была его единоутробная сестра - и, видимо, именно об этом она напомнила ему при встрече), и что почести ей были оказаны еще до того, как она успела что-то совершить – например, ей определили личный штат и военную свиту. А еще Жанне – именно ей лично, а не семейству д’Арк – был дарован герб, включающий королевскую корону такого типа, какие помещались на гербах принцев крови.

Еще один факт, указывающий на родство Жанны с королевским домом Валуа (к которому принадлежал и Людовик Орлеанский) – ее пресловутая «богоизбранность». Как бы ни хотелось верить в подлинность ее бесед со святыми, исторические факты все расставляют по своим местам, из трех являвшихся ей, две в ХХ веке были вычеркнуты из списка католической церкви, поскольку исторические изыскания не подтвердили их существования – например, житие Екатерины Александрийской оказалось переделанной биографией Гипатии Александрийской, которая даже христианкой не была. Следовательно, «видения» Жанны придется признать обычными галлюцинациям. Психические расстройства в роду Валуа были – сказывались близкородственные браки. Бывали «видения» и у Людовика Орлеанского.

Итак, Жанна, известная как Орлеанская дева, вполне могла быть незаконной дочерью королевы Изабеллы Баварской и герцога Людовика Орлеанского, тайно вывезенной из Парижа сразу после рождения и переданной на воспитание в семью д’Арк, причем этого особо никто не скрывал ни от преданных людей, ни от самой Жанны, ни от Карла VII.

Но загадки на этом не заканчиваются, и одна из них – обстоятельства казни. Приговоренную привезли на площадь с лицом, прикрытым капюшоном, толпу оттеснили 800 солдат, еще 120 окружили место казни (а ведь Жанна была небольшого роста – 158 см), место отгородили деревянным щитом… для чего такие меры предосторожности? Может быть, для того, чтобы никто не узнал, что вместо Орлеанской девы сожгли какую-то другую женщину? Кстати, после канонизации Жанны католической церковью мессу по ней служат священнослужители в белом облачении – как по девственнице, а не в красном – как по мученице… А в «Летописи настоятеля собора св. Тибо в Меце» содержится запись: «И там был заключен брак между мессиром Робером де Армуазом, рыцарем, и упомянутой Жанной Девственницей», – кроме нашей героини так не именовался никто. Кстати, на кузине этого самого рыцаря был женат уже знакомый нам Робер де Бодрикур… Примечательно и то, что детей у этой пары не было (вспомним об аномалии Жанны).

Еще более интересную версию высказывает писатель-фантаст Кир Булычов (ученый-историк Игорь Можейко) в одной из повестей об Алисе Селезневой: Жанна скрывалась в замке Жиля де Ре, который специально создавал «дымовую завесу» в виде славы чернокнижника-убийцы! Конечно, здесь уже речь идет о художественном вымысле, но не такой уж он необоснованный: этот человек действительно был ближайшим сподвижником Жанны и пытался ее спасти… Впрочем, это уже другая история.

По Шиллеру и Жуковскому с сокращением многих стихов

Действующие лица:

Карл VII, король тенор
Архиепископ бас
Дюнуа, французский рыцарь баритон
Лионель, бургундский рыцарь баритон
Тибо д’Арк, отец Иоанны бас
Раймонд, ее жених тенор
Бертранд, крестьянин бас
Воин бас
Иоанна д’Арк сопрано
Агнеса Сорель сопрано
Голос соло в хоре ангелов сопрано

Кавалеры и дамы двора, воины французские и английские, рыцари, монахи, цыгане и цыганки, пажи, шуты, карлики, менестрели, палачи, народ.

Место действия - Франция.

Время: начало XV века.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Славный подвиг героини французского народа Иоанны (Жанны) д’Арк, как сюжет для оперы, заинтересовал в 1878 году. Такой интерес возник не случайно.

Романтическая драма Шиллера «Орлеанская дева», впервые с огромным успехом поставленная в Лейпциге в 1831 году, пользовалась, благодаря переводу Жуковского (1817-1821), большой популярностью в прогрессивных кругах России. Популярность эта еще более возросла в годы общественного подъема 70-х-80-х годов. Но пьеса Шиллера была в то время запрещена к сценическому представлению. Тем не менее великая русская трагическая актриса М. Н. Ермолова нередко читала на вечерах, устраиваемых студенческой молодежью, монологи из «Орлеанской девы». Образ девушки-героини, беззаветно проникнутой идеей освобождения родины, воспламенял сердца демократической аудитории. Однако Ермоловой удалось поставить шиллеровскую трагедию на сцене московского Малого театра лишь в 1884 году, спустя три года после премьеры оперы на тот же сюжет.

Народно-патриотическое содержание трагедии прежде всего привлекло к ней внимание композитора: крестьяне и рыцари Франции, одушевленные личной отвагой и пламенным призывом крестьянской девушки, побеждают англичан в так называемой Столетней войне. Решающая битва произошла у Орлеана; отсюда название Жанны - Орлеанская дева. Оклеветанная, она по приговору католического суда предается сожжению на костре (казнена 30 мая 1431 года).

Была, однако, и другая причина, побудившая обратиться к шиллеровской пьесе. После лирических сцен он хотел создать театральное произведение более монументального плана, где лирика сочеталась бы со сценически-декоративной манерой письма. Трагедия Шиллера давала в этом отношении благодарный материал. К тому же композитор мог воспользоваться превосходным текстом перевода Жуковского.

В конце 1878 года приступил к осуществлению своего замысла, одновременно составляя либретто и сочиняя музыку. В январе 1879 года он писал: «Я очень доволен своей музыкальной работой. Что касается литературной стороны, то есть либретто… трудно передать, до чего я утомляюсь. Сколько перьев я изгрызу, прежде чем вытяну из себя несколько строчек! Сколько раз я встаю в совершенном отчаянии оттого, что рифма не дается, или не выходит известное число стоп, что недоумеваю, что в данную минуту должно говорить то или другое лицо». поставил перед собой нелегкую задачу: он не только сокращал или частично дополнял текст драмы Шиллера - Жуковского, но и, прочтя некоторые исторические исследования, а также воспользовавшись пьесой Ж. Барбье «Жанна д’Арк», внес ряд новых сюжетно-сценических мотивировок, которые преимущественно коснулись финала.

Несмотря на эти трудности, опера в эскизах была завершена к концу февраля, а партитура - в августе 1879 года. Всего же работа над столь монументальным сочинением заняла у лишь девять месяцев. Клавир был издан в 1880 году. Позже композитор внес в него некоторые изменения.

Вопреки цензурным препятствиям «Орлеанская дева» была поставлена на сцене Мариинского театра 13 (25) февраля 1881 года. Полтора года спустя состоялась ее премьера в Праге. При жизни она, однако, ставилась не часто. Лишь в советское время пришло к ней полное признание.

СЮЖЕТ

Тяжкие думы одолевают пастуха из деревни Домреми, старого Тибо, отца семнадцатилетней Иоанны: наступили тяжелые времена - враг может в любой момент ворваться в родной край, и дочь должна иметь защитника. Тибо хочет выдать ее замуж за Раймонда. Иоанна, однако, противится велению отца. В этот грозный час иные мысли владеют ею: она отъединилась от подруг и часто проводит у вековечного дуба в страстной молитве ночи напролет. Но Тибо не верит ей - не предалась ли она темным силам ада? Внезапно появляется толпа беженцев - англичане близятся, вдали зарево пожара. Старик Бертранд рассказывает, как много горя принесла с собой война, а правители Франции бездействуют, среди них есть и предатели. Орлеан окружен, - говорит бежавший с поля брани Воин. Вдохновенно пророчествует Иоанна о близкой победе над врагом. Решение ее принято: час настал. С грустью она прощается с родными местами, чувствуя, что сюда более не вернется. Иоанне слышатся голоса ангелов, призывающие ее на ратный подвиг.

В то время как поля родины обагряются кровью французов, которых теснят англичане, безвольный король Карл VII вместе со своей возлюбленной Агнесой Сорель предается развлечениям. Смелый рыцарь Дюнуа обличает его нерешительность, призывает встать во главе войск. Приходят вести одна горше другой: скоро падет Орлеан. Дюнуа покидает короля, который готов отказаться от царства ради любви Агнесы. Но в этот печальный миг слышится шум за стенами замка. Врывается Дюнуа. Победа! Дева-воительница воодушевила бойцов, повела их за собой, заставила бежать врагов. Кто же она? Чудесным даром обладает Иоанна: она отгадывает сны короля, предвидит будущее. Всех потрясает ее рассказ о том, как явились ей видения, заставившие сменить пастуший посох на ратный меч. Народ славит освободительницу-деву.

Но англичане еще не ушли с французской земли. В одной из битв Иоанна в глухой чаще вступает в бой с бургундским рыцарем Лионелем. Он падает, сраженный мечом Иоанны. Отброшен шлем с забралом. Но девушка не в силах нанести последний удар: прекрасен лик молодого рыцаря. Нарушен священный обет - впервые Иоанна пощадила врага. Ее душевное благородство и красота покорили рыцаря. И когда появляется Дюнуа с радостным известием, что Реймс отвоеван у англичан, Лионель сдается в плен, дабы встать в ряды сражающихся французов. Но Иоанна не может прийти в себя от того, что совершила: как она искупит свой грех?

В старинном городе Реймсе, в кафедральном соборе которого короновались французские короли, ликование. Во главе с КарломVII направляется в собор торжественная процессия. Здесь и Дюнуа с мечом, и Лионель со скипетром, и Иоанна со знаменем. Народ восторженно приветствует ее, но Иоанна, склонив голову, безучастна: она предчувствует горе. В народной толпе Тибо. Он пришел сюда, чтобы изобличить свою дочь: не святая помощь, а силы ада оторвали ее от родной земли ради честолюбивых помыслов. Так думает проникнутый религиозным фанатизмом Тибо - он хочет спасти душу дочери. И когда процессия возвращается из собора, старый пастух грозно вопрошает ее, считает ли она себя святой и чистой. Иоанна в смятении безмолвна: она согрешила, изменила обету, полюбив Лионеля. В зловещей тишине раздаются удары все нарастающего грома. Народ потрясен молчанием освободительницы-девы.

Иоанна уходит ото всех в лес. Сомнения раздирают ее душу. Неожиданно она встречает здесь Лионеля. Чувство любви восторжествовало над долгом. Но миг безграничной радости краток: Иоанне грезятся голоса ангелов, проклинающих ее. Она хочет бежать от Лионеля. В этот момент их окружает отряд англичан: Лионель смертельно ранен, умирает на руках Иоанны. Враги уводят ее.

Иоанна будет казнена в городе Руане, принадлежащем бургундскому герцогству, которое в те годы воевало на стороне англичан. Народ заполнил площадь. Солдаты ведут Иоанну, издеваясь над ней. Ее привязывают к столбу. Палач разжигает костер. Огонь разгорается. Народ жалеет несчастную. Но Иоанна не ощущает боли: ей слышатся голоса ангелов - она прощена! В страстном порыве, умирая, она взывает к небесам.

МУЗЫКА

«Орлеанская дева» - одно из самых монументальных оперных творений . Написанная в широкой декоративной манере с использованием больших хоровых масс и развернутых ансамблей, она в то же время отмечена лирико-психологической глубиной, характерной для творчества композитора. На фоне хоровых массивов рельефно выделяется облик главной героини, правдиво обрисованной в многообразии присущих ей душевных конфликтов. Этот образ главенствует во всей опере: его развитие определяет развертывание сценического действия в музыкальной драматургии произведения.

В соответствии с таким замыслом музыка оркестрового вступления (интродукции) призвана передать основные черты характера Иоанны: ее простой пастушеский облик, страстное упоение мечтой, героическую целеустремленность.

Пасторальный хор девушек открывает первый акт. В терцете Тибо, Раймонда и Иоанны назревает психологический конфликт, который прерывается большой хоровой сценой народного смятения, где выделяется взволнованный рассказ Бертранда. Иоанна увлекает всех своей молитвой «Царь вышних сил, ты наш покров, наша надежда!» Хор подхватывает гимнический напев, в котором воплощена сила и мощь народа. Оставшись одна, приняв решение, Иоанна изливает охватившее ее чувство печали в арии «Простите вы, холмы, поля родные». Интонации этой исповеди, трогающей своей непосредственностью, скорбно-сосредоточенны, но в лирике уже отчетливо прорываются героические черты. Они полностью утверждаются в заключении акта, после хора ангелов, исполняемого женскими голосами, в страстном монологе Иоанны «Вы, сонмы ангелов небесных».

В оркестровом вступлении ко второму акту развивается тема гимна. Контрастом ему служат интермедийные сцены, характеризующие окружение короля. Стилизованный во французском духе хор менестрелей сменяется зажигательной пляской цыган, а танец пажей и карликов (сначала в характере менуэта, потом - оживленный) - гротескной пляской шутов и скоморохов. Дуэт Карла и Дюнуа завершается мужественной клятвой, тогда как дуэт Агнесы с Карлом отмечен изнеженными чертами. Драматургический центр акта - массовая сцена, выражающая вершину торжества Орлеанской девы. Выход Иоанны предваряется маршевой темой. Ее рассказ «Святой отец, меня зовут Иоанна» лирически проникновенен и в то же время героичен; здесь подвергается музыкальной обработке тема хора ангелов из предшествующего акта. Финал - развернутый ансамбль с хором: народ прославляет свою избранницу - Иоанна поведет войска к победе.

Краткое оркестровое вступление к первой картине третьего акта живописует бой. На этом напряженном фоне проходят начальные эпизоды встречи Иоанны с Лионелем. Вся картина насыщена драматической конфликтностью, знаменующей переломный момент в судьбе Иоанны. Предельной выразительности достигает музыка на словах «Ах, зачем за меч воинственный я свой посох отдала».

Следующая картина третьего акта построена на динамичном противопоставлении начального торжествующего марша и хора славления девы-воительницы обличениями Тибо. Это -кульминация драмы, воплощенная в звучании больших хоровых масс. Особенно впечатляет финальный септет с хором, который открывается словами Тибо «Ответствуй мне». В волнообразном, все время вверх устремленном движении мелодии раскрывается содержание этой потрясающей, огромной по своим размерам сцены: ее участники, пораженные молчанием Иоанны, обращают свои взоры к небесам,

В первой картине четвертого акта полнее раскрываются иные стороны облика Орлеанской девы. Здесь в дуэте с Лионелем она предстает горячо любящей женщиной. Лирически восторженно звучит музыка на слова «О чудный, сладкий сон». Упоение страстью передано в оркестровом эпизоде, который предшествует дуэту.

Единством мрачного похоронного настроения проникнута финальная сцена последнего акта (вторая картина). Зловещий траурный марш проводится, неуклонно нарастая, в оркестре. На этом фоне - выкрики солдат, скорбные возгласы народа. Словно языки пламени запечатлены в оркестровом звучании, когда на сцене разгорается костер. Одновременно слышится и пение ангелов, и отпевание монахов, и проклятья солдат, и страстные призывы к небесам Иоанны.

Одна из самых выдающихся исторических персон — легендарная Жанна д’Арк . Отличалась она прекрасными умственными способностями, широким политическим виденьем и смелостью. Орлеанская дева проявила себя как хороший стратег, военный гений.

Важные тайны

Жанна д’Арк относилась к людям среднего класса. Она не жила в роскошных апартаментах, но имела собственную комнату в родном доме. Принадлежала девушка к обедневшему аристократическому роду, а ее детство выпало на тяжелый для Франции период войны.

Орлеанская дева проявляла небывалую отвагу не только на поле битвы. Жанна имела прекрасное чувство юмора, даже во время суда смеялась над епископом Кошоном. Он спросил подсудную, есть ли у той кольца в ушах, других местах. Без раздумий Жанна ответила, что одно из колец находится в епископа Кошона.

Ее «закаленный» дух не нравился политикам. После первых побед Орлеанская дева потребовала быстрой коронации Карла VII . До судьбоносной встречи с ним Жанна научилась хорошо владеть оружием, быть всадницей. Возможно, к этому д’Арк была подготовлена заранее. Городские братства поручили девушке дипломатическую функцию, после выполнения которой она стала слишком опасной фигурой.

Даже под пытками хрупкая девушка сохраняла достоинство, ясность мысли. Она прошла проверку на девственность, а также проверку на пол. Еще одна особенность в том, что вещи, принадлежащие Жанне д’Арк , бесследно исчезли. Возможно, все пропало по причине того, что кто-то постарался уничтожить материальные доказательства существования д’Арк .

Были ли пророчества?

Франция в XV столетии не относилась к демократическим странам. Попасть на прием к принцу все желающие не могли, но Жанне удалось это сделать. Молодая пастушка из Лотарингии сделала все возможное для того, чтобы принц выслушал ее. Девушка сказала, что ее послали сами небеса, но этого не было достаточно.

Пророчества, которые вспоминали свидетели во время процесса реабилитации, помогли Жанне. Речь идет о «пророчестве мудреца Мерлина», предсказании Марии Авиньонской. Эти пророчества твердили, что из Лотарингии должна прийти простая девушка, которая спасет Францию.

С одной стороны, «пророчество Мерлина» сыграло большую роль в судьбе Орлеанской девы. Оно помогло Жанне получить симпатии жителей Франции, заставило знатных людей забыть о происхождении пастушки из Лотарингии . С другой стороны, пророчество стало основой для обвинения девушки в идолопоклонничестве.

Святая или ведьма?

Жанна д’Арк не отказывалась от христианских образов, уподобляла себя Богородице Марии. В XV веке сторонники Орлеанской девы воспринимали ее как святую. Для них Жанна была активным пророком, который должен выполнить все обещанное. Многими современниками д’Арк рассматривалась как святая. Девственность — одна из причин популярности Жанны. В те времена могла быть во главе войска королева или святая.

Протоколы реабилитационного процесса подтверждают, что над легендарной Жанной д’Арк пытались надругаться во время инквизиторского следствия. Позже многие английские авторы упоминали, что Орлеанская дева на момент казни была беременной.

Для англичан д’Арк не являлась ни пророком, ни святой. Ведьма, лжепророк, обманщица — всеми этими словами характеризовали Жанну англичане, их союзники. Даже особы, которые нейтрально относились к Франции, размышляли о противопоставлении «святая и ведьма».

История предательства

В 1431 году бургундский герцог продал Жанну д’Арк за 10 тысяч франков епископу Кошону . В это время Карл VII уже был возведен на престол, но он не захотел поспособствовать освобождению юной защитницы Франции.

Орлеанская дева сделала слишком много для того, чтобы король получил место на троне. Сразу после коронации между д’Арк и Карлом VII начались разногласия. Постепенно увеличивалась и популярность защитницы Франции. Все это несло угрозу власти Карла VII , чем объясняется его безразличие к судьбе Жанны.

Бургундцами девушка была захвачена во время неудачного штурма Парижа. В осажденном городе она осталась один на один с армией противника. Операция была тщательно спланированной, а инициировал ее известный капитан Компьен .

О мече Карла Мартелла

Карл VII не захотел освободить юную защитницу, потому что в народе она стала слишком популярной. Жанна д’Арк легко завоевала любовь простых французов и солдат.

Легендарным оружием Орлеанской девы стал загадочный меч из Фьербуа . Об этом оружии есть упоминания в старых хрониках. О существовании такого меча юной защитнице Франции «сообщили голоса». Принадлежало оружие главному военачальнику Карлу Мартеллу , который в 732 году остановил нашествие мусульман.

Легенда гласит, что Карл Мартелл оставил свое оружие для человека, предназначенного Всевышним для спасения Франции. Нет точной информации о материале, внешнем виде меча. Известно только то, что оружие имело высокое качество и 5 крестов на клинке. Меч видели соратники и солдаты Жанны д’Арк , а также придворные дофина Карла.

«Грехи» юной защитницы

Даже в XVI столетии связь «святая/ведьма» присутствовала в текстах, посвященных героине. Объяснялось это интересом верхушки общества к магии и колдовству. Позже появилась идея, основанная на том, что голосом Жанны д’Арк говорил дьявол.

«Голоса», которые слышала Орлеанская дева, стали ее самым главным «грехом». Инквизиторы не верили словам героини, обвиняли ее в колдовстве. Инквизиции даже удалось «доказать» существование так называемой ведьмовской троицы, связь Жанны с Екатериной и Ришаром .

Французское духовенство получило желаемый результат, унизив Орлеанскую деву в глазах народа, сделав из нее колдунью и богохульницу. Со временем версия о ведовстве девушки полностью исчезла из обвинения.

Окончательные выводы инквизиции

Не было сомнений в том, что Жанна д’Арк за свои «грехи» понесет самое строгое наказание. Инквизиционное обвинение героини в ведовстве не могло стать основой для смертной казни. Особенность заключалась в том, что ведовство признавалось суеверием, значит, не влекло за собой смертную казнь.

Французская инквизиция пошла другим путем. Судья Кошон пообещал защитнице Франции жизнь в обмен на отречение от ереси. По своей неграмотности Жанна д’Арк собственноручно подписала документ, в котором отрекалась от всех заблуждений. Епископ Кошон просто «выбросил слова на ветер» и приговорил Орлеанскую деву к смертной казни.

В последние минуты жизни Жанна попросила подать ей крест. Один из сострадательных англичан связал доски в виде креста и подал девушке. Последним словом, произнесенным героиней из дыма, было «Иисус». Позже молва говорила, что костер легендарной Жанны д’Арк «выпустил» к небу голубицу. Благоговение французов к памяти героини стало основой того, что процесс против Жанны объявили незаконным.