Подготовка к экзамену по физике.

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Новое учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к ОГЭ по физике за курс основной общеобразовательной школы в 2016 году. Книга содержит:
- 15 вариантов учебно-тренировочных тестов, составленных по спецификации и демоверсии ОГЭ на 2016 год, и ответы к ним;
- теоретический материал для подготовки к ОГЭ по физике: краткие справочные данные, основные физические понятия и законы и т. д.;
- материалы для повторения за 7-9 классы: тематические тесты по основным разделам физики за курс основной школы, рубежные и итоговые контрольные работы и ответы к ним;
- методические рекомендации для учащихся.
Издание адресовано девятиклассникам, готовящимся ОГЭ по физике, учителям и методистам. Задания могут быть использованы педагогами для составления собственных контрольных работ и проведения текущего контроля обученности. Книга может быть полезна родителям для проверки готовности ребёнка к экзамену.

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ.
Вещество состоит из химических элементов и химических соединений. Вещества, состоящие из химических элементов, построены из атомов. Из химических элементов образуются химические соединения - молекулы. В газах молекулы расположены на расстояниях, превышающих размеры самих молекул, и слабо взаимодействуют друг с другом. В жидкостях молекулы расположены достаточно близко друг к другу, но их расположение неупорядоченно. В твёрдых кристаллических телах молекулы расположены в строгом порядке и совершают колебания около положения равновесия.

Молекулы находятся в непрерывном движении. Об этом свидетельствуют некоторые экспериментальные факты, например, диффузия и броуновское движение.

Диффузия - это взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.
Броуновское движение - это движение очень мелких частиц вещества под действием ударов молекул жидкости, в которой это вещество растворено.

Температура - это физическая величина, характеризующая тепловое состояние тела.
Тепловое равновесие - это процесс выравнивания температур двух тел, имеющих разную температуру и приведённых в соприкосновение.

Внутренняя энергия - это сумма кинетических энергий движения всех молекул тела и сумма потенциальных энергий взаимодействия этих молекул. Внутреннюю энергию тела можно изменять двумя независимыми способами: путём теплопередачи и путём совершения работы.

Оглавление
От авторов 7
Глава I. Теоретический материал для подготовки к ОГЭ 9
§1. Содержание основных образовательных программ по физике 9
§2. Основные физические понятия, величины и законы 12
§3. Краткие справочные данные 23
Глава II. Материал для повторения за 7 класс 25
§1. Физика и физические методы изучения природы 25
1.1. Физические величины. Измерение физических величин 25
§2. Первоначальные сведения о строении вещества 29
2.1. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Агрегатные состояния вещества 29
§3. Взаимодействие тел 31
3.1. Скорость. Расчёт пути и времени 31
3.2. Плотность вещества 33
3.3. Закон Гука 35
3.4. Контрольная работа 37
§4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов 45
4.1. Давление газа и жидкости 45
4.2. Сообщающиеся сосуды 47
4.3. Архимедова сила 49
4.4. Контрольная работа 53
§5. Работа и мощность. Энергия 60
5.1. Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Потенциальная и кинетическая энергии 60
5.2. Контрольная работа 62
§6. Итоговая контрольная работа за 7 класс 69
Глава III. Материал для повторения за 8 класс 76
§1. Тепловые явления 76
1.1. Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении 76
1.2. Контрольная работа 78
1.3. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления 84
1.4. Кипение, парообразование и конденсация 86
1.5. Контрольная работа 89
§2. Электрические явления 96
2.1. Составление схем атомов различных элементов 96
2.2. Закон Ома для участка цепи 97
2.3. Электрический ток. Соединение проводников 99
2.4. Контрольная работа 102
§3. Электромагнитные явления 110
3.1. Контрольная работа 110
§4. Итоговая контрольная работа за 8 класс 118
Глава IV. Материал для повторения за 9 класс 125
§1. Механика 125
1.1. Механическое движение. Относительность движения. Материальная точка. Система отсчёта. Траектория. Путь 125
1.2. Прямолинейное равномерное движение. Скорость прямолинейного равномерного движения 127
1.3. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение 131
1.4. Контрольная работа 135
1.5. Явление инерции. Масса тела. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. Законы Ньютона 144
1.6. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения 146
1.7. Сила тяжести. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость 148
1.8. Силы в природе. Сила упругости. Силы трения 149
1.9. Импульс. Закон сохранения импульса 152
1.10. Контрольная работа 155
1.11. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел 165
1.12. Закон сохранения механической энергии 166
1.13. Контрольная работа 169
1.14. Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Превращение энергии при колебательном движении 177
1.15. Механические волны. Длина волны. Звук 179
1.16. Контрольная работа 181
§2. Электромагнитное поле 189
2.1. Магнитное поле. Направление линий поля. Обнаружение магнитного поля. Индукция магнитного поля 189
2.2. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Генератор переменного тока. Экологические проблемы, связанные с тепловыми электростанциями 191
2.3. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Электромагнитная природа света 194
2.4. Контрольная работа 195
§3. Строение атома и атомного ядра 203
3.1. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома 203
3.2. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях 205
3.3. Контрольная работа 208
§4. Итоговая контрольная работа за 9 класс 213
Глава V. Ответы к главам II-IV 220
Глава VI. Подготовка к ОГЭ. Тренировочные варианты 230
§1. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы по форме ОГЭ 230
§2. Варианты учебно-тренировочных тестов ОГЭ 233
Инструкция по выполнению работы 233
Вариант №1 234
Вариант №2 243
Вариант №3 252
Вариант №4 261
Вариант №5 270
Вариант №6 280
Вариант №7 289
Вариант №8 297
Вариант №9 305
Вариант №10 315
Вариант №11 324
Вариант №12 332
Вариант №13 340
Вариант №14 348
Вариант №15 356
Ответы к вариантам 365.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Основное общее образование

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Готовимся к ОГЭ по физике: задание №23

В 9 классе школьники впервые сталкиваются с обязательными государственными экзаменами. Что это означает для учителя? Во-первых, стоит задача настроить детей на усиленную подготовку к аттестационной работе. Но самое важное: не просто дать полноценные знания по своему предмету, а объяснить, какого рода задания предстоит выполнить, разобрать типичные примеры, ошибки и дать ученикам все инструменты для успешной сдачи экзамена.

При подготовке к ОГЭ больше всего вопросов вызывает экспериментальное задание №23. Оно самое сложное, соответственно на него и отводится больше всего времени - 30 минут. А за его успешное выполнение можно получить больше всего баллов - 4. Этим заданием начинается вторая часть работы. Если заглянуть в кодификатор, мы увидим, что контролируемыми элементами содержания здесь являются механические и явления электромагнетизма. Ученики должны показать умение работать с физическими приборами и измерительными инструментами.

Существует 8 стандартных комплектов оборудования, которое может понадобится на экзамене. Какие именно будут использоваться, становится известно за несколько дней до экзамена, поэтому целесообразно провести дополнительную тренировку перед экзаменом с теми инструментами, которые будут задействованы; обязательно повторить, как снимать показания с приборов. Если экзамен проводится на территории другой школы, учитель может заранее приехать туда, чтобы посмотреть готовые для работы комплекты. Готовящий приборы к экзамену учитель должен обратить внимание на их исправность, особенно подверженных износу. Например, использование старой батарейки может привести к тому, что ученик элементарно не сможет установить требуемую силу тока.

Нужно проверить, совпадают ли приборы с указанными значениями. Если не совпадают, то в специальных бланках указываются истинные значения, а не те, которые записаны в официальных комплектах.

Учителю, ответственному за проведение экзамена может помогать технический специалист. Он же следит за соблюдением техники безопасности во время экзамена и может вмешаться в ход выполнения задания. Нужно напомнить ученикам, что если они заметят неисправность какого-либо прибора во время выполнения задания, нужно незамедлительно сообщить об этом.

Существует три типа экспериментальных заданий, встречающихся на экзамене по физике.

Тип 1. «Косвенные измерения физических величин». Включает в себя 12 тем:

  • Плотность вещества
  • Сила Архимеда
  • Коэффициент трения скольжения
  • Жесткость пружины
  • Период и частота колебаний математического маятника
  • Момент силы, действующей на рычаг
  • Работа сила упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока
  • Работа силы трения
  • Оптическая сила собирающей линзы
  • Электрическое сопротивление резистора
  • Работа электрического тока
  • Мощность электрического тока.

Тип 2. «Представление экспериментальных результатов в виде таблиц или графиков и формулировка вывода на основании полученных экспериментальных данных». Включает в себя 5 тем:

  • Зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины
  • Зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити
  • Зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника
  • Зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления
  • Свойства изображения, полученного с помощью собирающей линзы

Тип 3. «Экспериментальная проверка физических законов и следствий». Включает в себя 2 темы:

Подготовка к ОГЭ по физике: советы ученику

  • Важно очень точно записывать в бланк ответа все, что требуют правила. Проверяя свою работу, стоит еще раз взглянуть, ничего ли не пропущено: схематический рисунок, формула для расчета искомой величины, результаты прямых измерений, расчеты, числовое значение искомой величины, вывод и т.д., в зависимости от условий. Отсутствие хотя бы одного показателя приведет к снижению балла.
  • За дополнительные измерения, внесенные в бланк, оценка не снижается
  • Рисунки должны быть выполнены очень аккуратно, небрежные схемы тоже отнимают балл. Немаловажно приучиться контролировать указание всех единиц измерения
  • Записывая ответ, ученик не должен указывать погрешность, но стоит донести до него информацию, что проверяющий имеет критерии и правильный ответ уже содержит границы интервала, внутри которого может оказаться верный результат.

Подготовка к экзамену в целом и к экспериментальному заданию в частности не может быть спонтанной. Без постоянно нарабатываемого навыка работы с лабораторным оборудованием выполнить задания практически невозможно. Поэтому учителям рекомендуется ознакомится с демонстрационными вариантами экзаменационной работы и разбирать типичные задачи во время проведения лабораторных.

Подробный разбор всех типов заданий вы можете посмотреть в вебинаре

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Трубчевская средняя общеобразовательная школа №1

УТВЕРЖДЕНО

на заседании РМК

протокол № 2

от _______

______________

Коростелева Е.В.

Принята на заседании МО учителей математики и физики

Протокол № ___

от « » __________ 201 6 г.

Руководитель ШМО

_________________________

Назимко Л.И.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

по УВР

________ ______

Алымова В.И.

« » ____ ____ 201 6 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_____________

Химина М.Н.

Приказ № ____

от « » _______ 201 6 г.

«Подготовка к ОГЭ по физике»

Программа элективного курса по физике

9 класс

Митенкова Ирина Анатольевна,

учитель физики

Трубчевск

2016

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся по физике (ГИА) в новой форме. Учащиеся должны показать хорошее освоение знаниями о физических явлениях и законах природы, овладение умениями применять полученные знания на практике за весь курс основной школы (7-9 классы). Все это требует проведения дополнительной работы, по повторению и систематизации ранее изученного материала. Прежде всего, именно эта проблема и должна быть решена в рамках данного курса. Курс опирается на знания, полученные на уроках физики. Основное средство и цель его освоения - решение задач, поэтому теоретическая часть носит обзорный обобщающий характер.

Исходными документами для составления рабочей программы элективного курса являются Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004, образовательный (учебный) план Муниципального общеобразовательного учреждения «МБОУ Трубчевская СОШ № 1» на 2016-2017 учебный год. Курс рассчитан на 34 ч в год (1 час в неделю).

Цель курса:

. обеспечить дополнительную поддержку выпускников основной школы для сдачи ГИА по физике.

Задачи курса:

. систематизация и обобщение теоретических знаний по основным темам курса;

. формирование умений решать задачи разной степени сложности;

. усвоение стандартных алгоритмов решения физических задач в типичных ситуациях и в изменённых или новых;

. формирование у школьников умений и навыков планировать эксперимент, отбирать приборы, собирать установки для выполнения эксперимента;

. повышение интереса к изучению физики.

В результате изучения курса «Подготовка к ОГЭ по физике» ученики

должны знать: основные законы и формулы из различных разделов физики; классификацию задач по различным критериям; правила и приемы решения тестов по физике;

уметь: использовать различные способы решения задач; применять алгоритмы, аналогии и другие методологические приемы решения задач; решать задачи с применением законов и формул, различных разделов физики; проводить анализ условия и этапов решения задач; классифицировать задачи по определенным признакам; уметь правильно оформлять задачи.

Элективный курс предполагает развитие у 9-классников: интеллекта, творческого и логического мышления, навыков самоанализа и самоконтроля, познавательного интереса к предмету.

Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по физике» позволяет реализовать следующие принципы обучения:

. дидактические (достижение прочности и глубины знаний при решении тестовых задач по физике; обеспечение самостоятельности и активности учащихся; реализация интегративного политехнического обучения и др.);

. воспитательные (профессиональная ориентация; развитие трудолюбия, настойчивости и упорства в достижении поставленной цели);

. межпредметные (показывающие единство природы и научной картины мира, что позволит расширить мировоззрение учащихся).

Содержание программы

Как работать над тестовыми заданиями. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

2. Механические явления.

1. Кинематика механического движения. Механическое движение. Путь. Перемещение. Скорость. Ускорение. Движение по окружности.

2. Законы динамики. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

3.Силы в природе. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Закон всемирного тяготения

4.Законы сохранения. Импульс тела. Закон сохранения импульса тела. Работа. Мощность. Коэффициент полезного действия. Энергия. Закон сохранения механической энергии

5.Статика и гидростатика. Простые механизмы. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда.

6. Механические колебания и волны. Звук.

3. Тепловые явления.

1.Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотичного движения частиц.

2. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость.

3.Изменение агрегатных состояний вещества. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Преобразования энергии в тепловых машинах

4. Электромагнитные явления.

1.Статическое электричество. Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

2.Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца.

3. Магнетизм. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Переменный ток.

4.Элементы геометрической оптики. Законы геометрической оптики. Плоское зеркало. Дисперсия света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

5. Атомная физика.

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучение. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Ядерные реакции.

Физическая картина мира. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира.

6. Эксперимент

Лабораторные работы по темам: «Механика», «Электричество», «Оптика»

Уметь работать с приборами, измерять и обрабатывать полученные данные, формулировать вывод.

7. Работа с текстовыми заданиями.

8.Итоговый тест за курс физики основной школы.

Учебно - тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Введение. Правила и приемы решения физических задач.

1

Механические явления.

9

II I

Тепловые явления.

7

Электромагнитные явления.

8

Атомная физика

3

V I

Эксперимент

3

VII

Текстовые задания

2

VIII

Итоговое тестирование

1

Итого

34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

I

Введение. Правила и приемы решения физических задач.

1

Введение. Правила и приемы решения физических задач.

Лекция

II

Механические явления.

9

Кинематика механического движения. Законы динамики.

Лекция

Решение тестовых заданий по теме «Кинематика»

Практическое

занятие

Решение тестовых заданий по теме «Динамика»

Практическое

занятие

Силы в природе. Законы сохранения»

Лекция

« Силы в природе »

Практическое

занятие

Решение тестовых заданий по теме

« Законы сохранения »

Практическое

занятие

Статика и гидростатика. Механические колебания и волны. Звук.

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

« Статика и гидростатика »

Практическое

занятие

Решение тестовых заданий по теме

« Механические колебания и волны. Звук»

Практическое

занятие

III

Тепловые явления.

7

Строение вещества

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

« Строение вещества »

Практическое

занятие

Внутренняя энергия.

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

« Внутренняя энергия »

Практическое

занятие

Изменение агрегатных состояний вещества.

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

Практическое

занятие

Решение тестовых заданий по теме

« Изменение агрегатных состояний вещества»

Практическое

занятие

IV

Электромагнитные явления.

8

Статическое электричество

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

« Статическое электричество »

Постоянный электрический ток

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

« Постоянный электрический ток»

Магнетизм

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

« Магнетизм»

Элементы геометрической оптики

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

V

Атомная физика

3

Строение атома и атомного ядра

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

« Элементы геометрической оптики »

Практическое

занятие

Решение тестовых заданий по теме

« Элементы геометрической оптики »

Практическое

занятие

Эксперимент

3

Лабораторные работы