Причины, цели и результаты реформаторской деятельности Петра I. Результаты преобразовательной деятельности Петра I

План


Введение. Оценка личности и деятельности Петра I с точки зрения В.О. Ключевского

Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер

Внешняя политика и реформа Петра Великого. Оценка личности и деятельности Петра I с точки зрения С.М. Соловьева. Оценка личности и деятельности Петра I с точки зрения Н.В. Карамзина

Заключение

Список литературы


Введение


Безусловно, Петр I - одна из выдающихся личностей в российской истории. Вероятно, нет такого человека, который не знал бы эту фигуру. Личность и деятельность русского императора поражает своим многообразием. В правление Петра I были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Он является героем бесчисленных художественных произведений, выдающимся реформатором и, конечно же, первым русским императором.

В русской историографии личность Петра I и его деятельность рассматривается неоднозначно: от полной идеализации его личности и дел, до многочисленной критике в его адрес. В основном, это зависит от мнения историка, который ведет повествование и чаще всего присутствует субъективный фактор.

Цель моей работы - рассмотреть личность и деятельность Петра I, попытаться выявить объективную оценку его личности, и показать какую роль он сыграл в русской историографии.

Для достижения цели необходимо выполнить определенные задачи - рассмотреть личность Петра I с точки зрения выдающихся историков Н.В. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Для выявления объективной оценки, необходимо изучить мнения нескольких историков, сравнить их и сделать определенные выводы.


I. Оценка личности и деятельности Петра I с точки зрения В.О. Ключевского


1. Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер


По описанию Ключевского, Перт был великаном, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще более развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Петр уродился в мать и особенно походил на одного из ее братьев, Федора. У Нарышкиных живость нервов и бойкость мысли были фамильными чертами.

Петр был подвергнут сильному нервному расстройству, причиной которого был либо детский испуг во время кровавых кремлевских сцен 1682 г., либо слишком часто повторявшиеся кутежи, надломившие здоровье еще не окрепшего организма, а вероятно, то и другое вместе. Очень рано, уже на двадцатом году, у него стала трястись голова и на красивом круглом лице в минуты раздумья или внутреннего волнения появлялись безобразившие его судороги. Все это вместе с родинкой на правой щеке и привычкой на ходу широко размахивать руками делало его фигуру всюду заметной. Непривычка следить за собой и сдерживать себя сообщала его большим блуждающим глазам резкое, иногда даже дикое выражение, вызывавшее невольную дрожь в слабонервном человеке.

Многолетнее безустанное движение развило в нем подвижность, потребность в постоянной перемене мест, в быстрой смене впечатлений. Торопливость стала его привычкой. Он вечно и во всем спешил. Его обычная походка, особенно при понятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться. Он был обычным и веселым гостем на домашних праздниках вельмож, купцов, мастеров, много и недурно танцевал. Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он еще многого не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой: рука инстинктивно просилась за инструмент; ему все хотелось сработать самому. Ранняя наклонность к ремесленным занятиям, к технической работе обратилась у него в простую привычку, в безотчетный позыв: он хотел узнать и усвоить всякое новое дело, прежде чем успевал сообразить, на что оно ему понадобится. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до 14 ремесел. Впоследствии он был как дома в любой мастерской, на какой угодно фабрике. Успехи в рукомесле поселили в нем большую уверенность в ловкости своей руки: он считал себя и опытным хирургом, и хорошим зубным врачом. Бывало, близкие люди, заболевшие каким-либо недугом, требовавшим хирургической помощи, приходили в ужас при мысли, что царь проведает об их болезни и явится с инструментами, предложит свои услуги. Говорят, после него остался целый мешок с выдернутыми им зубами - памятник его зубоврачебной практики.

Однако выше всего ставил он мастерство корабельное. Никакое государственное дело не могло удержать его, когда представлялся случай поработать топором на верфи. До поздних лет, бывая в Петербурге, он не пропускал дня, чтобы не завернуть часа на два в адмиралтейство. И он достиг большого искусства в этом деле; современники считали его лучшим корабельным мастером в России. Он был не только зорким наблюдателем и опытным руководителем при постройке корабля: он сам мог сработать корабль с основания до всех технических мелочей его отделки. Он гордился своим искусством в этом мастерстве и не жалел ни денег, ни усилий, чтобы распространить и упрочить его в России.

Петр, несомненно, был одарен здоровым чувством изящного, тратил много хлопот и денег, чтобы доставать хорошие картины и статуи из Германии и Италии: он положил основание художественной коллекции, которая теперь помещается в петербургском Эрмитаже. Он имел вкус особенно к архитектуре; об этом говорят увеселительные дворцы, которые он построил вокруг своей столицы и для которых выписывал за дорогую цену с Запада первоклассных мастеров. Он обладал сильным эстетическим чутьем; только оно развивалось у Петра несколько односторонне, сообразно с общим направлением его характера и образа жизни. Привычка вникать в подробности дела, работа над техническими деталями создала в нем геометрическую меткость взгляда, удивительный глазомер, чувство формы и симметрии; ему легко давались пластические искусства, нравились сложные планы построек; но он сам признавался, что не любит музыки, и с трудом переносил на балах игру оркестра.

Так Петр вышел непохож на своих предшественников. Он был великий хозяин, всего лучше понимавший экономические интересы, всего более чуткий к источникам государственного богатства. Ключевский отмечает, что подобными хозяевами были и его предшественники, цари старой и новой династии, но те были хозяева, белоручки, привыкшие хозяйничать чужими руками, а из Петра вышел подвижной хозяин-чернорабочий, самоучка, царь-мастеровой.

Итак, Ключевский, описывая личность Петра, награждает его такими качествами как трудолюбие, усидчивость, энергичность. Возможно, именно из-за этого Петр преуспел во многом. Историк приписывает некоторые отрицательные черты его характера к потрясениям, который пережил Петр в детстве.

2. Внешняя политика и реформа Петра Великого

ключевский соловьёв император пётр

При первом взгляде на преобразовательную деятельность Петра она представляется лишенной всякого плана и последовательности. Постепенно расширяясь, она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась зараз, в одно время и во всем своем составе; к каждой реформа подступала по нескольку раз, в разное время касаясь ее по частям, по мере надобности, по требованию текущей минуты. Изучая тот или другой ряд преобразовательных мер, легко видеть, к чему они клонились, но трудно догадаться, почему они следовали именно в таком порядке.

Автор отмечает, что Петр не знал мира и постоянно с кем-то воевал: то с сестрицей, то с Турцией, Швецией, даже с Персией. Притом с главными своими врагами, с Турцией и Швецией, Петр воевал не как его предшественники: это были войны коалиционные, союзные. Петру достались от предшественников две задачи, разрешение которых было необходимо для того, чтобы обеспечить внешнюю безопасность государства. Во-первых, надо было довершить политическое объединение русского народа, едва не половина которого находилась еще за пределами Русского государства. Во-вторых, предстояло исправить границы государственной территории, которые с южной и западной стороны, были слишком открыты для нападения. Вторая задача, территориальная, еще до него приводила Московское государство в столкновение с двумя внешними врагами: со Швецией, у которой нужно было отвоевать восточный берег Балтийского моря, и с Турцией. Но еще до Петра московским правительством была сознана невозможность одновременного разрешения обеих задач.

В.О. Ключевским подчеркивает, что движущей силой преобразований была война и, что структура реформ и их последовательность были всецело обусловлены потребностями, навязанными войной, которая, по его мнению, велась довольно бестолково.

Цели Петра были на первую очередь направлены на преобразование военных сил страны. Военная реформа повлекла за собой два ряда мер, из коих одни направлены были к поддержанию регулярного строя преобразованной армии и новоcозданного флота, другие к обеспечению их содержания. Нововведения военные, социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его прежнем строе и составе. Потому об руку с этими нововведениями и частью даже впереди их шла постепенная перестройка управления всей правительственной машины, как необходимое общее условие успешного проведения прочих реформ. Другим таким общим условием была подготовка дельцов и умов к реформе. Для успешного действия нового управления, как и других нововведений, необходимы были исполнители, достаточно подготовленные к делу, обладающие нужными для того знаниями, необходимо было и общество, готовое поддерживать дело преобразования, понимающее его сущность и цели. Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного знания, о заведении общеобразовательных и профессиональных, технических школ.

Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она выдвигала вперед двойное дело, требовала изыскания средств для содержания преобразованных и дорогих вооруженных сил и особых мер для поддержания их регулярного строя. Рекрутские наборы, распространяя воинскую повинность на неслужилые классы, сообщая новой армии всесословный состав, изменяли установившиеся общественные соотношения. Дворянству, составлявшему главную массу прежнего войска, приходилось занять новое служебное положение. Эта реформа, как отмечает Ключевский, имеет очень важное значение в нашей истории.

Петр не снял с сословия обязательной службы, поголовной и бессрочной, даже не облегчил ее, напротив, отяготил ее новыми повинностями и установил более строгий порядок ее отбывания с целью извлечь из усадеб все наличное дворянство и пресечь укрывательство. Он хотел завести точную статистику дворянского запаса и строго предписывал дворянам представлять в Разряд, а позднее в Сенат списки недорослей, своих детей и живших при них родственников не моложе 10 лет, а подросткам-сиротам самим являться в Москву для записи. По этим спискам учащенно производились смотры и разборы. Вместе с недорослями или особо вызывались на смотры и взрослые дворяне, чтоб не укрывались по домам и всегда были в служебной исправности. Петр жестоко преследовал "нетство", неявку на смотр или для записи. Осенью 1714 г. велено было всем дворянам в возрасте от 10 до 30 лет явиться в наступающую зиму для записи при Сенате, с угрозой, что донесший на неявившегося, получит все его пожитки и деревни. Однако, уверяет Ключевский, эти меры были малоуспешны. На что только не шли дворяне чтобы «отлынять» от службы. Не только городовые дворяне, но и царедворцы при наряде в поход пристраивались к какому-нибудь "бездельному делу", пустому полицейскому поручению и под его прикрытием проживали в своих вотчинах военную пору. Ключевский был обеспокоен тем, что бедные и старые служат, а богатые от службы «лыняют» и иные лежебоки просто издевались над жестокими указами царя о службе.

Одной из плодотворнейших идей, какие начинают шевелиться в московских умах XVII в., было сознание коренного недостатка, которым страдала финансовая система Московского государства. Эта система, возвышая налоги по мере увеличения нужд казны, отягощала народный труд, не помогая ему стать более производительным. Мысль о предварительном подъеме производительных сил страны, как о необходимом условии обогащения казны, и легла в основу экономической политики Петра. Он поставил себе задачей вооружить народный труд лучшими техническими приемами и орудиями производства и ввести в народнохозяйственный оборот новые промыслы, обратив народный труд на разработку не тронутых еще богатств страны. Задав себе это дело, он затронул все отрасли народного хозяйства; не осталось, кажется, ни одного производства, даже самого мелкого, на которое Петр не обратил бы зоркого внимания: земледелия во всех его отраслях, скотоводства, коннозаводства, овцеводства, шелководства, садоводства, хмелеводства, виноделия, рыболовства и т. д. - всего коснулась его рука. Но более всего потратил он усилий на развитие обрабатывающей промышленности, мануфактур, особенно горного дела, как наиболее нужного для войска. Двигая сильной рукой обрабатывающую промышленность, Петр не меньше того думал о сбыте, о торговле внутренней и особенно внешней морской, в которой Россия рабствовала перед западными мореплавателями.

Что касается реформ в сфере управления, Ключевский считал, что в этой отрасли своей деятельности Петр потерпел больше всего неудач, допустил немало ошибок; но это не были случайные, скоропреходящие явления. Про губернскую реформу он говорил, что законодательство Петра не обнаружило ни медленно обдуманной мысли, ни быстрой созидательной сметки. Цель реформы была исключительно фискальная. Губернские учреждения получили отталкивающий характер пресса для выжимания денег из плательщиков и меньше всего думали о благосостоянии населения.

Петр I добился финансовых успехов. Ключевский приводит статистку: сметный доход 1724 г. почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 г. Этот успех был достигнут подушной податью, которая более чем на 2 миллиона увеличила окладной доход казны. Так как военная реформа была невозможна без реформы финансовой, то Ключевский признает финансовую реформу вторым важнейшим аспектом преобразований деятельности Петра.

Историк считает, что реформы имеют различную степень важности: он считал военную реформу начальным этапом преобразовательной деятельности Петра, а реорганизацию финансовой системы - конечной его целью. Остальные же реформы являлись либо следствием преобразований в военном деле, либо предпосылками для достижения упомянутой конечной цели. Самостоятельное значение Ключевский придавал лишь экономической политике.

Многие критикуют Петра за то, что он хотел европеизировать Россию (например, Карамзин), однако с точки зрения Ключевского, сближение с Европой было в глазах Петра только средством для достижения целей, а не самой целью.

Говоря о реформах в целом, Ключевский говорит, что они по своему исходному моменту и по своей конечной цели были военно-финансовые. Он ограничил обзор ее фактами, которые, вытекая из этого двойственного значения, коснулись всех классов общества, отозвались на всем народе. Делая общие выводы по реформам Петра, он пишет: «Реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур, какие по неизведанным еще причинам от времени до времени появляются в человечестве. С этими свойствами, согретыми чувством долга и решимостью "живота своего не жалеть для отечества", Петр стал во главе народа, из всех европейских народов наименее удачно поставленного исторически. Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил. Но все это приходилось делать среди упорной и опасной внешней войны, спешно и принудительно, и при этом бороться с народной апатией и косностью, воспитанной хищным приказным чиновничеством и грубым землевладельческим дворянством, бороться с предрассудками и страхами, внушенными невежественным духовенством. Поэтому реформа, скромная и ограниченная по своему первоначальному замыслу, направленная к перестройке военных сил и к расширению финансовых средств государства, постепенно превратилась в упорную внутреннюю борьбу, взбаламутила всю застоявшуюся плесень русской жизни, взволновала все классы общества. Начатая и веденная верховной властью, привычной руководительницей народа, она усвоила характер и приемы насильственного переворота, своего рода революции. Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приемам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников. Это было скорее потрясение, чем переворот. Это потрясение было непредвиденным следствием реформы, но не было ее обдуманной целью.»

Итак, так как В.О. Ключевский историк, он оценивает деятельность Петра, основываясь на исторических фактах, анализирует ситуацию целиком и видит государство как единую систему. Помимо этого, он основывается на мнении других историков и современников Петра, поэтому его оценку можно назвать вполне объективной. Он судит реформы исходя из их результатов и достигнутых целей, называя их успешными либо же провальными. Ключевский ищет причины исторических процессов в объективных обстоятельствах.


II. Оценка личности и деятельности Петра I с точки зрения С.М. Соловьева


С.М. Соловьев писал, что Петр 1 был действительно Великим, как и прозвали его в народе. Петр не был славолюбцем. Он жил и трудился на благо народа и заботился только о народе. Он осознал, что его обязанность - вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации. Например, по просьбе народа, для борьбы с частными пожарами, крыши кроют черепицей вместо тисовых, а дома строят каменные, и строят их вдоль улиц, по европейскому обычаю, а не внутри дворов, как раньше. Петр запрещает ношение холодного оружия, т.к. во время пьяных драк люди режут друг друга ножами, иногда насмерть.

Довольно интересным нововведение было то, что женщин отныне запрещено было запирать дома, а надобно вывозить в общественные собрания. Так же при женщине мужчины должны были сдерживать свои дурные или неприличные нравы. Также Петр делает общедоступным театральное искусство - «на Красной площади построена была деревянная комедиальная храмина - для всех».

Петру предстояла трудная задача: для образования русских людей необходимо было вызвать иностранных наставников, руководителей, которые, естественно, стремились подчинить учеников своему влиянию, стать выше их. Это унижало учеников, которых Петр хотел сделать как можно скорее мастерами. Он хотел, чтобы обязательного обучения грамоте подлежало хотя бы дворянство. Историк писал, что Петр заставлял переводить иностранные книги, причем перевод, приказывал царь, должен быть не дословный, а смысловой.

Историк отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России, как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ: «Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился»

Военные действия ведутся Петром умело и четко, без излишней самоуверенности, но с целеустремленностью. Чтобы противостоять Турции, берет со второго раза Азовскую крепость. Чтобы пробить «окно в Европу», т.е. выход на Балтийское море, ведет войну со шведами. Историк считал, что главную свою задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России, а Северная война со Швецией была только средством к этому преобразованию.

Соловьев придавал первостепенное значение не внешним влияниям на историю страны, а внутренним процессам, происходившим в ней. По его мнению, основой исторического процесса было движение от родового строя к государству и развитие самого государства. Историк также придавал большое значение географическому фактору.

Для страны в целом Петр тоже делает немало, а возможно, даже больше. При его правлении развивается добыча каменного угля и железной руды, металлургия, кожевенное производство, кораблестроение, военное ремесло.

Соловьев значительно отличает Петра от своих предшественников: «Петр не был царем в смысле своих предков, это был герой-преобразователь или, лучше сказать, основатель нового царства, новой империи и, чем более вдавался он в свою преобразовательную деятельность, тем более терял возможность быть похожим на своих предков; притом же и великая война прекратилась незадолго до его смерти»

Итак, Соловьев характеризует Петра очень отзывчивым по отношению к народу. Он заботился о состоянии народа, стремился сделать его образованным. Так же Соловьев отмечает, что во время правления Петра I происходило окультуривание общества. У Соловьева реформы представлены в виде строго последовательного ряда звеньев, составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых установок.


III. Оценка личности и деятельности Петра I с точки зрения Н.В. Карамзина


Н.В. Карамзин с особым интересом относился к личности Петра I и его реформам. В 1798 г. у писателя даже появился замысел написать «Похвальную речь Петру I», однако он не был осуществлен. В записной книжке Карамзина сохранился лишь набросок «Мысли для похвального слова Петру I», датированный 11 июня 1798 г.

Описывая императора, Карамзин пишет, что в необыкновенных усилиях Петра мы видим всю твердость его характера и власти самодержавной. Ничто не казалось ему страшным.

Карамзин отмечает, что Петр велик без сомнения, но еще мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей. Он считает его «худо воспитанным» Лефортом, который от бедности заехал в Москву и, весьма естественно, находя русские обычаи для него странными, говорил Петру об них с презрением, а все европейское возвышал до небес. По мнению Карамзина, увидев Европу, Петр, захотел сделать из России - Голландию.

Одной из многочисленных ошибок Петра I, Карамзин считает основание новой столицы на северном крае государства, «среди зыбей болотных, в местах, осужденных породою на бесплодие и недостаток». Можно сказать, что Петербург основан на слезах и трупах.

По мнению Карамзина, причиной реформ была "страсть" Петра Великого: страсть возвеличить Россию и страсть "к новым для нас обычаям", которая "преступила в нем границы благоразумия".

Он винит Петра I в том, что он поставил целью "не только новое величие России, но и современное присвоение обычаев европейских". Карамзин осудил перестройку системы государственного управления, ликвидацию патриаршества, подчинение церкви государству, Табель о рангах, перенесение столицы в Петербург, ломку старых обычаев. Он считает, что Петр «насиловал» русскую природу и резко ломал старый быт. Карамзин заявляет, все русское было искоренено, мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России, а виною тому - Петр.

Когда я читала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», меня поразило резкое, критичное отношение Карамзина к Петру I.

Оценивая деятельность Петра, Карамзин подходит к этому более эмоционально, чем другие историки. Возможно, это связано с тем, что он больше литератор, чем историк. У Карамзина структура рассуждений не такая четкая, как у других историков. Его работы трудно читать, потому что там присутствует старый язык и там больше художественных описаний, чем конкретных фактов.


Заключение


Итак, безусловно, Петр I играет огромную роль в нашей истории. Мы видим, как много совершил этот человек для народа и для страны. И по сей день на протяжении трех веков, в России празднуется Новый год, праздник, введенный Петром в 1699-1700 году. И многие, в те далекие времена новые и непривычные обычаи настолько вросли в русскую культуру, что уже неотделимы, и кажется, что они существовали всегда.

Петр I повлиял на русскую историю столь значительно, что интерес к его деятельности вряд ли когда-нибудь угаснет, как бы ни оценивались его реформы.

Историки сходятся в том, что реформы начались (и происходили) благодаря личности Петра, и расходятся в том, как определял Петр цели реформ и насколько ясно он это делал.

Из-за различия в подходах Карамзин, Ключевский и Соловьев по- разному интерпретируют реформы и из значение, однако, часто совпадают в выводах.

По признанию всех историков, Петр был царь-работник, который постоянно трудился, узнавал что-то новое и пытался научить этому новому окружающих.

Как человек Петр 1 был, возможно, не самым совершенным, но как государственный деятель и реформатор добился очень много, поэтому наследие это сохранилось на протяжении веков.

Я сделала далеко не полный очерк преобразовательной деятельности Петра, но постаралась коснуться тех событий, благодаря которым мы можем судить о его деятельности. Итак, только после рассмотрения точки зрения разных историков, можно сделать объективные выводы о этой выдающейся личности.


Список литературы


1.Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991

Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 2001

Ключевский В.О. Курс русской истории. М.,2003

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 2009

Соловьев С.М. Публичные чтения по истории России. М., 2003


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В политической системе реформы Петра Великого стали логическим завершением тенденций развития государственности, которые наметились еще в так называемый московский период. Речь идет о феномене, который разные исследователи называют «восточным деспотизмом» (Л. С. Васильев, М. П. Пав- лова-Сильванская), «деспотическим самодержавием» (В. Б. Кобрин, А. Л. Юрганов, В. М. Панеях), третьи «универсальным государством как целью» (английский историк А. Тойнби) или «государством-обществом» (французский историк Ф. Бродель). Отдельные историки, правда, идентифицируют политический строй России сложнее: в XVIII в. как дворянскую патерналистскую монархию, основанную на лидирующих позициях дворянства в социальной организации и на государственной службе, а также на попечительских функциях монарха по отношению ко всем подданным; в XIX в. как «правомерную монархию» - низшую ступень правового государства, в котором управление строится на основании закона, но власть находится в руках бюрократии при отсутствии или самом скудном участии общественных представителей (Б. Н. Миронов). Тем не менее какие бы особенности государственно-политического строя ни учитывали эти и другие определения, их общую основу составляет признание нескольких основополагающих позиций. Во-первых, государство в рамках такой модели выступает но отношению к социуму как самодовлеющая сила, а представители власти соединяют в себе сразу несколько функций - правителей, наставников. Выражением полной подчиненности общества государству стало огосударствление (этатизация) всех элементов общественного сектора. Любая социальная активность личности или коллектива могла развиваться только в русле государственного служения и только при опоре на те или иные звенья государственного аппарата. Исключением служили лишь низовые автономные коллективы вроде крестьянских сельских общин, сословно-корпоративные организации - органы дворянского самоуправления, учрежденные в 1785 г. Государственную монополию власти впервые подорвали лишь земские и городские учреждения, созданные в ходе «великих реформ» 60-70-х гг. XIX в. Во-вторых, для такой политической системы характерны глубокие структурные нарушения в области права, в частности, в регулировании отношений власти и собственности. В-третьих, значительное влияние в государстве приобретают политическая полиция и карательные органы, непосредственно подотчетные главе государства. В-четвертых, это милитаризация государственного аппарата и распространение военных принципов на сферу гражданской жизни. Армия становится не только эталоном для организации общества, но и своего рода «кузницей» кадров для всего бюрократического корпуса. В-пятых, главной социальной опорой власти и проводником реформ стала бюрократия, динамика роста которой в XVIII-XIX вв. значительно опере- 9 Курукии жала показатели прироста населения в масштабах всей страны. Преобразования Петра I сильно изменили характер и структуру политической системы России. Прежде всего, другим стало представление об объеме и правах верховной власти. Власть российских самодержцев до Петра I все же имела ряд ограничений. Например, таким ограничением служил «закон», или «чин», под которым подразумевался закрепленный традицией уклад жизни. В. О. Ключевский отмечал, что «московский царь имел обширную власть над лицами, по не над порядком». Кроме того, государственные институты, обрамлявшие верховную власть, - Земский собор, Боярская дума, Освященный собор - соучаствовали в управлении и законодательной работе. Наконец, отдельные монархи в XVII в. давали крестоцеловальные записи, содержавшие те или иные гарантии подданным. Эги обычаи решительно перечеркнул Петр I, противопоставив им собственную формулу власти: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах отчету дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле п благомнению управлять». Подданным вменялось в обязанность «все от самодержца повелеваемое без роптания и прекословия творити» (Феофан Прокопович. «Правда воли монаршей», 1722 г.). Эта схема оставалась практически неизменной и весь XIX в., когда верховная власть в России, несмотря на стремление к правовому обоснованию предпринимаемых действий, обходилась даже без формального юридического ограничения своих полномочий. Одним из выражений этого узаконенного Петром I произвола верховной власти стал указ от 5 февраля 1722 г., отменявший прежнюю традицию престолонаследия и утверждавший право монарха самому назначать себе преемника. С этим указом, который, по оценке В. О. Ключевского, повернул государственное право России вспять, на вотчинную колею, многие политические деятели и историки связывали последующие потрясения трона. Обоснование неограниченной власти самодержца осуществлялось через сакрализацию (придание священного статуса) царской власти и присвоение ей особой харизмы, опосредованные ликвидацией в 1721 г. патриаршества и объявлением Петром I себя «крайним судией» духовной коллегии - Синода. Немалое значение имели и теория метаморфозиса - преображения России под благотворным воздействием Петра I, и личный культ монарха. Главный идеолог петровского времени Феофан Прокопович теоретически обосновывал всемогущество самодержавной власти. Воспитанник римской иезуитской коллегии, Прокопович соединял в своих рассуждениях все известные ему европейские учения о правах монарха. Используя идеи теоретиков школы естественного права абсолютистского направления - Г. Гроция, С. Пуффендорфа, Прокопович провозглашал такие прерогативы власти, как независимость и неподотчетность (не подлежит человеческому суду и наказанию), надзаконность (сама является источником законов), священность и неприкосновенность, единство и нераздельность. Эти исключительные свойства возводились к двум источникам - бо- гоустановленности («Богом бо царие царствуют») и общественному договору («всенародному намерению»), которым «монархия введена и содержима быть разумеется». Но в отличие от своих европейских учителей, толковавших об отдельных индивидах, жертвующих собственные исконные права правителю, Прокопович имел в виду не индивидуальное, а коллективное отчуждение собственных прав в пользу монарха. В многочисленных законодательных актах Петра I и сочинениях его сподвижников разработаны и другие теоретические положения, составившие ядро новой доктрины. Это, прежде всего, идея «общей пользы», или «всеобщего блага», подразумевавшая широкий спектр мер по всестороннему упрочению государства. Этой идее почти полностью соответствовало другое понятие - «государственного интереса». Таким образом, идеология петровского времени ставила знак равенства между государственными и общественными интересами. Данные идеи уточнялись по отношению к каждому из сословий. От крестьян «общая польза» требовала исправных занятий хлебопашеством (подобно «артерии», крестьяне питали все государство) и исполнения государственного тягла, включая уплату подушной подати и несение рекрутской повинности. Для горожан это означало активное участие в развитии торговли и промышленности, уплату податей, поставку рекрутов, содержание госпиталей, сиротских домов, постойную повинность. Для дворян - обязательную государственную службу на военном или гражданском поприще, овладение необходимыми для того знаниями и навыками. Не было обойдено вниманием и духовенство: ему вменялась в обязанность не только забота о нравственном здоровье народа, но и содержание за свой счет увечных и дряхлых воинов, а для монастырей - училищ. Идеологические выкладки Петра I, таким образом, были нацелены на максимально полную мобилизацию всего общества на службу государству. Перестройка государственного здания в первой четверти XVIII в. проводилась не планомерно, а по мере возникновения потребностей. При этом Петр I не мог опираться на пример проведения крупномасштабных реформ в странах с догоняющим типом развития (в Турции, Японии и других незападных странах мира они были проведены много позже). Отсюда вытекала необходимость ориентироваться на опыт развитых стран - Швеции, Франции, приспосабливая его к местным условиям. Вместе с тем реформы в России достаточно полно отразили основные принципы проведения так называемых неорганических модернизаций. В обобщенном виде эти принципы включали: рационализацию - необходимость введения разумных, целесообразных правил и норм, определяющих порядок деятельности любого государственного учреждения, унификацию, т. е. введение единообразия в структуре, штатах, приемах работы однотипных учреждений, централизацию и дифференциацию функций аппарата управления. (См.: Медушев- ский А. Н. Утверждение абсолютизма в России. Сравнительно-историческое исследование. М., 1994. С. 48.) Реформы власти и управления охватили все уровни: высший, центральный, местный. В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр I учредил Правительствующий сенат из девяти персон. Это был высший орган, он заменил Боярскую думу, переставшую собираться уже в начале XVIII в. Первоначально Сенат задумывался царем как временный орган, действующий в период «отлучек наших». Круг его обязанностей не был четко обозначен. В 1718 г. в состав Сената были включены по должности руководители коллегий - вновь учрежденных органов центральной власти. С 1722 г. в состав Сената могли входить те из сановников высшего ранга, которые не являлись руководителями центральных ведомств. Прежний принцип комплектования был признан ошибочным на основании вполне рационального довода: собранные в Сенате руководители коллегий вряд ли могли эффективно контролировать собственную же работу. С этого времени Сенат становится постоянным совещательно-распорядительным органом. Ему был поручен контроль за правосудием, а также предоставлены права высшей апелляционной инстанции (за попытку обжалования его приговора предусматривалась смертная казнь). Кроме того, в круг обязанностей Сената входил контроль за деятельностью центрального и местного управления, заведование государственным хозяйством, проведение ревизий, рекрутских наборов, межевания земли, изыскание новых доходов для казны, устройство продовольственных магазинов и складов, борьба со стихийными бедствиями и т. д. Сообразно с направлениями деятельности в структуре Сената создавались два отделения: Расправная палата по судебным делам и Сенатская контора по вопросам управления. Кроме того, в конце петровского правления в состав Сената вошли две вспомогательные службы: Герольдмейстерская контора, или Герольдия, заменившая упраздненный Разрядный приказ (в ее компетенцию входил учет всех дворян, регистрация их служебных назначений и перемещений, а также разработка дворянских гербовников), и Рекетмейстерская контора (она занималась приемом и разбором жалоб на коллегии и канцелярии, проверкой основательности апелляций). Особое место в системе Сената отводилось фискалам и прокуратуре. Эти органы осуществляли общий надзор за работой всего бюрократического аппарата, за поведением граждан, выявляя все то, что «во вред государственному интересу быть может». Должность фискалов была введена как на местном, так и на центральном уровнях. В виде вознаграждения фискал получал половину конфискованного у изобличенного им преступника имущества. Бездоказательное обвинение списывалось на «производственный брак» и фактически сходило фискалу с рук. В конце 1720-х гг. институт фискалов был упразднен, а его кадры частично влились в состав прокуратуры. Должность прокурора была введена Петром I в 1722 г. в коллегиях и канцеляриях, во главе Сената был поставлен генерал-прокурор. Прокуратура учреждалась в целях предупреждения и оперативного реагирования на правонарушения. Генерал-прокурор рассматривался «яко око» императора и «стряпчий о делах государственных». Его должность в чиновной иерархии занимала первое место. Он отвечал за организацию надзора в государстве; будучи первым среди равных, направлял работу коллег-сенаторов, руководил сенатской канцелярией. С течением времени власть генерал-прокурора выросла до объема, который и не закладывался в учредительных актах Петра I. С середины XVIII в. и до начала XIX в. он фактически сосредоточил в своих руках руководство тремя отраслями управления - финансов, внутренних дел и юстиции. На протяжении всего XVIII в. генерал-прокуроры менялись нечасто - на этот высокий пост назначались лица, пользующиеся личным доверием монарха и способные нести тяжелое бремя служебной ответственности. Первым генерал-прокурором был Павел Иванович Ягужинский. Причина последовательного усиления роли генерал-прокурора заключалась в стремлении верховной власти влиять с его помощью на сенаторов, умеряя их амбиции и поползновения к самоуправству. Потенциальную склонность сенаторов к проявлению независимости или даже оппозиционности предвидел и Петр I, поэтому он не внес должность сенатора в номенклатуру должностных лиц Табели о рангах. Несмотря на то что Сенат не был законодательным органом, в отдельные периоды, например при Елизавете Петровне (1741-1761), он напористо вторгался в законотворческую сферу: подавляющее большинство законодательных актов императрицы возникло по его инициативе. Зачастую законотворческая роль Сената выступала в скрытых формах: в процедуре толкования законов, а также в удачно найденном (в условиях межведомственной волокиты) варианте - вынесении решения, имевшего нормативное значение вплоть до появления соответствующего высочайшего указа. Подобные прецеденты способствовали формированию концепции перехода политического суверенитета в периоды междуцарствия к Сенату, с последующим делегированием властных полномочий монарху. Эта идея была популярна среди высших сановников империи в последний год жизни Елизаветы Петровны. Подобный план, тяготевший к признанию правового приоритета сенаторской коллегии над верховной властью в момент ее легитимации, был отвергнут преемником Елизаветы Петровны. Однако сама мысль о расширении полномочий Сената, в том числе о превращении его в политическое представительство всего дворянства, оказалась на редкость живучей в среде либерального дворянства. При Петре I был создан также личный кабинет монарха, который в 1704 г. унаследовал некоторые функции Преображенского приказа и ближней канцелярии Боярской думы. Кабинет был преобразован в личную канцелярию царя, ведавшую его перепиской, в том числе внешнеполитической, учетом финансовых поступлений в личный доход и представлениями к должностям и наградам. Здесь составлялись акты, подлежащие публикации от имени монарха. Наряду с Сенатом, хотя и в несравненно меньшем объеме, Кабинет вырабатывал правительственный курс и следил за его проведением в жизнь. Как и генерал-прокурор Сената, кабинет-секретарь обладал огромным влиянием в бюрократической среде и стал объектом «искательств» со стороны мелких и крупных чиновников, частных лиц. В 1717-1718 гг. проводилась перестройка центрального аппарата управления. В основу ее был положен принцип камерализма, заимствованный из опыта европейских стран. Камерализм - это организация центральных учреждений путем четкого разграничения их функций по отраслям управления. (Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа. М., 1999. С. 128.) Были созданы новые учреждения - коллегии, имевшие одинаковое штатное расписание и общие принципы работы. В их ведении находились общегосударственные вопросы. Во главе коллегий стоял президент, который в отличие от судьи старого приказа не распоряжался единолично в своем ведомстве. Гарантией от начальственного произвола служили коллегиальное обсуждение всех рассматриваемых вопросов и вынесение окончательного решения большинством голосов. Членами присутствия, или чиновниками с правом голоса, являлись вице-президент, четыре советника коллегии, четыре коллежских асессора (заседателя). Текущую техническую работу выполняли секретарь и так называемые приказные, или канцелярские служители. В некоторые коллегии в качестве экспертов назначались также советник и секретарь из иноземцев. Первона- .ально колле! ий было немного, но в начале 1720-х гг. их список расширился. Тремя главными считались коллегия Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская (ведавшая делами флота). Финансами занимались три другие коллегии - Камер-коллегия (ведала казенными сборами), Штатс-контор-коллегия (курировала государственные расходы), Ревизион-коллегия (вела учет государственных расходов), две коллегии - Берг и Мануфактур - руководили промышленностью, первая - металлургическими заводами, вторая - предприятиями легкой промышленности. Коммерц-коллегия направляла внешнюю торговлю. Юстиц-коллегия ведала надворными и нижними судами, регистрировала различные частные акты (купчие, долговые обязательства, доверенности, завещания, документы о продаже вотчин и т. п.). Вотчинная коллегия, во многом перенявшая функции упраздненного Поместного приказа, разбирала земельные тяжбы, оформляла сделки на куплю и продажу земли и крепостных крестьян, вела дела о выморочных имениях, беглых крестьянах и т. п. В 172i г. была создана Духовная коллегия, или Синод. Этот орган занял место патриаршего престола, фактически упраздненного Петром I еще раньше. Отныне церковные дела решались государственными чиновниками, назначаемыми из духовных лиц (а иногда и из светских), включенными в те же дисциплинарные рамки, что и вся остальная бюрократия. По типу коллегии был устроен Главный магистрат, управлявший посадским населением и руководивший местными магистратами. Единственным отличием Главного магистрата от других коллегий являлся его выборный состав. В него входили представители высших торгово-промышленных корпораций города, и только обер-президент и президент являлись коронными (правительственными) чиновниками. Все новые центральные учреждения опирались в своей работе на Генеральный регламент (1720) - свод правил, разработанных Петром I. Позже общие основы деятельности были уточнены применительно к каждой коллегии в особом, к ней относящемся регламенте. Коллежская реформа Петра I была также и попыткой отделить управление от суда, что стало важным шагом навстречу утверждению принципа разделения властей. В 1708-1709 гг. была начата реформа местных органов власти. Территория страны была разделена на 8 неравнозначных по размерам губерний. Позже их количество было доведено до 11. В результате областных реформ 1708 г. и 1719 г. сложилось трехчленное административно-территориальное деление: губерния - провинция - уезд. Во главе губерний стояли губернаторы. При губернаторе действовали ландратские советы из 8-12 человек, избиравшиеся дворянством губернии. Совет ландратов рассматривался как необходимый противовес чрезмерному развитию личного начала в управлении губерний. При губернаторе также учреждалось губернское правление в составе ландрихтера - губернского судьи (с 1719 г. его заменил надворный суд), обер-комиссара, ведавшего финансами, обер-провиантмейстера, заведовавшего хлебными запасами для армии, и управителя дворцовыми имениями. Во главе провинций, число которых в 1719 г. достигло 50, стояли воеводы, при которых создавались земские канцелярии. С 1719 г. на провинции был перенесен центр тяжести в областном управлении, поэтому наиболее важные из них получили управление, аналогичное губернскому с генерал-губернатором во главе. Уездное управление представляли земские комиссары - выборные из числа местного дворянства. Связь с высшими органами, в частности с Сенатом, осуществлялась через губернских комиссаров. Несмотря на старания Петра I обеспечить стройную систему управления сверху донизу, многие областные учреждения в отличие от центральных едва пережили их создателя. Это было вызвано, во-первых, трудностями с кадрами - постоянный дефицит подготовленных чиновников еще резче проявлялся на местном уровне. Во-вторых, перегруженность налогами податного населения, особенно после 1725 г., делала весьма проблематичным дальнейшее содержание дорогостоящего местного бюрократического аппарата. В-третьих, в общественном сознании даже высших сословий была глубоко укоренена неприязнь к службе по выборам: этот феномен объясняет быстрое свертывание эксперимента Петра I с советом ландратов. Наконец, государственные нововведения Петра I, в частности его областная реформа, стали после его смерти объектом ожесточенной критики со стороны отдельных политических группировок при дворе.

Итоги внешнеполитической деятельности Петра I

Основные направления внешней политики России этого периода - северо-западное и южное - определялись борьбой за выход к незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической и культурной изоляции, а, следовательно, преодолеть общую отсталость страны, а также стремлением приобрести новые земли, укрепить безопасность границ и улучшить стратегическое положение России.

Победа России в Северной войне (1700-1721 гг.) во многом была закономерной, поскольку война имела исторически обоснованный характер. Он обусловливался стремлением России вернуть принадлежащие ей ранее земли, без которых становилось невозможным ее поступательное развитие. Справедливый характер войны особенно ярко проявился во время шведского нашествия, когда перед русским и украинским народами борьба за независимость выступила на первый план.

Страна, под руководством Петра, "поднявшего ее на дыбы", сумела мобилизовать все свои ресурсы, создать оборонную промышленность, новую регулярную армию и флот, которые долгое время не знали себе равных в Европе. В ходе войны русская армия приобрела высокий уровень организации и руководства, а мужество, стойкость и патриотизм ее солдат стали одним из главных источников победы.

Русская дипломатия, используя противоречия между европейскими странами, сумела создать необходимые для заключения мира внешнеполитические условия.

Россия в итоге долгой и мучительной войны заняла важнейшее место в Европе, завоевав статус великой державы. Выход к Балтийскому морю, присоединение новых земель способствовали ее экономическому и культурному развитию. В ходе войны Россия создала мощную регулярную армию, стала превращаться в империю.

Итоги и оценка петровских преобразований

Оценивая петровские реформы и их значение для дальнейшего развития Российской империи, необходимо принять во внимание следующие основные тенденции.

1. Реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии, в отличие от классической западной, не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на крепостническо-дворянской основе.

2. Созданное Петром I новое государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны.

3. По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имени аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории.

4. Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя.

5. Опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII в. в России, Петр I не только развил их, но и за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень, превратив Россию в могущественную державу.

6. Платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податный нажим на население.

7. Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Различные социальные выступления - бунт стрельцов в Астрахани (1705 - 1706), восстание казачества на Дону под руководством Кондратия Булавина (1707 - 1708), на Украине и в Поволжье - были направлены не столько против преобразований, сколько против методов и средств их осуществления.

8. Несмотря на противоречивость личности Петра I и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформирования и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству.

9. Преобразования первой четверти XVIII в. столь грандиозны по своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской и послепетровской России. Петр I Великий - одна из наиболее ярких фигур в русской истории. Реформы неотделимы от личности Петра I - выдающегося полководца и государственного деятеля.

Однако необходимо отметить, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков. Отсюда противоречивость оценки преобразований в исторической науке.

Могучий ум и железная рука Петра I коснулись всего, чем жила тогда Россия, и подвергли ее жизнь глубоким преобразованиям. Они охватили и промышленность, и земледелие, и торговлю, и государственное устройство, и положение классов и социальных групп, и т.п. Страна совершила скачок от патриархальной отсталости к всестороннему развитию. Появились ростки светской духовной жизни: первая газета, первые профессиональные школы, первые типографии, первый музей, первая публичная библиотека, первые публичные театры. То было поистине великое дело Петра. Но начиналось оно преобразованием государственной обороны и главным двигателем его были военные походы. Толчок всему дали два Азовских похода Петра I против Турции, когда была осознана жизненная необходимость организации русской армии как регулярной, и создание военно-морских сил. А это потребовало быстрого развития индустрии, в частности, металлургии, подъема сельского хозяйства и вообще переустройства всего государства. Между тем Азовские походы, увенчавшиеся взятием Азова и в какой-то мере укреплением безопасности южных границ России, не принесли главного результата - выхода к Черному морю. Международная обстановка, в частности, распад антитурецкой Священной лиги, надолго отвратили “мысли и очи” Петра I от Черноморья. Но России представилась возможность (начиналась борьба крупных европейских держав за “испанское наследство”) пойти на войну со Швецией, в коалиции с Саксонией и Данией, за возвращение себе выхода к Балтийскому морю. Эта долгая, кровопролитная война, известная как Северная (1700-1721 гг.), завершилась сокрушительным поражением первоклассной шведской армии и завоеванием Россией Балтийского побережья от Выборга и Петербурга до Риги, что позволило ей войти в ранг великих держав. Северная война явилась тем горнилом, в котором закалились и окрепли регулярная русская армия и военно-морские силы, сложились стратегия и тактика Петра I и его полководцев. В отличие от кордонной стратегии, ориентированной на разбрасывание войск, а, по сути, на оборонительные действия, стратегия Петра 1 носила решительный характер: он стремился к сосредоточению войск на решающем направлении и не столько к овладению территорией, сколько к уничтожению живой силы и артиллерии неприятеля. Его стратегия не чуждалась при этом обороны, как это он показал в первые годы Северной войны, но самую суть обороны он сводил не к бесцельному маневрированию, как предписывала кордонная стратегия, а к изматыванию противника и выигрышу времени, с тем чтобы дать генеральное сражение и разгромить его. Правда, сие сражение он считал “зело опасным делом” и избегал его при невыгодной ситуации. Петр I и его полководцы оставались приверженцами линейной тактики, но внесли в нее такие новшества, которые оставили лишь внешнее сходство с линейным боевым порядком в собственном смысле понятия. Принятое в русской армии линейное построение предполагало, например, резерв и так называемые частные линии (линии частных поддержек). Это делало его более глубоким и устойчивым. Большое развитие получило военно-инженерное искусство. Осаду крепостей русские войска вели, сочетая собственно инженерные способы действий (подкопы, апроши и т.п.) с массированным огнем артиллерии для перехода к штурму. Сильной оказалась крепостная фортификация, о чем говорит героическая оборона Полтавы. То, как демонстрировал Петр I искусство воевать на полях сражений, явилось школой, в которой выросли крупные полководцы, такие, как А.Д.Меншиков, Б.П.Шереметев, М.М.Голицын, Ф.М.Апраксин. Дорогую цену заплатила Россия за успехи в войнах, которые ей пришлось вести. Несмотря на приобретение “людных” прибалтийских провинций, число народонаселения в стране убавилось при Петре против того числа, которое было при царе Алексее, как считают, миллиона на три. После Петра убыль еще более возросла. Но эти тяжелые жертвы были принесены не даром, а во имя действительных потребностей великого государства - экономического развития и обеспечения военной безопасности России. После кончины Петра Великого развитие его начинаний в военном деле пробивало себе путь сквозь “пропрусское” влияние Петра II и Петра III и их окружения и выразилось в мыслях и воинских свершениях таких полководцев - гениев русского военного искусства, - как П.А.Румянцев, А.В.Суворов и их последователей. Они приумножили военную славу России (М.И.Кутузов, П.И.Багратион) и сполна удовлетворили ее национальные интересы.

Список литературы:

    Анисимов Е.В. Московская Русь: середина XIII – середина XVI вв.СПб, 2000.

    Анисимов Е.В. Московское царство: середина XVI – XVII вв. – СПб, 2000

    Аисимов Е.В. Императорская Россия: XVIII в. – СПб, 2000

    http://www.ote4estvo.ru/kratkaya-istoriya-rossii/619-istoriya-rossii-17-veka.html

    http://xreferat.ru/34/244-2-biografiya-petra-i.html

    http://www.istorya.ru/referat/referat2/42604.php

    http://www.protown.ru/information/hide/3679.html

Годы правления:1682- 1725

Из биографии

  • Пётр I – один из самых выдающихся государственных деятелей России.
  • Уже с детства интересовался военным делом. Создал «потешные войска» в Преображенском, где жил с матерью. Эти войска станут основой будущего Преображенского полка. Увлекался судостроением, огнестрельным делом. Много времени проводил в немецкой слободе, где жили мастера этого дела.
  • Пётр I любил свою страну, мечтал, чтобы она стала самой мощной державой, и все силы прикладывал к достижению цели. Он хотел изменить и страну, и людей, и ему во многом удалось это сделать. Россия стала одной из цивилизованных стран мира, мощным государством — империей, а он сам — императором.
  • Пётр I был противоречивой личностью. Энергия, богатство натуры, трудолюбие, активность, пытливость ума сочетались в нём с жестокостью, порой с грубостью, с праздностью. Несмотря на различные точки зрения на деятельность Петра I, нельзя не отдать ему должное как великому реформатору, преобразившему Россию.
  • В течение жизни он изучил много ремёсел, считал, что труд должен быть обязательной потребностью любого человека, независимо от положения и чина. Он мог решать важнейшие государственные дела и в то же время заниматься обычными повседневными делами. Больше таких правителей Россия не знала.
  • Пётр I обладал поистине энциклопедическим знаниями: овладел многими ремёслами и науками, был полководцем, законотворцем, дипломатом, историком, географом. Он мог легко разговаривать как с королями западных стран и их министрами, так и с простыми мастеровыми, со всеми находя общий язык. Легко говорил на немецком и голландском языках.
  • Для деятельности Петра I характерен взгляд далеко в будущее. Он стремился совершать не сиюминутные преобразования, а те, которые надолго будут способствовать расцвету России. Так многие его нововведения действовали десятилетия и более: государственные учреждения, созданные им, просуществовали весь 18 век, рекрутские наборы – до 1864 года, а Сенат, Синод, прокуратура — до 1917 года.
  • Пётр I ценил талантливых, трудолюбивых людей. Он не смотрел на различия — сословные, религиозные, национальные. Человек труда, радеющего за Россию, он превозносил и всячески поощрял таких людей.
  • Сколько талантливых деятелей страны вышло из низов при Петре I !

Исторический портрет Петра I Великого

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Направления деятельности Результаты
Усиление царской власти. Дальнейшая централизация власти. Контроль царя за всеми сферами жизни.1721- царь стал называться императором, что значительно повысило его роль в стране.1722-Указ о престолонаследии: император сам назначал наследника, исходя из интересов государства.
Совершенствование системы государственного и местного управления. 1.Реформы центрального управления : вместо Боярской думы сначала создана Ближняя канцелярия, а затем в 1711 создан Правительствующий Сенат ;вместо 44 приказов- 11 (затем 14) коллегий в 1717-1721;1720- Генеральный регламент, документ, закреплявший принципы коллегиальности и определявший функции коллегий.2.Реформы местного управления : создание Ратуши в Москве и земских изб в городах в 1699-1700; административная реформа 1708-1710, по ней страна разделена на 8 губерний, во главе — губернатор.3.С 1719-трёхзвенная система местной власти: уезд-провинция- губерния.( 1 провинция = 5 дистриктам,с нем. районам, так с 1719 назывались уезды, с 1727- возвращено название уездов).1714-появление фискалов — чиновников, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и лиц в финансовой и судебной деятельности.1718-учреждена Тайная канцелярия (политический сыск).1720- создан Главный магистрат, главное учреждение над магистратами других городов (это органы самоуправления в городах)
Формирование бюрократического аппарата, способного решить поставленные задачи. 1714- Указ « О единонаследии», по которому имение предавалось в наследство старшему сыну. Остальные должны служить стране.1722- Табель о рангах, позволяющий поддерживать талантливых людей из разных сословий. По нему 8 ранг давал право на потомственное дворянство.Появление коллегий, административное деление страны значительно увеличило бюрократический аппарат.
Ухудшение положения крестьян. Насильственная работа на предприятиях (приписные и посессионные крестьяне).1724- запрет крестьянам уходить на заработки без разрешения помещиков.Вводилась паспортная система.Крестьяне без паспорта не имели права удаляться далее 30 вёрст, а получить их не было возможности, так как выдавали паспорта порой за 100 км.Итогом стали многочисленные выступления народа, наиболее значительные: Астраханское восстание в 1705-1706 и восстание под предводительством К.Булавина в 1708-1709 г.
Проведение церковной реформы. 1721- создание Синода, руководящего церковью. Ликвидация патриаршества, во главе Синода — светский человек, обер-прокурор.
Укрепление обороноспособности и военной мощи страны, проведение военной реформы. 1696- создание военно-морского флота.1705- создание регулярной армии .Введение рекрутских наборов. Пожизненная служба крестьян-рекрутов.1725- сознание одновременно нерегулярной армии.Появление многих учебных заведений, готовящих офицеров армии (1701-первая артиллерийская школа в Москве, 1712- в Петербурге, 1698-первое мореходное училище в Азове. 1701- в Москве школа навигационных и математических наук, где готовили кадры для армии, и др).Для дворян служба становилась пожизненной.1716- «Устав воинский», о порядках в армии. Особенно морально – нравственных качествах солдат и офицеров.1718-1722-« Устав морской» и « Регламент адмиралтейский».1707- в Москве появился первый военный госпиталь.
Совершенствование финансовой системы. Накопление золотого запаса страны.1704- денежная реформа. Уменьшение содержания драгоценных металлов в монетах. Появились медные деньги.1711-денежная реформа, чеканка золотых, серебряных и медных монет.1718-1724-перпись населения, введение нового вида налога- подушной подати.
Дальнейшее развитие промышленности Создавались новые промышленные центры, новые отрасли(судостроение, стеклоделие, производство бумаги).1699-первый на Урале железоделательный завод Виниуса.
Создавались государственные металлургические заводы на Урале-1723-1725-казённые медеплавильные заводы.1700-начало разработок Нерчинских рудников,1716-железоделательный завод Демидовых в Тагиле.1723-1725-казённые медеплавильные заводы на УралеПоощрялось частное предпринимательство.1719- указ о передаче убыточных государственных предприятий в частные руки.
Поддержка отечественной торговли. Проводилась политика меркантилизма и протекционизма ,1703-в Санкт-Петербурге появилась первая биржа купцов.1721- торговый устав1724- первый протекционистский таможенный тариф.Строились каналы и пути сообщения, позволяющие активно вести торговлю.
Начинается формироваться государственная политика в области образования, способствующая его дальнейшему развитию. Формировалась система профессионального образования.Однако в учебные заведения, где обучались будущие офицеры, могли поступать только дети дворян.Обучение для дворян стало обязательным. Без диплома об образовании священники не могли дать право заключать брак.Усиление светских начал в образовании.1696- Указ о посылке за границу дворянских детей для учёбы.
Поддержка научных открытий, создание условий для научной деятельности в России. Подготовлено открытие Академии наук России. Однако Пётр не успел сделать этого, открыта Академия в год смерти императора – в 1725 году – Екатериной 1.1699-открытие сподвижником Петра 1 П. Брюсом навигацкой школы- там изучалась астрономия.1702- на Сухаревской башне оборудована первая в России обсерватория1700- составлена Брюсом первая в России карта звёздного неба.А с 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.1703- выпуск « Арифметики» Л.Магницкого, эту книгу М.Ломоносов назовёт « вратами учёности».1712-1725- А.Мартов первым в мире изобрёл и построил токарный станок.1724- первая русская подводная лодка(механик Никонов)С 1722- начался сбор материалов по истории России.
Дальнейшее открытие месторождений полезных ископаемых и их переработка 1700- создана горноразведочная служба, цель которой — поиск полезных ископаемых.1703- на Урале крестьянином Шиловым было открыто меднорудное месторождение.1714-в Петрозаводске были открыты минеральные воды мастером Рябовым.На юге России месторождение каменного угля в начале 20-хг. открыл рудознатец Григорий Капустин. Тогда же бурый уголь найден в Подмосковье.
Дальнейшее развитие культуры. Насильственное насаждение образа жизни по западному образцу.1700-переход на новое летосчисление.1708- введение гражданского, более облегчённого шрифта.1719- создание первого музея- Кунсткамеры.1702- выходит первая печатная периодическая газета « Ведомости».1702- начало массового приобщения к театру(открыт в Москве общедоступный театр)1714- открыта первая публичная библиотека.1717- появился свод правил поведения за столом и других общественных местах – « Юности честное зерцало».1718- начали организовываться ассамблеи- светские балы, встречи, приобщение дворян к европейскому образу жизни высшего света, впервые приглашались женщины.Новаторство в архитектуре: впервые Санкт-Петербург строится по плану, появились дворцово-парковые ансамбли в Петергофе.

Расцвет живописи, особенно портретной (А.Матвеев, И.Никитин)

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Южное направление.Цель: добиться выхода к Чёрному морю, присоединить территории. 1695-первый Азовский поход , неудачный, так как не было флота.1696-второй Азовский поход . Удачный. За зиму был создан флот. Взят Азов, построена крепость Таганрог.1697-1698- Великое посольство в Европу с целью найти союзников для борьбы против Турции. Не решило задач. В состав посольства входило 250 человек, среди них Лефорт, Головин, Возницын; Пётр I под именем урядника Петра Михайлова.1699-Карловицкий конгресс, подписан мир с Турцией на два года.1700-Константинопольскиое перемирие на 30 лет.1710-1713- русско-турецкая война . Турция требует возвращения Азова.1711-Прутский поход. Русская армия окружена турками на реке Прут, около Ясс. Ясское перемирие , по которому Россия уходит из Молдавии, возвращает Азов, уничтожает Азовский флот, крепость Таганрог и другие.1724- Константинопольский договор с Турцией. Россия признала завоевания Турции в Закавказье, а Турция- завоевания России в Прикаспии.
Северное направление.Цель: добиться выхода к Балтийскому морю, присоединить территории. 1699-Северный союз (Россия, Дания, Саксония)1700-1721- Северная война со Швецией.Ноябрь 1700- поражение под Нарвой.1702-Взятие Миренбурга и Нотебурга(Шлиссельбурга)1703-взятие Ниеншанца1704-взятие Навры и Дерпта1706- Альтранштадтский мир между Швецией и Польшей, по которой Польша разрывала отношения с Россией и обязалась помогать Швеции.28 сентября 1708 — сражение у деревни Лесной, крупная победа России.27 июня 1709- Полтавская битва . Победа России.1710-взятие Риги, Выборга, Ревеля.1710- первая морская победаГангутский бой.

1718-1719-Аландский конгресс, по которому Швеция и Россия хотели завершить войну. Однако смерть Карла 12 и приход к власти новых лиц не позволили подписать мирный договор, хотя он был значительно мягче для шведов, чем Ништадский мир.

1720-Гренгамский бой, победа России.

1721- Ништадский мир со Швецией. По нему Россия закрепилась на Балтийском море от Выборга до Риги(это часть Карелии, Ингрия, Эстляндия — Эстония, Лифляндия- Латвия, за западные территории Россия выплатила 1.5 млн. рублей. Финляндия возвращалась в состав Швеции.

Южное направление.Цель — закрепление на берегах Каспийского моря. 1722-1723 – русско-персидская война. Персия признала право России на западное и южное побережье Каспийского моря.1722- каспийский (персидский) поход Петра 1. Взят Дербент.1723- поход возобновлён, завоёваны южное и западное побережье Каспийского моря(Баку, Решт, Сальян)1723-Петербургский договор с Персией, по которому Россия закрепляет за собой завоёванные территории.
Восточное направление: стремление обеспечить торговый путь с Индией, 1716-1717- экспедиция князя А.Бековича- Черкасского в Среднюю Азию(Хивинский поход ). Неудачный, гибель князя. Завершение похода. Восточное направление не очень интересовало Петра, так как главное для него было — добиться выхода к Балтийскому и Чёрному морям.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Продолжала укрепляться абсолютная власть царя, он стал именоваться императором.
  • Многочисленные реформы усилили аппарат государственной власти и местного самоуправления, что привело к значительному усилению всех сфер жизни общества.
  • Создана сильная армия и флот, мощное промышленно производство, что позволило добиться выхода к морю, превратиться в мировую державу, сократив отставание от стран Запада.
  • Россия стала одной из сильных цивилизованных стран мира, чему способствовали многочисленные преобразования и реформы в социальной, культурной сфере.
  • Удачная политика на западе и юге: Россия получила выход к Балтийскому морю, завоевала территории около него, завоевала и присоединила западные и южные территории Каспийского моря.
  • Значительно повысился международный авторитет России, которая стала именоваться империей.

Однако были и негативные результаты деятельности.

  • Значительно усилилось закабаление крестьян, ухудшилось их положение. Итогом чего стали многочисленные народные выступления.
  • Реформы проводились часто насильственно, без учёта традиций, веками сложившихся в стране.
  • Неудачная политика на юге и востоке: не был открыт выход к Чёрному морю и путь в Индию для торговли.

Хронология жизни и деятельности Петра I

1682-1696 Совместное правление Петра I и Ивана V.
1682-1889 Регентство Софьи
1701 Построена в Москве Сухарева башня
1695, март-октябрь Первый Азовский поход Петра I, неудачный.
1696, май-июль Второй Азовский поход Петра I.Взят Азов.
1697-1698 Великое посольство в Европу.
1697-1699 Экспедиция В.Атласова на Камчатку.
1 января 1700 Начло нового летосчисления.
1700 Константиновский мир с Турцией.
1700-1725 Северная война со Швецией .
СОБЫТИЯ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ:
1700, ноябрь Поражение под Нарвой
1702 Взят Нотебург
1703 Взята крепость Ниеншанц
1708 Битва у Лесной , победа России
1709 Полтавская битва
1714 Победа русского флота при мысе Гангут
1720 Победа русского флота у острова Гренгам.
1701 В Москве открыта школа «математицких и навигацких» наук.
1702-1704 Начало создания Балтийского флота
1703 Выход первого номера газеты « Ведомости»
1703 Основание Санкт-Петербурга
1705 Введение рекрутской повинности , то есть начало создания регулярной армии.
1705-1706 Восстание стрельцов в Астрахани
1707 Учреждение 8 губерний
1707-1708 Восстание казаков на Дону под предводительством К.Булавина.
1710 Перепись населения.
1710-1713 Русско-турецкая война
1711 Учреждение Правительствующего Сената
1711 Прутский поход Петра
1711 Денежная реформа. Чеканка золотых, серебряных и медных монет.
1713 Петербург — столица России.
1714 Указ о единонаследии , уравнивание поместий с вотчинами.
1714 Устав воинский
1716-1718 Хивинский неудачный поход А.Бековича- Черкасского.
1718-1721 Создание коллегий (вместо приказов).
1718 Начало налоговой реформы, переход на подушную подать .
1719 Разделение губерний на провинции . Генеральный регламент.
1721 Ликвидация патриаршества, учреждение Синода.
1721 Ништадский мир со Швецией(Россия + Лифляндия, Ингерманландия, Эстландия, часть Карелии с Выборгом, часть Южной Финляндии)
1722 Табель о рангах.
1722 Указ о престолонаследии.
1722 Учреждение купеческих гильдий и ремесленных цехов.
1722-1723 Русско-персидская война . Персия признала право России на западное и южное побережье Каспийского моря.
1724 Указ об учреждении Академии наук(открыта в 1725, после смерти Петра 1).
  • Пётр I был высокого роста- 2м, всегда выделялся в толпе.
  • Царь за свою жизнь освоил много ремёсел. Он научился навигации, кораблестроению, изготовлению часов, брал уроки рисования и гравёрного дела, учился изготавливать бумагу, был каменщиком, плотником, садовником, посещал анатомический театр, где изучал основы анатомии и практиковался в хирургии. Одному делу так и не смог научиться Пётр I- плетению лаптей. Он говорил: « Нет ремесла мудрёнее лапотного».
  • В результате военных побед Пётр 1 стал императором Всероссийским, князем Курляндским, Эстляндским, Карельским. В военной карьере от тоже достиг больших успехов- от сержанта до капитана, полковника и адмирала флота.
  • Пётр I отличался прилежностью в обучении, усидчивостью, хотя в детстве и отрочестве мог играть сутки, причём без еды- так увлекался игрой.
  • Здоровье у царя было прямо богатырское. Кроме того, несколько раз ему приходилось избегать смерти от рук заговорщиков.
  • Пётр I очень любил кататься на коньках. Раньше коньки накрепко привязывали к обуви шнурками. Привычные нам коньки – прикреплённые полозьями к подошве- он изобрёл сам, находясь в Голландии и увлёкшись там катанием на коньках.
  • Многие сподвижники Петра I, например, его правая рука Меншиков, были полуграмотными людьми.
  • Пётр I издал множество указов за свою жизнь. Были среди них и необычные. Например, указ о том, каким должен быть подчинённый, гласил: «Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим начальника не смущать». Кто знает, может с этого указа пошло желание начальников видеть в своём окружении людей, значительно ниже их по уровню образования и умений?)))
  • А чего только стоит медаль « За пьянство», выпускаемая по указу Петра I! Она весила 7 кг., и носящий её волей-неволей задумывался: а не стоит ли перестать пить. Так что в каждую эпоху были свои методы борьбы с пьянством!)
  • Пётр I всеми силами стремился повысить уровень образованности в стране. Так по его указу священникам было запрещено благословлять на брак дворян, не имеющих образования.(Помните Митрофанушку из комедии Д.Фонвизина « Недоросль», слова героя: « Не хочу учиться, а хочу жениться»!- это отголосок петровских преобразований!)

При Петре I впервые

  • 1698- первый орден Андрея Первозванного. Им награждались за воинские заслуги и гражданскую службу. Первым орден получил в 1699 генерал-адмирал Ф.Головин.
  • В 1702 году в Москве на Красной площади немецкая театральная труппа дала первые общедоступные спектакли. Для этого был специально построен театр.
  • Первая газета — « Ведомости» , она стала выходить в 1702 г.
  • Именно при Петре I Россия становится морской державой. Первая морская победа одержана в устье Невы против шведов в 1703., в честь чего была выпущена медаль, на которой было написано: « Небываемое- бывает!»
  • Первый учебник математики Магницкого выпущен в 1703
  • Первая в России обсерватория на Сухаревской башне в 1702г,
  • В 1707- в Москве открыт первый военный госпиталь.
  • В 1708 выпущена первая книга, написанная облегчённым гражданским шрифтом, это была геометрия.
  • Первая публичная библиотека открыта в 1714г.
  • Знаменитая Кунсткамера — это первый музей в России, начал музей действовать с 1719г.
  • С 1 января 1700г – переход на новое летоисчисление.
  • Впервые вместо приказов стали действовать коллегии.
  • Во главе церкви впервые поставлен светский человек — во главе Синода в 1721 стоял обер-прокурор.
  • Впервые появились губернии и провинции.

Таким образом, при Петре I Великом было очень много нововведений, чего раньше не было в стране. Поистине император был ПЕРВЫМ!Не случайно в 1721 году Сенат присваивает Петру I титулы «Отца Отечества», «Великого» и Императора Всероссийского.

На сайте poznaemvmeste.ru можно найти материал по личностям, которые жили в этот период, были сподвижниками императора (см. раздел «Личности» )

На данном сайте есть материал о сподвижнике Петра 1- который можно использовать в историческом сочинении.

При описании в историческом сочинении начального периода деятельности Петра 1 можно использовать материал о его сподвижнике- первом генералиссимусе

Москва. Памятник « В ознаменование 300-летия российского флота», Зураб Церетели, 1997
Высота 98 м. Самый высокий в России и один из самых высоких в мире.

Этьен Фальконе
Памятник Петру 1 в Петербурге, Сенатская площадь.
Медный всадник. 1768-1770