Синтаксис. Общие вопросы

§ 1. Предмет синтаксиса. Термин «синтаксис» употребляют для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке. Синтаксис языка - это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц. Синтаксис как наука - это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц. «Синтаксис» - греческое слово (5уп1ах1з), буквально значит «составление», «построение», «строй». Действительно, синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, как, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.

Фундаментальные понятия синтаксиса - это понятия о системе синтаксических единиц, о синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике.

§ 2. Система синтаксических единиц. Синтаксические единицы - это конструкции, в которых элементы (компоненты) их объединены синтаксическими связями и отношениями. В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Так, в предложении К утру иней налипнет на_ сосновых ветвях_ (Кедрин) 7 слов, но 5 словоформ, так как предлог является элементом формы слова и входит в состав членов предложения. В этом предложении количество словоформ и членов предложения совпадает, но такое соотношение наблюдается не всегда. В предложении Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву (Л. Толстой) 7 словоформ, но 5 членов предложения.

Словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе. В синтаксисе словоформы рассматриваются как строевые элементы синтаксических единиц.

Из словоформ строятся словосочетания: теплый дождь, половина ночи, начинать моросить и т. п.

Из словоформ и словосочетаний строятся простые предложения: С половины ночи начинал моросить теплый дождь (Паустовский).

Из простых предложений строятся сложные предложения, различающиеся степенью смысловой и грамматической спаянности. Так, из предложений Ветер дул с суши и У берега вода была спокойна можно образовать сложное бессоюзное, сложносочиненное и сложноподчиненное предложения: Ветер дул с суши - у берега вода была спокойна; Ветер дул с суши, и у берега вода была спокойна; Если ветер дул с суши, у берега вода была спокойна. (Возможны и другие варианты сложных предложений.)

Из простых и сложных предложений строится сложное синтаксическое целое" Например: Наш народ всегда любил, знал и ценил лес. Недаром столько сказок и песен сложено о наших дремучих лесах. В лесах - наше будущее, судьба наших урожаев, наших полноводных рек, нашего здоровья и, в известной мере, нашей культуры. Поэтому лес надо беречь, как мы бережем жизнь человека, как мы бережем нашу культуру и все достижения нашей необыкновенной эпохи (Паустовский). В этом сложном синтаксическом целом простые и сложные предложения объединены общей микротемой. Средствами выражения межфразовых связей и отношений являются интонация (в устной речи), порядок слов, местоименное наречие поэтому и повтор словоформ лес и наш. Итак, основными синтаксическими единицами являются словосочетание, предложение (простое и сложное), сложное синтаксическое целое. Такая иерархия синтаксических единиц отражает взгляд на них «снизу». Синтаксические единицы можно рассматривать и в иной последовательности («сверху»): сложное синтаксическое целое членить на простые и сложные предложения, сложные предложения - на простые (предикативные части), предикативные части-на сочетания слов (в том числе и словосочетания), а в сочетаниях слов и предложениях выделять словоформы (члены предложения).

Эти два подхода к выделению синтаксических единиц отражают разные уровни системы синтаксиса, в которой единицы более низкого уровня входят в единицы более высокого уровня и, наоборот, единицы более высокого уровня членятся на единицы более низкого уровня. Синтаксические единицы более низкого уровня в построениях более высокого уровня выступают как элементы (компонента!) , которые вступают друг с другом в синтаксические связи и отношения. В лингвометодических целях правомернее первый подход (от менее сложных конструкций к более сложным), хотя более «синтаксичным» является второй подход, так как он позволяет показать, как функционируют синтаксические единицы в речи, как изменяются они, сочетаясь друг с другом, вступая в те или иные связи и отношения. Так, простые предложения в составе сложных теряют смысловую и интонационную самостоятельность, в речи может измениться порядок компонентов, могут появиться такие сочетания слов, которые не могут быть построены вне предложения, и т. д. К ним относятся предикативные сочетания (сочетания подлежащего и сказуемого), ряды однородных членов предложения и др. Например, в предложении И зазвучали, зазвенели деревья, воздух и луга (Яшин) нет ни одного словосочетания в строгом терминологическом значении, а есть лишь предикативное сочетание и сочиненные ряды словоформ в позиции подлежащего и сказуемого.

Особенно наглядно различие подходов «снизу» и «сверху» при сопоставлении словоформ и членов предложения. Словоформы - минимальные элементы синтаксических единиц, из них образуются словосочетания и предложения. Члены предложения - структурно-семантические компоненты предложения. Они существуют лишь в составе предложения и вычленяются из него. В составе предложения словоформы выступают как члены предложения или являются частью их.

Взгляд «снизу» и «сверху» на одно и то же синтаксическое явление дает возможность увидеть разные его стороны, поэтому при описании отдельных синтаксических единиц будут учитываться оба подхода или тот из них, который позволит показать более существенные признаки синтаксических единиц.

Методическое примечание. В школе учащиеся практически знакомятся со всеми указанными синтаксическими единицами, только, вместо сложного синтаксического целого, введен «текст», который определяется как «несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически»"

§ 3. Синтаксические связи и отношения. Синтаксические связи и отношения между элементами (компонентами) синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений2 Синтаксическая связь является выражением взаимосвязи элементов в синтаксических единицах.

Основные виды синтаксической связи - сочинение и подчинение. При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении - синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой - как зависимый. Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений, подчинительной - словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных предложений.

Синтаксические связи элементов синтаксических единиц выражают синтаксические (смысловые) отношения, в которых отражаются отношения между предметами и явлениями действительности. Действительность отражается в языке через обобщение в логических и психологических категориях: суждениях, понятиях и представлениях. Язык выполняет функцию общения только потому, что в нем формируется и выражается мысль.

Синтаксис в системе языка начинается там, где есть синтаксические отношения между элементами.

Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого. Непредикативные отношения в свою очередь делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные (определительные), объектные и обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами всех синтаксических единиц.

Под влиянием синтаксических отношений элементы могут изменить некоторые свои свойства. Так, словоформа в космосе имеет лексико-грамматическое значение места. В словосочетании полеты в космосе (ср.: космические полеты) между словоформами полеты и в космосе возникают атрибутивные отношения, которые осложняют лексико-грамматическое значение словоформы в космосе .

§ 4. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц. Для построения синтаксических единиц употребляются словоформы, служебные слова, типизированные лексические элементы, интонация, порядок слов и др. Они служат также и для оформления синтаксических связей и отношений.

Словоформы как минимальные элементы синтаксических построений своими лексико-грамматическими свойствами обслуживают смысловую сторону синтаксических построений, а элементами словоформ, имеющими синтаксическое значение, являются окончания и предлоги.

Основной функцией окончания является выражение синтаксических связей и отношений между словоформами в составе словосочетаний и предложений. Поэтому окончание называют служебной морфемой. Особенно важна роль окончаний при оформлении подчинительной связи: при согласовании и управлении.

Примечание. Из других морфем для синтаксиса в некоторых случаях важны приставки (префиксы), особенно те, которые входят в состав глагольных форм. Нередко они обусловливают сочетательные (валентные) свойству глагольных форм и соотносятся по своей роли с предлогами: войти в комнату, дойти до леса, отдыхать от работы, съехать с горы и т. п. В состав словоформ входят предлоги, дополняющие и усиливающие служебную роль окончаний. В предложении На холодном сером мраморе листья желтые лежат (Кедрин) 6 словоформ (предлог на является частью словоформы на мраморе, несмотря на то что он отделен от существительного прилагательными). Связи и отношения между словоформами в этом предложении (и словосочетаниях,которые в этом предложении есть) оформляются при помощи окончаний и предлога на.

Особенно ярко проявляется роль производных предлогов в выражении синтаксических связей и отношений, так как они, сохраняя живые словообразовательные связи со знаменательными словами, конкретизируют и уточняют семантику тех словоформ, в состав которых они входят. Ср.: у дома - около дома, напротив дома, позади дома, мимо дома, вокруг дома, вдоль дома и т. д.

Важными средствами построения синтаксических единиц являются и другие служебные слова - союзы и частицы. Союзы, связывая между собой однородные члены предложения, части сложных предложений и компоненты сложного синтаксического целого, выражают их грамматические значения. Например, подчинительные союзы когда, прежде чем, после того как и др. выражают значение времени, потому что, так как, ибо и др.- значение причины, так что - значение следствия.

Менее яркими сигнализаторами грамматических значений являются сочинительные союзы, но и они выражают смысловые отношения между сочиняемыми компонентами. Эти оттенки с разной степенью четкости осознаются говорящими, для которых русский язык является родным.

Разряд союзов постоянно пополняется. Их функции принимают на себя некоторые знаменательные части речи, модальные слова, частицы. Союзы часто сопровождаются смысловыми конкретизаторами, уточняющими, дифференцирующими выражаемые значения: и все-таки, и все же, и поэтому и т. п. Ср.: Не только люди, но и идеи могут вызывать приливы ненависти (Паустовский) - И люди, и идеи могут вызывать... Увеличение круга союзных средств обусловлено стремлением уточнить оттенки семантики высказываний. Частицы и их сочетания могут образовывать нечленимые предложения (Да. Нет. А как же! Ну и что же! Еще бы! И т. д.), оформлять синтаксические значения предложений, членов предложения, выступать как семантические конкретизаторы, самостоятельно выполнять функции средств связи синтаксических единиц, выделять смысловой центр высказываний и т. д.

Частицы не включаются в состав членов предложения, если оформляют грамматическое значение всего предложения. Например: Неужели при тысячеградусных температурах в кабине останутся комнатные условия? (Степанов). В остальных случаях частицы, как и предлоги, входят в состав членов предложения: Кудрявые кусты сирени кое-где как будто посыпаны были сверху чем-то белым и лиловым (Л. Толстой). Важную роль в построении синтаксических конструкций играют лексические средства языка, которые получили название типизированных. К ним относятся местоименные слова: вопросительные и относительные (кто, что, который, где, куда и т. д.), указательные (это, тот, такой и др. в разных формах; там, туда, поэтому и под.); лексико-семантические группировки слов других знаменательных частей речи (они могут быть объединены тематически, а также синонимическими или антонимическими связями и т. д.).

Типизированные лексические средства принимают участие и в образовании (построении) простых предложений. Так, вопросительные местоименные слова являются одним из средств оформления вопросительных предложений, лексико-грамматическая группа безличных глаголов (светает, морозит и т.д.) образует структурный центр односоставных безличных предложений; тематическая группа глаголов со значением речи (говорить, сказать и под.) -компонент предложений с прямой речью и т. д.

Для строения синтаксических единиц очень важен порядок их компонентов, который определяется семантическими и структурными факторами. В русском языке порядок компонентов синтаксических единиц имеет два типа: прямой (фиксированный) и инверсированный (свободный). При прямом порядке каждый компонент синтаксических построений занимает определенное место, при свободном - компоненты могут изменять свое место.

Одним из средств выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски синтаксических единиц является и н-т о н а ц и я, составные элементы которой - мелодика речи (повышение и понижение голоса при произнесении предложений), ритм, темп и тембр речи, а также логическое ударение, выделяющее в предложении информативный центр.

Интонация включается в число существенных признаков предложения, так как она является одним из показателей завершенности, целостности предложения в устной речи; интонация оформляет типы простых предложений, выделяемых по цели высказывания, придает им эмоциональную окраску, выражает синтаксические связи и отношения между членами предложения и т. д. Интонация очень важна и при выражении речевого смысла предложения: она может положительную оценку превратить в отрицательную и т. д. Интонационная характеристика синтаксических единиц в письменной речи (в языке художественной литературы) часто дается с помощью лексико-семан-тических групп слов, выполняющих функции обстоятельств образа действия, при глаголах речи: с упреком, с укором... сердито, радостно... быстро, медленно...; тихо, громко... с ударением на... и т. п.

В построении синтаксических конструкций обычно участвует несколько средств.

§ 5. Грамматические значения синтаксических единиц. В морфологии у" частей речи разграничиваются лексические и грамматические (категориальные, общеграмматические) значения. Так же и в синтаксисе. Все синтаксические единицы и их компоненты имеют лексические (речевые, индивидуальные) и грамматические (языковые, синтаксические, категориальные и т. д.) значения.

Рассмотрим в самом общем виде различие между лексической и грамматической семантикой на примере некоторых словосочетаний и предложений.

Возьмем два ряда словосочетаний: теплый день, великолепный дворец, ироническая улыбка; петь песни, лить слезы, сдавать зачеты. Каждое из этих словосочетаний имеет свое лексическое значение, обусловленное лексическими значениями слов, входящих в эти словосочетания. Кроме того, первая группа словосочетаний отличается от второй грамматическим значением, обусловленным различным строением этих словосочетаний. Так, первый ряд имеет общее грамматическое значение - «предмет и его признак» (определительные отношения), общим грамматическим значением второго ряда является «действие и предмет, на который переходит действие» (объектные отношения) Эти общие значения и называются грамматическими значениями словосочетаний. Вопрос о семантике предложений является" в настоящее время предметом острых споров, однако некоторые положения уже вошли в практику вузовского и школьного преподавания, так как без внимания к семантике нельзя изучать синтаксические единицы.

В предложениях Студенты слушают лекции; Ученики учат уроки; Колхозники убирают урожай - грамматическое значение - сообщение о предмете и его действии (предикативном признаке)

В предложениях Слушают ли лекции студенты? Учат ли уроки ученики? Убирают ли урожай колхозники? - грамматическое значение - вопрос о предмете и его действии.

В предложениях Студенты, слушайте лекции! Ученики, учите уроки! Колхозники, убирайте урожай! - грамматическое значение - побуждение к действию.

Эти общие значения предложений можно дополнить грамматическим значением словосочетаний: слушают лекции, учат уроки, убирают урожай («действие, переходящее на предмет»)

Сравним следующий ряд предложений: Студенты слушают лекции; Студенты работают с книгой; Лучшие наши студенты работают много; Студенты работают по вечерам; Студенты работают в библиотеке и т. д. У всех этих предложений общее грамматическое значение - «сообщение о предмете и его действии». Различие определяется не только разным речевым, но и разным типовым значением словосочетаний: объектных, определительных, обстоятельственных.

Таким образом, грамматическая (языковая, синтаксическая) семантика - это общее значение синтаксических единиц одинакового строения. Лексическая семантика - это речевое, конкретное, индивидуальное значение той или иной синтаксической единицы, связанное с лексическими значениями слов и словоформ.

Примечание. В школьной и вузовской практике преподавания русского языка понятия «язык» и «речь» четко не противопоставлены, но и не отождествляются. Они рассматриваются как две стороны одного явления, взаимосвязанные и взаимодополняющие. В соответствии с этим в качестве родового названия значений всех единиц языка часто используется термин «языковая семантика», а для различных уровней системы языка - специфические обозначения. Для единиц морфологии и синтаксиса (разделов грамматики) общим термином является термин «грамматическая семантика», который может быть дифференцирован: «морфологическая семантика» для частей речи (категориальное значение), «синтаксическая семантика» - для единиц синтаксиса.

В качестве родового названия индивидуальных значений единиц речи в синтаксисе используется термин «лексическое значение» («лексическая семантика»), хотя он не вполне точен, так как «речевой смысл» («речевая семантика») синтаксических единиц возникает не из простой суммы лексических значений сочетающихся компонентов, а осложняется дополнительными смысловыми оттенками, которые привносятся в семантику синтаксических единиц связями и отношениями между компонентами, всем текстом в целом и т. д.

Синтаксическая и лексическая семантики синтаксических единиц и их компонентов отличаются друг от друга разной степенью абстракции: синтаксическая семантика - высшая ступень обобщения лексической семантики. Синтаксическую и лексическую семантики можно представить как разные полюса, между которыми лежит зона переходных явлений, отражающих разные ступени абстракции. В этой зоне взаимодействия грамматического и лексического формируются структурно-семантические типы предложений, словосочетаний и т. д. Синтаксическая семантика разновидностей этих предложений, словосочетаний и т. д. называется типовой семантикой. Так, общим грамматическим значением безличного предложения В комнате холодно является сообщение, а его типовым значением - состояние среды; общим грамматическим значением подлежащего является значение предмета речи (мысли), а его типовые значения -деятель (производитель действия) и носитель признака. Ср.: Ветер воет и Ветер был сильный. Общее значение обстоятельств конкретизируется типовыми значениями обстоятельств места, времени, причины, цели и т. д. Методическое примечание. В школьном учебнике рассматриваются грамматические значения как словосочетаний (с. 22-23), так и предложений (с. 31) (2 Здесь и далее при ссылках на школьный учебник см.: Бархударов С. Г., Крючков С. Е. Максимов Л. Ю., Ч е ш к о Л. А. Русский язык: Учебник для 7-8 классов.- 12-е изд., перераб.- М., 1985.) Грамматические значения словосочетаний связаны с их строением, а предложений - со значениями наклонений глагола-сказуемого.

§ 6. Синтаксис в системе языка. В современных исследованиях язык рассматривается как система систем, в которых выделяются подсистемы (ярусы, уровни). Низшим ярусом (уровнем) считается фонология, высшим - синтаксис. Многоуровневость «здания языка» можно назвать многоэтажностью: в верхнем этаже располагаются синтаксические единицы, в нижнем - звуки (фонемы), средние этажи занимают остальные единицы в соответствии с их функциями в языке и речи.

Завершая «здание языка», синтаксические единицы не могут существовать без опоры на другие этажи: без нижних этажей здание рассыплется. Сверху, с этажа синтаксического уровня, лучше просматривается взаимосвязь и взаимозависимость отдельных ярусов, поэтому синтаксис позволяет показать органические связи между лексикой, морфологией, синтаксисом и др.

См. подробнее: Бабайцева В. В. Семантика простого предложения: Предложение как многоаспектная единица языка.- М. 1983.

Л. А. Беловольская

1. Предмет синтаксиса.

2. Система синтаксических единиц.

3. Синтаксические связи и отношения.

4. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц.

5. Грамматическое значение синтаксических единиц.

6. Аспекты изучения синтаксических единиц (логический аспект, структурный аспект, коммуникативный аспект, структурно-семантический аспект).

1. Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и 2.

2. Русская грамматика. М., 1980, т. 2.

3. Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой. М., 1981.

4. Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М, 1987.

5. Современный русский язык / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.

6.Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.

7. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке.М., 1970.

8. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978.

9. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1974.

10. Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров. М., 1978.

11. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. Ч. 2. Синтаксис. М., 1979.

12. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.

1. Термин "синтаксис" употребляют для обозначения и объекта изучения и раздела науки о языке.

Синтаксис языка - это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.

Синтаксис как наука - это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц (4, с. 5).

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложения предложений, являются предметом синтаксиса (8, с. 7).

Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.

Фундаментальные понятия синтаксиса - понятие о синтаксических единицах, синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике (4, с. 5).

2. Синтаксические единицы - это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному.

Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин).

В предложении - 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения.

Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву (А. Толстой).

В предложении - 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.

Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами (4, с. 6).

Вопрос о составе синтаксических единиц (сколько их и какие они) до сих пор однозначно не решен в лингвистике, однако в большинстве вузовских учебников (см. список литературы) рассматриваются все названные выше синтаксические единицы.

3. "Синтаксические связи и отношения между элементами (компонентами) синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений" (Чеснокова Л.Д., с. 6).

Синтаксическая связь является выражением взаимосвязи элементов в синтаксической единице, то есть служит для выражения синтаксических отношений между словами, во-вторых, создает синтаксическую структуру предложения и словосочетания, в-третьих, создает условия для реализации лексического значения слова.

Основные виды (типы) синтаксической связи - сочинение и подчинение (4, с. 6).

Сочинение и подчинение являются структурными, собственно языковыми отношениями, призванными структурно оформлять объективные отношения.

Подчинение передает отношения между фактами объективного мира в виде такого сочетания двух слов, в котором одно выступает как главное, второе - как зависимое.

Сочинение передает отношения между фактами объективного мира в виде такого сочетания слов, в котором все слова выступают как равноправные по отношению друг к другу.

На базе основных типов связи в лингвистической литературе выделяется: 1) пояснительная связь; 2)двунаправленная связь; 3) детерминантная связь.

Рассмотрим их подробнее.

Пояснительная связь характерна только для словоформ в составе предложения. И.П. Распопов в "Строении простого предложения" (7, с. 40-41) называет эту связь аппликацией, в "Грамматике-80" отмечено, что пояснительная связь характеризуется как разновидность сочинительной связи (§ 2084).

Пояснительная связь - это связь словоформ, при которой второй компонент как бы "накладывается" на первый и благодаря этому уподобляется ему в синтаксических отношениях с другими компонентами предложения. Пояснительная связь раскрывает собственно пояснительные синтаксические отношения, выражающие разные названия одного и того же явления. Пояснительную связь можно усмотреть в случаях, которые обычно трактуются как обособление приложений (в широком смысле с включением не только приименных, но и приадъективных, принаречных компонентов), она характерна для предложения (И.П. Чиркина, ч. 4, с. 25).

Ср.: Она выходила на улицу в стареньком, очень потрепанном, платье. Налево, у дороги, стояло одинокое дерево.

Двунаправленная связь характерна только для предложения, это одновременная связь зависимой словоформы с двумя другими стержневыми для нее словоформами, выражает определительные и обстоятельственные, определительные и объектные синтаксические отношения. (См.: Грамматика-80, § 2003, Чеснокова Л.Д., с. 66-72, Распопов И.П., с. 37-40).

Пример: Уткнувшись лицом в полотенце, он заплакал навзрыд, как плакал в этой комнате, когда маленького его несправедливо и жестоко наказывал отец (Федин).

Словоформа маленького выражает одновременно атрибутивное отношение к словоформе его (он какой?) и обстоятельственное временное к словоформе наказывал (когда?).

Неужели война сделала тебя суеверным? (Симонов).

Словоформа суеверным выражает одновременно атрибутивные и объектные синтаксические отношения.

Детерминантная связь - связь свободного присоединения словоформы к предложению в целом, выражает объектные и обстоятельственные синтаксические отношения (см. работы Шведовой Н.Ю., Малащенко В.П. и др.).

Примеры: В писателе должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Для большого писателя мало знать родной язык.

Выделенные единицы являются объектным детерминантом.

С балкона в комнату пахнуло свежестью. В распахнутые окна дул теплый ветер - пример обстоятельственного детерминанта.

Поскольку синтаксические связи служат для выражения синтаксических отношений, следует дать определение последним.

"Синтаксические отношения, - пишет Л.Д. Чеснокова, - есть те смысловые отношения, которые в школьном синтаксисе квалифицируются как грамматические значения словосочетания, это те отношения, которые определяют специфику синтаксической структуры предложения, составляют значение членов предложения, значение придаточных предложений, значение сложносочиненных и бессоюзных предложений и т.д.

Отношения между предметами и явлениями реального мира конкретизируются и предстают в языке как отношения между предметом и предметом, между признаком и предметом, между признаком и признаком, между действием и предметом, между действием и признаком, между действием и действием" (6, с. 9).

Структурные, собственно языковые, отношения призваны определенным образом оформлять, представлять в языке объективные отношения (там же).

Основным следует признать деление синтаксических отношений на предикативные и непредикативные. Предикативные синтаксические отношения характерны для грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого.

Непредикативные синтаксические отношения делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные, объектные, обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами всех синтаксических единиц.

(Подробнее см. в указанной литературе).

4. Для построения синтаксических единиц употребляются словоформы, служебные слова, типизированные лексические элементы, интонация, порядок слов и др. Все эти средства служат также для оформления синтаксических связей и выражения синтаксических отношений.

Словоформы - минимальные синтаксические построения, обслуживающие смысловую сторону синтаксических построений, а элементами словоформ являются окончания и предлоги.

Союзы связывают между собой однородные члены предложения, части сложного предложения и компоненты сложного синтаксического целого, выражают их грамматические значения. Менее яркими сигнализаторами грамматических значений являются сочинительные союзы, но и они раскрывают смысловые отношения между сочиняемыми компонентами.

Частицы и их сочетания могут образовывать нечленимые предложения, оформлять синтаксические значения предложений, членов предложения, выделять смысловой центр высказывания и т.д. Частицы не включаются в состав членов предложения, если оформляют грамматическое значение всего предложения:

Неужели при тысячеградусных температурах в кабине останутся комнатные условия?

В остальных случаях частицы, как и предлоги, входят в состав членов предложения.


В.В. ВИНОГРАДОВ

Вопросы изучения словосочетаний.

Основные вопросы синтаксиса предложения

В отличие от своих предшественников, которые пытались найти «одного героя в качестве предмета исследования» 1, 221 синтаксиса А.М. Пешковский - словосочетание, А.А. Шахматов - предложение., В.В. Виноградов считает основными категориями этого отдела грамматики как предложение, так и словосочетание, поскольку между ними существует качественная разница по нескольким параметрам (см. Табл.).

По его мнению, «когда предложение становится единственным предметом синтаксического исследования, … из области грамматики выпадают многие вопросы изучения законов и правил сочетаемости слов» 1, 221.

Виноградов ставит задачу выяснения внутренней грамматической природы как словосочетаний, так и предложений; для чего считает необходимым чётко разграничить морфологию и синтаксис, а также определить переходные и смешанные зоны их взаимодействия.

Предметом морфологии является изучение правил образования форм слов, изучение слов как систем форм и самих этих форм в их внутреннем единстве и в их различиях, «зависящих от принадлежности … слов … к разным морфологическим и отчасти словообразовательным категориям» 1, 222.

Предметом синтаксиса «является изучение правил и способов соединения слов в словосочетания и предложения, а также изучение типов словосочетаний и предложений, их языкового строения, функций и условий употребления, законов их развития» 1, 221.

Словосочетание понимается Виноградовым как грамматическое единство, которое, возникая из сочетания слов по законам или правилам данного языка, выражает в составе предложения единое, хотя и расчленённое значение Словосочетание состоит не менее чем из двух полнозначных слов и является строительным материалом для предложения. Оно входит в систему коммуникативных средств языка только в составе предложения. Вне предложения словосочетание относится к области номинативных средств языка 2, 231.

Словосочетание организуется около одного знаменательного слова (господствующего слова, стержня словосочетания). Морфологический строй этого слова определяет конструктивные свойства словосочетания. Так как словосочетание обладает системой форм, «находится многообразие синтаксических функций одного и того же словосочетания, если его господствующее слово является изменяемым 2, 232.

Виноградов отмечает, что по грамматически господствующему главному слову словосочетания делятся на:

1) именные (субстантивные и адъективные);

2) глагольные;

3) наречные (адвербиальные).

Это различение очень важно, так как есть синтаксические связи, типичные для отдельных частей речи 1, 223; 2, 234.

словосочетание грамматика виноградов

Качественная разница между словосочетанием и предложением

Словосочетание

Предложение

номинативное средство языка (именование)

коммуникативное средство языка

(единица сообщения)

не является цельной единицей языкового общения и сообщения

является цельной единицей языкового общения и сообщения

непредикативное соединение слов

(не свойственны предикативные отношения)

предикативное соединение слов

(свойственны предикативные отношения)

не типичны синтаксические категории лица, времени и модальности

типичны синтаксические категории лица, времени и модальности

не имеет интонации сообщения

имеет интонацию сообщения

(постоянный характерный признак предложения)

обладает системой форм

элемент структуры распространённого простого предложения (строительный материал для предложения)

простое предложение -элемент структуры сложного предложения

Виноградов выделяет также и другой критерий деления словосочетаний на группы - по семантическим классам и словообразовательным гнёздам. По этому критерию словосочетания объединяются в группы по общности основы и по связи словообразовательных отношений главных слов, а также по общему семантическому качеству (приблизиться к городу, близкий к городу, близость к городу) 1, 224; 2, 234.

Связи слов в словосочетании могут быть обусловлены не только грамматически, но и семантически. Такие связи, в отличие от свободных синтаксических связей, Виноградов называет «семантически несвободными», а образуемые на их основе разряды словосочетаний - «группами семантически связанных словосочетаний». Их изучение требует установления и разграничения в системе языка семантических категорий слов с одинаковыми формами синтаксической сочетаемости (мечтать о путешествии, мечты о путешествии, беспокоиться о детях, беспокойство о детях - гл. и сущ. со значением мысли, речи, чувства). 1, 224; 2, 234.

Третий круг образования словосочетаний охватывает разные части речи и разнообразные разряды слов. Это словосочетания с присоединённым к главному слову посредством предлога «слабоуправляемым» существительным. Для них типична двусторонняя и довольно свободная предложная связь. «И тут огромную роль играет группировка слов по семантическим, а отчасти и по словообразовательным группам» Это словосочетания со вторым обстоятельственным или обстоятельственно-определительным членом: погрузиться по пояс, мокрый по пояс, вода по пояс; ехать в Москву, путь в Москву, дорога в Москву, путешествие в Москву; остановиться у реки, дом у реки 1, 224 - 225; 2, 234.

Анализ сцеплений однородных членов (так называемых сочинительных словосочетаний) Виноградов включает в состав учения о предложении .

Виноградовым отмечены два круга важных вопросов, касающихся словосочетаний, которые остались пока за пределами академического синтаксиса:

1. Не раскрыты способы построения сложных словосочетаний, нет группировки основных типов сложных сочетаний.

2. Правила образования словосочетаний должны быть дополнены правилами использования и употребления разных типов словосочетаний в структуре предложения .

Виноградов разграничивает простые и сложные предложения.

Простое предложение иногда представляет собой очень сложную структуру. Оно имеет разнообразные формы построения, разные типы, а также может быть осложнено обособленными и однородными членами .

Виноградов подтверждает, что разграничение простых предложений русского языка на двусоставные и односоставные «прочно вошло в научный синтаксис» . Но вопрос об односоставных предложениях, по его мнению, «нуждается в дальнейшем углублённом исследовании». Виноградов выявляет непоследовательность А.А. Шахматова в описании односоставных предложений. Он считает, что тезис Шахматова о сочетании психологического субъекта и предиката в одном главном члене предложения отрывает исследователей от конкретно-исторического языкового материала и отрицает отражение в речи объективной действительности

. «… было бы нецелесообразно стремиться к отысканию «подлежащих» и «сказуемых»… во всех типах односоставных предложений. Однако в некоторых их формах можно найти морфологические соответствия одному из главных членов двусоставного … предложения» .

Различие между простым и сложным предложениями - структурное. «Простое предложение организуется посредством единой концентрации форм выражения категорий времени, модальности и лица; в сложном предложении может быть несколько органически связанных друг с другом конструктивных центров этого рода» .

Сложным Виноградов называет такое предложение, которое представляет собой единое интонационное и смысловое целое, но состоит из частей (двух и больше), более или менее однотипных с простыми предложениями по своей формальной грамматической структуре. Части сложного предложения по внешнему строению однородны с простыми предложениями, но «в составе целого они не имеют смысловой и интонационной законченности, …и, следовательно не образуют отдельных предложений» .

Виноградов считает, что принципы описания и разграничения типов сложных предложений ещё не установлены, «унаследованное от давней традиции» деление их на сложносочинённые и сложноподчинённые очень схематично и условно. Он рассматривает случаи «взаимного подчинения», опираясь на работы В.А. Богородицкого и А.М. Пешковского (хотя - но, несмотря на то, что - всё же, лишь только - как, едва - как и т.п.) . Сюда же относятся многие типы бессоюзных предложений.

Виноградов показывает, что «понятия подчинения и сочинения находятся в диалектической связи и взаимодействии» .

Таким образом, по мнению Виноградова, «не следует увлекаться механическим разнесением» разных видов сложных предложений «по рубрикам сочинения и подчинения», а нужно стремиться к полному и всестороннему описанию структурных особенностей всех основных их типов. При этом необходимо учитывать интонацию, порядок слов, наличие или отсутствие соотносительных с союзом слов, синтаксические функции типизированных лексических элементов, разные способы морфологического выражения синтаксической связи .

Литература

1. Виноградов В.В. Основные принципы русского синтаксиса // Избр. тр. Исследования по русской грамматике.- М.: Наука, 1975. - С. 221-230.

2. Виноградов В.В. Вопросы изучения словосочетаний // Там же - С. 231-253.

3. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения // Там же - С. 254-294.

Подобные документы

    Определение синтаксиса как раздела грамматики. Предмет синтаксиса в современном языкознании. Типы связи слов в словосочетании. Структура и виды предложения. Способы выражения синтаксической структуры предложения. Основные составляющие синтаксиса.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2010

    Понятие термина и терминологические словосочетания. Проблема полисемии терминологических единиц. Терминологическая лексика в печатных СМИ. Терминологические словосочетания по экономике, особенности их функционирования и перевода на русский язык.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2014

    Глагол как самая сложная и самая емкая грамматическая категория русского языка. Морфологические категории, синтаксические функции и лексико-семантические категории глагола. Изучение влияния глагольных конструкций на именные словосочетания и предложения.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2014

    Структура и основные элементы словосочетания в английском языке. Виды синтаксических отношений. Основа альтернативного подхода к словосочетанию, его главные отличия от предложения. Теория о трех рангах. Понятие и свойства примыкания. Атрибутивная связь.

    презентация , добавлен 13.03.2011

    Лексическое значение слов. Словари русского языка. История возникновения устойчивых словосочетаний (фразеологизмов). Правила расстановки ударений в словах. Морфемный разбор слов, правила орфографии. Морфологический и синтаксический разбор словосочетаний.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2015

    Общая характеристика простого предложения. Двусоставное простое предложение как основной структурно-семантический тип простого предложения. Типы односоставных предложений. Глагольные и субстантивные односоставные предложения в текстах наружной рекламы.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2010

    Теории словосочетания в лингвистике, его принципы и схемы классификации. Типы ядерных (группы слов, образующих грамматически организованную структуру) и безъядерных словосочетаний (основанных на отсутствии ядра внутри группы) в английском языке.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2010

    Характеристика словосочетания как единицы синтаксиса языка. Тавтология как языковое явление, стилистический прием или разновидность плеоназма. Структурная классификация тавтологических сочетаний русского и французского языков, семантические компоненты.

    дипломная работа , добавлен 22.04.2011

    Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении. Образование сочинительных словосочетаний с помощью однородных членов предложения. Соединение однородных членов с помощью запятой или союза.

    презентация , добавлен 24.02.2011

    Современная характеристика распространенного предложения. Предложение - единица синтаксиса. Структура распространенного предложения. Связь в предложении. История изучения распространенного предложения. Трудности изучения русского языка.

Билет 1. Предмет синтаксиса. Четыре аспекта синтаксиса. Основные понятия синтаксиса .

Синтаксис – слово греч происхождения, переводится «вместе», «одновременно», «построение, расположение». Таким образом, это учение о соположении, построении форм языка в виде связанного текста.

Грамматика = синтаксис (словосочетание, предложение) + морфология (слово).

Слово- единица лексическая и морфологическая. словосочетание и предложение - более сложные синтаксич структуры, обладающие способностью к неограниченному осложнению.

Морфология- это учение о парадигме в языке (словоизменение). Синтаксис- учение о синтагматике (сочетаемости), законы объединения разных форм.

^ Синтаксическая парадигматика - совокупность синтаксических единиц, объединенных между собой отношениями взаимозаменяемости или взаимозамещаемости. (я болею/ мне больно).

Основные понятия синтаксиса:


  1. Синтаксическая позиция. В предложении имеется только одна определенная синтаксич позиция для опред формы. (Сашу увидел Катю, несочетаемость).

  2. Синтаксич отношения – отношения координации (корреляции). Подлежащее и сказуемое- нет главного, они координируют.

  • Отношения сочинения (равноправия).

  • Отношения подчинения (зависимости).

  • Иерархия как вид отношений, отношения включения, один уровень включается в другой, более сложный. + отношения подчинения (отношения- единоначалия), вершинный узел и зависимый узел.

  1. Синтаксич зависимость

^ 4 аспекта синтаксиса.

1) Формально-структурный (относится к плану выражения). Категории синтаксич формы (простое/ сложное, типы придаточных и т д).

2) ^ Семантический аспект . С содержательной точки зрения в синтаксич стр-ре выделяют поверхностную структуру (структуру формы) и глубинную структуру(подтекстовый смысл, авторские интенции). С точки зрения семантич синтаксиса предл-ие выполняет назывную функцию, тоже явл=ся именем. Пропозиция- составляет структуру и смысл ситуации. В каждом предл-ии- 2 типа номинативного значения пропозиция (та часть значения, к-ая передает положение дел в мире, объективное содержание предложения) и модус (та часть значения, которая показывает отношение говорящего к сообщаемому, субъективное начало). Модус: эксплицированный (вербализованный) + неэксплицированный (невербализованный).

^ Виды эксплиц модусов : 1) перцептивные(чувственное восприятие); 2) ментальные (интеллектуальные, модус полагания, сомнения, знания, незнания, обществ оценки). 3) эмативные (эмоции); 4) волетивные (волеизъявление) 5) речемыслительного действия.

^ Элементы семантич структуры предл-ия: агент-производитель действия; предикат – то что сообщается о субъекте речи; объект – элемент действия, ситуации, то на что действие направлено; инструментатив- орудие действия; медиатив- при помощи чего, средство; адресат; контрагент – участник симметричного отношения.

3) ^ Коммуникативный аспект . Подразумевается актуальное членение речи, тема-рематическое членение.

4) Прагматичекий аспект . Предмет характеристики- коммуникативная цель, для чего мы произносим. Основа- теория речевых актов , идея Джона Остина, Сэрль монография- 2Речевые акты», Арутюнова, Звегинцев. Предмет анализа- предложение в ситуации произнесения. Анализируются средства построения высказывания – локутивный аспект(язык единицы). Цель анализа- иллокутивный аспект, результат- перлокутивный аспект.

^ Типология иллокутивных значений : вопрос, ответ, информирование, предупреждение, критика, угроза, уверение.

Речевые акты: 1. Прямые (грубые, оценочные, категоричные). 2. косвенные.

2 Словосочетание

Синтаксическое объединение знаменательных слов

- подчинительная связь этих знаменат слов

- номинативная функция (это не коммуникативная единица)


  • словосочетание – грам единство, образованное посредством соединения двух или более слов, принадлежащих к знаменат частям речи и служащих обозначением единого нерасчлененного понятия или представления.
Словосоч-е явл строительным материалом предложения; качественно отличается от предложения отсутствием предикативности Предикативность - выражение отношения содержания действительности, обознач в предл-ии к времени, реальности в мире.

Карандаш красный – двусост предл=еКрасный карандаш – словосоч-е

В первом случае порядок слов передает такую характеристику как предикативность. Во втором случае – признак не имеет отношения к реальному времени, его проявлению и местоположению.

В первом случае – конкретный предмет в конкр времени (здесь и сейчас).

Отсутствие предикативности лишает словосоч-е коммуникативности.

Словосочетание и слово (словоформу) сближают след св-ва:

1. не явл коммуникативной единицей, входит в речь только в составе предл-я

2. не имеет предикативных значений, интонации сообщения

3. выступает как номинативное средство языка

4. имеет систему форм, и начальную форму, которая устанавливается по начальной форме главного слова

отличия:


  1. более сложная структура словосоч-я

  2. включает не менее 2 знаменат слов (главное или стержневое и зависимое), образуется на основе подчинит связи

  3. словосоч-е входит в предл-е посредством своего главного слова, которое в предл-ии можент быть зависимым словом другого словосоч-я

  4. в отличии от слов дают развернутое название предметов и явлений, ограничивая при этом их круг указанием на те или иные отличит св-ва
не любое сочетание слов можно назвать словосочетанием:

  1. соч-е подл и сказ: «Земля круглая»

  2. сочинительное сочинение, т.е. однородные ряды: «Веселый, жизнерадостный»

  3. парное сочетание слов, которое образует составную номинацию: отец и мать (родители), день и ночь (сутки)

  4. соч-е эл-тов, между которыми возникают полупредикативные отношения (сущ-подл + причастн\деепричастн оборот): «Дом, возвышающийся за окном, загоражывает солнце» = дом возвышается за окном.

  5. Присоединительная конструкция: «В этом прилось убедиться, причем скоро » - присоединительная часть информации, которая является добавочной к основному содержанию предл-я. (отношения присоединения)
Современное понимание словосоч-я восходит к пониманию Виноградова (номинативная функция, существуют вне предложенияч – коммуникация, соч-я слов, кот не явл словосоч-ями).

Шахматов – параллельная точка зрения: словосоч-е не существует как самост единица; любое соч-е слов – словосочетание; термин словосоч-е имеет более широкое значение.

Стоит ли различать предложение и словосоч-е как синтаксические единицы?

В трудах Щербы, Шахматова намечена небоходимость различать их.

У Фартунатова они рассматр-ся в одном ряду: законченные (предложения) и незаконченные словосочетания.

Трубецкой говорит, что есть синтаксемы предикативные (предл-я) и непредикативные (словосоч-я).

Пешковский к словосоч-ям относит и однословные конструкции.

^ Классификация словосочетаний по характеру синтаксических отношений:


  1. Атрибутивные – отношения, при которых предмет, явление определяется со стороны своего внешнего или внутр качества, св-ва, принадлжености.

    • Атрибутивно-качественное значение (трудная работа, чайник из фарфора)

    • Атрибутивно-количественное (второй номер, двух друзей)

    • Атрибутивно-субъектное (пение артиста, лязг колес)

    • Атрибутивно-притяжательное (лисий хвост, мой дом, дом деда)

    • Отрибутивно-объектное (защита отечества, цена хлеба)

    • Отрибутивно-временное (поездка зимой, привычка с детства)

    • Отрибутивно-целевое (стол для черчения, средство от кашля)

  2. Объектные – отношение между называемым в слове действием, состоянием или признаком и тем предметом, на который направлено или с которым сопряжено действие.

  • объект непосредственного приложения действия (строить дом, копать грядки)

  • Объект желания, поиска, достижения, удаления (жаждать счастья, желать удачи, опасаться встречи)

  • Объект охвата (наесться ягод, напиться воды)

  • Объект восприятия речи (говорить другу)

  • Объект эмоц отношения (наслаждаться музыкой, радоваться весне)

  • Объект-орудие (писать пером, копать лапатой)

  • Объект-адресат (писать матери, дарить ребенку)

  1. Обстоятельственные – отн-я, при кот действие, состояние или признак определяется со стороны своего качества или условий его проявления

  • качественно-обстоятельственное значение (пристально смотреть, смотреть с сожалением)

  • меры и количества (весить с килограмм, стоить сто рублей)

  • пространственные (отдыхатьв деревне, повернуть направо)

  • временные (учиться с детства, сидеть дотемна)

  • причинные (плакать от радости, сказать сгоряча)

  • целевые (сделать назло, сказать в оправдание)

  • условия (осуществить при наличии средств, спасаться в случае наводнения)

  • уступительные (гулять несмотря на дождь, проясниться вопреки предсказанию)

  • восполняющие отн-я (слыть чудаком)
разграничение синтаксических отношений в словосочетании:

  1. зависимое слово выражено сущ в Р.п.
а) определительные отн-я

  • Р.п. со значением субъекта (пение птиц (=птичье пение), удар грома)

  • Р.п. чатси целого (вершина горы (=горная вершина), ножка стула)

  • Р.п. принадлежности (тетрадь ученика = ученическая тетрадь)

  • Р.п. определительный (человек подвига = героический человек)
Б) Р.п. со значением объекта

  • Р.п. в функции объекта, т.е. предмета, на кот направлено действие (чтение книги)

  • Отн-е предмета к руководителю (директор завода)

  • Р.п. содержания (цель путешествия)

  • Комплетивные отношения (восполняющие) –

    отношения, меры, количества (корзина цветов, килограмм муки)


    1. зависимое слово выр-но сущ в Тв.п.:

      1. определительные отношения

        • значение сопровождающего признака (волосы с проседью – седые волосы)

      2. объектные отношения

        • Т.п. совместности (кошка с котятами)

        • Т.п. распространяет отглагольное сущ-е (спор с соседом)
    Классификация по типу и способу синтаксич связи между компонентами:

    Связь:


    • Обязательная – отсутствие зависимого слова создает структурную и семантич неполноту

    • Факультативная – зависимый компонент необязателен

    1. Согласование – вид подчинит связи, которая выражается уподоблением формы зависимого слова форме стержневого слова в роде, числе и падеже.
    Зависимое слово может быть выражено прилагательным, причастием, местоим-прил, числительным. (ясное небо, первый номер, который день).

    Порядок слов – препозиция зависимого слова.

    Присубстантивная связь (стержневое слово – сущ\ субстантивированное слово (вкусное второе)

    Согласование:


    • Полное (в роде, числе и падеже) – красивые девочки

    • Неполное (не все грам формы уподоблены): врач наша\ приложение.

  • Управление – вид подчинит связи, которая выражается присоединением к главному слову сущ-го в косв падеже с предлогом или без него (строить дом, способный на подвиг, прогулка в лес, втихомолку от родителей)

    Различают управление:


    • Глагольное: варить варенье

    • Субстантивное: игра с огнем

    • Адъективное: видный с высоты

    • Местоименное: некто в белом, кто-либо из знакомых

    • Нумеративное: два дома, пятеро суток

    • Наречное: задолго до рассвета, вверх по тропинке

    • Безлично-предикативное: жаль друга

    • Компаративное: задолго до рассвета, выше головы

    Порядок слов – постпозиция зав слова

    Управление:


    • Сильное – необходимая связь между падежной формой имени и словарной или грам форомой глагола (съехать с горы, сердитый на всех, наедине с собой):

      • случаи с перех глаголами или прямым управлением (В.п. без предлога)

      • Р.п. части (выпить молока, чтение книги)

      • Р.п. отрицания (не любить друга)

      • предлог повторяет приставку глагола (дойти до леса, слезать с дерева)

      • нумеративное (три мальчика)

    • Слабое - связь не необходимая, при кот зав косв падеж не явл обязательным и не предсказывается лексич или грам св-ми управляющих слов (приехать за вещами, вред здоровью, приглашение к ужину)

    1. Примыкание – вид подчинит связи, при кот в качестве зависимых компонентов выступают неизменяемые слова и словоформы, напр.:

    • наречие: повернуть направо

    • инфинитив: попросить прийти

    • деепричастие: идти задыхаясь

    • компаратив: работать лучше

    • несклоняемое прил: юбка клёш
    средство связи не выражено, интонационно-смысловая связь.

    В составе примыкания различают словосоч-я:


    • приглагольное: крепко спать

    • субстантивное: шапка набекрень

    • приадъективное: дружески заботливый

    • принумеративоне: дважды два, третий слева

    • при безлично-предикативных словах: очень жаль, нужно позарез
    Порядок слов: кач прил и нар на –ое, - е – препозитивны, остальные – постпозитивны.

    Различают примыкание:


    • сильное : он весил много – обязательное распространение

    • слабое : он реагировал очень радостно – необязат распр-ние

    1. параллелизм (приложение) – аппозитивные сочетания, сост из двух сущ-х, имеющих одинаковую падежную форму. (волшебница-зима, старик охотник, гриб Сыроежка, женщина-космонавт, деревня Горки, бой-баба, горе-хотоник, девочка по имени Катя).
    ^ Структурные типы словосоч-й: выделяются на основе характеристики стержневого слова как части речи:

    1. именные:

      • субстантивные (теплый день, крыша дома, старик в очках, свидание наедине, желание нравиться)

      • адъективные (красный от смущения, очень любознательный, всем известный, белый вкрапинку)

      • с именем числительным в роли главного слова (два студента, двое друзей, первый по списку)

    2. с местоимением в роли главного слова (кто-то из студентов, кто-нибудь другой, любой из слушающих)

    3. глагольные (читать книгу, читать вслух, хотеть путешествовать, говорить улыбаясь)

    4. наречные (адвербиальные): очень весело, далеко от родных

    5. с скс в роли главного слова (больно руку, мне грустно)
    ^ Типы словосочетаний по структуре и по характеру главного (стержневого) слова

    Простое словосочетание включает в свой состав два компонента, между которыми один вид синтаксических отношений.

    ^ Сложное словосочетание состоит из трех и более компонентов, между которыми щдва и более видов синтаксических связей. свободные словосоч-я – каждый компонент сохраняет самостоятельность в силу достаточной информативности (каждый член функционирует самостоятельно): работать в саду, ожидать ответа.

    Несвободные – полнота лексич знач-я одного из компонентов ослаблена или он является информативно недостаточным (тесная спаянность компонентов и функционирование такого словосоч-я как одного члена предл-я): пять столов, считаются союзниками, начать строить, мастер говорить

    ^ Синтаксически неразложимые сочетания слов :

    1) количественно-именные сочетания: зав слово – Род.п., главн.слово – (И.п.,Р.п. с предлогом до, с, около, свыше\с нар в ср.степени более, менее):


    • Пять лет на солдатские плечи легли

    • Несколько недель бедствия проносятся мимо

    • Более половины людей закричало сразу

    • По сто деревьев на усадьбу растет
    2) сущ\местоим в И.п. +предлог+ сущ в Тв.п.

    • Мы с костей переглянулись
    3) каждый\ всякий\ любой\ один\ кто\ никто\ многие +из+ сущ\ субст.слово в Р.п.мн.ч.

    • Каждый из нас встанет на самом краю площадке

    1. местоим в И.п. + местоим\числ\ прил в И.п.

    • Всё это покажется вам шедевром природы.

    • В его движении было что-то лихорадочное .
    Фразелогически связанные словосочетания – построены на основе живых синтаксич связей, но по значению приближены к слову: иметь возможность – мочь, дать слово – обещать; белая ворона…

    3 Предложение.

    Предложение является основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении находят наиболее существенные функции языка: познавательная или экспрессивная (язык как орудие, инструмент мышления) и коммуникативная (язык как средство общения).

    Современное определение восходит к структурно-семантическому направлению, основоположник Виноградов.

    Предложение единица, которая обозначает определенную ситуацию.

    Предложение средство выражения тема-рематических отношений.

    Предложение одна из форм высказывания.

    Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения, сообщения мысли (Виноградов)

    По ряду признаков простое предложение противопоставляется единицами более низкого синтаксического уровня.

    Слово и предложение.

    В функциональном отношении предложение всегда больше слова в его синтаксической форме. Номинативное предложение ^ Ветер. в контексте стихотворения Тютчева (1) Ветер. Кругом все гудит и колышется, Листья кружатся у ног… выполняет иную функцию, чем слово ветер в его словарном значении (движение потока воздуха в горизонтальном направлении), реализующее номинативную функцию в словосочетаниях западный, порывистый, морской ветер. Форма им. падежа в предложении не только называет явление, но и сообщает о его наблюдаемости: выступает как независимая, неопределяемая. Ср. с предложением (2) Ветер спит, и все немеет. Только бы уснуть… , в котором состояние ветра охарактеризовано словом спит в настоящем времени. Вместе с интонацией законченного сообщения словоформа ветер в примере (1) передает бытийное значение, т.е. имеет модально-временное значение реальной отнесенности (наблюдаемость) к моменту речи, что превращает его в предложение, в единицу коммуникативную, как и в примере (2)

    Слово и словосочетание.

    Предложение отличается и от словосочетания. Сравним употребление словосочетания звездная ночь у Ф.Тютчева: (3) Тихая, звездная ночь, Трепетно светит луна, Сладки уста красоты В тихую, (4) звездную ночь.

    Пример (3) аналогичен однословному предложению ^ Ветер , т.к. обозначает определенную ситуацию, а в примере (4) словосочетание попадает в зависимую от сказуемого сладки позицию, оно в целом, как и слово, выполняет функцию номинации. В словосочетании реализуются атрибутивные отношения (какая ночь?), которые выражены связью полного согласования. Предложение Ночь звездная является сообщением о реальном факте в настоящем времени. Здесь реализуются иные, чем в словосочетании, отношения: наименование явления + его характеристика, т.е. сопряжение двух понятий между которыми устанавливаются отношения взаимной, предопределенной синтаксическими позициями зависимости (предикативные).

    Высказывание и предложение.
    Высказывание – любой линейный отрезок речи, выполняющий коммуникативную функцию (диалог из Пушкина «Евгений Онегин»).

    Оформленные как отдельные предложения междометные высказывания не членятся на члены предложения: Ужель? Разве?

    В современном рассмотрении предложения очень актуально соотношение предложение – высказывание . При этом стоит учитывать, что высказывание и предложение – явления однопорядковые, но не тождественные. М.М. Бахтин считал, что высказывание – это предложение, к кому-то обращенное, связанное с предшествующими и последующими текстами, определяющими замысел говорящего, обросшее внетекстовыми смыслами. Поэтому Звонят. – это и предложение, и высказывание, а предложение Мальчик читает книгу содержит два высказывания: мальчик читает, мальчик читает книгу.
    В отличие от предложения (как единицы языка и речи), высказывание целиком относится к сфере речи: оно принадлежит определённому отправителю, нацелено на определённого получателя, произведено в определённый момент времени, совершено с определённой целью, соотносится с определённым фрагментом действительности (ситуацией), выполняет определённую коммуникативную функцию и оказывается уместным (осмысленным) именно в данной речевой обстановке.

    Предложение, единица грамматики, обычно соответствующая законченному высказыванию и способная выступать в качестве отдельного сообщения (текста минимальной длины). Предложение состоит из слов, выступающих в морфологических формах и в линейном порядке, которые предусмотрены грамматикой языка.

    Аспекты логического, психологического, формально-грамматического определения предложения.


    1. Логическое (Буслаев): предложение – суждение, выраженное словами, может выражать вопрос, эмоцию. Разные по составу, структуре предложения могут выражать одни и те же суждения (Я веселюсь. Мне весело).

    2. Психологическое (Потебня, Овсянников-Куликовский): Предложение – это слово, или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем

    3. сказуемости. Главн.признак предложения – сказуемость (глагол в личной форме). Но! Сущ. – безличные и инфинитивные.

    4. Логико-психологическое направление (Шахматов): Предложение – сообщение, выражающееся сочетанием представлений – предикативная связь.

    5. ^ Формально-грамматическое направление (Фортунатов, Пешковский): Предложение – законченное словосочетание.

    Признаки предложения.

    Предложение – это такое высказывание, в основе которого лежит отвлеченный грамматический образец (определенная схема, модель). Этот грамматический образец и обладает типовым грамматическим значением. Этим значением обладают все предложения, построенные по данному образцу. Это значение получило название предикативность.

    Предикативность – отношение содержания предложения к реальной действительности, выраженные в формах времени, модальности и лица.

    Время

    Временная определенность: связано с глаголом в форме изъявительного наклонения, причастием в страдательной форме

    Временная неопределенность

    Косвенная форма выражения времени – инфинитив.
    К основному значению временной определенности и неопределенности к предложению добавляются различные временные оттенки или созначения (время от времени – фразеологизм, регулярная повторяемость).
    Предложение обладает интонационной оформленностью (законченности; интонация сообщения, вопроса, побуждения..) Поэтому интонация является одним из постоянных характерных признаков предложения.

    Является средством выделения смыслового центра.
    Предложение строится по отвлеченному образцу, схеме. ^ Структурные схемы лежат в основе разных предложений – выделяются главные члены предложений и на этом основании определяется структура предложения как двусоставного или односоставного, характеристика распространения главных членов второстепенными, выделение синтаксической полноты/ неполноты структуры, характеристика видов осложнения.

    4. МОДАЛЬНОСТЬ.

    составляющая часть предикативности. Модальность выражает отношение говорящего к тому, о чем сообщается в предложении.

    Определение содержания категории модальности:

    Широкая точка зрения:


    1. противопоставление высказываний по коммуникативной цели

    2. противопост-е выск-й по признаку утверждение/ отрицание

    3. градация модальных значений в диапазоне «реальное-ирреальное»

    4. субъективно-модальное значение
    с узкой т.з.: Выражает отношение сообщаемого к действительности в плане осуществимости (реальности), неосуществимости (нереальности) с т.з. говорящего. – объективная модальность. (внутрисинтаксическая) – внутри предложения, между объектом и субъектом.

    ^ Объективная модальность - обязательный признак любого высказывания.

    - реальная (изъявительное наклонение)

    - ирреальная (сослаг.накл., модальн.глаг., кратк.прил. с модальным значением: «надо начинать», «нужн6о начинать»).

    Значение реальной модальности характеризуется временной определенностью. Значение ирреальной модальности – неопределенностью.
    В предложении лексико-грамматические формы выражения предиката могут употребляться в переносном значении – транспозиция (перенос значения грамматической формы).


    • Всем опустить воротники (инф в знач-и повелит накл)
    Противопоставленность форм предиката по модально-временному значению образует грамматическую парадигму предложения – система модально-временных форм изменения в предложении:

    а) реальная модальность – формы изъявит накл-я:


    1. Наст.время (он работает)

    2. Прош.время (он работал)

    3. Буд.время (он будет работать)
    Б) ирреальн. Модальность:

    1. Сослагат.наклонение (условное) – бы (он работал бы)

    2. Желательное наклонение – работал бы он

    3. Значение побудительности (повелит накл) – пусть он работает!

    4. Долженствование – он должен\обязан работать

    Полная парадигма – семичленна. Состоит из форм изменения предиката с точки зрения изменения форм временного значения.

    В этой системе формоизменений сохраняется общность в диктуме (пропозиция, инвариант). Противопоставленность/различие между ними образует модус .
    Значение объективной модальности – обязательный признак высказывания. Это значение факультативно, м.б. заключено в «модальную оболочку» - субъективная модельность.
    ^ Семантический объем субъективной модальности:

    1) значение оценки

    А) интеллектуальная (рациональная, логическая)

    Б) эмоциональная (иррациональная)

    В) эстетическая (красиво – некрасиво)

    Г) этическая (правда – неправда)

    2) экспрессия (выразительности) – экспрессивно-выразительные компоненты («Зыбкого сердца весы»)
    ^ Средства выражения субъективной модальности

    1) вводные слова и компоненты

    2) модальные частицы: Ну и событие! –удивление, Разве что пойти гулять - предположение

    3) междометия (ах, ох,увы)

    4) порядок слов (станет он тебя слушать)

    5) специальные синтаксические конструкции (она возьми да и скажи, нет чтобы подождать)
    ^ Модальность утверждения/отрицания

    По признаку утверждения, отрицания предложения противопоставляются на основании утверждается или отрицается связь между предметом речи и его предикативным признаком:

    День был прохладным – утвердит предл-е

    Это был не он - отрицат

    Отрицательные предложения:


    1. общеотрицательные (отрицание относится к предикату): «Отец не приехал»

    2. частноотрицательные (отрицание относится к какому-либо другому компоненту предложения) : «Он передал мне не письмо, а маленькую заметку» (отрицается объект)

    Средства выражения отрицательной модальности:


    1. отриц.слово НЕТ

    2. отриц.частицы НЕ, НИ

    3. отриц.местоимения НИКТО, НИЧТО

    4. модально-предикативные слова с отрицательным значением (нельзя, невозможно)

    Некоторые предложения с отриц.частицей НЕ приобретают утвердительный смысл. Это происходит, когда:


    1. двойное отрицание дает утверждение в составе составного глагольного сказ: «Широта ее интересов не могла не изумляь меня»

    2. Нельзя + не – двойное отрицание: «нельзя не заметить что…»

    3. Кто/что/как + не в восклицательных предложениях: «Кто в прежней Тане, бедной Тане теперь княжны бы не узнал» (любой узнал бы)

    4. Предложения с сочетаниями кто ни, куда ни, что ни – усилительная, а не отрицательная ф-я: «Кто б ни был ты печальный мой сосед, люблю тебя как друга юных лет» (=любой, всякий)

    5. В придаточной части СПП: «куда не обернись, везде дети»

    Предложения по форме утвердительные могут содержать экспрессивное отрицание (Стану я пса кормить!) несоответствие плана выражения и плана содержания.

    Предикативность – специфическое отношение между предметом речи/субъектом и его модально временным признаком. В таком понимании предикативности модальность является ее частью.
    По коммуникативной направленности высказывания выделяются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

    По наличию или отсутствию эмоц окраски – восклицательные и невосклицательные. Воскл предл-ия характериз-ся восклиц интонацией, наличием в их составе междометий, местоимений и наречий (какой, такой, как, так, что за), приобретающих свойства эмоционально-усилительных частиц.
    По хар-ру коммкникативной направленности вопросит предл-я можно разделить на:


    1. собственно-вопросительные – говорящий ставит целью получить от собеседника какие-либо сведения.

    2. Несобственно-вопросительные не направлены на получение информации:

      • Вопросительно-побудительные – содержат пожелание, просьбу, совет и т.д. (Может, в шалаш тебе уйти, Савелий? Вы прочтете нам что-нибудь, не правда ли?)

      • Вопросительно-риторические – предложения, содержащие утверждение или отрицание (Ну кто из нас весне не рад?)
    ^ Средства выражения : вопросит частицы (разве, неужели), грамматикализирующие сочетания (не правда ли, не так ли), вопросит мест-ия и наречия, вопросит интонация (повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса), вопросит порядок слов (начало/конец- слово с которым связан вопрос).
    ^ Побудительные предолжения – говорящий высказывает просьбу, совет, приказ, предостережение, пожелание и т.д., т.е. побуждает собеседника к какому-либо действию.

    Побудительные предложения всегда имеют значение ирреальной модальности. Простые вопросительные и повествовательные предложения противопоставлены побудительным как предложения, которые имеют значение как реальной модальности (чаще), так и ирреальной (реже).

    Средства выражения: формы повелит накл-ия гл-ла, побудит частицы (пусть, да, давай…)

    5. Порядок слов и актуальное членение предложения.
    В зависимости от коммуникативной цели, которую преследует говорящий, один и тот же лексический состав предложения может приобретать разные значения:

    1) за счет порядка слов

    2) за счет актуального членения
    ^ Коммуникативное/актуальное членение – членение на данное (исходное) тему и на новое (известное) рему.