Дислексия тест онлайн. Как определить, есть ли у вашего ребенка дислексия

Дислексия - это нарушение развития, проявляющееся в виде неспособности ребенка к обучению чтению и письму. Раннее выявление этого расстройства может помочь детям полностью раскрыть их потенциал. Дислексия - это хроническое неврологическое расстройство, характеризующееся неспособностью ребенка к обучению. Дети, страдающие дислексией, испытывают большие трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальный или даже высокий уровень интеллекта.

2 97426

Фотогалерея: Методика раннего выявления дислексии

При дислексии нарушается способность индивида распознавать слова (и иногда числа) в письменном виде. Страдающие этим заболеванием испытывают трудности в определении звуков речи (фонем) и расположении их, а также целых слов в правильном порядке при чтении или письме. Какое лечение предпочесть при этом заболевании, вы узнаете в статье на тему «Методика раннего выявления дислексии».

Возможные причины

Единого мнения относительно природы дислексии не существует. Большинство специалистов считает, что состояние развивается вследствие специфических аномалий мозга, причины которых неизвестны. Предполагается нарушение взаимодействия между правым и левым полушариями мозга, а также считается, что дислексия - это проблема левого полушария. Следствием является дисфункция областей мозга, связанных с пониманием речи (зона Вернике) и речеобразованием (зона Брока). Отмечена тенденция к наследственной передаче заболевания и четкая генетическая связь - дислексия часто наблюдается у членов одной семьи. Дислексия - многоплановая проблема. Хотя у всех дислектиков наблюдаются проблемы в получении навыков чтения и письма (что обычно не связано с их общим интеллектуальным уровнем), у многих могут иметь место и другие нарушения. Характерными признаками являются:

  • трудности с расположением звуков в слове;
  • неспособность запомнить названия букв, чисел и цветов;
  • неумение различать звуки или рифмующиеся слова;
  • путание букв и слов с похожей структурой: так, «и» путают с «н», «с» становится «о», а «ш» - «щ».
  • неуклюжесть и нарушение координации;
  • неспособность различать «лево» и «право»;
  • снижение внимания и концентрации;
  • эмоциональная лабильность;
  • неорганизованность;
  • неспособность к планированию, непонимание понятий «завтра», «сегодня» и «вчера»;
  • проблемы в усвоении базовых математических знаний.

Хотя с дислексией рождаются, трудности возникают с началом обучения, когда больные дети впервые сталкиваются с письменной речью - именно в это время выявляется проблема. Однако расстройство можно заподозрить и раньше - в дошкольном возрасте, при задержке речевого развития, особенно в семьях, где имелись случаи этого заболевания.

Неспособность к обучению

Начало школьного обучения детей с дислексией приносит с собой неимоверные трудности; они могут очень стараться и проводить больше времени за уроками, чем их сверстники, но тщетно. Не получающие лечения дислектики лишены необходимых навыков; даже понимая, что выполняют задание неверно, они не в состоянии исправить ошибки. Дети расстраиваются, им скучно и трудно сосредоточиться. Они могут избегать выполнения домашнего задания, потому что уверены, что не смогут его сделать правильно. Неудачи в школе часто подрывают уверенность в себе, что может вести к еще большей изоляции таких детей. Озлобленный, расстроенный и непонятый, ребенок начинает плохо вести себя как в школе, так и дома. Если дислексия не распознана на ранних сроках, состояние может оказать разрушительное воздействие не только на школьную успеваемость, но и на остальные сферы жизни. Родители, учителя и другие окружающие ребенка люди часто не могут выявить проблему и попадают в ловушку «мифов о дислексии». Существует несколько распространенных мифов, или ошибочных понятий, о дислексии:

  • дислектики «глупы» - заболеванием могут страдать дети с любым уровнем интеллекта;
  • дислектики «ленивы», они делают «глупые ошибки», они «небрежны» или «недостаточно стараются» - обработка информации для дислектиков чрезвычайно трудна;
  • дислектики обделены талантами;
  • дислектики равнодушны;
  • дислектики обречены на бесперспективную работу - если проблема выявлена и проводится эффективное лечение, не существует препятствий для выбора любой профессии из широкого спектра вариантов.

Культивирование таких мифов только откладывает раннюю диагностику заболевания, что только усугубляет ситуацию. Поскольку природа дислексии очень разнообразна, частота встречаемости этого заболевания достоверно неизвестна. Считается, что в европейских странах распространенность дислексии составляет около 5%. Мальчики страдают дислексией чаще, чем девочки, в соотношении три к одному. Диагноз дислексии можно поставить после проведения ряда тестов. Раннее выявление состояния, а также внедрение специальных обучающих программ может помочь общему развитию больных детей. Замедленное развитие ребенка даже в случае целенаправленных усилий на ликвидацию отставания в какой-либо области требует проведения обследования на предмет дислексии (или другого варианта затруднений в обучении). Это обследование особенно важно, если смышленый ребенок успешно прогрессирует в разговорной речи.

Обследование

Любой старательный ребенок, испытывающий затруднения при чтении, письме или занятиях арифметикой, а также неспособный следовать инструкциям и запоминать сказанное, подлежит обследованию. Дислексия связана не только с проблемами в «пении, поэтому ребенок должен быть обследован не только с этих позиций, но также с точки зрения его речевых навыков, уровня интеллекта и физического развития (слуха, зрения и психомоторики).

Тесты для выявления дислексии

Физикальные тесты редко применяются для диагностики дислексии, но они могут исключить другие вероятные причины проблем ребенка, например недиагностированную эпилепсию. Социально-эмоциональные или поведенческие тесты часто используются для планирования и оценки эффективности лечения. Оценка навыков чтения призвана выявить закономерности в ошибках ребенка. Тест включает распознавание слов и их анализ; беглость, точность и уровень распознавания слов в предлагаемом фрагменте текста; тесты на понимание письменного текста и аудирование. Понимание ребенком значения слов и осмысление процесса чтения; в диагностику дислексии также должна быть включена оценка способности к размышлению и умозаключениям.

Навыки распознавания анализируют путем проверки способности ребенка называть звуки, делить слова на слоги и соединять звуки в осмысленные слова. Языковые навыки характеризуют умение ребенка понимать и использовать язык. Оценка «интеллекта», (тесты на когнитивные способности - память, внимание и составление умозаключений) необходима для постановки точного диагноза. В комплекс обследования входит и консультация психолога, поскольку поведенческие проблемы могут осложнять течение дислексии. Хотя дислексия по своей природе - заболевание, ее выявление и лечение - скорее, проблема образовательная. Родители могут иметь собственные подозрения, но выявить детей с трудностями в обучении легче учителям. Любой ребенок, не успевающий в школе, должен быть обследован для определения его образовательных нужд. Учреждения образования должны руководствоваться четким, законодательно установленным сводом рекомендаций в отношении детей с трудностями в обучении. Это позволит школам взять на себя ответственность за специальное образование детей с проблемами в обучении. Одной из главных задач представляется раннее выявление и обследование таких детей, что должно способствовать раскрытию их потенциала.

Специальные обучающие программы

Родители, воспитатели, учителя и организаторы здравоохранения принимают участие в выявлении любого диагностического признака, который потребует обследования ребенка. В каждой школе должен быть координатор по специальным образовательным нуждам, который проводит обследование детей с трудностями в обучении на базе школы. Он также может учитывать информацию, полученную от других специалистов, в том числе школьного психолога и участкового педиатра или патронажного работника. Результатом обследования является характеристика сильных и слабых сторон развития ребенка, что позволит составить план индивидуального обучения. Для большинства детей и обследование, и составление индивидуального плана могут быть осуществлены на базе школы, без необходимости выведения ребенка из основного класса. Лишь немногие дети имеют особые потребности, которые не могут быть удовлетворены посредством школьных ресурсов. В таких случаях обучение ребенка переносится в специализированное учреждение.

Целью диагностики является не лечение как таковое, а составление специализированной обучающей программы. Причина заболевания в большинстве случаев неизвестна, поэтому методов лекарственной терапии не существует. Дети с дислексией требуют гибкого подхода к обучению и реализации таких методов, как:

  • непосредственное обучение звуковым навыкам (распознаванию звуков и определению их порядка внутри слов), а также расшифровке слов и их анализу;
  • помощь в приобретении языковых навыков и навыков грамотности;
  • помощь в организации и координации письменного языка;
  • помощь в использовании разных видов общения.

Люди с дислексией учатся приспосабливаться к своему состоянию в большей или меньшей степени в зависимости от особенностей личности и поддержки, которую они получают дома и в школе. Несмотря на то, что дислексия - пожизненная проблема, многие дислектики овладевают функциональными навыками чтения, а иногда добиваются полной грамотности. При раннем распознавании заболевания и обеспечении необходимого дополнительного обучения дислектики могут научиться читать и писать на том же уровне, что и их сверстники, но эти навыки все равно будут даваться им с трудом. Любая задержка в постановке диагноза затрудняет адекватное развитие ребенка и снижает вероятность его становления полноценным членом общества в отдаленной перспективе. Теперь вы знаете, какой может быть методика раннего выявления дислексии.

Здравствуйте, я работаю логопедом уже 10 лет. И всех детей, которые выпускаются из группы НПОЗ, я профилактически проверяю на предрасположенность к дислексии с помощью «методики раннего выявления дислексии (МРВД)», разработанной А.Н. Корневым (см. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Спб.,1997)

Предлагаю всем методику и правила оценки выполнения заданий

«Рядоговорение" Инструкция: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели». Допускается помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления.

Оценки: правильно ответил на оба вопроса- 0 баллов, правильно ответил на один вопрос- 2 балла, не ответил ни на один вопрос- 3 балла.

Примечание: Важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространственной и временной последовательности.

«Ритмы» Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно производится серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

  1. Простые ритмы - !! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!, если задание выполнено верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
  2. Сложные ритмы - !!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !. Критерии выполнения те же, что и в простых ритмах.

Оценки: выполнены оба задания – 0 баллов, выполнены только простые ритмы – 2 балла, не выполнено ни одного задания – 3 балла.

Примечание. Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. У взрослых данный тест диагностирует поражение премоторных и височных структур правого полушария.

Тест «Кулак – ребро – ладонь» Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».Экспериментатор демонстрирует ребёнку трижды подряд последовательность из трёх движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребёнок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребёнок нарушил последовательность движений более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, предоставить ему ещё одну попытку (если ребёнок воспроизвёл последовательность из трёх движений только один раз и после стимуляции продолжил её верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.

Оценки: правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов; правильное воспроизведение после 2-й демонстрации или после трёх демонстраций с 1-й попытки – 2 балла; правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстраций или после трёх демонстраций со 2-й и более попыток – 3 балла.

Примечание. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (преимущественно премоторных их отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций. В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на другое в автоматизированном режиме: ребёнок делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

Субтест «Повторение цифр». Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только ч закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!» После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчёта стартового времени называет ряд из трёх цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд трёх цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведённом ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого даётся новая инструкция: «Сейчас я назову тебе ещё несколько цифр, и ты их будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1» При этом для наглядности нужно поочерёдно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагаем ряд из двух цифр, затем из трёх и т.д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания

Цифровые ряды

Прямой счёт

№3 3-8-6 6-1-2

№4 3-4-1-7 6-1-5-8

№5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6

Обратный счёт

№2 2-5 6-3

№3 5-7-4 2-5-9

№4 7-2-9-6 8-4-9-3

Оценки: итоговый результат больше 6 - 0 баллов; итоговый результат равен 6 - 2 балла; итоговый результат меньше 6 - 3 балла.

При обследовании детей 6.5 – 7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие три оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест «Кулак – ребро – ладонь» или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.


Пожалуйста, подтвердите, что тренировки и/или тесты предназначены для вас.Вы создадите персональную учётную запись. Этот вид учётной записи разработан специально для того, чтобы помочь вам оценить и тренировать ваши когнитивные способности.

Подтвердите, что вы хотите предложить когнитивные тренировки и/или тесты вашим родным или друзьям. Вы создадите семейную учётную запись. Эта учётная запись создана для того, чтобы члены вашей семьи получили доступ к тестам и тренировкам CogniFit.

Компьютеризированная батарея тестов для выявления и оценки дислексии

  • Оцените индекс риска наличия дислексии
  • Для детей старше 7 лет, молодёжи и взрослых
  • Продолжительность теста составляет примерно 30-40 минут
  • Анализ надёжности теста - только на английском языке

Компьютеризированная Батарея для Когнитивного Тестирования на Дислексию или Cognitive Assessment Battery for Dyslexia (CAB-DX) от CogniFit ("КогниФит") является профессиональным инструментом-лидером на рынке и состоит из серии валидированных клинических тестов и заданий, помогающих быстро и точно определить наличие симптомов, признаков и нарушений когнитивных процессов, характерных для дислексии.

Этот инновационный онлайн тест на дислексию является научным ресурсом, позволяющим провести комплексный когнитивный скрининг, узнать слабые и сильные когнитивные навыки и оценить риск присутствия дислексии. Тест предназначен для детей старше 7 лет, молодёжи и взрослых . Любой пользователь, как частный, так и профессиональный, без труда может пользоваться данной батареей нейропсихологического тестирования.

Отчёт о результатах становится автоматически доступен после прохождения теста, что составляет примерно 30-40 минут.

В настоящее время дислексия недооценена. Однако это расстройство обучаемости связано с постоянными значительными трудностями, затрагивающими лингвистические навыки чтения и письма. Изучение клинической истории болезни и различные тестирования, особенно нейропсихологические, остаются наиболее эффективными инструментами для диагностики дислексии. Следует иметь ввиду, что CogniFit не предлагает медицинскую диагностику дислексии. Рекомендуется использовать данный комплексный тест на дислексию в качестве дополнения к профессиональной диагностике. Тест не может заменить клиническое интервью.

Цифровой протокол для теста на дислексию (CAB-DX)

Эта полная когнитивная оценка для обнаружения дислексии состоит из опросника и комплексной батареи нейропсихологических тестов. Её продолжительность составляет порядка 30-40 минут .

При подозрении на дислексию пользователю необходимо ответить на вопросы опросника, который оценивает клинические симптомы и признаки, характерные для данного возраста, а затем выполнить серию валидированных упражнений и заданий, представленных в форме простых компьютерных игр.

Опросник, разработанный на основе диагностических критериев

Опросник представляет собой серию скрининговых вопросов с простыми ответами, предназначенную для выявления основных диагностических критериев, признаков и симптомов, адаптированных для возраста человека с подозрением на дислексию.

Нейропсихологические факторы и когнитивный профиль

Тест продолжает батарея заданий, предназначенная для оценки основных нейропсихологических факторов, определяемых в научной литературе в качестве критериев для этого расстройства.Особая роль уделяется показателям исполнительных функций. Используются клинические шкалы и тесты, валидированные для возраста пользователя.

Полный отчёт о результатах

По окончании теста на дислексию вы получите детальный отчёт о результатах, в котором будет отражён индекс риска наличия дислексии (низкий-средний-высокий), тревожные признаки и симптомы, когнитивный профиль, анализ результатов, советы и рекомендации. Результаты тестирования представляют собой ценную информацию, которая может помочь разработать методы коррекции, а также будет полезна квалифицированному специалисту для проведения дальнейших тестов и более детального изучения случая.

Психометрические результаты

Психометрические результаты

Тест на Дислексию от CogniFit (CAB-DX) использует запатентованные алгоритмы и технологию искусственного интеллекта (ИИ), позволяющие проанализировать более тысячи переменных и сообщить с помощью точных психометрических результатов существует ли риск присутствия дислексии.

Представленный в нейропсихологическом отчёте когнитивный профиль является высоконадёжным, стабильным и постоянным. Результаты теста подтверждены с помощью неоднократных испытаний и измерений. Для подтверждения надёжности были использованы различные методики, в том числе коэффициент Альфа Кронбаха, значение которого составляет около 9. Ретестовая надёжность теста (Тест-Ретест) составляет порядка 1, что говорит о высокой точности и надёжности.

Для кого предназначена программа?

Тест (CAB-DX) предназначен для детей старше 7 лет и взрослых с подозрением на дислексию.

Любой пользователь, как частный, так и профессиональный, без труда может пользоваться данной батареей нейропсихологического тестирования. Для использования этой клинической программы не нужно обладать специальными знаниями в области нейронауки или информатики. Тестирование предназначено главным образом для:

Специалистов в области здравоохранения

Провести точное тестирование моих пациентов и предоставить полный отчёт о результатах

Батарея нейропсихологического тестирования на дислексию от CogniFit ("КогниФит") помогает специалистам в области здравоохранения при обнаружении, диагностике и вмешательстве. Выявление симптомов и когнитивных дисфункций - это первый шаг для выявления дислексии и выбора подходящих методов коррекции. С помощью этого мощного программного обеспечения для управления пациентами можно изучить многочисленные показатели и предоставить полные и персонализированные отчёты.

Школ и преподавателей

Выявить учеников, у которых присутствует риск развития дислексии. Помочь предотвратить школьную неуспеваемость

Эта батарея нейропсихологических оценок, представленная в форме простых тестов, позволяет учителям и воспитателям, не специализирующимся в области дислексии, объективно оценить учащихся и создать полные персонализированные отчёты, позволяющие оценить их слабые и сильные стороны, а также быстро обнаружить учеников с риском присутствия дислексии, нуждающихся в индивидуальной диагностике и обучении на компенсационной основе.

Родителей, опекунов и частных лиц

Обнаружить, существует ли риск развития дислексии у близких мне людей

Тест на дислексию от CogniFit ("КогниФит") является научно разработанным ресурсом, состоящим из простых и увлекательных тестов и заданий, которые можно выполнять онлайн. Позволяет любому пользователю без специальных знаний оценить различные нейропсихологические факторы, связанные с дислексией. Комплексная система результатов даёт возможность выявить, существует ли риск дислексии и предоставляет рекомендации в каждом конкретном случае.

Преимущества

Преимущества

Использование данного научно разработанного программного обеспечения для быстрой и точной оценки признаков, симптомов, слабых и сильных сторон и дисфункций когнитивных процессов, нарушенных из-за дислексии, имеет множество преимуществ:

ИНСТРУМЕНТ-ЛИДЕР

Батарея тестов на дислексию (CAB-DX) - это профессиональный ресурс, созданный специалистами по трудностям при обучении (DEA) и нейропсихологами. Когнитивные тесты запатентованы и клинически валидированы. Этот инструмент-лидер в своей области широко используется научным сообществом, школами, университетами, семьями, фондами и медицинскими центрами во всём мире.

ПРОСТОТА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ

Любой частный или профессиональный пользователь (специалист в области здоровья, преподаватель и т.д.) может самостоятельно управлять батареей нейропсихологического тестирования, не обладая специальными знаниями в области нейронауки или информатики. Интерактивный формат позволяет легко и эффективно управлять программой.

ВЫСОКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Все клинические упражнения автоматически представлены в форме увлекательных интерактивных игр, что повышает мотивацию и упрощает понимание при их выполнении, особенно у детей.

ПОДРОБНЫЙ ОТЧЁТ О РЕЗУЛЬТАТАХ

Батарея когнитивного тестирования на дислексию (CAB-DX) предоставляет быструю и точную обратную связь с помощью комплексной системы анализа результатов, что позволяет выявить и понять клинические симптомы, сильные и слабые стороны, а также индекс риска.

Эта мощная программа анализирует более тысячи переменных и предлагает специфические и персонализированные рекомендации для каждого пользователя.

С помощью данной батареи тестов можно с высокой надёжностью обнаружить риски, связанные с трудностями при обучении, прежде всего, чтению, у детей от 7 лет и взрослых .

Если вы подозреваете у кого-либо риск наличия дислексии, рекомендуется как можно раньше провести это тестирование. Раннее обнаружение позволяет минимизировать трудности развития и применить подходящую программу вмешательства в каждом случае.

Данная батарея тестов также позволяет выявить индекс риска у взрослых людей. В настоящее время у множества взрослых людей присутствуют проблемы с чтением и письмом на протяжении всей их жизни, однако они даже не подозревают о наличии дисфункции. Поэтому несмотря на нормальные или высокие интеллектуальные способности они могли считаться ленивыми или отстающими учениками. Если проблема не была вовремя обнаружена и не были приняты необходимые меры, это может привести к трудностям в социальной, трудовой и даже эмоциональной сфере.

Наиболее важными симптомами дислексии являются следующие :

Подвиды дислексии

Наиболее важные симптомы

Описание

Доминирующий гиперактивно-импульсивный

Трудности с письмом

Трудности с чтением

Трудности при планировании

Трудности с письмом

Дислексики испытывают трудности с корректной обработкой письменных символов. Им очень сложно писать слова и письменно выражать свои мысли. Например, они могут прекрасно понимать, когда им что-то рассказывают, но им крайне трудно делать заметки или записи. Взрослые и дети, страдающие дислексией, могут писать непонятно, плохо прописывать буквы, путать их в похожих словах. Например, они могут перепутать "дома" и "мода".

Трудности с чтением

Дислексикам тяжело расшифровывать информацию, поэтому чтение вызывает такие сложности. Они читают медленно, им сложно понять сообщение и могут возникнуть проблемы с запоминанием и хранением прочитанной информации. Как правило, они не интересуются чтением.

Трудности при планировании

Для дислексии характерны проблемы с развитием исполнительных функций. Это означает, что любое задание, подразумевающее даже минимальное планирование, может стать настоящим вызовом. Исполнительные функции - это совокупность сложных когнитивных способностей, позволяющих нам планировать любую задачу и подразделять её на шаги (анализировать задачу, понять, что необходимо для её решения, организовать её выполнение и определить необходимое для этого время, структурировать работу, определить цели, оценить эффективность выполняемых действий, корректировать их в зависимости от результатов и т.п.)

Проблемы с координацией движений и пространственной ориентацией

Некоторые люди, страдающие дислексией, испытывают трудности с координацией движений и им сложно различать понятия слева-справа, вверх-вниз, вперёд-назад, внутри-снаружи и т.п. Они могут казаться очень неуклюжими и часто теряются. Многим дислексикам сложно заниматься видами спорта, требующими хорошей координации движений, например, езда на велосипеде или командные игры, такие, как футбол.

Трудности в социально-трудовой сфере

Проблемы с чтением и письмом начинаются в детстве и становятся всё более заметными по мере увеличения учебной нагрузки и требований. Существует огромная взаимосвязь между дислексией и школьной неуспеваемостью. Очень часто симптомы дислексии путают с ленью, ошибочно считая ученика ленивым и/или неуспевающим. Такая же проблема может быть и у взрослых дислексиков, уже на работе.

Описание основанного на диагностических критериях опросника

Дислексия характеризуется серией клинических симптомов и признаков, которые могут указывать на присутствие этого расстройства. Поэтому батарея тестов на дислексию от CogniFit (CAB-DX) начинается со скринингового опросника, разработанного на базе основных диагностических критериев для каждой возрастной группы с учётом признаков и симптомов дислексии.

Представленные здесь вопросы аналогичны тем, что можно найти в диагностическом руководстве, клиническом опроснике или шкалах тестирования, однако они были упрощены, чтобы на них мог ответить любой пользователь.

Диагностические критерии для детей от 7 до 12 лет

Тестирование состоит из серии простых вопросов, ответы на которые должны быть заполнены отвечающим за тестирование или специалистом. Опросник включает в себя вопросы о: проблемах с чтением и письмом (трудно ли читать или писать), проблемах с учёбой и развитием (низкая школьная успеваемость), проблемах с психомоторикой и пространственными навыками.

Диагностические критерии для подростков от 13 до 17 лет

Тестирование состоит из серии простых вопросов, ответы на которые могут быть заполнены родственником или человеком, отвечающим за тестирование. Опросник включает в себя вопросы о: проблемах с чтением и письмом (трудно ли писать и понимать прочитанное), проблемах с учёбой и развитием (низкая школьная успеваемость), проблемах с психомоторикой и пространственными навыками (плохо ориентируется в пространстве) или проблемах в социальных отношениях (фрустрация, низкая самооценка).

Диагностические критерии для взрослых

Тестирование состоит из серии простых вопросов, ответы на которые могут быть заполнены самим тестируемым или отвечающим за тестирование специалистом. Опросник включает в себя вопросы о: проблемах с чтением и письмом (трудно ли понимать или запоминать прочитанное, есть ли сложности с письмом), о трудностях в социально-трудовой сфере (трудности с письмом на публике или представлением письменных работ), истории оценок (трудности с обучением в детстве), временно-пространственной организации (латерализация, проблемы с ориентацией в пространстве).

Описание батареи тестов для оценки нейропсихологических факторов, связанных с дислексией

Присутствие нарушений каких-либо когнитивных способностей может указывать на дислексию. Общий профиль когнитивных способностей может дать представление о степени интенсивности вызванных дислексией нарушений.

Проблемы с письмом и чтением, моторными и пространственными навыками, а также с социализацией и отношениями вызваны дефицитом различных когнитивных способностей. Рассмотрим когнитивные навыки и области, тестируемые с помощью Теста на дислексию (CAB-DX).

Протестированные когнитивные области

Когнитивные способности

Внимание

Способность не отвлекаться и концентрироваться на важной информации.

7.5% выше среднего результата

Распределённое внимание

Распределённое внимание и дислексия. Распределённое внимание - это способность обращать внимание одновременно более чем на один стимул, например, слушать преподавателя и и в то же время записывать. Люди с нарушенным распределённым вниманием потребляют больше когнитивных ресурсов при выполнении одновременных задач, что затрудняет, например, понимание того, что говорит учитель, если они записывают за ним.

465 Ваши баллы

400

Фокусированное внимание

Фокусированное внимание и дислексия. Фокусированное внимание - это способность удерживать фокус внимания на целевом стимуле вне зависимости от продолжительности данной фиксации, например, внимательно слушать на уроке или обращать внимание на присутствие той или иной буквы в слове. Когда мы отвлекаемся, мы можем потерять важную информацию, нам становится сложнее понимать то, что мы делаем. Детям и взрослым с дислексией может быть сложнее воспринимать стимулы.

480 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Способность удерживать новую информацию и управлять ею, а также восстанавливать воспоминания.

8.3% выше среднего результата

Кратковременная память

Кратковременная память и дислексия. Кратковременная память - это способность удерживать небольшой объем информации в течение короткого периода времени, например, когда мы запоминаем начало предложения, чтобы понять его полностью. Проблемы с кратковременной памятью могут помешать нам понять то, что мы слышим, из-за того, что полученная с помощью слуха информация не удерживается корректно.

502 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Кратковременная зрительная память

Кратковременная зрительная память и дислексия. Кратковременная зрительная память - это способность в течение короткого промежутка времени удерживать небольшой объем визуальной информации, например, буквы, слова и т.д. Проблемы с кратковременной зрительной памятью могут вызвать затруднения с пониманием того, что мы читаем, поскольку мы не сможем запомнить начало предложений.

494 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Рабочая память

Рабочая память и дислексия. Важно иметь ввиду, что нарушение рабочей памяти может быть важным признаком дислексии. Рабочая память - это способность удерживать и управлять информацией, необходимой для выполнения сложных когнитивных задач, таких, как понимание речи, обучение и рассуждение. Дефицит рабочей памяти может вызвать трудности с пониманием как письменной, так и разговорной речи.

497 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Координация

Способность эффективно выполнять точные и упорядоченные движения.

8.0% выше среднего результата

Время реакции

Время отклика и дислексия. Время реакции или отклика - это способность воспринимать и обрабатывать простой стимул и отвечать на него, например, быстро и эффективно отвечать на конкретный вопрос. Людям, у которых время отклика увеличено, сложнее быстро и легко вести записи.

456 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Восприятие

Способность интерпретировать окружающие нас стимулы.

7.8% выше среднего результата

Визуальное сканирование

Визуальное сканирование и дислексия. Визуальное сканирование - это способность активного и эффективного поиска значимых окружающих символов с помощью зрения, например, когда при чтении мы замечаем буквы и знаки. Плохое визуальное сканирование может помешать различению схожих букв (например, р-ь), затрудняя их понимание.

500 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Рассуждение

Способность эффективно перерабатывать (упорядочивать, соотносить и т.д.) полученную информацию.

7.9% выше среднего результата

Планирование

Способность к планированию и дислексия. Планирование - это способность мысленно и наилучшим образом организовать работу по достижению необходимой цели, например, когда мы мысленно выстраиваем в голове историю, которую затем хотим рассказать. Люди, у которых нарушена способность к планированию, испытывают трудности со структурированием своих докладов и выступлений, как написанных ими самими, так и изложением прочитанных идей.

Начальные классы – очередной ответственный этап жизни маленького человечка. Первая линейка и цветы для учительницы, новые соседи по парте и, конечно, учебные дисциплины. Увы, вести от педагогов не всегда бывают радостными. Не надо моментально хвататься за ремень и обвинять вчерашнего детсадовца во всех смертных грехах. Возможно, неутешительные результаты – свидетельство дислексии. Давайте разберемся, что это такое.

Что такое

Под дислексией подразумевают нарушение головного мозга, мешающее освоить чтение .

Зарубежные специалисты полагают, что классификация дислексии включает в себя:

  • – затрудненное обучение письму
  • Дискалькулию – необучаемость счету
  • Дизорфографию – безграмотность
  • Диспраксию, или низкую координацию движений.

Российские доктора разграничивают данный перечень заболеваний, рассматривая каждое обособленно.

Виды

Разнообразная симптоматика дислексии позволяет выделить следующие виды дислексии:

  • Аграмматическая дислексия – путаница в родах, падежах и числах («вкусный конфета»).
  • Фонематическая – меняются местами слоги и парные согласные (в-ф, б-п).
  • Семантическая дислексия – непонимание прочитанного. Простая аналогия – текст, проговариваемый компьютерной программой, неспособной уловить смысловую нагрузку.
  • Оптическая дислексия – путаются буквы с похожим написанием (р – ь, ш-щ).
    Мнестическая дислексия – в голове не укладывается взаимосвязь между буковкой и соответствующим звуком.
  • Подобные формы дислексии встречаются куда чаще, чем тактильная дислексия – непонимание незрячими детишками букв-точек шрифта Брайля.

Причины

Предпосылки появления заболевания всегда связаны с нейробиологическими факторами – неверной работой нейронов между мозговыми полушариями. Возможна различная этиология дислексии.

До зачатия:

  • Мутация
  • Генетическая предрасположенность – наличие аналогичных затруднений у ближайших родственников повышает шанс развития патологии у плода.

В утробе:

  • Интоксикация (алкоголь, курение, наркотики, химические вещества)
  • Гипоксия
  • Вирусы (желтуха, герпес, грипп)
  • Отслойка плаценты

В момент рождения:

  • Слабые схватки или их отсутствие
  • Застой в родовых путях
  • Медикаментозная стимуляция родов
  • Прием Кристеллера, или выдавливание новорожденного посредством давления на материнский живот
  • Обвитие пуповиной

Причины дислексии после него:

  • Скрытое левшество, или правополушарная мозговая активность
  • Отставание в развитии
  • Вирусные инфекции (корь, ветрянка, полиомиелит, коревая краснуха)

Признаки

Поскольку механизмы дислексии чрезвычайно разнообразны, необходимо проводить полноценное тестирование для однозначной постановки диагноза. Существуют «звоночки» – признаки, наличие которых требует логопедической консультации.

Симптоматика дислексии, обратить на которую внимание можно в домашних условиях:

  • Неорганизованность
  • Малыш при чтении будто пытается угадать, а не разобрать текст
  • Плохой почерк
  • Эмоциональность, импульсивность, раздражительность
  • Нескоординированность движений.

Ранняя диагностика дислексии проводится логопедом.

Проводящий тест на дислексию использует следующий набор заданий:

  1. Ребенка просят повторить простейший ритм, который он должен повторить без ошибок. По мере выполнения ритмические последовательности усложняются.
  2. Перечислить времена года, дни недели по порядку.
  3. По очереди показывают три разных жеста (хлопнуть рукой по столу, повернуть ребром или сжать в кулак), карапуз копирует проведенные манипуляции.
  4. Повторить цифровые, буквенные и понятийные цепочки.
  5. Воспроизвести артикуляционные движения (вращение языком, сворачивание в трубочку, улыбка).
  6. Продублировать произнесенные взрослым сложные термины (пример: термометр, аккредитация, травмпункт).
  7. Повторить предложения максимально близко к семантике исходного текста.
  8. Образовать формы множественного числа по заданному слову в единственном, прилагательных от существительных.

Дислексия у младших школьников заметна по успеваемости.

При отсутствии лечения ярко проявятся такие особенности характера, как:

  • Рассеянность
  • Излишняя мечтательность
  • Комплексы из-за ощущения себя «глупым», «отличным от сверстников»
  • Тревожность, замкнутость
  • Частые скачки настроения
  • Замедленное усваивание знаний.

Как следствие:

  • Плохие отметки
  • Нелюбовь к учебе
  • Порой формируются вредные привычки, подавляющие стресс (грызть ногти, ковырять кожу, крутить предметы в руках)
  • Отсутствие усидчивости
  • Сложности в общении.

Лечение и коррекция

Лечение дислексии у детей оптимально у дошкольников или младших школьников . Коррекция направлена на формирование:

  • Навыков семантического анализа информации
  • Пространственного мышления
  • Зрительной и слуховой памяти
  • Лексико-грамматических языковых норм
  • Коррекцию произношения

Упражнения

  • Составление рассказов по группе картинок.

  • Пересказ любимых книжных отрывков.

  • Игры с магнитным алфавитом.

  • Составление букв и слогов из палочек, карандашей, кубиков, нитей цветной пряжи.

  • Скороговорки и упражнения на артикуляцию.

  • Буквенные трафареты.

  • Рисование слов пальцами на теле ребенка с последующей просьбой расшифровать нарисованное.

И.Н. Садовникова предлагает детишкам следующую технологию преодоления дисграфии и дислексии:

  1. Исправлять предложения с ошибками в отдельных частях.
  2. Вставлять пропущенные буквы.
  3. Считать слоги, гласные и согласные.
  4. Называть объекты, начинающиеся на заданную букву.
  5. Проводить звуко-буквенный разбор.
  6. Ощупывать алфавит из картона, ассоциировать буковки со знакомыми предметами.
  7. Использовать прописи и буквари с яркими картинками.

Профилактика

Этиология дислексии весьма обширна. Дабы минимизировать риски, беременной женщине следует трепетно относиться к своему здоровью, четко выполнять указания медицинского персонала роддома и избегать контакта с больными до и после появления маленького чуда на свет. Подобные меры – лучшая профилактика дислексии.

Стопроцентная профилактика дислексии невозможна. Однако существуют способы минимизации рисков.

Перспективы в будущем

Большинство родителей уже при выявлении первых симптомов дислексии впадают в панику: о какой же работе и серьезном карьерном росте может идти речь при таком диагнозе! Поверьте, все не так ужасно.

Дислексию нередко называют «болезнью гениев» . Известные личности зарабатывают огромные суммы, несмотря на данное нарушение.

Вин Дизель, брутальная звезда «Форсажа», смог построить успешную актерскую карьеру, будучи дислексиком.

Киану Ривз, не имея среднего образования, заставивил миллиарды людей задуматься об искусственности нашего мира, сыграв в «Матрице».

В список входит и Дэниел Редклиф, зарабатывавший миллионы еще до совершеннолетия.

«Болезнь гениев» подчас становится тяжелым испытанием и для самого обладателя, и для его родных. Не отчаивайтесь и не тревожьтесь о судьбе своего сокровища: отличаться от окружающих не смертельно. Дислексия, при должном внимании с родительской стороны, не мешает деткам прекрасно устроить свою жизнь.

Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?

Краткое описание

Дислексия - расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.

Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия - нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.

При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

  • фонематическую;
  • семантическую;
  • аграмматическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;

Фонематическая

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

Причины дислексии

Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.

Основная причина дислексии - мозговая дисфункция , которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:

В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга , к чему может привести:

  • анемия матери;
  • порок сердца матери и плода;
  • асфиксия;
  • затяжные роды;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • обвитие и аномалия развития пуповины;

Токсические поражения ЦНС , что могло дать:

  • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
  • гемолитическая болезнь плода;
  • желтуха у новорождённого;

К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);

Повредить мозг механическим путём можно при:

  • плодоизгоняющих манипуляциях;
  • затяжных родах;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга , что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

  • нейроинфекция;
  • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
  • тяжёлые хронические заболевания;

Дислексия может сопровождать :

  • умственную отсталость.

Это связано с патологиями зон мозга.

Существуют также социальные неблагоприятные факторы , например:

  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм.

Симптомы

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский - все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

Изучение дислексии показало, что дислектики:

  1. имеют широкий кругозор;
  2. любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  3. имеют отличное воображение;
  4. обладают развитой интуицией;
  5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Взрослые

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость ().
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.

Диагностика

Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.

Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

  • как протекала беременность матери;
  • имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
  • имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
  • как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

После сбора анамнеза логопед выясняет:

  • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
  • особенности формирования этих навыков;
  • состояние артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики;
  • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

  • зачитывание вслух;
  • списывание текста;
  • письмо на слух.

В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Тест на дислексию

Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению.

Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию.

Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

  • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
  • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
  • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.

Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии: