Империя характеристика. Понятие и характерные черты империи

Громким словом «империя» в наши дни называется всё что угодно, вплоть до сетевых магазинов - «Империя вкуса» или «Империя сумок». Немудрено, что смысл этого понятия размылся, и многим неясно, почему Россию до сих пор считают империей (несмотря на отсутствие императора), и хорошо это или плохо для её жителей.

Хотя латинским словом «император» («властитель») впервые назвал себя Юлий Цезарь , империи возникали задолго до него. Историки определяют их как крупные государства с единым политическим центром, объединяющие множество областей и народов. Такими были Ассирия, Рим, Китай, Арабский халифат, Монгольская и Османская империи. При этом их владыки часто не имели императорского титула, зато его смело присваивали правители таких небольших и маломощных государств, как Вьетнам, Эфиопия и даже Гаити (оно побывало империей дважды). Эта путаница заставляет считать империей только те державы, что оказали значительное влияние на мировую историю. К ним, без сомнения, относится Россия-Русь, которая с самого своего возникновения в IX веке занимала громадную территорию и включала в себя разные народности и племена. Был у неё и единый центр, пусть и постоянно смещающийся: Новгород - Киев - Владимир - Москва - Санкт-Петербург.

Хотя российский царь принял титул императора лишь в 1721 году, осмысление «имперского» статуса шло в нашей стране давно. Как, впрочем, и в других крупных государствах, входивших в орбиту Римской империи и (или) возникшей на её руинах христианской цивилизации. В отличие от восточных империй, спокойно сосуществовавших друг с другом, Римская претендовала на статус единственной, считая весь остальной мир «варварским», ждущим покорения и окультуривания. Правда, империя то и дело впадала в нестабильность, а в 395 году раскололась окончательно, дав начало не просто двум конфессиям христианства, но и двум воплощениям имперской идеи. На Западе Рим, утратив роль политического центра, остался средоточием сакральной власти, где короновались вначале Карл Великий , а потом правители Священной Римской империи германской нации. При этом западная империя так и осталась идеей, венчавшей собой сперва феодальную вольницу, а потом, на закате Средневековья, - становление новых национальных государств.

На Востоке события развивались иначе: Второй Рим, позже прозванный Византией, медленно отступая под натиском иноверцев, не только хранил политические и религиозные традиции, но и транслировал их в области, не затронутые римским влиянием, прежде всего на Русь, куда в X веке византийские миссионеры принесли христианство. И новая вера помогла соединить разноплеменное население державы Рюриковичей в единую общность, пережившую и раздробленность, и страшное ордынское нашествие, сменившееся многолетним игом. Впрочем, есть версия, что именно влияние Монгольской империи, заимствование её традиций единой централизованной власти избавило Русь от раскола на мелкие государства, происшедшего в Западной Европе. Ордынцы беспечно способствовали объединению русских княжеств (так им было удобнее собирать дань), не заботясь о том, что это единое государство их неизбежно погубит. Так и случилось в правление Ивана III , когда, говоря словами Маркса, «изумленная Европа, едва замечавшая существование Московии… была ошеломлена внезапным появлением огромного государства на ее восточных границах».

Незадолго до этого, в 1453 году, Константинополь пал под натиском турок-мусульман, захвативших к тому времени все православные государства, кроме Руси, которая и стала восприниматься законной наследницей Второго, а значит, и Первого Рима. Считается, что концепцию «Москва - Третий Рим» впервые сформулировал в 1523 году псковский инок Филофей , однако известно, что похожие мысли ещё за 30 лет до этого высказывал московский митрополит Зосима . Идея, что называется, носилась в воздухе. Тогда же возникли легенды о том, что когда-то византийский император передал киевскому князю царские регалии, включая знаменитую шапку Мономаха (на самом деле изготовленную где-то в Средней Азии), и о том, что Рюрик происходит от Пруса - брата императора Августа . Нужно отметить, что в то время Запад, до смерти напуганный натиском турок, вполне одобрял притязания Руси на византийское наследство. Зато в наше время зарубежные историки (прежде всего, что неудивительно, поляки) заявляют, что теорию Москвы как Третьего Рима придумали лишь в XIX веке, а Филофей ничего такого не говорил.

Череда внутренних смут и военных поражений на время остановила имперские амбиции Московии. Однако в сер. XVII века она возобновила натиск на всех рубежах. На востоке дойдя до границ Китая, а на Западе присоединив «мать городов русских» Киев, держава Романовых громко заявила претензии на особую роль в мировой политике. Настало Новое время, и религиозные основания власти снова уступили место политическим, что не могли не учитывать русские идеологи.

В их сочинениях Москва чаще сравнивалась не с Константинополем, а с Первым Римом - носителем универсальной светской власти. Эта мысль особенно активно внедрялась в правление Петра Великого , обновившего идейную жизнь России не менее существенно, чем материальную. Яснее других её сформулировал бывший молдавский господарь Дмитрий Кантемир , изложивший в трактате «Монархий физическое рассуждение» теорию о смене четырёх империй - восточной персидской, южной македонской, западной римской и северной российской. Он же (впрочем, далеко не первым) называл Петра «новым Константином», подчёркивая его роль защитника как имперской власти, так и христианской веры. Известно, что в преддверии провозглашения Петра императором его корону хотели изготовить по образцу Константиновой, притом выдав за чудесным образом найденную древность.

В итоге царь отказался от коронации и поступил иначе. 30 августа 1721 года был заключён Ништадтский мир со Швецией, увенчавший победой самую долгую и тяжёлую из петровских войн. По этому случаю Сенат и Синод преподнесли царю титул Императора Всероссийского, оправдав это опять-таки римскими традициями:

«Как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены».

22 октября (2 ноября) в Троицком соборе новой столицы - Санкт-Петербурга - ещё один идеолог империи Феофан Прокопович в своей проповеди обосновал новый титул Петра, который был тут же принят новоявленным императором под гром сотен пушек Петропавловской крепости и военных кораблей, стоявших на Неве. По словам очевидца, «всё казалось объято пламенем и можно было подумать, что земля и небо готовы разрушиться». Что касается императорской короны, то её впервые изготовили для жены Петра Екатерины; в 1724 году её, безродную прачку, торжественно короновали в московском Успенском соборе.

Новый титул Петра оперативно признали европейские державы, включая побеждённую Швецию. К тому времени в Европе имелся только один император - римский, сидевший в Вене, хотя на эту роль претендовали монархи Франции, Англии и Испании, захватившие в ходе заморских плаваний обширные колонии. Войдя в семью великих держав, Россия активно включилась в колониальную гонку, которую пыталась обосновать имперскими традициями. Если западные державы стремились - и тогда, и позже - к захвату природных богатств (и рынков сбыта изготовленной из них продукции), то Россия, где этих богатств и так хватало, рвалась к торговым путям и морским портам.

Эта экспансия превратилась в осознанную политику в царствование Екатерины II , которая не просто присоединила Крым и Новороссию, но и вызвала к жизни «Греческий проект», объявив устами своих идеологов о стремлении вернуть православный крест на купол константинопольской Святой Софии. Второй внук императрицы, получивший знаковое имя Константин, готовился в будущие правители Греции. Другим направлением политики Екатерины стало собирание славянских земель. Оба проекта - «греческий» и «славянский» - прочно вошли в политическую повестку империи, что вызвало резонные опасения западных стран.

В борьбе с внешними вызовами России требовалось внутреннее единство. В царствование Николая I его попыталась обеспечить «теория официальной народности». Этот апофеоз казённой мысли объявлял «становым хребтом» государства самодержавие, которому подчинялись православие и народность, означающая «историческую самобытность России» - под этим министр понимал «беспредельную преданность самодержавию». Беда даже не в том, что эта теория подменяла власть единого для всех закона волей монарха, а в том, что вопреки всем благолепным теориям государство подтачивало неравенство народов и религий, не говоря уже о быстрорастущем социальном неравенстве. Эти проблемы и погубили в итоге державу Романовых, как и древние империи Востока - Османскую и Китайскую.

В ХХ веке с карты мира исчезли не только «отсталая» Российская империя, но и её европейские «сёстры» - Германская и Австро-Венгерская империи. Причиной стал нараставший уже давно натиск революционного движения, объявившего монархическую власть наряду с религией пережитком прошлого, оплотом реакции. Либеральная идеология осуждала одни империи, ничего не имея против других, поднявших на щит республиканские и демократические идеи.

О США как «империи свободы» первым заговорил президент Джеймс Монро , автор известной доктрины, но лишь век спустя западные политологи озаботились отличием «хороших» империй от «плохих». Классики геополитики, немец Карл Шмитт и американец Хэлфорд Маккиндер , разделили все империи на «сухопутные» и «морские» (позже их назвали «теллурократическими» и «талассократическими», или же «евразийскими» и «атлантическими»). Для первых характерны будто бы захват больших территорий, деспотическая власть, техническая отсталость, «переваривание» покорённых народов. Для вторых - опора на прибрежные торговые фактории, демократия, научный и технический прогресс. В списке «сухопутных» империй, сформулированном идеологами «холодной войны», наряду с Ассирийской и Монгольской державами видное место занимает Россия.

Понятно, что эти теории высосаны из пальца, а геополитика в изложении многих её корифеев не наука, а скорее, оккультное учение. Понятно и то, что западные геополитики не видят особой разницы между царской и советской системами власти. Эта пропагандистская канва не соответствует исторической истине.

Вадим ЭРЛИХМАН

Империя

ИМПЕРИЯ

(empire) ; верховная власть: Происходит от латинского imperator , что значило высший военный, а позднее и политический лидер; позже это слово стало обозначать территорию, исключительное право власти на которой принадлежало единственному суверену. Так, в преамбуле к английскому Закону об апелляциях (1533) признавалось право подданных короля на апелляцию в судах за пределами Англии на (хотя и сомнительном) основании, "что эта территория Англии является империей, считается таковой во всем мире и управляется одним верховным главой и королем". Вскоре термин стали употреблять по отношению к менее строго управляемым и однородным территориям, подобным обширным многонациональным владениям Карла V (из династии Габсбургов), даже когда его власть оказалась под угрозой, а во многих местах, и особенно в так называемой Священной Римской империи, которая дала ему титул императора, вообще ограниченной, что явилось результатом постоянных привилегий церкви, полномочий властителей ниже рангом, городов, гильдий, курфюрстов и сословий. Подобным же образом Виктория приняла титул королевы-императрицы в 1877 г. в тот момент, когда присоединение Индии и новых африканских земель сделало ее владения более похожими на полуразвалившиеся конституционные объединения ее австрийского и российского кузенов, чем на прежний английский идеал единой страны с однородным населением. После этого слово "empire" стало обозначать группу государств, возникшую в результате колонизации или завоевания и подчиненную метрополии или имперскому государству, даже если оно превращалось в республику (как в случае с Францией и СССР). В этом последнем значении, установившемся в начале XX в., слово "empire" стало напрямую ассоциироваться со словом империализм (imperialism).


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Империя

(от лат. Imperium - имеющий власть, могущественный) -первоначально высшая политическая власть в древнем Риме; государство, возглавляемое монархом, имеющим титул императора. Со временем понятие "империя" несколько изменилось. Империей обозначается крупное государственное образование, объединяющее несколько стран и народов вокруг единого политического центра под эгидой универсальной идеи цивилизационного, религиозного, идеологического, иногда экономического характера. Империя - одна из первых форм государственной организации общества, не утратившая актуальности и в современном мире.

Классифицируя империи, можно выделить древние империи - Египетскую, Персидскую, Римскую и т.д., находившиеся под абсолютной, часто теократической властью одного государя - монарха. Кроме того, существовали колониальные империи «Нового времени» - Британская, Испанская, Португальская, Голландская, Французская, явившиеся результатом военно-экономической экспансии стран Европы в различных регионах планеты. Эти империи строились вокруг государственного центра - метрополии, и как правило, имели жёстко централизованное управление. «Традиционные» империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская, Японская, Османская и т.д., представляли собой многоуровневые государственные комплексы, скреплённые идеологическим центром, едиными вооружёнными силами и экономическим пространством. Кроме того, по структуре основных коммуникаций следует определить «консолидированные» (континентальные) и «неконсолидированные» (морские) империи. Первые имеют сухопутные коммуникации центра со всеми составными частями государства, вторые - только морские коммуникации. Надо отметить, что почти все империи (в первую очередь «традиционные») отличались культурным многообразием. «Государство-нация», имеющее монокультурный и моноэтнический характер, скреплённое только административно-юридическим единством, редко приобретает статус империи. В культурном и этническом плане империя всегда коалиция и сообщество, представляя монолит в политическом контексте.

К середине 60-х годов 20 в., почти все «традиционные» и колониальные империи прекратили существование или принципиально изменили свой характер. В конце 20 столетия, в условиях определённой глобализации политических процессов, термин «империя» вновь несколько изменил своё значение. В настоящее время империей целесообразно считать великую державу и её «сферу влияния» - политического, идеологического, экономического, военного и культурного. То есть можно наблюдать изменение форм доминирования при сохранении принципа - центр и его периферия (сфера влияния). «Влияние» (преобладание) в разных сферах общественной жизни потеснило (хотя и не заменило) непосредственно военное давление. В данном контексте, такие государства как США и Китай следует определять типичными империями «постиндустриальной эпохи».

Мудриченко Д.В.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Империя

(от лат. imperium власть)

1) монархическое государство во главе с императором. Обычно империя - это крупная держава, включающая территории многих народов и стран. Российская империя существовала в 1721-1917 годах. После эпохи Великих географических открытий империями стали называть государства, имеющие обширные колониальные владения. Колониальные империи состояли из метрополии и ее колоний. Британская империя включала наряду с Великобританией ее доминионы и колонии. Последние из колониальных империй прекратили свое существование в 1950-1970 годах. Особенностью империи является различный статус включенных в нее образований. Колонии сохраняют некоторые признаки государственности, для провинций устанавливается статус приграничья или особого этнополитического территориального образования;

2) первоначально высшая политическая власть в древнем Риме; государство, возглавляемое монархом, имеющим титул императора. Со временем понятие несколько изменилось. Империей обозначается крупное государственное образование, объединяющее несколько стран и народов вокруг единого политического центра под эгидой универсальной идеи цивилизационного, религиозного, идеологического, иногда экономического характера. Империя - одна из первых форм государственной организации общества, не утратившая актуальности и в современном мире.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Империя" в других словарях:

    - (лат. imperium, от imperare повелевать). Большое государство, управляемое императором. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИМПЕРИЯ государство, верховному властителю котор. присвоен титул императора.… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    ИМПЕРИЯ (от лат. Imperium империя) сложное государственное образование (сверхгосударство), унитарное объединение разнородных частей с имперским центром, странойметрополией, создающей империю и управляющей ею и ее составными частями,… … Философская энциклопедия

    ИМПЕРИЯ, империи, жен. (лат. imperium, букв. верховная власть). Монархическое государство, глава которого носит титул императора. Падение Римской империи. || период императорской власти в каком нибудь государстве (ист.). Римская литература эпохи… … Толковый словарь Ушакова

    империя - Территория, включающая несколько стран или народов, управляемая из одного центра, например, Британская империя, Российская империя и др … Словарь по географии

    - (от лат. imperium власть, государство) 1) наименование монархических государств, главой которых является император. И. чаще всего обширное государство, включающее территории других народов и государств. Россия именовалась И. в 1721 1917 гг.; 2)… … Юридический словарь

    - (от латинского imperium власть), 1) монархическое государство, глава которого, как правило, носил титул императора. 2) Империей назывались также государства, имевшие колониальные владения (например, Британская империя) … Современная энциклопедия

    - (от лат. imperium власть) 1) монархическое государство, глава которого, как правило, носил титул императора2)] Империями назывались также государства, имевшие колониальные владения (напр., Британская империя) … Большой Энциклопедический словарь

    - (по латински власть) монархическое государство, глава которого, как правило, носил титул императора. Империями назывались также государства, имевшие колониальные владения (например, Британская империя) … Исторический словарь

Многие государства исторически рассматривались как империи. Что давало людям повод считать их таковыми?

Что такое империя?

Империя - термин главным образом исторический. Он обозначает относительно большое по площади, развитое в экономическом и военном плане государство, способное играть лидирующую либо одну из ведущих ролей в мировом политическом процессе. Как правило, является многонациональным и к тому же готовым к постоянному включению в свой состав новых территорий, на которых могут жить совершенно разные народы. Исторически империи характеризовались монархической формой правления. Они возглавлялись царем, королем, султаном.

Большая территория таких государств, давление извне, противоречия между народами, населяющими их, а также между политическими элитами и разными социальными классами часто приводили к возникновению масштабных кризисов. Как следствие - империи распадались. Сейчас ни одно государство в мире не рассматривается как классическая империя. Хотя многие страны и соответствуют ей по тем критериям, которые мы обозначили выше.

Империя - это понятие, которое было актуально на протяжении определенного исторического этапа - когда большинство государств были монархиями. То есть - было кого называть императором. Сейчас большинство государств - республики. Называть своего президента или премьер-министра императором граждане большинства современных государств, скорее всего, сочтут неправильным.

Что представляет собой обычное государство?

В свою очередь, «обычное» государство (если говорить о том историческом периоде, когда в мире существовали монархии) характеризуется относительно небольшой площадью, средними возможностями в экономическом и военном плане. Однако при этом оно имеет суверенитет в отношении других стран и не входит, таким образом, в состав какой-либо империи.

«Обычные» государства времен империй часто являлись преимущественно мононациональными, или же их населяло относительно немного этносов. Их дальнейший территориальный рост мог осуществляться главным образом за счет объединения со странами, в которых проживали близкие по культуре и языку народы. В отличие от империй, «обычные» государства, как правило, не были готовы к ассимиляции этносов, совершенно не похожих на те, что исторически составляли основу их гражданского населения.

Сравнение

Главное отличие империи от государства - в масштабах экономической и военной мощи, а также в размере территории. Кроме того, для империй характерна готовность к постоянной территориальной экспансии - вне зависимости от того, какие народы заселяют присоединяемые страны. «Обычные» государства не стремятся к обязательному увеличению своих границ. Разве что если речь идет об объединении с близкими народами.

Однако именно этот фактор и может стать основным при превращении «обычного» государства в империю. Так, до середины 19 века в Европе существовало большое количество германоязычных государств. Под предводительством Отто фон Бисмарка они постепенно были объединены и образовали влиятельную Германскую Империю.

Определив то, в чем разница между империей и государством, зафиксируем ее ключевые критерии в таблице.

Теория империи Что такое империя? Что такое имперское мы...

Теория империи

Что такое империя? Что такое имперское мышление? Кто такие имперские народы? Это хорошо или плохо?

В первом приближении очевидно: для населения колоний империя плохо, для жителей метрополии хорошо.

Но если немного подумать, возникает по меньшей мере два вопроса:

Всегда ли империя зло для аборигенов и всегда ли метрополия угнетатель?

Почему при моральной оценке империи исходят из точки зрения колонии? Почему столь однобоко?

При серьёзном рассмотрении любой темы разговор следует начинать с терминов. Поэтому никак не обойтись без длинных утомительных цитат из словарей.

В общепринятом употреблении империя это государство, монарх которого именует себя императором, то есть таким же титулом как король, шах, негус и прочие.

Словари толкуют термин шире, хотя и с разной степенью подробности.

:

Википедия:

Импе́рия (от лат. imperium - власть, нейтральное значение - общее политическое пространство)

· большое многонациональное образование, управляемое из одного центра принятия решений в интересах всего политического пространства; одновременно это, как правило, континентальная империя с обширными окраинами без чёткого выделения метрополии.

· колониальная держава, установившая своё господство над колониями и зависимыми территориями исключительно в интересах метрополии; это, как правило, морская империя с явным разделением на метрополию и внешние колонии;

· монархическое государство во главе с императором.

· Император ( лат. imperātor «начальник», «властитель», в частности - «военачальник», «полководец», позже - «император» в современном смысле) - титул монарха, главы государства ( империи). Со времени римского императора Августа ( 27 г до н. э. - 14 г н. э.) и его преемников титул императора приобрёл монархический характер. Со времени императора Диоклетиана ( 284- 305) во главе Римской империи почти всегда стояли два императора с титулами августов (их соправители носили титул цезарей). Из 92 римских императоров 36 достигли этого статуса благодаря службе в армии. Этот факт подтверждает вывод о том, что в определенные периоды армия выступает одним из основных каналов социальной мобильности.

· Также используется для обозначения правителей ряда восточных монархий ( Китай, Корея, Монголия, Эфиопия, Япония, доколумбовые государства Америки, доколонизационные государства Африки и Океании), при том что название титула на государственных языках этих стран не происходит от лат. imperātor.

Традиция именовать монархов И. после распада Римской империи сохранилась в Византии, затем распространилась в Западной Европе. В соответствии с англосаксонской политологической традицией И. называют властителей традиционных, многовековых монархий - китайской, японской и т.д. Императрицей Индии провозглашалась в 1876 английская королева. Титул И. носили итальянский король, правители Эфиопии, Бразилии, Мексики, Гаити, Китая, Центральной Африки и др.; в настоящее время он сохранился только в Японии.

В политическом словаре удалось найти несколько более широкое определение:

Империей обозначается крупное государственное образование, объединяющее несколько стран и народов вокруг единого политического центра под эгидой универсальной идеи цивилизационного, религиозного, идеологического, иногда экономического характера… …Кроме того, по структуре основных коммуникаций следует определить "консолидированные" (континентальные) и "неконсолидированные" (морские) империи. Первые имеют сухопутные коммуникации центра со всеми составными частями государства, вторые - только морские коммуникации.

То есть Империя в современном понимании – любое многонациональное государство, правда с упором (в общественном сознании) на колонии.

Теперь рассмотрим термин Колония

Большой Энциклопедический Словарь:

Колония (от лат. colonia - поселение) –

1) страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), лишенная политической и экономической самостоятельности и управляемая на основе специального режима.

2) Поселение, основанное древними народами (финикийцами, греками, римлянами) в чужих землях.

3) Поселение переселенцев из другой страны, области.

4) Сообщество земляков в чужом городе, в чужой стране; землячество.

Википедия

Коло́ния - это зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима. Зачастую колониальный режим не предоставляет права граждан населению контролируемой территории, сравнимые с правами граждан метрополии. При этом граждане метрополии пользуются в колониальных территориях большей властью и привилегиями, по сравнению с коренным населением.

Все эти определения всесторонне описывающие явление на мой взгляд имеют недостаток. Они не объясняют откуда, собственно, берутся империи? Как они возникают? Почему одни государства именуются империями, а другие, большие по размеру нет.

Поэтому ещё раз отниму время цитированием Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 1890-1907г.

Ценность этой цитаты в возвращении к первоисточнику - к римской истории, откуда пошли понятие империи и сам термин.

Империя (Imperium) - у римлян высшая государственная власть, вместе с maiestas принадлежала одному народу, проявлявшему эту власть при выборах, в законодатель-стве, верховном суде, решении войны и мира.

Отражением этой власти является И. как высшее полномочие магистратов, сначала царей, потом - в республиканское время - так называемых старших магистратов (mag. maiores), т. е. консулов, преторов, диктаторов, проконсулов, пропреторов, префекта городского и преторианского и цензоров; младшие магистраты И. не имели. И. давалась народом посредством выборов или особым законом в куриатских комициях (lex curiata de imperio).

И. магистрата давала полномочия:

1) военные, вместе с правом жизни и смерти по отношению к подчиненным, но лишь за пределами города;

2) гражданские: право юрисдикции, наложения наказаний (штрафов, multae, заключения в тюрьму, даже телесного наказания).

Если И. ограничивалась одними уголовными правами, она называлась "простой", imper. merum, и была тождественна c jus или potestas gladii, которую имели наместники провинций. Так как лица, которым давалась И., не имели одинаковых прав, напр. консул получал военную И., претор лишь гражданскую, то рано уже отличали И. большую от И. меньшей (Imp. maius, minus); высшая степень И., называвшаяся summum I., в республике давалась диктатору. В виде исключения народ мог облекать И. и лиц, не занимавших магистратских должностей, напр. по закону, проведенному Рубрием в 43 г., часть верховных прав дарована была муниципальным властям в Галлии. По мнению Моммзена, магистраты cum imperio имели право и передавать И. и др. права другим гражданам.

В теории И. народа продолжала существовать еще после падения республики, но и она вместе с прочими республиканскими властями всецело перешла к императорам. Впоследствии, когда прежний республиканский характер императорской власти исчез, И. стала даваться императору сразу по вступлении на престол, одним законом (так наз. lex de imperio), предоставлявшим не только верховную военную И. пожизненно и на всю территорию Римской И., но еще и много других значительных полномочий, из которых некоторые уже в последнем веке республики были соединены с чрезвычайной И., дававшейся некоторым полководцам.

С течением времени понятие И. переменило значение и стало обозначать территорию, на которую простиралась обозначаемая ей власть: отсюда название И. Римской, Византийской и иных.

Итак, изначально император - всего лишь почётный воинский титул в республиканском Риме, которым солдаты награждали полководца после крупной победы. Впервые титулом императора был награждён Л. Эмилий Павел (189 г. до н.э.) (по другим данным Сципион Африканский). Останься термин в его первоначальном значении и российскими императорами были бы Румянцев, Суворов, Паскевич, Скобелев.

Однако Октавиан Август став в 27 году до н.э. единоличным правителем Рима использовал звание императора уже как высший титул государственной власти. Сегодня в исторической литературе империями именуются государства, зачастую никогда такого слова не знавшие и таковыми себя не ощущавшими. То есть термин стал означать качественное состояние государства.

Экскурс в историю вопроса понадобился, чтобы сформулировать чёткие критерии, по которым государство может либо претендовать на статус империи, либо его лишится. Это тем более важно, что термином начали злоупотреблять. В справочной литературе слово империя прилагается примерно к 50 государствам на основании их многонациональности. Но если с Австро-Венгерской или Османской империями всё в порядке, то Центрально-африканская империя и империя Гаити вызывают как минимум усмешку.

Разумеется, за эталон должна быть взята Римская империя, выросшая от одного города до объединения сотен народов и десятков прежде независимых государств.

Это и определяет первый необходимый признак империи – многонациональность.

Но поскольку нации в классическом определении возникли сравнительно недавно, следует сделать определяющее уточнение: первым признаком империи следует считать включение в состав государства народов, которые во-первых существенно отличаются от титульной нации либо расой, либо принадлежностью к другой языковой семье, а во-вторых до включения в состав империи имели сформировавшуюся и признанную соседями государственность.

Таким образом, под действие первого признака не попадают союзы германских, кельтских, славянских, итальянских, фракийский и иных племён, даже будучи объединёнными в централизованное государство. Зато подпадает империя Карла Великого, включавшая в себя галлов, германцев и итальянцев. А также империи Маурьев, Китайская империя, империи Чингиз-хана, Тимура и другие. Япония по факту стала империей только в новейшее время, после захвата Кореи и Манчжурии. Равно как и Третий Рейх стал рейхом в 1938 году с аншлюсом Австрии.

Соответственно исключение из состава государства имперообразующей составляющей влечёт за собой автоматическую потерю статуса. Что и произошло с теми же Японией и Германией в 1945 году, а с Британской империей чуть позже, в 1947 году.

Но со стороны колоний отрицательный смысл термину «империя» придаёт совсем не факт завоевания. Мало ли кто кого, когда завоёвывал и в какой очерёдности.

Второй признак империи заключается в формировании чёткого разделения на метрополию и колонию. Сутью этого разделения не являются одни лишь властные функции, иначе метрополией может быть признана любая столица. Суть в том, что каждый житель метрополии по имперскому закону имеет больше прав, чем житель колонии.

Такими привилегированными жителями империй были Римские граждане, саибы (белые господа в Индии), истинные арийцы, и т.д.

Франция времён Людовика 14 была многонациональной страной. Там кроме галлов жили нормандцы-потомки викингов, германское племя Бургундов, баски. Единого французского языка не существовало. Отдельные провинции изъяснялись на собственных диалектах. Доводилось встречать утверждения, будто их жители не всегда понимали друг друга. Однако Франция не была империей по 2 признаку, ибо жители Парижа никакими исключительными правами не обладали. Формально Франция обрела 2 признак во времена Наполеона, возродившего империю Карла Великого. Фактически же это произошло с обретением заморских территорий, когда собственно Франция превратилась в классическую метрополию.

С другой стороны государство созданное Александром Великим на костях Персидской державы назвать Македонской империей нельзя, потому что завоеватель не сделал Македонию метрополией. Напротив, он осел в Вавилоне. Фактически произошла смена династии Персидской империи, при которой Македония вместо страны победительницы осталась отдалённой и бедной провинцией. Быстрая смерть Александра не позволила окружающим сполна прочувствовать этот момент.

Для Испании первым признаком империи могло быть только владение Фламандией, но никак не завоевание Америки, ибо наличие самостоятельных государств в ней европейским правом не признавалось. В них видели только дикарей. То есть Испания, отвечая определению империи по второму признаку, формально не проходила по первому. В результате правитель крупнейшего в 16-17 веках государства так и остался обычным королём.

Двуединая империя – Австро-Венгрия, по сравнению с классической империей имеет только одно отличие – в ней к привилегированной части относились два народа – австрийцы и венгры. Остальные же - итальянцы, поляки, чехи, словаки, русины, украинцы, хорваты, сербы, валахи были презираемы как негры.

На Австро-Венгрии следует остановиться подробнее. В новое время общепризнанный император был один – император Священной Римской империи германского народа – представитель династии Габсбургов, а в состав империи входили и германские государства. Соответственно испанские Габсбурги именовать себя императорами не могли по определению. Да и глава Британской империи именовался королём Англии, а императором лишь Индии.

Пётр I стал вторым действующим на тот момент императором. Претензии России на статус империи признавали долго и со скрипом. А признав, выработали определённый принцип перехода в новое качество, после чего империи стали расти как грибы, вплоть до Бразильской империи.

Исходя их сказанного, можно окончательно дать определение империи:

Империя есть многонациональное государство созданное объединением ранее независимых наций, обладавших к моменту объединения всеми атрибутами государственности, имеющих существенные расовые и национальные различия, в котором жители титульной нации в повседневной жизни пользуются более широкими политическими и экономическими правами по сравнению с остальным населением.

Теперь применим это определение к России.

В 1721г. Царю Петру по инициативе сенаторов был присвоен титул Императора Всероссийского и наименования: Великого и Отца Отечества в 1721 году после победоносного завершения Северной войны, в ходе которой были присоединены балтийские провинции Швеции. Главным событием было не то, что они отличались по национальному составу, а то, что совсем недавно это была территория Ливонского ордена – субъекта международного права.

До этого момента признак не существовал, потому что вошедшие в состав Киевской Руси финно-угорские и сибирские племена не обладали государственностью, а жители левобережной Украины, включённой в состав Московского царства в начале 16 века, не были ни инородцами, ни самостоятельным государственным образованием.

Но, строго говоря, первый признак империи был достигнут взятием Казани. То есть включением в состав России заведомо инородного государственного образования. Так Английская королева Елизавета, не сомневаясь, величала Ивана Грозного императором. Полагаю, Иван Грозный помазавшись на царство не спросясь Австрийского императора, счёл это действие вполне достаточным, потому что, повторюсь, в то время император был один, а в таких вещах царь разбирался чётко. Достаточно вспомнить, как он третировал (как «дед» первогодка) свежеиспечённого шведского короля Густава Вазу за то, что у того не было царственных предков.

В действиях же Петра с одной стороны это была определённая вольность, продиктованная желанием любой ценой быть признанным Европой в качестве полноправного игрока. С другой же стороны это явное свидетельство изменившегося мира, о чём он недвусмысленным образом оповестил окружающих.

В любом случае если первый признак империи был Россией пусть достаточно поздно, но достигнут, то по поводу второго возникают очень большие сомнения.

Вряд ли кто из объективных исследователей возьмётся утверждать, будто великороссы пользовались эксклюзивными правами по сравнению с мало- и белороссами, прибалтами, кавказцами или жителями средней Азии. Единственным исключением можно считать ценз осёдлости. (что по итогам событий 20-го века объективно следует признать оправданным и дальновидным).

Под объективными исследователями я понимаю равных нам, то есть жителей имперообразующих народов. Доводы исторических неудачников, прежде всего поляков, профукавших и прогулявших свою собственную империю, всерьёз восприниматься не могут по причине очевидного желания взять исторический реванш и сознательного позиционирования себя как враждебное России государство. В этом клиническом случае, ни о какой объективности речь идти не может. Не могут считаться серьёзными и доводы народов, сознательно, на государственном уровне и уровне элит, вставших в позу обиженных и желающих заработать на этой неприглядной позе деньги.

(В этом смысле заметно отличаются менталитеты субъекта империи – венгров от объекта империи – чехов. Но больше всего мне импонирует позиция Индии, взявшей от Британской империи лучшее и идущей собственным путём в будущее, не запинаясь о прошлое. )

Сравните ситуацию в России и поведение в колониях этнических англичан, французов, испанцев, турок не говоря уже о японцах и немцах. Несмотря на отдельные неизбежные эксцессы, и естественное осознание русскими своей значимости (вплоть до народа-богоносца) никто не может утверждать, что они системно использовали национальное лидерство в частных, своекорыстных целях и что национальный снобизм есть исконная и отличительная черта русского народа. Наоборот, национальные элиты включались в общеимперскую элиту со всеми правами и привилегиями (могло ли быть такое в Англии или Японии), а сочувствие русских к индейцам, неграм и прочим угнетённым общеизвестно.

В категорической форме не может быть признано такое традиционное обвинение к империям как разграбление национальных богатств в интересах метрополии. Именно на русские деньги и русскими руками с нуля создана промышленность Прибалтики, Закавказья, Средней Азии. С точки зрения классической метрополии это несусветная глупость.

В результате можно констатировать, что российская империя не является классической империей, ибо отсутствует расовое и национального неравенство в виде системы, закреплённой в той или иной форме.

Зато полноценной империей стал СССР, в котором неравенство перед законом появилось. Только жертвой этого неравенства стали не народы, а социальные группы эксплуататоров за границей, что для формирования имперского – всеобъемлющего мировоззрения не суть важно.

Но осознание факта, что Российская империя долгое время не являлась классической, не отрицает факта существования имперского массового сознания, за которое нас периодически укоряют.

Если же говорить о русском национализме, то его истоки были заложены в советские времена, когда именно национальные меньшинства получали зримо большие права и возможности. Только русский народ всёрьёз и искренне воспринял идею интернационализма, за что жестоко поплатился. Люди старшего поколения это прекрасно помнят. И именно из тех времён идёт горячая нелюбовь к кавказцам.

Более того, имперский русский народ, вплоть до элиты, сам был объектом националистического давления со стороны этнических немцев. Достаточно вспомнить хрестоматийный пример, когда генерал Ермолов в качестве награды за усмирение горцев ёрнически попросил царя произвести его в немцы.

Каждой стране свойственен собственный тип мышления. Говоря об этом я не имею ввиду гастрономические или музыкальные пристрастия. Речь идёт о масштабе.

Одни мыслят категориями дома и семьи, не интересуясь, что происходит за соседским забором. (Лягушка сидит под скорлупой кокосового ореха и думает что там весь мир. Восточная мудрость ). Для кого-то забор проходит по территории области, границе государства.

А есть народы, для которых есть мышление глобальными категориями. Это и есть как раз имперский масштаб, который возникает не сам по себе, а как славное наследие предков.

Исходя их исторических событий я разделяю все народы на 4 категории:

1. Имперские народы (Русские, Англичане, Немцы, Французы, Китайцы, Японцы, Турки)

2. Народы, которые очень хотели построить империю, но не смогли или утратили имперский статус столетия назад. Для ряда таких народов характерен острый комплекс неполноценности в отношении 1-й категории. (Прежде всего Поляки, а ещё Шведы, Литовцы, Испанцы, Итальянцы, Зулусы)

3. Народы никогда не претендовавшие на имперский статус, но издавна имевшие признанную соседями суверенную государственность (Швейцарцы, Греки, Татары, Афганцы, Тайландцы и т.д.)

4. И, наконец, народы, никогда в истории не имевшие государственности или получившие самостоятельность менее века назад (Курды, Финны, Украинцы, Прибалты, Башкиры, Казахи, Белуджи, Ангольцы)

Повторюсь, разница между народами не в отдельных чертах национального характера, а в широте мышления. Поэтому народу 4-й низшей категории никогда не понять народ 1-й высшей категории. Это просто недоступно для понимания как недоступно двумерному существу понятие «высота».

На населении Украины следует остановится подробнее. Оно крайне неоднородно и делится вовсе не на оранжевых и голубых, а по категориям.

1. Левобережная Украина находилась в составе Московского царства с 16 века, когда Россия ещё не стала империей. Соответственно населяющие её малороссы являются полноправными строителями империи наравне с великороссами. Они с абсолютно полным на то основанием причисляются к имперскому народу. Поэтому, когда политики говорят о том, что русские и украинцы один народ, имеется в виду именно это и именно эта часть украинцев.

2. Запорожские казаки до завоевания Новороссии были народом очень близким к 3-й категории. Поэтому после переселения на Северный Кавказ став Кубанскими и Терскими казаками, попав в империю столетием позже Левобережной Украины, исторически быстро, одним скачком перескочили в высшую категорию, тоже став творцами империи с соответствующим расширением масштаба восприятия мира.

3. Крым, заселённый преимущественно имперским народом.

4. Правобережная Украина, вошедшая в уже состоявшуюся империю, но в значительной части до сих пор оставшаяся на 4 уровне.

5. Галиция полностью 4 уровня.

С Галицией тоже стоит разобраться. Уж больно любопытная ситуация. Это народ 4 категории, который в 1991 году решил превзойти Запорожцев, построив свою собственную классическую империю, роль колонии (экономической и политической) в которой отводилась Донбассу и Крыму. Сами же готовились примерять пробковые шлемы саибов и кататься на рикшах.

Шапка оказалась не по Сеньке. Так и не став народом первой категории они скачком вернулись в первобытное состояние.

Разница в масштабе мировоззрения оказывает влияние и на остроту дискуссии.

На равных могут беседовать только равные. Народы первой категории обсуждают друг с другом судьбы мира, бремя белого человека, способы управления подмандатными территориями, способны указать друг другу на ошибки в управлении колониями и подсмотреть оптимальные варианты. Они же творят международное право межгосударственные союзы, идеологию и задают тем самым вектор развития цивилизации.

Когда с ними на равных пытаются дискутировать представители 2-й категории, их выслушивают. Иногда внимательно, чтобы не пропустить конструктивную критику. Могут даже вежливо не изменившись в лице выслушать рассуждения, мол они, второсортные, смогли бы управлять империей получше. Но при этом имперцы всегда помнят поговорку: «Не дал Бог поросю рог».

Мнение 3-й категории особо никого не интересует. Это не субъекты мировой истории, а объекты прошлой, настоящей или будущей экспансии, с местечковыми интересами и устремлениями, зацикленные на удовлетворении сиюминутных потребностей и подстраивающие образ жизни под более могущественных соседей болтаясь между ними...

Но когда о проблемах империи дерзают рассуждать те, кто не сумел создать даже собственное государство, то есть не вышел за рамки родоплеменных отношений, это воспринимается как наглость. Где это видано, чтобы травоядные обсуждали дела львов и особенно способы разделки туши?

Доводилось слышать упрёки в адрес русских за то, что те не хотят учить языки аборигенов и местные названия переводят на русский язык. Но ведь это же нормально!

Где вы видели англичанина, который изучает язык готтентотов, бушменов, гондов, француза штудирующего диалекты кохинхины или испанца всерьёз интересующегося ацтекской культурой человеческих жертвоприношений? Наоборот все организуют миссии, в которых аборигены изучают язык и культуру империи. Почему Русские должны поступать иначе?

Именно по этому явление, именуемое в инете «хохлосрач» является игрой в одни ворота. Национально озабоченные представители 4 категории с упорством, достойным лучшего применения атакуют имперский народ, видя в этом смысл жизни и даже подвижничество. В то же время атакуемые лениво отбрёхиваются воспринимая в этом развлечение не более или же пытаясь указать зарвавшимся их место.

К сожалению это проникло и на сайт альтернативной истории. Потому не могу не поделится наблюдениями, поневоле перейдя на личности:

Среди нас есть автор Сергей-Львов. Он творит собственные альтернативы, лейтмотивом которых является нащупывание факторов, которые помогли бы населению правобережной Украины подняться с четвёртого уровня на третий. Причём эволюционным путём, путём развития и самосовершенствования. Я с Сергеем не раз спорил и ещё буду спорить, но сам позитивный подход вызывает безусловное уважение. Более того уровень осмысления международных проблем заставляет подозревать в нём представителя более высокой категории, нежели та с которой он себя соотносит. (Надеюсь это не будет воспринято коллегами как лесть и попытка завербовать его себе в союзники или хотя бы исключить из числа критиков. Как раз от него я жду критики в размере трёх моих материалов).

Есть и другой пример – небезызвестный Путник. Он не создаёт ничего. Его праведный гнев, основан на чужих мыслях. Он не пытается приподнять Украину 4-й категории до русского уровня. Нет, он пытается опустить русский народ с первой позиции на четвёртую, втоптать в грязь простодушно полагая, что тем самым сравняется с ним.

Его поведение меня не возмущает. Он мне понятен ималоинтересен. А вот он не может понять, почему, когда он говорит очевидные всем банальности относительно Российских властей и реалий мы, представители многонациональной имперской общности вместо аплодисментов и криков поддержки правдорубу постоянно его минусуем. Причём минусуем не его высказывания о, скажем, коррупции, о которой знаем больше чем он, а его лично, демонстрируя тем самым отношение к его потугам. И никогда он это не поймёт. Не тот уровень.

Теперь обсудим вопросы, которые я задал в начале материала.

- всегда ли империя зло для аборигенов, всегда ли метрополия угнетатель?

ЮАР первая по размаху экономика Африки. Это заслуга Зулусов? Или всё же Буров?

Ацтеки прекратили человеческие жертвоприношения. Сами прекратили или испанцы помогли?

После вхождения Башкирии в состав России там прекратилась многовековая междоусобица местных князьков. Кто построил на национальных окраинах империи заводы, университеты, даровал многим народам письменность? Сами казахи с тунгусами?

Что было бы на месте мощнейшей ныне Индии, если бы её не объединили англичане? Два десятка грызущихся племён уровня развития пуштунов. Кто ликвидировал секту душителей, наводившую страх на средневековую Индию?

Что произошло с бывшими колониями, из которых ушли сначала англичане с французами, а затем Советский Союз? Покажите, кто помимо стран Персидского Залива волшебным образом расцвёл, опираясь на собственные силы?

- почему при моральной оценке империи исходят из точки зрения колонии? Почему столь однобоко?

А потому, что, как уже сказано, имперским народам это не нужно. Мелко и неинтересно. Они просто не участвуют в дискуссии.

Зато очень нужно бывшим колониям. Для самоутверждения. Причём не самоутверждения путём самосовершенствования как Индия, а мелочным опусканием метрополиии (вариант Путника) до своего пещерного уровня, чтобы выглядеть не столь жалко. А может ещё и денег срубить. Так Бразилия не стесняется брать деньги с нищей Португалии.

В общем, факт существования Российской империи не только не является постыдным, как это пытаются всем внушить наши бывшие братья, но есть объект законной гордости. Причём не только русского народа, но всех народов, совместно построивших великую империю. А также представителей народов – носителей мировоззрения имперского масштаба, волей судьбы оказавшихся под властью народов – карликов.

Что такое империя и чем она отличается от обычного государства мы выяснили. Теперь давайте разберёмся, откуда, собственно, берутся империи, какие они бывают, что надо сделать, чтобы стать империей, что не надо делать, дабы не лишиться этого статуса?

1. Зарождение империи

Для наглядности рассмотрим идеальную схему, не привязанную ни к одному из существующих государств.

Предположим, соседствуют два народа носящие классические имена: Тупоконечники и Остроконечники.

Понятно, что противоречия между ними столь велики, что мирное сосуществование невозможно.

В ходе многочисленных столкновений выясняется, что Остроконечники, использующие более рискованный способ разбивания скорлупы, имеют более совершенную технику владения ножом, что даёт ощутимое преимущество в рукопашной схватке.

В итоге Остроконечники побеждают и захватывают земли соседей.

Если войну ведут кочевые племена, исход ясен – проигравшие умерщвляются дабы освободить кочевья для своих родов. Но если оба осёдлые, логика действий сложнее. Для осёдлых земля без обрабатывающего её населения ценности не представляет. Даже если захватили предмет конфликта - спорные рыбные ловы или

рудники, для заселения остальной территории могут понадобится несколько поколений и сотни лет неспешной миграции.

Поэтому после ритуальных грабежей, поджогов, убийств и изнасилований Тупоконечники либо по древней западноевропейской традиции (Рим) обращаются в рабов, либо по более поздней восточноевропейской традиции (Русь) облагаются

данью и оставляются в относительном покое.

Но это не конец истории. Это её начало.

Как внезапно выясняется, за землями Тупоконечников обретается злобное племя Вегетаров, которые люто ненавидят всех, кто предпочитает жареные свиные рёбрышки печёной брюкве. Очевидно, что и такие противоречия могут быть устранены только путём войны.

Если Остроконечники обратили Тупоконечников в рабов, они идут в бой сами. Если побеждают, то Вегетары тоже становятся рабами. Если проигрывают, Вегетары обращают в рабов и Остроконечников, и Тупоконечников.

Но если рабство не культивировалось и Тупоконечники всё ещё представляют собой значительную военную силу, им можно предложить участие в походе на следующих условиях:

Уцелевшая аристократия Тупоконечников включается в состав знати объединённой страны

Все жители получают равные права

Грабёж Вегетаров ведётся совместными усилиями на паритетной основе.

Согласитесь, такое войско сильнее рабовладельческого и судьба Вегетаров решена.

Конец? Увы, нет. За землями Вегетаров начинается вовсе невообразимое. Там обитают Головотяпы с Рукосуями. И так очень долго – века и тысячелетия.

Закономерный вопрос: А нельзя ли было всем жить мирно, а спорные вопросы полюбовно решать дипломатическими методами на международных саммитах в фешенебельных харчевнях?

Закономерный ответ: И тысячи лет назад и сегодня на примере Ливии видим: любой народ, заполучив мало-мальски заметное преимущество перед соседями, предпочитает решать вопросы силой. Переговоры ведутся только в тех случаях, когда исход прямой схватки для сторон не очевиден. К этому можно относиться как угодно, но факт остаётся фактом: это закон человеческого общества. Отрицать его то же, что отрицать закон всемирного тяготения.

Каждый народ при столкновении с соседом делает попытку подчинить его. Если удаётся, то в этом месте начинает выкристаллизовываться ядро империи. Кто-то проигрывает сразу, кто-то довольствуется малым, а кто-то создаёт континентальные и межконтинентальные объединения.

И если кто-то начинает говорить, что его народ мирный, предпочитает добиваться результата трудом, а с соседями общается исключительно уважительно, стоит проверить: возможно некогда этот народ в его амбициях был жестоко обломан, а пассионарии истреблены.

Не знаю более яркого примера, нежели Чехи. В 19 веке их за кротость и миролюбие называли «Голубиным народом». Но вы бы посмотрели на этих кротких в эпоху Гуситский войн! Чем походы Таборитов для соседних народов отличались от завоеваний Гуннов? Ничем. Разве что идеологическая накачка была совершеннее.

Зато потом, растеряв в войнах всех пассионариев буйные туры чехи стали тихие и степенные. Как волы.

Немцы с Японцами, кстати, после последнего кровопускания тоже присмирели. Да и русские в бой уже не рвутся как 50-100 лет назад. Рвутся те, кого ещё по серьёзному не обламывали.

2. Логика развития империи

Народы начинают большие войны не только в силу неуживчивого характера. (В силу характера только грабительские походы «за зипунами»). Часто к этому принуждают различные обстоятельства:

Изменение климата, когда засухи гонят степняков на новые места;

Перенаселённость, когда ресурсов страны не хватает для прокорма населения;

Нехватка полезных ископаемых, хотя эта проблема неплохо решается торговлей;

Отсутствие доступа к коммуникациям, морским и сухопутным, ограничивающие развитие государства особенно в сравнении с процветающими соседями, которые такой доступ имеют.

Но всё же ключевая проблема - слишком быстро усиливающиеся соседи, которые если не сегодня, то завтра в силу изложенных выше причин или просто ради банального грабежа всенепременно нападут.

Если учесть, что войска собираются долго, а первый отмобилизовавшийся получает стратегическое преимущество, отсюда следует логика развития империи – подчиняя окружающие народы всячески отодвигать угрозу от ядра страны даруя себе время отреагировать на внезапное нападение. Границы раздвигаются либо до естественных географических пределов, либо до границ аналогичной империи, с которой пока воевать опасно и следует договариваться. Но и в этом случае сопредельные народы и границы с ними не рассматриваются не как нечто незыблемое, а как предмет экспансии, отложенной на будущий период. А по-другому люди не умеют. И не научатся никогда. А если кто останавливался на достигнутом и закукливался намереваясь наконец-то пожить в мире и сполна насладиться плодами подвигов предков, рано или поздно

получал на границе мощную разрушительную силу.

Вспомним Римскую и Византийскую империи.

То есть внешняя экспансия империи на самом деле не признак особой жестокости и коварства титульной нации, а экстенсивный способ самозащиты путём физического отодвигания угрозы. А логика государства, как известно, может существенно отличаться от логики отдельно взятого индивидуума.

Современные империи действуют тоньше (прогресс всё-таки). Угроза отодвигается интенсивными методами, когда оккупация соседей часто проходит незаметно для последних. Но это уже другая тема.

3. Типы империй

Если государство идёт по Римскому образцу, разрастаясь колониями, оно может неимоверно разбухнуть. Разбухнуть до потери управляемости и обретения такого количества врагов на границах, что сил на сдерживание у разнеженных рабовладельцев уже не останется. Даже если рабство в чистом виде и отменено, остаются подвластные территории, пытающиеся скинуть народ-захребетник не думая о последствиях. (Тёмные века после краха Римской империи).

Но если избран путь консолидации элит разных народов, начинается процесс взаимной ассимиляции. Процесс ассимиляции отдельных племён сначала привёл к появлению Французского, Германского, Русского народов. Затем в состав наций стали включаться иные национальности. Так сегодня от Франции не отделяют себя

Бургунды, Гасконцы, Нормандцы. Англичане не делят себя на Саксов, Ютов и Нормандцев. Германия поглотила Поморских славян, сделав их большими немцами, чем сами немцы. В состав русского народа полностью влились племена финно-угров (ижора, мурома). Скольких переварили Китайцы, прежде чем обрели нынешнюю моноэтничность - один Будда знает. Эти ассимилированные народы стали полноправными имперскими. Среди их очень далёких предков уже невозможно отделить завоевателей от завоёванных. А просто предки сами завоёвывали другие народы во славу общей империи.

Империя 1-го типа. Национальная

Классическая империя – это та, где имперский народ имеет больше прав и сполна пользуется преимуществами. Это рабы для плантации и домашнего хозяйства, место в колониальной в администрации, армейская служба, в ходе которой грабить аборигенов не возбраняется, высокие доходы населения в целом за счёт ограбления

колоний, преимущество в суде, просто раздача благ.

Как уже говорилось ранее, имперский народ выступает как Римские граждане, английские саибы и прочие белые господа, Белокурые бестии и т.д.

Обратите внимание, республиканская форма правление и прямые демократические выборы никак не отменяют рабство в разной форме его проявления.

Преимущества схемы:

1. Имперский народ развивается быстрее колоний за счёт колоний, становясь для туземцев недостижимым идеалом и объектом подражания.

2. Метрополия становится промышленным, научным и политическим центром, дающим толчок развитию цивилизации в целом.

3. Имперский народ осознаёт значимость и источник собственного

благосостояния, сплочён и яростен в отстаивании привилегий. Устойчивость государства в конфликтах повышается. (имперские народы часто отличаются от соседей повышенной боеспособностью)

4. Разграбляемые колонии не в состоянии бросить реальный вызов метрополии. Бунты эффективно подавляются. (См. п.3).

5. Метрополия формирует мировоззрение, которое становится доминирующим на значительной территории на века и тысячелетия даже после исчезновения империи и ассоциируется с ним.

Недостатки схемы:

1. Не имея конкуренции, привыкнув разгонять повстанцев палками и уверовав в непобедимость, имперский народ рано или поздно расслабляется, утрачивает боевой дух, волю к победе, готовность к самопожертвованию и ищет более лёгкой жизни.

2. Это ведёт к увеличению доли колониального населения (развитие которого ранее сознательно блокировалось) в административном аппарате, что размывает его сплочённость и понижает качество управления.

3. Восхищение и подражание имперскому народу соседствует с завистью и ненавистью. Очень часто обоснованным. Всегда есть повод для бунта.

4. Изоляция колоний от метрополии ведёт к консервации культуры и воззрений. Иногда очень архаичных, тормозящих прогресс даже после обретения независимости (шаманство и трайбализм в Африке). Это понижает средний уровень развития империи и не позволяет быструю и эффективную мобилизацию ресурсов при необходимости.

5. В критический для империи момент покорённые народы могут решить, что их час пришёл. Их восстания носят национальный характер, сопровождающийся резнёй имперского народа и возвратом к доимперскому, часто безнадёжно устаревшему существованию.

Империя 2-го типа. Аристократическая.

Публицист Пётр Хомяков в этом случае использует термин «Бюрократическая». Но мне этот термин не нравится. Бюрократия лишь жалкое подобие аристократии да и заменила она аристократию каких-то сто лет назад, в то время как история аристократических империй насчитывает не одну сотню лет. Это скорее нынешнее

состояние России, нежели историческая закономерность.

Если титульный имперский народ по какой либо причине отказался от истребления или порабощения побеждённых он вполне может пойти на то, чтобы включить уцелевшую элиту в свой круг. Не мгновенно, но со временем это означает, что элита сливается в единую группу, побеждённый народ в следующем цикле выступает уже в роли имперского, сполна познающего все выгоды империи, а победители уравниваются в обязанностях с побеждёнными.

Преимущества схемы:

1. Отсутствие национального гнёта приглушает межнациональную рознь, способствует взаимной ассимиляции, межнациональным бракам, обновлению крови, снижению уровня внутренней агрессии.

2. Происходит взаимное проникновение и обогащение культур. Итог - синергитический эффект, многогранная культура впитавшая лучшее, что способен дать миру отдельно взятый народ.

3. Развитие отсталых народов ускоренным методом через внедрение более совершенной образовательной системы и приобщение к общему научному и культурному наследию подтягивается к передовым. Средний уровень населения выравнивается и резко повышается.

4. Со временем лучшие представители всех народов могут принимать равное и активное участие в управлении страной, развитии науки и техники (преимущество реализовывается с задержкой в несколько поколений).

5. Защита империи от внешнего врага дело каждого гражданина вне зависимости от национальности. Мобилизационный ресурс империи 2-го типа гораздо выше чем 1-го.

Недостатки схемы:

1. К высшей власти могут прийти лица, чей масштаб мышления не соответствует уровню империи. Управление огромным государством скатывается на решение мелких сиюминутных задач. Глобальные проблемы не анализируются, не предвидятся реакция на них неадекватная. Утрачивается видение исторической перспективы.

2. Управленческий аппарат на местах формируется из представителей местных – же народов, даже если они находятся на разных ступенях развития, что понижает общую эффективность в самом начале имперского цикла. (Стартовый проигрыш по сравнению с империей 1-го типа)

3. Местная элита сохраняет влияние в своих регионах и способна организовать и возглавить бунт или саботаж, если сочтёт выгодным лично для себя.

4. Если нет национального гнёта, носителем имперского негативного воздействия является многонациональная элита. Население же становится эксплуатируемой массой. При этом элитой не делается разница между национальностями и религиями. Перед ними все равны. Но и народы равны между собой в противостоянии элите. Примером этого может служить многонациональное Пугачёвское восстание и Гражданская война 20 века. Это делает бунты гораздо более обширными и опасными.

5. Поскольку отсталые народы ускоренными темпами подтягиваются империей по уровню развития к титульному народу страх и восхищение высшими существами в общественном сознании не закрепляется. Зато возникает иллюзия, что ошеломляющий успех есть собственная заслуга национального меньшинства. Отсюда возникает лестный миф, будто это они кормят центр (по аналогии с империей 1-го типа), хотя факты могут свидетельствовать об обратном. Дополнительный повод для сепаратизма.

Конвергенция

Как уже говорилось, национальная империя первый и самый ранний тип империи, возникший тысячелетия назад. (Междуречье, Египет, Индия). Аристократическая же явление более позднее. Она более характерна для империй ставших таковыми уже после исчезновения института рабства. Новые империи и формируются сразу в этом качестве. Но любая национальная империя по прошествии длительного времени и по мере обретения опыта и мудрости начинает трансформироваться в аристократическую.

И пример этого подаёт Рим. Вспомним: поначалу всё население Италии – Италики было бесправным поставщиком рабов. Сотни лет расширения империи сопровождались разделением на Римских граждан и прочих. Но происходило это до поры до времени. В конце концов границы империи раздвинулись до таких пределов, что собственно римский народ уже был не в состоянии обеспечивать защиту границ. И тогда права Римских граждан начали получать инородцы - союзники живущие за тысячи километров, которые и в Риме-то никогда не были. Правда с правами получили и обязанности по сохранению империи. И поначалу это действовало.

Аналогичный пример Великобритания. Великобритания 18-го века и века 20-го имеет большие отличия. Прежде всего, в части прав и свобод колоний. Вершиной конвергенции стала нынешняя практика мультикультурности. Согласно задумке национальные элиты инкорпорируются в собственно английскую, а этнические

англичане уравниваются в правах с инородцами.

Таким образом, можно вывести некую общую имперскую диалектику:

Трансформация ранней империи 1-го типа в империю 2-го типа есть закономерный исторический процесс.

В ходе трансформации империи избавляясь от старых достоинств и недостатков приобретают новые достоинства и недостатки, решая старые проблемы, но приобретая новые.

Поздние империи сразу формируются как империи 2-го типа.

Формирование поздней империи по 1-му типу – тупиковый путь.

На последнем пункте надо остановиться особо.

В 20-м веке мы имели два случая попытки формирования империи 1-го типа - Германская и Японская. Это выглядит особенно диким на фоне классических Французской и Английской империй начавших процесс трансформации.

В итоге новоявленные империи были вынуждены действовать грубыми, устаревшими, методами, что и предопределило печальный конец.

Отсюда можно сделать логичный вывод:

Построение сегодня империи 1-го типа – историческая ошибка. Грузия испытала это на себе в острой форме. Сходные проблемы имеют все новоявленные независимые государства, которые пытаются строить благосостояние на неравенстве населяющих их народов, то есть самим стать имперским народом, разом перепрыгнув через несколько этапов развития. В лучшем случае их удел облом, в худшем распад. Но точно также будет ошибкой и обратная трансформация империи из 2-го типа в 1-й. Нельзя войти дважды в одну воду. А вот в одни и те же фекалии (извините за натурализм) можно многократно.

4. Имперская психология

Логика действий империи с неизбежностью отражается и на стереотипе мышления имперских народов. Пращуры оказались сильнее окружающих народов, деды укрепляли и развивали империю. Так долго везти не может. Если империя возникла благодаря стечению обстоятельств или гению вождя, она существует максимум поколение (Александр Македонский, Атилла). Это действительно ошибка природы и такой народ не имперский, а всего лишь удачливый завоеватель. Возможно всего один раз в своей истории. Но если империя существует веками, следовательно, имперское население по ряду ключевых показателей выше завоёванных народов и это объективно, как бы соседи не пытались доказать обратное. И это превосходство веками культивировалось, закреплялось и расширялось.

У жертв империи совсем другие стереотипы и логика поведения. Как минимум это инстинкт выживания, благодаря которому уцелели их предки - спрятаться, отсидеться, переждать. Потом выждать, вдруг империя ослабнет, чтобы переметнуться к более сильному. Отсюда зависть, мелочность, комплекс неполноценности. И тем острее, чем ниже уровень, на котором стоят побеждённые народы. Для более высокого уровня мышления общество должно созреть. Обладание не тобой сделанным мобильником или автоматом не делает обладателя равным по интеллекту создателю. Равно как завоёванная независимость не наделяет победителей государственными талантами. Пример Африки более чем убедителен.

У старых стран 3-го уровня такой беды нет. Они уже перебесились, созрели, обрели мудрость, сумели благодаря этому выжить и занять своё место в мире.

Иногда очень достойное место. И они не пытаются стать империями, на генетическом уровне памятуя, чем эти попытки обернулось в прошлом. Зато пытаются те народы, которые в своём цивилизационном развитии не вышли из детского возраста.

5. Распад империи

Как мы все можем наблюдать в Париже и Лондоне, трансформация не решила старых проблем, добавив новые. Мультикультуризм провалился. Проблемы описывать нет смысла – все знают.

Да, эти страны уже формально не империи, но империи по сути. Просто скукоженные. От былого величия они унаследовали во-первых высочайшие стандарты жизни, во-вторых население колоний. Если поначалу Европа шла в колонии, то теперь колонии пришли в Европу. Трансформация всё же завершилась. Эти две страны обрели тот же облик и те же проблемы, что имел СССР в пору своего заката. Но и в России те же проблемы, ибо она – скукоженный СССР.

И не важно, что в доимперский период Европа имела более однородное население, нежели многонациональное Московское княжество.

Возникает вопрос: что это? Веяние времени и социального прогресса или историческая закономерность?

Если верить историкам, такое уже было. Где? В Риме.

Вспомним поздний Рим. Как уже говорилось Рим начал трансформацию во 2-й тип империи, раздавая гражданство налево и направо. По некоторым сведениям такое послабление сопровождалось массовой иммиграцией на Апеннинский полуосртов

переселенцев из Сирии. Эта информация может быть проверена с помощью гаплотипа:

Малоазийские Гаплотипы J1 и J2 распространены на юге страны и встречаются: В Центральной Италии у 21,5% населения, Южной - 28,5%, Сицилии 30,5%. Кстати, J2 имеют 89% ингушей и 57% чеченцев. То есть они практически итальянцы. Если бы это были потомки рабов, то были бы распространены по Италии равномерно.

Но на севере и на Сардинии их в 2-2,5 раза меньше. Известно, что промышленный и богатый Север Италии отличается об бедного Юга. Но, Север (Милан, Турин) - это Цизальпийская Галлия. Остальное население сильно разбавлено малоазийским элементом, который сегодня относился бы к мусульманам.

Выходит, то что мы сегодня видим в Европе один к одному происходило в Римской империи.

Последовательность событий выстраивается такая:

1. Национальная империя;

2. Остановка экспансии;

3. Осознание необходимости трансформации в аристократическую империю;

4. Уравнивание населения колоний в правах с метрополией;

5. Снижение качества империи в силу причин характерных для империи 2–го типа;

6. Распад империи;

7. Появление в метрополии значительного количества инородцев, получивших равные права с местным населением и привлекаемые сохраняющимся высоким уровнем жизни;

8. Снижение качества собственно метрополии;

9. Дезинтеграция метрополии;

10. Завоевание соседями;

11.Воссоединение единого государства в виде бледной тени былого величия.

В Италии этот путь занял 2 500 лет. Из них: Этап 1 – 500 лет, 2-7 – 500 лет, 8-10 – 1500 лет. (цифры очень приблизительны).

Современные империи возникли позже, когда темп жизни ускорился. Поэтому и процессы развивались стремительнее.

Сегодня бывшие метрополии находятся на 7 этапе.

Выходит, если всё будет развиваться по полной аналогии, произойдёт не только распад России, но и Англии с Францией, где мусульманское население создаст собственные государственные объединения. Что будет дальше – не знаю.

Можно ли предотвратить апокалиптический сценарий? Логично предположить, что и для Европы, и России рецепты выхода из сложившейся ситуации должны быть схожие.

Какие? Возможно, потребуются очень нетривиальные решения.

Но это тема отдельного большого разговора.

Само понятие "империя" (Imperium) пришло от римлян, которые так называли отражение высшей государственной власти, принадлежавшей народу, в полномочиях сначала царей, затем старших магистратов, то есть консулов, преторов, диктаторов, проконсулов, пропреторов, префекта городского и преторианского, цензоров. Младшие магистраты империи не имели. Империя магистрата в зависимости от ее вида давала широкие военные и гражданские полномочия. Высшая степень империи давалась в республике только диктатору Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. - М,: Маркет ДС, 2007. - С. 78. . С течением времени смысл понятия "империя" изменился, так стали называть территорию, на которую распространяются правомочия, связанные с этой властью.

В науке существуют сложности в определении понятия "империя". К примеру, в энциклопедии Британика тридцатилетней давности в соответствующей словарной статье приводилось перечисление великих империй. Энциклопедия отказывалась от общего определения. В последние десятилетия феномен империи стал предметом самостоятельных исследований. Ученые, работающие в этой области, говорят о возникновении особой дисциплины - империологии. Однако, проблема общезначимого определения данного понятия не решена до сих пор. Дело в том, что империя - сложный феномен. Она имеет как субъективно внутреннее, так и объективное внешнее измерение. Точно так же обстоит дело с понятием "свобода". С одной стороны, свобода понимается как некоторая характеристика человеческой личности описывающая духовное измерение человека. С другой - свобода имеет измерения внешнее, понимается как сущность юридически-правовая детерминированная социально.

С понятием "империя" происходит нечто подобное. В самом общем смысле империя определяется как крупное многонациональное, а вернее полиэтническое государство, возникшее в результате военной экспансии и объединенное сильной централизованной авторитарной властью Грачев Н.И. Государственное устройство и суверенитет в современном мире: вопросы теории и практики. Волгоград, 2009. - С. 134. .

В.А. Иноземцев определяет империю как политическую систему, которая отличается в первую очередь жестким разграничением центра и периферии, а также четким пониманием господства и подчиненности, то есть центра и зависимых территорий Иноземцев В.А. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль. - 2009. - № 1. - С. 27. .

В политологии империя представляет собой одну из исторических форм монархических государств. Понятие имперской власти трактовалось как сосредоточение государственного суверенитета, "высшее" политическое единство. Имперская политика ассоциировалась с высокой централизацией власти в больших государствах, независимых от какого-либо внешнего политического влияния Политология для юристов / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юрист, 2009. - С. 112. .

Но это внешние определения. Идеологи империи отстаивают духовную, а вернее идеологическую суть империи. Если вывести за скобки империи древности (Ассирийскую, Персидскую, Римскую на первом этапе ее существования), то, начиная с эпохи монотеистических религий, империя это Идея Рибер А. Сравнивая континентальные империи //Российская империя в сравнительной перспективе. Сб. статей / Под ред. А.И. Миллера. М., 2007. - С. 34. .

Империя возникает в тот момент, когда большие массы людей уверуют в некоторую идею, притязающую на статус универсальной истины и принимают решение создать праведное и справедливое общество. А дальше они несут эту идею до краев Вселенной, навязывая ее всем тем, кто еще пребывает в косности неведения. Идея универсальной империи мыслится ее адептами как всемирная. Цель империи - приобщение народов, спасение души подданных. В IV веке, в эпоху между императорами Константином и Феодосием, Римская империя как силовая модель интеграции опирающаяся только на силу и блага цивилизации обручились с Идеей. С тех пор разворачивается история универсальных империй. Универсальной империей была Византия. По этой модели строился Халифат, империи Габсбургов, Московия, СССР.

Империями назывались Римское государство (30 г. до Р.Х. - 395 г.), позднее - Западная Римская империя (395-476 гг.) и Византия (395-1453 гг.), Франкское государство (начиная с коронации Карла Великого в 800 г.), Священная Римская империя германской нации (962-1806 гг.).

Россия называлась империей с 1721 по 1917 год, Франция - в 1804-1814, в 1815 и в 1852-1870 гг., Австрия - с 1804 (с 1868 - Австро-Венгрия) по 1918 год, Германия - с 1871 до 1918 года.

Империями были Мексика в 1821-1822 и в 1863-1867 гг., Бразилия в 1822-1889 гг. В 1804-1806 гг. называл себя императором монарх Гаити.

В 1858 году, после упразднения формально существовавшей в Индии империи Великих Моголов, титул императора был перенесен на английского короля, Великобритания стала именоваться Британской империей. С точки зрения формы правления империями были Оттоманская Турция до революции 1922 года, Китай - до революции 1912 года, Корея с 1897 года и до ее присоединения к Японии в 1910 году. Япония до сих пор остается империей.

Помимо традиционных империй, есть еще один класс империй - империи колониальные. Их создавали нормальные буржуазные нации. Колониальная империя - политическое предприятие, предполагающее коллективную эксплуатацию колониальных территорий в интересах нации, создавшей такую империю. Одна из отличительных особенностей колониальных империй - территориальная разделенность колоний и метрополии. Колониальные империи создали Голландия, Англия, Франция. Есть и более сложные случаи, скажем, Испания и Португалия. Это были вполне средневековые государства создавшие традиционные империи, которые вдохновлялись принципом религиозной истины. В Испании и Португалии нации начали формироваться лишь на закате империи. Классические колониальные империи формировали собственную мифологию, говорили о "бремени белого человека", который несет покоренным народам блага цивилизации. Но все эти построения не идут в сравнение с идейными комплексами универсальных империй.

К началу ХХ века большая часть территории земного шара и большая часть ее населения жили в имперских границах. В течение века рассыпались традиционные империи, рассыпались империи колониальные

Итак, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

империя форма государство власть