Опасный союз. Когда предложение простое

Врачи центра интервенционной кардиологии, то есть кардиологии, стремящейся к минимально инвазивным (щадящим) методам, Сибирского федерального биомедицинского исследовательского центра им. акад. Е.Н. Мешалкина часто используют в своей практике нестандартные подходы к лечению сердечных патологий. Например, фибрилляцию предсердий хирурги центра при помощи известного в косметологии яда ботулотоксина, и таким образом предотвращают развитие аритмии. Или работают над созданием кардиостимуляторов, которые можно будет прикреплять на ухо вместо того, чтобы имплантировать под кожу.

Основной вектор развития центра направлен на изучение до конца не разгаданной по своему функциональному статусу автономной нервной системы (АНС), которая, если говорить образно, похожа на осьминога, чьи щупальца идут ко всем органам человеческого тела и регулируют их работу. АНС работает по принципу обратной связи: благодаря тому, что ее нервные волокна присутствуют в различных органах и тканях, она «узнает» о сбоях в них и «рапортует» об этом головному мозгу, который затем старается решить проблему.

Об инновационном методе лечения желудочковых нарушений ритма сердца путем воздействия на автономную нервную систему, клинических исследованиях и первых результатах рассказал ведущий научный сотрудник Центра интервенционной кардиологии, доктор медицинских наук Александр Борисович Романов.

«Желудочковые нарушения ритма сердца могут быть врожденными или приобретенными – возникающими, когда существует структурная патология сердца, например, в результате образования рубца после перенесенного инфаркта миокарда. Но это всегда жизнеугрожающие виды аритмии, и без помощи специалистов или неотложного лечения пациент может умереть за полминуты.

На сегодняшний день такую аритмию лечат медикаментозно или хирургическим путем – проводя плановую на открытом сердце, например, аортокоронарное шунтирование, заодно убирают рубец, – участок, вызывающий аритмию. Еще один хирургический метод, который практикуем мы, – интервенционный или метод радиочастотной абляции. В левый желудочек вводят специальный катетер, затем с помощью различных 3D-систем создается «рельеф» внутренней поверхности сердца, определяются зоны аритмии, и активность этих патологических зон «гасится» радиочастотной энергией – электрическим током высокой частоты. Это идеальная картина – мы всем помогли, все здоровы.

Но есть пациенты, их порядка 10–20 процентов от всех пациентов, страдающих желудочковыми аритмиями, которым не помогают ни медикаменты, ни хирургические способы лечения. Дело в том, что рубец на сердце может иметь очень сложную структуру, и тогда даже самая суперсовременная навигационная система, показывающая внутренний контур сердца с точностью до миллиметра, не может точно определить зону аритмии. Что делать?

Еще с 1990-х гг. таким пациентам имплантируют прибор под названием кардиовертер-дефибриллятор. Это экстренный «сторож» аритмии; в случае возникновения аритмии прибор распознает ее и наносит шоковые разряды через электроды, установленные в сердце (само устройство имплантируется под кожу). Но такой сторож не лечит болезнь, он только предотвращает ее фатальные последствия. При этом пациент может жить полной жизнью, но частые разряды тока не полезны для сердечной мышцы, они делают ее дряблой и приближают развитие сердечной недостаточности.

Около десяти лет назад в клиническую практику была внедрена инновационная технология – ренальная денервация, малоинвазивное оперативное вмешательство, результат которого – прекращение проведения нервных импульсов по определенным нервным волокнам почек. Волокна АНС в почках проходят по наружной поверхности почечной артерии, затем заходят внутрь и проникают в просвет сосуда. Через пункцию в бедренной артерии в каждую почечную артерию вводится специальный баллон, на поверхности которого находятся электроды, которые позиционируются в просвете артерий. Далее на стенку сосуда, где находятся нервные волокна, наносится серия воздействий радиочастотным током продолжительностью 30 секунд и мощностью 0,5–1 Ватт при температуре 70 °C. Такое воздействие блокирует проведение нервных импульсов по волокнам АНС – достигается денервация.

Сначала этим способом лечили пациентов с артериальной гипертонией. Экспериментальные работы показали, что прерывание идущих из почек нервных импульсов АНС, сигнализирующих мозгу о повышенном артериальном давлении, ведет к снижению артериального давления. Оставшись «без связи», почки начинают «думать», что давление на самом деле нормальное, исходя из этого нормализуются показатели ренин-ангиотензин-альдостероновой системы – системы ферментов и гормонов, участвующих в регуляции артериального давления, то есть – водного и электролитного баланса. В итоге в мозг идут сигналы о том, что с давлением все в порядке, и он, в свою очередь, принимая сигнал, соглашается – в порядке, так в порядке. То есть, результат достигается прерыванием патологической обратной связи, когда почки и мозг взаимно «накачивают» друг друга информацией о том, что «все плохо».

В 2012 г. мы применили эту технологию для лечения сначала фибрилляции предсердий, потом – для лечения резистентной артериальной гипертензии. Мы проводили традиционное для этой патологии оперативное интервенционное вмешательство и одновременно выполняли ренальную денервацию. Получив хороший результат на этом типе аритмий, – лучший, чем в группе контроля, где было только традиционное вмешательство, мы решили использовать данную технологию и для лечения желудочковой аритмии. Тем более, что в экспериментальных работах ренальная денервация при желудочковых аритмиях доказала свою безопасность и эффективность.

На сегодняшний день опубликованный мировой опыт лечения пациентов этим методом составляет 27 пациентов. У нас уже сейчас проведено 29 операций, и все они прошли успешно. Пациенты будут наблюдаться в клинике как минимум год. Наш опыт входит в состав международного клинического исследования по изучению эффективности метода ренальной денервации в лечении жизнеугрожающих форм аритмии сердца. Исследование началось в феврале 2016 г., официальные результаты будут анонсированы в 2018 г., но предварительные данные уже сейчас обнадеживают. В этом исследовании участвуют десять клиник – наша, восемь американских и клиника из Чехии. В исследовании будут участвовать порядка 500 пациентов.

Уникальный опыт хирургов Сибирского федерального биомедицинского исследовательского центра им. акад. Е.Н. Мешалкина в лечении тяжелобольных пациентов был представлен на 11-м Международном симпозиуме, посвященном лечению желудочковых аритмий, прошедшем в Нью-Йорке (США) 7–8 октября 2016 г.

Для доказательства эффективности новой технологии лечения 29 успешных операций, конечно, мало. Необходимо учитывать, что мы только начали работать в этом направлении, и максимальное время наблюдения пациентов пока составляет всего шесть месяцев. Когда число пациентов, к которым будет успешно применен этот вид лечения, приблизится к цифре 500, только тогда мы сможем говорить об успехе в масштабах доказательной медицины и внедрять технологию в клиническую практику.

Новый метод не отменяет стандартных способов лечения аритмий. Мы предлагаем нестандартную методику, только если они не помогают. Адекватная медицина построена по принципу «от простого к сложному». Когда к нам приходит человек с нарушением ритма сердца, ему сначала назначают антиаритмические препараты. Если они не помогают, проводят оперативное вмешательство, и только если и это не помогает, мы предлагаем вмешательство по новой технологии.

Специалисты клиники Мешалкина используют много нестандартных методов лечения патологий сердца, все они безопасны и эффективны. Разумеется, если проблем в коррекции какой-то патологии нет, то и незачем искать новые подходы. К примеру, есть врожденное нарушение ритма сердца, которое мы лечим с эффективностью 95–98%. Зачем изобретать велосипед? Но если эффективность 50%, даже если 70%, если треть пациентов не выздоравливает? Тогда нужно искать в других направлениях, исследовать и тестировать новые подходы. Этим мы и занимаемся. В частности, ищем возможности малоинвазивного воздействия на автономную нервную систему, изучаем ее функционал, связь с сердечными патологиями. Стараемся улучшить процесс визуализации, чтобы во время операций видеть конкретную точку воздействия.

Хорошая визуализация и щадящее воздействие – такой мы видим кардиохирургию будущего».

Подготовила Татьяна Морозова

Сегодня на Украине правит беззаконие и произвол, нарушаются права человека, льётся кровь, царит ненависть, пропагандируется оголтелая русофобия. А это не что иное, как неофашизм. И всё это происходит при активной финансовой, политической и информационной поддержке либерально-демократического Запада под непосредственном руководством США
Как же случилось, что либералы всего мира, похваляющиеся преданностью своим демократическим традициям, выступили в качестве руководящей и направляющей силы, фашистского переворота?

И это неоспоримый факт. Фактом также является и то, что попытки России остановить кровавый разгул фашистского переворота, вызвали всплеск враждебного отношения к России. Они начали принимать в отношении России различные дискриминационные меры, и даже шантаж всевозможными запретами и свертыванием двухсторонних отношений.

Почему же либерал-демократы натовских стран выступили единым фронтом с откровенно фашистскими организациями Украины в совершении государственного переворота и насильственного захвата государственной власти на Украине.

То, что главной целью этого мятежа была не Украина, а Россия. Это ни у кого из здравомыслящих людей сомнения не вызывает.
То, что Крым оказался в России, а не в качестве военной базы НАТО, вызвало еще большее раздражение и озлобление.
Натовцев больше беспокоит возрождающаяся Россия. Своей честной и открытой внешней политикой она начинает вызывать раздражение и злобу у западных политических элит, прячущих свою ложь и лицемерие за, так называемую, политкорректность.
Та Россия, которую они видят сегодня, уже не вписывается в их идеологию господства над миром так называемого «золотого миллиарда». Ради этого они готовы пойти на любые преступления, любую ложь, любое лицемерие и любые союзы.

Но это мнение хорошо только на первый взгляд. Вспомним, что говорили древние римляне: «скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты».

Если они (либералы и фашисты) пошли вместе на совершение преступного деяния значит, их объединяла какая-то общая цель.
С бандеровскими выродками всё понятно, тут нет вопросов - фашист есть фашист. В данном случае это, прежде всего нацист, заострённый на русофобию.

А кто же такие натовские либерал-демократы, как их классифицировать, если они слились с фашистами. Ведь если ты готовишь боевиков в чужой стране для совершения государственного переворота в ней и знаешь, что твои подопечные исповедают фашистскую идеологию, а ты продолжаешь сотрудничать с ними, то мы с полным правом можем утверждать, что ты сам такой же .

Так оно и есть. Натовские либерал-демократы и фашисты-бандеровцы - братья по крови и отличаются друг от друга только внешней формой и риторикой.
Их объединяет одно ненависть к религии. Сегодняшние события на Украине есть попытка натовских сил нанести очень чувствительный удар по России, которая связывает своё возрождение с возрождением Православия.
Именно это и вызывает у врагов России особую озлобленность. Для этого они готовы пойти на союз с кем угодно, а уж с братьями по духу, тем более. Хочу ещё раз подчеркнуть, что наши западные оппоненты бьются сегодня за то, чтобы не было России, а, именно, православной России.

Они хорошо понимают, что либеральную Россию можно постепенно подмять под себя, а православную Россию им не одолеть.

Западные либералы всё больше проявляют в себе элементы фашистской идеологии и политики.
В этом вопросе сошлёмся на известного апологета рыночного капитализма, которого невозможно заподозрить в желании опорочить обожаемый им рыночный глобализм. Это Джордж Сорос.

В одном из своих трудов «Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм» Сорос пишет: « Самая большая опасность для свободы и демократии в современном мире исходит от далеко не священного союза государства и бизнеса. Явление это не новое. Когда-то его называли фашизмом и оно было характерно для Италии Муссолини, а также в той или иной степени, для гитлеровской Германии, франкистской Испании и салазаровской Португалии. В наши дни оно принимает самые разные формы » .

Скажем ему спасибо за столь ценное признание того, что либеральная идеология всегда беременна фашизмом, что ростки фашизма постоянно прорастают в ней и ждут своего часа, чтобы выйти наружу и раскрыть истинное лицо лживого и лицемерного либерала.

1. Какие союзы мы называем опасными?

Однажды в журнале для школьников мы предложили ребятам найти в любом тексте страницу без союзов и, да (в значении и ), или, пообещав победителям подарок. Пришлось нам рассылать подарки. Правда, победителей было немного.

Попробуйте сами найти такой отрывок, и вы убедитесь, как часто эти повторяющиеся или одиночные союзы употребляются в нашей речи. Особенно союз и.

Главными героями этой главы будут одиночные сочинительные союзы и, да (= и), или. Мы их назвали «опасными».

Почему? На этот вопрос мы будем отвечать вместе с вами.

Прочитайте предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно. Определите, что в них соединяют сочинительные союзы и, да (= и), или.

1. Вставали волны так же до небес, и ветер выл, и пена клокотала. (А.Кушнер)

2. В зеркальных водах качались сосны и плыли грустные серые облака. (Д.Гранин)

3. Гремела атака, и пули звенели, и ровно строчил пулемет. (М.Светлов)

4. И поля цветут, и леса шумят, и лежат в земле груды золота. (П.Никитин)

5. Пока я приносил в дом дрова и пока Наталья разводила в печке огонь, дети играли во дворе в салочки.

6. Когда наступила зима и дом завалило снегом, по ночам раздавался волчий вой.

7. На стадионе развевались красные знамена и играла музыка.

8. Учитель еще раз произнес слова одобрения и надежды.

Как видите, эти сочинительные союзы могут соединять и однородные члены, и части сложных предложений.

Подумайте, в каких из рассмотренных предложений вы можете объяснить наличие или отсутствие запятых при этих союзах, а в каких пока что не можете. Перед предложениями, в которых не можете объяснить знаки, поставьте значок – (минус).

Надеемся, что не вызвало трудностей объяснение постановки запятых при однородных членах, соединенных как одиночными, так и повторяющимися союзами.

Очевидно, вы справились и с объяснением запятых, стоящих между частями сложных предложений, соединенных повторяющимися союзами.

Теперь начертите таблицу и запишите в нее соответствующие номера предложений.

Могу объяснить
постановку запятых

Не могу объяснить
отсутствие запятых

Обратили ли вы внимание, в каких предложениях – простых или сложных – возникают трудности? Одиночные или повторяющиеся союзы стоят между частями сложных предложений?

Итак, трудности возникают только при постановке знаков препинания в сложных предложениях, части которых соединены одиночными союзами и, да (= и), или.

Вот почему мы назвали эти союзы опасными.

2. Знаки препинания при однородных членах, соединенных союзом И

В стране воспоминаний

Прежде чем рассказывать об одиночных опасных союзах, наведем порядок в том, что вы уже знаете. Запишем эти знания в виде самоинструкции.

Самоинструкция

1. 1. Прочитайте начало фантастического рассказа Т.Крюковой «Битва», в котором действуют выдуманные существа: гоблины, орки, бронированные ящеры. Включите мысленный экран.

Восходящее солнце щедро залило светом холм и равнину и два войска застывшие в ожидании битвы. Возле холма равнина пестрела черно-желтыми знаменами и белыми штандартами и разноцветными вымпелами Объединенного королевства. С другой стороны, неподалеку от леса, синие знамена и лазурные стяги Заречья. Король стоял на холме и взирал на свое воинство. В нем бок о бок сражались и люди и горные орки и лесные гоблины наездники на ящерах покрытых панцирями и рыцарская конница. Король рассчитал с какой последовательностью вводить войска в бой: орочья орда и неуязвимые ящеры гоблины и людская конница. Все было не раз обдумано и просчитано и выверено . И король и его полководцы не сомневались в успехе.

1.2. Как вы думаете, картину, увиденную вами на мысленном экране, можно расположить на одном полотне или надо создать несколько кадров фильма? На этой картине все находится в движении? Или неподвижно, статично?

1.3. Перепишите текст, по ходу письма делая графический разбор и расставляя недостающие знаки препинания. Не забывайте соответствующе подчеркивать любой обособленный второстепенный член предложения.

1.4. Объясните правописание выделенных слов.

2. Перепишите предложения, по ходу письма расставляя знаки препинания. Над однородными членами ставьте арабские цифры, а союз и выделите кружочком.

1. В парке росли розы пионы ирисы.
2. В парке росли и розы и пионы и ирисы.
3. В парке росли розы и пионы и ирисы.
4. В парке росли розы и пионы, ирисы и тюльпаны.
5. В парке росли цветы розы и пионы и ирисы.
6. Цветы розы и пионы ирисы и тюльпаны росли в парке.

1. Человек наделен разумом и творческой силой чтобы приумножить то, что ему дано.

2. Всем сердцем люблю я леса их сдержанный голос и шум потаенный и пущи глухие и в них буреломы где тучи гудели под гулкие громы роняя дождей паруса.

3 .1. Перепишите текст, расставляя по ходу письма недостающие знаки.

Профессор Гиляровский был крепыш и силач весельчак остряк и затейник с поступками оригинальными и весьма неожиданными. Еще молодым человеком Гиляровский ушел в народ и нанялся он простым рабочим на волжский завод. Потом в кавказской армии воевал с турками и получил за храбрость Георгия 1 потом оказался актером где-то на провинциальной сцене и газетным репортером и поэтом и автором хлестких фельетонов из газетной жизни.
Владимир Алексеевич был человеком таких разнообразных качеств что не зря про него говорили что будто он и швец и жнец и на дуде игрец. Дядя Гиляй так звали его многочисленные приятели одновременно дружил с очень разными людьми писателями и актерами пожарными беговыми наездниками клоунами из цирка европейскими знаменитостями и пропойцами Хитрова рынка бывшими людьми. Гиляровский написал несколько интересных книг: это личные воспоминания о разных встречах и знакомствах и рассказы о старой Москве. Умер Гиляровский в глубокой старости: ему было 82 года.

(Н.Телешов. «Записки писателя»)

3.2. Объясните правописание слов с фонемами в слабой позиции, а правописание слов, которые проверить нельзя, запомните.

4 .1. Предскажите по отрезкам структуру предложения и общий смысл. Помните, что у отрезка может быть два и более варианта.

1. Мы сразу же полюбили его за скромность и деликатность и эта дружба...
2. Непроглядная тьма лежала там и я с размаху...
3. Среди московского снега заиндевелых бульваров окон заросших льдом и...
4. Мама почему-то была встревожена отъездом отца и...

4.2. Перепишите отрезки и расставьте в них знаки препинания. Придумайте примеры, продолжив отрезки. Если отрезок можно продолжить не одним вариантом, а большим количеством, напишите их все.

3. Знаки препинания между частями сложных предложений, соединенных одиночными опасными союзами

Между частями сложных предложений, соединенных одиночными опасными союзами, в одних случаях запятая ставится. В других – не ставится.
Почему?
Чтобы не поставить пунктуационный знак между частями сложного предложения, нужны серьезные причины. И они, конечно, есть.
Дело в том, что иногда у таких частей сложного предложения есть общая синтаксическая единица, общий элемент. Он относится не к какой-либо одной части предложения, а сразу к обеим. Поставив запятую между частями, мы поселим общий синтаксический элемент только в одну из частей сложного предложения. И тогда исказится смысл всего высказывания.
Сейчас мы начнем создавать самоинструкцию, с помощью которой вы сможете правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении, части которых соединены одиночным опасным союзом.

Самоинструкция

Перепишите самоинструкцию в тетрадь.

Чтобы продолжить ход рассуждений, надо установить, что же может быть у частей сложного предложения общего.

Первый случай

Рассмотрим предложение.

Когда происходило то, что сказано в обеих частях сложносочиненного предложения?

Оказывается, то или другое происходило по вечерам. Как видите, у этих частей есть общий второстепенный член – обстоятельство времени по вечерам. Если мы поставим запятую, станет неизвестно, когда же к Петру Ивановичу приходили дети.

Проделайте такую же работу с предложением

Какое это предложение:

Укажите, каким членом предложения является общий для частей сложного предложения второстепенный член.

если у частей сложного предложения есть общий второстепенный член, то перед одиночными опасными союзами и, да (= и), или запятая не ставится.
А если у частей сложного предложения нет общего второстепенного члена, то запятая перед опасными союзами ставится.

Сравните два сложносочиненных предложения. Для этого проанализируйте каждое из них. Расставьте знаки препинания.

Солнце закатилось и ночь последовала за днем почти без промежутка... (М.Лермонтов) На следующий день я отпечатал все снимки и Аня забрала их.

Вот как будут выглядеть их схемы:

Перепишите таблицу вместе со схемами.

5 .1. Прочитайте продолжение фантастического рассказа «Битва». Читая, позовите на помощь воображение.

Король взмахнул рукой раздался звук рога и сразу вслед за этим войско всколыхнулось и медленной лавиной двинулось вперед. Пронзительный орочий визг разнесся над равниной и земля содрогнулась от топота бронированных ящеров. Со стороны леса раздался грозный стук барабанов и синей волной хлынула рать противников словно кто-то открыл невидимый шлюз.

5.2. Сравните первый отрывок со вторым и скажите, в каком из них картина статична, неподвижна, а в каком – все находится в движении? Можно ли эту картину изобразить на одном художественном полотне или надо создать несколько кадров фильма?

5.3. Перепишите отрывок, по ходу письма проделайте графический разбор предложений и расставьте знаки препинания. Начертите схемы всех предложений.

6 .1. Прочитайте отрывки из стихотворений М.Лермонтова. Перепишите, делая графический разбор предложений и расставляя знаки препинания.

1. По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц и звезды и тучи толпой
Внимали той песне святой.

2. Русалка плыла по реке голубой
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.

3. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

6.2. Выучите отрывки наизусть и подготовьтесь к письму по памяти.

Если вы все сделали правильно, следующее задание можете пропустить. Если ошибки были, выполните задание 7, а потом переходите к следующему.

7. Положите на страницу прозрачную пленку и сделайте синтаксический разбор предложений. Расставьте знаки препинания.

1. И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды
И пращ и стрела и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...

(А.Пушкин)

2. Лишь изредка олень пугливый
Через пустыню пробежит
Или табун коней игривый
Молчанье дола огласит.

(А.Пушкин)

3. Не проходи мимо горя чужого
Рядом оно или где-то в глуши.
Людям так хочется доброго слова
Доброго взгляда и доброй души.

(А.Дементьев)

4. История науки это история мысли ее приключения и они бывают не менее привлекательными, чем приключения отдельного человека. (Д.Гранин)

8 . Прочитайте рассказ.

Однажды на луг попал желудь и пророс.
Из земли показались два резных листочка и луговые травы заметив незнакомца заинтересовались.
– Ты кто? – спросила кислица.
– Дуб, – сказал новорожденный дубок.
– Дуб? Это же просто смешно. Таких дубов не бывает и потом это наш луг. Мы растем здесь испокон веков и тут не место всяким выскочкам, – хором закричали куриная слепота и осот и крапива и иван-да-марья и лопух и все остальные.
Посовещавшись травы решили поставить чужака на место и нарочно раскидывали листья затеняя дубок и загораживая солнце. В этот год крошечному деревцу пришлось тяжко и на следующий было не лучше. Травы смеялись над дубом, да и как не смеяться если ростом он был меньше ладошки и даже подорожник смотрел на него сверху вниз. Все дружно старались заглушить нахаленка возомнившего что он дуб. К осени им показалось что это почти удалось. И отлютовала зима и весна зажурчала ручьями и произошло чудо. Дубок ожил и на тонком прутике снова появились листочки. Деревце росло очень медленно, и, когда прошло пять лет, дубок едва высовывался макушкой из осота.
И пригревало солнце и шумели дожди и увядали травы и снег заботливо укрывал луг от холодов. Прошло много лет. Дуб вырос большим раскидистым красавцем и росшие под его сенью травы им очень гордились. Что и говорить, не на каждом лугу есть свой дуб. И кислица и ковыль и одуванчик и мокрица все называли его не иначе, как наш великий дуб. Сменилось много поколений трав и никто из них не помнил как когда-то все пытались погубить маленькое деревце.
А что же дуб? Он позабыл обиды и помнил лишь то что сумел преодолеть все трудности.

(Т.Крюкова)

8.1. Как вы думаете, только ли о дубе этот рассказ?

8.3. Объясните все знаки препинания в этом тексте.

Второй случай

Продолжим наш разговор об одиночных опасных союзах. Сейчас вы откроете второй случай, когда между частями сложного предложения, соединенных одиночным опасным союзом, запятая не ставится. Вы снова должны найти у частей сложного предложения общий синтаксический элемент.
Прочтите предложение.

Соловьев как-то остро почувствовал, что по-прежнему сидит в седле и что впереди него колышутся в седлах бойцы его отряда.

Подумайте, какое это предложение:
сложносочиненное, или сложноподчиненное,
или сложное предложение с сочинением и подчинением?
Теперь задайте вопрос от главной части к придаточной.
Как видите, 1) от сказуемого в главной части почувствовал к обеим придаточным задается один и тот же вопрос: что почувствовал Соловьев? и 2) обе придаточные части относятся к главной – она для них общая.
Такие части сложноподчиненного предложения называются однородными придаточными.
Следовательно,

если в сложном предложении у главной части есть однородные придаточные, соединенные одиночным опасным союзом, между придаточными запятая не ставится.

Обратите внимание: однородные придаточные ведут себя так же, как однородные члены, соединенные одиночным опасным союзом.
Вот вы и открыли второй случай, когда между частями сложного предложения, соединенными одиночным опасным союзом, запятая не ставится.
Вот как будет выглядеть схема таких предложений:

А если в сложном предложении нет однородных придаточных, соединенных одиночным опасным союзом, между частями такого предложения запятая ставится.

9 . Прочитайте продолжение рассказа Т.Крюковой «Битва». Описание в тексте начавшегося сражения представьте на мысленном экране. Без этого вы не сможете понять происходящее.

Король наблюдал как две стихии неслись навстречу друг другу и как зелень равнины стремительно сжималась под их натиском. Глядя на не ведающих страха орков и мощных ящеров он понимал что люди не устоят и исход битвы предрешен еще до начала. Скоро два войска схлестнулись и орочья орда влилась в синее море людских туник. Воины Заречья однако устояли и отрубленные от основного войска желто-черные щупальца сгинули в синеве. Словно по сигналу орки откатились назад. Король дал отмашку и в бой вступила вторая очередь. Когда гоблины-наездники направили в людскую гущу ящеров и когда воины Заречья стали лицом к лицу с гигантскими рептилиями люди дрогнули.

9.1. Работайте с прозрачной пленкой, на которой расставьте знаки препинания и подчеркните обособленные второстепенные члены.

9.3. Постройте схемы всех предложений.

Если у вас не было ошибок, следующее задание можете пропустить. Если ошибки были, выполните сначала задание 10, а потом переходите к следующему.

10.1. Положите на страницу листок бумаги (движок) и, постепенно сдвигая его, попробуйте предсказать в предложении расстановку знаков препинания.

ДРЕВНИЕ РУКОПИСИ

Древние рукописи и надписи рассказывают о том как жили люди в давние времена и как они представляли себе окружающий мир. Расшифровка текстов которые написаны тысячи лет назад и язык которых утерян требует огромного труда. Ученые многих стран искали способ прочесть письмена народа майя который жил в Америке до нашествия европейцев и который создал высокую культуру. Во времена конкистадоров (испанских завоевателей) народ майя был порабощен и древние города разрушены. Испанцы уничтожили многие памятники и сожгли на костре большое количество рукописей. Но в XIX веке города были раскопаны и некоторые рукописи найдены. В течение ста двадцати лет исследователи пытались прочитать рукописи майя и лишь в 1961 году русские ученые сумели расшифровать таинственные письмена.

10.2. Постройте схемы предложений.

10.3. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

11. Прочитайте текст. Постройте схемы предложений, не забывая на схеме расставлять знаки препинания.

Некоторые народы в древности считали что имена людей наделены магической силой и что они могут влиять на судьбу человека. Поэтому во многих культурах людям при рождении давали два имени одно из которых держали в секрете чтобы никто не мог использовать его во вред человеку и никто не мог приобрести власть над ним.

12. 1. Прочитайте текст. Определите, есть ли в каждом из предложений текста какой-либо общий синтаксический элемент. Если есть, то какой.

В Монголии весьма популярна игра в шахматы и насчитывается свыше 5000 организованных шахматистов. Но в этой игре правила имеют некоторые особенности и конь не может поставить мат противнику. Монголы считают что конь друг человека и что он не может вредить человеку.

12.2. Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

ПЕРЕМЕНА

Знаете ли вы, откуда взялось слово халява и что обозначает это слово? Оно возникло в старину и обозначало широкие голенища сапог. В давние времена небогатые гости, когда они оказывались за обильным столом, потихоньку прятали часть угощения в сапоги. Когда человек в этих сапогах приходил домой, он доставал добычу и семья угощалась на халяву .

13 .1. Поработайте предсказателями. По отрезку установите его общее содержание и синтаксическую структуру. Помните, что у отрезка может быть два или более варианта.

1. Девочка сошла с поезда и поискав кого-то на перроне...
2. Я рассердился сказал что я уже взрослый и...
3. Занавес поднялся и...
4. Бабочка садилась на сухую траву перед окном и немного посидев возвращалась...
5. Солнце проникало через световой люк иллюминатора и...

13.2. Продолжите отрезки до предложений.

Например, так: 1) Девочка сошла с поезда и, поискав кого-то на перроне, пошла вдоль пока что стоящих вагонов. Или: 2) Девочка сошла с поезда, и, поискав кого-то на перроне, навстречу к ней бросились друзья.

Откройте тетрадь с самоинструкцией и продолжите ее заполнение. В графе «есть общий элемент» запишите:

1) общий второстепенный член,
или
2) при главной части однородные придаточные,
или
3)...

Третий случай

Чтобы открыть этот последний случай, перепишите в тетрадь предложения и сделайте их графический разбор.

Когда мальчики наконец вошли в село, в нем не было ни одного огня и все спали.

Какое это предложение:
сложносочиненное, или сложноподчиненное,
или сложное предложение с сочинением и подчинением?

Построим схему этого предложения:

Как вы видите, в этом сложном предложении есть придаточная часть, которая одновременно относится к двум частям, находящимся в сочинительной связи: в нем не было ни одного огня и все спали.

Когда это было? Когда мальчики наконец вошли в село.

Если мы поставим между частями этого предложения перед союзом и запятую, мы отнесем придаточное только к одной из главных частей. И будет непонятно, когда же все спали.

Откройте тетрадь с самоинструкцией и закончите ее.

3) общее придаточное при двух частях,
соединенных сочинительной связью.

если в сложном предложении есть общее придаточное при двух частях, соединенных сочинительной связью, между такими придаточными запятая не ставится.

Окончательный вариант самоинструкции «Знаки препинания при опасных союзах и, да (=и), или».

Самоинструкция

14. Подумайте и ответьте на вопросы.

Что надо проверить:
I. Если предложение
1) сложносочиненное, и
2) состоит из двух частей, и
3) части соединены одиночным опасным союзом.
II. Если предложение
1) сложносочиненное с подчинением и
2) части, находящиеся в сочинительной связи, соединены одиночным опасным союзом.

15 . В каком из приведенных ниже примеров знаки препинания поставлены верно? Обоснуйте свой ответ графически.

1.1. Двое рабочих стоя на крыше, сбрасывали вниз уголь, и не останавливаясь ни на минуту, двое других рабочих отгребали его в сторону.

2. Двое рабочих, стоя на крыше, сбрасывали вниз уголь и, не останавливаясь ни на минуту, двое других рабочих отгребали его в сторону.

3. Двое рабочих, стоя на крыше, сбрасывали вниз уголь, и, не останавливаясь ни на минуту, двое других рабочих отгребали его в сторону.

II.1. Когда мягкий пушистый снег совсем облепил ее (Каштанки) спину и голову, и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее в бок. (А.Чехов)

2. Когда мягкий пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее в бок. (А.Чехов)

3. Когда мягкий пушистый снег совсем облепил ее спину, и голову, и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее в бок. (А.Чехов)

16. 1. Прочитайте окончание рассказа «Битва». Позовите на помощь воображение. Чтобы понять произошедшее, необходимо увидеть сменяющие друг друга картины сражения.

Король торжествовал победу, и его полководцы ликовали, когда внезапно из-за леса в небо взмыли боевые драконы с восседающими на них всадниками. После того как драконы начали сверху пикировать на ящеров тяжелые, неповоротливые рептилии потеряли ориентировку, и бронированная рать двинулась на своих же. Король видел, как ящеры топтали орков и гоблины-наездники не могли их усмирить. Чтобы сражение не было проиграно и поле битвы осталось за Объединенным королевством, король дал сигнал и с флангов пошла в наступление конница. Это было самой большой ошибкой, и противник неожиданно оказался в выигрышном положении, потому что конница оказалась между драконами и ящерами. Король хотел отыграть назад, но было поздно. Теперь когда на поле боя гибли не орки и гоблины, а люди сражались против людей, он вспомнил, что тоже был человеком и впервые подумал: «Зачем?».

16.2. Поработайте корректором. Положите на текст прозрачную пленку и исправьте неправильно поставленные знаки препинания. Обоснуйте свой ответ схемами предложений.

17 . Прочитайте текст.

Брел по земле морок. И полями, и лугами, и лесами шествовал. Когда подходил к поселениям, принимал он обличье прекрасной юной девы и всякий встречный был рад обмануться. И не знали люди, и не ведали, что морок из их бед и горестей силы черпает и слезы людские его пьянят, как дорогое вино.
А была то ведьма разлучница. То в шелках и в жемчуге, то в бархате и изумрудах, а то и в ситце с венком из полевых цветов она являлась и к каждому свой подход имела. Коли увидит пару счастливую, парня тотчас отобьет, и останется его суженая горе мыкать и слезы лить. А разлучница ее слезами натешится, а парня иссушит и бросит, как пустую скорлупку. До старости бедняга ходит сам не свой, и все красавицу потерянную ищет. Неведомо ему, что под обличием девы юной скрывается старуха сморщенная и всю жизнь он пустой морок любит.
Шли года, и десятилетия, и века, и тысячелетия. Изменилось все, лишь морок, как прежде, и правду, и кривду смешивает, и быль, и небывальщину в одном котле варит, так что и жизни не хватит, чтобы явь от наваждения отличить.
Вон, вы видите красный «Феррари»? Рядом стильная девушка. Ей и драные джинсы, и кургузая майка из дорогого бутика – все к лицу. Хороша, как картинка журнала. И лицо, и фигура, и ноги. А в глазах хищный блеск и голод. Огляделась. Не вас ли ищет?

(Т.Крюкова)

17.1. Выпишите по одному сложному предложению а) с однородными придаточными, б) с общим придаточным при двух главных частях.

17.2. Найдите предложения а) с соединительными повторяющимися союзами, б) разделительными повторяющимися союзами. Сделайте их разбор по членам предложения.

17.3. Выпишите причастия и прилагательные с н и нн . Объясните их правописание.

Теперь потренируемся.

18. 1. Ответьте на вопросы.

1. Когда между частями сложного предложения, соединенными одним из одиночных опасных союзов, запятая не ставится? Перечислите все три случая.

2. Когда между частями сложного предложения, соединенными одним из одиночных опасных союзов, запятая ставится?

18.2. Повторите.

1. Между частями сложного предложения, соединенными одним из одиночных опасных союзов, запятая не ставится, если: 1)..., 2)..., 3)... .

2. Между частями сложного предложения, соединенными одним из одиночных опасных союзов, запятая ставится, если...

19 .1. Прочитайте юмористический рассказ.

ЧУДНОЕ МГНОВЕНИЕ

«Я помню чудное мгновенье...»
Литераторша прочно села на своего конька и вещала про великого поэта и весь класс внимал ее самозабвенному рассказу.
Хорошо было Пушкину: с женщинами ему везло. Может на его месте меня бы тоже вдохновение прошибло и я бы еще не то написал. А тут пока мы корпим над романами классиков дни пробегают бесполезно и жизнь проходит мимо. Если так пойдет и дальше то когда наступит старость и мою голову убелят седины вспомнить будет нечего. Пора бы как-то определиться и я огляделся в поисках достойной кандидатуры.
За первой партой сидит Ленка. Внешне она соответствует: и лицо и фигура. Но с ней не о чем поговорить. Ей бы только книжки читать и по театрам ходить и больше ее в жизни ничего не интересует.
Нинка выглядит неплохо но она – скала. К ней и Лешка и Толян и Мишка подкатывали. Мишка ее даже в кино водил и шоколадками кормил а она ноль внимания.
Светка – тоже не вариант. У нее плеер не выключается и наушники наверное уже к ушам приросли. А главное, она такую попсу слушает что уши вянут и зубы сводит от негодования.
Полинка – в каждой бочке затычка. Она и поет и танцует и стихи пишет и ее подружка Ирка ей под стать. Та тоже на музыку ходит и на танцы и на английский. Когда они вдвоем стремительной походкой направляются из кабинета в кабинет то от их мощной энергии по коридору аж сквозняк проносится и людей к стенкам прижимает.
У Маринки ноги от ушей зато такое лицо как будто она в детстве сильно удивилась и с тех пор у нее глаза никак в орбиту не вернутся.
Когда урок подошел к концу учительница дала домашнее задание и прозвенел звонок я как раз дошел до конца списка и понял что в нашем классе мои шансы стать современным Пушкиным равны нулю. Вот такие вот «и божество и вдохновенье и жизнь и слезы и любовь».

(Т.Крюкова)

19.2. Выпишите предложения с союзом и. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

19.3. Сделайте морфологический разбор выделенных союзов.

Ответы 3

4.1. 1. По этому отрезку мы можем сказать, что это сложносочиненное предложение, части которого соединены одиночным опасным союзом и. Первая часть осложнена однородными прямыми дополнениями, соединенными союзом и.

2. Предложение сложносочиненное.

3. Союз и соединяет однородные члены.

4. Предложение имеет два варианта: союз и соединяет либо однородные члены, либо части сложносочиненного предложения.

5.2. 2-е и 3-е предложения – сложносочиненные без общего второстепенного члена. 4-е предложение – сложное с сочинением и подчинением (придаточное присоединено с помощью подчинительного союза словно ). Первая часть представляет собой сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом со стороны леса, поэтому перед и запятая не ставится.

13 . 2. Я рассердился, сказал, что я уже взрослый и... – далее может следовать однородное придаточное (и что я...) или: Я рассердился, сказал, что я уже взрослый, и... – союз и может присоединять либо однородное сказуемое (запятая перед союзом закрывает придаточную часть), либо часть сложносочиненного предложения.

3. Занавес поднялся, и... – возможно, дальше следует часть сложного предложения (и все увидели ...), в этом случает перед и ставится запятая. Вариант – простое предложение с однородными сказуемыми (Занавес поднялся и тут же упал).

4. Бабочка садилась на сухую траву перед окном и, немного посидев, возвращалась... – простое предложение с однородными сказуемыми, осложненное добавочным сказуемым-обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

5. Солнце проникало через световой люк иллюминатора и... – либо это простое предложение с однородными сказуемыми (тогда перед и не ставится запятая), либо сложное предложение (перед и запятая ставится).

14. I. Проверяем, есть в предложении общий второстепенный член.

II. Проверяем, не является ли это придаточное общим.

15. I. 3-е – сложносочиненное предложение, в котором каждая часть осложнена добавочным сказуемым-обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

II. 2-е – сложноподчиненное предложение с однородными придаточными.

1 То же, что Георгиевский крест – дореволюционный русский орден, которым награждали за особую храбрость.

2 Морок – в данном тексте ворожея, ведьма, которая каким-либо обманом, хитростью, лукавством отводит глаза, прикидывается кем-нибудь прекрасным, обаятельным. В общем, морок – это иллюзия, обман.

3 Даны ответы на задания повышенной трудности.

Существует тонкая грань между страстной любовью и любовной зависимостью. Если в первом случае люди переживают этап бурной страсти (чтобы в дальнейшем перейти к спокойным отношениям), то во втором реальность сменяется подлинным безумием. Отношения в такой паре развиваются по ленте Мебиуса: от любовной эйфории - до полного опустошения. И так по кругу. Вместе люди жить не могут, а раздельно всё теряет смысл. В зодиакальной плеяде есть несколько подобных союзов, которые изначально имеют опасный потенциал.

Близнецы и Скорпион

Любовное чувство окрыляет этих партнеров, дарит неземные эмоции, но лишь на короткое время. Сладостную истому полета быстро сменяет ураган страстей, затягивающий в свою воронку. После этого покой человеку может только сниться. Близнецы поначалу испытывают глубокое удовлетворение от разгулявшейся стихии (а этот знак является представителем воздуха), однако удержать контроль над ней они не в силах. Скорпион же погружается на самое дно торнадо, поскольку хочет докопаться до истинной причины любви. Но там кромешная тьма, и вместо правды - одни лишь сомнения. Однако возврата после такого уже нет. Расстаться и сделать вид, что ничего не было - абсолютно невозможно. Роковая встреча полностью меняет человека, делает его одержимым.

Этой парочке никогда не будет скучно. Мгновения райского наслаждения будут плавно переходить в грандиозные скандалы. Со временем ребята даже научатся испытывать садомазохистское чувство удовлетворения от перипетий семейной жизни. Непостоянные Близнецы всегда держат планку интриги, а Скорпиону только это и надо. В свою очередь, водный знак будет изводить Близнецов своими острыми выпадами, задевать болевые точки. А там где сладость мучений, есть и искра для вдохновения. В этом опасном союзе совершенно искренне клянутся в вечной любви, испытывая ненависть к объекту обожания. Партнеры в любой момент готовы отдать жизнь друг за друга, поскольку знают - что их души связаны неразрывными нитями. Если же пара по каким-то причинам окажется разделенной - пережитые чувства навсегда отпечатаются в памяти.

Лев и Рыбы

Только в этом союзе возможно увидеть царя на коленях. Когда Лев встречают Рыбу своей мечты - он напрочь теряет голову. С этой поры гордый индивидуалист становится ласковой кошечкой, млеющей от каждого взгляда второй половинки. Отныне жизнь Льва принадлежит только одному человеку. Рыбу также переполняют сумасшедшие эмоции: столько тепла представитель водной стихии раньше нигде не получал. Пара становится неразлучной. Но здесь и таится главная опасность. Чувство пресыщения рано или поздно наступает. Спустя время Лев начинает требовать большего, а Рыбе хочется продолжения легкой романтики. Выходом из потенциально конфликтной ситуации является лишь недолгая разлука. Однако Лев боится отпустить свою любовь далеко. А Рыба начинает задыхаться в тесных объятиях...

Лишь те ребята, которые смогут до конца понять потребности друг друга, имеют шанс на вечную любовь. В противном случае строптивый Лев и свободолюбивая Рыба попытаются найти счастье на стороне. Только эта затея априори обречена на провал. Лучше просто не бывает.

Рак и Стрелец

У этих ребят настолько противоположные темпераменты, что только диву даешься, как они оказались вместе. Жизненные приоритеты, семейные ценности - всё это максимально отличается у каждого знака. Однако раз вкусив сладостный плод взаимной любви, они уже не могут остановиться. Независимого Стрельца тянет магнитом к собственнику-Раку, а второго привлекает широкий кругозор огненного знака. Если что и может заставить Стрельца отказаться от вечных путешествий, так это только верность преданного Рака. Где бы он ни был, его всегда будет тянуть к родному дому. Но без скандалов в этой удивительной связке, конечно, не обходится. Пылкая натура Стрельца требует свежих впечатлений, контрастных эмоций, а Раку сложно понять его желание. Если всё хорошо, то что ему еще надо?! Чем не мил тихий камин в уютном доме? Но Стрельцу нужен воздух, свободная воля для пламени страсти.

Поэтому ссориться и мириться эти ребята будут постоянно. Ходить друг за другом, просить прощения, и снова скандалить. Бесконечная череда невыполнимых обещаний, неизбывная ревность Рака, строптивость Стрельца... Только терпение и понимание другого позволят достичь в этой паре золотой середины. Компромисс возможен, но путь к нему долог. Однако в этом и заключается семейное счастье двух знаков. Угроза разлуки пугает их гораздо больше, чем все тяготы опасного союза.

Лили сидела на пуфике посреди огромнейшей спальни. Спальня была в пастельных тонах, большая кровать, тумбочки по две стороны от нее, рабочий стол под большим окном, который впускал скудные лучи зимнего солнца. Будуар, который восхитил ее свои содержанием в своих выдвижных ящичках.

Он только сегодня узнала, что ее семья проведет половину рождественских каникул в Малфой-мэноре. Сказать, что это ее поразило, это ничего не сказать.

Да, мамочка, я знаю, - Лили кивнула.

В дверь в спальню постучались и в комнату, в буквальном смысле, впорхнула хозяйка имения. Она держала на вытянутых руках зеленее платье.

Ох, малышка Лили, ты будешь великолепна выглядеть в этом платье, - осторожно положив платье на кровать леди Малфой подошла к женской половине семьи Поттеров, - Кое-кто будет очарован тобой полностью, можешь мне поверить - она подмигнула ей. Диана встала за спиной Лили, и теперь она не была ей видна. Мама завозилась и осторожно начала:

Дочь, нам с Дианой надо кое-что тебе сказать, - голос мамы задрожал. Лили почувствовала, что Джинни перестала расчесывать ее волосы. Внутри у девушки все похолодело. Когда мама говорила таким тоном, она не говорила такие уж приятные вещи.

Джин, не пугай девочку, - леди Малфой опустилась на ковер перед Лили и взяла ее ладошки в свои. Она взглянула ей прямо в глаза и прошептала, - Это касается кольца, что ты носишь с сентября.

Диана молча показала свою правую руку. На безымянном пальце красовалось кольцо, точь-в-точь такое же как и у Лили в ее левой руке, которую она на смогла снять никакими средствами.

Как во сне прошло все-то, что рассказала ей леди Малфой. Что она - невеста ее сына. Что она на свой первый бал пройдет в качестве девушки Скорпиуса Малфоя. Что с этих пор ей надобно бы жить у них дома, следуя традициям, но она может сама решить, где жить до свадьбы. Вскоре мама дала Лили успокоительного зелья, когда от объема новой информации девушке стало дурно.

Когда от нее ушло влияние успокоительного, он уже прошла половину ступенек длинной лестницы. Внизу стояли люди. Много людей. И ни одного знакомого лица. Ее испуганный взгляд хаотично перебирался от одного гостя к другому, а ноги на автомате спускались вниз. Пока она не встретилась с ошеломленным взглядом серых глаз. Его глаз.