Психология убеждения 50 доказанных. Роберт Чалдини - Психология убеждения

Роберт Чалдини — наиболее цитируемый в мире социальный психолог в области влияния и убеждения, автор «Психологии влияния » — международного бестселлера, изданного полуторамиллионным тиражом.

Авторы книги, Ноа Гольдштейн, Стив Мартин и Роберт Чалдини, уверены, что убеждение – это наука , хотя часто его ошибочно считают искусством… Это наука отношений, она основана на психологических исследованиях и методах, поэтому изучая психологию убеждения и используя предлагаемые стратегии, научиться хорошо убеждать могут даже те, кто считает себя неспособным уговорить ребенка поиграть.

Мне очень понравился способ изложения материала. В книге описываются 50 способов повысить убедительность своих сообщений, причем по каждому способу приводятся данные проведенного исследования, подтверждающего предлагаемые в книге выводы. Все изложено очень четко и по делу, читать книгу интересно, примеры выбраны из реальной жизни, яркие и запоминающиеся.

Сделал конспект книги в Mind map, вы сможете найти его в конце статьи. А пока опишу несколько способов из книги, как стать более убедительными.

Несколько способов из книги «Психология убеждения», как быть более убедительными:

  • Способ 3. Люди склонны следовать самой распространенной модели поведения, даже если она социально нежелательная

Теория :если социальное доказательство указывает на высокую частоту нежелательного поведения, обнародование информации может привести к ущербу: «все так делают, значит и я буду»

Пример. В одном заповеднике руководство было очень обеспокоено тем, что посетители уносили с собой кусочки окаменелого дерева и поэтому в заповеднике было повешено объявление «Каждый день ваше наследие варварски уничтожается из-за краж мелких кусочков дерева, за год составляющих 14 тонн» .

В сообщении – осуждение, но одновременно с этим — доказательство распространенности такого типа поведения. В результате эти 2 сообщения самоуничтожаются. Парадоксальный вывод: после того, как это объявление было повешено, кражи ВОЗРОСЛИ. Это было «стратегией стимулирования преступлений». Правильный ответ: Объявление «Уносить с собой … запрещено» или «Пожалуйста не уносите с собой…»

Пример применения этого же принципа в бизнесе:

Вместо того, чтобы говорить, что многие сотрудники перестали ходить на совещания, скажите о правилах: что принято предупреждать об отсутствии, а если приняли приглашение — присутствовать. Неправильно говорить , что «сейчас все больше и больше людей нарушают правила». Правильно «на текущий момент те, кто не ходят на совещания, в значительном меньшинстве».

  • Способ 10. Простые стикеры или записка от руки может помочь и значительно повысить отклик

Суть : люди, видя приложенные дополнительные усилия и личный оттенок просьбы, чувствуют необходимостью ответить взаимностью и соглашаются выполнить просьбу. Чем более персонализирована просьба, тем вероятнее, что вы найдете кого-то, кто согласится ее выполнить

Данный принцип проверили в ходе исследования. Коллегам по работе передали опросник с просьбой его заполнить:

  • Просто переданный опросник заполнили 36%
  • Если к опроснику была приложена сопроводительная записка, подписанная инициатором, то на такой опросник ответили 48% получателей
  • Если к опроснику был приклеен стикер с просьбой, написанной вручную — такие опросники получили 75% ответов
  • Способ 12. Принцип взаимности

Суть : безвозмездные услуги вызывают социальные обязательства. Принцип поощрения — более слабый

Что делать : Когда мы стремимся заручиться поддержкой других людей, мы должны предложить им помощь искренне и бескорыстно

Пример : гостиница хотела бы, чтобы постояльцы повторно использовали полотенца. Стандартный призыв «Пожалуйста подумайте об окружающей среде, которую разрушают вещества, находящихся в стиральных порошках …» . Вместо этого одна гостиница написала «мы заботимся о сохранении окружающей среды и уже пожертвовали в фонд защиты природы от имени наших гостей …. долларов. Пожалуйста повторно используйте полотенца» . Результат — на 45% увеличилась частота повторного использования полотенец

  • Способ 24. Опасно, когда окружающие считают вас самым умным

Речь здесь идет о капитанизме — смертельная пассивность членов экипажа, находящихся во власти авторитета капитана. Множество примеров, когда капитан корабля/самолета приводил судно к гибели, а второй пилот/команда не видели ничего, потому что были во власти авторитета капитана

Если лидеры не просят помощи у членов команды, а члены команды не способны отстоять свое мнение – образуется порочный круг

Пример: Люди из группы исследователей, представляясь врачами, звонили медестрам и отдавали распоряжения ввести наркотик пациенту. 95% (!!!) медсестер сразу же шли исполнять поручение мнимого доктора.

  • Способ 25. Почему иногда хорошие взаимоотношения в коллективе приводят к катастрофам

Группы принимают плохие решения часто из-за стремления к сплоченности в группе, изоляции от внешних влияний и авторитарными лидерами. Для таких групп характерны: неполный обзор альтернативных идей, предвзятый процесс поиска информации, неспособность оценить риск вариантов, поддерживаемых лидерами группы.

Что делать? Разумные лидеры всегда спрашивают мнение окружающих прежде, чем обнародуют собственное мнение.

  • Способ 38. Два простые слова «Потому что» — и вы гораздо более убедительны

Слова ПОТОМУ ЧТО обладают уникальным влиянием. Если к просьбе добавить причину, просьба становится гораздо более убедительной.

На просьбу «Можно мне пройти без очереди?» согласились пропустить человека 60% опрошенных. На просьбу «Пожалуйста пропустите меня без очереди ПОТОМУ ЧТО я очень спешу» согласились 94%

Вывод: все просьбы надо сопровождать обоснованием , даже если вы думаете, что причины совершенно ясны и даже если вы считаете их неубедительными (как в примере выше).

  • Способ 43. Как получить фору в вопросах приверженности

Суть : люди испытывают тягу к тому, чтобы закончить начатое.

Пример : Исследователи сравнивали 2 варианта программы лояльности. И в одной, и в другой клиентам надо было собрать 8 фишек (каждая фишка выдавалась за одну автомойку), чтобы получить одну автомойку бесплатно.

Если клиентам вручали пустую карту лояльности с местом для наклейки 8 марок, только 19 % клиентов собрали 8 марок. Если же клиенты получали карту с 10 марками, из которых 2 марки были уже наклеены (оставалось собрать те же 8 марок), то % клиентов, воспользовавшихся предложением, увеличился до 34%

Вывод: Люди более привержены к программам и заданиям, если дать им некоторые подтверждения, что они уже сделали первые шаги.

  • Способ 49. Что заставляет людей верить всему, что они читают

Когда мы устали, то можем стать более восприимчивы к чужим дезориентирующим тактикам влияния. Чтобы вас сначала не обманули (специалист по уговорам, ведущий двойную игру), а затем не кинули (ваша недовольная организация), когда ставки высоки, уменьшите количество одновременно решаемых задач.

Еще раз, очень советую прочесть эту книгу. Конспект книги в формате mind manager — скачать

Для тех, кто не использует Mind manager, прикладываю изображения. Конспект получился очень большим, поэтому для удобной работы с ним сделал 5 файлов.

Роберт Чалдини. Психология убеждения. Конспект Mind map, ч. 1

Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным Роберт Чалдини, Ноа Гольдштейн, Стив Мартин

(Пока оценок нет)

Название: Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным
Автор: Роберт Чалдини, Ноа Гольдштейн, Стив Мартин
Год: 2013
Жанр: Зарубежная деловая литература, Маркетинг, PR, реклама

О книге «Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным» Роберт Чалдини, Ноа Гольдштейн, Стив Мартин

Чувство собственной значимости для любого человека очень и очень важно. Не оно ли заставляет нас впадать в смертельную обиду, когда наши просьбы остаются не услышанными, робкие пожелания пропускаются мимо ушей, а ультимативные требования просто не выполняются? Нас задевает за живое не только невнимательное отношение к нам других людей, но скорее наше же собственное неумение убедить другого человека в чем-либо. При этом, практически каждый из нас, лично знаком с теми людьми, у которых ситуация в корне противоположная. Они каким-то волшебным способом могут заставить других поступать так, как нужно им – убеждать. Но почему так происходит? Неужели одно люди имеют подобный талант, а другим всю жизнь предстоит «бродить обходными путями»?

Команда непревзойденных авторов в составе Стива Мартина, Ноа Гольдштейна и Роберта Чалдини изучив множество литературы, научных исследований и примеров реальных людей, создали книгу, которая станет настоящим спасением для тех, у кого, казалось бы, отсутствует дар убеждения - «Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным». На самом деле, как утверждают авторы, это вовсе не дар. Убеждение – это такой же приобретенный навык, как например, навык есть ложкой. Этому можно научиться, имея достаточный уровень мотивации и возможность практиковаться.

Не секрет, что умение убеждать – это мощнейший инструмент не только в коммуникативном плане. Это умение поможет любому из нас чувствовать себя увереннее, быстрее продвигаться по карьерной лестнице, легче добиваться желаемого от других людей. И «Психология убеждения» призвана, нам в этом помочь.

Книга представляет собой последовательное описание пятидесяти эффективных, научно доказанных и проверенных на практике способов убеждения, плавно вытекающих один из другого. Чалдини и его команда авторов, кроме всего прочего дают не только эффективные и этичные приемы убеждения на все случаи жизни, но также предостерегаю своего читателя, как неграмотное или не этичное использование этих приемом может не только не дать результатов, но и наоборот, сказаться на общении отрицательно.

«Психология убеждения» позволяет, изменив совсем немногое, получить потрясающие результаты в области убеждения и влияния на людей. Эта книга с легкостью научит каждого человека справляться с самыми, казалось бы, неразрешимыми задачами, честно и грамотно выстраивать отношения с другими людьми и гордиться собой. Читайте новую книгу Роберта Чалдини «Психология убеждения», развивайтесь и применяйте на практике свои новые знания.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным» Роберт Чалдини, Ноа Гольдштейн, Стив Мартин в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Исследователи уже более шестидесяти лет изучают те причины, которые побуждают нас ответить согласием на чью-то просьбу. Нет сомнений, что в основе техник и методов убеждения людей лежит наука. И во многом эта наука удивляет.

Первое универсальное правило убеждения - это ВЗАИМНОСТЬ

Люди считают себя обязанными отвечать взаимностью на то внимание или услугу, которые им оказали ранее . Если друг пригласил вас на вечеринку, вы должны будете позвать его в гости к себе. Если сослуживец оказал вам любезность, вы при случае обязаны отплатить ему тем же. Также в случае общественных обязательств, люди скорее говорят «Да» тем, кому они чем-то обязаны.

Одну из лучших демонстраций принципа взаимности дает ряд исследований, проведенных в ресторанах . Например, когда вы последний раз обедали в ресторане, весьма вероятно, что официантка принесла вам маленькое угощение, скорее всего, одновременно со счетом. Это могло быть печенье с сюрпризом или просто мятный леденец. Тут возникает вопрос – влияет ли как-то это угощение на размер оставленных вами чаевых? Большинство людей ответить нет, однако мятный леденец может произвести чудесный эффект.

В исследовании, угощение в конце обеда конфетой, увеличивало размер чаевых на 3%. Любопытно, что если угощение удваивается, вам предлагают две конфеты, то прибавка к чаевым увеличивается не в два, а в четыре раза – до 14%. Но результат становится еще интереснее, когда официант дает вам одну конфету, отходит от стола, затем останавливается и говорит, что для таких приятных посетителей у него есть еще одна конфета. Чаевые возрастают на целых 23%, реагируя только на то, как было преподнесено угощение.

Таким образом, ключ к применению правила взаимности состоит в том, чтобы первым оказать услугу и чтобы она была приятной и неожиданной.

Второй универсальный принцип убеждения основан на РЕДКОСТИ

То есть люди более стремятся приобрести те вещи, которые трудно достать . Когда в 2003 году Британские Авиалинии объявили об отмене второго за сутки рейса Конкорд по маршруту Лондон-Нью-Йорк, из-за экономической нецелесообразности, на следующий день произошел всплеск продажи билетов. Заметьте, что с самим рейсом никаких изменений не произошло – самолет не стал летать быстрее, качество обслуживания не улучшилось, стоимость билетов не снизилась. Просто возможность воспользоваться услугой резко уменьшилась. И как следствие увеличился спрос. Поэтому техника применения принципа «редкость» для убеждения совершенно ясна.

Недостаточно просто рассказать людям о тех выгодах, которые они получат, выбрав вашу продукцию или услуги. Нужно еще подчеркнуть уникальные возможности вашего предложения. Рассказать людям, что они теряют, если им не воспользуются.

Третье правило убеждения основано на АВТОРИТЕТЕ

Смысл в том, что люди охотнее слушают мнение заслуживающих доверие экспертов .

Например, физиотерапевты способны убедить большее число пациентов выполнять рекомендуемые комплексы упражнений, если развесят на стенах кабинета свои медицинские дипломы и сертификаты. Также на парковке вы, скорее всего, подвинете свой автомобиль по просьбе незнакомца, если он будет одет в униформу, а не в обычную одежду.

Здесь важно дать понять людям, что ваши знания и опыт заслуживают доверие, прежде чем принимать попытку убеждения. Конечно, это не всегда легко сделать. Вы же не станете ходить вокруг потенциальных покупателей и нахваливать себя. Однако вы, несомненно, можете организовать, чтобы кто-нибудь другой сделал это для вас.

И тут наука делает неожиданный вывод. Если вас рекламируют, то, получается, неважно получает ваш агент от этого прибыль или нет. Так одна риэлтерская фирма смогла увеличить как число заказов по оценке недвижимости, так и количество заключаемых впоследствии контрактов, посоветовав консультантам, отвечающим на обращения клиентов, начинать разговор с упоминания об опыте и заслугах агентов фирмы. Например, на обращение по сдаче недвижимости в наем, ответ был примерно таким: «Давайте я соединю вас с Сандрой, которая уже более 15 лет занимается вопросами аренды клиентов». Клиентов, интересующихся продажей собственности, привлекали советом: «Вам лучше поговорить с Питером, он начальник нашего отдела по продаже недвижимости и имеет более 20 лет опыта в этой сфере». Результатом таких рекомендаций стало двадцатипроцентное увеличение числа консультаций и пятнадцатипроцентный рост заключения договоров – совсем не плохо для такого безобидного приема убеждения человека, который к тому же не требует никаких расходов.

Следующий принцип убеждения - это ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Людям нравится быть постоянными, как в своих словах, так и в своих делах. Чтобы добиться последовательности в поведении, нужно придумать первое небольшое дело и предложить людям совершить его.

В одном знаменитом эксперименте был получен неожиданный результат. Совсем немного жителей одного из жилых районов согласилось разместить на газоне перед своим домом невзрачную деревянную табличку, чтобы поддержать компанию за безопасность на дорогах. А в другом таком районе почти в четыре раза больше домовладельцев согласились поставить такую же табличку. Почему? Потому что десять дней назад они поставили на подоконнике маленькую почтовую карточку в знак поддержки все той же компании. Эта карточка стала тем маленьким первым шагом, который привел к четырехкратному эффекту при совершении второго, более трудному последовательному действию. Поэтому, намереваясь сыграть на последовательности в поведении, мастера убеждения стараются подвести людей к добровольному, активному публичному действию. В идеальном случае, добиваясь его закреплению на бумаге.

Например, в недавно проведенном эксперименте, число несостоявшихся приемов в медицинском центре сократилось на 18%. Благодаря тому, что пациентов попросили самостоятельно заполнить талон записи к врачу. Тогда как раньше это делали медицинские работники.

Пятый метод убеждения основан на СИМПАТИИ

Люди охотнее говорят «Да» тем, кто им нравится . Но по какой причине один человек нравится другому? Теория убеждения говорит, что здесь существует три основных фактора:

Нам нравятся люди похожие на нас;
Мы любим тех, кто нас хвалит;
Мы симпатизируем людям, с которыми делаем одно общее дело.
В серии исследований, посвященных психологии убеждения людей в процессе проведения переговоров, участвовали студенты двух известных бизнес школ, обучающихся по специальности «магистр делового администрирования».

Одна группа студентов получила указание: «Время – деньги, поэтому сразу переходите к делу». В этой группе к соглашению сумели прийти около 55% участников. Второй группе были даны другие инструкции: «Перед тем как начать переговоры, постарайтесь поближе узнать друг друга и найти что-то общее, что есть у всех вас». После этого уже 90% процентов переговоров прошли успешно и дали удовлетворительный результат. То есть на 18% процентов больше для каждой стороны.

Таким образом, чтобы пользоваться действенным инструментом симпатии, как методом убеждения людей, нужно приложить усилия, чтобы найти области совпадения во взглядах. Стараться высказать искрению похвалу собеседнику, перед тем как перейти к обсуждению деловых вопросов.

Последний принцип убеждения – СОГЛАСИЕ

Человек чаще ориентируется на действия и поведение других людей, когда сам находится в нерешительности . Вы, возможно, замечали, что обычно в гостиницах кладут в ванные комнаты карточки, призывающие гостей повторно использовать пастельное белье и полотенца. Чаще всего внимание постояльцев обращают на то, что это способствует охране окружающей среды. Этот прием убеждения оказывается весьма действенным – его эффективность 35%. Но может быть есть более действенные способы?

Как получается, около 75% гостей проживающих в гостинице не меньше четырех дней, в тот или иной момент повторно используют свои полотенца. Что если мы воспользуемся правилом согласия и просто напишем об этом в нашей карточке: «75% гостей проживающих в гостинице повторно используют свои полотенца. Пожалуйста, следуйте их примеру». В результате этого отказы от смены белья вырастут на 26%.

Данный метод психологического убеждения говорит, что вместо того, чтобы полагаться на собственные способности к убеждению, можно сделать акцент на том, как ведет себя большинство. В особенности такое большинство, к которому каждый легко отнесет себя.

Итак, вот они шесть научно подтвержденных способов убеждения , на которых основаны простые и часто не требующие затрат практические приемы, способные многократно увеличить ваши способности убеждать людей и влиять на их поведение, причем совершенно честным путем . Это и есть секреты науки убеждения, применяемые в различных областях жизнедеятельности, начиная от простого межличностного общения и заканчивая использованием их в рекламе и маркетинге.

*************************

Роберт Чалдини (Robert B. Cialdini род. 24 апреля 1945 года) - получил известность благодаря своей книге «Психология влияния».

Проходил обучение в университетах Висконсина и Северной Каролины. Обучался в аспирантуреКолумбийского университета. В течение всей исследовательской карьеры работал в Университете штата Аризоны. Был приглашённым профессором и исследователем в Университете штата Огайо, Калифорнийском университете в Сан-Диего, Калифорнийском университете в Санта-Крус, Университете Южной Калифорнии,Стэнфордском университете. В 1996 году Чалдини был президентом Общества психологии личности и социальной психологии. Обладатель различных премий в области социальной психологии, психологии потребителя, преподавания психологии. В 2009 году прекратил научную деятельность.

Экспериментальный социальный психолог. Изучает психологию уступчивости. Выясняет действие механизмов просьб и требований, которые он назвал «орудиями влияния».

Занимается изучением влияния межличностных взаимоотношений людей. Рассматривает различные случаи из собственной практики и предлагает методы по разумному контролю. Свои исследования основывает на личном опыте и выяснении причин собственного поведения. Одним из примеров, о котором он повествует в своей книге «Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя», является случай с бойскаутом.

Однажды на улице Роберту мальчик-бойскаут предложил купить билеты на некое выступление по цене 5 долларов за штуку. На категоричный отказ мальчик ответил: «Хорошо, тогда купите две плитки шоколада по доллару за штуку». Чалдини с радостью согласился, а затем задумался: «Я не люблю шоколад и люблю доллары. Почему я купил шоколад?». Объясняется это принципом завышенного требования, затем отступления. Этим явлениям он дает различные «житейские» названия, например «принцип отдавать долги»: экспериментатор в кино во время сеанса выходит из зала и возвращается с двумя бутылками колы, для себя и для соседа, который его об этом не просил (причем кола достаётся соседу совершенно бесплатно). После сеанса он предлагает своему соседу купить лотерейные билеты, и сосед в знак благодарности покупает у него билетов на сумму в несколько раз превышающую стоимость колы.

На подобных примерах он рассматривает механизмы взаимного влияния людей, их причины и следствия. Рассматривает проблему большого потока информации и свойство человеческой психики реагировать на некоторые ключевые фразы.

    Оценил книгу

    «Основной» автор этой книги, Роберт Чалдини (Robert B. Cialdini), признанный специалист по психологии влияния в межличностных отношениях. Его перу принадлежит одна из базовых книг в этой области «Психология влияния», написанная более 30-ти лет назад, но не теряющая актуальности. Те, кто, как и я, читал эту книгу, найдут много общего, что неудивительно, ведь «Психология убеждения» можно сказать выросла из «Психологии влияния». Обе книги являются чем-то средним между серьёзной психологической работой и популярным изложением. Причём «Психология убеждения» больше тяготеет ко второму полюсу. Чалдини опирается на данные многочисленных экспериментов и исследований, но при этом в книге напрочь отсутствует какая-либо теоретическая база. Автор как бы говорит: «Эта хрень действительно работает: вот данные эксперимента». Объяснения, почему эта хрень работает, если и есть, то даны очень простым языком, без специальной терминологии и без ухода в теорию.

    В подзаголовке книги сказано «50 доказанных способов быть убедительным» и это действительно так. В книге описывается 50 различных тактик, которые можно использовать, чтобы побудить собеседника (или читателя) сделать то, что вам нужно. В целом почти все способы можно сгруппировать по признаку механизма влияния, лежащего в их основе. В своей «Психологи влияния» Чалдини описал 6 таких механизмов: социальное доказательство, авторитет, взаимный обмен, дефицит, принцип благорасположения, принцип последовательности. В целом вокруг них и будет строиться повествование, хотя добавлено и много нового, например, ситуативные факторы, повышающие убедительность.

    Несомненное достоинство книги - практикоориентированность. Чалдини и соавторы не только формулируют способы и приводят доказательства их эффективности - они показывают, как эти способы можно использовать. Из недостатков - книга сильно ориентирована на человека западного менталитета. Хоть авторы и утверждают, что в основе тактик лежат универсальные принципы, всё-таки в конце книги они делают небольшой экскурс по культурным отличиям в психологии убеждения. Но экскурс этот крайне недостаточен. А в России, между тем, скорее восточный, чем западный менталитет. Например, принцип взаимного обмена, которому уделяется большое внимание, у нас работает очень плохо. Зато вот авторитет у нас действует чрезвычайно эффективно. А авторитету посвящено не очень много страниц.

    Итог. Книга не научно-психологическая, она ориентирована на широкий круг читателей. «Психологию убеждения» вполне может прочитать каждый, кто интересуется психологией. А тем, чья профессиональная деятельность связана с убеждением, книга крайне показана.

    В качестве бонуса - все 50 способов в очень кратком изложении:

    1 Использовать социальные доказательства
    2 Использовать социальные доказательства от похожих людей (чем похожих – всё равно)
    3 Социальные доказательства нежелательного поведения тоже работают
    4 Поведение «лучше среднего» нуждается в знаках одобрения
    5 Слишком большой ассортимент приводит к отказу от выбора
    6 Бесплатные бонусы имеют низкую ценность. Чтобы избежать обесценивания нужно сообщать людям истинную цену бонусов.
    7 Использовать более низкие и высокие ценовые предложения. Люди склонны выбирать среднее.
    8 Сообщения, апеллирующие к страху и угрозе должны сопровождаться описанием шагов, необходимых для нейтрализации угрозы. Иначе они не работают
    9 Правило социальной взаимности. Я тебе, а ты мне.
    10 Персонализируйте просьбу
    11 Замените «бонусы для всех» персональными, даже если это видимость
    12 Призывы вида «если вы …, тогда мы …» не работают
    13 Со временем мы преуменьшаем ценность оказанных нам услуг и преувеличиваем ценность услуг, которые оказали сами
    14 Выполнив маленькую просьбу, люди с большей готовностью выполнят большую.
    15 Положительные ярлыки работают
    16 Лучше всего работают добровольные, активные и публичные обязательства. Их люди склонны выполнять
    17 Активными обязательства можно сделать, попросив людей записать их.
    18 Сопротивление изменениям можно преодолеть, показав, что изменения – логическое следствие предыдущих действий
    19 Тот, кто оказал нам услугу, думает о нас лучше.
    20 Указывайте, что небольшие шаги (суммы, действия и т.д.) тоже важны и принимаются
    21 Низкая стартовая цена приводит к высокой цене продажи при наличии большого числа участников
    22 Позвольте другим вас представлять. Даже если понятно, что им за это платят
    23 Наиболее эффективны групповые обсуждения, но единоличные решения
    24 Авторитет убеждает
    25 То же, что и 23
    26 Присутствие оппозиционного мнения улучшает качество решений
    27 Обучение на ошибках эффективнее обучения на успехах
    28 Указывая на маленькие недостатки мы повышаем доверие к большим достоинствам
    29 Это особенно эффективно, когда между недостатками и достоинствами существует связь
    30 Указание внутренних причины неудач (и мер по их устранению!) эффективнее указания на внешние причины
    31 В неудачах лучше всего обвинять технику а не людей
    32 Сходство (даже поверхностное и несущественное) заставляет нас относиться лучше
    33 Особенно если это сходства имён
    34 Поэтому работает отзеркаливание позы и повторение слов
    35 Улыбайтесь искренне
    36 Люди выбирают то, чего не хватает, предложение чего ограничено (в т.ч. по времени)
    37 Сообщение о том, что человек может потерять, эффективнее, чем упоминание о выигрыше.
    38 Людям важно знать причины, даже если эти причины надуманы. Если они сами придумывают причины своего поведения – это значительно укрепляет их в этом поведении
    39 Но это работает только, если такие причины легко придумать. Если трудно – получается обратный эффект
    40 Люди любят простые, удобочитаемые и легкопроизносимые названия
    41 Рифма делает сообщения более запоминающимися и привлекательными
    42 Чтобы произвести впечатление маленького – сравните с большим, чтобы произвести впечатление большого – наоборот, с маленьким. Принцип контраста
    43 Создайте впечатление, что люди уже что-то получили (какой-то бонус) даже если это липовый бонус
    44 Людям нравятся экзотические названия (только если они легкопроизносимы) и неожиданные ассоциации
    45 Напоминайте о своих сообщениях там, где люди непосредственно принимают решения
    46 Зеркало и даже изображение глаз заставляют людей вести себя более социально приемлемо
    47 Огорчённые люди готовы заплатить больше денег
    48 Под влиянием сильных эмоций люди меньше внимания уделяют количественным различиям и больше качественным
    49 Усталость повышает внушаемость и подверженность влиянию
    50 Выпившие кофе более подвержены убеждению

    Оценил книгу

    1. Когда нужно кого-то в чем-то убедить, большинство людей полагаются на личный опыт, не принимая в расчет ни факты, ни приемы убеждения.
    2. Возьмите на вооружение шесть основных принципов влияния: “взаимный обмен”, “авторитет”, “обязательства / последовательность”, “дефицит”, “благорасположение” и “социальное доказательство”.
    3. Маленький подарок или любезность усилят ваше воздействие: вам захотят чем-то отплатить.
    4. Публика верит в авторитеты, поэтому заручитесь поддержкой авторитетного лица.
    5. Все хотят быть последовательными и обязательными, поэтому покажите другой стороне, как ваше предложение согласуется с ее ценностями.
    6. Чем более редкой является вещь, тем больше мы стремимся ею обладать.
    7. Люди хотят нравиться, поэтому учитесь видеть хорошее в каждом.
    8. Во многих ситуациях следуют за большинством. Четко обозначив нормы, вы добьетесь желаемого поведения.
    9. Страх парализует, поэтому прибегайте к тактике запугивания, только если у вас есть то, что снимет страх.
    10. Признавайте ошибки. Честность усилит ваше влияние.

    Шесть принципов влияния

    Способность к убеждению – любопытная вещь. Она связана со знанием человеческой психологии, а в жизни любой из нас сталкивается с ее проявлениями каждый день. Поэтому, пытаясь убедить в чем-то окружающих, мы первым делом полагаемся на собственный опыт. На самом же деле немногие из нас смогут с уверенностью сказать, что побудило нас самих совершить тот или иной поступок. Зато мы с легкостью делаем выводы на основе неверных посылок. Так или иначе, к умению убеждать относятся как искусству, почти что колдовскому. Обладаете вы природным даром убеждения или нет, вам стоит познакомиться с рядом приемов, действенность которых доказана научными экспериментами. Большинство этих приемов основано на шести “универсальных принципах социального влияния”.

    “Взаимный обмен: мы чувствуем себя обязанными оказать услугу за услугу”

    Если вы с кем-нибудь чем-то поделились – пусть это будет просто банка колы, – этот человек, как правило, захочет в ответ что-то для вас сделать. Такой импульс может проявиться в любой форме: он согласится с вашим предложением или купит у вас больше товара. Чтобы пустить в ход этот прием, задумайтесь над тем, что бы вы могли сделать для другой стороны. Помочь чем-то? Что-нибудь подарить? В общении с людьми, которым вы как-то помогли или что-то преподнесли, у вас появится дополнительный рычаг. В этом и заключается сущность “взаимного обмена”, работающего даже в случае самых тривиальных знаков внимания.
    Нужно, впрочем, иметь в виду, что ценность знаков внимания начинает со временем восприниматься по-другому. Тот, кому вы делаете подарок, выше всего ценит его в тот момент, когда получает; позже подарок перестает казаться ему ценным. В вашем же случае – человека, который сделал другому любезность, – все совсем наоборот. Скорее всего, с течением времени она покажется вам еще более значимой. Из-за этой разницы в восприятии в ваших отношениях может возникнуть напряженность, поэтому не забывайте о ней, когда рассчитываете на услугу за услугу.

    Убедить кого-то в своем профессионализме или важности своей проблемы – задача непростая. Нужно доказать людям, что вы чего-то стоите, при этом не выставив себя самовлюбленным хвастуном. В такой ситуации лучше всего, чтобы вас кто-то представил. Вы даже можете заплатить этому человеку, ведь люди обычно недооценивают “ситуативные факторы”. То есть не замечают, как на действиях окружающих сказываются обстоятельства, поэтому доверяют тому, что видят (больше, чем следовало бы). Эту закономерность можно использовать на работе. Если двое сотрудников занимаются одним делом, представьте каждого специалистом в какой-то определенной области и направляйте соответствующие запросы либо к одному, либо к другому. Люди будут с бóльшим вниманием относиться к словам так называемого специалиста, даже если тот ничуть не лучше осведомлен, чем его товарищ.

    “Обязательства / последовательность: мы хотим действовать в соответствии с нашими обязательствами и системой ценностей”

    Привычка к последовательности проявляется в разных обстоятельствах. Предположим, вы хотите, чтобы кто-то оказал вам серьезную услугу. Для начала попросите его сделать для вас что-то совсем пустяковое: так у этого человека в сознании сложится модель вашего взаимодействия. Аналогичный эффект имеет продажа небольшого образца в случае если вам необходимо продать большую партию. Склонность к последовательности проявится и у того, кому вы припишете определенные качества. Допустим, вы скажете кому-то, что не сомневаетесь в том, что он замечательный человек. Тогда он, скорее всего, будет стараться и поступать так, чтобы соответствовать вашему высокому мнению.
    Чтобы добиться социально-ответственного поведения (к примеру, участия в выборах), сделайте так, чтобы люди публично дали обещание (в данном случае проголосовать). Чем более активно человек – в том числе и вы сами – демонстрирует свою решимость что-то осуществить, тем больше шансов получить реальный результат. Отсюда следующие советы. Записывайте свои планы, а не просто обдумывайте. Составляйте опросы таким образом, чтобы респонденты выбирали из разных вариантов, а не ставили галочку “согласен” у одного предложенного решения. Организуя встречу, просите другую сторону назначить время – в этом случае она будет чувствовать бóльшую ответственность. Используйте стремление людей к последовательности, чтобы изменить вредные привычки. Не говорите, что они ведут себя неправильно: представьте им новые поведенческие модели как лучше соответствующие их системе ценностей.
    Разновидность этого подхода сработает и в ситуации, когда не ладятся взаимоотношения. Допустим, вас недолюбливает сослуживец. Попросите его о небольшом одолжении. Вам придется набраться мужества, чтобы на это решиться, но это того стоит. Оказав вам помощь, он будет относиться к вам более благосклонно – так его поступок и мнение о вас будут друг другу соответствовать. Ту же тактику небольшого одолжения используйте, собирая средства на благотворительность. Попросите очень незначительную сумму; скажите, что поможет каждая копейка. Когда обозначен низкий порог, люди более склонны жертвовать, и многие дадут вам больше, чем в случае если бы вы не назвали минимального взноса.

    “Дефицит: чем менее доступен ресурс, тем больше мы его желаем”

    Стоило General Motors объявить, что она снимает Oldsmobile с производства, как продажи на эту модель подскочили. Почему? Потому что покупатели поняли, что Oldsmobile станет редкостью, а редкую вещь хочется иметь всем. Это очень сильный стимул, ведь большинству людей важнее избежать потери (а иногда сама мысль о потере кажется чудовищной), чем приобрести что-то новое. Поэтому, чтобы не отказываться от своего традиционного продукта, сделайте акцент на том, какие свойства потребитель не сможет получить ни у одного другого производителя, кроме вас.
    Привлечь внимание к своей продукции непросто, а вот сделать ее неинтересной для покупателя элементарно – достаточно лишь предложить ее бесплатно. Покупатель воспримет это как свидетельство того, что ваш продукт ничего не стоит и абсолютно бесполезен. Чтобы этого не произошло, упомяните стоимость продукта, но подчеркните, что предоставляете его клиентам, не требуя его оплачивать. Этот прием хорошо работает в секторе услуг. Если в ресторане принято после обеда подавать посетителям мятные леденцы, то посетители считают это в порядке вещей. Но если официант сопроводит раздачу освежающих пастилок персональным обращением или комплиментом посетителям, они воспримут этот презент с благодарностью, и чаевые в таком случае увеличатся.

    “Благорасположение: чем больше нам нравится человек, тем больше мы хотим сказать ему «да»”

    В секторе услуг особенно заметно, как безотказно работают некоторые основные приемы убеждения. Например, клиенты без труда отличают искусственную, наигранную улыбку персонала от искренней. Обслуживаете ли вы столик в ресторане или сидите за стойкой ресепшн в гостинице, если вы улыбаетесь, говоря: “Здравствуйте”, люди будут оценивать уровень вашего обслуживания как более высокий.
    Разумеется, подобное естественное, доброжелательное выражение лица трудно сохранить в любой ситуации. Можно организовать для персонала тренинг по развитию эмоциональных навыков, но это будет недешево. В качестве альтернативы возьмитесь за роль наставника сами: учите своих сотрудников видеть в людях хорошее. Такой настрой в особенности помогает, когда общаешься с человеком, который органически вам не нравится. Вспомните, что у него особенно хорошо получается. Обнаружив качества, достойные уважения или восхищения, легче избавиться от неприязни.
    Обычно симпатию чувствуют к тому, кто обладает сходными личностными характеристиками. Это касается и похожих взглядов, и таких малозначащих на первый взгляд совпадений, как имя или название. Когда от наводнения сильно пострадал город Куинси в штате Иллинойс, больше всего помощи и поддержки жители города получили из города Куинси в штате Массачусетс. На письменные опросы ответило больше людей, чье имя совпало с именем автора опроса. Используйте сходные закономерности и в других сферах. Воспроизводите жесты и мимику собеседника – и у вас будет больше шансов добиться успеха на переговорах. Повторите заказ, который вам сделали, словами посетителя – и ваши чаевые возрастут.

    “Социальное доказательство: мы руководствуемся тем, что делают другие”

    Тот, кто принимает решения, ориентируясь на мнения окружающих, прибегает к социальному доказательству. С его помощью вы сможете побуждать людей к определенным действиям. Так, когда в гостинице клиентам сообщили, сколько людей уже согласились участвовать в экологической программе повторного использования полотенец, они откликнулись с большей готовностью. Этот прием сработал еще лучше, когда гостям сообщили, сколько людей из тех, кто останавливался в том же номере, стали участниками.
    В большинстве своем мы привыкли подчиняться социальным нормам. Если вам удастся четко эти нормы обозначить (как в читальном зале обозначено требование соблюдения тишины), им последует больше людей. Ваших установок будут придерживаться с большей вероятностью, если вы приведете в пример человека со сходным статусом: если вы учитель, ставьте в пример посредственного ученика, а не самого способного. Чтобы ваши письменные призывы лучше работали, располагайте их там, где люди принимают решения. Пример: поместите предупреждение о вреде чрезмерного употребления алкоголя не в поликлинике, а в баре. Учитывайте культурный контекст. Чтобы вызвать ответную реакцию представителя индивидуалистической культуры (например, жителя США), подчеркните преимущества для отдельного лица. В той же стране, где традиционно силен коллективизм (например, в Южной Корее), говорите о выгодах для группы.
    Интернет-аукцион ebay демонстрирует, как можно побуждать людей к действиям. Когда торг начинается с высокой ставки, люди делают вывод, что предмет действительно ценен. С другой стороны, при низкой стартовой цене снижается входной барьер, и в аукционе участвует больше людей. А их присутствие служит для всех остальных социальным доказательством того, что предмет действительно представляет интерес. Вместе с тем, если другие факторы повышают барьер для входа (например, неправильно написано название предмета), низкая цена не является эффективным стимулом.

    Другие тактики

    Когда выбор большой, люди чувствуют растерянность, поэтому, чтобы побудить их что-то купить, ограничьте число разновидностей товара на прилавке. Чтобы подчеркнуть разнообразие выбора, добавьте один более дорогостоящий товар. К тому же цена на него обозначит верхнюю границу диапазона, и клиенты по-другому воспримут середину: теперь она будет включать и ту цену, которая раньше была верхней границей. Людей парализует не только широта выбора. Если у них есть опасения по поводу чего-либо, они будут бездействовать. Но когда вы предоставите информацию о том, как решить пугающую их проблему (например, если она связана со здоровьем), именно страх станет мотивом к покупке. У большинства из нас есть потребность любыми способами избавиться от того, что вызывает страх. Помимо страха есть ряд других физических и эмоциональных состояний, снижающих способность человека к объективной оценке. Например, из-за недосыпания мы принимаем за чистую монету самые неправдоподобные заявления.
    Работая в коллективе, не забывайте о законах групповой динамики. Это не значит, что любой вопрос нужно выносить на голосование. Но даже будучи самым способным и осведомленным из членов группы, учитывайте точку зрения остальных: когда проблему анализируют несколько человек, ее можно увидеть совершенно в ином свете. Кроме того, совместная работа сплачивает коллектив. Вместе с тем в группе всегда есть опасность возникновения группового мышления, когда все занимают по вопросу одинаковую позицию. В таком случае назначьте кого-то одного выступать оппонентом (играть роль “адвоката дьявола”) – это поможет найти более оригинальное решение. А еще лучше, если вам удастся найти кого-то действительно несогласного.
    Даже из ошибок можно извлекать пользу. Участники тренингов больше полезного узнают из тех кейсов, где действующие лица совершают ошибки, нежели из тех, где просто показывается образец поведения в данных обстоятельствах. Признание ошибок, равно как и имеющихся у вас ограничений, повышает доверие окружающих. Это относится и к ограничениям в предоставляемых вами услугах. Так, одна американская фирма, занимающаяся автомобильным страхованием, предлагает клиентам бесплатно провести сравнение с тарифами других поставщиков. В одних случаях ее расценки оказываются самыми низкими; в других она сама указывает клиентам более выгодные варианты конкурентов. При этом она остается одной из самых популярных страховых компаний.
    Признание недостатков повышает доверие потребителей. Расскажите о несущественных недостатках вашего продукта в процессе описания его неоспоримых достоинств. Если вы сделали ошибку, не пытайтесь ее скрыть. Признайте ее и расскажите о том, как собираетесь исправить. Это охарактеризует вас как честного человека и повысит ваш авторитет.
    Один из самых простых способов сделать убедительнее то, что вы говорите, – использовать слова “потому что”. Если вы объясните, почему именно чего-то хотите, с вами гораздо быстрее согласятся, даже если ваши аргументы не покажутся достаточно вескими. Обозначение причины работает и в других ситуациях. Облегчите своим потребителям формулировку повода для покупки вашего продукта. Только не просите их перечислить 10 причин: остановившись на пятой, они начнут испытывать затруднения. Зато имеет смысл попросить потенциального покупателя назвать 10 причин для покупки продукта конкурента: когда он не сможет этого сделать, ваше предложение покажется ему выгоднее. Запуская программу потребительской лояльности, дайте людям фору. Вместо того чтобы предлагать одну единицу товара бесплатно после того, как они купят 10, предложите вознаграждение после приобретения 12 единиц, при этом сразу же зачислите на их счет две покупки.После чего вы кладете вишенку на торт и - готово!

    Так вот. Эта книга - вишенка на торте. И практически все методы - это тоже вишенка на торте для умеющего убеждать человека. Одно то, что большинство методов исследовались учеными и методистами говорит о том, что они скорее те 80% усилий, что дают 20% результата. В данном случае на результат я бы отвел 5%.
    Если вы хотите научиться убеждать людей - читайте другие книги. По риторите, по черной риторике, по публичным выступлениям, опять же, просто по приемам убеждения (вот, например, Никита Непряхин "Убеждай и побеждай" - просто сборник тактических приемов).
    Если вы умеете убеждать людей и вам интересны секреты мастерства, скажем, изящества, не просто убедить, а сделать это красиво, изящно, получив удовлетворение от элегантности - эта книга сможет помочь. Однако свое громкое название она не оправдывает.

    Еще одна причина прочитать эту книгу - сборник забавных фактов, которые можно рассказать коллегам за обедом или вставить в презентацию. Практическое применение в виде учебника крайне сомнительно. Из 50-и описанных приемов можно с трудом вспомнить более 5-и актуальных, есть и откровенно смешные, особенно для нашего человека, как пишет автор "коллективного образа мышления".

    Резюме таково - книга как мелкая речка. Может и поймаете пару идей, но для удовлетворения этого явно недостаточно. Зато побродите по колено в воде - вдоволь.