Творческие работы. Писарев Д.И

ТЕМА: Урок развития речи. Исправление речевых ошибок. (2 часа)

Урок составила: Л.А.Жукова

Цели :

Учить правильной грамотной речи, соответствующей нормам русского литературного языка, учить находить в речевые ошибки и исправлять их, повторить понятия фразеологизмы, антонимы, синонимы, иноязычные слова.

Активизировать мыслительную деятельность учащихся, познакомить с языковыми явлениями (тавтология, плеоназм, литературные нормы), обогащать устную речь, ее словарный запас

Воспитывать общую культуру учащихся, воспитывать интерес к изучению русского языка, к изучению различных языковых явлений

Тип урока: комбинированный

Оборудование: раздаточный дидактический материал (тесты)

Эпиграфы: «На ошибках учатся» (Народная поговорка)

«Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» Д.И.Писарев

«Слово- одежда всех фактов, всех мыслей» А.М.Горький

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Назовите стили речи русского литературного языка. Поясните их значение. Что такое синонимы? Что такое антонимы? Что такое фразеологизмы?

3 Постановка задач. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.

Вступительное слово учителя.

Правильность и грамотность речи – необходимое условие общей культуры каждого человека. Отношение к русскому языку в нашей стране за последние 2-3 года очень сильно изменилось. Даже чиновники высших государственных структур нашего региона сдают тесты на знание русского языка. А анализ заданий ЕГЭ специалистами УИПК показал, что из них только 20% заданий на знание орфографических правил написания, а 80%- это задания на правильность речи, на умение выразить свои мысли, знание лексики. Это говорит о том, что сейчас требования изменились. Можно грамотно писать отдельные слова, но можно безграмотно говорить и не уметь выражать свои мысли. Сегодня мы с вами займемся исправлением этих речевых ошибок через различного вида упражнения.

И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

План урока (записан на доске)

    Непонимание лексического значения слова.

    Употребление синонимов, антонимов.

    Употребление антонимов.

    Слова иноязычного происхождения.

    Многословие.

    Лексическая неполнота.

    Фразеологизмы.

    Грамматические ошибки.

    Фактические и логические ошибки.

    Синтаксические ошибки.

    Профессионализмы.

4. Этапы усвоения новых знаний, формирование практических умений и навыков.

Типичные речевые ошибки.

1.Непонимание значения слова.

А. Употребление слова в несвойственном ему значении.
Пример:

Костер все больше и больше распалялся, пылал

Ошибка заключается в неверном выборе слова:
Распаляться - 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством.

Разгораться - начинать сильно или хорошо, ровно гореть.

Б. Употребление служебных слов без учета их семантики.
Пример:

Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
Предлог благодаря сохраняет связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о положительных фактах: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке . При неправильном понимании и употреблении предлога возникает речевая ошибка. В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие .

В. Лексическая несочетаемость .

Пример: Их сильная, закаленная дружба у многих вызывала восхищение.

Слово дружба сочетается с прилагательным крепкая - крепкая дружба.

2. Употребление синонимов , паронимов

А.Неправильное употребление синонимов

Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность - стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка - просторечные; оплошка - разговорное; ляп - жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке. Представьте себе в официально- деловом документе слово «ляп».
Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.
Различаясь оттенками лексического значения, синонимы могут выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же, взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут - это ведет к речевой ошибке.
Пример: Вчера мне было печально. Какой синоним здесь будет уместнее? Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно.

Упражнение: (слова записаны на доске)

Подобрать подходящие по смыслу слова к следующей группе синонимов:

Старый- человек, (был молодой, новый)

Давний - друг (много времени прошло)

Старинный - сундук (имеющие свою историю старины каких-то далеких времен)

Ветхий - домишко (дряхлый, истлевший)

Древний - замок (в отдаленных веках)

В чем смысловая разница между этими синонимами?(объяснение дано в скобках)

Вывод: Перед нами синонимы, но все они имеют свои смысловые стилистические оттенки.

Упражнение. Устно, подберите подходящие по смыслу слова.

Неустрашимый-5

Мужественный-3

Бесстрашный-4

Храбрый-2

Какое общее значение имеют эти слова- синонимы? (Они обозначают признак, качество человека, умеющего преодолеть страх, не поддающегося ему)

В чем различия оттенков значений?

Расставьте 3 от 1 до 5 по силе выразительности признака, качества.

Б.Неправильное употребление паронимов.

Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но разные по смыслу. Это часто приводит к ошибкам в употреблении из- за непонимания точного смысла этих слов.

Пример: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.
Праздный и праздничный - очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный - прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); праздный - не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь). Поэтому, как мы должны сказать: праздничный настроение, праздная жизнь

Упражнение. Письменно. Подобрать подходящие по смыслу слова к каждой паре слов (записаны на доске), составив словосочетания.(устно):

провести (газ, время, человека до чего-то) – произвести (впечатление, обработку от насекомых)

1 вариант

1высокие - высотные

сытый - сытный

усвоил - освоил

близкий - ближний

2 вариант

скрытый - скрытный

обидный - обидчивый

бережливый - бережное

мелкий – мелочный

Вывод: Как вы видите перед нами не синонимы, а слова с одним корнем, это паронимы . (Запись) Паронимы - похожие по звучанию, но разные по значению слова.

3. Употребление антонимов

Неправильное употребление антонимов

Упражнение. Устно. Развиваем мыслительную активность, активизируем знания языка. Подобрать антонимы к следующим словам. Опрос фронтальный.

Быстро, потерять, мокрый, конный, временный, смех, нельзя, тишина, румяный, громко, скучно, весело, храбрость, уважение, счастье, пропажа, поражение, обвинять, погаснуть, причина, висеть, взлетать, миловать, опрятный, усталость, второпях.

Упражнение. Письменно. Подберите различные антонимы к многозначным словам . Работа по вариантам.

1 вариант

Свежий- хлеб, журнал, ветер, взгляд

Бледный- луч, краски, рассказ, лицо

2 вариант

Легкий – вопрос, аромат, ноша, походка, содержание, характер

Глубокий- сон, озеро, знания, обморок, след

Сейчас вы еще раз убедились насколько богат наш язык многообразием оттенков, значений.

4. Слова иноязычного происхождения

Какие слова называют иноязычными? Иноязычные слова прочно входят в нашу речь, (с чем это связано?) поэтому мы должны владеть ими, правильно и уместно употреблять их в речи.

Упражнение. Устно . Назовите одним словом синоним к следующим иноязычным словам

Сайт- местоположение

Имидж- образ

Ланч- завтрак второй

Паркинг- стоянка

Тинейджер- подросток

Кастинг- отбор

Инвестиция – вложение

Баланс – равновесие

Игнорировать – пренебрегать

Менеджер- управляющий

Лимит- ограничение

Упражнение. Тест (раздаточные карточки, взаимокнтроль)

Выберите правильный вариант написания:

1. а) инцедент, б) инцендент, в) инцидент, г) инциндент.

2. а) перспектива, б) переспектива, в) преспектива, г) периспектива.

3. а) компроментировать, б) компраметировать, в) компрометировать, г) компрометтировать.

4. а) безпрецендентный, б) беспренцендентный, в) беспрецедентный, г) беспрецендентный.

5. а) претедент, б) претендент, в) прентендент, г) притендент.

Проверка.

Правильные ответы:

5.Многословие.

Б. Плеоназмы.

Не меньше засоряют речь плеоназмы –речевые излишества. Плеоназм (от греч. pleonasmos - избыток, чрезмерность) - употребление в речи логически излишних слов. Еще А.П.Чехов писал «Краткость- сестра таланта».

Пример: Все гости получили памятные сувениры . Сувенир - подарок на память, поэтому памятные в этом предложении - лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный , очень малюсенький , очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.
Прослушайте выражения, какие слова в них лишние:

отступить назад на два шага, впервые знакомиться, мы дорожим каждой минутой времени, вернуться в апреле месяце, десять рублей денег, написал свою автобиографию, своя родная семья, посидим молча, без слов, для приготовления яичницы надо иметь хотя бы одно яйцо.

В.Тавтология

Послушайте следующее высказывание: следует отметить следующие факты . Что здесь лишнего? Повторения «следует- следующие ». Такое явление называется Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos - слово) - повторение однокоренных слов. Тавтологическими ошибками "пестрят" не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.
Найдите в следующих выражениях явление тавтологии, исправьте: Изображаемый образ наглядно показывает (Представленный читателям образ ……).

Все население объединилось воедино (все население сплотилось или просто объединилось.

Все мысли и стремления героя были устремлены…. (…желания….)

В романе показаны черты характера, характерные для …(присущие..)

Иногда тавтология оправдана, но это бывает в художественных произведениях, например, А. Твардовский писал:

Сила силе доказала!

Сила силе - не родня

Есть металл прочней металла,

Есть огонь страшней огня.

Игра.

Скажите фразу: «Наша Таня громко плачет», «Уроков не будет, уроки отменили на неделю»

Вывод: любая фраза не только несет в себе значение, но и настроение говорящего, надо следить за своей интонацией.

6.Лексическая неполнота высказывания.

Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.
Пример:

Достоинство Лермонтова в том, что ничего лишнего .

Чего здесь не хватает?

У Л.может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже ни одного) слова.

Пример:"... не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь вражду ".

Так получается - "страница телевидения", а надо добавить на экраны или в передачи телевидения

7. Фразеологизмы.

Упражнение. Исправьте фразеологизмы (записаны на доске)

сломав голову

скрипя сердцем

как кур во щи

показывать образец

зеница глаза

две большие разницы

играет большое значение

взял львиную часть

подстреленный воробей

Упражнение. Подберите к словам фразеологизмы. Письменно.

один на один- с глазу на глаз, тет-а тет

очень быстро - в два счета, одна нога там, другая- здесь

некстати- ни к селу ни к городу

вдоволь- от всей души

работать усердно- работать засучив рукава

быть в чем- то большим знатоком- собаку съесть

перекусить- заморить червячка

бездельничать- бить баклуши

Проверка.

Знакомство с новыми иноязычными устойчивыми выражениями.

Alma mater- «кормящая мать»- старинное неформальное название учебного заведения

A priori- наперед, заранее, например, априорная ценность

Post skriptum- приписка к письму

Salte mortale- рискованный шаг, неожиданный переход

Status guo- существующее положение

Persona non grate- нежелательное лицо

Nota bene- знак на полях текста, обозначающий»заметь, обрати внимание»

Игра (на развитие мышления) Разгадай аббревиатуру из 3 букв. КГБ (кто готовит бомбу), ПИТ, ВВС, УУХ, ПИЦ, БББ, РВС

8. Грамматические ошибки.

А.Словообразовательные .
Ошибка происходит не в значении, а в произношении, неправильном построении слова:

"беспощадство", "бессмертность", "заместо", "публицизм, два знамя (нет, бессмертие, вместо, публицистика, два знамени)

Чулок, но носков. (рисунок)

Б.Морфологические.
К этому виду ошибок относятся:
а) ошибки в образовании форм существительных: "англичаны", "на мосте", "Во дворе построили большую качель" .
б) ошибки в образовании форм прилагательных: "Один брат был богатей другого".

«Я приведу более лучший пример»
в) ошибки в образовании местоимений: "Я пошел к ему", "ихний дом ".
г) ошибки в образовании глагола: "Он ни разу не ошибился", "Мама всегда радовается гостям", "Вышев на середину комнаты, он заговорил", "В дальнем углу сидел улыбающий ребенок ".
"Мы с братом отпиляем все лишние ветки, ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее ".

Запомните (запись): надеть одежду – одеть Надежду!

Упражнение «Убери лишнее слово»:

Кашпо

Кофе (м. р.)

Пальто

Бюро

Такси

Тюль

Рояль

Шампунь

Толь

Вуаль (ж.р.)

Слова записаны на доске.

Что общего в этих словах? (все слова иноязычные, несклоняемые, среднего рода, кроме слов «кофе» (м.р.), и вуаль (ж.р.) Составьте устно словосочетания с этими словами по вариантам. Проверка.

Упражнение . Образуйте от глаголов формы прошедшего времени. Устно.

Зябнуть (озяб), меркнуть (померк), исчезнуть (исчез), остыть (остыл), заворожить (заворожил), завораживать (завораживал), увести (увел), кивнуть (кивнул), прыгнуть (прыгнул), сохнуть (сох), закипать (закипал), закипеть (закипел).

Упражнение . Записать глаголы. Образуйте формы глагола 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени от глаголов:

Победить, чудить, убедить, ощутить, дерзить

Вывод: от некоторых глаголов нельзя образовать формы или настоящего или будущего времени. В таком случае используют описательные обороты, т.е. к ним добавляют подходящие по смыслу слова.

Могу победить, хочу победить, обязательно получится победить, хочу убедить, смогу убедить и буду чудить, попытаюсь ощутить и др.

Упражнение . Устно. Исправьте ошибки:

Базаров- молодой человек с захудалым лицом.

Сатин первым раскусывает Луку.

Ученик сказал, что я еще не подготовился к уроку

Через несколько времени мы узнаем, кто победил в этом матче.

При необходимости мы будем брать адекватные меры.

Этот проект занимает большое и важное значение в нашей работе.

Я поговорил и с начальником цеха, и с инженером, обои согласны с моим предложением.

9. Фактические ошибки. Логические ошибки.

Фактические ошибки представляют собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей , например: "В зимнем лесу звонко куковала кукушка ".

В чем причина фактических ошибок?

Причина фактических ошибок - недостаточное знание описываемых событий, бедность жизненного опыта, неверная оценка поступков.

Кутузов участвовал в сражениях 1861 года.

Пушкин в своем стихотворении «Бородино»….

Роман «Обломов» принес известность Карамзину.

Толстой был князем.

Симбирск основан в 1748 году.

Логические ошибки

В чем они заключаются? (Нарушение последовательности (логики) изложения приводит к появлению логических ошибок.)
К этому типу ошибок относятся следующие недочеты в содержании сочинений:
1) нарушения последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями и предложениями;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) отсутствие необходимых частей;
5) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).

10. Синтаксические ошибки.

Самые распространенные ошибки- это синтаксические ошибки в построении словосочетания, а следовательно, предложения.

Неправильное составление словосочетаний:

"Нынешнее летом я был в степном Заволжье ".

"Если в жаркий день дотронешься к березе, то…

"Жажда к славе ".

Неправильное составление предложений:

"В комнату проникли сноп лучей солнца ".

"Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей ".

"Гринев видит, как Пугачев садился в карету ".

"Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая ".

"Я учу уроки на столе " (за столом).

"Мальчик был лобастый, но серьезный ".

Более подробно над синтаксическими ошибками мы будем работать после

изучения синтаксиса.

    Профессионализмы.

А сейчас поговорим о словах, связанных с вашей профессией, с практическими занятиями. Слова записаны на доске.

    Слесаря - слесари

    В цехе- в цеху

    Зуби́ло - зубила?

    Договоры- договора

    Сверло – в Род. падеже? (сверел)

    Пассатижи, тиски – в Род.падеже? –

    резьба- классификация резьб…?

    штанге(н, ль) ц_ркуль?

    токари- токаря

Правильные ответы:

    Слесари и слесаря- обе формы стали равноправными.

    Оба произношения верны, но «в цехе»- книжная лексика, а « в цеху»- разговорная, в деловых бумагах необходимо использовать первый случай произношения.

    Зубило- сущ. Ср. рода, нет зубила.

    Договоры (книжная лексика) – договора (разговорная лексика)

  1. Пассатижей, тисков, но не тисок

Упражнение. Составьте 5 предложений со словами, связанными с вашей будущей профессией.

5. Итог урока. Слово учителя.

Поговорка гласит: «На ошибках учатся». Сегодня мы работали над своими и чужими ошибками в устной речи. Увидели, что ошибки бывают разные. И это лишь малая часть огромной работы над совершенством грамотной речи. Хочется назвать те, составляющие, которые являются главными критериями грамотной красивой речи.

Правильность

Логичность

Простота

Богатство

Сжатость

Благозвучие

6.Самостоятельная работа учащихся. Упражнения на закрепление темы.

Упражнение №33 Грекова «Пособие для старших классов»,

Упражнение 9, 26, 61 Введенская «Культура речи и русский язык»

7. Домашнее задание.

Повторить все ключевые моменты урока, а именно, какие бывают речевые ошибки, их виды? Составить синонимические ряды к следующим словам: синий, большой, сообщать, наказание, прекрасно.

Составьте предложения с 10 словами- профессионализмами, связанными с вашей будущей профессией.

Стилистика - это раздел науки о языке, изучающий стиль литературного произведения, закономерности функцио­нирования языка в разных сферах использования, особенности употребления языковых средств в зависимости от обста­новки, содержания и цели высказывания, сферы и условий общения. Стилистика учит сознательному отбору и использо­ванию языковых средств в речи, она занимается оценкой этих средств, их закрепленности за тем или иным стилем, знакомит со стилистической системой литературного языка. Выдающийся отечественный ученый-языковед В. В. Виноградов выделяет три вида теоретической стилистики:

1. Стилистику языка как «систему систем», или структурную стилистику, она изучает функциональные языковые стили.

2. Стилистику речи, которая рассматривает различие между устной и письменной речью.

3. Стилистику художественной литературы, ис­следующую художественные стили писателей.

Практическая стилистика основана на выводах теорети­ческой, предметом ее изучени 3 является лексическая и грам­матическая синонимия.

При оценке определенного текста или высказывания на­до исходить из установившейся на современном этапе раз­вития языковой и стилистической нормы.

Языковая норма - это понятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие Языковые средства, правила словоупот­ребления. Основными признаками языковой нормы являются относи­тельная устойчивость, распространенность и общеупотребительность. Языковая норма действует в течение долгого пе­риода времени, она может изменяться под влиянием новых жизненных условий.

Современный русский литературный язык - это высшая форма русского национального языка. Литературный язык - это язык нормированный. Отступления от языковой нормы могут вызвать полное или частичное непонимание. Однако при определении правильности речи, нельзя опираться только на языковую норму, необ­ходимо учитывать ситуацию, в которой происходит общение, то есть то, что правильно для выражения содержания в од­ной сфере общения, может оказаться неправильной для дру­гой.

Стилистическая норма - это совокупность пра­вил, регламентирующих использование слов в функциональ­ных стилях речи.

К литературной речи предъявляются следующие требова­ния:

1. Правильность речи, т. е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. «Не­правильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Пис.).

2. Точность речи, т. е. соответствие мыслям говорящего или пишущего. «Точность слова, является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего - требованием смысла» (Фед.).

3. Ясность речи, т. е. доступность пониманию слушаю­щего или читающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» (античный оратор Квинтилиан).

4. Логичность речи, т. е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления

5. Простота речи, т. е. естественность, отсутствие вы­чурности. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Т.).

6. Богатство речи, т. е. разнообразие используемых языковых средств.

7. Сжатость речи, т. е. отсутствие лишних слов, не­ нужных повторений.

8. Чистота речи, т. е. устранение из нее слов диа­лектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иностранного происхождения, употребляемых без на­добности.

9. Живость речи, т. е. отсутствие шаблонов, образ­ность, эмоциональность.

10. Благозвучие речи, т. е. подбор слов с учетом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их» (Чех.).

В пособии в занимательной форме излагаются важнейшие вопросы речевой культуры, связанные с нормативностью речи, ее благозвучием, выразительностью. Многочисленные живые примеры помогут без труда усвоить лексические, грамматические, стилистические и орфоэпические нормы русского языка, то есть научиться писать по-русски не только правильно, но и красиво.

Книга адресована школьникам, преподавателям русского языка, студентам-филологам, журналистам и всем, кто интересуется русским языком.

  • Д.Э. РОЗЭНТАЛЬ
    ГОВОРИТЕ И ПИШИТЕ ПО-РУССКИ ПРАВИЛЬНО

    К читателю

    Эта книга расскажет много интересного о "великом и могучем" русском языке и поможет вам, мои юные читатели, повысить свою речевую культуру и грамотность.

    Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Встает вопрос: а что же такое грамотность в широком смысле этого слова?

    Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой родной речи.

    Что понимать под культурой речи ? Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. Культурная речь - это речь нормированная. В своей устной форме она должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме - нормам орфографии и пунктуации.

    Что понимать под языковой нормой? Нормы бывают двоякого рода. Одни из них строго обязательны и не допускают никакого нарушения, как, например, нормы грамматические или орфографические. Такие нормы применяются, когда решается вопрос: как надо сказать или написать? Другие нормы представляют собой наиболее распространённые, предпочтительные языковые (речевые) варианты, закрепившиеся в практике использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию. Именно с вариантами норм мы сталкиваемся в стилистике, когда решается вопрос: как лучше сказать?

    Напрасно пытаться ответить на этот вопрос однозначно, дать своего рода рецепты на все случаи речевой практики. Дело в том, что, несмотря на известную свою устойчивость (иначе перед нами будет что-то преходящее в языке, а не "прижившийся" образец употребления), норма изменяется в ходе развития самого языка. Эта подвижность нормы нередко приводит к тому, что в данный период для одного и того же языкового явления существует несколько способов выражения: прежняя форма ещё не утрачена, но наряду с ней уже возникла новая. Сравните сочетания слов много народу - много народа, чашка чаю - чашка чая, в которых формы на -у/-ю свойственны прежнему употреблению, а формы на -а/-я - современному. Другой пример: произношение суффикса -ся в возвратных формах глагола: с твёрдым [с] - прежняя форма, с мягким [с"] - теперешняя. В обоих случаях старая и новая нормы сосуществуют, между ними возможен выбор. (В этом случае перед нами хронологические варианты нормы, т.е. нормы в их временной последовательности.)

    Другой путь появления вариантов нормы связан с тем, что в языке, в зависимости от выполняемой им функции, от конкретных условий его использования (служить посредником при общении, или способом передачи мыслей и чувств, или средством воздействия на других членов данного языкового коллектива) возникают особые разновидности - стили. Каждый стиль характеризуется своими признаками: преимущественным использованием определённых лексических и фразеологических средств, синтаксических конструкций и т.д. Среди стилей выделяются две большие группы:

    1) книжные стили (чаще в письменной форме);

    2) разговорный стиль (чаще в устной форме).

    Каждая группа стилей обычно располагает своими вариантами норм. Сравните формы именительного падежа множественного числа догово́ры - договора́, сле́сари - слесаря́, из которых одни (с окончанием -ы/-и) являются книжными, а другие (с окончанием -а́/-я́) - разговорными. Другой пример: формы предложного падежа единственного числа в отпуске, в цехе (с окончанием -е) - книжные, а формы в отпуску́, в цеху́ (с окончанием -у́) - разговорные.

    Таким образом, наряду со старыми и новыми вариантами нормы сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей - книжные и разговорные. И надо заметить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые - с разговорными.

    Наличие вариантов нормы, т.е. двояких форм для выражения одного и того же языкового явления, обогащает язык, позволяет нам более точно передать мысль, оформить высказывание. Но при этом выбор варианта в каждом конкретном случае должен быть обоснован, стилистически оправдан. Уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: "Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности".

    Какие же требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки её характеризуют? Охарактеризуем десять основных признаков хорошей, точной речи и напомним, что говорили о необходимости уметь точно и лаконично передать мысль русские писатели.

    Правильность речи - это её соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам. "Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни" (Д. Писарев).

    Точность речи - это её соответствие мыслям говорящего или пишущего. "Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего - требованием смысла" (К. Федин).

    Ясность речи - это её доступность пониманию слушающего или читающего. "Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять" (римский учитель красноречия Квинтилиан).

    Логичность речи - это её соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечёткостью мышления. "Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей" (Н. Чернышевский).

    Простота речи - это её естественность, отсутствие "красивостей", вычурности слога. "Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания" (Л. Толстой).

    Богатство речи - это разнообразие используемых языковых средств. "Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их" (М. Горький).

    Сжатость речи - это отсутствие лишних слов, повторов. "Если пишет многословно, - это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чём говорит" (М. Горький).

    Чистота речи - это отсутствие в ней слов диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, если в использовании их нет никакой надобности. "Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус" (В. Белинский).

    Живость речи - это её выразительность, образность, эмоциональность. "Язык должен быть живым" (А.Н. Толстой).

    Благозвучие речи - это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковой стороны. "Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их" (А. Чехов).

    К сожалению, нередко в письменной и особенно устной речи людей любого возраста встречаются значительные отклонения от литературной нормы. Пролистаем письменные работы старшеклассников и абитуриентов, т.е. лиц, поступающих в вузы. Наверняка многие цитаты из сочинений вызовут у вас улыбку.

    Дитмар Эльяшевич Розенталь

    Говорите и пишите по-русски правильно

    «Говорите и пишите по-русски правильно»: Айрис-пресс; Москва; 2007

    ISBN 978-5-8112-2447-0

    Аннотация

    В пособии в занимательной форме излагаются важнейшие вопросы речевой культуры, связанные с нормативностью речи, ее благозвучием, выразительностью. Многочисленные живые примеры помогут без труда усвоить лексические, грамматические, стилистические и орфоэпические нормы русского языка, то есть научиться писать по-русски не только правильно, но и красиво.

    Книга адресована школьникам, преподавателям русского языка, студентам-филологам, журналистам и всем, кто интересуется русским языком.

    Д.Э. РОЗЭНТАЛЬ

    ГОВОРИТЕ И ПИШИТЕ ПО-РУССКИ ПРАВИЛЬНО

    К читателю

    Эта книга расскажет много интересного о «великом и могучем» русском языке и поможет вам, мои юные читатели, повысить свою речевую культуру и грамотность.

    Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Встает вопрос: а что же такое грамотность в широком смысле этого слова?

    Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой родной речи.

    Что понимать под культурой речи ? Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. Культурная речь - это речь нормированная. В своей устной форме она должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме - нормам орфографии и пунктуации.

    Что понимать под языковой нормой? Нормы бывают двоякого рода. Одни из них строго обязательны и не допускают никакого нарушения, как, например, нормы грамматические или орфографические. Такие нормы применяются, когда решается вопрос: как надо сказать или написать? Другие нормы представляют собой наиболее распространённые, предпочтительные языковые (речевые) варианты, закрепившиеся в практике использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию. Именно с вариантами норм мы сталкиваемся в стилистике, когда решается вопрос: как лучше сказать?



    Напрасно пытаться ответить на этот вопрос однозначно, дать своего рода рецепты на все случаи речевой практики. Дело в том, что, несмотря на известную свою устойчивость (иначе перед нами будет что-то преходящее в языке, а не «прижившийся» образец употребления), норма изменяется в ходе развития самого языка. Эта подвижность нормы нередко приводит к тому, что в данный период для одного и того же языкового явления существует несколько способов выражения: прежняя форма ещё не утрачена, но наряду с ней уже возникла новая. Сравните сочетания слов много народу - много народа, чашка чаю - чашка чая, в которых формы на -у/-ю свойственны прежнему употреблению, а формы на -а/-я - современному. Другой пример: произношение суффикса -ся в возвратных формах глагола: с твёрдым [с] - прежняя форма, с мягким [с’] - теперешняя. В обоих случаях старая и новая нормы сосуществуют, между ними возможен выбор. (В этом случае перед нами хронологические варианты нормы, т.е. нормы в их временной последовательности.)

    Другой путь появления вариантов нормы связан с тем, что в языке, в зависимости от выполняемой им функции, от конкретных условий его использования (служить посредником при общении, или способом передачи мыслей и чувств, или средством воздействия на других членов данного языкового коллектива) возникают особые разновидности - стили. Каждый стиль характеризуется своими признаками: преимущественным использованием определённых лексических и фразеологических средств, синтаксических конструкций и т.д. Среди стилей выделяются две большие группы:

    1) книжные стили (чаще в письменной форме);

    2) разговорный стиль (чаще в устной форме).

    Каждая группа стилей обычно располагает своими вариантами норм. Сравните формы именительного падежа множественного числа догово́ры - договора́, сле́сари - слесаря́, из которых одни (с окончанием -ы/-и) являются книжными, а другие (с окончанием -а́/-я́) - разговорными. Другой пример: формы предложного падежа единственного числа в отпуске, в цехе (с окончанием -е) - книжные, а формы в отпуску́, в цеху́ (с окончанием -у́) - разговорные.

    Таким образом, наряду со старыми и новыми вариантами нормы сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей - книжные и разговорные. И надо заметить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые - с разговорными.

    Наличие вариантов нормы, т.е. двояких форм для выражения одного и того же языкового явления, обогащает язык, позволяет нам более точно передать мысль, оформить высказывание. Но при этом выбор варианта в каждом конкретном случае должен быть обоснован, стилистически оправдан. Уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».

    Какие же требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки её характеризуют? Охарактеризуем десять основных признаков хорошей, точной речи и напомним, что говорили о необходимости уметь точно и лаконично передать мысль русские писатели.

    Правильность речи - это её соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам. «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д. Писарев).

    Точность речи - это её соответствие мыслям говорящего или пишущего. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего - требованием смысла» (К. Федин).

    Ясность речи - это её доступность пониманию слушающего или читающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» (римский учитель красноречия Квинтилиан).

    Логичность речи - это её соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечёткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Н. Чернышевский).

    Простота речи - это её естественность, отсутствие «красивостей», вычурности слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой).

    Богатство речи - это разнообразие используемых языковых средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их» (М. Горький).

    Сжатость речи - это отсутствие лишних слов, повторов. «Если пишет многословно, - это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чём говорит» (М. Горький).

    Чистота речи - это отсутствие в ней слов диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, если в использовании их нет никакой надобности. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В. Белинский).

    Живость речи - это её выразительность, образность, эмоциональность. «Язык должен быть живым» (А.Н. Толстой).

    Благозвучие речи - это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их» (А. Чехов).

    К сожалению, нередко в письменной и особенно устной речи людей любого возраста встречаются значительные отклонения от литературной нормы. Пролистаем письменные работы старшеклассников и абитуриентов, т.е. лиц, поступающих в вузы. Наверняка многие цитаты из сочинений вызовут у вас улыбку.

    «Салтыков-Щедрин изобразил тяжёлое положение крестьянства в лице лошади»; «Базаров - молодой человек с захудалым лицом»; «Катерина и Кулигин - лучшие представители „тёмного царства“». (Авторы приведённых курьёзов не точно знают значения слов, не учитывают способности слов соединяться друг с другом по смыслу.)

    «Сатин первый раскусывает Луку»; «Манилов умеет только трепать языком». (Ошибочно употреблены просторечные слова.)

    «Иудушка отличается от своих братьев подхалимством и дурманными методами». (Автор занимается неоправданным словотворчеством.)

    «Партизан спрятался в закуте »;«При этом известии у них сполох произошёл». (Неоправданное употребление диалектных слов.)

    «Роман „Что делать?“ сыграл большое значение в литературе и обществе». (Искажение устойчивых оборотов.)

    Таков далеко не полный перечень характерных лексических ошибок. Не лучше обстоит дело с использованием форм частей речи, с построением предложений.

    В последующих разделах книги мы обратим внимание на точность словоупотребления, на вопросы грамматической стилистики, на использование изобразительно-выразительных средств языка, оживляющих речь, создающих её выразительность, на нормы произношения и ударения.

    Нам предстоит проделать небольшое путешествие в разные области языка - его лексику, грамматику, стилистику, орфоэпию.

    Итак, в добрый путь!

    ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО


    Начнем наше путешествие с лексики, т.е. области, в которой сосредоточено основное богатство языка - его словарный состав. Если язык в целом является первоэлементом литературы, то первоэлементом языка является слово.

    Слово - одежда мыслей (смысловой и стилистический отбор лексических средств)

    «Слово - одежда всех фактов, всех мыслей», - этими словами М. Горький подчёркивал неразрывную связь между содержанием и формой высказывания: эту одежду необходимо подбирать «по мерке» и «со вкусом». В первую очередь важно учитывать присущее каждому слову значение.

    Возьмём такой пример: «Образ Базарова был подмечен Тургеневым верно». Но подметить - это «наблюдая, заметить, обнаружить», - значит, И.С. Тургенев был не создателем образа Базарова, а только наблюдателем со стороны.

    Другой пример: «В романе „Евгений Онегин“ представителем лучшей части дворянской интеллигенции является образ Евгения Онегина». Здесь слово образ излишне: представителем дворянской интеллигенции в романе был сам Евгений Онегин, а не его образ. И ещё пример: «Образ Печорина крайне противоречив в романе». Получается, что М.Ю. Лермонтов был слабым писателем, не сумевшим создать цельный, законченный образ. На самом деле, противоречив не образ Печорина, а характер Печорина.

    Кстати, термин образ, часто встречающийся в школьных работах, многими понимается нечётко. Например: «Героем романа М. Горького „Мать“ является образ Павла Власова». Но ведь герой («главное действующее лицо») этого произведения - сам Павел Власов, а не его образ («художественное изображение человека в литературе»).

    Говоря о литературоведческих (и лингвистических) терминах, встречающихся в ученических работах, нельзя не упомянуть и о таких, как «язык» и «стиль». В сочинениях пишут: «В стиле романа „Отцы и дети“ простые предложения чередуются со сложными, используются разные эпитеты, имеется много метафор, сравнений и т.д.» (вместо В языке романа...) ;«Для языка ранних произведений М. Горького характерна романтическая приподнятость» (вместо Для стиля...).

    Если язык - совокупность лексико-фразеологических и грамматических средств, используемых его носителями для целей общения, воздействия, то стиль - приёмы, способы, манера их использования. Неразличение этих понятий и приводит к ошибкам.

    Строя высказывание, важно учитывать не только значение отдельно взятого слова, но и его связь с другими словами, так называемую лексическую сочетаемость, т.е. способность одного слова образовать по смыслу сочетание с другим словом. Возьмём для примера такое предложение: «Наш народ сумел завоевать техническую революцию и начать покорять космос». Ученик, написавший эту фразу, не учёл, что революцию не завоёвывают, а совершают. С этой точки зрения попробуйте сами оценить «достоинства» таких предложений:

    «Однажды Павел предупредил мать, что к нему придут запрещённые люди» (сочетается ли слово запрещённый с названиями одушевлённых предметов?);

    «В конце романа Павел Власов - это уже закоренелый революционер» (подходит ли прилагательное закоренелый со своими значениями «застарелый, неисправимый» как определение к слову революционер ?);

    «Молодогвардейцы верили в неминуемую победу советского народа в Великой Отечественной войне» (сравните: неминуемая беда, неминуемая гибель и укажите, каким подходящим словом можно заменить в сочетании «неминуемая победа» прилагательное неминуемый);

    «Добролюбов под Катериной видел луч света, а под Кабанихой - тёмное царство» (удачно ли использован глагол видеть ?);

    «Ученик подробно рассказал автобиографию писателя А.А. Фадеева» (следует биографию, так как автобиография - «описание своей жизни»).

    В речи нередко нарушается логическая связь слов в предложении, т.е. сопоставление понятий. Рассмотрим такое предложение: «Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашёл своё отражение в её языке, самом ярком среди действующих лиц „Грозы“» («действующим лицом» оказался... язык).

    А теперь сами найдите ошибки в сопоставлении понятий и исправьте предложения:

    1) «Самым бедным из этой группы действующих лиц является язык Варвары».

    2) «Подобно многим другим его произведениям идея этой повести вынашивалась писателем в течение ряда лет».

    Попытки расширить лексические связи, не считаясь с логикой высказывания, приводят иногда к курьёзам. Встречаются и такие тексты: «Юноши и девушки животноводческого хозяйства решили полностью взять в свои руки откорм свиней и уже в этом году добиться, чтобы две трети молока, производимого в хозяйстве, были молодёжными».

    Ступень ноги (паронимы)

    Приведя фразу «Верней клади ступень ноги» в качестве примера неправильного употребления слов, смешения смысла, М. Горький иронически указывал, что автор «не замечает некоторого несходства между ступнёй ноги и ступенью лестницы». Случаи подобного смешения близких по звучанию, но далёких по значению или расходящихся в своих значениях слов (такие слова называют паронимами) встречаются в речи довольно часто.

    Так, в школьном сочинении читаем: «Помещики жестоко обращались со своими придворными ».Очевидно, автор этой фразы не различает слов придворный - «тот, кто входил в число лиц, приближённых к царю» и дворовый - «крепостной крестьянин, взятый на барский двор для обслуживания помещика».

    В предложении «Судьба крепостников всецело зависела от власти помещиков» смешаны слова крепостник - «помещик» и крепостной - «крестьянин, принадлежавший помещику на основе крепостного права». А автор предложения «Он полный невежа в вопросах искусства» не различает слов невежда - «малосведущий, малообразованный человек» и невежа - «грубый, невоспитанный человек».

    Классическим стал пример постоянного смешения глаголов одевать и надевать. Причём глаголы одеть - одевать значительно «активнее» своих собратьев надеть - надевать. Предложения типа «Он одел пальто и вышел на улицу» никак не уходят из нашей речи. Дело в том, что глаголы одеть - одевать обозначают действие, обращенное на другой предмет (в грамматическом значении этого слова, т.е. может быть и человек, и животное, и неодушевлённый предмет): одевать ребёнка, одевать коня попоной, одевать куклу. Если же действие обращено на его производителя, то употребляются глаголы надеть - надевать: надеть пальто, надеть шляпу, надевать туфли, надеть очки, надевать коньки. Однако в сочетании с предлогом на глаголы надеть - надевать обозначают действие, производимое по отношению к другому лицу или предмету: надеть шубу на ребенка, надевать чехол на кресло.

    Какой глагол следует употребить в предложении В заключение собрания слово для выступления... (предоставляется или представляется) Иванову ? Запомним: здесь выбор должен быть сделан в пользу глагола предоставляется, имеющего значение «дать возможность, право что-либо сделать». А значения глагола представить легко можно определить, сравнив словосочетания: представить доказательства; представить своего знакомого; представить к награде; представить себе все трудности путешествия; представить дело в смешном виде. Определили значения? Если да, то в следующих предложениях употребите один из данных в скобках глаголов: 1) Ему была (предоставлена или представлена!) возможность поехать на юг ; 2) Ему (предоставилась или представилась ?) возможность поехать на юг. Если в первом предложении вы выбрали первый глагол, а во втором - второй глагол, то вы не ошиблись.

    Возможно, вы слышали, как водитель или кондуктор трамвая (автобуса, троллейбуса), обращаясь к пассажирам, говорит: «Вошедшие граждане, оплатите за проезд ».Допустимо ли «оплатить за проезд»? Нет, нужно говорить: уплатить или заплатить за проезд либо оплатить проезд.

    Сможете ли вы построить предложения с паронимами: абонемент - абонент, адресант - адресат, бережливый - бережный, болотистый - болотный, глинистый - глиняный, земельный - земляной, искусный - искусственный, мелкий - мелочный, обидный - обидчивый, практический - практичный, скрытный - скрытый, соседний - соседский?

    А в заключение вам предстоит выполнить небольшую работу. Вы знаете, что одинаково возможны словосочетания высокий дом и высотный дом, близкие холмы и ближние холмы и т.д., но в условиях контекста один из вариантов оказывается не только предпочтительным, но и порой единственно возможным. Итак, выберите правильный вариант.

    1. Самые (высокие - высотные) дома находятся в новых кварталах города. 2. Вкусный и (сытый - сытный) обед прибавил нам силы. 3. Любой (поступок - проступок) заслуживает осуждения. 4. Молодой рабочий быстро (усвоил - освоил) профессию токаря. 5. С (особенным - особым) удовлетворением учитель отметил успехи любимого ученика. 6. Всё вокруг привлекательно: и (близкие - ближние) озёра, и дальние холмы. 7. Мы с братом живём в одном доме, но на (различных - разных) этажах. 8. На вопросы мальчик отвечал с каким-то (виноватым - виновным) видом. 9. Было жарко, и пешеходы шли по (теневой - тенистой) стороне улицы. 10. В квартире нужно было (провести - произвести) ремонт. 11. Мы живём в (геройскую - героическую) эпоху покорения человеком космоса.

    Проверьте себя:

    1. Высокие . 2. Сытный. 3. Проступок. 4. Освоил. 5. Особым. 6. Ближние. 7. Разных. 8. Виноватым. 9. Теневой. 10. Произвести. 11. Героическую.

    Старый, давний, старинный... (синонимы)

    Приведя ряд синонимов -прилагательных старый, давний, старинный, ветхий, древний, писатель Д.И. Фонвизин так объяснял смысловое различие между ними: «Старо то, что давно было ново; старинным называется то, что ведётся издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдалённейших веках». Для иллюстрации этих значений синонимов Фонвизин приводит такое продолжение: «Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдёшь много ветхого. Сих примеров столько ныне, сколько бывало и в древние времена».

    Итак, включённые в синонимический ряд слова обозначают примерно одно и то же и одновременно не одно и то же: в них заключён общий смысл, но уточнены его оттенки. При употреблении синонимов именно оттенки значения играют главную роль (как оттенки красок художника, нюансы звука у музыканта). Общность значения улавливается сразу: любой школьник скажет, что в словосочетаниях смелый боец, храбрый боец, отважный боец, мужественный боец, бесстрашный боец, неустрашимый боец имеются синонимы, характеризующие человека, не поддающегося чувству страха, умеющего преодолеть его. Однако не только школьник, но и вполне образованный взрослый человек может затрудниться в выяснении тонких различий между употреблёнными в этих словосочетаниях прилагательными. А различия существуют, и немалые. Если носителем общего значения является слово смелый, то храбрый - «активно смелый, не боящийся опасности, идущий навстречу ей»; отважный - «очень смелый, готовый совершить поступок, требующий бесстрашия»; мужественный - «не теряющий присутствия духа перед лицом опасности»; бесстрашный - «чрезвычайно смелый, не знающий страха»; неустрашимый - «такой, которого ничто не устрашит».

    Возьмём другой пример. Говоря об одарённом учёном, мы можем сказать: большой учёный (даётся объективная характеристика), известный учёный (отмечается его популярность), знаменитый учёный (тоже отмечается его популярность, но подчёркивается превосходная степень качества), выдающийся учёный (в сопоставлении с другими), замечательный учёный (говорится об особом интересе, который он вызывает своей деятельностью).

    Выбрать наиболее подходящий синоним для данного конкретного случая - это, между прочим, приблизиться к решению интересующей нас задачи: а как лучше сказать? Здесь, как и в других случаях, помогают нам различные словари и справочники (словарь синонимов, толковый словарь, словарь сочетаний и др.), а также... художественная литература, публицистика, т.е. примеры употребления тех или иных слов, их сочетаний писателями. Например, мы не сомневаемся в том, что глаголы хотеть , желать, стремиться, жаждать синонимичны: их объединяет общее значение «ощущать потребность в чём-либо». Но установить различия между ними (которые, несомненно, имеются) для правильного выбора синонима не так-то просто. Если слово хотеть является носителем указанного значения в его чистом виде и не осложнено добавочными смысловыми оттенками, то глагол желать - это «иметь внутреннее стремление к осуществлению чего-либо», стремиться - «настойчиво добиваться желаемого», жаждать - «испытывать сильное желание» (со стилистическим оттенком возвышенности). Сравните употребление этих глаголов в художественной литературе: Желал ты славы и добился, хотел влюбиться - и влюбился (А. Пушкин); Всей душой она желала помочь этому человеку (В. Кочетов); Говорят, всякий воспитатель стремится сделать из своего питомца своё подобие (В. Короленко); Мира жаждет все человечество, и за мир оно будет бороться твёрдо, решительно, непоколебимо в любой точке земного шара (П. Павленко).

    Использование синонимов - важнейшее условие обогащения речи, её разнообразия и выразительности. Богатая синонимика русского языка позволяет избежать назойливого повторения в тексте одних и тех же слов (что нередко наблюдается, например, при употреблении глаголов речи сказать, спросить и др.). К сожалению, в ученических работах других глаголов речи, кроме говорить, ответить, сказать, сообщить, спросить, почти не встречается. А между тем писатели умело используют подобные глаголы не только для устранения лексического однообразия речи, но и для более точного и выразительного описания ситуации высказывания. Так, у М. Горького в романе «Мать» использовано для этой цели свыше 30 глаголов-синонимов. В произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина слово говорил (проговорил) имеет более 30 синонимов: брякнул, буркнул, бухнул, воскликнул, выдавил из себя, загвоздил, заикнулся, залаял, заметил, икал, калякал, курлыкал, обратился, повествовал, подхватил, пустил шип по-змеиному, рассуждал, ржал, рявкнул, сболтнул, стонал, хлопнул и др. Правда, многие из них стали синонимами только в условиях данного контекста. Например: Он [новоглуповец] в одну минуту налает столько, сколько не успели налаять его достославные предки; Даже жёны чиновников не ссорятся, но единомышленно подвывают: «Ах, какой циркуляр!»

    Примером мастерского употребления синонимов может служить следующий отрывок из «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя:

    О чём бы разговор ни был, он [Чичиков] всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведённого казённою палатою, он показывал, что ему не безызвестны и судебные проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре - и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина - и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках - и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком.

    Синонимы могут различаться дополнительными стилистическими оттенками (или, иначе, стилистической окраской), придающими высказыванию, к примеру характер торжественности, грубоватости и т.п. В этом плане различают слова нейтральные, книжные, разговорные, просторечные. Соответствующие пометы (нейтр., книжн., разг., прост.) обычно даются в толковых словарях русского языка:растратить (нейтр.) - растранжирить (разг.), признаки (нейтр.) - симптомы (книжн.), похитить (книжн.) - украсть (нейтр.) - спереть (прост.).

    Синонимы могут различаться также экспрессивной окраской: родина (нейтр.) - отчизна (высок.), наказание (нейтр.) - возмездие (высок.), лицо (нейтр.) - харя (грубое). Сравните у В.В. Маяковского: Конь - изысканно, лошадь - буднично.

    В синонимическом ряду слова могут располагаться или по признаку усиления признака: несчастье, беда, бедствие, катастрофа; или, наоборот, по признаку его ослабления: смятение, тревога, волнение, беспокойство.

    Вспомнив всё, что вы знаете о синонимах, попытайтесь проникнуть в творческую лабораторию писателя и «угадать», какое из заключённых в скобки слов было им использовано.

    1. Владимир встал и пошёл искать дороги домой, но ещё долго (блуждал - бродил) по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам дома (А. Пушкин). 2. Горные (верхушки - вершины) спят во тьме ночной (М. Лермонтов). 3. В гостиной сидела старушка с добреньким и худеньким лицом, робким и печальным (взглядом - взором) (И. Тургенев). 4. Дипломат говорил спокойно и величаво, развивая какую-то (идею - мысль) (Ф. Достоевский). 5. Белинский (владел - обладал) необыкновенной проницательностью и удивительно светлым взглядом на вещи (Н. Добролюбов) . 6. Даша взяла горсть камешков и не спеша (бросала - кидала) их в воду (А.Н. Толстой) . 7. Характерные черты (внешности - наружности) Тополева - высокий рост, сутуловатость, усы - послужили благодарным материалом для художника (В. Ажаев).

    Писатели использовали следующие слова:

    1. Блуждал. 2. Вершины. 3. Взглядом. 4. Идею. 5. Обладал. 6. Кидала. 7. Внешности.

    Раздевалки и читалки (просторечная и обиходно-разговорная речь; вульгаризмы)

    Слова курилка, раздевалка, читалка действительно существуют в русском языке, но сфера их использования ограничена просторечной и обиходно-разговорной речью. Вы можете употреблять подобные слова в разговоре друг с другом, но остерегайтесь использовать их в изложении, сочинении или устном ответе, докладе. Не украшают вашу устную или письменную речь такие предложения: «Ноздрёв - большой забияка, его знают все собаки в городе»; «По дороге Чичиков заезжает к Коробочке. Это торговка и бескультурная женщина».

    И совсем исключите из вашего лексикона вульгарно-просторечные слова и выражения (или вульгаризмы), против проникновения которых в литературный язык так резко выступал М. Горький. В статье «О языке» он писал: «Борьба за очищение книг от «неудачных фраз» так же необходима, как и борьба против речевой бессмыслицы. С величайшим огорчением приходится указать, что... язык речевой обогатился такими нелепыми словечками и поговорками, как, например, «мура», «буза», «волынить», «шамать», «дай пять», «на большой палец с присыпкой», «на ять» и т.д. и т.п.».

    Этот перечень можно было бы дополнить «модными» словечками и выражениями, бытующими в ученическом и студенческом жаргоне: блеск! сила! порядок! железно! законно! колоссально! потрясно! клево! прикольно! круто! (все эти слова образуют синонимический ряд со значением «весьма положительная оценка»); дико интересно - «очень интересно»; шнурки, предки - «родители»; спихнуть экзамен (вместо сдать); тянуть резину - «долго и нудно говорить»; оторвать туфли (пальто, книгу и т.п.) - «купить, приобрести»; забросить кости - «зайти»; прошвырнуться, прохилять - «прогуляться» и т.п. Всё это грубо-просторечные слова, вульгаризмы. Используя подобные «изобразительно-выразительные средства», М. Розовский создал такую пародию на сюжет сказки про Красную Шапочку:

    Всю дорогу, со страшной силой хиляя по лесу, Серый Волк подклеивался к колоссальной чувихе в потрясной Красной Шапочке. Та сразу усекла, что Серый Волк - слабак и задохлик, и стала толкать ему про больную бабушку. «Слушай, детка, прими таблетку, - сказал Серый Волк. - Это всё не фонтан, пшено и не в жилу». «Отпад, - сказала Красная Шапочка. - Будь здоровчик».