Визуальная диагностика.

Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболееправильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений:

1. Вы считаете, что мимика и жесты это - … а) спонтанное выражение
душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к
речи; в) предательское проявление нашего самосознания; г) отпечаток
культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все
ответы неверны.
2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов… а)
более выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более
многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы
неверны.
3. Какая мимика и какие жесты во всем мире значат одно и то же: а)
качание головой из стороны в сторону; б) кивок головой вверх-вниз; в) когда
морщат нос; г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят
лоб; е) когда подмигивают; ж) когда улыбаются; з) ответы верны; и) все ответы
неверны.
4. Какая часть тела «выразительнее» всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы;
г) плечи; д) кисти рук; е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: а) лоб;
б) глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все
ответы неверны.
6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают в
первую очередь на... а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д)
манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все неверны.
7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод
о его... а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности;
г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все
ответы неверны.
8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у
него... а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза;
д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая
голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.
9. Мужчина сочтет женское поведение призывным и эротическим,
если женщина... а) будет раскачивать на ноге туфельку; б) засунет руки в
передние карманчики тесно облетающих ее джинсов; в) будет посасывать
дужки своих очков; г) обхватит себя обеими руками; д) будет встряхивать
волосами; е) обхватит пальцами свой подбородок; ж) сядет, подобрав одну ногу
под себя; з) станет крутить браслеты на запястье и кольца на пальцах; и) все
ответы верны; к) все ответы неверны.
10. Большинство используемых жестов и поз... а) передаются из
поколения в поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у
других и заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-
культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответы не верны.

Любого незнакомца можно "прочитать" всего с пяти взглядов: первый - на глаза, второй - на нос, третий - на губы, четвертый - на уши, пятый - на овал лица. Древние физиогномисты (специалисты по чтению лиц) верили, что наш характер отражен на нашей физиономии.

Мы тоже почти в этом убедились.
А теперь ваша очередь проверить.

Есть такая теория, что первыми физиогномистами были китайские врачеватели, которые считали, что определенные типы лиц притягивают к себе и определенные болезни. Но, рассматривая десятки физиономий ежедневно, они с удивлением обнаружили, что по чертам лица легко прочитывается характер пациента. Современная наука морфопсихология, родная дочь физиогномики, этого не отрицает.


Считается, что глаза - зеркало души, поэтому им в науке о лицах придается особое значение. Восточные физиогномисты, например, различали несколько десятков видов глаз - глаза волка, овцы, слона, тигра, вепря, льва, феникса... Мы предлагаем вам более упрощенную и проверенную в деле схему.

- Большие глаза бывают у открытых и честных людей, чаще всего у лидеров. Такие люди вспыхивают, как спичка, но, правда, быстро отходят. Если вспышка произошла при свидетелях, потом очень смущаются.

- Маленькие . Ох, не верьте им: они частенько лукавят. Хотя, с другой стороны, говорят о живости характера, невероятной предприимчивости и проницательности.

- Глаза "грустного клоуна" (уголки опущены вниз) свидетельствуют о хронической меланхолии и привычке по любым поводам ныть и отчаиваться.

- "Кошачьи" (уголками вверх) выдают темпераментного и "хищного" человека. Особенно в том, что касается охоты за противоположным полом.

- Выпуклые . Их обладатель старается ничего не упустить из виду, чтобы потом растрезвонить по секрету всем)" свету последние новости.

- Глубоко посаженные бывают у интровертов, которые живут исключительно в собственном внутреннем мире. А тут их как бы и нет.

- Идеал . Хотите знать, какие они, идеальные глаза? Тут нельзя не процитировать фразу из старинного манускрипта,- "Они излучают свет и тепло, хорошо защищены веками и имеют выразительную радужную оболочку". Значит, дело все-таки не только в форме!

Разумеется! В деле самопознания очень важен цвет глаз. Даже специалисты по криминалистике признали, что он напрямую связан с темпераментом.

- Карие встречаются у вспыльчивых, властных и... ленивых людей, которые жить не могут без развлечений. Кареглазых характеризуют по-разному: барин, сибарит, гурман.

- Серыми глазами спокойно взирают на мир трудоголики и люди, жаждущие власти. Впрочем, когда надо, эти стальные глаза могут, смягчиться и обаять кого угодно.

- В голубых глазах отражается отнюдь не безоблачное небо. Перед вами не слезливый романтик, а весьма прагматичная натура, которая знает, чего хочет.

- Зеленые глаза бывают у людей, которые жаждут любви и посвящают всю жизнь поискам идеала. Поэтому зеленые глаза - большая редкость в наше время.

О чем говорит форма носа
Физиогномисты считают нос своеобразным генератором жизненной энергии, поэтому на изучение этой выдающейся части лица изведено немало бумаги и чернил. Различают столько форм носов, что нам и не снилось. Хотя, если проанализировать, все они легко укладываются в четыре самых распространенных типа. Остальные - всего лишь "вариации на тему".


- Крупный
. "О человек с выдающимся носом, - вещают старинные трактаты, - ты родился под счастливой звездой!" Ведь массивные носы вырастают у талантливых, ярких, заметных личностей. Есть у них и маленький недостаток - они любят совать его, куда ни попадя.

- Курносый . Разоблачает жуткого упрямца, взбалмошную и своевольную личность. К таким невероятно сложно приспособиться - у них "семь пятниц на неделе".

- Орлиный . Сидит на лице гордого, вспыльчивого и немного высокомерного человека. А в целом это замечательный нос. О таких говорят: "Он не злопамятный, просто у него память хорошая".

- "Картошка" . Любит хорошо провести время - погулять, пропустить по рюмочке с друзьями. Очень разговорчивый сердечный. Хотя о нем иногда за глаза говорят: "Простота хуже воровства".

- Прямой . Он же идеальный. Считается, что обладателям кого носа везет в жизни, как никому другому. Они спокойны, рассудительны, хотя и немного медлительны.

P.S. Что касается длины носа, то особо не обольщайтесь, физиогномисты говорят, что эта часть лица растет в течение всей жизни.


Если глаза говорят о задатках человека, то губы свидетельствуют о том, как он свои задатки реализовал жизни.


- Улыбающиеся (уголками вверх) . Такие губы бывают только у людей, которые вот уже несколько лет подряд не знают проблем. То есть у оптимистов.

- Грустящие (уголками вниз) наводят на смутное подозрение, что почти всю сознательную жизнь их обладатели печалились, разочаровывались и страдали. Хотя, с другое стороны, кто такой пессимист? Информированный оптимист!

- Полные губы . Обожают хорошо покушать, отдохнуть, а любую свободную минутку посвятить поцелуям. Их обладатели жаждут славы, обожания, хлеба и зрелищ. Обидно, что эти весельчаки с возрастом превращаются в рабов своих желаний.

- Узкие . Не верьте, что узкогубый человек зол и коварен. Привычка поджимать губы родилась у него в далеком детстве, когда он по какой-то причине стал прятать свои эмоции. Так что перед вами просто эмоционально зажатый человек. Плюс к этому - педант и жадина.

- Верхняя губа полнее нижней . Человек отличается умом и сообразительностью (по крайней мере, так он считает). Очень любит монологи. И особенно, если говорит он сам. Хотя, в общем и целом, если не считать занудливости, он очень добрый и покладистый человек.

- Нижняя полнее верхней . На вопрос: "Кого вы больше всего любите?", он ответит с придыханием: "Себя..." Такой индивидуум считает, что мир вращается вокруг него и исключительно по его желанию. Эгоист высшей пробы!

- Идеал . Чтобы выяснить, как выглядят идеальные губы, мы решили привести цитату из старинных трактатов: "Если губы пропорциональны, равномерны, одинаково выпуклы и очерк их правилен, они выражают честный, размышляющий, твердый и правдивый характер"


Поразительно, до чего же они все-таки напоминают эмбрион человека. Неудивительно, что физиогномисты не могли не заметить столь очевидного сходства. "Ухо, - говорят они, - это не только аппарат для улавливания звуковых волн, но и показатель интеллекта, сексуальности и таланта". С этим нельзя не согласиться. Итак...



- Уши, расположенные выше уровня бровей
, свидетельствуют о недюжинном интеллекте. С обладателем таких ушей можно часами говорить о квантовой физике, экзистенциалистах, последних разработках в области генетики и прочей "зауми". Однако при всей своей учености этот гений не может разобраться в конструкции крана или утюга.

- На уровне глаз . Ну, это наш с вами размерчик! По крайней, мере, интеллект такой, что кроссворд осилит. Посвятив пару дней наблюдению за ушами окружающих людей, мы единодушно пришли к выводу: уши на уровне глаз расположены практически у всех.

- Ниже уровня глаз . Не задавайте лишних вопросов, дабы не вогнать человека в краску! Может, он не вполне уверен, будет ли дважды два четыре! Хотя давно замечено, что это может быть ярчайшим признаком влюбленности.

- Маленькие ушки говорят не о том, что у их обладателя "хромает" слух. Они буквально "кричат" о высокой чувственности, сексуальности и изобретательности в постели.

- Большие уши встречаются у мудрых людей и доморощенных философов. А если узор ушной раковины четкий и хорошо развитый, то ваш знакомый имеет недюжинные музыкальные способности.

- Идеал . Он описан кратко, но емко: "Твердые розовые уши". Как ни странно, никаких особых черт характера они не демонстрируют. А говорят всего-навсего о крепком здоровье.


По мнению физиогномистов, овал лица - самая информативная часть человеческого тела. Кстати, лица всех людей мира легко поделить на четыре типа.

- Квадратное . Широкое и угловатое, с квадратными скулами и массивной челюстью. Человек с таким лицом обладает огромной физической силой. Чего, увы, нельзя сказать об уме. Эти люди вспыльчивы, грубы и испытывают просто патологическую тягу к власти, деньгам и массивным золотым цепям.

- Круглое . На Востоке луноликие когда-то считались эталоном красоты. "Кругленькие" действительно такие - умные, приветливые, компанейские, общительные. Некоторые из них умеют "делать" деньги. Впрочем, в наше время круглолицым людям живется нелегко - им не хватает жесткости и у них практически отсутствуют честолюбивые устремления.

- Треугольное . Лицо, резко сужающееся от широкого лба к острому подбородку, свидетельствует о высокой чувствительности и одаренности. Люди с такими лицами находят применение своим талантам буквально повсюду. Например, специалисты утверждают, что треугольные лица очень распространены среди шпионов, агентов и резидентов.

- Продолговатое . Удлиненное лицо с узким подбородком говорит об уравновешенности, развитом интеллекте и организаторском таланте. Такие люди обладают удивительной способностью добираться до высших карьерных ступеней. Правда, в повседневной жизни они производят впечатление "горячих финских парней".

- Идеал . Вот какая форма лица, по мнению специалистов, свидетельствует о гармоничной личности: "Лицо в длину должно быть равно утроенной длине носа, а ширина лица должна равняться длине ладони от кончика среднего пальца до запястья".

Переходим еще к одной теме, не менее интересной и информативной как астрология и хиромантия – физиогномика. В этой теме мы рассмотрим связь областей лица с чакрами человека и на основе этой связи выведем интерпретации этих участков лица. Преимущество физиогномики, по-моему довольно очевидно, во-первых, вы всегда можете иметь этот источник информации – либо при непосредственном контакте, либо по фотографии человека, и, во-вторых, физиогномика, в совокупности к другим методам, позволит сделать ваш анализ собственной жизни и жизни других людей более точным и ясным. В соотнесении чакр и областей лица я руководствовался следующим принципом: изучил физиогномические интерпретации участков лица, затем сопоставил их с интерпретациями чакр. Но если быть более откровенным, то вы не найдете ни в одной книге по физиогномике подобного метода сравнения чакр и областей ладони, более того, вы не сможете найти в них ни одной более менее логичной концепции по интерпретации частей лица человека.

рисунок 1

Рисунок 1. Перейдем к делу. Картина получается следующая: если мы посмотрим на наше лицо в сбоку, то те области лица, которые имеют выпуклости (подбородок, нос, лоб) это мужские чакры, а те области, которые имеют отверстия и вогнутости (рот, глаза, междуглазие) это женские чакры.

Рисунок 2. Выделим основные зоны передней части лица по чакрам.

Рисунок 3. Левая-правая части лица.

Также как и всегда, левая часть лица, это женская сторона человека. Она отражает то, как человек воспринимает мир, как чувствует и видит энергии жизни, которые ему поступают из внешнего мира. Правая сторона лица отражает мужскую энергетику человека – то, как человек выражает себя, как влияет на мир и на окружающих людей.

Рисунок 4. Нижняя-верхняя части лица.

Нижняя часть лица – материальная. Эта область отражает связь человека с Землей, с мирской жизнью, с мирскими потребностями. Верхняя часть лица – духовная сторона жизни. Она отражает душевные потребности человека, связывает его с божественным миром.

Подбородок. Первая чакра муладхара.

Рисунок 5. Эта область лица имеет связь человека с материальны миром, со своим физическим телом, с материальными привязанностями.

Рисунок 6. Если подбородок выпирает вперед, это говорит о физической активности человека, о его силе, целеустремленности. Такие люди добиваются своих целей физическим трудом и физическим упорством, они могут быть грубыми, напористыми, агрессивными. Они проворны и подвижны.

Рисунок 7. Если подбородок, наоборот, сдвинут назад, то на физическом уровне такие люди ленивы, не инициативны, слабы, не упертые.

Рисунок 8. Если область подбородка (вид спереди) очень широкая, то такие люди очень сильно привязаны к материальному миру. Они любят жизнь, любят наслаждаться мирскими благами. Они крепко стоят на земле, знаю цену материальным вещам. Такие люди обладают мощным и сильным физическим телом. Они любят жизненный комфорт, любят материальные удовольствия: вкусно поесть, красиво жить, денежный достаток, развлечения, секс, алкоголь. У этих людей сильная связь с природой, с животным миром, у них сильные инстинкты, животные потребности.

Рисунок 9. Если подбородок узкий. То это признак слабой связи с физическим миром. Для таких людей большее значение имеет мир ума, мир внутренних переживаний, нежели то, что происходит в окружающем физическом мире. Эти люди не способны добиться успеха своим физическим трудом, работоспособностью, они нисколько не приспособлены к труду физическому. Тело и здоровье таких людей выглядят слабыми и вялыми.

Рисунок 10. Двойной подбородок. Это признак того, что человек злоупотребляет мирскими благами. Они без меры потребляют материальные блага, больше того количества, чем им нужно для полного наслаждения материальной жизнью.

Рисунок 11. Раздвоенный подбородок. Это говорит о хитрости человека, лукавстве, способности легко обмануть, приукрасить событие. Это признак двуличности и двойственности человека.

Область рта, губы, зубы. Чакра свадхистхана.

Рисунок 12. Это чувственно-сексуальная область лица. Вообще, губы не даром являются центром страсти, сексуальности и любви, поскольку именно на губах находится энергетический центр второй чакры. Любое прикосновение любимого человека его губами к вашим губам, немедленно активизируют вашу вторую чакру, сексуальный центр и половые органы.

Рисунок 13. Красивые, привлекательные, в меру пухлые губы являются стопроцентным признаком сексуальности человека. Такие люди обладают обворожительной сексуальной энергетикой, они нежны, мягки в выражении своих чувств.

Рисунок 14. Большие, пухлые губы являются признаком высокой чувственности и сексуальности человека. Эти люди сами по себе очень привлекают окружающих людей, а с другой стороны сами очень привлекаются страстью и сексуальностью других людей. Эти люди любят наслаждаться жизнью, любят удовольствия жизни: развлечения, наслаждения, праздники, выпивку, вкусную еду, хороший секс. Чрезмерно большие губы указывают на сексуальную распущенность и ненасытность.

Рисунок 15. Узкие губы являются признаком отсутствия чувственности, страстности, сексуальности в человеке. Такие люди может и хотят страсти и чувств, но не имеют в себе этих энергий в необходимом количестве. Они не так романтичны, не так мягки и раскованны в выражении страсти и чувственности.

Рисунок 16. Большой рот указывает на чувственно-сексуальную «всеядность» человека, на богатый и разнообразный опыт человека на чувственно-сексуальном уровне.

Рисунок 17. Маленький рот наоборот говорит о том, что человек очень разборчив, или даже придирчив в выборе чувственных удовольствий. Этим людям сложно угодить в сексе, и в страсти…поэтому они часто бывают одни, нежели с тем, кто им не подходит.

Рисунок. 18 Кончики губ приподняты вверх. Это признак чувственной легкости. Такие любят флирт, легкость, игривость в чувствах и страсти. Они легки на подъем и очень отходчивы.

Рисунок. 19. Кончики губ опущены вниз. Это обратный признак. Эти люди тяжелы на подъем, часто бывают угрюмы и чем то озадачены в своей жизни. Им нужен стимул, искра, чтобы они засияли своей страстью и чувствами.

Рисунок 20. Зубы. Зубы это внутренний аспект второй чакры – удовлетворенность материальной жизнью. Удовлетворенность именно чувственно-сексуального плана. Состояние зубов отражает внутреннее чувственно-эмоционально-сексуальное состояние человека. Передние зубы говорят о чувственно-сексуальном состоянии энергий, показываемых во внешний мир. Коренные зубы отражают более глубокие, скрытые энергии сексуальности, чувств и страсти. Хорошие зубы говорят об чувственной удовлетворенности самим собой и миром, плохие, наоборот, о неудовлетворенности своей сексуально-чувственной природой и окружающей жизни.

Рисунок 21. Зубы выпирают вперед. Это признак того, что человек цепляется за других людей, у него сильное стремление взять силой чувства и страсть у других людей и также силой навязать свои чувства другим людям. Такие люди напористы, навязчивы и занудливы в эмоциональном плане.

Рисунок 22. Зубы спрятаны назад. Эти люди наоборот более фригидны и очень сильно скрывают от окружающего мира свои сексуально чувственные переживания.

Кривые зубы. Такие зубы указывают на постоянную неудовлетворенность собственной привлекательность, сексуальностью своего физического тела. У этих людей много внутренних проблем и комплексов на почве своей сексуальности и привлекательности. Чем меньше искривлений, тем меньше проблем, и чем больше – тем их, соответственно, больше.

Гнилые и поврежденные зубы указывают на гнилые чувственно-сексуальные энергии в человеке. В таком человеке много негативной, прогнившей чувственной энергии. Эти люди сдерживают свою сексуальную энергию и она начинает застаиваться внутри их.

Рисунок 23. Если человек начинает относится к собственной страсти и сексуальности, или к сексуальности других людей как чему-то аморальному, противному, ужасному, следствием этого будет гниение зубов и ухудшение их вида.

Красивые и белоснежные от природы зубы всегда указывают на сексуально-чувственную чистоту и невинность.

Область носа. Третья чакра манипура.

Рисунок 24. Эта область связана с волей человека, с властностью, с мужественностью, с желанием быть лидером, быть в центре внимания, желание добиваться успеха любой ценой. Также она отражает умственные способности: логичность, силу ума, проницательность ума, хитрость, ловкость ума.

Рисунок 25. Большой нос. Признак огромной силы воли, большой мужественности, напористости, властности. Такие люди очень волевые по натуре, добиваются своих целей через силу и напор. Они очень умны и расчетливы во всем. Любят успех, внимание, авторитет.

Горбинка на носу только усиливает эти свойства, она говорит о характере человека, о своенравии, своеволии.

Маленький нос, наоборот говорит о слабой воле и слабом характере. О простоте и скорее всего туповатости умственных способностей.

Рисунок 26. Длинный нос признак глубины ума. Такие люди проницательны, очень любознательны. Их ум очень велик и широк.

Рисунок 27. Открытые ноздри. Признак открытости человека, легкости поведения. Такие люди болтливы, общительны, любят говорить обо всем на свете. Такие люди не скрывают о себе и о других ни плохое, ни хорошее.

Рисунок 28. Чрезмерно закрытые ноздри. Наоборот, говорят о скрытности человека, о том, что он никогда не высказывает свои истинные идеи и мысли.

Рисунок 29. Если нос чрезмерно сильно расширяется к низу, то есть к первой чакре, это говорит о материальной ориентированности ума человека. Такие люди готовы на все ради выгоды и получения достатка.

Рисунок 30. Если нос вогнутый, то это признак мягкости воли, мягкости и лояльности в поведении человека.

Рисунок 31. Большие скулы. Признак большой воли характера человека. Такие люди напористы в своих идеях, упрямы, целенаправленны. С ними сложно бороться или спорить – они обладают большой силой характера. Они не уступят другим, если задумали что-то сделать или чего-то добиться.

Маленькие скулы говорят об обратном: уступчивости характера, покладистости, о более слабой инициативности и решительности в своих действиях.

Область глаз и ушей, четвертая чакра.

Рисунок 32. Эта область лица связана со способностью видеть и слышать окружающим мир во всех его красках и звуках. На душевном уровне тоже самое: область глаз и ушей связаны со способностью воспринимать мир в красках чувств, любви и радости. Эта область имеет отношение к чувствительности человека, к восприимчивости, к сострадательности, мягкости. Красивые и выразительные глаза говорят о доброте души и сердца человека, о его нежной натуре. В принципе, если вы хоть немного наблюдательны и чувствительны, то вы только по одному виду глаз человека, по одному его взгляду можете узнать о состоянии его души: если глаза добрые и красивые, то на душе доброта, если глаза хитрые, то и в душе хитрость, если глаза обиженные, то и на душе обида, если глаза злые, то и в душе злость, если в глазах печаль, то и на душе тоже самое.

Большие глаза говорят о большом опыте души человека, о мудрости души, о большом кругозоре его знаний и опыта. Такие люди очень наблюдательны и проницательны. Эти люди знают драгоценность любви, радости, счастью, они способны в полной мере переживать эти чувства.

Маленькие глаза напротив говорят о нечувствительной натуре, о том, что человеку не особо интересен внешний мир и окружающие люди. Такой человек не способен увидеть жизнь во всей ее полноте, красках и ароматах.

Большие уши говорят о чрезмерной наблюдательности человека и проницательности. Маленькие уши, наоборот, говорят об ориентированности человека на себе, на своих обыденных делах.

Высоко посаженные уши признак чувствительности человека к духовным вибрациям, низко посаженные уши признак приземленности и материалистичности человека.

Цвет глаз отражает цвет душевных энергий человека.

Черный и карий – сила, эмоциональность, активность.

Серый – ум, логика, трезвость ума, разумность.

Голубой, светлые оттенки – мягкость, нежность, чувствительность, ранимость.

Зеленый – мощь в сочетании с проницательностью и сострадательностью.

Синие оттенки – мощь сознания, сила разума, духовная мудрость.

Желтые оттенки – сила и мощь воли, напористость, бесстрашие.

Область бровей. Пятая чакра вишуддха.

Рисунок 33. Эта область связана с чистотой человеческой души, со стремлением к Истине, к правде, к справедливости.

Если эта область выпирает вперед такие люди очень просты душой, они открыты, честны. Для них важнее всего на свете – честь и справедливость. Если они не мудры душой, то такое положение может выражаться в грубости против грубости.

Рисунок. 34. Черные, густые брови. Это признак огромной внутренней силы воли, непрогибаемости человека. Такие люди живут ради справедливости и истины. Возможно, такого человека можно сломить внешне, но духовно он неуязвим. Такие брови указывают на глубину души, на мудрость и проницательность духовных качеств.

Наоборот, слабые, еле заметные брови говорят о податливости души человека, о его гибкости, уступчивости. Такие люди способны на обман, хитрость, лож и лицемерие.

Область лба. Шестая чакра.

Рисунок 35. Эта область связана с видением человеком Истины, Сути вещей, Божественных энергий, с трезвостью ума, разумностью, осознанностью.

Если эта область большая, то это говорит о силе Разума человека, о его сознательности и душевности. Если область маленькая, то это признак бессознательности, неведения сути и правды жизни.

Рисунок 36. Много информации можно узнать по линиям складок на лбу, но для меня эта область пока остается загадкой. Единственное, что я могу сказать, чем больше складок на лбу человека, тем старше его Душа. Если складки изорванные, изломанные это признак большого страдания в прошлом, признак большого отрицательного жизненного опыта, из которого человек мог извлечь мало ценного. Если линии прямые и четкие, и их много, то это признак большого духовного опыта, в котором были и страдания и радость, но из которых человек извлек много ценной мудрости.

Область макушки головы. Чакра сахасрара.

Рисунок 37.

По этой области можно судить о внутреннем духовном Я человека – то, кем человек является на самом деле в глубине своей души, то кем он ощущает сам себя.

Рисунок 38. Линия волос вогнута. Такие люди более уступчивы, пассивны и покладисты.

Рисунок 39. Линия волос выпуклая. Такие люди более инициативны, более ориентированы на выражение себя.

Рисунок 40. Линия волос сильно выпуклая. Эти люди очень целенаправленны, обладают сильной напористостью и творческой искрой.

Волосы на голове также говорят о многом. Если волосы черные это признак эмоциональной силы человека, признак чувственности, активности. Если они при этом грубоватые, то это говорит о грубости и порой жестокости человека. Если волосы русые – это признак чистоты, невинности. Белые волосы признак мягкости и нежности характера. Седые волосы признак усталости от жизни. Рыжие волосы признак энергичности, ловкости, проворности, порой хитрости и наглости.

Формы лица.

На основании всего вышесказанного, теперь мы можем выделить несколько форм лица, которые мы будем сравнивать с геометрическими фигурами.

Рисунок 41.

1) Квадратное лицо. Такие люди любят и материальные удовольствия, физические наслаждения, и им не чужды духовные переживания.

2) Прямоугольное лицо. Такие люди также любят и материальную жизнь и им не чужда душевная и умственная деятельность, но они более чувствительны и проницательны чем первый тип. Эти люди легко адаптируются и материальном мире и в меняющихся душевных ситуациях.

3) Узкий прямоугольник. Такие люди чувствительны, не способны приспосабливаться к трудным условиям жизни. Им довольно трудно выживать на Земле если в их жизни наступают тяжелые времена.

4) Низкий прямоугольник. Таким людям не хватает романтичности, чувствительности и тонкости в жизни. Они обычно категоричны, туповаты, материалестичны.

5) Треугольник вершиной вниз. У таких людей душевные и умственные потребности преобладают над материальными. Эти люди очень умны и хитры, но на деле они не способны ничего сделать.

6) Эти люди материалистичны, приземлены, они трудолюбивы, и способны добиваться своих целей физической силой. Но им не хватает ума, изворотливости, ловкости души.

безнадежную пациентку, - собираются на телевизионную пресс- конференцию. Как вы считаете, удачно ли они одеты? Представьте, что вы отправляетесь на важную для вас первую деловую встречу с незнакомой женщиной -(мужчиной). Как и в какие цвета вы оденетесь, какие аксессуары подберете, какой макияж, запах духов выберете? Почему? Ответ аргументируйте примерами.

Выбор [Сары] остановился на широкой мадрасской юбке, бежевой

хлопчатобумажной блузке и бирюзовом блейзере свободного покроя. На ряд

дополняли пояс из Бирмы ручной выделки и кожаные туфли без каблуков.

Единственное, в чем она уступила, учитывая официальность события, - это

надела колготки, которые так неудобны в июльскую жару.

Она схватила богато украшенные бронзовые сережки, сделанные по

заказу мастером из Акхы, и вдела их в уши, пока спускалась вниз.

Гленн Пэрис встретил ее в приемной своего кабинета... Как всегда, он

был подчеркнуто хорошо одет. Сегодня его коричневый костюм, небесно-

голубая сорочка и красный галстук, казалось, были специально подобраны для телевидения. (М. Палмер).

Задание 8. Прокомментируйте приведенный фрагмент. Какие

Проблемы общения он иллюстрирует? Что вы можете сказать об

Участниках общения?

Коренастая молодая медсестра, на нагрудной нашивке которой было

написано «Джепин Куртас», окликнула их.

Простите. Чем могу вам помочь?

Ничем, - рявкнул через плечо Грейсон. - Мы идем в палату пятьсот

пятнадцать.

Прошу остановиться, - потребовала сестра.

Грейсон застыл на месте. Он остановился, когда ему приказали, но руки,

висевшие по бокам, нервно сжимались в кулаки и разжимались. Догонявший его доктор Бен Харрис громко и облегченно вздохнул.

Настоящее имя Лизы Саммер - Лиза Грейсон, - заявил Грейсон с

преувеличенной терпеливостью. - Я - ее отец, Уиллис Грейсон, а это се личный врач, доктор Бенджамин Харрис. Теперь мы можем войти?

Лицо медсестры отразило смятение, но лишь на мгновение.



Время посещения больных начинается у нас в два часа дня, - объяснила

она. - Но если Лиза согласится, то я сделаю для вас исключение.

Кулаки Грсйсона опять сжались, но на этот раз так и не разжались.

Вы знаете, кто я такой? - заносчиво спросил он.

Знаю, кто вы такой, с ваших слов. Послушайте, мистер Грейсон, не

хочу быть...

Бен, у меня просто нет времени на все эти пререкательства, - выпалил

Грейсон. - Останьтесь здесь и объясните этой женщине, кто я такой и зачем

приехал сюда. Если она будет продолжать путаться под ногами, позвоните

проклятому директору этой так называемой больницы, пусть он поднимется

сюда. А я пошел к Лизе.

Даже не дожидаясь ответа, он важно двинулся вперед. (М. Палмер)

Задание 9. Величина межличностной дистанции зависит от

Культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие

Приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию?

Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных

Различий.

1.Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют

контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость

соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что

азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и

беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от

друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же

разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате:

японец наступал, а американец отодвигался - каждый из них стремился

достичь привычного и удобного пространства общения.

3.Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была

приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним».

Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим

поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном

отношении.

4. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности

населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное

пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку

издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

Визуальное общение – это контакт глазами. Многие исследователи

считают, что контакт глаз между партнерами по общению может служить

мерой симпатии между ними. Во многом этот фактор зависит от культурных

традиций: в ряде стран контакта глаз избегают из уважения, у некоторых

народов прямой взгляд глаза в глаза расценивается как вызов и агрессия.

Задание 10. В XVIII в. известный политик граф Честерфилд, готовя сына

к дипломатической карьере, писал ему: «Говоря с людьми, всегда смотри им в глаза; если ты этого избегаешь, люди начинают думать, что ты считаешь себя в чем-то виноватым; к тому же ты теряешь возможность узнавать по выражению лиц, какое впечатление на них производят твои слова». Как вы считаете, граф дал сыну хороший совет? Какие бы рекомендации дали дипломатам вы?

К такесическим средствам общения относятся динамические

прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что

динамические прикосновения являются необходимой формой стимуляции

общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус

партнера, возраст, пол, степень знакомства.

Задание11. Продолжите фразу: Рукопожатия делятся на три типа:

доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), … () и … ().

Задание 12. Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее

правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений:

1. Вы считаете, что мимика и жесты это - … а) спонтанное выражение

душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего самосознания; г) отпечаток

культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов… а)

более выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более

многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы

3. Какая мимика и какие жесты во всем мире значат одно и то же: а)

качание головой из стороны в сторону; б) кивок головой вверх-вниз; в) когда

морщат нос; г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят

лоб; е) когда подмигивают; ж) когда улыбаются; з) ответы верны; и) все ответы неверны.

4. Какая часть тела «выразительнее» всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы;

г) плечи; д) кисти рук; е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: а) лоб;

б) глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все

ответы неверны.

6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают в

первую очередь на... а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д)

манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все неверны.

7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод

о его... а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности;

г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у

него... а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза;

д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая

голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.

9. Мужчина сочтет женское поведение призывным и эротическим,

если женщина... а) будет раскачивать на ноге туфельку; б) засунет руки в

передние карманчики тесно облетающих ее джинсов; в) будет посасывать

дужки своих очков; г) обхватит себя обеими руками; д) будет встряхивать

волосами; е) обхватит пальцами свой подбородок; ж) сядет, подобрав одну ногу

под себя; з) станет крутить браслеты на запястье и кольца на пальцах; и) все

ответы верны; к) все ответы неверны.

10. Большинство используемых жестов и поз... а) передаются из

поколения в поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у

других и заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-

культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответы не верны.

Задание 13. Используя свои знания о невербальной коммуникации, по


  1. Ухмылка.

  2. Топтание на месте.

  3. Робкий разговор.

  4. Легкое приседание.

  5. Приподнимание бровей.

  6. Сближение с кем-нибудь.

  7. Прерывание разговора.

  8. Наклон (чтобы что-либо поднять).

  9. Сжимание кулаков.

  10. Перенесение веса с одной ноги на другую.

  11. Отведение взгляда.

  12. Произнесение слов громко и с нажимом.

  13. Молчание.

  14. Подъем со стула.

  15. Сердитое выражение лица.

  16. Почесывание головы.
Задание 3. Давайте рассмотрим какую-либо картинку, на которой изображен человек. Можно взять фотографию из семейного альбома или рисунки, в том числе и из журналов, книг, рекламных проспектов и т. п.

Опишите словами общую ситуацию, которую вы видите на картинке (в терминах сигналов тела). Например: «Мужчина положил свою руку на плечо женщины. Она смеется. Ребенок стоит в стороне и глядит на обоих».

До сих пор все пока легко. Зададим вопросы посложнее: Как смотрит ребенок? Чувствует ли он себя одиноким, оставленным без внимания, брошенным или он доволен тем, что мужчина и женщина мирно стоят рядом?

Лучше всего проводить это упражнение вдвоем или в группе. Часто со стороны виднее то, что вы сами упустили.

Задание 4. Суть этого упражнения аналогична предыдущему; разница лишь в том, что на этот раз необходимо описать ситуацию из реальной жизни (например, сценку в уличном кафе, в зале ожидания железнодорожного вокзала, на автобусной остановке, в аэропорту и т. п.) или нечто, происходящее на телеэкране (например, какой-нибудь телевизионный «круглый стол» или художественный фильм).

^

Задание 5. Проницательность.


Как часто мы говорим: «Я бы на твоем месте» и при этом действительно думаем: «Если бы Я был бы на твоем месте, то я бы...»

Но на самом деле совсем не просто проникнуться внутренним состоянием другого человека. К примеру, согласны ли вы со следующим правилом: тот, кто не может осознать сигналы своего собственного тела, никогда не сможет достаточно точно уловить сигналов другого?

В. Биркенбил считает, что, чем выше проницательность человека в собственном мире чувств, тем больше он может развить ее в отношении другого.

Опираясь на вышесказанное, попытайтесь описывать сигналы своего собственного тела с помощью текущих словесных комментариев (как это делают спортивные радиокомментаторы). Можно это делать не только мысленно проговаривая про себя, но и громко вслух или даже записать на магнитофон. Попытайтесь в течение 10–15 минут описывать каждый сигнал тела, который замечаете, например: «Я морщу лоб, мои губы сжаты, я стремительно иду на кухню, моя спина онемела от того, что я стою на одной ноге, я ремонтирую кофеварку...» Попробуйте отыскать как можно больше сигналов подобного типа.

Задание 6. Попробуйте подражать человеку, который находится рядом с вами или которого вы видите на телеэкране.

Некоторым людям подобные перевоплощения даются очень легко, другие же делают все скованно и неестественно. А к какому типу принадлежите вы?

Задание 7. Чтобы развить чувство интонации, можно проводить «тренировки» перед телевизором, причем для них годится любая передача. Информационные передачи, правда, содержат меньше интонационных нюансов, чем художественные фильмы.

Смотрите телевизор и пытайтесь вербализовать интонационные сигналы. Например: «Он говорит громко, агрессивно, робко, медленно...». Вы скоро убедитесь, что нюансы, которые проявляются во время упражнений, вы сможете воспринимать и в жизни, словесно описывая их.

Задание 8. Ведите протоколы наблюдений за окружающими. К примеру, один из таких протоколов описан в книге В. Биркенбил «Язык интонации, мимики, жестов»:

«Господин М. бормочет: «Какое свинство» (интонация). Мой сосед справа взглянул неодобрительно (мимика). Я при этом усмехнулся (мимика). Госпожа Биркенбил медленно прохаживается (поза или действие?). Господин У. оглянулся назад (мимика) и закрыл свой протокол (жестикуляция), чтобы она ничего не смогла прочитать (умозрение). При этом она даже и не пыталась это сделать! Я еще раз усмехнулся (мимика). Я заметил, что здесь, на семинаре, вообще много усмехаюсь (Гм!). Теперь господин М. пристально смотрит перед собой (мимика). Ему ничего не приходит на ум (или мне нужно ему подсказать)? Это опять умозрительное предположение. Теперь я должен, собственно, поставить контрольный вопрос. Ха! Я вдруг заметил, что мое левое колено раскачивается (поза или жестикуляция?), - можно предположить, что я делаю это уже давно. Тетя рядом со мной грызет свою ручку (мимика или жестикуляция?). Она делает это всегда, когда мы что-нибудь должны писать. Знает ли она об этом? Ее сосед рассматривает ее (мимика). Она ничего не замечает (?). Госпожа Биркенбил дотронулась до своей верхней губы (жестикуляция). Теперь смотрит на часы (жест, так как действие?). Я тоже (у меня жестикуляция!). Еще две минуты. Господин М. вызывающе уронил ручку (жестикуляция)! Теперь он демонстративно откинулся на спинку стула (его поза, моя интерпретация!). Мой сосед опять взглянул на него неодобрительно (мимика). Его лицо часто выражает неодобрение. Осознает ли он это? Я констатирую, что мое колено опять качается (по-видимому, это все-таки жестикуляция?). Господин М. громко зевает (интонация?). Он излучает много сигналов, чтобы показать, что он выделяется на нашем фоне (с его стороны - дистанцирование, с моей - умозрение). Я ему как-то в перерыве указал на это (действие, спланированное, ха!). Моя левая рука судорожно держит бумагу (жестикуляция). Ага, мое колено опять раскачивается (определенно жестикуляция!). Впрочем, мне нужно за этим еще понаблюдать... Время вышло.»

Комментируя подобные задания, В. Биркенбил пишет, что «знание о том, к какой категории относится тот или иной сигнал, создает в нашей голове лишь некую условную базу, которая, с одной стороны, облегчает восприятие, а с другой - предоставляет нам возможность общения с помощью языка тела» (1).

Задание 9. Используя свои знания о невербальной коммуникации, по приведенным отрывкам попробуйте догадаться о том, что в действительности происходит с их персонажами.

1....Однако бойкость не удавалась ей, и чаще всего, особенно при новых людях, взгляд Марии Ивановны пропадал в пространстве, хотя болтала она в это время без умолку (И. А. Бунин).

2.Лицо Александра Ивановича сохраняло нейтральность, но руки его бесцельно шарили по столу, как у слепого (И. Ильф, Е. Петров).

3.[Мармеладов] стукнул себя кулаком по лбу, стиснул зубы, закрыл глаза и крепко оперся локтем о стол. Но через минуту лицо его вдруг изменилось, и с каким-то напускным лукавством и выделанным нахальством он взглянул на Раскольникова, засмеялся и проговорил:

- А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить! Хе, хе, хе! (Ф. М. Достоевский)

4.Разговаривая, он, как на пружинах, подскакивал на диване, оглушительно и беспричинно хохотал, быстро-быстро потирал от удовольствия руки, а когда и этого оказывалось недостаточно для выражения его восторга, бил себя ладонями по коленкам, смеясь до слез (Б. Пастернак).

^ 5.Его желтая барабанная пятка выбивала по чистому полу тревожную дробь (И. Ильф, Е. Петров).

6.Как только присяжные уселись, председатель сказал им речь об их правах и ответственности. Говоря свою речь, председатель постоянно переменял позу: то облокачивался на левую, то на правую руку, то на спинку, то на ручки кресел, то уравнивал края бумаг, то гладил разрезной нож, то ощупывал карандаш (Л. Н. Толстой).

7.Невольно я подняла голову и прямо напротив увидела две руки, каких мне еще не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схватке тискали и сжимали друг друга, так что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха (С. Цвейг).

^ 8.Ты запрокидываешь голову - затем, что ты гордец и враль... (М. Цветаева).

9.Полыхаев удивительно быстро моргал глазами и так энергично потирал руки, будто бы хотел трением добыть огонь по способу, принятому среди дикарей Океании (И. Ильф, Е. Петров).

10.Вазир-Мухтар смотрел спокойно, с неопределенною сосредоточенностью, как бы мимо глаз евнуха или сквозь него (Ю. Тынянов).

Задание 10. Обоснуйте следующие утверждения. Приведите аргументы – «за» и «против».

^ 1. Мимика и жесты это - …

а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) проявление нашего бессознательного;

г) отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть.

^ 2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов…

а) более выразителен;

б) более многозначен;

в) более индивидуален.

3. Какая мимика и какие жесты во всем мире значат одно и то же:

а) качание головой из стороны в сторону;

б) кивок головой вверх-вниз;

в) когда морщат нос;

г) когда поднимают вверх указательный палец;

д) когда хмурят лоб;

е) когда подмигивают;

ж) когда улыбаются.

^ 4. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»:

б) глаза;

г) брови;

5. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают внимание в первую очередь на...

а) одежду;

б) походку;

в) внешность;

г) осанку;

д) манеры;

ж) деятельность.

^ 6. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод о его...

а) нечестности;

б) неуверенности в себе;

в) комплексе неполноценности;

г) сосредоточенности;

д) шизоидной акцентуации.

^ 7. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у него...

а) злой взгляд;

б) взгляд исподлобья;

в) низкий лоб;

г) бегающие глаза;

д) циничная ухмылка;

е) шишковатый череп;

ж) руки с наколками;

з) бритая голова.

^ 8. Большинство используемых жестов и поз...

а) передаются из поколения в поколение;

б) заучены с детства от родителей;

в) подсмотрены у других и заучены;

д) имеют национально-культурную специфику.

Задание 11. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию?

Задание 12. Согласны ли вы с приведенным мнением? Обоснуйте свои ответы с помощью примеров из жизни или художественной литературы.

^ Чрезмерная плотность населения чаще всего усиливает у людей:

а) чувство одиночества,

б) чувство «анонимности»,

в) чувство агрессии,

г) раздражительность,

д) уход в себя,

е) чувство взаимопомощи,

ж) понижение работоспособности,

з) усталость, слабость.

Задание 13. Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации?

^ 1. Фрейд, беседуя с пациенткой о том, как она счастлива в браке, заметил, что она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо.

2.Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизаций работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени повторяя: «Так-так... да-да...» В середине беседы, отклонившись назад, oперев подбородок на ладонь так, что указательный палец вытянулся вдоль щеки, он задумчиво полистал проект со словами: «Да, все, о чем вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над вашими предложениями».

3. Вы по пути решили навестить приятельницу, не предупредив её заранее о своем визите: «Не помешаю? У тебя есть время? Мне надо кое-что тебе рассказать...» - «Ну что ты... заходи, конечно... Кофе будешь?». Хозяйка достала банку, насыпала кофе, плотно закрыла ее и спрятала на полку. «Так ты сейчас ничем не занята?» - «Для тебя у меня всегда найдется время...»

4. Вы просите у знакомого книгу. Он с готовностью соглашается дать вам ее и начинает искать на полках. Ищет, ищет... Казалось бы, он все обыскал - книги нет как и не было!

5. Политический деятель выступает с предвыборной программой. Потрясая указательным пальцем над головами слушателей, он говорит: «Я искренне стремлюсь к диалогу, стараюсь учитывать мнение всех слоев общества...» Делая плавные, округлые жесты обеими руками, он заверяет всех, что у него есть четкая, обдуманная программа.

Задание 14. Укажите, что могут означать указанные в таблице жесты партнера по переговорам.


№ п/п

Жест, поза

Что это может означать в поведенческом плане?

1.

Раскрытые ладонями вверх руки

2.

Руки спрятаны (за спину или в карманы)

3.

Пиджак расстегнут или снимается в Вашем присутствии

4.

Руки скрещены на груди

5.

Кисти рук расслаблены

6.

Руки сжаты в кулаки (или пальцы сцепились так, что побелели суставы)

7

Сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена, опирается на руку

8.

Опирается щекой на руку

9.

Опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта

10.

Голова слегка наклонена набок

11.

Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз)

12.

Ладонь охватывает подбородок, прикасаясь к нижней губе

13.

Медленно и осторожно снимает очки, тщательно протирает стекла

14.

Прихватывает губами или прикусывает дужку очков или другие предметы, находящиеся в руках

15.

Расхаживает по комнате

16.

Пощипывает переносицу

17.

Прикрывает рукой рот во время высказываний

18.

Старается на Вас не смотреть

19.

Взгляд в сторону (от Вас)

20.

Ноги или все тело обращено к выходу

21.

Потрагивание или легкое потирание носа, обычно указательным пальцем Часто сопровождается ерзанием, поворотом туловища боком.

22.

Потирание за ухом или перед ухом, потирание глаза

23.

При рукопожатии рука партнера стремится быть сверху

24.

При рукопожатии рука партнера стремится быть снизу

25.

Поднятые брови, слегка наклоненная голова и сомнение во взгляде (начальника)

26.

Начальник начинает избегать встречи взглядом с подчиненным

27.

Хозяин кабинета во время разговора начинает собирать бумаги на столе

28.

Рука засунута в карман пиджака, большой палец снаружи

29.

Говорящий жестикулирует сжатым кулаком

30.

Пиджак застегнут на все пуговицы

31.

Зрачки расширены

32.

Зрачки сузились

33.

Пощипывает мякоть руки между большим и указательным пальцами

34.

Руки ухватились одна за другую, образовав как бы один большой кулак, при этом большие пальцы могут ритмично потирать друг друга

35.

Взгляд опускается, лицо отворачивается

36.

Рот расслаблен, подбородок слегка выпячен вперед

37.

Взгляд собеседника встречается на несколько секунд с Вашим, на лице - легкая боковая улыбка

38.

Отводит глаза, услышав вопрос

39.

Во время ходьбы голова опущена, руки сцеплены за спиной

40.

Сидит «верхом» на стуле

41.

Скрестил ноги (нога на ногу)

42.

Скрестил руки на груди, скрещены ноги

43.

Женщина, скрестив ноги, покачивает верхней ногой

44.

Взгляд поверх очков

45.

Быстро срывает очки и бросает их на стол

46.

Захватывает нос в щепоть, при этом глаза закрыты

47.

Сидит отклонившись назад

48.

Наклон головы вперед, взгляд исподлобья

49.

Тело повернуто в сторону, взгляд с боку

50.

Руки на бедрах (стоя)

-

51.

Руки опираются на колени (сидя)

52.

Стоит опираясь на стол руками, широко расставив их

53.

Переплетены пальцы рук, большие пальцы потирают друг друга

54.

Женщина медленно поднимает руки к шее, если надето ожерелье, то притрагивается к нему

55.

Грызет ногти, ручку или карандаш

56.

Короткое дыхание, часто сопровождаемое неясными звуками

57.

Кисти рук сжимают друг друга

58.

Потирание шеи ладонью

59.

Женщина поправляет прическу (без нужды)

60.

Мужчина начинает пинать (стол, например)

61.

Держится прямо

62.

Раскрытые кисти рук упираются друг в друга пальцами (наподобие «домика»)

63.

Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх

64.

Одна ладонь мягко вложена в другую

65.

Покашливает (но не болен)

66.

Закуривает сигарету

67.

Гасит или оставляет догорать сигарету, не докурив

68.

Локти на столе, кисти рук перед ртом

69.

Позвякивание монетами в кармане

70.

Подергивает мочку уха

71.

Теребит ухо

72.

Руки заведены за спину, и одна сильно сжимает другую

73.

Скрещенные лодыжки, руки вцепились в подлокотники кресла

74.

Крепко держит себя за запястье или сдерживает всю руку, держа ее за спиной

75.

Постукивание по столу или по полу ногой

76.

Щелканье колпачком ручки

77.

Голова лежит на ладони, глаза полуприкрыты

78.

Машинально рисует на бумаге

Задание 15. Американские психологи Дж. Эднигер и М. Паттерсон провели эксперимент:

В огромном супермаркете девушка обращалась к разным людям с просьбой дать монетку для телефона-автомата. При этом к одним людям она в момент просьбы слегка прикасалась, а к другим - нет. Монетка была получена у 51% «тронутых» и только у 29% тех, кого просили «без рук» (возраст и пол роли не играли).

В другом подобном же эксперименте в читальном зале университетской библиотеки девушка, выдающая книги, «невзначай» прикасалась к одним посетителям (без учета пола, возраста, расы, статуса и т.д.) и не трогала других. В тот же день всех побывавших в читальном зале под видом социологического опроса проанкетировали - в анкете нужно было оценить сотрудников библиотеки по ряду параметров (деловым качествам, интеллектуальным возможностям, доброжелательности, внешним данным и т.п.). Библиотекарша показалась «тронутым» более красивой, доброй, а также она показалась им более умной и профессионально пригодной.

Объясните данный феномен. Какие категории людей, на ваш взгляд, более чувствительны к случайным прикосновениям - мужчины или женщины, взрослые или дети, высоко- или низкостатусные субъекты, экстра- или интроверты?

Задание 16. А. Макаревич в одной из своих песен призывал: «Давайте делать паузы в словах...» Ответьте на вопросы: Какова роль пауз в беседе? Нужны ли они в разговоре?

Прокомментируйте высказывание А. Моруа, который в «Искусстве беседы» писал: «Женщина, которая страшится объяснения в любви или сцены ревности, должна любой ценой не допускать в разговоре пауз. Пока люди молчат, у них есть время принять решение; кроме того, затянувшаяся пауза позволяет резко изменить тон беседы, и это не звучит диссонансом».

Задание 17. Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.

1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался - каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

3. Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним». Мужчины же этого клуба почувствовали, что датчанка своим поведением якобы намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении.

4. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

Задание 18. Поясните, пользуясь приведенным примером (А. Моруа), как ситуация общения «задает», «навязывает» выбор определенных средств общения.

1. «Мужчины, а тем более женщины должны чувствовать себя в согласии с окружающей средой. Мне безразлично, в чем быть, в смокинге, костюме, но я чувствовал бы себя крайне неловко, придя на ужин во фраке и увидев остальных мужчин в пиджаках. Я сумел бы преодолеть неловкость, но все же я чувствовал бы себя много лучше, последовав общему правилу. Слабость? Разумеется. Но она естественна в человеке».

2. «Короткое или длинное платье?»- спрашиваете вы, когда вас приглашают на ужин. И вы правы. Правило должно быть. Не ради того, чтобы убить оригинальность, но чтобы заявить ее. Подлинная оригинальность возможна и внутри правила».

Задание 19. Прокомментируйте следующие отрывки из романа С. Моэма «Театр». Какими невербальными средствами и зачем воспользовалась актриса Джулия Ламберт?
1. Все с той же надменной, но беспредельно приветливой улыбкой, улыбкой королевы, которую та дарует подданным во время торжественных процессий, Джулия пристально глядела на Джун. Она ничего не говорила. Она помнила афоризм Жанны Тэбу: «Не делай паузы, если в этом нет крайней необходимости, но уж если сделала, тяни ее сколько сможешь». Джулия, казалось, слышала, как громко бьется сердце девушки, видела, как та съеживается в своей купленной на распродаже одежде, съеживается в собственной коже.

2. Единственная большая мизансцена Эвис была во втором акте. Кроме нее, в ней участвовала Джулия, и Майкл поставил сцену так, что все внимание зрителей должно было сосредоточиться на девушке. Это соответствовало и намерению драматурга. Джулия, как всегда, следовала на репетициях всем указаниям Майкла. Чтобы оттенить цвет глаз и подчеркнуть белокурые волосы Эвис, они одели ее в бледно-голубое платье. Для контраста Джулия выбрала себе желтое платье подходящего оттенка. В нем она и выступала на генеральной репетиции. Но одновременно с желтым Джулия заказала себе другое, из сверкающей серебряной парчи и, к удивлению Майкла и ужасу Эвис, в нем она и появилась на премьере во втором акте. Его блеск, и то, как оно отражало свет, отвлекало внимание зрителей. Голубое платье Эвис выглядело рядом с ней невзрачным и унылым, как линялая тряпка. Когда они подошли к главной мизансцене, Джулия вынула откуда-то - как фокусник вынимает из шляпы кролика - большой платок пунцового шифона и стала им играть. Она помахивала им, она расправляла его у себя на коленях, словно хотела получше рассмотреть, сворачивала его жгутом, вытирала им лоб, изящно сморкалась в него. Зрители, как завороженные, не могли оторвать глаз от красного лоскута.

Джулия уходила в глубину сцены, так что, отвечая на ее реплики, Эвис приходилось обращаться к залу спиной, а когда они сидели вместе на диване, взяла девушку за руку, словно бы повинуясь внутреннему порыву, совершенно естественным, как казалось зрителям, движением и, откинувшись назад, вынудила Эвис повернуться в профиль к публике. Джулия еще на репетициях заметила, что в профиль Эвис немножко похожа на овцу. Автор вложил в уста Эвис строки, которые были так забавны, что на первой репетиции все актеры покатились со смеху.

Но сейчас Джулия не дала залу осознать, как они смешны, и тут же кинула ей ответную реплику; зрители, желая услышать ее, подавили свой смех. Сцена, задуманная как чисто комическая, приобрела сардонический оттенок, и героиня Эвис стала выглядеть одиозной. Эвис, не слыша ожидаемого смеха, от неопытности испугалась и потеряла над собой контроль, голос ее зазвучал жестко, жесты стали неловкими.

Джулия отобрала у Эвис мизансцену и сыграла ее с поразительной виртуозностью. Но ее последний удар был случаен. Эвис должна была произнести длинную речь, и Джулия нервно скомкала свой платочек; этот жест почти автоматически повлек за собой соответствующее выражение; она поглядела на Эвис встревоженными глазами, и две тяжелые слезы покатились по ее щекам. Вы чувствовали, что она сгорает со стыда за ветреную девицу, вы видели ее боль из-за того, что все скромные идеалы, ее жажда честной, добродетельной жизни осмеивются столь жестоко. Весь эпизод продолжался не больше минуты, но эту минуту Джулия сумела при помощи слез и муки, написанной на лице, показать все горести жалкой женской доли. С Эвис было покончено навсегда.
Темы рефератов


    1. Кинесика как наука. Общее представление о языке телодвижений.

  1. Исторический аспект зарождения кинесики как науки.

  2. Классификация невербальных сигналов.

  3. Язык пространства. Зоны и территории.

  4. Сигналы глаз.

  5. Жесты рук и кистей рук.

  6. Поза как обобщающий компонент языка тела.

  7. Технологии взгляда.

  8. Защитный барьер, сформированный с помощью рук и ног.

  9. Язык любви: жесты и сигналы, характерные для процесса ухаживания.

  10. Язык тела: жесты и движения, связанные с использованием сигарет, трубок и очков.

  11. Язык тела: жесты отзеркаливания, собственнических и
    территориальных претензий.

  12. Мир прикосновения.

  13. Влияние на окружающих с помощью различных положений корпуса тела.

  14. Невербальные аспекты коммуникации в процессе делового общения.

  15. Как понять иностранца без слов. Как понять без слов американца. Как понять немца, англичанина и француза без слов. Как понять без слов японца и араба.

  16. Способы искусственного повышения статуса.
^ Методические рекомендации по написанию реферата
Выполнение реферата позволяет расширить кругозор, ознакомиться со значительным количеством литературы; способствует приобретению студентами навыков самостоятельного творческого решения практических задач; развивает мышление; приобщает будущего специалиста к практической деятельности в рамках выбранной специальности.