Как воспитать в ребенке любовь к природе. Растем правильно:как привить ребенку любовь к природе

Большинство людей считают, что любовь к природе появляется как-то сама собой. И что ребёнку как-то специально прививать её не стоит. Отчасти эти люди правы: если родители относятся к природе гуманно, то никаких специальных мероприятий ребёнку устраивать не надо: он будет бессознательно перенимать манеру поведения родителей. А вот что делать в том случае, если по какой-то причине ребёнок к природе равнодушен? И как быть со взрослыми, которые оказывают губительное влияние на окружающую среду?

Как привить любовь к природе детям

Итак, детей нужно воспитывать в «экологичном стиле». Детям до двух лет можно активно давать трогать маленьких букашек, показывать гусениц, бабочек и прочую «мелочь». Они будут с удовольствием осваивать окружающий мир. А если вы вместе с малышом вытащите какую-нибудь букашку из лужи или спасёте комара, то этим поступком на понятном для ребёнка языке объясните, как можно помогать животным.

Если ребёнок обошёлся с животным жёстко и даже жестоко (дёргал кота за хвост, колол палкой собаку и т.д.), не торопитесь его ругать. Мягко объясните ему, почему этого делать нельзя, дайте ему возможность исправить ситуацию.

Детей постарше надо почаще выводить в лес, знакомить с названиями конкретных зверей, птиц, растений. Пусть в вашем доме будет достаточно литературы, которая бы позволяла ребёнку осваивать биологию с научно-популярной точки зрения. Смотрите вместе документальные фильмы о дикой природе, обсуждайте увиденное.

Хорошо действует на детей самостоятельно высаживание растений и уход за ними. Дачный участок, на котором вы вместе с ребёнком будете ухаживать за цветами, станет для маленького человечка источником любви к природе. То, что посажено самостоятельно, запоминается на долгие годы. Пусть это не будут тяжёлые сельскохозяйственные работы: просто немного повозиться в земле - это уже пролог экологического воспитания.

Держите дома мелких домашних животных: это будет укреплять интерес ребёнка ко всему живому. И совсем необязательно, чтобы это были элитные породы представителей животного мира: достаточно и ухода за обычной дворняжкой.

Поощряйте посещение ребёнком биологических, туристических кружков. Чем больше он находится на природе, тем теснее его связь с ней.

Вы скажете: зачем всё это нужно? А затем, что те взрослые люди, которые мусорят, выбрасывают ядовитые отходы, сливают вредные вещества и т.д. - это и есть те выросшие дети, которым в свое время не привили любовь к природе. Нежный контакт с природой в детстве - это залог бережного к ней отношения во взрослом возрасте.

Как привить любовь к природе взрослым

Если ребёнку, который не бережёт природу, можно просто сделать замечание, то со взрослыми все значительно сложнее. Допустим, вы увидели, что человек мусорит, вырубает деревья в неположенном месте и так далее. Конечно, можно сделать ему замечание, но, к сожалению, большинство «экологических хулиганов» ведут себя довольно нагло: замечанием их не остановить, а то ещё можно на себя навлечь и физическую угрозу в виде применения насилия в ответ на ваше замечание (например, если рядом никого нет, а хулиган - нетрезв).

Ещё вариант - начать на глазах нарушителя нейтрализовать следы его деятельности: собирать его мусор, подбирать выброшенные ветки и т.д., поясняя, что вы лично не можете смотреть на такое безобразие. Однако такой акт самопожертвования эко-садист может и не оценить.

Довольно надёжный вариант - зафиксировать происходящее на видеокамеру (например, в телефоне), а затем пожаловаться в правоохранительные органы. Однако понятно, что такие действия могут быть сопряжены с бюрократической волокитой, с которой далеко не каждый человек захочет связываться.

И вот, поскольку наше государство не очень строго стоит на стороне охраны природы, то её защитникам приходится несладко. Однако какой-то выход всё-таки есть. Если каждый человек начнёт работать в экологическом «ключе», порядка в природоохранной деятельности будет больше.

Да, с конкретным эко-хулиганом нам не справиться. Но можно постепенно изменять психологию взрослых людей, хотя бы на уровне своего подъезда.

Начните украшать дворовую территорию. Высадите там цветы. Пригласите на придомовые работы соседей. Не беда, что сразу никто не придёт. Со временем люди, увидев вашу активность, станут вашими сторонниками. Ваш сосед, который раньше выбрасывал мусор из окна, увидев, что вы с утра до вечера копаетесь на грядке, задумается, стоит ли ему «гнуть» свою хулиганскую линию поведения.

Ведите отчёт о своей экоправозащитной деятельности на стендах у дома. Вы увидели трубу, которая сбрасывает отходы в речку, и написали жалобу в прокуратуру? Приклейте копию жалобы на доске объявлений: пусть люди видят, что хоть кому-то не всё равно. Вы нашли в газете статью с критикой вредного производства в вашем районе? Вывесите копию этой статьи в подъезде, чтобы люди были в курсе.

Перевоспитать нацию мгновенно не получится. Однако ваши мелкие шаги в природоохранной деятельности будут теми кирпичиками, на которых и будет складываться будущее экологичное общество.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Зубковская Елена Павловна, воспитатель I КК,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №27«Сказка»

муниципального образования г.Саяногорс к

Прививаем детям любовь к природе .

Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает?
В.А. Сухомлинский предлагал вводить ребенка в
окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем , а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей воспитателей пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Главное - формирование в сознании детей представления о мире, как целостном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с этим миром.
Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается
эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребенок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников .
Основной целью работы в данном направлении является -
формирование интереса и бережного отношения к миру растений у детей дошкольного возраста через решение следующих задач:

    передача детям знаний о представителях растительного мира, их строении, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;

    формирование трудовых навыков по уходу за растениями;

    навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;

    развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

Работу по формированию у дошкольников бережного отношения

к миру растений можно условно разделить на пять основных этапов. Первый этап - выявление уровня знаний и развития интереса к миру растений у детей младшего дошкольного возраста.

С учетом того, что семья - основная среда формирования личности , можно сделать предположение, что работа педагогов по формированию у детей интереса и бережного отношения к миру растений окажется успешной только в том случае, если родители воспитанников станут постоянными участниками всех видов детской деятельности и форм организации экологического воспитания в ДОУ. Во многом это объясняется тем, что в современных семьях уделяется недостаточное внимание развитию у детей интереса и бережного отношения к природе, в частности к миру растений, потому как у родителей сложилось определенное мировоззрение, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интерес современной семьи в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка . Разрыв между требованиями к ребенку в дошкольном учреждении и требованиями родителей существенно снижает эффективность экологического образования, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков.

В связи с этим задачами второго этапа работы можно выделить следующее:

    обогащение представлений детей о мире растений, условиях их роста и развития

    (каждому растению необходимы почва, вода и тепло), обучение умению различать характерные признаки растений;

    формирование навыков обобщающего понятия по теме;

    развитие речи, внимания, памяти, творческих способностей (умение жестом, мимикой передать то или иное состояние растения);

    развитие познавательного интереса к живой природе, эмоциональной отзывчивости и любознательности;

    воспитание бережного отношения к природе.

Для решения поставленных задач можно использовались различные формы и методы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы ("Деревья, кусты, цветы - какие они?", "Кому нужны растения", "Как мы отдыхаем на природе", "Зеленый наряд Земли", "Как готовятся растения к зиме" и др.), чтение художественной литературы ("Как появились цветы на Земле" Т.И. Поповой, "Маленькие путешественницы", "Стихи и сказки о родной природе" Т.А. Шорыгиной, "Весенний наряд" Г. Скребицкого и др.), дидактические игры ("Четвертый лишний", "Что есть у растения", "Лес и луг", "С какого дерева листок", "Когда это бывает", "Назови одним словом" и др.), минутки тишины, этюды ("Ветерок играет с деревцем", "Просыпаются цветы", "Березонька", "Могучий дуб", "Я покажу, а ты угадай" и т. д.), наблюдения в ходе прогулок.


Следует отметить, что на данном этапе родители могут проявить активность, в частности оказания помощи в изготовлении дидактических игр, подборе иллюстраций и литературы.
С целью просвещения родителей по вопросам формирования у детей интереса и бережного отношения к миру растений, а также вовлечения в образовательный процесс можно использовать следующие формы взаимодействия:

    анкетирование;

    консультации;

    участие в природоохранных акциях, экологических праздниках, конкурсах.

    участие в озеленении участка (посадка деревьев, оформление цветочных клумб). Результатом совместной работы с родителями станет не столько повышение уровня экологических знаний дошкольников и поддержание их интереса к миру растений, сколько осознание родителями важности формирования данных знаний у детей.

Задачами третьего этапа можно считать:

    расширение и уточнение знаний детей о растениях, их внешнем виде, строении и особенностях состояния в разные сезоны;

    формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;

    расширение и активизация словаря по теме;

    воспитание доброжелательности, отзывчивости и интереса к миру растений, бережного отношения к природе.

Для успешного решения поставленных задач можно использовать следующие формы и методы работы: проведение опытов и экспериментов, в ходе которых дошкольники могут увидеть, как растение пьет воду, что сначала появляется из семени. Опыты и эксперименты не только способствуют развитию у детей познавательной активности, но и воспитывают доброжелательное отношение к живой природе. Проводить экскурсии с детьми и родителями. А закреплять полученные знания лучше всего на практике , в повседневной жизни, поэтому задачами четвертого этапа можно считать следующее:

    уточнение знаний дошкольников о мире растений в процессе дидактических игр;

    формирование трудовых навыков по уходу за растениями в ходе элементарной совместной трудовой деятельности;

    развитие речи, памяти и внимания; формирование навыков правильного поведения на природе;

    воспитание бережного отношения и устойчивого интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

Для решения поставленных задач возможно организовать совместную трудовую деятельность , провести различные дидактические игры .
Закреплять практические навыки также
путем приобщения детей к посильному труду и знакомству с работой взрослых на огороде, на цветочной клумбе в дошкольном учреждении. Здесь дошкольники совместно с воспитателем и родителями получают практические навыки ухода за растениями (полив, уборка листвы, посадка), наблюдение за их ростом.

Большое значение в решении задач экологического воспитания имеет предметно-развивающая среда групповой комнаты.
В книжный уголок можно подобрать детские энциклопедии о природе, большой литературный материал о растениях (стихи, рассказы, поговорки, сказки), изготовить альбом загадок о растениях.


Работа по формированию интереса и бережного отношения к миру растений должна строиться в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ . Совместно с инструктором по физической культуре дошкольники закрепляют знания о представителях растительного мира в подвижных играх и физических упражнениях.
На
музыкальных занятиях воспитанники с удовольствием слушают произведения о природе.

Полученные знания о представителях растительного мира дети выражают в художественно-творческой деятельности . На протяжении всей работы по формированию интереса и бережного отношения к миру растений обеспечивается не только интеграция деятельности педагогов и специалистов ДОУ, но и индивидуальный подход в работе с дошкольниками.
Ну а на
пятом, заключительном этапе работы проводится повторная диагностика .

Таким образом, организованное взаимодействие воспитателей группы со специалистами ДОУ, грамотно выстроенная работа с детьми по формированию у них интереса и бережного отношения к миру растений, плодотворное сотрудничество с родителями не только способствует упорядочению знаний и умений воспитанников по данной теме, но и позволит сделать их целенаправленными в решении поставленных задач экологического воспитания и развития личности каждого ребенка.

Валентина Яковлева
Методическая разработка для родителей «Десять способов привить ребенку любовь к природе»

«Десять способов привить ребенку любовь к природе

Статья воспитателя МБДОУ №41 Яковлевой Валентины Андреевны.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания,культуры природопользования . Эта работа начинается в детском саду - самом начальном звене непрерывного образования.

Именно дошкольный период-это начальный этап формирования личности человека,его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе ,к себе и к окружающим людям.

Я хочу обратиться к родителям ! Милые,дорогие мамы и папы!Дети копируют наше поведение,дети на многие вещи смотрят нашими глазами.

Так давайте мы с вами сами будем беречь и любить природу и заразим своей любовью детей . Как здорово взявшись за руки пробежать по траве,как здорово встретить рассвет, увидеть радугу, попробовать лесную землянику,вместе послушать трель соловья….

Куда бы мы ни пришли, везде мусор : и в парках, и в лесу, и около подъездов, и на автобусных остановках. Между тем, с плакатов,экранов телевизора неустанно звучит : "Люди, берегите природу ". А как ее беречь? Задача сегодняшнего дня научить беречь природу ,а для этого надо научить любить и уважать природу и все живое с рождения.

Вот десять способов привить маленькому ребенку любовь к природе :

1. Смотрите с малышом в окно и рассказывайте ему о цветоках,деревьях, собачках, кошечках, птичках,бабочках, лужах, дожде, грозе, солнце, радуге - обо всем, что вы видите из окна. Как прекрасен этот мир! 2. Напоминайте и говорите ребенку , какое сейчас время года, какая сегодня погода. Демонстрируйте малышу времена года в картинах. Описывайте природу на картинах художников.

3. На прогулке обращайте внимание ребенка на деревья . Изучайте деревья - высокие и низкие, раскидистые и стройные, с широкими стволами и узкими, похожие на великанов и карликов.. Сравнивайте деревья между собой. Изображайте жестами кроны деревьев, падающие листья. Называйте ребенку дерево , рассматривайте его листики, кору, веточки. Выберите свое дерево,дайте ему имя,приходите к нему в гости,придумайте про него сказку.

4. Во время прогулки чаще смотрите на небо. Наблюдайте за тучами, облаками, солнцем и луной. Понаблюдайте за ночным небом,расскажите про созвездия. Это очень завораживает!

5. Рассматривайте траву : молодую и нежную весной, яркую и сочную летом, пожухлую и сырую осенью. Сравнивайте высокие и низкие травинки, хрупкие и твердые, узкие и широкие, соберите колоски.

6. Прекрасное время –зима, наблюдайте за снегом : его цвет, запах, свойства. Какой он сегодня? Хрупкий, рассыпчатый или липкий, твердый? Экспериментируйте! А что будет со снегом, если его положить в ведерко и принести домой? А если на снегу рисовать? А если из него лепить снеговика, замок, горку? А если горку залить водой? А что такое лед, почему под ногами скользко? А на что похожи снежинки? Все описывайте, объясняйте, обо всем говорите.

7. А какое чудо лужи! Дайте ребенку побегать по лужам !Изучите лужи : большие и маленькие, глубокие и не очень. Измерять их можно палочками, прутиками, а если уверены в надежности резиновых сапог, то и ногами.

8. Не бойтесь гулять в дождик : дождь - сильный или слабый, затяжной или кратковременный. а может он теплый грибной. Понаблюдайте за дождем прильнув к окошку носиками. А на что похожи капельки дождя на стекле и можно ли ими рисовать? Рисуйте на запотевших окнах всякие смешные рожицы. Научите малыша дуть на стекло. Как это здорово!

9. Изучайте почву, копайте ямки и сравнивайте свойства песка и глины, проводите небольшие опыты с почвой в домашних условиях, изучая ее состав. Найдите красивые камушки.

10. Учите ребенка любить и заботиться о животных : делайте кормушки и стройте скворечники, кормите на прогулке голубей. Очень хорошо если есть возможность завести котенка,щенка,хомяка,рыбок! Уже с трех лет можно давать несложные поручения по уходу. Например, пусть малыш следит за тем, чтобы у животных в миске всегда была вода. Читайте добрые сказки про животных,вызывайте чувство ответственности к тому, кого приручили .

Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях : Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Плещеева, Майкова, Бунина, Тютчева, Блока. Красоту родной природы раскрывают рассказы Пришвина, Бианки, Житкова. Все эти произведения способствуют пробуждению у детей любви к родной природе , сознательному отношению к красоте, ко всему живому.

Маленький человечек, развиваясь, познаёт мир. Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу , животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.

Вдумайтесь в слова Михаила Пришвина «Внутренняя жизнь природы - это я , или душа человека, и если надо что-нибудь в природе понять , то надо просто углубиться в себя, не выпуская из вида внешнего облика того, что захотелось в природе понять ».

Поэтому, прививая своим детям любовь к природе , мы поможем им построить будущее, в котором люди живут в гармонии с родной планетой.

Удачи вам!

Публикации по теме:

Как привить любовь к чтению Консультация для родителей «Как приветь любовь к чтению» «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В. А. Сухомлинский.

Как привить любовь к чтению Как привить любовь к чтению. 1. Чтение с пеленок. С раннего детства ребенок может сконцентрировать свое внимание на яркой картинке и с удовольствием.

Как привить ребенку любовь к порядку Для ребенка процесс самоорганизации и создания своего пространства – нелегкая задача. Кроме выработки привычки с самого детства важная роль.

Консультация для родителей «Прививайте у детей любовь к природе» Ваш ребенок очень любознателен, малыша интересует все, что его окружает. Он задает вопросы, которые вам иногда кажутся наивными. Но помните,.

Консультация для родителей «Воспитываем любовь к природе вместе с родителями малышей» В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому.

Методическая разработка интегрированного занятия «Любовь» Часть 1. Методическое обоснование интегрированного занятия. Интегрируемые предметы: самопознание + валеология Актуальность методической.

Конспект занятия во второй младшей группе «Уроки безопасности» Конспект занятия во 2 младшей группе детского сада

Данные об авторе

Яковлева Валентина Андреевна

Место работы, должность:

МБДОУ №41 "Детский сад комбинированного вида "Сказка" ,воспитатель

Ленинградская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дошкольное образование

Уровни образования:

Начальное общее образование

Уровни образования:

Школы-интернаты, детские дома

Предмет(ы):

Валеология (здоровый образ жизни)

Предмет(ы):

Окружающий мир

Предмет(ы):

Экология

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Классный руководитель

Целевая аудитория:

Родитель

Тип ресурса:

Дидактический материал

«Десять способов привить ребенку любовь к природе.»

Статья воспитателя МБДОУ №41 Яковлевой Валентины Андреевны.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания,культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду - самом начальном звене непрерывного образования.

Именно дошкольный период-это начальный этап формирования личности человека,его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе,к себе и к окружающим людям.

Я хочу обратиться к родителям! Милые,дорогие мамы и папы!Дети копируют наше поведение,дети на многие вещи смотрят нашими глазами.

Так давайте мы с вами сами будем беречь и любить природу и заразим своей любовью детей.Как здорово взявшись за руки пробежать по траве,как здорово встретить рассвет, увидеть радугу, попробовать лесную землянику,вместе послушать трель соловья….

Куда бы мы ни пришли, везде мусор: и в парках, и в лесу, и около подъездов, и на автобусных остановках. Между тем, с плакатов,экранов телевизора неустанно звучит: "Люди, берегите природу". А как ее беречь? Задача сегодняшнего дня научить беречь природу,а для этого надо научить любить и уважать природу и все живое с рождения.

Вот десять способов привить маленькому ребенку любовь к природе:

1.Смотрите с малышом в окно и рассказывайте ему о цветоках,деревьях, собачках, кошечках, птичках,бабочках, лужах, дожде, грозе, солнце, радуге - обо всем, что вы видите из окна. Как прекрасен этот мир!


2. Напоминайте и говорите ребенку, какое сейчас время года, какая сегодня погода. Демонстрируйте малышу времена года в картинах. Описывайте природу на карти нах художников.


3. На прогулке обращайте внимание ребенка на деревья. Изучайте деревья - высокие и низкие, раскидистые и стройные, с широкими стволами и узкими, похожие на великанов и карликов. . Сравнивайте деревья между собой. Изображайте жестами кроны деревьев, падающие листья. Называйте ребенку дерево, рассматривайте его листики, кору, веточки.Выберите свое дерево,дайте ему имя,приходите к нему в гости,придумайте про него сказку.

4. Во время прогулки чаще смотрите на небо. Наблюдайте за тучами, облаками, солнцем и луной. Понаблюдайте за ночным небом,расскажите про созвездия.Это очень завораживает!


5. Рассматривайте траву: молодую и нежную весной, яркую и сочную летом, пожухлую и сырую осенью. Сравнивайте высокие и низкие травинки, хрупкие и твердые, узкие и широкие, соберите колоски.


6. Прекрасное время -зима, наблюдайте за снегом: его цвет, запах, свойства. Какой он сегодня? Хрупкий, рассыпчатый или липкий, твердый? Экспериментируйте! А что будет со снегом, если его положить в ведерко и принести домой? А если на снегу рисовать? А если из него лепить снеговика, замок, горку? А если горку залить водой? А что такое лед, почему под ногами скользко? А на что похожи снежинки? Все описывайте, объясняйте, обо всем говорите.


7. А какое чудо лужи! Дайте ребенку побегать по лужам!Изучите лужи: большие и маленькие, глубокие и не очень. Измерять их можно палочками, прутиками, а если уверены в надежности резиновых сапог, то и ногами.


8. Не бойтесь гулять в дождик: дождь - сильный или слабый, затяжной или кратковременный.а может он теплый грибной.Понаблюдайте за дождем прильнув к окошку носиками. А на что похожи капельки дождя на стекле и можно ли ими рисовать? Рисуйте на запотевших окнах всякие смешные рожицы. Научите малыша дуть на стекло. Как это здорово!


9. Изучайте почву, копайте ямки и сравнивайте свойства песка и глины, проводите небольшие опыты с почвой в домашних условиях, изучая ее состав.Дайте деткам повозиться в грязи. Постройте свой замок из песка. Найдите красивые камушки.


10. Учите ребенка любить и заботиться о животных: делайте кормушки и стройте скворечники, кормите на прогулке голубей. Очень хорошо если есть возможность завести котенка,щенка,хомяка,рыбок! Уже с трех лет можно давать несложные поручения по уходу. Например, пусть малыш следит за тем, чтобы у животных в миске всегда была вода. Читайте добрые сказки про животных,вызывайте чувство ответственности к тому, кого приручили.


Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Плещеева, Майкова, Бунина, Тютчева, Блока. Красоту родной природы раскрывают рассказы Пришвина, Бианки, Житкова. Все эти произведения способствуют пробуждению у детей любви к родной природе, сознательному отношению к красоте, ко всему живому.

Маленький человечек, развиваясь, познаёт мир. Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.

Вдумайтесь в слова Михаила Пришвина «Внутренняя жизнь природы — это я, или душа человека, и если надо что-нибудь в природе понять, то надо просто углубиться в себя, не выпуская из вида внешнего облика того, что захотелось в природе понять».

Поэтому, прививая своим детям любовь к природе, мы поможем им построить будущее, в котором люди живут в гармонии с родной планетой.

Удачи вам!