Проект "Синдром эмоционального выгорания педагога". Расширение сферы экономии эмоций

Проект:Профилактика эмоционального выгорания педагогов образовательных учреждений

Команда проекта

  • Сова Юлия Игоревна
  • Соколов Александр Сергеевич
  • Трегубова Ангелина Игоревна

Актуальность проекта

Среди многих трудностей преподавательской и педагогической работы, усугубляющих психологическое здоровье, особо выделяется её высокая психическая напряженность. Следствием этого может стать ослабление устойчивости психических функций, частичная потеря работоспособности и даже соматические болезни (Л.А. Китаев-Смык, Р.О. Серебрякова и др.), что приводит к снижению психологической адаптивности, нарушению целостности личности преподавателя. Как результат этого одним из частых негативных проявлений функционального состояния у представителей данной профессии является состояние «эмоционального выгорания». Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних причин и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие к переживаниям другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы. Установлено, что «эмоциональное выгорание» возникает и у молодых специалистов, чаще на третьем году работы, а затем в периоды профессиональных кризисов. Тревожность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит учитель. Возникают вопросы: кто же учит и воспитывает наших детей? Может ли человек, обременённый такими страданиями, успешно влиять на подрастающее поколение? Технология передачи знаний отступает на второй план по сравнению с той атмосферой, которую создаёт учитель для развития личности ученика. У учителя с эмоциональным выгоранием происходит искажение восприятия учеников, что приводит к косности в воспитательной работе. Цели образования во многом будут утрачивать свою социальную и личную значимость, смысл, если система наносит вред здоровью учащимся и педагогам.

Целевая аудитория проекта

  • Педагоги образовательных учреждений дошкольного, среднего, высшего образования
  • Педагоги-психологи образовательных учреждений
  • Администрация образовательных учреждений

Цель и задачи проекта

Цель: сведение к минимуму риск эмоционального выгорания педагогов образовательных учреждений

  • 1. оценка уровня эмоционального выгорания в среде учителей
  • 2. разработка программы по профилактике эмоциональго выгорания педагогов
  • 3. реализация профилактической программы в условиях образовательной среды
  • 4. разработка рекомендаций педагогам по снижению "выгорания" и администрации образовательных учреждений с целью улучшения адаптации сотрудников

Что участие в проекте даст его участникам?

План реализации проекта

  • 1 этап: Констатирующий.

На этом этапе производился сбор и анализ информации по проблеме эмоционального выгорания педагогов (сентябрь 2009 г.), выбор диагностического инструментария и методической базы для осуществления превентивных мероприятий (октябрь-ноябрь 2009 г.), осуществлялось психодиагностическое обследование педагогов на предмет наличия у них синдрома эмоционального выгорания, данные систематизировались, интерпретировались (декабрь 2009 г.).

  • 2 этап: Формирующий.

Формирующий этап предполагает проведение мероприятий по профилактике эмоционального выгорания и коррекции состояния психологичекого здоровья педагогов образовательных учреждений. Занятия проводились в форме тренинга (тренинг "Как сохранить мое професиональное здоровье"), осущестлялась работа с педагогами на педагогических советах, собраниях коллектива.

  • 3 этап: Контрольный.

На этом этапе призводится диагностика состояния педагогов после прохождения тренинга "Как сохранить мое професиональное здоровье", сопоставительный анализ данных исследования до и после психологическоого воздействия. Завершается этап разработкой рекомендаций педагогам по оптимизации психического состояния в условиях образовательного процесса и составляением инструкций для администрации образовательных учреждений по психологическому сопровождению профессиональной деятельности учителей, адаптации сотрудников, созданию благоприятного психологического климата в учреждении.

Этапы проекта

  • Констатирующий этап: сентябрь-декабрь 2010г.
  • Формирующий этап: январь-ноябрь 2011г.
  • Контрольный этап: декабрь 2011г

Идея проекта

Идея проекта состоит в обеспечении высокого уровня состояния психологического и профессионального здоровья современных педагогов. Эмоциональное выгорание ведет к профессиональной деформации личности, нарушает гармонию взаимоотношений педагогов с с близкими людьми и субъектами образовательного процесса. Превентивные меры снижают риск возникновения эмоционального выгорания, обеспечивает высокий уровень эффективности деятельности и работоспособность педагогов, позволяют достичь высоких результатов в работе. Проект включает как диагностику наличного уровня выраженности эмоционального выгорания, так и профилактические мероприятия. На заключительном этапе составляются инструкции директорам образовательных учреждений по отпимизации образовательного процесса и стиля руководства, педагоги получают рекомендации по сохранению и укреплению своего профессионального здоровья.

Методологическая основа исследования. В своей работе мы опирались на принцип деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.), принцип развития, активности и саморегуляции деятельности (Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова и др.).

Теоретическая основа исследования. Нами использовались теории исследователей в области психологии здоровья (М.Ф. Секач, В.А.Ананьев, Г.С. Никифоров и др.), эмоционального выгорания (В.В. Бойко и др.) и профессиональной деформации личности (М.Ш.Магомед-Эминов и др.)

Методические приемы. На формирующем этапе нами использовались тренинговые упражнения, направлленные на оптимизацию эмоционального состояния педагогов, вооружение их способами саморегуляции своих психических состояний, способами эффективного взаимодействиями с учащимися и их родителями, коллегами, родственниками и близкими людьми.

Задачи тренинга:

  • Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;
  • Анализ проявления признаков выгорания;
  • Определение своего отношения к профессии, выявление источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;
  • Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений личностного роста в профессии;
  • Обучение приемам снятия напряжения, способам саморегуляции психических состояний.

Пример используемых упражнений:

  • Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Педагогам предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).В другом круге – их идеальное соотношение. Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? От кого или от чего это зависит?

  • Упражнение «Я – дома, я – на работе»

Предлагаем разделить лист пополам и составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома...», «Я – на работе...». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда не...», «На работе я никогда не...». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.Участники анализируют полученные списки. Эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

  • Мини-дискуссия: «Для чего вы работаете?»
  • Упражнение: Три рисунка «Я работаю педагогом»

Начало трудового пути - в настоящее время - через 5 лет Присутствующие делятся в первую очередь собственными ощущениями от своих рисунков. Важно, чтобы они сами смогли увидеть возможные различия в содержании, разработанности, цветовой гамме изображенного.

Методические материалы по реализации проекта

  • Список литературы для углубленного изучения данной темы

Ресурсное обеспечение проекта

  • Кадровые ресурсы

Педагог-психолог, воспитатели и педагоги образовательных учреждений, администрация

  • Временные ресурсы

Срок реализации проекта - 1 год

  • Информационные ресурсы
Социальные сервисы Цели использования
Электронные таблицы в Google www.gmail.com ..
Анкеты в Google www.gmail.com ..
Календарь в Google www.gmail.com ..
Совместная работа с документами в Google ..
Вики ..
Блоги ..
Закладки в БобрДобр http://www.bobrdobr.ru , в Блокноте Google www.gmail.com ..
Видеосервисы в Ютьюб http://youtube.com , Социальная сага, видеоблог ..
Фотосервисы в Фликр http://Flickr.com , Пикаса, Фотодия http://www.fotodia.ru ..

Управление рисками проекта

Некоторые педагоги не обладают знаниями по вопросу эмоционального выгорания в процессе своей профессиональной деятельности. Участие в психодиагностических исследованиях их пугает, а прохождение тренинга не считается целесообразням. Просветительская работа по вопросу эмоционального выгорания может решить эту проблему и снизить риски получения негативных результатов при реализации проекта.

Ожидаемые результаты проекта

  • 1. Получение сведений о распространенности явления эмоционального выгорания в среде педагогов образовательных учреждений
  • 2. Составление программы по профилактике эмоциональго выгорания учителей
  • 3. Повышение психологической грамотности участников проекта в процессе реализации профилактической программы в условиях образовательной среды
  • 4. Разработка рекомендаций педагогам по снижению риска возникновения "выгорания"
  • 5. Разработка инструкций для администрации образовательных учреждений с целью улучшения адаптации сотрудников

Каким образом будет осуществляться привлечение участников к проекту

Привлечение участников к проекту производится за счет организации работы круглых столов, выступлений на пед.советах, размещения информации о синдроме эмоционального выгорания на сайтах образовательных учреждений, в социальных сетях, пользующихся у педагогов особым спросом.

У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

Консультации можно получить в ТОГУДПО "Институт повышения квалификации Тамбовской области", МОУ СОШ №34, МОУ "Гимназия №12 им. Г.Р.Державина", МДОУ "Хрустальный башмачок", Академии социальных и образовательных технологии Тамбовсого государственного университета имени Г.Р. Державина.

Дальнейшее развитие проекта

В будущем проект будет развиваться по направлению психодиагностики. Для учителей будут разработаны удобные анкеты, позволяющие определить актуальные уровень эмоционального выгорания. По направлению психопрофилактики наш проект будет дополняться новыми формами работы с педагогами: проведение тренингов, мастер-классов, семинаров и конференций. Информация об эффективности профилактических мероприятий будут представлены в сборниках научных трудов, в сети Интернет.

Современность предъявляет значительные требования ко всем аспектам работы педагога: знаниям, педагогическим умениям и способам взаимодействия и, конечно, к личностным особенностям. В условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения, особую актуальность на наш взгляд приобретает изучение эмоционального выгорания педагогов в ДОУ в период проведения реформ в сфере образования, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности.
В последние годы в нашей стране, так и за рубежом, все чаще говорят и пишут о таком явлении, как эмоциональное выгорание педагогов — синдроме, развивающемся на фоне стресса и ведущего к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» и «освобождения» от них.

Скачать проект
Как показывает опыт исследователей, признаки синдрома развиваются быстрее у тех специалистов, кто работает с людьми, находящихся в негативном эмоциональном состоянии, имеющими различные физические и психические дефекты. Соответственно, педагоги, работающие в сфере коррекционного образования с детьми, имеющими патологию в развитии, синдром эмоционального выгорания развивается более прогрессивно по сравнению с педагогами сферы общего образования, так как такая деятельность требует от педагога больших душевных и эмоциональных затрат и, несомненно, особого подхода к каждому ребенку. Педагог, как и любой человек, не в состоянии испытывать симпатию по отношению к каждому ребенку. Определенные свойства характера, стили поведения, симптомы, внешний вид могут либо привлечь, либо отталкивать его.
Категория детей, имеющих зрительный дефект, по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний.
У значительной части детей, имеющих аномалии рефракции, понижение остроты зрения корригируется оптическими средствами (очками, контактными линзами) В таких случаях их зрительные возможности не ограничиваются и не нарушаются процессы нормального развития детей. При отсутствии же постоянной комплексной медико-психолого-педагогической помощи потеря зрения у таких детей может нарастать. Поэтому помощь педагога становится «наиважнейшей» в психофизиологическом развитии таких детей.
Но в процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается воспитанник, который «портит вам нервы» или «доведет до белого каления». Невольно у специалиста начинает на этой почве возникать недоразумение и конфликт, таким образом, эмоциональное выгорание проявляется своей дисфункциональной стороной. Но также существуют еще множество причин из-за которых может возникнуть эмоциональное выгорание педагога, при этом он не сможет увидеть и распознать синдром.
«Выгорание» очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников и воспитанников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в «собрание выгорающих».
Надо отметить, что эмоциональное выгорание — процесс довольно коварный, поскольку педагог, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Многие психологи считают, что «выгорание» не является неизбежным. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.
Изучаемая в работе проблема представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также воспитанники, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома.
Актуальность и социальная значимость данной проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность определила выбор темы нашего исследования: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов, работающих в СДОУ для детей с нарушениями зрения»
Целью данного работы является изучение синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих в СДОУ для детей с нарушениями зрения, определение оптимальных форм и методов коррекционно-профилактической работы по преодолению данного синдрома.
Исходя из цели данной работы, можно выделить следующие задачи исследования:
1. изучить теоретические подходы к проблеме эмоционального выгорания в трудах зарубежных и отечественных авторов;
2. определить сущность феномена синдрома эмоционального выгорания и особенности его проявления в личности специалиста;
3. выявить влияние социально-психологических факторов на формирование эмоционального выгорания у педагогов СДОУ;
4. провести исследование наличия синдрома эмоционального выгорания у педагогов и определить наиболее оптимальные формы и методы коррекционно-профилактической работы с педагогами СДОУ по преодолению развития синдрома, снижению степени выраженности его симптоматики.
Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания педагогов СДОУ.
Предмет исследования в свою очередь является профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов, работающих в СДОУ.
Гипотеза:

База исследования: педагогический коллектив МДОУ «Детский сад № 229» компенсирующего вида в количестве 10 человек.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1.1 «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ» КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В ЗАРУБЕЖННОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ»
Одной из центральных проблем психологической отрасли в последние годы стала распространённость нарушений психической адаптации. Это связано с издержками развития человеческого общества в целом (рост требований к психологическим ресурсам человека) и, прежде всего, с социально-экономической и политической нестабильностью в масштабах страны. В свою очередь это привело к массовым специфическим социально-психологическим явлениям, к их числу принадлежит и «эмоциональное выгорание», которое стало предметом изучения не только медицинской психологии, но и психологии развития, акмеологии.
Выгорание - это не научный конструкт, а общее название последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса. Хотя, в настоящее время он удостоен диагностического статуса (МКБ -10:Z73 — проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью).
По мнению психолога В. В.Бойко, эмоциональное выгорание представляет собой выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание определяют, как приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза и стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3-4% валового национального дохода.
СЭВ — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин «синдром психического выгорания».
Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы в США. Одним из основоположников идеи выгорания является Х. Фреденбергер, американский психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. Он в 1974 году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности) и назвал его запоминающейся метафорой - выгорание. Другой основоположник идеи выгорания — Кристина Маслач — социальный психолог, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам.
К 1982 г. в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по «burnout» — «эмоциональному сгоранию». Представленные в них исследования носили главным образом описательный характер. Создание «Опросника для выявления выгорания» - Maslach Burn-Out Inventory (MBI; Maslach & Jackson, 1986) и Шкалы утомления-Tedium Scale (Peines et al, 1981) снабдило исследователей психометрическими инструментами, что позволяет использовать более стандартизированный подход.
Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение («человек — человек»).
Е. Maher (1983) в своём обзоре расширяет перечень симптомов «эмоционального сгорания»: а) усталость, утомление, истощение; б) психосоматические недомогания; в) нарушения сна; г) негативное отношение к клиентам; д) негативное отношение к своей работе; е) скудость репертуара рабочих действий; ж) злоупотребление химическими агентами (кофе, табаком, алкоголем, наркотиками, лекарствами); з) переедание или отсутствие аппетита; и) негативная Я-концепция; к) агрессивные чувства (раздражительность, тревожность, напряжённость, беспокойство, взволнованность, гнев); л) упаднические настроения и связанные с ними эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадёжности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности и переживание чувства вины. Н. Kuunarpuu (1984) называет последние три симптома «разрушающими», а остальные — их следствиями.
С. Maslach ещё в 1982 г. выделила в качестве ключевых признаков СЭС: 1) индивидуальный предел, «потолок возможностей» нашего эмоционального Я противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» самосохраняясь; 2) внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; 3) негативный индивидуальный опыт в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия.
В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

В отечественных работах авторами использовались разные варианты перевода английского термина «burnout»: «эмоциональное сгорание» (Т. С. Яценко, 1989; Т. В. Форматюк, 1994), «эмоциональное выгорание» (В. В. Бойко, 1996) и «эмоциональное перегорание» (В. Д. Вид, Е. И. Лозинская, 1998). Употребляются также термины «психическое выгорание» (Н. Е. Водопьянова, 2000) и «профессиональное выгорание» (Т. И. Ронгинская, 2002). Это вызывает необходимость уточнения термина выгорания и поиск концептуальной основы, которая раскрывала; бы его сущность. На основе анализа имеющихся в литературе определений нами предпринята такая попытка в виде рассмотрения выгорания как состояния, стресса, профессиональной деформации.
Понимание «эмоционального выгорания» как состояния имеет принципиальное значение, так как оно даёт возможность точнее понять суть явления (феномена), его функциональное значение для организма, преодолеть односторонний подход к нему лишь как к переживанию своего отношения к кому или чему-либо.
Н. Д. Левитов (1964) определяет психическое состояние как «целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личности» . В. Н. Мясищев считает, что «психическое состояние - общий функциональный уровень, на фоне которого развертывается процесс» [Цит. по 130; 21]. Л. П. Гримак добавляет, что «состояния человека чаще всего проявляются в виде реакции на текущую ситуацию и носят приспособительный характер. Главная их функция — всесторонне уравновешивать организм с постоянно изменяющейся внешней средой, приводить его возможности в соответствие с конкретными объективными условиями, организовывать взаимодействие со средой. Иное дело, что по многим причинам степень соответствия состояний вызвавшим их условиям может быть нарушена, и это приводит к снижению их приспособительной роли» . Е. П. Ильин определяет психофизиологическое состояние как целостную реакцию человека на внешние и внутренние стимулы, направленную на достижение полезного результата.
Понятие «состояние» многозначно, однако большинство его определений характеризуют его как совокупность (симптомокомплекс) каких-то характеристик: процессов (В. Л. Марищук, 1974), функций и качеств (В. И. Медведев, 1974), компонентов психики (Ю. Е. Сосновикова, 1975) и т. д., обусловливающих эффективность деятельности, работоспособность, уровень активности систем, поведение и т. п.
Любые существенные изменения внешней среды и во внутреннем мире личности (потребности, желания и стремления человека, его возможности), в организме вызывают определённый отклик в человеке как целостности, влекут за собой переход в новое психическое состояние, меняют уровень активности субъекта, характер переживаний и многое другое.
Таким образом, состояние выступает как форма саморегуляции психики и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности — как единство его духовной, психической и телесной организации. Адаптивная функция состояния позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития.
Состояние характеризует синдром, т. е. совокупность симптомов, а не отдельный симптом, даже очень важный с точки зрения диагностики. Эмоциональная сторона состояний находит отражение в виде эмоциональных переживаний (усталости, апатии, скуки, отвращения к деятельности, радости достижений, страха и т. п.), а физиологическая сторона - в изменении ряда функций, в первую очередь вегетативных и двигательных. Е. П. Ильин справедливо отмечает, что и переживания, и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т. е. всегда сопутствуют друг другу. В этом единстве признаков состояний причинным фактором может быть каждый из них.
Подобно обстоит дело и с «эмоциональным выгоранием». Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Затем феномен «эмоционального выгорания» был детализирован, в результате чего выделился его синдром - синдром эмоционального сгорания (СЭС) (С. Maslach, 1981; В. Pelman, E. Hartman, 1982). Так, С. Maslach выделила в нём чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация, деперсонализация (тенденция к развитию негативного отношения к клиентам); негативное самовоспитание в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства. Б. Пельман и Е. Хартман, обобщив многие определения «выгорания», выделяли три главных компонента синдрома: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность.
В настоящее время большинством исследователей феномен выгорания определяется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Он проявляется в профессиях социальной сферы и включает в себя три составляющие:
1) Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.
2) Деперсонализация связана с возникновением равнодушного или даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
3) Сниженная рабочая продуктивность (или Редукция личных достижений) проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности.
В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с СЭВ. Прежде всего, следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который, кстати, довольно часто сопутствует СЭВ. При синдроме хронической усталости типичны жалобы больных: прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания. У лиц, страдающих синдромом хронической усталости, может регистрироваться длительный субфебрилитет, боли в горле. При постановке этого диагноза следует учитывать, что при этом должны отсутствовать другие причины или заболевания, способные вызвать появление подобных симптомов.
Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, педагогов, психологов. Почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% — резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями.
По данным английских исследователей, среди врачей общей практики обнаруживается высокий уровень тревоги в 41% случаев, клинически выраженная депрессия — в 26% случаев. Треть врачей использует медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышает средний уровень. В исследовании, проведенном в нашей стране, у 26% терапевтов отмечен высокий уровень тревожности, а у 37% — субклиническая депрессия. Признаки СЭВ выявляются у 61,8% стоматологов, причем у 8,1% — синдром в фазе «истощения».
В настоящее время нет единого взгляда на структуру СЭВ, но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе человек-человек. Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.
У людей, пораженных СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.
1.2 Представление об эмоциональном выгорании: стадии, симптомы, факторы и условия.
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной жизни на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном процессе. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т. д.
Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования.
Но, личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, и ей свойственно искать пути защиты от психологических изменений происходящих в его организме. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) – три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
На уровне выполнения функций произвольного поведения: забывание каких-то моментов. Говоря бытовым языком, провалы в памяти, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д.обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.
Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но …скучно и пусто на душе;
Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: « не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 13th Февраль, 2016
Вы находитесь:


ФГБОУ ВПО Ульяновский Государственный Педагогический Университет имени И.Н. Ульянова

Кафедра менеджмента и образовательных технологий

Педагогический проект на тему:

« Профилактика эмоционального выгорания педагогов »

Ульяновск, 2015

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретическое обоснование подходов к профилактике эмоционального выгорания педагогов в ДОУ……………………….4

Глава 2 Деятельность педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ………………………..19

Заключение……………………………………………………………26

Литература…………………………………………………………….28

Приложения …………………………………………………………..31

Введение

Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия педагога обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств педагога, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы. Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.

Целью проекта является разработка комплекса мероприятий направленных на сохранение психического здоровья педагогов. В связи с этим можно выделить несколько задач:

Актуализировать процесс самоанализа педагогов;

Научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;

Оптимизировать самооценку педагогов;

Снять эмоциональное напряжение;

Сформировать позитивное мышление педагогов (самовосприятие и восприятие окружающей действительности);

Формирование у педагогов позитивного отношения к работе;

Гармонизация взаимоотношений между коллегами;

Гипотеза проекта заключалась в том, что после его реализации качественно изменятся отношения педагогов в коллективе, с детьми, родителями (снимет конфликтность, раздражительность, напряженность), разовьется профессиональная мобильность педагогов, которая раскроет перед ними новые возможности самореализации, повысит их ценность, конкурентоспособность, психологический климат в коллективе улучшиться, улучшится психическое здоровье педагогов.

Глава 1 Теоретическое обоснование подходов к профилактике эмоционального выгорания педагогов в ДОУ
Синдром эмоционального выгорания - понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Врачи называют это просто переутомлением. Синдром эмоционального выгорания проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма по отношению как к пациентам или клиентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Развитию данного состояния способствует необходимость работы в одном и напряженном ритме с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие должного вознаграждения (в том числе не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности для общества. Фрейденберг указывал, что подобное состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивым, склонным к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. В этом случае синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Феномен «эмоционального выгорания» был детализирован Маслач, Пельманом и Хартманом в 1982 году, в результате чего выделился его синдром. Последние из авторов, обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Подобные состояния имеют место в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность. Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности. К трем основным факторам, играющим существенную роль в «эмоциональном выгорании», относят следующие: личностный, ролевой и организационный. Среди личностных особенностей, способствующих «выгоранию», Фрейнденберг выделяет эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность. Имеются данные, что у женщин эмоциональное истощение наступает быстрее, чем у мужчин, хотя это подтверждается не во всех исследованиях. А. Пайнс с коллегами установили связь «выгорания» с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководства. Значимость работы является барьером для развития «выгорания». В то же время неудовлетворенность профессиональным ростом, потребность в поддержке, недостаток автономии способствую «выгоранию». В.И. Ковальчук отмечает роль таких личностных особенностей, как самооценка и локус контроля. Людям с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше угрожает напряжение, поэтому они более уязвимы и подвержены «выгоранию». К. Кондо наиболее уязвимыми, «выгорающими» считает тех, кто разрешает стрессовые ситуации агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой, а также «трудоголиков», т.е. людей, решивших посвятить себя только реализации рабочих целей, кто нашел свое призвание и работает до самозабвения. Ролевой фактор по Кондо и Куунарпуу проявляется в ролевой конфликтности , ролевой неопределенности.

К организационному фактору, способствующему развитию «выгорания», относят: многочасовой характер работы, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности; неадекватность содержанию работы характера руководства со стороны начальства и т.д. Как отмечает В.И. Ковальчук, среди организационных факторов «выгоревшие» лица указывают на следующие причины «выгорания»: чрезмерный уровень напряжения и объем работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения; монотонность работы вследствие слишком большого количества повторений; вкладывание в работу больших личностных ресурсов и недостаток признания и положительной оценки; физическое изнеможение, недостаточный отдых или отсутствие нормального сна; работа без дальнейшего профессионального совершенствования; напряженность и конфликты в межличностных отношениях; недостаточная поддержка со стороны коллег; эмоциональная насыщенность или когнитивная сложность коммуникации и др. В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с синдромом эмоционального выгорания. Прежде всего, следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который довольно часто сопутствует синдрому эмоционального выгорания. При синдроме хронической усталости типичны жалобы клиентов (пациентов): прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания. У лиц, страдающих синдромом хронической усталости, может регистрироваться длительный субфебрилитет, боли в горле. При постановке этого диагноза следует учитывать, что при этом должны отсутствовать другие причины или заболевания, способные вызвать появление подобных симптомов. Выделяются три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания. Развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию. Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту), расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно. Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности .

Синдром эмоционального выгорания является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактор - эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты "burn-out" являются следствием поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно-эмоциональному выгоранию, которое выражается в редуцировании персональных достижений. В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома эмоционального выгорания, но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе «человек-человек». Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.

У людей, пораженных синдромом эмоционального выгорания, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются: головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания:

Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечнососудистой системы);

Эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

Поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);

Интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

Социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Таким образом, синдром эмоционального выгорания характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.

При рассмотрении синдрома «выгорания» как одномерной конструкции, Пинес и Аронсон - это явление рассматривают как состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.

A. Широм считает «выгорание» комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактором является эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты «burn-out» являются следствием поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно-эмоционального выгорания, которое выражается в редуцировании персональных достижений. В противоположность двум предыдущим подходам, авторы одномерного подхода не ограничивают «выгорание» определенными группами специалистов.

В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома burnout, но несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе человек–человек. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.

В настоящее время проблемой лечения и профилактики синдрома эмоционального выгорания занимаются как медики, так и психологи.

Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.

У медиков профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков синдрома эмоционального выгорания у пациента (клиента) необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего, самому пациенту. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:

Определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

Использование "тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

Профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

Уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания);

Эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

Поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления синдрома эмоционального выгорания).

В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует:

Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

Проще относиться к конфликтам на работе;

Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.



В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.


1. Физические симптомы Усталость, физическое утомление, истощение Уменьшенный или увеличенный вес Недостаточный сон, бессонница Плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям) Затрудненное дыхание, отдышка Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание Гипертензия (повышенное давление) Язвы, нарывы Сердечные болезни


2. Эмоциональные симптомы Недостаток эмоций, неэмоциональность Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни Безразличие и усталость Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность Раздражительность, агрессивность Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться Депрессия, чувство вины Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены.) Преобладает чувство одиночества


3. Поведенческие симптомы Рабочее время больше 45 часов в неделю (трудоголизм) Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть Безразличие к еде; питание скудное, без изысков Малая физическая нагрузка Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств Несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.) Импульсивное эмоциональное поведение


4. Интеллектуальное состояние Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе) Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании) Формальное выполнение работы


5. Социальные симптомы Нет времени или энергии для социальной активности Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби Социальные контакты ограничиваются работой Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе Ощущение изоляции, непонимания других и другими Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег


Предупреждение профессионального выгорания требует психологической иммунизации, то есть актуализации личностных ресурсов, которые и являются тем самым иммунитетом против выгорания и других проблем личности взрослого человека. Глубокая психопрофилактическая работа позволяет обучить человека психогигиеническим навыкам поведения, умению самостоятельно выстраивать вектор собственной жизни.



Диагностика уровня эмоционального выгорания 1.Снижается ли эффективность Вашей работы? 2.Потеряли ли Вы часть инициативы на работе? 3.Потеряли Вы интерес к работе? 4.Усилился ли Ваш стресс на работе? 5.Вы чувствуете утомление или снижение темпа работы? 6.У вас часто болит голова? 7.У вас часто болит живот? 8.Вы потеряли в весе, ваш вес превышает норму? 9.У вас проблемы со сном? 10.Ваше дыхание стало прерывистым? 11.У Вас часто меняется настроение? 12.Вы легко злитесь? 13.Вы легко подвергаетесь фрустрации? 14.Вы стали более подозрительным, чем обычно? 15.Вы чувствуете себя более беспомощным, чем всегда? 16.Вы употребляете слишком много лекарств, влияющих на настроение (транквилизаторы, алкоголь, и т.д.)? 17.Вы стали менее гибким? 18.Вы стали более критично относиться к собственной компетентности и к компетентности других? 19.Вы работаете больше, а чувствуете, что сделали меньше? 20.Вы частично утратили чувство юмора? Менее 10 баллов – У Вас не отмечается синдром эмоционального выгорания баллов – формирующийся синдром выгорания 15 и более – наличие синдрома


Тест «Состояние вашей нервной системы» Нет редко да часто Часто ли вы бываете раздражены, нервничаете, ощущаете беспокойство? Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение? Часто ли вы быстро устаете? Страдаете ли вы повышенной чувствительностью к шуму, шороху или свету? Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворенности? Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей? Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением? Затекают ли у вас мышцы?Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подергивание в суставах? Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание? Страдаете ли вы от необъяснимой тревоги? Необходимо ли вам в вашей работе быть всегда «на высоте»? Часто ли вы бываете в плохом настроении? Быстро ли вы теряете самообладание? Копите ли вы неприятности в себе? Ощущаете ли вы недовольство самим собой и окружающим миром? Курите ли вы? Мучают ли вас страхи? Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе? Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие?


Проверьте себя 0-25 баллов: эта сумма может вас не беспокоить. Однако все-таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места баллов: поводов для беспокойства нет в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы можете для себя сделать баллов: ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен. Более 60 баллов: ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.
























Физиологическая саморегуляция «Болезни души неотделимы от болезней тела» Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «мышечный панцирь». Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.




Дыхательная гимнастика 1.Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом. Упражнение Отдых. Исходное положение стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1 2 минут. Затем медленно выпрямиться.


Упражнение Передышка. Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.


2. Дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом: Упражнение Мобилизующее дыхание. Исходное положение стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох такой же продолжительности как вдох. Затем постепенно увеличивайте фазу вдоха. Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобки заключена пауза (задержка дыхания), затем фаза выдоха: 4 (2) 4, 5 (2) 4; 6 (3) 4; 7 (3) 4; 8 (4) 4; 8 (4) 4, 8 (4) 5; 8 (4) 6; 8 (4) 7; 8 (4) 8; 8 (4) 8; 8 (4) 7; 7 (3) 6; 6 (3) 5; 5 (2) 4.


Упражнение «Звуковая гимнастика». Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. А воздействует благотворно на весь организм; Е воздействует на щитовидную железу; И воздействует на мозг, глаза, нос, уши; О воздействует на сердце, легкие; У воздействует на органы, расположенные в области живота; Я воздействует на работу всего организма; М воздействует на работу всего организма; X помогает очищению организма; ХА помогает повысить настроение.


II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы удивления, радости и пр.).


III. Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).



« Эмоциональный словарь ». В течение трёх минут запишите слова, выражения, обороты речи (любые), которые позволяют вам точно выразить чувства. Запишите их в два столбца: положительные отрицательные. Проделав это, обратите внимание на количество слов: более 30 слов ваш словарный запас вполне позволяет выражать ваши чувства, вы можете рассчитывать на то, что ваши эмоциональные переживания будут поняты окружающими; 20 – 30 слов вы можете различным образом выразить свои чувства, однако тренировка вам не помешает; менее 10 слов вам необходима тренировка в выражении чувств. Обратите также внимание на то, каких эмоций у вас больше положительных или отрицательных? Это характеризует вашу личность, ваше отношение к жизни.


« Внутренний луч ». Это упражнение направлено на снятие утомления, обретение внутреннего покоя. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней её части возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук тёплым и ровным, расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, разглаживается складка на лбу, « охлаждаются » глаза, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность человека, спокойного и удовлетворённого собой, своей жизнью, профессией и учениками.


Способы, связанные с воздействием слова Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»). Самоприказ это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. Самоодобрение (самопоощрение). Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.


Упражнение «Комплименты». Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний). Участники стоят лицом друг к другу и образуют пару. Первый партнер оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив. Он говорит ему что-либо приятное, связанное с его личностными качествами, актуальными в его профессиональной деятельности. Тот отвечает: «Да, конечно, но, кроме того, я еще и...» (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это внимание). Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и, таким образом образуют новые пары. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг. Выполнив упражнение, участники группы обсуждают, какие чувства они испытывали, какие знаки внимания оказывали они и их партнеры в их адрес.


Упражнения на развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими. Упражнение Кинопроба (на развитие чувства собственной значимости). 1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь. 2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего. 3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: Я не хочу хвастаться, но..., и дополните фразу словами о своем достижении. Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали, делясь своими достижениями? Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?
Упражнение «Улыбка». Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается». Улыбка это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Вы можете это проверить прямо сейчас. Улыбнитесь (неважно, если получится гримаса, вся суть в том, что работают нужные мышцы). Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что- то все же «происходит». Было бы хорошо, если бы вы описали ваши впечатления, не откладывая. Если вы впервые проделали это упражнение, то теперь вы знаете, что после него всегда чувствуешь себя лучше.


Тренировка улыбки. Суть тренировки заключается в том, что вы учитесь несколько раз в день «держать на лице улыбку» примерно 1 минуту. Это упражнение можно проводить везде, где угодно: в автомобиле, на прогулке, у телевизора. Интересен следующий эффект, который возникает при этой тренировке. В первые секунды у вас вместо улыбки может получиться гримаса, особенно если вы находитесь в раздраженном состоянии. Но примерно через 10 секунд вы начинаете казаться смешным самому себе. Это означает, что ваша гримаса уже трансформируется в улыбку. Потом вы начинаете потихоньку подтрунивать над собой. Вы спрашиваете, действительно ли в этой ситуации надо раздражаться. Несколько секунд спустя, вы замечаете, что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.


«Календарь радости». Психика нуждается в энергии, как и все живое. Без соответствующей пищи наша душа «голодает». Душу нужно питать так же заботливо, как и тело, «покупать» для нее «продукты» хорошие впечатления, внимание, свежий воздух и многое другое. Сегодня мы сделаем первый шаг на свою «душевную кухню» научимся «готовить» РАДОСТЬ. В жизни каждый день случаются прекрасные и счастливые минуты, встречаются добрые люди, совершаются благородные поступки. Человек, который чувствует все это, спокоен и уверен, У него все получается. Его все любят. Но мы обычно поступаем наоборот: чаще замечаем тревожное и грустное, раскрываемся навстречу плохим чувствам и подавляем добрые. Из-за этого портится настроение, происходят ссоры и неудачи. Чтобы стать счастливым, надо увидеть светлые стороны своей души, почувствовать гармонию жизни. В этом нам поможет «Календарь радости». Открой чистую тетрадь и попытайся вспомнить все радостное, что произошло за сегодняшний день. Это может быть новая мысль, посетившая вас, или ласковое слово, которое вы услышали или сказали, а может быть, маленькая удача, или музыка, или мечта!


Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.




«Если говорить о состоявшихся профессионалах, то они не раз переживали кризис выгорания.Зрелый специалист обязан иметь в своей профессиональной биографии такие периоды. Они и есть вестники того, что человек созрел для роста, для развития, что в его жизнь и работу просятся изменения». В.В. Макаров, Избранные лекции по психотерапии, 1999.


Упражнение «Чемодан пожеланий». Участникам тренинга предлагается сказать пожелания всем. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и адресованы конкретному человеку. Все участники тренинга записывают высказываемые пожелания в свой адрес, а в конце ранжируют их по степени значимости для себя. В конце занятия проводится опрос, в котором все желающие высказывают свое мнение о проводимом тренинге. Упражнение «Аплодисменты».


Спасибо за внимание! Пусть в этот год исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Пусть свечи, которые вы зажгли в праздничный вечер поддерживают огонь приятных эмоций все 365 дней года, а их тепло согревает сердца и души, день за днем даря улыбки! Всего вам большого и светлого...

Проект Эмоциональное выгорание

Решаемая проблема

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной сис¬темы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать

 Для формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя, умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим, развития стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего эмоциональному выгоранию.

Целевая группа

администрация, педагоги, психологи

Что участие в проекте даст его участникам

1. Развитие компетентности педагогов по проблеме профилактики эмоционального выгорания. 2. Формирование позитивного профессионального имиджа педагога. 3. Самостоятельное оказание психопрофилактической помощи, позитивно влияющей на психическое здоровье педагогов и воспитанников. 4. Получение педагогами знаний, умений, навыков для сохранения своего здоровья и овладение здоровьесберегающими технологиями. 5. Улучшение психологического климата в коллективе.

Идея проекта

Обеспечение и создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.

Цель проекта

Создание условий для профилактики эмоционального выгорания у педагогов.

Описание проекта

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии. Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Исчезают положительные эмоции, возникает состояние тревожности.

Затем возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них, неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. Определение статегии поведения во время эмоционального выгорания. Организовываются и проводятся обучающие семинары, консультации для администрации и педагогов. Даются рекомендации.

Этапы проекта

Подготовительный этап – создание команды проекта, разработка компонентов и направлений профилактической работы, подбор необходимой информационной и методической базы, разворачивание страницы проекта на сайте, проведение рекламной кампании по информированию педагогов о возможностях сотрудничества.

Основной этап – практическая работа с использованием Интернет – ресурсов.

Завершающий этап – подведение итогов реализации проекта.

Ожидаемые результаты проекта

На сайте создан блог "Эмоциональное выгорание", что позволит создать сетевое сообщество педагогов и с наибольшим успехом использовать информационные технологии.

Как будут результаты оцениваться и обсуждаться

Для оценки эффективности проекта необходимо проведение регулярных психологических исследований.

Проведение анкетирования и опросов.

Организация методических объединений для педагогов-психологов.

План реализации проекта

Подготовительный этап: апрель 2010г.

Заключительный этап: март 2011г.

Каким образом осуществляется привлечение участников к проекту

Организация в образовательном учреждении психологической поддержки, используя для этого обучающие семинары и консультации для педагогов.

Какие риски есть у проекта и как их минимизировать

Риски: отсутствие выхода в Интернет, низкая компьютерная грамотность педагогов.

Минимизация – за счет осуществления личных контактов, создания «группы поддержки» из числа психологов образовательных учреждений, которые могут работать параллельно, за счет организации «горячих линий» на телефоне, использования печатной продукции.

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

Во-первых, работа в области просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников учебного заведения в рамках комплексных программ на базе программ профилактики.

Во-вторых, просветительская работа должна вестись на протяжении учебного года в школе.

В-третьих, в ходе работы должна предоставляться точная и достаточная информация о проблеме эмоционального выгорания и его влиянии на психическое, психологическое, социальное и эмоциональное развитие педагога.

В-четвертых, информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории.

У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

Педагог-психолог - Интернет ресурсы

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использовании Электронные таблицы в Google www.gmail.com .. Анкеты в Google www.gmail.com ..выявление запросов Календарь в Google www.gmail.com ..информирование о событиях Совместная работа с документами в Google .. Вики.. Блоги.. Закладки в БобрДобр