Коммунистка-нимфоманка коллонтай об эмансипации женщин. Историческая справка

Мурманцева В. С.

Советские женщины в Великой Отечественной войне


Продолжение.

И в последующие годы войны работники сельского хозяйства Киргизии трудились так же самоотверженно и с большим подъемом. За годы войны они дали стране 4,5 млн. пуд. хлеба, 2,7 млн. пуд. картофеля и овощей, 2,8 млн. пуд. мяса. Кроме того, сверх плана ими было сдано в фонд обороны 4,0 млн. пуд. зерна и 500 тыс. пуд. мясавойны 1941- 1945 гг.". Сборник документов и материалов, стр. 273. ">.

В 1942 г. колхозы и совхозы Узбекской ССР поставили стране на 241,5 тыс. ц зерна, или на 34,7% больше, чем в 1941 г. А в 1943 г. они сдали государству почти на 8,5 млн. ц зерна больше, чем в довоенном 1940 г. Колхозники Узбекистана продали государству около 5 млн. пуд. хлеба из личных запасов. И это республика, которая до войны едва обеспечивала свои внутренние потребности в зерновых продуктах.

Немалых успехов добились труженики села и в производстве продуктов животноводства. Так, в 1945 г. выпуск валовой продукции животноводства Казахской ССР возрос по сравнению с 1940 г. на 19 160 тыс. руб., или на 49,3%. Если в 1941 г. в республике было получено 15 791 т мяса, то в 1942 г. - 27 867 т, в 1913 г. - 30 776 т, а в 1944 г. - 32 290 т войны Советского Союза 1941-1945 гг.". Сборник документов и материалов, т. II, стр. 123.">.

Такие же темпы роста продукции наблюдались и в маслосыродельной промышленности республики, хотя в годы войны до 60% мужчин - работников мясной и молочной промышленности - ушли на фронт. Их заменили женщины и подростки. Из 13 789 человек, обученных массовым профессиям, в мясо-молочную промышленность пришла 7291 женщина. Многие из них повысили свою квалификацию и приобрели навыки организаторской работы без отрыва от производства. Так, Клавдия Хорева, заменившая своего мужа на посту мастера Алтын-Эмельского маслозавода Алма-Атинской области, спустя два года была назначена на должность директора этого же завода.

Труд женщин позволил Советскому государству обеспечить более чем 11-миллионную армию защитников Родины продовольствием, а промышленность сырьем.

Труженики сельского хозяйства снабжали продовольствием и свыше 80 млн. человек гражданского населения, находившегося на государственном снабжении хлебом.

Неисчислимы патриотические дела, трудовые подвиги женщин колхозной деревни. Неоценимый вклад внесли они в защиту социалистической Отчизны, в разгром оккупантов. В тяжелых бытовых условиях, напряженном труде, в повседневных заботах о детях, престарелых и больных, в постоянной тревоге за судьбу Родины, за близких, сражавшихся на фронтах Отечественной воины, трудились они на колхозных и совхозных полях.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим, -

писал о трудовом подвиге колхозниц в годы войны поэт Михаил Исаковский.

Успешное выполнении столь больших и сложных задач было обеспечено только благодаря повседневной организаторской работе партии, высокому патриотизму н самоотверженному труду работников сельского хозяйства страны, основную массу которых составляли женщины.

6. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЖЕНЩИН ТЫЛА

Важнейшим источником победы Советского Союза в Великой Отечественной войне явилась сплоченность народа вокруг Коммунистической партии, которая выступила организатором н вдохновителем боевой и трудовой деятельности советских людей. Коммунистическая партия в своей повседневной работе несла в массы ленинские идеи защиты социалистического Отечества, воспитывала советских людей в духе преданности социалистической Родине, ненависти к фашизму - злейшему врагу социализма.

Большая работа проведена Коммунистической партией в области политического воспитания женщин. При ЦК компартий союзных республик были созданы отделы по работе среди женщин, в ряде крайкомов и обкомов - секторы, в райкомах были выделены инструкторы по работе с женщинами. На предприятиях, в колхозах и совхозах страны политическую и организационную работу среди женщин вели женорганизаторы-коммунистки.

Авторитет Коммунистической партии возрастал с каждым днем. Выраженном этого было непрерывное пополнение рядов партии сознательными, наиболее стойкими, беззаветно преданными делу социализма представителями рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции. В суровые годы Отечественной воины коммунистами стали сотни тысяч советских женщин, связавших свою судьбу с судьбой ленинской партии. Число женщин-коммунисток в годы воины возрастало с каждым годом.

Примером этому может служить Московская партийная организации. Если на 1 июля 1941 г. в рядах Московской городской партийной организации было 52 452 женщины, или 22,4% к общему числу членов и кандидатов в члены партии, то на 1 июля 1945 г. их насчитывалось 67 896, или 34,1%, т. е. увеличилось за годы войны на 15 444 человека. По Москве и Московской области за годы Великой Отечественной войны в ряды партии было принято 191 092 человека. 40% принятых составляли женщины. Возросло число женщин-коммунисток и в осажденном Ленинграде. Среди 8816 ленинградцев, ставших коммунистами в первые два года блокады, 4 тыс. были женщины.

Много женщин вступило в ряды ленинской партии также и в других районах страны. Если на 1 января 1940 г. в составе партийной организации Омской области насчитывалось 4112 женщин, то к октябрю 1943 г. их было уже 10 156, или 32,2% к общему числу коммунистов области. И число их в рядах Коммунистической партии возрастало из года в год. В первые два года войны в Свердловской области в партию было принято 7558 женщин, а к концу 1943 г. в Свердловской партийной организации насчитывалось 20 262 женщины-коммунистки, что составило 30,1% всех коммунистов областной партийной организации. До войны в Вологодской областной партийной организации женщины составляли 19% коммунистов, к концу войны они составили 48%. В Архангельской области в апреле 1945 г. женщины составили 44,5% коммунистов областивойне". Сборник документов и материалов.">.

Исключительно большой была доля женщин-коммунисток в составе партийных организаций легкой и текстильной промышленности, где они являлись основной частью рабочих н служащих. На 1 января 1943 г. текстильщицы Ивановской области составляли 67%, на 4 января 1944 г. - 71,9%, а на 1 января 1945 г. - 73,5% общего числа коммунистов текстильных предприятий. В общем составе Ивановской областной партийной организации женщин было 58,1 % ее состава.

Многие тысячи женщин стали членами партии и в социалистических республиках Средней Азии и Закавказья. Так, в начале 1943 г. женщины-коммунистки Узбекистана составляли 28% всех коммунистов республики вместо 17,3% в июле 1941 г. Только за 1943 г. в члены партии было принято 5873 женщины республики

Намного возросло за годы войны число коммунистов среди женщин Киргизской ССР. Если в 1941 г. кандидатами в члены партии было принято 219 женщин, то в 1942 г. в ряды ленинской партии вступило 1014 женщин, за первое полугодие 1943 г. было принято 1231 женщина. В целом женщин-коммунисток Киргизии насчитывалось: в 1942 г. - 4126 человек, или 23,2% к общему числу коммунистов республики; в 1943 г. - 6608, или 32,3%; в 1944 г. - 8571, или 38,9%; в 1945 г. - 8343, или 35,4%. Только в составе фрунзенской партийной организации женщин было: в 1942 г. - 2249, или 27,4%; в 1943 г. - 3720, или 37,1%; в 1944 г. - 4353, или 44,4%

Большое число среди коммунистов занимали женщины и в общесоюзном масштабе. Если на 1 января 1941 г. членами партии и кандидатами в члены партии было 575 853 женщины, или 14,9% к общему числу коммунистов страны, то на 1 января 1946 г. число женщин-коммунисток составило 1 033 115 человек, или 18,7%.

В партию вступали лучшие дочери Советской Отчизны, стремившиеся вместе с ней разделить ответственность за судьбу Родины, за свой народ. Например, в 1944 г. коммунистом стала работница Магнитогорского металлургического комбината Валентина Крылова. До войны она служила в промбанке Магнитогорска. Проводив на фронт мужа и сына, патриотка пришла на производство, успешно освоила профессию вырубщика. Искусству обработки металла пневматическим молотом она обучила десятки женщин, пришедших на производство. За самоотверженный труд, большие производственные успехи и общественную работу коммунистка Крылова была награждена боевым орденом Красной Звезды.

Большое внимание уделяла партия выдвижению женщин на руководящую партийную, советскую, комсомольскую, профсоюзную и хозяйственную работу. В 1942 г. в Постановлении ЦК ВКП(б) "О Международном коммунистическом женском дне 8 марта" подчеркивалось, что "партийные, советские и профсоюзные организации обязаны всемерно заботиться о выдвижении передовых женщин и девушек на руководящую работу в советских, хозяйственных и общественных организациях, помогая им расти на этой работе" войне (Июнь 1911 г. - 1945 г. Документы и материалы, стр. 71">. Это требование партии было выполнено.

Женщины-коммунистки, как и все члены ленинской партии, занимали в годы войны авангардное место, являясь беззаветными бойцами за дело партии и народа. Они показывали образцы трудового героизма, личным примером вели за собой беспартийные массы, чем способствовали успешному выполнению заданий фронта. Сотни женщин-коммунисток возглавляли решающие участки производства, руководили большими коллективами, зарекомендовав себя хорошими организаторами и воспитателями рабочих масс.

В 1944 г. в Новосибирской области 311 женщин-коммунисток работали инженерами (14% всех инженеров) и 115 - техниками (19% техников). В Кемеровской области инженерами работали 284 женщины-коммунистки. Инженер-механик П. Ф. Рязанова представляла женщин-работниц Уралмашзавода па четвертом Московском антифашистском митинге советских женщин. Инженеры М.К. Брагина, А. А. Васильева возглавляли работу важных отделов в лабораториях Уральского машиностроительного завода, добиваясь совершенствования технологии и улучшения качества оборонной продукции. Н. Г. Беляева возглавляла первый отдел завода, Н. Н. Захарова работала начальником бюро нормирования, а инженер-экономист Л. П. Пенюгина возглавляла отдел планирования этого завода.

Уже к июлю 1941 г. на руководящую партийную, советскую и хозяйственную работу Удмуртии было выдвинуто 403 женщины. Они составили 22,1% всех руководящих работников республики вместо 9% до войны. К концу 1942 г. число женщин, выдвинутых на руководящую работу в Коми ССР, возросло в 2,5 раза, а число партийных работников из женщин возросло в 3 раза. К концу 1943 г. женщины составляли половину партийного аппарата этой республики.

Если до войны в партийных комитетах Вологодской области работало лишь 88 женщин, то в 1944 г. их было уже 442, что составляло 50% всего состава партийных работников. 16 женщин работали секретарями райкомов и горкомов партии, 98 заведовали отделами, 145 являлись инструкторами и пропагандистами. В январе 1943 г. женщины, впервые выдвинутые на руководящую партийную работу, составляли 52% аппарата райкомов партии Рязанской области.

Секретарями райкомов партии Рязанской области работало 9 женщин; заведующими отделов райкомов партии - 42 женщины; заведующими секторами райкомов - 35; инструкторами райкомов партии - 95; заведующими партийными кабинетами - 33; редакторами районных газет - 17; пропагандистами райкомов - 54 женщины.

Из 10 тыс. человек, выдвинутых за годы войны на руководящую работу в Красноярском крае, 69% составили женщины. Торько на партийную и советскую работу этого края пришло 1750 женщин. А в Калининской области за три года войны за руководящую работу было выдвинуто 12270 женщин. Если на 1 января 1941 г. в аппарате райкомов и горкомов партии этой области работало 182 женщины, то в 1944 г. - 292. Женщины осажденного Ленинграда составляли в 1943 г. 37% вновь выдвинутых на руководящую работу Ленинградского горкома партии.

Особенно много женщин было выдвинуто на руководящую партийную работу Московским городским комитетом партии. Уже в 1943 г. в составе ответственных работников райкомов партии столицы было 68% женщин .

В конце Отечественной войны численность женщин среди работников райкомов партии столицы стала еще более высокой. Например, из 36 ответственных работников Краснопресненского райкома партии было 26 женщин, или 75%. Возросло также и число женщин, работавших секретарями первичных партийных организаций Москвы. Так, если в 1940 г. секретарями первичных партийных организаций работало 928 женщин, или 15,7% общего числа секретарей, то в 1943 г. их было уже 1105, или 24% . В дальнейшем число женщин - секретарей первичных партийных организаций намного возросло.

Значительно возросла численность женщин среди руководящих. работников Средней Азии, Закавказья и других союзных республик. В Узбекской ССР за 1941-1943 гг. в составе руководящих кадров, входивших в номенклатуру ЦК партии Узбекистана, численность женщин возросла с 7,9 до 13,4% . В Таджикской ССР на руководящую работу пришло в годы войны 862 женщины.

Немало женщин было выдвинуто па руководящую работу в Киргизской ССР. Лишь но Ошской и Фрунзенской областям Киргизии за 1942 - 1943 гг. па руководящую партийную, советскую и хозяйственную работу пришло 1427 женщин. Кулана Тактоманбетова заняла место секретаря Пржевальского горкома партии.

Зинаида Мамбетсентова возглавила отдел по работе среди женщин Тянь-Шаньского обкома партии. Фатима Кадырбаева была выдвинута на пост председателя Верховного суда Киргизской ССР. Много женщин республики было выдвинуто на руководящую хозяйственную работу. На пост директора Фрунзенской табачной фабрики была назначена Надежда Баринова. Ее инициативе и организаторским способностям по-хорошему завидовали многие хозяйственники-мужчины. Руководимая ею фабрика в 1913 г. на 75% увеличила производство табачных изделий по сравнению с 1942 г., производительность труда на фабрике возросла на 94%, в дна с лишним раза возросло число стахановцев, а 250 работниц на 200-250% выполняли сменную норму. В 1943 г. по итогам Всесоюзного соревнования предприятий пищевой промышленности эта фабрика получила третью Всесоюзную премию. За годы войны 5 раз ей присуждалось переходящее Красное знамя ЦК КП и СНК Киргизии.

Заняли руководящие посты женщины и в других национальных социалистических республиках. Если в Калмыкии до войны на руководящей работе было 327 женщин, то уже в 1942 г. их стало 1200. Председателем Элистинского горисполкома была избрана Н. Д. Добросердова, работавшая до этого учительницей. Трудящиеся республики избрали ее депутатом Верховного Совета Калмыцкой АССР. Во всех отделах Элистинского горисполкома в основном работали женщины. Заместителем председателя Верховного суда Калмыкии была выдвинута Н. А. Кулешова, работавшая до этого судьей 2-го участка Элисты. В эти же годы на должность заместителя председателя Совнаркома республики была выдвинута А. Ч. Костикова.

Участницы партизанского движения Ева Подыня и Мильда Биркенфельд после освобождения от немецко-фашистских оккупантов Латвии включились в активную общественно-политическую деятельность. В конце войны Мильда Биркенфельд работала секретарем уездного комитета КП (б) Латвии, а Ева Подыня - народным комиссаром социального обеспечениявойне (материал для докладов и бесед)". Рига, 1945, стр. 14">.

Немало женщин и девушек было занято в годы войны на руководящей партийно-политической работе в политотделах МТС и совхозов. Уже в марте 1942 г. начальниками политотделов МТС и совхозов системы Наркомат земледелия СССР работало 224 женщины, что составляло 3,8%, и 199 женщин работали заместителями начальников политотделов МТС - 15°/о от общего числа заместителей начальников политотделов МТС. 895 девушек, или 58%, были помощниками начальников политотделов МТС по комсомольской работе. Особенно много девушек работало в политотделах МТС Российский Федерации. Так, в 1942 г. в Кировской области из 91 помощника начальника политотдела МТС по комсомолу было 75 девушек, в Чкаловской - из 134 - 104, в Ярославской - из 73 - 63 девушки. В мае 1943 г. политотделы МТС и совхозов, сыгравшие большую роль в мобилизации тружеников села на решение задач по обеспечению нужд фронта, в подготовке кадров колхозного производства. были ликвидированы, а ответственность за организационно-партийную и массово-политическую работу в МТС в совхозах была возложена на местные партийные органы .

Много женщин работало в советах депутатов трудящихся страны. Заботы В. И. Ленина о вовлечении женщин в управление государством стали реальной действительностью, повседневной жизнью. По данным на 1 октября 1944 г., во всех звеньях Советов депутатов трудящихся женщины составляли: в аппарате Верховных Советов и СНК союзных республик - 55,5%, в аппарате облисполкомов и крайисполкомов - 60,9, в городских и районных Советах депутатов трудящихся - 59,8, в сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся - 76,5% .

Почти полностью заменили они мужчин в сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся.

По данным на 1 января 1945 г., только в сельских н поселковых советах РСФСР работало 303 978 женщин и лишь 65 256 мужчин.


Такое же положение наблюдалось в автономных республиках Российской Федерации и в союзных республиках. В Коми АССР, например, в сельских и поселковых Советах работала 1831 женщина и только 286 мужчин, в Марийской АССР - 2345 женщин и 489 мужчин. В Белорусской ССР в сельских и поселковых Советах работало 8865 женщин и 5142 мужчины, в Казахской ССР - 18 725 женщин и 6989 мужчин и т. д

Большим резервом являлись женщины в пополнении кадров советской интеллигенции. В здравоохранении численный состав женщин поднялся с 76% на 1 января 1940 г. до 85% на 1 октября 1945 г., в просвещении - соответственно с 58 до 74% Статистический сборник, М., 1957, стр. 266.">. Многие женщины занимали руководящие посты в учреждениях здравоохранения и просвещения. Только в Москве 287 женщин работали в годы войны директорами школ, что составляло 62% общего числа директоров.

Много женщин было в годы войны и среди учащихся высших а средних учебных заведений страны. Об этом свидетельствует таблица численности студенток (в % к общему числу студентов, обучавшихся в вузах) Статистический сборник, М., 1956, стр.56."> (см. табл.14).

Столь же значительный рост числа женщин-студенток был и в средних специальных учебных заведениях.

Немалый вклад во время войны внесли женщины в развитие науки, техники и культуры. На 1 января 1945 г. только в академиях наук Азербайджанской, Армянской, Белорусской, Грузинской и Украинской ССР в числе 4424 работников 2032, или почти половину, составляли женщины. В комитетах по делам искусств в 14 союзных

Таблица 14

республик (без Литвы и Эстонии) работало 35 665 мужчин и 43 961 женщина.

Сотни советских женщин, работая инженерами, техниками, принимали активное участие в создании новых образцов боевой техники, в совершенствовании технологических процессов производства оружия и боеприпасов.

Под руководством старшего инженера-конструктора Уралмашзавода М.И. Калашниковой были разработаны проекты мощных металлургических кранов. Ведущим инженером по новой технике этого завода работала Ю.Г. Егошина, ставшая лауреатом Государственной премии.

Главный инженер ленинградского отряда водно-технических работ И. В. Соколова была первой в нашей стране женщиной-водолазом. Это она выдвинула идею прокладки трубопровода через Ладожское озеро. Инженер Соколова принимала активное участие и в руководстве строительными работами при его сооружении.

Известно, что серийный выпуск различных видов вооружения резко увеличил объем сварочных работ, что сдерживало темпы производства. Решить проблему ускоренного производства вооружения помогли изобретения кандидата технических наук С. Дятловой и старшего конструктора Г. Собакиной с Уральского машиностроительного завода, создавших для сварочных работ более упрощенный автомат, который расходовал воздуха вдвое меньше обычного. Изобретение патриоток не только ускорило производство вооружения, но и сэкономило сотни тысяч рублей государственных средств. А инженеры Челябинского ферросплавного завода С. Трапезникова к Г. Агаркова разработали способ отделения шлака от горного продукта. Их изобретение позволило извлекать дополнительно из каждых 100 т шлака 10 т пригодного для промышленности сырья

В годы войны, когда требовалось всевозрастающее количество промышленного сырья, это также имело огромное государственное и военно-стратегическое значение. Не случайно за достижения в области науки и изобретательства сотни женщин были награждены орденами и медалями, а 72 советские патриотки удостоены Государственной премии.

Одной из самых ярких страниц советского здравоохранения явилось создание первого советского пенициллина. В 1942 г. в самый разгар Великой Отечественной войны группой сотрудников Всесоюзного института экспериментальной медицины во главе с профессором Зинаидой Виссарионовной Ермольевой , видного советского микробиолога и бактериохимика, был получен советский пенициллин. Под руководством 3. В. Ермольевой была разработана технология производства пенициллина, позволившая начать его промышленное производство.

Пенициллин получил широкое распространение в лечебных учреждениях как в тылу, так и на фронте. Благодаря ему были спасены сотни тысяч раненых и больных.

Ныне Зинаида Виссарионовна Ермольева - член-корреспондент Академии медицинских наук СССР. Труд Ермольевой высоко был оценен Советским правительством. Она была награждена орденом Ленина, орденом "Знак Почета", медалями. Ей было присвоено звание лауреата Государственной премии.

Работы Зинаиды Виссарионовны Ермольевой в различных областях микробиологии и бактериохимии получили широкое признание нашей научной общественности.

За внедрение в практику вакцины против сыпного тифа была удостоена ордена Ленина и звания лауреата Государственной премии профессор микробиологии Московского Центрального института эпидемиологии и микробиологии М. К. Кронтовская .

За развитие отечественной науки, ценные научные открытия и изобретения звания лауреатов Государственных премий присвоены докторам паук А. А. Волковой, Р. С. Полковниковой и директору совхоза "Аламетдин" (ныне имени Стрельниковой) Ф. А. Стрельниковои.

В постановленииЦК ВКП(б), посвященном дню 8 марта 1944 г., опубликованном в "Правде", говорилось, что "активную помощь рабочим и колхозникам в Отечественной войне оказали женщины - инженеры и техники, агрономы и зоотехники, работники науки и искусства, врачи, учителя, работники советских учреждений, самоотверженно и неустанно помогающие фронту и народному хозяйству".

Сбылись предсказания В. И. Ленина о том, что "...начатое Советской властью дело может быть двинуто вперед только тогда, когда вместо сотен женщин по всей России в нем примут участие миллионы и миллионы женщин. Тогда социалистическое строительство будет стоять в России так прочно, что никакие внешние враги в других странах и внутри России не будут Советской республике страшны"

Многолетний опыт показал, что советским женщинам под силу работа любого масштаба и сложности.

В стране постоянно рождалось и принимало все новые формы движение по оказанию многосторонней помощи фронту. В этом патриотическом начинании женщины были не только активными участницами, но и деятельными проводниками в жизнь решений партии.

Руководствуясь указанном В. И. Ленина о том, что тыл питает фронт не только вооружением, продовольствием и людьми, но и настроениями и идеями, Коммунистическая партия проводила разнообразные формы н методы идеологического воздействия на воинов Красной Армии. Большое распространение получили такие формы, как обмен делегациями воинов-фронтовиков с тружениками тыла, взаимная переписка, совместные митинги, организованные встречи рабочих промышленных предприятий с фронтовиками. Все это имело величайшее значение для укрепления морально-политического единства тыла и фронта, для повышения боеспособности армии, работоспособности тыла. С особой силой звучали слова В. И. Ленина, произнесенные им во время гражданской воины, о том, что "всякая помощь, оказанная в тылу красноармейцам, немедлено превращается в усиление Красной Армии, в укрепление их настроения, в уменьшение числа болезней и в увеличение наступательной способности".

В 1942-1943 гг. из центральных областей и Поволжья, с Урала, Сибири и Дальнего Востока на фронт выезжало свыше 300 делегаций, в составе которых немало было и женщин. Действующую армию посетили делегации Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Таджикской, Туркменской, Казахской, Киргизской социалистических республик, делегации многих автономных республик и областей страны. Выступления женщин-членов делегаций перед солдатами и офицерами Красной Армии с рассказами о жизни и труде их соотечественников в тылу страны укрепляли веру советских воинов в скорую победу над врагами, воодушевляли их на подвиги.

Свободу Анджеле Дэвис!
Про неё пели Леннон и «Роллинги», ей писали письма советские пионеры, десятки тысяч людей выходили на улицы, выражая свою солидарность с ней. Защитница угнетенных, чёрная пантера и чёрный ангел, один из символов свободы и справедливости. Анджела Дэвис – самая сексуальная коммунистка в истории.

Афроамериканка

Анджела Дэвис родилась в 1944 году в штате Алабама. Как раз на период её взросления и юности пришлось возникновение массового движения за гражданские права чернокожих жителей Соединенных Штатов.

Сегрегация тогда ещё была в силе – специальные места «только для белых» в кафе и общественном транспорте, даже на скамейках в парке, запрет на совместное обучение чёрных и белых, дискриминация чёрных при приеме на работу и т.д. – всё это было обычным делом для Америки (и в особенности для южных штатов, где и выросла Дэвис) вплоть до начала 60-х, когда начались массовые протесты афроамериканцев и присоединившихся к ним белых активистов. В этой атмосфере жесточайшей социальной напряженности и сформировалась личность Анджелы Дэвис.

Естественно, что афроамериканское происхождение Анджелы во многом и определило её судьбу – встать на путь борьбы с расизмом и угнетением. Оно подтолкнуло её к изучению социальных наук и философии, которыми Дэвис заинтересовалась ещё в школе. Оно же требовало активной деятельности в практической сфере – от участия в многочисленных демонстрациях до попыток построить собственную политическую карьеру.

Происхождение предопределило и связь Анджелы с леворадикальной революционной организацией «Чёрные пантеры», вокруг которой сложился один из центральных эпизодов её жизни – преследование полицией, арест, суд, реакция общественности в её защиту, кампания в защиту прав заключенных.

Левая

Мать Анджелы Дэвис работала в общественной организации «Южно-негритянский конгресс молодежи», которая была связана с Коммунистической партией США. Поэтому Анджела с детства имела представление о левой политической повестке. Ещё в школе она начала знакомство с марксисткой мыслью и стала членом одной из молодежных коммунистических групп.

После школы Анджела получила стипендию на обучение в Брандейском университете, где специализировалась на французской литературе. В студенческие годы окончательно произошло её политическое самоопределение. Именно тогда Дэвис посетила Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки – международный слёт левых молодежных организаций.

А во время учёбы во Франции и Германии она близко сошлась с представителями европейского левого движения и познакомилась с неомарксисткой теорией франкфуртской школы. Тогда же Дэвис в полной мере ощутила себя коммунисткой.

Серьезное влияние на неё оказал террористический акт в родном городе – алабамском Бирмингеме. Члены Ку-Клукс-Клана забросали динамитными шашками одну из церквей на афроамериканской улице. Многих жертв этого акта насилия Анджела знала лично.

Важным моментом в профессиональном, личностном и политическом становлении Анджелы Дэвис стало её знакомство с известным левым философом Гербертом Маркузе, у которого она училась. По признанию Дэвис, именно Маркузе показал ей, что «можно одновременно быть учёной, активисткой, исследовательницей и революционеркой», что необязательно делать выбор между наукой и политической борьбой.

Самый опасный преступник

Получив степень доктора философии, Анджела Дэвис стала преподавателем в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Однако не успела проработать и года, как была уволена из-за своих связей с Коммунистической партией США.

Лишившись возможности преподавать, Дэвис сосредоточилась на общественной деятельности. В частности, она боролась за улучшение условий содержания заключенных. В тюрьме Сан-Квентин Анджела познакомилась с активистом «Чёрных пантер» Джорджем Джексоном. Он был одним из так называемых «соледадских братьев», обвиняемых в убийстве тюремного охранника.

Именно это знакомство и привело к тому, что Дэвис стала третьей в истории Америки женщиной, попавшей в список 10 самых опасных и разыскиваемых преступников. Дело в том, что младший брат Джорджа Джексона – Джонатан – вместе со своими товарищами попытался освободить заключенных прямо из зала суда. Побег провалился, но в результате перестрелки погибли не только нападавшие, но и судья. А в руках у Джонатана был найден пистолет, зарегистрированный на имя Анджелы Дэвис. Её обвинили в причастности к нападению и объявили в розыск.

Узнав о розыске, Дэвис скрылась, но через несколько месяцев была арестована. Её задержание вызвало реакцию общественности не только в Америке, но и во многих других странах мира, в том числе и в СССР.

Советская икона

В деле Анджелы Дэвис изначально была расовая и классовая подоплёка, именно поэтому протест против её ареста получил такую широкую общественную поддержку во всех развитых странах мира. Социалистический блок, естественно, использовал её фигуру в целях собственной пропаганды, показывая на случай Анджелы Дэвис как на пример «зверств капиталистического режима».

Лозунг «Свободу Анджеле Дэвис!» сохранился даже в постсоветской культуре, настолько широко он был распространен. И хотя в СССР кампании в защиту заключенной, зачастую, организовывались директивами сверху, они находили живой отклик у общества.

Составлялись коллективные обращения в защиту активистки. Многие советские дети искренне писали Анджеле письма, а обыватели с интересом следили за её судьбой. Иронически сложившуюся в нашей стране ситуацию описал в песне «Жертва телевиденья» Владимир Высоцкий:

Ну а потом, на закрытой, на даче,
Где, к сожаленью, навязчивый сервис,
Я и в бреду всё смотрел передачи,
Всё заступался за Анджелу Дэвис.

Афро

Но советское общество было не одиноко в своем возмущении арестом активистки. Всего за границами Соединенных Штатов было создано 67 комитетов в защиту Анджелы Дэвис, в самой же Америке их число достигло 200.

Один из фермеров внес за Анджелу залог в 100 тысяч долларов. Пресвитерианская церковь помогала ей оплачивать услуги адвокатов. Джон Леннон посвятил ей песню Angela, The Rolling Stones написали песню Sweet Black Angel.

На арест Дэвис откликнулись и другие, менее известные музыканты со всего мира. Например, самую первую песню о ней написал итальянский певец Вирджилио Савона. За Анджелу также заступались известные писатели, учёные, философы, актёры.

Тысячи людей по всей Америке выходили на демонстрации, требуя освободить Анджелу. Митинг в её поддержку в Париже собрал 60 тысяч человек. Во всем мире вошла в моду прическа «афро», которую носила Дэвис. Она превратилась в один из самых ярких американских символов борьбы за равенство и справедливость.

В конечном итоге присяжные, среди которых не было ни одного чёрного, оправдали Анджелу Дэвис.

Политик

После снятия всех обвинений, по личному приглашению Леонида Брежнева Дэвис приезжала в СССР. Она встречалась с советским лидером и общественными деятелями, посещала Звёздный городок, общалась с коллективами заводов, читала лекции в университетах.

В США Дэвис стала крупным общественным и политическим деятелем. Она была избрана в Центральный комитет Коммунистической партии. В 80-х дважды баллотировалась на пост вице-президента США.

Хотя Анджела всегда с симпатией относилась к Советскому Союзу, когда коммунистическая партия США поддержала ГКЧП, она вышла из её рядов. Дэвис основала собственную организацию «Корреспондентские комитеты за демократию и социализм». Несколько скорректировав свои воззрения, она не оставила борьбы за социальную справедливость.

«Время идет, и мы узнаем вещи, которых раньше не знали. Но я до сих пор против капитализма, при этом я - не член коммунистической партии. Если хотите, я - коммунист с маленькой буквы или социал-демократ. Я занимаюсь тем же самым, просто с другими акцентами», – говорила Анджела.

Учёный

Когда Анджела только поступила в университет, она была одной из трёх темнокожих студентов на своем курсе. Но несмотря на все сложности, она не только получила диплом о высшем образовании, но и построила успешную академическую карьеру. К концу 60-х Дэвис стала преподавателем философии, что в те времена было очень непросто, если ты, во-первых, чёрная, а во-вторых, женщина.

Сначала Анджела изучала французский язык и французскую литературу. Но со временем поняла, что её больше интересует политика и философия. Она продолжила образование во Франкфуртском университете, где приобщилась к традиции знаменитой франкфуртской школы.

В Калифорнийском университете в Сан-Диего Анджела получила степень магистра, а в Берлинском университете имени Гумбольдта – докторскую степень по философии.

Когда суд оправдал Анджелу, она занялась общественной и политической деятельностью, а позже вернулась и к активной преподавательской работе. В последние годы Дэвис возглавляла кафедру Истории развития сознания и феминистских исследований в Калифорнийском университете – сегодня она носит звание заслуженного профессора.

Против гомофобии

Дэвис до сих пор борется за гуманизацию тюремной системы в США, за права женщин и меньшинств, выступает за запрет смертной казни. После 11 сентября она выступала против закручивания правительством гаек под видом войны с терроризмом, в 2005 году критиковала действия власти во время нашествия урагана «Катрина» на Новый Орлеан.

Другими словами, Анджела Дэвис остается верна идеалам юности. Но в качестве теоретической базы она использует не только марксистские и неомарксисткие идеи, но и теорию феминизма, в русле которой отчасти лежит и её собственная мысль.
В 1997 году Анджела Дэвис совершила каминг-аут, рассказав в одном из интервью о своей гомосексуальности. Впрочем, против гомофобии она выступала задолго до этого.

Веган

Несколько лет назад Анджела Дэвис выступила также с поддержкой веганского движения. Она призналась, что не ест продукты животного происхождения и прямо связала проблему отношения к животным с общей жестокостью и несправедливостью капиталистической системы.

«Я думаю, что они связаны. Отношение людей к животным не отличается от их отношения к людям, стоящим на нижних ступеньках иерархической лестницы», – говорит Анджела. Она назвала веганство вызовом пищевой капиталистической промышленности и одной из основ революционного мышления, заявив, что «благодаря ему люди смогут развить сострадание не только друг к другу, но и к другим живым существам, с которыми мы делим планету».

В дополнение к про ранне-большевицкие понятия в половом вопросе.
В статье обращено внимание на то, что к падению морали толкали тяжёлые условия жизни при большевиках, особенно для женщин. А коммунисты-комсомольцы с радостью принимали такое "предложение" тела. Об этом же, кстати, которую за это расстреляли в 1937.

В жж статью уже перепечатывал Успокоитель .
Первого места издания этой статьи не нашёл - если кто знает, напишите.

http://www.ateismy.net/content/spravochnik/kritika/doloi%20stid.php
Долой стыд и срам!
О своеобразной морали некоторых атеистов.
Сергей Глезеров

Одной из форм послереволюционной борьбы за «освобождение женщины», за «новый быт», против отжившего «старого мира» являлось движение нудизма. Зародилось оно еще на рубеже XIX - ХХ веков в Европе, потом просочилось и в Россию, но воспринималось как благородный порыв к полному сближению с природой и попытка отбросить ханжеские нормы морали. Теперь же нудизму придали ярко выраженный политический характер.

Летом 1925 года в Москве появилось общество «Долой стыд!». Его участники решили бороться со стыдом как с буржуазным предрассудком. Группы людей по шесть-десять человек совершенно голыми маршировали по улицам, а на лентах, надетых поперек обнаженного тела, было написано: «Долой стыд - это буржуазный предрассудок». На дамах не было ничего, кроме обуви и сумочек для документов. Причем они ходили в таком виде в кино, в столовую для рабочих и даже ездили в трамвае. Правда, затея не вызвала понимания в обществе: говорят, бабушки, видя их, крестились, дети бросали в них камнями и гнилыми овощами.

Бельгийский консул в России Жозеф Дуйе впоследствии вспоминал: «В 1925 году при покровительстве советского правительства образовалось общество «Долой стыд!». Члены этого общества обязались отказаться от одежды и ходить голыми. Для пропаганды некоторые члены этого эксцентричного общества были посланы в поездки: в Харьков, Ростов, Минеральные Воды и т. д. Я видел их в костюме Адама и Евы в Ростове».

По воспоминаниям писателя Варлама Шаламова, «мальчишки, зеваки шли толпами за адептами этого голого ордена. Потом московская милиция получила указания - и нагие фигуры женщин и мужчин исчезли с московских улиц».

Народный комиссар здравоохранения Семашко от имени правительства осудил попытки ходить голыми «по московским изогнутым улицам». При этом он выдвигал главным аргументом следующий: «неподходящий климат, слишком низкая температура Москвы, грозящая здоровью населения, если оно увлечется идеями общества «Долой стыд!». Далее говорилось, что наркомат здравоохранения выяснил, что воздух городских улиц перенасыщен пылью и бактериями, вредными для человеческой кожи. Поэтому Наркомздрав рекомендовал не появляться на городских улицах без одежды, а полезный свежий воздух и солнечный свет искать на окраинах города и берегах водоемов...

Приложение:(Из статьи А.Бунге «Брак и положение женщины» в сборнике «Мир перед пропастью» под ред. И.Ильина (Берлин, 1931, на немецком языке). Русский перевод издан в Москве в 2001 г. Хотя в русском издании это прямо и не оговорено, все цитаты из советской прессы в русском издании даны, по-видимому, в обратном переводе с немецкого.)
«…Известная коммунистка Смидович кратко изложила суть сексуальной морали, царившей в то время среди коммунистической молодежи: «Кажется, наша молодежь уверена в том, что она призвана решать все вопросы, связанные с любовью, самым грубым и грязным способом; иначе она нанесет ущерб достоинству коммуниста. Нынешняя мораль нашей молодежи в кратком изложении состоит в следующем:

1.Каждый, даже несовершеннолетний, комсомолец и каждый студент «рабфака» (рабочий факультет) имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности. Это понятие сделалось аксиомой, и воздержание рассматривают как ограниченность, свойственную буржуазному мышлению.

2.Если мужчина вожделеет к юной девушке, будь она студенткой, работницей или даже девушкой школьного возраста, то девушка обязана подчиниться этому вожделению, иначе ее сочтут буржуазной дочкой, недостойной называться истинной коммунисткой …» («Правда», 21 марта 1925 г.)


Правильность этих формулировок подтверждалась письмами, пришедшими в ответ на ее статью. Так, например, одна студентка пишет: «Студенты косо смотрят на тех комсомолок, которые отказываются вступить с ними в половые сношения. Они считают их мелкобуржуазными ретроградками, которые не могут освободиться от устаревших предрассудков. У студентов господствует представление, что не только к воздержанию, но и к материнству надо относиться как к буржуазной идеологии» («Правда», 7 мая 1925 г.). Другая студентка, по фамилии Рубцова, рассказывает, что коммунисты рассматривают любовь как нечто очень скоро преходящее, долгую любовь они считают скучной; а понятие «супруга» для них — буржуазный предрассудок. В ответ на вопрос: «Где работает ваша жена?» — они рассмеялись и спросили: «Какая?» «Один известный коммунист сказал мне: «В каждом городе, куда я езжу по работе, у меня есть временная жена». «Муж моей подруги, — продолжает Рубцова, — предложил мне провести с ним ночь, так как его жена больна и этой ночью не может его удовлетворить. Когда я отказалась, он назвал меня глупой гражданкой, которая не способна постичь все величие коммунистического учения » («Правда», 7 мая 1925 г.).

Следует заметить, что все эти женщины — настоящие коммунистки, которые никоим образом не сомневаются в правоте коммунистических взглядов, а жалуются лишь на ужасный цинизм в поведении коммунистов и ущемление их женского достоинства (См. также вышеупомянутый стенографический отчет пленарный заседаний ВЦИК, стр. 155, 169). (…) У коммунистической молодежи преобладает мнение, что между полами могут существовать лишь сексуальные отношения. Так, «Правда» пишет (9 января 1928 г.): «Между мужчиной и женщиной у нас существуют только сексуальные отношения» . И героиня популярного рассказа известного писателя Пантелеймона Романова «Без фигового листка» говорит: «Мы не признаем любви. Мы знаем только сексуальные отношения, потому что любовь презираема как нечто психологическое, а у нас имеет право на существование только физиология. Всех, кто видит в любви что-то кроме физиологии, высмеивают и считают импотентами и ненормальными».

Изнасилование женщин

Согласно этим взглядам коммунистов каждая женщина и каждая девушка, как говорилось, «обязана» удовлетворять сексуальный инстинкт мужчины. Конечно, это не всегда происходит беспрепятственно. В таком случае иногда прибегают к изнасилованию. Изнасилование стало просто бедствием в советском государстве. Суды полнятся соответствующими исками, число таких исков постоянно растет. Одним лишь Московским судом рассмотрено в 1926 году 547 случаев изнасилования; в 1927 году это число (для Москвы) увеличилось до 726; в 1928 году до 849. В других судах — то же самое. Это явление в советской жизни получило особое наименование — «чубаровщина», по названию Чубаровского переулка в Петербурге, где в 1926 году двух женщин насиловала целая банда молодых коммунистов. Тогда этот случай вызвал большой резонанс, так как в этом принимали участие исключительно рабочие и преимущественно члены партии и комсомольцы.

Этот процесс был весьма характерным для нравов коммунистов и их отношения к женщине. По показаниям обвиняемых и свидетелей на процессе было установлено, что у молодежи в Петебурге существует следующее главное мнение относительно женщин: «Женщина — не человек, а всего лишь самка . Каждая женщина — девка, с которой можно обходиться, как вздумается. Ее жизнь стоит не больше, чем она получает за половое сношение» («Комсомольская правда», 18 декабря 1926 г.). Главные обвиняемые упорно твердили, что ничем не отличаются от остальных членов комсомола. «Все комсомольцы так же настроены и живут таким же образом, как мы». «Самым скверным, — замечает по этому поводу «Комсомольская правда», — является то обстоятельство, что этот ужасный случай не представляет собой в нашей жизни никакого особого преступления, ничего исключительного, он — всего лишь обычное, постоянно повторяющееся происшествие» (там же).

Обыденность этого судебного дела ярко характеризуется и показаниями одного комсомольца, который видел, как совершается насилие, но спокойно прошел мимо. Вопроса прокурора, почему он не позвал на помощь, он просто не мог понять… Казалось, ему вполне достаточно, что он сам не участвовал в деле. Один из обвиняемых даже утверждал, что изнасилования и вовсе не было: дело происходило лишь без согласия женщины… Страницы коммунистической печати полны материалами о подобных случаях, красноречиво свидетельствующих о невероятном цинизме большевистских взглядов по отношению к женщине.

«Освобождение женщины»

… Положение освобожденной и уравненной во всем с мужчиной женщины в советском государстве и вправду тяжко и унизительно. Общее обнищание, безработица и тяжелейшие условия труда привели к возникновению в стране нового явления — полной зависимости женщины от начальства и вследствие этой зависимости — «взятке натурой», или как это там называют, «женским чаевым». Мы часто встречаем в советской печати описания таких требований и печальные последствия отказа в удовлетворении подобных амбиций (см. раздел «Коммунизм как господство чиновников» в ч. I данной книги). Коммунистические начальники стараются полностью использовать экономическую зависимость женщины и теорию свободного удовлетворения сексуального инстинкта. Верховный суд принимает в апреле 1929 года решение возбудить уголовные дела против тех мужчин, которые требуют от женщин «из благодарности» вступать с ними в половые отношения. По этому решению против председателя исполкома в Дербенте было возбуждено уголовное дело по 14 искам за принуждение к сожительству женщин, которые обратились к нему за работой («Известия», 6 июля 1929 г.). Один директор больницы, коммунист Гульбатов, под угрозой увольнения требовал от женщин, своих подчиненных, вступать с ним в половые отношения (там же).

Особенно тяжелым здесь представляется положение учительниц. «Следует положить конец “чубаровщине” на ниве народного образования. Работники комиссариата просвещения нередко забывают о своей ответственности, своей должности и своем авторитете и без всякого стыда накидываются на молодых учительниц. Вначале они пытаются уговаривать, затем требуют под угрозой увольнения; а если все это не помогает, прибегают к насилию. Так поступают все, от молодых комсомольцев до поседевших членов партии. Всякая юная учительница считается блудницей: это входит в ее обязанности. Коммунистическая партия по этому поводу отмалчивается, а отдельные ее члены участвуют в этих делах и требуют от молодых учительниц беспрекословного исполнения этой естественной повинности» («Труд», 23 декабря 1928 г.). Еще одна, «Рабочая газета», сообщает, что в Сибири внезапно уволено много учительниц. Восемнадцати из них удалось доказать, что их увольнение последовало лишь по причине непокорности домогательствам начальства; вслед за этим их вновь приняли на работу («Рабочая газета», 12 сентября 1929 г.). «Мы отмалчивались, так как жили в нужде и не хотели лишиться своего куска хлеба. Так как мне известно, что приходится выносить моим товаркам по несчастью, я, чтобы предотвратить новые жертвы, решилась открыто написать обо всем» , — пишет учительница Тарасова, руководитель начальной школы в Рязанской губернии («Известия», 6 июня 1929 г.).

Немногим лучше и положение работниц, женщин, принадлежащих к классу людей, которым в советском государстве оказывается особое предпочтение. На фабрике «Катушка» Смоленской губернии целому ряду мастеров и рабочих, а также председателю профсоюза, сплошь коммунистам, предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением. Они требовали от женщин, чтобы те вступали с ними в половые отношения, а непокорных увольняли («Труд», 22 мая 1928 г.). Женщины, посещающие биржу труда, чтобы получить работу, должны соглашаться на сексуальные домогательства председателя («Труд», 15 июня 1928 г.). Коммунисты пытаются даже ввести кое-где феодальное право «первой ночи». Главная коммунистическая газета повествует о том, как директор одной из фабрик в Туркестане, коммунист Петровский, потребовал от вахтера фабрики, узбека, который собирался жениться, предоставить ему невесту на первую ночь после свадьбы. Так как он предупредил, что не простит и не забудет отказа, то жених после недолгого сопротивления согласился. Труднее было, пишет «Правда», получить согласие невесты, но в конце концов и это удалось («Правда», 25 апреля 1928 г.).

Проституция

Коммунисты любят указывать на то, что результатом свободных сексуальных отношений в советском государстве стало полное исчезновение совершенно позорного социального явления проституции. Это утверждение наивно повторяется и иностранцами. Однако официальные данные Советов полностью опровергают это утверждение. Да, исследованиями, проведенными Институтом венерических болезней, установлено, к сожалению, без приведения точных цифр, что проституция неизменно растет; это легко объяснить при чрезвычайно тяжелом положении в СССР вообще и женщин в частности. На вопрос, что, собственно, побудило их пойти на улицу, 95% этих женщин дали один и тот же ответ: безысходная нужда в результате долгой безработицы, сокращение, развод, бедственное положение родственников и т.п. Среди проституток — до 40% дочерей прежней аристократии, купечества и чиновников. В то же время до 27% здесь составляют дочери рабочих (данные Исследовательского института венерических болезней, см. также у Залкинда: Новая половая мораль, Москва, 1927 г.).

Резюме

Так выглядят итоги освобождения женщин и коммунистической борьбы с семьей. Эти итоги вынуждены признавать сами коммунисты. Так, например, центральная газета среди прочего пишет: «Есть люди, которые утверждают, что подобные итоги вызваны именно нами через нашу пропаганду свободных сексуальных отношений. Эти люди заявляют: “Вы пожинаете именно то, что сами посеяли! Вот вам ваша молодежь! Посмотрите на ваших молодых коммунистов”». Вслед за этим газета смущенно заключает: «Надо признать, что в здоровой пролетарской атмосфере подобные явления недопустимы» («Известия», 6 июня 1928 г.)".

======
В этом свете становится понятна ностальгия уцелевших и постаревших "первых комсомольцев", когда они в семидесятые годы вспоминали свою молодость: "Эх, весёлое было время, романтическое... Не то что сейчас..."
В комментах нашёл ссылку на сатирический рассказ 1927 года про пионеров: одного пионера поймали на том, что он ходит с пионеркой и пропесочивают на собрании-суде.
Пантелеймон Романов.

Эта женщина была действительно выдающейся – революционерка, феминистка, борец за права женщин, оратор, публицист, министр. Александра Михайловна Коллонтай призывала к социальному раскрепощению женщин и проповедовала идеи свободной любви. А в историю она вошла как первая в мире женщина-посол и министр СССР .


Александра Домонтович родилась в 1872 г. в генеральской семье, получила хорошее образование и воспитание. Ей была уготована традиционная участь аристократки – выйти замуж и растить детей. Но в 17 лет она отказала генеральскому сыну и императорскому адъютанту. Она сказала: «Мне безразличны его блестящие перспективы. Я выйду замуж за человека, которого полюблю». Так она и сделала – наперекор своей семье вышла замуж за бедного офицера Владимира Коллонтая. Больше всего она ценила в нем то, что с ним можно было обсуждать пути освобождения русского народа.


Но радости семейной жизни и рождение сына не могли сделать женщину абсолютно счастливой – она нуждалась в социальной реализации. Увлеченная революционными идеями, она писала: «Любила своего красивого мужа и говорила всем, что я страшно счастлива. Но мне казалось, что это «счастье» меня как-то связало. Как только мой маленький сын засыпал, я шла в соседнюю комнату, чтобы снова взяться за книгу Ленина».


Вскоре она развелась с мужем, чтобы полностью посвятить себя общественной работе. После революции 1917 г. Александра Коллонтай получила высокий партийный пост – возглавила женотдел ЦК партии. Троцкий называл ее «валькирией революции». Именно она отстояла для женщин оплачиваемый декретный отпуск, бесплатные родильные дома, детские сады и санатории.


В своих статьях Коллонтай писала: «Буржуазная мораль требовала: все для любимого человека. Мораль пролетарская предписывает: все для коллектива! Эрос займет достойное место среди членов трудового единения. Пора научить женщину брать любовь не как основу жизни, а лишь как способ выявить свое истинное я». Коллонтай призывала женщин раскрепоститься, но при этом ратовала не за беспорядочные половые связи, а за абсолютное равноправие в «новой семье».


Александра Коллонтай стала не только теоретиком, но и практиком сексуальной революции: в 45 лет она сама сделала предложение 28-летнему Павлу Дыбенко. На все осуждающие реплики она отвечала: «Мы молоды, пока нас любят!». Это была первая запись о браке в первой книге актов гражданского состояния советской России.


Дипломатическая работа Коллонтай началась в 1922 г., когда ее отправили торговым советником в Норвегию. В 1926 г. она получила назначение в Мексику, в 1930 г. – в Швецию. Говорят, что именно она уберегла Россию от войны со Швецией. СССР обязан ей заключением ряда выгодных торговых договоров. Она работала, пока болезнь не приковала ее к инвалидной коляске, и оставалась активной до 80-ти лет, до самой смерти.
Начало ХХ в. в России до сих пор вызывает много споров среди историков, в частности,