Конспект по химии азотная кислота. Домашнее задание с комментариями

Организационный момент – 1 мин:

Мобилизующее начало (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся), информация о цели и ходе урока, мотивация.

Вступительное слово учителя : Сегодня мы отправимся в путешествие, во время которого мы должны будем вспомнить, что мы знаем о кислотах, об окислительно-восстановительных реакциях, реакциях ионного обмена. И конечно же, мы узнаем что-то новое.

Вспомним, по каким признакам классифицируют кислоты?

(Основность, содержание кислорода ) – фронтальная беседа (1 мин).

Вывод (учитель): Значит, азотная кислота – сильная кислородсодержащая одноосновная кислота, формула которой – HNO 3

I. Первая станция – историческая.

Учащимся по группам предлагаются карточки (представлены в приложении № 2 ). На обсуждение каждой группе дается 2 мин, на ответы каждой группе – 1 мин)

Вывод (учитель, слайд № 2 , презентация ,1 мин):

Итак, с древности (с VIII века) существовал способ получения азотной кислоты путём сухой перегонки:

а) селитры (NaNO 3 или KNO 3 )

б) с квасцами (M + 2 SO 4 M 3+ 2 (SO 4 ) 3 24H 2 O, где где M + - один из щелочных металлов (литий , натрий , калий , рубидий или цезий , а M 3+ - один из трехвалентных металлов (обычно алюминий , хром или железо(III) ), например, Na 2 SO 4 Fe 2 (SO 4 ) 3 24H 2 O

в) медным купоросом (CuSO 4 5H 2 O ).

Этот метод с теми или иными модификациями, наиболее существенной из которых была замена медного купороса железным (FeSO 4 7H 2 O ), применялся в европейской и арабской алхимии вплоть до XVII века, когда немецкий химик И. Р. Глаубер предложил получать азотную кислоту при умеренном нагревании (до 150?C) калиевой селитры с концентрированной серной кислотой:

KNO 3 + конц . H 2 SO 4 HNO 3 + KHSO 4 .

II. Вторая станция – химическая.

Учащимся предлагается вспомнить свойства кислот (взаимодействие с основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями (согласно ряду кислот)), предлагается закончить уравнения реакций (слайд № 3, презентация ), составив для них полные и сокращенные ионные уравнения:

а) CaО + HNO 3

б) CaCO 3 + HNO 3

в) Cu(OH) 2 + HNO 3

г) ZnO + HNO 3

д) NaOH + HNO 3

е) Na 2 SO 3 + HNO 3

Учащиеся выполняют задание в тетради, отдельные учащиеся у доски. На выполнение задания отводится 12 мин, после чего учащимся предлагается проверить задание (слайд № 4, презентация):

а) CaО + 2HNO 3 Сa(NO 3) 2 + H 2 O
CaO + 2H + + 2NO 3 – Ca 2+ + 2 NO 3 – + H 2 O
CaO + 2H + Ca 2+ + H 2 O

б) CaCO 3 + 2HNO 3 Сa(NO 3) 2 + CO 2 + H 2 O
CaCO 3 + 2H + + 2NO 3 – Ca 2+ + 2 NO 3 – + CO 2 + H 2 O
CaCO 3 + 2H + Ca 2+ + CO 2 + H 2 O

в) Cu(OH) 2 + 2HNO 3 Сu(NO 3) 2 + 2H 2 O
Cu(OH) 2 + 2H + + 2NO 3 – Cu 2+ + 2 NO 3 – + 2H 2 O
Cu(OH) 2 + 2H + Cu 2+ + 2H 2 O

г) ZnO + 2HNO 3 Zn(NO 3) 2 + H 2 O
ZnO + 2H + + 2NO 3 – Zn 2+ + 2 NO 3 – + H 2 O
ZnO + 2H + Zn 2+ + H 2 O

д) NaOH + HNO 3 NaNO 3 + H 2 O
Na + + OH – + H + + NO 3 – Na + + NO 3 – + H 2 O
OH – + H + H 2 O

е) Na 2 SO 3 + 2HNO 3 2NaNO 3 + SO 2 + H 2 O
2Na + + SO 3 2 – + 2H + + 2NO 3 – 2Na + + 2NO 3 – + SO 2 + H 2 O
SO 3 2 – + 2H + SO 2 + H 2 O

Одновременно проводится фронтальная беседа (2 мин) по вопросам:

    К какому типу относятся все предложенные реакции?

    Почему все они протекают до конца?

    Какие вещества раскладываются на ионы, какие – не раскладываются и почему?

1. Азотная кислота в любой концентрации проявляет свойства кислоты-окислителя, при этом азот восстанавливается до степени окисления от +4 до?3. Глубина восстановления зависит в первую очередь от природы восстановителя и от концентрации азотной кислоты. Как кислота-окислитель, HNO 3 взаимодействует:

а) с металлами (учащимся раздаются таблицы (приложение 3 )

Примеры уравнений ОВР (с электронными балансами). Одновременно повторяются правила составления уравнений ОВР. Слайд 5, 6 (презентация)

Слайд 5 (презентация):

3Zn 0 + 8HN +5 O 3 (конц) 3Zn +2 (NO 3) 2 + 2N +2 O + 4H 2 O

Переход е

Число е

Ок-ль /в-ль

Zn 0 2е Zn +2

В процессе реакции окисляется

N +5 + 3е N +2

Окислитель, т.к. принимает е

Слайд 6 (презентация):

5Zn 0 + 12HN +5 O 3 (разб) 5Zn +2 (NO 3) 2 + N 2 0 + 6H 2 O

Переход е

Число е

Ок-ль /в-ль

Zn 0 2е Zn +2

Восстановитель, т.к. отдает е

В процессе реакции окисляется

2N +5 + 5е 2 N 2 0

Окислитель, т.к. принимает е

В процессе реакции восстанавливается

Отмечается, что в таблице (приложение 3 ) отражается только доминирующий ход реакции. Это означает, что, как правило, идет несколько реакций одновременно. Например, при взаимодействии Zn с HNO 3 (с массовой долей 30%) в продуктах будет содержаться NO, NO 2 , N 2 O, N 2 и NH 4 NO 3 .

Единственная общая закономерность при взаимодействии азотной кислоты с металлами: чем более разбавленная кислота и чем активнее металл, тем глубже восстанавливается азот:

увеличение концентрации кислоты NO 2 , NO, N 2 O, N 2 , NH 4 NO 3 увеличение активности металла

Вводится понятие о пассивации металлов, как о переходе поверхности металла в неактивное, пассивное состояние, связанное с образованием тонких поверхностных слоёв соединений, препятствующих окислению

2. С неметаллами, при этом азот обычно восстанавливается до NO 2 или NO

Приводятся примеры уравнений ОВР (с электронными балансами). Слайды 7,8 (презентация).

Слайд 7 (презентация).

S 0 + 6HN +5 O 3 H 2 S +6 O 4 + 6N +4 O 2 + 2 H 2 O

Переход е

Число е

Ок-ль /в-ль

S 0 6е S +6

Восстановитель, т.к. отдает е

В процессе реакции окисляется

N +5 + 1е N +4

Окислитель, т.к. принимает е

В процессе реакции восстанавливается

Слайд 8 (презентация).

3P 0 + 5HN +5 O 3 + 2H 2 O 3H 3 P +5 O 4 +5 N +2 O

Переход е

Число е

Ок-ль /в-ль

P 0 5е P +5

Восстановитель, т.к. отдает е

В процессе реакции окисляется

N +5 + 3е N +2

Окислитель, т.к. принимает е

В процессе реакции восстанавливается

3. Концентрированная HNO 3 разлагается на свету и при нагревании (слайд 9, презентация):

4HN +5 O 3 4N +4 O 2 + 2H 2 O + O 2 0

Переход е

Число е

Ок-ль /в-ль

2O – 2 2е 2 O 2 0

Восстановитель, т.к. отдает е

В процессе реакции окисляется

N +5 + 1е N +4

Окислитель, т.к. принимает е

В процессе реакции восстанавливается

III. Третья станция – практическая .

Учащимся по группам предлагается задание – сравнить области применения азотной кислоты в конце XIX-начале XX в.в. и сейчас (текст на слайде, слайд 10, презентация ).

Текст на слайде:

В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (Петербург, 1890 – 1907 г.г.) говорится:

“Азотная кислота имеет множество применений, самых разнообразных, так напр., она массами идет на приготовление азотнокислого серебра (ляписа, адского камня), употребляемого в фармацевтическом и фотографическом деле, помощью ее же готовится из бензола и нитробензола (исходного вещества для фабрикации анилина и фуксина), нитроглицерин, хлопчатобумажный порох, пикриновая кислота, фталевая кислота, ализарин, гремучее серебро и т.п. С основаниями азотная кислота образует азотнокислые соли или нитраты, которые все (за исключением основного азотнокислого висмута) растворимы в воде и будучи брошены на раскаленный уголь дают более или менее сильную вспышку. Важнейшие из них - азотнокислый калий (селитра), азотнокислый натр (чилийская селитра), азотнокислый аммоний, азотнокислое серебро (ляпис, адский камень) и азотнокислое железо, употребляемое, как протрава в красильном деле при окраске шелка”.

Сейчас азотная кислота применяется:

    в производстве минеральных удобрений ;

    в военной промышленности (в производстве взрывчатых и отравляющих веществ, как окислитель ракетного топлива);

    в фотографии - подкисление некоторых тонирующих растворов ;

    в станковой графике - для травления печатных форм (офортных досок, цинкографических типографских форм и магниевых клише).

    в производстве красителей, лекарств

Учащимся предлагаются вопросы:

    изменились ли области применения азотной кислоты с XIX века?

    как именно изменилось и почему?

На обсуждение и ответ каждой группе дается 1 мин, затем – межгрупповое обсуждение – 1 мин)

В заключение предлагается слайд “Действие HNO 3 на организм человека” (слайд 11, презентация ) – 1 мин

Азотная кислота и её пары очень вредны: пары вызывают раздражение дыхательных путей, а сама кислота оставляет на коже долгозаживающие язвы. При действии на кожу возникает характерное желтое окрашивание кожи, обусловленное ксантопротеиновой реакцией. При нагреве или под действием света кислота разлагается с образованием высокотоксичного диоксида азота NO 2 (газа бурого цвета).

Домашнее задание (слайд № 12 , презентация, 1 мин)

§ 19, упр. 4, 7 стр. 59 (учебник), упр. 14-82, 14-83 стр. 144 (задачник), составить уравнения окислительно-восстановительных реакций с электронными балансами:

а) Cu + HNO 3 (разб)
б) Cr + HNO 3 (разб)
в) Ag + HNO 3 (конц)
г)S + HNO 3 H 2 SO 4 + NO
д) P + HNO 3 H 3 PO 4 + NO 2 + H 2 O

Урок № 23

Тема: Азотная кислота и ее соли.

Цель урока: продолжить формирование у учащихся понятия «кислота» на примере

азотной кислоты; создать условия для выявления общих и специфических свойств азотной

кислоты посредством решения экспериментальных задач.

Задачи урока:

- Образовательные:

- расширить и привести в систему знания о свойствах азотной кислоты;

- продолжить совершенствование умений составлять уравнения химических реакций и

написания полных и сокращенных ионных уравнений реакций.

Развивающие:

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся;

- развитие умений сравнивать, делать выводы, читать схемы;

Воспитательные:

- продолжить формирование культуры работы с реактивами;

- воспитывать сотрудничество;

- способствовать развитию грамотной химической речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: частично- поисковый, исследовательский, репродуктивный; словесный

(рассказ, эвристическая беседа); наглядные (презентация, видео опыт); работа с книгой.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

Вещества: растворы азотной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, сульфата

меди (II), фенолфталеин, оксид меди (II)

Ход урока

I. Организационный момент.(1- 2мин)

- Здравствуйте ребята. Присаживайтесь.. Посмотрите друг на друга, улыбнитесьи

пожелаем друг другу удачи, рабочего настроения, азартного поиска ответов на все

интересующие вас вопросы. И я уверена, что все у нас сегодня на уроке получится.

II. Мотивационно- целевой этап. 1- 2 мин

- Ребята, сегодня утром я обнаружила странное письмо, содержание которого нам

необходимо расшифровать.

Вопрос: Монах - алхимик Бонавентура в 1270 году в поисках универсального

растворителя «алкагеста» решил нагреть смесь железного купороса с селитрой. Сосуд, в

котором была смесь, вскоре наполнился красно- бурым «дымом». Монах в изумлении

застыл, затем убрал огонь и увидел, как в колбу - приёмник стала капать желтоватая

жидкость. Она действовала на все металлы, даже на серебро и ртуть. Алхимики думали,

что сидящий в жидкости рыжий дым является демоном, управляющим одной из стихий

природы –водой. Поэтому жидковатую жидкость называли «крепкой водкой». Это

название сохранилось до времен М. В. Ломоносова. Как сейчас называют это вещество?

Учащиеся: Азотная кислота.

- Значит, какая сегодня тема урока?

Учащиеся: азотная кислота.

- Запишем тему урока в тетрадь. Сегодня 30 ноября тема урока азотная кислота. (СЛАЙД

- А какова формула азотной кислоты?

- А чтобы вы хотели сегодня узнать на уроке? (ответы учащихся)

- Да ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, какими физическими и химическими

свойствами обладает азотная кислота, как ее получают и где применяют и узнаем какую

особенность имеют соли азотной кислоты

III. Организационно- деятельный этап.

Прежде чем перейти к новой теме повторим домашнее задание.

Выполнить тестовых заданий. (5 - 7 мин)

1.Какой ряд чисел соответствует распределению по энергетическим уровням в атоме

азота? А)2.8.1; Б)2.8.2 ; В) 2.4 ; Г)2.5.

2. Отрицательная степень окисления проявляется азотом в соединении:

O, Б) NO , В) NO

Г) Na

3. Значение высшей валентности азота равно: А) 2. Б) 3 ; В) 5; Г) 4

4.Нашатырь это- : А) раствор аммиака в воде; Б)раствор аммиака в спирте; В) хлорид

аммония; Г) поваренная соль.

5. Степень окисления азота в соединениях N2O5, NH3 соответственно равна

А) +2 и -3; В) +5 и -3;

Б) +5 и +3; Г) - 5 и +3.

6.Верны ли следующие суждения о свойствах азота?

А. Азот бесцветный газ без вкуса и запаха.

Б. Азот легче воздуха

А) верно только А ; В) верны оба суждения;

Б) верно только Б; Г) оба суждения неверны

Повторить некоторые моменты, касающиеся характеристики кислоты. (СЛАЙД 2).20-25

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА С КЛАССОМ.

- А какие физические свойства азотной кислоты вы можете перечислить? (ответы

учащихся).

- Верно ребята, азотная кислота это бесцветная жидкость с резким раздражающим

запахом. Кипит при температуре 860С, с водой смешивается в любых соотношениях.

Концентрированная азотная кислота дымящая, разлагаетсяна свету. Обратите внимание

на уравнение реакции, запишите его. А дымящей ее называют потому, что пары ее

образуют с влагой воздуха мелкие капельки тумана. (СЛАЙД 3)

- Ребята, вам известно, что все ранее изученные нами кислотыпроявляли общие

химические свойства. Какие это были кислоты? А с чем они взаимодействовали?

- Тогда у меня к вам такой вопрос. А характерны ли азотной кислоте общие свойства

кислот? Чтобы это выяснить, я предлагаю провести химический эксперимент. Напоминаю

вам, что вы работаете с кислотами и щелочами и необходимо соблюдать правила техники

безопасности при выполнении лабораторного опыта. У вас на партах имеются лотки и

инструкция по выполнению эксперимента, ознакомьтесь с ней.

- После того как вы закончите выполнение химического эксперимента, запишите

соответствующее уравнение реакции в молекулярном и ионном виде, а затем отчитаетесь

о проделанной работе.

(после выполнения опыта, учащиеся защищают свою работуу доски).

- Вы можете сравнить написанные вами уравнения реакцийс уравнениями на доске.

(СЛАЙД 4-7)

- Какой мы можем сделать вывод, исходя из эксперимента. (Ответы учащихся). Давайте

запишем его. (СЛАЙД 8)

- Почему, ребята, азотной кислоте характерны общие свойства кислот?

Учащиеся: общие свойства объясняются наличием в молекулах кислот ионов водорода,

способных замещаться на металл.

- Вопрос: а как изменяет свою окраску лакмус в кислой среде, а фенолфталеин?

- А теперь давайте занесем результаты работы химического эксперимента в оценочный

лист, где есть критерии оценки выполнения работы и поставьте себе соответствующее

количество баллов.

- Ребята, реакцию с какими веществами мы не провели в химическом эксперименте?

Учащиеся: С металлами.

- Конечно, азотная кислота реагирует с металлами, но не так как другие кислоты. Давайте

посмотрим видео опыт реакции взаимодействия концентрированной азотной кислоты с

- Какой признак этой реакции?

Учащиеся: Выделение бурого газа

- А кто догадался, что это за вещество?

Учащиеся: Оксид азота (IV).

- Откуда берется этот газ, ведь до сих пор при взаимодействии разбавленных кислот с

металлами мы наблюдали выделение бесцветного газа, какого? (Водорода). Почему

азотная кислота необычна во взаимодействии с металлами? Разобраться нам в этом

поможет памятка «Взаимодействие азотной кислоты с металлами». (СЛАЙД 9). Она у вас

имеется на партах, возьмите ее и внимательно изучим ее.

Азотная кислота реагирует со всеми металлами, кроме золота и платины. При их

взаимодействии никогда не выделяется водород. Обратите внимание на схему реакции,

запишите ее.

- А теперь с помощью этой памятки составьте, работая в паре одно из уравнений реакции

концентрированной и разбавленной азотной кислоты с медью. Расставьте коэффициенты.

После выполнения на местах этой работы, учащиеся записывают эти уравнения на доске.

- Занесите результаты выполненной работы в оценочный лист.

- Сделаем небольшой вывод: Каким образом взаимодействует азотная кислота с

металлами?

Учащиеся: в разной концентрации азотная кислота реагирует не только с Ме до водорода

в ряду активности металлов, но и с металлами после водорода –медь, серебро; никогда не

образуется водород, продуктами реакций являются нитраты, оксиды азота и вода.

- А теперь, ребята, давайте мы проверим, насколько вы усвоили химические свойства

азотной кислоты и выполним тест из

Разбавленная азотная кислота реагирует с каждым веществом ряда:

А) SiO2, Cu(OH)2, Na2CO3 в) Na2SO4, SO3, CuO

Б) Na2SiO3, Al2O3, Ag г) Na2SO3, P2O5, Cu

- Ребята, ответьте мне на такой вопрос: за счет атома какого химического элемента

азотная кислота является сильным окислителем?

Учащиеся: Азотная кислота сильный окислитель за счет атома азота в с.о. +5

- Поэтому концентрированная азотная кислота и ее растворы требуют большой

осторожности в обращении. Она может воспламенять многие органические вещества, на

коже оставить болезненные язвы, а на одежде дыры. Поэтому поврежденный участок

кожи сразу же следует промыть большим количеством воды и затем нейтрализовать

раствором питьевой соды. (СЛАЙД 11)

МОУ «ХЛЕБНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МО «МАРИ-ТУРЕКСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»

УРОК ХИМИИ ПО ТЕМЕ:

«АЗОТНАЯ КИСЛОТА»

9 КЛАСС

КАШИНА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА ,

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ВЫСШЕЙ

План-конспект

Тема урока: «Азотная кислота».

Место урока в учебном плане: Неорганическая химия. Тема 3: «Неметаллы». Урок 35.

Класс: 9.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, Flash с презентацией.

Программное обеспечение и цифровые ресурсы: обучающие диски по школьному курсу химии:


  • Химия. 8-11 класс [Электронный ресурс]: библиотека электронных наглядных пособий /М-во образования Рос. Федерации, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Кирилл и Мефодий».- М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2003

  • Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория [Электронный ресурс]: уч. электрон. изд./ при содействии НФПК.- Й-Ола: МарГТУ, Лаб. систем мультимедиа, 2004

  • Химическая энциклопедия [Электронный ресурс]: науч.- справ. изд. по химии и хим. технологии.- М.: Большая Рос. энцикл. [и др.], 2003

  • «1С: Репетитор. Химия» /Мультимедийная обучающая программа/ Фирма «1С», 2006.
Аннотация

Урок изучения нового материала об азотной кислоте с использованием ИКТ, включает в себя разнообразные формы работы (групповая, индивидуальная, самостоятельная).

Использование мультимедийной технологии на этом уроке является актуальным потому что:


  • Необходимость проведения демонстрационных химических опытов и лабораторной работы под тягой, так как при химических реакциях с азотной кислотой выделяются ядовитые газы.

  • Облегчает написания трудных химических уравнений взаимодействия азотной кислоты с металлами и неметаллами на доске.

  • Обеспечивает повышенный уровень подачи материала новой темы. Материал этой темы часто включается в варианты заданий контрольных работ, тестовых заданий ЕГЭ и вступительных экзаменов.
В ходе урока проводится демонстрация озвученных видеофрагментов и компьютерная презентация, подготовленная в Power Point.

План урока

1. Организационный момент - 1 мин.

2. Постановка темы урока – 1 мин.

3. Постановка целей урока и актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке – 1 мин.

1. Повторение пройденного материала – 5 мин.

2. Изучение нового материала – 30 мин.


  • Строение молекулы.

  • Физические свойства.

  • Химические свойства
1). Общие с другими кислотами

2).Специфические свойства

А). с неметаллами;

Б). с металлами;

3). Сообщение дополнительной информации о «царской водке»

4). Химический эксперимент «Окислительные свойства азотной кислоты»


  • Получение.

  • Применение.

1. Самооценка своей деятельности учащимися -3 мин.

IV. Заключительный этап.


  1. Итог урока - 3 мин.

  2. Домашнее задание - 1 мин.

Конспект урока

Девиз урока: «Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» (О..М. Нефёдов)

«Лучший путь к истине, это изучать вещи, как они есть, а не верить, что они такие, как нас этому учили» (Д.Локк)

Цели урока:


  • Образовательные:
Систематизировать и углубить знания учащихся о кислотах; познакомить со строением молекулы и физическими свойствами азотной кислоты; изучить химические свойства азотной кислоты; рассмотреть получение и применение азотной кислоты.

  • Воспитательные:
Продолжить формирование познавательного интереса через использования ИКТ, воспитание положительного отношения к знаниям, развитие коммуникативного умения в процессе работы.

  • Развивающие:
Продолжить развитие учебно–интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, вести конспект, проводить эксперимент в виртуальной лаборатории, применять знания на практике.

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

2. Постановка темы и целей урока (слайды 1,2)

Сегодня мы с вами на уроке должны:


  • записать молекулярную, электронную и структурную формулы азотной кислоты;

  • изучить химические свойства азотной кислоты;

  • выяснить признаки взаимодействия разбавленной и концентрированной азотной кислоты с металлами;

  • познакомиться с основными этапами промышленного получения кислоты и особенностями их проведения;

  • узнать, насколько важно производство данной кислоты для народного хозяйства нашей страны и для каждого человека в отдельности;
3. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.

Но, для начала нам необходимо повторить некоторые моменты:

1) Перечислите общие свойства кислот (называются общие свойства кислот – реакция на индикатор, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, растворами некоторых солей).

2) Охарактеризуйте азотную кислоту по составу молекулы и силе? (характеризуют HNO 3 : одноосновная, кислородсодержащая, сильная).

3) Почему всем кислотам характерны общие химические свойства? (объясняют, что общие свойства кислот объясняются наличием в молекулах кислот протонов водорода, способных диссоциировать в раствор и замещаться на катионы металлов).

II. Операционно-исполнительский этап.

1. Повторение пройденного материала.

Учитель проводит «Само- и взаимоконтроль» по теме «Азот» (слайд 3).

Учащиеся выбирают уровень (повышенный или базовый) теста, выполняют задания. По итогам выставляют друг другу в парах сразу оценки.

2. Изучение нового материала.


  • Строение молекулы (слайд 4)
Предлагается учащимся написать молекулярную формулу, изобразить электронную и структурную формулы азотной кислоты, а затем выводятся на слайде ответы.

Учащиеся записывают в тетрадь формулы и сверяют с готовыми формулами.


  • Физические свойства (слайд 5)
Ознакомление с физическими свойствами кислоты. Учитель показывает концентрированную и разбавленную азотные кислоты. Напоминает правила ТБ. Выясняют причину, почему концентрированная азотная кислота «дымит».

  • Химические свойства
1). Общие с другими кислотами (слайд 6)

В начале урока мы повторили общие свойства кислот, теперь вы самостоятельно составьте уравнения химических реакций азотной кислоты в свете ТЭД с:

А) оксидом магния;

Б) гидроксидом меди (II);

В) карбонатом кальция.

Затем уравнения выводятся на экран компьютера.

2).Специфические свойства (слайды 7,8)

Учитель обращает внимание учащихся на специфические свойства азотной кислоты и ставит проблему: в чем причина сильных окислительных способностей азотной кислоты?

Объясняет окисление серы, фосфора, углерода в азотной кислоте и показывает их уравнения реакций. Демонстрирует видеофрагмент «Горение фосфора в азотной кислоте».

Учащиеся составляют уравнения реакций с точки зрения ОВР.

Затем учащиеся работают со схемой взаимодействия азотной (концентрированной и разбавленной) кислотой с металлами. Самостоятельно ведут поиск информации в схеме, составляют уравнения окислительно-восстановительных реакций. Наблюдают процесс реакции азотной кислоты со свинцом из видеофрагмента.

Еще более сильным окислителем, чем чистая азотная кислота, является смесь концентрированной азотной кислоты с концентрированной соляной кислотой ("царская водка") (Сообщение дополнительной информации о «царской водке» с использованием сети Интернет) (слайд 9).

Чтобы познакомиться с окислительными свойствами азотной кислоты учащиеся выполняют виртуальную лабораторную работу по инструкции (работают группой на компьютере, где заранее установлена программа «Виртуальная химическая лаборатория»):

Инструкция /пошаговая/ (слайд 10)

1. Запустите программу «Виртуальная химическая лаборатория» (щелчок мышкой)

А) Фамилия à Имя à (регистрация)

Б) класс à 9 à (вход)

2. Войдите в раздел «Свойства неорганических веществ»

А) щелчок: «Подгруппа азота»

Б) щелчок: название лабораторного опыта

3. Ознакомьтесь с порядком выполнения работы

4. Проделайте опыт по инструкции

5. По окончании работы нажмите мышкой левый верхний угол

6. Составьте уравнение реакций в молекулярном виде

7. Составьте краткие ионные уравнения

8. Результаты эксперимента оформите в лабораторную тетрадь, при оформлении используйте справочные материалы «Коллекция», «Таблица»

9. Выход: нажмите правый верхний угол.

После выполнения работы учащиеся делают вывод:

1. Сильные окислительные свойства азотной кислоты обусловлены строением ее молекулы;

2. При ее взаимодействии с металлами никогда не образуется водород, а образуются нитраты, оксиды азота или другие его соединения (азот, нитрат аммония) и вода в зависимости от концентрации кислоты и активности металла.


  • Получение (слайд 11)
Учитель объясняет способ получения азотной кислоты в лаборатории и предлагает классу подумать, как можно из аммиака получить азотную кислоту. Используя поисковую систему RAMBLER, найдите статьи, содержащие материал по теме «Получение азотной кислоты в промышленности». Запишите соответствующие ссылки на сайты.

  • Применение (слайд12)
Учитель предлагает схему и обращает внимание на основные области применения и демонстрирует видеофильм «Применение азотной кислоты в медицине». Учащиеся ведут самостоятельный поиск информации в схеме и предлагают основные области применения.

III. Оценочно-рефлексивный этап.

1. Самооценка своей деятельности учащимися (слайд 13)

Учитель проводит работу «Проверь себя»:

Составьте практически осуществимые уравнения реакций азотной кислоты с веществами. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название соли азотной кислоты, которую применяют в медицине для прижигания ран (Ответ: ляпис).

IV. Заключительный этап.

1. Итог урока.

Сегодня на уроке мы с вами (слайд 14):


  • узучили строение и свойства азотной кислоты;
Больщую часть урока вы сами искали истину, думали и рассуждали. Осталось нам подвести итог, оценить вашу работу и записать домашнее задание.

2. Домашнее задание (слайд 15).


  • Читать §27 c.156-157;

  • Выполнить упражнения № 1,2,4,5 с. 158;

  • Решить задачу № 6 с. 158;

  • Поиск информации о солях азотной кислоты в сети Интернет;

  • Творческая работа по солям азотной кислоты (MS Power Point).
Урок закончен. Всем огромное спасибо!

Литература


  1. Ахлебнин А.К.. Информационные технологии в изучении химии. – Приложение к газете «Первое сентября» «Химия», 2001, № 12, с.13.

  2. Ахлебинин А.К., Лазыкина Л.Г., Ахлебинина Т.В. Опыт использования ЦОР и ИКТ в курсе «Теория и методика обучения химии». // Новые информационные технологии в образовании. / Доклады и выступления участников седьмой Международной научно-практической конференции «Использование программных продуктов фирмы «1С» в инновационной деятельности учебных заведений» 30-31 января 2007 г. - М.: 1C, 2007 г. - С. 372-376

  3. Ахметов Н.С. Химия. 9 кл. – М.: Просвещение, 2002.

  4. Габриелян О.С.. Химия. 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.

  5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Пособие для средней школы. - М.: Экзамен – Оникс 21 век, 2001.

  6. Леонова О.Н. Методика использования образовательных ресурсов на электронных носителях. – Приложение к газете «Первое сентября» «Химия», 2005, № 08, с.13.

  7. Тамаров М.А. Неорганическая химия. – М.: Медицина, 1994

  8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. Просвещение, 2005

  9. Семин А.К. Компьютер в жизни учителя: расширение горизонтов творчества//Химия в школе. 2006. № 8.

  10. Хомченко И.Г. Общая химия. М.: Оникс, 2000.

Цель урока: продолжить формирование у учащихся понятия «кислота» на примере азотной кислоты; создать условия для выявления общих и специфических свойств азотной кислоты посредством решения экспериментальных задач.

Формируемые УУД:

Личностные:

Самоопределение – повысить мотивацию учащихся через ученический химический эксперимент;

Смыслообразование – способствовать проявлению интереса к новому; умение использовать имеющиеся знания и личный опыт при изучении физико-химических свойств и областях применения азотной кислоты;

Коммуникативные – умение планировать парную и групповую работу на уроке; умение слушать и понимать речь учителя, одноклассников, обмениваться мнениями при работе;

Познавательные – формулировать цели урока; устанавливать причинно-следственные связи при изучении химических свойств азотной кислоты; выдвигать гипотезу и доказывать ее посредством химического эксперимента; строить логическую цепь рассуждений при изучении прмышленного способа получения азотной кислоты;

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценочную информацию со стороны одноклассников и учителя по поводу правильности ответов; развивать волевую регуляцию.

Задачи урока:

Образовательные:

Расширить и привести в систему знания о свойствах азотной кислоты;

Продолжить совершенствование умений составлять уравнения химических реакций, электронного баланса в окислительно-восстановительных реакциях и написания полных и сокращенных ионных уравнений реакций.

Развивающие:

Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся;

Развитие умений сравнивать, делать выводы, читать схемы;

Воспитательные:

Продолжить формирование культуры работы с реактивами;

Развитие экологического мышления;

Воспитывать сотрудничество;

Способствовать развитию грамотной химической речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный; словесный (рассказ, эвристическая беседа); наглядные (презентация, видео опыт); работа с книгой.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

Вещества: растворы азотной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, сульфата меди (II), фенолфталеин, оксид меди (II)

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Я рада видеть вас в этот прекрасный солнечный, немного морозный денек. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их своими улыбками и пожелаем друг другу удачи, рабочего настроения, азартного поиска ответов на все интересующие вас вопросы. И я уверена, что все у нас сегодня на уроке получится.

II. Мотивационно-целевой этап.

Ребята, сегодня утром я обнаружила странное письмо, содержание которого нам необходимо расшифровать.

Вопрос: Монах - алхимик Бонавентура в 1270 году в поисках универсального растворителя «алкагеста» решил нагреть смесь железного купороса с селитрой. Сосуд, в котором была смесь, вскоре наполнился красно-бурым «дымом». Монах в изумлении застыл, затем убрал огонь и увидел, как в колбу - приёмник стала капать желтоватая жидкость. Она действовала на все металлы, даже на серебро и ртуть. Алхимики думали, что сидящий в жидкости рыжий дым является демоном, управляющим одной из стихий природы – водой. Поэтому жидковатую жидкость называли «крепкой водкой». Это название сохранилось до времен М. В. Ломоносова. Как сейчас называют это вещество?

Учащиеся: Азотная кислота.

Значит, какая сегодня тема урока?

Учащиеся: азотная кислота.

Запишем тему урока в тетрадь. Сегодня 5 февраля, тема урока азотная кислота. (СЛАЙД 1)

А какова формула азотной кислоты?

А чтобы вы хотели сегодня узнать на уроке? (ответы учащихся)

Да ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, какими физическими и химическими свойствами обладает азотная кислота, как ее получают и где применяют.

III. Организационно-деятельный этап.

Но для начала нам необходимо повторить некоторые моменты, касающиеся характеристики кислоты. (СЛАЙД 2).

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА С КЛАССОМ.

А какие физические свойства азотной кислоты вы можете перечислить? (ответы учащихся).

Верно ребята, азотная кислота это бесцветная жидкость с резким раздражающим запахом. Кипит при температуре 860С, с водой смешивается в любых соотношениях. Концентрированная азотная кислота дымящая, разлагается на свету. Обратите внимание на уравнение реакции, запишите его. А дымящей ее называют потому, что пары ее образуют с влагой воздуха мелкие капельки тумана. (СЛАЙД 3)

Ребята, вам известно, что все ранее изученные нами кислоты проявляли общие химические свойства. Какие это были кислоты? А с чем они взаимодействовали?

Тогда у меня к вам такой вопрос. А характерны ли азотной кислоте общие свойства кислот? Чтобы это выяснить, я предлагаю провести химический эксперимент. Напоминаю вам, что вы работаете с кислотами и щелочами и необходимо соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторного опыта. У вас на партах имеются лотки и инструкция по выполнению эксперимента, ознакомьтесь с ней.

После того как вы закончите выполнение химического эксперимента, запишите соответствующее уравнение реакции в молекулярном и ионном виде, а затем отчитаетесь о проделанной работе.

(после выполнения опыта, учащиеся защищают свою работу у доски).

Вы можете сравнить написанные вами уравнения реакций с уравнениями на доске. (СЛАЙД 4-7)

Какой мы можем сделать вывод, исходя из эксперимента. (Ответы учащихся). Давайте запишем его. (СЛАЙД 8)

Почему, ребята, азотной кислоте характерны общие свойства кислот?

Учащиеся: общие свойства объясняются наличием в молекулах кислот ионов водорода, способных замещаться на металл.

Давайте составим уравнение ЭД азотной кислоты. (1 ученик записывает на доске ЭД кислоты). Доп. Вопрос: а как изменяет свою окраску лакмус в кислой среде, а фенолфталеин?

А теперь давайте занесем результаты работы химического эксперимента в оценочный лист, где есть критерии оценки выполнения работы и поставьте себе соответствующее количество баллов.

Ребята, реакцию с какими веществами мы не провели в химическом эксперименте?

Учащиеся: С металлами.

Конечно, азотная кислота реагирует с металлами, но не так как другие кислоты. Давайте посмотрим видео опыт реакции взаимодействия концентрированной азотной кислоты с медью. (ВИДЕО ОПЫТ)

Какой признак этой реакции?

Учащиеся: Выделение бурого газа

А кто догадался, что это за вещество?

Учащиеся: Оксид азота (IV).

Откуда берется этот газ, ведь до сих пор при взаимодействии разбавленных кислот с металлами мы наблюдали выделение бесцветного газа, какого? (Водорода). Почему азотная кислота необычна во взаимодействии с металлами? Разобраться нам в этом поможет памятка «Взаимодействие азотной кислоты с металлами». (СЛАЙД 9). Она у вас имеется на партах, возьмите ее и внимательно изучим ее.

Азотная кислота реагирует со всеми металлами, кроме золота и платины. При их взаимодействии никогда не выделяется водород. Обратите внимание на схему реакции, запишите ее.

А теперь с помощью этой памятки составьте, работая в паре одно из уравнений реакции концентрированной и разбавленной азотной кислоты с медью. Расставьте коэффициенты МЭБ. (СЛАЙД 10)

После выполнения на местах этой работы, учащиеся записывают эти уравнения на доске.

Занесите результаты выполненной работы в оценочный лист.

Сделаем небольшой вывод: Каким образом взаимодействует азотная кислота с металлами?

Учащиеся: в разной концентрации азотная кислота реагирует не только с Ме до водорода в ряду активности металлов, но и с металлами после водорода – медь, серебро; никогда не образуется водород, продуктами реакций являются нитраты, оксиды азота и вода.

А теперь, ребята, давайте мы проверим, насколько вы усвоили химические свойства азотной кислоты и выполним тест из ГИА.

Разбавленная азотная кислота реагирует с каждым веществом ряда:

А) SiO2, Cu(OH)2, Na2CO3 в) Na2SO4, SO3, CuO

Б) Na2SiO3, Al2O3, Ag г) Na2SO3, P2O5, Cu

Ребята, ответьте мне на такой вопрос: за счет атома какого химического элемента азотная кислота является сильным окислителем?

Учащиеся: Азотная кислота сильный окислитель за счет атома азота в с.о. +5

Поэтому концентрированная азотная кислота и ее растворы требуют большой осторожности в обращении. Она может воспламенять многие органические вещества, на коже оставить болезненные язвы, а на одежде дыры. Поэтому поврежденный участок кожи сразу же следует промыть большим количеством воды и затем нейтрализовать раствором питьевой соды. (СЛАЙД 11)

А кто и когда впервые получил азотную кислоту? ГЛАУБЕР Иоганн Рудольф (1604-1670), немецкий химик и врач. Получил чистую азотную кислоту в 1650 году действием концентрированной серной кислоты на нитрат натрия. Это был лабораторный способ получения азотной кислоты. Запишите уравнение реакции. (СЛАЙД 12)

А как же получают азотную кислоту в промышленности? Раскрыть вы сможете, расшифровав еще одно послание. Текст его таков. При каталитическом окислении бесцветного, ядовитого газа А с характерным резким запахом образуется вещество Б. Вещество Б легко окисляется кислородом воздуха при обычных условиях и превращается в вещество В бурого цвета. При растворении в воде и избытке кислорода вещества В образуется только вещество Г. Определите вещества А, Б, В, Г. Составьте цепочку превращений с участием этих веществ и осуществите ее.

(СЛАЙД 13)

Ребята, расшифровав это послание, вы самостоятельно раскрыли промышленный способ получения азотной кислоты. (СЛАЙД 14). Результаты вашей поисковой деятельности занесите в оценочный лист.

А теперь попробуйте с помощью учебника на с.134 и слайда рассказать о применении азотной кислоты. (Учащиеся рассказывают). (СЛАЙД 15)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

А сейчас ребята, чтобы проверить, насколько вы усвоили новую тему, прошу вас выполнить следующий тест. (СЛАЙД 16)

Обменяйтесь своими тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения теста. Подсчитайте количество правильных ответов, результаты занесите в оценочный лист. (СЛАЙД 17)

V. Домашнее задание

СЛАЙД 18

VI. Подведение итогов урока

А сейчас давайте подведем итог вашей деятельности на уроке – оцените свою деятельность на уроке по 4 бальной системе:

Если активно участвовали – 4 балла

Если ответили на 2 вопроса – 3 балла

Если ответили на 1 вопрос – 2 балла.

Подсчитайте общее кол-во баллов (СЛАЙД 19)

Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами интересно и продуктивно поработали. Что вы узнали сегодня на уроке? (ответы учащихся)

На этом наш урок окончен. Карточки, приложения и оценочные листы сдайте. Я благодарю вас за активную работу, за азартный поиск ответов на поставленные вопросы.