ОГЭ по Обществознанию

1

На графике отражена ситуация на рынке предоставления туристических услуг на внутренних направлениях: линия спроса D переместилась в новое положение - D 1 (P - цена услуг, Q - объём спроса услуг).

Чем может объясняться подобное изменение?

1. введением дополнительных налогов для туроператоров

2. наступлением сезона отпусков

3. ростом курса иностранных валют по отношению к отечественной валюте

4. снижением доходов потребителей

5. повышением качества сервиса на отечественных курортах

2

В стране Д проведён социологический опрос среди молодёжи в возрасте 18-30 лет на тему: «Как часто вы оказываетесь в конфликтной ситуации?».

Результаты опроса представлены в таблице.

Какие выводы можно сделать на основании полученных данных?

1. Чем старше люди, тем меньше они склонны конфликтовать с другими людьми.

2. Более половины молодёжи склонно к делинквентному поведению.

3. Конфликты - это инструменты социализации, потому особы юного возраста чаще идут на конфликт с окружающими.

4. Более половины молодежи склонно к абсолютно конформистскому поведению.

5. Треть опрошенных респондентов иногда способна отстаивать свои интересы.

3

В стране С. проведен социологический опрос на тему: «Какие семейные ценности для вас являются определяющими?». Полученные результаты опроса (в процентном отношении) представлены в таблице.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы.

1. Люди старше 50 лет считают, что главная ценность семейной жизни - дать возможность каждому члену семьи реализоваться как личность.

2. Молодежь предпочитает иметь крепкую материальную базу как залог благосостояния семьи.

3. Люди среднего возраста больше ценят материальное благополучие, чем возможность самореализации.

4. Количество людей, ценящих гармоничные отношения с другими людьми, с возрастом увеличивается.

5. Молодежь одинаково сильно обеспокоена своим финансовым состоянием и возможностью самореализоваться.

4

Социологические службы страны М. на протяжении ряда лет проводили опрос граждан (горожан и селян) с целью выявить, в какой мере органы государственной власти пользуются доверием населения. Гражданам задавался вопрос: «Какому из государственных институтов вы доверяете в наибольшей степени?». По результатам опроса была составлена диаграмма:


1. Жители сельской местности больше доверяют парламенту, чем президенту.

2. У горожан наибольшим доверием пользуется представительный орган власти.

3. Больше всего и селяне, и горожане доверяют органу исполнительной власти.

4. Максимальный уровень доверия у селян имеет правительство.

5. Низкий уровень доверия к правительству не зависит от места проживания граждан.

5


Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

6

В ходе социологического опроса его участникам предлагалось ответить на вопрос: «Что Вас более всего привлекает в работе?» Отдельные результаты опроса приведены в таблице (в %; участники опроса могли выбирать несколько ответов).

Какие выводы можно сделать на основе данных таблицы? Выберите нужные позиции из приведенного списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Приоритеты в оценке привлекательности работы за период между опросами не изменились.

2. Условия работы большинством опрошенных ценятся выше, чем ее возможности для творческого и профессионального роста.

3. За прошедший между опросами период менее всего выросло число тех, кто заинтересован в хорошем коллективе.

4. Опрос показал тенденцию к снижению значения творческого потенциала работы.

5. За период между опросами больше всего выросло число тех, кто ценит достойный заработок.

7

На рисунке отражена ситуация на рынке страховых услуг (R - цена, Z - количество). Проанализируйте изменение спроса (линия спроса A переместилась в положение A1). Чем может объясняться подобное изменение?

1. Повышением доходов потребителей.

2. Снижением выплат после наступления страховых случаев.

3. Стремительным увеличением числа страховых компаний.

4. Появлением большого количества недобросовестных страховщиков и посредников.

5. Введением обязательного страхования имущества.

8

В стране Q было проведено социологическое исследование на предмет разделения обязанностей по домашней работе среди мужчин и женщин. Респондентам задавали вопросы: «Вы лично выполняете какую-либо работу по дому? Если да, то сколько времени это у Вас занимает?».

Результаты опроса (в процентах от числа опрошенных) приведены на диаграмме.


1. Пятая часть мужчин, принимавших участие в опросе, не выполняет работу по дому.

2. Среди женщин доля тех, у кого работа по дому занимает мало времени, больше доли тех, у кого работа по дому занимает много времени.

3. Равные доли мужчин и женщин затруднились ответить.

4. Больше трети опрошенных мужчин ответили, что работа по дому занимает много времени.

5. Среди женщин доля тех, кто затруднялся ответить, больше доли тех, кто не выполняет работу по дому.

9

Школьникам и их родителям в городе С был задан вопрос: «От каких факторов зависит уровень развития образования в современном мире?». Полученные данные представлены в диаграмме.

Факторы, влияющие на уровень развития образования

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1. Развитие образования в большей степени зависит от существующей в стране системы законодательства.

2. На уровень развития образования одинаково влияет правовая система и семейное воспитание.

3. Семейное воспитание не имеет весомого влияния на уровень развития образования.

4. Каждый восьмой из опрошенных не смог определиться с ответом.

5. Большинство опрашиваемых респондентов уверены, что развитие образования напрямую связано с экономическим уровнем жизни общества.

10

В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, проживающих в населённых пунктах разного типа, им задавали вопрос: «Для чего Вам, Вашей семье прежде всего нужен садовый/ дачный/ приусадебный участок?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.


1. Большинству сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы обеспечить свою семью продуктами питания.

2. Среди горожан доля тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы отдыхать, больше доли тех, кто таким образом вкладывает деньги.

3. Равные доли опрошенных каждой группы отметили, что садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен им для того, чтобы общаться, приглашать друзей.

4. Равным долям опрошенных сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы общаться, приглашать друзей и чтобы вложить деньги.

5. Среди тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы вложить деньги, доля горожан больше, чем доля сельских жителей.

Задание soc24

Результаты опроса, отраженные в диаграмме, бы¬ли опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса?

1) Экономические реформы в стране Z. потерпели неудачу.
2) Правительству страны Z. следует проводить социально ориентированную политику.
3) Лишь отдельные группы населения могут быстро адаптироваться к меняющимся социально- экономическим условиям.
4) Население больше всего беспокоит вопрос передела собственности в условиях перехода к рынку.
5) Правительству страны Z. следует более активно бороться с последствиями инфляции и безработицы.

Ответ: проверить

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Значение семейных ценностей в стране Z. снижается.
2) Люди среднего возраста в этой стране менее восприимчивы к воздействию СМИ.
3) С возрастом происходит переоценка влияния отдельных факторов на формирование личности.
4) Взгляды большинства жителей данной страны основываются на научных представлениях о мире и человеке.
5) По мере взросления люди полнее осознают роль школы в формировании своей личности.


Ответ: проверить


Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Средняя школа нуждается в дальнейшей модернизации для повышения качества подготовки всех учеников.
2) Школьная подготовка, в глазах большинства россиян, более значима для человека, чем дальнейшее профессиональное образование.
3) Под влиянием появившихся в последние годы телефильмов, отрицательно изображающих школьные будни, значимость школьного образования снизилась.
4) В обществе растет понимание роли и значения школьного образования для будущего профессионального роста.
5) Школьное образование в сознании россиян устойчиво относится к важному социальному лифту.


Ответ: проверить

Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Роль телевидения как источника информации по сравнению с предыдущим периодом существенно возросла.
2) Интернет остается малодоступным источником
информации для людей пожилого возраста.
3) Значение печатных изданий как источников информации снижается из-за удорожания газет и журналов.
4) В ближайшем будущем Интернет вытеснит печатные средства массовой информации.
5) Главным источником информации для всех возрастных категорий населения является телевидение.


Ответ: проверить

Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса?
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z. за десятилетие возросли темпы жилищного строительства.
2) Граждане страны Z. стали больше ценить возможность собственного заработка для поддержания семьи.
3) Государство расширило направления поддержки многодетных и неполных семей.
4) Государству следует больше внимания уделять строительству новых дошкольных учреждений.
5) В обществе страны Z. снизилась ценность семьи и брака.


Ответ: проверить

Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране идет процесс формирования гражданского общества.
2) За 9 лет произошли существенные изменения в оценке различных факторов, влияющих на благополучие людей.
3) Число сторонников лозунга «Человек - сам кузнец своего счастья» со временем не меняется.
4) Понятие «справедливое общественное устройство» большинством опрошенных толкуется одинаково.
5) Большая часть населения связывает личное благополучие с внешними факторами.

В 2000, 2005 и 2009 годах в стране Z. проводился социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: *От чего в большей степени зависит благополучие человека?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.


Ответ: проверить

Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На протяжении десятилетий интерес к художественным музеям не уменьшается.
2) Тематические музеи востребованы узким кругом любителей и знатоков.
3) Граждане проявляют интерес к условиям жизни прошлых поколений.
4) В современном обществе растет число людей, не посещающих музеи.
5) Музеи природы можно перепрофили ровать или закрывать - они не интересны современным людям.


Ответ: проверить

Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Уровень образования и использование Интернета в качестве источника информации неразрывно связаны.
2) За последнее десятилетие существенно снизилась роль радио как источника информации.
3) С ростом образования снижается значение та¬кого источника информации, как рассказы родственников и друзей.
4) Среди печатных изданий наибольшим спросом пользуются ежедневные газеты и еженедельники.
5) В ближайшие годы число тех, кто использует Интернет в качестве источника информации, возрастет во всех слоях населения.

В 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Откуда, из каких источников вы чаще всего узнаете о том, что происходит в стране и мире (участники могли выбирать не более двух позиций)?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.


Ответ: проверить

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.
В 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологический опрос среди жителей крупных городов России. Предлагалось назвать 2-3 наиболее престижные профессии и столько же наиболее доходных профессий. Полученные данные (в %) представлены в таблице.

Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредствен¬но вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Престиж профессии врача за последнее десятилетие существенно вырос.
2) Большинство профессий, выделенных опрошенными как наиболее доходные, связаны с экономической сферой деятельности.
3) В середине прошлого десятилетия юридические профессии входили в число наиболее популярных в обществе.
4) Оценка общественным мнением престижа раз-личных профессий за последние годы резко изменилась.
5) При выборе профессии для большинства опрошенных более значим престиж профессии, чем ее доходность.


Ответ: проверить

В стране Z в 2013 г. было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Бывает ли так, что в обсуждении со своими родными и знакомыми каких-либо проблем Вы ссылаетесь на мнения ученых, научные факты?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в графической форме.

Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ.
Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Научное знание как аргумент не является определяющим для людей в их общении с окружающими.
2) Научное знание в сознании людей вытесняется мифологией.
3) В стране целесообразно больше популяризировать науку и ее достижения.
4) Количество ученых в стране за последние годы сократилось.
5) Наука не изучает проблемы повседневной жизни людей в обществе.

Ответ: проверить

Задания 23 и 24 проверяют умения находить социальную информацию в различных источниках, анализировать ее данные и делать выводы.

Рассмотрим на примере.

Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания 23 и 24.

В стране Х. был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где вы живете?» результаты опроса в % от числа опрошенных приведены в таблице.

23. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мнение о том, что экологическая обстановка в их местности очень плохая разделяют более четверти опрошенных граждан

2) большинство опрошенных граждан считает экологическую обстановку в своем городе очень хорошей

3) около трети опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своем городе

4) более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своем городе как очень хорошую

5) большинство населения не задумывается о состоянии экологии в их городах и затруднилось ответить на поставленный вопрос.

Ответ_______

Приступая к выполнению заданий такого типа, следует внимательно проанализировать все приведенные социологические данные и сначала отобрать те выводы, которые точно не соответствуют результатам опроса. В задании это утверждения 2, 4 и 5 (4,8% и 2,2% от участвовавших в опросе не может считаться большинством, а упомянутых в четвертом выводе «более половины», то есть более 50%, в данной таблице не указано вовсе).

Далее следует выбрать те выводы, которые точно соответствуют данным таблицы. В задании это позиции 1 и 3 (четверть от 100% — это 25%, а указанные 28% соответствуют утверждению «более четверти»; треть от 100% — это примерно 33% и указанные 37% соответствуют данному утверждению).

Таким образом, в ответе могут быть указаны цифры: 13.

Необходимо обратить внимание на то, что таблица (или диаграмма) относится к двум заданиям 23 и 24.

24. Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) среди населения страны Х. нет единства мнений по вопросам экологической обстановки

2) правительству страны Х. можно посоветовать увеличить финансирование программ по экологическому просвещению граждан

3) экология является самой острой проблемой для экономики страны Х.

4) основная масса населения недовольна отсутствием возможности жить в благоприятной экологической обстановке

5) при развитии производства должен быть усилен экологический контроль

Ответ______

Примерно одинаковое количество жителей страны Х оценивают экологическую обстановку в стране скорее как хорошую (28,1%) и как очень плохую (28%), при этом большое количество жителей страны (37,1%) оценивают ее как скорее плохую. Можно сказать, что единство мнений среди граждан страны Х. нет. Таким образом, вывод 1 – правильный.

Выводы 2, 3 и 5 не вытекают непосредственно из данных таблицы, они связаны с ними косвенно.

А вывод 4 непосредственно вытекает из данных опроса и отражает недовольство населения экологической обстановкой в стране.

Задания 22 проверяют умение устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями.

Рассмотрим на примерах:

Установите соответствие между реформой, революцией и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

В каждом ряду (столбце) заданий на соотнесение дано три-четыре элемента (положения), которые и требуется «соотнести», то есть к каждому понятию подобрать определение или пример.

Сначала нужно ознакомиться с содержанием обоих рядов и определить известные вам элементы, а после этого подумать над оставшимися положениями (элементами). Ответ записывается цифрами под соответствующими буквами. Обратите внимание: на экзамене эти цифры нужно перенести в бланк ответов №1 – записать их справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Разберем задание.

Реформа – преобразование, вводимое законодательным путем. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы – укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несет за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и увеличение доходов.

Революция – поворот, переворот, превращение – радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, открытый разрыв с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения отличают от эволюции (где развитие происходит более медленно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ). Следовательно, относим к чертам реформы позиции А и Б, к чертам революции – В и Г.

Установите соответствие между фактами политической жизни и видами демократии: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры

Непосредственная (прямая) демократия – осуществление народом власти через формы непосредственного волеизъявления. По Конституции РФ (ст.3) «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Сочетание представительной и непосредственной демократии – высшее проявление полновластия народа. Непосредственная демократия обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении страной, дополняет постоянно действующую централизованную представительную систему. Характерные черты непосредственной демократии: это одна из форм участия граждан в осуществлении народовластия; право на участие в непосредственном волеизъявлении имеют лица на основе гражданства, проживания на определенной территории, членства в трудовом коллективе или иных объединениях граждан; прямое волеизъявление оформляется актами непосредственной демократии.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей или через систему народного представительства. Принято считать, что представительная демократия включает: формируемые (избираемые) непосредственно населением представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления (в РФ к ним относятся Федеральное Собрание, представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований и др); многообразные демократические институты, характеризующие взаимоотношения избирателей и избранных лиц и органов (работа депутата в избирательном округе, связи и контакты избранных лиц с соответствующими политическими объединениями и др); разнообразные демократические формы внутриорганизационной деятельности представительных учреждений (проводимые публично и гласно сессии, заседания представительного органа власти и др).

Итак, референдум и выборы главы партии относим к проявлениям прямой демократии; выборы в Госдуму и делегирование представителя от инициативной группы – к фактам представительной демократии. Ответ записываем в виде последовательности цифр: 1212.

Задания 21 проверяют умение сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и отличия.

Рассмотрим на примерах:

В приведенном списке перечислены черты сходства и черты различия понятий «общество» и «природа». Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

  1. В широком смысле это весь материальный мир
  • Это естественные условия обитания человека
  • Это окружающая человека среда
  • Это совокупность всех людей

Выполняя задания такого типа, прежде всего необходимо уточнить основные черты обоих упомянутых в нем понятий. В данном случае это понятие «общество» и «природа». Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира. Природа – весь окружающий человека мир, природно-географическая среда обитания. В этих определениях есть сходные черты: и то и другое является окружающей человека средой и одновременно частью материального мира. Поэтому можно указать ответы 1 и3 в колонке «Черты сходства».

Из двух оставшихся характеристик ответ 2 относится к понятию «природа», а ответ 4 – к понятию «общество». Следовательно, эти ответы могут быть отнесены в колонку «Черты различия». Готовый ответ будет выглядеть как последовательность цифр 1324 без пробелов и знаков препинания.

В приведенном списке перечислены черты сходства и черты различия корпоративного и партнерского предпринимательства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

  • Является участником рыночных отношений
  • Является товариществом, принадлежащим нескольким лицам
  • Является хозяйственным обществом, объединением лиц и капиталов
  • Главная цель деятельности – извлечение прибыли путем оказания услуг и продажи товаров

Напомним основные черты указанных типов предпринимательской деятельности. Партнерский тип предпринимательства – это товарищество, принадлежащее нескольким собственникам. Товарищество (партнерство) – объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении. Для товарищества характерно: фиксированный состав участников; долевое участие в предприятии; личная неимущественная ответственность участников.

Корпорация – основанное на долевом участии в капитале хозяйственное общество, объединение лиц и капиталов для производства товаров и услуг. Существуют разные типы корпоративных объединений. Наиболее распространенным является акционерное общество, выпускающее ценные бумаги: акции и облигации. Держатели акций являются совладельцами и имеют право на участие в управлении, а держатели облигаций, получающие фиксированный доход, выступают в роли кредиторов и не принимают участия в управлении акционерным обществом. Главная отличительная особенность акционерного общества состоит в свободной циркуляции его ценных бумаг на открытом рынке. Юридически корпорация принадлежит акционерам, но они редко заняты в управлении ею. Чаще всего их управленческое воздействие ограничивается выборами руководящих органов корпорации и участием в определении стратегии хозяйственной деятельности. Потенциально держатели акций могут оказывать влияние путем смены руководства. Реальная власть сосредоточена в руках управляющих, повседневно осуществляющих руководство корпорацией.

Исходя из вышесказанного, сначала выделим общие черты двух форм предпринимательства. Участники обеих форм предпринимательства являются субъектами рыночных отношений, главная цель которых – получение прибыли за оказанные услуги и созданные товары, то есть черты сходства 1 и 4.

Теперь выбираем черты различия. Партнерское предпринимательство – это товарищество, принадлежащее нескольким лицам, а корпоративное – хозяйственное общество. Записываем ответ 1423.

В приведенном списке перечислены черты сходства и черты различия понятий «форма правления» и «политический режим». Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

  1. Зависит от формального источника власти в стране
  2. Является одной из характеристик формы государства
  3. Зависит от методов осуществления государственной власти
  4. Может видоизменяться с течением времени

Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов. Форма правления показывает, как создаются высшие органы власти в государстве; их структуру; какие принципы лежат в основе взаимодействия государственных органов; как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны, в какой мере обеспечены права и свободы граждан.

При этом необходимо отличать понятие «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим – это скорее социологическая характеристика государства, характеризующая взаимоотношения по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает, как формируются органы государственной власти (с точки зрения процессуальных моментов) и как данные органы взаимодействуют друг с другом.

Политический режим – совокупность методов, приемов и форм осуществления политических отношений в обществе. Политический режим – это методы осуществления политической власти, мера участия граждан в управлении, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степень политической свободы в обществе, открытость или закрытость политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическое состояние правового статуса личности.

Политический режим – это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определенный период.

Следовательно, позиции 2 и 4 характерны для обоих понятий, позиция 1 относится только к понятию «форма правления», а позиция 3 – только к понятию «политический режим».

«Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны». Ф.Аквинский

Проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом.

Смысл высказывания: главным проявлением сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.

Способы сознательного регулирования поведения человека. Свобода и ответственность в поведении человека. Пределы, в которых осуществляется выбор. Роль социальных санкций в формировании определенного типа поведения людей в обществе.

Примеры: 1. Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора. 2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности.

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г. Белинский

Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: человек – живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты. Понятие социализации, ее этапы, механизмы, направления. Агенты социализации. Роль социального контроля в формировании личности.

Примеры: 1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю. 2. Факты существования детей-маугли.

«Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования». Лао-Цзы

Проблема, поднятая автором, ее актуальность: проблема характера взаимоотношения государства и граждан, степени легитимности государственной власти является актуальной в условиях современных политических процессов, происходящих в мире.

Смысл высказывания: автор утверждает, что степень уважения и готовности населения подчиняться государственной власти зависят прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество.

Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: какими качествами обладают правители – великие мудрецы? При каких условиях государственная власть не раздражает общество? Государство должно выражать интересы всего общества, чтобы не было угнетенных. Оно должно реализовывать принцип социальной справедливости. Преобладающим методом должно стать убеждение, а не принуждение. Нравственный, моральный облик правителей, их преданность делу, строгое соблюдение закона.

Примеры: 1. Реализация идеи социального партнерства в современных Швеции, Дании, Австрии, основанного на согласии и взаимной ответственности бизнеса, власти, наемных работников. В Дании самые высокие в мире налоги, а жители этой страны считают себя самыми счастливыми людьми. 2. Противоположным примером является фашистская Германия: дискриминационная, агрессивная политика Гитлера привела к расколу немецкого общества, многочисленным жертвам и краху государства, что тяжелым бременем легло на плечи простых граждан.

«Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого» М. Бакунин

Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: понятие свободы. Границы свободы. Свобода и ответственность. Социальные гарантии свободы. Закон как ограничитель свободы в правовом государстве.

Примеры: 1. Право слушать музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 23.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей. 2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определенных санитарных норм, установленных законом.

«Культура есть неотвратимый путь человека и человечества» Н. Бердяев

Проблема, поднятая автором, ее актуальность: проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования. ИЛИ проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения и развития человечества.

Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: понятие культуры в широком и узком смысле слова. Виды культуры: индивидуальная, коллективная. Типология культуры: народная, массовая, элитарная. Проблема диалога культур. Роль культуры в формировании личности индивида.

Примеры: 1. Школьница пишет стихи, занимается живописью – она вносит свой вклад в культуру. 2. Проявления молодежных субкультур (ЭМО, готы, панки). 3. Рок-опера «Юнона и Авось» — сочетание церковного песнопения, симфонической музыки с современной инструментальной музыкой.