Психология человека от рождения до смерти под ред а реана. От рождения до смерти

Дорога жизни

Наша жизнь — длинная дорога. Когда ты молод, она кажется бесконечной, а ты живешь с ощущением, что у тебя все впереди и что в твоем распоряжении много времени, так много, что даже не знаешь, как его использовать и чем заполнить.

На закате жизни, когда большая часть этой дороги уже пройдена, ты оглядываешься назад и видишь, что годы пролетели, словно один миг. Осознаешь, что времени у тебя было не так уж много, а осталось совсем мало.

Длинную дорогу жизни человек прокладывает сам по моделям, данным Природой и Судьбой. Эти модели Пути предусматривают свои периоды движения и свои остановки, бесчисленные возможности, задачи и испытания, которые даются на каждом этапе, чтобы тот, кто по пути идет, прежде всего рос и развивался. Что из всего этого использует сам человек и какой в конечном итоге получится его дорога, зависит от его собственных усилий и стремления понять, почему и ради чего он ее строит. Таков философский подход к теме, которую мы обсуждаем.

Этапы жизненного Пути

Возраст в философии — это один из периодов, этапов, или циклов, развития человека. Наступление каждого возраста сопровождается физиологическими изменениями в организме, но это лишь видимая часть айсберга. Гораздо интереснее то, что одновременно происходит на плане психическом и умственном и как это влияет на образ жизни человека. Для философии ключевым является еще один вопрос: как в каждом цикле происходит духовное развитие человека и как оно влияет на его судьбу и предназначение?

Три точки зрения

Возраст — понятие очень конкретное, но в то же время и относительное. Смысл, который вкладывает в него человек, зависит от того, что он считает главным в жизни.

Если для вас возраст — это «количество лет от рождения», подтверждающее, что ваше физическое тело (а это естественный процесс) постепенно, но безостановочно стареет, и если вы видите свое счастье в том, чтобы подольше выглядеть молодым и красивым, — боюсь, ничем порадовать вас не смогу. Ваше счастье будет недолгим: даже лучшие пластические хирурги рано или поздно оказываются бессильными перед могущественными законами Природы.

Быть может, вы принадлежите к числу тех, для кого существуют два «возраста» — «молодость», которая длится до тех пор, пока ты свободен, пока живешь для себя, старательно избегая ответственности, трудностей, испытаний и принятия решений; и «конец молодости» — когда «счастливая» жизнь заканчивается, потому что появляются разные ответственности, проблемы и серьезные жизненные задачи, и это становится причиной хронической депрессии и неудовлетворенности собой.

Тогда, скорее всего, вы просто отказываетесь взрослеть. Некоторые психологи называют таких людей стареющими детьми... Не слишком лестно, тем более что другие при этом считают вас не молодым, а трогательно беспомощным или смешным, даже если вам и не так много лет.

А быть может, вы связываете понятие возраста прежде всего с состоянием души и сознания и меньше всего с физиологическими изменениями человеческого организма. В таком случае ваш подход глубоко философский.

Молод тот, у кого независимо от возраста живое сердце, живой и ищущий ум, кто сохраняет молодость души. Его жизнь наполнена смыслом, который он находит благодаря непрестанным поискам и усилиям, сильно, тонко и глубоко проживая все, что с ним происходит, благодаря богатству его внутреннего мира. И преждевременно быстро стареет человек любого возраста, если его сердце черствеет, душа и ум опустошены, а жизнь лишена смысла.

Молодым остается любой, кто не признает и преодолевает барьеры, ограничения, мешающие проявлять лучшие качества ума, души и сердца. Старым становится любой, кто попадает в ловушку подобных ограничений и обстоятельств.

Возрастные циклы

Cогласно многим древним и современным философским и религиозным учениям, астрологическим и психологическим концепциям, жизнь человека устроена по образу и подобию жизни Природы и Вселенной. Она лишь один большой цикл существования внутри других, еще более великих циклов таинственного процесса Эволюции, которые не может постичь ограниченный человеческий ум.

Философы древности говорили о семи важнейших семилетних возрастных циклах (они считаются, начиная с рождения), в каждом из которых даются условия для развития одного из семи планов существования человека. Таким образом, в течение жизни он получает все возможности для целостного и разностороннего развития своего Духа, ума и тела.

Эту древнюю концепцию существенно расширила современная астрология, в особенности известная Школа гуманистической астрологии. Швейцарский астролог А. Руперти называет возраст плодотворной почвой, в которой созревает глубокий опыт и пробуждается сознание человека, раскрываются сокровища его Души, проходящей естественные этапы своего развития. Он обращает внимание на то, что в разных возрастных циклах одно и то же событие часто приобретает совершенно иные значения: меняется его смысл, меняются реакция человека, уроки, которые он должен извлечь, и качества души и ума, которые должен раскрыть.

Астролог Д. Радьяр находит интереснейшую связь между полным циклом целостного развития человека в течение жизни и полным, 84-летним, циклом планеты Уран.

Цикл Урана, применительно к жизни человека, астрологи делят на этапы по-разному: говорят о семи циклах по 12 лет, о 12 циклах по семь лет и о трех циклах по 28 лет. Чаще всего рассматривают 12 циклов по семь лет. Радьяр же советует рассматривать первые 10 семилетних циклов, от 0-го до 70-го года, так как после этого начинается повторение на другом уровне того, что уже было пройдено.

Годы «экзаменов»

Если цикл Урана делить на три периода по 28 лет, тогда ключевыми для развития человека становятся 0-й (год рождения), 28-й, 56-й и 84-й годы жизни. Их называют критическими, переломными в самом глубоком смысле слова — именно в эти годы даются самые сильные испытания, подводящие черту под тем, что уже было прожито, пройдено. В них есть самое настоящее гамлетовское «быть или не быть?».
От того, как будут сданы эти жизненные экзамены, зависит, переменится ли коренным образом судьба человека, шагнет ли он в новую жизнь или останется в старой, осудив свою душу на медленное умирание, пусть даже и безболезненное.



Маленький, только что родившийся человечек еще не приспособлен к новым условиям жизни в материи, и поэтому, как говорят легенды, Судьба дает ему друга и помощника, неземное существо — ангела-хранителя. Согласно древним традициям, у каждого ребенка до семи лет есть свой ангел-хранитель. Он оберегает малыша от всех опасностей жизни, пока тот не станет на ноги, и, самое главное, помогает сохранять связь с миром небесным, откуда ребенок пришел, и миром его собственной души. Если внимание ребенка еще не поглощено полностью материальными вещами и увлечениями, если его душа еще не очерствела и сохранила непосредственность и чистоту, то общение с ангелом-хранителем может стать началом становления его внутреннего мира. Так возникают первые вопросы о смысле жизни, о прекрасном и о мироздании, рождаются первые мечты и стремления, и на всю жизнь сохраняется тяга к сокровенному и волшебному.

Все это отражается в играх, рисунках, рассказах ребенка, и из них родители могут получить ценнейшую информацию о другой, сокровенной, стороне жизни своего малыша.

Такая внутренняя чуткость, способность видеть глазами сердца и чувствовать душу существ и вещей достигнет кульминации в пять лет, чтобы затем резко уменьшиться, а после семи лет вообще исчезнет, если ее не укрепить в детском сознании до того, как начнется школьный возраст.

Все остальное мы опускаем, добавляя лишь только одно. Не потакайте капризам своего чада! Еще до школы ребенок должен понять, что он не центр вселенной! Если не удастся привить ему элементарное понимание того, что можно и чего нельзя, потом справиться с ним будет очень трудно, а эмоциональные всплески могут продолжаться всю жизнь.

Возрастной период до семи лет чрезвычайно важен, ибо все, что происходит в это время, так или иначе отразится на дальнейшей жизни. Если, например, в этом возрасте в пище ребенка не будет кальция, то потом будет страдать организм. Если в жизни ребенка не будет хватать любви, тепла и родительского авторитета, дружбы и понимания, то всю дальнейшую жизнь человек будет чувствовать себя обделенным и будет испытывать огромнейшие трудности, строя взаимоотношения с другими людьми и пытаясь приспособиться к социальной среде. Но если в этом возрасте ребенку не будет хватать пищи для души — вся его жизнь может пройти впустую, он может так никогда и не понять, для чего родился и ради чего жил.

Ребенок в этом возрасте начинает весьма четко осознавать свое внутреннее «я» и отделять себя от своего окружения. Одновременно и постепенно в нем пробуждается важная потребность: оценивать, рассуждать, вести себя как взрослый и стремиться, чтобы таковым его и воспринимали.

Мудрость сердца заменяется логикой головы, а внутренний диалог с душой существ и предметов — диалогом с внешним миром. Свой вклад в этот значительный перелом в сознании вносят телевидение, школа, семья и окружающая среда, то есть вся система воспитания, система норм и принципов социального поведения, а также законов, отражающих конкретную жизненную действительность, которую он должен постепенно осваивать.

Поэтому в таком возрасте чрезвычайно важна роль родителей и взрослых как учителей и наставников, чей авторитет опирается не на показательную порку или показательное поощрение, а на глубокое взаимное доверие: когда есть тот, кто знает больше — пример, своего рода идеал, и тот, кто знает меньше, кто этот пример признает и потому ему следует.

В возрастном цикле 7-14 лет в ребенке пробуждаются основные энергетические ресурсы и потенциалы, поэтому он становится очень активным, динамичным, подвижным, причем такими же динамичными, активными и подвижными становятся и его ум и внутренний мир. Мало кто из взрослых замечает пробуждающийся в этом возрасте духовный голод, растущую жажду познания. Ребенка интересует все — от устройства мира до строения автомобиля... Его любознательность животрепещуща, искренна, заразительна. Она дает замечательную возможность и родителям — тряхнуть стариной, вернуться в молодость, почувствовать удивительный, неподдельный интерес ко всему, что происходит. А прекраснее всего, когда мы вдруг перестаем понимать, кто кого подталкивает к открытию — ребенок нас своим детским интересом и способностью удивляться или мы его вдохновением взрослого человека, в котором вновь заговорила душа ребенка.

И возможно, упуская этот шанс, мы осуждаем своих детей на жизнь бездарную.

От 14 до 21 года
Каждому возрастному циклу присущи свои проблемы, но кризис подросткового периода отличается ото всех остальных. Своим масштабом, драматизмом и количеством втянутых в него персонажей он напоминает настоящую трагедию, — Шекспир отдыхает!

С одной стороны, бурная реакция, капризы, переживания, непредсказуемое поведение и мышление, романтические всплески и серьезное увлечение то одним, то другим и тут же — депрессия, пассивность, лень, замкнутость, переживания по поводу своих «свежеосознанных» комплексов, столь прославивших подростковый возраст.

Весь сыр-бор разгорается из-за того, что, несмотря на ускоренный рост, физиологическое созревание и явные внешние признаки взрослого человека, наш герой во многом остается еще ребенком, наивным и беспокойным и в глубине души желающим, чтобы его опекали, защищали, огораживали от трудностей жизни. С другой стороны, он прекрасно осознает, что детство уже кончилось. Что он уже зрелый человек — таким он должен выглядеть в своих глазах и, что особенно важно, в глазах окружающих. И если ребенок в подростке берет верх, то взрослый в нем тут же пытается избавиться от этого ребенка, старается его не показывать.

Все это становится причиной растерянности и неуверенности в себе. Пытаясь скрыть их и желая выглядеть уверенным, подросток бросается из крайности в крайность, неестественно себя ведет.
Представление его о себе — идеализированное, а требования к себе и к окружению — завышенные. Это в первую очередь касается внешности, которая становится основным предметом забот.

Особенно тяготит в этом возрасте чувство сексуальной неполноценности. «А вдруг у меня что-то не так?» — подобным вопросом часто задаются подростки, а попытка ответить на него порождает дополнительные комплексы и страдания: страх первого раза, робость, стеснительность, боязнь оказаться не на высоте, опасения, что негармоничные пропорции и недостатки его тела вызовут смех...

В этом возрастном цикле родители не должны оставлять ребенка без поддержки и допустить, чтобы он боролся с проблемами в одиночку. Равнодушие не ускорит преодоления таких кризисов. Спокойные, серьезные беседы успокоят подростка, помогут разобраться во множестве вопросов и, что самое важное, не зацикливаться на подобных переживаниях. Родители должны показать, что в жизни зрелого человека есть нечто другое, более важное, интересное и вдохновляющее... Иначе мы рискуем вырастить невротичного и патологически озабоченного своей персоной человека.

Чтобы помочь подростку открыть для себя иные горизонты, не нужно ничего придумывать: его внутренний мир постоянно расширяется и наполняется самыми разнообразными интересами, тонкими переживаниями прекрасного, романтическими мечтами и грезами. Взрослым нужно только помочь подростку раскрыть сокровища его внутреннего мира. Ведь он по сути своей неисправимый романтик и идеалист. Он живет высокими чувствами и вдохновением, а поэтому иногда ощущает силы свернуть горы, только дай ему волю!

Душа подростка — та благодатная почва, на которой появляются первые ростки подлинных способностей, талантов, стремлений и откровений. Потом они будут формировать его внутренний стержень и смысл жизни.

И самое главное: если на предыдущем этапе ребенок нуждался в родителе-учителе, то сейчас ему нужен родитель-друг. Ему нужен тот, кто мог бы стать зеркалом его чувств и переживаний, тот, кому можно доверить любую тайну. Подросток открывается только тем, кто затронул какую-то тонкую струну его души, его внутреннего мира. С остальными он будет вести себя формально, чутко чувствуя фальшь и неискренность, иногда воспринимая попытку приблизиться как «атаку на себя»... В ответ рождается отчужденность, которая может перерасти в протест. Родители должны относиться к подростку как ко взрослому, не забывая, что приближаться к нему нужно медленно, искренне и не требуя ничего взамен.

Как правило, все благополучно завершается к 18-19 годам, с достижением совершеннолетия. Перед юношей и девушкой стоит уже другая задача — стать самостоятельным и независимым как физически, так и психически, особенно по отношению к родителям и семье.

Считается, что молодой человек в этом возрасте вполне уже может отвечать за свои поступки. Может жениться, голосовать, выбирать себе профессию и увлечение, работать и обеспечивать себя, жить самостоятельно. Вот она, долгожданная свобода: выбираю кого хочу, делаю что хочу, сам являюсь хозяином своей судьбы и управляю ею по собственному усмотрению, хочу — делаю глупости, хочу — беру себя в руки, никто надо мной не стоит, ни перед кем я не должен отчитываться!.. Все так, есть лишь одно маленькое «но».

В этом возрасте достигает своей кульминации сложный процесс становления «полноправного члена общества». Со взрослым молодым человеком общество уже не церемонится, оно снимает все маски, и становится видно, что им правят жестокие законы джунглей и что на самом деле у тебя есть лишь два пути: либо приспосабливаться к этим законам, воспринимать их как неизбежное зло, если хочешь жить спокойно и благополучно, либо все-таки сражаться за собственную индивидуальность и моральные критерии, зная, что рискуешь в любой момент быть уничтоженным этими же законами.

В этом суть кризиса жизненного цикла 21-28 лет, в этом самая главная задача великого экзамена на зрелость — выжить любым способом, но не погубить душу. В этой борьбе за выживание лицом к лицу сталкиваются два основных жизненных начала: материальное и духовное. От того, какое из них окажется сильнее, какое победит, зависит дальнейшая судьба человека.

Она может решиться благодаря одной вспышке интуиции, одному действию по велению сердца, но точно так же мы можем разрушить ее собственными руками, если наша интуиция, наши душа и сердце «не сработают» в нужный момент.

В этом возрасте мы похожи на людей, собирающихся строить дом. Все, что происходит с нами на этом этапе, все наши усилия, откровения и познания становятся «строительным материалом», который мы собираем по крупицам. Строить само здание мы начнем только в следующем цикле жизни. Но именно из того материала, который накопили в период 21-28 лет, — это нужно помнить. Потом находить недостающие элементы будет гораздо сложнее.

От 28 до 35 лет
Часто мы слышим коронную фразу: «Я себе поставил срок — 30 лет. К этому времени надо многое успеть: погулять и остепениться, насладиться свободной жизнью и создать семью, пожить на средства родителей и найти высокооплачиваемую работу, защитить кандидатскую, быть может, даже докторскую».
Будто после 30 лет жизнь заканчивается и то, чего не успеешь достичь до этого срока, уже вряд ли догонишь потом. В результате совершается много крупных ошибок, принимаются поспешные решения, возникает уйма конфликтов и комплексов. Мы хотим сидеть на нескольких стульях одновременно, хотим иметь все и сразу — и не получаем ничего. Наша жизнь превращается в постоянную гонку и суету, дни расписаны по минутам, и все равно нам не хватает времени. Так же часто мы позволяем себе другую крайность — рутину, скуку, пассивность, вплоть до периодической депрессии, причина которой — внешняя и внутренняя усталость.

Но в редкие моменты остановки дает о себе знать наша вторая натура, вытесненная куда-то глубоко в подсознание. Рвется наружу душа романтика, поэта, художника, и в эти мгновения мы себя не узнаем. Уж очень сильна необъяснимая внутренняя ностальгия.

Душа просит любить по-настоящему и быть любимой, просит чистоты сердца и чистоты отношений, просит приключений, просит красоты во всех ее проявлениях. Музыка, стихи, книги, природа — все это вновь становится актуальным. Порой рвется наружу наша душа философа и ученого, жаждущего познаний. Вдруг мы начинаем задавать вопросы о Боге, о смысле жизни, о предназначении. Вдруг осознаем, как узок наш кругозор и сколько интересного мы не знаем и упустили. Нам хочется учиться, познавать, развивать способности и таланты, открывать мир и людей.

Задача возрастного цикла 28-35 лет в том, чтобы этим глубоким и искренним потребностям и устремлениям души дать волю, раскрыть, развивать и укрепить их.

Ибо таким образом судьба дает нам Шанс найти себя, открыть свой Путь, открыть ту или иную грань своего смысла жизни. Именно в этом возрасте его легче всего увидеть, и, как ни странно, именно в этом возрасте жизненные обстоятельства позволяют хотя бы малую толику того, что открылось, осуществить.

Если шанс упускается, если наша вторая натура не получит нужной пищи, чтобы развиваться, — до 35 лет последствия будут почти минимальными: останется лишь глубокая ностальгия по настоящей, подлинной жизни и неудовлетворенность собой. Но уже в следующем возрастном цикле, после 35 лет, она может превратиться в глубокий кризис — знаменитый «кризис среднего возраста».

Шансы в данном возрасте не падают с неба, а приходят вместе с фундаментальным переосмыслением всего, что было до этого, и сопровождаются довольно непростыми испытаниями.

Все сваливается в кучу — с одной стороны, много важных и непростых проблем, которые надо одновременно решить, при этом все обычные, стереотипные способы их решения уже не годятся. С другой стороны, судьба вдруг посылает возможности, которых раньше не было. Каждая из них имеет свои «за» и «против», а от нас требуется сделать выбор, четко осознавая, что он единственно правильный и уже надолго.

На самом деле выбор, который мы делаем, всегда один и тот же: либо голова, либо сердце. Либо мы выбираем стабильную и спокойную жизнь, оставляя без внимания потребности души и сердца, осуждая себя на жизнь пустую и бессмысленную. Либо мы выбираем потребности души и сердца, жертвуя многим из того, что обеспечивало нам стабильную и спокойную жизнь.

Наш выбор должен быть сознательным и самостоятельным. Мы сами должны понять, нашли мы или нет, не ошиблись ли в очередной раз, отвечая за свои решения и поступки. Правильное решение невозможно принять, не ответив на два вечно актуальных вопроса: 1) что меня не устраивает в прежней жизни и почему (критерий — потребности души и сердца), 2) что для меня самое важное, почему, для чего и ради кого я живу (критерий тот же)...

Найти свой путь нелегко. Нужно запастись терпением и упорством, ибо предстоит пройти долгий путь проб и ошибок. Главное не сдаваться прежде времени и не идти на компромиссы со своей душой, сердцем или совестью. Удача — это всегда награда за смелость, упорство, веру, терпение и, конечно, любовь.

Так или иначе, если до этого периода в человеке все еще сражались материальное и духовное начала, то в данном возрасте он уже созрел для того, чтобы выбрать, окончательно и бесповоротно, одно из двух.

Недаром говорится, что все последующие возрастные циклы являются своеобразным продолжением цикла 28-35 лет и то, что потом произойдет, во многом зависит от того, как мы прожили этот ключевой период нашей жизни, что в нем открыли и какие приоритеты расставили.

От 35 до 42 лет
В этом периоде человек переживает знаменитый «кризис среднего возраста» или «кризис середины жизни», который становится естественным продолжением неполноценно прожитого предыдущего — ключевого — этапа жизни, печальным последствием всех упущенных в нем возможностей.

Мы вновь начинаем думать о том, о чем «надо было думать раньше», и задаваться вопросами, на которые следовало раньше искать ответ.

Подобный кризис у каждого проходит по-своему. Но рано или поздно душу вновь начинают терзать вопросы: «А зачем все это?», «А моя ли это жизнь?», «По тому ли пути я иду?», «Для чего я существую?», «Для чего вообще всё?». Человек чувствует себя очень одиноким — внутренне и порой внешне. И больше всего тяготит ощущение, что времени для «настоящей жизни» остается мало и что нельзя, как раньше, ее откладывать «на потом».

Процессы, происходящие во время кризиса, лишь косвенно связаны с внешними обстоятельствами. Поэтому многие психологи согласны с тем, что подобный кризис не возрастной, а глубоко духовный.

Как говорил К. Г. Юнг, в этом возрасте человек вновь получает возможность услышать голос своей Души, своей Самости. Он сам и его жизнь должны коренным образом измениться, и для этого созданы все условия. Духовность должна занять место рассудочности, Мудрость сердца — место логики ума.

На самом деле кризис среднего возраста — это еще один шанс все изменить. Если он преодолевается благополучно и мы находим недостающие звенья, нужные для того, чтобы наша жизнь обрела новый смысл, его результатом может стать глубокое духовное перерождение, расширение сознания, новое видение мира и своего предназначения, обретение индивидуальности. Это подтверждает опыт многих выдающихся людей, которые пережили острый духовный кризис примерно в 40 лет. По этой же причине многие люди примерно в 40 лет меняют семью, профессию, образ жизни и начинают все с нуля.

Нередко, к сожалению, человек умудряется проспать эту возможность, заглушить голос своей Души. Однако от себя не убежишь. Печальные последствия ждут того, кому это удается. Из таких людей могут получиться мелочные, озлобленные и растерянные старики, чья одинокая жизнь будет заполнена лишь болезнями, сплетнями и ожиданием смерти.

Даже для тех, кто уже нашел смысл жизни и любимое дело, этот период оказывается отнюдь не простым. Мало найти смысл, мало знать, куда мы идем и что хотим, — теперь уже надо всему этому соответствовать. «Кризис середины жизни» в таком случае проявляется в болезненном осознании несоответствия между высотой и красотой того дела или предназначения, которое человек выбрал, и его реальными способностями и возможностями. И вновь начинаются те же глубокие переосмысления, попытки стать лучше и делать лучше, преодолевать границы познания и возможностей, разрушать стереотипы.
И вновь то же старание по-другому услышать голос Души, по-новому открывать других людей и окружающий мир.

От 42 до 49 лет
Ни для кого не секрет, что к этому возрасту взаимоотношения с близкими обычно превращаются в привычку, теряют свойственную им теплоту, нежность, глубину и силу. Периодически любые взаимоотношения требуют своего переосмысления, возобновления или возрождения. Данный возраст дает уникальный шанс сделать это раз и навсегда или по-новому полюбить своих любимых, если все эти годы наше чувство выдерживало все испытания. И для этого придется вновь ответить на вопрос: «Что нас связывает, что объединяет, что держит вместе? Привычка? зависимость друг от друга? материальная выгода? дружба? любовь? ответственность за других? общие дело, стремления, мечты? или и то, и другое, и третье?»

Если в предыдущем цикле пришлось раз и навсегда ответить на вопрос, что главное в моей жизни, то в данном возрасте раз и навсегда надо ответить на вопрос: что главное в моих отношениях с близкими людьми и окружающим миром?

Этот возраст дает уникальнейший шанс вновь познать Любовь — самые разные ее формы и состояния — и укрепить узы сердца, связывающие нас с другими людьми.

Супруги, сумевшие пройти вместе через все кризисы, к 45 годам ощущают обновление чувств и отношений, и не потому, что неожиданно меняются в лучшую сторону, просто они перестают обвинять друг друга в собственных проблемах.

В этом возрасте любовь может стать не только жизненным стержнем, но и неиссякаемым источником творческого вдохновения и сил.

Благодаря уверенности, что мы не просто востребованы, а нужны другим, у нас может родиться множество новых идей, начинаний и творческих планов, которые принесут благо многим.

Учитывая удивительные возможности, открывающиеся в этом возрасте, нужно помнить не только что любви все возрасты покорны, но также что любовь нельзя заменить суррогатами. Поэтому не погружайтесь в виртуальную реальность сериалов и любовных романов и не стройте иллюзий, что она станет заменой того, что упущено в жизни. Также (особенно это касается мужчин) не думайте, что знакомство с молодой особой, перед которой можно самоутвердиться, почувствовать себя человеком еще не утратившим физической привлекательности и потенции молодости, автоматически «обеспечит» любовь. Не пытайтесь убежать от своего возраста, не убеждайте себя и других, что вы моложе, чем есть на самом деле. Зрелый возраст обладает своей красотой и силой, которые мало кого оставляют равнодушным.

От 49 до 56 лет
Если в течение 14 предыдущих важнейших лет человек успешно решает задачи, которые ставит перед ним судьба, если перестает цепляться за физическую молодость и не старается любым способом вернуть ее (порой выставляя себя на посмешище), если несет свой возраст с достоинством и благородством, то судьба его щедро за это вознаграждает. Отнимая молодость у тела, она возвращает молодость душе.
И жизнь словно начинается заново, становится гораздо интереснее, чем когда-либо прежде. Быт сознательно отодвигается на второй план, а все заветные мечты молодости, которые прежде казались несбыточными, вновь дают о себе знать и находят свое выражение в новых поисках, начинаниях и открытиях.

Часто именно в этом возрасте рождаются гениальные идеи, изобретения и произведения, в которых наиболее полно проявляются все духовные силы и творческие потенциалы уже мудрого человека, накопленные за долгие годы.

Перед нами зрелый и умудренный опытом юноша, с огнем в глазах, с интересным мировоззрением и идеями, с энтузиазмом, жизнерадостностью и динамизмом, которым можно позавидовать. Недаром Платон отдавал предпочтение этому возрасту, а людям, сумевшим использовать его шансы и достичь кульминации своего духовного и творческого развития, отводил особую роль в своем идеальном государстве.
Когда многих людей этого возраста, нашедших себя и живущих полноценной жизнью, спрашивали, не хотели бы они вернуться в молодость, они счастливо и категорически отказывались.

Все остальные варианты прохождения возрастного цикла 49-56 лет, мягко говоря, не вдохновляют и порой имеют весьма печальные последствия. Как правило, человек убегает в прошлое, очень любит вспоминать, как тогда было хорошо и как сейчас плохо, и ничего не делает, чтобы что-то изменить. Порой становится похожим на состарившегося, инертного, пассивного, ленивого и капризного подростка. Порой — на замученное жизнью существо, на которое свалились все беды мира, обвиняющее государство и собственное окружение во всех своих неудачах, требующее, чтобы ему вернули все, чем он когда-то пожертвовал.

От 56 до 63 лет
Теперь особенно важным и трепетным становится вопрос, который до этого времени жил где-то глубоко в подсознании: «Что останется после меня?», «Кому передать все, что я прожил, понял, достиг?», «Кто продолжит мое дело, кто будет растить посаженное мной дерево?». Очень актуальными становятся преемственность, передача опыта, продолжение любимого дела. И этот возраст предоставляет свой уникальный шанс — укрепить узы с теми, кого мы с глубокой радостью можем назвать своими единомышленниками и даже преемниками.

Это особенно красивый, счастливый и наполненный период жизни, если мы не изолируемся и не цепляемся за свои мелкие проблемы и требования. Мы находим родственных душ, если до сих пор не нашли, или по-новому узнаем тех, кто все эти годы был рядом с нами. Мы ощущаем особое единство, прочные узы души и сердца (которые уже никому не разорвать, даже смерти) со всеми, кто с нами смотрел и смотрит в одном направлении, разделяя идеи, взгляды, трудности, радости и горести, совершая подвиги.

Возрастной этап 56-63 года дает шанс найти свою стаю, свою духовную семью. Это еще одно счастливое подтверждение того, что твоя жизнь имеет смысл, ибо ты очень глубоко и сильно вновь осознаешь, для чего и ради кого ты живешь и будешь жить, покуда хватит сил.

Потому этот возраст раскрывает в человеке особое качество личности, или оно усиливается до полноты проявления, если уже пробуждено, — качество учителя.

Человек щедро делится своим опытом, знаниями, любовью, чувствуя глубокую ответственность за тех, кто останется после него, и учит других в первую очередь собственным примером и образом жизни. Это дает особые силы: появляются словно ниоткуда духовные, умственные и энергетические ресурсы, о которых человек раньше не догадывался и которые иначе никогда бы не проявились. Это придает ему особую внутреннюю красоту, изысканность, благородство, озаряющие и его внешность. Люди тянутся к нему и не могут им не любоваться. «Как этот человек красив!» — порой говорят о нем, и эти слова далеко не всегда слышат о себе люди гораздо более молодые.

Осторожно: чтобы не упустить шанс данного возраста, не следует ограничиваться только попыткой укрепить родственные связи или решить проблему, кому оставлять потом и кровью нажитое имущество, — иначе можно пережить сильное и глубокое разочарование!

Все остальные варианты прохождения этого возрастного периода ничем не радуют, а проблемы уже очевидного старения лишь только усугубляются. Нетерпимость, капризы, взрывы эмоций, болезни, жесткие взгляды, старые страхи и стереотипы, догматизм, разного рода зависимости — все это становится непростой проблемой.

От 63 до 70 лет
Перед тем как погрузиться в зимний сон и вновь проснуться весной, природа радует наши сердца красотой золотой осени. Возрастной цикл 63-70 лет — это золотая осень нашей жизни, когда должно проявиться самое лучшее, прекрасное, сильное и самое ценное, что мы можем отдать, то, благодаря чему нас будут помнить всегда. Это своего рода итог всех прожитых лет, оценка и показатель качества пройденного нами пути.

Наше физическое и душевное состояние, наши действия в данном возрастном цикле будут зависеть от этих итогов и этой оценки. Внутренне удовлетворение от пройденного пути дает возможность раскрыться новым духовным и творческим потенциалам, которые выливаются в уникальные итоговые жизненные достижения. Отчаяние, вызванное осознанием, что все было не так, а теперь ничего не изменишь, может стать страшным тормозом. Это состояние очень опасно, поскольку человек отказывается понимать, что как раз в конце жизни он может очень красиво все начать сначала.

Поэтому следует прислушаться к ценному совету: необходимо проявить и использовать лучшие качества души, ума и сердца, применить весь накопленный положительный опыт. Это чрезвычайно важно и очень нужно для того, чтобы достойно завершить дело жизни, если оно у нас было, или найти его, если всю жизнь мы прожили бессмысленно, — это уникальнейший шанс искупить все, наверстать упущенное, обрести внутреннее спокойствие и уйти достойно.

Это уже и возраст утрат — умирают друзья, родные, любимые... Приближается время, когда в любой момент нас могут позвать туда. Необходимо постепенно готовиться ко встрече с вечностью и определить свое отношение к смерти. Так или иначе, совершенно бесполезно поддаваться страху, ужасу и отрицанию или прятать все эти чувства под маской равнодушия. Чем быстрее мы поймем, что от смерти еще никто не убежал не потому что это конец, а потому что это красивейшая встреча с Вечностью и продолжение существования, тем быстрее перед нами откроется еще один уникальный шанс этого возраста. На склоне жизни, когда уже пора готовиться к уходу и пока мы еще здесь, наша душа получает возможность открыть таинства существования за пределами материи, сокровенный смысл жизни, лежащий за гранью физических форм и ощущений, логики и интеллектуальных теорий, который не объяснишь никакими словами, но зато можешь прожить Сердцем в преддверии встречи с Вечностью.

После 70 лет
Если мы прожили полноценную жизнь и использовали многие шансы, которые давала нам судьба, то после 70 лет наша жизнь только начинается, причем далеко-далеко за пределами обыденного.

Великий немецкий поэт И. В. Гете говорил: «Счастлив человек, который может связать конец своей жизни с ее началом». К этому можно только добавить слова американского психотерапевта К. Витакера: «Бернард Шоу сказал, что юность — такое прекрасное время жизни, что стыдно тратить его в юности. Я бы добавил сюда, что старость — такое прекрасное время, что стыдно ждать его так долго!»

Приложение

Большой жизненный цикл от 0 до 70 лет делится на два основных этапа — восходящий и нисходящий (каждый из них, в свою очередь, делится на пять семилетних циклов), а кульминацией, точкой поворота от одного к другому, является возраст 35 лет.

Восходящий этап называют еще этапом Молодости или Весны Жизни, так как до 35 лет постепенно раскрываются все жизненные силы и потенциалы. К. Г. Юнг называет его «этапом экстраверта»: вся энергия человека, все его психические, умственные и творческие потенциалы направлены вовне. Основные цели, которые ставятся до 35 лет, чаще всего связаны с решением задач социального плана: образование, брак, семья, материальное благополучие, общественный статус, карьера, взаимоотношения.
Основная проблема этого периода, часто становящаяся причиной серьезных ошибок и упущений, — поверхностность и суета или, наоборот, рутина, отсутствие глубоких и сильных внутренних переосмыслений, которые могли бы изменить дальнейшую судьбу человека.

После 35 лет, с началом нисходящего этапа, человек даже физиологически постепенно меняется, а энергии, динамичности, выносливости и юношеского пыла и азарта становится все меньше и меньше. Многие ошибочно думают, что это начало внутреннего старения, не понимая, что это — великий шанс для нелегкого, но зато коренного изменения жизни. Отныне и впредь все силы и все развитие человека направлены в глубины его души. Он должен посмотреть на себя самого и на окружающий мир другими глазами, открыть то, чего раньше не видел и не понимал, и, меняясь соответственно, выработать новые, более серьезные и глубокие критерии. Такова задача этого этапа.

Не случайно психологи говорят о тяжелейшем кризисе среднего возраста и в то же время о возможности внутреннего возрождения и возобновления. Задача перед человеком стоит не из легких: он должен проявить все умственные, творческие и духовные потенциалы, которые уже созрели в его внутреннем мире и требуют воплощения. Это касается всех сторон жизни: взаимоотношений, работы, семьи, творчества, планов, грез и стремлений души.

Человек получает шанс осуществить все сокровенные мечтания молодости — не так, как это виделось тогда, а в другой, новой форме, иногда неожиданной, но всегда более реальной и более вдохновляющей душу.

Уран в астрологии имеет огромное символическое значение. Это загадочная планета великих духовных приключений как на коллективном, так и на индивидуальном плане. Уран одновременно вдохновляет и зовет к поиску Пути, смысла, великих истин и возвышенных Идеалов и мечтаний, к преодолению ограничений пространства и времени, к новым идеям и созиданию. Он ведет человека в глубь его собственной души, к познанию себя. Это путь не пассивный, а творческий и динамичный. Уран ведет — через преодоление испытаний и трудностей — к откровениям и переосмыслениям, к глубоким переменам, к открытию новых горизонтов; помогает увидеть цель еще в начале Пути и вдохновляет на упорное и терпеливое преодоление всех внешних и внутренних ограничений. Он пробуждает в человеке самое ценное — его индивидуальность.

Юность и Старость — два конца длинной дороги жизни... «Если бы молодость знала, если бы старость могла» — приходится слышать от разных людей и не всегда соглашаться. Не преждевременно ли вздыхать и грустить? Зачем отнимать у молодежи прекрасную возможность, которую дает жизнь: учиться, познавать и в течение долгих лет раскрывать безграничные способности своей души и своего ума? Зачем обижать стариков и отнимать у них возможность действовать и творить лишь по причине их преклонного возраста? Для чего же они долгие годы усваивали уроки жизни, преодолевали себя, если огромный опыт, который они приобрели, никому не нужен и его некому передать?

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ

МЛАДЕНЧЕСТВО ДЕТСТВО ЮНОСТЬ ВЗРОСЛОСТЬ СТАРОСТЬ

ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ А. А. РЕАНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«прайм-ЕВРОЗНАК»

Издательский Дом «НЕВА»

МОСКВА

ОЛМА-ПРЕСС» 2002


Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И. А. Часть I: глава 12. Зинченко В. П. Часть I: глава 13. Костромина С. Н. В частях VI-VIII: глава 3. Маклаков А. Г. В частях II, IV-VIII: глава 1; часть III: глава 2. Петанова Е. И. В частях II, IV, VI-VIII: глава 4; часть III: глава 5. Прокофьева В. А. В частях II, IV-VIII: глава 2; часть III: глава 3. Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава 6. Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава 4. Розум С. И. В частях II, IV-VIII: глава 5; часть III: глава 6. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А. Часть II: глава 6. Фельдштейн Д. И. Часть III: глава 1.

П 86 Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»). ISBN 5-93878-029-2

Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека. Книга разделена на восемь частей, каждая из которых описывает особенности психологии данного возрастного периода по следующим векторам: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, поведенческие особенности, особенности Я-концепции. Особое внимание в книге уделено вопросам возрастной периодизации и детской и подростковой агрессии.

Состав авторского коллектива этой книги - уникален. В работе над книгой принимали участие девять докторов и пять кандидатов психологических наук. Из них трое - академики и двое члены-корреспонденты Российской Академии образования (по отделению психологии). Данный труд представляет взгляды разных психологических школ страны.

Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук.

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ

Редакторы М. Геркусова, О. Терехова

ЛП № 000370 от 30.12.99 ИД № 05761 от 04.09.01

Подписано в печать 26.03.2002. Формат 70 х 108 1 /ie. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 57,4. Уч.-изд. л. 58,9. Доп. тираж 4000 экз. Заказ № 4067.

«прайм-ЕВРОЗНАК». 191126, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., 28/30

Издательство «ОЛМА-ПРЕСС Инвест». 129075, Москва,

Звездный бульвар, д. 23А, стр. 10

Отпечатано с готовых диапозитивов в полиграфической фирме «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ». 103473, Москва, Краснопролетарская ул., 16


© Аверин В. А. 2001 © Прокофьева В. А. 2001

© Виленская Г. А. 2001 © Реан А. А. 2001

© Дандарова Ж. К. 2001 © Реан А. А. Составление,
© Деркач А. А. 2001 общая редакция. 2001

© Зазыкин В. Г. 2001 © Розум С. И. 2001

© Зимняя И. А. 2001 © Сергиенко Е. А. 2001

© Зинченко В. П. 2001 © Фельдштейн Д. И. 2001

Психология человека от рождения до смерти

Под общей редакцией А. А. Реана

Аверин В. А. Часть I: главы 1 – 11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И. А. Часть I: глава 12. Зинченко В. П. Часть I: глава 13. Костромина С. Н. В частях VI–VIII: глава 3. Маклаков А. Г. В частях II, IV–VIII: глава 1; часть III: глава 2. Петанова Е. И. В частях II, IV, VI–VIII: глава 4; часть III: глава 5. Прокофьева В. А. В частях II, IV–VIII: глава 2; часть III: глава 3. Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава 6. Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава 4. Розум С. И. В частях II, IV–VIII: глава 5; часть III: глава 6. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А. Часть II: глава 6. Фельдштейн Д. И. Часть III: глава 1.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Аверин В. А., 2014

© Виленская Г. А., 2014

© Дандарова Ж. К., 2014

© Деркач А. А., 2001

© Зазыкин В. Г., 2001

© Зимняя И. А., 2001

© Зинченко В. П., 2001

© Костромина С. Н., 2014

© Маклаков А. Г., 2014

© Петанова Е. И., 2014

© Прокофьева В. А., 2014

© Реан А. А., 2014

© Реан А. А., составление, общая редакция, 2014

© Розум С. И., 2014

© Сергиенко Е. А., 2014

© Фельдштейн Д. И., 2001

© ООО «Издательство АСТ», 2015

АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич

Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики, декан факультета клинической психологии С.-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии. Автор более 100 работ по проблемам профессионального становления и развития личности.

ДАНДАРОВА Жаргалма Кимовна

ДЕРКАЧ Анатолий Алексеевич

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования и Правительства РФ в области образования, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 250 работ по проблемам психологии профессионального развития личности, психологии управления и социальной психологии.

ЗАЗЫКИН Владимир Георгиевич

Профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, доктор психологических наук, заслуженный деятель науки РФ, действительный член Международной академии акмеологических наук. Автор более 150 работ по проблемам психологии профессионального развития.

ЗИМНЯЯ Ирина Алексеевна

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, заведующая отделом исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования РФ. Автор более 230 работ по проблемам психологии общения, психолингвистики, педагогической психологии.

ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, почетный член Американской академии искусств и наук. Автор более 300 работ по проблемам инженерной психологии, детской психологии, психологии развития человека, теории и методологии психологии. Многие работы изданы на английском, немецком, испанском, японском и других языках.

КОСТРОМИНА Светлана Николаевна

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор около 100 работ по проблемам педагогической психологии, психодиагностике и психологии развития детей.

МАКЛАКОВ Анатолий Геннадьевич

Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии, декан факультета психологии Ленинградского государственного областного университета. Автор более 200 работ по проблемам общей психологии, психологического обеспечения профессиональной деятельности в особых условиях и проблемам психологической адаптации.

ПЕТАНОВА Елена Ивановна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психотерапии.

ПРОКОФЬЕВА Виктория Альбертовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Ленинградского государственного областного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психологии профессиональной адаптации.

РЕАН Артур Александрович

Профессор, доктор психологических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, председатель научно-координационного Совета РАО по вопросам семьи и детства, директор федерального проекта «Крепкая семья». Автор более 300 работ по проблемам социальной и педагогической психологии, психологии личности, психологии агрессии.

РОЗУМ Сергей Иванович

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам общей психологии и психологии личности.

СЕРГИЕНКО Елена Алексеевна

Профессор, доктор психологических наук, член международного общества по изучению младенцев, заведующая лабораторией когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор более 150 работ по проблемам психического развития.

ВИЛЕНСКАЯ Галина Альфредовна

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор работ по проблемам психического развития.

ФЕЛЬДШТЕЙН Давид Иосифович

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, вице-президент Российской академии образования. Автор около 300 работ по проблемам социального развития личности, психологии подростка, проблемам возрастной и педагогической психологии. Десятки его работ переведены на иностранные языки и изданы во многих странах мира.

Обзор основных теорий развития

История исследований развития

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И. М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей».

Вскрытые Дарвином движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода психического развития детей. Начало таким исследованиям положил сам Дарвин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка – Додди.

Изучая его поведение, Дарвин углубил свои представления об эволюции врожденных форм человеческого общения.

Как отмечают Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволюционная теория оказала значительное влияние на формирование идей психологии развития. Главная из них состояла в том, что развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Человек наконец был признан частью природы, что потребовало изучения сходства и различия между ним и животными. Кроме того, теория Дарвина обратила внимание на биологические основы человеческой природы, генезис человеческого сознания.

В 1888 г. в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» – первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическому направлению, – книга, в которой автор описал тщательные наблюдения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых трех лет.

Наиболее крупные достижения в этой области пришлись на первую треть ХХ в., и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Бине, Дж. Болдуин Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, З. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. П. Нечаев, Г. А. Фортунатов и др.


Психология человека от рождения до смерти

Под общей редакцией А. А. Реана

Аверин В. А. Часть I: главы 1 – 11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И. А. Часть I: глава 12. Зинченко В. П. Часть I: глава 13. Костромина С. Н. В частях VI–VIII: глава 3. Маклаков А. Г. В частях II, IV–VIII: глава 1; часть III: глава 2. Петанова Е. И. В частях II, IV, VI–VIII: глава 4; часть III: глава 5. Прокофьева В. А. В частях II, IV–VIII: глава 2; часть III: глава 3. Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава 6. Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава 4. Розум С. И. В частях II, IV–VIII: глава 5; часть III: глава 6. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А. Часть II: глава 6. Фельдштейн Д. И. Часть III: глава 1.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Аверин В. А., 2014

© Виленская Г. А., 2014

© Дандарова Ж. К., 2014

© Деркач А. А., 2001

© Зазыкин В. Г., 2001

© Зимняя И. А., 2001

© Зинченко В. П., 2001

© Костромина С. Н., 2014

© Маклаков А. Г., 2014

© Петанова Е. И., 2014

© Прокофьева В. А., 2014

© Реан А. А., 2014

© Реан А. А., составление, общая редакция, 2014

© Розум С. И., 2014

© Сергиенко Е. А., 2014

© Фельдштейн Д. И., 2001

© ООО «Издательство АСТ», 2015

АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич

Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики, декан факультета клинической психологии С.-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии. Автор более 100 работ по проблемам профессионального становления и развития личности.

ДАНДАРОВА Жаргалма Кимовна

ДЕРКАЧ Анатолий Алексеевич

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования и Правительства РФ в области образования, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 250 работ по проблемам психологии профессионального развития личности, психологии управления и социальной психологии.

ЗАЗЫКИН Владимир Георгиевич

Профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, доктор психологических наук, заслуженный деятель науки РФ, действительный член Международной академии акмеологических наук. Автор более 150 работ по проблемам психологии профессионального развития.

ЗИМНЯЯ Ирина Алексеевна

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, заведующая отделом исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования РФ. Автор более 230 работ по проблемам психологии общения, психолингвистики, педагогической психологии.

ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, почетный член Американской академии искусств и наук. Автор более 300 работ по проблемам инженерной психологии, детской психологии, психологии развития человека, теории и методологии психологии. Многие работы изданы на английском, немецком, испанском, японском и других языках.

КОСТРОМИНА Светлана Николаевна

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор около 100 работ по проблемам педагогической психологии, психодиагностике и психологии развития детей.

МАКЛАКОВ Анатолий Геннадьевич

Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии, декан факультета психологии Ленинградского государственного областного университета. Автор более 200 работ по проблемам общей психологии, психологического обеспечения профессиональной деятельности в особых условиях и проблемам психологической адаптации.

"Когда они так насладились обширным небесным удовлетворением чувств, и результаты их благочестивых действий истощены, они возвращаются на эту смертную планету снова. Так те, кто ищет чувственного удовлетворения, придерживаясь принципов трех Вед, достигают лишь повторяющихся рождений и смерти".

Это похоже на то, как россияне иногда ездят отдыхать в Турцию, Эмираты или еще куда-то. Заработав денег, он поезжает туда. Но когда проходит несколько дней и его деньги или виза заканчивается, он должен...

В Тибете, когда я был еще мал, я слышал рассказ о Крише Готами, молодой женщине, которой повезло жить во времена Будды. Когда ее первому ребенку было около года, он заболел и умер. Убитая горем, прижимая к себе его крошечное тело, Криша Готами бродила по улицам, умоляя всех встречных дать ей лекарство, которое возвратило бы ее дитя к жизни.

Одни пренебрегали, другие смеялись, некоторые считали ее сумасшедшей, но наконец ей встретился мудрец, сказавший, что единственный во всем мире, кто может...

Всё, что рождается, длится во времени и разрушается. Создание, сохранение, разрушение – это силы, творящие Вселенную; поэтому из того, что есть (таинства Бытия) в силу причин, которые составляют его природу, возникает то, что называется мир, включая человека.

У этого возникновения причин не существует. Творение – беспричинная причина. Мир – это факт переполнения того, что вечно, потенциально, бесконечно в самовыражении, создавая пространственно-временной континуум Вселенной. Так же устроено...

Вопрос: Прежде чем реализовать свою истинную природ, не нужно ли сначала быть личностью? Разве эго не имеет никакой ценности?

Махарадж: От личности мало пользы. Она глубоко вовлечена в свои собственные дела и не имеет ни малейшего представления о своём истинном бытии. Пока сознание свидетель не начнёт влиять на личность и она не станет объектом наблюдения, а не субъектом, реализация неосуществима. Именно свидетель делает реализацию желанной и достижимой.

В: Значит, в жизни личности...

Смерть и рождение - два предела. За этими пределами одинаковое что-то.

1
Когда подумаешь о том, что будет с душою после смерти, нельзя не подумать о том, что было с душою до рождения. Если ты идешь куда-нибудь, то, наверное, откуда-нибудь ты вышел. Так и в жизни. Если ты пришел в эту жизнь, то откуда-нибудь. Если будешь жить после, то жил и прежде.

2
Куда мы идем после смерти? Туда, откуда пришли. Там, откуда мы пришли, не было того, что мы называем своим "я", - от этого-то мы и не...

Чтобы понять, как трактуется смерть в буддизме, сначала остановимся на вопросе соотношения души и тела.

Некоторые исследователи (например, Г. Ольденберг), считают, что "буддизм отрицает существование тела". Действительно, можно вспомнить такой, к примеру, разговор Будды с учениками:

"Телесность, о бхикшу (обращение к ученикам), не есть "Я". Если бы телесность была "Я", о бхикшу, то эта телесность не могла бы подвергаться болезням, и относительно телесности можно было бы сказать: пусть...

Понятие смерти стало волновать человека, с тех пор как он осознал себя Homo Sapiens, то есть человеком разумным, то есть стал хоронить своих умерших. Человек - это единственное живое существо, на земле знающее о смерти, но еще не осознающее ее значение в полной мере.

Смерть осознается только теми жизнями, которые обладают самосознанием, и к великому сожалению неверно понимается только человеческими существами.

Что там за завесой, если там другая жизнь или все заканчивается здесь? Эти...

Смерть заберет каждого из нас, это факт, но нас сильнее беспокоит, если умирает близкий любимый человек, чем мысли о том, что мы сами когда-то умрем.

Смерть близкого человека – это обычно большая потеря, показывающая, насколько мы были к нему привязаны.

Сталкиваясь с этим явлением, человек может испытывать различные негативные эмоции и переживать неприятные состояния:

Состояние шока, ошеломление, онемение, растерянность. Обычно это бывает в первые минуты после получения печальной...