Упражнения для развития мышления. Развитие мышления, виды мышления, как развить мышление

Генри Форд

Когда человек задается вопросом о том, как развить мышление, то можно с полной уверенностью сказать, что он прекрасно понимает, какую роль оно играет в нашей жизни. А роль эта, поверьте, огромна. Благодаря развитому мышлению каждый из нас может добиться очень высоких результатов практически в любом деле, даже не обладая необходимыми для этого знаниями, поскольку хорошо развитое мышление легко приведет человека к любым нужным ему знаниям и позволит ему грамотно ими воспользоваться. Мышление – это самый важный инструмент для человека в этом мире. Существует много видов мышления, равно как и способов их развития. И у каждого вида мышления имеются свои достоинства и кое-какие, как правило, не очень существенные, недостатки. Мышление может быть: логическим, аналитическим, дедуктивным, индуктивным, системным, творческим и так далее. При этом любое мышление сводится к одному общему действию, которое позволяет ему функционировать. И чтобы развить мышление – необходимо научиться это действие эффективно выполнять. В этой статье я расскажу вам о том, что и как можно сделать, чтобы развить свое мышление.

Для начала давайте, друзья, выясним, что такое мышление. Как вы возможно знаете, существует довольно много определений мышления [как, впрочем, и всего остального в этом мире], каждое из которых отражает различные стороны, или аспекты этого, достаточно сложного класса психических процессов. И вне всяких сомнений, каждое из определений имеет большее или меньшее право на существование и каждое из них по-своему полезно. Я дам мышлению свое, как я считаю, наиболее правильное и точное определение, от которого мы в дальнейшем и будем с вами отталкиваться. Оно отличается от тех определений, которые вы можете найти в книгах на эту тему. Но меня оно вполне устраивает, и я надеюсь, что и вас оно устроит.

Мышление – это процесс поиска нужной и/или новой информации, или, если хотите, поиск истины, с помощью вопросов, которые человек сам перед собой ставит и затем движется в самых разных направлениях, чтобы найти несколько ответов на каждый из своих вопросов и выбрать из них наиболее с его точки зрения правильный ответ. Этот поиск должен осуществляться человеком как во внешнем, так и в его внутреннем мире. Или еще можно сказать так: мышление – это процесс переключения внимания человека с помощью поставленных им перед самим собой вопросов с одной информации на другую и установление логической связи между этими частями информации. Причем информация может быть не только реальной, но и вымышленной, когда человек сам придумывает что-то новое, то есть, придумывает новый ответ на свой вопрос. Качество мышления как раз-таки определяется способностью человека придумывать новую информацию, либо очень искусно манипулировать уже имеющейся у него информацией, чтобы найти решение какого-то вопроса, какой-то проблемы, найти что-то, о чем он еще не знает. То есть, новую информацию, новые знания – можно придумать, с помощью правильно поставленных перед самим собой вопросов.

Таким образом, все, что касается мышления, у нас сводится к умению человека ставить перед собой правильные вопросы и искать на них ответы. Причем, чем напряженнее, интенсивнее и сложнее этот поиск, тем качественнее и эффективнее мышление человека. А чем поиск информации проще, чем меньше человек задает вопросов самому себе и чем быстрее он находит наиболее легкие ответы на встающие перед ним вопросы, тем слабее его мышление. Скажем, если человек вообще не ищет новую информацию, когда перед ним встают какие-то вопросы, а довольствует готовыми ответами, которые ему известны и которые с его точки зрения являются не просто верными, а единственно верными, а на деле нередко оказываются поверхностными и устаревшими, то говорить о наличии у него хорошо развитого мышления просто не приходится. И другое дело, когда человек активно ищет или в некоторых случаях даже придумывает ответы на свои вопросы, то есть, создает новую информацию на основании уже существующей. В этом случае можно сказать, что мышление у него развито хорошо. Но поставить перед собой правильный вопрос, чтобы с его помощью прийти к другому правильному вопросу, а затем еще к одному вопросу, и так до тех пор, пока не будет найден нужный для решения конкретной проблемы или задачи ответ, очень непросто. Потому и невозможно по-настоящему хорошо развить свое мышление, с помощью разгадывания ребусов и головоломок, отгадывания кроссвордов, игры в шахматы, логических задачек, собирания кубика-рубика и тому подобных вещей. Это все детские игры для нашего мышления. Чтобы развиваться – оно должно работать над более сложными и одновременно грамотно поставленными задачами, занимаясь их решением с помощью правильно подобранных вопросов.

Давайте я вкратце объясню, как работает наше мышление. Наши мысли, если мы рассматриваем их как процесс, который мы называем мышлением – это своего рода крючки, которые связывают одни образы и понятия в нашей голове с другими образами и понятиями. Эту связь мы называем – причинно-следственной связью, когда из одного явления вытекает другое, или из одного утверждения другое. А образы и понятия – это виды информации, которыми мы оперируем. А вот когда мы рассматриваем наши мысли уже как информацию, которая в виде образов и понятий хранится в нашей голове, то с помощью вопросов и поиска на них ответов – мы устанавливаем причинно-следственные связи между этими мыслями [между ячейками информации] и с их помощью собираем общую картину видения мира или общую картину отдельно взятой ситуации. То есть, понимаете, друзья, наше мышление – это своего рода инструкция по работе с информацией, в основе которой лежат правильно поставленные вопросы.

Выше я сказал о том, что человек сам должен ставить вопросы перед собой, чтобы мыслить, но на самом деле мышление включается или лучше сказать, запускается, и при поиске ответов на чужие вопросы. Потому что чужие вопросы в свою очередь порождают вопросы в вашей голове. Ну вот, допустим, я задам вам такой вопрос: “Как мне разжечь костер?”, и вам уже нужно начать думать, начать искать информацию, чтобы что-то ответить мне. Как вы будете это делать? Вы тоже зададите себе вопрос – что и как вам лучше мне ответить. Вы можете сказать мне, что не знаете, как разжигаются костры, или можете предоставить мне нужную информацию по этому вопросу, если она у вас имеется, или еще что-то придумать можете, например, встречный вопрос задать: “Зачем тебе это нужно?”. Вот этот выбор, который вы будете делать, решая, что и как мне ответить – это процесс мышления, который будет состоять из поставленных вами перед самим собой вопросов и поиска ответов на них. Если вы очень хорошо обдумаете свой ответ, уделив ему достаточно внимания и перебрав все возможные варианты с целью нахождения лучшего, то ваше мышление будет осознанным, а если вы ответите на автомате, то ваше мышление будет бессознательным. Оно тоже состоит из вопросов и ответов, но они не попадают в поле вашего внимания, поэтому вы не можете их контролировать. Так что вопрос пришедший к вам извне неизбежно приведет к возникновению нескольких вопросов внутри вашей головы, которые запустят процесс мышления. Если этот вопрос будет сложным, то вам придется здорово повозиться с имеющейся у вас информацией, перед тем как найти подходящий ответ, при условии, что ваше мышление будет осознанным. Возможно, вам нужно будет как-то модернизировать имеющуюся у вас информацию, чтобы адаптировать ее под конкретную ситуацию, или вы можете задать уточняющие вопросы тому, кто задает вопрос или вопросы вам, чтобы лучше разобраться в том, на какой именно вопрос вам нужно искать ответ. Другими словами, все мышление строится на вопросах и ответах. Это если говорить упрощенно. А нам с вами этот вопрос усложнять ни к чему.

Как видите, друзья, дав определение мышлению, мы уже отчасти ответили на вопрос о том, как это самое мышление развить. Нужно правильные вопросы научиться перед собой ставить и уметь находить на них ответы, как правильные, так и неправильные. И затем уже определять, какой из найденных ответов может оказаться правильным. А для этого опять-таки, надо задаться правильным вопросом, который позволит вам еще дальше продвинуться и еще больше информации для себя прояснить. В общем, процесс мышления – это непростой процесс. Думать всегда было тяжело. Но делать это нужно.

Итак, что мы с вами выяснили. Мы выяснили, что для того, чтобы развить мышление – необходимо, во-первых, запустить его, а во-вторых, усовершенствовать его работу. Как запустить мышление? Для этого, как мы с вами узнали, необходимо поставить перед собой правильный вопрос. Какой вопрос можно назвать правильным? Правильный вопрос – это прежде всего вопрос о вопросе. Это самый первый вопрос, который вам нужно задавать себе, задумываясь над тем или иным вопросом. То есть, вы должны понять – зачем вам ломать голову над стоящим перед вами вопросом, зачем вообще углубляться в какую-то тему, с какой целью вы будете это делать? Понимаете, любого, даже самого умного человека – можно загрузить абсолютно бесполезной для него информацией, чтобы его мозг начал работать над ней, в ущерб более важным делам. Таким образом человека можно просто отвлечь от важных для него размышлений. Но мышление на то нам и дано, чтобы не допускать подобных ситуаций. Поэтому с помощью вопроса о том, зачем нам вообще над чем-то думать, мы можем контролировать свое мышление и использовать его себе во благо. Поэтому, повторю, вопрос о вопросе – это самый первый вопрос, который вам нужно перед собой поставить, чтобы правильно настроить свое мышление.

Далее вам нужно задуматься над тем, сколько может быть ответов на тот или иной вопрос, на который вы решили найти ответ. Чтобы не мыслить линейно и шаблонно – нужно шире смотреть на стоящие перед вами вопросы. Никогда не позволяйте себе довольствоваться только одним ответом на тот или иной вопрос – ищите как можно больше ответов, задавая себе вопрос о том, какими они, эти ответы, еще могут быть, помимо тех, которые вам уже известны. Чем больше вариантов вы найдете, тем лучше. Если вы не можете найти новые ответы – придумайте их. И неважно, насколько абсурдными они окажутся, главное, что они не позволят вам затормозить свое мышление, посредством прекращения процесса поиска ответов с помощью новых вопросов. А процесс этот обязательно должен длится как можно дольше, чтобы давать вашему мозгу нужную для его развития нагрузку, благодаря которой вы сможете, так сказать, прокачать свое мышление. Это как с мышцами – нельзя один раз отжаться или один раз подтянуться, чтобы заставить их расти и сделать их более выносливыми. Мышцы необходимо нагружать до тех пор, пока они не перейдут предел своих возможностей, чтобы адаптироваться к новым нагрузкам, только тогда они начнут расти и станут более выносливыми. И только тогда ваше мышление начнет развиваться, когда оно с помощью необходимой нагрузки будет выходить за пределы своих текущих возможностей. Поэтому задавайте себе вопросы и ищите, конструируйте, придумывайте на них ответы до тех пор, пока не почувствуете, что предел ваших мыслительных возможностей преодолен. Мозг должен привыкать выстраивать логические цепочки, создавать причинно-следственные связи, находить с их помощью новую информацию, генерировать новую информацию, соединять образы и понятия между собой и конструировать из них целостную картину мира или какого-то отдельно взятого явления. Так что старайтесь как можно реже принимать автоматические решения, какими бы верными они не были, чтобы не отучать свой мозг мыслить. Тренировать таким образом свое мышление вы можете постоянно, в любой ситуации – просто проявляя любопытство ко всему, что вас окружает и задавая себе все новые и новые вопросы о том, что вы хотите узнать.

И наконец, последнее, о чем я хочу рассказать вам в этой статье, но при этом не последнее в этом вопросе – это уже упомянутое мною выше любопытство, а также такая вещь как сомнения, или лучше сказать, состояние сомнения. С помощью сомнений и любопытства можно генерировать невероятное количество вопросов, поиск ответов на которые позволит вам активно развивать свое мышление. Любопытство побуждает человека заглянуть за пределы того, что ему известно. С его помощью человек может задаваться вопросами о самых разных вещах, о которых ему хотелось бы узнать как можно больше. А любопытство плюс сомнения, побуждают человека усомниться в тех истинах, которые ему уже известны. И тогда он задается очень важным, как для любого ученого, так и для каждого из нас вопросом: “Почему что-то устроено так, как устроено, и почему что-то работает так, как работает?” Так что любопытство помогает нам мыслить широко и далеко, а сомнения плюс любопытство помогают нам мыслить глубоко. Главное, чтобы у вас, друзья, возникали вопросы, и вы не довольствовались известными вам ответами на них, а искали на эти вопросы новые для вас и новые вообще ответы. Тогда ваше мышление будет работать и развиваться.

Не могу не сказать вам о том, что у меня есть очень интересная программа обучения, позволяющая развивать мышление. Она сводится как раз к описанным мною выше двум основным действиям – умению задавать себе вопросы и умению находить на них ответы с помощью других вопросов. Программа эта очень необычная, вы наверняка ни с чем подобным не сталкивались в своей жизни, потому что, насколько мне известно, мало где обучают умению задавать вопросы, тем более самому себе, в основном везде людей обучают чему-то с помощью готовых ответов. Так что кому интересно – можете попробовать прокачать свой мозг необычным, но очень полезным для развития мышления способом.

Напоследок я хотел бы вкратце сказать вам о том, какую пользу вы можете извлечь из очень развитого мышления, чтобы вы не теряли мотивацию к работе над его развитием. В наше время, друзья, знания уже не являются той силой, какой они были раньше. Они по-прежнему очень важны и их нужно получать, но на первое место по значимости выходит именно мышление. У кого оно более развито, тот и сильнее, или, если хотите, успешнее по жизни. А знания сегодня быстро устаревают, и они доступны многим. Сегодня практически все могут получить нужные знания, нужную информацию – в любое время и в любом месте. В тот же сотовый телефон можно загрузить столько информации, сколько вы за всю свою жизнь освоить не сможете. А поисковые системы отвечают на любые вопросы быстрее и точнее любого, даже очень умного человека. Поэтому не так важно много знать, куда важнее уметь правильно пользоваться имеющимися у вас знаниями и находить, или еще лучше, придумывать новые знания и создавать новую информацию. А чтобы продуктивно работать с разной информацией и извлекать из нее пользу – нужно обладать развитым мышлением. Именно оно поможет вам быстро решать любые проблемы и задачи.

Задачи на логику с ответами. Развитие мышления. Бесплатно. Без СМС

Задачи на соответствие

Тренируйте свои мозги задачами на соответствие. Это поможет вам в жизни в многих ситуациях

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

В психологии мышление определяется как психическая деятельность, направленная на обобщенное и опосредованное познание объективной действительности путем раскрытия связей и отношений, существующих между познаваемыми предметами и явлениями.

Развитие логического мышления — одна из главных задач всестороннего развития детей, которому следует уделять серьёзное внимание. Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, процесс поисков и открытия существенно нового. Развитое мышление даёт возможность ребенку понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе, общественной жизни и межличностных отношениях. Логическое мышление является основополагающим при достижении успеха в жизни. С его помощью человек способен проанализировать любую ситуацию и выбрать наилучший вариант действий в сложившихся условиях.

Логическое мышление необходимо постоянно тренировать, лучше всего — с раннего детства, чтобы избежать стереотипного мышления, которое свойственно основной массе людей. С помощью логического мышления вы сможете отделять существенное от второстепенного, находить взаимосвязи между объектами и явлениями, создавать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения.

Развитие мышления возможно с помощью задач на логическое мышление , которые мы вам предлагаем. Они способствуют:

  • увеличению скорости мышления
  • осмысленности мышления
  • повышению гибкости мышления
  • увеличению глубины мышления
  • развитию свободы и эффективности мышления

Взрослые также могут тренировать мышление с помощью игр на развитие мышления и задач на логическое мышление . Ведь возрастные проблемы с памятью и логикой - это результат бездействия и отсутствия умственных упражнений: человек либо использует свой мозг, либо деградирует.

Для определения уровня развития и качественных характеристик вашего мышления предлагаем пройти тест на логическое мышление. Качество мышления определяется следующими характеристиками:

  • быстрота мышления — это способность находить правильные решения в условиях недостатка времени
  • гибкость мышления характеризует умение изменить намеченный порядок действий при смене обстоятельств
  • глубина мышления — это степень проникновения в суть ситуации или явления и способность уловить и выявить логические связи между объектами задачи.

Эти качества в разной степени присутствуют у всех людей. Некоторые из них более значимы для решения теоретических задач, другие - для решения практических вопросов.

В процессе роста человека, при вхождении его в социальную жизнь развитие мышления происходит последовательно в несколько стадий:

  • предметно-действенное мышление, характерное для возраста от 1 до 3 лет - это мышление в виде практических действий. Дети в этом возрасте познают окружающий мир, пробуя предметы на вкус и запах, трогая руками, разбирая их и ломая.
  • наглядно-образное мышление более развито в возрасте от 4 до 7 лет, но присутствует и у взрослых людей в виде наглядных образов и представлений: зрительных, слуховых, тактильных. Наиболее развит такой тип мышления у людей творческих профессий (художников, музыкантов и т. п.).
  • абстрактно-логическое или отвлеченное мышление представлено в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. К примеру, математические термины «интеграл» и «производная» - это абстрактные понятия, которые не могут восприниматься органами чувств человека.

Процесс мышления включается, как правило, при возникновении какой-либо проблемы или задачи, решение которой может осуществляться различными способами в зависимости от уровня развития логического мышления. Самый примитивный приём — метод проб и ошибок, в процессе которого не происходит даже осознания проблемы, не говоря уже о построении тактики ее решения и проверки гипотез. У взрослых людей логическое мышление перерастает в умение исследовать поставленные задачи и определять цели, создавать план и способы достижения цели. Развитое мышление - это способность думать творчески, не пользоваться шаблонными знаниями, а изобретать и выдумывать что-то новое. Решение логических задач и игры на развитие мышления развивают не только логику, но и интеллект, фантазию, воображение.

Процесс логического мышления при решении задач включает несколько операций:

  • Сравнение - установление сходства и различия объектов.
  • Анализ - разделение элементов объекта на составляющие.
  • Синтез - объединение отдельных элементов в целое.
  • Обобщение - выделение общих признаков на основе сходства.
  • Абстрагирование - выделение какой-либо особенности объекта или явления, не существующей по отдельности от него.
  • Конкретизация - подчеркивание частного признака предмета.
  • Систематизация - мысленная классификация объектов и явлений по группам.

При решении задач на логическое мышление или в играх на развитие мышления соблюдайте этапность:

  • Мотивация, то есть желание победить.
  • Анализ условий задачи или игровой ситуации.
  • Поиск решения задачи на основе логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приёмов. В играх на развитие мышления иногда победе способствует простое озарение.
  • Доказательство и обоснование правильности решения.
  • Проверка решения; при необходимости - его коррекция.

Мышление - это способность человека рассуждать,

представляющая собою процесс отражения

объективной действительности

в представлениях, суждениях, понятиях.

Ожегов С.И.

Мышление - это новое сотворение мира.

Альбер Камю (1913— 1960),

французский писатель и философ.

Мышление — это внутреннее воссоздание мира.

Виктор Кротов

Интересуетесь, как развить логику? Значит понимаете, что без нее вам не прожить. Советы, игры и упражнения собраны для Вас в статье.

Умение логически мыслить – незаменимо, ведь благодаря ему можно находить выход из трудных ситуаций, просчитывать свои действия на несколько шагов вперед, предугадывать вражеские ловушки, находить быстрый путь на пути к успеху.

Если же вам повезло меньше, то следует разобраться с тем, как развить логику , ведь без нее жить в этом мире невозможно.

Что такое логика и как ее развить?

Само слово логика пришло к нам с древнегреческого языка, в котором λόγος переводится, как рассуждение или мысль.

Определений термина «логика» существует предостаточно, но я считаю, что наиболее верное из них – способность грамотно мыслить.

Если же рассматривать логику, как науку, то следует понимать, что это раздел философии, который изучает познавательную интеллектуальную деятельность человека.

Человек, который способен мыслить логически, может на основании имеющейся у него информации (пусть даже разрозненной и неточной), сделать правильный вывод и таким образом докопаться до истины.

Логика позволяет ознакомиться с нюансами изучаемого предмета, а не только получить общие знания.

Логические суждения были характерны для разных культур, но первооткрывателями логики, культурами, которые создали настоящий культ логики, стали китайская, древнегреческая и индийская, где труды об этой науке появились еще в IV веке до н.э.

Почему сегодня так много людей интересуется, как развить логику?


Естественно я, как и большинство гуманитариев, изучала логику в университете.

Этот предмет, казавшийся многим невероятно скучным и бесполезным, преподавала нам настоящая фанатка своего дела.

Преподавательница сумела достучаться до нас и объяснить, почему ее предмету следует уделить внимание и насколько умение логично мыслить пригодится нам в дальнейшем.

Я на всю жизнь запомнила слова своей преподавательницы логики:

Именно умение логически мыслить помогло нашим далеким предкам выжить среди подстерегающих их на каждом шагу опасностей. Первобытные люди, находясь в дичайшей обстановке, анализировали ситуацию, делали умозаключения и учились на собственных ошибках, что и помогало им не только выживать, но и развиваться.
Сегодняшний научно-технический прогресс, безусловно, приятен и полезен и я бы соврала, если бы сказала, что недовольна им и хотела бы вернуться к первобытному строю, но именно обилие компьютеров и другой техники в нашей жизни приводит к уничтожению логического мышления.
Человек настолько привык доверять машине, которая способна подумать за него, что не желает лишний раз напрягать свое мышление.
Глядя на все это, я думаю, что американские фильмы о подчинении роботами человечества не такие уж и фантастические.

К счастью не все готовы отказаться от логического мышления.

Многие люди предпочитают развивать логику, понимая, какой серьезный козырь они будут иметь перед теми, кто вообще разучился мыслить логически.

Для чего нужно стараться развить логику?


Логическое мышление пригодится вам в любом виде деятельности.

Даже уборщица должна понимать, что ей нужно мыть полы, двигаясь от дальней стены к выходу, потому что, если она начнет мыть полы наоборот, то будет уничтожать свою работу собственными грязными ногами.

А уж руководителям, которые отвечают не только за себя, но и за своих подчиненных без логики не обойтись, поэтому им над ее развитием нужно работать постоянно.

Если вы до сих пор не уверены, нужно ли вам думать о том, как развить логику, я готова привести для вас еще несколько аргументов.

Умея логически мыслить, мы можем:

  • найти наиболее простой и безопасный выход из проблемной ситуации;
  • избегать как профессиональных, так и жизненных ошибок;
  • быть на шаг впереди наших недоброжелателей и конкурентов, которых Бог обделил логикой;
  • грамотно излагать свои мысли, так, чтобы их поняли все окружающие;
  • быстро формулировать мысль, чтобы не тянуть с ответом на поставленный вопрос и не ляпать первую глупость, которая пришла в голову;
  • не стать жертвой самообмана и обмана со стороны других людей;
  • легко находить аргументы, чтобы доводить до собеседников собственную точку зрения и склонять их на свою сторону;
  • видеть ошибки, которые допускаете вы или окружающие вас люди и быстро их устранять.

Игры, которые помогут развить логику


Существует ряд игр, в которые должны играть и взрослые, и детки, если они хотят развить свою логику и усовершенствовать логическое мышление:

    Все просто: или вы научитесь логически мыслить, или до конца дней своих вы будете отвратительно играть в шахматы.

    Эта игра немного проще, чем шахматы, но тоже неплохо помогает .

    Еще одна знакомая многим с детства игра, развивающая логику.

    Ребусы, сканворды, головоломки.

    Да и банальные кроссворды подходят для того, чтобы развивать интеллект и логику.

    Ассоциации.

    Выбираете какое-то слово и пытаетесь придумать к нему как можно больше ассоциаций.

    Реверси или отелло.

    Настольная игра с черно-белыми фишками и доской, что напоминает шахматную.

    Учит не только логически, но и стратегически мыслить.

    Эрудит или скрэббл.

    Из букв нужно составлять слова.

Упражнения, выполнение которых поможет развить логику


Если вы решили всерьез усовершенствовать свое логическое мышление, то одними играми не обойтись.

Придется выполнять ежедневно хотя бы одно, а лучше – несколько упражнений из этого списка:

    Разгадывание анаграмм.

    Из букв, перемешанных в произвольном порядке, вам необходимо составить нормальное слово.

    Решение специальных логических задачек.

    И в интернете, и в книжных магазинах продается достаточно сборников с такими задачками.

    Начать можете с вот этой, простенькой: человек ежедневно сбривает бороду, но продолжает ходить с бородой на лице. Как такое возможно?

    Подбор слов, которые связывают два словосочетания.

    Например, «открывает двери», «птицы выстроились» – ключ.

    Составление кроссвордов или головоломок.

    Придумайте 5 способов использования любого предмета

    Или же найдите 5 выходов из какой-то ситуации.

Для развития логического мышления предлагаем вам сразу перейти к практике

и разгадать задачку со спичками в следующем видео:

Если вы ленитесь ежедневно выполнять упражнения и не являетесь безнадежным человеком в плане логического мышления, то развивать логику можно простыми способами, незаметно даже для самого себя:

    Чтением детективов.

    Чем больше детективной литературы вы читаете, тем больше вы будете понимать логику действий специалистов, что расследуют преступление.

    Выполняя какое-то действие.

    Хоть иногда объясняйте себе: для чего вы это делаете, что будет, если вы этого не сделаете, каким будет результат, если вы ошибетесь и т.д.

  1. Научитесь писать и выполнять другие действия левой рукой, если вы правша и правой – если левша.

    Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Доброго времени суток, дорогие друзья! А вы помните, на какие оценки вы в школе учились? Я помню. У меня в аттестате нет троек. Но в течении любого года обучения были тройки, двойки и даже колы иногда случались. Вот я думаю, в кого это Александра, моя дочь, такая? Отличница, на доске почета висит! Видимо те дополнительные упражнения, которые мы с ней делаем, приносят свои плоды.

План урока:

Упражнение 1. Соединяем несоединимое

Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!

Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой.

Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.

Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:

  1. Курица ходит вокруг столба.
  2. Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
  3. Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
  4. Столб упал прямо на курицу.

Хотите потренироваться? Хорошо. Соедините:

  • ромашку с молоком;
  • наушники с медузой;
  • сапоги с луной.

Упражнение 2. Словоразбиватели

Если в предыдущем упражнении мы соединяли, то в этом будем разбивать, одно длинное слово на много коротких, состоящих из букв большого слова. По правилам если буква встречается в длинном слове 1 раз, то повторять в коротких словах дважды ее нельзя.

Например, слово «выключатель» разбивается на:

  • тюль;
  • ключ;
  • клюв.

Я больше не вижу вариантов, а вы?

Можно разбивать любые длинные слова, например, «праздник», «картина», «полотенце», «полярник».

Упражнение 3. Ребусы

Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.

В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.

  1. На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
  2. На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
  3. Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»: рук + а = рука.
  4. Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
  5. Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем: пла + ток = платок.
  6. Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем: А + ВТО + Р = АВТОР.

Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.

Своими вариантами ответов можно делиться в комментариях. Много всяких ребусов найдете в детских журналах и .

Упражнение 4. Анаграммы

Можно ли апельсин превратить в спаниеля и наоборот? «Легко!» — ответят любители анаграмм. Даже волшебная палочка не понадобится.

Анаграмма- литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Так же легко сон превращается в нос, кот в ток, а липа в пилу.

Ну что, попробуем? Давайте сделаем так, чтобы:

  • «карета» улетела к звездам;
  • «слово» выросло на голове;
  • «шнурок» научился летать;
  • «атлас» стал съедобным;
  • «насос» поселился в лесу;
  • «соринка» стала прозрачной;
  • «валик» положили на стол перед обедом;
  • «плюшка» научилась плавать;
  • «ромашка» крутилась у фонаря летними вечерами;
  • «парк» не мог прожить без воды.

Упражнение 5. Логические задачи

Чем больше логических задачек вы решаете, тем крепче становится ваше мышление. Ведь не даром говорят, что математика – это гимнастика для ума. Действительно, при решении некоторых из них, прямо чувствуешь, как мозг шевелится.

Начнем с тех, что попроще:

  1. Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?
  2. Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина, живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя, ниже бабушки Вали?
  3. Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Кто какое место занял? Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним.

А следующие три задачи Сашуля принесла с математической олимпиады. Это задачи для третьего класса.

«Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши?»

«Вася, Петя, Ваня носят галстуки только одного цвета: зеленого, желтого и голубого. Вася сказал: «Петя не любит желтый цвет». Петя сказал: «Ваня носит голубой галстук». Ваня сказал: «Вы оба обманываете». Кто какой цвет предпочитает, если Ваня никогда не врет?»

А теперь внимание! Задача повышенной сложности! «На засыпку», как говорится. Я ее не смогла решить. Долго мучилась, а потом подглядела в ответы. Она тоже с олимпиады.

«Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».

Если на какой-нибудь задачке все-таки засыпетесь, то обращайтесь, помогу)

Упражнение 6. Спичечные головоломки

Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.

Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.

Для начала разомнемся:

  • сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;
  • из семи палочек два одинаковых квадрата;
  • уберите три палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика (смотрите картинку ниже).

Теперь посложнее:

Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.

Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.

Переложив всего три палочки достаньте клубничку из бокала.

Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.

Ответы можно подглядеть в конце статьи.

Упражнение 7. Правда и ложь

А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину и обнаруживать ложь.

Покажите ребенку две картинки, на одной из которых изобразите квадрат и треугольник, а на другой круг и многоугольник.

И теперь предложите карточки со следующими высказываниями:

  • некоторые фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет треугольников;
  • на карточке есть круги;
  • некоторые фигуры на карточке квадраты;
  • все фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет многоугольников;
  • на карточке нет ни одного прямоугольника.

Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами.

Подобное упражнение можно проводить не только с геометрическими фигурами, а и с изображениями животных. Например, поместить на картинку кошку, лису и белку.

Высказывания могут быть следующими:

  • все эти животные хищники;
  • на картинке присутствуют домашние животные;
  • все животные на картинке могут лазать по деревьям;
  • у всех животных есть мех.

Картинки и высказывания к ним можно подбирать самостоятельно.

Упражнение 8. Инструкция

Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.

Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.

Итак, инструкция по использованию расчески.

  1. Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
  2. Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
  3. Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
  4. Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
  5. Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
  6. Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
  7. Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
  8. Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
  9. После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
  10. Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
  11. Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.

Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!

Упражнение 9. Составляем рассказ

Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке или на заданную тему. Это, кстати, поможет . А я предлагаю вам попробовать составить рассказ, опираясь на слова, которые обязательно в этом рассказе должны присутствовать.

Как всегда пример.

Даны слова: Ольга Николаевна, пудель, блёстки, репа, зарплата, седина, замок, наводнение, клен, песня.

Вот что получилось у Саши.

Ольга Николаевна шла по улице. На поводке она вела своего пуделя Артемона, пудель был весь блестящий. Вчера он сломал замок на шкафчике, добрался до коробочки с блестками и высыпал их на себя. А еще Артемон перегрыз трубу в ванной и устроил настоящее наводнение. Когда Ольга Николаевна пришла домой с работы и увидела все это, в ее волосах появилась седина. А сейчас они шли за репой, так как репа успокаивает нервы. А репа была дорогая, стоила пол-зарплаты. Перед тем как войти в магазин Ольга Николаевна привязала пуделя к клену и, напевая песню, зашла внутрь.

А теперь попробуйте сами! Вот вам три набора слов:

  1. Доктор, светофор, наушники, лампа, мышь, журнал, рама, экзамен, дворник, скрепка.
  2. Первоклассница, лето, заяц, кнопка, промежуток, костер, липучка, берег, самолет, рука.
  3. Константин, прыжок, самовар, зеркало, скорость, печаль, подножка, шар, список, театр.

Упражнение 10. Наведем порядок

Сыщиками мы уже поработали. Теперь предлагаю поработать полицейскими. Дело в том, что слова в известных пословицах и поговорках нарушили порядок. С нарушителями порядка будем бороться. Попробуйте расставить слова так, как им и положено стоять.

  1. Еды, приходит, время, во, аппетит.
  2. Вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без.
  3. Отмерь, раз, а, раз, семь, отрежь, один.
  4. И, кататься, саночки, любишь, возить, люби.
  5. Ждут, не, семеро, одного.
  6. Слово, кошке, и, приятно, доброе.
  7. Сто, а, рублей, имей, не, имей, друзей, сто.
  8. Падает, не, яблони, далеко, яблоко, от.
  9. Течет, камень, не, вода, лежачий, под.
  10. Осени, считают, по, цыплят.

Хочу уточнить. Мы не занимаемся этим специально. То есть не бывает такого, чтобы я сказала: «Давай, Александра, садись-ка за стол, будем мышление развивать!» Нет. Все это между делом, если идем куда-нибудь, едем, перед сном вместо книжек. Заниматься очень интересно, так что заставлять никого не приходится.

Ну а теперь обещанные ответы на спичечные головоломки!

Ответы на головоломки

Про два треугольника из пяти спичек.

Про два квадратика из семи.

Получаем три квадрата.

Разворачиваем стрелу (следите за цветом палочек).

Поворачиваем рыбку.

И про два равносторонних треугольника.

А еще недавно обнаружила в интернете это видео. На нем совсем другие упражнения. Мы попробовали, пока получается с трудом. Что ж, будем тренироваться. Посмотрите, может и вам пригодится?

Дерзайте! Занимайтесь! Развивайтесь вместе со своими детьми. Попробуйте эти «золотые» упражнения. Результатами похвастайтесь в комментариях!

Благодарю вас за внимание!

И жду в гости снова! Здесь вам всегда рады!


Итак, Википедия нам говорит о том, что понятие «логика» произошла от древне-греческого и означает «наука о правильном мышлении». Ее запросто можно назвать познавательной деятельностью ума и она - качество, которое хотели бы воспитать в себе многие. И как утверждают психологи, это качество формируется, ведь является приобретенным, а не врожденным! Но как развить логическое мышление самостоятельно? На какие задания обратить внимание и чем превозмочь самого себя? Ответы просты и очевидны, стоит только лишь подумать логически!

Азы пути: постоянная работа и не только

Начало начал - это дань интересным задачам на логику, которые заинтересуют и взрослого, и подростка. Они станут частью саморазвития и прекрасной тренировкой для ума. Далее - примеры!

Кто может владеть, поднимать и перемещать на иное место слона и коня?


Шахматист.


Как получается, что друг подстригает бороду 100 раз на дню, а вечером - бородатый?


Друг - цирюльник.


Какой рукой нужно размешивать чай?


Мешать чай стоит ложкой.


Что поднять легко с земли, а вот отбросить даже на 1 см - трудно?

Ваши родные используют его каждый день, хотя оно и принадлежит только вам. Что это?


Родные используют ваше имя.


Как вариант - вопрос с подвохом. Это упражнение, которое легко и просто поможет улучшать каждому логическое мышление и разовьет смекалку. Главное здесь - тренировка!


Обычно взрослые, видя схематичное изображение, мигом забывают о деталях. На картинке не хватает дверей. Значит они расположены с правой стороны, автобус едет влево.

Что вы можете сделать еще для развития логики? Изучайте разные науки, к которым у вас была тяга в школе. Задача проста: создавайте последовательные цепочки событий, вникайте в проблему, ищите мотив или точку отсчета и поймите, к чему это все может привести. В этом поможет история, математика, информатика.

Яркая «фишка» - ведение дневника , где вы будете систематизировать новые знания в виде записей, набросков и даже чертежей, учиться сортировать их и «создавать» единую картину из разрозненных кусочков. Согласитесь, что охватить ситуацию помогает именно визуальное восприятие, то есть представленное на бумаге.

Математика почти «сестра» логики

Даже начальное развитие логического мышления требует тренировок. Они - это те увлечения, которые были и до этого момента любимы вами и членами вашей семьи, но не возведены в своеобразный культ Ее величества Логики. Сделайте это сейчас:
  • разгадывая тесты на логику, . Они помогут не только «с ходу» выявить ваш уровень, но и укажут на «слабые звенья». Может быть, как раз их и стоит восполнить?!;
  • играя в настольные игры, в которых логика - главное оружие против соперника. Такие, как «Активити», «Эрудит» как раз подойдут;
  • решая несколько математических логических задач с подвохом в день. Иногда кажется, что решение - вот оно, но добраться трудно;
  • играя в нарды, шашки и шахматы. Они дадут возможность не только «увидеть» вероятные ходы противника, но и просчитать наперед ситуацию, которую он хочет создать;
  • вычисляя математические ребусы и даже... смотря уникальные в своем жанре фильмы. Примером может служить «Роковое число 23», «Число Пи» и им подобные. А почему бы и нет?

Интересно! Доказанным фактом считается, что дети быстрее дадут логический ответ на загадку (если она, конечно, не очень сложна). Все дело в том, что малыши видят события, людей, следовательно, взаимосвязь между ними, чисто, ярко и незамутненно, без «налета» догм, правил, традиций, всего того «мусора», который делает сложным восприятие взрослого человека.

Буквы-загадки: как развить интеллект с их помощью

Если вы не дружите с цифрами, но желаете видеть ситуацию на много шагов вперед, достаточно подружиться с буквами в их разном проявлении. Уделяйте упражнениям по 15-20 минут в день и станете умным как Шерлок Холмс.

Созвучные слова, чтение детективов

Отлично помогают тренировать логическое мышление задачки, которые можно отнести к условно-филологическим, конечно. Но мы знаем их суть. Вы:
  • пересказывайте предложение, умещая его в одно понятие или растягивая на страницу.

    Пример: Уж быстро листья пожелтели, опадают и дождик моросит.
    Ответ в одном слове - «осень», а вот развить мысль о наступлении осени каждый сможет в рассказ с использованием слов: зонт, туман, хандра, горячий чай;

  • читайте детективы. Они не только логическое мышление тренируют, но и память (обычно в романах А. Кристи или Б. Акунина много действующих лиц). Попытайтесь изначально понять, кто же злодей!;
  • играйте в аналогию. Суть проста: определенный предмет стоит перевести в задуманную систему и описать.

    Пример: опишите главные черты характера ваших друзей как химические элементы.
    Получится что-то такое: трудолюбивый - «ртуть», добрый - «золото», ехидный - «сера»;

  • рассматривайте карточки, из которых необходимо убрать лишнее.

    Пример: пуф, софа, шкаф, диван. Какое лишнее?
    Правильно, шкаф, потому что не является предметом мебели для сидения;

  • уделяйте внимание толковым словарям, придумывая собственные интерпретации;
  • сочиняйте рифмы.

    За «мощный» пример можно взять смешные :
    От уксуса - куксятся,
    от горчицы - огорчаются,
    от лука - лукавят,
    от вина - винятся,
    от сдобы - добреют.

    За простые такой: муж - уж, класс - в глаз, машина - рутина;

  • занимайтесь кодированием пословиц, предложений для установления причинно-следственных связей.

    Пример, который задают игроки одной команды другой: У главного в церкви было живое существо. Он очень любил это живое существо и всячески баловал. Но однажды служитель убил его по той причине, что существо съело кусок чего-то животного происхождения...
    Ответ противоположной команды: У попа была собака;

  • объединению отдельных слов в классы с определенными признаками.

    Пример: нужно взять несколько разных слов, например, подушка, рыба, треугольник и рассмотреть те элементы, из которых они состоят и с чем могут быть связаны. Так, подушка - это нежность, отдых, покой, рыба - еда, хорошее самочувствие, треугольник - острые углы, отрезки.

Обратите внимание на эти задачки в видео и вы поймете, что все логично и взаимосвязано!

Отдельно - о важном, или учась слушать интуицию

Интуиция - наше подсознание, основанное на выводах из знаний, накапливающихся столетиями. Их необходимо слушать, они - та неосознанная часть нас самих, которая помнит и знает о многом. Незнакомец странно себя ведет, вертится и сбивается в речи? Наверное, он что-то задумал, а вы уже получаете сигнал внимания!

Тренируйтесь и все получится!