Что такое наука социология. Что изучает социология

Социология изучает отношения, процессы, события, которые имеют место в обществе. Причем исследуется не только нынешнее состояние дел, но и то, как развивалась общественная жизнь в разные времена в разных странах . Для каждой временной эпохи были характерны свои закономерности развития, которые и выявляет социология.

Одной из основополагающих задач социологии является проведение эмпирических исследований процессов, которые осуществляются в обществе. Имеет место ошибочное мнение, что на этом задачи этой науки ограничиваются. Это не так! Конечно, социологические исследование играют огромную роль в становлении и развитии социологии, однако роль эта не исчерпывающая. Исследования помогают лишь выявить основные тенденции и закономерности, которые имеют место в современном обществе. Результаты исследований становятся «отправной точкой» для последующих выводов и дают знание об обществе, индивидах, социальных группах и т.д.

Эти знания в дальнейшем преобразуются в сформированные методы и способы контролирования социальных процессов. Без социологии стало бы невозможным формирование цивилизованных общностей. Эта наука носит и прогностический характер. С помощью нее можно заглянуть в будущее и узнать, как будет выглядеть общественная структура через несколько десятилетий. А если ученые знают, что ждет общество впереди , значит , они могут скорректировать различные негативные моменты и усовершенствовать будущую модель взаимоотношений.

Французский исследователь общества Э. Дюркгейм предложил включить в сферу интересов социологии набор социальных фактов: ценности, традиции, коллективные привычки, нормы поведения и законы. Немец М. Вебер указывал в качестве объекта социологии действия человека, имеющие социальную природу. Некоторые исследователи предпочитали ограничивать предметную область социологии одними лишь общественными отношениями.

Современная социология определяет свою предметную сферу довольно широко. Социологи изучают весь комплекс социальных явлений, включая характер взаимодействий между индивидами и социальными группами. Рассмотрению подлежат также связи между членами общества, обеспечивающие удовлетворение основных социальных потребностей.

Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем является французский философ . Термин «социология» был введен в 1839 г. и в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат.societas - общество и греч.logos — учение).

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.

Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития , которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество.

Трудовое поведение

Трудовые коллективы

Социология занятости

Рынок труда и занятости, экономическое поведение личности в условиях конкуренции на рынке труда

Социально-профессиональные группы, занятые любым видом труда: социальные организации, способствующие трудоустройству

Социология безработицы

Безработица как социальное явление и социально-экономический процесс, ее последствия

Безработные, социальные организации, занимающиеся трудоустройством безработных

Социология управления

Управление в сфере труда и производства как социальный процесс и его последствия

Личность руководителя и подчиненного, социальные организации разных форм собственности

Социология города

Город как целостный социальный организм, система расселения и развития горожан

Горожане как социально-территориальная общность

Социология села

Деревня как социальный полис и система расселения, урбанизация и ее социальные последствия

Сельские жители как социально -территориальная общность

Социология предпринимательства

Предпринимательство как социальное явление и социальный процесс, социальные последствия

Предприниматели как новый элемент социальной структуры

Социология маркетинга

Маркетинг как вил социально-экономической деятельности по формированию запросов. социальной базы, поведения потребителей и продвижению товаров

Потребитель и его потребительские ориентации

Социология страхования

Страховое повеление; социальные последствия развития страхового рынка

Страховые компании и личность в ролевых функциях страховщика и страхователя

Социология финансово-банковской сферы

Социальные отношения, процессы и явления на финансовом рынке, их социальные последствия

Финансовые институты, социально-профессиональные группы и пользователи финансового рынка

Региональная социология

Взаимодействие регионов и центра как целостной системы

Регион как социально-территориальная общность, отличающаяся своими материальными, социально-экономическими и социокультурными особенностями

Социология домохозяйств

Деятельность членов домохозяйства по организации своего быта и жизнеобеспечения

Домохозяйство как вид хозяйствующего субъекта и его члены

Учитывая динамичное развитие финансового рынка, в целом рынка товаров и услуг, можно предположить, что процесс «атомизации» социологии продолжится и появятся новые частные социологические теории (например, социология риска, социология рынка и т.д.). Однако этот процесс не может быть бесконечен и должен опираться на институциональное и научно обоснованное выделение предмета и объекта новых частных социологических теорий.

Предмет социологии

Целостность и конкретность той или иной науки раскрываются в ее предмете, то есть в понимании того, что она изучает. Для успеха познавательной деятельности необходима субъективная уверенность в том, что предмет науки есть та особая реальность, которая обладает специфической, конкретно-чувственной определенностью или качеством, которое указывает на ограниченность предмета и его отличие от других. «Нечто есть благодаря своему качеству и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Г. Гегель).

Таким образом, предмет есть то, что обусловливает существование самой науки, а также то, что отличает ее от других наук. В современной отечественной литературе сложилась традиция рассматривать вопрос о предмете науки в контексте характера отношений между понятиями «объект» и «предмет» науки. Определяя объект, указывают на него как на часть окружающего нас реального мира, подчеркивая независимость его существования от нашего сознания. Что же касается определения предмета, напротив, подчеркивают факт его существования только в сознании исследователя. Итоговым выводом такого подхода является положение о том, что в самом объекте не содержится никакого предмета исследования и что последний является лишь мысленной конструкцией человека. Такова точка зрения Г.П. Щедровиикого и некоторых других авторов.

Следует заметить, что данное положение в той же мерс, в какой оно оказалось распространенным, является неверным. Идея такой раздвоенности, как известно, разделялась в истории философии и логики представителями различных направлений. Особенно она подчеркивалась Кантом, которого Гегель подверг за это резкой критике, назвав отчаяние, приведшее к различению между тем, что представляют продукты нашего мышления (мысли, понятия), и тем, что веши представляют сами по себе, болезнью века.

По существу, в этой критике Гегель, хотя и на идеалистической основе, отстаивал важный принцип научного познания — принцип тождества бытия и мышления, мысли и предмета мысли. Принцип, который впоследствии получил свое подтверждение и развитие на материалистической основе, в частности, в философии Ф. Энгельса.

Предмет науки так же реален и объективен, как и ее объект. И это положение доказывается, как говорил Энгельс, не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и естествознания.

Объект социологии

Истинное понимание особенности науки, ее системного качества раскрывается только в определении ее предмета. Объект же любой науки, как правило, присутствует в этом определении в своей данности как исходная предпосылка. Если речь идет об обще- ствознании, то для всех наук, входящих в его структуру, объектом является общество. Для всех естественных наук этим объектом будет природа. Другого в действительности просто не существует.

Что же касается конкретного научного исследования или каких- либо его отраслевых направлений, то независимо от того, в какой области оно проводится, «разведение» объекта и предмета исследования, их определение является обязательной процедурой, без которой сам исследовательский процесс просто не может начаться. Однако и здесь также следует признать факт их обоюдного объективного бытия.

Что же представляет собой предмет социологии как науки? Несмотря на то, что он исторически постоянно развивался, углублялось его содержание, уточнялись границы, это не меняло, однако, его истинной природы — быть объективной реальностью, выраженной в виде теоретической конструкции. Конг, например, этим предметом считал научное познание общества вообще. Дюркгейм в качестве такового выделял понятие «социального факта», являющегося продуктом коллективного сознания, истинно указывающего на социальное качество. Вебер предмет социологии видел в понятии социального действия, наделяя социальность свойством сознательности. Сорокин расширил трактовку предмета до понятия «социального взаимодействия» и вытекающих отсюда следствий и т.д. Таким образом, понимание предмета науки складывалось постепенно, в ходе его эволюции. Он и сегодня активно обсуждается и уточняется.

Суммируя многообразие взглядов по этому вопросу, можно сделать вывод, что предметом социологии является научное изучение социальных отношении как совместных и сознательных форм жизнедеятельности людей во всем их многообразии и развитии.

Категория «социальное» в этом определении является субстанциональной, раскрывающей существенное содержание и глубину самого предмета социологии. Включение в определение признака «научное изучение» освобождает от необходимости «перегружать» его какой-либо подробной номенклатурой. Научное изучение обязательно в соответствии со статусом науки, се целями и задачами, выработанными в ходе исторического развития; оно требует рассматривать свой предмет во всех проявлениях, именно изучать факты, связи, процессы, структуры, причины, взаимодействия, закономерности, противоречия и т.д. и т.п. Это означает необходимость исследования социальности во всех формах материального и духовного бытия, в любом контексте историческою пространства, времени и масштаба. Такова всеобщая логика любого познавательного процесса, любого научного знания, в том числе и социологического.

Поскольку общество является не простой механической конструкцией, а сложной системой человеческих отношений, то постижение всего их богатства и разнообразия невозможно в рамках какой-либо одной науки. Именно поэтому общество изучается целой совокупностью общественных наук, каждая из которых выделяет в этом объекте (обществе) свою область, свою специфику, свое качество, другими словами, свой предмет, сосредоточиваясь и специализируясь на нем. Экономические отношения, например, изучаются политической экономией, политические — политологией, правовые — целым рядом юридических дисциплин и т.д. Для каждой из этих наук предмет исследования существует объективно, реально, а не только в сознании исследователя. Однако эти отношения, при всем их многообразии и специфике, во-первых, находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом, а во-вторых, и это самое главное, все они по сути являются отношениями социальными, то есть различными формами и видами совместной и сознательной жизнедеятельности людей. Таким образом, социология, изучая их, является интегральной наукой, методологией и теорией общество- знания, так как изучает то общее, что выражает их единство, — их системное (социальное) качество.

При всем многообразии проблем, которые решает теоретическая социология, на наш взгляд, особо следует отметить проблему общественно-исторического прогресса. Она красной нитью проходит через всю историю социологии. В каждом социологическом учении или направлении она по-разному трактуется, но неизменно присутствует. Однако впервые в мировой социологии она была конкретно сформулирована социологами П.Лавровым и М. Ковалевским. Без идеи прогресса нет и не может быть социологии, подчеркивал М. Ковалевский. Если социология не указывает направления движения общества к прогрессу, не формулирует общественные идеалы и национальную идею, то она превращается в пустую болтовню, констатирует Лавров.


Тема 1. Объект изучения социологии и его особенности

План

§ 1. Объект изучения социологии и его особенности.

§ 3. Предмет современной социологии.

Социология и другие науки об обществе.

§ 4. Структура современного социологического знания.

Функции социологии.

Что изучает наука социология

Социология – это наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Также можно с полной уверенностью определить социологию как науку о коллективных формах жизни людей, о поведении людей в группах, общностях и организациях, образующих общество. Общество же как объект изучения обладает рядом особенностей.

Во-первых , общество изменчиво , что отличает его от природных явлений и процессов. Изменчивость вызвана тем, что люди создают формы своей социальной жизни. Коллективная, социальная жизнь существует не только у людей , но и у животных: муравьев, пчел, волков и т.д. Но социальная жизнь животных определяется инстинктами и поэтому не меняет своих форм. Муравейник сегодня живет по тем же "законам", что и тысячи лет назад. Человеческое же общество за такой период значительно изменилось. Каждое человеческое общество формируется в уникальных природных и исторических условиях, к которым люди должны приспособиться. Поэтому не существует одинаковых обществ, каждое отличается своеобразием. Черты же сходства между человеческими обществами объясняются единством биологической природы человека, сходством базовых человеческих потребностей. Так, во всех обществах существует семья, что обусловлено половой структурой человеческого рода, необходимостью продолжения рода. Однако формы семьи отличаются значительным многообразием. То же самое можно сказать и о других важных элементах социальной жизни: политическом устройстве, религии, производстве и др.

Во-вторых , общество обладает двойственной природой . С одной стороны, каждому конкретному человеку общество предстает как нечто внешнее, от него не зависящее, существующее само по себе. С другой стороны, именно люди своими ежедневными действиями и создают общество. Каждый из нас , выполняя определенную функцию, участвуя в тех или иных социальных процессах, реально поддерживает социальную реальность, участвует в ее "строительстве". Эта двойственность общества нашла отражение и в социологических теориях, среди которых можно выделить "объективистские" и "субъективистские" (часто два этих подхода называют социологическим реализмом и социологическим номинализмом). Представители первых считают, что общество – это объективная реальность, первичная по отношению к человеку, существующая согласно собственным законам. Представители субъективистского направления полагают, что общество не обладает самостоятельной реальностью и возникает как нечто производное от индивидуальной деятельности людей. Таким образом, общество "вторично" по отношению к конкретным людям - участникам социального взаимодействия. Лишь они существуют реально, общество же - всего лишь сумма их действий, и нет никаких особых "законов", управляющих жизнью общества как целого.

§ 2. Задачи социологии: поиск закономерностей или «понимание»?

Социальная реальность – это реальность искусственная, созданная человеком. Однако это не означает", что человек может произвольно "перекраивать", переделывать общество. Попытки масштабных социальных экспериментов всегда приводили к негативным последствиям. Формы социальной жизни складываются медленно, и, сложившись, обретают собственную логику развития, оказывающую воздействие на человеческую активность, задающие ей определенные границы. Выявить, понять эту логику и призвана социология.

Социология, как и любая наука, имеет эмпирическую основу. Это означает, что она опирается на факты, которые даны человеку в опыте. Любая наука стремится к выявлению закономерностей – то есть устойчивых, повторяющихся связей между явлениями. Однако выявление закономерностей в социальной жизни людей сопряжено со значительными трудностями.

Во-первых, на поведение людей и групп воздействует слишком много факторов и психологического, и биологического, и культурного, и собственно социального характера. Очень сложно в анализе какого-либо социального явления выявить именно те причины, которые привели к конкретному следствию.

Например, такое значимое для жизни общества явление, как падение рождаемости, объясняется и биологическими факторами (определенными закономерностями демографического развития), и культурными стереотипами (наличие или отсутствие убеждений в ценности деторождения и т.д.), и социологическими причинами (участие женщин в профессиональной деятельности наравне с мужчинами, повышение уровня их образования, и обусловленное этим стремление к личностной самореализации, чему деторождение служит помехой; или кризисное состояние общества, падение уровня жизни). Какие из этих факторов являются решающими? Что можно признать причиной падения рождаемости? Однозначного ответа не существует.

Во-вторых, социальная жизнь – это жизнь людей, каждый из которых наделен чувствами, разумом и относительно свободной волей. Это вносит значительный элемент случайности в социальную действительность. Трудно предвидеть поведение одного человека, тем более сложно предсказать итог совокупной деятельности множества людей.

Необходимо отметить еще один важный момент: этот совокупный результат зачастую не имеет ничего общего с индивидуальными целями и намерениями людей, вносящих в нею свой вклад. Самый простой пример – автомобильные "пробки" па городских улицах по утрам. Каждый водитель действует совершенно обдуманно и рационально – спешит на работу. Но совокупный итог индивидуальных действий всех водителей создает затор на дороге, который совершенно не входил в планы водителей.

Вернемся к проблеме случайности. От действия случайности не застрахован не только конкретный индивид, но и общество в целом. Формирование западной индустриальной цивилизации вполне можно считать исторической случайностью - такой уникальной комбинацией факторов она была порождена. Но после ее формирования само существование индустриального Запада стало определяющим фактором для остальных обществ, вынужденных под внешним воздействием резко менять вековые традиции. Такие масштабные изменения трудно признать случайностью, и были предприняты многочисленные попытки представить случайное закономерным. Так, возникновение того же индустриального общества можно истолковать как закономерный этап социальной эволюции, к которому рано или поздно придут и другие общества. Соотношение случайности и закономерности в жизни общества и его историческом развитии - отдельная и сложная проблема. Возможно, "закономерное" кажется нам таким только потому, что уже свершилось, и ничего нельзя изменить? Закономерен или случаен распад СССР? Аргументы можно подобрать для обоснования любого подхода.

Указанные причины приводят к тому, что многие исследователи с большой осторожностью относятся к выявлению социальных закономерностей. Известный и влиятельный мыслитель ХХ века Карл Поппер отрицал возможность выявления каких-либо закономерностей в развитии обществ Законы истории выявить невозможно потому, что выявление любого закона подразумевает повторяемость определенного типа явлений и условий, им сопутствующих. История же каждого общества уникальна. К. Поппер считал поиск законов истории не только бессмысленным, но и опасным делом, поскольку тот, кто убежден в своем знании путей истории, может попытаться подогнать общество под предсказанные теорией образцы. А это, как показывает исторический опыт, чревато социальными катастрофами.

Соглашаясь с К. Поппером в отношении законов социального развития, нельзя, тем не менее, исключить закономерность из социальной жизни вообще. Мы можем хотя бы в общих чертах предвидеть (пусть и не всегда), к чему приведут те или иные действия. В развитии общества можно выявить те или иные тенденции, появление и развитие которых связано с предшествующим развитием общества- Т.е. мы можем сказать, что такие-то причины в таких-то условиях могут привести к такому-то следствию. Если бы этого нельзя было сделать, наука об обществе не могла бы существовать. Проблема, однако, в том, что, учитывая все перечисленные выше особенности социальной реальности, "следствия и причины" выделить сложно.

Однако анализ общества возможен не только на путях поиска "закономерностей" и "тенденций". Существует и другой подход, восходящий к научной деятельности Макса Вебера, может быть самого выдающегося социолога за всю недолгую историю этой науки. Общество складывается из действий конкретных людей, а люди - существа разумные. Их поведение (в большинстве случаев) наделено определенным смыслом. Человек всегда вкладывает в явления окружающей действительности какой-то смысл, и на основе этого смысла действует. Учитывая эту особенность человеческой деятельности, задачу социологии можно видеть не в установлении закономерностей социальной жизни, а в понимании смысла социального поведения людей. Именно так и понимал задачу социолога М. Вебер, и эта точка зрения получила дальнейшее развитие во многих направлениях социологической мысли.

    Предмет и объект познания социологии. Что изучает социология.

    Структура социологии.

    Социология и другие науки об обществе. Задачи, функции, значение социологии.

    Предпосылки возникновения социологии.

1. Предмет и объект познания социологии. Что изучает социология.

Вопрос «Что такое социология?» до сих пор оказывается слож­ным для многих, а в нашей стране - для большинства людей. В обы­денном представлении социология чаще всего ассоциируется с про­ведением опросов, изучением общественного мнения и сообщениями в средствах массовой информации, в которых говорится о том, сколько процентов населения думают так, а сколько - иначе. Однако исследовательский интерес социологов не ограничивается прове­дением опросов, выявляющих общественное мнение по той или иной проблеме. Он простирается от сбора информации о предпочтениях разных людей до изучения причин и последствий безработицы, преступности или внутрисемейных конфликтов и до разработки теорий, объясняющих особенности исторического пути народа, страны, цивилизации. Широта сферы интересов социологов приводит к тому, что социо­логию путают с психологией, демографией, философией и т. д. Поэтому из­учение социологии следует начинать с определения ее научного статуса, предмета и структуры.

Начнем с этимологии. Термин «социология» - производное от двух слов: латинского - societas - общество и греческого – logos - слово, наука. Это понятие возникло в 30-40-е годы ХIХ века. Его автором, равно как и основателем новой науки явился французский философ Огюст Конт (1798- 1857).

Однако, как часто бывает с первопроходцами, О. Конт намного опередил свое время. Только в конце ХIХ века появляется плеяда великих ученых - прежде всего это Герберт Спенсер (1820-1903), Карл Маркс (1818-1883), Эмиль Дюркгейм (1858-1917), Макс Вебер (1864-1920), воплотивших его замысел в жизнь. Ведь Конт, будучи первооткрывателем социологии, не провел ни одного анкетного опроса, не проверил на практике ни одной научной гипотезы. Хотя этим в массе своей занимаются социологи всего мира.

Современная социология - это множество течений и научных школ, которые по-разному отвечают на вопрос, что такое социология. Приведем несколько примеров: «Социология представляет собой науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». (Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. - М, 1994. С.8).

«Социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений». (Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994. С.14).

«Социология – наука о социальной жизни человека, групп и обществ». (Гидденс Э. Социология.- Челябинск,1991. С.18).

«Социология - это познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнедеятельности, или социальных организаций». (Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998. С.69).

Объект и предмет.

Чтобы дать определение науке нужно выяснить, каков её объект и предмет. Под объектом обычно понимают определенную часть окружающего нас природного или социального мира. У объектов, изучаемых естественными науками и биологией, имеется одно важное свойство: они существуют вне нас, независимо от нашего сознания и воли. Объектом социологии является общество, т.е. люди, объединенные в нем, и протекающие в обществе многообразные процессы между людьми, объединенными в различные группы. Общество, как и физические или биологические явления существует вне сознания людей, т.е. объект социологии в данном смысле объективен. Но в отличие от физического мира, процессы, происходящие в обществе, связаны с сознанием людей. Они осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые частично совершаются неосознанно, но большей частью осознаются людьми. Именно этим и определяется своеобразие объекта социологии.

Вернемся к дословному переводу названия новой науки - социологии. Определение социологии как науки об обществе не совсем правильно. Общество является объектом изучения многих наук - истории, философии, экономических теорий, политологии, культурологии, психологии и других, называемых общественными науками. Это не означает, что каждая из гуманитарных наук не имеет своего объекта изучения. Поэтому, строго говоря, объектом большинства общественных наук является не все общество, а та или иная его сторона, форма проявления и т.д.

Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности - социума как объекта социологии. Для того, чтобы правильно уяснить суть и значение этого положения, необходимо, прежде всего, выяснить, что такое социальное .

Термин «социальное» ис­пользуется в двух значениях. В широком смысле это понятие объединяет все разновидности явлений совмест­ной жизни людей - экономические, политические, религиозные, правовые и т. д. Но социальное в широком смысле означает не просто сумму эконо­мических, политических, правовых, религиозных и т. п. явлений и процессов, а связи, взаимозависимость между ними. Н апример, об экономиче­ских явлениях и процессах мы говорим как о социальных, когда хотим подчеркнуть, например, что способы организации бизнеса в стране зависят не только от представлений об экономической эффективно­сти, но и от политического строя и этических норм, характерных для господствующей в стране религии.

В узком смысле оно выделяет особую наряду с поли­тикой и экономикой сферу общественной жизни - социальную, включающую образование, здравоохранение, помощь неимущим и т. д. Социальное в узком смысле означает не просто часть общест­венной жизни, включающей все то, что не вошло в сферу политики и экономики, но те явления и процессы совместной жизни людей, кото­рые обусловлены не стремлением к власти и управлению друг другом, не стремлением к богатству и конкуренции друг с другом, а стремлением принадлежать к общности, стремлением к солидарности друг с другом. Образование, например, мы относим к социальной сфере, поскольку осознаем его роль в формировании знаний и навыков, позволяющих человеку быть полезным другим людям, успешно взаи­модействовать с ними и добиваться признания с их стороны. О системе пенсионного обеспечения, помощи неимущим мы рассуждаем как о компоненте социальной сферы, когда стремимся подчеркнуть ее роль в оказании взаимной помощи, в поддержании у людей чувства справедливости и солидарности.

Таким образом, использование понятия «социальное» предполагает рассмотрение явлений и процессов с особой точки зрения, предпола­гающей, что они социально обусловлены, т. е. обусловлены связями, складывающимися между различными видами деятельности, собы­тиями и ситуациями в ходе совместной жизни людей ; тем, что люди следуют ценностям, моральным нормам, обычаям, привычкам, свя­занным с принадлежностью к общности - этнической, религиозной, профессиональной и т. п.

Выяснив особенности объекта, можно определить, что составляет предмет социологии.Предмет науки – те стороны объекта, которые наука изучает (закономерности, особенности объекта). Если объект социологии находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом дело обстоит иначе. Он находится всецело в голове того человека, который его изучает. Нельзя забывать, что выделение предмета науки может занимать длительный период времени. Общество в качестве объекта предстало перед выдающимися философами античности еще 2,5 тысячи лет тому назад. И лишь О. Конт четко сформулировал, что социология должна быть наукой об обществе и социальных отношениях, которые связывают людей друг с другом и обществом в целом. Таким образом,предметом социологии являетсяисследование взаимодействия лично­стей и социальных общностей в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их измене­ния и развития в обществе.

Исходя из сказанного, можно дать следующее определение социологии:

Социология - наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и общества в целом, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями и внутри их.

Определив, таким образом, социологию, нам становится понятным, что же она изучает.

Во-первых, личность. Каждый человек имеет черты и свойства, отличающие его от других людей. Но гораздо больше общего, того, что делает их похожими. Эти качества и черты изучает социология. (Индивидуальное является предметом изучения психологии).

Во-вторых, это социальные общности и группы (то, из чего состоит общество). Каждый человек одновременно входит в несколько групп - социальных, территориальных, этнических, производственных, политических.

В-третьих, социальные институты. Они регулируют определенные сферы жизни общества, обеспечивают его прочность, воспроизводство человеческих отношений.В качестве основных социальных институтов выступают государство, образование, религия и культура, производство, семья.

В-четвертых , социология изучает системы социальных отношений и взаимодействий , которыми связаны друг с другом отдельные индивиды, их общности (отношения кооперации – разделения труда, интеграции - сотрудничества, дивергенции - конфликта).

В-пятых, социология изучает социальные изменения (развитие общества).

И, наконец , предметом социологии выступает все общество в целом, общество как система.

Социология – это наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Также можно с полной уверенностью определить социологию как науку о коллективных формах жизни людей, о поведении людей в группах, общностях и организациях, образующих общество. Общество же как объект изучения обладает рядом особенностей.

Во-первых , общество изменчиво , что отличает его от природных явлений и процессов. Изменчивость вызвана тем, что люди создают формы своей социальной жизни. Коллективная, социальная жизнь существует не только у людей , но и у животных: муравьев, пчел, волков и т.д. Но социальная жизнь животных определяется инстинктами и поэтому не меняет своих форм. Муравейник сегодня живет по тем же "законам", что и тысячи лет назад. Человеческое же общество за такой период значительно изменилось. Каждое человеческое общество формируется в уникальных природных и исторических условиях, к которым люди должны приспособиться. Поэтому не существует одинаковых обществ, каждое отличается своеобразием. Черты же сходства между человеческими обществами объясняются единством биологической природы человека, сходством базовых человеческих потребностей. Так, во всех обществах существует семья, что обусловлено половой структурой человеческого рода, необходимостью продолжения рода. Однако формы семьи отличаются значительным многообразием. То же самое можно сказать и о других важных элементах социальной жизни: политическом устройстве, религии, производстве и др.

Во-вторых , общество обладает двойственной природой . С одной стороны, каждому конкретному человеку общество предстает как нечто внешнее, от него не зависящее, существующее само по себе. С другой стороны, именно люди своими ежедневными действиями и создают общество. Каждый из нас , выполняя определенную функцию, участвуя в тех или иных социальных процессах, реально поддерживает социальную реальность, участвует в ее "строительстве". Эта двойственность общества нашла отражение и в социологических теориях, среди которых можно выделить "объективистские" и "субъективистские" (часто два этих подхода называют социологическим реализмом и социологическим номинализмом). Представители первых считают, что общество – это объективная реальность, первичная по отношению к человеку, существующая согласно собственным законам. Представители субъективистского направления полагают, что общество не обладает самостоятельной реальностью и возникает как нечто производное от индивидуальной деятельности людей. Таким образом, общество "вторично" по отношению к конкретным людям - участникам социального взаимодействия. Лишь они существуют реально, общество же - всего лишь сумма их действий, и нет никаких особых "законов", управляющих жизнью общества как целого.

§ 2. Задачи социологии: поиск закономерностей или «понимание»?

Социальная реальность – это реальность искусственная, созданная человеком. Однако это не означает", что человек может произвольно "перекраивать", переделывать общество. Попытки масштабных социальных экспериментов всегда приводили к негативным последствиям. Формы социальной жизни складываются медленно, и, сложившись, обретают собственную логику развития, оказывающую воздействие на человеческую активность, задающие ей определенные границы. Выявить, понять эту логику и призвана социология.

Социология, как и любая наука, имеет эмпирическую основу. Это означает, что она опирается на факты, которые даны человеку в опыте. Любая наука стремится к выявлению закономерностей – то есть устойчивых, повторяющихся связей между явлениями. Однако выявление закономерностей в социальной жизни людей сопряжено со значительными трудностями.

Во-первых, на поведение людей и групп воздействует слишком много факторов и психологического, и биологического, и культурного, и собственно социального характера. Очень сложно в анализе какого-либо социального явления выявить именно те причины, которые привели к конкретному следствию.

Например, такое значимое для жизни общества явление, как падение рождаемости, объясняется и биологическими факторами (определенными закономерностями демографического развития), и культурными стереотипами (наличие или отсутствие убеждений в ценности деторождения и т.д.), и социологическими причинами (участие женщин в профессиональной деятельности наравне с мужчинами, повышение уровня их образования, и обусловленное этим стремление к личностной самореализации, чему деторождение служит помехой; или кризисное состояние общества, падение уровня жизни). Какие из этих факторов являются решающими? Что можно признать причиной падения рождаемости? Однозначного ответа не существует.

Во-вторых, социальная жизнь – это жизнь людей, каждый из которых наделен чувствами, разумом и относительно свободной волей. Это вносит значительный элемент случайности в социальную действительность. Трудно предвидеть поведение одного человека, тем более сложно предсказать итог совокупной деятельности множества людей.

Необходимо отметить еще один важный момент: этот совокупный результат зачастую не имеет ничего общего с индивидуальными целями и намерениями людей, вносящих в нею свой вклад. Самый простой пример – автомобильные "пробки" па городских улицах по утрам. Каждый водитель действует совершенно обдуманно и рационально – спешит на работу. Но совокупный итог индивидуальных действий всех водителей создает затор на дороге, который совершенно не входил в планы водителей.

Вернемся к проблеме случайности. От действия случайности не застрахован не только конкретный индивид, но и общество в целом. Формирование западной индустриальной цивилизации вполне можно считать исторической случайностью - такой уникальной комбинацией факторов она была порождена. Но после ее формирования само существование индустриального Запада стало определяющим фактором для остальных обществ, вынужденных под внешним воздействием резко менять вековые традиции. Такие масштабные изменения трудно признать случайностью, и были предприняты многочисленные попытки представить случайное закономерным. Так, возникновение того же индустриального общества можно истолковать как закономерный этап социальной эволюции, к которому рано или поздно придут и другие общества. Соотношение случайности и закономерности в жизни общества и его историческом развитии - отдельная и сложная проблема. Возможно, "закономерное" кажется нам таким только потому, что уже свершилось, и ничего нельзя изменить? Закономерен или случаен распад СССР? Аргументы можно подобрать для обоснования любого подхода.

Указанные причины приводят к тому, что многие исследователи с большой осторожностью относятся к выявлению социальных закономерностей. Известный и влиятельный мыслитель ХХ века Карл Поппер отрицал возможность выявления каких-либо закономерностей в развитии обществ Законы истории выявить невозможно потому, что выявление любого закона подразумевает повторяемость определенного типа явлений и условий, им сопутствующих. История же каждого общества уникальна. К. Поппер считал поиск законов истории не только бессмысленным, но и опасным делом, поскольку тот, кто убежден в своем знании путей истории, может попытаться подогнать общество под предсказанные теорией образцы. А это, как показывает исторический опыт, чревато социальными катастрофами.

Соглашаясь с К. Поппером в отношении законов социального развития, нельзя, тем не менее, исключить закономерность из социальной жизни вообще. Мы можем хотя бы в общих чертах предвидеть (пусть и не всегда), к чему приведут те или иные действия. В развитии общества можно выявить те или иные тенденции, появление и развитие которых связано с предшествующим развитием общества- Т.е. мы можем сказать, что такие-то причины в таких-то условиях могут привести к такому-то следствию. Если бы этого нельзя было сделать, наука об обществе не могла бы существовать. Проблема, однако, в том, что, учитывая все перечисленные выше особенности социальной реальности, "следствия и причины" выделить сложно.

Однако анализ общества возможен не только на путях поиска "закономерностей" и "тенденций". Существует и другой подход, восходящий к научной деятельности Макса Вебера, может быть самого выдающегося социолога за всю недолгую историю этой науки. Общество складывается из действий конкретных людей, а люди - существа разумные. Их поведение (в большинстве случаев) наделено определенным смыслом. Человек всегда вкладывает в явления окружающей действительности какой-то смысл, и на основе этого смысла действует. Учитывая эту особенность человеческой деятельности, задачу социологии можно видеть не в установлении закономерностей социальной жизни, а в понимании смысла социального поведения людей. Именно так и понимал задачу социолога М. Вебер, и эта точка зрения получила дальнейшее развитие во многих направлениях социологической мысли.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Социология и другие науки об обществе

План... Объект изучения социологии и его особенности... Задачи социологии поиск закономерностей или понимание...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: