Амбивалентная ситуация. Амбивалентность, норма и болезнь

//Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. 160 с. (Развитие и воспитание)

Психологи выявили особую форму поведения детей второго года жизни, которая наблюдается и в семье, и в детском учреждении. Эта форма получила название амбивалентного поведения. Оно встречается достаточно часто – примерно у 35% детей. Это одна из первых форм конфликтного поведения ребенка, которая в дальнейшем может закрепиться и в дошкольном возрасте проявляться как робость, застенчивость, что также мешает установлению доверительных отношений с воспитателем.
Амбивалентное поведение имеет прямое отношение к интересующей нас проблеме адаптации.
Как проявляется амбивалентное поведение? Лучше всего показать это на примере.

Ситуация
Маленький Сережа находится в ясельной группе, играет в манеже. В комнату входит незнакомый взрослый. Малыш замечает его и с любопытством разглядывает издали. На улыбку взрослого отвечает улыбкой. По всему видно, что взрослый вызывает у него интерес и симпатию.
Тогда взрослый обращается к мальчику: «Иди ко мне, Сереженька!». Сережа, немного помедлив, начинает робко приближаться к нему, но на полпути останавливается, топчется на месте и вдруг поворачивается и уходит в дальний угол манежа, откуда пристально наблюдает за незнакомцем. Вторая и третья просьбы взрослого вызывают ту же реакцию.
Но стоит взрослому заняться своим делом, как Сережа незаметно оказывается рядом. Малыш снова с любопытством разглядывает его.

Встречались ли вы с таким поведением?
Казалось бы, в нем нет ничего такого, что может вызвать тревогу. Да, малыш немного робеет, ему непросто вступить в контакт со взрослым, но ведь в целом он положительно относится к нему. Однако не будем спешить с выводами. Дальнейшие наблюдения обнаруживают ряд особенностей в поведении таких детей.
Во-первых, ребенок с амбивалентным поведением менее охотно взаимодействует со взрослым, чем сверстник с однозначно положительным отношением к нему. Так, просьбы взрослого, его поручения малыш выполняет неохотно, а иногда и вовсе отказывается что-то делать. Во-вторых, ребенок, увлеченно играющий в присутствии близких людей, теряется при появлении незнакомых – игра расстраивается.
Серьезные трудности испытывают эти дети и в ситуации переключения из одной сферы взаимодействия в другую. Так, при расставании с мамой в яслях малыш плачет, долго не может успокоиться, а встреча с ней в конце дня бывает такой же бурной. Отношения же с воспитателем, как правило, оказываются поверхностными. В течение дня ребенку недостает тепла, его поведение свидетельствует о повышенной эмоциональной чувствительности и суженной сфере общения при выраженной избирательности в отношении родных.

Как правило, взаимоотношения с таким ребенком в семье сводятся в основном к эмоциональным контактам. Играют дома с ним мало, а если играют, то не поощряют его инициативу, самостоятельность. Среди детей с амбивалентным поведением особенно много избалованных и заласканных. Поэтому в детском учреждении, где воспитатели не могут уделять им столько же внимания, они чувствуют себя неуютно, одиноко.
Дети с амбивалентным поведением не умеют играть. В основном им доступны манипуляции с игрушками в одиночку или рядом со взрослым или сверстником. В семье малыш играет чаще всего один. Отсутствие навыка практического взаимодействия со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении затрудняют взаимоотношения ребенка со взрослыми, которые окружают его в детском учреждении: ведь установить эмоциональный контакт с посторонним человеком трудно, да и воспитатели не всегда идут навстречу ребенку. Накопление неудач такого рода вызывает у него постоянную робость.

Причиной конфликтного поведения детей является противоречие между слишком затянувшимся эмоциональным общением ребенка со взрослым и становлением деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества.
Переход в новую социальную среду обостряет это противоречие. Так, незначительные, на первый взгляд, особенности поведения оказываются помехой для благополучного привыкания ребенка к новой среде.

Существует четкая закономерная связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям.
У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослыми решать предметные задачки (например, открыть коробочку или придумать способ, как достать далеко лежащую вещь). Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого. Высокий уровень развития предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослым создают у ребенка положительные эмоциональные переживания во время пребывания в яслях и обеспечивают быструю адаптацию к ним.

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами. Трудно адаптирующиеся дети не умеют сосредоточиться на игре, мало инициативны, нелюбознательны.
Из всего сказанного должно быть понятно, как правильно готовить малыша к поступлению в ясли.

Советы психолога
Наряду с укреплением здоровья, приведением режима дня в соответствие с условиями детского учреждения следует целенаправленно формировать у ребенка соответствующую возрасту форму общения со взрослыми и развивать его деятельность с предметами.
Прежде всего вы должны установить, какие контакты предпочитает ребенок – эмоциональные или деловые. Преобладание первых свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общения. Это не значит, что нужно прекратить эмоциональное общение с малышом и ограничиться лишь обучением его предметным действиям. Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения. Но задача взрослого – создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности.
Учите ребенка играть и пользоваться предметами обихода. Предоставляйте ему возможность самостоятельных действий.

Даже если малыш уже ходит в ясли и процесс адаптации протекает у него сложно, это не означает, что вы должны обеспечить ему только эмоциональный комфорт: задержка на уровне личностного взаимодействия растянет период привыкания. Нужно постоянно предлагать ребенку новый тип общения, который поможет ему увлечься предметным миром и овладеть способами взаимодействия с другими людьми.
С ребенком второго и третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки-матери, с животными, машинками, кубиками, конструкторами. Каждое прочитанное малышу стихотворение можно превратить в игру-драматизацию. Вначале инициатива целиком будет принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно присоединится к игре. Вот тут-то вы и должны помочь ребенку выбрать новые игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе.

Не забывайте поощрять любые успехи малыша – и тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.
Регулярные 10-15-минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность малыша будет расти, и в конце концов он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит стремление все время сидеть у вас на коленях.
Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучать к порядку лучше тоже в игровой форме. Ваша фантазия и знание характера малыша помогут подобрать верный способ действий.
Разумеется, необходимо обучать ребенка умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучать его к самообслуживанию. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях! Одни сидят безучастно на диванчике и ждут, пока воспитатель наденет им теплые штанишки, сапожки и курточки, другие без напоминания открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают одежду и радостно бегут во двор. Такую нее картину можно наблюдать и за обеденным столом, и в манеже, где дети играют.
Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют с ним, препятствуют адаптации ребенка в детском учреждении.

Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, полезно поощрять его общение с посторонними.
Ваш малыш подрос, и вы, наверное, уже не ведете такой замкнутый образ жизни, как это было после его рождения. К вам приходят друзья, вы сами ходите в гости, иногда берете с собой сына или дочку.
Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения будет воспитывать в ребенке доверчивость, открытость, умение ладить с людьми. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.
За сравнительно небольшой период времени, примерно в течение месяца, поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он станет с удовольствием играть с «чужим» взрослым, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание. Малыш станет более инициативным во взаимоотношениях.

Как проверить, насколько готов ребенок к поступлению в дошкольное учреждение?
Для этого ответьте на следующие вопросы.
Анкета 1. Какое общение: эмоциональное или предметное – предпочитает малыш?
2. Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?
3. Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка (простые манипуляции, игровые действия)?
4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
5. Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?
6. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого: подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка; есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?
7. Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми?
8. Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость; активен ли в игре; как реагирует на инициативу других?

Если ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, вы можете не беспокоиться о том, что у него возникнут трудности при поступлении в ясли – он готов к изменениям в своей жизни.

В первой половине XX века термин использовали в основном в психиатрии, но постепенно он перешел в другие науки и повседневную речь. Примеры амбивалентного поведения в жизни встречаются часто. Например, если человек понимает, что алкоголь вредит здоровью, но не может от него отказаться, то можно говорить об амбивалентном отношении к трезвости. Когда хочется уволиться с нелюбимой работы, но принять решение не получается, потому что она приносит стабильный доход, - это тоже амбивалентность. Литературный пример, который любил приводить Фрейд, - противоречивые чувства Отелло к Дездемоне в трагедии Шекспира.

Первым слово «амбивалентность» использовал швейцарский психиатр Эйген Блейлер. В 1908 году врач опубликовал работу, в которой назвал заболевание, известное как «преждевременное слабоумие», новым именем - шизофрения. Блейлер дал описание основным симптомам шизофренического мышления, среди которых, кроме аутизма, деперсонализации и расстройства ассоциаций, он особенно выделял «амбивалентность» (лат. ambo - «оба», valentia - «сила») - одновременное наличие у человека взаимоисключающих мыслей. Из-за этой двойственности мышления личность раскалывается на две антагонические , и больной идентифицирует себя то с одной, то с другой. Врач писал о таком состоянии следующее: «Любовь и ненависть (у больного. - Прим. ред.) к одному и тому же лицу могут быть одинаково пламенны и не влияют друг на друга. Больному одновременно хочется есть и не есть, он одинаково охотно исполняет то, что хочет, и чего не хочет, в одно и то же время думает: «Я такой же человек, как и вы» и «Я не такой, как вы». «Бог» и «черт», «здравствуй» и «прощай» для него равноценны и сливаются в одно понятие».

Психиатр выделял три типа амбивалентности. Эмоциональной амбивалентностью он описывал одновременное позитивное и негативное чувство к человеку, предмету или событию. Например, при ревности можно испытывать и любовь, и ненависть, а ностальгия вызывает не только радость от приятного воспоминания, но и грусть от того, что событие осталось в прошлом.

Волевая амбивалентность значит, что человек не может сделать выбор и в итоге часто вообще отказывается принимать решение. Такие сомнения наглядно иллюстрирует притча про Буриданова осла: голодное животное стоит между двумя одинаково привлекательными стогами сена и не может выбрать ни один. Избегая выбора, человек часто испытывает облегчение, но в то же время стыдится своей нерешительности - то есть один вид двойственности порождает другой.

Третий тип, интеллектуальная амбивалентность, - это когда в рассуждениях чередуются взаимоисключающие идеи. К примеру, уверенность в справедливости «божественного промысла» сменяется атеизмом. Считается, что именно такой «раскол» мышления в первую очередь указывает на развитие шизофрении.

При этом Блейлер отмечал, что противоречивое поведение - не обязательно признак шизофрении. По его мнению, оно может быть свойственно совершенно здоровым людям, особенно с типом личности. Тревожиться стоит, если человек постоянно страдает от двойственности идей, чувств или затрудняется принимать решения, а его настроение и реакции меняются очень быстро, когда это ничем не мотивировано. Психологи обращают внимание на то, что сомнения и неопределенность являются естественной составляющей жизни. Причинами амбивалентности, если речь не идет о патологии психики, может быть нерешительность, замкнутость, фобии, склонность к или наоборот - перфекционизм, подсознательный страх совершить ошибку и потерпеть неудачу, эмоциональная и интеллектуальная незрелость. Считается, что алкоголь, наркотики, наркоз и сильный стресс усиливают проявления амбивалентности. Как правило, осознать состояние сложно, потому что это подсознательный процесс.

Как говорить

Неправильно: «Весь день у меня было вялое, амбивалентное состояние, поэтому из дома я так и не вышел».

Правильно: «Меня доводит до отчаяния собственная амбивалентность: повышение на работе одновременно и радует, и пугает».

Правильно: «Амбивалентное отношение Коли к деньгам удивляет: он то экономит на каждой мелочи, то спускает всю зарплату за день».

Если затрагивать тему отношений, то нередко психологи сталкиваются с таким явлением, когда люди любят и ненавидят друг друга одновременно. Нередко такое отношение развивается между родственниками. Амбивалентность чувств является распространенным явлением в современном обществе. Некоторые специалисты относят ее к психологическому расстройству..

Человеку свойственно испытывать чувства. Некоторые эмоции являются кратковременными, а другие становятся постоянными. Когда речь идет об отношениях, то затрагивается тема постоянных чувств. Люди должны любить друг друга ежедневно в течение длительного временалучшем случае – вечность). Как только чувства проходят, союз распадается. Многие знакомы и с таким явлением, которое еще больше усиливает амбивалентность чувств:

  1. С одной стороны, человек испытывает страх перед потерей любимого.
  2. С другой стороны, человек переживает ненависть к партнеру, который его чем-то оскорбляет, унижает, бросает.

Нельзя говорить о человеке, как о роботе, который должен следовать лишь одной программе. Однако патологическим называется и то состояние, когда человек раздираем противоречивыми желаниями, эмоциями или мыслями. Где правильный выход?

Специалисты говорят о том, что человеку нормально менять свои мысли, желания и эмоциональный настрой в течение всей своей жизни. Однако это происходит попеременно. Состояние, когда он раздираем противоречивыми переживаниями, является либо переходным периодом (если оно длится несколько дней), либо психологическим отклонением (когда оно длится несколько месяцев и даже лет).

Что такое амбивалентность?

Современному человеку свойственно находится в амбивалентном состоянии. Что такое амбивалентность? Это одновременное переживание противоречивых чувств к предмету или человеку. Э. Блейлер ввел данное понятие, подразумевая под ним один из симптомов шизофрении, разделяя амбивалентность на интеллектуальную, волевую и эмоциональную.

Эмоциональная амбивалентность является самой распространенной в жизни человека. Она проявляется в двойственном отношении индивида к другому человеку. В детско-родительских или любовных отношениях данное явление является самым распространенным.

Волевая амбивалентность проявляется в невозможности сделать выбор между двумя решениями. Это происходит в ситуации, когда оба выбора являются одинаково значимыми и желаемыми. В такой ситуации человек нередко принимает решение не делать выбора и оставаться в ситуации нерешенной.

Интеллектуальная амбивалентность проявляется в размышлениях человека, когда взаимозаменяют или противоречат друг другу мнения, которые он обдумывает.

Одни специалисты считают амбивалентность вполне нормальным состоянием человека, поскольку в нем можно отметить одновременно тягу к жизни и интерес к смерти. Однако для счастливого и налаженного существования амбивалентность является барьером, через который нужно проходить, иначе ситуация еще больше усугубится.

Человек выбирает то, что соответствует его душевному состоянию. Дети любят играть в игры, которые соответствуют их желаемому образу жизни. Одежда выбирается та, которая соответствует представлениям человека о счастливой жизни. Фильмы и передачи просматриваются те, которые передают настроение, царящее внутри зрителя. Вот почему люди подсознательно считывают информацию друг с друга во время знакомства и понимают, интересны им новые собеседники или нет.

Люди даже выбирают себе любимых и деловых партнеров, друзей в соответствии с теми интересами, взглядами и состоянием души, которое присуще им. К примеру, весельчак не сможет найти контакта с человеком, который пессимистично смотрит на мир. Такие люди никогда не сойдутся, а лишь могут пересекаться, но тут же принимать решение больше никогда не видеться.

Человек выбирает то, что соответствует его душевному состоянию. Как человек одевается? Что любит читать, смотреть? О чем обычно говорит с друзьями? С какими людьми общается? Какие места любит посещать? Присмотритесь повнимательнее, и вы заметите, что все, чем человек себя окружает, соответствует его состоянию души, мировоззрению, настроению. Вы тоже выбираете свой мир в соответствии с душевными порывами. Оглянитесь и проанализируйте себя. Возможно, что вы сами себя «затягиваете в яму» отчаяния и горя тем, что выбираете людей, создаете события и посещаете места, которые ничего другого вам дать не могут. Будьте внимательны к своему окружению, поскольку это является не просто отражением вашей души, но и влияет на вас так, чтобы вы навсегда остались в нем.

Амбивалентность чувств

В отношениях между людьми достаточно часто встречается амбивалентность чувств. Данное понятие определяется психологией как противоречивое отношение субъекта к объекту, предмету, человеку и пр. Он одновременно принимает и отторгает, отказывается от объекта своих чувств.

Впервые данный термин был введен швейцарским психиатром Блейлером, который давал характеристику шизофрении. Однако и у обычного человека наблюдаются подобные переживания. Специалисты связывают амбивалентность с многогранностью внутренних потребностей, которые имеются у одного человека, и разнообразием окружающего мира, который может притягивать и отталкивать одновременно.

З. Фрейд считал данное явление нормой, пока проявляется короткими периодами и не является яркой. В противном случае начинают развиваться неврозы. Человек может чувствовать любовь и ненависть, удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию одновременно. Нередко одно чувство маскируется под другое.

В психологии существует два определения данному явлению:

  • Амбивалентность – это двойственность чувств человека к другому индивиду, явлению или событию. Часто она проявляется в отношении объектов, которые имеют неоднозначное отношение для человека. Это отличается от исключительно положительных или отрицательных эмоций, которые некоторые психоаналитики интерпретируют как идеализирование или обесценивание объекта. Таким образом, амбивалентность чувств считается нормальным явлением.
  • Амбивалентность в психиатрии рассматривается как расщепление личности, которая попеременно испытывает то одни, то противоположные чувства.

Амбивалентные чувства – это эмоции, которые человек испытывает одновременно. Смешанные чувства – это переживания, проявляемые попеременно.

Яркими примерами проявления амбивалентности являются детско-родительские отношения и союзы влюбленных людей. С одной стороны ребенок может желать смерти своим родителям, с другой – нуждаться в них и искренне любить. С одной стороны партнеры могут любить друг друга, но одновременно с этим понимать, что ненавидят.

Чем это можно объяснить? Двойственность чувств можно объяснить тем, что в человеке переплетаются инстинктивные потребности и устои общества, которые внедряются в голову человека. Возьмем, к примеру, любовный союз, где супруги любят и ненавидят друг друга.

  1. С одной стороны они вынуждены играть роли влюбленных, поскольку испытывают в этом потребность. Быть может, они уже не любят друг друга, но поскольку остаются вместе, вынуждены направлять ее на тех, кто находится рядом. Можно это объяснить теми устоями, которые приняты в обществе, где супруги должны любить друг друга, даже если это не так.
  2. С другой стороны супруги ненавидят по причине выявления ситуаций, когда их любимые причиняли им боль. Сознательно они понимают, что их не любят, а иначе не причиняли бы боли. Это вызывает ненависть, которую они стараются скрывать, поскольку могут ею разрушить тот союз, который принимается и поощряется окружающими людьми.

Амбивалентность возникает, когда на уровне инстинктов, сознательных желаний, обстоятельств ситуации и устоев в обществе возникают противоречия. Человек вынужден сохранять то, чего нет, при этом постоянно испытывать то, что в нем периодически вызывается.

Амбивалентность в отношениях

Относиться к амбивалентности в отношениях как к норме или патологии? Следует понимать, что человек всегда будет стремиться к определенности. Это делает его жизнь более гармоничной и уравновешенной, нежели ситуации противоречивости, двойственности. С другой стороны следует помнить о возникающих ситуациях, которые просто провоцируют эмоции, противоречащие постоянным переживаниям. Это является нормальным, хотя и проявляется в состоянии амбивалентности.

С одной стороны родитель может любить своего ребенка, с другой – испытывать раздражение из-за усталости, возникшей в результате воспитания малыша. Это считается нормальным в пределах ситуации, однако следует избавиться от противоречивых переживаний в постоянном их аспекте, чтобы они не развивали расстройства или конфликтного события.

Человек всегда будет склонен к амбивалентности. Это связано с многообразием мира, в котором он живет, возникающими чувствами, которые ему присуще переживать, и ситуациями, которые периодически происходят. Не следует считать состояние двойственности чем-то плохим, если оно не продлевается на протяжении всей жизни. Пока ситуация существует, человек может переживать двойственные чувства. Как только она проходит, лучше принять решение и определиться с собственным отношением к произошедшему.

Одни психологи считают амбивалентность нормальным состоянием, поскольку человеку свойственно принимать противоречивые идеи, попадать в ситуации выбора, испытывать двойственные чувства. Другие психологи отмечают, что амбивалентность как постоянное явление в жизни человека приводит к различным .

Следует отличать амбивалентность от всепринятия, когда человек принимает двойственность. Отличие заключается в том, что отсутствует раздвоение. К примеру, черное и белое не воспринимаются человеком как два противоположных цвета, а считаются одним окрасом, когда один переходит в другой и наоборот.

Амбивалентность – это четкое разделение, где чувства, мысли и идеи считаются противоположными. Всепринятие — это объединение якобы противоречивых понятий в одно целое, где они существуют одновременно и друг другу не противоречат, не мешают. Именно всепринятие является нормальным состоянием, которое может длиться всю жизнь, в то время как амбивалентность считается позицией, которая приводит к развитию расстройств, и .

Итог

Человек – многогранное существо. Его окружает мир, который полон различных явлений. Поскольку человек желает жить в мире, понятном ему, он часто стремится к разделению. Так появляются противоположности, противоречия, которые, по мнению человека, не могут существовать одновременно, а поэтому должны нести исключительно положительный или отрицательный окрас. Амбивалентность становится причиной неврозов, потому что человек не может принять тот факт, что он может любить и ненавидеть одновременно. Итог – .

Только расширение сознания и принятие плохого и хорошего как явлений, которые могут существовать одновременно, позволит амбивалентности превратиться во всепринятие. Когда отсутствует разделение, возникает объединение даже противоречащих друг другу явлений.

Изначально термин двойственности был широко распространен в медицине. Впервые амбивалентность стала известна благодаря французскому психиатру Блейлеру в 1900-х годах. С течением времени данное понятие начали применять в теориях психоаналитического характера и работах Зигмунда Фрейда.

Что такое амбивалентность?

Амбивалентность – это раздвоение в сознании человека отношения к чему-либо и это может быть связано с переживаниями, или двусторонним отношением к предмету, человеку и прочему. Состояние, в рамках которого может сосуществовать 2 противоположных чувства. Для того, чтобы полностью изучить понятие амбивалентности, необходимо рассмотреть его с точки зрения психологии и психиатрии.

Что такое амбивалентность в психологии?

Если не учитывать, тот факт, что изначально термин амбивалентность употреблялся только в сфере медицины, идея сосуществования совершенно разных чувств в человеческом сознании стала широко популярной и в психоанализе. С психологической точки зрения амбивалентный человек не является больным, поскольку данное состояние может коснуться абсолютно любого человека, разница лишь в степени проявления подобного состояния. В целом, амбивалентность в психологии - это чувство двойственного отношения к чему-либо.

Зигмунд Фрейд утверждал, что яркое проявление двойственности может выражаться в разных невротических состояниях, проявляться в определенный период развития личности. Почему же психоаналитики уделяют такое большое внимание данной особенности? Основа лежит еще в самом строении человеческого суперэго. Существует два неотъемлемых инстинкта жизни и смерти, которые уже сосуществуют в сознании человека с самого его появления, что и является более наглядным показателем амбивалентности.

Исходя из этого, нельзя утверждать, что данное явление может быть приобретенным, или вызванным определенными факторами, но, нужно отметить, что при наличии условий, способствующих двойственности, данное состояние может стать гораздо опаснее и вызвать нервные расстройства и как результат – негативные последствия. Благоприятные факторы могут быть следующие:

  • попытка изменить сознание, или расширить его;
  • применение препаратов психотропного действия, наркоз, употребление алкоголя;
  • обстоятельства, травмирующие психику человека;
  • различные негативные стрессы, депрессии.

Известна также версия о том, что в один момент существующие противоречивые чувства или мысли могут вступить в конфликтную ситуацию, в результате чего одно состояние может вытеснить другое в подсознании. Из-за этого не каждый человек способен проявлять амбивалентность, которая присутствует в сознании, на фоне чего и развиваются неприятные ситуации.


Амбивалентность в философии

Понятие двойственности в философии рассматривается, как зеркальное отражение в сознании человека процессов, противоречащих друг-другу. Амбивалентность бытия заключается в постоянной борьбе между добром и злом, в рождении и смерти, любви и ненависти. Ежесекундно человек подвергается нескольким влечениям одновременно, делая выбор, ощущая и создавая то или иное. Жизнь человека наполнена большим количеством двойственных чувств и решений.

Амбивалентность и амбитендентность

Амбитендентность обозначает сложное нарушение двигательного поведения, которое характеризуется двойственностью в сфере самопроизвольных действий, последствием чего становится неадекватное, странное поведение. Подобной явление, в основном, проявляется у людей, которые больны шизофренией при кататоническом синдроме. То есть, амбивалентный процесс может привести к амбитендентности человека с психомоторным расстройством.

Причины амбивалентности

Основными причинами двойственности являются особые факторы, которые проявляются у человека.

  1. Неспособность принять какое-либо решение. Выбор перед человеком возникает на протяжении всей жизни, и каждое его решение влечет за собой ряд последствий, как хороших, так и плохих. Люди, которые пытаются избежать принятия решений, сталкиваются с конфликтами на внутреннем психоэмоциональном уровне, что и приводит к амбивалентности.
  2. Неуверенность и подсознательный страх в совершении ошибки тоже может стать причиной проявления амбивалентности.
  3. Затяжные депрессии, стрессы, - все это может вызвать амбивалентное расстройство.

Амбивалентность в отношениях

Человек - сложное существо, в котором нет согласованности между мыслями, действиями и желаниями. Человеческие чувства, в основном, не имеют слаженности и единства. Мы можем испытывать одновременно два противоречащих чувства к одной личности. Не спроста ведь говорят: «люблю и ненавижу» - казалось бы, как можно одновременно испытывать это?

Амбивалентное отношение может проявляться в одновременном испытании нежности мамы к своему ребенку и чувства злости и раздраженности от усталости, или любовь к своему супругу и ненависть, вызванную ревностью. Двойственность чувств может являться нормой в случае, если противоречивые эмоции чем-то спровоцированы и возникают кратковременно, при этом есть определенные устоявшиеся чувства к определенному предмету, человеку или действию.

Сексуальная амбивалентность

Переживания двойственного характера в сексуальной жизни могут быть вызваны устоявшимися нормами половой жизни, от чего может возникать чувство, спровоцированное сексуальными мыслями. Помимо этого, амбивалентные чувства могут быть вызваны одновременным присутствием нежности и мыслях о грубостях в сексуальном плане. В один момент человеку может хотеться чего-то «сладкого», а в следующую секунду ему «перчинку» подавай.


Гендерная амбивалентность

Проблема состоит в неуверенности человека в своем роде и ориентации сексуального характера. Нет конкретной определенности в человеческом сознании – он почему-то может метаться между своими определениями, не осознавая, на какой путь ему встать. Амбивалентность поведения тоже может быть вызвана влечением сексуального характера к лицам как женского, так и мужского пола.

Амбивалентность в привязанности

Амбивалентная привязанность - это разновидность привязанности, при которой ребенок не уверен в своих чувствах к маме, он колеблется, то пытаясь привлечь ее внимание, то наоборот отталкивая ее. Подобное проявление может возникнуть в результате отсутствия доверия между мамой и ее чадом. Воспитание детей в строгости, с постоянными ограничениями и рамками, без проявления теплоты, ласки и внимания, приводит к последующей двойственности чувств у ребенка по отношению к родителям.

Следствием такого явления может стать наоборот чрезмерная опека родителей, вторжение в личное пространство ребенка и постоянное внимание, без каких-либо ограничений. Как следствие такого воспитания и может проявиться амбивалентность. При этом, с возрастом человек станет:

  • более самокритичным;
  • неуверенным;
  • недоверчивым к окружающему миру;
  • зависимым в отношениях.

Амбивалентность - как избавиться?

Амбивалентность - явление, которое чаще протекает в сознании человека незаметно и не влечет за собой каких-либо последствий. Однако, если амбивалентность эмоций, проявлений чувств, приносит дискомфорт в общении с другими людьми и в целом в жизни, то следует обратиться к специалисту. Лечение амбивалентности заключается в правильно подобранных средствах, основываясь на общем состоянии человека и причинах возникновения двойственности.

В терапии могут использоваться препараты задача которых состоит в подавлении патологического состояния психики и стабилизации состояния. Бывают случаи, когда заболевание прогрессирует, возможна угроза жизни самого пациента и окружающим, тогда лечение необходимо проводить в психиатрических больницах. При первых сигналах амбивалентности, как проявления патологического состояния, не нужно заниматься самолечением, поскольку это может не только не дать положительных результатов, но и значительно усугубить состояние.

Учитывая, что амбивалентность является чертой человека, необходимо следить за своей психикой, обращать внимание на любые перемены. Если же вас начинают посещать навязчивые идеи, от которых вы не в силах избавиться самостоятельно, то нужно обратиться за помощью к врачу. Это даст возможность определить заболевание на ранних стадиях, что значительно облегчит последующее лечение.

Одновременное существование у человека противоположных идей, желаний или же эмоций относительно одного лица, предмета либо явления получило в психологии название «амбивалентность». Человек, находящийся в таком состоянии, испытывает неоднозначность, двойственность либо противоречивость мыслей или чувств к одному и тому же объекту.

Описание

Амбивалентность чувств (с латыни ambo переводится как «оба», а valentia - как «сила») - это неоднозначное, противоречивое отношение к кому-то либо чему-то. Оно выражается в том, что один объект вызывает 2 противоположных чувства в одно и то же время. Это явление с давних времён отмечалось в повседневной жизни, а также описывалось в художественной литературе. Подобная амбивалентность чувств чаще всего приписывалась любовной страсти.

Сам термин «амбивалентность» был введён Блейлером в 1910 году. Он считал, что амбивалентность чувств может считаться главным признаком шизофренического расстройства. Вот что Блейлер писал об этом состоянии человека: «Недолгая амбивалентность является частью обычной психической жизни, а вот устойчивая либо выраженная амбивалентность является изначальным симптомом шизофрении. В этом случае она чаще всего относится к аффективной, волевой или идеаторной сфере».

В тех случаях, когда амбивалентность является характерной для поведения шизофреников, противоречивые переживания, отношения и реакции сменяются очень быстро и абсолютно немотивированно. Однако это состояние могут испытывать и абсолютно нормальные люди. У них амбивалентность чаще всего переживается в таких чувствах, как печаль и ревность.

Психологии нашего времени известно 2 основных представления о таком состоянии:

  1. Под амбивалентностью в психоаналитической теории обычно понимают разнообразную гамму чувств, которую переживает человек по отношению к кому-то. Считается, что такое состояние абсолютно нормально по отношению к тем людям, роль которых является довольно неоднозначной для конкретного человека. А вот однополярность переживаний (исключительно положительные либо отрицательные эмоции) считается проявлением обесценивания либо же идеализации партнёра. Другими словами, человек просто не осознаёт, насколько амбивалентными являются его чувства. Это изменение отношения к важному объекту психоаналитики называют «расщеплением Эго»;
  2. Амбивалентностью в психиатрии и медицинской психологии называют общую периодическую смену отношения. К примеру, утром больной испытывает к кому-то лишь положительные чувства, в обед - негативные, а к вечеру - снова положительные.

Некоторые современные психологи, желая обогатить свой профессиональный словарь, не совсем верно используют этот термин, обозначая им любые неоднозначные побуждения и чувства. На самом деле, амбивалентность чувств – это не просто какие-то смешанные чувства либо побуждения, а противоречивые эмоции, которые человек испытывает практически одновременно, а не попеременно.

Факторы

Чаще всего амбивалентность чувств является одним из самАмбивалентность чувств: факторы и видыых выраженных симптомов шизофренического расстройства психики. Кроме того, она также может проявляться при обсессивно-компульсивных расстройствах, а также наблюдаться при МДП и затяжных депрессиях. При большой интенсивности проявления, патологическая амбивалентность чувств может значительно усугубить невроз навязчивости и психогенную депрессию.

Наиболее частой причиной амбивалентных эмоций у нормальных людей являются острые переживания, стрессы или конфликты. В одном исследовании участникам предложили посмотреть фильм под названием «Жизнь прекрасна», в котором очень тепло и с юмористической точки зрения рассказывалось о трагической обстановке в концентрационном лагере времён Второй Мировой Войны. Было выяснено, что до просмотра этого фильма лишь 10 процентов испытуемых испытывали амбивалентные чувства в сочетании «счастливый-грустный». После просмотра фильма этот процент увеличился до 44 процентов.

Способность испытывать амбивалентность чувств является функцией зрелости. Большинство подростков способны чувствовать смешанные эмоции, а вот дети делать это не способны. Медицинский психолог Ларсен посредством исследования, проведенного в 2007 году, выяснил, что способность предсказывать, будет или нет какое-либо событие вызывать смешанные чувства, развивается у детей около 10-11 лет.

Амбивалентность не стоит путать с равнодушием. Человек, находящийся в двойственном состоянии ума переживает избыток мнений и идей, а не их отсутствие. Такой человек может очень сильно переживать о том, что вызывает у него подобную двойственность.

Некоторые из эмоций априори вызывают двойственные чувства. Одним из наглядных примеров является ностальгия, при которой люди испытывают ощущение теплой связи с каким-то событием либо объектом прошлого в сочетании с переживанием потери.

Виды

В психологии рассматривается несколько амбивалентных типов отношения:

  • Амбивалентность чувств. Негативное и позитивное чувство к людям, событиям, предметам, проявляющееся одновременно, получило название «эмоциональная амбивалентность». Ярким примером является ненависть и любовь к одной личности;
  • Амбивалентность мышления. Это чередование противоречащих идей в суждениях;
  • Волевая (амбитенденция). Постоянные колебания между двумя противоположными решениями и полная неспособность сделать свой выбор;
  • Амбивалентность намерений. Человек испытывает противоположные желания либо стремления (например, отвращение и вожделение).

Основатель психоанализа вкладывал в амбивалентность несколько иное понимание. Он называл этим термином одновременное сосуществование 2 противоположных внутренних побуждений, с рождения присущих всем людям. Наиболее фундаментальным из таких побуждений является влечение к жизни (либидо), а также влечение к смерти (мортидо). Кроме того, Фрейд рассматривал это состояние как совмещение противоположных влечений к одному сексуальному объекту. Эмоциональная жизнь людей, согласно психоаналитической концепции, также складывается из противоположностей. Например,
Фрейд приводил пример, когда ребёнок обожал своего родителя, и в то же время желал ему смерти.

Также термин «амбивалентность» применяется в психоанализе для описания такого специфического явления, как «трансфер» или «перенос». Фрейд не раз подчёркивал двойственный характер трансфера, одновременно имеющий как позитивную, так и негативную направленность.

В психологии также выделяют отдельное понятие, получившее название «амбивалентность чувств». Это неоднозначное переживание либо одновременно присутствие в человеке 2 противоположных стремлений относительно одного объекта - к примеру, одновременной антипатии и симпатии.

В философии есть отдельный термин «эпистемологическая амбивалентность». Такой термин применяется для того, чтобы обозначить двойственность и неоднозначность многих фундаментальных понятий бытия. Двойственные эмоции и креативность.

Многочисленные исследования показывают, что многие нормальные люди могут испытывать двойственные эмоции. Такая смесь положительных и отрицательных состояний иногда называется смешанными эмоциями. Учёные выяснили, что амбивалентные эмоции значительно повышают творческие способности человека.

Доказано, что переживание смешанных эмоций вызывает более широкий спектр воспоминаний. Это легко объясняется с точки теории конгруэнции: позитивное настроение и положительные эмоции вызывают более желательные мысли и воспоминания, а негативные чувства вызывают другие, нежелательные мысли и воспоминания. Поэтому смешанные эмоции, предоставляя человеку более широкий спектр познаний, гарантируют повышение гибкости мышления. Такие образом, значительно активируется мыслительный процесс, что, в свою очередь, создаёт предпосылки для развития творчества.

Ещё Ф. Скотт Фицджеральд считал, что способность человека к амбивалентности усиливает его интеллектуальные способности: Он полагал, что способность одновременно удерживать в уме две противоположные идеи значительно увеличивает способности функционирования мозга».