Как перестать быть шопоголиком. Как избавиться от шопоголизма

Люди покупают вещи по разным причинам: одни желают удивить коллег, другие - побаловать себя любимую. Именно поэтому единого решения проблемы не существует, требуется индивидуальный подход. Рассмотрим важные аспекты по порядку и приведём практические рекомендации борьбы с подобной особенностью.

Признаки шопоголизма

  1. Явным признаком шопоголизма считается блуждание по торговым центрам без видимых на то причин. Человек, склонный к необдуманным покупкам, бесцельно ходит по бутикам, рассматривая товары, которые ему вовсе не подходят.
  2. У шопоголиков интерес проявляется абсолютно ко всем вещам, будь то чайная кружка или красивая кофточка. При невозможности посетить торговый центр или крупный гипермаркет такие люди становятся раздражительными, у них ослабевает жизненный тонус и снижается работоспособность.
  3. Помимо вышеперечисленного, шопоголики быстро теряют настроение, которое можно поднять только при помощи очередной покупки. Если же новые вещи будут появляться нерегулярно, данное состояние переходит в затяжную депрессию.
  4. Когда шопоголик приходит в магазин, он желает скупить всё и сразу. Если же подобная возможность отсутствует, человек ломает голову, как осуществить задуманное.
  5. Люди, делающие многочисленные неконтролируемые покупки любят обсуждать занятие с друзьями. При этом они категорически не желают общаться на другие темы, поскольку все мысли заняты только собственным увлечением.
  6. Основополагающим признаком шопоголика принято считать наличие вещей, которые не были использованы ни разу. Это может быть одежда или предметы обихода, в больших количествах пылящиеся без дела.
  7. Характерным поведением шопоголика в обществе является полное отрицание «болезни». Когда такому человеку говорят о больших тратах, он неосознанно снижает истинную стоимость приобретённых предметов, чтобы люди отстали. Некоторые индивидуумы вовсе обманывают оппонентов, утверждая, что никаких покупок не было произведено.
  8. Постоянное посещение магазинов странной тематики также является признаком шопоголика. Ему вовсе не нужны новые ножи или походные палатки, тем не менее, человек стоит и рассматривает эти вещи. У него уже появилось желание купить, но импульс останавливается нехваткой денег или другими обстоятельствами.
  9. В период шопинга человек испытывает психоэмоциональное равновесие, его душевное состояние приходит в норму. Шопоголик больше не раздражается по мелочам, может смеяться и поддерживать разговор на другие темы. По истечении нескольких дне после похода по магазинам он вновь начинает депрессовать, думая только о покупках.
  10. Шопоголик никогда не ограничится двух- трёхчасовым походом по магазинам, он обязательно потратит на увлекательное занятие полдня, иногда больше. При этом на колкие замечания родных и друзей «Ты тратишь слишком много средств и времени» человек лишь отмахивается, скрывая цены и новые приобретения.


Реально оцените приобретение
По большей части причиной покупки является тот факт, что ею уже кто-то владеет. К примеру, у вашего знакомого «Айфон» новой модели, вы хотите себе такой же. При этом вы не думаете о том, что данная вещь слишком дорого стоит и, по сути, она вам не нужна.

Чтобы побороть желание купить «Айфон», реально оцените, чем он ценен именно для вас. Возможно, на гаджете удобно работать или телефон отлично держит зарядку. Если же не удалось выяснить преимущества конкретно в вашем случае, откажитесь от покупки. Боритесь с желанием потратить кровные деньги, если приобретение не несёт какой-либо смысловой нагрузки.

Выясните тип фигуры и цветотип лица
Чтобы избежать ненужных трат, необходимо точно знать собственные параметры. Для этого выясните размер в европейском, российском и китайском варианте (XS, 40-42 и пр.). Такой ход не позволит вам приобрести неподходящие вещи, которые порой покупаются по необъяснимым причинам.

То же самое относится к цвету губной помады, теням для глаз, серьгам. Вы импульсивно делаете покупки, не подозревая, что дамам с вашим цветотипом не подходит алый красный или оранжевый.

Также внимание необходимо уделить обуви. Девушки питают слабость к сапогам на высокой шпильке, хотя данный предмет гардероба крайне неудобен. Если вы передвигаетесь на общественном транспорте и тратите много времени на дорогу до работы, откажитесь от подобных покупок. Будьте реалистичны и практичны.

Переключитесь на более интересные занятия
Для шопоголиков поход по магазинам представляет собой не что иное, как отвлечение от серых будней и возможность хорошо провести время. Учитесь поднимать настроение более интересными занятиями. Начните ходить в спортивный зал, запишитесь на танцы, посетите курсы скалолазания или покатайтесь на лошадях.

Важно, чтобы новое хобби не было связано с шоппингом, иначе отвлечения добиться не удастся. В случаях, если не получается избежать подобных ситуаций, сядьте и подумайте: для вас важнее избавиться от шопоголизма или же погрязнуть в нём полностью? Если предпочтение отдаётся первому варианту, отправляйте за покупками друзей или родных, избегая похода по магазинам.

Сдерживайте порывы приобрести вещь
Многие люди покупают тот или иной предмет по причине желания обладать им полностью. Если вы совершаете манипуляции, основываясь именно на этом, запомните важный нюанс: нельзя обладать абсолютно всем в этом мире, от чего-то приходится отказываться.

К примеру, вы заметили на прилавке милую вещицу, которая будет стоять без дела. Подсознательно вы это понимаете, но не прислушиваетесь к себе. Попробуйте поступить иначе: сфотографируйте на телефон данный предмет, выйдите из магазина и полюбуйтесь им с экрана телефона. Далее начинайте медленно уходить в другую сторону, сдерживая порывы что-либо купить.

Следите за финансами
Чтобы избежать лишних трат, которые впоследствии плохо скажутся на общем бюджете, берите в магазин немного денег. Подбивайте финансы таким способом, чтобы их было впритык. То есть, если вы идёте за продуктами, заранее подсчитайте, какая примерная сумма вам потребуется.

По возможности проводите подобные манипуляции каждый раз во время похода по магазинам. Это могут быть детские игрушки, одежда, посуда. Вы должны чётко представлять, что именно необходимо. Нет списка - нет покупок, следовательно, отсутствует потребность отправляться на шоппинг. Уберитесь в квартире, почитайте книгу, пообщайтесь с друзьями. Забивайте день под завязку, чтобы исчезли мысли пошопиться.

Изучите гардероб

Нередки случаи, когда люди скупают одежду, косметику и обувь «пачками» только потому, что испытывают непреодолимую тягу к новым вещам. Если вы страдаете шопоголизмом, то наверняка имеете в шкафу пару-тройку ни разу не одетых кофточек. Достаньте всю одежду, примерьте, отсейте то, что сидит неидеально.

Пытайтесь комбинировать одно с другим, подбирая оптимальное сочетание. Вы увидите, что у вас есть практически новая одежда. Подобрав идеальные комплекты, приступайте к просмотру украшений. Выберите колье, серьги, часы и прочие мелочи, подходящие под одежду.

Почувствуйте себя стилистом: комбинируйте не только джинсы с майкой, добавляйте кардиган, пояс, сумочку, украшения и прочее. На данном этапе важно понять, что у вас есть вещи, поэтому не нужно покупать новые. Проводите подобные манипуляции каждый раз, когда появится тяга к хождению по магазинам.

Обретите уверенность в себе
Часто девушки отправляются по магазинам, потому что желают нравиться себе в зеркале. По этим причинам они каждую неделю покупают новые вещи, желая преобразиться. Важно понимать, что уверенность в себе достигается путём ухода за кожей, физических упражнений, правильного питания и ухода за внешностью в целом.

Также немаловажным фактором является манера держаться в обществе, мимика, привычка излагать мысли. Старайтесь выражаться правильно, записывайте речь на диктофон и анализируйте ошибки. В целом подобные действия помогают обрести уверенность без лишних трат.

Шопоголизм считается болезнью, он поглощает людей похлеще всеми известных игровых автоматов. Переключитесь на более интересные занятия, сдерживайте порывы, реально оценивайте приобретённый предмет в плане практичности.

Видео: 6 правил борьбы с шопоголизмом

Практически большая часть всех людей обожает ходить по магазинам и приобретать новые вещи. Естественно, это происходит не так часто, как хотелось бы. Простая человеческая радость от покупки немного притупляет значительный пробел в бюджете, поэтому такой рефлекс необходим.

Почти ежедневно человеку приходится совершать различные покупки для обеспечения своей жизнедеятельности и комфортного существования. Начиная от продуктов питания, одежды и заканчивая техникой различного предназначения. Обычно чем дороже покупка, тем более тщательно она планируется, взвешивается её предполагаемая польза и цена. Решение принимается с учетом доходов отдельного человека. В большинстве случаев приобретение приносит кратковременное удовлетворение собственных потребностей и радость, если покупка долго планировалась.

Для шопоголиков дела обстоят несколько иначе. Радость и удовлетворение у них вызывает не сама вещь, а процесс покупки. Свои цели шопоголики не склонны долго присматривать на полках магазина. Обычно они реагируют на любые разрекламированные товары, которые проходят под сомнительными акциями. Очень часто такие люди могут обратить внимание на совершенно ненужные вещи и купить их просто так. Естественно, такой образ жизни заметно бьет по бюджету, и человеку необходимо все больше и больше зарабатывать, чтобы удовлетворять свою ониоманию.

Развивается шопоголизм подобно другим зависимостям, наравне с алкоголизмом и наркоманией. Непреодолимое желание совершить то или иное действие, которое усиливается с каждой попыткой, ведет к формированию стойкой психологической привычки. Она пагубно влияет на таких людей и постепенно разрушает взаимоотношения в их жизни. В частности, шопоголизм приводит к проблемам в семье, человек может залезть в кредиты без возможности выплатить их.

Современный мир насчитывает все больше и больше зависимых от покупок. Относительно недавно на постсоветском пространстве практически не было шопоголиков. Со временем люди получили огромный выбор товаров в магазине, яркие листовки с агитацией к покупке и завлекающие упаковки. Они умело подталкивают к приобретению понравившейся вещи тех покупателей, которые хоть чуточку к этому склонны.

Таким образом, в современных рыночных условиях развитие ониомании очень вероятно. Поэтому необходимо точно знать, как избавиться от шопоголизма, если вы или кто-то из близких им страдает.

Основные причины шопоголизма


Этиологических факторов развития шопоголизма очень много, так как любые психологические проблемы и комплексы могут сказываться на воле человека. Он становится совершенно слаб и беззащитен перед соблазнами внешнего мира. Такие чувствительные личности склонны не только к развитию ониомании, но и другим зависимостям. Именно поэтому шопоголизм необходимо диагностировать вовремя, пока расстройство не успело перетечь в другую форму.

Основные причины формирования зависимости от покупок:

  • Детские проблемы . Очень часто в анамнезе шопоголиков можно найти специфические факторы, что могут провоцировать развитие зависимости. Обычно такое бывает, если в детстве ребенок недополучил материнского внимания, ему редко покупали новые игрушки. Важную роль играет детская зависть к другим в дошкольном заведении, на игровой площадке или просто во дворе. Дети тонко реагируют на несправедливость внешнего мира, чувствуют малейшие его изменения. Те, кто страдали от отсутствия родительского внимания, могут в будущем пытаться компенсировать его приятными покупками для себя. И такое замещение со временем перетекает в зависимость получения радостных эмоций от приобретения каких-то вещей.
  • Депрессивное настроение . Благоприятным фоном для формирования шопоголизма является наличие депрессивных изменений личности. То есть если человек склонен пребывать в плохом настроении, лишняя доза серотонина для него воспринимается как наркотик. А покупки - известный источник счастья, под влиянием которого синтезируется гормон радости. Таким образом, шопоголизм становится индивидуальным антидепрессивным средством, которое снимает вторичную симптоматику и улучшает самочувствие человека. Но, чаще всего, проблема депрессии остается, проявляется в других, более сложных ситуациях и уже не так легко поддается коррекции.
  • Пониженная самооценка . Отдельным пунктом в этиологии развития шопоголизма следует указать этот вариант. Именно люди с пониженной самооценкой чаще всего поддаются на акции, скидки, бонусные системы и другие завлекательные мероприятия. Более того, восторженные отклики продавцов консультантов, их лесть и желание помочь создают впечатление, что о человеке заботятся, переживают. Таким образом, пониженная самооценка получает хоть какую-то компенсацию. Возможность приобрести любую вещь временно наделяет человека властью над небольшой частью своей жизни, дает возможность выбора и контроля. Это крайне важно для человека с низкой самооценкой, поэтому именно этот типаж чаще всего страдает от ониомании.
  • Стрессы . Данный фактор также очень важен среди причин шопоголизма. Наличие постоянных стрессовых ситуаций на работе, неблагоприятная обстановка дома, а также проблемы со взаимоотношениями в семье, с друзьями и т.д. представляют собой универсальный набор факторов, что вынуждают человека привязываться к чему-то другому. Таким образом формируются зависимости, в том числе и ониомания. Человек пытается реализовать себя хотя бы в чем-то и склоняется к наиболее приятному и легкому варианту - покупкам. Возможность выбора понравившейся вещи дает почувствовать свою важность и свободу. Такой человек будто освобождается от условностей и проблем в личной жизни, карьере и отвлекается с помощью шопинга. Со временем такой метод перестает быть эффективным, а становится новой зависимостью и проблемой.

Проявления шопоголизма у человека


Признаки болезни шопоголизма можно заметить далеко не сразу. Все покупки человек старается тщательно маскировать под необходимые и скрывает расстройство даже от самого себя. Именно поэтому его ранняя диагностика представляет собой огромную трудность. Тем более симптоматика может отличаться в разных людей, в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Можно выделить только несколько основных групп симптомов ониомании, которые встречаются у подавляющего большинства шопоголиков:

  1. Высматривание . Простые прогулки по магазинам таким людям доставляют само удовольствие. Привлекательно расставленные товары, аккуратные упаковки, изобилие вещей позволяют не ограничивать себя в выборе и насладиться моментом сполна. Человек, который не склонен к шопоголизму, более прагматично подойдет к выбору понравившейся вещи, сравнит её с другими и уйдет с покупкой. Шопоголик же в этом случае должен рассмотреть весь ассортимент, прощупать, погладить, покрутить в руках. Важность этого процесса для него практически незаменима. Именно поэтому шопоголиков редко встретишь в интернет-магазине, там они лишены такой радости.
  2. Непрофильность . Человек, страдающий этим расстройством, обязательно зайдет в те отделы магазина, которые ему даже близко не интересны. Например, женщина, у которой нет детей, изучит практически весь ассортимент детской одежды просто потому, что она может это сделать. Или это может быть рыбацкий стеллаж, где человек среди товаров вообще ничего не узнает. Несмотря на это, желание просмотреть предложенный товар не меньше, чем при посещении актуального отдела для конкретной личности. К сожалению, ониомания не выбирает, какой именно товар покупать. Человеку, страдающему этим расстройством, абсолютно неважно, что именно приобрести, главное сделать это.
  3. Раздражительность . Если у шопоголика не получилось сходить в магазин или же он вынужден покинуть его, не просмотрев все отделы, его настигает буря эмоций, которые мало поддаются контролю. Чаще всего это апатия, бессонница, раздражительность, но иногда доходит и до агрессии. Люди, которым помешали совершить покупку, не стесняются в выражениях и готовы отстаивать свое право приобрести что угодно. В том случае когда у человека не хватает денег на понравившуюся вещь, его преследует депрессивное настроение, упадок сил. Он попытается найти средства где угодно, лишь бы заглушить внутреннюю пустоту несостоявшегося шопинга.
  4. Несоответствие . Для большинства шопоголиков цена товара играет второстепенную роль. Это всего лишь циферка, которая отделяет их от радости покупок. И часто такие люди не задумываются, сколько денег им приходится тратить. Важным симптомом шопоголизма следует считать несоответствие ценовой категории купленных вещей тому, что может себе позволить этот человек с учетом своих доходов. То есть маленькие радости в виде покупок значительно сокращают бюджет человека и вызывают различные финансовые затруднения, а для самого человека это не так уж и важно. Главное - удовлетворить потребность.

Способы борьбы с ониоманией

Вылечить шопоголизм без желания самого человека нельзя. Этот вопрос, в первую очередь, интересует родственников и близких, которым пришлось не сладко, возможно, даже появились долги. Именно поэтому вопрос, как бороться с шопоголизмом, часто встает ребром из-за последствий, вызываемых данным расстройством.

Самостоятельные действия


Практически все маркетологические ходы с распродажами и акциями являются хорошо продуманными. Над этим работают не только менеджеры по продажам, но и психологи, которые повышают вероятность покупки какого-то товара. Поэтому удержаться от соблазна в современном мире не так уж и легко.

Придерживаясь некоторых советов, можно значительно ограничить свои возможности, тем самым снизив количество покупок:

  • Осознание проблемы . Никогда не избавится от шопоголизма человек, который считает, что он не болен. Первый этап на пути к выздоровлению и правильному образу жизни - это осознание собственного патологического состояния. Решимость устранить имеющееся расстройство, в первую очередь, поможет человеку бороться с желанием совершать покупки, придаст сил и воли. Понимание проблемы также даст возможность на сотрудничество, и человек станет понемногу контролировать себя, будет придерживаться некоторых советов не только из-за мнения близких, но и ради себя самого.
  • Списки . Эта уникальная вещь помогает систематизировать любые наборы продуктов и вещей. Человеку необходимо четко обозначать количество и качество купленных товаров. Шопоголику нужно составлять его так, чтобы он удовлетворял все основные запросы четко и однозначно. Например, не желательно писать «что-нибудь к чаю». Эта неопределенность дает человеку свободу скупить большую часть кондитерского отдела в супермаркете. Лучше конкретизировать и обозначить те товары, что следует положить в корзину. Например, для шопоголика более подходящим будет «печенье Ласточка 250 г, конфеты Ромашка 300 г». Таким образом, процесс покупки будет похож на механическое складывание вещей, а не приступ шопоголизма.
  • Наличные . Лучше всего везде расплачиваться наличными. Для шопоголиков кредитная карта представляет собой неисчерпаемый источник денег, которые можно беспрепятственно потратить. Суть в том, что они банковские и возвращать необходимо потом. То есть даже если у человека нет возможности приобрести какую-то вещь из-за нехватки средств, кредитная карта «любезно» спасает в таких случаях. Все же для шопоголика наличие подобной «палочки-выручалочки» означает возможность потрать гораздо больше денег, чем на самом деле у него есть. Наличные в кошельке позволяют более реально относиться к собственному бюджету и ограничивать приступы шопоголизма. Обязательно следует просчитывать такую сумму денег, которая необходима на день, с учетом всех расходов на проезд, обед и чай, если таковые имеются. Это количество денег и стоит оставлять в бумажнике ежедневно. Добавить дополнительно можно не более 20% на непредвиденные обстоятельства. Таким образом у человека не будет возможности совершить необдуманные покупки.

Психотерапия


Иногда ониомания может стать поводом для обращения к специалисту. Квалифицированный врач знает лучше, как вылечиться от шопоголизма даже в самых тяжелых случаях. Такое возможно, когда необдуманные расходы создают значительные трудности в реальной жизни и серьезные проблемы, от которых сложно избавиться.

Арсенал современных психотерапевтических методов настолько богат, что практически каждый сможет найти для себя более подходящий вариант. Выбор необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей человека. Для кого-то лучше бороться с проблемой в команде поддержки людей со схожими расстройствами, а для других - более приемлемым будет приватный разговор с психологом.

Направления психотерапии против шопоголизма:

  1. Группы анонимных шопоголиков . В силу распространения ониомании по миру все больше психологических центров занимается лечением данного расстройства. Многие из них склоняются в сторону групповой психотерапии, которая является более приемлемым вариантом. Люди находят поддержку и имеют возможность взглянуть на свою проблему со стороны.
  2. Когнитивно-поведенческая терапия . Это более адаптированный вариант психотерапии, который используется при многих заболеваниях и расстройствах. Проводится специалистом, у которого есть соответствующая квалификация. Когнитивно-поведенческая терапия формирует паттерны, которые человек успешно применяет в жизни при наступлении кризисных моментов. Иными словами, устанавливается образец поведения путем рационализации имеющейся проблемы вместе с пациентом. Специалист обсуждает возможные варианты и вырабатывает ту схему реагирования, которая является оптимальной в конкретном случае.
  3. Аутотренинг . Эта методика представляет собой новое направление в лечении психологических проблем. Аутотренинг больше подходит для тех, кто искренне желает избавиться от шопоголизма и у него ещё осталось немного силы воли для этого. Существует много специальных программ, которым необходимо следовать для достижения поставленной цели. Они представляют собой список специальных указаний, каких нужно придерживаться и выполнять неукоснительно. Формулировку конкретной установки можно менять, в зависимости от поставленной цели аутотренинга.

Помощь родных и близких


Едва не наиболее значительное влияние на терапию шопоголизма оказывает поддержка со стороны близких людей. Ощущение, что кто-то вместе с тобой проходит избавление от расстройства, намного облегчает эту ношу. Кроме того, родные могут стать своеобразными наставниками, которые будут контролировать расходы человека и уберегут от опрометчивых покупок.

К счастью, большинство товаров в магазинах можно вернуть на протяжении нескольких дней, поэтому сберечь семейный бюджет будет гораздо легче. Родные и близкие также в случае с шопоголизмом являются голосом рассудка и рационализации. Мнение со стороны поможет определить необходимость приобретения той или иной вещи.

Часто психологи рекомендуют советоваться в случае возникновения желания приобрести что-либо. Например, человек возвращается из учебы/работы, но ничего домой купить ему не нужно. Желание приобрести товар и порадовать себя пересиливает, и он все равно потратится. В таком случае необходимо позвонить родным или близким, спросить, нужно ли что-нибудь купить для них. Если человек просто потратит деньги на необходимую вещь для кого-то, желание купить что-либо ещё будет уже не такое сильное. Удовлетворение от приобретения товара не зависит от предназначения покупки.

Также родные могут следить за семейным бюджетом, ограничивать и распределять расходы так, чтобы тратить их приходилось кому-то другому. Лучше всего за серьезными покупками ходить вместе, чтобы более оптимально подойти к выбору нужной вещи.

Как бороться с шопоголизмом - смотрите на видео:


Ониомания или шопоголизм - довольно серьезная проблема современности, несмотря на то, что многие относятся к этому гораздо проще, чем есть на самом деле. Глянцевые журналы описывают расстройство как модную тенденцию, но в психиатрии она рассматривается как серьезная зависимость, которая требует соответствующей помощи. Именно поэтому лечение шопоголизма - важный вопрос в современной психологии, который необходимо решить многим людям.

«Вот оно, мгновение счастья - когда пальцы обхватывают ручку блестящей, хрусткой сумки и всё содержимое этой фирменной упаковки переходит в моё полное владение. На что похоже чувство, возникающее в такой момент? Это всё равно что голодать несколько дней, а потом откусить большущий кусок горячего тоста с маслом. Или проснуться утром и осознать, что сегодня суббота. Да что там, такие мгновения сравнимы с лучшими моментами секса. Ничто больше не существует — все мысли и чувства сконцентрированы на этом чудесном ощущении. На одном чистом, эгоистическом удовольствии».

Шопогоизм - зависимость от шопинга

Вам знакомы чувства, которые испытывает героиня Софии Кинселлы? Поздравляем: похоже, у вас ониомания… Нет-нет, не пугайтесь этого научного термина: это значит лишь только, что вы, вероятнее всего, шопоголик - получаете удовольствие от самого процесса покупки, он поднимает вам настроение, служит лучшим лекарством от всех бед.

Признаки шопоголизма

Для верности предлагаем пройти тест. Скорее всего, вас можно отнести к числу шопоголиков, если вы…

  • часто ходите по магазинам без чёткого желания найти что-то определённое
  • излишне увлекаетесь модными журналами, блогами, онлайн- и инста-магазинами
  • испытываете острое желание купить ту или иную вещь, не имея на то веских причин
  • долго и с энтузиазмом говорите о том, что приобрели
  • рассматриваете большую часть выставленного на продажу товара, не важно, нужен он вам или нет
  • впадаете в состояние апатии без регулярного посещения торговых центров

Спешим утешить: таких, как вы - много. На самом деле, это явление было впервые замечено в Европе ещё в конце XIX века, а в начале XXI его и вовсе нарекли «чумой столетия».

Причина, казалось бы, на поверхности: представители эпохи потребления, мы просто вынуждены покупать все больше и больше - чтобы быть еще успешнее, красивее, желаннее…

Психологи же считают, что корни проблемы глубже: покупая вещи, мы таким образом заполняем внутреннюю пустоту, компенсируем дефицит внимания и любви, бежим от одиночества и депрессии, чувствуем себя свободными и всесильными. Нередко неограниченными покупками во взрослом возрасте мы возмещаем то, что недополучили в детстве (встречается и противоположный «полюс»: те, кто в детстве ни в чём не знал отказа и просто привык покупать уйму ненужных вещей).

Почему шопоголизм - это проблема?

Казалось бы, если возможности позволяют, то что здесь плохого? Всё дело в негативных последствиях шопоголизма.

1

Гардероб (даже если в вашем случае это не просто шкаф, а целая комната) - не резиновый: рано или поздно он заполнится ненужными вещами, а потребность их покупать - останется.

2

Как ни крути, шопоголизм - это зависимость: вы просто не можете остановиться… А теперь попробуйте представить своё состояние, если по тем или иным объективным причинам вы больше не сможете удовлетворять свою потребность.

Кроме того, потраченным на шопинг времени и деньгам можно было найти лучшее применение: например, потратить их на саморазвитие или путешествия.

3

Шопоголизм одного из членов семьи нередко становится поводом для конфликтов и раздоров, да и финансовые возможности, как правило, не безграничны.

Шопоголик шопоголику рознь

Возможно, у вас есть подруга или знакомая, которая кажется вам «настоящим» шопоголиком: сметает с полок всё без разбора и не может остановиться. Вы же в свою очередь знаете за собой тягу к покупкам, но «не до такой степени»; часто вы ходите по магазинам, просто чтобы снять стресс и расслабиться.

Типы шопоголиков

Скорее всего, вы просто относитесь к разным типам шопоголиков. Всего их три:

  • спонтанный: не считает себя шопоголиком, но с трудом проходит мимо значка «распродажа» и часто покупает вещи «просто так»;
  • осознанный или разумный: покупает нужные вещи, но в большем, чем планируется, количестве (не один шампунь или крем, а 3-4, с разными запахами, фактурами, эффектом - всё надо скорее открыть и попробовать!), не может устоять перед акциями и бонусами;
  • истинный: спускает все деньги на покупки.

Как бороться с шопоголизмом?


Как с любой зависимостью, с шопоголизмом нужно справляться поэтапно, небольшими шагами. Вот несколько советов, которые могут вам в этом помочь - конечно, при условии, что вы уже признались себе в своём «диагнозе».

1

Провести ревизию гардероба

С этого дня любому шопингу должно предшествовать составление списка необходимых вещей, а для этого нужно провести ревизию гардероба. Держим пари: количество скопившихся у вас вещей вас просто поразит. От всех ненужных вещей нужно незамедлительно избавиться: отдайте, подарите или продайте их.

Возможно, при разборе гардероба вас удивит тот факт, что при всём изобилии вещей у вас нет самой необходимой базы. Составлять базовый гардероб, в котором все вещи согласуются по цвету и крою, я учу в онлайн-школе .

2

Сказать магазинам «нет»

Не «может быть», не «еще разочек - и все», а именно твердое «нет». Сведите посещение магазинов к абсолютному минимуму: если они «просто попадаются на пути» - стройте маршрут иначе!

3

Онлайн вместо оффлайн

Если та или иная вещь вам объективно нужна, не спешите в торговый центр: сначала изучите ассортимент онлайн - благо почти у всех магазинов сегодня есть сайты. Сравните цены, дизайн, фактуру, цвет. Сделайте выбор - и только потом отправляйтесь в магазин (а лучше предварительно подумайте денёк-другой).

4

Отказаться от кредитки

Собираясь с магазин, берите с собой ровно ту сумму, которую сможете потратить без ущерба для своего бюджета. Известно, что с наличными деньгами нам расставаться сложнее, так что больше никаких банковских карт и кредитов! Для верности пригласите с собой близкого человека, который в курсе вашей проблемы и сможет вас остановить.

5

Вести учёт

Заведите файл Excel, купите специальный блокнот или установите на телефон приложение, которое позволит вам фиксировать все траты и указывать суммы, которые вы можете себе позволить потратить на следующей неделе.

6

Прекратить охоту за скидками

Сколько раз вы возвращались с распродаж, ликуя по поводу того, что удалось купить множество вещей с хорошей скидкой… Этот триумф - ложный: если вещь вам на самом деле не нужна, то победил, в конечном счёте, продавец.

Чтобы избавиться от искушения, отпишитесь от рассылок интернет-магазинов: лишние соблазны вам точно ни к чему.

7

Впереди планеты всей?

Скупать вещи из новой коллекции в день появления их в магазине - не лучшая идея: через некоторое время продавец снизит цену, да и вы, возможно, передумаете.

8

Выпить кофе, глубоко подышать - что угодно, лишь бы не делать покупку незамедлительно, поддавшись спонтанному импульсу. Лучше - вернуться к теме покупки на следующий день: возможно, завтра вещь уже не будет столь желанной.

9

Попросить помощи

Если попытки следовать нашим советам проваливаются одна за другой, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Общение со специалистом поможет понять, что же действительно кроется за вашей тягой покупать всё новые и новые вещи.

10

Научиться осмысленно покупать вещи, которые подходят вам и сочетаются между собой. В этом я вам с радостью помогу в онлайн-школе по всему миру:)

По себе знаю, какие приятные чувства тебя посещают, когда ты только что купил понравившуюся тебе вещь. Причем, как правило, ты приходишь за одной вещицей, а покупаешь еще что-то. Порой даже просто прогуливаясь по супер-маркету, имея деньги в кармане, создается такое ощущение, что им тесно в кошельке, они хотят на свободу, точнее, хотят быть потраченными. И вот запросто можно обойтись без очередной маски для лица, шарфика, лака для ногтей (это я так, по мелочи), а то и сотого платья, кофточки, туфель…но нет! Раз в кармане есть деньги, их надо потратить! Иначе внутри ощущается какое-то недовольство, неудовлетворение жизнью, портится настроение.

У меня самой было несколько раз, когда проезжала на общественном транспорте по центру города, мимо витрин и, видя одну блузку, дико захотелось ее купить. Блузок в моем шкафу достаточно, но нет, хочу эту и точка! Наплевала на дела, выскочила из маршрутки и помчалась в заветный магазин покупать вожделенную вещь. За все время, пока она висит у меня в шкафу, я надела ее от силы раз пять. И стоило срывать деловую встречу, ради сиюминутной покупки? На тот момент мне казалось, что стоит. Пусть весь мир подождет, но именно эта вещь поднимет мне настроение и избавит от депрессии.

Избавиться от стресса можете, следую советам нашего главного редактора Анастасии Гай из статьи «Как избавиться от стресса»

К счастью, такие заскоки у меня случаются редко. Хотя и бывают моменты, когда действительно бродишь по магазину (или пока ждешь кого-то или за компанию) не целенаправленно и покупаешь какую-то мелочь, потому то голос внутри шепчет тебе: «Ты что, уйдешь из магазина без покупки?» . Как будто этим ты осквернишь святые торговые полки, и дух супер-маркета тебя проклянетJ

Смешно-то смешно, но если со мной, в принципе не зависящим человеком от покупок порой творится нечто непонятное и сносит крышу при виде распродаж, то что говорить о людях, которые действительно и дня не могут прожить, чтобы не потратить деньги? Не важно, на что, пусть даже на самую мелочь, но факт остается фактом – покупка была. Что мотивирует их это делать и надо ли пытаться от этого избавиться?

Для начала надо разобраться, что дает нам шопинг, какие эмоции получаем? А уже потом стараться избавиться от шопоголизма.

Конечно, для женщины стать обладательницей красивой одежды или аксессуаров – это пусть небольшой, но праздник.

Примеряя новое платье, которое идеально сидит по фигуре, у женщины начинают светиться глаза, разглаживается лицо, да она молодеет на глазах! Поэтому, несомненно, многие испытывают радость и удовлетворение после шопинга.

Но здесь есть и подводные камни. Вы отправились в магазин со списком необходимых покупок, потому что надо обновить гардероб, или прикупить сезонные вещи? Какая цель прогулки по магазинам? Если на какой-то из вышеперечисленных вопросов вы дали положительный ответ, то это вполне нормальное действие для каждого человека. А вот если вам просто нечего делать или чувствуется апатия, и вы идете в магазин «оторваться», скупая все, что вам надо и не надо, тогда это уже не шопинг, а шопоголизм.

Действительно, ученые доказали, что у тех, кто бесконтрольно совершает покупки, есть нехватка серотонина – гормона счастья. И таким способом человек думает, что восполняет это счастье путем транжирства. Но так получается некая зависимость: сделал покупку — ты счастлив, не сделал – мир потух, все плохо и печально. Но это же глупости! Неужели счастье соизмеряется только путем приобретения какой-то вещи, причем в случае с шопоголиками – не важно, какой, лишь бы вещи!

Определить шопоголик вы или обычный человек, который порой просто увлекся покупками, но не испытывает от них зависимость, очень легко. Шопоголики все свое свободное время проводят, блуждая среди торговых полок, лавок, посещая распродажи, иных увлечений у них нет. Эти люди просто маниакально желают владеть сию минуту той вещью, которая им просто понравилась. А архи необходима она или нет, как правило, становится понятно дома, но уже поздно, деньги потрачены. Причем на цену, чаще всего, шопоголик особо не смотрит. Человек не думает в тот момент, что подрывает семейный бюджет, что придется влезть в долги. И кстати, обычно шопоголики не вылезают из кредитов.

К слову, очень полезна будет статья Рашида Кирранова для тех, кто задумался о приобретении своего жилья. Советую прочитать «Как получить ипотечный кредит?» .

Вы уже согласны, что это не смешно и вовсе не безобидный поход по магазинам? Шопоголики схожи с наркоманами, только у каждого своя доза. Болезнь, которую надо лечить. Ведь иначе находясь в семье с таким человеком не то, что на крупную необходимую покупку, не накопишь, просто потеряешь его, как личность. Ведь о чем можно беседовать с человеком, который само не развивается? Да, он знает о всех модных новинках, о последних коллекциях дизайнеров, все все о шмотках, но это же ограниченная тема для разговоров.

Шопоголизм в запущенной стадии, это когда приходя домой, человек, пересматривает все свои покупки и начинает себя винить, ругать, так как практически все вещи по сути ему не нужны. С помощью шопинга человек хотел вывести себя из депрессии, поднять настроение, а получается, что только еще больше себя туда вогнал. Замкнутый круг, который может привести к нервному срыву. Так что спасать шопоголика надо однозначно.

Иными словами отсутствие внимания, ласки, заботы человек компенсирует походом в магазин. Дайте ему эту заботу, дайте ему почувствовать себя нужным и любимым. Общение не заменит никакая брендовая вещь.

Еще одной из причин шопоголизма может быть низкая самооценка. У женщин это проявляется чаще всего. Недовольство своей внешности, одиночество, мало общения и…плоды самокритики на лицо – компенсировать все это девушка, женщина стремиться в магазинах. Но сотое платье не сделает ее красавицей, пока внутри сидит этот червь и точит мозг, внушая, что она неудачница, всеми покинутая и брошенная серая мышка. Здесь ПОКА нет рядом человека, который поможет повысить самооценку, что называется «помоги себе сам». Нельзя загонять себя в угол. Сейчас есть и тренинги, повышающие самооценку и психологические курсы, а мы рекомендуем прочитать статью Анастасии Гай «Самооценка – выше ее, выше. Низкая самооценка портит жизнь» .

Рекомендуется также почаще делать ревизию в своем шкафу. Во-первых, вы будете знать, какие вещи у вас имеются, чтобы не покупать похожие. Во-вторых, в недрах шкафа можно подчас найти столько позабытых вещиц, что поход в магазин отложится сам по себе.

Если шопоголизм не в запущенной стадии, то следуя вышеперечисленным советам, справиться с магазинной зависимостью можно довольно быстро. Но так как мы уже поняли, что шопоголизм это психическое расстройство, установить его причину поможет специалист. Самолечение и советы друзей могут только навредить. Так что если шопинг доходит до крайностей: постоянных срывов, недовольством покупок, кучей кредитов, ссорами с домочадцами, лучше всего обратиться к профессиональному психотерапевту, ведь шутки со своей психикой могут быть опасны.

Ну и напоследок, хотелось бы дать несколько советов, как правильно совершать покупки. Это касается абсолютно всех, ведь купить лишнее может любой человек.

Золотое правило шопинга – никогда не ходите по магазинам голодными или в плохом настроении. Сметете с полок все, что на миг показалось вам привлекательным. Что касается продуктов, возможно, баночка кальмаров, каперсов и красной икры дома у вас не пропадет и будет успешно съедена. Но вы-то отправились в магазин совсем с другим списком продуктов, а теперь ваш бюджет вышел за рамки;

— насчет списка! Всегда пишите, что вам надо купить и не отходите от него. Так вы научитесь себя контролировать. Да, увидели милую безделушку, и не дорогую, ну что такого, если ее купить? Нет! Возьмите себя на слабо и откажитесь от вещи, без которой вы все это время легко обходились и дальше проживете припеваючи. Научившись говорить себе «стоп», вы будете проходить мимо заманчивых вещиц просто с улыбкой, а не маниакальным желанием получить ее, во чтобы то ни стало;

— покупая дорогую вещь, взвесьте все «за» и «против». Проверьте ее качество, поищите аналоги. А лучше, отложите вещь до утра. Если проснувшись, вы так же уверены, что хотите ее приобрести, смело покупайте;

— похожий прием можно сделать, когда не решаетесь какое же, к примеру, платье выбрать — одно или сразу два? Выйдите из бутика, пройдитесь по рядам, посидите в кафе, отдохните и подумайте – так ли необходимо вам иметь сразу две вещи? Если нет, то цвет и фасон, какого платья вам более импонирует – то и берите;

— берите с собой именно ту сумму, которую можете себе позволить потратить за этот поход по магазинам. Так вы не залезете в долги и на следующей недели не придется урезать бюджет;

О том, как научиться планировать и учитывать семейный бюджет, рекомендую почитать .

— слушайте только себя и свою интуицию. Продавцы подчас пытаются вам сбагрить вещь, обсыпая комплиментами. А подруги порой или завидуют или устали ходить с вами среди стеллажей, поэтому говорят, что эта вещь сидит идеально, чтобы вы поскорее ее купили и можно, наконец, уйти из магазина. То же самое касается вашего молодого человека или мужа – он скажет все что угодно положительное в ваш адрес, лишь прекратить свои муки ожидания в супермаркете;

— чтобы накопить на конкретную крупную вещь, определитесь с суммой, сколько вы сможете откладывать в месяц. Но при этом чтобы вы не чувствовали себя ущемленным. Полностью лишать себя мелких радостей, например похода с подругами в кафе, тоже может привести к депрессии.

В общем, ничего плохого в покупках нет, если совершать их без фанатизма, обдуманно и рационально. Хорошенькая вещь и правда, может поднять настроение. Но это не должно быть нормой и спасательной соломинкой от депрессии. Спорт, театр, кино, музеи, выставки – вот куда можно отправиться, чтобы избавиться от временной апатии. Пусть ваша жизнь будет разносторонней, разнообразной. Вы сами можете разукрасить ее в разноцветные краски, причем питаясь далеко не материальной энергией. Жизнь гораздо интереснее, чем блуждать по лабиринтам стеллажей из шмоток.

Мила Александрова

Кадр из к/ф "Шопоголик"

Шопоголизм: болезнь или стиль жизни

На самом деле в психологической науке термина «шопоголизм» нет. Это явление принято называть ониоманией, подразумевая непреодолимое желание покупать, неважно что, не ориентируясь на последствия или необходимость этой вещи. Для шопоголика сам процесс покупки – это и отдых, и развлечение, и, в общем-то, стиль жизни. Но насколько подобное явление можно признать серьёзным заболеванием, от которого по большому счёту страдает только ваш кошелёк, но никак не ваш организм?

Судя по исследованиям учёных шопоголизм прямо пропорционален вашему состоянию. Чем больше денег, тем сложнее обуздать свои потребности. Так, например, известны случаи, когда жёны богачей спускали менее чем за сутки годовой оклад банковского служащего, только чтобы удовлетворить непомерную жажду покупок, которые на деле были им не так уж и нужны. Конечно, парочки лишних миллионов у нас нет, поэтому среднестатистический шопоголизм принимает куда более скромные масштабы.

Кадр из к/ф "Шопоголик"

Но, тем не менее, главными признаками того, что с вами что-то не так могут стать: чрезмерное увлечение модными журналами и блогами, поход в магазин без четкого желания найти что-то конкретное, тщательный осмотр практически всего выставленного на продажу товара. Это не означает, что придя в магазин за, скажем, новым джемпером, вы должны ограничиться просмотром 2-3 моделей. Но и примерять или пересматривать при этом еще и все имеющиеся шарфы и перчатки вы, скорее всего, тоже не будете.

К списку признаков явного шопоголизма так же относят и желание купить что-либо без явной на то причины, будь это вечернее платье или дешёвая бижутерия. Более того, одним из симптомов заболевания двадцать первого века относят апатию и глубокое уныние, обусловленное слишком редким посещением магазинов.

Кадр из к/ф "Шопоголик"

Об этом ещё Фредерик Бегбедер написал в своём романе, успевшим уже стать классикой сегодняшнего дня – «99 франков»: мир захвачен рекламодателями, а соответственно – потребление в мире рекламы и предложения всячески поощряется. Буквально повсюду вам предлагают вещи, как правило, совершенно вам не нужные, но, само собой, обладающие такими качествами, о которых вы и мечтать не могли. Платья и туфли рекламируют длинноногие красотки, это создаёт иллюзию, что вы можете стать обладательницей не только баснословно дорогой обуви, но и идеальных форм, как модель с рекламного баннера.

Продавцы и директора магазинов располагают вещи на прилавках так, чтобы вы купили несколько ненужных, но очень милых вещиц. Например, вы никогда не задумывались о том, почему столько приятной, и, казалось бы, недорогой мелочи продаётся около касс? Дело в том, что такой ход рассчитан на скучающих покупателей, которым от нечего делать, стоя в очереди, волей неволей приходится рассматривать безделушки, и, да, приобретать их! В этом случае нужно не позволять управлять своими желаниями.

Путь к выздоровлению

Кадр из к/ф "Шопоголик"
  1. Прежде чем отправиться в магазин составьте список покупок. И этот способ хорош отнюдь не только для продуктового шоппинга, но и для вещевого. Вам нужно платье и пуловер? Отлично! Запишите это на бумаге – так у вас отпадёт потребность в том, чтобы посмотреть ещё и джинсы, куртки и юбки.
  2. Откажитесь от кредитной карты. Деньги в электронном виде создают иллюзию бесконечных финансовых возможностей – вы ведь не видите, сколько вы потратили, а главное, сколько у вас осталось ещё. В случае же, когда вы берёте с собой в магазин фиксированную сумму, потратить больше, чем вы собирались, окажется совсем непросто.
  3. Перед походом в магазин проведите мысленную ревизию гардероба: представьте, за чем вы отправляетесь в торговый центр и с чем в последующем планируете носить эту вещь. И если носить новую юбку или брюки совсем не с чем, тогда лучше ее не покупать. Таким образом, вы избавите себя от ощущения необходимости купить в дополнение к новому приобретению ещё и аксессуары – шапочку, шарфик или сумку.
  4. Относитесь к походу в магазин не как к развлечению, воспринимайте его как вынужденное мероприятие. Когда шоппинг перестанет быть для вас способом расслабиться – пропадёт и желание хватать с полок всё подряд. Существует множество других способов развлечься и отдохнуть.
  5. Не обращайте внимания на скидки. Не все акции, которые рекламирует магазин при помощи ярких стикеров, броских ценников и запоминаемых объявлений, выгодны. К тому же, часто со скидкой продают товары, которые уже потеряли оригинальный внешний вид, давно весят на вешалках. Обратите внимания, вещи в идеальном состоянии в сезон скидок продают только в Европе, да и то, только если речь идёт о частных бутиках, а не о сетевых магазинах.
  6. Так же от шопоголизма в тяжёлой форме поможет любая методика снятия стресса, как то: танцы, рисование, занятия спортом.