Какой язык самый распространенный в южной америке. Языки средней америки

общее название языков индейцев – коренных народов Северной и Южной Америки, обитавших на этих континентах до и после прихода европейских колонизаторов. В число индейцев обычно не включают одну из групп коренных обитателей Америки – эскимосско-алеутские народы, которые проживают не только в Америке, но также на Чукотке и на Командорских о-вах (Российская Федерация). Эскимосы сильно отличаются от своих соседей - индейцев физическим обликом. Однако расовое разнообразие индейцев Северной и Южной Америки также чрезвычайно велико, поэтому невключение эскимосов и алеутов в число индейцев мотивировано главным образом традицией.

Разнообразие индейских языков столь велико, что сопоставимо с разнообразием человеческих языков вообще, поэтому термин «индейские языки» очень условен. Американский лингвист Дж.Гринберг, выступивший с так называемой «америндской» гипотезой, предложил объединить все индейские языки, кроме языков семьи на-дене, в единую макросемью – америндскую. Однако большинство специалистов по индейским языкам отнеслось к этой гипотезе и стоящей за ней методологии «массового сравнения языков» скептически.

Довольно трудно указать точное число индейских языков и составить их исчерпывающий список. Это связано с целым рядом обстоятельств. Во-первых, следует различать современную и доколонизационную языковые картины. Считается, что до колонизации в Северной Америке (к северу от империи ацтеков, находившейся в центральной Мексике) было до четырех сотен языков, а сейчас на этой территории их осталось чуть более 200. При этом многие языки исчезли раньше, чем были как-либо зафиксированы. С другой стороны, такие языки, как, например, кечуа в Южной Америке, за последние столетия многократно расширили территориальную и этническую базу своего распространения.

Второе препятствие на пути исчисления индейских языков связано с проблемой разграничения языка и диалекта. Многие языки существуют в нескольких территориальных разновидностях, именуемых диалектами. Часто вопрос о том, следует ли считать две близкие формы речи разными языками или же диалектами одного и того же языка, решить очень трудно. При решении дилеммы язык/диалект учитывается несколько разнородных критериев.

1) Взаимопонятность: возможно ли взаимопонимание между носителями двух идиомов без предварительного обучения? Если да, то это диалекты одного языка, если нет, то это разные языки.

2) Этническое самосознание: очень сходные (или даже идентичные) идиомы могут использоваться группами, которые воспринимают себя как различные этносы; такие идиомы могут считаться разными языками.

3) Социальные атрибуты: идиом, очень близкий к некоторому языку, может иметь определенные социальные атрибуты (например, государственность), что заставляет считать его особым языком.

4) Традиция: однотипные ситуации могут рассматриваться по-разному просто в силу традиции.

С физико-географической точки зрения Америка обычно подразделяется на Северную и Южную. С политической – на Северную (включая Канаду, США и Мексику), Центральную и Южную. С антропологической и лингвистической точек зрения, Америка традиционно делится на три части: Северную Америку, Мезоамерику и Южную Америку. Северная и южная границы Мезоамерики понимаются по-разному – иногда на основе современных политических подразделений (тогда, например, северная граница Мезоамерики – это граница Мексики и США), а иногда – в терминах доколониальных культур (тогда Мезоамерика – это сфера влияния ацтекской и майянской цивилизаций).

Классификации индейских языков . История классификации языков Северной Америки насчитывает более полутора столетий. Предтечей генетической классификации североамериканских языков был П.Дюпонсо, который привлек внимание к типологическому сходству многих из этих языков (1838), а именно их полисинтетизму. Авторами первых собственно генетических классификаций были А.Галлатин (1848) и Дж.Трамбулл (1876). Но действительно всеобъемлющей и очень влиятельной оказалась классификация, носящая имя Джона Уэсли Пауэлла. Майор Пауэлл (1834–1902) был путешественником и натуралистом и работал в Бюро по американской этнологии. В классификации, подготовленной Пауэллом и его сотрудниками, было выделено 58 языковых семей Северной Америки (1891). Многие из выделенных им семей сохранили свой статус в современной классификации. В том же 1891 появилась еще одна важная классификация американских языков, принадлежащая Даниелу Бринтону (1891), который ввел ряд важных терминов (например «юто-ацтекская семья»). Кроме того, классификация Бринтона включала языки не только Северной, но и Южной Америки. Более поздние классификации североамериканских языков опирались на классификацию Пауэлла, а южноамериканских – на классификацию Бринтона.

Вскоре после опубликования классификации Пауэлла предпринимались попытки сократить число североамериканских языковых семей. Калифорнийские антропологи А.Крёбер и Р.Диксон радикально уменьшили число языковых семей Калифорнии, в частности постулировали объединения «хока» и «пенути». Редукционистская тенденция начала 20 в. нашла свою кульминацию в широко известной классификации Э.Сепира (1921, 1929). Эта классификация включала всего шесть макросемей (stocks) языков Северной Америки: эскимосско-алеутскую, алгонкино-вакашскую, на-дене, пенутийскую, хоканско-сиуанскую и ацтекско-таноанскую. Сепир рассматривал данную классификацию как предварительную гипотезу, однако позднее она воспроизводилась без необходимых оговорок. В результате сложилось впечатление, что алгонкино-вакашское или хоканско-сиуанское объединения – это такие же признанные объединения Нового Света, как, скажем, индоевропейские или уральские языки в Евразии. Реальность эскимосско-алеутской семьи позднее была подтверждена, а остальные пять сепировских макросемей были пересмотрены или отвергнуты большинством специалистов.

Противопоставление лингвистов, склонных к объединению (lumping) и склонных к разделению сомнительных групп (splitting), сохраняется в американистике и по сей день. Начиная с 1960-х годов начало набирать силу второе из этих направлений, его манифестом стала книга

Коренные языки Америки (ред. Л.Кемпбелл и М.Митун, 1979). В этой книге проводится максимально консервативный подход, авторы дают список из 62 языковых семей (включая некоторые семьи Мезоамерики), между которыми нет установимого родства. Больше половины из этих семей представляют собой генетически изолированные одиночные языки. Эта концепция основана на качественно новом уровне знаний о большинстве североамериканских языков по сравнению со временем Сепира: в течение 1960–1970-х годов была проведена детальная сравнительно-историческая работа по всем ядерным семьям Северной Америки. Эта работа активно продолжалась и в течение последних двух десятилетий. «Классификация консенсуса» была опубликована в 17-м томе (Языки ) фундаментального Справочника по североамериканским индейцам (ред. А.Годдард, 1996). Эта классификация с небольшими изменениями повторяет классификацию 1979 года, в ней также представлено 62 генетических семьи.

Первая подробная классификация южноамериканских языков была предложена в 1935 чешским лингвистом Ч.Лоукоткой. Эта классификация включает 113 языковых семей. В дальнейшем большая работа по классификации языков Амазонии была проведена бразильским лингвистом А.Родригесом. Одна из наиболее современных и консервативных классификаций принадлежит Т.Кауфману (1990).

Языковое разнообразие и лингвогеографические особенности Америки . Американский лингвист Р.Аустерлиц сформулировал чрезвычайно важное наблюдение: Америка характеризуется гораздо более высокой генетической плотностью, чем Евразия. Генетическая плотность той или иной территории – это количество генетических объединений, представленных на этой территории, поделенное на площадь этой территории. Площадь Северной Америки в несколько раз меньше, чем площадь Евразии, а число языковых семей, напротив, в Америке намного больше. Данная идея была более подробно разработана Дж.Николс (1990, 1992); по ее данным, генетическая плотность Евразии около 1,3, в то время как в Северной Америке 6,6, в Мезоамерике – 28,0, а в Южной Америке – 13,6. Более того, в Америке есть территории с особенно высокой генетической плотностью. Таковы, в частности, Калифорния и северо-западное побережье США. Этот ареал представляет собой пример «замкнутой языковой зоны» с высоким языковым разнообразием. Замкнутые зоны обычно возникают в специфических географических условиях; факторы, способствующие их возникновению – это побережья океана, горы, другие труднопреодолимые препятствия, а также благоприятные климатические условия. Калифорния и северо-западное побережье, зажатые между горами и океаном, идеально соответствуют этим критериям; неудивительно, что генетическая плотность достигает здесь рекордных величин (в Калифорнии – 34,1). Напротив, центр Северной Америки (ареал Великих Равнин) – это «протяженная зона», там распространены лишь несколько семей, занимающих довольно большую территорию, генетическая плотность равна 2,5. Заселение Америки и предыстория индейских языков . Заселение Америки происходило через Берингию – зону современного Берингова пролива. Однако вопрос о времени заселения остается дискуссионным. Одна из точек зрения, основанная на археологических данных и доминировавшая на протяжении долгого времени, состоит в том, что основное доисторическое население мигрировало в Америку 12–20 тыс. лет назад. В последнее время накапливается все больше свидетельств о совершенно другом сценарии. Среди этих свидетельств есть и лингвистические. Так, Дж.Николс считает, что объяснить чрезвычайное языковое разнообразие Америки можно двумя способами. Если придерживаться гипотезы об одной волне миграции, то для достижения современного уровня генетического разнообразия со времени этой волны должно было пройти не менее 50 тыс. лет. Если же настаивать на более позднем начале миграции, то объяснить существующее разнообразие можно лишь серией миграций; в последнем случае приходится считать, что генетическое разнообразие было перенесено из Старого Света в Новый. Наиболее вероятно, что верно и то и другое, т.е. что заселение Америки началось очень рано и происходило волнами. Кроме того, археологические, генетические и лингвистические данные подсказывают, что основная часть протоамериканского населения мигрировала не из глубин Евразии, а из Тихоокеанского региона. Основные семьи индейских языков . Ниже перечисляются наиболее крупные языковые семьи Америки. Рассматривать их мы будем, постепенно продвигаясь с севера на юг. При этом мы не будем делать различия между живыми и мертвыми языками. Семья на-дене (Na-Dene) включает язык тлингит и эяк-атабаскские языки. Последние делятся на язык эяк и довольно компактную атабаскскую (Athabaskan ~ Athapaskan) семью, включающую около 30 языков. Атабаскские языки распространены в трех ареалах. Во-первых, они одним массивом занимают внутреннюю Аляску и почти всю западную часть Канады. В этом ареале находится прародина атабасков. Второй атабаскский ареал – тихоокеанский: это несколько анклавов в штатах Вашингтон, Орегон и в северной Калифорнии. Языки третьего ареала распространены на юго-западе США. Южноатабаскские языки, иначе называемые апачскими, близкородственны. К ним относится самый многочисленный по количеству носителей североамериканский язык – навахо (см . НАВАХО). Сепир относил к на-дене язык хайда, но после многократной проверки эта гипотеза была отвергнута большинством специалистов, и сегодня хайда считается изолятом. Салишская (Salishan) семья распространена компактно на юго-западе Канады и на северо-западе США. Эта семья насчитывает около 23 языков и делится на пять групп – континентальную и четыре береговые: центрально-салишскую, цамосскую, язык белла-кула и язык тилламук. Доказанных внешних связей салишской семьи на сегодняшний день нет . Вакашская семья (Wakashan) распространена на побережье Британской Колумбии и на о-ве Ванкувер. Она включает две ветви – северную (квакиутльскую) и южную (нутканскую). Каждая из ветвей включает по три языка. Алгская (Algic) семья состоит из трех ветвей. Одна из них – традиционно выделяемая алгонкинская (Algonquian) семья, распространенная в центре и на востоке континента. Две другие ветви – языки вийот и юрок, находящиеся в совершенно другом ареале – в северной Калифорнии. Родство языков вийот и юрок (их иногда называют ритванскими) с алгонкинскими языками долгое время было под вопросом, но сейчас признается многими специалистами. Вопрос о прародине алгской семьи – на западе, в центре или на востоке континента – остается открытым. Алгонкинская семья включает около 30 языков и занимает почти весь восток и центр Канады, а также весь район вокруг Великих озер (кроме ирокезской территории, см. ниже ) и северную часть атлантического побережья США (до шт. Северная Каролина на юге). Среди алгонкинских языков выделяется компактная группа близкородственных восточно-алгонкинских языков. Прочие языки почти не образуют групп в рамках алгонкинской семьи, а происходят непосредственно от общеалгонкинского «корня». Некоторые алгонкинские языки – блэкфут, шейенн, арапахо – распространились особенно далеко на запад в ареал прерий. Сиуанская (Siouan) семья включает около двух десятков языков и занимает компактным пятном основную часть прерийного ареала, а также несколько анклавов на атлантическом побережье и на юго-востоке США. Языки катауба и уоккон (юго-восток США) в настоящее время рассматриваются как отдаленная группа сиуанской семьи. Остальные сиуанские языки делятся на четыре группы – юго-восточную, группу долины Миссисипи, группу верховьев Миссури и мандан. Самой крупной является группа Миссисипи, в свою очередь делящаяся на четыре подгруппы – дхегиха, чивере, виннебаго и дакота (см . ДАКОТА). Вероятно родство сиуанских языков с ирокезскими и каддоанскими языками. Другие ранее предлагавшиеся объединения сиуанской семьи считаются недоказанными или ошибочными; язык ючи считается изолятом. Ирокезская (Iroquoian) семья насчитывает около 12 языков. Ирокезская семья имеет бинарную структуру: южная группа состоит из одного языка чероки, все прочие языки входят в северную группу. Северные языки распространены в районе озер Эри, Гурон и Онтарио и по течению реки Св. Лаврентия, а также южнее на атлантическом побережье США. Чероки находится еще дальше на юго-западе. Каддоанская (Caddoan) семья включает пять языков, которые занимают цепочку вытянутых с севера на юг анклавов в прерийном ареале. Язык каддо отстоит от прочих каддоанских языков дальше, чем они друг от друга. В настоящее время считается практически доказанным родство каддоанской и ирокезской семей. Мускогейская (Muskogean) семья включает около 7 языков и занимает компактный регион на крайнем юго-востоке США – к востоку от нижнего течения Миссисипи, включая Флориду. Гипотеза об объединении мускогейских языков с четырьмя другими языками того же ареала под названием макросемьи «галф» (Gulf), предложенная М.Хаас, в настоящее время отброшена; эти четыре языка (натчез, атакапа, читимаша и туника) считаются изолятами. Кайова-таноанская (Kiowa-Tanoan) семья включает язык кайова, распространенный в южной части прерийного ареала, и три языка на Юго-западе США, представляющие культуру пуэбло (наряду с языками кересской семьи, юто-ацтекским языком хопи и изолятом зуни).

Так называемая «пенутийская» (Penutian) макросемья, предложенная в начале 20 в. Крёбером и Диксоном, чрезвычайно проблематична и как целое не признается специалистами. В рамках «пенутийского» объединения наиболее обнадеживающими являются связи между языком кламат, языком молала (оба – в Орегоне) и сахаптинскими языками (Орегон, Вашингтон); это объединение именуют «пенутийские языки Плато» (4 языка). Еще одно родство, которое рассматривается как достоверная генетическая связь в рамках «пенутийского» объединения, – это единство семьи мивок (7 языков) и костаноанской семьи (8 языков); данное объединение именуется «ютийской» (Utian) семьей и расположено в северной Калифорнии. Всего в гипотетическое «пенутийское» объединение, кроме двух уже названных, входит еще 9 семей: цимшианская семья (2 языка), шинукская семья (3 языка), алсейская семья (2 языка), язык сиуслау, кусская семья (2 языка), такелма-калапуйянская семья (3 языка), винтуанская семья (2 языка), майдуанская семья (3 языка) и йокуцская семья (минимум 6 языков). Сепир относил также к пенутийской макросемье язык каюсе (Орегон) и «мексиканские пенутийские» – семью михе-соке и язык уаве.

Кочими-юманская (Cochimн-Yuman) семья распространена в пограничном районе между США и Мексикой. Языки кочими находятся в средней части Нижней Калифорнии, а юманская семья, насчитывающая десять языков, распространена в западной Аризоне, южной Калифорнии и на севере Нижней Калифорнии. Юманская семья причислялась к «хоканской» (Hokan) макросемье. Сейчас кочими-юманская семья рассматривается как ядро этого гипотетического объединения. Наиболее вероятны генетические связи кочими-юманских языков с помоанскими (Pomoan) языками, распространенными в северной Калифорнии (помоанская семья включает семь языков). Согласно современным представлениям, «хоканское» объединение столь же недостоверно, как и пенутийское; в него, помимо уже названных, входит 8 независимых семей: язык сери, язык уашо, салинская семья (2 языка), языки яна, палайниханская семья (2 языка), шастанская семья (4 языка), язык чимарико и язык карок. Сепир причислял к хоканским языкам также яхык эсселен и ныне вымершую чумашскую семью, включавшую несколько языков. Юто-ацтекская (Uto-Aztecan) семья – крупнейшая на западе США и в Мексике. На территории США насчитывается около 22 юто-ацтекских языков. Эти языки распадаются на пять основных групп: намскую, такскую, тюбатулабал, хопи и тепиманскую. Еще ряд групп представлены в Мексике, в том числе ацтекские языки (см . АЦТЕКСКИЕ ЯЗЫКИ). Юто-ацтекские языки занимают всю территорию Большого Бассейна в США и крупные территории на северо-западе и в центре Мексики. Язык команче распространен на юге прерийного ареала. Многочисленные внешние связи юто-ацтекских языков, предлагавшиеся в литературе, являются недостоверными.

Последние две рассмотренные семьи частично находятся на территории Мексики. Далее мы переходим к семьям, которые представлены исключительно в Мезоамерике.

Отомангейская (Otomanguean) семья насчитывает многие десятки языков и распространена в основном в центральной Мексике. Семь групп в рамках отомангейской семьи – амусго, чьяпянек-манге, чинантеко, миштеко, отоми-паме, пополокская и сапотекская. Тотонакская (Totonacan) семья распространена в восточно-центральной Мексике и включает две ветви – тотонак и тепеуа. Тотонакская семья насчитывает около десятка языков. Михе-соке семья (Mixe-Zoque) распространена на юге Мексики и включает около двух десятков языков. Две основные ветви этой семьи – михе и соке. Майянская семья (Mayan) – крупнейшая семья юга Мексики, Гватемалы и Белиза. В настоящее время насчитывается от 50 до 80 майянских языков. См . МАЙЯНСКИЕ ЯЗЫКИ. Мисумальпанская (Misumalpan) семья насчитывает четыре языка, находящиеся на территории Сальвадора, Никарагуа и Гондураса. Возможно, эта семья генетически связана с чибчанской (см. ниже ). Чибчанская (Chibchan) языковая семья является переходной между языками Мезоамерики и Южной Америки. Относящиеся к ней языки распространены в Гондурасе, Никарагуа, Коста-Рике, Панаме, Венесуэле и Колумбии. Чибчанская семья насчитывает 24 языка.

Дальнейшие рассматриваемые семьи являются уже собственно южноамериканскими, хотя некоторые из них имеют периферийных представителей в Центральной Америке.

Аравакская (Arawakan), или майпуреанская, семья распространена почти по всей Южной Америке, по ряду стран Центральной Америки вплоть до Гватемалы и по всем островам Карибского моря, включая Кубу. Центр тяжести этой семьи приходится, тем не менее, на западную Амазонию. Аравакская семья состоит из пяти основных ветвей: центральной, восточной, северной (включая группы карибскую, внутреннюю и вапишана), южной (включая группы боливия-паран, кампа и пурус) и западной. К á рибская (Ká riban) – основная семья севера Южной Америки. (Подчеркнем, что упомянутая в предыдущем абзаце карибская группа (Caribbean) относится не к данной семье, а к аравакской. Такая омонимия возникла из-за того, что к á рибские народы с материка завоевывали аравакские народы островов и в некоторых случаях передавали им свое самоназвание. К á рибская семья включает 43 языка.

В западной Амазонии (примерно там же, где и аравакская семья) находятся языки

туканоанской (Tuká noan) семьи. К этой семье относятся 14 языков.

В андском регионе находятся языки

кечуанской (Quechuan) и аймаранской (Aymaran) семей. К этим семьям принадлежат великие языки Южной Америки – кечуа и аймара. Кечуанская семья включает несколько языков кечуа, которые в другой терминологии именуются диалектами (см . КЕЧУА). Аймаранская семья, или хаки (Jaqu í ), состоит из двух языков, один из которых – аймар á (см . АЙМАР Á ). Многие специалисты предполагают, что эти две семьи родственны и образуют макросемью кечумара, другие лингвисты объясняют сходство заимствованиями.

В южных предгорьях Анд расположена

паноанская (Panoan) семья. Она разделяется на восемь ветвей, именуемых по географическому признаку (восточная, северно-центральная и т.д.), и включает 28 языков.

В восточной Бразилии находится семья

же (Je), к которой относятся 13 языков. Существует гипотеза, что языки же вместе с еще 12 мелкими семьями (от 1 до 4 языков в каждой) образуют макросемью макро-же . К макро-же относят, в частности, язык чикитано, боророанскую семью, машакалийскую семью, языки караж á и др.

По периферии ареала макро-же, т.е. фактически по всей Бразилии и прилегающим районам распространена

тупийская (Tup ian ) макросемья. К ней относятся около 37 языков. Тупийская макросемья включает ядро – семью тупи-гуарани, которая состоит из восьми ветвей: гуаранийской, гуараю, собственно тупийской, тапирапе, каяби, паринтинтин, камаюра и тукунйапе. К гуаранийской ветви относится, в частности, один из великих южноамериканских языков – парагвайский язык гуарани (см . ГУАРАНИ). Помимо языков тупи-гуарани, в тупийское объединение включают еще восемь обособленных языков (их генетический статус окончательно не установлен). Социолингвистические сведения . Языки американских индейцев чрезвычайно разнообразны по своим социолингвистическим характеристикам. Современное состояние индейских языков складывалось в условиях европейской колонизации и последующего существования как языков этнических меньшинств. Тем не менее в современном состоянии ясно видны рефлексы социальной и демографической ситуации, имевшей место в доколониальный период. В современном социолингвистическом статусе индейских языков имеется много индивидуальных различий, но есть черты, общие для целых ареалов. В этом смысле Северную Америку, Мезоамерику и Южную Америку удобно рассмотреть каждую по отдельности.

Несмотря на высокую языковую генетическую плотность Северной Америки, плотность населения в доконтактный период была низкой. Большинство оценок индейского населения до колонизации находятся в районе цифры в 1 млн. человек. Индейские племена, как правило, не насчитывали более нескольких тысяч человек. Это положение сохранилось и в настоящее время: индейцы представляют собой весьма малые меньшинства в США и Канаде. Впрочем, имеется несколько племен, численность которых измеряется десятками тысяч, – навахо, дакота, кри, оджибва, чероки. Многие другие племена в течение 18

– 20 вв. полностью исчезли (в результате геноцида, эпидемий, ассимиляции) либо сохранились как этнические группы, но утратили язык. Согласно данным А.Годдарда (основанным, в свою очередь, на сведениях М.Краусса, Б.Граймс и др.), в Северной Америке сохранилось 46 индейских и эскимосско-алеутских языков, которые продолжают усваиваться достаточно большим числом детей как родные. Кроме того, имеется 91 язык, которым владеет достаточно большое число взрослых, и 72 языка, которым владеют лишь отдельные пожилые люди. Еще около 120 языков, которые были как-то зарегистрированы, исчезли. Практически все индейцы Северной Америки владеют английским (или французским или испанским). В последнее одно-два десятилетия в ряде мест США и Канады индейцами и лингвистами предпринимаются энергичные усилия по возрождению коренных языков.

Густонаселенные империи майя и ацтеков были разрушены конкистадорами, но потомки этих империй исчисляются сотнями тысяч. Таковы языки масауа (250–400 тыс., отомангейская семья, Мексика), восточно-уастекский науатль (более 400 тыс., юто-ацтекская семья, Мексика), майянские языки кекчи (280 тыс., Гватемала), западно-центральный киче (более 350 тыс., Гватемала), юкатекский (500 тыс., Мексика). Среднее количество носителей мезоамериканского языка на порядок выше, чем в Северной Америке.

В Южной Америке языковая ситуация крайне поляризована. С одной стороны, подавляющее большинство языков имеют очень малое количество носителей – несколько тысяч, сотен или даже десятков человек. Многие языки исчезли, и этот процесс не замедляется. Так, в большинстве крупнейших языковых семей от четверти до половины языков уже вымерли. Вместе с тем население, говорящее на коренных языках, оценивается цифрой от 11 до 15 млн. человек. Это связано с тем обстоятельством, что несколько южноамериканских языков стали межэтническими для целых групп индейских племен, а впоследствии – средством самоидентификации индейцев (независимо от их конкретного этнического происхождения) или даже целых стран. В результате в ряде государств индейские языки приобрели официальный статус

(см . КЕЧУА; АЙМАРА; ГУАРАНИ). Типологические особенности . При всем генетическом разнообразии языков Америки, очевидно, что обобщений относительно структурных особенностей этих языков можно сделать очень немного. Чаще всего в качестве конституирующей черты «американского» языкового типа указывается полисинтетизм , т.е. большое число морфем, в среднем приходящихся на слово (по сравнению с межъязыковым «стандартом»). Полисинтетизм – характеристика не любых слов, а только глаголов. Суть этого грамматического явления состоит в том, что многие значения, часто выражаемые в языках мира в составе имен и служебных частей речи, в полисинтетических языках выражаются в составе глагола. В результате возникают длинные глагольные формы, содержащие множество морфем, а другие составляющие предложения не являются столь обязательными, как в языках европейского типа (Боас говорил о «слове-предложении» в североамерканских языках). Сепир приводил следующий пример глагольной формы из калифорнийского языка яна (Sapir 1929/Сепир 1993: 414): yabanaumawildjigummaha"nigi "пусть мы, каждый [из нас], действительно движется на запад через ручей". Структура этой формы такова: ya-(несколько.людей.движутся); banauma- (все); wil- (через); dji- (на.запад); gumma- (действительно); ha"- (пусть); nigi (мы). В ирокезском языке мохаук слово ionsahahnekуntsienhte" означает "он снова зачерпнул воды" (пример из работы М.Митун). Поморфемный анализ этого слова таков: i- (через); ons- (снова); a- (прош.); ha- (муж.ед.агент); hnek- (жидкость); ó ntsien- (достать.воду); ht- (каузатив); e" (точечность).

Ярко выраженной склонностью к полисинтетизму обладает большинство крупнейших языковых семей Северной Америки – на-дене, алгонкинская, ирокезская, сиуанская, каддоанская, майянская. Некоторые другие семьи, особенно в западной и южной частях континента, ближе к типологическому среднему и характеризуются умеренным синтетизмом. Полисинтетизм характерен и для многих языков Южной Америки.

Один из основных аспектов полисинтетизма – наличие показателей аргументов в составе глагола; таковы морфема -nigi "мы" в яна и ha- "он" в мохаук. Эти показатели кодируют не только внутренние признаки самих аргументов (лицо, число, род), но и их роль в предикации (агенс, пациенс и т.д.). Таким образом, ролевые значения, которые в языках типа русского выражаются падежами в составе имен, в полисинтетических языках выражаются в составе глагола. Дж.Николс сформулировала важное типологическое противопоставление вершинного/зависимостного маркирования: если в таком языке, как русский, ролевые отношения маркируются на зависимых элементах (именах), то в языке типа мохаук – на вершинном элементе (глаголе). Показатели аргументов в глаголе традиционно интерпретируются в американистике как инкорпорированные в глагол местоимения. Для описания этого явления Джелинек предложила понятие «местоименные аргументы»: в языках данного типа истинными аргументами глагола являются не самостоятельные именные словоформы, а связанные местоименные морфемы в составе глагола. Именные словоформы в этом случае рассматриваются как «приложения» (adjuncts) к местоименным аргументам. Для многих индейских языков характерна инкорпорация в глагол не только местоименных морфем, но и именных корней – особенно соответствующих семантическим ролям пациенса и места.

На материале индейских языков была впервые обнаружена активная конструкция предложения. Активность – явление, альтернативное эргативности и аккузативности

(см . ТИПОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ). В активной конструкции и агенс и пациенс кодируются независимо от переходности глагола. Активная модель характерна, в частности, для таких языковых семей, как помоанская, сиуанская, каддоанская, ирокезская, мускогейская, кересская и др. в Северной Америке, и для тупийских языков в Южной Америке. На данных индейских языков во многом построена концепция языков активного строя, принадлежащая Г.А.Климову.

Индейские языки существенно повлияли на развитие типологии порядка слов. В исследованиях базового порядка слов для иллюстрации редких порядков постоянно цитируются данные южноамериканских языков. Так, в к

á рибском языке хишкарьяна, согласно описанию Д.Дербишира, базовый порядок – «объект – предикат – субъект» (большая редкость в языках мира). Материал индейских языков сыграл большую роль и в развитии типологии прагматического порядка слов. Например, Р.Томлин и Р.Роудс обнаружили, что в алгонкинском языке оджибва наиболее нейтральный порядок противоположен тому, который обычен для европейских языков: тематическая информация следует после нетематической. М.Митун, опираясь на материал полисинтетических языков с местоименными аргументами, предложила не считать базовый порядок универсально применимой характеристикой; действительно, если именные группы – лишь приложения к местоименным аргументам, то их порядок вряд ли должен считаться важной характеристикой языка.

Еще одна особенность ряда индейских языков – противопоставление между проксимативным (ближним) и обвиативным (дальним) третьим лицом. Наиболее известная система такого типа имеется в алгонкинских языках. Именные группы эксплицитно маркируются как относящиеся к проксимативному или обвиативному лицу; этот выбор делается на дискурсивных основаниях – проксимативным обычно выбирается лицо, известное или близкое говорящему. Далее, на основе различия двух третьих лиц в ряде индейских языков строится грамматическая категория инверсива. Так, в алгонкинских языках действует личная иерархия: 1-е, 2-е лицо > 3-е проксимативное лицо > 3-е обвиативное лицо. В переходных предикациях агенс может быть выше пациенса по этой иерархии, и тогда глагол маркируется как прямая форма, а если агенс ниже пациенса, то глагол маркируется как инверсивный.

Андрей Кибрик ЛИТЕРАТУРА Березкин Ю.Е., Бородатова А.А., Истомин А.А., Кибрик А.А. Индейские языки . – В кн.: Американская этнология. Учебное пособие (в печати)
Климов Г.А. Типология языков активного строя . М., 1977

20 октября в Библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева с лекцией на тему «Генеалогическая классификация языков Северной Америки: проблемы и перспективы» выступил лингвист, кандидат филологических наук, доцент Сектора компаративистики Института восточных культур и античности РГГУ; с.н.с. Лаборатории востоковедения и сравнительно-исторического языкознания Школы актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук РАНХиГС Михаил Живлов. Его выступление стало второй лекций в рамках нового цикла лекций "Полит.ру" о современной исторической лингвистике.

Разнообразие языков Северной Америки очень велико. Среди них выделяют несколько десятков независимых языков семей и языков-изолятов. Если перечислять только крупные общепризнанные языковые семьи, то их будет не менее одиннадцати. Во-первых, это эскимосско-алеутские языки , некоторые из которых встречаются и в Евразии. Двигаясь дальше на юг, мы встречаемся с языковой семьей на-дене . Она распространена на Аляске, в северо-западной части Канады, некоторые ее ветви проникли на тихоокеанское побережье США, а отдельные достигли даже юго-западных штатов Аризона и Нью-Мексико, где распространен входящий в эту семью язык навахо. Алгонкинская семья распространена в восточной и центральной частях Канады, а районе Великих озер и в северной части атлантического побережья США. Два языка этой семьи (вийот и юрок), проделав длинный путь, оказались в Калифорнии (о языке юрок мы ранее рассказывали в ). Изначальная родина алгонкинской семьи, видимо, находилась в районе нынешнего Орегона, а потом их носители мигрировали на восток.

Языковая семья сиу распространена на пространстве от реки Миссисипи на востоке до Скалистых гор на западе и от реки Саскачеван на севере до реки Арканзас на юге, прародина ее, видимо, находилась на восточном побережье США. В области Великих равнин встречаются также языки семьи кэддо (кицайский, арикара, пауни и собственно кэддо). Носители языков семьи мускоги (в наши дни сохранились алабамский, коасати, крикский, микасуки, чикасо и чоктавский языки) живут на юго-востоке США, в штатах Миссури и Алабама. Родиной обширной юто-астекской семьи , видимо, был юго-запад США, откуда их носители проникли в район Большого бассейна, а некоторые (команчи) - и далее, на Великие равнины. Другая ветвь той же семьи распространилась на юг, достигнув Мексики и Гондураса. Наиболее известный их представитель - классический науатль, который служил основным языком государства ацтеков до испанского вторжения.

В Мексике и Гватемале распространены языки семьи майя , их сейчас насчитывают около сорока. На юге Мексике говорят также на языках семьи михе-соке . Предполагается, что носителями этих языков в древности были ольмеки - создатели первой развитой цивилизации на территории Мексики. Возможно, языкам михе-соке родственна тотонакская языковая семья. Наконец, тоже на юге Мексики есть еще и ото-мангская семья языков, ранее ее представители были распространены и южнее, в Коста-Рике и Никарагуа. Данная семья примечательна тем, что прогнозируемая дата ее распада самая древняя из общепризнанных языковых семей Северной Америки. Так что ото-мангская семья не уступает по возрасту, например, индоевропейской.

Напомним, что выше перечислены лишь наиболее крупные и общепризнанные семьи, а на самом деле независимых семей или отдельных языков, для которых не установлено родство ни с кем, в Северной Америке еще больше. Особенным разнообразием в этом отношении поражает тихоокеанское побережье США. По данным сайта «Глоттолог» , в Северной Америке насчитывается 42 отдельных языковых семьи и 31 язык-изолят (не считая языков, принесенных европейцами). То есть генетическое разнообразие языков в Северной Америке больше, чем в Евразии (26 семей и 12 изолятов по данным того же сайта), Австралии (23 семьи и 9 изолятов) или Африке (34 семьи и 17 изолятов). Подобная ситуация весьма примечательна, если учесть, что заселена Америка была позже, чем другие континенты.

Первую научную классификацию языков Северной Америки предложило Бюро американской этнологии в конце XIX века под руководством Джона Уэсли Пауэлла (1834 - 1902). Она была основана на сравнении собранных исследователями словарных списков, без применения строгих методов сравнительно-исторической лингвистики, а только на основе оцениваемого интуитивно сходства. В результате Пауэлл и его сотрудники разделили 632 обследованных языка на 42 независимых семьи плюс 31 изолированный язык.

В дальнейшем ученые неоднократно пытались свести такое количество семей к меньшему число более крупных языковых объединений. В частности с индейскими языками запада США работали Альфред Крёбер (1876 - 1960) и Роланд Диксон (1875 - 1930), которые предложили ряд гипотез языкового родства. Среди идей Крёбера и Диксона наибольшее признание завоевали гипотезы о существовании языковых семей хока и пенути. Также Диксон и Крёбер впервые предположили, что упомянутые выше калифорнийские языки вийот и юрок родственны алгонкинским языкам.

Более строгое обоснование родства вийот и юрок с алгонкинскими дал потом выдающийся американский лингвист Эдвард Сепир (1884 - 1939). Сепир принадлежит также ряд других достижений в генеалогии американских языков. Например, он включил в семью хока ряд языков, распространенных за пределами Калифорнии. Сопоставив языки науатль и южный пайюте, оно доказал родство юто-астекских языков.

Леонард Блумфилд (1887 - 1949), занимавшийся в начале своей карьеры индоевропеистикой, потом применил ее методы к языкам алгонкинской семьи, строго обосновав родство нескольких из них (фокс, кри, меномини и оджибве). Работы Блумфилда опровергли распространенное ранее мнение, что методы классической компаративистики, разработанные на материале индоевропейских языков, неприменимы к “языкам дикарей”.

Большой вклад в изучение языков Северной Америки внес Джон Пибоди Харрингтон (1884 - 1961), которые более сорока лет занимался полевыми исследованиями, собирая материалы по индейским языкам. Если бы не он, многие дальнейшие труды компаративистов были бы невозможны, так как многие языки исчезли совсем и для установления из родственных связей просто не было бы необходимого материала. На основе собранных Харрингтоном данных уже издано множество словарей и грамматик, а полная их публикация займет еще десятки лет.

В 1929 году Эдвард Сепир опубликовал в энциклопедии Britannica статью «Языки Центральной и Северной Америки», где попытался сократить число языковых семей континента с нескольких десятков до всего шести: эскимосско-алеутские, алгонкино-вакашские, на-дене, пенути, хока-сиу, ацтеко-таноанские. Следует помнить, что Сепир прямо указывал на предварительный характер своей классификации и хорошо разделял гипотезы доказанные (например, родство внутри юто-ацтекских языков), достаточно достоверные (семья хока, родств вийот и юрок с алгонкинскими) и предположительные (макросемья хока-сиу). Однако авторитет Сепира был так велик, что многими последующими авторами его классификация стала восприниматься как хрестоматийная и полностью подтвержденная.

С другой стороны, позднее, американские лингвисты стали опровергать существование отдельных предложенных Сепиром родственных групп. В результате следующий этап в истории классификаций языков Северной Америки прошел преимущественно под девизом «сплиттерства» - расщепления гипотетических групп и семей языков. Критика со стороны сплиттеров была вполне обоснованной, так как многие из предлагавшихся гипотез о языковом родстве были основаны на недостаточном материале или же бездоказательны. Самый влиятельный представитель этого направления - Лайел Кэмпбелл. В итоге в книге The Languages of Native America: An Historical and Comparative Assessment, изданной в 1979 году под редакцией Кэмпбелла и Марианны Митун постулировалось существование 62 независимых генетических объединений языков Северной Америки. В книге Кэмпбелла 1997 года American Indian languages: the historical linguistics of Native America их все-таки чуть меньше - всего 58.

Если Кэмпбелл представитель крайнего скептического крыла в отношении гипотез о языковом родстве североамериканских языков, то диаметрально противоположную позицию занимал Джозеф Гринберг (1915 - 2001, о нем можно было и в лекции, посвященной языкам Африки). В книге 1987 года Language in the Americas он разделил все языки не только Северной, но и Южной Америки всего на три большие семьи: экимосско-алеутскую, на-дене и все остальные, которым он дал название америндские языки.

Хотя сейчас понятно, что единой семьи америндских языков все-таки не было, существует целый ряд гипотез родства внутри языков Северной Америки, которые проявляют достаточную устойчивость ко всем усилиями сплиттеров их опровергнуть. По словам Михаила Живлова, весьма вероятно существование языковых семей хока и пенути, хотя конкретный состав входящих в каждую из них языков пока ясен не до конца. Хороший потенциал также у гипотез, объединяющих изолированный язык ючи (штат Оклахома) с языками сиу, изолированный язык натчез (Луизиана и Миссисипи) с языками мускоги, а также у некоторых других.

Есть несколько интересных новых гипотез. В недавно вышедшей книге «Заселение человеком Нового Света: опыт комплексного исследования» (2015) Илья Пейрос предложил объединение целого ряда семей (хока, пенути, юто-астекских, михе-соке, майя и кечуа) в «западно-америндскую» макросемью. Совместно с С. Л. Николаевым Пейрос также предполагает существование «берингийских языков», куда входят сэлишские, алгонкинские, вакашские, а также чукотско-камчатские языки. Но эти гипотезы еще нуждаются в доказательстве.

В чем же причины столь высокого разнообразия языковых семей Северной Америки? По словам Михаила Живлова, и может быть несколько. Во-первых, в Америке не было широкой экспансии какой-либо одной языковой семьи, подобно индоевропейской в Евразии или банту в Африке, которая бы стерла целый ряд других языков. Во-вторых, согласно данным генетиков, перед тем, как распространиться по Северной и Южной Америке, люди в течение нескольких тысячелетий жили на территории Берингии. За это время языковое разнообразие внутри этой территории несомненно увеличивалось, даже если мы предположим, что изначально они все говорили на близкородственных языках. Потом все они хлынули на американский континент, в результате чего и образовалась нынешняя языковая карта. Наконец, совершенно не обязательно, что заселение Америки проходило единовременно, однородной языковой группой людей. Вполне вероятно наличие нескольких волн переселенцев, а значит и языковое разнообразие Америки восходит к разнообразию языков Восточной Сибири эпохи палеолита.

И Африка), — это четвертый континент ставший известным европейцам.

Время, когда произошли первые контакты между жителями Старого и Нового Света в точности пока неизвестно. Некоторые ученые полагают, что это случилось несколько тысячелетий назад. Принципиальная возможность таких плаваний была доказана Туром Хейердалом во время экспедиции на папирусном плоту «Ра». Однако реальных свидетельств таких контактов нет.

Насколько известно теперь, северо-восточное побережье Америки было открыто примерно тысячу лет назад норманнами (плавание Лейфа Эрикссона – 1000 год нашей эры). Однако поселения норманнов в Америке («Винланд») были недолговечными и почти не оставили следов.

Для европейцев колонизация Америки была открыта 12 октября 1492 года . Формально искал новый путь в . Некоторые исследователи полагают, будто Колумб располагал сведениями о существовании неких земель там, где он нашел Америку, и даже имел секретную карту, на которой они были показаны (орден тамплиеров). Однако доказательств этому нет.

Америкой материк был назван в 1507 году и Мартином Вальдземюллером в популярной книге «Введение в Космографию».

Вслед за путешественниками шли конкистадоры. В 1519 году начался поход Эрнандо Кортеса, завершившийся завоеванием испанцами государства ацтеков в современной Мексике. В 1531 году Франсиско Писарро захватил государство инков, расположенное в пределах современных , Боливии и .

Постепенно Новый Свет был охвачен колониальными владениями. При этом Южная и , а также оказались в основном в руках и португальцев, а Северная Америка, к северу от – в руках англичан и французов. Острова Вест-Индии, где стало развиваться плантационное , были разделены между испанцами, англичанами, французами, голландскими.

В 1776 году была провозглашена независимость , в 19 веке обрели независимость испанские колонии. Здесь постепенно образовались политически независимые государства. Под эгидой США в 1948 году была создана Организация Американских Государств (ОАГ). После второй мировой войны приобрело независимость большинство английских и французских колоний в Вест-Индии. Всего Америке насчитывается около 36 суверенных государств.

Ко времени открытия европейцами Америка была заселена индейскими народами, находившимися на разных стадиях развития, но родственных между собой. Основная часть населения была сосредоточена в горных областях южной Мексики и , где сложились земледельческие цивилизации, выделявшиеся сравнительно высоким уровнем социально-экономического развития. Большая же часть территории как Северной, так и была заселена малочисленными племенами не вышедшими за рамки первобытно-общинной формации. Численность коренного населения, по видимому, достигала к этому времени 80-90 млн. человек.

Происхождение индейцев долгое время оставалось тайной. Выдвигались гипотезы о том, что первоначальное население Америки автохтонно, то есть здесь и зародилось. Однако пока не обнаружено никаких признаков того, что в Америке существовал очаг происхождения людей. Не найдено здесь и останков человекообразных обезьян. Поэтому в настоящее время признано, что первые люди пришли сюда из Азии и заселение Америки шло с севера на юг.

Одна из версий (по мнению ученых США): еще в прошлом столетии было известно, что у всех индейцев Северной Америки только две группы крови – первая и вторая, а у индейцев Южной Америки – только первая. С помощью анализа ДНК удалось выяснить – первыми людьми, доплывшими до Америки и положившими начало индейским народам были 70 мужчин со своими семьями в количестве не более 200 человек – очевидно, одно племя, объединенное общим родством. Гены, близкие генам американских индейцев, сегодня можно обнаружить у представителей коренных народов Сибири.

Заселение Нового Света явилось, видимо, результатом нескольких по Беринговому мосту, который в ледниковую эпоху существовал 6 раз. В частности в периоды между 70 и 35 и между 25 и 10 тысячелетиями до А.Д. первые люди появились в Америке 25-35 тысяч лет назад (возможно и раньше). В частности антрополог Л. Лики полагал, что первые выходцы из Азии появились в Америке 50-100 тысяч лет назад.

Достоверно известно лишь то, что значительно позже индейцев в Америку пришли алеутоэскимосы, образующие другую группу аборигенов Нового Света. По антропологическим признакам они заметно отличаются от индейцев и более близки к Северо- . Из северо-западной части Северной Америки они расселились по всему северу материка и в .

У индейцев в течении тысячелетий развития сложилось множество племен. По ряду общих признаков их объединяют в три большие группы:

Североамериканскую, Южноамериканскую, Центральноамериканскую.

Североамериканские индейцы высокорослые, с «орлиным носом» и прямым разрезом глаз. Индейцы Центральной и Южной Америки сохранили признаки палеоамериканской расы, в том числе и небольшой рост.

Коренное население Америки отличалось также очень большой языковой дробностью. Ученые выявили в Новом Свете более 2 тыс. языков. Наличие сходных черт позволяет свести их в 110 групп-семей, которые в свою очередь образуют 5 крупных лингвистических групп:

Макрокарибскую, Макроаравакскую, Макрокечуа, Макромайя, Баск-дене.

В формировании современного населения Америки весьма важное место принадлежит переселенцам из Европы, а также рабам африканцам, завезенным в 16-19 веках для работы на плантациях. В Америке оказалось около 12 млн. африканцев – представителей различных народностей (банту, йоруба, эве, хауса и др.); в некоторых странах Америки они со временем стали преобладающей частью населения.

Значительная часть индейцев была или истреблена, или погибла от болезней. Самобытность своей культуры и этническую территорию смогли отчасти сохранить лишь относительно крупные и развитые народы (кечуа, аймара, цы-гуарани, индейские народы южной Мексики), а также малочисленные индейские племена в лесах бассейнов и Ориноко. Небольшие группы индейцев, сохранивших традиционный образ жизни, имеются в Северной Америке – крайнего Севера и в резервациях.

Этнический состав европейских переселенцев в разных частях Америки был различным. В Северной Америке до середины 19 века преобладали выходцы из Северо-Западной Европы, в первую очередь с . В Мексике и почти во всей основу переселенцев составляли испанцы, а в – .

Преобладающим языком в США и Канаде стал английский, а к югу от реки Рио-Гранде – испанский. Испанский язык является родным для мексиканцев, почти всех народов Центральной Америки, Южной Америки, нескольких народов Вест-Индии и значительного числа индейцев (в основном в Мексике). Общее число говорящих примерно 200 млн. человек. Португальский язык распространен среди бразильцев. На французском говорят франкоканадцы, и жители французских владений в Вест-Индии (всего около 15 млн. человек). Для более 8 млн. жителей Америки родным является (США, ). Среди языков германской группы наиболее распространен в Америке английский (более 200 млн. говорящих).

В Латинской Америке начиная с колониальных времен происходило интенсивное смешивание рас, сопровождавшееся появлением групп людей смешанного этнического происхождения, прежде всего метисов, а в ряде стран мулатов. Сейчас в некоторых странах метисы составляют преобладающую часть населения. В США и Канаде индейцы составляют теперь менее 0,5% населения, тогда как в таких странах как и – более половины его. В Мексике, Перу, Эквадоре и ряде других стран основная часть жителей – метисы, а в Вест-Индии и Бразилии – негры и мулаты.

Поэтому постепенно сложилось деление Америки на две главные социально-культурные и этнические области: , куда входят страны с преобладанием английского языка – США и Канада, и , включающую наряду с Южной Америкой, Мексику, Центральную Америку и Вест-Индию (эту часть материка Северной Америки часто называют Центральной Америкой).
Общая численность населения Америки в 2000 году составляла свыше 800 млн. человек. В Северной Америке около 300 млн. и в Латинской Америке свыше 500 млн. человек. Однако тенденции роста в Северной и Латинской Америке различны: они находятся на разных стадиях демографического развития.

До прихода европейцев коренное было в несколько раз больше населения Северной. В последующие столетия положение постепенно менялось. Высокий и мощный поток иммигрантов в Северную Америку привели к тому, что она по числу жителей обогнала Латинскую.

Однако в 60-70-е годы 20 века рождаемость в Северной Америке стала быстро снижаться и упала до 15-17 промилле. Между тем в Латинской Америке резкое снижение смертности вовсе не сопровождалось которая составляет от 30 до 40 промилле. Соответственно естественный прирост в Северной Америке составляет около 7 промилле, а в Латинской Америке – 20-25 промилле.

Если по характеру динамики населения и его возрастной структуре Северная Америка стоит ближе всего к , то Латинская Америка имеет много общего с Азией и . Более половины населения Латинской Америки составляют лица моложе 20 лет.

Северная Америка – самый регион земного шара. Латинская Америка ей в этом уступает, однако уровень урбанизации в ней быстро повышается. По доле городского населения, сейчас уже близкой к 80%, она заметно опережает Азию и Африку. Здесь выросло много городов-миллионеров, а такие центры как , Буэнос-Айрес, Сан-Пауло и входят в число 20 крупнейших городских агломераций Земли. Однако рост городов в значительной мере обусловлен не развитием городских функций и промышленности, а аграрным перенаселением и уходом безземельных крестьян в город.



Языки Средней Америки

Индейские языки Месоамерики (индейские языки Средней Америки, месоамериканские / мезоамериканские языки) - языки аборигенного населения Месоамерики до прихода европейцев. В отличии от большинства местных языков Северной и Южной Америки многие языки Месоамерики в значительной степени сохранились до наших дней.

  1. Аравакские языки (распространены также в Южной Америке)
  2. Куитлатек язык (изолят) † {1}
  3. Майяская (майянская) семья {много}
  4. Михе-соке (михе-сокская) семья {много}
  5. Ото-мангская семья {много}
  6. Тараско (пурéпеча) язык (изолят) {1}
  7. Уаве язык (изолят) {1}
  8. Юто-астекская семья (распространена также к северу от Месоамерики)
  9. Неклассифицированные языки Средней Америки: † алагвилак, † амотоманко, † гуасаве, † толимеко, † чумбия и др.

Литература

  • American Indian Languages: The Historical Linguistics of Native America. - New York: Oxford University Press, 1997. - ISBN 0-19-509427-1
  • Classical Quiche // Handbook of Middle American Indians, Vol. 5: Linguistics / Norman A. McQuown (Volume ed.). - Austin: University of Texas Press, 1968. - С. pp.249–268. - ISBN 0-292-73665-7
  • Inventory of Classificatory Materials // Handbook of Middle American Indians, Vol. 5: Linguistics / Norman A. McQuown (Volume ed.). - Austin: University of Texas Press, 1968. - С. pp.63–78. - ISBN 0-292-73665-7
  • Ethnologue: Languages of the World, Fifteenth edition . - online version. - Dallas, TX: SIL International , 2005. - ISBN 1-55671-159-X
  • The Mesoamerican Indian Languages. - Cambridge University Press, 1983. - ISBN 0-521-22834-4
  • The Relationship Among the Mixe-Zoquean Languages of Mexico. - Salt Lake City: University of Utah Press, 1995. - ISBN 0-87480-487-6

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Языки Средней Америки" в других словарях:

    Отличаются необыкновенной генетической дробностью, сравнимой только с папуасскими языками. Согласно наиболее авторитетной классификации Кауфмана (1994) и Кэмпбелла (1997) выделяются следующие семьи, изоляты и неклассифицированные языки,… … Википедия

    Индейские языки Месоамерики (индейские языки Средней Америки, месоамериканские / мезоамериканские языки) языки аборигенного населения Месоамерики до прихода европейцев. В отличии от большинства местных языков Северной и Южной Америки многие… … Википедия

    Первая часть книги «Хроника Перу», впервые описывающая многие этносы и языки Южной Америки (1553). Языки Южной Америки отличаются необыкновенной генетической дробностью, сравнимой только с папуасскими языками. Согласно наиболее авторитетной… … Википедия

    Таксон: Семья Статус: Общепризнана Ареал: Средняя Америка (юг Мексики) … Википедия

    Языки михе соке Таксон: Семья Статус: Общепризнана Ареал: Средняя Америка (юг Мексики) Число носителей: не менее 350 000 чел … Википедия

    Языки мира - Языки мира языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее число от 2500 до 5000 (точную цифру установить невозможно, потому что различие между разными языками и диалектами одного языка условно). К наиболее распространённым… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее число Я. м. от 2500 до 5000 (точную цифру установить невозможно ввиду условности различия между разными языками и диалектами одного языка). К наиболее распространённым Я. м … Большая советская энциклопедия

    Официальным языком Белиза является английский, однако только 4 процента населения считает его родным языком. Большинство белизцев говорит по английски очень хорошо. Уровень грамотности населения составляет 70 %. Содержание 1… … Википедия

    Языки Южной Америки отличаются необыкновенной генетической дробностью, сравнимой только с папуасскими языками. Согласно наиболее авторитетной классификации Кауфмана (1994) и Кэмпбелла (1997) выделяются следующие семьи, изоляты и… … Википедия

    - (индейские языки Средней Америки, месоамериканские / мезоамериканские языки) языки аборигенного населения Месоамерики до прихода европейцев. В отличие от большинства местных языков Северной и Южной Америки многие языки Месоамерики в… … Википедия

Первые упоминания об испанском языке датируются II веком до нашей эры и появился он на Пиренейском полуострове и к настоящему моменту распространился на несколько континентов. На нем разговаривают более 400 млн. человек в разных странах мира. Такое явление, как Латиноамериканский испанский появилось, благодаря приезду конкистадоров в Америку. Тогда завоеванные страны начинали говорить на языке захватчиков, смешанном с местными диалектами. Это тот же испанский язык, его не выделяют отдельно, а называют диалектом или «национальным вариантов языка».

На территории 19 стран Латинской Америки проживают около 300 млн. испаноговорящих людей, для половины из них это второй язык, есть еще и местный. Среди населения много индейцев, есть уругвайцы, гуарани, их количество колеблется от 2% (в Аргентине) до 95% в Парагвае. Для них испанский не стал родным языком, многие даже его не знают совсем. В некоторых странах сохранились архаизмы – давно не используемые слова, обращения и обороты речи.

Сегодня, кроме самой Испании, на испанском разговаривают в Мексике, странах Центральной Америки – Гондурас, Сальвадор, Коста-Рика, Гватемала, Панама, Никарагуа. На Антильских островах 3 государства с преимущественным употреблением языка – Куба, Доминиканская Республика и Коста-Рико. На материке Южная Америка тоже есть страны, использующие испанский как основной, или второй язык – Колумбия, Эквадор, Чили, Венесуэла, Перу, Боливия. Риоплатский регион материка занимают государства: Аргентина, Парагвай и Уругвай, на их территории проживает очень много испаноговорящих людей (более 90% аргентинцев говорят по-испански).


Причины различия языка в разных странах Латинской Америки

На территории современного Перу долгое время обитали колонизаторы, преимущественно дворянского происхождения, поэтому испанский язык в этой стране ближе всего к исходному. В то же время, в Чили и Аргентине проживали чернорабочие и крестьяне, которые разговаривали больше без сложных оборотов и слов, просто по рабочему. Поэтому испанский язык в Чили – его чилийский вариант, сильно отличается от классического чистого.

В странах, где жили преимущественно индейцы гуарани, исходный испанский сильно смешался с местным языком, позаимствовав у них особенности разговорной речи, произношения и лексики. Такой вариант наиболее проявился в Парагвае. А вот на территории современной Аргентины жили и испанские колонизаторы, и местные жители, а также иммигранты, которые составляли до 30% всего населения. Так чистый язык разбавился и диалектом местных жителей, и особенностями разговора приезжих, в частности итальянцев.

Лексические особенности

Лексика испанского языка претерпевает изменения с начала его существования, заимствуя слова и значения из разных языков и наречий. Не стало исключением и завоевание территории современной Латинской Америки. Когда испанцы пришли сюда, основную часть населения составляли индейцы и местные племена, имеющие свои языковые особенности. Колонизаторы в свою очередь привезли свои семьи, чернокожих рабов и свои особенности речи. Таким образом, все изменения лексики, случившиеся с испанским на территории этих стран можно разделить на 2 основные группы:

  • Местные слова, вошедшие в лексикон испанцев , обозначающие какие-то особенности быта и жизни коренных жителей материка, а также англосаксонские, итальянские или американские понятия;
  • Испанские слова, претерпевшие изменения в процессе жизни на территории стран Латинской Америки.

Отдельная категория слов – архаизмов, или «американизмов» появилась благодаря переходу некоторых понятий в лексикон местных жителей из испанского языка. Их особенность заключается в то, что в Испании они уже давно не используются или сильно видоизменились, превратившись в новое слово.

К примеру, используемое на территории Латинской Америки слово «pollera», в переводе означает «юбка», но в Испании не используется совсем. Сюда же можно отнести prieto (черный цвет) и frazada (одеяло), которые по-испански будут звучать как negro и manta, соответственно.

Благодаря индейцам и другим народностям, проживающим на материке, в испанский язык пришло множество слов, доселе неизвестных испанцам.

  • Ученые их называю индихенизмами.
  • К примеру, papa (картофель), caucho (каучук), llama (лама), quina (хина) и tapir (тапир) не были известны испанцам вообще до приезда в Южную Америку.

А с территории современной Мексики, из языка ацтеков науатля пришли понятия, используемые мексиканцами и сегодня – cacahuete (земляной орех), hule (резина), petaea (табакерка). Многие слова пришли в силу необходимости обозначать предметы и растения, незнакомые испанцам ранее.

Фонетические отличия языков

В произношении некоторых слов и букв тоже можно найти отличия классического испанского и его латиноамериканского варианта. Их появление обусловлено теми же причинами, что и новых понятий – некоторых звуков в языке коренных жителей просто не было, он их не слышали, а какие-то произносили по-своему. В общем, произношения в американском варианте мягче и мелодичнее, слова произносятся не так резко и медленнее.

Хорхе Санчес Мендес, лингвист и ученый, приводит характеристики общему звучанию испанского языка на территории разных стран Латинской Америки:

  • Каталонский (классический ) – звучит резко и властно, слова произносятся тяжело, твердо;
    На Антильских островах , наоборот, все звуки произносятся мягко, речь текучая, льющаяся;
    Андалузский вариант – более яркий, звучный и живой;
    В Мексике говорят мягко и медленно, речь неспешная, осторожная;
    В Чили и Эквадоре – певучая, мелодичная, звучит мягко и спокойно;
    а вот разговор на территории Рио-де-ла-Плата кажется замедленным, спокойным и неспешным.

Основные различия в произношения запротоколированы Институтами изучения языка, имеют свои названия и заключаются в следующих моментах:

  1. Одинаковое произношение букв «r» и «l» , если они находятся в конце слога. Эта особенность характерна для населения стран Венесуэлы и Аргентины, некоторых регионах государств – Пуэрто-Рико, Колумбии, на берегах Эквадора. К примеру, calamares в транскрипции выглядит так - , soldado звучит , а слово amor читается, как .
  2. Фонетический феномен Yeismo – звучание букв ll в сочетании, как «y», или как «ж» - в Аргентине. К примеру, слова «calle», переводится, как «улица» и произносится в Испании, – в латиноамериканских странах и - в Аргентине. Встречается в Мексике, Колумбии и Перу, в Чили и на западе Эквадора, а также на Карибском побережье.
  3. Изменение произношения буквы «s» , если она находится в конце слога, называется эта особенность – аспирация. Как например в словах: este (этот) будет звучать, как , mosca (муха) произносится . Иногда буква просто теряется и не произносится – из las botas (ботинки) получаются .
  4. Seseo – фонетическая особенност ь, встречающаяся на территории практически всех стран Латинской Америки и заключается она в произнесении букв «s» и «z», а иногда и «с», как [s]. К примеру, pobreza звучит, как , zapato - , а entices будет произноситься так - .
  5. Перенос ударений в некоторых словах на соседнюю гласную или другой слог : pais читается как в Испании и в других испаноговорящих странах.

Это самые распространенные различия, есть еще множество мелких, заключающих в разном произношении одного и того же слова. Несмотря на эти отличия, представители государств в Южной Америке без труда понимают испанцев и друг друга.

Словообразование

Латиноамериканцы чаще, чем испанцы, используют суффиксы в словах, основные из них –ico/ica и –ito/ita. К примеру, platita (деньги) получаются из слова «plata», ranchito (ранчо) – из «rancho», ahorita (сейчас) – от «ahora», а prontito (скоро) происходит из «pronto». Кроме того некоторые существительные имеют другой род, нежели в классическом испанском. Например, слово актер в Испании имеет мужской род и произносится comediante, а в Латинской Америке - comedianta женского рода, звонок в Испании la lamada – женского рода, в латиноамериканских странах ell lamado – мужского.

То же самое касается и животных, для обозначения которых в каталонском языке используется одно слово и чаще всего оно мужского рода. А в Латинской Америке им добавили и женские: tigre, муж. – tigra, жен. (тигр), caiman, муж. – caimana, жен. (кайман), sapo, муж. – sapa, жен. (жаба).


В основном новые слова образуются путем использования корня неиспанского происхождения и добавления к нему суффиксов и префиксов. За основу берутся распространенные американские понятия, адаптированные под конкретную ситуацию и народность. К ним добавляются словообразовательные частицы, или суффиксы, которые придают им совсем другой смысл: -ada, -ero, -ear, -menta.

Все они имеют свою историю, «национальность» и смысл. К примеру, суффикс –menta активно используется в словообразовании венесуэльского наречия, он имеет обобщающий смысл: papelamnta – кипа бумаг, perramenta – свора собак. Такой же смысл имеет суффикс –io для стран Уругвая и Аргентины – tablerio – груда камней.

В словах picada (тропа), sahleada (удар саблей), nicada (компания детей) «-ada» имеет собирательный смысл или определяющий принадлежность к чему-либо. Еще примеры, gauchada (поступок, характерный для гаучо), ponchada (объем вещей, условно помещающийся на пончо) и так далее.

А вот суффикс –ear создает новые глаголы или американских существительных: tanguear – танцевать танго, jinitear- ездить верхом и другие примеры. Испанский язык на территории Южной Америки более подвижный, живой и развивающийся, чем его европейский аналог. Здесь происходит постоянное пополнение словарного запаса, образование новых понятий и оборотов, за счет передвижения населения по материку и приезду иммигрантов.

Грамматические отличия

Особенности грамматики, характерные для Латинской Америки, имеют свою систему и являются итогом многолетней эволюции языка. У Испанцев есть понятие «грамматического рода», применяемое к неодушевленным предметам.

В латиноамериканском варианте имеются слова с тем же смыслом, но строго противоположного рода. В Испании – el color (цвет), el fin (конец), la bombilla (лампочка), la vuelta (сдача), а в южноамериканских странах – la color, la fin el bombillo, el vuelto.

Окончания множественного числа также системно отличаются в разных странах: café (1 кафе) – cafes (несколько кафе), te (чай) – tes (несколько видов чая), pie(нога) – pies (ноги), а в Латинской Америке они будут называться: cafeses, teses, pieses, соответственно.

  • Особенности.
  • Слова, которые имеют только множественное число (ножницы, брюки, клещи) в южноамериканском варианте используются и в единственном: tijeraz – tiera (ножницы), bombachas – bombacha (брюки) и tenazas – tenaza (клещи). Если существительное заканчивается на буквы –ey, то по правилам испанского языка их множественное число образуется добавлением окончания «-es», в то время как в Латинской Америке окончание упрощается: buey (бык) – bueyes/bueys, или rey (король) – reyes/reys.

В обращении к людям испанцы используют местоимение «вы» - vosotros, в Латинской Америке к незнакомым обращаются – ustedes. А местоимение «ты» звучит, как «vos» в странах Южной Америки и как «tu» - в Европе.

В качестве заключения

Итогом сравнения является понимание того, что испанский язык – живой и разговорный, поэтому развивается, дышит и вбирает в себя новые слова, понятия и обороты. Зависит это от национальных, территориальных, культурных особенностей народа, говорящего на нем. Все различия являются результатом естественного процесса эволюции и никоим образом не влияют на понимание представителей разных стран диалекта испанского.

Если вы решили выучить язык, то вам совсем не обязательно знать эти особенности и заучивать их, чтобы поехать в любую страну Латинской Америки. Достаточно классического варианта испанского, вы сможете объясниться с местными жителями, а наличие «своих» слов характерно для каждого языка, русский – не исключение. В каждом районе нашей страны существуют несколько десятков фраз и понятий, используемых только в пределах небольшой территории, но это совсем не мешает нам понимать друг друга, проживая даже в разных субъектах РФ.