Поведение грубияна. Как реагировать на хамство

Большинство из живущих часто случайно встречаются или им приходится взаимодействовать с грубыми людьми - ежедневно, в реальной жизни, так или иначе. Интернет в последнее время в принципе стал рассадником персонажей, которые приходят на форумы, в блоги, на различные специализированные сайты, где можно оставлять комментарии, только для того, чтобы сбросить на других свой негатив по поводу и без. Или в принципе нередко можно встретить людей, которые такие и есть - просто предпочитают все критиковать (по поводу и без) и/или общаться с любым собеседником в грубом тоне. Это просто часть нашей с вами жизни, и важно об этом не забывать.

Как бы то ни было, если вы психологически и интеллектуально подготовите себя к подобным атакам, и будете знать, как отвечать, тогда вы сможете не только достойно выдержать взаимодействие с грубым человеком - с меньшим раздражением или обидой, но и, надеемся, сможете оказать позитивное влияние на подобного индивида.
Сложность: умеренно легко. Знаете, что вам потребуется? Терпение. И если вы действительно не виноваты, понимание в степени абсолюта, что вы не достойны подобного обращения.

1. Прежде всего, очень важно знать основные признаки и характеристики грубого поведения и грубых людей. Подобные персонажи часто: уверенно ожидают, что вы будете обслуживать их и все их потребности; делают неподходящие комментарии в неподходящее время, провоцирующие комментарии просто ради забавы; не уважают чужое мнение и стандартные неписанные общечеловеческие права других, не слушают других; обнаруживают явный недостаток базисных навыков в области этикета и манер; принимают все, что вы делаете для них, и/или кто-либо другой делает для них, как должное; никогда не упускают случая откровенно продемонстрировать, что считают собеседника идиотом; обращаются с людьми без уважения, такта или напрямую непочтительны ко всем вокруг.

2. Единожды подготовив себя к вышеупомянутому типу поведения, ассоциирующемуся с грубостью и грубыми людьми, вы уже будете готовы не расстроиться, когда столкнетесь с подобными личностями и их выходками.

3. Один из способов справиться или иметь дело с невоспитанным персонажем - это напрямую и открыто поговорить с таким человеком. Это должно быть сделано в простой, откровенной и вежливой, но настойчивой и уверенной форме. В подобной манере дайте знать грубой личности, что его поведение вам не нравится. Если вы видите перед собой просто грубого человека, пообщайтесь с ним в добром ключе с улыбкой на лице. Если точно знаете, что перед вами наглый хам, который любит выводить людей из себя, попробуйте следующую линию поведения: не жалуйтесь, а констатируйте факт, не грубите и не задирайтесь, а спокойным и уверенным тоном осадите, дайте понять, что он/она никто, чтобы обращаться к вам в подобной форме. Вполне возможно это и заставит его или ее высказать еще один грубый комментарий в ответ, но время от времени простой разговор помогает оказать позитивное влияние на грубых людей.

4. Еще один вариант действия, который поможет справиться или иметь дело с невоспитанным персонажем - не принимать все на свой счет. А и правда, что умного или важного может сказать идиот, который намеренно бесит всех окружающих или даже лично вас? Так же не стоит думать и чувствовать, что некто атакует или критикует лично вас, т. к. в большинстве случаев их грубое поведение направлено на всех. К тому же чаще всего исходит из-за комплексов и неудовлетворенности собой. В особо тяжелых случаях всегда открыто демонстрируйте, что относитесь к такому человеку как к обычному никчемному балаболу, никогда не обижайтесь, вообще не реагируйте эмоциями и чувствами на сказанное им или ею, обходитесь без любых ответных грубостей, но демонстрируйте полное пренебрежение пустым местом и исходящими оттуда звуками. Никогда их негатив и отвратительное поведение не должно оказывать какое-то отрицательное влияние на ваше позитивное настроение или уровень счастья.

5. Другой метод - сменить вашу реакцию, в случаях, если не можете пробиться к этому специфическому индивиду. Чаще всего вежливый человек не способен изменить реакцию грубого персонажа на себя. Так что не чувствуйте себя виноватыми, если ваши попытки достучаться до нее или него, чтобы помочь сменить их поведение на более позитивное, провалились, и вы решили следовать более агрессивной линии. В конечном счете вы можете решить игнорировать их несерьезное, грубое поведение, раз это для вас ничего не значит, и пусть оно вас не беспокоит. Если же все-таки вам крайне неприятны его или ее поведение, высказывание и т. д, обратитесь к пункту 4, настройтесь а затем дайте грамотный отпор.

К слову, если по отношению ко всем другим вы чаще излучаете позитив, поддержку, доброту и приятные эмоции, это само по себе поможет вам и вашей внутренней реакции на грубость во многих ситуациях, включая воздействие с неприятными людьми.

6. Попробуйте назвать имя такого человека, с уверенностью поднимите брови, улыбнитесь, и как ребенку объясните, что то и как он или она сказали или сделали плохо, и больше так делать не стоит. Вполне возможно, это взбесит оппонента, но еще раз в столь унизительной ситуации он или она оказаться вряд ли захотят.

7. Спокойно, без обиды на лице пожмите плечами, развернитесь и уйдите. Грубый человек в этой ситуации позади вас окажется просто идиотом.

Дополнения и предупреждения:

Никогда не оправдывайтесь в ответ на грубое высказывание;
- старайтесь всеми способами не показывать, что грубый человек вас задел: это может быть и расстроенное лицо, и слишком сдержанный вид, или даже обиженный тон, или неподходящее содержание ответного высказывания;
- помните, что тот, кто оскорбляет вас без причины, сам превращается в ничто, убивайте их своей добротой;
- у оскорбляющего вас человек вполне возможно просто был плохой день (это, конечно, грубость не оправдывает), так что никогда не принимайте оскорбления на свой счет;
- если подобный человек ваш друг, или родственник, просто оборвите все контакты с ним, если сослуживец, всегда можно пойти к начальнику, объяснить степень крайности и неприемлемости ситуации, и отказаться работать с ней или с ним;


Если вы действительно сделали нечто выходящее за рамки, что логично можно вызвать грубую реакцию, обвинять оппонента в грубости здесь несколько неадекватно - признайтесь, и принесите свои извинения, в противном случае не только среагировавший человек, но окружающие могут начать считать вас не вполне нормальным персонажем.

Светлана Румянцева

Проводя большую часть жизни на работе, хочется взаимопонимания и человечности в отношениях с коллективом. Желание понятное, но не всегда осуществимое. Хамство на работе – не редкость. Деловая этика поддерживается не всеми организациями. Переход на личности и грубое поведение бьет по самооценке сотрудника, переживания отвлекают от дел, работоспособность падает.

В чем причина хамства и как противостоять грубиянам? Вам предстоит освоить методы защиты и предотвращения неуместного поведения в коллективе.

Признаки нездорового коллектива

Грубость на работе во многих случаях является следствием неумелого управления. Люди в коллективе объединяются в единый организм. Поведение одного сотрудника влияет на работу остальных. Чтобы ответить на хамство, определите причину его появления. Начинать нужно с анализа рабочего климата.

Хамство расцветает там, где забыта деловая этика. Определить нездоровый коллектив просто. Его главные черты:

Безразличие сотрудников к работе, отношениям среди коллег, событиям в деловой жизни коллектива. Сказать грубость легко, если человек не уважает и не ценит коллег, подчиненных или начальство.
Нервозность и раздражительность. Появляется в коллективах с неэффективной организацией работы и отдыха. и грубость вырывается наружу.
Зависть к чужим успехам. В коллективе завистников и сплетников шепотки за спиной и явное хамство в лицо – обычное дело.
Отторжение новых членов коллектива. Застой оказывается гарантом стабильности. Новый сотрудник – это головная боль и вестник перемен. Проще задавить новичка грубостью.
Перекладывание ответственности. В случае неприятностей, члены коллектива сваливают вину друг на друга, пробуждая агрессию в своих рядах.
Тяжелые отношения с руководителем. Начальник задает вектор делового общения. Если он грубит подчиненным, то в рядах сотрудников сложится неблагоприятная психологическая обстановка.

В подобной ситуации единственный эффективный выход – это лечение коллектива. Противостоять толпе в одиночку не выйдет, она снесет и задавит смельчака. Если вам дорога работа и должность, придется принять звериные законы и заняться укреплением нервной системы. Когда терять нечего, действуйте: переведитесь в другой отел, займитесь поиском новой работы.

Причины хамства

Хамство – это грубое, резкое и неуместное поведение. У каждого человека свои критерии оценки. Бывалый вояка примет жесткое замечание, как норму, в отличие от чувствительной барышни. Прежде чем совершать необдуманные поступки, присмотритесь к грубияну внимательнее. Определите, какие скрытые мотивы им движут.

Желание выделиться

Страдающий дефицитом внимания человек старается завоевать его любым способом. Не имеет значения, получит он поддержку и одобрение, или будет осужден коллективом. Внимание – это единственная цель грубого поведения.

Самоутверждение

Унизив человека грубым высказыванием, хам пытается . Хамский диалог он воспринимает, как сражение за право быть сильнейшим. Движущая сила этого человека – комплекс неполноценности.

Грубость – это выход напряжения. Нервная система изнашивается, слабеет самоконтроль и негатив выливается на окружающих. Один резкий выпад не стоит пристального внимания. Но человек, постоянно, представляет опасность для коллектива.

Завышенная самооценка

Держите себя в руках. Грубость в ответ на хамство не делает вас героем. Считайте это проверкой на выносливость. Медленно вдохните и выдохните. Сосчитайте до 10. Подумайте о вкусном ужине и любящем супруге дома. Отвлекитесь от раздражающих действий грубияна. Решение придет само.

Говорите только после наступления паузы. Не останавливайте хама. Пусть выговориться.

Ориентируйтесь на ситуацию. Поспешные выводы сыграют против вас. Универсальных действий в борьбе с грубостью нет. Вам придется подумать. Не бойтесь промедления. Сделайте паузы театральными и волнующими. Развивайте чуткость. Чем тоньше вы чувствуете человека, тем точнее будет ответ.

Не забывайте о позитиве. Улыбка обезоруживает.

Профилактика: как предотвратить хамское поведение окружающих на работе

Действенной профилактикой против хамов станет уверенное поведение в обществе и умение преподносить себя.

Не показывайте неуверенность

Когда человек верит в себя, он лишает хама возможности задеть его чувства. Уверенные люди редко становятся мишенями для грубиянов. Научитесь скрывать робость в присутствии коллег и начальника.

Не переходите границы личного и делового общения

Помните о социальных ролях. Обсуждая на работе личную жизнь, вы открываете слабые места. Вас проще задеть. Это не значит, что нельзя налаживать дружеские отношения с коллегами. Вы должны разграничить сферы общения и определить меру. Излишняя скрытность страшна так же, как полная открытость.

Больше профессионализма

Знающего специалиста задеть сложнее, чем неумеху. Если вы испытываете сложности с выполнением рабочих обязанностей, решите их как можно скорее. Создайте образ компетентного специалиста и ценного работника.

Уважайте коллектив

Помните о стихии массы. Уважая ценности и правила коллектива, вы займете достойное место сред коллег и получите поддержку в сложной ситуации. Грубияны любят белых ворон.

Какую бы вы ни выбрали стратегию, сохраняйте человечность в своем сердце. Грубияны тоже люди, какими бы плохими они ни казались.

21 марта 2014, 15:25

Содержание статьи:

Хамство - это явление, которое уже приобрело статус повседневного. Современные тенденции гонки на выживание дают все предпосылки для процветания хамского поведения - позиция силы сейчас в преимуществе. Поэтому хамов можно встретить везде - в транспорте, в сфере торговли и обслуживания, в организациях и по соседству. И главный вопрос, который встает перед оппонентом грубияна - как правильно реагировать на такое поведение.

Что такое хамство

Хамское поведение можно рассматривать в нескольких плоскостях. С одной стороны, это стремление самоутвердиться за счет унижения другого. С другой стороны, признак низкой культуры и отсутствия должного воспитания. С третьей, способ получения энергетической подпитки за счет всплеска эмоций у «жертвы». Но какую бы сторону этого явления мы ни рассматривали, в любом случае оно носит негативную окраску. Проще говоря, хамство - это плохо.

Хамское поведение - это маска, за которой человек скрывает свои комплексы и недостатки: неуверенность в себе, слабость, невежество, низкую самооценку, глупость. Она дает людям иллюзию того, что они лучше, умнее, нравственнее других. Поэтому хамы так любят ставить себя выше других и учить жизни. Именно в этом и заключается главная цель хамства - унизить, обидеть, запугать собеседника любым способом. Интересно, что опытные хамы могут безошибочно вычислить слабое место человека (внешность, умственный потенциал, образование, окружение, моральное поведение, семейный статус или его отсутствие) и ударить прямо в него.

Есть несколько условий, при которых хамство имеет все шансы на процветание и успех:

  • Анонимность . Это один из самых значимых факторов, позволяющих хаму удовлетворять и развивать свои низменные потребности унижать и грубить другим людям. Ведь так пакостить намного удобнее и безопаснее. Поэтому сейчас появился еще один «идеальный» в этом отношении способ портить жизнь другим, не раскрывая себя - интернет. В социальных сетях, на форумах и в комментариях к размещенному контенту можно встретить массу агрессивных и порой абсолютно неадекватно реагирующих пользователей под чужими никами.
  • Эмоциональный эффект . Реакция оппонента - это показатель того, что хамский выпад попал в цель. Чем сильнее всплеск эмоций у выбранной «жертвы», тем больше удовольствия получает хам. И наоборот, игнорирование или спокойное поведение собеседника сводит пыл грубияна к нулю и оказывает противоположный эффект, когда нервничать и злиться начинает сам хамящий.
  • Безнаказанность . Еще одно условие, которое дает силы не только криминальным наклонностям, но и хамству. Безнаказанное беспардонное поведение не имеет весомых причин прекратиться. Хам никогда не прекратит свою «деятельность», если не увидит встречную силу и не почувствует возможность получить реальный отпор.

Основные причины хамства


Причин, почему человек ведет себя по-хамски, может быть очень много - от плохого настроения до серьезных поведенческих отклонений. Поэтому так важно знать природу такого поведения, чтобы выбрать наиболее эффективную тактику разрешения конфликта.

Основные причины хамского поведения людей:

  1. Плохое эмоциональное и/или физическое состояние . Злость, усталость, разочарование, отчаяние могут спровоцировать вспышки грубости даже у человека, который не является хамом. Поэтому такие «проколы» в общении с другими чаще всего благополучно разрешаются самим грубияном, который осознает свое неправильное поведение и извиняется за него.
  2. Стремление самоутвердиться . Одна из наиболее распространенных причин хамского поведения, когда хам за счет унижения другого человека старается вознестись над ним. Но только в своих глазах. Других способов решения своих внутренних проблем они не видят. Поэтому принимают оторопь, негодование и ошарашенность людей от своих «концертов» за признак своей значимости, уважения и правильности действий. Особенное наслаждение хамоватые люди получают, почувствовав слабинку оппонента. Если человек в силу воспитанности или неконфликтного характера замешкался с ответом или ответил недостаточно твердо, «корона» на голове хама начинает расти еще быстрее. Спровоцировать активность нахала может не только эмоциональная слабость собеседника, но и физическая. Есть хамоватые люди, которые выбирают себе «жертв» еще и по принципу физического преимущества.
  3. Желание быть замеченным . Часто хамство используют люди, которые по-другому не могут привлечь к себе внимание. Недостаток любви, внимания, общения толкают хама восполнять этот дефицит скандалами и грубыми выходками. Человек, который недополучил любви в детстве и не видит ее во взрослой жизни, выбирает такой способ преодолеть равнодушие других к себе.
  4. Особенности характера . Склонность хамить может быть частью характера человека. Особенно подвержены такому способу общения люди педантичного, прямолинейного и авторитарного склада характера, которые любят поучать и концентрироваться на негативе.
  5. Агрессия . Беспардонность может быть также способом высвобождения накопленной агрессии, если человек не может реализовать ее на объект-раздражитель или не знает других способов «спустить пар». Поэтому агрессивное поведение трансформируется в хамское и проецируется на других.
  6. Манипулирование . Нередко с помощью наглости и беспардонности люди стараются добиться своих корыстных целей - быстро и с минимальными потерями. Часто именно на такой модели поведения выстраивается иерархия в мужских коллективах, а также определенных социальных и профессиональных группах.
  7. Энергетический вампиризм . Хамство - один из самых эффективных способов «качнуть» энергию у аудитории, которая участвует в разыгрываемом хамом «представлении». И в этом случае агрессора не интересует процесс унижения или самоутверждения. Его цель - энергия «жертвы». Поэтому чем больнее и глубже он «вцепится» в нее, тем больше ответных эмоций получит. И не важно, что это будут эмоции с негативной окраской (боль, раздражение, возмущение, гнев, страх, неприязнь). Для энергетического вампира это даже лучше. Если же ему удастся довести своего оппонента до бешенства, истерики или ввести в состояние ярости, это вообще высший пилотаж и максимальное удовольствие.
Рассматривая понятие хамства, нужно помнить, что оно подобно лавине. То есть предсказать его начало, место и развитие очень сложно. Равно как и правильно отреагировать на него, не обладая нужными навыками и знаниями.

Проявления хамства у человека


Хамское поведение во многом зависит от самого человека и от обстановки, которая его окружает. Во многих случаях оно схоже с обычными отрицательными эмоциями и проявлениями невоспитанности - грубостью, беспардонностью, резкостью, бестактностью и т.п. При этом очень важно отличать их от истинного намеренного хамства.

Основные проявления хамства:

  • Агрессия . Большинство людей, избравших тактику хамского поведения, предпочитает агрессивное поведение с выбранным для издевательства собеседником. Активная позиция, резкие высказывания, неприятие чужого мнения, авторитарность суждений - одни из основных инструментов общения агрессивного хама. Он всегда считает, что стоит на передовой правого дела - нравственности, честности, справедливости, воспитанности и т.д. Поэтому иногда дело может доходить до рукоприкладства и прямых угроз.
  • Надменность . Надменная ухмылка на лице хама иногда может унизить и испортить настроение человеку не меньше, чем резкое высказывание.
  • Игнорирование . Полное безразличие к собеседнику или обращающемуся человеку также можно расценивать как хамство. Только тихое. Тем более если этот собеседник находится в поле зрения и слышимости хама. Большинство хамящих использует стратегию игнорирования и с другой целью - они всегда ставят свои интересы выше интересов других людей.
  • Вызывающее поведение . Напомним, что целью хамского поведения является вызов ответной реакции у собеседника, окружающих. Поэтому хам сделает все, чтобы его «выступление» было замечено. Для этого он будет использовать повышенные тона, яркие выражения и активную жестикуляцию. Даже в условиях анонимности (по телефону, в интернете) он будет подбирать такие фразы, чтобы вызвать максимальный резонанс у читающих.
  • Отсутствие культуры . Хамское обращение предполагает полное отрицание каких-либо правил культуры поведения и воспитания. Этические рамки не позволяют добиться хаму от своей «жертвы» ожидаемого эффекта, поэтому напрочь отметаются изначально. При этом не обязательно хамом является человек, не получивший в течение жизни должного воспитания. Хамить могут и люди, которые очень хорошо знакомы с правилами этикета, но просто отключают у себя эту «функцию».

Важно! Не все хамящие люди решаются на открытые конфликты, предпочитая использовать скрытые, анонимные способы воздействия на людей. Но это не делает их менее опасными.

Способы борьбы с хамством

Учитывая разнообразие причин и проявлений хамства, универсального способа борьбы с ним пока что нет. Большинство специалистов рекомендует выбирать способ, как реагировать на хамство, исходя из своих возможностей (темперамента, остроумия, выдержки, конституции) и ситуации, которая складывается. При этом часть из них все же настаивает на том, что хам боится силы, а другая часть - на том, что его обезоружит только игнорирование. Вот несколько разных по действию способов реагирования на хамское поведение, из которых можно выбрать наиболее подходящий для вашего случая вариант.

Держите ситуацию под контролем


Главное, что необходимо сделать во время конфликта - сохранить контроль над происходящим. Любая слабинка с вашей стороны только раззадорит хама. Поэтому сохраняйте спокойствие и не выходите за рамки воспитанности.

Если всплески хамства по отношению к вам допускают ваши коллеги, соседи, знакомые или родные, возьмите за правило выяснять все нюансы такого конфликта без аудитории, то есть один-на-один с хамящим.

Постарайтесь выяснить истинные причины такого отношения к себе и либо решайте ситуацию, либо прекращайте с ним всякое общение. Сложнее сохранить самообладание и дистанцию с хамом, от которого вы зависите - с супругом (супругой), начальником.

Но и здесь нужно помнить, что это далеко не безысходность. Работу можно сменить, с мужем - развестись и открыть дорогу новым возможностям. Это очень сложно, но чувство достоинства и самоуважения этого стоит.

Сохраняйте дистанцию


К сожалению, не всегда удается ответить на беспардонное поведение так, как хочется - метко и быстро. Часто самые подходящие фразы в ответ на хамство приходят к нам в голову уже после того, как «все состоялось». Это огорчает, однако не должно становиться самоцелью.

Хамское поведение изначально не предполагает продуктивного диалога, поэтому не стоит всеми силами стараться вступать в прения с человеком, который не настроен вас слушать и слышать. Он затевает конфликт, где диалог если и предполагается, то только по его правилам.

Чтобы нарушить их и выбить тем самым хамящего из колеи, выстраивайте свои рамки общения, свою дистанцию. Основанием для этого должны выступать главные противники хамства - чувство собственного достоинства и самоуважения.

Игнорируйте хамящего


Тактика спокойного игнорирования хамских нападок издавна использовалась мудрецами и известными в истории людьми. Она описывается во многих мудрых изречениях и притчах. К примеру, таким способом, как ответить на хамство, пользовался древнегреческий философ Аристипп. Он считал, что хам, как и всякий человек, имеет право говорить что-угодно и кому-угодно. Равно как его «жертва» имеет полное право его не слушать. Поэтому даже не вступал со скандальными личностями в разговор.

Игнорировать можно не только самого хама, полностью уходя от диалога. Есть еще несколько качеств, способных умерить пыл хамящего - это вежливость, корректность и юмор. Поэтому можно игнорировать именно его хамское поведение, отвечая на все выпады вежливо, покойно и рассудительно. А если у вас еще и присутствует чувство юмора, то конфликт можно перевести в шутку.

Если искру в огонь хамства подкинули вы, случайно сделав что-то не так незнакомому человеку с хамскими наклонностями (наступив на ногу, зацепив локтем и т.д.), извинитесь, предложите свою помощь (если в этом есть необходимость). На этом, в принципе, правила вежливости позволяют ограничиться.

Многие психологи считают хамство тестом на зрелость. Зрелая личность не только не опускается до уровня хамства, но и способна рассмотреть причины такого поведения у других. А значит, понять и спокойно избежать конфликта.

Помните свои права


Самое главное право, которое вы просто обязаны учитывать в ситуации беспардонного поведения по отношению к вам - право на уважение. Вы - личность, а значит, имеете полное право на уважительное отношение к себе. Если вас не уважают, вы не обязаны это терпеть.

Также не бойтесь использовать правовые рычаги внимания, встретившись с хамством в сфере обслуживания, в организациях или на работе. Если спокойный тон и вежливость не помогают, начните с «разоблачения» хама. То есть попросите его данные и контактные данные его начальника (работодателя, управляющего, администратора).

В случае конфликтов с коллегой предупредите о том, что известите о его хамском поведении руководство. Сначала тет-а-тет, а после - в присутствии коллектива. Если и эти меры не успокоили грубияна, привлекайте себе в помощь юристов, специалистов по защите прав потребителей, профсоюз.

Не давайте «хроническому» хаму повод думать, что вы у него «на крючке». Показывайте, что вы понимаете сложившуюся ситуацию, она вам не нравится и вы не намерены ее терпеть.

Ведите диалог правильно


Еще один эффективный способ, как бороться с хамством - общаться «не по правилам». К примеру, задавать вопросы - наводящие, уточняющие. Действительно ли вы «топчетесь, как слон» или «встали, как столб». Или в чем именно заключается ваше неподобающее с точки зрения хамящего поведение. Можно поинтересоваться, что именно заставляет его так вести себя с вами и говорить такие слова.

Можно использовать при общении с хамом прием перефразирования, возвращая в диалоге ему его же слова, то есть формулируя ответ на его утверждения или претензии в перефразированной форме. При этом важно не оправдываться, а отстаивать себя. Так, чтобы хам не усомнился в вашей серьезности и настойчивости в этом.

Как бороться с хамством - смотрите на видео:


Выбирая тактику ответа на беспардонное поведение, помните, что хамство в ответ на хамство порождает тоже хамство в квадрате. То есть вы уподобляетесь хамящему, становитесь с ним на одну ступень. Хотя со случайными хамами тактика веского ответа может дать свой результат. Но не в случае конфликтов с людьми, которых вы видите каждый день. Поэтому выбор за вами.

Все мы сталкивались с грубыми словами в свой адрес. Бывает, что человек совершенно необоснованно ведет себя враждебно по отношению к нам, и это часто выбивает нас из колеи. Нас поражает даже не сам факт враждебной реакции, а тот факт, что мы не понимаем, чем ее заслужили.

Давайте для начала разберемся, что такое грубость?

Грубость — это слова или действия, которые демонстративно враждебны по отношению к нам.

Ключевое слово здесь — “демонстративно”. Человек не просто проявляет враждебность, но и хочет, чтобы это было очевидно и нам, и окружающим.

Сразу стоит отметить, что люди ничего не делают просто так. У любого поведения есть причина и скрытая цель. Если человек проявляет демонстративную враждебность, значит, он ждет какой-то реакции от нас. Либо человек хочет нас “продавить”, либо, зачем-то, вызвать ответную враждебность. Нельзя давать провокатору то, что он от вас хочет.

Возникает вопрос: почему человек хочет спровоцировать нас на враждебность? Нужно отметить, что люди далеко не всегда сами понимают первопричины своих поступков. Как правило, люди провоцируют других на перепалку, чтобы продемонстрировать свое превосходство. Зачем человеку это надо — отдельный вопрос.

Самое плохое, что можно сделать в такой ситуации — начать играть по правилам провокатора. Если мы начинаем грубить в ответ, то мы начинаем играть на его “территории”. Как только мы опустились на этот уровень, мы начинаем играть с ним на равных. До этого за нами стоит сила общества, нормы приличия, морали и нравственности. Пока мы не начинаем грубить в ответ, мы аллегорически стоим в крепости, вокруг которой бегает какой-то варвар, который кидается грязью. Он просто смешон.

Вряд ли такая словесная перепалка в наших интересах. Зачем нам сражаться на равных, когда у нас есть преимущество? Лучшим способом реакции на такую ситуацию является спокойное и вежливое поведение.

Может показаться, что таким образом мы проявляем какую-то слабость. На самом деле нет. Таким образом мы продолжаем сохранять контроль над ситуацией. Пока мы спокойны, инициатива в наших руках, наша позиция сверху. Если у нас нет цели побеждать грубияна, то можно просто улыбаться на все его выпады, и в конечном счете его успокоить, возможно даже вызвав симпатию с его стороны.

Причины грубого поведения

Почему не стоит вестись на грубость? Прежде всего потому, что мы не знаем ее причин. Возможно, человек вовсе не хочет вам грубить, а просто не знает норм поведения. В таком случае нет никакого смысла реагировать негативно. Можно просто тактично сказать ему, что его слова для вас неприятны.

Кроме того, человек может грубить просто потому, что у него взбудораженная нервная система. Конкретно против вас он ничего не имеет, просто его слова и интонации созвучны его внутреннему состоянию. Вы не можете этого сразу знать, поэтому стоит дать человеку шанс скорректировать свое поведение, возможно, он просто не успел перестроиться после сложной для него ситуации.

Часто люди грубят от усталости. Люди теряют самоконтроль из-за недостатка психических сил. Это стоит учитывать и постараться простить человека.

Этими причинами объясняется 95% грубого поведения. Они пресекаются банальной просьбой разговаривать с вами по-другому.

Что делать с 5% совершенно невыносимых людей?

Лучший выход — прекратить с такими людьми всякое общение. Если вы решили, что человек недоговороспособен, лучше немедленно его от себя оградить.

Если вам грубят в в каком-то учреждении, стоит сообщить руководству этого человека, либо просто начать пользоваться услугами другого учреждения. Если это “близкий” человек, то, возможно, вам стоит задуматься о раздельном проживании. Нет никакого смысла налаживать отношения с людьми, которые нас совсем не уважают.

Можно прибегнуть к другой тактике. Сохраняя самообладание и рассудительный вид, можно попросить помощи у окружающих. Одно дело — грубить только вам, а совсем другое — связываться с группой. Как правило, это отлично помогает.

Лучше всего просто не допускать таких людей в свою жизнь.

Введите e-mail адрес:

Ольга, мать двоих детей, рассказывает: «Когда моя старшая 12-летняя дочь однажды пришла из школы, я сказала ей: «Отдохни немного и поедем покупать тебе новые туфли».

В ответ моя дочь (которая, кстати, обычно спокойна и вежлива) бросила сумку на пол и вскрикнула: «Господи, я только вернулась домой, и мне нельзя хотя бы 5 минут передохнуть? Хорошо! Едем!»

Я сказала:

Не обязательно ехать прямо сейчас. Отдохни. Хочешь, я приготовлю тебе чаю?

Нет. Нам нужно ехать. Поехали.

Успокойся. Отдохни немного.

Сама отдохни! То ты заставляешь ехать меня прямо сейчас, то говоришь, чтобы я отдохнула!

И она хлопнула дверью своей комнаты.

«Что с ней случилось?», –– спросила моя младшая дочь. Я ответила: «Не знаю, может, у нее просто плохое настроение».

В чем суть проблемы?

Когда ребенок среднего школьного возраста начинает плохо себя вести, кричит на родителей или остро реагирует на каждое их слово, это вызывает у них шок. Сначала родители поступают так же, как и в те времена, когда ребенок был младше: пытаются понять, что вызвало у него такую реакцию. Может быть, он голоден или устал? Но затем родители понимают, что причиной такого поведения является переходный возраст ребенка.

Родителям может показаться, что ребенок слишком быстро превратился из счастливого в придирчивого. И это похоже на правду. В конце концов, такое поведение можно ожидать от подростков 13–14- летнего возраста, а не от 9-летних детей. Но такие перемены в поведении ребенка – не ваша вина. В переходном возрасте дети часто стремятся все делать по-своему.

При этом они не всегда специально стараются быть непослушными. Причина их поведения в том, что в этом возрасте дети пытаются понять, кем являются на самом деле и стать более самостоятельными, независимыми от родителей.

Кроме этого, существует еще множество факторов, влияющих на ребенка. Например, благодаря мобильным телефонам и социальным сетям дети раньше устанавливают тесные связи со своими сверстниками и в то же время отдаляются от родителей. Кроме того, многие современные телевизионные шоу и мультфильмы, предназначенные для этой возрастной группы, показывают взрослых как недалеких и глупых людей (вспомните хотя бы всем известного героя мультсериала Гомера Симпсона).

Стоит также отметить, что в переходном возрасте мальчики и девочки ведут себя по-разному. Девочки ведут себя слишком драматично и проявляют чрезмерные реакции, в то время как мальчики склонны к неповиновению. Елена, мать 10-летней Ани, рассказывает, что ее дочь часто цепляется к словам: «Когда я сказала ей, что она ужасно себя ведет, она расплакалась: «Ты только что сказала, что я ужасно выгляжу! Ты назвала меня уродиной!» и убежала в свою комнату. Разумеется, я имела в виду ее поведение, но она решила, что я имею в виду ее внешность. Это так свойственно девочкам!»

Матери мальчиков, напротив, рассказывают о грубом и дерзком поведении своих сыновей. «Мой сын на любые мои советы и замечания отвечает: «Эй, в чем дело?». Меня пугает его грубость, но сам он, видимо, этого не понимает», – рассказывает Светлана, мать 10-летнего Саши.

Трудности переходного возраста

Взаимодействие с ребенком переходного возраста может быть для родителей трудным или даже пугающим, но может быть и полезным. Многие родители отмечают, что, когда ребенок в хорошем расположении духа, им нравится наблюдать за его интересами и талантами. Кроме того, даже в переходном возрасте дети бывают дружелюбными и общительными.

Рассмотрим несколько советов, как общаться с ребенком переходного возраста так, чтобы это было безопасно для обеих сторон.

Поддерживайте родительский статус

В такой период не время пытаться стать другом вашему ребенку и идти у него на поводу – следует в первую очередь оставаться родителями. Несмотря на сложное поведение, ребенок ждет от вас помощи в преодолении этого запутанного периода. Так или иначе, ребенок прислушивается к тому, как вы относитесь к данной ситуации.

Устанавливайте гибкие правила

Потребность ребенка в самостоятельности в этот период возрастает, поэтому вам нужно будет придумать для него новые правила. В первую очередь выясните, какие правила для вас являются наиболее важными (например, четко определите, какое поведение в тех или иных ситуациях является правильным, а какое – нет). Не обращайте особого внимания на вещи, которые в долгосрочной перспективе не имеют большого значения, например, то, что он не убирает в своей комнате.

Затем убедитесь, что ребенок знает границы дозволенного. Родители могут спокойно относиться к тому, что ребенок вздыхает и делает недовольное лицо. Но, когда он переходит на крик или уходит посреди разговора, он должен понимать, что переходит черту.

Выберите наказание за нарушение правил, которое соответствует возрасту ребенка

Раньше, когда ваш ребенок еще не ходил в школу, вы могли заставить его делать то, что вы хотели, с помощью позитивного подкрепления (похвалы, поощрений и т.д.). Однако, несмотря на то, что многие родители считают, что в переходном возрасте нужно мотивировать ребенка с помощью наказаний, а не поощрений, позитивное подкрепление тоже может помочь.

Ирина, мать 9-летнего Ильи, рассказывает: «Я поняла, что в качестве наказания на моего сына лучше всего действует запрет на компьютерные игры. Это его любимое занятие. Но при этом нужно оставаться последовательной. Стоит один раз поддаться на уговоры и отменить наказание – и вы потеряете свой авторитет в глазах ребенка.

Проявляйте взаимное уважение

Очень важно объяснить ребенку, что вы тоже человек, поэтому к вам следует относиться уважительно. Когда ребенок кричит, что ненавидит вас, вы можете ответить: «Я не злюсь на тебя, но мне больно слышать такие слова».

Однако, уважение – это двусторонний процесс. Вы тоже должны проявлять уважение к ребенку. Если вы в порыве негативных эмоций скажете что-то обидное своему ребенку – извинитесь и скажите, что сожалеете об этом.

Давайте ребенку время справиться с эмоциями

Когда разговор с ребенком переходит на повышенные тона или превращается в истерику, остановитесь и подождите, пока ребенок успокоится. Поощряйте ребенка брать паузу в разговоре, когда он испытывает сильные эмоции. Это хороший способ научить его спокойно вести диалог.

В подобной ситуации вы можете сказать: «Я не могу разговаривать с тобой в таком тоне. Успокойся, и мы поговорим позже». Обычно несколько минут, которые ребенок проводит в своей комнате, помогают ему прийти в себя.

Проводите время с ребенком

Обедайте вместе с ребенком или гуляйте с ним в парке. Регулярно выделяйте время, которое вы будете проводить только вдвоем с ним. Не обязательно делать это по распорядку, но вы всегда должны быть открыты для общения, даже если ребенок просто хочет поболтать о компьютерных играх или последних событиях в школе. Вы не можете точно знать, почему ребенок завел разговор и что он хочет вам сказать. Но даже если этот разговор не кажется вам слишком важным, просто уделите внимание ребенку и поговорите с ним. Тем более следует быть внимательным к ребенку, когда он просит вас выслушать его. Когда ребенок поймет, что вы открыты для общения с ним, он охотнее станет делиться с вами своими мыслями и переживаниями.