Обособленные приложения. Гуго Фридрих Структура современной лирики

Реферат на тему:
Владимир Маяковский
(1893 - 1930)

Фигура неоднозначная в мировой литературе. Свой путь поэт начинал с бунта против старого мира.
Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893 года в грузинском поселке Багдаде в семье лесника. Мать была родом из херсонских крестьян. Это и дало повод поэту впоследствии писать о своем происхождении:
Я
с деда-прадеда - казак,
с другой - сечевик,
а в Грузии -
жить
начинал.
(Перевод М. Желаемая)
С 1902 г. учился в местной гимназии, а потом в Москве, куда семья переехала после смерти отца. В 15-летнем возрасте оставил учебу и начал революционную деятельность, за которую трижды оказывался за решеткой. 1911 г. вернулся к обучению - в Московском училище живописи, скульптуры и архитектуры. В то же время пристал к футуристам.
Авангардисты, в том числе и В. Маяковский, рассматривали свое творчество как эстетическую революцию - аналогию революции социальной. Поэтому наследие поэта отмечается активным новаторством в области поэтического языка, системы стихосложения, жанров. Свои стихи он нередко называл "ступенями в будущее".
Поэт отдался разрушительной революционной стихии с восторгом. Во времена гражданской войны (с октября 1919 г.) работал в "Окнах сатиры РОСТА" (Российское телеграфное агентство), рисуя ночам плакать и сочиняя короткие стихи к ним, чтобы утром в окнах магазинов люди прочитали:
Произведения первых лет революции (поэма "150 000 000", пьеса "Мистерия - Буфф", стихи "Левый марш", "Ода революции", "Наш марш") проникнуты верой в победу идей нового общества, построенного по законам братства и справедливости:
В наступление трогай лавой!
С небом за счастье земли воюй!
Кто там ступает правой?
Левой!
Левой!
Левой!
(Перевод Есть. Дробязко)
В. Маяковский считал себя "агитатором, горлаєм-главарем", который не противостоит толпы, а является его частью, рабочим, его голосом. Толпа, получив идею строительства нового общества, становился народом.
Новая волна патриотизма охватила поэта после путешествия в страны Запада. Начиная с 1922 г., он девять раз пересекал границу СССР. Германия, Франция, Мексика, Америка вызвали у поэта антагонистические чувства: он осуждал наживу, эксплуатацию, расизм. Техническая вооруженность, чудеса архитектуры Америки лишь подчеркивали противоречия буржуазного мира, что нашло проявление в стихах "Хларочос в разрезе", "Бродвей", "Блек энд уайт".
Первое произведение "Ночь" (1912) было напечатано в сборнике "Пренебрежение общественных вкусов" - поэтическом манифесте русских футуристов, которые провозгласили себя творцами искусства будущего и отрицали все, что было создано в прошлом. Новая культура за манифестами "будетлян" (так они себя называли), возникла на руинах старой культуры, старой морали, старого общества. Бунт против всего принятого отвечал характера молодого В.маяковского, могучая натура искала новых идей и необычных художественных форм. Это первое произведение В. Маяковского, который отличается от его дальнейшего творчества, особенно по стихосложению, а в идейной плоскости является проявлением симпатий и антипатий поэта, его мировоззрения. Автор изобразил ночной город как борьбу тьмы со светом. В эту борьбу вовлечены людей и поэта. Поэт и толпа - давняя антитеза в поэтическом мире, но в В. Маяковского поэт является антиподом и в то же время голосом и сердцем жителей улиц и площадей.
Лирический герой стихотворения - дитя ночного города, он следит за изменениями цветов, которые, кстати, очень выразительные (красный, белый, синий, желтый), за движением людей, прячущихся за дверью от ночи, и дарит им "улыбка в глаза". Но в ответ слышит лишь хохот балагана и остается в одиночестве.
Красный и белый отброшен, зжужмлений,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным долоням собравшихся окон
раздали горящие желтые карты.
Бульварам и площадям было не удивительно
увидеть на зданиях синие тоги.
И тем, кто бежали, как желтые раны,
они цепляли браслеты на ноги.
(Перевод А. Нгколенко)
Стихотворение можно считать одной развернутой метафорой ночного города. Окна, загораются, поэт сравнивает с ладонями, которым раздали горящие желтые карты". Это сравнение построенное на ассоциациях, вызванных жизнью ночного города. Как футурист, В. Маяковский ненавидел мещанство, сытость, пустая трата времени.
Размер, которым написан стих, - амфібрахій, классический метр, в дальнейшем поэт отказался от классических размеров и перешел к тонического стихосложения.
Футуристическую философию возражений и борьбы поэт воспринял как программу собственной жизни и творчества. Одет в желтую кофту или пиджак апельсинового цвета, он читал свои стихи.
В стихах периода 1912-1916 гг. ("Нате!", "Вам", "Послушайте!", поэмах "Облако в штанах", "Война и мир") звучал вызов старому миру, поэт обвинял толпа в бездуховности, пассивности, безразличия, призвал к борьбе. Под влиянием революционных идей безликая толпа как символ мещанского старого жизнь приобрела черты классового врага - эксплуататора трудящихся масс, а сокращенно - буржуа. Накануне октябрьских событий 1917 г. Маяковский написал строки, которые стали народной частівкою:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй!
Маяковский рассматривал свое творчество как эстетическую революцию - аналогию революции социальной.
Свои стихи он нередко называл "ступенями в будущее".
Поэт отдавался разрушительной революционной стихии с восторгом.
Во времена гражданской войны работал в "Окнах сатиры РОСТА (Российское телеграфное агентство"), рисуя ночам плакать и сочиняя короткие стихи к ним, чтобы утром в окнах магазинов люди прочитали:
Культура - Коммуна! Строители - мы!
Произведения первых лет рев. (поэма "15 000 000"), пьеса "Мистерия - Буфф", стихи "Левый марш") проникнуты верой в победу идей нового общества, построенного по законам братства и справедливости.
В наступление трогай левой! Маяковский считал себя агитатором, который не противостоит толпы, а является его частью, рабочим, его голосом.
Новая волна патриотизма охватила поэта после путешествия в страны Запада. Начиная с 1922 г. он 9 раз пересекал границу. Германия, Франция, Мексика, Америка вызвали у поэта антагонистические чувства: он осуждал наживу, эксплуатацию, расизм. Техническая вооруженность, чудеса архитектуры Америки лишь подчеркивали противоречия буржуазного мира, что нашло проявление в стихах "Небоскреб в разрезе", "Бродвей", "Блек энд уайт".
В.маяковский приобрел огромную популярность.
Недавно стало известно, что в последние годы жизни В.маяковский начал осознавать принудительный, искусственный характер своих произведений. В черновиках было найдено горькое признание, что он "стал на горло собственным песням". В ответ на свою поэму "Хорошо!" собирался писать новую - "Плохо!".
Гіперболізм мировосприятия поэта помогал ему в творчестве, но мешал в жизни. Он стремился великой веры, всемирного признания, космической любви. В истории рядом с его именем упоминается Лилия Брик. Именно ее поэтическое имя рифмовал В.маяковский, именно ей он посвятил большинство своих произведений, это ее инициалы, словно нарочно для тонкого поэтического слуха В.маяковского, складывались в слово ЛЮБЛЮ. Они познакомились летом 1915 г. На то время Л.Брік была замужем, что осложняло их отношения. Выход из пикантной ситуации В.маяковский и Брики нашли необычный: согласились на "любовный треугольник" и создали новую семью. Осип Брик, который очень любил жену, выбрал себе роль друга и советчика. Кстати, именно он первый начал изучать стихосложения поэта, помогал ему.
Советская критика умалчивала семейную жизнь В.маяковского, считая, что оно компрометирует поэта. Но сейчас это является попыткой ответить на вопрос: "Чего больше в семейном союзе В.маяковского и Бріків - настоящего чувства или футуристической декларации?"
Видимо, недаром, по словам Л.Брік, образцом ее бытового эксперимента была книга Чернышевского "Что делать?"
Много фактов свидетельствуют о истинную нежность и доверие в их отношениях. Лиле Брик поэт называл свою единственной женщиной; несмотря на то, что в его жизни появлялись и другие увлечения - Элли Джонс, Татьяна Яковлева, Вероника Полянская, - Маяковский всегда возвращался к Лили. В предсмертном письме к правительству именно Бріків поэт признавал своей семьей.
Согласно официальной версии, что вызывает немало сомнений, поэт застрелился 14 апреля 1930 г., когда Бріків не было в Москве, и иметь Маяковского повторяла: "Если бы была Лиля, этого не случилось бы..." Пуля, оборвавшая его жизнь - еще одна загадка. Почему поэт, который осуждал самоубийство С.Єсеніна (кстати, крайне неопределенно), будто бы поступил так же? Версий существует много, но ясно одно: он постепенно терял уверенность в своих идеалах (творчество последних лет преимущественно сатирическая); кроме того, самоубийство было одним из главных мотивов в жизни Маяковского. По словам Л.Брік, это было вроде хронической болезнью Он несколько раз пытался уйти из жизни... и однажды это закончилось трагически.
После смерти имени В.маяковского снова стало объектом политической игры. Через 5 лет после трагического выстрела Стали провозгласил В.маяковского "лучшим поэтом эпохи". Великого мятежника одели в бронзу, сравняв острые углы, а творчество разорвали на цитаты, которые, выделяли, производили нужное для власти впечатление.
Произведения В.маяковского неподвластны времени. За грохотом и взрывами ритмов можно увидеть и его эпоху, и душу поэта.

Краткая характеристика отдельных произведений. Маяковского
"А вы смогли бы?" (1913 г.)
В этом стихе отличается лексика двух видов:
1) слова, которые изображают мир обыденности, лишенный каких-либо цели (краска, стакан, жестяная рыба, будни);
2) слова, которые символизируют существование другого мира - прекрасного и духовного (ноктюрн, флейта, океан, клики).
Поэтому в произведении основным является конфликт двух миров - бездуховного и духовного, что его перенесено в психологическую сферу.
Лирический герой переживает несовершенство действительности как свою личную драму и как толчок к действию. Он недоволен мещанской обыденностью, поэтому стремится все изменить силой своей воли, творчества, фантазии.
"Я моментально зачеркнул карту будней..."
Главный мотив стихотворения - стремление к преобразованию мира, поиски духовного идеала в жизни. Но герою не достаточно того, что он сам бунтует против устаревшего и несовершенного, ему надо, чтобы все человечество начало борьбу с бездуховностью, мещанством, пошлостью.
Вопрос, что его поэт выносит в название и финал произведения.
("Ноктюрн сыграть вы сумели бы на флейте водопроводных труб?")
не требует ответа - оно риторический, но требует действия. Это вопрос разделяет людей на сытых, равнодушных и тех, кто способен сделать повседневную жизнь новым, ярким, неожиданным.
Основные тропы - метафоры и эпитеты (смазал карту будней, скулы океана, призывы новых губ). Часто употребляются местоимения "я" и "вы", связанные между собой по принципу контраста и символизируют антитезу "поэт - толпа", традиционную для ранней поэзии В.маяковского.
"Послушайте!" (1914)
В.маяковский обращается к теме назначения человека, смысла ее земного и звездного существования и утверждает, что личность не проживет без красоты, которую создают чудаки-поэты.
Послушайте!
Когда уже звезды зажег кто-то -
Итак, в этом потребность велика?
Значит - кто-то желает, чтобы звезды светили?
Итак - кто же называет эти плювочки жемчужинками?
Лирический герой стихотворения - именно такой поэт, для которого нет временных и пространственных границ, он врывается к Богу, он причастен к засветки звезд. В то же время чувствуется его одиночество, беззащитность "беззоряна мука" недоразумение, острая потребность в мечты, красоте, звездах.
Эксперименты В.маяковского по стихосложению способствовали созданию присущей только ему оригинальной системы. Это новый графический запись стихов - "лесенкой", которая создавала внимание на отдельных словах, необычные рифмы.
Поэт не признавал полных рим, когда совпадают слова, части речи, не использовал традиционных рим. Он рифмовал различные части речи, образовывал рифмы в середине строки, фонетические рифмы (когда совпадают не все звуки). В его стихах могли римуватися начало и конец строк и даже слова, которые принадлежат к различным строф.
Стих его строился не на постоянном дежурстве ударных и безударных слогов, а на количестве ударений.
Такое стихосложения имеет название тонического и используется в устном народном творчестве, но Маяковский усовершенствовал его. Количество ударений в строках была неодинаковой. У поэта-новатора отсутствует традиционное разделение стихов на строфы по 4 или 6 строк, его строфы имеют любое количество строк.
"Лілічко! Вместо письма" (1916)
Стихотворение посвящено Лили Брик, которую В.маяковский очень любил и к которой возвращался в различные периоды своей жизни. Но произведение выходит за пределы биографии поэта, приобретая обобщающего значения, поскольку в нем нарушается вечная тема - любовь.
Лирический герой стихотворения - сильная личность. Автор сравнивает его с быком, слоном, но этот сильный "дикий зверь" подчиняется одному-единственному взгляда и прикосновения руки возлюбленной. Он склоняется перед ней, потому что кроме ее любви для него "нет солнца" и "нет моря", и лишь один звук дает ему радость - "колокол любимого имени".
"Не упаду от угара..."
Без любимого мир превращается для него в ад, жизнь теряет смысл. Но чувства лирического героя отмечаются особым благородством. Осознавая неотвратимость "разлуки, не зная где она и с кем", он остается верным своей любви навсегда.
"Завтра забудешь, как тебя короновал..."
Стих написан в традиционной для раннего периода В.маяковского творческой манере. Тоническая система помогает создать взволнованных монолог лирического героя, показать малейшие движения его души. Ощущение великого счастья любви и драматизм разлуки передают многочисленные эпитеты, метафоры, сравнения.
Основным лейтмотивом произведения является фраза "Кроме любви твоей...", которая повторяется несколько раз и подчеркивает силу большого чувства поэта. В стихе очень много обращений: "Лілічко!", "дорога", "хорошая".
Однако произведение - это обращение не только к возлюбленной, но и к самому себе. Стих имеет подзаголовок: "Вместо письма". Он понимал, что не может вернуть любимую, но не отказывается от своего чувства, которое сильнее отчаяние.

Использованная литература
1. Украинская и зарубежная литература. Хрестоматия. - К., 2000.
2. Микуляк В.И. Владимир Маяковский в глазах современников. - Харьков, 1993.
3. Литературная энциклопедия. - К, 1983.

Занимает почетное место. Его считают не только предшественником, но и учителем Пушкина, с именем которого связан период расцвета отечественной литературы. Поэзию Батюшкова отличали особая пластичность, своеобразие стихотворного стиля и редкая музыкальность. Поэт творил свои многочисленные на рубеже двух исторических эпох. Особенности того сложного времени наложили отпечаток на его лирику.

Вклад Батюшкова в историю отечественной литературы сложно переоценить. Критики считают его основной заслугой обработку существовавшей к началу XIX века поэтической речи. В лирических произведениях этого поэта стихотворный язык приобрел гармонию и непередаваемую гибкость. Мастерски владея поэтическим словом, Батюшков с успехом добивался чистоты языка и богатства .

Известный литературный критик В.Г Белинский не раз обращался к творчеству Батюшкова. Он указывал, что именно трудами этого поэта был подготовлен тот литературный прорыв в русской , который чуть позже совершил Пушкин. Великий поэт учился у своего именитого предшественника отделывать свои так, чтобы они были безукоризненны по форме и внутреннему содержанию.

Совершенство в поэзии не давалось легко. Батюшков с упорством работал над каждой строчкой своих произведений, мучительно отыскивая подходящие образы и сравнения. Сохранились его записи, где он укоряет себя за излишнюю страсть к исправлениям и доработкам. Разумеется, такую дотошность сегодня никто не сочтет пороком. Именно стремление проработать каждую мелкую деталь стихотворной формы позволяла Батюшкову достигать совершенства в звучании поэтической речи.

Отличало Батюшкова также стремление избегать всего, что кажется неестественным и надуманным. Искренность поэт считал одним из признаков хорошего произведения. Он старался, по его собственным словам, сочинять не разумом, а душой. Современники поэта отмечали особую силу чувства, которую находили в его . Эта сила была более весомой, чем

Обособленные приложения

Выделенные интонационно и пунктуационно члены предложения, выступающие в функции приложения. В одних случаях обособленные приложения имеют только атрибутивное значение, в других к нему присоединяются различные обстоятельственные оттенки значения, что связано с лексическим объемом обособляемой конструкции, местом, занимаемым ею по отношению к определяющему слову, морфологической природой последнего. Обособляются:

1) распространенное приложение, выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному;

такие приложения, как правило, постпозитивны, редко они встречаются в препозитивном положении. Муж ее, путиловский рабочий, два раза до войны подолгу сидел в тюрьме (А. Н. Толстой). Веков минувших великаны, преданья славы сторожа, стоят казацкие курганы (Сурков);

2) нераспространенное приложение, относящееся к нарицательному существительному, если последнее имеет при себе пояснительные слова. Он остановил коня, поднял голову и увидел своего корреспондента, дьякона (Тургенев). Ухаживала за мной одна девушка, полька (Горький). Редко нераспространенное приложение обособляется при одиночном определяемом существительном. А враги, дурни, думают что мы смерти боимся (Фадеев). Обычно одиночное приложение тяготеет не к отрыву от определяемого существительного, а к слиянию с ним: ученик-отличник, город-герой, завод-гигант, бойцы-патриоты, инженер-экономист, табак-самосад, насекомые-вредители и т. п.;

3) приложение, выраженное нарицательным существительным и относящееся к собственному имени, если стоит в постпозиции; препозитивное приложение обособляется в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение. Сего дня в обед Кулига, табельщик, рассказывал о французских электротехниках (Горький). Прославленный разведчик, Травкин оставался тем же тихим и скромным юношей, каким был при их первой встрече (Казакевич);

4) приложение, выраженное собственным именем лица, если служит для пояснения или уточнения нарицательного существительного (перед таким приложением можно без изменения смысла поставить слова “а именно”). Прежний их сожитель, Никулин, счел более благоразумным от нас отделиться (Короленко). Старший брат Вани Земнухова, Александр, был по профессии типографский рабочий (Фадеев);

5) приложение, относящееся к личному местоимению. Для меня, человека, который начал жить в тяжелое, темное время, великая радость знать, что на смену нам, старикам, работают вот такие разумные, хорошие люди (Горький). Веселый южанин, он в самую трудную минуту мог всех рассмешить: рассказывал марселъские анекдоты, прыгал, куролесил (Эренбург);

6) приложение, присоединяемое к определяемому слову союзом как (с причинным значением), словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и др. Как поэт нового времени, Батюшков не мог в свою очередь не заплатить дани романтизму (Белинский). Маленький чернявый лейтенант, по фамилии Жук, привел батальон к задним дворам той улицы, фасады которой представляли собою на сегодняшнюю ночь линию фронта (Симонов). В кухне воеводит дорогой повар Иван Иванович, по прозвищу Медвежонок (Горький).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "обособленные приложения" в других словарях:

    Обособленные приложения

    Обособленные приложения - 1. Обособляется распространенное приложение, выраженное именем существительным нарицательным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (обычно такое приложение стоит после определяемого слова, реже – впереди него) … Справочник по правописанию и стилистике

    обособленные приложения

    обособленные приложения - Вычлененные в составе предложения в смысловом и ритмико интонационном аспектах приложения, являющиеся продуктивным приемом осложнения простого предложения. В соответствии с общими условиями обособляются: 1) распространенные постпозитивные… …

    См. обособленные приложенияСловарь лингвистических терминов

    Обособленные определения Справочник по правописанию и стилистике

    Обособленные определения - 1. Как правило, обособляются (отделяются запятой, а в с середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого… … Справочник по правописанию и стилистике

    обособленные члены Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    обособленные члены - Слова или группы слов, вычлененные в составе предложения в ритмико интонационном или смысловом аспекте, имеющие ослабленную синтаксическую связь с другими членами, выражающие добавочное сообщение по поводу одного из слов или всего предложения.… … Синтаксис: Словарь-справочник

    ОГЛАВЛЕНИЕ - ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… … Справочник по правописанию и стилистике


14 сентября 1321 г. в Равенне скончался Данте Алигьери - по словам Ф. Энгельса «...последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени». Незадолго перед смертью он завершил главный труд - поэму «Комедия», которую лет сорок спустя другой великий итальянец - Джованни Боккаччо назвал «Божественной». Шесть с половиной столетий «Божественная комедия» волнует читателей, и каждое новое поколение открывает в ней что-то свое - близкое и дорогое.

Поэма дошла до нас в большом количестве списков - при жизни Данте Европа еще не знала книгопечатания. Впервые напечатал «Божественную комедию» ученик Гутенберга Иоганн Нумайстер в 1472 г. в небольшом итальянском городке Фолиньо. Нумайстер был странный, непоседливый человек. Ни в одном городе, ни в одной стране он долго не задерживался. Начав типографскую деятельность в Италии, он вскоре перебрался в Майнц, где в 1479 г. напечатал «Размышления» уже знакомого нам кардинала Туррекремата. Год спустя мы встречаем его во французском городке Альби, затем в Лионе...

Так трудами странствующих типографов распространилось книгопечатание.

Вскоре выходит новые издании «Божественной комедии». Их печатают Федерико до Комитибус в итальянском городе Ези и Георг и Павел Тевтоны - в Мантуе. Венделин из Шпейера издает в 1477 г. в Венеции прославленную поэму Данте с обстоятельным и комментариями Якопо делла Лана из Болоньи. Другим знаменитым комментатором «Божественной комедии» был Кристофор Лаудино. Его толкование впервые увидело свет на страницах «Божественной комедии», вышедшей во Флоренции 30 августа 1481 г.

Хорошо сохранился экземпляр книги в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина. Нам интересно познакомиться с ним. Это - первое иллюстрированное издание великой поэмы. На начальной полосе после предисловия мы видим большой инициал, вертикальные штамбы которого служат рамкой для миниатюры, изображающей Данте. И инициал и портрет исполнены краской от руки на специально оставленном в отпечатанном тексте месте. А вот прямоугольная, удлиненная по горизонтали иллюстрация, занимающая нижнее поле страницы, отпечатана. Но совсем не так, как это делалось ранее в инкунабулах.

Удивительно тонкий и четкий штрих, нежные полутона, приглушенный свет свидетельствуют, что перед нами не ксилография, а гравюра на меди.

Типографы XV в. предпочитали ксилографию по той причине, что ее можно печатать вместе с текстом на обычном станке. Для гравюры на металле нужен специальный станок. Англичанин Вильям Кэкстон, выпустивший в 1475 г. в голландском городе Брюгге «Историю Трои», выгравировал на металле титульный лист и наклеил его на первую страницу книги. Год спустя в том же Брюгге вышла в свет книга с 10 гравированными на меди, а затем наклеенными на страницы иллюстрациями.

Точно так же позднее поступал и Феодосий Изограф.

В 1477 г. типограф из Флоренции Никколо ди Лоренцо выпускает книгу епископа Антонио Беттини «Святая гора», иллюстрированную тремя цельностраничными углубленными гравюрами. А в 1481 г. он же издает «Божественную комедию» Данте. На страницах этой книги мы впервые встречаем текст, отпечатанный с наборной формы, и гравированные на меди иллюстрации. Ди Лоренцо на обычном типографском станке печатал текст. А затем переносил тот же лист на другой станок и печатал иллюстрацию.

Иллюстрации были исполнены прославленным итальянским живописцем и графиком Сандро Боттичелли (ок. 1445-1510). На язык гравюры их поревел Ваччо Вальдинн (ок. 1436 после 1480). Но он успел изготовить лишь 19 досок.

Полный комплект рисунков Боттичелли хранится в Берлине и в Ватиканской библиотеке. В 1960 г. берлинское издательство «Рюттен унд Лёнинг» выпустило в свет «Божественную комедию» с этими замечательными иллюстрациями.

Никколо ди Лоренцо предполагал дать гравюру к каждой из песен бессмертного произведения Данте. Полиграфические трудности заставили его отказаться от этого намерения. В большинстве из сохранившихся экземпляров воспроизведено лишь 2-3 гравюры. Экземпляр с наибольшим количеством оттисков (23 некоторые гравюры повторяются) находится в библиотеке Риккарди во Флоренции. В московском экземпляре 3 гравюры. Жемчужина экземпляра - рисованные инициалы. Об одном из них - с портретом Данте - шла речь выше. Инициал, открывающий «Чистилище», изображает Данте и Вергилия, переплывающих на ладье Стикс реку загробного мира. В третий инициал вписан портрет Беатриче - рано умершей возлюбленной Данте.

Первое иллюстрированное издание «Божественной комедии» заставляет усиленно биться сердца библиофилов. В 1927 г. экземпляр с 3 гравюрами был продан на аукционе за 6000 марок, а с 19 гравюрами - за 3950 фунтов стерлингов.

Трудности репродуцирования и печатания заставили Никколо ди Лоренцо, да и других типографов, отказаться от попыток иллюстрировать книги гравюрами на меди. И XV в. вышло еще 5 иллюстрированных изданий «Божественной комедии» - четыре из них в Венеции. Рисунки воспроизведены в технике ксилографии.

Гравюра на меди временно остается в тени. Понадобились труды нескольких поколений замечательных графиков, чтобы отточить и выявить заложенные в этом методе возможности. Пройдет всего одно столетие, и углубленная гравюра вытеснит ксилографию из книги. Впрочем, последняя, в несколько измененном обличии, возьмет реванш в XIX в. Один из ее триумфов опять таки будет связан с «Божественной комедией» Данте Алигьери. Мы говорим о замечательных иллюстрациях французского художника Гюстава Доре, о которых, конечно, нужно рассказывать отдельно и подробно.

Следуя упрощенной платонической традиции немецких образцов, французские романтики представили поэта как непонятого провидца, как жреца в святилище искусства. Поэты образовали партию против буржуазной публики и затем разбились на группы, враждующие между собой. Формула мадам де Сталь от 1801 года, согласно коей литература есть отображение общества, потеряла смысл. Литература повторила протест революции против правящего общества, стала оппозиционной литературой, литературой «будущего» и, в конце концов, литературой одиночек, все более гордящихся своей изоляцией. Схема Руссо об исключительности на основе анормальности закономерно стала схемой этого поколения – и следующих.

Несомненно, самоотдача поэта, подлинный или разыгранный опыт страданий, тоски, презрения к миру освободили энергию, всколыхнувшую лирику. После блистательной эпохи трехвековой давности французская лирика вновь расцвела в романтизме. Многое высоко в ней, пусть даже и не европейского ранга. Ей благоприятствовала популярная, распространенная и во Франции, мысль о том, что поэзия – праязык человечества, тотальный язык тотального субъекта, для которого нет границ между темами, но также нет границ между религиозным и поэтическим энтузиазмом. Романтическая лирика Франции отличалась широтой и нюансировкой внутреннего опыта, творческой чуткостью к восточным экзотическим колоритам и атмосферам, она принесла удивительные пейзажные и любовные стихотворения и виртуозную версификацию. Огненная, бушующая, богатая драматическими жестами у Виктора Гюго, которому равно удавались вкрадчиво интимные признания и пророческие инкантации; грустная, до цинизма болезненная у Мюссе; нежная, поражающая чистотой тона у Ламартина – мягкая, как бархат, по его собственному выражению.

Здесь начался весьма плодотворный для новой поэзии поиск внутреннего импульса, таящегося в слове. Виктор Гюго, используя опыт многих предшественников, сознательно и успешно вел подобный поиск. В знаменитом пассаже «Contemplations» можно прочесть следующее: слово – живое существо, более могущественное, нежели тот, кто его использует; неожиданно вспыхивая во тьме, творит оно ему самому угодный смысл; оно гораздо таинственней и глубже, чем того ожидают мысль, зрение, чувство; слово – это цвет, ночь, радость, сон, страдание, океан, бесконечность; слово – божественный логос. Необходимо вспомнить это место, равно как ориентировочные высказывания Дидро и решительные мысли Новалиса, если желательно понять идеи Малларме об инициативной энергии языка: разумеется, строгость этих идей далека от восторженного опьянения Виктора Гюго.

Теория гротеска и фрагмента

Очень влиятельной оказалась теория гротеска. Дидро набросал ее в «Племяннике Рамо», Виктор Гюго развил в предисловии к «Кромвелю» (1827) как часть общей теории драмы. Это самое интересное, что было разработано французами в общей романтической идеологии. Корни данной теории можно, вероятно, распознать в соображениях Фридриха Шлегеля касательно иронии и вица, где встречаются следующие понятия: хаос, вечная подвижность, фрагментарность, трансцендентальная буффонада. Однако многие подробности сугубо оригинального свойства объяснимы только интуицией двадцатипятилетнего Гюго, которого трудно заподозрить в предварительном и детальном обдумывании проблемы. Эти подробности проявились как симптомы новой эстетики.

Слово «гротеск» когда-то обозначало в живописи орнамент, выдержанный в духе аллегории или сказки. В XVII веке понимание расширилось, и «гротеском» стали называть вообще что-либо странное, бурлескное, искаженное, крайне специфическое. Приблизительно так, и сходно со Шлегелем, понимает гротеск Виктор Гюго. Однако в его теории гротеска сделана энергичная попытка эстетически уравновесить прекрасное и безобразное. Это последнее, дисквалифицированное, допустимое только в низших литературных жанрах, разрешенное лишь на периферии изобразительного искусства, поднялось до метафизической выразительности. Для Гюго мир принципиально расколот на противоположности и только в силу такой расколотости способен существовать как высшее единство. Это часто высказывалось раньше, это античная мысль. Но Гюго по-новому акцентирует роль безобразного. Отныне это не противоположность прекрасного, а самостоятельная ценность. В произведении искусства проявляется безобразное как гротеск, как набросок несовершенного и расстроенного. Но несовершенство есть «законное средство достижения гармонии». Видно, как в подобной «гармонии» проступает дисгармония, а именно дисгармония фрагмента. Гротеск должен избавить нас от красоты и своим «хриплым голосом» устранить ее монотонность. Он отражает диссонанс между анимальными и высшими уровнями человека. Поскольку любая проявленность распадается на фрагменты, мы приходим к выводу, что «великое целое» нам вообще дано как часть или фрагмент – «целое» не согласуется с человеком и несовместимо с ним. Какое целое? Знаменательным образом ответ отсутствует, в лучшем случае до крайности запутан. Предположительно, Гюго мыслит в христианском направлении: тогда это целое – стерильная трансцендентность. Только ее осколки, гротескно искаженные, чувствует Гюго, но этот гротеск не вызывает хохота. Смех подобного гротеска смягчает судорогу или нервную дрожь, превращается в гримасу, провоцирует возбуждение и беспокойство, которых современная душа взыскует более, нежели умиротворения.

Аналогичные романтические воззрения спустя некоторое время развивал Теофиль Готье. Это стигматы, о них говорил Бодлер. Они указывают путь к верленовым «стихотворениям арлекина», к судорожной поэзии Рембо и Тристана Корбьера, к «черному юмору» Лотреамона и его последователей – сюрреалистов и, заключительно, к абсурду нынешних сочинителей. Все это имеет темной целью намекнуть в диссонансах и отрывках на трансцендентность, поскольку ее гармонию и единство никто более не может воспринять.

Поэт нового времени

С Бодлером французская лирика стала европейским событием. Это очевидно по ее влиянию на Германию, Англию, Италию, Испанию. В самой Франции довольно быстро ощутилось исходящее от Бодлера веяние иного рода, нежели от романтиков. Оно коснулось Рембо, Верлена, Малларме. Последний признался, что начал там, где Бодлер завершил. В конце своей жизни Поль Валери говорил о прямой соединительной линии, ведущей от Бодлера до него самого. Англичанин Т. С. Элиот называл Бодлера «великим примером новой поэзии в каком угодно языке». В 1945 году писал Жан Кокто: «Сквозь его гримасы медленно, как свет звезды, доходит до нас его взгляд».

Во многих такого рода высказываниях речь идет о поэте «нового времени» (Modernität). Это вполне логично, так как Бодлер сам инициировал подобное выражение. Он говорил на данную тему в 1859 году, оправдывая собственную новизну необходимой особенностью современного художника – способностью видеть в пустыне большого города не только падение человека, но и до сих пор неоткрытую таинственную красоту. Это сугубая проблема Бодлера: каким образом может существовать поэзия в цивилизации техники и коммерции? Его лирика указывает путь, проза продумывает его теоретически. Путь идет на возможно большем отдалении от банальности действительного к зоне таинственного, но так, чтобы драстический материал цивилизации включался в эту зону, обретая поэтическую энергию. Такова едкая и магическая субстанция новой лирики.

Главные преимущества Бодлера – замечательный духовный потенциал и ясность художественного сознания, соединение поэтического гения с критическим интеллектом. Его воззрения на поэтический процесс не только не уступают качественно его поэзии, но зачастую превосходят ее в широте, как в случае с Новалисом. Эти воззрения оказались для будущих поколений даже эффективней его поэтических достижений. Они отражены в сборниках статей «Curiosités esthétiques» и «L’Art romantique» . Обе книги содержат эскизы и программы, развиваются не только из наблюдений над процессом литературным, но также художественным и музыкальным.