Хочет как можно быстрее научиться. Разминка для мозга

Январь 23, 2014

Добрый день, дорогие друзья! Когда я готовился к этому посту, выяснилось, что сфер, в которых необходимо что-либо быстро запоминать гораздо больше, чем я предполагал, поэтому я разбил статью на две части. Кто знает, может быть появится и третья.

Тема, на самом деле, очень интересная. Я увлекся экспериментами с памятью в старших классах, когда уже активно работал в интернете, и у меня не было особо много времени для изучения предметов. Наткнувшись в интернете на (в буквальном смысле) сотни книг, я уже по названиям отсеивал всякий шлак вроде «Как развить сверхпамять за день» или «Быстрый способ выучить школьный курс за одну неделю». Оставив штук 8-10, я принялся штудировать их, выписывая особо ценные мысли и практические упражнения для запоминания наизусть.

Для меня практика очень важна, потому что в теории действительно можно сделать все что угодно, а вот реализовать это на практике довольно проблематично. Поэтому я стараюсь любые советы и рекомендации проверять на собственной шкуре. Получается довольно интересно, да и навыков новых набирается немало.

Я стараюсь судить как можно более объективно, но это не означает, что я оглашаю конечную истину. Рекомендую лишь то, что помогло именно мне и вам, надеюсь, тоже поможет.

Основополагающие принципы

Существуют основные принципы, которые помогут вашему мозгу гораздо эффективнее запоминать информацию. Не важно, хотите ли вы узнать, как быстро выучить стихотворение или просто интересуетесь способами запоминания.

  1. Максимальная концентрация;
  2. Физическое состояние;
  3. Яркость образов;
  4. Мотивация;
  5. Понимание;

Уже просто из названий можно выяснить до 90% всей сути каждого принципа, однако давайте рассмотрим каждый пункт поподробнее.

При заучивании не отвлекайтесь.

Мне кажется, любой человек может подтвердить, что сильнее сконцентрирован на задаче, тем быстрее можно получить результат. Существует даже множество техник, которые позволяют улучшить этот процесс, но об этом мы поговорим в следующих статьях, если не хотите пропустить – подпишитесь (форма внизу статьи).

Наш мозг устроен таким образом, что чем меньше задач мы выполняем, тем более эффективным окажется результат. Не зря же нашу голову нередко сравнивают с компьютером. Ограничив количество выполняемых задач единицей или двойкой, вы сможете получить по-настоящему невероятный результат. Лучше всего будет найти тихую комнату, где вас никто не будет отвлекать, отключить все раздражители и начать заниматься.

Быстро сконцентрироваться также помогут дыхательные техники и личные установки. Сделайте 10 глубоких вдохов, в течение которых повторяйте про себя что-то вроде «Я смогу все выучить, быстро и не напряженно». Как только сделали последний выдох – сразу же начните запоминать необходимый материал.

Концентрация поможет вам во многих сферах жизни. Я об этом уже говорил в статье « ». Это очень ценный навык, который необходимо постоянно тренировать.

Хорошенько отдохните.

Если вы чувствуете недомогание, головную боль или страшно хотите спать, то быстро выучить материал у вас вряд ли получится. Во-первых, вы будете постоянно отвлекаться на ваши болячки, а это уже противоречит первому принципу. Во-вторых, недуги влияют на эффективность работы организма в целом. Так что, если вы хотите продуктивно заниматься умственной деятельностью, придется избавиться от этих проблем.

В большинстве случаев поможет обычный сон. Он позволит вашему организму расслабиться, мозгу немного прийти в себя и вы сможете начать учить с полным запасом сил. Насколько я помню, этот совет давал один из авторов книг на вопрос студентов о том, как быстро выучить английский (немецкий, итальянский, французский) или какой-то там язык. Получасов сон позволит вам повысить эффективность в 2-3 раза. В итоге за меньший промежуток времени вы сможете сделать гораздо больше.

Придумывайте яркие образы.

Мы запоминаем то, что кажется нам необычным и, как правило, упускаем из вида то, что привыкли видеть каждый день. Сможете ли вы вспомнить, какие цвета сегодня были у светофоров по маршруту, которым вы двигаетесь ежедневно? Вряд ли. А вот если бы вы по дороге на работу/учебу увидели тигра, играющего с огромны клубком, то наверняка запомнили бы это на всю жизнь. Так почему бы не воспользоваться этой особенностью нашего мозга для своей пользы?

Допустим, вы задались вопросом о том, как быстро выучить стих «Бородино». Как мы знаем, это стихотворение буквально состоит из ярких образов и действий. Это существенно упрощает нашу задачу. Просто во время чтения постарайтесь максимально ярко представить себе картины, которые описывает Лермонтов. Только это упражнение позволит повысить эффективность запоминания в разы, а представьте, что будет, если использовать все принципы?

Вы должны понимать, зачем вам учить этот материал.

Основная проблема школьников и студентов заключается в том, что они совсем не понимают, для чего учатся. Именно поэтому многие способны 10 раз прочитать одну строчку и не запомнить ничего. Если человек полностью уверен в необходимости изучаемого материала, то он сможет его осилить, просто пробежав глазами. Например, если бы вам предложили быстро выучить аккорды или инструкцию за миллион долларов, то вы бы наверняка смогли бы сделать это почти мгновенно.

Секрет заключается в том, что мотивация реально существует. Причем всегда. Стихотворение можно учить просто для того, чтобы развивать память или приобщаться к искусству. Японский язык можно изучать, чтобы смотреть аниме в оригинале или спокойно уехать в эту восточную страну. А определения заучивать нужно для лучшего усвоения предмета или успешной сдачи экзамена. Важно лишь найти мотивацию и действительно в нее поверить. Сделать это не сложно.

Вы должны понимать информацию, которую учите.

Материал, который, наверное, составляли инопланетяне, вы будете учить очень долго. Да и забудете его, скорее всего, уже через несколько часов. Между пониманием и скоростью запоминания существует реальная взаимосвязь. Поэтому, прежде чем зазубривать определение, постарайтесь хорошенько вникнуть в суть того, о чем читаете. Тогда, быть может, вам и не придется искать информацию о том, как можно быстро выучить какую-нибудь информацию.

Начну, пожалуй, с самого распространенного применения быстрого заучивания – стихотворения. Лично я стихи очень люблю (помнится, даже 3-е место в области по олимпиаде занимал), но у меня всегда возникали проблемы с их заучиванием. Школа – это было первое место, где я начал интересоваться тем, как можно быстро выучить стих . Помню, это было стихотворение Пушкина «Небо мглою небо кроет…».

Вообще, в любой сфере помимо основополагающих принципов есть свои «фишки», использование которых позволяет добиться весовых результатов в заучивании наизусть. Стихи по литературе не исключение. Я рекомендую использовать технику, которой пользовался сам.

  1. Несколько раз прочитайте стихотворение, вникните в его смысл, прочувствуйте его суть. Это очень важно, вы ведь помните про пятый принцип? С точки зрения эстетики это тоже очень важно, так как вы обретёте нечто большее, чем пятерку по литературе, вы сможете насладиться по-настоящему великими словами, а это многого стоит.
  2. После этого перепишите произведение на листок бумаги. Обязательно делайте это ручкой. Можете проявить фантазию и как-нибудь приукрасить строки. Не в смысле изменить слова, а в смысле нарисовать какой-нибудь рисунок в тему или изобразить изысканную заглавную букву. Представьте, будто вы сами пишите это стихотворение.
  3. Постарайтесь напеть мотив. Вы замечали хоть раз, что песни запоминаются очень просто. Иногда хватает послушать 1-2 раза, чтобы запомнить 90% песни. Все дело в мелодичности. Как правило, у стихов тоже есть своя мелодия, но она выражена не так сильно. Придумайте свой мотив и начните напевать стихотворение. Это позволит запомнить его еще сильнее.
  4. Начните учить быстро. То есть прочтите строфу один раз и постарайтесь пересказать ее. Даже если не помните какое-нибудь слово – не подсматривайте хотя бы минуту. Заставьте ваши мозги работать. Это позволит выработать мощные нейронные связи, и вы запомните эти слова на гораздо больший период.
  5. Не старайтесь все время повторять, лучше отдельно выучите каждое четверостишье, а потом попытайтесь повторить все стихотворение полностью. Да это сложнее, зато результат достигается быстрее и сохраняется дольше.
  6. Чтобы понять, как быстро выучить литературу, поработайте с биографией автора. Да, это отнимет у вас больше времени (ирония), зато вы будете лучше разбираться в предмете и сможете показать по-настоящему качественные знания.
  7. Регулярно повторяйте стих. Лучше учить немного, но каждый день, чем сразу все и за один вечер. Можно потратить немного больше времени в первый день и постараться запомнить максимально много, а потом повторять стихотворение 2-3 раза в день. В совокупности это займет меньше времени, да и вам будет гораздо проще.

С баснями еще проще, так как образы там используются простые и понятные, да и запоминаются они легче, так что трудностей особых это не составит.

Знание иностранного языка несет огромные перспективы, поэтому его изучение сейчас набирает просто колоссальные объемы. Возможность получать образование сейчас есть практически у всех, однако некоторые учат язык годами, а некоторые отлично владеют им уже через несколько месяцев. В чем секрет?

Два главных ингредиента рецепта успеха – практика и системность. Если с первым пунктов все понятно (чем чаще и регулярнее занимаешься, тем лучше владеешь иностранным языком), то со вторым придется разбираться подробнее. Чем полнее поступающая информация и чем она разнообразнее, тем лучше усваивается материал. В случае с иностранным языком – это отличный шанс быстро освоить нужный материал.

Чтение, написание, слушание, разговор – четыре сферы, в которых вам предстоит развиваться. Если объединять их все вместе, то эффект будет просто невообразимым. Конечно, если вы вообще не знаете язык, то сперва вам надо будет выучить алфавит, основные слова и неправильные глаголы, а уже потом переходить к систематическим занятиям, хотя разговаривать можно начинать сразу.

  1. Ежедневно читайте хотя бы одну страницу текста на иностранном языке. Старайтесь не подсматривать в словарь. Такой совет дают всем, кто хочет узнать, как выучить английский быстро и легко . Я советую читать книги по методу Ильи Франка. Желательно делать это вслух. Их легко можно найти в интернете.
  2. Поставьте себе планку в минимальное количество слов. Не важно, китайский, французский или немецкий язык вы собираетесь учить. Допустим, это будет 5 слов в день. Через год вы будете знать 1780 слов, а этого уже достаточно, чтобы нормально разговаривать с носителями языка. Самое главное тут – регулярность, не делайте паузы даже в самые загруженные дни. Тем более, выучить пять слов – дело десяти минут. Отличным подспорьем может стать сервис LinguoLeo.
  3. Скачайте аудиоуроки и начните заниматься по ним. Вы не только сможете запомнить устойчивые конструкции, но и поймете, как правильно произносится то или иное слово. Это важно, если иностранный язык нужен для общения.
  4. Обязательно купите книгу по грамматике, учите правила и делайте упражнения. Конечно, если вы не планируете серьезно осваивать язык это вам вряд ли понадобится, но грамматика позволит лучше понять структуру и стать по-настоящему образованным. К тому же, вам самим будет проще излагать свои мысли.

Кстати, чтобы быстро выучить английские слова не пытайтесь их зазубривать. Лучше представьте, как выглядит это слово (например, apple – яблоко) и вслух произносите английское название. Так вы запомните слово гораздо быстрее, и сможете использовать его, не роясь в своей памяти. А чтобы понять, как быстро выучить английские глаголы – найдите в интернете песни. Их не так уж мало, да и заучиваются они быстрее.

Конечно, советы выше были даны в общих чертах, чтобы вы могли понять основные принципы и способы быстрого запоминания. В я более конкретно освещу основные сферы применения быстрого запоминания, которые наверняка вам пригодятся. Не забудьте подписаться на обновления. Пока!

Мы учимся всю жизнь, начиная с детского возраста и заканчивая глубокой старостью. Игра на гитаре, новое программное обеспечение, воспитание ребенка — мозг человека постоянно впитывает новую информацию, правда, происходит это с разной скоростью. В детстве информация усваивается очень быстро, но чем старше мы становимся, тем труднее учиться.

Ниже вы увидите несколько способов, которые помогут хакнуть свой разум и заставить его работать быстрее и лучше.

Техническое обслуживание

Как и любой сложных механизм, мозг требует регулярного обслуживания, и если вы не пренебрегаете этим, он сможет справиться с любой задачей. Несколько полезных привычек помогают держать мозг в идеальном состоянии, так что процесс обучения будет проходить быстрее и проще.

Занимайтесь спортом

Я не доверяю ни одной мысли, которая пришла не во время движения.

Оказывается, физические упражнения нужны не только для отличной фигуры и здорового тела, но и для работы мозга. Если ваш мозг отказывается думать, попробуйте прогуляться или позаниматься в тренажерном зале. Исследования показывают, что память и ясность мышления улучшаются уже после 15 минут тренировки.

Медитируйте

Регулярные медитации не только снимают стресс, но и помогают улучшить вашу память. Кроме того, во время медитации развиваются навыки концентрации, что очень важно для процесса обучения.

Больше полиненасыщенных жирных кислот Омега-3

Эти незаменимые кислоты восстанавливают нарушенные нервные процессы, такие как внимание, скорость мышления и память. Кислоты Омега-3 в избытке содержатся в льняном масле и грецких орехах, арахисе и тыквенных семечках. Много их и в жирной рыбе — лососе, скумбрии, сардине и палтусе. Не зря говорят, что рыба помогает лучше думать.

Высыпайтесь

Для того чтобы мозг мог нормально функционировать, обязательно нужно высыпаться. Здоровый сон повышает скорость восприятия, помогает делать здравые суждения и обеспечивает быструю работу мозга.

Если перед сном повторить выученный материал, например, стихотворение или лекцию, за ночь информация прочно закрепится в памяти и утром вы будете отлично владеть предметом.

Пейте воду

Ученые из University of East London выяснили, что простая питьевая вода помогает лучше концентрироваться и решать сложные задачи. Результаты эксперимента, опубликованные в Daily Mail, показывают, что люди, испытывающие жажду, соображают медленнее на 14%. Так что всегда держите под рукой бутылку с водой.

Отвлекайтесь от учебы

Нельзя каждый день заниматься только одним делом — работой или учебой. Важно периодически отвлекаться на что-то другое, чтобы мозг за это время подвел итоги и переработал информацию.

Если вы решите завести хобби, выбирайте деятельность, связанную с концентрацией и координацией рук и глаз, например, жонглирование. Одно исследование показало, что жонглирование положительно влияет на работу мозга. Правда, положительные результаты проходили сразу после того, как люди бросали новое хобби.

Веселитесь

Смех — это лучший способ расслабиться и избежать эмоционального выгорания, особенно, когда вам приходится учиться в ускоренном темпе. Доказано, что смех помогает находить решение проблем и проявлять креативность.

Как облегчить сам процесс познания?

Разминка для мозга

Прежде чем погрузиться в работу, можно немного развлечься, попутно настроив мозг на работу. Например, можно мысленно подбирать рифмы для слов или решить несложную задачку. Такой «разогрев» помогает расслабиться и настроиться на восприятие более сложных вещей.

Учиться вместе

Если ваше обучение напоминает штурм крепости, можно найти кого-нибудь для поддержки. Будь то группа, клуб или приятель — в команде проще сосредоточиться на материале и сделать сам процесс обучения более организованным.

Robert E. Kennedy Library at Cal Poly /flickr.com

Обустройте место

Окружающая обстановка очень важна для обучения. В идеале помещение должно быть чистым, тихим и свежим, но не помешает и разнообразие. Например, в хорошую погоду можете попробовать поработать в парке или в уютном кафе. Единственное, что не стоит смешивать — обучение и кровать. Даже если она очень удобная, кровать подсознательно ассоциируется со сном и отдыхом, так что вам будет труднее сосредоточиться .

Метапознание

Большинство советов, как улучшить процесс обучения, завязаны на метапознании. Это понятие можно определить, как искусство осознания собственного сознания. Вы оцениваете собственное мышление, свою способность выполнить задачу и цели, которые для этого подойдут.

Нужно отстраниться от первого впечатления о материале и оценить, насколько быстро вы усваиваете знания, есть ли какие-то проблемы и способы учиться более продуктивно.

Делайте одну вещь за один раз

Многозадачность — это настоящий талант, но, к сожалению, она снижает эффективность работы. Если одновременно выполнять несколько дел, невозможно хорошо сконцентрироваться на них, так что время, нужное для решения задачи, увеличивается.


Не бойтесь неудач

Группа исследователей из Сингапура обнаружила, что люди, решающие сложные математические задачи без инструкций и помощи, чаще всего не справлялись. Однако в процессе они находили интересные идеи, которые помогали им в дальнейшем.

Это можно назвать «продуктивной неудачей», когда опыт, полученный в процессе решения, не раз поможет в будущем. Так что не бойтесь неудач — они вам пригодятся.

Проверьте себя

Не ждите последнего экзамена - почаще проверяйте себя сами или попросите друга, чтобы устроил вам небольшой тест. «Продуктивные неудачи» работают только с поиском решений, а если вы провалите экзамен, для которого требовалось механически запоминать материал, вашему обучению это не поможет, только помешает.

Сокращайте материал

Полезно дополнять свои конспекты визуальными элементами — графиками, диаграммами или картами.

Думайте, где это можно применить

Очень часто при изложении фактов и формул упускается сфера их применения. Сухие знания быстро забываются, и если вы хотите надолго запомнить что-либо, постарайтесь самостоятельно найти применение в реальной жизни. Знание о том, как, где и зачем применить факты в реальной жизни, надежно закрепят информацию в вашей памяти.

Применяйте разные методы

Чем разнообразнее источники получения знаний, тем больше вероятности, что они останутся в вашей памяти.

Согласованная работа разных областей мозга улучшает восприятие и сохранение информации.

Например, это может быть чтение статей, прослушивание аудио материалов, просмотр видео, написание или перепечатывание вручную, проговаривание вслух. Главное, не делайте все одновременно.

Связывайте с уже имеющимися знаниями

Если вы можете мысленно связать ваши знания с тем, что вы выучили раньше, это поможет более быстро и эффективно учиться. Не оставляйте знания обособленно — встраивайте их в большую картину мира, которая есть в вашем мозгу.

У вас всё получится

Будьте уверены в себе и знайте, что у вас все получится. Не только потому, что это правда, но и потому, что вера в силу своего интеллекта действительно увеличивает его .

24 сентября

Принципы обучения и тренировки, которые помогут вам быстрее освоить нужные навыки, определить свой уровень мастерства и меньше нервничать по пустякам.

Наука о том, как учиться новым вещам, могла бы стать одной из главных прикладных дисциплин современности. Каждый из нас на протяжении жизни осваивает множество навыков и умений. Какими бы разными эти навыки ни были - от приготовления торта и поиска в Google до исполнения сонат Бетховена и написания научных статей - в их основе лежит набор общих принципов. Понимание этих принципов сделало бы обучение более понятным и безболезненным процессом.

Психология приближается к формулировке этих принципов с самого своего основания. Кривая Эббингауза , которая показывает, с какой скоростью забывается новый материал, была открыта ещё в 1885 году в качестве одной из первых таких закономерностей. Сегодня же мы знаем о механизмах обучения намного больше, хотя и всё равно недостаточно.

Модели приобретения навыка не только помогут понять, как устроен процесс обучения, но и более эффективно планировать собственные занятия, избежать лишних трудностей и получать лучший результат за меньшее количество времени.

Правда, они не дадут вам самого главного - регулярной и осознанной практики. Эту часть работы придётся проделать вам самим.

1. ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ: КАК НАУЧИТЬСЯ ЧЕМУ УГОДНО ВСЕГО ЗА 20 ЧАСОВ

В своей книге «Первые 20 часов» Джош Кауфман, автор бестселлера «Сам себе MBA», предлагает модель обучения, с помощью которой можно освоить любой навык всего лишь за 20 часов сосредоточенной практики. Если вам приходится выкраивать часы и минуты в своём рабочем графике, а вы хотите не только оставлять время на отдых, но и учиться чему-то новому, эта модель может оказаться для вас полезной.

Чтобы обучение каждый раз не казалось вам хаосом невнятных впечатлений, в приобретении любого навыка можно выделить 4 основных этапа:

  • Разбить этот навык на мелкие элементы;
  • Последовательно изучить каждый из этих элементов;
  • Устранить все препятствия и отвлечения, мешающие занятиям;
  • Регулярно заниматься тренировкой основных элементов навыка.

Если вы хотите научиться играть на гитаре или заниматься йогой, вряд ли стоит сразу пытаться изображать джазовые импровизации или садиться в позу лотоса. Начните с базового расположения рук, отыгрывания простых гамм и аккордов. Выберите конкретное произведение, которые вы хотите научиться играть за ближайшие 20 дней и занимайтесь каждый день по 1 часу. Но для начала будет полезно познакомиться с литературой: теоретические знания важны, поскольку позволяют приобретать и исправлять наши представления о практике.

Эти занятия не сделают из вас музыканта, но удовольствие от игры вы сможете получить очень скоро - а может быть, даже доставите его другим.

Как не нужно водить велосипед: картинка из руководства 1969 года.
Источник: pinterest.com

Существует убеждение, что хорошее владение любым навыком требует долгих лет сосредоточенной практики. Чему вообще можно научиться за каких-то 20 часов, если профессионалы набирают нужный опыт всю свою жизнь? Действительно, чтобы стать экспертом в какой-то области, вам понадобится гораздо больше времени. Многие исследования, проведённые в самых разных профессиональных сферах - от шахматистов и музыкантов до врачей и научных работников - показывают, что настоящими специалистами становятся только спустя около 10 тысяч часов сосредоточенной практики, а это около 6 лет занятий по 5 часов в день.

Да и это слишком благоприятный прогноз. То, что психолог Андерс Эрикссон назвал «осознанной практикой» (deliberate practice) требует огромной концентрации усилий. Музыканты, к примеру, могут заниматься действительно осознанной практикой всего около получаса в сутки. Этот формат занятий предполагает, что вы полностью сосредоточены на том, что делаете и получаете обратную связь от своих действий - то есть можете видеть, что у вас получается хорошо, а что не очень. Это вовсе не лёгкое дело.

В книге Кауфмана есть два основных списка. Вот первый из них, в котором описываются главные принципы быстрого приобретения навыка:

  • Выберите привлекательный проект.
  • Сосредоточьтесь на каком-то одном навыке.
  • Определите целевой уровень мастерства.
  • Разбейте навык на элементы.
  • Приготовьте всё необходимое для занятий.
  • Устраните препятствия для занятий.
  • Выделите специальное время для занятий.
  • Создайте быстрые петли обратной связи.
  • Занимайтесь по расписанию, короткими интенсивными интервалами.
  • Уделяйте внимание количеству и скорости.

Каждый из этих принципов может иметь решающее значение. Не выбрав нужный уровень мастерства или интересный для вас проект, вы рискуете бесцельно потратить своё время, не научившись ничему конкретному. Без регулярных занятий вы будете вынуждены то и дело возвращаться к основам. Без обратной связи вы не сможете корректировать и улучшать свои действия. И так далее, и так далее.


Выступление Джоша Кауфмана на TED.

Второй список - это список принципов эффективного обучения, который тоже состоит из 10 пунктов. Обучение отличается от практики, но оно не менее важно. Прежде чем приступить к самой практике, полезно будет поберечь свои усилия и произвести предварительную разведку. Так вы сможете узнать, как люди справлялись с теми же проблемами до вас, сэкономите своё время и дадите себе меньше поводов опускать руки от отчаяния, когда что-то будет не получаться. Вот этот список:

  • Изучите навык, о котором идет речь, и связанные с ним области.
  • Признайте, что вы ничего не понимаете.
  • Определите ментальные модели и мысленные зацепки.
  • Представьте результат, противоположный желаемому.
  • Поговорите с людьми, которые этим занимаются, чтобы знать, что вас ожидает.
  • Устраните из своего окружения всё, что вас отвлекает.
  • Для запоминания используйте интервальные повторения и закрепление.
  • Создайте поддерживающие структуры (т.е. шаблоны, по которым строится каждое занятие) и контрольные списки.
  • Сформулируйте и уточните прогнозы.
  • Уважайте свой организм.

Ментальные модели - это способы оперировать теми проблемами, с которыми вы сталкиваетесь в какой-либо специфической области. Учёный будет мыслить терминами и концепциями, программист - переменными и алгоритмами, музыкант - нотными интервалами и партитурами. Освоение любого навыка часто требует освоения целого отдельного языка. Даже если в этом деле вы не продвинетесь дальше уровня трёхлетнего ребёнка, это уже будет большой прогресс.

Если вы уже занимаетесь отрабатыванием какого-то навыка, эти принципы, скорее всего, будут для вас интуитивно понятными. Но понимание приходит только тогда, когда сталкиваешься с ошибками. Этот список нужен именно для того, чтобы уберечься от чрезмерного количества таких ошибок, которые в конечном счёте могут отбить всякое желание учиться.

Кауфман описывает, как два десятка этих принципов делают даже самое, на первый взгляд, сложное занятие вполне осуществимым. И в этом нет никакой тайны:

Просто каждый день я выделял около часа на занятия избранным делом, но эти занятия были разумными. Навыки, поначалу казавшиеся абсолютной загадкой, через несколько дней или даже часов становились понятными. Каждый навык требовал небольшой теоретической подготовки, а также около 20 часов сфокусированной, намеренной практики.
-
Джош Кауфман
из книги «Первые 20 часов»

2. ОТ НОВИЧКА ДО ЭКСПЕРТА: ШЕСТЬ СТУПЕНЕЙ МАСТЕРСТВА

Одна из самых известных моделей приобретения навыка была разработана в начале 1980-х годов братьями Стюартом и Хьюбертом Дрейфус из университета Калифорнии в Беркли. Эта модель, впервые описанная в статье «Пятиступенчатая модель умственной деятельности, задействованной в целенаправленном приобретении навыков», и сегодня часто встречается в научной и научно-популярной литературе.

Главное, что она может дать - это понимание ступени, на которой вы в данный момент находитесь.

Медсестры раньше были только инструментом для воплощения решений врача. Модель Дрейфуса показала, что в этой профессии необходим больший уровень автономии.

Согласно дополненной модели Дрейфуса, освоение любого навыка делится на шесть этапов:

  • Новичок
  • Продолжающий
  • Компетентный
  • Специалист
  • Эксперт
  • Мастер

Новичок всегда следует правилам - для него они обладают статусом непреложного закона. Когда начинаешь осваивать новый навык, правила очень важны: только с их помощью можно хоть как-то сориентироваться в материале и получить необходимый опыт. Кроме того, во многих случаях правил вполне достаточно. Необязательно быть кулинаром, чтобы приготовить сносный торт и порадовать родных - достаточно прочитать рецепт и чётко следовать инструкции.

Для продолжающего правила уже ситуативны: в одной ситуации годится одно, в другой лучше использовать другое. Продолжающий умеет делать не один торт, а несколько, и он не станет готовить ванильный торт так же, как шоколадный. Это уже хороший шаг в сторону компетентности.

Компетентный видит не столько правила, сколько лежащие в их основе принципы и модели. Он начинает больше полагаться на собственные представления и опыт, а не на набор инструкций. На этом уровне вы действуете более свободно и можете гибко подстраиваться под ситуацию. Здесь уже начинается зона личной ответственности за результат - зона, которой многие так и не достигают.

Специалист идёт по этому пути дальше и немного в другую сторону. Его действия уже в меньшей степени основываются на принципах, и в большей - на чувстве интуиции. Специалист догадывается, как нужно поступить в нужный момент, и его выбор часто оказывается верным. На месте множества разрозненных частей начинает проступать единое целое, «расчёт и рациональный анализ будто тают на глазах».

За любым красочным представлением стоят годы напряжённой практики (Эдгар Дега - Две балерины, 1879 г.)

Эксперт в своём поле действует ещё более интуитивно: он просто делает - и оно работает. Если его спросят, почему он принял то или иное решение, ему может быть трудно сформулировать ответ - настолько очевидным он кажется. Причём это будет не самонадеянность, которая чаще встречается на уровне новичка, а именно глубокое владение навыком, освоенным почти на уровне рефлекса. Для этого необходимо много дней и месяцев практики: опыт эксперта «настолько велик, что каждая конкретная ситуация незамедлительно диктует ему на интуитивном уровне требуемые действия».

Мастер - это эксперт, который работает на высшем уровне своих возможностей. Он не только интуитивно знает, что и как нужно делать, но и делает это в собственном стиле. Каждого мастера отличает глубокая индивидуальность. До этого этапа уже мало кто доходит. Каждый мастер обычно является знаменитостью и заметным авторитетом в своём деле. Если вы увидите мастера, то, скорее всего, сразу это поймёте: это человек, полностью погружённый в свою работу.

Надо сказать, что границы между этими уровнями подвижные - между ними нет чёткой градации. Кроме того, продвижение вверх по этой лестнице не всегда означает что-то хорошее. К примеру, эксперт далеко не всегда будет хорошим учителем, а человек, находящийся на предыдущей ступени, может чувствовать себя в этой роли более комфортно.

Модель Дрейфуса была создана на материале исследования авиапилотов и шахматистов и имеет в своей основе некоторые философские предпосылки, связанные с феноменологией (один из братьев Дрейфус позднее даже стал автором известной монографии о творчестве Хайдеггера). Отсюда следуют её наиболее существенные ограничения: слишком большое внимание уделяется интуиции, и слишком малое - осознанному совершенствованию.

Но интуиция далеко не всегда заслуживает того, чтобы на неё полагаться.

Как показали более поздние работы психологов-бихевиористов - в первую очередь, нобелевского лауреата Даниела Канемана, автора знаменитой книги «Думай медленно… решай быстро» - интуиция применима там, где есть устойчивые правила и закономерности. Она важна для врачей, шахматистов или водителей такси, но не для биржевых аналитиков. Когда контекст становится непредсказуемым или слишком сложным, лучше отказаться от интуиции и использовать чёткие алгоритмы. Увы, человеческие способности не безграничны. Каким бы опытом вы ни обладали, ошибки всё равно совершать придётся.

Две модели приобретения навыка, которые мы описали в этом материале, хорошо дополняют друг друга. Джош Кауфман предложил доступные и чёткие принципы, которые облегчают обучение и делают регулярные тренировки более эффективными. Если держать под рукой эту модель, быстрое приобретение нового навыка перестанет казаться таким уж сложным и пугающим занятием.

Модель Дрейфуса позволяет посмотреть на это с другой стороны. Она поможет определить, на каком уровне мастерства вы сейчас находитесь и что вам потребуется для дальнейших шагов. Конкретных советов она не даёт, зато подсказывает возможные перспективы и сбивает излишнюю самоуверенность. Прежде чем называть себя компетентным специалистом в какой-либо сфере, полезно было бы задуматься, что это означает.

Наш сегодняшний мир - весьма интересное место. Невозможно себе представить, сколько всего есть на белом свете. С каждым годом открываются новые горизонты деятельности для человечества. Сегодня, дорогой читатель, мы обратимся к очень важной теме. Как взрастить в себе интерес к чему-либо? Где брать новые знания? Как чему-то научиться? Об этом и поговорим.

Как научиться что-то делать?

Не секрет, что любое дело требует большого терпения и времени для его освоения. Каждый человек, руководствуясь своими природными инстинктами, ощущает потребность в приобретении опыта в том или ином ремесле. Это входит в базовую иерархию наших потребностей. Как достичь успеха в чем-либо? Что значит учиться эффективно? Предлагаем несколько советов.

  • Прежде всего, необходимо точно представлять себе, к какому делу вы предрасположены больше. Для начала ответьте себе на следующие вопросы. Что мне больше нравится: умственный или физический труд? Какие предметы мне проще давались в школе? К чему лежит моя душа, и что возбуждает во мне неподдельный интерес? Ответы на эти вопросы наверняка приведут вас к осознанию того, чем вы хотите себя занять. Это очень важный момент, чтобы почувствовать себя целостной личностью.
  • Выбрав свое хобби, ремесло или дело жизни (как у кого получится) вы должны начать посвящать ему большое количество времени. Известно, что только хорошо понимаемая теория в сочетании с практикой могут дать действительно достойный результат. Откуда взять теоретические основы вашей деятельности? Ваш главный друг и помощник - книга, интернет или учитель. Только на базе хорошего пособия можно приступать к практическому применению своих знаний. Помните также и о том, что количество порождает качество. Это значит, что вам придется изрядно поработать, чтобы то дело, которым вы занимаетесь, получалось хорошо.
  • Как чему-то научиться, если книг об этом не написано? Есть только один способ - перенять опыт у других людей. Здесь перед вами встанет непростая задача - найти своего учителя, преподавателя или педагога, который сможет передать вам свой бесценный опыт. Главное - найти этих людей. Впрочем, даже если вы не нуждаетесь в посторонней помощи, советуем хотя бы поговорить с опытным человеком о том, чем вы хотите себя занять. Также неплохо учиться на чужих ошибках - это большое искусство, которое требует внимания и концентрации.
  • Любой ученик знает, что навыки и знания не даются легко. Чтобы что-то получилось, необходимо хорошенько постараться. Именно поэтому вам придется проявить силу воли и выдержку. Вам будет намного легче, если то дело, которым вы занимаетесь и которому вы учитесь, нравится вам от души. Если же это не так или даже, напротив, вызывает отвращение, значит, настало время серьезно задуматься о смене своих приоритетов в жизни. Очень важно не бросать начатое дело на полпути. Причем это касается как всего процесса обучения, так и отдельных стоящих перед вами задач. Помните: доводите любое дело до конца, иначе нет смысла заниматься чем-то вообще.
  • Правильное распределение своего времени - это путь к успеху в любом обучении. Существуют целые системы работы с личным временем, которые помогают людям жить эффективно. Многое в этой сфере зависит от умения планировать свою деятельность. При составлении плана необходимо учесть такие нюансы, как последовательное сочетание теории и практики, выполнение самостоятельных работ, встречи с преподавателями, отдых и отвлечение от деятельности, применение полученных навыков в жизни и их закрепление. Кроме того, не забудьте все это связать с планами своей личной жизни, ведь полноценная личность - это личность успешная во всем.

Самое сложное в этом всем, пожалуй, - выбрать то, что вам действительно по душе. При появлении даже самых маленьких сомнений в целесообразности того, чем вы занимаетесь, хорошенько подумайте. Никуда не торопитесь. Сядьте и взвесьте все аргументы "за" и "против". В конце концов, жизнь человека и его заработок, как правило, направлены на достижение удовольствия от по-настоящему любимого дела, будь то воспитание детей или реконструкция старых автомобилей. Все дороги открыты перед вами, осталось только сделать осознанный выбор.

Лео Бабаута, один из самых известных блогеров, создатель портала Zen Habits и автор книги «Как перестать откладывать жизнь на потом », о том, что мешает нам учиться и как преодолеть эти препятствия.

Поскольку мне нравится учиться новому, я пытаюсь сделать процесс обучения максимально эффективным. Однако я постоянно сталкиваюсь с четырьмя большими проблемами.

1. Подавленность

Чем больше вы узнаете, тем большему вам предстоит научиться. Новичок не понимает, как много ему предстоит узнать, но когда вы начинаете изучать какой-то предмет, перед вами открываются новые неизведанные территории. Когда вы покорите эти области, вас будут ждать другие, еще больше прежних. Все это может вызвать ощущение подавленности, и многие в итоге бросают учебу.

2. Неудачи

Если вы учитесь играть в шахматы, то поначалу будете много проигрывать. Потом вы станете играть лучше, и все равно продолжите много проигрывать. На самом деле, каких бы успехов вы ни добились, скорее всего, вы все равно будете очень много проигрывать. Это относится не только к играм, но и к изучению языков и других предметов или развитию физических навыков - вы часто будете терпеть неудачи.

Процесс обучения можно организовать так, что вы редко будете в проигрыше, но тогда вы мало чему научитесь.

3. Отсутствие развития

В своих мечтах вы учитесь всему с головокружительной скоростью, загружая новые знания и умения непосредственно в мозг, как в «Матрице». В реальности, к сожалению, это так не работает. Вы читаете кучу книг, упражняетесь до изнеможения, а прогресс зачастую едва заметен. Кажется, что другие учатся всему вдвое быстрее. Иногда создается впечатление, что вы вообще ничему не научились. От этого хочется опустить руки.

4. Неуверенность в себе

Как правило, людям не нравится ощущать неуверенность. Мы избегаем этого чувства, боимся его, раздражаемся и теряем веру в свои силы. Но когда вы пытаетесь научиться чему-то новому, вам не уйти от этой проблемы. Вы все время что-то забываете, ничего не понимаете, а когда вам кажется, что наконец что-то усвоили и применяете это на практике, то выясняется, что так ничего не поняли. Возникает чувство неуверенности в себе, и многие из-за этого опускают руки.

Итак, все мы хотим научиться чему-то новому - выучить язык, освоить программирование, развить физические навыки, изучить историю или математику, научиться хорошо писать или играть в какие-то игры и так далее. Но на нашем пути встают эти четыре проблемы.

Вот четыре совета, как преодолеть эти трудности, чтобы научиться всему, что хочется узнать.

1. Фокусируйтесь на ближайшей цели

Действительно, вам предстоит многому научиться, и от этого может возникнуть ощущение подавленности. Но это относится не только к новому знанию, но и ко всей жизни - есть столько всего, что можно увидеть и сделать, что никому не под силу успеть все. Двигаться к цели можно только шаг за шагом.

Поэтому надо фокусировать свое внимание не на всех тех неизведанных территориях, которые предстоит покорить, а на том, что находится перед глазами.

Какой небольшой участок вы готовы изучить прямо сейчас?

Какой ближайшей цели можете достичь? Какую малую область исследовать?

Забудьте на время обо всех огромных неизученных территориях, пусть весь мир подождет, сосредоточьтесь на том, что находится прямо перед вами. Изучите только этот объект. Шаг за шагом, день за днем, в итоге вы сможете узнать очень много.

2. Извлекайте уроки из неудач

Вы смотрели видео, где показано, как ходит Deepmind AI? Самое удивительное, что всему этому он научился методом проб и ошибок. Каждая ошибка служила ему уроком.

Люди учатся точно так же. Вы не поймете, научились ли чему-нибудь, пока не попробуете это на практике. Вы никогда по-настоящему ничему не научитесь, пока не потерпите несколько неудач.

Мы все учились ходить таким же образом, спотыкаясь и падая, пока не приобрели необходимый навык. Точно так же мы научились говорить, держать в руке ложку и т.д.

Да, у нас было преимущество: мы видели, как это правильно делается. Но нам все равно пришлось сделать много попыток и испытать немало неудач, пока мы не научились делать все правильно.

К сожалению, в какой-то момент люди начинают бояться неудач, и этот страх мешает. На самом деле, процесс обучения построен на ошибках. Каждое поражение в шахматах, каждое падение при попытке сделать обратное сальто - все это ценные уроки.

Поэтому вместо того, чтобы переживать из-за поражений, извлекайте из них пользу. Неудача - это урок, возможность стать лучше, мудрый старый учитель, говорящий нам, куда именно нужно прикладывать больше усилий.

Когда вы потерпите неудачу, улыбнитесь и поблагодарите за урок.

3. Получайте удовольствие от процесса обучения

Обидно, когда мы не добиваемся большого прогресса в учебе, когда процесс идет слишком медленно. Мы хотим как можно скорее добраться до уровня «эксперт» или хотя бы «продвинутый начинающий», и если на это уходит в пять раз больше времени, чем ожидалось, хочется опустить руки.

Бороться с этим можно так: забудьте о прогрессе и получайте удовольствие от процесса.

Представьте, что вы пошли в поход, чтобы попасть в очень красивое место, но путешествие затягивается, и вам хочется на все плюнуть и вернуться. Чтобы избавиться от этого ощущения, надо кайфовать от путешествия как такового.

Наслаждайтесь пейзажем, получайте удовольствие от преодоления нагрузок, радуйтесь каждому шагу.

Также и в процессе обучения - надо концентрироваться не на конечной цели, а наслаждаться моментом. Надо быть благодарным за то, чего вы смогли добиться и за то, что у вас вообще есть возможность чему-то научиться.

Как только вы начинаете переживать из-за того, что не добиваетесь большого прогресса, нужно переключать свое внимание на ближайшие цели.

4. Научитесь получать удовольствие от неуверенности в своих силах

На мой взгляд, самая большая проблема, возникающая, когда вы учитесь чему-то новому или оказываетесь в незнакомом месте, - чувство неуверенности в себе.

Приложив усилия, можно изменить свое отношение к этой проблеме. Научитесь испытывать удовольствие от того, что оказались на неизвестной территории, где нет твердой почвы под ногами и не все находится под вашим контролем. Звучит странно, но это возможно.

Рассмотрим несколько примеров:

  • Вы учитесь играть в го, и сыграли несколько первых партий. Вы все время проигрываете, понятия не имеете о том, как ходить, и переживаете, что каждый поставленный вами камень - большая ошибка. Это зона неуверенности. Можете ли вы получить удовольствие от процесса, когда не знаете, к чему вас приведет следующий ход? Разве вам не интересно, что случится, когда вы выложите свой камень? Воспринимайте это как замечательную возможность поэкспериментировать, попробовать что-то новое, просто порадоваться игре.
  • Если вы учите новый язык, вы можете испытывать страх перед тем, чтобы начать говорить, потому что не знаете, как правильно построить фразу (зона неуверенности). Но если вы не заговорите, то так никогда и не научитесь. Поэтому вместо того, чтобы бояться этого ощущения неуверенности, бросайтесь в омут с головой. Лучше быть идиотом, который хочет чему-то научиться, чем трусом, который никогда не научится ничему новому. Это как прыгать и размахивать руками на дискотеке - получайте удовольствие и не думайте о том, что выглядите глупо. Так же и с изучением нового языка - пробуйте говорить, ошибайтесь и наслаждайтесь ситуацией.
  • Когда вы учитесь музыке, то поначалу играете мелодии только по нотам, потому что следовать написанным инструкциям просто. Однако чтобы стать музыкантом, вам придется в какой-то момент отложить ноты и импровизировать. Когда вы перестаете слепо следовать чужим инструкциям и начинаете играть что-то свое, сочиняя музыку по ходу импровизации, - вот тогда вы действительно чему-то учитесь. Конечно, вы будете чувствовать себя неуверенно, и музыка, скорее всего, будет паршивой. Ну и что? Получайте удовольствие и придумывайте что-то свое. Получайте наслаждение от творческого процесса и чувства неуверенности.

Итак, неуверенность в себе может стать источником удовольствия, если относиться к этому как к игре. Воспринимайте ее как часть творчества, обучения, эксперимента, чего-то нового и любопытного. В этом заключается смелость.

Будьте смелыми и отправляйтесь в зону неуверенности. Там вас ждет ощущение свободы, вы сможете оторваться от земли и лететь, куда захотите.

Подготовила Тая Арянова