Мое восприятие литературы первой половины 19 века. Введение, русская литература первой половины xix века, журналистика - история русской культуры

ВВЕДЕНИЕ

XIX век - один из наиболее блестящих периодов в истории русской литературы. В это время были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедливости.

Все эти качества, сделавшие русскую литературу, по выражению Горького, "нашей гордостью", складывались и формировались в первой половине XIX века. Именно в этот период закладывались основы будущего литературного расцвета. В то же время литература начала прошлого века - это литература дворянская: и писатели, и читатели принадлежали к I сословию. Более того, по выражению одного современника, наша литература была "одета в гвардейские мундиры и дипломатические фраки". Действительно, значительная часть "пишущей братии" служила либо в армии, либо на государственной службе, занимая нередко высокие посты. Поэты Державин и Дмитриев были министрами, Грибоедов - дипломатом, адмирал Шишков в разное время совмещал с литературной деятельностью должности государственного секретаря, члена Государственного Совета, министра просвещения; А. Марлинский - популярный романист - был гвардейским офицером, Ф.Н. Глинка - писатель и поэт - подполковником, Д. Давыдов - герой 1812 года, поэт и баснописец - закончил Отечественную войну полковником. Были и "безмундирные" - Пушкин, Карамзин.

Но так или иначе большинство виднейших литераторов-дворян начала XIX века принадлежали к высшим и наиболее просвещенным слоям этого сословия. Идеи этого дворянского "авангарда" и составили основу того великого духовного потенциала, благодаря которому русская литература приобрела впоследствии мировое значение.

> РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

> Журналистика

Характерной особенностью литературной жизни первой половины XIX века стала журналистика - по меткому выражению Г.Р. Державина, все в литературе "зажурналилось".

И действительно, новые произведения русских писателей могли увидеть свет, прежде всего на страницах журналов; они же являлись средоточием художественной критики и полемики; в журналах читатель мог получить информацию и о культурной жизни страны, а иногда и Европы.

Журналы играли видную роль в общественной жизни, представляя то или иное идейное направление. Так, "Северный вестник" (1804-1805) И.И. Мартынова, "Журнал российской словесности" (1805) Н.П. Брусилова, "Северный Меркурий" (1805) и "Цветник" (1809-1810) А. Е. Измайлова и А. П. Бенитского являлись пропагандистами просветительских идей, "Русский вестник" С.Н. Глинки отстаивал принципы самобытности и выступал против галломании и т. п.

Содержание литературных публикаций также имело свои особенности. Например, большой популярностью пользовалась эпистолярная форма изложения (то есть форма письма). В то время, когда письма были единственным средством связи между корреспондентами, живущими далеко друг от друга, их писали тщательно и пространно. Письма отражали не только бытовые подробности, но и умонастроения, чувства авторов. Огромные архивы эпистолярной литературы (писем Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, П.А. Вяземского и др.) представляют бесценный материал для историка литературы. В журналах постоянно печатались всякого рода "письма": "письма путешественников", "письма" политические, исторические, этнографические. "Письма из Каира" сменялись на журнальных страницах "Письмом в Тверь", за "Письмом к издателю" следовал ответ, а затем "Ответ на ответ" и т. д.

Большое место среди литературных публикаций уделялось поэзии, которая была очень любима читателями. В первой половине XIX века торжественные оды уступают место лирическим стихотворениям, мадригалам, а также эпиграммам и памфлетам.

Одним из наиболее популярных периодических изданий начала XIX века был журнал "Вестник Европы", редактируемый Н.М. Карамзиным. Журнал был задуман, как общественно-политический и литературный орган, призванный познакомить русских читателей с общественной и культурной жизнью Европы. В редакционной статье первого номера журнала сообщалось, что на страницах его будут публиковаться выдержки из 12 иностранных изданий. Этому способствовали личные интересы редактора. В молодости, путешествуя по Европе, Карамзин познакомился со многими известными европейскими учеными и писателями (Кантом, Виландом и др.), изучил французскую и немецкую литературу.

Теперь он хотел ознакомить русских читателей с общественной и литературной жизнью Европы. Наряду с этим в журнале довольно широко освещались новинки русской литературы. В самостоятельный раздел были выделены политические новости. При этом журнал давал не сухую газетную информацию, а самостоятельное толкование фактов современной общественно-политической жизни. Здесь печатались не только статьи о международном положении, но и речи иностранных государственных деятелей, документы, письма и т. п. Карамзин прилагал много усилий для того, чтобы поднять значение этого отдела. И действительно, он отличался не только разнообразием и обилием материалов, но и живостью изложения. "Какое разнообразие, какая свежесть, какой такт в выборе статей, - впоследствии восторженно писал Белинский, - какое умное живое передавание политических новостей, столь интересных в то время! Какая по тому времени умная и ловкая критика!". Шелгунов Н.В.Воспоминания // Шелгунов Н.В. Шелгунова ЛП Михайлов М. Л.Воспоминания. М., 1967. Т. 1. С. 113.

К участию в журнале Карамзин привлек наиболее выдающихся литераторов тех лет: Державина, Хераскова, Нелединского-Мелецкого, Дмитриева, Жуковского, В. Л. Пушкина.

Читающая публика высоко оценила журнал - первоначальный его тираж был вскоре увеличен с 600 экземпляров до 1200. Белинский ставил в заслугу Карамзину то, что он "размножил" читателей во всех классах общества и "создал русскую публику".

Общественно-политическая позиция журнала определялась взглядами самого Карамзина. Мировоззрение будущего выдающегося писателя и ученого формировалось в эпоху подъема антифеодальной борьбы. Ребенком он пережил восстание Пугачева, в годы учения узнал об американской революции и создании республики - Соединенных Штатов Америки.

Молодым человеком, путешествуя по Европе, он стал свидетелем Великой французской революции. Однако события последней, особенно "крайности" революционного действия вызвали осуждение молодого Карамзина. Идеи революции он не принял, хотя не избежал и влияния французских философов и писателей конца XVIII века. Именно эти прогрессивные стороны его мировоззрения впоследствии будут привлекать к нему молодых современников - Пушкина и его друзей. Вместе с тем Карамзин был убежденным противником революционного преобразования общества, идей социального равенства (признавая в то же время равенство моральное), сторонником монархического правления в России. Однако монархизм его был монархизмом "дней александровых прекрасного начала", монархизм эпохи либеральных реформ. Идеи французских просветителей и монархические убеждения образовали своеобразный сплав. Так, Карамзин объявляет, "что самодержавие совместимо со свободой и начинает довольно решительно говорить и писать на эту тему". Сажин В.Книга горькой правды. Л., 1989. С. 8-9.

В 1804 году Карамзин, в связи с назначением придворным историографом, отходит от журнальной деятельности, посвящая себя целиком научным занятиям. После ухода Карамзина "Вестник Европы" постепенно меняет свое лицо: политические обзоры становятся меньше и суше, превращаясь в перечень политических событий; менее содержательной делается и литературная часть. Только во время непродолжительного руководства Жуковского журнал обновляется свежими силами. В нем в это время сотрудничают К.Н. Батюшков, Н.И. Гнедич, П.А. Вяземский. С 1811 года и до закрытия журнала редактором его стал М. Ткаченовский, при котором совершенно изменяется направление журнала. "Вестник Европы", в связи с обострением франко-русских отношений, занимает антифранцузскую позицию. В журнале все больше места отводится статьям по истории России, в которых идеализируются патриархальные черты русского быта. В соответствии с принятым направлением журнал участвует и в дискуссии о новом литературном языке, решительно выступая в защиту А. С. Шишкова и его сторонников. В 20-х годах, по меткому выражению А. Бестужева, "Вестник Европы" "толковал о старине и заржавленным циркулем примерял новое". Растеряв читателей, журнал прекратил существование в 1830 году.

«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!»

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.

19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов.

Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта.
А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор».
Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского обществахарактерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.
Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Русская литература первой половины XIX века Гавриил Романович Державин, в творениях котopoгo «ярко отпечатлелся русский XVIII век», открыл перед российской поэзией новые возможности. Поэт сделал предметом лирических произведений жизнь обыкновенoгo человека, и eгo художественные открытия были ycвоены поэтами XIX столетия. Стихотворение «Евгению. Жизнь званская» стало первой попыткой создания pомaна в стихах, на которую впоследствии живо откликнулся А. С. Пушкин «Евгением Онегиным». Близка была поэтаМ золотого века русской литературы и обличительная направленность «грозной лиры» Державина. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкин, утверждая свое место в отечественной литературе, отчетливо обозначил великую роль Державина в истории русской поэзии. «Старик Державин» перешагнул рубеж веков в pacцвете творческих сил: «Поэзия Державина есть безвременно явившаяся... поэзия пушкинская, а поэзия пушкинская есть вовремя явившаяся... поэзия державинская» (В. Белинский). Oгpoмнoe влияние на русскую литературу оказал Николай Михайлович Карамзин, который, став главой pyccкoгo сентиментализма, смело отступил от канонов и правил классицизма. Сделав русскую словесность выpaзителем духовной жизни человека, он, по выражению В. Г. Белинского, создал читающую публику. Велика роль Карамзина в создании pyccкoгo литературного языка. Не случайно Пушкин отмечал. что «Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив eгo к живым источникам народного слова». От повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфапосадница» Карамзин сделал шаг к многотомной «Истории государства Российского», которая создавалась в первой четверти XIX века. В ней он открыл русскому обществу родную историю и во многом способствовал развитию в отечественной литературе исторического мышления. «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Kaрамзина» «С благоговением и благодарностью» посвятил Пушкин свою трагедию «Борис Годунов». Он перешагнул грань веков и создал бессмертное литературное произведение «Путешествия из Петербурга в Москву». В 1801 году Александр Николаевич Радищев написал стихотворение «Осьмнадцатое столетие», в котором дал историческую оценку минувшего века как «мощного, великого», «безумного и мудрого». Открытия Радищева суждено было продолжить писателям последующего столетия. Силу радищевских традиций в литературе XIX века замечательно подчеркнул А. И. Герцен: (.И что бы он ни писал, так и слышишь знакомую струну, которую мы привыкли слышать и в первых стихотворениях Пушкина, и в «Дyмах» Рылеева, и в собственном нашем сердце» . Весомый вклад в развитие российской словесности внес Иван Андреевич Крылов, писатель, журналист, баснописец. Еще в 1789 году он начал издавать ежемесячный сатирический журнал «Почта духов». По смелости сатирического обличения это было одно из ярких явлений русской журналистики той поры. Затем Крылов создал сатирический журнал«Зритель». Eгo произведения «Похвальная речь в память моему дедушке...» и др.), опубликованные в этом журнале, обличали пороки cовpeмeннoгo ему общества. Только в 1806 году. Koгда в «Московском зрителе» были опубликованы первые басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста», начинается путь Крылова-баснописца. Однако, как писал В. г. Белинский, «Басни Крылова не просто басни; это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, - словом, что хотите, только не просто басня». В отличие от своих предшественников Крылов в баснях выступал не только как моралист. А. А. Бестужев Марлинский писал: «.. .eгo каждая басня сатира, тем сильнейшая, что она коротка и рассказана с видом простодушия». Нередко басни Крылова были связаны с конкретными историческими событиями: «Квартет» высмеивал реорганизацию министерств, «Рыбьи пляски» всевластье Аракчеева, широко известны басни, отражающие события Отечественной войны 1812 года. Конечно, возможное толкование басен значительно шире, чем факты, которые послужили поводом для их создания. Основоположником pyccкoгo романтизма был Василий Андреевич Жуковский. Поэт, котopoгo в начале XIX века считали первым по известности и признанию русским стихотворцем. Он был редкий по мягкости и человечности характер, душевная отзывчивость. "Умение понять и почувствовать творчество другого человека в сочетании с ярчайшим поэтическим даром позволило ему стать блистательным переводчиком. Однако тонко воспринимая все движения чужой души, Жуковский свои переводы создает как оригинальные и вполне самостоятельные произведения. Таково «Сельское кладбище» вольный перевод элегии Томаса грея. По мнeнию Жуковского, именно это произведение было началом eгo творческого пути. Душевная чуткость и вдохновенное изящество лирики Жуковского покорили современников. Мы и сейчас Чувствуем «eгo стихов пленительную сладость». Белинский утверждал, что муза Жуковского «дала русской Поэзии душу и сердце». Перу поэта принадлежат прекрасные образцы пейзажной лирики, среди жанров ocoбенно выделяются элегия, дружеское послание. Жуковского часто называли «балладником». Белинский утверждал, что.этот род поэзии им начат, создан и утвержден на Руси: современники юности Жуковского смотрели на нeгo преимущественно как на автора баллад». Он расширил кpyг тем, к которым обращалась баллада. Этот лироэпический жанр ранее ограничивался воспроизведением средневековых народных преданий, а Жуковский использовал и античный миф, и русские предания, имеющие свой неповторимый колорит. Интересно сравнить варианты вольного переложения баллады Бюргера «Ленора»: «Людмила» (1808), «Светлана» (1812) и наиболее близкий к оригиналу под названием «Ленора» (1831). Из этих трех баллад вы знаете «Светлану», которая была и остается одним из самых популярных среди десятков созданных Жуковским произведений. Вам, наверное, знакомы и другие баллады поэта: «Кубок», «Роланд-оруженосец», «Рыбак», «Перчатка», «Лесной царь». Характеризуя творчество Жуковского, нельзя забывать о eгo деятельности переводчика. Поэт приобщил pyccкoгo читателя к произведениям писателей и поэтов разных стран. Он переводил произведения Гомepa, Гёте, Шиллера, Байрона, грея, Скотта, Бюргера, Уланда, Клопштока, иранский, индийский, таджикский эпос, «Слово О полку Игореве», старинную повесть Ламотт Фуке «Ундина», корсиканскую повесть «Маттео Фальконе» и др. Интересно сравнить варианты вольного переложения баллады Бюргера «Ленора»: «Людмила» (1808), «Светлана» (1812) и наиболее близкий к оригиналу под названием «Ленора» (1831). Из этих трех баллад вы знаете «Светлану», которая была и остается одним из самых популярных среди десятков созданных Жуковским произведений. Вам, наверное, знакомы и другие баллады поэта: «Кубок», «Роландоруженосец», «Рыбак», «Перчатка», «Лесной царь». Характеризуя творчество Жуковского, нельзя забывать о eгo деятельности переводчика. Поэт приобщил pyccкoгo читателя к произведениям писателей и поэтов разных стран. Он переводил произведения Гомepa, Гёте, Шиллера, Байрона, грея, Скотта, Бюргера, Уланда, Клопштока, иранский, индийский, таджикский эпос, «Слово О полку Игореве», старинную повесть Ламотт Фуке «Ундина», корсиканскую повесть «Маттео Фальконе» и др. Большую роль в становлении pyccкoгo романтизма сыграл Константин Николаевич Батюшков. Eгo лирика предстает как поэтизированная автобиография «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Творчество Батюшкова отличают совершенство стиха, поиски новых художественных форм, глубокий психологизм. Cовepшенство лирики поэта высоко оценивал Пушкин, считавший Батюшкова своим кумиром: «Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков». Высоко оценил eгo поэтический дар В. Г. Белинский: «Батюшков мнoгo и мнoгo способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно» Влияние романтизма на все сферы культурной жизни Европы и Америки было очень сильным. Достаточно перечислить имена наиболее известных авторов, прочно связавших свое творчество с этим направлением: Дж. Г. Байрон, П. Б. Шелли, Г.Гейне, А. В. де Виньи, Д. Леопарди, Э. Т. А. гофман, Э. По, Г. Мелвилл. Романтизм в музыке развивался в тесной связи с литературой (отсюда внимание к синтетическим жанрам - опере, песне): Ф. Шуберт, К. М. фон Вебер, Р. Baгнep, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Шопен. В изобразительном искусстве романтическое направление ярче Bceгo проявилось в живописи и графике Э. Делакруа, Дж. Констебла, У. Тёрнера, О. А. Кипренcкoгo, А. О. Орловского. 30-40-e годы XIX века. Первые десятилетия XIX вeка прошли под знаком романтизма. Популярен Жуковский, расцветает гений Пушкина, заявляет о себе Лермонтов, начинается творческий путь Гоголя, активно участвует в развитии русской литературы критик Белинский. Литература все более становится неотъемлемой частью духовной жизни общества. Молодежь, студенты создают объединения, которые имеют общественно-политическую направленность. Так, в Московском университете в кружке Н. В. Станкевича участвуют В. Г. Белинский, М. А. Бакунин, К. С. Aкcaков; в кружке А. И. Герцена - Н. П. Oгapeв. Как утверждал Герцен, «Россия будущего» существовала именно между этими «мальчиками, только что вышедшими из детства», - в них было «наследие общечеловеческой науки и чисто народной Руси». Виссарион Григорьевич Белинский занял особое мecто в литературе. Eгo имя стало известно с 1834 гoда, когда была напечатана статья «Литературные мечтания. Элегия в прозе». Вслед за этой публикацией в журналах «Телескоп», «Московский наблюдатель», «Отечественные записки», «Современник» стали появляться статьи критика. Белинский видел в литературе выражение «символа внутренней жизни народа». Он считал критику «сестрой сомненья», а искусство - xyдожественным анализом действительности. В. Г. Белинского принято считать основоположником русской реалистической критики. Концепция реализма в eгo работах неотделима от народности литературы. Вам стоит прочесть eгo лучшие работы: «Идея искусства» (1841), «Разделение поэзии на роды и виды» (1841), «Речь о критике» (1842), «Сочинения Александра Пушкина» (1843-1846) и обзоры литературы за 1846, 1847 годы. Хотя eгo литературная деятельность продолжалась вceгo 15 лет, она оказала oгpoмнoe влияние на русскую литературу. Идейные поиски критика порой были мучительны. Можно и сейчас с ним не соглашаться, спорить со многими eгo утверждениями, но надо всегда помнить: он помог вырасти поколению русских реалистов. И. С. Typгeнев называл eгo «отец и командир» и, умирая, просил похоронить рядом С прахом Белинского. Комедия «Гope от умa» написана Александра Cepгeевича Грибоедова. Она была задуманная в 1816 году, завершенная в 1824-м, впервые опубликованная (только фрагмент!) в 1825 году и долгое время не допущенная на сцены. Kомедия стала популярной, распространяясь в списках. Появление «Горя от ума» вызвало яростную полемику, в ходе которой утвердилось ее особое место в русской литературе. Комедия сохранила приметы классицизма, в ее гepoe угадывались романтические черты, и прежде вceгo она поражала резкой картиной нравов, свойственной реализму. «О стихах я не говорю: половина - должны войти В пословицу» - так охарактеризовал яркий, живой язык реалистической комедии А. С. Пушкин.

Общественное значение и роль литературы в формировании передового мировоззрения людей той эпохи были поистине огромны. Белинский указывал, что «титло поэта, звание литератора» у нас давно находится в почете; оно «...давно затмило мишуру эполет и разноцветных мундиров». Хотя царизм всячески стеснял творчество лучших писателей страны, однако пресечь их влияние он не мог, ибо в произведениях лучших русских писателей и поэтов отражалась жизнь народа в ее неприкрашенном виде и ставились острые общественные проблемы.
Произведения писателей и поэтов, примыкавших к демократическому направлению в русской литературе, в корне отличались по содержанию от произведений писателей дворянского и реакционного лагеря.
Писатели консервативного направления шли по пути отвлечения народа и лучших его представителей от изображения действительного положения, существовавшего тогда в России. Они волей или неволей идеализировали крепостничество, помещиков, самодержавие. Не будучи в состоянии изображать в реалистическом духе жизнь, они, естественно, и не могли создать крупных произведений, составляющих гордость русской литературы. Приукрашивая жизнь, они чаще всего держались за старые литературные каноны и формы.
В произведениях же виднейших представителей русской литературы демократического направления первой половины XIX в. отображалась реальная жизнь, вскрывались язвы крепостничества, жестокость помещиков, будилось сочувствие к угнетенным и обездоленным, рисовалось тяжелое положение крестьянства, показывались его стремления и чаяния и проповедовались освободительные идеи.
Реалистическое содержание художественных произведений, естественно, должно было влиять и на изменение приемов и форм литературного творчества. Отсюда в русской литературе в первой половине XIX столетия происходит быстрая смена литературных направлений.
За короткий срок русская литература проходит путь от классицизма к сентиментализму и романтизму и завершает свое развитие победой реализма.
Классицизм как литературное направление был господствующим в России в XVIII в. Он имел тогда крупнейшего представителя в лице Державина. Но и в начале XIX столетия ряд писателей стремился сохранять такие формы произведений, свойственные классицизму, как оды, трагедии и др.
К числу писателей, стоявших на позиции классицизма, относился драматург Озеров. В. А. Озеров написал пять трагедий, в числе которых наибольший успех имели трагедии «Эдип в Афинах» и «Дмитрий Донской». В них Озеров развивал тему патриотизма. С точки зрения формы он «охранял в своих произведениях полностью стиль классицизма, но в содержание вносил новые моменты, свойственные сентиментализму и романтизму. Озеров пользовался тогда большой популярностью. Но Пушкин указывал, что при появлении истинной критики его слава неизбежно померкнет, что и произошло в действительности. Белинский писал в «Литературных мечтаниях» об Озерове так: «Теперь никто не станет отрицать поэтического таланта Озерова, но вместе с тем и едва ли кто станет читать его, а тем более восхищаться им».
В духе классицизма начал свою литературную деятельность И. А. Крылов. Он сохранял тогда в своих комедиях, пьесах и некоторых баснях внешние формы и каноны классицизма, но и тогда сквозь них пробивался реализм, который сложился у него впоследствии.
Таковы были позиции наиболее талантливых писателей, которые творили свои произведения в духе классицизма.
Но помимо них, позиции классицизма защищались в это время целым рядом по преимуществу бездарных писателей и литераторов, группировавшихся вокруг адмирала Шишкова, министра просвещения и создателя (1811) литературного общества под названием «Беседа любителей русского слова». Шишков и шишковисты стояли на реакционных позициях. Они не только защищали каноны классицизма, но и были резкими противниками создания русского народного литературного языка. Вместо того чтобы реформировать русский литературный язык, сделать его понятным и доступным народу, они стремились всячески отгородить его стеной от живой разговорной народной речи.
Они стояли за сохранение в русском литературном языке архаизмов, церковнославянских оборотов речи, языка летописей и были непримиримыми противниками сближения литературного языка с народным.
Шишков выпустил сочинение «Правила стихосложения», в котором он развивает свои идеи в форме диалога двух лиц -«А» и «Б». Оба лица доказывают, что никакой реформы литературного русского языка быть не должно, что литературный язык ни в каком случае не должен приближаться к языку народному и современному. Он должен основываться на языке летописей и священного писания. Шишков в лице одного из собеседников заявляет следующее: «Священные книги снабдили бы нас избранными словами, краткими выражениями, красотой и приличием иносказаний, высотой мысли и силой языка. Из летописей наших и других подобных им сочинений снова присвоили бы себе много хорошего и прямо русского».
Шишковисты отстаивали не только архаизмы в русском языке и литературе, но они как представители реакционного направления считали, что литература не должна изображать жизнь простых людей, народа. Она дожна описывать только богов, царей, полководцев и героев. А они не могут и не должны говорить на сцене, как простые люди. «Но если я увижу их действующими, говорящими, как мой сосед и мои соседки, которых я оставил дома, тогда тотчас примечаю, что желавший очаровать меня не умел как-то за то приняться, и в одеянии царей я узнаю мещан - людей улицы»,- писал Шишков. Исходя из этого, Шишков и шишковисты требовали напыщенности литературного языка и заявляли, что литературные произведения должны писаться малопонятным, устаревшим слогом. Отсюда они предлагали писать: не «изрядно», а «изрядственно», не «тринадцать», а «тринадесять», говорить не «кий», а «шаропех», не «биллиард», а «шарокат», не «проза», а «говор», не «швейцар», а «вестник», не «билет», а «значок» и т. д.
Не считаясь с основными законами русского словообразования, Шишков предлагал создать такие новые слова, как «лошадинее», «коровнее». Это было грубым нарушением правил словообразования, так как сравнительная степень может образовываться лишь от качественных, а не относительных прилагательных.
Против таких позиций выступали сторонники сентиментализма во главе с Карамзиным, а также представитель романтизма Жуковский. Карамзин начал борьбу за реформу русского языка. Представители этого направления основали свое литературное общество под названием «Арзамас» (1815-1818), главой которого считался Карамзин и в которое входили В. А. Жуковский, А. С. Пушкин и некоторые другие лица. Несомненно, что позиции карамзинистов в области реформы русского языка были прогрессивными, так как они считали необходимым сблизить литературный язык с живой разговорной речью, считали необходимым введение новых слов, и Карамзин, в частности, ввел такие для того времени новые слова, как «промышленность», «будущность», «человечность», «общественность» и др.
Но вместе с этим Карамзин и карамзинисты не могли завершить реформу русского литературного языка. Говоря о сближении литературного языка с разговорным, они имели ввиду не народную речь, а салонный язык аристократических кругов. Отсюда они нередко писали свои произведения вычурным языком, вводили слова, которые не прививались, и без нужды засоряли русский литературный язык иностранными словами. Увлечение карамзинистов вычурностью языка и иностранными словами заметили шишковисты. Шишковисты иногда довольно удачно высмеивали это слабое место сентименталистов.
Совершить реформу русского литературного языка, сделать его народным, вполне доступным массам смог только великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин.
А. С. Пушкин - основатель направления критического реализма в русской литературе - создал тот литературный язык, которым мы пользуемся до настоящих дней. Это показывает, какой гигантский переворот в литературном языке совершил он. Конечно, этот переворот подготовлялся отчасти и творчеством Карамзина, Жуковского, Грибоедова, Крылова. Но в основном, русский литературный язык нашел свое полноценное выражение только в творчестве А. С. Пушкина, а затем Лермонтова, Гоголя и других великих русских писателей реалистического направления.
Изменения, внесенные сентиментализмом (по сравнению с классицизмом) в русскую литературу, не ограничивались только реформой русского литературного языка. Они касались также вопросов содержания.
Прогрессивной стороной сентиментализма было то, что представители этого направления стали брать героями своих произведений не королей, богов, военачальников, а простых людей. Так, в «Бедной Лизе» Карамзина описывается судьба семьи зажиточного крестьянина. Слабой, реакционной стороной сентиментализма были идеализация действительности, нежелание видеть помещичий гнет, идеализация крепостничества. В 1798 г. в своем произведении «Сельская идиллия» Карамзин писал:
Как не петь нам - мы счастливы,
Славим барина-отца.
Наши речи некрасивы,
Но чувствительны сердца.
Ясно, что изображение помещика-крепостника, угнетателя крестьян, творившего дикие расправы над своими крестьянами, в роли их отца ничего общего с действительным положением не имело. Это была реакционная идеализация крепостного строя и крепостного хозяйства. И здесь сентименталисты стояли целиком и полностью на реакционных позициях. Слабой стороной сентиментализма была и чрезмерная чувствительность. У Карамзина то и дело встречаются восклицания: «Бедная Лиза! Ах!». Его последователи в еще большей степени злоупотребляли этим.
Bce это показывало, что сентименталисты были далеки от изображения реальной жизни, они прикрашивали ее.
И не зря противники сентиментализма, подметив эту слабую его сторону, били по ней. Высмеивая чрезмерную чувствительность сентименталистов, Яковлев остроумно писал:
Под камнем сим лежит Эраст Чертополохов,
Скончался в середу от слез, любви и вздохов.
Романтизм, сменивший сентиментализм и существовавший наряду и вместе с ним, был неоднороден. Консервативный романтизм был представлен Жуковским. Романтизм Жуковского был близок к сентиментализму. В переводах Жуковского также изображалась не реальная жизнь, а преобладали религиозно-мистические сюжеты. В его балладах изображаются черти и ведьмы, мертвецы и кладбища, вампиры и духи. В этом духе Жуковский написал «Людмилу», «Эолову арфу», «Замок Смальгольм». Писал он и на темы народных легенд («Светлана»). Но у Жуковского были и такие произведения, как «Певец во стане русских воинов», которое отображало войну 1812 г. и имело актуальное значение.
Наряду с консервативным романтизмом в России сложился революционный романтизм, выраженный в творчестве поэтов-декабристов, свойственный в известной мере Грибоедову, Пушкину, особенно в ранний период его литературной деятельности. В революционном романтизме сильно проявлялись мотивы обличительной гражданской поэзии. Начало обличительного направления в литературе положил Радищев. В своей оде «Вольность», в «Путешествии из Петербурга в Москву» и других произведениях он обличал крепостной строй и самодержавие. Эта обличительная демократическая направленность, хотя и далеко не с такой последовательностью, как у Радищева, продолжалась в начале XIX в. в творчестве Пнина, Попугаева, Борна.
Они прокладывали дорогу декабристам в смысле обличительной направленности литературы. У декабристов мотивы гражданской, обличительной поэзии являются преобладающими. В творчестве поэтов-декабристов - Рылеева, Кюхельбекера, Одоевского, Бестужева (Марлинского) и других - романтизм приобретает ярко выраженный революционный характер, он резко отличается от консервативного романтизма Жуковского. Литература поэтов-декабристов носила свободолюбивый характер. Она подвергла бичеванию аракчеевщину, крепостничество, воспевала вольность, свободу, любовь к отечеству, стремление к общему благу, борьбу за освобождение страны от самодержавной власти, от крепостничества и т. п. Поэзия поэтов-декабристов отражала их революционные взгляды.
На смену сентиментализму и романтизму пришел критический реализм.
Критический реализм означал переход к изображению жизни в произведениях писателей в реалистическом духе, со всеми ее сложными противоречиями, борьбой. Однако писатели - основоположники реализма - не просто копировали жизнь своего времени в натуралистическом духе, а выражали свое в большинстве случаев критическое отношение к ней; они изображали в своих произведениях наиболее важные, существенные моменты жизни, брали из нее наиболее типические явления; они отрицательно относились к общественным язвам эпохи крепостничества, к реакционному режиму и своими произведениями вольно или невольно будили передовую общественную мысль. Произведения писателей этого направления нередко становились знаменем революционной борьбы.
Прямыми предшественниками Пушкина как основателя реализма в русской литературе были в первой половине XIX в. И. А. Крылов и А. С. Грибоедов. Еще у Фонвизина, в его произведении «Недоросль», реализм входит в русскую литературу. У Крылова и Грибоедова эта тенденция к реализму получает более сильное развитие.
И. А. Крылов (1769-1844) рано вступил на путь литературной деятельности. Пятнадцати лет он написал свою комическую оперу «Кофейница», в которой разоблачает крепостные нравы. Далее он пишет другие свои произведения: «Филомена», не увидевшая свет, «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники» и другие. Он издавал сначала сатирический журнал «Почта духов», который выходил с 1789 по 1799 г., затем, вместе с другими авторами,- журнал «Зритель», в котором подвергались резкой критике крепостнические порядки; за это журнал был закрыт, а за Крыловым был установлен надзор. Крылов стал осторожнее в своих высказываниях и произведениях.
В начале XIX в. И. А. Крылов пишет в классическом духе свои комедии: «Подщипа» (1800), «Модная лавка» (1806), «Урок дочкам» (1806-1817), в которых осмеивает галломанию. В этих пьесах явно проявляется противоречие между реалистическим содержанием и формальными канонами классицизма. Крылов тяготел к реализму и поэтому высмеивал сентименталистов, приукрашавших жизнь. «Сельские наши жители коптятся в дыму, и надо быть страшным охотником до романов, чтобы сплести шалаш какому-нибудь Ивану из миртовых и розовых кустов»,- заявлял он. Комедии И. А. Крылова пользовались успехом, но не они составили ему славу и признание.
И. А. Крылов нашел себя, свой стиль, в баснях. В этом жанре творчества у Крылова проявился реализм, народность, и он становится подлинным народным поэтом и писателем.
Оценивая творчество И. А. Крылова, В. Г. Белинский писал: «Поэзия Крылова - поэзия здравого смысла, житейской мудрости, и для нее скорее, чем для всякой другой поэзии, можно найти готовое содержание в русской жизни».
Реализм в баснях Крылова сказался в их обличительной направленности и ясности языка. Крылов бичует крепостные порядки, произвол и лицемерие («Слон на воеводстве», «Рыбьи пляски»). Он разоблачает тунеядство («Стрекоза и муравей»), хвастовство («Добрая лисица», «Синица»), невежество («Петух и жемчужное зерно») и другие отрицательные явления. Однако Крылов уже не рискует прямо и резко говорить о путях преобразования, как он делал в начале своей литературной деятельности и что сказалось в его басне «Конь и всадник».
И. А. Крылов писал для народа, его произведения были понятны всем, и из них можно было делать выводы, идущие значительно дальше того, что автор мог сказать открыто.
Реализм И. А. Крылова в последних его произведениях питался тем могучим влиянием, которое оказал на литературу А. С. Пушкин. Белинский указывает: «...самые народные басни свои Крылов написал уже в эпоху деятельности Пушкина и, следовательно, нового движения, которое последний дал русской поэзии».
Вторым крупным предшественником А. С. Пушкина как создателя в литературе направления критического реализма был А. С. Грибоедов.
А. С. Грибоедов (1795-1829) создал свое знаменитое произведение «Горе от ума», которое, как и творчество Крылова, было шагом вперед по пути формирования в русской литературе критического реализма.
В комедии «Горе от ума» русская литература поднялась на более высокую ступень по сравнению с сентиментализмом и романтизмом. Художественные качества «Горе от ума» были значительны, Пушкин говорил, что половина стихов комедии войдет в пословицы. «Горе от ума» примыкало к обличительной литературе декабристов. Чацкий обличает крепостнический строй и его типичных представителей (Скалозуба, Фамусова и других дворян-крепостников).
Белинский писал о комедии Грибоедова «Горе от ума» так: «Лица, созданные Грибоедовым, не выдуманы, а сняты с натуры во весь рост, почерпнуты со дна действительной жизни; у них не написано на лбах их добродетелей и пороков, но они заклеймлены печатью своего ничтожества».
В течение ряда лет гениальная комедия Грибоедова не ставилась на сцене, она была под запретом, и только после гибели Грибоедова царские власти разрешили ее к постановке, при этом многое из нее они тогда повычеркивали. Однако, несмотря на эти цензурные извращения, комедия «Горе от ума» сохраняла свой антикрепостнический и обличительный характер. Грибоедовское «Горе от ума» было прямым преддверием творчества великого русского поэта А. С. Пушкина.
А. С. Пушкин (1799-1837) был основоположником новой великой русской литературы, создателем реалистического направления и русского литературного языка. Пушкин был великим русским национальным писателем.
Н. В. Гоголь писал о Пушкине: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте... в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Самая его жизнь совершенно русская».
Но вместе с этим А. С. Пушкин был не только великим русским поэтом, но и гениальным поэтом мировой литературы, в развитие которой он внес, наряду с великими поэтами и писателями других стран, свой неоценимый вклад.
А. С. Пушкин горячо любил свою родину, русский народ. Он заявлял: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество». Он призывал к тому, чтобы отдать все силы служению родине:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,-
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
Отдав весь свой талант и гений на служение родине, А. С. Пушкин проделал поистине гигантскую работу, он был основателем новой русской литературы, создателем в ней направления критического реализма.
Белинский писал: «За карамзинским периодом нашей словесности последовал пушкинский...»; «Пушкин владычествовал единственно силою своего таланта и тем, что он был сыном своего века; владычество же Карамзина последнее время основывалось на слепом уважении к его авторитету».
Творчество А. С. Пушкина привело к тому, что сентиментализм Карамзина и консервативный романтизм Жуковского сошли со сцены. В литературе главное место принадлежало в это время, благодаря Пушкину, активному, революционному романтизму и реализму. Революционный или, по выражению А. М. Горького, «активный» романтизм был свойственен произведениям многих поэтов-декабристов. На Западе гениальным представителем этого направления был Байрон.
В ранних произведениях А. С. Пушкина, имеющих реалистическую основу, написанных народным литературным языком, чувствуется, наряду с реализмом, проявление романтизма, например в «Кавказском пленнике», «Цыганах», «Бахчисарайском фонтане» и некоторых других.
Попытки объявить эти произведения подражанием Пушкина творчеству Байрона абсолютно не основательны. Еще Белинский указывал: «Несправедливо говорят, что будто он подражал Шенье, Байрону и другим». Уже эти произведения А. С. Пушкина, написанные им в ссылке на юге России, приковали к нему внимание всех лучших людей страны, всего, что было в ней передового.
Но главное, что характерно было для творчества А. С. Пушкина, это его произведения, написанные полностью в реалистическом духе; среди них особо важное место занимают «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Полтава», «Медный всадник» и т. д.
Белинский называл «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» «алмазами русской литературы». И вот эти «алмазы» русской литературы оплевывались в свое время реакционной критикой. Агент III отделения от литературы Булгарин в своем журнале «Северная пчела» поместил оскорбительную рецензию на седьмую главу Евгения Онегина, где писал: «Ни одной мысли в этой водянистой главе, ни одного чувствования». А митрополит Филарет усмотрел оскорбление святыни в стихе Пушкина «и стая галок на крестах» и требовал на этом основании, как рассказывает цензор Никитенко, запрещения издания «Евгения Онегина». Даже Бенкендорф вынужден был маневрировать, а цензор в объяснении писал, что в том, что галки сидят на крестах, виноват больше не автор, а полицмейстер, допускающий это.
Такое отношение к Пушкину было не случайным, ибо его творчество отражало передовые, близкие к декабристам революционные настроения и взгляды.
Поэзия Пушкина носила свободолюбивый характер. В оде «Вольность» поэт говорит о неизбежности крушения самовластия. В стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» он писал:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
В стихотворении «Деревня» поэт резко осуждал крепостничество:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Себе присвоило насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
С поникшею главой, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
У А. С. Пушкина мы находим эпиграммы на Аракчеева, мракобеса архимандрита Фотия, реакционера Стурдзу и других. Его стихи, воспевавшие свободу, были знаменем декабристов.
Декабрист Якушкин писал: «Все его напечатанные сочинения - «Деревня», «Кинжал», «Четырехстишие к Аракчееву», «Послание к Петру Чаадаеву» и много других - были не только всем известны, но в то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика в армии, который не знал их наизусть». А знаменитое его послание декабристам в Сибирь, свидетельствовало не только о его идейной связи с ними, но и о его вере в то, что борьба декабристов не пропадет даром. Попытка Николая I сделать Пушкина придворным поэтом потерпели крушение.
За передовые и революционные взгляды А. С. Пушкин подвергся ожесточенной травле со стороны реакционных представителей господствующего класса, которые не посчитались с тем, что он был гением русской литературы, и всеми путями добивались его гибели.
Эта травля со стороны царского двора и его окружения привела к убийству в 1837 г. великого русского поэта на дуэли авантюристом Дантесом.
Обдуманность травли Пушкина ярко подчеркивается в письме Александра Карамзина своему брату Андрею. Письма эти были в советское время обнаружены на Урале; они содержат переписку семьи Карамзиных. Александр Карамзин пишет про убийц Пушкина - Дантеса и Геккерена - так: «У этих людей была одна цель - загрязнить честь Пушкина». Пушкин не смог стерпеть этого, вызвал на дуэль Дантеса, приемного сына голландского посланника, и был убит.
Эта расправа с гением русской литературы вызвала у современников гневный протест по отношению к убийце.
В одном из анонимных писем гр. Орлову писалось, что «лишение всех званий, ссылка на вечные времена в гарнизонные солдаты Дантеса не могут удовлетворить русских за умышленное, обдуманное убийство Пушкина».
Смерть Пушкина потрясла лучших людей того времени. В отчете жандармского управления писалось, что на отпевании Пушкина «собрание посетителей при теле было необыкновенным». Общее число посетивших квартиру Пушкина превышало 50 тыс. человек. Поэтому тело Пушкина было увезено тайком в деревню для похорон.
Отражая мысли всех передовых людей, Одоевский поместил в литературном приложении к «Русскому инвалиду» следующий небольшой некролог, посвященный памяти великого поэта.
«Солнце нашей поэзии закатилось. Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща! ...Более говорить о сем не имеет силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава! Неужели нет у нас Пушкина?.. К этой мысли нельзя привыкнуть».
И вот за напечатание этого некролога издатель Краевский получил выговор от министра просвещения Уварова, переданный ему через попечителя учебного округа Дондукова-Корсакова. Дондуков-Корсаков сказал Краевскому: «Я должен вам передать, что министр (Сергей Семенович Уваров) крайне, крайне недоволен вами. К чему эта публикация о Пушкине? Что это за черные рамки вокруг известия о кончине человека нечиновного, не занимающего никакого положения на государственной службе? Разве Пушкин был полководец, военачальник, министр, государственный муж?.. Писать стишки не значит еще, как выразился Сергей Семенович, проходить великое поприще».
Здесь ярко выявлена вся тупость представителей господствующего класса, реакционных кругов, близких к царю и отражающих его взгляды.
Гоголь, узнав о гибели Пушкина, писал: «Никакой вести хуже нельзя было получить из России». Возмущенный убийством великого поэта, выступил со своим стихотворением, посвященным памяти Пушкина, М. Ю. Лермонтов.
М. Ю. Лермонтов (1814-1841) продолжал дело Пушкина. Свою преемственность в отношении Пушкина Лермонтов подчеркнул стихотворением «Смерть поэта», в котором резко бичевал палачей Пушкина. Еще юношей, в 1830 г., М. Ю. Лермонтов приветствовал революцию и выражал веру в падение самодержавия в России. В 1830 г. в стихотворении «Новгород» он писал: «Погибнет наш тиран, как все тираны погибали». В своем раннем произведении, связанном с развитием революции 1830 г. во Франции, Лермонтов выступает на стороне революции, против короля:
И загорелся страшный бой,
И знамя вольности, как дух,
Идет над гордою толпой.
И звук один наполнил слух,
И брызнула в Париже кровь.
О, чем заплатишь ты, тиран,
За эту праведную кровь,
За кровь людей, за кровь граждан?
Всем своим творчеством, всей своей поэзией Лермонтов выражает стремление к свободолюбию.
Лермонтов рисует в своих произведениях («Поэт», «Дума», «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича» и др.) свободолюбивых людей, часто гибнущих («Мцыри»), но протестующих против действительности. И недаром Добролюбов писал: «Лермонтов особенно мне по душе. Мне не только нравятся его стихотворения, но я сочувствую ему, разделяю его убеждения. Мне кажется иногда, я сам бы мог сказать то же, хотя и не так же - не так сильно, верно и изящно». По силе таланта он был достойнейшим преемником А. С. Пушкина. Подчеркивая необыкновенно сильно выраженную художественную сторону в произведении Лермонтова «Мцыри», Белинский писал: «Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров,- что вся природа сама несла и подавала ему материал, когда писал он эту поэму».
В своем знаменитом произведении «Герой нашего времени» Лермонтов в своем роде продолжает «Евгения Онегина». В творчестве М. Ю. Лермонтова реализм переплетается с активным революционным романтизмом. За свое свободолюбивое творчество, протест против гибели Пушкина и осуждение его палачей М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ, где так же, как и Пушкин, подвергся травле и в 1841 г. был убит на дуэли близ Пятигорска офицером Мартыновым.
В солдатской больнице закончил свою жизнь подававший большие надежды поэт А. Полежаев. В. Г. Белинский писал о нем: «Отличительный характер поэзии Полежаева - необыкновенная сила чувства. Явившись в другое время, при более благоприятных обстоятельствах, при науке и нравственном развитии, талант Полежаева принес бы богатые плоды, оставил бы после себя замечательные произведения и занял бы видное место в истории русской литературы». Но этого не произошло. Полежаев написал ряд произведений: «Вечерняя заря», «Цепи», «Живой мертвец», «Песнь погибающего пловца», «Песнь пленного ирокезца» и другие. Он переводил Ламартина. Полежаев написал также пародию на поэму «Евгений Онегин» Пушкина под названием «Сашка». В этой поэме, не стесняясь в выражениях, он задел многое, в том числе и самодержавный, реакционный режим Николая I, за что и подвергся разжалованию в солдаты.
Судьбу Полежаева можно выразить его же стихами:
Не расцвел и отцвел
В утре пасмурных дней,
Что любил, в том нашел
Гибель жизни своей.
В первую половину XIX в. выступают также на арену литературной деятельности поэты - выходцы из народа, среди которых виднейшее место занимает А. В. Кольцов, сын зажиточного торговца скотом. В творчестве Кольцова отражалась жизнь крестьянства. О Кольцове тепло отзывался В. Г. Белинский; он говорил, что многие песни Кольцова будут петься «на всем пространстве беспредельной Руси».
Особое значение для первой половины XIX в. и утверждения критического реализма в области прозы имело творчество великого русского писателя Н. В. Гоголя.
Н. В. Гоголь (1809-1852) родился в Сорочинцах Полтавской губернии, учился в Нежинском лицее. Первое написанное им произведение, «Ганс Кюхельгартен», было неудачным, и он сам уничтожил его. Но это не обескуражило Н. В. Гоголя. Позднее он говорил о том, что эта неудача многому его научила и заставила серьезно отнестись к вопросам литературы. «Как благодарю я вышнюю десницу,- писал он - за неприятности и неудачи, которые довелось испытать мне. Время это было для меня лучшим воспитателем». После этого Н. В. Гоголь сменил много профессий, пока нашел себя окончательно. Он был артистом, читал лекции по всеобщей истории в университете и т. д.
Но затем он вновь возвращается к литературе. В 1831 г. он пишет от имени Рудого Панько свои знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки». Оценивая «Вечера на хуторе близ Диканьки», А. С. Пушкин писал: «Они изумили меня».
Белинский писал о Гоголе: «Можно сказать без преувеличения, что Гоголь сделал в русской романтической прозе переворот, как Пушкин в поэзии». Белинский говорит о необыкновенной красочности, образности языка Гоголя. «Гоголь,- заявляет Белинский, - не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности».
Но Гоголь сам говорил о том, что для того чтобы создать хорошее произведение, надо очень много работать над рукописью, по крайней мере переделывать ее по восемь раз. Гениальность произведений Гоголя состоит не только в необыкновенной образности языка, но и в правдивом, реалистическом изображении жизни. Касаясь этой стороны дела, В. Г. Белинский писал: «Совершенная истина жизни в повестях г. Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени». В этом именно и состоит критический реализм Гоголя в области литературы. Изображая правдиво жизнь, Гоголь стремился вскрыть ее язвы и осудить ее отрицательные явления.
В 1836 г. Н. В. Гоголь создает свое гениальное произведение «Ревизор». После постановки «Ревизора» Николай I заявил: «Всем досталось, а мне больше всех». Вслед за этим началась целая кампания, направленная против Гоголя, В письме к Щепкину Гоголь писал: «Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины - и против тебя восстают не один человек, а целое сословие». В этих словах он ярко выразил отношение чиновно-дворянских кругов к своему гениальному произведению. В 1842 г. Гоголь издает «Мертвые души». В этом произведении он дает яркую отрицательную картину крепостной России. В «Мертвых душах» Н. В. Гоголь рисует целую коллекцию отрицательных типов помещиков-крепостников.
Небезынтересно отметить, как отнеслась цензура к этому гениальному творению великого писателя. Когда в цензурный комитет к Голохвастову принесли «Мертвые души», то он, услышав только об одном названии, закричал: «Нет, этого я не допущу. Мертвой души быть не может. Автор против бессмертия». А когда ему разъяснили, в чем дело,- что в этом произведении Гоголя речь идет не о бессмертии души, а об умерших помещичьих крестьянах,- он заявил: «Нет, этого и подавно нельзя позволить, хотя бы в рукописи этого не было, а стояло одно слово: ревизская душа, уж этого нельзя позволить, это значит против крепостного права». Не читая произведения, Голохвастов «попал в точку», ибо «Мертвые души» Гоголя действительно направлялись против крепостного права, показывали его в крайне неприглядном, реалистическом свете, рисовали отрицательные типы крепостников-помещиков, которых Гоголь бичевал. «Героями» в «Мертвых душах» являются отрицательные лица, начиная с самого Чичикова. Это было не случайно, ибо, осуждая крепостничество, сочувствуя положению народных масс, Н. В. Гоголь не мог в положительном свете рисовать господство, насилие помещиков в отношении крестьян. В последней главе «Мертвых душ» писатель следующим образом объясняет причину, по которой он брал отрицательные типы, а не положительные: «Потому,- пишет он,- что пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку; потому, что праздно вращается в устах слово «добродетельный человек»; потому, что обратили в лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая кнутом и всем, чем попало... Нет, пора, наконец, припречь и подлеца. Итак, припряжем подлеца».
«Ревизор» и «Мертвые души»- ярко обличительные произведения, направленные против крепостников и чиновников. Гоголь написал и вторую часть «Мертвых душ», но сжег ее.
В последний период своей жизни Гоголь заболел нервным расстройством, впал в мистицизм, встал на реакционные позиции. Ранее говорилось, что его произведение «Выбранные места из переписки с друзьями», где он излагал неверные, реакционные мысли, подверглось резкой критике в письме Белинского. Это письмо Белинского не прошло бесследно для Гоголя. Гоголь написал в ответ на него следующее: «Я не мог отвечать на ваше письмо. Душа моя изнемогала, все было потрясено... Да и что мне было отвечать? Бог весть, может быть, в ваших словах есть часть правды». Это показывает, что Гоголь был близок к осознанию своих ошибок.
Н. В. Гоголь создал много великих произведений, в том числе: «Тарзс Бульба» - патриотическое произведение, «Шинель» - произведение, рисующее тяжелую жизнь и быт мелкого чиновничества, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и многие другие выдающиеся произведения.
Значение Гоголя в русской литературе было исключительно велико. Созданные Гоголем типы вошли в качестве нарицательных понятий в литературу, как-то: хлестаковщина, маниловщина и т. д. Белинский называл Гоголя главой русской литературы, и это было действительно так. Реализм в творчестве Гоголя достиг новых, необыкновенных вершин. Гоголь развил наследство Пушкина и Лермонтова. Он оказал громадное влияние на литературную деятельность писателей всех последующих поколений, создав натуральную школу критического направления, оказал большое влияние на развитие мировой литературы и в особенности на литературу славянских народов.
После Пушкина, Лермонтова и Гоголя направление критического реализма получило свое дальнейшее развитие в творчестве целой плеяды таких выдающихся русских писателей, как Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие. К ним примыкали и менее выдающиеся писатели, сторонники реализма - Григорович, Даль, Сологуб, Панаев.
Надо иметь в виду, что творчество таких писателей, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский, Тургенев, Достоевский, Гончаров, в 40-х и даже в 50-х годах по преимуществу только начиналось; расцвет их творческой работы падает на более позднее время, в период кануна реформы 1861 г. и после нее, когда на смену крепостной России шла Россия капиталистическая. В этих более поздних условиях среди названных крупнейших русских писателей обозначались разные направления, вытекающие из того, к какому лагерю примыкал тот или иной писатель по своим политическим симпатиям и взглядам. Так, Некрасов и Салтыков-Щедрин принадлежали к лагерю революционных демократов 50-60-х годов. К ним близко стоял Островский, И. С. Тургенев примыкал к либеральному лагерю, а Достоевский, первоначально близкий к петрашевцам, проходил весьма сложный путь творчества и сбивался на проповедь реакционных взглядов, хотя сводить все его творчество к этому нельзя.
Таково было положение в лагере этих выдающихся писателей в пореформенное время. Что же касается их творчества в 40-50-х годах XIX в., то тогда такой отчетливой дифференциации среди них не было. Более того, всех их в известной степени объединяло и сближало отрицательное отношение к крепостничеству, сочувствие к положению угнетаемого крепостного крестьянства и к положению униженных и обездоленных, маленьких людей города (мелкие чиновники, ремесленники, разночинцы и т. п.). Все выдающиеся писатели этого времени (Некрасов, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Островский, Тургенев, Гончаров, Григорович и др.), которых, в применение к эпохе 40-50-х годов нередко называют представителями натуральной школы критического реализма, в своих произведениях этого времени рисовали крайне тяжелое положение угнетенного крепостного крестьянства, жестокость помещиков-крепостников, купцов-самодуров, безвыходное положение маленьких угнетаемых людей города и деревни. Они осуждали в своих произведениях крепостничество, порицали взяточничество, лихоимство и произвол. Они создали в эти годы произведения, которые навсегда вошли в фонд великой русской литературы.
Н. А. Некрасов написал в эти годы «Петербургские углы», «В дороге», «Тройка», «Родина», «Еду ли ночью по улице темной», «Размышления у парадного подъезда» и другие.
М. Е. Салтыков-Щедрин в 40-х годах написал: «Противоречия», «Запутанное дело», а в 50-х годах стал печатать свои «Губернские очерки».
И. С. Тургенев написал свои знаменитые «Записки охотника», где рисовал помещиков отрицательными, а крестьян положительными чертами. Недаром министр просвещения Ширинский-Ших-матов писал, что в этом произведении И. С. Тургенева, помещики «представлены вообще в смешном и карикатурном или, еще чаще, в предосудительном для их чести виде».
Ф. М. Достоевский написал свою повесть «Бедные люди», где рисовал в ярких красках жизнь бедного чиновника, Макара Девушкина, и связанных с ним лиц.
А. Н. Островский, рисовавший быт купечества, написал в эти годы «Несостоятельный должник». Позднее он пишет «Бедность не шорок», «Не в свои сани не садись» и другие замечательные произведения. И. А. Гончаров опубликовал «Обыкновенную историю», где описал, как юноша Адуев из мечтателя и идеалиста превращается в крупного чиновника, претендента (путем женитьбы) на получение полумиллионного состояния. В 1859 г. он завершил работу над крупнейшим своим произведением - романом «Обломов». Д. В. Григорович написал из жизни города повесть «Петербургские шарманщики», а из жизни деревни - свои два известные произведения: «Деревня» и «Антон Горемыка». В них, особенно в последнем, он рисует тяжелое положение крестьянства.

«Английская литература XIX века» - Назовите представителей. Вальтер скотт 1771 - 1832. Джорж ноэл гордон байрон 1788 - 1824. История. Английский романтизм. Узнай автора 1. 2. ? ответы. Уильям вордсворт 1770 - 1850. Увлекательная интрига Сохранял дух эпохи: стиль и язык архаичны. ПИСАТЕЛИ – РОМАНТИКИ АНГЛИЯ XIX век. Цели работы.

«Романтизм в литературе и музыке» - Д.Г.Байрон, В.Гёте, В.А. Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов. Основной мотив – одиночество, скитальчество, драматизм и трагизм человеческой жизни. Литература. Основная тема – тема свободы,одиночества, взаимоотношения человека и общества. Герой – исключительная личность, возвышающаяся над своим окружением.

«Классицизм в литературе» - Представители русского классицизма. век Просвещения. Основные черты сентиментализма. В.Боровиковский «Портрет А.П.Гагариной». Условия классицизма. Кантемир Сумароков Ломоносов Державин Фонвизин. Русская литература XVIII века – литература классицизма. XVIII век век Просвещения. XIX века. Отличие русского классицизма от западноевропейского.

«Русская литература в 18 веке» - Учился в Москве, в пансионе университетского профессора Шадена. Г. р. Державин. Видите сколько изменений принесла собой новая эпоха. Реализм – опирается на свободный человеческий разум,. М. в. Ломоносов. Н. м. Карамзин. В 1783 г. - переехал в Петербург для службы в Преображенском полку. М. в. ломоносов.

«Русская литература 19 века» - Вещая душа. Н.М. Карамзин. М.Ю. Лермонтов. А.С. Пушкин. И.А. Гончаров. Н.В. Гоголь. Н. М. Языков Выразил протест вольной юности в элегиях, песнях, гимнах. Русская литература в первой половине XIX века. Прославлял богатырский размах сил, наслаждение молодостью, здоровьем. Великий русский критик. К.Ф. Рылеев.

«Литература 20 годов» - литературно – театральная группа. 1927-1928 гг. Фадеев. 1925-1932 гг. 1) стремление власти привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию. Печатный орган – журнал «На посту», «На литературном посту» Представители – Дм. ЛЕФ - левый фронт искусств. Литературные направления.

Всего в теме 18 презентаций