Наблюдение. Научное наблюдение представляет целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира

ВОСПРИЯТИЕ

Общая характеристика восприятия

Восприятие как действие

Виды восприятия

Основные свойства восприятия

Общая характеристика восприятия

Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосред-ственном воздействии на органы чувств.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие связано с осознани-ем, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к опреде-ленной категории по соответствующим признакам, основаниям. Только вклю-чив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответст-вующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.

Таким образом, восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения), означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимае-мых как целое, явлений. Поскольку восприятие является чувственным этапом познания, оно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Восприятие человека – необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности.

Восприятие как действие

Восприятие – это своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и создание его копии, подобия.

Восприятие – сложная познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить (рис.1).

Рис. 1. Перцептивные действия

Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. от понима-ния того, что воспринимается, и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. от того, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.

Виды восприятия

Выделяют различные виды восприятия (рис. 2).

Преднамеренное восприятие х арактеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека.

Известно, что одной из форм преднамеренного восприятия является наблюдение – преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное и длительное восприятие предметов и явлений действительности, людей и самого себя.

Рис. 2. Классификация восприятия

Специалисту, осуществляющему наблюдение, необходимо учитывать особенности индивидуального типа восприятия (аналитического, синтетического, аналитико-синтетического, эмоционального). Так, для наблю-дателей синтетического типа характерны обобщенное отражение и определение основного смысла происходящего. Они не видят детали, так как не придают им значение.

Людям аналитического типа свойственно выделение при наблюдении прежде всего деталей, частностей, но понимание общего смысла явлений вызывает у них большие затруднения. Общее представление об объекте, событии они часто подменяют тщательным анализом отдельных поступков, деталей, оказываясь при этом не в состоянии выделить главное.

Люди эмоционального типа восприятия стремятся скорее выразить свои переживания, вызванные наблюдаемыми явлениями, но оказываются неспособными выделить его сущность. Человек этого типа восприятия, наблюдая за объектом, в первую очередь замечает то, что воздействует на его эмоциональную сферу, и не старается разобраться в особенностях самого объекта.

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.

Неорганизованное восприятие – это непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Симультанное восприятие – одноактное.

Сукцессивное восприятие – поэтапное, последовательное.

Восприятие человека человеком (социальная перцепция) – чрезвычайно сложное явление. В нем обычно выделяют два аспекта:когнитивный (познавательный) – способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности, индивидуальности иэмоциональный – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия.

Восприятие человека человеком имеет в свидетельских показаниях существенное значение. В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.

Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым условием ориен-тировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся (рис. 3).

Рис. 3. Восприятие пространства

Восприятие формы, объемности и величины предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т.е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.

Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации (изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны) и конвергенции (сведение зрительных осей на фиксируемом предмете).

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения. Монокулярное зрение (с помощью одного глаза благодаря изменению толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда, в очень ограниченных пределах. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции.

По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.

Явления ошибочного или искаженного восприятия называются иллюзиями восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и т.д.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как направленность, установка, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями.

Восприятие времени есть отражение длительности, последовательности явлений действительности, а также темпа и ритма (рис. 4).

Рис. 4. Восприятие времени

Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика и составляет физиологическую основу восприятия времени. Восприятие последовательности явлений опирается на их четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое осознается как прошедшее.

На восприятие последовательности событий влияет ряд факторов:

    перцептивная установка субъекта, выражающаяся в готовности о его к восприятию событий;

    объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов;

    упорядоченность событий самим субъектом с использованием определенной последовательности событий, обладающих какими-то значимыми для субъекта признаками.

Восприятие времени изменяется в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные – субъективно несколько растягивают временные промежутки.

Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершавшегося во времени процесса.

Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств. Восприятие ритма обычно сопро-вождается двигательным аккомпанементом. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу.

Восприятие движения – это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве (рис. 5).

Рис. 5. Восприятие движения

Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, направление и ускорение. Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают его характер (сгибание, разгибание, отталкивание и т.д.); форму (прямолинейное, криволинейное, круговое и т.д.); амплитуду (полная, неполная); направление (направо, налево, вверх, вниз); скорость (быстрое или медленное движение); ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, прерывистое движение).

Основные свойства восприятия

Говоря о свойствах восприятия необходимо выделить среди них две группы: свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия, и свойства, отражающие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса. К первой группе относятся основные «сущностные» свойства восприятия (рис. 6), ко второй группе – показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы (рис. 7).

Свойства, определяющие сущность восприятия

Предметность

Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их

При неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целост-ного образа конкретного предмета

Целостность

Структурность

Человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков

Осмысленность

Человек осознает то, что воспринимает. Благодаря этому возможно целенаправленное использование предметов

Из бесчисленного числа окружающих человека предметов и явлений он выбирает лишь некоторые в зависимости от своих потребностей и интересов

Избирательность

Одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях в неизменном виде

Константность

Апперцепция

Восприятие зависит от общего содержания психической жизни человека. Большую роль играет предшествующий опыт

Рис. 6. Свойства, характеризующие сущность восприятия

Предметность восприятия – способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, а возникает и совершенствуется в онтогенезе на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Предметность проявляется в выделении воспринимаемого предмета из фона.

Рис. 7. Свойства, определяющие продуктивность восприятия

Целостность восприятия – выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. В процессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (например, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы. Целостность – не изначально заданное свойство, оно формируется в предметной деятель-ности.

Структурность восприятия – расчлененность и специфическая взаимосвязь частей воспринимаемого предмета (его структура). Человек воспринимает абстрагированную из ощущений обобщенную структуру. Так, мелодия, сыгранная на разных инструментах, воспринимается как одна и та же.

Осмысленность восприятия – показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. В процессе осмысления чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, абстрагированию и обобщению. Осмысление предмета завершается названием его словом – понятием, т.е. отнесением к определенной группе, классу, категории предметов. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование.

Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Эта особенность восприятия, с одной стороны, зависит от интересов, в значительной степени от установок личности, потребностей, знаний, а с другой – обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью и пр.

Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия – это во многом проявление прошлого опыта.

Апперцепция – зависимость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от его общего содержания, направленности личности, от стоящих перед ним задач, мотивов его деятельности, убеждений и интересов, эмоциональных состояний. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.

Восприятие изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается. А.В. Запорожец описал процесс развития восприятия у детей следующим образом. В первые месяцы жизни ребенка развитие его сенсорных функций, его перцептивных действий, направленных на восприятие, опережает развитие телесных движений и оказывает на них влияние. Довольно рано ориентировочные реакции детей достигают большого уровня сложности и выполняются при помощи ряда различных анализаторов. У младенца ориенти-ровочные движения глаз, например, выполняют лишь установочную роль, т.е. направляют рецептор на восприятие сигналов. Теми же движениями, однако, не производится обследование предметов так, как это имеет место при движении по предмету глаз взрослого.

Благодаря точной установке рецепторов ребенок в первые месяцы жизни оказывается способным зрительно различать старые и новые для него объекты, которые отличаются друг от друга величиной, цветом и формой. Начиная с трех-четырех месяцев жизни сенсорные функции включаются в практические действия, перестраиваются на их основе и постепенно сами приобретают более совершенный вид ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.

При переходе от раннего к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем объединяя в единое целое. Помимо контура предмета, здесь выделяются его структура, пространственные характеристики, соотно-шение составляющих его частей.

А.В. Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов. На первом этапе перцептивные проб-лемы, связанные со становлением адекватного образа, решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами. Исправ-ления в перцептивные действия при необходимости их коррекции здесь вносятся в сами манипуляции с предметами по ходу выполнения действия. Прохождение этого этапа ускоряется, и его результаты становятся более весомыми, если ребенку предлагаются «перцептивные эталоны» – образцы, с которыми он может соотносить, сравнивать формирующийся образ.

На следующем этапе сенсорные процессы сами превращаются в своеоб-разные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. На данном этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориен-тировочно-исследовательских движений рук и глаз, причем ручное и зритель-ное обследование ситуации обычно предшествует практическим действиям в ней, определяя их характер и направленность.

На третьем этапе начинается процесс своеобразного сворачивания перцептивных действий, их сокращения до необходимого и достаточного минимума. Эфферентные звенья соответствующих действий оттормаживаются, и внешнее восприятие ситуации начинает создавать впечатление пассивного рецептивного процесса.

На следующих, более высоких ступенях сенсорной обученности дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения, существующие между ними. Перцептивное действие превращается в идеальное.

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании

которых заинтересована личность, является наиболее развитой формой

преднамеренного восприятия. Наблюдение характеризуется большой активностью

личности.

Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет

наиболее важное и интересное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель

организует восприятие таким образом, чтобы эти предметы не ускользнули из поля

деятельности.

Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить

явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические

изменения. Активное мышление, включенное в наблюдение, помогает отделить главное

от второстепенного, важное – от случайного, помогает более четко дифференцировать

предметы. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в

единый процесс умственной деятельности.

В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного

внимания. Она позволяет наблюдателю в течение длительного времени производить

наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его.

Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности. Оно тесно связано с

особенностями ума, чувств и воли человека. Однако их соотношение в наблюдении

будет различным в зависимости от целей наблюдения, от качеств самого наблюдателя.

Поэтому в одних случаях в наблюдении будет по преимуществу интеллектуальная

выраженность, а в других – эмоциональная или волевая устремленность.

Когда человек изучает развитие явления или отмечает изменения в объектах

восприятия, то возникает необходимость в наблюдении. Наблюдение начинается с

постановки задачи. На основе возникших задач наблюдения составляется подробный

план его проведения. Это дает возможность предусмотреть различные стороны наблюдаемого

явления, избежать случайности, стихийности восприятия.

Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него

определенных знаний, умений, владение методикой работы.

Наблюдательность – это умение подмечать характерные, но едва заметные особенности

предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любым

делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими

процессами и свойствами личности. Культивирование наблюдения как самостоятельной

психической деятельности и как метода познания действительности является базой

развития наблюдательности как свойства личности.

Научное наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов, явлений и процессов, как правило, окружающего мира. Отличительная особенность именно наблюдения состоит в том, что это метод пассивной регистрации тех или иных фактов действительности. Среди видов научных наблюдений можно выделить следующие:

В зависимости от цели наблюдения можно разделить на проверочные и поисковые ;

По характеру существования того, что исследуется, наблюдения можно разделить на наблюдения предметов, явлений и процессов, которые существуют объективно , т.е. вне сознания наблюдателя, и интроспекцию, т.е. самонаблюдение ;

Наблюдение объективно существующих предметов принято делить на непосредственные и косвенные наблюдения.

В рамках разных наук роль и место метода наблюдения разная. В некоторых науках наблюдение – это практически единственный способ получения исходных достоверных данных. В частности, в астрономии. Хотя эта наука по существу является прикладным разделом физики и поэтому она основывается на теоретических представлениях этой фундаментальной естественной науки, однако многие данные, которые актуальны именно для астрономии, могут быть получены только посредством наблюдения. Например, знания об объектах, которые расположены на расстоянии нескольких световых лет. Для социологии наблюдение – это также один из основных методов эмпирического научного познания.

Научное наблюдение для своего успешного проведения предполагает наличие проблемной ситуации, а также соответствующего концептуально-теоретического обеспечения. В основе научного наблюдения, как правило, лежит какая-либо гипотеза или теория, для подтверждения или опровержения которой и проводится соответствующее наблюдение . Роль и место концептуальных факторов в научном наблюдении, а также специфику их конкретных видов можно показать с помощью следующих примеров.

Как известно, люди наблюдали движение объектов на небе с незапамятных времен и в результате этого пришли к вполне естественному в рамках здравого смысла выводу о том, что Земля с находящимися на ней наблюдателями стоит неподвижно, а вокруг нее по правильным круговым орбитам равномерно двигаются планеты. Для того чтобы объяснить, почему эти планеты не падают на Землю, а парят в пространстве, было высказано предположение, что Земля находится внутри нескольких прозрачных стеклоподобных сфер, в которые как бы вкраплены планеты и звезды. Вращение этих сфер вокруг своей оси, которая совпадает с центром нашей планеты, приводит к тому, что поверхность сфер начинает двигаться, увлекая за собой прочно закрепленные на ней планеты.

Хотя это представление является совершенно неверным, однако оно вполне согласуется с соответствующей логикой здравого смысла, согласно которой для того, чтобы тело постоянно двигалось и никогда не падало, оно должно за что-либо держаться (в данном случае, быть прикрепленным к прозрачным сферам). Представление о том, что возможно постоянное движение тела по замкнутой траектории без того, чтобы его кто-либо поддерживал, для мышления в рамках здравого смысла соответствующей эпохи кажется невероятным. Следует заметить, что, по своему, здравый смысл «прав»: дело в том, что, действительно, в рамках естественного, обыденного и дотеоретического восприятия движения тел на Земле мы не видим ничего, чтобы могло бы все время перемещаться по замкнутой траектории, паря и не касаясь чего-либо, и при этом не падать. Ньютон, который открыл закон всемирного тяготения, естественно тоже наблюдал движение различных земных и космических тел, в том числе, и Луны. Однако он не просто смотрел на них, но использовал наблюдения для того, чтобы на их основе понять то, что увидеть нельзя. А именно: сопоставив данные скорости движения Луны вокруг Земли и их расстояния между собой с характеристиками движения падающих на Землю тел, он пришел к выводу, что за всем этим скрыта единая и общая закономерность, которая и получила название «закона тяготения».

Данный пример можно рассматривать как случай поискового наблюдения, результатом которого стала формулировка соответствующего закона. Целью поискового наблюдения является сбор фактов как первичного эмпирического материала, на основе анализа которого может быть выделено общее и существенное. Проверочное наблюдение отличается от поискового тем, что здесь конечной целью является не поиск нового теоретического знания, а проверка уже существующего. Проверочное наблюдение – это попытка верификации или опровержения какой-либо гипотезы. Примером такого наблюдения является, допустим, попытка убедиться в том, что закон тяготения носит действительно всемирный характер, т.е. что его действие распространяется на взаимодействие любых массивных тел. Из этого закона, в частности, следует, что чем меньше масса взаимодействующих тел, тем меньше и сила притяжения между ними. Поэтому если мы сможем наблюдать, что сила притяжения у поверхности Луны меньше аналогичной силы у поверхности Земли, которая тяжелее Луны, то из этого следует, что данное наблюдение подтверждает закон тяготения. В ходе полета космонавтов можно наблюдать феномен невесомости, когда люди свободно парят внутри корабля, фактически не притягиваясь ни к одной его стенке. Зная, что масса космического корабля практически ничтожна по сравнению с массой планет, данное наблюдение можно рассматривать как еще одну проверку закона тяготения.

Рассмотренные примеры можно считать случаями непосредственных наблюдений объективно существующих объектов. Непосредственные наблюдения – это такие наблюдения, когда соответствующие объекты можно воспринимать непосредственно, видя их самих, а не только те действия, которые они оказывают на другие объекты. В отличие от непосредственных наблюдений косвенные наблюдения – это такие, когда сам объект исследования вообще не наблюдаем. Однако, несмотря на это в случае косвенного наблюдения все же можно видеть те действия, которые оказывает ненаблюдаемый объект на другие, наблюдаемые предметы. Необычное поведение или состояние наблюдаемых тел, которые нельзя объяснить, если предположить, что в действительности есть только непосредственно наблюдаемые тела и есть исходное условие для косвенного наблюдения. Анализируя особенности необычного поведения видимых объектов и сравнивая его со случаями обычного поведения этих объектов можно сделать определенные выводы о свойствах ненаблюдаемых объектов. Компонент необычности в поведении видимых тел и есть косвенное наблюдение того, что не наблюдаемо непосредственно. Примером косвенных наблюдений будет, допустим, ситуация, связанная с «броуновским движением», а также эмпирическая составляющая знаний о «черных дырах».

Броуновское движение – это постоянное движение мельчайших, но все же с помощью достаточного сильного микроскопа визуально наблюдаемых частиц какого-либо вещества в жидкости. В случае броуновского движения вполне естественен вопрос: какова причина наблюдаемого движения этих частиц? Отвечая на этот вопрос можно предположить, что есть и другие, невидимые частицы, которые сталкиваются с видимыми и тем самым толкают их. Как известно, причина броуновского движения в том, что визуально ненаблюдаемые с помощью оптического микроскопа объекты – атомы и молекулы – все время сталкиваются с наблюдаемыми частицами, заставляя их двигаться. Таким образом, хотя сами атомы и молекулы в оптическом диапазоне (видимый свет) вообще ненаблюдаемы, однако и до изобретения электронного микроскопа их отдельные свойства можно было наблюдать. Естественно, только косвенно.

Что касается «черных дыр», то их непосредственно наблюдать невозможно в принципе. Дело в том, что сила тяготения, которая действует в них, столь велика, что никакой предмет – в том числе, видимый свет – не может преодолеть притяжение этих объектов. Тем не менее, черные дыры можно наблюдать косвенно. В частности, в связи с характерным изменением картины звездного неба вблизи них (за счет искривления пространства гравитационными силами) или в том случае, когда черная дыра и самосветящийся объект (звезда) составляют единую систему, которая по законам механики вращается вокруг общего центра масс. В последнем случае необычное движение звезды по замкнутой траектории (ведь непосредственно наблюдаема только она) и будет случаем косвенного наблюдения черной дыры.

Интроспекция – это наблюдение человека за содержанием собственного сознания. В конце 40-х годов XX в. в США был проведено следующее исследование. Для того чтобы выяснить, возможно ли функционирование сознания в случае паралича тела, испытуемому ввели производное кураре, вещество которое парализует всю мускульную систему человека. Оказалось, что, несмотря на паралич мускулатуры (испытуемый был подключен к аппарату искусственного дыхания, так как самостоятельно дышать он не мог) способность к сознательной деятельности сохранилась. Испытуемый был в состоянии наблюдать за тем, что происходит вокруг него, понимал речь, запоминал события и размышлял о них. Из этого был сделан вывод, что психическая деятельность может осуществляться и при отсутствии какой-либо мышечной активности.

Данные, которые получены в результате наблюдения, могут претендовать на научный статус только в том случае, если будет признана их объективность. Существенным фактором этого является воспроизводимость однажды увиденного другими . Если, например, кто-либо заявит, что он наблюдает нечто, что другие в аналогичных условиях не наблюдают, то это будет достаточным основанием для того, чтобы не признать научный статус данного наблюдения. Если же некоторое «наблюдение» еще и противоречит известным и хорошо установленным закономерностям в области какой-либо сферы знания, то в этом случае со значительной долей уверенности можно сказать, что «наблюдаемого» факта в действительности вообще никогда и не существовало. Видимо, одним из самых широко известных случаев такого псевдонаблюдения можно считать историю с «Лох-Несским чудовищем».

Для придания наблюдению статуса научно значимого знания важным моментом является обоснование того, что наблюдаемый объект, те или иные его свойства существуют объективно , а не являются только результатом воздействия инструментария, который использует наблюдатель. Примером грубой ошибки можно считать случай, когда, допустим, камера фотографирует объект, который в действительности является не удаленным предметом экспонируемой панорамы, а артефактом, который случайно прилип к элементам оптической системы камеры (например, частичка пыли на объективе).

Проблема учета и минимизации влияния субъекта-исследователя на изучаемый объект характерна не только для естествознания, но также и для социальных наук. В частности, в рамках социологии существует понятие «включенного наблюдения », т.е. такого, когда исследователь, который собирает данные о некоторой социальной группе, при этом достаточно долгое время живет рядом или даже в составе этой группы. Последнее делается для того, чтобы те, кто является объектом наблюдения, привыкли к присутствию стороннего наблюдателя, не обращали на не него особого внимания и вели в его присутствии себя так, как они ведут обычно.

Читайте также:
  1. А)Изоляция контактировавших с больным и медицинское наблюдение за ними, экстренная профилактика у контактировавших с больным
  2. Вопрос: Наблюдение как один из основных методов детской психологии
  3. Выборочное наблюдение является основной формой несплошного наблюдения
  4. Диспансерное наблюдение за беременными в женской консультации. Клинические группы беременных. Роль женской консультации в антенатальной охране плода.
  5. Как выполняются наблюдение и анализа урока производственного обучения?
  6. Методы исследования в современной психологии (наблюдение, эксперимент, тесты и др.).
  7. Можно выделить шесть основных методов финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия и финансово-экономическая экспертиза.

Научное наблюдение представляет целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Связь наблюдения с чувственным познанием очевидна: любой процесс восприятия связан с переработкой и синтезом тех впечатлений, которые познающий субъект получает от внешнего мира. Эти впечатления в психологии называют ощущениями. Они являются отображением отдельных свойств, сторон предметов или процессов внешнего мира. Иногда наблюдение может относиться к восприятию переживаний, чувств, психических состояний самого субъекта.

Деятельность сознания в процессе наблюдения не ограничивается только тем, что оно синтезирует в единый чувственный образ результаты различных ощущений.

Активная его роль проявляется, прежде всего, в том, что наблюдатель, особенно в науке, не просто фиксирует факты, а сознательно ищет их, руководствуясь некоторой идеей, гипотезой или прежним опытом. Сторонники эмпиризма, чтобы гарантировать чистоту и надежность данных опыта, требуют сбора данных и фактов без какой-либо предварительной гипотезы или руководящей идеи. Нетрудно, однако, понять утопичность такой программы. Даже в обыденном познании наблюдение опирается на прежний опыт и знания людей.

В науке же, как правило, наблюдения имеют своей целью проверку той или иной гипотезы или теории и поэтому они существенным образом зависят от этой цели. Ученый не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые могут либо подтвердить, либо опровергнуть его идеи.

Наблюдения в науке характеризуются также тем, что их результаты требуют определенной интерпретации, которая осуществляется с помощью некоторой теории.

Это обстоятельство играет чрезвычайно важную роль в тех случаях, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а результат его взаимодействия с другими предметами и явлениями. Так, например, о поведении микрочастиц мы можем судить лишь косвенно, наблюдая не сами микроявления, а результаты их взаимодействия с теми или иными макроскопическими приборами и установками. Но такие заключения требуют обращения к определенной теории, с помощью которой и осуществляется интерпретация полученных результатов наблюдения. Интерпретация данных наблюдения как раз и дает возможность ученому отделять существенные факты от несущественных, замечать то, что неспециалист может оставить без внимания и даже совершенно не обнаружить. Вот почему в науке редко бывает, чтобы открытия делались неспециалистами, хотя бы потому, что случай, как указывал Луи Пастер, может научить чему-то только подготовленный ум.



Все это показывает, что процесс наблюдения в науке имеет ряд таких специфических особенностей, которые отсутствуют в обычных, житейских наблюдениях. Хотя в принципе и обыденное и научное наблюдение представляют восприятие предметов и явлений, но в науке это восприятие гораздо лучше и целесообразней организовано, а самое главное - оно направляется и контролируется определенной идеей, тогда как повседневные наблюдения опираются в основном на практический опыт и те знания, которые приобретаются в ходе этого опыта.

Это различие между научными и повседневными наблюдениями проявляется в самой их структуре. Всякое наблюдение предполагает наличие некоторого наблюдаемого объекта и воспринимающего его субъекта, который осуществляет наблюдения в конкретных условиях места и времени. В научном наблюдении к указанным трем элементам добавляются еще специальные средства наблюдения (микроскопы, телескопы, фото-и телеаппараты и т.п.), назначение которых состоит в том, чтобы компенсировать природную ограниченность органов чувств человека, повысить точность и объективность результатов наблюдения. Наконец, немаловажная роль принадлежит здесь и концептуальным средствам, т.е. понятиям и теориям, с помощью которых организуются и в особенности интерпретируются научные наблюдения.



Использование специальных материальных и концептуальных средств придает результатам научных наблюдений, как и всему процессу наблюдения в целом, такие новые черты и особенности, которые лишь в неразвитой форме присутствуют в обыденных, житейских наблюдениях.

По-видимому, наиболее общим признаком, сближающим научные наблюдения с повседневными, является их объективность, хотя степень этой объективности далеко не одинакова.

Для лучшего уяснения специфики научного наблюдения рассмотрим по порядку те особенности, которыми оно отличается от наблюдения обыденного, начав обсуждение с такого признака, как объективность результатов наблюдения.

3.1.1. Интерсубъективность и объективность

В повседневной деятельности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъекта. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений. Однако достижение таких результатов часто сопряжено с немалыми трудностями.

Прежде всего, наблюдение, основанное на восприятии, не есть чисто пассивное отражение мира. Сознание не только отражает мир, но и творит его. В процессе такого активного освоения мира возможны ошибки, заблуждения и даже простые иллюзии органов чувств, которые также нельзя игнорировать. Всем хорошо известно, что палка, опущенная в воду, кажется сломанной; параллельно расположенные рельсы вдали кажутся сходящимися.

Ошибочность подобного рода чувственных иллюзий обнаруживается простым опытом. Гораздо труднее обстоит дело с теми ошибками наблюдений, которые происходят вследствие предвзятых склонностей или представлений, ошибочных исходных установок и других субъективных факторов. Эти трудности возрастают в еще большей степени, когда приходится обращаться к косвенному наблюдению, т.е. делать выводы о свойствах или характеристиках непосредственно невоспринимаемых объектов. Таким образом, достижение объективности результатов наблюдения требует исправления и устранения ряда недостатков и ошибок, связанных как с природной ограниченностью органов чувств человека, так и деятельностью сознания вообще.

Первым необходимым, хотя и недостаточным условием получения объективных данных наблюдения является требование, чтобы эти данные имели не личный, чисто субъективный характер, а могли быть получены и зафиксированы другими наблюдателями. Иначе говоря, наблюдение должно давать результаты, не зависящие от индивидуальных особенностей конкретного субъекта,- они обязаны быть интерсубъективными. Если одни и те же данные будут получены многими наблюдателями, то тем самым возрастает их надежность и правильность.

С этой точки зрения понятно, что непосредственные данные чувственного опыта отдельного субъекта, так называемые sense date, имеют небольшую ценность в науке именно потому, что индивидуальные ощущения и восприятия человека не поддаются контролю и проверке, а следовательно, не могут стать подлинной основой для построения научного знания, которое по своему характеру имеет объективный характер. Даже одинаковые результаты, полученные многими наблюдателями, сами по себе не гарантируют их объективности, ибо ошибки, заблуждения и иллюзии могут быть свойственны разным людям. Вот почему интерсубъективность не тождественна объективности. Объективно истинное знание, как известно, не зависит от сознания и воли ни отдельного человека, ни человечества в целом. Окончательным критерием такой объективности служат опыт и практика, понимаемые в широком смысле, а именно как материальная, общественно-историческая деятельность людей.

При научном подходе к исследованию интерсубъективность служит важным этапом на пути достижения объективно истинного знания. Но в этом случае сами наблюдения тщательно анализируются и корректируются в свете существующих теоретических представлений.

Очень часто в науке для повышения объективности результатов наблюдения (не говоря уже об их точности) используются приборы и регистрирующие устройства.

На первый взгляд может показаться, что замена наблюдателя приборами начисто исключает если не ошибки, то субъективизм в процессе наблюдения. Однако данные, фиксируемые с помощью приборов, сами по себе еще ни о чем не говорят. Они требуют определенной оценки и интерпретации, которая опять-таки осуществляется человеком.

Поэтому-то единственный путь для достижения объективности и точности наблюдений состоит в усилении контроля за их результатами, что достигается с помощью, как материальных средств наблюдения, так и концептуальных.

3.1.2. Непосредственные и косвенные наблюдения

Наибольшие трудности в достижении объективных результатов наблюдения встречаются тогда, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а эффект его взаимодействия с другими предметами и явлениями. Такие наблюдения, получившие название косвенных или опосредованных, играют все более важную роль в современной науке. Действительно, объекты и процессы, которые исследуют современная атомная и ядерная физика, квантовая химия и молекулярная биология непосредственно не наблюдаемы ни с помощью органов чувств, ни с помощью приборов. Но они могут стать наблюдаемыми, если исследовать результаты их взаимодействия с другими объектами и процессами.

Однако в этом случае мы фактически непосредственно наблюдаем не сами микрообъекты и процессы, а только результаты их воздействия на другие объекты и явления, в частности те, на которых основано действие того или иного прибора или измерительного устройства. Так, в камере Вильсона, предназначенной для исследования свойств заряженных частиц, о свойствах этих частиц мы судим косвенно по таким видимым проявлениям» как образование треков, или следов, состоящих из множества капелек жидкости. Они возникают в результате конденсации перенасыщенного пара, содержащегося в камере, как раз в тех центрах, которыми служат ионы, образующиеся вдоль траектории полета заряженных частиц. По своей форме такие следы очень похожи на туманный след, оставляемый высоко летящим самолетом. Их можно фотографировать и измерять и по этим данным делать соответствующие заключения о свойствах исследуемых частиц. Подобным же образом по изменению зерен на фотопластинках можно изучать потоки космических лучей, α-частиц и других излучений.

Таким образом, во всех этих примерах мы имеем дело не с прямым, непосредственным наблюдением, а с косвенным.

Особенность такого наблюдения состоит в том, что об исследуемых явлениях здесь заключают через восприятие результатов взаимодействия ненаблюдаемых объектов с наблюдаемыми. А такое заключение обязательно основывается на некоторой гипотезе или теории, устанавливающих определенное отношение между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами. Действительно, чтобы судить о свойствах заряженных элементарных частиц по их следам в камере Вильсона или на фотопластинке, необходимо допустить существование закономерной связи между непосредственно ненаблюдаемыми частицами и теми эффектами, которые они вызывают в наблюдаемых объектах и процессах. Подобное допущение, как и всякая гипотеза, нуждается в проверке и подтверждении с помощью точно фиксируемых свидетельств. Такими свидетельствами как раз и служат непосредственно наблюдаемые объекты, явления, а также факты.

Они информируют о том, что эффекты и изменения в наблюдаемых объектах и процессах вызываются некоторыми ненаблюдаемыми объектами. Исследовать свойства и поведение таких ненаблюдаемых объектов мы можем только путем выдвижения гипотез и последующей их критической проверки. В ряде же случаев приходится строить целые системы гипотез, т.е. по сути дела законченные теории.

Следует особо подчеркнуть, что отношение между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами устанавливается вовсе не по произволу или соглашению между исследователями.

Правда, вначале ученый формулирует его в виде догадки или гипотезы, но последняя получает научное значение лишь после того, как будет подтверждена соответствующими фактами, т.е. определенным образом интерпретированными результатами непосредственно наблюдаемых объектов.

Как правило, в науке устанавливают не просто связь между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами и их свойствами, а определенное функциональное отношение между величинами, которые характеризуют эти свойства. Хорошо известно, например, что о величине атмосферного давления в некоторой точке Земли мы судим по высоте столбика ртути в барометре. Такого рода измерения величин ненаблюдаемых с помощью наблюдаемых основывается, конечно, на гипотезе, устанавливающей конкретную функциональную связь между ними.

Так, в случае атмосферного давления предполагают прямую пропорциональную зависимость между величиной Давления и высотой столбика ртути в барометре. Чаще всего зависимость между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми процессами носит более сложный характер, но она непременно должна быть точно охарактеризована с помощью той или иной математической функции.

Косвенные наблюдения играют всевозрастающую роль в современной науке, особенно в тех ее отраслях, которые исследуют явления, протекающие в отдаленных уголках Вселенной (астрономия), а также процессы, происходящие на субатомном и субмолекулярном уровне (атомная и ядерная физика, квантовая химия, молекулярная биология и некоторые другие). В последнем случае наблюдения, как правило, тесно переплетаются с экспериментом и обязательно требуют интерпретации с помощью теории.

3.1.3. Интерпретация данных наблюдения

Если исходить из буквального значения слова «данные», то может сложиться ложное впечатление, что последние даются наблюдателю в готовом виде. Такое представление в какой-то мере отвечает обыденному пониманию результатов наблюдения, но оно явно не годится для науки. Как правило, в науке данные есть результат долгого, кропотливого и трудного исследования.

Во-первых , поскольку данные получаются отдельными субъектами, то они должны быть очищены от всевозможных наслоений и субъективных впечатлений. Как уже отмечалось, науку интересуют, прежде всего, объективные факты, которые допускают контроль и проверку, в то время как непосредственные чувственные восприятия являются только достоянием отдельного субъекта.

Во-вторых , в качестве данных в науку входят не ощущения и восприятия, а лишь результаты их рациональной переработки, которые представляют собой синтез чувственных восприятий с теоретическими представлениями.

В-третьих , сами данные, прежде чем они войдут в науку, подвергаются значительной обработке и стандартизации. Их обработка осуществляется с точки зрения теоретических представлений, как соответствующей отрасли науки, так и статистической теории ошибок наблюдения. Стандартизация состоит в приведении данных к некоторым стандартным условиям наблюдения (например, температуры и давления). Наконец, уже на этой стадии исследования данные определенным образом систематизируются: составляются таблицы, графики, диаграммы и т.п. Конечно, такая систематизация еще далека от теории, но здесь содержится все, что необходимо для предварительных обобщений и построения эмпирических гипотез.

Зависимость данных наблюдения от теории и необходимость их интерпретации в наибольшей степени проявляется тогда, когда они служат в качестве свидетельств «за» или «против» той или иной гипотезы, Обычно свидетельствами считаются только те данные наблюдения, которые имеют непосредственное отношение к гипотезе и опираются на соответствующую теорию. Почему мы считаем туманный след в камере Вильсона свидетельством в пользу того, что он оставлен заряженной частицей?

Очевидно, потому, что этот результат наблюдения предсказан теорией ионизации. Точно так же отклонение магнитной стрелки, над которой помещен проводник с током, свидетельствует о том, что по проводнику проходит электрический ток. Этот результат предсказывается теорией электромагнетизма. Подобных примеров можно привести сколько угодно. Все они показывают, что сами по себе данные не могут служить свидетельством «за» или «против» какой-либо гипотезы. Чтобы стать свидетельством, данные должны быть интерпретированы с помощью некоторой теории. Пока нет теории или хотя бы некоторой совокупности знаний полутеоретического характера, нет и свидетельств.

В истории науки было немало примеров, когда некоторые факты или данные длительное время оставались случайными открытиями, пока не была создана теория, сумевшая объяснить их и тем самым способствовавшая их введению в обиход науки. Достаточно упомянуть, например, об открытии еще древними греками свойства янтаря, потертого о сукно, притягивать легчайшие тела (электризация трением) или же магнитного железняка притягивать металлические предметы (естественный магнетизм). Все эти факты вплоть до создания теории электромагнитных явлений сначала в форме механической модели с силовыми линиями, а затем математической теории Максвелла оставались любопытными курьезами природы. Будучи же понятыми на основе теории, они стали той исходной базой, которая послужила фундаментом современной техники.

Таким образом, если в самом общем виде сформулировать отличие научного наблюдения от обыденного восприятия непосредственно окружающих человека предметов и явлений, то оно состоит в значительном усилении в науке роли теории, точности и объективности результатов наблюдения, которые достигаются с помощью специально конструируемых для этой цели материальных средств наблюдения, а также концептуального аппарата, служащего для интерпретации данных наблюдения.

3.1.4. Функции наблюдения в научном исследовании

Наблюдение и эксперимент являются двумя основными формами эмпирического познания, без которых невозможно было бы получить исходную информацию для дальнейших теоретических построений и проверки последних на опыте.

Существенное отличие наблюдения от эксперимента состоит в том, что оно осуществляется без какого-либо изменения изучаемых предметов и явлений и вмешательства наблюдателя в нормальный процесс их протекания.

Эту особенность наблюдения очень ясно отметил известный французский ученый Клод Бернар. «Наблюдение,- писал он, - происходит в естественных условиях, которыми мы не можем распоряжаться». Это, конечно, не означает, что наблюдение - пассивное отражение всего, что попадает в сферу восприятия органов чувств. Как мы уже отмечали, научное наблюдение является целесообразно организованным и избирательным процессом, который направляется и контролируется теорией.

Поэтому речь здесь идет об отсутствии не активности субъекта в целом, а активности практической, направленной на воздействие и изменение исследуемого объекта. Чаще всего мы вынуждены ограничиться наблюдениями и исследовать явления в естественных условиях их протекания потому, что они оказываются недоступными для практического воздействия. Так, например, обстоит дело с большинством астрономических явлений, хотя в последнее десятилетие в связи с широким развертыванием космических исследований и здесь все больше начинает применяться научный эксперимент.

И все же наблюдение с помощью все более совершенных инструментов останется и в будущем важнейшим методом исследования звезд, туманностей и других астрономических объектов нашей Вселенной.

Наблюдение в научном исследовании призвано осуществлять три основные функции.

Первая и важнейшая из них состоит в обеспечении той эмпирической информацией, которая необходима как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для последующей их проверки. Это, конечно, не означает, что до наблюдения или эксперимента ученый не руководствуется никакой идеей, гипотезой или теорией. Напротив, при наблюдениях и поисках новых фактов исследователь обязательно исходит из некоторых теоретических представлений.

Но именно новые факты, и в частности те из них, которые не укладываются в прежние теоретические представления или даже противоречат им, требуют своего объяснения. Для решения возникшей проблемы ученый создает гипотезы или целую теорию, с помощью которых объясняет вновь открытые факты.

Вторая функция наблюдений состоит в проверке таких гипотез и теорий, которую нельзя осуществить с помощью эксперимента. Разумеется, экспериментальное подтверждение или опровержение гипотез предпочтительней, чем неэкспериментальное. Однако там, где невозможно поставить эксперимент, единственными свидетельствами могут служить лишь данные наблюдений. При наблюдениях же, которые сопровождаются точными измерениями, результаты такой проверки могут быть ничуть не худшими, чем экспериментальные, что подтверждается всей историей развития астрономии.

Третья функция наблюдения заключается в том, что в его терминах осуществляется сопоставление результатов, полученных в ходе теоретического исследования, проверяется их адекватность и истинность. При эмпирическом исследовании ученый обращается к теории для того, чтобы целенаправленно вести наблюдения и проводить эксперименты. Однако для дальнейшей разработки теории он вынужден время от времени «сверять» свои понятия, принципы и суждения с данными опыта. Поскольку сопоставление абстрактных положений теории непосредственно с опытом невозможно, то приходится прибегать к различным вспомогательным приемам, среди которых значительную роль играет формулировка эмпирических результатов в терминах наблюдения и «наблюдательного» языка.

Общая характеристика восприятия

Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие связано с осознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям. Только включив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.

Таким образом, восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения), означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Поскольку восприятие является чувственным этапом познания, оно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения.

Восприятие человека – необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Знание закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять психологические истоки ошибок следователя, суда и на этой основе давать рекомендации по повышению эффективности их правоохранительной деятельности.

Восприятие как действие

Восприятие – это своеобразное действие, направленное на обсле-дование воспринимаемого объекта и создание его копии, подобия.

Восприятие – сложная познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить (рис. 1).

Перцептивные действия

Измерительные

Соизмерительные

Построительные

Контрольные

Корригирующие

Позволяют оценить величину воспринимаемого предмета

Дают возможность сопоставить размеры нескольких объектов

Отвечают за построение перцептивного образа

Позволяют сличать возникающий образ с особенностями предмета

Исправляют ошибки в образе

Тонически-регуляторные

Поддерживают необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия

Рис. 1. Перцептивные действия

Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. от понимания того, что воспринимается, и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. от того, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.

Виды восприятия

Выделяют различные виды восприятия (рис. 2).

По форме психической активности

По форме
существования
материи

По ведущему анализатору

Неорганизо-ванное

Обонятельное

По структуре

Осязательное

Слуховое

Зрительное

Кинестетическое

Организо-ванное

По степени организации

Вкусовое

Преднаме рен ное

Непреднаме-ренное

Восприятие движения

Восприятие времени

Восприятие пространства

В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта

Симультанное

Сукцессивное

Виды восприятия

Рис. 2. Классификация восприятия

Преднамеренное восприятие х арактеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека.

Известно, что одной из форм преднамеренного восприятия является наблюдение – преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное и длительное восприятие предметов и явлений дейст-вительности, людей и самого себя.

Специалисту, осуществляющему наблюдение, необходимо учитывать особенности индивидуального типа восприятия (анали-тического, синтетического, аналитико-синтетического, эмоционального). Так, для наблюдателей синтетического типа характерны обобщенное отражение и определение основного смысла происходящего. Они не видят детали, так как не придают им значение.

Людям аналитического типа свойственно выделение при наблюдении прежде всего деталей, частностей, но понимание общего смысла явлений вызывает у них большие затруднения. Общее представление об объекте, событии они часто подменяют тщательным анализом отдельных поступков, деталей, оказываясь при этом не в состоянии выделить главное.

Люди эмоционального типа восприятия стремятся скорее выразить свои переживания, вызванные наблюдаемыми явлениями, но оказываются неспособными выделить его сущность. Человек этого типа восприятия, наблюдая за объектом, в первую очередь замечает то, что воздействует на его эмоциональную сферу, и не старается разобраться в особенностях самого объекта.

Наблюдение является основным методом изучения обстановки и места происшествия. Наблюдение за проявлениями психического и физического состояния обвиняемого или подозреваемого в процессе предварительного расследования или судебного разбирательства не имеет доказательного значения, однако необходимо для оперативной психологической диагностики, установления контакта и доверительных отношений, правомерного психического воздействия.

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.

Неорганизованное восприятие – это непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Симультанное восприятие – одноактное.

Сукцессивное восприятие – поэтапное, последовательное.

Восприятие человека человеком (социальная перцепция) – чрезвычайно сложное явление. В нем обычно выделяют два аспекта: когнитивный (познавательный) – способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности, индивидуальности и эмоциональный – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия.

Восприятие человека человеком имеет в свидетельских показаниях существенное значение. В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.

Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся (рис. 3) .

Восприятие пространства

Восприятие формы, объемности и
величины предметов

Зрительные иллюзии

Восприятие глубины

и удаленности предметов

Линейная

и воздушная
перспектива

Рис. 9.3. Восприятие пространства

По некоторым уголовным делам, таким, например, как дела об автопроисшествиях, восприятие и правильная оценка пространственных координат движущихся объектов имеет очень важное значение.

Восприятие формы, объемности и величины предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т.е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.

Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации (изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны) и конвергенции (сведение зрительных осей на фиксируемом предмете).

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения. Монокулярное зрение (с помощью одного глаза благодаря изменению толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда, в очень ограниченных пределах. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции.

По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.

Явления ошибочного или искаженного восприятия называются иллюзиями восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и т.д.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как направленность, установка, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями.

В профессиональной деятельности юриста важно отделить объективные факты от субъективных наслоений. Так, например, при допросе свидетеля необходимо уточнить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует знать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимаемых предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры. Так, например, для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо освещенные кажутся более близко расположенными. Кроме того, пробелы чувственного восприятия нередко заполняются элементами, которых в действительности не было. Ошибки суждений часто объясняются целостностью восприятия и вызываются тем, что оценка предмета в целом переносится на оценку его деталей.

Восприятие времени есть отражение длительности, последовательности явлений действительности, а также темпа и ритма (рис. 4).

Восприятие времени

Восприятие последовательности явлений

Восприятие длительности явлений

Восприятие темпа и ритма

Рис. 4. Восприятие времени

Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика и составляет физиологическую основу восприятия времени. Восприятие последовательности явлений опирается на их четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое осознается как прошедшее.

На восприятие последовательности событий влияет ряд факторов:

  1. перцептивная установка субъекта, выражающаяся в готовности о его к восприятию событий;
  2. объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов;
  3. упорядоченность событий самим субъектом с использованием определенной последовательности событий, обладающих какими-то значимыми для субъекта признаками.

Например, экспериментальным путем установлено, если на нас одновременно воздействует два стимула, то тот из них, к восприятию которого мы подготовились, будет восприниматься в качестве предшествующего, более раннего стимула. Точно также раздражитель, к которому мы проявляем интерес, будет воспринят как предшествующий по сравнению с другим, «неинтересным стимулом». Это свойство восприятия объясняет причину появления некоторых ошибок в свидетельских показаниях, особенно о фактах, существенно отдаленных от момента допроса. Восприятие длительности явлений в значительной степени определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии, в ожидании неприятных событий.

Восприятие времени изменяется в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные – субъективно несколько растягивают временные промежутки.

Как показывает следственная практика, нередко восприятие времени свидетелем, потерпевшим, обвиняемым происходит в состоянии эмо-циональной, психической напряженности, что искажает оценку продол-жительности события. Подобное искажение наблюдается при допросе обвиняемого, совершившего преступление в состоянии аффекта. В подобных случаях в ходе следственного эксперимента свидетелю, потерпевшему или обвиняемому предлагается воспроизвести те действия, которыми он был занят в интересующий период. Одновременно проводится хронометрирование. Восприятие продолжительности времени меняется в зависимости от возраста. Для лиц преклонного возраста время течет гораздо быстрее, чем для ребенка. Это должен учитывать сле-дователь при допросе свидетелей, когда сталкивается с расхождением в их показаниях.

Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершавшегося во времени процесса.

Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств. Восприятие ритма обычно сопровождается двигательным аккомпанементом. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу.

Восприятие движения – это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве (рис. 5).

Восприятие движения

Характер

Форма

Амплитуда

Ускорение

Продолжительность

Скорость

Направление

Рис. 5. Восприятие движения

Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, направление и ускорение . Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают его характер (сгибание, разгибание, отталкивание и т.д.); форму (прямолинейное, криволинейное, круговое и т.д.); амплитуду (полная, неполная); направление (направо, налево, вверх, вниз); скорость (быстрое или медленное движение); ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, прерывистое движение).

Основные свойства восприятия

Говоря о свойствах восприятия необходимо выделить среди них две группы: свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия, и свойства, отражающие продуктивность восприятия как психического познава-тельного процесса. К первой группе относятся основные «сущностные» свойства восприятия (рис. 6), ко второй группе – показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы (рис. 7).

Свойства, определяющие сущность восприятия

Предметность

Целостность

Структурность

Осмысленность

Избирательность

Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их

При неполном отражении отдельных свойств воспри-нимаемого объекта происходит мысленное достра-ивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета

Человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков

Человек осознает то, что воспринимает. Благодаря этому возможно целенаправленное использование предметов

Из бесчисленного числа окружающих человека предметов и явлений он выбирает лишь некоторые в зависимости от своих потребностей и интересов

Константность

Одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях в неизменном виде

Апперцепция

Восприятие зависит от общего содержания пси-хической жизни человека. Большую роль играет предшествующий опыт

Рис. 6. Свойства, характеризующие сущность восприятия

Предметность восприятия – способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, а возникает и совершенствуется в онтогенезе на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Предметность проявляется в выделении воспринимаемого предмета из фона.

Свойства восприятия, определяющие его продуктивность

Объем

Скорость

Точность

Надежность

Количество объектов, которое может воспринимать человек в течение одной фиксации или в единицу времени

Время, необходимое человеку для адекватного восприятия предмета или явления

Соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком

Вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени

Рис. 7. Свойства, определяющие продуктивность восприятия

Целостность восприятия – выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. В процессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (например, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы. Целостность – не изначально заданное свойство, оно формируется в предметной деятельности.

Структурность восприятия – расчлененность и специфическая взаимосвязь частей воспринимаемого предмета (его структура). Человек воспринимает абстрагированную из ощущений обобщенную структуру. Так, мелодия, сыгранная на разных инструментах, воспринимается как одна и та же.

Осмысленность восприятия – показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. В процессе осмысления чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, абстрагированию и обобщению. Осмысление предмета завершается названием его словом – понятием, т.е. отнесением к определенной группе, классу, категории предметов. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование.

Избирательность восприятия – способность человека воспри-нимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Эта особенность восприятия, с одной стороны, зависит от интересов, в значительной степени от установок личности, потребностей, знаний, а с другой – обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью и пр.

Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия – это во многом проявление прошлого опыта.

Апперцепция – зависимость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от его общего содержания, направленности личности, от стоящих перед ним задач, мотивов его деятельности, убеждений и интересов, эмоциональных состояний. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.

Нарушение восприятия

В юридической практике нередко приходится сталкиваться с таким нарушением восприятия, как галлюцинация.

Галлюцинациями обычно называют восприятие, возникающее без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.). Галлюцинации являются, как привило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами. Человеком, находящимся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинно воспринимаемое, т.е. люди во время галлюцинирования действительно слышат, видят, обоняют, а не воображают или представляют. Для галлюцинирующего человека субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира.

Наибольший интерес представляют зрительные галлюцинации, отличающиеся необычным многообразием. Влияние зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние на чело-века: может вызывать ужас или восхищение, даже преклонение. Причинами, вызвавшими галлюцинации, могут быть: сильное опьянение, токсические и наркотические вещества, душевные расстройства.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии, т.е. ошибочное восприятие реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлин-ного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно – главная особенность иллюзий.

Иллюзии принято разделять на аффективные и вербальные (сло-весные). Аффективные иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным настроением. В этом состоянии случайный прохожий может предстать убийцей или насильником. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии реально происходящих разговоров окружающих; человеку слышатся в них намеки на какие-то неблаговидные поступки, скрытые угрозы в его адрес.