Литература начала 20 века кратко главное. Русская литература XX века

Конец XIX - начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные - о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие - с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис". Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: "материя исчезла". Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" - воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором - все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет "…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 - выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) - 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921-1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:

Представители литературных направлений

  • Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
  • Мистики-богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
  • Декаденты-индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
  • Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
  • Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
  • Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
  • Эгофутуристы : И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
  • Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
  • Объединение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия. Одну из таких форм предложил В.Г. Короленко, чье творчество продолжает развиваться в конце XIX и первые десятилетия нового века. Иным выражением романтического стало творчество А. Грина, произведения которого необычны своей экзотичностью, полетом фантазии, неискоренимой мечтательностью. Третьей формой романтического явилось творчество революционных рабочих поэтов (Н. Нечаева, Е. Тарасова, И. Привалова, А. Белозерова, Ф. Шкулева). Обращаясь к маршам, басням, призывам, песням, эти авторы поэтизируют героический подвиг, используют романтические образы зарева, пожара, багровой зари, грозы, заката, безгранично расширяют диапазон революционной лексики, прибегают к космическим масштабам.

Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. Двадцатые годы - сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы. Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает. Наоборот, появляется много талантливых молодых писателей, недавних участников Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Тридцатые годы начались с "года великого перелома", когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосев, А. Воронский И Д. Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, погибли две тысячи писателей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.

Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.

Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Большинство их оказалось на полях сражений. Более тысячи поэтов и прозаиков вступили в ряды действующей армии, став прославленными военными корреспондентами (М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, И. Эренбург, Вс. Вишневский, Е. Петров, А. Сурков, А. Платонов). Произведения различных родов и жанров включились в борьбу с фашизмом. На первом месте среди них была поэзия. Здесь надо выделить патриотическую лирику А. Ахматовой, К. Симонова, Н. Тихонова, А. Твардовского, В. Саянова. Прозаики культивировали свои самые оперативные жанры: публицистические очерки, репортажи, памфлеты, рассказы.

Следующим крупным этапом в развитии литературы века был период второй половины XX века. В пределах этого большого отрезка времени исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периодов: позднего сталинизма (1946-1953 гг.); "оттепели" (1953-1965 гг.); застоя (1965-1985 гг.), перестройки (1985-1991 гг.); современных реформ (1991-1998 гг.) Литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

Течения литературы второй половины XX века: новые сюжеты

К наиболее явным течениям литературы второй половины 20 века относится: поздний сталинизм, «оттепель», застой, перестройка и современные реформы. И каждый из тех периодов ознаменован тем, что русской литературе приходить пережить неблагоприятные условия для своего полноценного и свободного развития.

Постоянные политические преследования, сдерживание и повсеместный контроль, регулярная опека и чье-то целенаправленное руководство все это не позволяло писателям свободно выражать свое мнение и художественно показывать исторические события и действительность русской жизни.

Основным направлением русской культуры после 1947 года была ее изоляция от мирового сообщества и мировой культуры.

Такие деятели культуры, как Зощенко, Ахматова, Шостакович, постоянно подвергались преследованиям и запретам, они обвинялись в буржуазной идеологии и формализме. В литературных произведениях постоянно фигурировал один сюжет, который повествует о конфликте новаторов и консерваторов.

Новые темы в литературе второй половины XX века

Но в начале 60-х годов происходит долгожданное обновление духовности русской культуры, и особенно литературы. Наконец-то свободно обсуждаются произведения Булгакова, Зощенко и Ахматовой до этого многие их творения даже не издавались. Появляется рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» , который получает существенный социальный резонанс.

Это произведение поднимает тему репрессий, тяжелую и мрачную, но представляющую собой историческую правду. Эту тему продолжают и другие деятели русской литературы, только уже раскрывают историческую правду о Великой Отечественной войне.

Произведения Быкова, Богомолова и Астафьева посвящены именно этой теме. Но большинство произведений, создатели которых хотели пролить свет на революции, гражданские войны, историческую судьбу России и истинной жизни в деревнях и селах, с трудом доходили до массовой аудитории.

Снова начинаются вынужденные эмиграции писателей, это Солженицын, Бродский и Вишневская. Появляется ощутимое противостояние между интеллигенцией и властью, очевидно, что это сказывается и на культурной жизни россиян.

Становятся известными и распространенными движения диссидентов, которые требуют свободу творчеству и слову. В литературе находят свое отображение сложные процессы идеологических конфликтов. Литература повествует о духовной разобщенности народа и сложной, даже трагической жизни всех людей.

Произведение Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» публикуется за рубежом, как и некоторые другие произведения русских писателей «Москва-Петушки» Ерофеева, «Верный Руслан» Владимова. Становятся известными произведения таких авторов, как Трифонов, Битов, Искандер, Шукшин и Астафьев.

Урок в 9 классе

русская литература хх века:
многообразие жанров и направлений

Цел и: 1) Познакомить учащихся с многообразием жанров и направлений в литературе 20 века;

2) расширять литературный кругозор, формировать литературный вкус;

3) развивать умение работать в группе, умение конспектировать.

Ход уроков

1. Орг.момент, целеполагание

- Здравствуйте! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с особенностями русской литературы 20 века, многообразием жанров и направлений.(слайд 1) А для этого мы вспомним, какие исторические события происходили в стране в то время, побеседуем по статье учебника, поработаем в группах, выделим основные черты каждого направления, а также выполним упражнения по подготовке к экзамену.

Ну что ж, приступим. Работать мы сегодня будем по следующему плану. (слайд 2)

2. Изучение нового

Русская литература ХХ века имеет крайне сложную, даже трагическую, историю. Это связанно с коренными изменениями в жизни страны, начавшимися на рубеже 19-20 века.

Вспомните из истории, какие события происходили в стране в 20 веке?(слайд 3)

Россия пережила три революции: 1905 год., Февральскую и октябрьскую 1917 г;

Русско – японскую войну 1904-1905гг;

Первую мировую войну 1914-1918гг;

Гражданская война

Внутриполитическая обстановка в нашей стране в это время была крайне сложной.

Рубеж веков был ознаменован значительными научными открытиями. Они перевернули представления о познаваемости мира. Это привело к поиску объяснения новых явлений через религию, мистицизм.

Философ Николай Бердяев так охарактеризовал это время:

« Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интерес к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни…» (слайд 4).

Итак, на смену одному господствующему мировоззрению пришло многообразие мнений, идей во всех областях жизни.

Все это привело к развитию литературы, появлению новых литературных направлений.(слайд 5)

Прежде чем начать знакомиться ближе с биографиями писателей и поэтов, ярких представителей литературных направлений того времени, вспомним материалы статьи учебника, которую я вас просила прочитать.(с.41-42) (слайд 6)

3. Проверка д/з

Какие традиции сохранялись в русской литературе на рубеже XIX–XX вв.? (Традиции русской классической литературы.)

Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно? (Часть писателей эмигрировала.)

Какая тема господствовала в литературе 20-х гг.? (Тема г ражданской войны.)

Какие события нашли отражение в литературе 30-х гг.? (Художественное осмысление свершившихся в стране событий.)

Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне? (Политические и нравственные истоки п обеды.)

Каковы основные особенности литературы 50–70-х гг.? (Происходит переосмысление роли войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни; в пьесах – острота нравственных конфликтов; период «оттепели»: критический подход к истории и современной жизни народа и государства; взлет поэзии; «деревенская проза».)

Что принципиально нового было осуществлено в литературе 80–90-х гг.? (Стали доступны произведения писателей русского зарубежья, писателей – узников сталинских лагерей: Солженицына, Шаламова; новое звучание получила тема народного подвига в Великую Отечественную войну; увидели свет произведения известных авторов: Ахматовой, Твардовского и т. д., писавшиеся «в стол».)

В последнем абзаце статьи сказано, что история русской литературы ХХ в. – трагическая. Почему? (слайд 7)

1) Губительное воздействие цензуры на литературу («запрет» на Б. Пильняка, Е. Замятина, М. Булгакова и др.);

2) 30-е гг. – репрессии (расстрелы, лагеря) (И. Бабель, О. Мандельштам), публичные преследования (М. Цветаева);

3) эмиграция цвета русской литературы (И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев);

4) тенденция приведения литературы к единому методу – социалистическому реализму.(слайд) (к/у)

Давайте теперь поближе познакомимся с некоторыми представителями направлений в литературе. Начнем с реализма. (слайды 8-10).

4. Подготовка к ОГЭ

А теперь, чтобы совместить полезное с полезным, выполним задание по этому тексту в рамках подготовки к экзамену. (слайд по подготовке: 11-16) (выполняют задание с с/к )

5. Работа в группах

- Теперь мы поработаем по группам. Вам предстоит познакомится с материалом по символизму, акмеизму и футуризму, попробовать выделить основные характерные черты. (работа в группах сменного состава).

Итак, какие характерные черты выделили? (слайды 17-19) (делают записи в тетрадях). (в/к)

6. Итог урока (слайд 20)

- Давайте подведем итог сегодняшнего урока.О чем мы сегодня с вами говорили? Что узнали нового?

7. Рефлексия

Что запомнилось на уроке? Комфортно ли вам сегодня было работать?

8. Домашнее задание: (слайд 21)

2) индивидуальное задание: подготовить литературный монтаж о жизни и творчестве писателя, включив его стихотворения, высказывания о нем критиков, других писателей (сообщения).

9. Оценивание.

Выставление отметок за урок.

Тема урока: Русская литература 20 века. Проблема периодизации русской литературы 20 века.

Цели: Сформировать у учащихся понятия о периодизации русской литературы 20 века, его основных направлениях развития

Продолжить формирование общеучебных знаний, умений и навыков конспектирования, планирования ответов, сравнения и обобщения

Содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, уделить особое внимание воспитанию патриотизма, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции.

Ход урока

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться. Э.Тоффлер

Актуализация опорных знаний

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
- Для чего человек читает? Что он может узнать из книг?
- Можно ли взять из книг какой-либо жизненный опыт, не повторять ошибок других?
- Как на примере героев можно воспитатель в себе какие-либо качества?
- Каких героев мы встречаем в произведениях?

Дифференцированное задание. Создание мини-проектов
1. Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.
Как их развить в процессе чтения?
2. Как надо готовиться к урокам по другим наукам – изучить заданный параграф (география, биология, история, физика…). Что необходимо для себя выделять, как лучше запоминать нужный параграф?
3. Существует профессиональная, научная, художественная, публицистическая литература. Как Вы думаете, нужно ли простому человеку читать все это подряд, или нужно выбирать, что читать. Как надо самообразовываться?

Литературоведческий диктант. Раскрыть понятия:
Автор - (реальный человек, создатель литер. произведения, образ, персонаж)
Художественный текст – (композиционно выстроенная, связанная и воспроизводимая последовательность словесных, эстетических знаков, которые обладают смыслом, доступным человеку)
Художественный мир – (воображаемая реальность, воплощенная в худ.тексте)
Читатель – (человек, который способен читать худ.текст, понимать и сопереживать)

Объяснение нового материала
Словарь.

Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая эволюцию жанров, тематики и сбережение и различное использование классического наследия, переосмысление вечных тем, возникновение или угасание тех или иных общностей, систем, взаимосвязей литератур. Основные понятия, характеризующие литературный процесс, – художественные системы, литературные течения, направления, творческие методы.

Писательская публицистика является неотъемлемой частью литературы.

Это жанр литературных произведений, стоящий на стыке художественной литературы и научной (социально-политической) прозы. Главное назначение публицистики – поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни, она берт на вооружение ораторское слово, её стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность.

Всех писателей начала 20 века объединяет общая тема осмысления революции, которая соприкасается с проблемой интеллигенции, народа и культуры. Все писатели ищут истоки катастрофы 1917 года, варварского отношения к культурному наследию, говорят о вине интеллигенции , забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за свою страну.

Исторические события, последовавшие после Октября 1917 года, заставили многих писателей изменить свои взгляды: М.Горький был вынужден приспособиться к большевистской идеологии. И.Бунин и В.Короленко еще более утвердились в своих убеждениях и до конца дней не признавали советскую Россию.


Дополнительно.

Стихотворные лозунги, призывы , символизировавшие в быту новый стиль жизни:

«Пионеры, бейте тревогу – наши родители молятся Богу!»

«Мы отпустим мать на грядку и пойдём на детплощадку!»

«От поповской рясы отвлечём детские массы.»

«Все излишки – в сберкассу.»

«Смерть куличу и пасхе…»

В журналах, газетах молодых литераторов-самоучек с нарочито пролетарскими названиями «Горн», «Гудки», «Грядущее», «Твори!», «Кузница», «Железный путь» нередко звучали такие «истины»:

Понял я мудрость мира.

Вся – вот в этом молотке…

Во имя нашего Завтра –

Сожжем Рафаэля…

В кровь зацелован топкой жаркой,

Измят объятьями котла…

Образы-символы пролетарской поэзии 1917-1921 годов: «кузницы», «легионы труда», «порванные цепи», «тревожный набат», «ураган воли»… Лекция учителя с элементами беседы Назовите известные вам литературные направления начала 20 века? После 1917 г. в литературной жизни продолжали существовать литературные организации и группы писателей: футуристы, акмеисты, Пролеткульт и другие, сложившиеся в начале 1910-х годов. Появляются новые литературные группы и направления: «Кузница» (1921), «Серапионовы братья» (1919-1921), ЛЕФ (1923) и т.п.. Каждое из многочисленных литературных объединений старалось в своих декларациях утвердить право на существование и доказать, что именно оно способно наилучшим образом решить стоящие перед литературой задачи . Каковы были причины возникновения столь многочисленных и разнохарактерных литературных групп? На первый план выдвигаются материально-бытовые: «Вместе было легче выжить в тяжелых обстоятельствах русской жизни тех лет, преодолеть разруху, голод, наладить условия для нормальной работы и профессионального общения людей, причастных к литературе и искусству». В годы революции и гражданской войны активизировались «устные» формы литературной жизни. Общество любителей русской словесности, среди председателей и членов которого были почти все известные русские писатели: Л. Толстой, В. Соловьев, В. Короленко, В. Вересаев, М. Горький, К. Бальмонт, Д. Мережковский, В. Брюсов, А. Белый, Вяч. Иванов, М. Волошин, Б. Зайцев, А. Куприн, Н. Бердяев. Символизм как течение после Октября не развивался. А. Белый и Вяч. Иванов преподавали в Пролеткульте; молодые пролетарские писатели заимствовали у Белого символику, идеи космизма, урбанизма, но многое, разумеется, в том числе антропософия Белого, оставалась невостребованным. В 1921 г. ушел из жизни А. Блок, а в 1924 - В. Брюсов. После Октября революция мыслилась ими как размах революционной стихии, как крестьянский социализм. Акмеисты , в свое время объединившиеся в группу «Цех поэтов» (1911-1914), после Октября возобновляют активную организационную деятельность. Задача акмеизма - обретение равновесия между «земным» и «небесными» мирами. Истинным вождем, душой этого направления был Н. Гумилев - поэт, прозаик, драматург, критик, солдат и путешественник. Эстетика акмеизма с ее возвращением слову его предметного содержания, «эстетизацией земного» находила свое развитие у его признанных оставшихся в России мастеров - А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина, В. Нарбута, С. Городецкого. «Ко двору» революционной власти пришлись футуристы. «Центрифуга», куда входили Б. Пастернак, Н. Асеев, существовала и в первые годы советской власти.

ЛЕФ. В этих условиях в конце 1922 г. образовалась группа ЛЕФ (Левый фронт искусства), куда входили В. Маяковский, Б. Арватов, В. Каменский, Б. Пастернак, Н. Асеев, В. Шкловский, О. Брик,

Лефовцы выдвинули теорию « социального заказа », идею «производственного» искусства. Эта группа афишировала себя как «гегемона» революционной литературы и нетерпимо относилась к другим группам. Они пришли к отрицанию художественной условности, а из литературных жанров признавали только очерк, репортаж, лозунг ; отрицали вымысел в литературе , противопоставляя ему литературу факта . Отвергая принцип литературного обобщения, лефовцы тем самым умаляли эстетическую, воспитательную роль искусства. Характерное для Лефа социологическое понимание искусства обусловило интерес писателя к документальному, хроникальному кино . «Кинематограф и футуризм как бы идут навстречу друг другу», - отмечала критика тех лет. Движение киноленты ассоциировалось с движением истории или человеческой жизни. Имажинизм. В январе 1919 г. С. А. Есенин, Р. Ивнев, А. Б. Мариенгоф, В.Г.Шершеневич и др., именовавшие себя «Верховным Советом Ордена имажинистов», выступили с изложением принципов нового, альтернативного футуризму (это оговаривалось специально) литературного направления - имажинизма. Предпосылками платформы этой группы были еще дореволюционные статьи В. Шершеневича об «имажионизме». В отличие от футуристов, искавших стыка между искусством и социальной практикой, имажинисты провозглашали «победу образа над смыслом»: imagо (лат.) - образ. «Поэт - это тот безумец, который сидит в пылающем небоскребе и спокойно чинит цветные карандаши для того, чтобы зарисовать пожар. Помогая тушить пожар, он становится гражданином и перестает быть поэтом», - писал В. Шершеневич. Конструктивизм. Главным теоретиком литературного центра конструктивистов, созданного в конце 1924 г., стал К. Зелинский. Он полагал: «Конструктивизм - это математика, разлитая во все сосуды культуры». Декларация группы вышла под претенциозным названием: «ЗНАЕМ. Клятвенная конструкция (Декларация) конструктивистов-поэтов». В ней, в частности, говорилось: «Конструктивизм как абсолютно творческая (мастерская) школа утверждает универсальность поэтической техники; если современные школы порознь вопят: звук, ритм, образ, заумь и т.д., мы, акцентируя, И, говорим: И - звук, И - ритм, И - образ, И - заумь, И - всякий новый возможный прием, в котором встретятся действительная необходимость при установке конструкции». « Серапионовы братья». В начале февраля 1921 г. несколько молодых писателей при Петербургском Доме Искусств - образовали группу «Серапионовы братья» (по названию кружка друзей в одноименном романе Э. Гофмана). В нее вошли Вс. Иванов, К. Федин, Н. Тихонов, М. Зощенко, В.Каверин, Н. Никитин, М. Слонимский. Атмосфера была дружественной. «В комнате Слонимского каждую субботу собирались мы в полном составе и сидели до глубокой ночи, слушая чтение какого-нибудь нового рассказа или стихов, и споря о достоинствах или пороках прочитанного, - вспоминал К. Федин.- Мы были разные. Наша работа была непрерывной борьбой в условиях дружбы ». «Серапионы» уделяли большое внимание многообразию творческих подходов к теме , занимательности сюжетостроения Пролеткульт. Ведущее место в литературном процессе послеоктябрьских лет заняла, как говорили тогда, пролетарская литература. Пролеткульт - это культурно-просветительные организации, студии литераторов, художников, актёров. Наиболее активную деятельность в первые годы революции развивали поэты и прозаики Пролеткульта. Оформившись 19 октября 1917 г. (т.е. за неделю до Октябрьской революции), он ставил своей целью развитие творческой самодеятельности пролетариата , создание новой пролетарской культуры .

Запись в тетрадь общих положений периодизации

Русская литература XX века прошла несколько периодов своего развития, каждый из которых отмечен своеобразием общественно политических условий и эстетических направлений.В периодизации литературы XX века учитываются эстетические, внутрилитературные и общественно-идеологические факторы. Рамки нового периода развития русской литературы XX века определяются началом века до 1916 г. 1917 г. – это не только год революции, перевернувшей все сферы действительности. К этому году дошли до своего завершения художественные процессы, начавшиеся еще на рубеже веков.

Второй период – 1917 – начало 1930-х годов характеризуется разделением русской литературы на два потока – литературу эмиграции и метрополии, развивающихся в условиях социально-политического и географического размежевания. В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.

Третий период – 1930-е – первая половина 1950-х годов – отмечен утверждением административно-командного метода руководства в государственной жизни, а в искусстве господством социалистического реализма с его нормативными требованиями как главного метода советской литературы. Литература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).

Вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х годов – новый этап, связанный с начавшимся кризисом политической системы (то «оттепель», то «застой»). В это время литературная практика ломает каноны соцреализма, выходит за его рамки. Происходит поворот к новым темам и проблемам, углубление психологизма, повышение внимания к нравственному миру человека.

Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей . В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии литературы с концом XIX – началом XX веков.

Подведение итогов урока. Вопросы для закрепления материала. 1.Что ассоциировалось с движением истории или человеческой жизни? А. воспитательная роль искусства Б. движение киноленты В. «победа образа над смыслом» Г. отрицание художественной условности 2. Какое авангардное течение было нацелено на поэтический эксперимент и своих программе представлялось как сторонник «техницизма, математической схемы», игнорирующий национальную природу искусства? А. «Цех поэтов» Б. кубофутуризм В. имажинизм Г. конструктивизм 3. Какая группа молодых писателей взяла название кружка друзей в одноименном романе Э. Гофмана? А. «Серапионовы братья » Б. «Цех поэтов» В. «Кузница» Г. «Звучащая раковина» 4. Литература какого периода имеет общие черты с литературой революционных лет?(Новейший период, конец 20 века) Рефлексия

Урок 63. Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Русская литература , в общем, занимает особое место в мировой литературе. Если говорить о русской литературе ХХ века, то начало века характеризуется ярким расцветом русской культуры, как его еще называют "серебряным веком". Этому периоду присущи характерные для России того времени глубокие противоречия. Один за другим появлялись новые таланты. В этот период ожил интерес к религии, которая оказала огромное влияние в начале XX века на развитие русской культуры. Литераторов стали притягивать вечные и глубинные вопросы – о добре и зле, о сущности жизни и смерти, природе человека.

Научные открытия того периода поколебали представления об устройстве мира. Новое видение мира определило и новое понимание реализма XX в., который существенно отличался от классического реализма предшественников. Все это привело к глубочайшему кризису сознания. По моему мнению, в любой сложной ситуации каждому человеку нужен выплеск эмоций и чувств, и тем более человеку творческому. В этот период не всегда была возможность высказать свободно свои переживания, а как говорят: «Бумага все стерпит». В этот период происходила переоценка ценностей, и зачастую именно литература помогала этому.

Влияние русской литературы всегда распространялось за пределы России. Но особенно стало ощущаться после Октябрьской революции, сделавшей очевидной в поступательном движении человечества роль русской литературы. Благодаря литературе этого периода, зарубежом русский человек предстал как борец и герой, подвижник великой ответственности перед идеей человечества. Произведения русских классиков в этот период стали выпускаться огромными тиражами, к ним потянулись миллионы новых читателей!

В этот исторический период многие деятели русской культуры были выдворены из страны, а некоторые были добровольной эмиграции, но художественная жизнь в России не замирает. Появилось много талантливых молодых писателей , которые были участниками Гражданской войны: А. Фадеев, М. Шолохов , Л. Леонов, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Нельзя не отметить творчество таких поэтов и писателей, как А. Ахматова, С. Есенин , М. Цветаева, В. Маяковский, А. Толстой, М. Зощенко, Е.Замятин, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Период Отечественной войны 1941 года дал большой объем патриотической лирики А. Твардовского , К. Симонова, А. Ахматовой, Н. Тихонова, В. Саянова. Прозаики красочно описали борьбу советского народа с фашизмом, написав об этом настолько красочно, что до сих пор, читая об этой мировой трагедии, переживаешь каждый момент того времени.

Следующий крупный этап в развитии литературы - вторая половина XX века. В нем можно выделить периоды: поздний сталинизм (1946-1953 гг.); "оттепель" (1953-1965 гг.); застой(1965-1985 гг.), перестройка (1985-1991 гг.); современные реформы (1991-1998 гг.), и даже в этот период, литература тоже испытывала большие трудности.

Русскую литературу очень любят и ценят за рубежом, ее переводят, экранизируют, читают. Человек не знакомый с русской литературой ХХ века потерял очень многое.

В основе эпического рода литературы лежит сюжетное повествование о жизни персонажей во всем ее многообразии. Эпическое произведение может «вобрать» в себя большое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, что недоступно произведениям лирическим и драматическим. Внутри эпоса выделяются следующие жанры: очерк, рассказ, новелла, повесть, роман, эпопея, роман-эпопея.

Очерк - это малая эпическая форма. Как правило, в очерке изображается одна или несколько сцен, в которых воспроизводится встреча с тем или иным типом людей в очень короткий период времени. В качестве примера можно привести очерки М. Горького «В Америке».

Рассказ также является малой эпической формой, имеет небольшой размер. В центре рассказа находится судьба героя в определенный момент его жизни. В русской литературе XIX века мастером рассказа по праву считается А.П. Чехов. К этому жанру относятся «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, многие произведения В. Шукшина, целые циклы В. Распутина («Век живи – век люби», «Что передать вороне»).

Новелла - это тоже малая эпическая форма. В ее основе одно необычное событие, имеющее неожиданный финал, как, например, в «Господине из Сан-Франциско» И.А. Бунина.

Повесть - средняя эпическая форма. В ней есть одна сюжетная линия: история жизни одного человека в столкновениях с судьбами других людей. Повесть охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев. Повести создавали Н.В. Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Л.Н. Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»), А.П. Чехов («Палата № 6»), В.Г. Распутин «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» и др .

Роман - большая эпическая форма, в которой раскрывается история формирования характеров многих персонажей. В романе наличествует нескольких сюжетных линий, большое количество действующих лиц. Условно выделяют социально-бытовой роман: человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия («Обломов» И.А. Гончарова), психологический роман: столкновения внутреннего мира человека с внешним миром («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского); исторический роман: действие развертывается на фоне исторических событийКапитанская дочка» А.С. Пушкина); философский роман: раскрываются главные проблемы человеческого бытия (« Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого»).

Э попея описывает момент истории, важный для судеб целого народа (государства). Этот жанр характеризуется значительным объемом, большим пространством действия, большим количеством персонажей (обычно представлены все слои населения). Например, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого, где насчитывается более 600 героев, описывается национально значимое событие -война 1812 года. Автор предоставляет право духовно ищущим героям внести свою лепту в спасение России (Андрей Болконский, Пьер Безухов).

Драматическое произведение, как и эпическое, воссоздает поступки людей и их взаимоотношения. Однако в драме отсутствует развернутое описательное воспроизведение событий. Драматическая литература предназначена, прежде всего, для сценической интерпретации, поэтому основной ее текст – цепь диалогов и монологов персонажей.

В XVII веке драма делилась на трагедию и комедию. Трагедия отличалась «высокой» тематикой, наличием исторических героев и «трагической» развязкой (гибель героя). Особенностью трагедии было большое количество монологов.

Комедия противостояла трагедии. В ней говорилось о современности, использовались приемы комического. Как правило, в произведениях этого жанра преобладала счастливая развязка (свадьба героев).

В XVIII веке появилась драма . Она стала срединным жанром. Как и комедия, драма воспроизводила преимущественно частную жизнь людей, однако главной ее целю было не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. При этом, как и трагедия, драма тяготела к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем эти противоречия были не столь напряженными и допускали возможность благополучного разрешения.

Надо сказать, для XIX в. характерно смешение драматических жанров и разрушение твердых границ между ними. Так, например, до сих пор ведутся споры о том, к какому жанру можно отнести «Грозу» А.Н. Островского. К трагедии принадлежат «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Русские люди» К. Симонова; к драме - «Три сестры» А.П. Чехова, «На дне» М. Горького; к комедии - «Ревизор» Н.В. Гоголя, многие пьесы А.Н. Островского («На бойком месте», «Горячее сердце», «Лес»), А.П. Чехова («Вишневый сад», «Чайка»), В.В. Маяковского («Клоп», «Баня») и др.


Литературные направления XX века

Символизм

Литературно-художественное направление конца 19-го - начала 20 века. Основы эстетики символизма сложились в конце 70-х. гг. 19 века в творчестве французских поэтов П Верлена, А.Рембо, С.Малларме и др.

Символизм возник на стыке эпох как выражение общего кризиса цивилизации западного типа.

Оказал большое влияние на все последующее развитие литературы и искусства.

Основные признаки:

1. Преемственная связь с романтизмом. Теоретические корни символизма восходят к философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р.Вагнера и некоторым идеям Ф. Ницше.

2. Символизм был преимущественно устремлён к художественному ознаменованию "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. Поэтический символ рассматривался как более действенное художественное орудие, чем образ. Символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы и символическое обнаружение соответствий и аналогий.

3. Музыкальная стихия объявлялась символистами проосновой жизни и искусства. Отсюда - господство лирико-стихотворного начала, вера в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи.

4. Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.

Акмеизм

Течение в русской поэзии 20-го века, которое сформировалось как антитеза символизму.

Мистическим устремлениям символизма к "непознаваемому" акмеисты противопоставляли "стихию естества", декларировали конкретно-чувственное восприятие "вещного мира", возврат слову его изначального, не символического смысла.

Это литературное течение утвердилось в теоретических работах и художественной практике Н.С.Гумилёва, С.М.Городецкого, О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой, М.А.Зенкевича, Г.В.Иванова и других писателей и поэтов. Все они объединились в группу "Цех поэтов" (действовала с 1911 - 1914, возобновилась в 1920 - 22гг.). В 1912 - 13гг. издавали журнал "Гиперборей" (редактор М.Л. Лозинский).

Футуризм

(Произошло от латинского futurum – будущее).

Одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала 20-го века. Наибольшее развитие получило в Италии и России.

Общая основа движения - стихийное ощущение "неизбежности крушения старья" (Маяковский) и стремление предвосхитить, осознать через искусство грядущий "мировой переворот" и рождение "нового человечества".

Основные признаки:

1. Разрыв с традиционной культурой, утверждение эстетики современной урбанистической цивилизации с её динамикой, безличностью и аморализмом.

2. Стремление передать фиксируемый сознанием "человека толпы" хаотический пульс технизированной "интенсивной жизни", мгновенной смены событий-переживаний.

3. Для итальянских футуристов были характерны не только эстетическая агрессия и эпатаж консервативного вкуса, но и вообще культ силы, апологии войны как "гигиены мира", что впоследствии привело некоторых из них в лагерь Муссолини.

Русский Футуризм возник независимо от итальянского и, как самобытное художественное явление, имел с ним мало общего. История русского футуризма складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырёх основных группировок:

а) "Гилея" (кубофутуристы) - В.В.Хлебников, Д.Д. и Н.Д.Бурлюки, В.В.Каменский, В.В.Маяковский, Б.К.Лифшиц;

б) "Ассоциация эгофутуристов" - И.Северянин, И.В.Игнатьев, К.К.Олимпов, В.И.Гнедов и др.;

в) "Мезонин поэзии" - Хрисанф, В.Г.Шершеневич, Р.Ивнев и др.;

г) "Центрифуга" - С.П.Бобров, Б.Л.Пастернак, Н.Н.Асеев, К.А.Большаков и др.

Имажинизм

Литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного.

Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.

Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.

Имажинизм фактически распался в 1925 году. В 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенин, по общепринятой версии, покончил с собой, Николай Эрдман был репрессирован.

http://raal100.narod.ru/index/0-477, http://www.ote4estvo.ru/