ПетрГУ (Петрозаводский государственный университет) — отзывы.

Агротехнический факультет

Агротехнический факультет ПетрГУ является лидирующим в сфере высшего образования на Севере-Западе России по направлениям сельскохозяйственного, рыбоводческого, земледельческого, а также инженерно-технического обеспечения отраслей, связанных с производством продовольствия. Выпускники факультета получают хорошую фундаментальную и практическую подготовку в своих областях, кроме того, учатся работать в коллективах на производственных предприятиях. Многие из них становятся руководителями крупных хозяйств региона, а некоторые даже ведомств федерального уровня.

Горно-геологический факультет

На горно-геологическом факультете можно получить высшее образование, тесно связанное с важнейшим направлением развития региона – горно-добывающей промышленностью. Это, прежде всего, подготовка горных инженеров и геологов. Факультет, хорошо обеспеченный лабораторной базой, готовит также геофизиков, глубоко изучающих фундаментальные науки о Земле.

Геологический факультет, исторически один из первых со дня основания Петрозаводского государственного университета, создал ядро научных кадров, основавших геологический институт Карельского научного центра. В настоящее время, горно-геологический факультет возрожден в новом облике и, наряду с тесными связями с научными центрами, развивает подготовку специалистов, необходимых в регионе для практической разведки и становления горно-рудной промышленности на Севере России.

Институт иностранных языков

Институт иностранных языков возник в составе университета в ходе реорганизации через присоединение факультетов педагогической академии. Высокая профессиональная подготовка и увлеченность квалифицированных преподавателей института гарантируют обучение на уровне ведущих языковых вузов страны. Возможность стажировок в странах изучаемого языка и систематическая научная и научно-методическая подготовка – основа поддержания достигнутого уровня. Частыми гостями института являются также преподаватели – непосредственные представители стран изучаемого языка. Используются современные технологии и методики обучения, включая дистанционные курсы. Существенный объем преподаваемых дисциплин психолого-педагогические цикла и педагогические практики позволяют выпускникам находить работу в качестве учителей в школах и преподавателей в вузах.

Институт истории, политических и социальных наук

В 2015 году к Историческому факультету ПетрГУ (одному из старейших в университете) был присоединен сравнительно молодой факультет политических и социальных наук, что привело к образованию «Института истории, политических и социальных наук». В итоге сложился тесно связанный набор направлений подготовки специалистов: «История»; «Документоведение и архивоведение»; «История и обществознание»; «Политология»; «Международные отношения»; «Социология»; «Социальная работа».

Большим преимуществом обучения в ИИПСН является тот факт, что студенты помимо основных базовых курсов («Отечественная» и «Всемирная история») имеют возможность изучать множество аспектов и проблем истории, археологии, этнографии, культуры и политики Северной Европы, международных отношений. Немаловажным фактором является, уже ставшее традиционным, чтение лекций студентам-историкам приглашенными преподавателями из Москвы, Санкт-Петербурга и зарубежных научных и университетских центров. Также практически все направления подготовки позволяют студентам изучать иностранные языки (английский, финский, шведский, норвежский и датский) и психолого-педагогические дисциплины. Педагогическая практика позволяет им по окончании университета более гибко строить свою карьеру, включая возможность работы преподавателями в школах и вузах.

Институт лесных, инженерных и строительных наук

В качестве веяния времени в 2015 году сложился институт лесных, инженерных и строительных наук. Он возник на базе лесоинженерного и строительного факультетов ПетрГУ и ведет подготовку специалистов по направлениям подготовки, соответствующих интересам региона: «Строительство»; «Технологические машины и оборудование»; «Лесное дело»; «Ландшафтная архитектура»; «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств». Магистранты (срок обучения 2 года) проходят подготовку по программе «Технологические машины и оборудование».

Что изучают студенты ИЛИСН? Большое внимание преподаватели Института уделяют изучению современных систем автоматизированного проектирования производственных процессов; актуальных технологий управления предприятием; достижений в области оптимизации технологических процессов; лесного дела; строительства; конструкций и работы современного оборудования.

Немало выпускников ИЛИСН ПетрГУ, специалистов перечисленных направлений, стали крупными руководителями предприятий и проектных организаций Карелии.

Институт педагогики и психологии

Институт педагогики и психологии сформировался в составе университета в процессе реорганизации педагогической академии, которую присоединили к университету в 2013 году. Являясь базой и ядром подготовки педагогических специальностей для системы образования среднего звена региона, институт сохранил лучшие качества своей работы и дополнил их новыми возможностями научной и научно-методической исследовательской работы в составе и в традициях классического университетского образования.

Обучение в институте ведется по двухуровневой системе бакалавриат-магистратура. Среди направления обучения такие: «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное дефектологическое образование». Кроме того, ведется обучение по программе классического 5-летнего специалитета по специальности «Психология служебной деятельности» в интересах подготовки сотрудников для правоохранительных органов.

Институт физической культуры, спорта и туризма

Институт ФК, спорта и туризма ПетрГУ был образован в 2014 году в результате слияния с Педагогической Академией г. Петрозаводск и кафедрой физического воспитания и спорта базового университета. Сейчас институт ФКСТ сохраняет ведущие позиции в подготовке высококвалифицированных специалистов в области здорового образа жизни, физической культуры, спорта, туризма, а также безопасности жизнедеятельности человека. Институт уже многие годы сотрудничает с зарубежными учебными заведениями аналогичного профиля, например, в Ювяскюля, Йоэнсуу, Каяни (Финляндия), что позволяет студентам и преподавателям широко обмениваться знаниями, методиками обучения и тренировок в своей профессиональной области, проводить совместные исследования, тренировки, конференции и другие мероприятия.

Студенты института уже не раз показывали высочайшие результаты в различных соревнованиях, Всероссийских универсиадах, Международных конкурсах различного уровня. Многие из выпускники стали известными тренерами преподавателями физкультуры в школах и университетах.

Медицинский институт

Трудно переоценить вклад медицинского факультета, а с 2015 года - института, в развитие здравоохранения на севере России, в Карелии и Мурманской области. За годы его работы подготовлено почти десять тысяч врачей и провизоров, многие из которых стали выдающимися специалистами и руководителями лечебных и иных учреждений системы здравоохранения.

В медицинском институте студенты обучаются по трем специальностям: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Фармация». Практическую подготовку студенты проходят на клинических базах – в лечебных учреждения, аптеках региона.

Система подготовки врачей – длительный и сложный процесс, ведь выпускникам люди доверяют свое здоровье и даже жизнь. На первом, студенческом этапе, изучается большой комплекс общих и специальных дисциплин медицинского и не только профиля. Затем – интернатура, возможность подготовки в клинической ординатуре, в аспирантуре, на курсах специализации факультета повышения квалификации, все это обеспечивают тот уровень подготовки, после которого выпускники-врачи и провизоры приступают к самостоятельной и уверенной работе с пациентами, на любых должностях в системе здравоохранения.

Факультет математики и информационных технологий

Математический факультет ПетрГУ, один из первых в университете со дня основания. В 2015 году он был переименован в факультет математики и информационных технологий, что отражает очень существенное изменение содержания подготовки специалистов-математиков. Сохраняя глубокую фундаментальную подготовку студентов в области математики, факультет внес в программы обучения немало современных информационно-прикладных дисциплин, позволяющих выпускникам находить себя как в производственно-технологической и организационно-управленческой, так и в научно-исследовательской деятельности. Кроме того, выпускники факультета получают хорошую психолого-педагогическую подготовку, что позволяет им вести преподавательскую работу в высшей школе.

Физико-технический факультет

Физико-технический факультет является ярким примером динамического развития университета, идущего не просто в ногу с развитием науки и технологий в стране, но старающегося опережать это развитие, подготавливая своих выпускников на основе фундаментальных физико-технических наук к непрерывному развитию и самообучению всю дальнейшую жизнь. Не случайно, именно для физико-технического факультета были построены новые учебные и лабораторные корпуса в отдельном университетском городке европейского стиля. В этом же городке в распоряжении студентов имеются не только аудитории, учебные и научные лаборатории, библиотека, компьютерные классы, но и хорошая столовая, удобное общежитие, спортивно-оздоровительный комплекс, и даже крытый бассейн.

Выпускников физико-технического факультета можно встретить на многих предприятиях и в научных учреждениях не только России, но и за рубежом. Кроме основной специальности, выпускники получают хорошую психолого-педагогическую подготовку, что позволяет им вести преподавательскую работу в высшей школе, а некоторые с удовольствием и успешно работают в средней школе.

Филологический факультет

Уникальность филологического факультета Петрозаводского университета заключается в том, что подготовка ведется не только по направлению и профилям традиционной русской филологии, но также по зарубежной филологии (английской, немецкой, французской, шведской), классической филологии. Кроме того, набираются группы с изучением языка и литературы коренных народностей Русского Севера: карелов, вепсов, а также финнов.

В последнее время большая роль отведена подготовке журналистов в рамках направления журналистика. В достаточном объеме преподаются психолого-педагогические дисциплины. Это позволяет выпускникам находить свое призвание и в педагогической работе. На факультете ведется научная работа научно-педагогическим персоналом и аспирантами, в том числе во взаимодействии с Институтом языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН.

Эколого-биологический факультет

Эколого-биологический факультет ПетрГУ пользуется авторитетом в связи с наличием квалифицированных кадров профессорско-преподавательского состава. Помимо этого, факультет известен далеко за пределами Карелии и знаменит своими выдающимися выпускниками. Достаточно отметить, что его возглавляет ЧК РАН, проф., д.б.н. Ивантер Э.В.

В составе кафедр более 50% докторов наук – это один из наиболее квалифицированных по составу преподавателей факультет ПетрГУ. Студенты учатся по стандартным направлениям «Биология» и «Экология» по двухуровневой системе бакалавриат-магистратура. У них есть хорошая возможность практиковаться и стажироваться на базах и в ботаническим садах уникальной природы Карелии и других регионов, выезжать за границу в университеты Финляндии, Норвегии, Вьетнама и в других странах по программам международного обмена.

Экономический факультет

Экономический факультет, первоначально как отделение бухгалтерского учета физико-математического факультета, возник в середине 70-х годов как отклик на возросшую потребность народного хозяйства в практических специалистах экономического профиля и в улучшении научно-методической работы при организации преподавания экономических дисциплин на инженерных факультетах.

В настоящее время самостоятельный экономический факультет уже вполне доказал высокий уровень подготовки специалистов для разных отраслей производства в регионе. Факультет внес и продолжает вносить значительный вклад в совершенствование экономической подготовки студентов лесоинженерного, строительного, сельскохозяйственного факультетов и вновь созданного института лесных, инженерных и строительных наук. Профессорско-преподавательский состав и аспиранты факультета ведут научную работу с прикладным уклоном в интересах правительства и предприятий региона, в том числе в сотрудничестве с институтом экономики Карельского научного центра РАН.

Юридический факультет

Юридический факультет возник относительно недавно, он ведет свою историю с 1994 года. Тем не менее, учебные достижения, а также специальные и научные исследования факультета уже получили признание. Сейчас в составе факультета действует уже шесть кафедр, есть специализированная библиотека, особое учебно-научно-консультационное подразделение – юридическая клиника, оборудованный криминалистический кабинет, востребованный сегодняшней практикой гражданских активистов эколого-правовой центр, популярный центр сравнительных публично-правовых исследований.

Современные информационные технологии способствуют существенному изменению теории и практики подготовки и работы юристов в последние годы, что находит адекватный учет в организации учебного процесса на факультете, в том числе в области изучения и преподавания международного права. Студенты-юристы стажируются в реально действующих судах Карелии и России - Конституционном суде, Арбитражном суде, Верховном и других судах; Министерстве внутренних дел, прокуратуре и т.д. Обширны связи факультета с зарубежными вузами и организациями, что трансформируется в реализацию проектов различной направленности в области права.

Типичная постсовковая шарага, корчащая из себя высшее учебное заведение

Мне ПетрГУ не дал ничего, что могло бы пригодится в жизни. Преподаватели (по крайней мере на моем факультете) не стремились вложить в наши головы хоть чуточку знаний, а поскорее бы отчитать лекции и убежать домой. Зато напомнить об оплате учебы никогда ВУЗ не забывал! А вот дипломы почему то выдали с задержкой почти в месяц, подделав при этом документы. По закону дипломы выдаются не позднее 10 дней со дня приказа об отчислении. На мою жалобу о задержке из Надзора за образованием пришел ответ, что сроки не пропущены, и дипломы выданы вовремя....

Знаю, что дипломы многих факультетов не катируются у работодателей, видимо у них есть на то причины. Вот и я со своим дипломом "международника" получаю другое, более разумное и полезное образование.

Поэтому советую выбирать факультет по перспективе дальнейшей работы, задать себе вопрос, насколько дипломированные специалисты этого ВУЗа востребованы у работодателей, узнать сколько выпускников устраиваются на работу после его окончания.

Мой Вам совет - если вы хотите связать свою жизнь с международной политикой и поступать на факультет политических и социальных наук - не тратье время. ПетрГУ дает шанс лишь немногим не то, что встать на ноги после окончания, а даже дойти до финишной прямой и до самого финиша.

Нейтральные отзывы

Да, наш ВУЗ не идеальный и где-то, возможно, есть недостатки. Но в целом не пожалела, что поступила именно сюда!

Это один из ведущих классических университетов северо-запада России. В данном учебном заведении количество студентов порядка 14 тысяч человек. В связи со сложной демографической ситуацией в вуз поступить не так сложно, во всяком случае конкурса нет на агротехническом факультете, эколого-биологическом, историческом, лесоинженерном. Самый большой конкурс на медицинском, математическом, политических и социальных наук (есть международное отделение). Организация учебного процесса зависит от руководства конкретного факультета или кафедры. Но в целом отношение к студентам лояльное, студентов стараются беречь. Покупка-продажа зачетов и экзаменов отсутствует, ситуация с трудоустройством в Карелии плачевна, тем более если у препода негативное прошлое. Студенческая жизнь проходит под “чутким” руководством студенческого профкома. Постоянно устраиваются различные мероприятия, у студентов есть возможность бесплатно съездить в лагеря по Карелии и на юг страны. Близость к Финляндии – это возможность выезда на летние работы по сбору клубники, а в дальнейшем можно продолжить бесплатное обучение на английском языке в ряде финских вузов, с которыми у ПетрГУ заключены договора о взаимном сотрудничестве. Как правило, выпускники с дипломами технических факультетов востребованы, а с гуманитаными- найти работу проблематично. Рекомендуемые к поступлению факультеты: математический (известен в Европе), кафедра прибалтийско-финской филологии (известна в Финляндии), лесоинженерный факультет (известен в Швеции и Финляндии).

Обучение нравится, но пока всего один предмет по специальности, и то раз в неделю. Не знаю смогу ли найти работу по специальности после завершения обучения.

Положительные отзывы

Прекрасный университет! Хорошие преподаватели, интересные предметы, качественное образование. Ещё ни разу не пожалела, что пошла учиться в ПетрГУ - он не идеален, но студенческая жизнь здесь позволяет забыть об этом. Очень много мероприятий на любой вкус, отличные шансы реализовать себя как в научной, так и в творческой деятельности. Конечно, как и во всяком вузе, есть свои подводные камни и повод побрюзжать, но это явление преходящее.

Самый лучший ВУЗ Северо-Запада)

Я выпускница ПетрГУ, медицинского факультета, врач, преподаю на родном факультете. Очень хороший вуз, отличный факультет! Спасибо моим преподавателям за достойное воспитание и образование!

Качество преподавателей ПетрГУ - высокое.

В университете работают много ППС с классическим профессиональным образованием - все - высокообразованные, высококвалифицированные, порядочные, ответственные, добросовестные - настоящие преподаватели, хорошие люди.

Я закончила ПетрГУ и очень горжусь этим. Это лучший университет в городе. Все преподаватели с большим стажем, здесь действительно учат быть профессионалом. К филологии душа лежала с детства, потому что слово - это самое ценное, что есть в нашей жизни. И здесь учат беречь и любить слово и передавать эту любовь окружающим. Самые лучшие воспоминания связаны именно с университетскими годами. Всегда с улыбкой вспоминаю, как доделывали в последний момент контрольные, сидели ночи напролет за учебниками, выходные проводили в библиотеках делая конспекты томов литературной критики. Как читали взахлеб зарубежку и русскую литературу, как писали конспекты по методике преподавания русского языка и литературы, стараясь придумать что-то интересно и занимательной, а потом опробовали это в школе. Как волновались перед педагогической практикой и страшились быть отчисленными за нее аж с 5 курса. И все ее благополучно сдавали. И хочется вспомнить добрым словом Зару Габасовну Юсупову - очень интересного, сильного, смелого, требовательного и справедливого человека и преподавателя. Вспомнить, как шутила сама над собой, как была так строга к пятикурсникам, будто это патиклашки. И все же она научила нас быть именно учителями, трудиться над каждым словом и ценить его. Царство вам небесное! Мы вас помним и ценим ваш труд. Все преподаватели филологического факультета ПетрГУ - это действительно профессионалы своего дела, люди отданные науке душой, интересные и самодостаточные. Знакомство с каждым из них - это настоящий подарок судьбы. Спасибо, что за все! Мы по праву можем гордиться своим образованием.

На данный момент являюсь студенткой университета, хочу заметить, что для Петрозаводска весьма солидный университет. Можно сказать - профессии на любой вкус! Много факультетов, что дает возможность найти и для себя место в университете, к тому же для неопределившихся абитуриентов есть возможность подавать документы на несколько факультетов и специальностей, больше шансов задержаться и получить высшее образование. Существуют и курсы подготовки для абитуриентов перед вступительными экзаменами по той дисциплинам, которые необходимо сдавать для поступления на экзаменах. Вечерняя форма обучения на подготовительных курсах позволяет уже школьникам готовиться к вступительным экзаменам. Хочется отметить и профессионализм преподавателей. На любом факультете, на любой кафедре найдутся настоящие наставники, профессионалы своего дела. Да и в общем-то студенческие годы всегда будут оставаться лучшими в нашей жизни.

Когда-то давно довелось мне проучиться в ПетрГУ ровно год. На филологическом факультете. И все время меня что-то не устраивало: то профком, который все организовывал только для своих, то убогость и недалекость некоторых моих однокурсников, то плохие некачественно подготовленные некоторыми молодыми преподавателями лекции. Потом я очутилась в СПбГУ и смогла провести сравнительный анализ.Благодаря чему могу ответсвенно заявить, что уровень преподавания в ПетрГУ ОЧЕНЬ высок. Организация, техническое оснащение по сравнению с другими вузами нашей страны сделаны с умом. Что же касается профкома, то,как показала практика, везде одна и та же история. Однако могу точно отметить, что в ПетрГУ культурная жизнь действительно очень насыщенная: все время какие-то концерты, вечера. И очень качественная дешевая столовка на втором этаже с самыми вкусными в моей жизни хачапурами! Так что дорогие товарищи студенты! Цените то, что вам посчастливилось учиться именно тут!

В данный момент я являюсь студентом первого курса, ИИТТ, Физтех. Наш корпус находиться отдельно на древлянке, но общие предметы преподают люди из главного корпуса и зачастую приходиться в него ездить на автобусе. Преподаватели встречаются разные, с кем то проще, с кем то сложнее. Кто-то преподаёт поверхностно, кто-то глубоко и спрашивает так же. Что можно сказать точно, так то, что в главном корпусе давно пора делать ремонт. Наш новенький корпус на древлянке просто супер. Там здорово почти всё, хотя его ещё делать и делать. Буквально только что открыли спортивную площадку, до этого же занимались в стареньком зале в главном корпусе. Раздевалки маленькие, душ… в общем жалкое зрелище, на уровне школы. Внешне всё выглядит здорово, а вот внутри… но главное преподаватели и большинство из них я могу назвать сильными, без зазрений совести.

Отличное учебное заведение, о коррупции в котором только слышали, но в глаза ее никто не видел, и на первом плане - студенты. Все для студентов!

Сейчас я заканчиваю обучение в Петрозаводском Государственном университете! Учусь на 5 курсе! За все 5 лет обучения у меня сложилось благоприятное впечатление от этого учебного заведения. Сама я родилась в Мурманской области, в городе Апатиты, где есть филиал ПетрГУ. Сначала я хотела учиться там, но потом решила, что здесь и преподаватели квалифицированнее, и доступ к литературе более свободный! И я не ошиблась в своем решении. В ПетрГу большой выбор профессий, которые можно освоить, большое количество кружков, которыми можно занять себя во внеучебное время. преподаватели здесь самые лучшие-многие учились и преподавали в Санкт-Петербурге, проходили стажировку в зарубежных учебных заведениях, имеют ученые звания! Уровень подготовки специалистов ничуть не хуже, чем в столичных ВУЗах

Сегодня на сайте ПетрГУ было опубликовано открытое письмо в Петрозаводский городской совет, в котором преподаватели и сотрудники университета высказали свою позицию в отношении инцидента между Олегом Фокиным и академиком Вячеславом Орфинским. Письмо подписали 219 человек.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Мы, преподаватели и сотрудники Петрозаводского государственного университета, считаем гражданским долгом выразить свою позицию в отношении инцидента, имевшего место в прямом эфире передачи ВГТРК «Национальный интерес», во время которой председатель Петросовета О.Н. Фокин позволил себе оскорбительное высказывание в адрес академика В.П. Орфинского.

Вячеслав Петрович Орфинский – доктор архитектуры, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, всемирно известный специалист по народному деревянному зодчеству, автор большого количества научных и научно-популярных работ в отечественных и зарубежных изданиях. Это мудрый, авторитетный, уважаемый и принципиальный в своих воззрениях человек, мнением которого дорожит не только Университет, но и общественность Петрозаводска и Карелии.

Педагогический коллектив ПетрГУ всегда считал принципиально важным воспитывать в своих студентах высокие морально-нравственные качества, и нам стыдно, что эти качества, к сожалению, не были привиты в должной мере выпускнику нашего вуза О.Н. Фокину.

Подобный поступок, по нашему мнению, порочит не только О.Н. Фокина как председателя Петросовета, но и сам Петросовет, от имени которого выступал О.Н. Фокин. Считаем, что О.Н. Фокин не может занимать пост председателя Петросовета и предлагаем освободить его от этой должности.

Подписной лист

к открытому письму в Петрозаводский городской Совет по вопросу оскорбления Председателем Петрозаводского городского Совета Фокиным Олегом Николаевичем

доктора архитектуры, профессора, действительного члена Российской академии

архитектуры и строительных наук Орфинского Вячеслава Петровича.

Акулов Владимир Борисович, декан, зав. кафедрой, профессор, доктор экономических наук.

Бабакова Татьяна Анатольевна, зав. кафедрой, профессор, доктор педагогических наук.

Балашов Александр Тимофеевич, декан, зав. кафедрой, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ.

Болгов Анатолий Ефремович, зав. кафедрой, профессор, доктор с.-х. наук.

Борзова Елена Васильевна, зав. кафедрой, профессор, доктор педагогических наук.

Бурдюгова Наталья Алексеевна, директор института педагогики и психологии.

Буркин Марк Михайлович, профессор, доктор медицинских наук.

Васильев Виктор Николаевич, президент, профессор, доктор технических наук.

Веригин Сергей Геннадьевич, декан, доктор исторических наук.

Волкова Татьяна Олеговна, профессор, доктор биологических наук.

Воронин Анатолий Викторович, ректор, профессор, доктор технических наук.

Гвоздева Марина Станиславовна, директор института иностранных языков, доцент.

Григович Игорь Николаевич, зав. кафедрой, профессор, доктор медицинских наук.

Гуменюк Елена Георгиевна, зав. кафедрой, профессор, доктор медицинских наук.

Доршакова Наталья Владимировна, зав. кафедрой, профессор, доктор медицинских наук.

Дуданов Иван Петрович, зав. кафедрой, член-корреспондент РАМН, профессор, доктор медицинских наук.

Дуданова Ольга Петровна, зав. кафедрой, профессор, доктор медицинских наук.

Зильбер Анатолий Петрович, зав. кафедрой, профессор, доктор медицинских наук.

Иванов Александр Владимирович, зав. кафедрой, профессор, доктор физико-математических наук.

Ивантер Эрнест Викторович, декан, зав. кафедрой, член-корреспондент РАН, профессор, доктор биологических наук.

Карапетян Татьяна Алексеевна, профессор, доктор медицинских наук.

Кирилина Валентина Михайловна, директор института физической культуры, спорта и туризма, доцент.

Кузнецов Владимир Алексеевич, профессор, доктор технических наук.

Кузнецова Татьяна Юрьевна, зав. кафедрой, доктор медицинских наук.

Кунильский Андрей Евгеньевич, декан, доктор филологических наук.

Кучко Тамара Юрьевна, председатель профсоюзного комитета сотрудников и преподавателей ПетрГУ.

Ланев Юрий Степанович, руководитель турклуба «Сампо», доцент.

Луканин Владимир Васильевич, зав. кафедрой, профессор, доктор биологических наук.

Маркаданов Юрий Владимирович, декан, кандидат технических наук.

Маркелов Юрий Михайлович, доктор медицинских наук.

Мельцер Рудольф Ионтелевич, профессор, доктор медицинских наук.

Назаров Алексей Иванович, зав. кафедрой, профессор, доктор педагогических наук.

Онищенко Никита Александрович, декан, доцент, кандидат с.–х. наук.

Пигин Александр Валерьевич, профессор, доктор филологических наук.

Питухин Александр Васильевич, декан, зав. кафедрой, профессор, доктор технических наук.

Рузанова Наталья Сократовна, директор РЦНИТ, доцент.

Рыжков Леонид Павлович, профессор, доктор биологических наук.

Фото из социальной сети Восьмимесячный той-терьер вылез из ошейника во время прогулки с маленькой хозяйкой и пропал. Пока девочка его искала, со слов соседей, Арти появился во дворе частного дома на Ключевой, где он живет, но его тут же украли. То, что небольшую собачку украли, хозяева не сомневаются, ведь дальше открытой паковочной площадки со двора их четвероногий дружок никогда не уходил. Уже неделю хозяева ищут своего любимца, но все безрезультатно: Ар...

Фото с сайта pixabay.com В народе 28 марта называли «лесное ухоженье». В этот день крестьяне, окончив работы, отправлялись в лес, чтобы поклониться местным духам. Русский человек с давних времен относился к лесу по-особому, ведь именно он давал человеку ту же домашнюю утварь или инвентарь – все производилось из дерева. Кроме того, лес часто выполнял защитную функцию, поскольку пройти через дремучую чащу очень сложно. В этот день знахари собирали травы и ц...

Фото с сайта dvnovosti.ru Нефтяные компании продлят соглашение с правительством России о заморозке цен на топливо до 1 июля. Но теперь они смогут получить больше субсидий из бюджета за сдерживание цен на заправках, сообщает РБК. Соглашения были заключены в конце 2018 года и срок их действия завершается 31 марта. По оценке экспертов, они выполнили свою роль: розничные цены росли медленнее, чем инфляция, при этом запасы дизеля на рынке​ по сравнению с прошл...

Фото с сайта http://www.long-feng.ru 31 марта в честь III Открытого Республиканского Фестиваля Флейтистов имени Станислава Пошехова на площадке ТРК ЛОТОС PLAZA состоится Большой музыкальный флешмоб "Флейтовая кутерьма"! Специально для зрителей будет организовано несколько площадок с дуэтами, трио и квартетами флейтистов, которые будут играть как классические произведения, так и авторские работы, так же будут флейтовые батлы, в завершении программы все музы...

Фото с сайта www.bioclinic.com.ua В Карелии, возможно, появится Центр китайской медицины. об этом шла речь на встрече официальной карельской делегации с представителями управления здравоохранения в провинции Фуцзянь. Начальник отдела китайской традиционной медицины обратил внимание участников встречи на традиции древнейшей системы оздоровления, которая успешно применяется более трех тысяч лет. Особое место в практике китайской традиционной медицины занима...

Фото с сайта gosekspertiza.tatarstan.ru В рамках национального проекта "Демография" Карелия до 2021 года получит из федерального бюджета 1,2 млрд рублей на строительство новых детских садов. На эти средства в регионе будет создано 1,6 тыс. мест в дошкольных учреждениях, сообщает ТАСС. Из них 900 в Петрозаводске, в поселках Заозерье, Мелиоративный и Чална, а также в городе Сортавала. В этом году в республике появятся еще 626 мест для детей до трех лет - в...

Фото: Альберт Мансуров, Екатерина Лосева, Мария Воронина На прошедшем в минувший понедельник, 25 марта, финале конкурсов красоты и таланта «Миссис Карелия-2019» и «Миссис Петрозаводск-2019» участницы отбивали чечетку, танцевали танго, демонстрировали эко-моду, отвечали на каверзные вопросы ведущих, и все это делали с таким азартом, что и сидевшие в зале зрители не остались равнодушными. 15 молодых женщин были скорее партнерами, а не соперницами на празднич...

Фото с сайта правительства Карелии Компания "Сила Инвеста", новый собственник Медвежьегорского молокозавода, приступает к модернизации производства, которая займёт от трёх до шести месяцев. Предполагается приобретение современного оборудования по переработке молока, внедрение новой рецептуры, ремонт производственных помещений. На период модернизации предполагается сокращение объёмов производства, однако в продаже останется основная продукция, в том числе...

Фото с сайта ort-omsk.ru Карельская межрайонная природоохранная прокуратура выявила сайты, на которых посетителям предлагались к продаже электроудочки. Их использование влечет значительный ущерб ихтиофауне в результате воздействия мощными электрическими разрядами. Поэтому использование такого электроловильного оборудования запрещено федеральным законом. За нарушение правил, регламентирующих рыболовство, предусмотрена административная ответственность по ч...

В Петрозаводском университете не утихает скандал. Только смолкли разговоры о неудавшемся увольнении доцента кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений, журналиста , как в СМИ появилась информация о том, что из университета заведующий кафедрой геометрии и топологии профессор Александр Иванов. Именно он уже в течение нескольких лет выступал с критикой единого государственного экзамена, а также был автором законопроектов об отделении школы от ЕГЭ. Законодательная инициатива два раза доходила до Государственной Думы: последняя была направлена депутатами Заксобрания Карелии прошлого созыва летом 2016 года, но отозвана их преемниками в марте 2017-го.

В апреле в сетевой группе «За возрождение образования» , организованной Ивановым и его сторонниками, появилось открытое письмо в адрес администрации президента России «О репрессиях научных кадров в Петрозаводском государственном университете» с требованием сместить с должностей ректора Анатолия Воронина и первого проректора Сергея Коржова. Тем временем в ПетрГУ подготовили еще одно письмо с тем же адресатом, но уже подписанное «Е.В.Кашубой, кандидатом физико-математических наук, доцентом и др.». Между публикациями двух этих обращений наш корреспондент пообщался с Александром Ивановым о методах и причинах сокращений, ведущихся в ПетрГУ.

«Проректор по учебной работе не смеет слова сказать ректору. Вот ведь в чем специфика»

– Сколько у вас сейчас студентов и дипломников?

– Конкретно у меня всего восемь студентов, которые с моим уходом останутся без научного руководителя. Понимаете, тут дело-то не в количестве. Этот эпизод [увольнение Александра Иванова. – Прим. ред .] характеризует отношение руководства к учебному процессу. Основная задача вуза – это обеспечить студенту возможность учиться. За счет чего она обеспечивается? За счет преподавателей, которые качественно обеспечивают процесс. Этот пример показывает, что на учебный процесс руководству университета просто наплевать.

– Что ждет студентов, которые останутся без научного руководителя уже в начале мая?

– Официально на сайте университета объявлено, что я заканчиваю работу 3 мая. Соответственно, сейчас мы выстраиваем отношения со студентами таким образом, чтобы они минимально пострадали. Хотя это не моя обязанность – заботиться о студентах в этой ситуации. Это обязанность директора института или проректора по учебной работе, может быть. Директору института было предписано обеспечить замену по всем видам учебной нагрузки.

– То есть студенты переходят под научное руководство ваших коллег?

– Понимаете, там так вопрос не стоит. Директор института должен это обеспечить, но он, кстати, понимает, что это невозможно. Это нонсенс! Когда проректор по учебной работе издает такое распоряжение, касающееся учебного процесса, он не проректор!

Понятно, что он делал это не по своей воле – ему дано указание ректора Воронина. Он выполняет свои функции в этом смысле. Но главная его функция – обеспечивать учебный процесс, и реакция нормального проректора по учебной работе должна быть такой: "Извините, господин ректор, так делать нельзя. Вы как-нибудь по-другому с Ивановым разбирайтесь, а курсы он должен довести. Пусть он доведет своих дипломников, а через полтора месяца можете его увольнять, и я вам тут помощник"...

Но проректор по учебной работе не смеет слова сказать ректору. Вот ведь в чем специфика.

– Говорят, что несколько студентов и педагогов готовы покинуть стены университета вместе с вами. Вы можете назвать имена этих преподавателей или количество ваших сторонников?

– Эти люди выступили с открытым обращением к президенту России Путину по поводу кадрового беспредела, который у нас творится. Текст опубликован...

– Это не то же обращение, что уже было опубликовано в Сети в начале апреля?

– Не то же. Это текст, написанный теми преподавателями, которые уже отнесли заявления об увольнении по собственному желанию в отдел кадров в знак протеста против кадровых репрессий, в частности, в отношении меня. Имена этих преподавателей известны. В частности, Елена Викторовна Кошуба…

– А сколько всего преподавателей собираются увольняться в знак протеста?

– Трое уже подали заявления.

– Это вся ваша кафедра?

– Не совсем. Это преподаватели – выпускники нашей кафедры, мои ученики.

– А то первое письмо в итоге отправили в администрацию президента?

– Да, оно отправлено, зарегистрировано, у него есть номер. Это будет второе письмо с такими же требованиями.

– Это совершенно очевидная вещь. Ко мне претензий по работе ведь не было. Любопытная деталь: совсем недавно меня представили к званию заслуженного работника науки Карелии. И представление делал университет.

До смешного доходит: буквально 6 апреля мне показали бумагу, что я заканчиваю работать здесь, а 5 апреля я получил солидную премию за успехи в рамках эффективного контракта. У нас с денежными премиями трудно, а тут дали! Такие интересные сюжеты.

«Чтобы сдать экзамены, нужно учить все дисциплины»

– Вы могли бы коротко рассказать о своей идее отделения ЕГЭ от школы?

– Нас называют «борцами с ЕГЭ». Это отчасти правильно, но лишь отчасти. Я считаю, что цель политики, проводимой Министерством образования, – лишить широкие массы образования как такового. Наша задача не в том, чтобы разобраться с ЕГЭ, а в том, чтобы остановить этот процесс.

В любой системе, даже самой мощной, бывают уязвимые точки. Их надо увидеть и воздействовать на них. Такая точка – ЕГЭ, потому что это касается всех. Эту гадость весь народ на себе ощущает.

Мы проанализировали Единый госэкзамен со всех сторон, опубликовали исследования, провели научные семинары. Группа «За возрождение образования» собрала народ, который желает работать на этом поле, и мы начали потихоньку биться. Вначале нас не замечали, затем обратили внимание, затем была законодательная инициатива, в которой предлагались конкретные шаги по выходу из ситуации.

– Что это за шаги?

– Шаги по отделению школы от ЕГЭ. ЕГЭ подчинил себе всю школу. Дети и их родители начинают думать о том, как сдать единый экзамен, чуть ли не с первого класса: выбирают профильный класс, нанимают репетиторов… Попробуйте сегодня отменить ЕГЭ – школа рухнет. Школа сегодня работает не для того, чтобы дать ребенку образование, а на то, чтобы натаскать его к ЕГЭ. Как надо разрешить ситуацию? Обязать детей изучать все предметы! Школа есть школа, а ЕГЭ – это поступление в вуз. Нравится вам – зубрите эти тестики, и это уже отдельный разговор. В школе должны быть выпускные экзамены по всем ключевым дисциплинам, как это было раньше. Эти экзамены доброжелательные, хорошие, без конкуренции, с цветами и улыбками, но чтобы их сдать, нужно учить все дисциплины.

– Вторую версию законопроекта о разделении ЕГЭ и школы карельские депутаты отозвали из Госдумы. Вы как-то сказали, что это еще не конец, и найдутся другие люди, которые поднимут этот вопрос. Кого вы имели в виду?

Тезис ведь понятен: почему нас хотят учить так, чтобы ничему не научить? Неграмотным народом проще манипулировать, управлять. Но тут есть одна деталь. Управлять-то проще, но кто сказал, что управлять будут именно они? Понимание этого тоже начинает прорезаться. Выходить из этой ситуации нашей власти придется.

Наша аналитика, которую мы проводили в течение многих лет, – это не пустой звон, а научное исследование, которое определило путь решения проблемы. Та схема, которую мы предложили, признана многими ведущими экспертами, и другого выхода нет, чтобы егэшную заразу мягко преодолеть. Кто это сделает – неважно.

Вполне возможно, что Владимир Владимирович Путин скажет в какой-то момент: "Ребята, хватит!" За ним такие шаги, касающиеся образования, были. Он в свое время велел восстановить сочинение, потому что ЕГЭ по русскому убил грамотность вообще. Он и новые шаги сделает, потому что если этого не будет, то России не будет. Без образования мы исчезнем.

«Ваша должность и ваша зарплата позорят университет »


Александр Иванов (слева) и Иван Ященко (справа). Фото Марии Дмитриевой для gazeta-licey.ru

– Увольняют не только в ПетрГУ. Вы, наверняка, знаете, что это не уникальная ситуация. С какого момента все это началось в вузах?

– Когда наше выступление получило общероссийский резонанс. Наверное, это произошло после приезда Ященко [Иван Ященко – разработчик заданий ЕГЭ по математике]. После того как наш законопроект был во второй раз направлен в Думу, он был сюда делегирован, чтобы "разрулить" ситуацию. Наше руководство любезно предоставило помещение для этой встречи, хотя, кажется, они и не знали, кто такой Ященко. Мы здесь с ним побеседовали, он был очень обескуражен, так как впервые в жизни ему дали тотальный отпор по всем позициям. Естественно, он обиделся, после этого, наверное, и началась вся эта кампания. В конце мая, когда ректор вызывал меня к себе на ковер, я понял, что он узнал, кто такой Ященко.

Ректор вызвал, чтобы мораль мне читать. Это было в июне прошлого года по поводу моего интервью, которое я давал агентству «Накануне» о состоянии набора студентов в Петрозаводске, о том, какими к нам приходят студенты, как работают школы, и о том, что базовый ЕГЭ по математике убивает математическое образование, в частности инженерное. По поводу этого интервью ректор организовал коллективное письмо деканов, которое заставил подписать всех: мол, все это клевета и ложь, ложь и клевета. Потом он меня вызвал, начал объяснять, что это клевета и что я все это придумал, что будет проведено расследование. Для этого "расследования" была даже организована комиссия.

– Расследование чего?

– Видимо, расследование того, есть ли у нас действительно такие студенты, о которых рассказывает Иванов. Вообще-то ректору не мешает знать, какие у нас студенты. Кстати, сами-то студенты это видят и знают. Не случайно они молчат, потому что воочию наблюдают то, о чем говорилось в публикации. Интересно, что комиссия эта в итоге исчезла и ни разу даже не заседала. Вопрос был закрыт.

– В первом открытом письме называется цифра 200 уволенных преподавателей и сотрудников ПетрГУ. До вашего случая касались ли сокращения математиков?

– На нашей кафедре, кроме меня, за последние два с половиной года уволены три сотрудника: два преподавателя и инженер кафедры.

– Тоже в связи с истечением срока контракта?

– У кого-то контракт закончился, а инженера кафедры вообще очень интересно увольняли. Любовь Андреевну Смирнову, замечательного человека, которая у нас на кафедре безукоризненно выполняла абсолютно все обязанности, сократили в связи с реорганизацией факультета в институт. Есть процедура сокращения, согласно которой шесть месяцев человеку положено платить средний заработок. Если сокращаете, то, пожалуйста, соблюдайте закон! В руководстве же говорят: нет, так не пойдет – и предлагают написать заявление об уходе по собственному желанию, а выплачивать деньги только два месяца. А если работник сопротивляется, то угрожают уволить по статье без всяких выплат...

– По какой статье?

– Найдут, по какой. Человек идет в профком, рассказывает, что нарушается процедура сокращения. Представитель профкома идет к проректору Коржову [Сергей Коржов, первый проректор ПетрГУ. – Прим.ред . ], говорит о правах, Трудовом кодексе…

Какой там был разговор – неизвестно. Известно, что сказал нашему инженеру после этого разговора представитель профкома: «Ваша должность и ваша зарплата позорят университет – зарплата очень низкая. Поэтому, если вы об университете заботитесь, то должны сами написать заявление об уходе».

Видимо, Коржов объяснил представителю профкома, что если он будет выступать, то пойдет следом на увольнение. Потому что человек шел на разговор c одним настроением, а пришел с другим. Любовь Андреевна после этого попала в больницу с сердечным приступом. А директор института через пару дней мне докладывала: «А вы знаете, Александр Владимирович, что ваш инженер уже второй день на работе не появляется?» И такое счастливое выражение лица при этом: задание выполнено – по статье можно уволить. Я ответил, что знаю, она в больнице лежит. После этого выражение лица сразу сменилось.

Понимаете, когда смотришь на все это, то думаешь: ну человеческий облик-то не надо терять! В конце-то концов, можно по-другому как-то... Не "мы вас уволим", а "поймите, ситуация катастрофическая, денег в университете нет"... Можно по-человечески объяснить? Мы все люди, все поймем, зачем вот так-то? Вот этот стиль, совершенно беспардонный, хамский, доминирует сегодня в высшей школе.

«Среди моих коллег недовольных нет»

– Немного о финансах. В открытых письмах говорится о "репрессиях", то есть людей увольняют по идеологическим причинам…

– По любым мотивам увольняют.

– У этого процесса финансовая подоплека?

– И финансовая тоже. Но ведь нет такой проблемы, которую нельзя было бы решить по-человечески. В коллективе нужно было решать эту проблему. Представим себе, что университет под прессингом, ему дают вот столько и ни рубля больше – вопрос: как жить? У нас на кафедре было сокращение по ставкам в 2,5 раза. Возьму на себя смелость утверждать, что среди моих коллег недовольных нет, хотя ушли некоторые люди, а оставшиеся работают на часть ставки. Я сам на часть ставки работаю.

Надо подойти к людям и сказать: вот такая, товарищи, ситуация. Главная наша задача – учить студентов, поддерживать процесс и улучшать его качество. Это наша святая обязанность перед детьми и внуками. На нас свалилась такая беда, давайте вместе ее решать. Варианты здесь могут быть самые разные, в частности, "нарисовать" всем, что они работают на полставки. И ректор – тоже на полставки.

«Не мы начали – начали они »

– Вы говорили, что функции завкафедрой и преподавателя не разделены в ПетрГУ. Вы могли бы заключить новый договор как преподаватель, а не как руководитель кафедры? Теоретически вы бы могли продолжить преподавать в университете?

– Предлагает у нас администрация. Администрация на данный момент объявила на всю страну, что мои полномочия прекращаются 3 мая. Есть пресс-релиз , выставленный на сайте университета. Шаги в этой ситуации должна делать администрация. Я с ректором на эту тему разговор имел, специально записался на прием и объяснил ситуацию. То, что они сделали с кафедрой, – по сути ликвидировали ее, ни с кем не разговаривая вообще. Я им предложил спокойный вариант, который всех устраивает: реорганизацию с переходом на другую кафедру, где мы все готовы работать дружно. Это кафедра теории вероятности и анализа данных. Этот вопрос был согласован уже давно, мы прекрасно понимали, что в таком варианте, в котором мы сейчас существуем, с учетом качества набора на направления чистой математики, мы не можем существовать. Вопрос был решен на низовом уровне. Но ответом сверху послужило то, что вы видите.

– Что вам сказал ректор во время встречи?

– Он сказал: «Пишите служебную записку». Я в тот же день написал эту служебную записку, но со служебными записками у нас технология известная. Они идут в никуда, администрация не реагирует на них вообще. Решение, которое они претворили в жизнь, подрывает творческий потенциал. Теперь люди решили уйти, и точка.

– Вас в некоторых СМИ называют оппонентом Анатолия Воронина. Оппонентом в чем?

– Господи, мне дела не было до Анатолия Воронина. То, что здесь творят, я видел давно. Но воевать на всех фронтах бессмысленно. Мы поставили перед собой задачу исправить ситуацию в стране в целом и не касались Воронина, Коржова. Мы вели работу предельно корректно, не трогая никого. Я слова никогда не сказал против Воронина, хотя, в общем-то, было о чем, особенно во время аккредитации. Мы их не трогали, даже оказывали поддержку – пусть работает человек. Не мы начали – начали они.


Фото: пресс-служба ПетрГУ

Post Scriptum

Ситуация с увольнениями преподавателей в ПетрГУ продолжается уже не первый год. К нам в редакцию не раз обращались люди из университета, которые предлагали осветить массовые увольнения, уговоры руководства уйти в неоплачиваемый отпуск на неопределенный срок и другие признаки все ухудшающейся ситуации. Коллектив сокращался, при этом обязанностей меньше не становилось.

Проблемой для журналистов всегда оставалось нежелание сотрудников ПетрГУ говорить об этих и других проблемах открыто. Сегодня на прямой разговор пошел Александр Иванов, который вскоре прочитает в университете свою последнюю лекцию.

Безусловно, мы хотели бы услышать и другую сторону конфликта, официальных лиц, и поговорить о главном вузе Карелии с его руководителем. Однако у ректора Анатолия Воронина не нашлось времени, чтобы ответить на наши вопросы. Нам не удалось пройти дальше приемной с секретарем.

Его секретарь сперва заявила, что все ответы по ситуации с Александром Ивановым мы можем найти на сайте университета, а через четыре дня сообщила, что ректор уезжает на будущей неделе в командировку в Москву, после чего наступают майские праздники, так что вряд ли она сможет нам помочь в организации встречи. Да и в целом, как она сказала, ей кажется, что наш корреспондент "непозитивно" настроен.

Отметим, что у секретаря руководителя в университете какие-то странные полномочия. Она не только решает, с кем руководителю встречаться, а с кем нет, но еще и позволяет себе давать оценки настроению посетителей. Если руководство вуза так "общается" с журналистами, то можно себе представить, как оно ведет себя по отношению к преподавателям и другим работникам.

Впрочем, мы все еще хотим поговорить о ПетрГУ и его развитии с Анатолием Ворониным, тем более что партия «Единая Россия», членом которой он является, его кандидатуру на партийные праймериз, по итогам которых определится кандидат «ЕР» на выборах главы Карелии.