Принципы имажинизма. Имажинисты

Имажинизм (от лат. imago - образ) – русское литературное направление начала 1920-х гг., которое провозгласило основой поэзии образность. Группа имажинистов была создана в Москве в конце 1918 под руководством эгофутуриста В. Шершеневича . Самым значительным представителем имажинизма был С. Есенин ; в группу входили также И. Грузинов, Р. Ивнев, А. Кусиков, А. Мариенгоф , М. Ройзман, Н. Эрдман.

Имажинисты объявляли своим главным принципом примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. Яркость образов, по мнению этого литературного течения, должна преобладать в искусстве над осмысленностью содержания.

Имажинизм и его представители

Первая «Декларация» имажинистов была напечатана 10.2.1919 в газете «Советская страна». Имажинисты утверждали здесь, что «единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов… Образ, и только образ <...> – вот орудие производства мастера искусства… Только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени. Образ – это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия. Всякое содержание в художественном произведении так же глупо и бессмысленно, как наклейки из газет на картины».

В 1920 вышли в свет первые сборники имажинистов, например, «Плавильня слов». Для публикации своих многочисленных произведений они создали собственное полулегальное издательство «Имажинисты». В 1922-24 они выпустили четыре номера собственного журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Сами названия стихотворений Шершеневича, который говорил об «образе как самоцели», выражали теоретические замыслы автора, например, «Каталог образов» или «Лирическая конструкция».

Имажинисты продолжили начатую символистами дискуссию, выступая за обновление формы поэзии, однако, с несколько иными акцентами, чем у футуристов. Они выступали против идеологии в искусстве, что отчасти объяснялось их разочарованием революционном идеализме.

Главным для имажинистов были новизна, оригинальность и конкретность сравнений и метафор. Тенденция к шоковому воздействию на читателя, зачастую достигаемому с помощью отвратительных, вульгарных и непристойных образов, нашла себе параллель в распущенности, в богемном образе жизни.

Большевицкая власть, предпочитавшая лишенные лиричности публицистические стихи и признававшая истинной поэзией недолговечные пропагандистские вирши, относилась к имажинистам с подозрительностью и неприязнью.

В 1924 среди имажинистов начались разногласия; в 1927 группа распалась. В 1928 В. Шершеневич, ретроспективно анализируя имажинизм, назвал в числе важнейших работ «Буян-остров» А. Мариенгофа (1920), «Ключи Марии» С. Есенина (1919) и собственное «Дважды два пять» (1920).

Имажинизм как литературное течение в России формировался в 1910-е годы. Он был связан с неспособностью культурной системы того времени ответить на новые вызовы, появившиеся в переходный период с его стремительно возросшим ритмом жизни. Распад привычной картины мира и возникновение альтернативной с особенной остротой затрагивало весь Прежде всего это касалось молодых художников и поэтов.

Происхождение термина "имажинизм"

Сам термин "имажинизм" в литературе является заимствованием у авангардистской поэтической школы Англии. Эта школа получила название имажизма. Расскажем вкратце о ней. В российской печати первые сведения об английских имажистах появились в 1915 году. Именно тогда была опубликована в сборнике "Стрелец" статья "Английские футуристы" З.А. Венгеровой. В ней говорилось о поэтической группе из Лондона, во главе которой были Т. Хьюм, Э. Паунд, Р. Олдингтон,

Имажизм, появившийся в Англии в 1910-х годах, ставил перед собой вполне определенную художественную задачу. Она была не абстрактно-поэтической, а конкретной и жизненной - следовало прямо воспроизводить действительность. Шаблонным, истертым поэтическим клише имажисты противопоставляли "свежие", необычные образы (по-английски - image, откуда и возникло название этой школы). Они стремились обновить поэтический язык. Это отразилось в их теориях свободного стиха, образа.

Когда возник имажинизм в русской литературе?

Термин "имажионизм" в России появился в книге "Зеленая улица..." В.Г. Шершеневича, опубликованной в 1916 году. В ней еще не порвавший связей с футуризмом автор назвал себя так. Шершеневич обратил особое внимание на содержание поэтического образа, а не на его форму. Именно он стал главным идеологом нового направления. В 1918 году Шершеневич заявил о появлении "имажионизма" как явления более широкого, чем футуризм. Современный термин закрепился с 1919 года. С той поры часто появлялись понятия "имажинисты" и "имажинизм" в литературе. Краткое определение последнего можно дать следующее: литературное течение, утверждавшее главную роль словесного образа над идеей, смыслом, пришедшее на смену русскому футуризму.

"Декларация" имажинистов

Имажинизм в литературе нашей страны сыграл заметную роль. Во всех известных энциклопедиях появились статьи о нем. Группа имажинистов, образовавшаяся в то время, ставку делала на образность. Именно она считалась основной чертой поэтического творчества. В 1919 году в журнале "Сирена" была опубликована "Декларация" - первый манифест нового направления. Поэты утверждали, что выявление жизни с помощью образа и его ритмики является единственным законом всяческого искусства, его несравненным методом. В этом документе была представлена творческая программа приверженцев нового направления. Утверждалось, что в структуре художественного произведения ключевое значение имеет образ. На его теории строилась вся программа. Из текста "Декларации" мы узнаем, что имажинизм в литературе имеет следующую основу: специфическое понимание его представителями роли эстетического воздействия образа. Именно впечатление от последнего, искусственно сконструированного, является определяющим в поэзии.

"2х2=5"

Еще одно теоретическое обоснование нового направления - трактат Шершеневича (на фото выше) под названием "2х2=5". Автор его видел поэзию родственной математике. Ему представлялись ненужными любые попытки за исключением авторских. Ради возникновения образа утверждался принцип равенства нечистого и чистого. Это оборачивалось порой откровенно плотскими изображениями.

Язык с точки зрения имажинизма

Свое видение языка предложили те, кто создал имажинизм в литературе. Представители его сформулировали мысль о том, что язык поэзии является уникальным. На ранней стадии развития, как полагали они, он был весь пропитан образными представлениями. Поэтому представители имажинизма в русской литературе считали логичным изучать истоки языка. Таким способом они хотели обнаружить исконные образы различных слов. Более того, анализируя традиционное словообразование и свойства языка, они начали создавать образы сами. Однако исследователь Д.Л. Шукуров отмечает, что то, как понимали художественное слово имажинисты, номиналистично и предельно рационализировано.

Стремление к изначальной образности слова

Представители нового направления объявили своей главной целью именно уникальный образ, а не просто необычное слово. В.Г. Шершеневич переосмыслил опыт футуристов, в частности, созданную ими теорию "заумной поэзии". Он создал другой вариант концепции так называемого "самовитого слова". Под последним следовало понимать основу триады из трудов А.А. Потебни по языкознанию.

Ученый в составе слова выделял его содержание ("внутреннюю форму"), изначальную образность и внешнюю форму. Отвергая формально-звуковую и содержательную стороны, имажинисты свое внимание акцентировали именно на образности. Они стремились максимально насытить ею произведения. Однако при этом имажинисты стремились, чтобы образы не были часто встречающимися.

Отсутствие единства среди имажинистов

В поэтических вопросах, несмотря на наличие некоторой общности, не было абсолютного единства среди представителей нового направления. Соратники и друзья в жизни, они были приверженцами совершенно разных подходов к творчеству (на фото в центре - Есенин, слева - Мариенгоф, справа - Кусиков).

Вряд ли возможно детально охарактеризовать имажинизм в литературе 20 века. В состав школы входили поэты, имевшие весьма разнородные теоретические взгляды и особенности творчества, разные как по литературным, так и по социальным связям. Между Мариенгофом и Шершеневичем, с одной стороны, и Кусиковым и Есениным - с другой, можно найти больше отличий, чем сходства. Насквозь урбанистичен имажинизм первых, а вторых - руристичен. Обе эти струи выражают бытие и психологию разных социальных групп, которые столкнулись во время деклассации. Все это делает непростым ответ на вопрос "Что такое имажинизм в литературе?". Определение его характерных особенностей порой приводит к выявлению противоположностей.

Поэзия Мариенгофа и Шершеневича

Поэзия Мариенгофа (фото его представлено выше) и Шершеневича - продукт городской деклассированной интеллигенции, утерявшей почву. Она нашла свое последнее пристанище и социальные связи в богеме. Творчество этих поэтов являет картину опустошенности и упадка. Бессильны декларативные призывы Мариенгофа и Шершеневича к радости. Упаднической эротикой наполнена их поэзия. Темы, которые раскрываются в ней, связаны с глубоко личными переживаниями. Они полны пессимизма, который был обусловлен неприятием этими поэтами Октябрьской революции.

Природа имажинизма Есенина

Природа имажинизма Есенина совершенно иная. Он был представителем зажиточного деревенского крестьянства, кулачества, которое также было деклассировано. Правда, и в его творчестве можно увидеть пассивное отношение к миру. Однако предпосылки его были совсем иными. Имажинизм Сергея Александровича идет от натурального хозяйства, его вещной конкретности. Именно на почве последнего вырос он. В основе его - зооморфизм и антропоморфизм примитивной психологии крестьян.

Полемика имажинистов

В "Листах имажиниста" В. Шершеневич полемизировал с работой Есенина "Ключи Марии", в которой были высказаны его теоретические идеи. Кроме того, он критиковал поэзию собратьев по искусству. Шершеневич писал, что соединение в стихотворении отдельных образов - работа механическая, а не органическая, как считают А. Кусиков и С. Есенин. Стихотворение - толпа образов, а не организм. Из него можно вытянуть без ущерба один из них или вставить еще десять. С идеями С. Есенина полемизировал также А. Мариенгоф в своей работе под названием "Буян-остров".

Он считал, что современное народное искусство непременно "должно быть сумеречным". Другими словами, это "второй сорт", "полуискусство", "переходная стадия", впрочем, необходимая для массы. А в жизни самого искусства она не играет никакой роли. Есенин ответил своей статьей "Быт и искусство". Сергей Александрович писал, что собратья его не признают согласования и порядка в сочетании образов и слов. И в этом они неправы.

Раскол

Таким образом, назревал раскол. В 1924 году он оформился. Тогда в газете "Правда" появилось "Письмо в редакцию", которое написали С. Есенин и И. Грузинов. Они объявили, что в качестве создателей имажинизма решили довести до всеобщего сведения, что в известном прежде составе группа "имажинисты" объявляется распущенной.

Роль имажинизма в русской литературе

До сих пор среди литературоведов идут споры по поводу того, стоит ли поместить имажинизм рядом с такими направлениями, как футуризм, акмеизм и символизм. Возможно, правильнее это явление рассматривать в ряду многочисленных течений, существовавших в литературе в 1920-х годах. Тем не менее, значительный вклад, внесенный в культуру рифмования его представителями, а также требование единства стихотворной композиции с лирической точки зрения и другие поиски в области поэтики стали актуальными в 1920-е годы. Они служили ориентиром для ряда авторов, творивших во второй половине 20 века и развивавших модернистские традиции.

Теперь вы знаете, как продолжить фразу "имажинизм в литературе - это...". Кратко мы охарактеризовали это направление, назвали основных его представителей. Вы узнали об основных идеях, которые привнесли в искусство приверженцы этой школы. Особенности имажинизма в русской литературе во многом были выражением эпохи, в которую жили его представители.

Имажинизм это литературное (и художественное) течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе исканий русского авангарда, в частности - футуризма. Поэтическая группа имажинистов была создана в 1918 В.Г.Шершеневичем, С.А.Есениным, А.Б.Мариенгофом; в нее вошли И.В.Грузинов, А.Б.Кусиков, Р.Ивнев, а также художники Б.Эрдман и Г.Якулов; близок к ним драматург и поэт Н.Р.Эрдман. В первой «Декларация» (1919) «оруженосцы» имажинизты, используя те же приемы грубого эпатажа, что и футуристы, провозглашали «единственным законом искусства, единственным несравненным методом… выявление жизни через образ и ритмику образов. О, вы слышите в наших произведениях верлибр образов». Ориентация на «образ» диктовала определенные приемы его построения: «Образ - ступенями от аналогий, параллелизмов - сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и раскрытые, приложения политематического, многоэтажного построения - вот орудие производства мастера искусства… Образ - это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия», - подчеркивалось в «Декларации», вышедшей почти одновременно в двух изданиях: «Сирена» (Воронеж, 1919. No 4) и «Советская страна». На первый план выдвигался образ «как таковой»: не слово-символ в его многозначности (символизм), не слово - название вещи (акмеизм), не слово-звук, так называемый «заумный язык» (кубо-футуризм), а слово-метафора: шокирующее новизной восприятия соединение отдаленных по значению предметов или явлений («Он готов нести хвост каждой лошади, Как венчального платья шлейф» - «Исповедь хулигана», 1921, Есенина). Сам процесс возникновения имажинистского образа (намеренное разрушение предметного значения слова путем сопоставления непохожих предметов, явлений, понятий) виден в стихотворении Шершеневича «Принцип примитивного имажинизма» (1918): «И ресницы стучат в тишине, как копыта, По щекам, зеленеющим скукой, как луг…» и в стихотворении Есенина «Не напрасно дули ветры…» (1917): «Плещет рдяный мак заката На озерное стекло. И невольно в море хлеба Рвется образ с языка: Отелившееся небо Лижет красного телка».

Термин «имажинизм»

Термин «имажинизм» заимствован у англо-американского литературного течения имажизм , знакомство с которым состоялось благодаря статье З.А.Венгеровой «Английские футуристы» (сборник «Стрелец»). Однако русские имажинисты никогда не называли англо-американских имажистов своими предшественниками, хотя и те, и другие сохраняли зависимость от некоторых принципов теоретика футуризма - итальянского писателя Ф.Т.Маринетти. Само название «новых поэтов на русской почве» появилось в таком написании: «Я по преимуществу имажионист, то есть образы прежде всего», - писал Шершеневич, бывший эгофутурист и будущий наиболее радикальный теоретик имажинизма в книге «Зеленая улица» (1916). В следующем манифесте «2×2=5: Листы имажиниста» (1920) Шершеневич развивал свою теорию, обеспечивавшую победу образа над смыслом и освобождение слова от содержания: «Стихотворение не организм, а толпа образов… Ритмичность и полиритмичность свободного стиха имажинизм должен заменить аритмичностью образов, верлибром метафор»; «лозунги имажинистской демонстрации: образ как самоцель. Образ как тема и содержание» (Поэты-имажинисты,).

«Каталогом образов» (по примеру имажистов) назвал Шершеневич стихотворение из своей книжки «Лошадь как лошадь» (1920). В его творчестве преобладали урбанистические и богемные мотивы, тема любви и искусства при общем декадентско-нигилистическом настрое лирического героя (не случаен его интерес к французским символистам: перевел «Цветы Зла», 1857, Ш.Бодлера, стихи А.Рембо).

Поведение имажинистов, как и футуристов, отличалось скандальностью. Основав «Ассоциацию вольнодумцев», новые поэты проводили свои «заседания» в кафе под названием «Стойло Пегаса». Творчески они объединились вокруг издательств «Имажинисты» и «Чихи-Пихи», а также вокруг журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасное» (1922-24). Как манифест были восприняты имажинистами и есенинские «Ключи Марии» (1920). Поэт так сформулировал свое отношение к свободе творчества при новой власти: «Нам… противны занесенные руки марксистской опеки в идеологии сущности искусства. Она строит руками рабочих памятник Марксу, а крестьяне хотят поставить его корове». Но именно в «Ключах Марии» Есенин утверждал, что не победа над смыслом, а лишь тесная связь образа с содержанием делает его органичным и полноценным (в этом проявилось несогласие поэта с ортодоксальным имажианистами). Истоком своей поэзии Есенин назвал народную словесность и обряд, а целью поэта - одухотворение вещного мира. Позднее Есенин признавался, что его имажинизм берет начало в образности «Слова о полку Игореве». По сути он возглавлял «умеренный» фланг имажинистов, крайности которого в 1921 пытался критиковать в печати как «простое акробатство». Элементы имажинистского эпатажа, «эстетики увядания» (мотивы одиночества в городе, темы гибнущей России, «избяной Руси», мотивы бродяжничества, богемной жизни) отразились в «Кобыльих кораблях» (1919), стихах «Я последний поэт деревни…» (1921) ив цикле «Москва кабацкая» (1924).

В творческой практике все поэты-имажинисты отступали от своей теории. Но и в самих эстетических декларациях обнаруживались черты различия. Мариенгоф выступил как теоретик в двух работах: в книге статей «Буяностров. Имажинизм» (1920) и в статье «Корова и оранжерея» (Гостиница для путешествующих в прекрасное. 1922. No 1). В первой он утверждал, что «образ не что иное как философская и художественная формула», сближал искусство с церковным таинством причащения и видел предназначение современной поэзии в соединении реализма и мистицизма. Во второй он, как и Есенин, назвал источником своих образов «Слово о полку Игореве», а также традиции народной словесности и русской поэзии 18 века. На поэзию Мариенгофа оказали влияние ранний Маяковский и Есенин. Излюбленный лирический образ - поэта, жонглирующий образами, бунтарь-пророк, представитель богемы; мотив города звучит с болезненным надрывом («Анатолеград», 1919; «Развратничаю с вдохновеньем», 1919-20). Поэт опубликовал сборники «Витрина сердца» (1918), «Руки галстуком» (1920), «Новый Мариенгоф» (1926), также « без вранья» (1927), посвященный дружбе с Есениным. Как теоретик выступил Грузинов в книге «Имажинизма основное» (1921), назвав истоком поэзии интуитивное познание: поэзия создается в состоянии сновидения-откровения, когда обнажаются глубинные связи между вещами, не постижимые разумом. Поэт находился под влиянием Есенина; написал книгу «С.Есенин разговаривает о литературе и искусстве» (1927). В стихах (сборники «Избяная Русь», 1925 и «Малиновая шаль», 1926) главная тема - деревня, воссоздаваемая в натуралистически-вещных образах. Для Кусикова, как и для других поэтов-имажинистов, типичны эпатажные образы («О если б вбить в рассвет алмазный гвоздь И жизнь свою на нем повесить!..» - «Буревестник», 1919), а также мотивы тоски, одиночества («Тоска на плетне лошадиным черепом Скалит зубы сквозь просинь в осеннюю даль…» - «На Арбате», 1919), «больной любви», отрицательного отношения к городу. Мистические устремления сказались в сборнике «Зеркало Аллаха» (1918). Попытки сочетать мистику христианства и ислама отличают поэму «причащения» «Коевангелиеран» (1920), название которой составлено из слов «Коран» и «Евангелие».

Объединение имажинистов не было долговечным . 31 августа 1924 Есенин и Грузинов напечатали открытое письмо в газете «Правда», где заявляли, что распускают группу. В том же году закрылось издательство «Имажинисты». В «Почти декларации» (Гостиница для путешествующих в прекрасное. 1923) имажинисты вынуждены были признать, что «малый образ» (слово-метафора, сравнение) должен быть подчинен образам высшего порядка - стихотворению как лирическому целому, «образу человека», сумме лирических переживаний, а характер - «образу эпохи», «композиции характеров». С отказом от принципа автономности «малого образа» И. терял главное основание для самостоятельного существования. Шершеневич говорил об имажинистах как о течении, которое перестало существовать в результате общего кризиса поэзии.

Слово имажинизм произошло от французского и английского image, что в переводе означает - образ.

История

Основные имажинистские издания

  • 1918 Альманах поэтов «Явь»
  • 1920 Сборник «Харчевня зорь»
  • 1920 Сборник «Плавильня слов»
  • 1920 Сборник «Конница бурь»
  • 1920 Сборник «Конница бурь. Сборник 2»
  • 1920 А. Мариенгоф. «Буян-остров»
  • 1920 C. Есенин «Ключи Марии»
  • 1921 В. Г. Шершеневич. «2х2=5: Листы имажиниста»
  • 1921 Львов-Рогачевский. «Имажинизм»
  • 1921 И. Грузинов. «Имажинизма основное»
  • 1921 А. М. Авраамов «Воплощение: Есенин - Мариенгоф»
  • 1921 Рюрик Ивнев. «Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича»
  • 1922 Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 1
  • 1923 Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 3
  • 1924 Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 4
  • 1925 Сборник «Имажинисты»

Современные издания

Поэты-имажинисты /Сост., подг. текста, биограф. заметки и примечания Э.М.Шнейдермана. - СПб.: Пб. писатель, М., Аграф, 1997. - 536 с. (Б-ка поэта. Большая серия).

Литература

  • Архангельский В. Имажинисты /В. Архангельский// Саррабис. - 1921. - №3. - C. 3-4.
  • Васильев И. Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 1990. - 231с.
  • Захаров А. Н., Савченко Т.К. Есенин и имажинизм / А.Н. Захаров. Т.К. Савченко // Российский литературоведческий журнал. - 1997. - №11. С. 3 -40.
  • Крусанов А.В. Русский авангард. Т.2, книги 1, 2. - М.: Новое литературное обозрение, 2003.
  • Кудрявицкий А. И. «Трубами слов не воспеты…» / А. Кудрявицкий // Октябрь. - 1993. - № 9 - С. 15 - 20 .
  • Макарова И. А. Поэтика и теория русского имажинизма / И.А. Макарова // Русская литература XX века: Школы. Направления. Методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений. - СПб., М.: Logos, Высшая школа, 2002. - С. 111 - 152.
  • Марков А. А. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» (Есенин и его окружение) / А.А. Марков // Диалог. - 1995. - № 9. - С. 86 - 91.
  • Мекш Э. Б. Кто основал имажинизм? / Э.Б. Мекш// Русская поэзия: год 1919-й. - Даугавпилс, 1998. - С. 103 - 115.
  • Савич О. Имажинист (1922) / О. Савич // Вопросы литературы. - 1989. - № 12. - С. 16 -23.
  • Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф: Денди. Монтаж. Циники. М.: Новое литературное обозрение, 2007.
  • Markov, Vladimir . Russian Imagism, 1919-1924. Bausteine zur Geschichte der Literatur bei den Slawen, 15/1. Giessen, 1980.
  • Nilsson N. The Russian imaginists. - Ann Arbor: Almgvist and Wiksell, 1970. - 75 p.
  • Ponomareff C. The image Seekers: Analysis of imaginists Poetic Theory, 1919-1924 / С. Ponomareff // The Slavic and East European journal. - 1986. -V. XII. - № 3.
  • Huttunen T. Word and Image in Russian Imaginism // The Gaze Unlimited. Helsinki, 2009.

Ссылки

Дополнительные материалы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Имажинисты" в других словарях:

    - (от англ. imagism — образность), литературная группировка в 1919 — середине 1920 х гг., прокламировавшая примат слова образа над идеей; в Москве к «имажинистам» принадлежали, В.Г. Шершеневич, А.Б. Кусиков, и отчасти, который вместе с… … Москва (энциклопедия)

    Имажинисты - лит. группа, печатно объявившая о своем существовании в нач. 1919. Просуществовала 8 лет: до 1924 под покровительством анархистского толка ассоциации вольнодумцев, пред. к рой был С. А. Есенин, а с 1924 и до самороспуска, последовавшего в 1927,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (от французского image образ) направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914 1918 (основатели его Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские… … Литературная энциклопедия

    - (от лат. imagо образ) литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов метафора, часто метафорические цепи … Википедия

    Александр Борисович Кусиков Имя при рождении: Александр Борисович Кусикян Дата рождения: 17 сентября 1896(1896 09 17) Место рождения: Армавир, Кубанская область Дата смерти … Википедия

    Кусиков, Александр Борисович Александр Борисович Кусиков Имя при рождении: Александр Борисович Кусикян Дата рождения: 17 сентября 1896(1896 09 17) Место рождения: Армавир Дата смерти: 20 и … Википедия

    Имажинизм - ИМАЖИНИЗМ. 10 го февраля 1919 года в «Советской Стране», издававшейся в Москве, был напечатан манифест «имажинистов». Поэты новой группы Вадим Шершеневич, Сергей Есенин, Александр Кусиков, А. Мариенгоф наименование свое позаимствовали из… … Словарь литературных терминов

    - (от лат. образ) лит. течение, возникшее в первые послереволюционные годы на основе худож. поисков рус. авангарда. Название восходит к англ. имажизму (1908) (Т.Э. Хьюм, Э. Паунд), знакомство с к рым в России произошло после статьи… … Энциклопедия культурологии

    Имажинизм литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные … Википедия

Имажинизм как литературное направление в русской поэзии Серебряного века возникло после Великой Октябрьской Революции в 1918 году под влиянием основных идей футуризма. Его идейные основатели и организаторы, создавшие Орден имажинистов - писатель и поэт Анатолий Мариенгоф, поэт и переводчик Вадим Шершневич (кстати, начинавший как футурист) и молодой крестьянский поэт Сергей Есенин. Целью своего творчества имажинисты провозглашали создание литературных образов, для их появления обязательно использование метафоры или метафорических цепей, которые сопоставляют разнообразные элементы в прямых и переносных образах.

Творчество имажинистов характеризуется наличием эпатажных литературных приемов, присутствием анархических мотивов, намеренным разрушением предметного значения слов, которое достигалось сопоставлением совершенно непохожих предметов, объектов или явлений («ресницы стучат в тишине как копыта», закат как «отелившееся небо лижет красного телка»).

Литературные исследователи утверждают, что термин имажинизм был позаимствован у английских поэтов-авангардистов, основавших в начале ХХ века (1910 год) новую поэтическую школу, носившую название имажизим. Её основателями были английские поэты Т. Элиот, У. Люьис, Т. Хьюм, Э. Паунд и Р. Олдингтон, их целью было прямое воспроизведение действительности с помощью свежих, еще не превратившихся в шаблонные клише, образов (от английского «image» - образ, отсюда и название литературного учения). Их главным стремлением было обновление и создание нового поэтического языка, что было отображено в их теории свободных образов и стихотворений.

В России впервые узнали о школе имажизма в статье «Английские футуристы» (1915 г.), её автор писательница и литературный критик Зинаида Венгерова. Схожесть терминов «имажизм» и «имажинизм», как и общность или различие их концепций весьма спорна и единого мнения у литерных исследователей на этот счет не существует.

В России впервые «имажионизм» заявил о себе как особенное литературное направление после появления книги Вадима Шершневича «Зеленая книга» (1916). Бывший футурист Шершневич в ней впервые заостряет внимание не на форме поэтического образа, а на его содержании. Вадим Шершневич как идеолог нового направления закрепляет термин «имажионизм» как литературное направление, которое провозглашало главенство словесного образа над содержанием.

(Воронежский литературный журнал "Сирена" )

В конце 1919 года воронежский литературный журнал «Сирена» публикует «Декларацию» Ордена имажинистов, в нем в виде манифеста утверждаются основные правила и концепции нового учения, заявляющие о том, что образы занимают ключевое значение в структуре любого художественного произведения, и в искусстве только с помощью образов и их особенной ритмики можно в полной мере выявить жизнь во всех её проявлениях. На первом литературном вечере имажинистов в Союзе поэтов в их ряды влились новые члены: поэты И. Грузинов, А. Кусиков, М. Ройзман, Л. Моносзон, Н. Эрдман.

В начале двадцатых годов ХХ века имажинизм переживает свой расцвет и становится одним из самых организованных поэтических движений Москвы. Имажинисты устраивали разнообразные литературные встречи и вечера в популярных богемных заведениях, выпускали множество поэтических сборников, даже специализированный журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (было опубликовано четыре номера с 1922 по 1924 год). Официальной структурой был «Орден имажинистов» имевший зарегистрированный и одобренный Луначарским (нарком просвещения СРФСР с 1917 по 1929 год) Устав и председателя Сергея Есенина, утвержденного в 1920 году.

Среди представителей новой литературной школы никогда не существовало особенного единства, будучи друзьями и соратниками в реальной жизни, поэты-имажинисты имели разные подходы к творчеству, абсолютно разнородные теоретические основы и особенности творческого искусства. Например, поэзия Анатолия Мариенгофа (сборники «Витрина сердца», «Руки галстуком», «Новый Мариенгоф) и Вадима Шершневича (книга поэзии «Лошадь как лошадь») отличается урбанистичностью, богемностью, здесь присутствует упадническая эротика, творчество рисует картины духовного опустошения и декадентского нигилизма, темы поэзии пропитаны глубокими личными переживаниями, в которых отражается пессимизм и неверие в светлое будущее, неприятие революционных перемен.

Имажинизм Сергея Есенина имеет совершенно другую основу. В отличие от Мариенгофа и Шершевича, ярких представителей деклассированной городской интеллигенции, он представляет класс зажиточных деревенских крестьян, так называемых «кулаков», которые тоже подвергались гонениям новой Советской власти. Предпосылки появления пассивности по отношению к окружающему миру в его поэзии («Кобыльи корабли», «Я последний поэт древни», поэтический цикл «Москва кабацкая») имеют совершенно другие корни, в основе его имажинизма лежит значимость натурального хозяйства, вещевой конкретности, которые ему были близки с рождения. Имажинизм Есенина основывается на примитивной крестьянской психологии зоо- и антропоморфизма.

(Газета "Правда", 1925 г. )

В рядах поэтов-имажинистов, имеющих различное виденье теории использования образов в искусстве, возникают различные полемики. Они проявляются в форме таких литературных работ как «Остров Буян» Мариенгофа, «Листы имажиниста» Шершевича, «Ключи Марии», «Быт и искусство» Есенина, в которых поэты высказывали взгляды и идеи, противоречащие друг другу. Бурная полемика в рядах имажинистов в итоге привела к расколу данного литературного движения на правое и левое крыло, а в дальнейшем и к полному распаду, о чем заявили Грузинов и Есенин в «Письме в редакцию» (газета «Правда», 1925 г.).

Имажинизм внес значительный вклад в культуру рифмования русской поэзии, а его требования единства стихотворной композиции с лирической точки зрения стали впоследствии очень актуальными и востребованными. Теоретические основы имажинизма стали идейной предпосылкой для развития следующего литературного направления - модернизма.