Делать часть 2 по обществознанию

Итого баллов:

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам.

Ответы на задания демоверсии -2018

Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы:1) ответ на первый вопрос, например: стремление к максимизации результатов при данных затратах;

2) ответ на второй вопрос, например: экономический рост,

повышение эффективности производства, полная занятость и

социально-экономическая стабильность;

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх целей из упомянутых в тексте.)

3) ответ на третий вопрос, например: Каждый самостоятельно

распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал.

Индивид самопределяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Правильно даны ответы на три вопроса 2
Правильно даны ответы на любые два вопроса 1
Правильно дан ответ на любой один вопрос.ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы:1) объяснение, например: способность субъекта отвечать за

сделанный в процессе экономической деятельности выбор и его последствия;

(Может быть дано другое объяснение.)

2) ответ на первый вопрос, например: максимизация прибыли или минимизация издержек производства;

3) ответ на второй вопрос, например: цены, реклама, дизайн,

изменение товарно-материальных запасов и т.д.

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх средств из упомянутых в тексте.)

Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Правильно приведено объяснение и даны ответы на два вопроса 2
Правильно приведены любые два элемента ответа 1
Правильно приведён любой один элемент ответа.ИЛИ

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть названы два источникаи приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:

1) повышение эффективности использования старых ресурсов

(ИЛИ интенсивный путь), например:

– в стране Z существует государственная система повышения

квалификации, благодаря которой работники разных

специальностей каждые пять лет повышают свою квалификацию, что позволяет обеспечивать экономический рост;

– переход на новые технологии на предприятии Y позволил более эффективно использовать имеющееся оборудование и обеспечить стабильный экономический рост в течение продолжительного периода;

2) вовлечение в производственный процесс новых ресурсов (ИЛИ экстенсивный путь), например:

– для обеспечения экономического роста предприятия страны Z закупили дополнительную партию оборудования;

– на предприятии Z были созданы дополнительные рабочие места.

(Условие задания не требует, чтобы выпускник вместо цитаты

привёл название (интенсивный или экстенсивный). Но если он это сделает корректно, то такой элемент ответа может быть

засчитан.)

Правильно названы два источника (пути) и приведены по два примера (всего четыре примера) 3
Правильно названы два источника (пути), приведены любые два-три примера 2
Правильно названы один-два источника (пути), приведён любой один пример.ИЛИ

Правильно назван один источник (путь) и приведены

соответствующие ему два примера

1
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла.ИЛИ

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Ответ неправильный

0
Максимальный балл 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В правильном ответе могут быть названы и кратко поясненыследующие функции государства в рыночной экономике, допустим:

1) создание правовой основы для принятия экономических

решений (например, государство разрабатывает и принимает

законы, регулирующие предпринимательскую деятельность,

определяет права и обязанности граждан);

2) стабилизация экономики (например, правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства / сокращения инфляции / снижения безработицы / поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты);

3) социально ориентированное распределение ресурсов (например, государство организует производство общественных товаров и услуг, которым не занимается частный сектор / создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет

расходы на оборону, науку, формирует программы развития

образования, здравоохранения и т.д.);

4) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии

(например, государство гарантирует минимум заработной

платы / пенсии по старости, инвалидности / пособие

по безработице / различные виды помощи социально

Функции государства в рыночной экономике могут быть

сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения

Правильно названы и пояснены три функции 3
Правильно названы две-три функции, две из них пояснены 2
Правильно названы одна–три функции, одна из них пояснена.ИЛИ

Правильно названы только три функции

1
Правильно названы только одна-две функции.ИЛИ

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Ответ неправильный

0
Максимальный балл 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) смысл понятия , например: Применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, опирающейся на знание курса, например: Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по

соответствующим основаниям;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее

информацию о двух и более дисциплинарных взысканиях

в Трудовом кодексе РФ.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса сущность принципа гуманизма юридической ответственности, например: Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения,

возможность условного осуждения, отсрочки приговора.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее

сущность принципа гуманизма юридической ответственности.)

Предложения должны быть сформулированы корректно,

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия 3
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.ИЛИ

с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

2
Правильно раскрыт только смысл понятия.ИЛИ

Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности

в ответе не искажают его по существу); в соответствии

с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я),

1
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.ИЛИ

Ответ неправильный

0
Максимальный балл 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть названы функции и приведены соответствующие примеры:1) обучение основам наук (например, на уроках астрономии Иван изучил строение Солнечной системы);

2) освоение социальных норм (например, Анна научилась

не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками);

3) развитие способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (например, работая в группах, ученики научились сотрудничеству в учебных целях).

Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции,

приведены другие примеры

Правильно названы и проиллюстрированы примерами три функции 3
Правильно названы две-три функции, две из нихпроиллюстрированы примерами 2
Правильно названы одна–три функции, одна из нихпроиллюстрирована примером(-ами) 1
Правильно названы только одна–три функции.ИЛИ

Приведено любое количество примеров без указания

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Ответ неправильный

Максимальный балл 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:1) сфера общественной жизни – социальная;

2) исторический тип стратификации – сословная;

3) критерии стратификации современного общества:

– объём власти;

– уровень доходов;

– уровень образования;

– престиж профессии.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия 3
Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия.ИЛИ

Правильно указаны сфера и три критерия

2
Правильно указаны сфера и тип стратификации.ИЛИ

Правильно указаны сфера и один-два критерия

1
Правильно указана только сфера.ИЛИ

Сфера не указана (указана неправильно) независимо от

наличия других элементов ответа.

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Ответ неправильный

0
Максимальный балл 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
При анализе ответа учитывается:− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

− наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание

данной темы по существу;

− корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-

формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы1. Понятие политической партии.

2. Особенности политических партий как общественных

организаций:

а) наличие программы;

б) наличие устава;

в) наличие организационной структуры;

г) наличие партийного аппарата и др.

3. Функции политических партий в демократическом обществе:

а) представительство интересов большинства социальных групп;

б) политическая социализация;

в) участие в выборах (электоральная) и др.

4. Классификация политических партий:

а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и т.п.);

б) по организационному признаку (массовые, кадровые);

в) по отношению к проводимой политике (правящие,

оппозиционные);

г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).

5. Типы партийных систем:

а) однопартийная система;

б) двухпартийная система;

в) многопартийная система и её разновидности.

6. Политические партии в современной России.

Возможны другое количество и (или) иные корректные

формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть

представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах ; другой пункт может не быть детализирован

ИЛИ быть подпунктом

Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы
28.1 1. Раскрытие темы 2
План содержит два пункта , наличие которых позволитраскрыть данную тему по существу. Один из этих пунктов детализирован в подпунктах 2
План содержит один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот пункт детализирован в подпунктах.ИЛИ

План содержит два пункта, наличие которых позволит

раскрыть данную тему по существу. Ни один из этих пунктов не детализирован в подпунктах

1
Все иные ситуации 0
Указание по оцениванию: Если по критерию 28.1 (раскрытие темы),выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов
28.2 2. Количество пунктов плана 1
Указание по оцениванию: Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Не менее трёх , два из которых детализированы в подпунктах 1
Все иные ситуации 0
28.3 3. Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1
Формулировки пунктов и подпунктов плана не содержат ошибок и неточностей 1
В формулировках пунктов и/или подпунктов планасодержатся неточности и/или ошибки 0
Максимальный балл 4

Новое в критериях оценивания заданий части 2

Изменилась система оценивания задания № 28.

  • Изменилось обязательное количество пунктов плана, которые должны быть детализированы, то есть иметь подпункты . Если раньше их было 2, то теперь высший балл можно получить, если подпункты имеет ОДИН пункт.
  • Критерии более детализированы и их стало ТРИ.
  • Если раньше был один критерий – за него получали 3 баллы, то теперь ТРИ критерия.
  • За 1-ый — раскрытие темы- 2 балла
  • За 2-ой — количество пунктов плана – 1 балл
  • За 3-ий — корректность формулировок пунктов и подпунктов плана- 1балл
  • Итого за задание № 28 можно получить 4 балла (раньше- 3 балла)

Таким образом, составляя план, имейте в виду следующее:

  • В плане должно быть не менее 3-х пунктов
  • Не менее 2-х пунктов должны отражать суть темы (здесь имеется в виду, что первый пункт – это лишь понятие чего-либо, а суть этого понятия раскрывается уже в следующих, как минимум ДВУХ пунктах)
  • Можно по подпунктам разделить только ОДИН пункт , а не два, как раньше.

Примечание:

Ответы на задания № 29 (сочинение) , критерии оценивания сочинения см. на сайте:

Подведены первые предварительные итоги ЕГЭ 2017 по обществознанию. Мы, по традиции, предлагаем Вам ознакомиться с заданиями, которые пришлось решать выпускникам этого года, особенно в письменной части 2.

ЕГЭ 2017 по обществознанию состоялся

И, хотя полные итоги этого сезона сдачи ЕГЭ еще не подведены, мы спешим ознакомить грядущее поколение выпускников, которые будут сдавать ЕГЭ 2018 по обществознанию, с встретившимися на ЕГЭ заданиями.


Так, устами главы ведомства Кравцова озвучено, что в прошлом году это было 17,5% выпускников, в этом — 13,8%. Все равно, очень много, в среднем каждый шестой из сдающих получает эту «двойку» и лишается шанса поступить в свой ВУЗ.

При этом, стоить отметить, что часть выпускников еще питало надежды повысить свой балл на результат экзамена.

Задания ЕГЭ 2017 по обществознанию

Теперь предлагаю посмотреть на работу выпускника Дальневосточного федерального округа и задания, встретившиеся в этой работе. Напомним, что мы не можем показать задания части 1, на выполнение которых апелляция невозможна. Структура заданий соответствует

Теперь сами бланки ответов выпускника.






И разбалловка за выполненные задания. Следует отметить высокий процент выполнения и огромные потери по Общий балл — 63, что примерно соответствует среднему по стране в этом году, но, при борьбе за места на бюджете престижных ВУЗов, может оказаться не состоятельным.


Анализ выполнения заданий ЕГЭ 2017

По заданию 21 к тексту, выписано все очень грамотно, в соответствие с теорией. Опасаться перепроверки не следует.

По заданию 22 сняли за первое положение. Естественно, экономическая ответственность это не «… несоблюдение предпринимательской этики…». Логика нарушена, любая ответственность это меры за неисполнение обязательств (обязанностей).

…установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности предписаний, предусмотренных актами законодательства в сфере экономических отношений.

По заданию 23. Не очень корректно выписаны примеры в первом и втором положениях.

Трудно сказать точно без текста, верно ли выписаны сами источники экономического роста, к сожалению.

Если они выписаны верно, тогда примеры приведены КОРРЕКТНО (!). Мне кажется, что 0 здесь могли выставить только в том случае, если именно сами формулировки из текста были не верны. В любом случае, на это стоит обратить внимание членов комиссии при апелляции!

По заданию 23 МОЖНО оспаривать баллы, хотя бы просить пересмотреть и разобраться в этом задании! Примеры корректны!

По 24 заданию. Выпускник верно выписывает способы регулирования экономической политики, но в примерах совсем нет конкретики, что явно требовалось в условиях задания. Выпускник просто объясняет, что имеется ввиду, и на это обязательно Вам укажут.

К примеру, требовалось написать, что 1) Антимонопольная политика. Например, в РФ структурой ФАС был наложен штраф на корпорацию Google , за злоупотребление своим положением на рынке.

Видите ли, это задание ВЫСОКОГО уровня сложности, И ТРЕБУЕТ ГЛУБОКИХ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ. В ОТВЕТЕ ОН НЕ ПОКАЗАН.

Стоит обратить внимание членов комиссии при апелляции, что суть в объяснении передана верно,

НО, БЕЗ ОСОБЕННЫХ ШАНСОВ НА УСПЕХ, к сожалению…


По заданию 25 Вы просто попали под критерий проверки, по которому не верное ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ проверять выполнение задания дальше.

И действительно, определение не верно, ибо «способ управления кем-либо, чем-либо…» звучит крайне несерьезно… Репетитор должен был объяснять, что такая размытость в определении НЕВОЗМОЖНА!

Вот, к примеру, определение с моего сайта

А вот классическое определение Макса Вебера:

Власть – это любая возможность, на чем бы она не основывалась, реализовывать собственную волю в данном социальном отношении даже вопреки противодействию.

Нет смысла апеллировать, проверено верно.

По заданию 26 у меня возникли большие вопросы.

ТК РФ, Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

1) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;

(пп. «б» в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Считаю, что выпускник все ВЕРНО пояснил и привел примеры! Должно стоять максимальных 3 балла!

1 и 3 объяснение абсолютно попали в Закон, а во втором ликвидация организации заменена словом банкротство, объясняется что фирма закрывается..

Статья 3. Признаки банкротства юридического лица

  1. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ)

НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОНО ДОЛЖНО УВОЛЬНЯТЬ СОТРУДНИКОВ, но логически это верно.

27 задание. ТОЖЕ АБСОЛЮТНО НЕПОНЯТНО, ПОЧЕМУ ОТНЯЛИ БАЛЛ.

Если верно употреблено понятие (из формулировки задания я это понять не могу, к сожалению), то 2-3 критерии прогресса для современного общества (так называемых гуманитарных), употреблены ВЕРНО!

Формулировка «уровень удовлетворенности» очень размыта, зачтена не будет!

Проблема некая в том, что понятие КРИТЕРИИ прогресса очень расплывчаты, некоторые исследователи и вовсе считают, что их НЕТ (Коротаев А. В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М: Восточная литература РАН, 2003. - с.7.)

Из последних сведений и исследований:

Индекс социального прогресса (The Social Progress Index) - это комбинированный показатель международного исследовательского проекта The Social Progress Imperative, который измеряет достижения стран мира с точки зрения общественного благополучия и социального прогресса. Разработан в 2013 году под руководством Майкла Портера (Michael E. Porter), председателя The Social Progress Imperative, профессора Гарвардского университета, специалиста в области стратегического управления и международной конкурентоспособности. В редакционный совет издания Индекса входят представители ряда ведущих университетов и исследовательских центров, включая Гарвардскую школу бизнеса и Массачусетский технологический институт.

Индекс охватывает страны, для которых имеются достоверные показатели, и базируется на комбинации данных из опросов общественного мнения (12%), оценок экспертов в области развития (25%) и статистической информации международных организаций (61%).

При определении успехов той или иной страны в области социального прогресса учитываются свыше 50 показателей, объединённых в три основные группы:

  1. Основные потребности человека - питание, доступ к основной медицинской помощи, обеспечение жильём, доступ к воде, электричеству и санитарным услугам, уровень личной безопасности. В общем это попадает под написанное «удовлетворенность жизнью» (!)

  2. Основы благополучия человека - доступ к базовым знаниям и уровень грамотности населения, доступ к информации и средствам коммуникации, уровень здравоохранения, экологическая устойчивость.

  3. Возможности развития человека - уровень личных и гражданских свобод, обеспечение прав и возможностей человека принимать решения и реализовывать свой потенциал.

Даже если эксперты посчитали, что уровень здравоохранения и смертности один вытекает из другого, нужно обращать внимание, что это статистически РАЗНЫЕ показатели, уровень развития здравоохранения, к примеру, измеряется ООН по количеству врачей на 1000 человек населения!

НУЖНО АПЕЛЛИРОВАТЬ, ТРЕБОВАТЬ 1 балл!

По заданию 28, уверен, есть попадание в два «обязательных» пункта – 2, 3. Логично, что должны были последовать в пункте 4 и примеры позитивного девиантного поведения, но, в любом случае, минимум на 2 балла здесь есть.

КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНЫ, ОШИБОК НЕТ, МИНИМУМ 1 БАЛЛ НУЖНО ОСПАРИВАТЬ!

  1. «Социальная стратификация есть действительное расслоение общества»


    Зачли пример из Индии, хотя и он не очень полно раскрыт!

    Итак, подведем небольшой итог!

    За задания 23 вполне можно просить пересмотр баллов, без текста точнее не скажу!

    ЗА ЗАДАНИЕ 26, 27 и 28 можно получить по 1 баллу при пересмотре.

    По эссе 29 могут поставить 0 и отнять 2 балла.

    Результат апелляции на ЕГЭ

    Что получилось в итоге? Как и подавляющее большинство апелляций, обращение в конфликтную комиссию закончилось ничем, результат был оставлен. Вот небольшой рассказ о самой процедуре:

    Евгений Сергеевич, здравствуйте.

    Совсем ничего мы не «отбили».

    Там глухая стена.

    По тем вопросам (к которым Вы написали о «бесполезности» пытаться) или тем, где высказывали предположение о неправильной изначальной формулировке со стороны Никиты, комиссия приводила точно такие же доводы как и Вы, слово в слово. И по эссе повторили за Вами (что нужно было 0 влепить).

    По 26, 27, 28 никакие наши аргументы не учитывались и объяснялось тем, что критерии не соблюдены.

    Я, к слову сказать имею высшее юридическое и 15 лет практики, естественно зацепилась с ней по ст. 81 ТК РФ. Но там несгибаемо твердилось, что третьим пунктом Никита указал дисциплинарное нарушение, а нужно было точно написать что оно должно быть грубым однократным. Мои доводы, что ребёнок конкретизировал в скобках и раскрыл смысл, остались без внимания. Когда я пыталась зачитать критерии из ваших таблиц и объяснять, что они выполнены, мне было сказано, что у Дальнего Востока они иные 😳

    В общем имеем то, что имеем 😄

    В любом случае Вам большая благодарность от меня. Жаль, что познакомились поздно. Успехов Вам и всего доброго.

Воронцова Ю.Н.

Учитель истории

МКОУ НГО «Павдинская СОШ»

Примеры заданий части В для ОГЭ по обществознанию в 9 классе.

1.Запишите пропущенное слово.

Методы познания

Метод познания Характеристика

Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях.

Выдвижение гипотез Выдвижение догадок, предположений, для объяснения фактов, не укладывающихся в старые теории.

2.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».

Господство, государство, принуждение, право, племя.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3.Установите соответствие между участником уголовного судопроизводства и стороной, которую он представляет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Участник уголгвного

судопроизводства

A) подозреваемый

Б) прокурор

В) адвокат

Г) потерпевший

Д) обвиняемый

Сторона уголовного

судопроизводства

1) обвинение

4. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) денежные средства

2) участок пашни

3) залежи нефти

4) станки и оборудование

5) лесной массив

6) здания, сооружения

5.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А)В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов.

(Б)В этом году он получил злободневную направленность и стал более современным. (В)Уровень представленных работ существенно возрос.

(Г)Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

6.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Духовное __________(А) выделилось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в _____________(Б) индивидов. Они выражаются в ______________(В) форме – язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют ___________(Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного производства необходима материальная база – школы, театры, музеи, издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного производства действует ряд ________________(Д), таких как церковь, образование, наука, искусство, а также отдельные специалисты.Продукты духовного производства представляют собой ____________(Е) культурного опыта современников и всех предшествующих поколений».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Cписок терминов:

1) социальный статус

3) знаково-символический

4) сознание

5) социальный институт

6) производство

7) общество

7.Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) С появлением компьютеров секретари-машинистки оказались не востребованными на рынке труда.

2) Экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей.

3) Сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли свою работу.

4) С уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников.

5) С завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.

8. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено

определенной буквой.

(А) Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных предметов. (Б) Такое многообразие, несомненно, полезно, т.к. помогает решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой. (В) Однако, дальнейшее расширение круга изучаемых предметов может отрицательно сказаться на здоровье учащихся.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

9. Сергей – ученик 9 класса. Помимо учебы, он отдает много свободного времени компьютерным играм. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учебу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия игры от учёбы или учёбы от игры.

1) дает возможность овладеть новым опытом

2) построена на замещении реальных предметов условными

3) имеет определенные мотивы и цели

4) ведет к усвоению предметных областей

Черты сходства Черты отличия

10. Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника

в отношении принадлежащего ему имущества

1) владеть

2) распоряжаться

3) пользоваться

4) наследовать

Часть B. Ответы.

Правильно выполненные задания В1, В2 оцениваются 1 баллом, В3 – B7 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

№ задания Ответ

1 эксперимент