Суть анкетирования. Метод анкетирования

Общие сведения

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования , сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона , который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование - опрашивается один респондент;
  • Групповое анкетирование - опрашиваются несколько респондентов;
  • Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
  • Массовое анкетирование - участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

  • Сплошное - опрос всех представителей выборки;
  • Выборочное - опрос части представителей выборки.

По типу контактов с респондентом

  • Очное - проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
  • Заочное - анкетёр отсутствует:
    • Рассылка анкет по почте ;
    • Публикация анкет в прессе ;
    • Публикация анкет в Интернете ;
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн-анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование . Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

Примечания

Литература

  • Ядов В. А. Социологическое исследование - методология, программа, методы. - М .: Издательство «Самарский университет», 1995. - ISBN 5-230-06020-4
  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. - СПб.: Речь, 2002. - ISBN 5-9268-0140-0

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Метод анкетирования" в других словарях:

    - (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… … Философская энциклопедия

    Сущность метода экспертных оценок состоит в проведении экспертами анализа проблемы с количественной оценкой суждений и обработкой их результатов. Обобщенное мнение группы экспертов принимается как решение проблемы. Для выработки совместного… … Википедия

    метод опроса в этнопсихологии Этнопсихологический словарь

    МЕТОД ОПРОСА В ЭТНОПСИХОЛОГИИ - один из наиболее распространенных методов этой науки. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками. Форма опроса может быть разной. Устный о., осуществляемый в виде… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Метод последовательной динамической оценки (МПДО). И. Н. Носс - Предназначен для анализа особенностей управленческой коммуникации в типовых и экстремальных профессиональных ситуациях в целях совершенствования управления, оптимизации взаимодействия персонала и обучения специалистов. Методика может применяться… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ - предмет – поведение; инструмент – тесты. 1. Метод анкетирования (открытый Галтоном): ответы пациента сопоставляются с точным опросником, определяется обшее между ними. 2. Психофизический метод: сопоставляются содержание сознания и определенные… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД «НАБЛЮДЕНИЯ» - предмет поведение; инструмент тесты. 1. Метод анкетирования (открытый Галтоном): ответы пациента сопоставляются с точным опросником, определяется общее между ними. 2. Психофизический метод: сопоставляются содержание сознания и определенные… … Философский словарь

    Компонентного анализа метод - Компонентного анализа метод метод исследования содержательной стороны значимых единиц языка, имеющий целью разложение значения на минимальные семантические составляющие. К. а. м. впервые был использован при исследовании лексического материала… … Лингвистический энциклопедический словарь

    диалектографический метод - Совокупность приемов и методик сбора, обработки и интерпретации диалектного материала. Этот метод вбирает в себя методику диалектологических, лингвогеографических и ареальных исследований. Однако лингвогеограф использует ареальный (изоглоссный)… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Основная статья: Оценка программ Социологические методы оценки программ всеобъемлющие методы сбора информации о государственных программах, отраслевых политиках, корпоративных программах, а также различных проектах некоммерческого сектора,… … Википедия

Книги

  • Введение в аудиологию и слухопротезирование , Королева Инна Васильевна. В книге содержатся основные современные сведения по аудиологии и слухопротезированию. Представлены объективные и субъективные методы диагностики нарушений слуха, метод анкетирования,…

Одним из основных заданий в курсе психологического практикума является самостоятельная разработка и проведение анкетирования. Представленные в данном разделе основные теоретические вопросы помогут понять основные принципы проведения анкетирования.

Общая характеристика метода

Анкета (от фр. enkuete - список вопросов) - система вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Вопросы анкеты могут касаться профессиональной направленности (мотивов, интересов, увлечений), моральных и психологических качеств личности, стиля общения и поведения, характерологических особенностей и др.

Анкета - метод исследования, предусматривающий письменные ответы на систему поставленных вопросов, каждый из которых связан с центральной задачей исследования.

Данный метод обладает следующими достоинствами :

    высокой оперативностью получения информации;

    возможностью организации массовых обследований;

    сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

    отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

    невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

Однако, анкетированию свойственны и недостатки :

      отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов, как, например, в беседе;

      не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или их желание выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

В современной психологии анкетирование считается вспомогательным методом исследования, в таких науках как социология или демография - одним из основных.

Разновидности метода анкетирования

Известно несколько типов анкет.

    Анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств. Форма ответа - оценка в баллах степени выраженности того или иного личностного свойства, черт характера (инициативности, общительности, тревожности, самостоятельности и пр.). При использовании данного метода необходимо учитывать его существенный недостаток; высокую степень субъективности ответов вследствие стремления человека показать себя с лучшей стороны и скрыть недостатки. Используя закрытую форму вопросов с несколькими вариантами ответов (например, ранжированных по степени согласия: «Нет, это совсем не так», «Пожалуй, так», «Верно», «Совершенно верно»), можно повысить информативную ценность ответов.

    Оценка социально-психологических, личностных качеств может проводиться группой экспертов. Достоинство этого метода анкетирования заключается в большей объективности получаемых данных, поскольку в состав группы экспертов включаются люди, давно и с разных сторон знающие человека. Однако опрос нескольких человек является трудоемким и порой сложно определить компетентность экспертов.

    Еще одной разновидностью метода анкетирования являются анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях. В результате обработки данных специалист-психолог делает вывод о наличии и уровне развития у опрашиваемого индивидуально-личностных свойств.

Виды анкет определяются формой содержания вопросов, а проверка их валидности и надежности составляет одну из трудностей. Подбор вопросов должен быть правдив по отношению к проблеме и логически связан с задачами исследования. Фразы вопросов должны быть короткими, однозначными, ясными.

Вопросы анкеты классифицируются по следующим основаниям:

    о фактах сознания (направлены на выявление мнений, планов на будущее, мотивов, ожиданий, оценочных суждений отвечающих);

    о фактах поведения (выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей);

    о личности респондента (касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т.д.). Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать результаты анкетирования в пределах той или иной группы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию с другими группами.

форме :

      закрытые;

      полузакрытые;

      открытые.

Закрытые - это такая форма вопросов, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов. Такой вопрос предусматривает полный набор ответов, из которых испытуемому предстоит только выбрать. У исследователя появляется возможность не только выяснить содержание суждений, но и измерить интенсивность оценок, шкалируя их по каждому варианту. Преимуществами закрытых вопросов являются: возможность исключить неверное понимание вопросов, сопоставимость ответов, сравнительно более легкая форма заполнения ответов и обработка полученных данных. Этот вариант построения вопросов целесообразно использовать при изучении некоторых групп населения (например, солдат (матросов)), а также когда исследователь четко представляет себе, какие могут быть ответы на предлагаемый вопрос.

Существует несколько способов предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса:

а) дихотомическая форма, предполагающая противоположные, взаимоисключающие ответы (типа «да - нет», «согласен - не согласен» и т.д.);

б) поливариантная форма, предусматривающая несколько вариантов ответов. Например: «Какие лекции Вы посетили на этой неделе?

Психологию, - социологию, - философию, - эстетику»;

в) шкальная форма, используемая в тех случаях, когда необходимо выразить интенсивность отношения, переживания и т.п. Ответы могут выглядеть следующим образом:

Полностью согласен, - не знаю, - совершенно не согласен;

г) табличная форма. Например:

При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов. При этом все ответы сопровождают трехзначными цифрами, в которых первые цифры служат для обозначения порядкового номера вопросов, а третья обозначает порядковый номер ответа.

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Однако, в них отсутствует выражение индивидуальных оценок.

Полузакрытый вопрос используется либо если исследователь не знает всех возможных вариантов ответа, либо когда намерен более полно выяснить индивидуальные мнения обследуемых. Кроме готовых вариантов в перечне ответов содержится графа «другие ответы» и определенное количество пустых строк.

Открытый вопрос предполагает, что опрашиваемый свободно отвечает на предложенный вопрос без каких-либо ограничений, например, при заполнении биографической анкеты. Открытый вопрос дает возможность испытуемому строить свой ответ как по форме, так и по содержанию. Достоинства открытых вопросов в том, что они не содержат подсказок, не навязывают чужое мнение, дают возможность собрать более полную информацию. Данная форма вопросов предпочтительнее, когда психолог не знает, каковы могут быть оценки изучаемого явления, хочет получить откровенные самостоятельные ответы. При использовании открытых вопросов затруднена сопоставимость ответов. Поэтому такие вопросы используют либо на ранних стадиях анкеты, либо тогда, когда имеется необходимость выражения всех имеющихся в группе индивидуальных мнений. Неуместны такие вопросы в анонимных анкетах.

По способу формулирования:

  • косвенные.

В прямом вопросе предусмотрен ответ, который следует понимать в том смысле, в каком его понимает опрашиваемый. Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента.

Однако, иногда, когда требуется дать критический ответ по поводу себя или других, многие респонденты склонны ограничиваться социально желаемыми и одобряемыми ответами. В таких случаях целесообразно использовать косвенные вопросы.

Косвенный вопрос обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей реальную информацию. Косвенные вопросы предусматривают перенос на что-либо другое; ответ на него предполагает расшифровку в ином, скрытом от испытуемого смысле. Например, вместо вопроса студенту: «Почему вы так часто пропускаете лекции?», можно задать вопрос: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции. Как Вы думаете, почему?».

По функции :

    информационные (основные);

    вопросы-фильтры и контрольные (не основные или уточняющие).

Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления от каждого респондента.

Вопросы-фильтры используются тогда, когда необходима информация только от части из всей совокупности респондентов. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначены.

Например:

«Следующие два вопроса только для студентов психологов.

Каково качество практических занятий по психологии общения?

Как полученные знания могут помочь Вам в работе по специальности? Внимание! Вопросы для всех».

Наличие вопросов-фильтров, которые ограничивают круг респондентов, позволяет не допустить искажений информации, которые могут возникнуть при ответах недостаточно компетентных лиц.

Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность и достоверность сведений, сообщаемых респондентами.

Контрольные вопросы бывают двух разновидностей. Первые представляют собой повторение информационных вопросов, только другими словами. Если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, то они исключаются из дальнейшего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, склонных давать социально одобряемые ответы. В них предлагается множество ответов там, где на практике может быть только однозначный ответ.

Например:

«Случалось ли Вам капризничать в детстве?

Бывали ли в прошлом случаи, когда Вы лгали людям?»

Вероятность получения на такие вопросы честного, но не распространенного ответа очень мала.

Существует несколько требований повышения эффективности контроля при составлении вопросов в анкете:

Анкете основной и контрольный вопросы не следует размещать рядом, иначе будет замечена их взаимосвязь;

Ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными;

Контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы анкеты;

Необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответов, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «когда как» и т.п.).

  • Вопрос 2 Двигательные ошибки, их характеристика, причины возникновения, способы их устранения
  • Экзаменационный билет № 6
  • 1. Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.
  • 2. Общая характеристика физических качеств (понятие, взаимосвязь способностей и качеств, классификация, закономерности развития).
  • 3. Схема развёртывания учебного материала по физической культуре в начальной школе.
  • Экзаменационный билет № 5
  • 1. Определение понятия «культура». Понятие «культура физическая, её связь с общей культурой..
  • 2. Гибкость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3.Познавательные универсальные учебные действия, способы их формирования.
  • Билет №7 _________________________________________________________________________________
  • Билет 8
  • 1. Пространственные характеристики
  • Экзаменационный билет № 9
  • 1. Игровой и соревновательный методы, их значение и особенности использования:
  • 2. Выносливость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3. Формирование самооценки двигательного действия на уроке физической культуры.
  • Экзаменационный билет № 10
  • 1. Круговая тренировка как организационно-педагогическая форма занятия (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Координационные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • Билет № 11
  • 1 Вопрос: . Методы разучивания двигательных действий в целом и по частям (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 3 Вопрос: Педагогический анализ и оценка как метод исследования.
  • Билет № 12:
  • 1 Вопрос: Метод равномерного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Особенности построения спортивной тренировки (макроциклы, мезоциклы, микроциклы).
  • 3 Вопрос: Требования к составлению списка литературы (библиографический список).
  • Билет 13
  • 1. Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями, их виды. Приемы регулирования и дозирования нагрузки.
  • 2. Тактическая подготовка спортсмена. Особенности тактической подготовки в различных видах спорта.
  • 3. Педагогический эксперимент как метод исследования
  • Билет 14
  • 1. Метод переменного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты)
  • 2. Занятия урочного типа, их отличительные особенности, типы уроков.
  • 3. Анкетирование как метод исследования
  • Экзаменационный билет № 15
  • 3. Пульсометрия как метод исследования.
  • Экзаменационный билет № 16
  • 1. Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Понятие о планировании в физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание и документы). Технологическая карта урока.
  • 3. Тестирование как метод исследования.
  • Билет 17
  • Вопрос 1. Методы использования слова
  • Вопрос 2. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
  • Вопрос 3. Беседа как метод опроса при исследовании
  • Билет 18
  • Вопрос 1. Методы обеспечения наглядности при занятиях физическими упражнениями (по л.П. Матвееву).
  • Вопрос 2. Спортивная ориентация и отбор в спорте.
  • Вопрос 3. Педагогическое наблюдение как метод исследования.
  • Билет 19
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________________
  • Билет 20
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:_______________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________
  • 21 Билет
  • 2. Тренировочный процесс как объект управления.
  • 3. Факторы, влияющие на эффективность обучения двигательным действиям учащихся.
  • 22 Билет
  • 1.Принцип непрерывности процесса занятий физическими упражнениями (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
  • 2. Педагогический контроль по физической культуре в школе, его значение и содержание. Алгоритм создания контрольно-измерительных материалов
  • 16.3. Виды, содержание и основы методики контроля и учета
  • Экзаменационный билет № 23
  • 1. Принцип систематичности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями)
  • 2. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки (значение, задачи, средства, методические основы построения).
  • 24 Билет
  • 1.Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • 3.Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 3. Анкетирование как метод исследования

    Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

    Данный метод обладает следующими достоинствами:

    Высокой оперативностью получения информации;

    Возможностью организации массовых обследований;

    Сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

    Отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

    Невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

    Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

    Отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

    Не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

    Рассмотрим основные виды вопросов в анкете.

    1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

    2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

    3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

    При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов. Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить кружком коды выбранных ответов.

    Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов.

    Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь);

    Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент,

    Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты, либо тогда, когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

    В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.

    Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.

    Однако там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим, многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ преподавателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто пропускаете лекции?»

    В таких случаях составляют косвенный вопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции» Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

    По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).

    При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы.

    Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например:

    «Следующие три вопроса только для студентов-психологов.

    Обучаетесь ли вы на психологическом факультете? ...

    Каково качество практических занятий по психологии общения?…

    В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?

    Внимание! Вопросы для всех».

    Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильтром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.

    Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

    К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ. К примеру:

    «Случалось ли Вам капризничать в детстве?»

    Как можно заметить из характера этих вопросов, вероятность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.

    Есть несколько способов повышения эффективности контроля:

    В анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;

    Ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;

    Контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы в анкете;

    Необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).

    Этапы подготовки анкеты.

    I. Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдельных проблем;

    II. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов;

    III. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов;

    IV. Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов;

    V. Анкетирование;

    VI. Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчета.

    Композиция анкеты. Такая стандартизированная и заочная беседа с респондентом имеет достаточно стабильный сценарий. Она обычно начинается с краткого вступления - обращения к респонденту, где излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности получаемой информации.

    Затем, как правило, излагаются инструкции по заполнению бланка. В том случае, если характер вопросов или их форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка.

    Очень редко бывает так, чтобы сам процесс заполнения анкеты представлял для опрашиваемых лиц особую пользу. Поэтому обычно первые вопросы составляют максимально легкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. Функциями подобных вопросов-контактёров являются:

    а) формирование установки на сотрудничество;

    б) стимулирование заинтересованности испытуемых;

    в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете;

    г) получение информации.

    За ними следуют более сложные вопросы, составляющие основное содержание анкеты.

    И, наконец, в заключительной части бланка вновь следуют более легкие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов.

    Требования к формулировкам вопросов для анкеты:

    Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? (Ведь вопрос типа «Что вам нравится в...?» уже имеет определенную внешнюю заданность, так как предполагает, что нечто «нравится»)

    Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышления респондента? (В качестве примера можно попытаться точно ответить на такой вопрос как «Сколько часов в месяц Вы тратите на подготовку к семинарам?»)

    Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные таким «часто», «редко», «в среднем», …, содержание которых весьма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы проявляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в неделю, в год?)

    Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции?

    Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему?

    Не спрашивается ли одновременно о нескольких различных предметах? Нет ли ошибки в логике изложения?

    Откосится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?

    Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно?

    Какой вид вопроса (по форме ответа и по способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конкретном случае?

    Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они?

    Имеется ли грамматическое согласование между вопросом и ответами к нему?

    Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?

    Тема: «Анкетирование – как метод педагогического исследования. Виды анкет и вопросов»

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность. Анкетирование - метод сбора информации об изучаемом объекте во время непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) педагогического общения педагога и респондента (опрашиваемого) путем регистрации ответов респондентов на сформулированные педагогом вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

    С его помощью можно получить информацию, не всегда отраженную в документальных источниках или доступную прямому наблюдению. К анкетированию прибегают, когда необходимо, а часто и единственным источником информации является человек - непосредственный участник, представитель, носитель исследуемых явлений или процесса. Вербальная (словесная) информация, полученная благодаря этому методу, значительно богаче и в целом надежнее, чем невербальная. Она легче поддается количественной обработке и анализу, что дает возможность широко использовать для этого вычислительную технику. Достоинством метода является также его универсальность. Она заключается в том, что при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и результаты их деятельности. Все это обеспечивает методу анкетирования преимущества, не свойственные ни методу наблюдения, ни методу анализа документов.

    Анализ научных достижений и публикаций указывает на то, что систему методов исследования рассматривают: М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова, Е.А. Михалычев, П.И. Пидкасистый и другие.

    Цель исследования: рассмотреть особенности метода анкетирования.

    Задачи: 1. Выявить сущность анкетирования.

    2. Рассмотреть достоинства и недостатки метода анкетирования.

    3. Проанализировать виды вопросов, помещаемых в анкету.

    1. Сущность метода анкетирования

    Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Это разновидность опроса, который предусматривает заполнение респондентом собственноручно специального бланка с вопросами анкеты, которая также содержит информацию социально-демографического характера о респонденте .

    Основные виды анкетирования различаются объемом участников, способом заполнения анкет и способом общения во время сбора информации. Если анкетирование предусматривает опрос всех без исключения участников определенного процесса, или всю социальную группу, коллектив и т п., то такое анкетирование называется сплошным. Оно чаще используется в тех случаях, когда имеем дело с небольшими количествами людей.

    Прямое анкетирование предполагает запись ответов анкеты собственноручно самими опрашиваемыми лицами, а опосредованное – если эти ответы записывает анкетер. Этот случай используется в том случае, когда самому ему это сделать тяжело или невозможно из-за травмы, плохого зрения, возраста и тому подобное.

    Личное анкетирование предусматривает непосредственное общение анкетера с респондентом, а анкета заполняется в присутствии исследователя. Такой способ анкетирования наиболее удобный и информативный, он дает возможность анкетеру проконтролировать правильность и полноту заполнения анкет, предоставить в случае необходимости дополнительную консультацию опрашиваемому .

    Очень похожи на личное также групповое и индивидуальное анкетирование, которые также требуют непосредственного общения исследователя с респондентами. Во время проведения группового анкетирования, наиболее распространенного при опросе школьников, их родителей, студентов, работников одного учебного заведения, участников собирают в определенное время в одном помещении в группы до 20 человек, с каждой из которых работает один анкетер. Такое анкетирование дает возможность проконтролировать процедуру сбора информации, а также сэкономить время и средства. Если же нет возможности собрать респондентов в одном городе, опрос осуществляется поочередно с каждым индивидуально.

    При использовании заочного анкетирования анкетер оставляет опросный лист респонденту и он заполняет его в отсутствии исследователя. Например, анкетер передает с учениками анкеты для родителей. Этот вид анкетирования не дает гарантии в получении достоверной личностной информации от респондента.

    Прессовое анкетирование предусматривает опубликование текста анкет на страницах журналов и газет с просьбой прислать заполненные анкеты по адресу. При почтовом анкетировании анкеты рассылаются по почте определенной группе лиц, выбранных избирательно, с просьбой дать ответы и возвратить их почте. Эти способы анкетирования достаточно неэффективны, потому что возвращается в среднем около 5% анкет, следовательно, говорить о репрезентативности, информативности и объективности такого опроса не приходится.

    Раздаточное анкетирование напоминает заочное, поскольку анкетер вручает анкеты каждому участнику, объясняет цели исследования и задачи, консультирует по технике заполнения анкет и договаривается с опрашиваемым о сроке и способе их возврата.

    Анкета состоит из трех основных частей: вступительная, основная часть и «паспортичка» . Чрезвычайно большая роль в будущей результативности опроса отводится вводной части, поскольку она должна сформировать общее отношение респондента к процедуре анкетирования, его психический настрой, серьезность и добросовестность. Основное назначение вводной части состоит в том, чтобы побудить желание у человека давать ответы. Чаще всего она располагается на титульном листе анкеты, является лаконичной и содержит введение, в котором указывается организация, что проводит опрос, его цель и задачи, раскрывается важность решения исследуемой проблемы и роли респондента, указываются правила заполнения анкеты и выражается благодарность опрашиваемому за участие в исследовании. Особенно нужно отметить аспект анонимности анкеты, а точнее мнений респондента и другой информации, которую он сообщает. Нужно гарантировать опрашиваемому то, что эти сведения, особенно частного, конфиденциального характера, не будут доступны другим без его на это согласия.

    Основная часть – это наиболее важная, наиболее информативная часть анкеты для исследователя, потому что именно она предоставляет содержательную информацию, которая затем анализируется и интерпретируется, то есть она выступает основой для формулировки тех или иных выводов. Основная часть условно делится на три составляющие: сначала формулируются так называемые контактные вопросы, они несложные, просто сформулированы. Их основное назначение состоит в том, чтобы заинтересовать респондента, включить его в проблему, дать возможность апробировать на себе технику заполнения анкеты.

    Вопросы постепенно усложняются, но опрашиваемый уже подготовлен к этому. Вторую группу вопросов составляют основные – наиболее сложные вопросы.

    Содержание этих вопросов соответствует цели и задачам исследования и предоставляет исследователю ключевую информацию относительно исследуемой проблемы. Если необходимо решить несколько заданий, то сначала формулируются группы вопросов к каждому заданию, но в анкету они могут помещаться или блочно, или же перемешиваться с вопросами других блоков, однако, должны располагаться обязательно только в середине основной части.

    Заканчивается основная часть анкеты заключительными вопросами. Стоит отметить один недостаток анкеты, которая появляется при таком расположении вопросов по уровню сложности. Поскольку все вопросы логически связаны между собой и тема постепенно сужается для рассмотрения, то возникает взаимное влияние предыдущих вопросов на последующие, что постепенно искажает общую картину.

    Такое влияние вопросов имеет название эффекта излучения ибо эффекта эха.

    И, наконец, «паспортичка», которая содержит вопросы о профессии, образовании, возрасте, поле, социальном происхождении, семейном положении, места проживания др. Количество и характер этой информации зависит от цели и назначения конкретного исследования. Составить «паспортичку» не так просто, как кажется на первый взгляд. Эта информация имеет большое значение во время анализа результатов исследования для выявления определенных закономерностей, характерных тенденций и взаимосвязей между выявленными ответами (мыслями, поведением), и, например, местом проживания людей или их вероисповеданием, возрастом или характером деятельности. Именно поэтому список вопросов, градация (классы) на определенные группы должен быть четко продуманным. Например, при изучении в конкретном ОУЗ учебных интересов и планов на дальнейшее обучение учеников разных возрастных категорий можно включить возрастной интервал от 12 до 15 или до 14 или 16 лет .

    2. Преимущества и недостатки анкетирования

    Достоинствами анкетирования являются:

    Независимость ответов респондента от личности анкетера, его мировосприятия, ценностных ориентаций и тому подобное;

    Достаточность времени у респондента для обдумывания вопроса и формулировки (выбора) ответа;

    Использование четко разработанной анкеты как инструмента, который имеет соответствующие качественные характеристики, что уменьшает влияние на результат через недостаточность опыта анкетера;

    Предварительная продуманность, взвешенность вопросов, которые формулируются в анкете (при условии ее качественной разработки);

    Достаточно широкий спектр вопросов, неограниченность во времени как, например, при интервьюировании;

    Возможность стандартизации процедуры сбора данных и их последующей статистической обработки, что дает возможность использовать эту информацию для выработки управленческих решений и формулировки взвешенных выводов (при условии соблюдения всех правил формирования выборки респондентов, проведения процедуры анкетирования и качества самой анкеты как инструмента) .

    Различные виды анкетирования дают возможность получить информацию разной степени надежности и достоверности, что является естественным ввиду особенности процедур анкетирования в разных случаях. Понятно, что анкетирование, которое проводится опытным анкетером в его присутствии после короткого инструктажа респондент(а)ов, а анкета собирается исследователем собственноручно и проверяется ее заполнение (то есть анкетирование прямое, личное и индивидуальное) имеет значительно более высокие качественные характеристики и может применяться при количественных исследованиях определенной ситуации или явления.

    Однако анкетированию свойственны и некоторые общие недостатки, а именно:

    Невозможность гибкого реагирования на процесс получения информации, перевод его другую сторону, на более интересные, актуальные для исследователя аспекты;

    Возврат незаполненных или частично заполненных анкету в случае использования почтового анкетирования или же по невнимательности анкетера;

    Существование определенных ограничений в применении отдельных видов анкетирования, что снижает достоверность полученных данных (например, заполнение анкетных листов анкетерами по ответам респондентов – детей, больных лиц и тому подобное, заполнение анкет другими лицами при почтовом или прессовом анкетировании и некоторые другие.

    3. Виды вопросов в анкете

    Рассмотрим кратко различные типы вопросов, их особенности и назначение.

    Закрытые – это такие вопросы анкеты, если в анкете приводится несколько вариантов ответа. Респондент должен подчеркнуть или обвести кружочком выбранный вариант или код ответа. Такие вопросы удобны для будущей машинной обработки анкет и статистической обработки результатов, однако есть также и недостатки.

    Например, вопрос:

    «Какие внеклассные мероприятия, направленные на популяризацию опыта работы педагогов Вашего ОУЗ Вы проводили?»

    Для того, чтобы улучшить его информативность можно порекомендовать в такой ситуации применить полузакрытый вопрос, дополнив указанный перечень строке «Другие (указать, какие именно)», который предусматривает, в случае необходимости открытый ответ респондента. Строка «Прочее» вместо абсолютно неинформативного «Не могу ответить» или «Не знаю» гораздо целесообразнее.

    И, наконец, открытые ответы не подразумевают никаких вариантов ответы в анкете, респондент самостоятельно формулирует краткий ответ. Например, «По каким критериям Вы оцениваете эффективность работы администрации Вашего ОУЗ?»

    Прямой вопрос позволяет получить прямую информацию от респондента на вопросы и как правило сформулированы в личной форме. Например, «Вы прошли специальное обучение тренера в пределах программы?»

    Опосредованное вопрос сформулирован таким образом, что позволяет опрашиваемому высказать свое мнение с позиции определенной группы, коллектива. Часто нужная информация получается с помощью не одного, а серии вопросов .

    Такая форма чаще используется, когда вопросы касаются личной жизни респондента, интимных вопросов, отношения к определенным негативным явлениям и др. При этом спрашивают не о том, как непосредственно сам респондент будет вести себя в той или иной ситуации, а как относятся к этой ситуации или явлению другие его знакомые, коллеги, друзья.

    Выводы. Несмотря на указанные выше недостатки, анкетирование как метод сбора первичной информации при мониторинговых исследованиях, оценке деятельности получил очень широкое распространение особенно в последние годы в связи с активизацией гражданских процессов во всем мире, проведением большого количества исследований общественного мнения и тому подобное.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

    Таким образом, мы выяснили следующее.

    Анкета – распространенный вид диагностических и исследовательских методик, распространенных как серии тематически связанных вопросов, определенным образом упорядоченных, открытого или закрытого типа, включающие вопросы демографического характера (так называемая «паспортичка») и обращение к респонденту. Профессионально составленная анкета разрабатывается на основе предварительно разработанного конструкта, что моделирует диагностированное явление, существенные признаки и формы поведения опрашиваемого.

    Анкета – одно целое, а не сумма вопросов, отражающих определенные свойства и помещаемых в анкету по желанию исследователя.

    Метод анкетирования имеет как достоинства, так и недостатки.

    Но, несмотря, на несовершенство, этот метод получил широкое распространение, особенно в последнее время.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

      Болюбаш Я.Я., Булах И.., Мруга М.Г., Филончук И.Ф. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. Научное издание. – К.: Мастер-класс, 2007. – 272 с.

      Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Методика проведения педагогической диагностики и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе. – Интернет-ресурс - .

      Михалычев Е.А. К понятийному аппарату педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2006. - № 2 . – С. 57.

      Общество России, – 2006. – 608 с.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Таблица 1

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

    Михалычев Е.А. К понятийному аппарату педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2006. - № 2 . – 16 с.

    3. Виды опроса: анкетирование и интервьюирование. Вступительная часть анкеты играет значительную роль в результативности и информативности опрос должен сформировать общее положительное отношение респондента к процедуре анкетирования, его психическое настроение, серьезность и добросовестность. Основная часть анкеты – это наиболее информативная часть анкеты для исследователя, предоставляет содержательную информацию, которая затем анализируется и интерпретируется, выступает основой для формулировки исследователем (аналитиком, экспертом) тех или иных выводов и рекомендаций.

    Болюбаш Я.Я., Булах И.., Мруга М.Г., Филончук И.Ф. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. Научное издание. – К.: Мастер-класс, 2007. – 104 с.

    4. Личное анкетирование предусматривает непосредственное общение анкетера с респондентом, а анкета заполняется в присутствии исследователя. Такой способ анкетирования наиболее удобный и информативный, он дает возможность анкетеру проконтролировать правильность и полноту заполнения анкет, их по объему

    Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, – 200 6. – 132 с.

    5. Опосредованный вопрос - сформулирован таким образом, что позволяет опрашиваемому высказать свое мнение с позиции определенной группы, коллектива.

    Михалычев Е.А. К понятийному аппарату педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2006. - № 2 . – 25 с.

    6. Опрос - наиболее популярный метод сбора информации, который дает возможность получать надежную информацию, что подвергается статистической обработке. По способу проведения опросов они делятся на анкетирование, предусматривающее заполнение респондентом собственноручно специального бланка с вопросами анкеты и интервьюирования, в ходе которого респондент отвечает на вопросы устно, а интервьюер фиксирует ответы.

    7. “Паспортичка” - структурная часть анкеты, которая содержит вопросы по профессии, образования, возраста, пола, социального происхождения, семейного состояния, места проживания и тому подобное.

    Болюбаш Я.Я., Булах И.., Мруга М.Г., Филончук И.Ф. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. Научное издание. – К.: Мастер-класс, 2007. – 211 с.

    8. Прямое анкетирование предполагает запись ответов анкеты собственноручно самими опрашиваемыми лицами, а опосредованное – если эти ответы записывает анкетер. Этот случай используется в том случае, когда самому ему это сделать тяжело или невозможно из-за травмы, плохого зрения, возраста и тому подобное.

    Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Методика проведения педагогической диагностики и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе. – Інтернет-ресурс - .

    9. Структура анкеты: вводная, основная части и “паспортичка”.

    Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, – 200 6. – 611 с.

    10. Шкала – это средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочивания их в определенную числовую систему, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах. В процессе упорядочения каждому элементу выборки ставится в соответствии определенный балл (так называемый шкальный индекс), что определяет положение данного результата на шкале.

    Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Методика проведения педагогической диагностики и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе. – Інтернет-ресурс - .

    11. Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Шкалирование помогает определить высшую и низшую ступени исследуемого явления, дает возможность выявить интенсивность явлений и процессов, позволяет численно отразить качественные данные с помощью ступеней шкалы.

    Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, – 200 6. – 429 с.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Творческое эссе

    По дисциплине: Общий психологический практикум

    На тему: Анкетирование как метод психологического исследования

    Студентки Дмитриковой Марии Александровны

    Анкетирование как метод психологического исследования

    На сегодняшний день анкетирование является одним из популярных методов психологического исследования. Данный метод используется не только в психологии, но и в социологии и во многих социальных и гуманитарных науках. Проблема изучения особенностей анкетирования является своевременным и наиболее актуальным для тех, кто осваивает профессию психолога.

    Метод анкетирования является формой опроса, который, как правило, производится заочно. То есть без прямого контакта интервьюера с респондентом. Оно рационально в двух случаях. Первый случай, когда необходимо опросить большое количество респондентов за короткое время. Второй случай уместен в том случае, если респондентам дается время для того, чтобы тщательно подумать над своими ответами, при этом имея перед глазами отпечатанный вопросник.

    В ходе анкетирования можно получить необходимую информацию, для этого необходимо, чтобы анкета была тщательно подготовленной. В первую очередь, при подготовке анкеты необходимо составить вопросник, в котором вопросы будут точно сформулированы. Так же необходимо учесть образовательный и культурный уровень отвечающего. При подготовке анкеты необходимо учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, так как и это влияет на ответ. Не стоит пренебрегать правилом расположения вопросов, их следует располагать не в логической, а в психологической последовательности. Таким образом, вопросы будут охватывать большее внимания опрашиваемого, и будут побуждать его к более точному ответу.

    Психология сегодня имеет широкий спектр эффективных методов проведения психологического исследования.

    Метод анкетирования - психологический коммуникативно-вербальный метод, в котором в качестве средства для сбора информации от респондента используется список вопросов - анкета, специально оформленный для данного исследования.

    Анкетирование в психологии применяется для получения психологических данных, социологических и демографические играют лишь некоторую вспомогательную роль. Общение психолога с ответчиком переданы до минимума. Анкетирование позволяет наиболее строго соблюдать процедуры запланированных исследований - "вопрос - ответ" строго проверяется.

    При этом методе можно с наименьшими тратами достигнуть высокий показатель массовости исследований. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не указывается, указываются лишь ответы). Проводится в основном тогда, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

    Также можно за короткий срок получить огромный объем информации о каком-либо продукте, узнать мнения людей по некоторым вопросам, задачи на поставленные цели. Как само собой разумеется из названия: "Анкетирование", в его основе находятся главные средства, фиксирующее все результаты исследования - анкеты. По толковому cловарю анкетой именуется комплекс вопросов (обязательно взаимосвязанных), на каждый из которых опрашиваемый (респондент) должен дать точный ответ. Вопроcы в анкетах могут требовать ответы точные (математические) или выражающие конкpетное мнение (социологические и психологические). На основе данных ответов интервьюеры и делают определенные выводы по интересующей их проблеме. анкета

    В современном мире для анализа мнений разных групп людей чаще всего используется анкетирование как метод cоциологического исследования, поэтому над созданием соответствующих анкет трудятся профессионалы данной cферы, а также опытные психологи, задачей которых является грамотное составление вопросов для респондента. Есть несколько правил, которым так называемый "контрольный список" должен соответствовать.

    1. следует учитывать цель и содержание от общего количества вопросов в анкете.

    2. для того чтобы иметь возможность анализировать результаты различных обследований, в начале вопросника должна быть всегда вопросы собеседника для уточнения личных данных - Фамилия имя отчество (не во всех случаях), пола и статуса.

    3. анкетирование как метод исследования не должно быть перегружено расплывчатыми или незначительными вопроcами, уcтав от которых респондент не cможет полноценно ответить на очень важные. методик

    Помимо всего прочего вопросы в анкете должны быть четкими и логичными, следовать в логической последовательности, а также постепенно наращивать интерес опрашиваемого (в случае маpкетингового опроса). В конце анкетирования стоит задать вопросы самые непростые, над ответом на которые придется подумать. Важное условие качественного проведения анкетирования - точность формулировок вопросов, не допускающая двоякого толкования или неясности. Нельзя при создании анкеты допускать вопросов из нескольких многословных предложений, с употреблением профессиональных терминов. Кpоме того, если анкетирование как метод исследования не является cоциологическим, в нем не должны затрагиваться вопросы о воспоминаниях, личных предпочтениях или cоциальной сpеде, в которой проживает опрашиваемый. анкета

    Напоследок следует заметить: если анкета создана для любого вида опросов самостоятельно, не забудьте перед анкетированием проверить. Можно задать вопросы людям незаинтересованным, чтобы оценить, насколько грамотно звучит формулировка и легко ли можно дать ответ. анкета

    Если "пилотная" проверка состоится удачно - можно приступать к исследованию.

    Проанализируем основные виды вопросов в анкете.

    По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида:

    I) о личности pеспондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т.д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

    II) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

    III) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

    В зависимости от формы ответа вопpосы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.

    Закрытый вопрос содержит глубокий набор возможных ответов. При этом респондент лишь отмечает графически свой выбор из предоставленных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.

    При обработке данных от больших контингентов респондентов используют дешифрирование ответов закрытых вопросов.

    Использование в анкете закрытых вопросов позволяет результативно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выpажений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии неправильных, автоматических ответов.

    Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кpоме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу "другие ответы" и несколько пустых строк (обычно семь-восемь);

    анкетирование психологический метод вербальный

    Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент,

    Разумеется, тем cамым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты, либо тогда, когда еcть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных ваpиантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

    Рассмотрим классификацию вопросов при методе анкетирования.

    В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.

    По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).

    При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это так называемые основные вопросы.

    Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это cвоеобразная "анкета в анкете". Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают на графике.

    Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность заявленных респондентами сведений, а также пропустить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

    К ним относятся обычно вопpосы двух видов.

    1) Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулиpованные другими словами. Если ответы оcновного и контpольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа.

    2) Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некотоpое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ.

    Как можно заметить из характера этих вопpосов, достоверность получения на них честного, но непопулярного в действительности ответа весьма мала.

    Итак, уточним достоинства и недостатки метода анкетирования. методик

    Достоинства: приобретения

    высокая скорость приобретения информации;

    возможностью организации массовых исследований;

    относительно небольшой объем трудоемких процедур подготовки кадров и исследований, обработки их результатов;

    отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

    невыраженностью у исследователя отношений cубъективного приверженности к кому-либо из отвечающих. интервьюеры

    Однако анкетированию свойственны и cущественные недостатки:

    отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от вопросов или поведения респондентов;

    не всегда полная достоверность подобных "самоотчетов", на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном cвете, сознательно приукpасив подлинное положение дел.

    В современной психологии, вопросы интервью в качестве вспомогательного метода научного исследования, такие как социология и демография - один из крупнейших поставщиков, по некоторым оценкам, 90% от cобранной информации.

    Вывод интервьюеры:

    Таким образом, в своей работе мы рассмотрели метод анкетирования в психологии. Сделаем соответствующий вывод по нашей творческой работе.

    Анкетирование (в переводе с франц. enquete, буквально - расследование), одно из основных технических средств конкретного общественного исследования; используется в психологических, cоциологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. Анкета не требует указаний о личности анкетируемого. Собранные сведения будут использованы исключительно в научно-исследовательских целях. Анкетирование является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Требования, которые предъявляются к процедуре наблюдения в психологии. Преимущества и недостатки метода анкетирования. Применение тестирования для определения психологических особенностей человека. Метод эксперимента как основной метод психологии.

      презентация , добавлен 01.12.2016

      Научное знание и его критерии. Классификация методов психологического исследования. Подготовительный этап психологического исследования. Классификация видов психологического наблюдения. Эксперимент как активный метод психологического исследования.

      шпаргалка , добавлен 15.01.2006

      Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму. Психологическое исследование, требования к организации и его основные этапы. Метод анкетирования и правила составления анкет. Особенности анкетирования и его виды.

      курсовая работа , добавлен 22.02.2011

      Понятие и классификация методов психологического исследования. Организационные, эмпирические, интерпретационные методы исследования. Методы обработки полученных данных. Процедура перевода качественных данных в количественные, экспертная оценка, рейтинг.

      реферат , добавлен 20.11.2014

      Понятие психологического эксперимента и его роль при проведении психологических исследований. Анализ сущности эксперимента и его видов. Подготовка, инструктирование и мотивирование испытуемых, экспериментирование как основные этапы исследования.

      реферат , добавлен 12.05.2014

      Особенности метода опроса как одного из самых распространённых методов получения информации о субъектах. Его разновидности и правила составления вопросов. Цель использования метода анкетирования. Сущность и назначение личностных тестов, методов интервью.

      реферат , добавлен 17.03.2010

      Связь методологии и методов в социально-психологическом исследовании. Характеристика избирательного внимания к различным методам в современных социально-психологических исследованиях. Метод наблюдения, тестирование, методика опроса и эксперимент.

      курсовая работа , добавлен 06.01.2015

      Сущность и этапы реализации психологического исследования, его структура, основные компоненты. Классификация методов психологического исследования, их отличительные признаки и условия выполнения. Разновидности и особенности психологического эксперимента.

      курсовая работа , добавлен 30.11.2009

      Исследование – вид познавательной деятельности человека. Стихийные и научные исследования. Организационно-процедурные этапы психологического исследования. Форма научного отображения проблемной ситуации. Цели и задачи исследования. Гипотезы исследования.

      реферат , добавлен 29.09.2008

      Наблюдаемые действия и поведение человека. Метод и основные характеристики эксперимента в психологии. Оценка качества психологического эксперимента. Специфика организации экспериментального общения. Организация и проведение воспроизводящего исследования.