Что такое зно в школе. Что такое ЗНО

В последние годы образовательная система на Украине претерпевает значительные перемены. Одним из главных направлений ее реформации выступает внедрение независимого тестирования, которое позволяет объективно сопоставить уровень преподавания и знаний в школах разных регионов.

Внешняя аттестация носит название ЗНО и включает в себя совокупность тестов по нескольким различным предметам. Что представляет собой ЗНО? Как проходит тестирование и в каком классе его сдают?

Как расшифровывается ЗНО?

ЗНО – это «Зовнішнє незалежне оцінювання» , или по-русски «Внешнее независимое оценивание» . Первые попытки ввести подобный экзамен на Украине были предприняты еще в 1993 году. Система оказалась неудачной и не имела успеха, поэтому на протяжении последующих 9 лет школьники продолжали сдавать экзамены по билетам.

В 2002 году управление образования вновь вернулось к идее проведения аттестации. Изначально ее опробовали на студентах первых курсов ВУЗов, а с 2003 года стали постепенно внедрять в школах. С 2005 года все ВУЗы, находящиеся в подчинении Минобрнауки Украины, начали зачислять школьников по результатам аттестации, а с 2011 года внешне независимое тестирование стало обязательным для всех старшеклассников.

Что такое ЗНО в школе?

ЗНО – это аналог российского ЕГЭ, состоящий из нескольких экзаменов, необходимых для поступления в институт.

Аттестация проводится в виде письменных тестов по ряду предметов – украинскому языку, украинской истории, химии, физике, математике, географии, биологии, иностранному языку. Из всех дисциплин украинский язык и математика являются обязательными и могут быть проверены по общему или углубленному уровню.

Чтобы пройти аттестацию, ученик должен зарегистрироваться в Украинском центре оценивания и предоставить ему определенные документы. После этого в течение 3 недель он получит приглашение либо регистрационную карточку, с которой следует прийти на экзамены. Регистрация осуществляется в феврале, а аттестация проводится в две сессии – основную с начала мая до середины июня и дополнительную с середины июня до первых чисел июля.


Количество тестов, которые может пройти школьник, не должно превышать четырех, при этом разрешается выбирать только один иностранный язык. Выбор дисциплин зависит, в первую очередь, от того, куда учащийся планирует поступать после окончания школы.

В каком классе сдают ЗНО?

В соответствии с приказом Министерства образования, ЗНО проводится в 11-м классе. К экзаменам допускаются все выпускники школы, которые освоили программу и завершают учебный год с удовлетворительными оценками.

Помимо основного тестирования, школьникам предоставляется возможность пройти пробное (платное) ЗНО, которое проводится в апреле. Его цель – возможность ознакомиться с процедурой внешнего тестирования, проводимой в конце учебного года.

Как проходит ЗНО?

ЗНО проходит за пределами школы, место тестирования указывается в приглашении, полученном после регистрации в Центре оценивания. Для прохождения аттестации при себе нужно иметь паспорт и непосредственно само приглашение. Каждому ученику выдается пакет с экзаменационными заданиями, которые необходимо решить самостоятельно, без списывания и «шпаргалок».

По каждой дисциплине предусмотрены свои максимальные и пороговые баллы. Под последними понимают оценки, которые может получить минимально подготовленный ученик. Если школьник не преодолел пороговое значение, то он не сможет использовать результаты своих тестов .

Все выпускники, результаты которых не ниже пороговых, получают оценки по шкале от 100 до 200 баллов. Оценивание проводится не учителями, а независимыми экспертами, что позволяет установить объективный уровень знаний школьника.

Что будет, если не сдать ЗНО?

Если выпускник не сдал хотя бы один предмет, он не сможет поступить в высшее учебное заведение. В таком случае у него есть два варианта – подать документы в колледж на базе 9-го класса или пересдать экзамены на следующий год. Если он решится на пересдачу, то всё время до новых экзаменов стоит посвятить подготовке и получению новых знаний по несданному предмету.


Для этого можно воспользоваться услугами репетиторов или пройти подготовительные курсы при выбранном ВУЗе. В любом случае, подготовка будет платной, поэтому при финансовых затруднениях можно попробовать заниматься самостоятельно.

Сейчас в Украине развивается институт ЗНО (Внешнего независимого тестирования) и все выпускники 11 классов дрожат при мысли об этом испытании. Также трепещут и их родители. Почему трепет настолько всеобщий?

Слишком много факторов являются дискомфортными и внушающими тревогу.

Начнем перечисления, возможно, не по важности для каждого читающего, но бесспорно присутствующих.

1. К тестированию в школе не готовят.

Программа, например, по математике очень насыщена, часов для ее хотя бы минимального освоения мало. Так элементы теории вероятности, комбинаторика, математическая статистика изучаются в 11 классе около 5 часов, т.е. за 5 уроков нужно не только освоить основные понятия, но и научиться решать задачи. Для взрослого человека - это несколько смешно. Такая же история и на остальных предметах. А их с каждым годом в школьном курсе все больше. В связи с такой плотностью материала, единственный резерв - это написание всех работ самостоятельных, контрольных в тестовом виде, чтобы дети не пугались этих "а, б, в, г, д, выбери правильный ответ".

Кроме этого, построение самих тестов ЗНО каждый год пересматривается и, такое впечатление, что людьми, которые никогда не видели живых детей и не знаю, как и что преподается в реальных украинских школах.

2. Экзаменов дети сдавать не умеют.

Отмена в школе экзаменов, они остались только в 9 и 11 классе в виде контрольных работ (ДПА - державна підсумкова атестація). Современные школьники часто не справляются со стрессом зависимой от школы проверки знаний, что уж говорить о независимой...

3. Школа - материнский коллектив.

Функции и реальное положение школы - это замена семьи по части материнской опеки. Мама всегда принимает своего ребенка таким как он есть, даже если он ей сильно досаждает и огорчает, терпит все его выходки, поощряет успехи. Тем же занимается и современная школа, одни притеснения учителей по части "нельзя ставить оценки низкого уровня", не смотря на то, что все оценки современной системы оценивания считаются положительными и четко описаны в критериях, чего стоят. Отсюда и повальная индульгенция на списывание (пусть дети хоть что-нибудь напишут)

Выше описанные факторы приводят к трепету, а иногда к панике. Ведь действительно, ЗНО придется сдавать в незнакомой школе, с незнакомыми тетеньками, которые не дадут списать, заберут телефоны, рассадят по одному, не помогут и не посочувствуют, проверять будет компьютер, для которого сочувствие и благосклонность неведомы как категории. На фоне полного отсутствия материнского эффекта, ребенок не обладает минимальным опытом справляться со стрессовыми ситуациями и плохо подготовлен в плане знаний, умений и навыков (хотя сейчас упорно именуют их компетентности, что еще более усложняет ситуацию. Ведь компетентность подразумевает возможность свободно пользоваться знаниями, умениями и навыками в нестандартных ситуациях). Причины трепета очевидны.

4. Подросток не робот, он тоже человек со своим взглядом на жизнь, который может уставать и нервничать.

В связи с этим, каждый из родителей пытается помочь своему отпрыску, кто репетиторов нанимает по трем-четырем предметам, кто на курсы записывает для того, чтобы подтянуть по предмету, придать уверенности. И тут появляется еще одна недобрая вещь - усталость подростка, которому очень хочется погулять с товарищами, а нагрузка в школе велика, учителя подгоняют, как и собственные родители, шантажируют "тебе поступать, тебе ЗНО писать и прочее, тебе о будущем нужно думать, мы все для тебя, а ты..." Трепет усиливается, школьник разрываемый на части тем, что происходит с ним (он растет, развивается, ищет свое место в коллективе сверстников) и требованиями социума, который олицетворяют учителя и родители (тебе нужно думать о будущем), срывается, кричит,скандалит, сопротивляется, или начинает болеть.

Как все это может поместиться в рамках каждой семьи? Достаточно сложно, особенно трудно для семей, где низкая степень доверия родителей к детям, и детей к родителям. Путь решения каждый выбирает сам, каждая семья справляется с этим по-своему. Давать советы - бессмысленно.

Могу лишь немного успокоить тем, что ЗНО пишется из расчета на середнячка, задания не астрономической сложности, но требуют хотя бы минимального опыта их решения и уровня обізнаності по предмету.

Кроме этого при проверке компьютером происходит перераспределение баллов в зависимости от того, как написан тест по всей Украине, отталкиваясь от максимального количества набранных баллов. Т.е. если максимум набран из 200 баллов лишь 170, то именно это и будет принято за 200, уровень остальных работ при этом выглядит вполне пристойно.

Если возникают вопросы по обсуждаемой теме, обращайтесь

Кто знает что такое ЗНО?

Мечтая о поступлении в ВУЗ, каждый из потенциальных студентов наверняка задумывается о том, насколько высоки его шансы, осуществить данную мечту. Даже если учесть тот момент, что в соответствии с правилами жизни современного общества основным критерием для поступления являются материальные ценности, ценности умственные, тем не менее, тоже иногда могут сыграть свою решающую роль. Вот поэтому, никогда не помешает пройти, к примеру, зно по математике , дабы быть полностью уверенным в том, что если не хватит финансовых ресурсов, недостаток можно будет компенсировать имеющимися знаниями. Безусловно, отметив способности вундеркинда в математической области, ни у кого из членов приёмной комиссии не поднимется рука вычеркнуть фамилию студента из списка претендентов на зачисление, даже если последний не имеет того количества финансов, которое необходимо для приобретения проходного балла. Кстати сказать, не только одной математикой ограничиваются вступительные экзамены в высшие учебные заведения. Кроме этого основного предмета существует ещё целый ряд других, не менее значимых в студенческой деятельности.

Однако продолжая тему зно по уровню знаний в области других предметов, необходимо определиться с данной аббревиатурой и расшифровать, наконец, эту составляющую из трёх букв. Вообще-то наверняка многие претенденты на вузовское образование уже давно изучили данную аббревиатуру вдоль и поперёк. Для тех же, кто ещё не успел это сделать, можно напомнить, что зно – это не что иное, как внешнее независимое оценивание. Конкретно звучит, не правда ли? Возникает вопрос, почему внешнее, если в аббревиатуре первым символом стоит «з»? Оказывается всё просто. Это по-украински будет зно - зовнішне незалежне оцінювання, в то же время по-русски внешнее независимое оценивание в аббревиатуре будет выглядеть как – вно. Собственно не в этом дело, а всё больше в том, что оценивание способностей студента подобным образом, позволяет действительно иметь некоторые представления относительно имеющегося уровня знаний. Именно поэтому к таким независимым тестированиям граждане в лице родителей, да и самих будущих студентов прибегают всё чаще. Лишняя уверенность никогда не помешает, даже если в кармане завалялись лишние денежные знаки, которые успешно могут быть инвестированы в процесс сдачи экзаменов при поступлении в ВУЗ.

В любом деле – главное правильное начало. Это касается и изучения иностранных языков, если не заинтересовать ребенка в изучении или использовать неправильную методологию изучения, то вскоре может произойти так, что он потеряет интерес к изучению и забросит это дело.

Как правильно готовиться к ЕГЭ по математике? Что нужно учитывать, выбирая сборник заданий для подготовки? Какие трудности могут встретиться при подготовке по сборникам вариантов? Как справиться с возможными трудностями и качественно подготовиться к экзамену? Как правильно составить программу подготовки к ЕГЭ по математике?

НОУ ДПО «Школа Менеджмента «Львы Коммерции» было создано 05.08.2002 года за основным государственным номером 1025501244394 согласно Свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации по решению Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области за учетным №5514040164. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица за основным государственным номером 1025501244394 от 05.08.2002 года выдано Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области.

Ваш ребенок всегда учился хорошо. Раньше всегда вы были за него спокойны: домашнее задание по алгебре сам делает, и в дневнике – только четверки и пятерки, а иногда друзьям помогает задачи решать, и учитель математики его хвалил. А теперь вдруг – тройка! И откуда она? Как появляются тройки по математике у сильных учеников? Закономерность или случайность? Как быстро найти причину и помочь ребенку исправить ситуацию?

ЗНО 2015 ждут и волнуются все выпускники, ведь такие нововведения в системе высшего образования еще не так давно в нашей стране .

Родителям, сдававшим обычные школьные выпускные экзамены вообще сложно понять, как проходит ЗНО 2015, и как разобраться в новых правилах.

О том, что такое ЗНО 2015, чем оно отличается от предыдущих тестирований и чем могут помочь выпускнику родители - в нашем сегодняшнем материале.

ЗНО 2015: правила

ВНО (внешнее независимое оценивание) или ЗНО (зовнішнє незалежне оцінювання) проходит в форме тестов и его цель объективно оценить уровень знаний выпускников 2015 года.

ЗНО проходит вне стен родной школы и в нем участвуют только те школьники, которые изъявили желание поступать в ВУЗы.

Чаще всего ЗНО - это тесты, где выпускнику предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Но в заданиях по украинскому и иностранному языку есть такие вопросы, ответы на которые школьнику необходимо сформулировать самостоятельно.

В 2015 году внешнее независимое тестирование будет проходить по 12 предметам:

  • украинский язык и литература,
  • история Украины,
  • математика,
  • биология,
  • география,
  • физика,
  • химия,
  • иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский или русский).

Каждый ученик может сдать ЗНО 2015 не более чем по 4-м учебным предметам из вышеприведенного перечня, но тестирование по украинскому языку и литературе - обязательное для всех абитуриентов, желающих получать высшее образование.

Для участия в ЗНО необходимо зарегистрироваться на официальном сайте Украинского центра оценивания качества образования, сформировать свою регистрационную карточку, получить сертификат и информационный бюллетень «Внешнее независимое оценивание. 2015».

После регистрации участника ЗНО, для него на официальном сайте Украинского центра оценивания качества образования создается информационная страница, доступ к которой осуществляется по номеру сертификата и PIN-коду, указанному в нем.

В 2015 году независимое тестирование будет проводиться в период с апреля по июль по следующему графику:

Принять участие в тестировании можно только один раз в год и пересдать ЗНО в случае негативного результата невозможно. Если в указанные даты ребенок по объективной причине не смог принять участие в тестировании, после основной сессии ЗНО проводится дополнительная.

Пройти тестирование по выбранным предметам он-лайн по программам 2010-2014 года можно на сайте Освіта.ua http://zno.osvita.ua/

ЗНО 2015: нововведения

В 2015 году в процесс ЗНО были .

Так до 2015 года считалось, что ЗНО сдано успешно, если абитуриент набрал минимальный проходной балл - 124. В связи с тем, что каждый год уровень и количество участников тестирования абсолютно разные, в 2015 году понятия минимального балла не будет вообще.

: «Все, кто не сдал ЗНО - не могут стать студентами. Все, кто сдал ЗНО - могут стать студентами, а их результаты оценятся в диапазоне 100 до 200 баллов в зависимости от общего уровня тестируемых по всей Украине».

Также в 2015 году уже не будут действительными сертификаты ЗНО прошлых лет. Поэтому если ваш ребенок сдавал ЗНО в прошлом году, не поступил, и хочет пробовать свои силы еще раз, ему придется повторно пройти тестирование.

В 2015 году тесты ЗНО по украинскому языку, литературе и математике будут двух уровней сложности: базовый и повышенной сложности. Оценивание проводится отдельно за каждый уровень.

Игорь Ликарчук, директор Украинского центра оценивания качества образования, рассказывает : «Базовый тест по украинскому языку и литературе будут сдавать все абитуриенты без исключения. Базовый тест по математике предназначен для абитуриентов, которые будут поступать на специальности, где требуется математика. Соотношение заданий в базовом тесте: 60% среднего уровня сложности, 20% - сложных и 20% - простых. Соотношение заданий в тесте повышенной сложности: 60% сложных заданий (в пределах школьной программы), 20% среднего уровня и 20% простых».

ЗНО 2015: пробный вариант

Чтобы что-то сделать хорошо, сначала нужно попробовать и потренироваться. Именно с этой целью у будущих абитуриентов есть возможность пройти пробное ЗНО 2015 уже по новым правилам.

На пробном ЗНО выпускники смогут выбрать из двух уровней сложности тестов по украинскому языку и математике, и пройти тестирование по другим выбранным предметам.

Пробное тестирование проходит в течение 2-х сессий:

  • 21 марта по украинскому языку и литературе;
  • 28 марта по биологии, географии, истории Украины, математике, физике, химии, а также иностранным языкам.

Для участия в пробном ЗНО необходимо зарегистрироваться, оплатить стоимость участия, иметь при себе паспорт или свидетельство о рождении, приглашение для участия в пробном ЗНО и квитанцию об оплате.

ЗНО 2015: организация

Для того чтобы пройти непосредственно на тестирование ЗНО 2015, в указанный день выпускнику необходимо иметь при себе оригиналы следующих документов:

  • приглашение-пропуск;
  • сертификат независимого внешнего тестирования;
  • паспорт или свидетельство о рождении.

После каждого тестирования в сертификате ставится отметка о том, что соответствующий предмет сдан. Сертификат и информационную карточку с результатами ЗНО по всем предметам необходимо хранить до момента подачи документов в ВУЗ и сдать в приемную комиссию.

С результатами ЗНО можно ознакомиться на личной информационной странице после официального объявления результатов. Именно с этого момента на протяжении 3-х дней можно подать апелляцию результатов тестирования.

ЗНО 2015: чем могут помочь родители

Уровень знаний . Учителя и методисты утверждают, что для того, чтобы сдать ЗНО хватит школьных знаний. Но проблема тестирования нередко состоит в том, что его вопросы включают в себя всю школьную программу.

А кто из нас знает назубок программу по определенному предмету с 7 по 11 класс, с учетом пропущенных по болезни и просто не понятых тем? Ведь даже то, что действительно изучалось 2-3 года тому - забывается. А благодаря динамичной программе в 11 классе уроки-повторения пройденного весьма редки.

И тут на помощь приходят различные по подготовке к ЗНО и репетиторы. Что выбирать - решать вам, главное, чтобы программа занятий совпадала с требованиями Министерства образования к знаниям, необходимым для ЗНО.

Школа, как мама, нередко принимает своего ребенка таким, какой он есть, покрывая его оплошности.

ЗНО 2015 проводится в незнакомой школе, где совсем чужие учителя вряд ли будут проявлять благосклонность, подскажут или дадут списать. А, значит, сдавая тестирование, ребенку помимо реального уровня знаний придется справляться со стрессовой ситуацией.

Задания ЗНО рассчитаны на школьные знания достаточно среднего уровня, поэтому важно, чтобы ребенок в ответственный момент не растерялся, в том числе переживая и из-за возможной негативной реакции родителей.

Задача родителей - вселить в ребенка уверенность в собственных силах, поддержать и подготовить выпускника психологически, не давить, не пугать перспективами и не забывать об отдыхе в процессе подготовки.

Желаем вам успехов!

А ваш ребенок уже готов к ЗНО 2015? Делитесь с нами в комментариях к материалу.

Для повышения качества онкологической помощи в целом, определения приоритетных направлений развития службы необходима выработка наиболее достоверных и объективных критериев оценки. На основе начатых «пилотных» исследований о возможностях раковых регистров в мониторинге качества онкологической службы нами проведен анализ профилактических, диагностических и лечебных мероприятий одного из онкологических диспансеров ЦФО РФ. Бьш использован аналитический компонент программного комплекса ракового регистра «Канцер-регистр», который позволяет получить широкий спектр данных о состоянии онкологической службы как на всей территории, так и в отдельных районах и населенных пунктах (группе районов, населенных пунктов).

Для анализа состояния онкологической помощи населению разработаны индексы комплексной оценки качества мероприятий, направленных на раннее выявление, диагностику и лечение злокачественных новообразований.
Раковый регистр ООД ведется в автоматизированном режиме с 2000 г.
и содержит данные более чем о 24000 пациентах. Для разработки выбрана база данных (БД) за 2004 г., как наиболее полная и уточненная. В состав области входят 20 районов. В 2004 г. выявлено 4627 случаев злокачественного новообразования (ЗНО), среди них у мужчин - 2326, у женщин - 2260 случаев. Коды топографии новообразований C00-D09.

Индексы оценки качества профилактической деятельности: 1. Индекс активного выявления ЗНО - отношение числа выявленных при профилактических осмотрах ЗНО к общему числу впервые выявленных ЗНО (%).

Используется для оценки эффективности профилактических осмотров населения, характеризует качество профосмотров, скри-нинговых программ. Всего по области индекс составил 14,3%, среди мужского населения - 12,8%, среди женского - 15,8%; наиболее высокий индекс выявлен в районе 18-28,2%, 24,6% и 32,1%, наименьшие в районе 10 - 6,7%, 8,3%, 4,8% и в районе 9 - 5,8%, 5,3%, 6,5% соответственно.
Индекс составил по области в целом для ЗНО желудка - 2,96%, ЗНО прямой кишки - 8,89%, ЗНО кожи (без меланомы) 27,63%, ЗНО молочной железы - 30,14%, шейки матки - 24,77%, предстательной железы - 7,77%.

2.
Индекс выявления преинвазивных форм ЗНО - отношение числа случаев преинвазивного рака (cr in situ) на 100 случаев впервые выявленных ЗНО. Индекс характеризует организацию раннего выявления ЗНО, качество работы смотровых кабинетов, профилактических и скрининговых программ, цитологической службы.
Всего в области было выявлено 42 случая carcinoma in situ, в смотровых кабинетах и при проведении профилактических осмотров было выявлено более четверти (28,6%) случаев. Почти половина случаев carcinoma in situ было диагностировано в областном центре. Один случай carcinoma in situ (D06.1) был выявлен у больной как вторая опухоль метахронно (через 3 года).

В целом по области этот индекс составил 0,97 для новообразований всех локализаций, 0,23 для ЗНО желудка, 0,55 ЗНО прямой кишки, 0,70 ЗНО молочной железы, 0,59 ЗНО эндометрия, 0,71 ЗНО мочевого пузыря и 24,31 ЗНО шейки матки.

3.
Индекс выявляемости на профосмотрах больных с I и II стадией заболевания - отношение числа больных с I и II стадией заболевания, выявленных на профосмотрах, к общему числу выявленных на профосмотрах (в %), также характеризует качество организации раннего выявления ЗНО, профилактических и скрининговых программ.

Индекс составил - для всех новообразований, выявленных в I стадии, - 38,38%, ЗНО желудка - 7,69%, ЗНО прямой кишки - 6,25%, ЗНО кожи (без меланомы) - 88,59%, ЗНО молочной железы - 15,50%, шейки матки - 66,67%, предстательной железы - 6,25%; для всех новообразований, выявленных в II стадии, - 28,75%, ЗНО желудка - 23,08%, ЗНО прямой кишки - 56,25%, ЗНО кожи (без меланомы) - 9,78%, ЗНО молочной железы - 61,24%, шейки матки - 22,22%, предстательной железы - 25,00%.

Индексы для оценки качества диагностики ЗНО: 1. Индекс своевременности выявления - отношение числа случаев ЗНО, выявленных в I и II стадии заболевания, к общему числу впервые выявленных случаев (в %).

Индекс составил - для всех новообразований, выявленных в I стадии, - 25,25%, ЗНО желудка - 7,52%, ЗНО прямой кишки - 5,00%, ЗНО кожи (без меланомы) - 90,09%, ЗНО молочной железы - 12,38%, шейки матки - 37,61%, предстательной железы - 11,17%; по районам показатель колебался от 10,7% в районе 14 до 33,9% в районе 17.

Для всех новообразований, выявленных в II стадии, - 21,19%, ЗНО желудка - 13,44%, ЗНО прямой кишки - 43,89%, ЗНО кожи (без меланомы) - 7,66%, ЗНО молочной железы - 49,07%, шейки матки - 32,11%, предстательной железы - 21,36%.

2. Индекс поздней диагностики - отношение числа случаев ЗНО, выявленных в IV стадии заболевания к общему числу впервые выявленных случаев. Индекс характеризует уровень позднего выявления ЗНО.
Индекс составил - для всех новообразований, выявленных в IVстадии, - 20,91 %, ЗНО желудка - 36,67%, ЗНО прямой кишки - 27,78%, ЗНО кожи (без меланомы) - 0,30%, ЗНО молочной железы - 10,28%, шейки матки - 14,68%, предстательной железы-11,17%.

3. Индекс использования современных методов диагностики - отношение числа случаев ЗНО с неустановленной стадией заболевания к общему числу впервые выявленных случаев. Характеризует полноту и качество использования современных диагностических методов. Этот индекс наиболее информативен для ЗНО визуальных локализаций.

Индекс составил - для ЗНО желудка - 1,37%, ЗНО прямой кишки - 1,11%, ЗНО кожи (без меланомы) - 0,45%, ЗНО молочной железы - 0,93%, шейки матки - 1,83%, предстательной железы - 0%.

4. Индекс морфологической верификации диагноза - доля морфологически (включая цитологические методы) подтвержденных диагнозов ЗНО к общему числу впервые выявленных случаев ЗНО. Характеризует качество диагностики и уровень квалификации врачей при выявлении больных ЗНО.

Индекс составил - для всех новообразований - 79,26%, ЗНО желудка - 81,78%, ЗНО прямой кишки - 92,22%, ЗНО кожи (без меланомы) - 99,40%, ЗНО молочной железы - 96,03%, шейки матки - 97,25%, предстательной железы - 94,17%.

5. Индекс гипердиагностики ЗНО - число неподтвержденных диагнозов на 100 случаев впервые в жизни установленного диагноза ЗНО. Характеризует качество диагностики. В области этот индекс составил - 0,55% для ЗНО всех локализаций.

Индексы для оценки качества лечения ЗНО: 1. Индекс охвата радикальным лечением - отношение числа радикально пролеченных впервые выявленных ЗНО к общему числу впервые выявленных ЗНО (%).

Индекс составил - для всех новообразований - 48,90%, ЗНО желудка - 30,98%, ЗНО прямой кишки - 54,44%, ЗНО кожи (без меланомы) - 83,03%, ЗНО молочной железы - 61,92%, шейки матки - 58,725%, предстательной железы - 26,21%.

2. Индекс применения различных методов специального лечения - отношение числа случаев ЗНО, радикально пролеченных определенным методом лечения (хирургическим, лучевым, комбинированным/комплексным) к общему числу случаев ЗНО, пролеченных радикально (%). Наиболее информативен анализ этого индекса по отдельным локализациям с учетом стадийности злокачественного процесса.

3. Индекс, характеризующий уровень лечебной помощи, реанимационные и анестезиологические возможности - отношение числа случаев ЗНО у больных, имеющих противопоказания к проведению лечения, к общему числу первые выявленных ЗНО (%).

Индекс составил - для всех новообразований - 9,27%, ЗНО желудка - 12,30%, ЗНО прямой кишки - 5,00%, ЗНО кожи (без меланомы) - 0,45%, ЗНО молочной железы - 4,21%, шейки матки - 5,50%, предстательной железы - 7,77%.

4. Индекс отказов от лечения характеризует уровень организации лечебной помощи и резервные возможности для повышения выживаемости больных - отношение числа случаев ЗНО, выявленных в ранних стадиях, у больных отказавшихся от лечения к общему числу случаев ЗНО у больных отказавшихся от лечения (%). Целесообразно анализировать индексы отдельно для I и II стадии заболевания. Индекс составил для всех новообразований, выявленных в I стадии - 23,33%. для выявленных в II стадии - 24,43%.

При комплексном анализе индексов, характеризующих профилактическую деятельность в области, можно отметить, что наиболее качественно организованы профилактические программы по выявлению у женщин ЗНО шейки матки при недостаточном внимании к патологии молочных желез, кожи, организация профилактических осмотров среди мужчин находится на низком уровне.

Анализ значения индексов, характеризующих диагностические возможности онкологической службы в исследуемом регионе, позволяют сделать вывод о достаточно высоком уровне развития диагностических служб при недостаточной организации активного выявления ЗНО.

Индексы оценки качества лечения ЗНО показывают, что наиболее высокотехнологичным (комбинированным/комплексным) методом было охвачено менее четверти случаев ЗНО, подлежащих лечению. Достаточно высок уровень индекса отказов от лечения больных с ранними стадиями ЗНО. Для динамического мониторинга онкологической ситуации в регионе полученные в результате исследования значения индексов следует считать как базовые.

В дальнейшей работе планируется изучение приведенных индексов в динамике, при необходимости разработка и анализ дополнительных, более детальных показателей в совокупности с проводимыми в регионе мероприятиями по раннему выявлению, диагностике и лечению ЗНО.