Использование икт в деятельности воспитателя. Икт в работе педагога

Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Поэтому новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения. Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления.

Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовательно, меняется и роль воспитателя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.

Занятие 1. Тема: «Нормативно-правовая база по использованию ИКТ в образовательном пространстве ДОУ. Возможности использования ИКТ в образовательном процессе».

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.

Современное общество, развивающееся на базе использования новых информационно-технических средств, предъявляет все большие требования к информатизации в дошкольных образовательных учреждениях. Информационно-компьютерные технологии стали активно применяться в дошкольных образовательных учреждениях.

Нормативно-правовой базой для этого процесса является ряд нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании» в РФ
  • Концепция социального экономического развития 2020, Приложение к письму от 8.05.08 №03-946: «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»
  • Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. №753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России»
  • Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р (вместе со "Сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской и муниципальными учреждениями»)
  • Федеральный закон от 08.11.2010 № 293 об оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования, о создании сайта ОУ, соответствующего единым требованиям.
  • Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2012 года»
  • Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды»
  • Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года»
  • Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы
  • Постановление Главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010 г. № 164» с изменениями
  • Постановление правительства РФ от 18.04.2012г. № 343 «Об утверждении правил размещения в сети Интернет и обновления информации об ОУ»
  • Приказ Минобразования РФ «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 20.07.2011г. №2151
  • Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23.11.2009г. №655».

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Важность и необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.

Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвящённой приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения». «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).

Несмотря на принятие приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Интернетизация образования») и Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», Россия пока не может сказать, что у неё есть целостная политика в области внедрения информационных технологий в деятельности учреждений дошкольного образования. Именно внедрение ИКТ позволит наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста.

В нашей стране, за последние 5 лет, произошли ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях:

Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
. Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
. Реализация программы «Электронная Россия»;
. Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»;
. Подключение в рамках национального проекта школ и детских садов к интернету;
. Принятие Закона «Об образовании»;
. Формирование социальных сетей и др. потребовали иного осмысления роли ИКТ в образовательном процессе.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

Что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология» - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Информационные технологии - это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Для успешной реализации образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с требованиями государства, общества, семьи в каждом ДОУ должны активно использоваться информационно-коммуникационные технологии. А для этого необходимо каждому педагогу быть компетентным в вопросе владения компьютерной грамотой, умением использовать ИКТ в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности. Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Так в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 2151 «ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», предъявляют определенные требования к кадровому обеспечению. Одним из основных требований является - владение педагогом информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Поэтому, в нашем ДОУ, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Опыт работы нашего МБДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности, так как уже привычными средствами медийных устройств для администрации стали: цифровые фотоаппараты, видеокамеры, принтеры, сканеры, копиры, ламинаторы, DVD- проигрыватели, телевизоры, мобильные телефоны с возможностью выхода в Internet. По сравнению с прошлым учебным годом увеличился процент педагогов владеющих ИКТ на 50%, в том числе у педагогов с нулевым опытом работы на компьютере.

Поэтому с целью оказания помощи и поддержки педагогам, на базе нашего детского сада создана стажировочная площадка для воспитателей дошкольных образовательных учреждений города, которая позволит обеспечить повышение профессиональной компетенции и информационной культуры педагогов. При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий - создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Возможности использования ИКТ в образовательном процессе

Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Поэтому новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения.

Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления. Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовательно, меняется и роль воспитателя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.

В п. 3.4 требований к учебно-материальному обеспечению содержатся требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования, включающие общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Условия и результаты внедрения ИКТ

Повышение ИКТ-компетентности педагога

Шаг за шагом все увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Педагог не боится компьютера, находит его верным помощником, видит перспективы использования.

Наличие свободного доступа к компьютеру в учреждении. Более сильным условием может стать наличие компьютера на рабочем месте педагога.

Есть возможность применения полученных знаний на практике. Педагог может провести занятие с применением компьютера, подготовить материалы к занятию. Дети положительно воспринимают перемены.

Наличие ЭОР и методик их использования

Новый источник для полноценной работы. Избыточное количество информации с возможностью выбора необходимого содержания будущего занятия. Возможность активизировать самостоятельную и исследовательскую деятельность детей.

Возможность распространения опыта. Педагогические инновации

Удовлетворение личных и профессиональных амбиций, оказание помощи коллегам. Признание профессионального сообщества. Карьерный рост.

Наличие консультанта в учреждении по ИКТ

В случае появления тревожности, неудач в работе на компьютере, он окажет помощь, подскажет к кому обратиться. Скоординирует взаимодействие с другими педагогами.

Формирование информационно-образовательной среды в учреждении на основе применения ИКТ

Появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.

Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ. Использование информационно- коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. В свою очередь применение различных методов помогает активно воздействовать на формирование и развитие навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование устной речи, воспитание творческой, социально-активной личности.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • активизировать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон, DVD плейер
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Электронные доски

Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:

  • фотографии;
  • видеоролики;
  • видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
  • презентации (электронные книги, электронные выставки);
  • детские развивающие компьютерные игры;
  • возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

Остановимся на преимуществах использования интерактивных материалов.

Данные материалы:

  • позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
  • позволяют делать поправки во время НОД, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок - педагог;
  • использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
  • при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.);
  • использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
  • непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
  • высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  • подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
  • создание дидактических игр.
  • подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  • оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  • создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей. Существуют следующие виды презентаций:
    • Для обозначения темы или как сопровождение объяснения педагога;
    • Для сопровождения небольших театрализованных сценок или постановок сказок детьми;
    • Для сопровождения праздника для детей или для контроля знаний и др.
    • Для сопровождения концерта
    • Для проведения родительских собраний.

Именно поэтому ИКТ должна стать «проникающей» технологией. Иными словами, применение компьютера не должно становится самоцелью, а быть эффективным инструментом развития навыков и умений.

Из опыта работы нашего ДОУ

Для подготовки педагогов дошкольного учреждения к непрерывному развитию ИКТ-компетентности нам потребовалось организовать консультативную методическую поддержку. В практике работы зам. зав. по ВиМР ДОУ существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:

  • недели педагогического мастерства;
  • мастер-классы;
  • педагогические мастерские и наставничество;
  • обучающие семинары;
  • работа в паре;
  • тематические семинары.

Представление передового опыта - самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Так, на педагогических советах, мастер-классах, смотрах-конкурсах педагоги нашего ДОУ используют ИКТ как одно из главных условий совершенствование качества образовательного процесса. И ещё один немало важный показатель качества образовательного процесса ДОУ - участие педагогов во Всероссийских Интернет-проектах, марафонах.

Если мы рассмотрим Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника ДОУ , то пункт 1.4. гласит «Компетентность в областииспользования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе: лицензионных; созданных самостоятельно; наличие собственного сайта, страницы на сайте образовательного учреждения, блога и др.).

Это дает возможность при прохождении аттестации набрать как можно наивысший балл. ИКТ дадут возможность любому педагогу, воспитателю напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы (их надо создавать множество), так и с трансляцией своего опыты работы. ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например видео - мастер - классы, вебинары и др. Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ - с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

Именно это позволит качественно и профессионально выстроить организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ как модернизированной системы в соответствии с федеральными государственными требованиями, повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ области и престиж дошкольного образования.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса, позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка - протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

Компьютер: За и Против

Достоинства компьютера:

  1. Компьютер может помочь развитию у детей таких важнейших операций мышления как обобщение и классификация.
  2. В процессе занятий на компьютере улучшаются память и внимание детей.
  3. При игре в компьютерные игры у детей раньше развивается знаковая функция сознания, которая лежит в основе абстрактного мышления.
  4. Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций.

Недостатки компьютера:

  1. Чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка, а также отрицательно сказаться на его психическом здоровье.
  2. Особенно это опасно для застенчивых детей.
  3. Чрезмерное обращение с компьютером может привести к нарушению осанки ребенка.
  4. И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребенок - маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми, и, живя в реальном мире.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру . Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ :

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка; компьютер очень терпелив, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в ДОУ.

Список литературы:

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994
2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.
3.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.
4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003
5.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. - М., 2004
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие
/ Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006
6. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39
7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
8. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.

9. Сологуб В.А. Методика соддания и использования мультимедийных пособий и программ: Учебное пособие.-2-е изд., до. и перераб.-М.:АПКиППРО, 2008.-92с

Консультация для воспитателей.

Подготовила: Захарова Ю.А.

Использование информационно-коммуникационных
технологий в работе педагога

Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах, и у врача. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание дошкольника и его восприятие окружающего мира. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры. Сегодняшним ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер. Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Но в современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Компьютер стал необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Сейчас у нас оно еще не достаточно развито. Если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы использования компьютеров, почти в каждой школе есть компьютерные классы и интерактивные доски, то в дошкольных учреждениях эта работа еще только начинается и, как правило, на уровне личного интереса педагога. Я сторонник использования ИКТ при подготовки и проведении непосредственно-образовательной деятельности, потому что считаю, что педагог, чтобы общаться с ребенком на одном языке, должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями. Даже гиперактивные дети, внимание которых достаточно сложно удержать в течение продолжительного времени, с огромным интересом получают информацию, представленную на большом экране, да еще и сопровождаемую различными играми, музыкой. Проникновение современных технологий в образовательную практику открывает новые возможности.

Цели использования информационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности педагога:

· сделать образование современным (с точки зрения использования технических средств);

· приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

· установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;

· помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал.

· экономить время, как педагога, так и ребенка, увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.

· Использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде:

· текста;

· графического изображения;

· звука;

· речи;

· видео.

Все это позволяет педагогу создавать для детей принципиально новые средства развития ребенка.

Практика показала, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, аудио и видео аппаратуры. Таким образом, я сделала вывод, что для образования детей компьютер может служить «сырьем», на основе которого я могу формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации, слайд - фильмы, осуществлять свои образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить и усовершенствовать образовательную деятельность.

Из обилия программ, теорий, технологий и методик я отобрала те, которые смогли бы мне помочь создать интегрированную систему работы, учитывая свои индивидуальные качества и особенности доверенных мне детей.
Вот некоторые варианты применения ИКТ в образовательном процессе.


Использование ИКТ в работе с детьми:

· Мультимедийное оборудование (создание и демонстрация презентаций, слайд фильмов, видеофрагментов, элементов и приемов графического изображения)

Непосредственно-образовательная деятельность с мультимедийной поддержкой - компьютером пользуется педагог в качестве «электронной доски». Он использует готовые электронные слайды, видео или мультимедиа презентации. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе образовательной деятельности. Педагог может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, репродукции картин изучаемых художников, видео экскурсии, видеофрагменты, интерактивные модели, проектируя их на большой экран). Используя возможности программы PowerPoint, мною были разработаны презентации некоторых тем. Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материалы для занятий, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на экране. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Следует затронуть и другой аспект. Как бы ни была разработана НОД, многое зависит от того, как педагог подготовится к ней. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон.

После теоретической части следует практическая работа детей. В этой части деятельности тоже возможны варианты с использованием ИКТ. Например, педагог рисует на доске, частично загораживая собой, весь процесс изображения и объяснения, что отрицательно влияет на качество подачи материала, возникает множество вопросов. Также, когда педагог отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с детьми. Делаю вывод, что такой метод не эффективен, получается низкий результат. При использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем.

К тому же на экране можно сопоставлять несколько изображений одновременно, выявить их достоинства и недостатки.

· Интерактивная доска (индивидуальная работа детей, игры, программы творческих мастерских)

Непосредственно-образовательная деятельность с использованием интерактивной доски позволяет превратить образовательный процесс в увлекательную игру. Дети сами становятся ее участниками. В таком варианте возможны случаи, когда обучающиеся одновременно работают с педагогом, а на определенном этапе переходят к индивидуальной работе на доске по указаниям воспитателя. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, а движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание. Использование таких программ повышает креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора, способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих игр создает дополнительную мотивацию при формировании образовательной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно. Такие игры помогают разнообразить совместную деятельность, сделать ее более насыщенными в эмоциональном плане. Например, дети получают задание: изобразить животное с помощью геометрических фигур, используя интерактивную доску. Ребята моделируют фигуры животных, как реалистических, так и из фантастического мира, закрепляя тем самым знания о геометрических фигурах. Такие занятия проходят редко, но с каким восхищением они воспринимаются ребятами. А педагог экономит массу времени, сил, которые бы потратил на подготовку раздаточного материала, утомительное вырезание фигур из картона.

· Интернет-ресурсы (подборка к занятию наглядно-демонстрационного материала, музыки, игр и т.д., уроки в форме виртуальной экскурсии с выходом во всемирную сеть).

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

Также при помощи Интернета, я подбираю музыкальную композицию, соответствующую теме образовательной деятельности. Это могут быть классические или современные произведения, песни из детских мультфильмов. При помощи программы для обработки видео легко создать собственный клип со сменяющимися под музыку слайдами, подобранными к конкретной теме.

Непосредственно-образовательная деятельность с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой). Если кабинет подключен к сети Интернет, можно предложить провести занятие в форме виртуальной экскурсии например по музеям мира.

Конечно, я соблюдаю элементарные санитарные нормы, касающиеся времени работы дошкольников за компьютером. По требованиям СанПиНа непосредственно-образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю. Кроме того, занимаясь подготовкой мультимедийных презентаций, я использую рекомендации психологов о влиянии цвета на познавательную активность детей, о сочетании цветов и их количестве. В конце занятия провожу гимнастику для глаз.

Использование ИКТ в методической работе:

· Разработка, систематизация и сбор методических разработок и документации (перспективные планы, конспекты, игры, музыкальная подборка и т.д.)

· Диагностика творческого развития детей (диаграммы, графики, таблицы)

· Интернет-ресурсы (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции)

· Обмен опытом, дидактическими материалами и пособиями с ведущими специалистами в области образования по всему миру

Ни для кого не секрет, что в последнее время помимо разработок по непосредственно-образовательной деятельности, календарно-тематических планов, с воспитателя требуется большое количество бумажной отчетности. Для этого в операционной системе можно создать предметные папки с разработками занятий, которые можно разбить по темам. Они позволяют сохранять и быстро находить файл с документами. С помощью программ-организаторов, можно вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы. Немаловажный аспект использования компьютера - это ведение базы данных по книгам. На сегодня появилось очень большое количество книг по воспитанию и развитию детей, многие книги отражают комплексные подходы в обучении, другие отражают развитие какого-то определенного качества, дифференцируя возрастные категории и др. Без базы данных трудно ориентироваться в литературе. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции также становятся составной частью современного образования. В Интернете можно найти информацию по проблемам обучения и развития, о новаторских детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования.

Использование ИКТ в работе с педагогами:

· Мультимедийное оборудование (создание и демонстрация презентаций к консультациям и семинарам для педагогов)

Формы работы с родителями:

· Создание странички с фото уроками на сайте учреждения;

· Общение с родителями в режиме онлайн через сайт учреждения;

· Интернет-ресурсы (размещение на сайте учреждения и на педагогических сайтах своих конспектов, консультаций, опыта работы, ведение своего блога)

· Демонстрация презентаций организации работы с детьми;

· Создание собственного блога в сети Интернет;

· Организация итоговых выставок с использованием слайд-шоу детских работ

И это – лишь некоторые из возможностей, которыми вы можете воспользоваться. Сложно представить, сколько еще интересного вы сможете узнать, начав использовать в работе ИКТ.

Воспитатель, создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний воспитанников.

Применение информационных технологий в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

В заключении хочу заметить, что использование ИКТ приводит к целому ряду положительных эффектов:

1. Обогащает занятие эмоциональной окрашенностью

2. Психологически облегчает процесс усвоения

3. Возбуждает живой интерес к предмету познания

4. Расширяет общий кругозор

5. Возрастает уровень использования наглядных пособий на занятиях

6. Освобождает от рутинной ручной работы;

7. Повышает производительность труда воспитателя и ребенка.

«Информационно-коммуникационные технологии

в педагогической деятельности воспитателя детского сада»

Ермакова Людмила Алексеевна, воспитатель МБДОУ д/с «Журавлик

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:

    предъявлять информацию на экране телевизора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

    ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

    привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

    поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности презентации, игрового комплекса, что является стимулом для развития их познавательной активности;

    развивать у дошкольников исследовательское поведение;

И вот здесь очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы.

В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.

Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях (тетрадь движения), перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе, картотеки, каталоги.

Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Кроме того, использование ИКТ позволяет подобрать и оформить иллюстративный материал к ООД, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

В то же время это и обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов

Использую компьютер для создания различных баз данных, создания электронной почты, ведения сайта ДОУ, своего персонального сайта.

Сеть Интернет предоставляет возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебсеминарах, интернет-конференциях, конкурсах.

Направления работы с педагогами: организация семинаров-практикумов в ДОУ по следующим темам: «Изучаем Microsoft office», «Создание слайдов в программе Power Point», «Изучаем Photoshop», «Использование ИКТ при планировании НОД» и др.; организация работы по поиску и отбору фото и видеоматериала, иллюстраций природоведческого характера в Интернете и т.п.

Для педагогов была проведена серия обучающих занятий и мастер-классов по созданию электронных продуктов. Некоторые овладели некоторым компьютерными программами, такими как Microsoft Office Word, Adobe Photoshop, PowerPoint, Excel, FineReader. Теперь в ДОУ функционирует система сопровождения и поддержки педагогов, которые используют и хотят использовать в работе ИКТ.

Я разработала сайт детского сада, являюсь его администратором. Теперь это позволяет не только мне, но и педагогам детского сада разместить свою информацию для родителей, познакомить их с детсадовскими мероприятиями.

Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.

При работе с родителями, использую презентации на родительских собраниях (в знакомстве с новой темой - дана подборка рекомендаций по работе с детьми дома, предложен дидактический материал по теме), а также, информацию о том, как проживали данную тему дети в группе, чего достигли и что получилось (сопровождая показ видео и фото материалами). Выпускаю информационные буклеты для родителей (учитываю занятость родителей), где расписана подробная деятельность детей в группе по образовательным областям.

Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу), лабиринты для развития мелкой моторики. Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш-карты.

Система мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ на НОД. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций.

В данном случае даже не нужно иметь мультимедийный проектор в каждой группе и носить компьютер из группы в группу. Однако в каждой группе имеется телевизор и DVD-проигрыватель. Каждая презентация сохраняется в таком виде, чтобы можно было управлять ею с пульта управления от DVD.

Не секрет, что дидактические демонстрационные материалы стоят дорого, детские сады почти не приобретают их, а все покупать самим - нереальная задача. Имеющийся в группах материал разноформатный, какие-то иллюстрации стали уже старенькими и неэстетичными. Вот здесь-то и приходят на помощь сканер, компьютер, принтер и программы Adobe Photoshop, PowerPoint, FineReader, которые позволят обработать этот материал и представить его детям в наилучшем виде.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий - создание эффекта присутствия, у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес.

Я составила ряд интересных презентаций «День космонавтики», «День Защитника Отечества», «Русский национальный костюм», «Весна в произведениях русских художников» для старших дошкольников, «Домашние животные», «Дикие животные», «Зима пришла», «Весна-краса» и другие для младшего и среднего возраста и др. Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.

Часть презентаций подобрана из готовых, однако каждая из них отсмотрена и адаптирована для детей дошкольного возраста, для определенной группы.

Также составлены презентации с использованием элементов игры. Например: «Наша Родина - Россия», «Художественные промыслы России», «Путешествия по сказкам», «Какая фигура следующая», «Путешествие по стране Математике».

Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.

Теперь у меня имеется банк электронных дидактических и методических материалов, который включает в себя методические разработки, конспекты занятий, досугов и развлечений с детьми, коллекции проектов, презентаций, иллюстрационный материал, консультации для родителей. Этими материалами в любое время пользуется любой воспитатель.

Самой распространенной формой использования деятельности в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения является познавательная экскурсия.

«Виртуальная экскурсия» - еще один дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие.

Эти экскурсии особенно ценны для развития и воспитания тех детей, которые не могут по разным причинам посетить какие- либо объекты.

Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства строятся на зрительном, музыкальном, литературном материале.

С помощью ИКТ (Презентация и телевизор) знакомлю воспитанников на занятиях с творчеством художников, скульпторов, архитекторов. Повторяем пройденный материал вне занятий.

Фильмы и презентации используются мною во время бесед, путешествий и помогают заинтересовывать детей в ООД.

Для создания наглядных материалов использую возможности электронных таблиц и программ подготовки презентаций.

Преимущества использования компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с изобразительным искусством очевидны:

    ИКТ позволяют оптимально сочетать методы, формы и приёмы работы;

    знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайд-презентаций;

    широко использовать показ репродукций картин художников;

    «посещать» крупнейшие музеи;

    прослушивать записи музыкальных композиций;

    активизировать учебный процесс.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном процессе:

    Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.

    Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.

    Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.

Таким образом, использование компьютерных технологий в дошкольном учреждении необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной и воспитательной деятельности, повышения интереса детей к приобретению новых знаний.

В результате применения перечисленных средств информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности, позволило достичь некоторых результатов - появились видеозанятия, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, игровые занятия.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

О чем мечтают дети,

На всей, на всей планете?

Мечтают путешествовать,

И новый мир познать,

Простых вещей основу,

И таинство узнать!

«… внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране. Массовое введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов…»

Дмитрий Медведев.

Заседание Комиссии по модернизации

и техническому развитию

экономики России

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации.

Морева И.А. считает, что использование информационно-коммуникативных технологий, является одним из приоритетов дошкольного образования, что позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. . Использование в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы отечественных и зарубежных исследователей С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и другие

Продуктивная деятельность, деятельность с целью повышения продукта обладающего определенными задачами, качествами основными видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. Репродуктивная деятельность возможна только в одном случае, ее результат является промежуточным шагом, ступенькой на пути достижения личной цели человека, она всегда целенаправленна. Все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Следовательно, что современный мир становиться более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий .

Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольную образовательную организацию ведется в нашей стране с 1987 года на базе центра имени А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.Д.Чайной. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе детского сада. Педагоги, изучающие использование компьютерных средств с целью математического изучения Г.А. Репина, Л.А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в детском саду является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения задач:

  • Развитие психических функций ребенка;
  • Обеспечивающих и готовность к обучению (мелкая моторика, зрительно-моторная координация);
  • Обогащение кругозора;
  • Формирование учебной мотивации;
  • Развитие личностных компонентов познавательной деятельности;
  • Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений;
  • Организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения придерживается точки зрения Гаджиева П.Д. , что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для детей дошкольного возраста могут широко использоваться на практике без риска здоровья детей.

Информационно-коммуникативные технологии подразумевают использование компьютера, интернета, телевизора, проектора, аудиовизуального оборудования, то есть, что может представить широкие возможности для коммуникации. Сочетание информационно-коммуникативных технологий связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникативными. Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетенции.

Коммуникативные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

Исследователи Горвиц Ю.М., Габай Т.Ф., Зворыгина Е.В., Новоселова С.Л.

В своих работах доказывают, что знакомство с компьютером дошкольника целесообразно осуществлять в форме игры. Использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств, в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения.

Психологи – исследователи Марцинковская Т.Д., Новоселова С.Л. говорят об эффективности использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста таких компьютерных игровых программ, строение которых соотносится с интеллектуальной структурой игровой деятельности ребенка. В настоящее время выбор компьютерных игровых программ для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления. О возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр у ребенка свидетельствуют работы Дастмана С., Гольдштейна Б.И. и других исследователей.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной, компьютерными средствами возникают психические новообразование (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими с привлечением большого иллюстративного материала с использованием звуковых и видеозаписей. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. По сравнению с традиционными формами обучения, т.е. наглядными пособиями, для дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • несет в себе «образный» тип информации, понятный дошкольникам;
  • движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом «познавательной активности» детей;
  • предоставляет возможность «индивидуализации» детей;
  • ребенок «сам регулирует» темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет в космос, водопады и многое другое);
  • компьютер «терпелив», он никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Использование информационно-коммуникативных технологий помогает детям на занятии:

  • ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • овладевать практическими способами работы с информацией.

Применение информационно-коммуникативных технологий усиливает на занятиях:

  • положительную мотивацию обучения;
  • активизирует познавательную деятельность обучающих.

Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет на занятиях реализовать новые принципы познавательной деятельности:

  • принцип доверительности;
  • принцип обратной связи;
  • принцип занятия исследовательской позиции

Реализация этих принципов видна на всех занятиях, с применением информационно-коммуникативных технологий.

Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной области педагога детского сада – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. При подготовке к занятиям педагог использует электронные ресурсы учебного назначения:

  • презентации к занятиям;
  • логические игры;
  • электронные энциклопедии;
  • развивающие игры.

Педагог может в любой момент выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать содержание, оформить и сохранить электронный вид, что бы вернуться к ним при необходимости. Это расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ребенок, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Педагог выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Вместе с детьми, которые с охотой приносят из дома любимые книжки, рисунки и т.д. педагог создает презентации. При показе готового материала, каждый ребенок узнает свою картинку, что вызывает положительные эмоции. Привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности.

Разработка технологии с включением информационно-коммуникативных технологий, базируется на интегрированных занятиях, досугах. Технология разрабатывается по образовательным областям. Занятия включают в себя разнообразную продуктивную деятельность для детей на основе ФГОС. Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы, обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагога, специалиста. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности дошкольной образовательной организации, повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного процесса за счет активного включения родителя и детей, не посещающих детский сад. Анализ таких занятий показал, что мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают принцип создания современного занятия – принцип привлекательности. Дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал, как систему ярких опорных образов наполненных исчерпывающей структурированной информацией, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование на занятиях таких презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслидеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкций процесса обучения и развития с позиции целостности.

Например: использование мультимедийных презентаций в музыкальной деятельности, в формировании элементарных математических представлений и ознакомление с окружающим миром - обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов. Формируются способы зрительного восприятия, выделение в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память. Дети под руководством педагога на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют. Движение глаз детей соответствует движением предметов на экране. При этом использование компьютерных заданий не замедляет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создает положительный эмоциональный настрой, тем самым мотивируя ребенка к хорошему, ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Дошкольник становиться трудолюбивым, творческим, творческим, такие занятия не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал дошкольника.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворить развивающие программы для детей:

  • развитие широкого спектра и представлении;
  • занимательность.

Существует ряд программ для данного возраста:

  • игры для развития памяти, воображения, мышления и другие;
  • АРТ – СТУДИИ, простейшие графические редакторы;
  • Игры – путешествия, «бродилки»;
  • простейшие программы по обучению чтения, математике и много другое.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка. Умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению. Использование, творческих и режиссерских игр создавая образ к абстрактному мышлению, что создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности. Индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Между тем при реализации информационно-комуникативных технологий в образовательном процессе детского сада возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования. При внедрении ИКТ встают вопросы: сколько времени ребенок находиться за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости. Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения, возникают трудности экономического характера, не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств. Актуальная проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования Духанина Л.Н., Белая К.Ю., Комарова Т.С., Алиева Т.И. высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. «Противники» ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Наш опыт показывает, что при соблюдения санитарных правил и норм СаНПиНа 2.4.1.3049-13 для детских садов, а именно дозирование педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Коллективное участие в игре помогает избежать «зациклирование» ребенка. Интерактивная доска позволяет ребенку, как увидеть себя со стороны, так и наблюдать за действиями партнеров. Учеными отмечается, развивающая роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду в работе с детьми начиная с пяти лет. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.

Сегодня можно с уверенностью сказать, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – это мощный инструмент модернизации образовательного учреждения, ИКТ обязательно стоит использовать в детских садах, так как эта технология значительно облегчает педагогам дошкольных образовательных учреждений педагогическую деятельность, что сказывается на ее эффективности в воспитательно-образовательном процессе. Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать процесс обучения, а так же даст возможность детям развивать поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Список литературы:

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в дошкольном образовании. – М., 1994. – 127с.
  2. Гаджиева П. Д. Интерактивные методы как средство модернизации правового обучения // Инновации в образовании. - 2011. - N 1. - С. 81-87
  3. Горвиц Ю. М., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М. : ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  4. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. Пособие. /И.А. Морев – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с.
  5. Пейперт С. Поворот в сознание. Дети, компьютеры и плодотворные идеи: перев. с анг./ Под редакцией Беляевой А.В., Леонаса В.В. – М.: Педагогика, 1989.
  6. Удалов С.Р. Подготовка педагогов к использованию средств информации и информационных технологий в профессиональной деятельности: Монография / С.Р. Удалов – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.- 211 с.

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования предполагает инновационный подход к ведению образовательного процесса в ДОУ с использованием новых технологий для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей.






Функции использования ИКТ Повышение профессионального мастерства через использование ИКТ. Использование ИКТ в работе с родителями, повышение их компетенции в вопросах воспитания Использование ИКТ в работе с родителями, повышение их компетенции в вопросах воспитания Внедрение ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.


Применение ИКТ для профессионального саморазвития: -В виде публикаций и презентаций для коллег; -На сайте ДОУ; -В сетевых сообществах (nsportal.ru) -В виде публикаций и презентаций для коллег; -На сайте ДОУ; -В сетевых сообществах (nsportal.ru) -Профессионального мастерства -Конкурсы детского творчества, викторины -Профессионального мастерства -Конкурсы детского творчества, викторины Обмен опытом Участие в конкурсах Повышение квалификации Участие в вебинарах, семинарах-практикумах, дистанционное обучение
















Возможности ИКТ в работе с детьми Придает образовательной деятельности эмоциональную окраску, является прекрасным наглядным пособием и демонстративным материалом. Помогает «погрузить ребенка» в предмет изучения Содействует становлению объемных и ярких представлений у детей Повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, их познавательную активность Повышает качество усвоения программы детьми








Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса. Но вместе с тем, необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте.