Кто открыл ельцин центр. Спецпроект «Новая музыка в Зале Свободы»

Открытие Ельцин центра в Екатеринбурге стало особым событием уходящего года. Оно имеет не только городское значение, но и общероссийское.

Смотрите сами: за последние несколько лет в городе открылись десятки торговых центров и ни одного культурно-досугового. Поэтому с приходом в жизнь Екатеринбурга новой, современной, свободной, интеллектуальной площадки горожане должны только выиграть.

Итак, что же мы здесь обнаружим?

Общая площадь комплекса составляет около 88 тысяч квадратных метров, а внутреннее пространство распределено между образовательными, культурными, общественно-социальными и научными проектами. Также здесь открыт музей первого президента России.

Несколько этажей здания заняты самыми интересными активностями города.

Третий этаж отдан образовательным и игровым проектам для детей. Многие из вас уже знакомы с «Ньютон-парком» - интерактивным музеем науки и техники. Теперь помещение стало еще больше, а программа насыщеннее. Взрослые и дети смогут познать основы мироздания при помощи непосредственного общения с необычными приборами.

А классы робототехники и мультимедиа-технологии помогут ребятам овладеть точными науками в Детском университете.

Не останутся в стороне и взрослые. Планируется проведение лекционной программы, будут открываться научные и творческие, временные и постоянные студии, клубы.

На первом этаже работает книжный магазин-клуб «Пиотровский», который уже давно зарекомендовал себя в Перми. Сейчас же он пришел и в наш город. По сути, это культурно-образовательный центр, где смогут проводиться различные творческие встречи, лекции, семинары.

В Кино-конференц пространстве Ельцин Центра будут проходить фестивали, небольшие концерты, дискуссии, кинопоказы. Теперь у нас в городе появилась площадка, где любой желающий сможет увидеть неигровое фестивальное кино, актуальные документальные фильмы и трансляции спектаклей. К слову, хочется добавить, что мы уже успели оценить удобные кресла зала. Как сказала моя коллега, здесь пахнет хорошими вложениями. А это значит, что нам с вами здесь будет комфортно и уютно.

Также в пространстве Ельцин центра будут выставлять свои коллекции различные галереи. В данный момент вы можете увидеть первую выставку местной галереи - «90-е», которая посвящена художественной интерпретации времени. Мы увидим, как зарождалось современное искусство в новой стране, как появился перфоманс и начинался арт-рынок. Выставка «90-е» будет работать до весны 2016 года.

В том числе, уже положено начало для поддержания творческой молодежи - открыта рабочая мастерская для начинающих художников.

Музей первого президента России Б.Н. Ельцина

Ну, а ядром Ельцин Центра стал музей первого президента России, про который, безусловно, хочется рассказать отдельно.

Как бы вы ни относились к фигуре первого президента Б.Н. Ельцина, музей обязательно стоит посетить. Хотя бы потому, что этот музей, прежде всего, посвящен нашей с вами истории, истории, частью которой мы являемся.

Многое переосмысливается, появляются ответы на вопросы, которые до сих пор оставались открытыми. Возможно, кто-то изменит свое отношение к прошлому, а кто-то лишний раз утвердится в мысли, что был прав.

По сути, это ультрасовременная музейная экспозиция, которая отвечает на вопрос, какой должна стать музейная площадка будущего. Этот инновационный, оригинальный проект, который погружает посетителей музея в атмосферу 90-х, был создан известнейшей компанией-разработчиком музейного дизайна Ralph Appelbaum Associates.

Документы, фотографии, артефакты, медиа-программы, интерактивные планшеты создают единое полотно того времени.

Экспозиция открывается «Лабиринтом истории», который ведет по основным вехам развития общественно-политического строя ХХ века.

Второй этаж музея посвящен первому президенту России Б. Ельцину. Маршрут выстроен таким образом, что мы поочередно попадаем в семь тематических залов, каждый из которых связан с тем или иным переломным периодом в истории последнего десятилетия ХХ века.

Идея такого построения музейного пространства принадлежит известному российскому кинорежиссеру Павлу Лунгину.

На минувшей неделе был на Урале. В и . Встреч было много, масса впечатлений и новых знакомств.

В Екатеринбурге перед встречей с читателями я сходил в Ельцин-центр.

Каково мое отношение к Борису Николаевичу Ельцину?

Оно, мягко говоря, сложное.

С одной стороны, этот тот, кто в угоду своим амбициям, своей неприязни к Горбачеву и для своей карьеры уничтожил великую страну, что стало стартом неописуемого числа бедствий на огромном геополитическом пространстве. И эти беды далеко не закончены, и конца и края им не видно. Начало этому горю было положено в Беловежской пуще, где 8 декабря 1991 года три руководителя трех союзных республик «распустили СССР». Не имея на то НИКАКОГО законного права.

А еще один предатель — Горбачев — с этим легко согласился.

Ельцин мог стать главой СССР, мог спасти страну, но предпочел разрушить ее, чтобы избавиться от Горбачева и стать удельным князьком в малой России. Стать им вместо того, чтобы стать «царем» в СССР-России, большой, монархической по своему духу, великой державе.

Все это с одной стороны. С другой – Ельцин нашел Путина. Нашел и назначил того, кто в невероятно сложной ситуации восстановил мощь державы. И за это назначение Ельцину можно многое простить. Многое, но не все.

Я не буду перечислять все минусы Ельцина, этот материал не об этом. Ельцин-центр – это попытка реабилитации и мифологизации не Бориса Ельцина, а того политического курса, разрушительного для России, который он проводил и олицетворял. Ельцин-центр – это скопище всех возможных либеральных мифов. Это Зазеркалье, где добро подается злом, а зло одевается в одежды добра.

И все это на потрясающем техническом уровне.

Но начнем по порядку. Как известно, театр начинается с вешалки. Современный музей начинается с парковки.

Так вот парковка у Ельцин-центра крохотная (на 25 машин). Ее практически нет.

И это очень символично, что у Ельцин-центра отсутствует парковка. Это логично, потому что в результате реформ, которые Борис Ельцин осуществлял, у россиян не должно было быть не то, что машин, а вообще ничего. Именно в ельцинский период прошла грабительская приватизация, когда “ходорковские” воровали целыми ОТРАСЛЯМИ. Так что логика есть: “благодарные” россияне обязаны приходить к Ельцину пешком. В крайнем случае – на общественном транспорте.

Отсутствие нормальной парковки говорит либо о том, что те, кто его строили, прекрасно понимали, что народной тропы туда не будет и места на 25 машин вполне хватит. Либо по старой доброй традиции, которую не могут изменить никакие перемены, быстро отрапортовали о строительстве центра, а потом будут строить парковку , что тоже, мне кажется, весьма символично. Нам говорят, что там – что-то новое, а желание отрапортовать – старое. К чему нужно было торопиться и рапортовать?

Само здание музея первого президента России огромно, сделано по последнему слову западного музейного формата, поэтому всю экспозицию вы осмотрите за один час. Все мерцает, блестит, разговаривает. Лично у меня создается впечатление, что намеренно создается формат клипового сознания. Нормально пройти, посмотреть, все прочитать в спокойной обстановке в таком музее невозможно, поскольку всего так много, что невозможно на чем-то одном сосредоточиться.

Первое, что вы видите на входе – Закон о создании Ельцин-Центра. Сейчас многие возмущаются, что в сложной экономической обстановке открыто малопонятное здание, стоимостью во многие миллиарды рублей. При этом либералы, которые все меряют “садиками” и пенсиями”, отчего-то не предложили не строить Ельцин-центр и не пересчитали его стоимость в “пенсиях” и “садиках”. Приехали, охали и ахали на его открытии. Это военный бюджет, с их точки зрения, России не нужен. Ельцин-центр нужен и очень.

Так вот для прояснения ситуации. Закон о создании Ельцин-центра был подписан президентом Д.А. Медведевым 13 мая 2008 года и называется он так: “О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий”. Как видим, законная процедура была соблюдена и этот закон сначала ПОДДЕРЖАЛИ депутаты, затем сенаторы и только потом подписал президент Медведев. Сделано это было в мае 2008 года, когда цена на нефть била рекорды и к середине июля она дойдет до цифры 147$ за баррель. А потом будет 08.08.2008 и в ответ на защиту Россией своих интересов Запад начнет экономический и политический кризис, который продолжается до сих пор.

Идея сохранения памяти О ГЛАВАХ государства — идея правильная, вопрос только в форме ее реализации. И в том, что память начали СОХРАНЯТЬ с Ельцина, а не с Петра Великого или Сталина. Память нужно хранить обо всех главах страны и обо всех говорить правду.

А что говорят, что показывают в Ельцин-центре? Сказать, что “искажают” историю, это будет очень мягко сказано. Нагло врут – в самый раз.

Первое, что показывают посетителю – фильм по истории России, сделанный в «мультяшном» варианте. Я бы сказал, «уральско-мультяшном» формате: такое ощущение, что все персонажи сделаны из самоцветов и камней, словно Данила-мастер их вытачивал.

С содержанием фильма согласиться невозможно: история России показана исключительно в негативном ключе. В этом смысле авторы фильма, точнее, авторы идеи, двигались в логике большевистских историков, которые всех царей рисовали черной краской и историю России показывали исключительно, как борьбу ее народа с царским режимом. Вот больше ничем народ не занимался, века эдак с – цатого занимался “борьбой за свободу” и больше ни чем.

Вот здесь – то же самое. Все подается с точки зрения современного либерала. Начинается разговор об Иване Грозном . Используются все возможные визуальные эффекты, чтобы напугать зрителя. Особенно – ребенка. Царь Иван страшный, надвигается, давит людей, огромный, разрастающийся. С историей это не имеет ничего общего. Подтасовки совершенно наглые. Говорят: Иван Грозный ввел опричнину, показывают страшных людей, которые саблями всех рубят. Потом – следующее предложение: результатом чего стала гражданская война в стране. Я на секунду задумался: что за гражданская война при Иване Грозном, из-за того, что ОН ввел опричнину? Оказывается, речь идет о Смутном времени, которое началось через много лет ПОСЛЕ смерти Грозного царя и никакого отношения к его действиям не имела. Разве Лжедмитрий I появился, потому что была опричнина? И Лжедмитрий II появился, потому что была опричнина? А вот не было бы опричнины, поляки бы в Москву никогда не пришли, не было бы Семибоярщины , не было бы Минина и Пожарского , вообще бы ничего не было, если бы Иван IV собрал бы парламент и ввел демократию, так, что ли?

Вы понимаете, это с историей не имеет ничего общего. Русская Смута и трагедия XVII века имеет внешнюю канву значительно большую, нежели внутреннюю. Поляки и шведы начали рвать страну на части из-за предательства части элиты. Как раз, наверное, из-за того, что Иван Грозный не додушил в свое время измену, то предали не его, а Бориса Годунова и Василия Шуйского. Не говоря уже о том, что сейчас точно установлено, что смерть жены Грозного произошла из-за отравления, очень подозрительна смерть его сына, да и его самого.

Но авторам вводного фильма надо за пять минут показать, что в России всегда все было плохо, но она всегда хотела “реформ”. Причем ельцинских. Мы с вами понимаем, кто будет нравиться авторам этого фильма. Тот, кто будет выступать за слабую Россию, будет им нравиться. На самом деле

им не нравится никто из руководителей России. Никто, кроме Горбачева и Ельцина. Немного симпатии еще к Николаю II. Почему? Так ведь он же «реформатор». Парламент создал, Конституцию. Вот авторы и лепят из него «реформатора».

Но все по-порядку. Следующий, кого показывают после Ивана Грозного – у них же вольная трактовка истории – это Петр I. 100 лет легко промотали. Петра I показывают злым тираном. Он хотел прорубить окно в Европу, и не считался ни с какими потерями. Показывают кадр: Петр I рубит дерево, оно распадается на осколки, они летят и убивают людей. Рубит налево упали люди, махнул топором направо – дерево упало на осколки, опять люди падают замертво. Вот она российская власть! Вся на крови и душегубстве!

Следующая, кого показывают, это Екатерина II. Начало, вроде бы, положительное: она выступала за просвещение, чтобы были подданные, а не рабы. но после этого в конце опять подают ее под отрицательным соусом. Дальше – Александр I . Он, вроде бы, хороший, хотел Конституцию, но ее не сделал. Здесь появляются персонажи-реформаторы. У каждого царя есть такой реформатор типа Чубайса которого, если бы послушали, то вся бы жизнь по-другому пошла. Наполеон бы, конечно, не напал на Россию, если бы Сперанский провел какие-то реформы значительно раньше . Логика такая. Манипуляция во всем.

Дальше показывают Николая I . Это, понятно, злодей сказочный. Декабристы на площади. А он их, мятежников, расстрелял из пушек. А заканчивают про этого царя такой фразой: поражение в Крымской войне стало логическим завершением его правления. Это не цитата – это смысл. Царь был консервативный, поэтому в Крымской войне проиграл. Потом сразу переходят к Александру II. Думаю, как же покажут, что царя убили террористы? Показали. Со своей либеральной точки зрения: начал реформы, но потом отказался от реформ и поэтому его убили. То есть, получается, это нормально: отказался от реформ глава страны, так и убить его можно.

Спокойно смотреть этот “мультик” сложно. Такая концентрация вранья на квадратный сантиметр, что просто зашкаливает.

Экспонат Ельцин-центра

Царя Александра III, понятно, для них вообще не существует в истории, ничего о нем не говорится. К слову, это мой любимый царь, который, я считаю, наиболее соответствует нашему русскому мироустройству. После убитого душегубцами царя-освободителя сразу идет Николай II . Дал Конституцию в 1905 году и сразу же Россия зацвела, заколосилась, сразу все стало хорошо. Но тут, бац – и Первая мировая война, которая прервала этот “полет”. То есть, когда Николай I делал определенные политические шаги и проиграл Крымскую войну, то это – позор и мракобесие, а когда Николай II дал Конституцию и проиграл Первую мировую войну – это так получилось.

В целом создается крайне негативный образ России, все – сатрапы и палачи, все великие государи только и думали, как загубить свой народ, а вот реформаторы думали, как бы спасти.

Дальше они переходят к большевистской революции. Ленин показан более-менее нейтрально. Либералы его никогда не ругают. Понятно, что Сталин – ужас, там мультяшные персонажи всех мучают и убивают. Как всегда, с либеральной легкостью говорят о потерях: погибло в результате репрессий 10-20 млн человек. Что так скромно-то? Что такой маленький разброс в 10 млн, всего в два раза? Сказали бы, от 10 до 100 млн человек погибло. Следующая фраза: точной цифры до сих пор неизвестно. Подождите, вы только что ее назвали? Так 10-20 млн или ЦИФРА НЕИЗВЕСТНА?

Мне известна совершенно другая цифра, которая совершенно точна: 3 млн 777 тыс. 380 человек , которые были вообще осуждены к срокам заключения и , приговоренных к высшей мере наказания. Причем это с 1921 года по 1953. А в Ельцин-центре называют цифры, разнящиеся в десятки миллионов, а потом тут же, не стесняясь, говорят, что точной цифры не знают. Не знаете – молчите. Скажите: трагический период истории, точная цифра неизвестна. Все, понятна позиция: изучаем, узнаем – скажем. Нет, им надо очернить, сказать гадость, назвать ЛЮБУЮ огромную цифру и тут же сказать, что подтвердить они ее не могут.

Дальше идет Великая Отечественная война. Тут тоже мимоходом все время негатив. Что они говорят? Народ-победитель уважал себя и заплатил за Победу такую цену, которую никто никогда не платил в истории. Это правда, но подается это с той точки зрения, что это плохо. Вроде, народ-то и не хотел бы платить эту цену, да заставили.

После Сталина мимоходом Хрущев – положительный персонаж. Реформатор. Далее мимолетно Брежнев с оттенком негатива (застой). Потом Горбачев-молодец. И вершина всей этой “пищевой цепочки” – Борис Николаевич Ельцин. Как самый великий политик в истории России.

А далее начинается сама экспозиция. Много предметов, плакатов, фотографий. Троллейбус, телефон, прилавок магазина. Вот это и есть тот самый калейдоскопический вариант, когда простому посетителю будет сложно на чем-то сосредоточиться.

Экспонаты Ельцин-центра

Что производит впечатление – это кабинет президента Ельцина. Я у Ельцина в кабинете не был, не знаю, как он выглядел, но ощущение, когда открываешь дверь и заходишь внутрь, сильное.

Чего не скажешь, об остальном в этом Ельцин-центре.

Сложные момент истории, которые они хотели бы обойти, они обходят. Например, мне было интересно, что они напишут про 1993 год. Про расстрел парламента и неконституционный Указ Ельцина.

И знаете, как ОНИ это назвали? Поэтически. “Рождение Конституции”.

Там цитата из Бориса Ельцина висит. Смысл ее примерно следующий : я, Борис Николаевич Ельцин, увидел, что неправильные решения принимает парламент, и понял, что эта группа лиц не должна управлять страной и не может. Конец цитаты. То есть пришел, увидел: плохая группа лиц, и сделал государственный переворот. Вот и все обоснование.

Про 1993 год все на коммунистов валят. То есть Ельцин-то за диалог был, но там начался военный мятеж, а то, что он до этого нарушил Конституцию своим указом, об этом ничего не сообщается. И вот такая ложь во всем.

То есть перед нами – начало мифологизации не Ельцина даже, а 90-х. Те, кто жил в девяностые годы, они же помнят, что там было, знают. А вот молодежь, которая не жила в эту эпоху?

Например, есть в Ельцин-центре некое пространство, называется площадь Свободы. И со всех экранов это слово повторяют. Или актеры читают Конституцию. Акцент на слове “человек”. А о том, как человек в России жил при Ельцине, молчок.

Я жил в Советском Союзе и не помню, чтобы чувствовал отсутствие свободы. Это ведь очень сложное понятие, каждый его воспринимает по-своему. А в Ельцин-центре на таких абстрактных понятиях ведется пропаганда разрушения страны в 90-е годы. Там даже в одном месте Билл Клинтон рассказывает, как классно было в России в 90-е жить.

Зайдите, посмотрите. Наверное, Клинтону в те годы было хорошо. Даже в России.

Экспонат Ельцин-центра

Экскурсоводы – молодые люди, думаю, где-то 20-21 год. Может чуть старше. Наверное, студенты или просто молодежь. Подкованные, эрудированные, но не знаю, насколько они верят в то, что говорят, насколько они симпатизируют всему этому. Хочется верить, что не очень. Почему набрали таких молодых? Потому, что они не жили в 90-х. Взяли бы сорокалетнего мужика экскурсоводом, который работу тогда потерял, что-то еще потерял, как бы он рассказывал, какой Ельцин замечательный? Он бы не мог этого делать! Поэтому берут молодых девушек, молодых людей, которые ничего этого не знают, не помнят.

Милая девушка-экскурсовод словно олицетворяет “реформы”: вся в пирсинге, волосы голубо-синие.

Память о президентах, безусловно, должна храниться, нравятся они нам или нет, но это – государственные деятели. Такие музеи нужны. Но они не должны быть местом пропаганды разрушительных реформ и предательских действий. Расскажите про Ельцина. Не забудьте поподробнее про войну в Чечне, про наркотики и застывшие города, про преданных им русских в бывших республиках СССР.

Это, по сути, музей не Ельцина, а разрушения России под соусом красивых слов о свободе. А Ельцин – ширмочка или повод этот музей открыть. Вы там увидите фотографии всех “демократов”: они и на фото, и на видео, и на мерцающих экранах, везде, со всех сторон улыбаются, начиная с Чубайса, заканчивая Немцовым. Тут все деятели медийного пространства либерального толка. Мне кажется, они использовали первого президента России как повод собраться вместе в каком-то пространстве и постараться оказать давление на общественное мнение.

Но не получится, не будет туда народной тропы.

В этом музее очень мало Ельцина и очень много либералов. Это музей 90-х годов. А девяностые – это не только приватизация и Чечня, не только МММ и обнищание. Это еще и распад страны 1991 года.

А такие вещи воспевать нельзя!

Р.S. Своими впечатлениями об увиденном я поделился с екатеринбуржцами, а ресурс Накануне.ру об этом написал

Сегодня, 25 ноября, в Екатеринбурге состоится торжественное открытие Президентского центра Бориса Николаевича Ельцина. На церемонию должны приехать Владимир Путин, Дмитрий Медведев, лидеры стран СНГ, европейские и американские политики, работавшие с Ельциным, а также друзья, близкие и родные первого российского президента.

Несколько дней назад нам удалось прогуляться по «Ельцин-центру» и специально для вас составить небольшой путеводитель по этому музею, в который непременно нужно сходить. Неважно, как вы относитесь к Ельцину и 90-м, разбираетесь в истории или нет. В Екатеринбурге больше нет подобных площадок. Этот современный центр можно сравнить с лучшими музеями и галереями мира и радостно, что подобное общественное пространство появилось в нашем городе.

Закон, здание, деньги

Начнем с вопросов, которые все обсуждают в первую очередь. Где находится центр? Кто дал денег? Сколько все это стоит? Зачем строить музей, посвященный Ельцину?

Давайте разбираться. 13 мая 2008 года был подписан Федеральный закон «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий». В связи с этим законопроектом и началось проектирование центра Ельцина. Основная задача музея — сохранение, изучение и осмысление исторического наследия Бориса Николаевича в контексте политических и социальных событий 90-х, а также развитие института президентства в России.

Центр и памятник Борису Ельцину

Когда встал вопрос о строительстве центра, то близкие Ельцину люди решили, что здание должно находиться в Екатеринбурге — городе, в котором учился и начинал свою карьеру будущий президент. Выбор команды пал на долгострой в центре города по адресу Бориса Ельцина, 3. В 2011 «Ельцин-центр» выкупил у УГМК часть бизнес-центра «Демидов», а весной 2013 началась масштабная реконструкция здания под руководством бюро Bernaskoni. Общая площадь комплекса около 88 тысяч квадратных метров, а площадь центра — 22.5 тысячи.

Имена благотворителей

Из федерального бюджета на проект выделили 4 млрд 980 млн рублей. Еще 2 млрд рублей для завершения работ центр получил из бюджета Свердловской области под кредитный процентный договор. Эти деньги «Ельцин-центр» будет постепенно отдавать. Все остальные средства на строительство были получены от благотворителей, среди которых Роман Абрамович, Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Михаил Прохоров, «Малышева 73», «Режевской Хлебокомбинат» и многие другие. Все фамилии можно увидеть на стене в центре.

Первые впечатления и структура центра

Если вы давно не были в этой части города, то удивитесь, увидев, как сильно изменилась постройка. Благодаря перфорированным алюминиевым листам «Ельцин-центр» выделяется на фоне серых екатеринбургских улиц. А за счет светодиодных модулей в вечернее время белое здание хорошо видно из разных обзорных точек в центре.

Здесь легко ориентироваться: вход в центр и конференц-зал отмечены, внутри здания есть указатели. На первом этаже расположены гардероб, ресторан, информационная стойка, туалеты и торговые галереи. Два дня назад здесь заканчивали последние работы, было немного пусто и можно было споткнуться о провода, но наверняка к сегодняшнему дню все недоделки устранили.

Поднявшись на второй этаж , ты оказываешься над атриумом. В первые минуты кажется, что ты попал в один из фильмов про будущее. Бесшумные лифты, чистота, мягкий свет и белый цвет, гигантский экран во всю стену, простые вывески, красивая светлая мебель, все очень гармонично, минималистично и стильно.

Атриум и экран на стене

На этом этаже много всего интересного. Например, здесь откроется независимый книжный магазин «Пиотровский». Чуть дальше будет работать сувенирная лавка , где станут продавать футболки с цитатами Ельцина («Понимаешь...», «Берегите Россию»), Черномырдина («Хотели как лучше, а получилось как всегда»), кружки с отрывками из Конституции и многое другое.

Книжный магазин

На этом же этаже расположен буфет и кафе «1991» , в меню которого есть блюда и десерты, приготовленные по рецептам первой леди России Наины Иосифовны Ельциной. В современном конференц-зале в будущем состоятся круглые столы, дискуссии, небольшие концерты и фестивали. В арт-галерее планируют проводить выставки, фотобиеннале, мастер-классы. А в самом атриум е собираются устраивать самые разные мероприятия: от простых презентаций до званых балов.

Кстати, уже завтра, 26 ноября , в галерее центра откроется выставка «90-е», а в атриуме в течение дня пройдут открытые мастер-классы, коллективные арт-проекты, презентация спортивной секции, фуд-маркет, первые публичные лекции и показы документального кино.

Арт-галерея. На выставке «90-е» демонстрируются в основном работы авторов, активно работавших именно в девяностые — группы АЕС, Сергея Браткова, Александра Бренера, Дмитрия Гутова, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Валерия Кошлякова, Олега Кулика, Бориса Михайлова, Анатолия Осмоловского и других

На третьем этаже находятся архив и библиотека, образовательный и детский центры. Библиотека будет существовать и в традиционном формате, и в качестве цифрового хранилища. Здесь можно найти книги о Ельцине и 90-х, интервью с очевидцами того времени и теми, кто работал с президентом. В архиве хранятся десятки тысяч документов: от стенограмм президента до писем избирателей.

В образовательном центре планируют проводить обучающие игры, публичные семинары, просветительские программы. Если у вас есть свой подобный проект, то вы можете предложить его «Ельцин-центру». Малышей, которые пришли вместе с родителями, ждут в детском центре, где профессиональные педагоги будут проводить увлекательные занятия с использованием современных технологий.

Музей, посвященный Ельцину и 90-м

Сердце «Ельцин-центра» — это, конечно же, Музей Бориса Николаевича. Несмотря на современные технологии, есть чувство, что время здесь застыло. Бродя среди вещей, видеозаписей, фотографий и плакатов из 90-х, кажется, что ты вернулся в прошлое. Впрочем, как говорят авторы проекта, они не хотели опираться только на эмоции, для них главное — дать людям возможность более глубоко осмыслить события тех лет.

Созданием музея занималась известная компания Ralph Appelbaum Associates. Перед вами не будет привычной экспозиции, где нужно просто переходить из зала в зал, читая по дороге экспликации.

Оранжевый свитер и другие подарки. Дополнительные снимки можно увидеть в галерее

Путешествие в прошлое начинается со стены, где можно увидеть подарки Ельцину от самых разных людей. Здесь есть вещи от близких, от случайных избирателей, от политических деятелей. Например, слегка поношенный оранжевый свитер Hugo Boss, который Ельцину вручил Немцов с запиской: «Дорогой Борис Николаевич! Примите мои самые теплые поздравления с днем вашего рождения. Решил подарить Вам свитер, чтобы Вам было в нем тепло и уютно. А его оранжевый цвет — намек на то, чего не хватает сейчас нам и России. С каждым днем, Борис Николаевич, я люблю и ценю Вас все больше и больше».

Обязательно посмотрите фильм. Это не займет много времени

Дальше вы попадаете в зал, где можно посмотреть коротенький, но впечатляющий фильм Джаника Файзиева. За кадром Лиза Боярская рассказывает об истории России и борьбе за свободу. Вспомнив основные события, мы оказываемся в «Лабиринте истории». Боюсь представить, сколько времени нужно, чтобы посмотреть и прочитать абсолютно все. Документы и снимки, артефакты (вроде двери с места чекистских казней), старые советские фильмы, плакаты художников, письма и вещи, принадлежавшие Ельцину — передвигаясь по «ленте времени» среди всего этого богатства, невозможно остаться равнодушным к тем событиям и истории страны.

В «Лабиринте истории»

Наконец, мы поднимаемся на этаж выше и оказываемся в самом музее. Пространство организовано по принципу «7 дней». Эту концепцию предложил российский кинорежиссер Павел Лунгин. Каждый «день» связан с переломным моментом того времени: экономическая реформа 91-го, октябрь 1993-го, выборы, война в Чечне.

Пространство музея

Залы разделены на несколько комнат, но каждый раз вы будете выходить на центральную площадку, где установлен памятник Ельцину, и показывают снимки из семейного архива.

Здесь все фотографируются с Ельциным

Думаю, нет смысла рассказывать о том, что вы увидите в музее. Очень хочется, чтобы вы пришли в такой же восторг, как и первые зрители. Смею только обратить ваше внимание на ряд деталей. Здесь все стоит потрогать (если нет запрещающих табличек, конечно). Например, в зале, где «проходит» Пленум ЦК КПСС 1987 года, можно увидеть снимки членов партии. Разверните фотографию, и вы сможете прочитать, что сказал человек о Ельцине на заседании.

Здесь можно посидеть на аутентичных креслах, послушать уникальную запись речи Ельцина, найти много интересных документов

Очутившись в московской квартире президента, не стесняйтесь «ответить» на телефонный звонок, а потом из дома «выйти на улицу». Выдвигайте ящики, где хранятся документы, слушайте записи, «катайтесь на троллейбусе», заглядывайте в дырки от пуль, попытайтесь продать свой ваучер, запишите видео о том, что для вас значит свобода. Здесь так много интерактивных развлечений, что вы точно не заскучаете.

Кстати, магнитофон, который можно увидеть в квартире, передал музею Михаил Прохоров

Кстати, стоит заметить, что все экспонаты уникальны. Здесь нет копий. Вещи собирали по всей России, а многие артефакты в музей передала семья Ельцина. Обязательно обратите внимание на рукописное письмо Бориса Николаевича Михаилу Горбачеву с критикой партийной бюрократии, триколор, поднятый над Кремлем 25 декабря 1991 года (флаг удалось сохранить благодаря заботливому завхозу), ядерный чемоданчик, который Ельцин передал Путину 31 декабря 1999 года, снимки из Чечни, трудовую книжку президента, фотографии всех кандидатов, которые могли занять его место.

Или постоять в очереди

Или вспомнить все это

Кроме того, в последнем зале вы сможете увидеть рабочий кабинет Ельцина. Все эти вещи были перенесены из 14-го корпуса Кремля. Авторы экспозиции восстановили вид из окна, разложили папки на столе, как это делал президент, а на спинку кресла аккуратно повесили его пиджак. Именно здесь вы сможете узнать, как проходила запись прощальной новогодней речи и услышать вновь: «Я устал. Я ухожу».

На креслах сидеть нельзя. Другие снимки - в галерее

Вместо заключения

Наверняка в первые дни работы в центре будет слишком много людей, поэтому приходите через пару недель или в новогодние каникулы. 30 тысяч единиц хранения, 3600 артефактов, более 130 тысяч фотографий, 130 интервью, 163 медиа-программы — этот музей стоит того, чтобы потратить на него целый день.

Площадка будет открыта для всех посетителей ежедневно с 10:00 до 21:00. Единственный выходной — третий понедельник месяца. О мероприятиях и выставках можно будет узнавать на официальном сайте проекта, а также в группах

Создание этого исследования началось после того, как мы увидели , активно используемый агентами влияния Запада для насаждения жителям Уральского региона своей идеологии.

Фальсификация истории недопустима ни при каких обстоятельствах, а тем более - в политических целях государств, враждебно настроенных по отношению к России. Сегодня мы наблюдаем серьёзную работу США в Екатеринбурге, направленную на изменение государственной политики Российской Федерации. Искусственно создавая очаги несогласия вдали от столицы, конкурирующие государства пытаются лишить власти поддержки внутри страны и пошатнуть целостность её отдельных территорий.

Пропаганда либерального учения и культа личности Бориса Ельцина приобретает всё большие масштабы. На наш взгляд вопрос уже касается национальной безопасности.

Ельцин-Центр, который по площади вместит в себя шесть Государственных исторических музеев России, сделан, будто храм божества. Создаётся культ его личности. Подобным образом когда-то Институтом национальной памяти Украины создавался культ личности Степана Бандеры для нового украинского государства, отколотого от Советского Союза.

Никита Михалков в недавних выпусках передачи «Бесогон» блистательно описал опаснейшие проявления либерализма, русофобии, сепаратизма, реабилитации нацизма, искажения отечественной истории и прочей антигосударственной риторики, отравляющей сознание посетителей Ельцин-Центра.

Пропаганда так называемой «уральской республики» ведётся повсеместно.

С флагом «уральской республики» позируют депутаты Екатеринбурга, учёные и преподаватели уральского отделения Российской академии наук, члены Общественной палаты Екатеринбурга, политологи свердловских властей, молодёжные рок-группы.

Ельцин, судя по всему, должен стать символом «народа уральской республики».

Особо опасным стала практика включения свердловского Министерства образования в деятельность, осуществляемую Ельцин Центром, по сути - самым современным и технологичным центром по подготовке развала России.

Сегодня школьники, абитуриенты и студенты в приказном порядке организованно свозятся в Ельцин-Центр. Родителей принуждают сдавать деньги на билеты. Абитуриентам в Нижнем Тагиле сообщалось, что без посещения Ельцин-Центра им не удастся сдать ЕГЭ по обществознанию.

Оказавшись в Ельцин-Центре, посетители, по всем канонам нейролингвистического программирования подвергаются в тёмной комнате демонстрации мультфильма об истории России, в котором всё прошлое нашего государства представляется как война тиранов против собственного народа, которая закончилась с приходом Бориса Ельцина, освободившего россиян и давшего начало новой, либеральной эре.

Ельцин Центр создан согласно Федеральному закону от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ »О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» , подписанному Президентом РФ Д. А. Медведым, что придаёт ему значимость, и в глазах некоторых людей, узаконивает возможность пропаганды либерализма от лица государства. Это нарушает принцип многопартийности и свободного выбора гражданами политической идеологии.

Основная задача Центра – сохранение, изучение и осмысление исторического наследия Бориса Ельцина в контексте политических и социальных событий 90-х, – говорится на официальном сайте Президента Российской Федерации .

26 мая 2012 года на XIII съезде партии «Единая Россия» Владимир Путин вышел из партии, объяснив, что пост президента - надпартийный, и это позволяет ему оставаться беспристрастным по отношению ко всем политическим силам. В то же время в мире является распространенной практикой, когда председатель правительства опирается на парламентское большинство. «Поэтому я считаю правильным, чтобы во главе партии «Единая Россия» стоял Дмитрий Анатольевич Медведев.

Ельцин Центр открылся в Екатеринбурге 25 ноября 2015 года в условиях противостояния либералов, ориентированных на западный вариант глобализации под руководством США, и Президента РФ Путина, продолжившего традицию национального российского геополитического курса в поликультурном мире. В таких условиях Ельцин Центр и его учредители встали в оппозицию Президенту Путину. Ельцин Центр стал штабом для подготовки свержения Путина, штабом информационной обработки российского электората, должного, по плану либералов, в 2018 году отдать свои голоса против Владимира Владимировича Путина.

Одним из актуальнейших методов информационной войны, проверенным западными службами в течение последнего века, является фальсификация истории. В Ельцин Центре история России, и особенно СССР, получила возможность фальсификации от лица государства. В 2015 году, когда мир отмечал 70-летие победы над фашизмом, Путин призвал «твёрдо противостоять попыткам фальсификации истории».

В начале марта 2016 года екатеринбурженку Ирину Евдокимову, проработавшую всего три месяца в должности арт-менеджера Ельцин Центра, сменила Дина Сорокина, переехавшая в Екатеринбург из Нью-Йорка. Она объяснила причины резкой смены руководства изменением задач Ельцин Центра. Как следует из интервью с Сорокиной, одним из учредителей музея ей поручена активизация его работы.

Проамериканский менеджер рассказала о контрольных показателях по количеству посетителей.

«Мы достигли неожиданного для нас самих рекорда: музей посетили [на 4 апреля] уже более 100 тысяч человек. Для Екатеринбурга это очень высокая цифра. …В будние дни нас посещает около 1000 человек, в выходные больше. 1 февраля, на 85-летний юбилей Бориса Николаевича Ельцина, музей посетило более 5,5 тысяч человек».

Сегодня не секрет, что посещение Ельцин Центра школьниками городов Урала осуществляется в обязательно-принудительном порядке .

Дина Сорокина даже не скрывает, что организационные навыки информационной обработки населения в чужой стране она получила в США (Об опыте, полученном в Америке).

Наше исследование должно помочь российским гражданам и, прежде всего, учителям истории в противодействии пропагандистской работе, которую осуществляют либералы-западники, выражающие интересы мировой финансовой олигархии.

В отдельных главах мы покажем читателю другую, великую историю Руси и России, возникнут иные портреты её творцов. Всё это будет сделано в разрезе лжи пропагандистского ролика, демонстрируемого в Ельцин Центре. Мы покажем портреты правителей-государственников, носителей морально-этических и политических идеалов своих эпох, которые наши либералы пытаются измерять современными западными ценностями.

История России в данной работе вписана в контекст мирового исторического социокультурного процесса. И лишь та политическая партия, которая сможет вписать свои программные установки в этот контекст, может претендовать на право называть себя гражданской партией и выступать от имени народа.

С сегодняшнего дня я буду ежедневно выкладывать комментарии к лживым заявлениям Ельцин Центра. Вместе с вами мы по пунктам разберём каждое заявление псевдоисторического мультфильма и увидим историю Великой России. Приятного чтения.

Координаты : 56°50′42″ с. ш. 60°35′30″ в. д.  /  56.84500° с. ш. 60.59167° в. д.  / 56.84500; 60.59167 (G) (Я)
Ельцин Центр
Дата основания 25 ноября 2015
Местонахождение Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина 3
Сайт
К:Музеи, основанные в 2015 году

Ельцин Центр - общественный, культурный и образовательный центр, открытый в Екатеринбурге в 2015 году при участии фонда «Президентский центр Б. Н. Ельцина» на территории квартала Екатеринбург-Сити .

Ельцин-центр был создан в соответствии с законом 2008 года "О центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий" - для сохранения, изучения и публичного представления наследия первого президента РФ "в контексте новейшей истории отечества, развития демократических институтов и построения правового государства". Учредителем центра выступает администрация президента РФ , её глава Антон Вайно возглавляет попечительский совет. Многие проекты центра инициированы образованным в 2000 году частным Фондом Ельцина во главе с дочерью первого президента Татьяной Юмашевой.

Одним из основных объектов центра является Музей Бориса Ельцина , посвящённый современной политической истории России и личности первого президента России .

Также в центре функционируют арт-галерея, кино-конференц зал, книжный магазин, кафе, архив, библиотека, парк научных развлечений, коворкинг и прочие организации. На площадках центра регулярно проводятся лекции, концерты, выставки, фестивали и различные общественные мероприятия. В кинозале ведёт работу центр документального кино.

Центр был открыт в соответствии с принятым в 2008 году федеральным законом № 68 «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» . На его строительство из бюджета было выделено 7 миллиардов рублей .

К концу 2017 года Управление делами президента в рамках федеральной адресно-инвестиционной программы проведет реконструкцию усадьбы Долгоруковых-Бобринских в Москве - архитектурной ансамблеи XVIII-XIX веков, куда входит Главный дом с парадными интерьерами, Каретный сарай, Восточный и Западный флигели, ограда с воротами и скульптуры Елены и Париса на парадном дворе. После реконструкции в усадьбе будет создано общественное музейно-выставочное пространство, где будут размещаться сменные экспозиции и проводиться камерные вечера, часть помещений будет отражать московский период жизни первого президента, а также исторический "пушкинский след". Здание будет рассчитано на 69 сотрудников, 40 посетителей выставочного комплекса, 8 читателей библиотеки и 65 посадочных мест общепита.

Музей Бориса Ельцина

Музей работает со вторника по воскресенье, с 10:00 до 21:00. Стоимость билета - 200 рублей, для льготных категорий граждан - 100 рублей.

Музей состоит из 9 залов:

  • Лабиринт - история России с 1914 по 1987 год и история семьи Ельциных.
  • День четвертый. Рождение Конституции
  • День пятый. «Голосуй или проиграешь»
  • Зал Свободы
  • Экспозиция музея
  • Yeltsin-center-labyrinth.JPG

    Зал «Лабиринт»

    Yeltsin-center-museum-seven-days.JPG

    Главный зал музея

    Yeltsin-center-museum-troll.JPG

    День первый. «Мы ждем перемен!»

    Yeltsin-center-museum-apartments.JPG

    День второй. Августовский путч

    Yeltsin-center-museum-putch.JPG

    День второй. Августовский путч

    Yeltsin-center-museum-shop.jpg

    День третий. Непопулярные меры

    Yeltsin-center-museum-crysis.JPG

    День шестой. Президентский марафон

    Yeltsin-center-museum-office.jpg

    День седьмой. Прощание с Кремлем

    Yeltsin-center-museum-liberty.jpg

    Зал Свободы

Напишите отзыв о статье "Ельцин Центр"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ельцин Центр

Узнав от Пьера подробности женитьбы Анатоля, излив свой гнев на него ругательными словами, Марья Дмитриевна сообщила ему то, для чего она вызвала его. Марья Дмитриевна боялась, чтобы граф или Болконский, который мог всякую минуту приехать, узнав дело, которое она намерена была скрыть от них, не вызвали на дуэль Курагина, и потому просила его приказать от ее имени его шурину уехать из Москвы и не сметь показываться ей на глаза. Пьер обещал ей исполнить ее желание, только теперь поняв опасность, которая угрожала и старому графу, и Николаю, и князю Андрею. Кратко и точно изложив ему свои требования, она выпустила его в гостиную. – Смотри же, граф ничего не знает. Ты делай, как будто ничего не знаешь, – сказала она ему. – А я пойду сказать ей, что ждать нечего! Да оставайся обедать, коли хочешь, – крикнула Марья Дмитриевна Пьеру.
Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому.
– Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
– Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже.
– Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.
Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи.
Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.
– Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила.
Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого.
– Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что…
– Так это не правда, что он женат!
– Нет, это правда.
– Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово?
Пьер дал ей честное слово.
– Он здесь еще? – спросила она быстро.
– Да, я его сейчас видел.
Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее.

Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб.
В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.