План-конспект урока по обществознанию на тему: План-конспект урока обществознания "Потребности человека". Объяснение нового материала

Тема урока: Потребности и способности человека.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «мотивы», «потребности», «способности»; способствовать пониманию связи человеческой деятельности с мотивами, потребностями.

Оборудование:
Доска.

Ход урока:

Проверка домашнего задания
Чтоб знатоком обществознания стать,
Терминологию ты должен выучить на «пять».

Задание №1. Дайте определение:
Записать на доске:
1 ученик – общество, социальная сфера
2 ученик – общественные отношения, духовная сфера.

Устная работа с классом:
Человек, индивид, индивидуальность, личность, деятельность, общение.

Задание №2. Начертить на доске схему элементов, составляющих деятельность, и объяснить.

Задание №3. Объяснить, как вы понимаете высказывание, и ответить на вопрос:
Высказывание С.Л.Рубинштейна: «Ничто так не обнаруживает самое сокровенное в человеке, как поведение в условиях выбора».

Вопрос:
- как связано высказывание Рубинштейна С.Л. с понятиями «деятельность», «общение», «поведение»?

Объяснение нового материала.

План урока:
Потребность – мотив – поведение.
Способности.

Объяснение первого вопроса плана.

Объяснение учителя:
На предыдущих уроках мы познакомились с понятием «человек», с тем, какую роль деятельность играет в жизни человека. Сегодня мы должны будем разобрать тему, где речь пойдет о том, что побуждает человека к различным видам деятельности.

Записать в словарь:
Потребность – это переживаемая человеком нужда в чем – то, что ему необходимо в жизни.

Попытка подсчитать потребности оказалась непродуктивной, поскольку они у человека неисчерпаемы, а кроме того, развитие общества, науки, техники, образования и т.д. умножает потребности. Но если потребности подсчитать невозможно, то можно выделить в них основное (базу). И когда ученые определили, что составляет основу (базу) наших потребностей, оказалось, что все наши нужды можно разбить на три большие группы: биологические, социальные и духовные потребности.

Работа в тетради:
Задание – начертить в тетради таблицу, в которую они самостоятельно внесут потребности, записанные на доске, распределив их по столбцам соответственно тому, к какой группе, по их мнению, они относятся.

Потребности человека

Биологические
Социальные
Духовные

Потребности в еде, воде, сне, продолжении рода, стремлении избежать боли, в привязанности. Эти потребности являются врожденными, выполняют важную роль в сохранении жизни человека.
Потребности, необходимые человеку для общения и совместной деятельности с другими людьми. К ним относятся: потребность быть людьми, занять достойное место среди них, пользоваться привязанностью и уважением окружающих.
Потребность в познании окружающего мира и самого человека. Она является жизненно необходимой, так как без знания свойств предметов и явлений, законов, которыми они связаны, деятельность людей была бы невозможна, жизнь остановилась бы.

Чтобы теория доступна стала,
Примера очередь настала

Потребность в еде, голод могут привести к тому, чтобы:
А) встать со стула, пойти на кухню, открыть холодильник и съест бутерброд
Б) пойти на кухню, взять продукты и испечь пирог
В) постараться переключить внимание на что-то другое, например, начать читать книгу
Г) стащить пирожок в булочной и т.д.

Вопрос к классу:

Что побудило человека к действию. В каждом конкретном случае?
- чем мотив отличается от поведения?

Потребность становится целью деятельности человека, которая направлена на то, чтобы восполнить недостающее, удовлетворить возникший запрос. Кроме того, что потребность становится целью деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, т.е. то, что побуждает к действию. Мотив, или побуждение к действию, определяется не только потребности, но и эмоциями, инстинктами, идеалами.

Записать в словарь:
Мотив – побуждение к действию.

Задание №1. Объяснить схему на доске

Потребность – мотив – поведение

Выслушав ответы учащихся, еще раз закрепить: если потребность – это возникшая в чем – то нужда, то мотив – это то, что побуждает к действию, а поведение – это само действие, т.е. то, как это действие будет воплощено в реальной ситуации.

Объяснение второго вопроса плана.

Записать в словарь:
Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями для успешного осуществления различного рода деятельности.

Вопрос классу
- как связаны между собой потребности, мотив, поведение и способности?
Говорят психологи:

Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т.д.
Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой – либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.
Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности. К общим способностям относятся:
готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;
черты характера – внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;
развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.
Общая способность выступает как социально – психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и т.п.

Закрепление пройденного материала

Задание №1. Напишите мини – сочинение по данному высказыванию
И.Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».

Домашнее задание: мини – сочинение, параграф 5.


Приложенные файлы

Цели урока: обеспечить усвоение наиболее распространенных подходов к изучению человеческих потребностей, познакомить с классификацией Маслоу, развивать умения работать с дополнительным материалом, помочь развивать интерес к изучаемому курсу.

Понятийный аппарат: потребности, духовность, культурные ценности,

Оборудование: презентация по теме

План урока:

1. Оргмомент

2. Актуализация субъективного опыта учащихся

Что нужно современному человеку?

А)Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: «Что нужно современному человеку в повседневной жизни?»и проранжировать свои ответы по степени значимости. Ответы заслушиваются и записы­ваются на доске в три колонки:

Очень нужно Нужно Не очень нужно
Учитель подводит итог дискуссии и просит учеников дать опреде­ление слову «потребности». Мнения заслушиваются, определение «по­требности» записывается в тетрадь. (Например: потребности - это все то, в чем нуждается человек и без чего трудно или невозможно жить.)

3. Этап изучения нового материала. Работа с презентацией.

А)Рассматривание понятия «потребность».

В психологии проблема потребностей более внимательно стала изучаться в первой четверти XX века.

Л. Брентано рассматривает потребность как любое негативное чувство, которое индивид старается устранить.

Многие ученые пытались объяснить природу потребностей:

Д. Н. Узнадзе - потребность как нужда;

В. Г. Лежнев - потребность как предмет удовлетворения нужды;

В. С. Магун - потребность как отсутствие блага, как цен­ность;

Б. Ф. Ломов, Д. А. Леонтьев - потребность как необходимость;

И. А. Джидарьян, П. А. Рудик - потребность как состояние напряжения;

Й. Шванцер - потребность как системная реакция;

Б. Ф. Поршнев - потребность как исходное противоречие ме­жду реальным и необходимым, должным и сущным.

Но, несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в том, что потребности являются источником активности индивида.

По схемам 1,2 расскажите о функциях потребностей.

Б) Работа по учебнику.Функции потребностей

Целеполагания- обусловлена системой смысловых образований

Побуждения- системой ценностных образований личности

Потребности вызывают у человека стремление действовать, предпринимать меры по устранению негативных состояний дис­комфорта."

Удовлетворение потребности ведет к снятию напряжения, рав­новесию и самозащите.

Но существуют и ненасыщаемые потребности. К таким потреб­ностям Л. И. Божович относит игру, а А. Маслоу - потребность в развитии, совершенствовании.

3. Виды потребностей и способы их удовлетворения. Анализ схемы.

Учитель обсуждает с учащимися, как можно классифицировать потребности человека. Он информирует о типологии потребностей, при­нятой в экономической науке, и в виде схемы изображает ее на доске:

Потребности:

Материальные

Духовные

Социальные

Специфические

Функции потребностей:

Физиологическая

Психологическая

Физиологическое и психологическое развитие человека, со­вершенствование его как личности определяет развитие, видоизме­нение и его потребностей.

1.Иерархия потребностей (по А.Маслоу)

1.физиологические (пища, сон, движение)

2.экзистенциальные (в безопасности)

3.социальные (дружба, любовь)

4.престижные (уважение)

5.духовные (самореализация)

5.). Первичное закрепление материала.

Какие материальные и духовные потребности вам знакомы?

Как можно определить социальные потребности?

Что называют специфическими потребностями? Все ли эти потребности обусловлены жизнью человека? Какие из них не являют­ся жизненно важными?

Учитель предлагает подобрать примеры к каждому виду пред­ложенных потребностей, которые также фиксируются на доске.

6. ) Подведение итога урока.

Как человек может удовлетворить свои потребности?

7) Домашнее задание:

Т. 6, письменный ответ на вопрос: «Может ли человечество полностью удовлетворить свои потребности?».

С. А. Гребёнкина, БОУ "Кустовская СОШ, Яковлевский район, Белгородская область

План – конспект открытого урока в 8 классе

Учитель : Левкина Н.В.

Тема урока: « Потребности человека».

Форма урока : комбинированный урок в форме практикума.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока :

раскрыть сущность, виды потребностей, их влияние на жизнедеятельность человека, связь потребностей с социальной средой и личностью.

Задачи:

образовательные:

выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущем уроке по теме «Личность и социальная среда».

в ходе обсуждения развить знания учащихся по теме «Потребности человека»,

∙ воспитательные: воспитывать умение выбирать решение и высказывать свою точку зрения на заданную тему, воспитывать толерантность.

∙ развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение от практической деятельности переходить к интеллектуальной: объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, формулировать выводы.

∙ опережающие: зона ближайшего развития - формирование понятия о связи потребностей с воспитанием и самовоспитанием.

Применяемые методы :

Проблемно-поисковый

Репродуктивный

Практический

Творческий

Формы работы :

Фронтальная;

Индивидуальная;

Самостоятельная.

Групповая

Местоположение урока в планировании :

Данный урок восьмой в теме: «Понятие общества и его основные признаки».

Прогнозируемый результат : закрепление знаний о взаимосвязи социальной среды и высших потребностей человека, свободы и ответственности в удовлетворении потребностей.

Оборудование урока : Компьютер с презентацией урока «Потребности человека», учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 8 класс, рабочая тетрадь к учебнику А.И.Кравченко, тетради.

Основные понятия: потребности, первичные и вторичные потребности, иерархия потребностей, духовные потребности.

Ход урока

I – организационный этап: сообщение темы урока, постановка целей урока

Учитель : Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о потребностях человека, что человеку нужно, чего он хочет, мы выясним различные виды потребностей.

От чего зависит возникновение тех или иных потребностей в разные эпохи.

II этап -актуализация опорных знаний и умений учащихся:

«Метод – паучок» На доске от понятия проводят ассоциативные лучи

Понятие для обсуждения : Что такое потребности?

(Обсуждение, подведение итогов)

Потребность - это нужда, необходимость чего-либо для жизнедеятельности человека.

Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей - процесс возвращения организма в состояние равновесия.

Вопрос для обсуждения : Вспомните прошлый урок и объясните, как вы поняли выражение «потребность быть личностью».(Вопрос 5 дом. задания, стр. 45 )

II этап – проверка дифференцированного домашнего задания ;

1 группа - репродуктивный уровень: Учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 8класс, стр. 45 в.1,2,4-, Рабочая тетрадь к учебнику, стр17-18, задание 1,2.

2группа- проверка практического задание: , Рабочая тетрадь к учебнику, стр18, задание 3,4

3 группа- проблемно-поисковое задание : зачитывание группой мини-сочинения по проблеме учебника А.И.Кравченко, стр. 45. «Почему человек ценится как личность больше в обществе с более высоким культурным уровнем?»

III этап –практическая работа по теме урока.

Учитель: Можно выделить 3 вида потребностей:

Естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма;

Материальные, или предметно-вещные;

Духовные - порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Посмотрите на экран.


Слайд №1 Пирамида Маслоу.

Первым, кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «Иерархическая теория потребностей». А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших - биологических, до высших - духовных:

1. Физиологические потребности - в употреблении пищи, дыхании и т. д.

2. Потребности в безопасности - стремление сохранить и защитить свою жизнь.

3. Социальные потребности- свидетельствуют о том, что человек -живое, социальное, коллективное существо и вне группы жить не может.

4. Престижные потребности - стремление выделиться, желание получить карьеру, более высокий статус, престиж, признание и оценку.

5. Духовные потребности - стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек, то есть самореализоваться.

Первые два типа потребностей называются первичными(врождёнными), остальные - вторичными(приобретёнными).

Практическая работа по слайду. (Работа по группам письменно).

Задание 1.

1-я группа

Из предложенного ниже списка выберите то, что является первичными потребностями, и что вторичными и запишите в 2 колонки соответственно этим видам потребностей: пища, общение с другими людьми, сон, жилье, температурный комфорт, познание, курение, кислород, труд, посуда, признание со стороны других людей, одежда.

2-я группа

Отличаются ли естественные (первичные) потребности человека от естественных потребностей животных? В чем проявляется «очеловечивание» этих потребностей?

Слайд №2 Рисунок рыцаря и современного человека .

От имени представителей данных эпох составьте список того, что вы хотели бы иметь в жизни, в чем испытываете нужду.

1-я группа

Ученики 1группы - «люди средневековой Европы»;

Ученики 2группы - «современные люди».

Заслушав все ответы, сделайте вывод о том, от чего зависят потребности человека.

Осознанные потребности - это желания, их человек может сформулировать как свою цель. Для осуществления цели необходима активная деятельность самого человека.

Слайд №3. На экране понятия: желания, потребности, деятельность, цель .

Задание: Расположите в логически правильной последовательности понятия: желания, потребности, деятельность, цель (поясните их значение).

Слайд №4. Иллюстрации к сказкам «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина и «Приключение Буратино».

1-я группа

Какое отношение к проблеме потребности человека имеет «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина? Какую проблему поднимает эта сказка?

2-я группа

Какие потребности возникали у Буратино, после его изготовления шарманщиком Карло? Какую проблему поднимает эта сказка?

Слайд №5 Пирамида Маслоу.

Ещё раз посмотрите на этот слайд, до какой ступени поднялись герои сказок? Почему в сказке Пушкина показан крах цели персонажа сказки, а в сказке Толстого персонаж добивается успеха?

Вывод о роли духовных потребностей в развитии личности, замыкание круга проблематики.

Зелёный – Старался справиться с заданиями, но не - всегда успевал.

Синий - Часто отвлекался от работы, было скучно.

Домашнее задание: параграф 6, ответить письменно на вопрос 2 рабочей тетради к учебнику А.И.Кравченко, стр21, задания 3,4 стр22-23.

Устно вопросы 3,4,


Урок обществознания по теме: «Потребности человека» 8 класс

цели: Образовательные:

Обеспечить усвоение понимание потребностей человека;

Обеспечить понимание видов потребностей, роль потребностей в жизни человека;

Обобщить и систематизировать знания по теме «Человек и общество»;

Отработать навыки монологической речи;

Добиться усвоения учащимися понятий: потребности, первичные и вторичные потребности

Развивающие: создать условия для развития познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью; для развития у учащихся творческих способностей, логического мышления, умения находить причинно-следственные связи событий; для развития устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому материалу; обеспечить условия для формирования уважительного отношение к мнению другого человека.

Задачи - организация взаимодействия; усвоение знаний по теме, развитие умений и навыков работы с документом, и иллюстрациями; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения.

Материалы и оборудование к уроку: учебник, презентация, наглядные пособия, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Начало урока
  1. Организационный момент
  2. Проблемное задание перед учащимися

Цель: заинтересовать учащихся, актуализация знаний

Ребята, наш урок я хотела бы начать прочитав отрывок этого стихотворения.

Что нужно человеку, чтобы жить?

Чтоб было сытно и тепло в квартире!

Голодному и в холоде творить

Желанья нет. Еда лишь в перспективе!

Допустим – сыт ты и сидишь в тепле!

Но всё равно чего-то не хватает…

Ведь нужно знать, что в будущем тебе

Опасность и болезнь не угрожает!

Свой интеллект развив, опять решать –

В какую область вам направить знанья?

Как трудно человеку совмещать

Потребности, способности, желанья!

Определите тему нашего урока? (потребности человека) Слайд 1

3) Определение цели урока

Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке по этой теме? (что такое потребности, какие виды потребностей бывают?) Учащиеся определяют цели уроки.

II. Изучение нового материала

Цель: создать условия для решения проблемного задания?

Что такое потребности? Какие у вас возникли ассоциации? Слайд 2

Как бы вы дали определение термину потребность? (ответы учащихся)

А теперь откроем учебник стр 45 и сравним определение потребность с вашим определением. (дети сравнивают определение и записывают в тетрадь)

1 )Задание классу

Возьмите на партах чистый лист бумаги и нарисуйте дерево своих желаний в, на ветвях дерева напишите свои потребности.

Вопрос: есть ли на вашем дереве те потребности, без которых можно обойтись? (ответы учащихся)

А те, без которых обойтись нельзя? (ответы учащихся)

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, ощущение неудовлетворенности Слайд 3

Удовлетворив эти потребности мы опять нуждаемся в других потребностях. И тд

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАССМАТРИВАЕТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ НАУКАХ: ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ЭКОНОМИКЕ ИТ.Д.

КАК Многие учёные пытались объяснить природу потребностей:?

2)Рассказ ученика. (как ученые пытались объяснить природу потребностей) Слайд 4

Л. Брентано – потребность как негативное чувство, которое индивид старается устранить;

Д.Н. Узнадзе – потребность как нужда;

В.Г. Лежнёв – потребность как удовлетворение нужды;

В.С. Магун – потребность как отсутствие блага, как ценность;

Д.А. Леонтьев – потребность как необходимость;

И.А. Джидарьян – потребность как состояние напряжения;

Й. Шванцер – потребность как системная реакция;

Б.Ф. Поршнев – потребность как исходное противоречие между реальным и необходимым

Но, несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в одном: Слайд 5

Потребности являются источником активности человека (вы согласныс этим утверждением?) (ответы учащихся)

ПЕРВЫМ кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль изначально был американский психолог Абрахам МАслоу. ЕГО учение называется иерархической теорией потребностей.

Ребята, посмотрите на слайд и объясните суть каждого вида потребностей Слайд 6 (ответы учащихся)

Если низшие потребности присущи всем людям в равной степени, то высшие- в неодинаковой. Образованные и необразованные в равной степени испытывают чувство голода. Вторые вряд ли испытывают потребность в творчестве. Высшие потребности внося большой вклад в развитие личности- там где начинаются высшие потребности, там начинается личность

Человек с подавленными потребностями неполноценен. Неудовлетворение потребностей приводит к массовому недовольству.

Посмотрите на слайд и Ответьте на вопрос Какие выводы можно сделать при сравнении рисунков. (ответы учащихся) Слайд 7

3) Работа по карточкам – работа в парах

  • Поясните, как потребности повлияли на поведение личности. Каким образом можно было предотвратить последствия?

Карточка №1

Сидоров Петя вырос в бедной семье. Однако после окончания школы он решил проявить самостоятельность и организовать свое дело. Через некоторое время он оказался в центре внимания крупных криминальных структур. За большие деньги, подаренную квартиру он стал заниматься подпольным бизнесом, т.е. деятельностью, запрещенной законами России. Ему очень хотелось доказать своим экономическим партнерам лидерство и силу. Вскоре деятельность преступной группировки была блокирована, и Петя был привлечен к уголовной ответственности

Карточка №2

  • Найдите в предложенном списке характеристики потребностей:
  1. Возникают с момента рождения человека
  2. Появляются в сознательном возрасте
  3. Существуют у каждого индивида
  4. Не влияют на поведение индивида
  5. Остаются неизменными в течение жизни каждого человека

Карточка №3

  • Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «приобретенные (вторичные) потребности». Удалите лишнее.
  1. Духовные потребности
  2. Социальные потребности
  3. Потребности в безопасности
  4. Престижные потребности

Карточка №4

3 Закрепления знаний.

Цель: систематизировать знания по изученной теме, выявить возможные пробелы. (5 мин.)

Учитель организует закрепление.

Учащиеся выполняют тест. (Приложение №1)

4 Вывод

Итак, что же такое потребности?

Какие типы потребностей существуют?

Низшие потребности присущи всем людям.

Потребности влияют на формирование личности

5. Рефлексия . Учащиеся дополняют предложения.

Сегодня я узнал

Я понял, что..

Теперь я могу

6. Домашнее задание

2.«Удовлетворительно» - найти 5-7 поговорок о потребностях

3.«Хорошо» - выполнить задания в рабочей тетради по параграфу 6

4.«Отлично» -провести и проанализировать социологический опрос по теме «В чём я нуждаюсь?/Мои потребности» (не менее 10-15 человек

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Тест.

Тема: « Потребности человека»

1. К социальным относятся потребности человека в:

1) отдыхе; 2) пище; 3) воде; 4) общении

2. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:

Виды потребностей Характеристики

Виды потребностей

Характеристики

1)Физиологические

2) потребность в безопасности;

3) социальные;

4) престижные;

5) духовные.

A. Потребность человека жить в коллективе, в общении дружбе, любви, уважении и взаимопонимании

Б. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, сострадать и сопереживать, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения.

B. Потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в жизни, в обществе, в коллективе.

Г.Потребность человека в пищи, воде, жилище, отдыхе.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Именно потребности в большей мере способствуют формированию личности.

Б. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:

1) самосохранении; 2) самореализации; 3) самопознании; 4) самообразовании.

5.О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:

Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

6. Установите соответствие:

7. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к социальным чертам человека.

Творчество; коллективный труд; мозг; общение; речь.

Найдите и выпишите понятие, выпадающее из этого ряда.


Конспект урока по обществознанию для 6 класса «Мир человеческих потребностей»

Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки
Описание и назначение:
Материал представляет собой развернутый конспект урока по обществознанию в 6 классе и предназначен для учителей, работающих по учебнику «Обществознание, 6 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (не ранее 2011 года издания). Благодаря подробному изложению, многочисленным примерам и активному взаимодействию с учащимся данный конспект будет полезен тем учителям, которые творчески подходят к изучению даже самых скучных тем.
Цель:
Сформировать у учащихся представление о многообразии человеческих потребностей, их видах и особенностях.
Задачи:
1. Совместно сформулировать определение слова «потребности»;
2. Совместно определить содержание биологических потребностей;
3. Совместно определить содержание социальных потребностей;
4. Совместно определить содержание духовных потребностей;
5. Совместно определить содержание ложных потребностей.
Используемые шрифты:
Обычный: текст учителя, произносимый на уроке.
Курсив: ответы учащихся или пояснения к тексту.
Подчеркнутый: материал, предназначенный для письменной записи учащихся.

Ход урока

Сообщение темы
Ребята! На самом первом занятии мы говорили о главных признаках человека, о его сходствах и отличиях от животного. Сегодня на уроке мы продолжим говорить об особенностях человека и для определения темы занятия давайте вспомним, что есть общего у человека и животных.
Ответ учащихся: У человека есть биологическое тело, внешне и внутренне похожее на тело животного. Внешне это проявляется в наличии четырех конечностей, кожи, волосяного покрова, зубов, органов чувств (глаз, носа, ушей, языка) и т. д. Внутренне это проявляется в наличии мышц, сердца, мозга, костей, органов пищеварения и т. д. Кроме того и люди и животные наследуют инстинкты – врожденные формы поведения: инстинкты самосохранения, продолжения рода, родительский, пищевой и т д.
Есть еще один биологический признак, общий как для людей, так и для животных. От тесно связан с инстинктами и прямо вытекает из них. Это потребности, важнейшие из которых проявляются именно через инстинкты и направляют человека к определенным действиям. Тема нашего урока – Мир человеческих потребностей.
Учащиеся записывают тему в тетради.
Изучение нового материала
1. Что такое потребности?
Попробуем дать определение слову «потребность». Какие у вас будут варианты?
Задание достаточно простое, поэтому учащиеся, как правило, довольно быстро формулируют определение: необходимость в чем-то, нужда в чем-то. Если учащиеся не находят нужных слов, следует направить их к словарю в конце учебника.

Потребность – это нужда человека в чем-либо.
2. Биологические потребности

Как уже было сказано, важнейшие потребности как людей, так и животных обусловлены врожденными инстинктами. Давайте подумаем, ребята, какие именно потребности обусловлены известными нам инстинктами.
Фронтальный опрос.
- Какие потребности обуславливает инстинкт самосохранения?
- Потребность в безопасности и в защите.
- Какие потребности обуславливает инстинкт продолжения рода?
- Потребность в семье, в отношениях с противоположным полом.
- Какие потребности обуславливает родительский инстинкт?
- Потребность заботиться, оказывать внимание и защищать своего питомца.
- Какие потребности обуславливает пищевой инстинкт?
- Потребность в воде и пище.
Все перечисленные нами потребности, прямо связанные с необходимостью поддержания жизни, характерны для всех животных на нашей планете и называются биологическими. Кроме уже названных потребностей к ним также следует добавить отдых, сон, тепло и воздух.
Запись в тетрадях (с красной строки):
Биологические потребности – потребности людей и животных, связанные с необходимостью поддержания жизни. К ним относятся: пища, вода, воздух, тепло, сон, отдых, безопасность, размножение, забота о потомстве.
Потребности реализуются с помощью определенных благ. Даже для того, чтобы дышать бесплатным воздухом, иногда необходимы специальные предметы. Как, ребята, называется аппарат, позволяющий человеку дышать под водой?
Ответ учащихся: акваланг.
Правильно. Специальное кислородное оборудование используют также летчики, альпинисты, врачи в больницах. Если мы возьмем потребность в воде, то здесь тоже не обойтись без специальных приспособлений. Если дикие животные пьют грязную воду из рек и озер, то люди предпочитают чистую воду из-под крана или специально кипятят ее, а потом пьют ее из чашек и кружек. Отдельно следует сказать об удовлетворении потребности в пище.
Насыщение пищей подразумевает использование разных продуктов и способов из приготовления. Если рацион животных довольно ограничен, то люди с древнейших времен привыкли употреблять разную пищу: как растительную, так и мясную. Кстати, именно на примере пищи лучше всего видно, как с течением времени изменяются конкретные блага, служащие для удовлетворения этой потребности. Ребята, давайте вместе вспомним, чем питались люди раньше и что они едят сейчас.
Фронтальный опрос.
- Чем питались первобытные люди?
- Плодами деревьев, орехами, рыбой, мясом.
- А в каком виде они употребляли мясо?
- До освоения огня мясо ели в сыром виде.
- А хлеб первобытные люди ели?
- Нет, земледелия в ту пору еще не существовало.
- Что изменилось с тех пор в рационе питания людей?
- Много чего, появились новые продукты питания (чай, сахар, хлеб и т. д.), мясо стали тушить, жарить, варить.
- Теперь перенесемся в средневековую Россию. Какой хлеб ели русские крестьяне?
- Русские крестьяне ели черный ржаной хлеб.
- А какой хлеб мы едим сегодня?
- Сегодня мы едим хлеб из пшеницы, а доля ржаного хлеба сокращается.
- Какие сладости ели крестьянские дети в царской России?
- Крестьянские дети по праздникам ели фрукты, орехи, пряники, пироги.
- А что из сладкого вы едите сегодня?
- Шоколадки, конфеты, мороженое.
Подобные примеры, ребята, можно было бы продолжать и дальше, но и из того, что вы уже назвали, видно, что с изменением исторических условий блага, служащие для удовлетворения пищевой потребности, меняются и расширяются, а вместе с ними меняются и сами потребности: человек испытывает необходимость в продуктах питания, которых раньше не было.
Запись в тетрадях (с красной строки):
Потребности удовлетворяются с помощью благ. С появлением новых благ потребности людей расширяются. У разных людей могут быть разные потребности.
Ребята, мы разобрали несколько примеров удовлетворения одной биологической потребности – в пище. А теперь у себя в тетрадях вы самостоятельно перечислите как можно больше благ, которые служат для удовлетворения потребностей людей в тепле, сне, отдыхе, безопасности, заботе о потомстве. Время – 5 минут, после чего самые удачные работы проверим на отметку.
Пример выполненного задания:
Тепло: солнце, лето, огонь, жилище, одежда, тепловые батареи.
Сон, отдых: подушка, кровать, жилище, свежий воздух.
Безопасность: жилище, замок, оружие, охрана.
Забота о потомстве: колыбель, коляска, одежда, пеленки.

3. Социальные потребности


Биологическими потребностями исчерпывается жизнь животных. Для людей же биологические потребности являются первичными, но не единственными. Следующими по важности потребностями человека являются социальные потребности. Что же они собой представляют? Ответ на этот вопрос вы, ребята, найдете в учебнике. Откройте § 6 учебника и найдите в тексте первого пункта определение социальных потребностей.
Ответ учащихся: Социальные потребности – это потребности в общении и в труде.
Правильно. Сделаем запись в тетради (с красной строки):
Биологические потребности являются единственными для животных и первичными для людей. Следующими по важности потребностями человека являются социальные: в общении и в труде.
Как вы думаете, ребята, социальные потребности являются врожденными или приобретенными?
Ответ учащихся: Приобретенными. Новорожденные еще не умеют трудиться и говорить.
Верно. Только в результате воспитания у детей формируются потребности в общении и в труде. Именно благодаря этим потребностям возникло человеческое общество и осуществляется его развитие. Если люди прекратят общаться и работать, человечество погибнет.
4. Духовные потребности


Позднее всех возникли духовные потребности. Найдите, ребята, в первом пункте параграфа их определение.
Ответ учащихся: Это потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, творческой деятельности.
Правильно. Духовные потребности являются потребностями самого высокого уровня. Это и занятия наукой, и учеба в школе, и создание произведений искусства, и просто увлечение высокой культурой.
А вы, ребята, какие духовные потребности имеете и как их реализуете?
Варианты ответов учащихся:
Потребность в получении знаний – я прилежно учусь.
Потребность в познании окружающего мира – я читаю книги о странах мира.
Потребность в творческой деятельности – я люблю рисовать и делать презентации.
Запись в тетради (с красной строки):

Духовные потребности – потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, творческой деятельности.
5. Ложные потребности


Три вида потребностей, которые мы изучили, являются далеко не единственными. Потребностей много. Материальные – потребности в жилище, одежде, предметах мебели, средствах передвижения, технике и т. д. Нравственные – потребность делать добро, любить родину, трудиться на благо людей и т. д. Отдельно можно выделить потребности в игре, в самореализации, в уважении, в любви. Мы их записывать не будем, это информация для вашего кругозора.
Но об одном виде потребностей, о котором не сказано в учебнике, я бы хотел вам рассказать особо. Это так называемые ложные потребности. Как вы думаете, ребята, что скрывается за этими словами?
Варианты ответов учащихся:
Это потребности, которых не существует.
Это потребности, которые были внушены людям.
Это неправильные потребности, которые служат разрушению человека.

В ваших ответах есть много верного, но давайте запишем точное определение (с красной строки):
Ложные потребности – это искусственные потребности, которые ведут к нравственной деградации личности или ее физическому разрушению.
Слово «искусственные» означает, что эти потребности не являются врожденными, а усваиваются человеком под влиянием окружающей среды или рекламы, принося больший или меньший вред личности. Это вредные привычки (курение, алкогольная зависимость), употребление наркотиков, зависимость от интернета, компьютерных игр и телевидения, потребительство (неуемное накопление материальных благ как смысл жизни). Если кто-то из вас, ребята, уже имеет одну из вышеперечисленных зависимостей, то это очень плохо. Ведь ложные потребности усваиваются людьми быстрее, чем социальные и духовные, пользы не приносят никакой, а вот избавится от них бывает очень сложно. Остерегайтесь ложных потребностей!
Закрепление изученного материала
А теперь, ребята, проверим, как вы усвоили изученный сегодня материал. Расположите потребности в порядке значимости: сон, творчество, еда, учеба, безопасность, вода, общение, игры, воздух.
Дети выполняют задание письменно, после чего выборочно проверяется ряд тетрадей, затем один учащийся вызывается к доске и под контролем учителя записывает верный ответ, остальные проверяют: воздух, еда, вода, сон, безопасность, общение, учеба, творчество, игры.
Домашнее задание: записи в тетради, § 6 – пункт «Какие бывают потребности», вопросы после параграфа («В классе и дома»): 2,3,4.