Паттерны добродетелей. Храбрость храбрец храбрый

Храбрость. В последнее время я всё реже слышу это слово и прилагательные от него образованные. Раньше можно было повсюду услышать «какой храбрый человек», «храбрый воин», «храброе сердце». А сейчас лишь на уроках русского языка да литературы в старших классах подростки пишут сочинения на подобные темы, да и то всё больше по каким-либо классическим произведениям. Что же сейчас не осталось храбрых людей, или в нашей жизни просто не осталось места храбрости?

Помню, когда я училась в 11 классе, учительница литературы нас спросила о том, как по-другому можно назвать храбрость. Все сразу назвали смелость. Я попыталась спорить. Безусловно, это , но всё-таки слова-то разные и значение у них всё же немножко разное. Но то ли доводы мои были неубедительны, то ли подвело красноречие, в общем, закончилось всё, так как и должно было закончиться в обычной средней школе, «раз ты такая умная, то выйди из класса». Однако было не понятно, почему все искренне полагают, что слова храбрость и смелость обозначают одно и то же. Осталась, я, естественно, при своём мнении, с которым живу до сих пор.

Так вот храбрость и смелость я бы назвала способами преодоления страха. Это по мне единственное, что их объединяет. Но при проявлении смелости страх имеет место быть, при храбрости – нет. Смелый человек знает, на что идёт, знает, что перед ним существует возможная опасность, но он, стараясь засунуть подальше свой страх и боязнь, идёт к поставленной цели, думая о возможном положительном исходе и внутренне, будучи готовым и к отрицательному. Храбрость – другое. Храбрость это попросту отсутствие всякой боязни, там, где она может присутствовать или ощущение, что боязнь приносит удовольствие. То есть, если смелость проявляется в решимости вступить в тяжёлую ситуацию, то храбрость проявляется в самой ситуации.

Рассмотрим, как говорят в школе (да что я всё про школу), пример. Молодой человек хотел признаться девушке в любви, боялся, но всё-таки сделал это. Можно сказать, что он осмелился, именно осмелился, мы же не говорим «охрабрился», поскольку такого слова нет, да и храбрости в его действиях тоже. А вот, например, на войне, люди воевали именно храбро, не смело, а храбро. Потому что некогда было бояться, надо было превращать свой страх в азарт, кураж, во что угодно, только бы преодолеть стыдливую трусость, о которой не могло быть и речи, и идти вперёд напролом, иначе никак. Я бы даже добавила, что храбрый человек не всегда смелый.

Вот и вся разница. А как сейчас мы живём? Смелых полно, храбрых единицы. Храбриться может каждый. Жить по принципу трусливого зайца из сказки. Помните такую – про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост, где он хвастался всем своей храбростью, а на деле убежал, испугавшись волка, но все зайца все равно посчитали храбрым, когда волк дал дёру, неправильно поняв ситуацию. Сколько людей в различных ситуациях ежедневно убеждают себя и других в своей храбрости, подобно этому зайцу. Надо, высказать свою точку зрения вышестоящему лицу - «да мне это ничего не стоит», надо преодолеть обстоятельства – «да мне это раз плюнуть». Такие убеждения оправдывают себя, с ними легче жить. Но почему в нас действительно нет храбрости? Лучше всего об этом написано в одной известной книге: «Люди боятся великой музыки, люди боятся великой поэзии, люди боятся глубокой близости. Их любовные романы – это просто игра «ударь и убеги». Они не идут глубоко в существо друг друга, потому что идти глубоко в существо друг друга страшно – потому что водоем существа другого отразит тебя». Причина в нас самих. А вы, храбрый человек?

Все аргументы к итоговому сочинению по направлению "Смелость и трусость". Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать нет?


Некоторым людям свойственна робость. Такие люди очень часто не умеют отказывать, чем пользуются окружающие. Таким примером может служить героиня рассказа А.П. Чехова « ». Юлия Васильевна работает гувернанткой у рассказчика. Ей свойственна стеснительность, но это ее качество доходит до абсурда. Даже когда ее откровенно притесняют, несправедливо лишают заработанных средств, она молчит, потому что характер не позволяет ей дать отпор и сказать «нет». Поведение героини показывает нам, что смелость нужна не только в экстренных ситуациях, но и в повседневной жизни, когда нужно постоять за себя.

Как проявляется смелость на войне?


Экстремальные условия, как правило, раскрывают истинную сущность человека. Подтверждение этому можно найти в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Во время войны Андрей Соколов оказался в плену у немцев, его морили голодом, держали в карцере за попытку побега, но он не потерял своего человеческого достоинства, не повел себя как трус. Показательна ситуация, когда за неосторожные слова комендант лагеря вызвал его к себе, чтобы расстрелять. Но Соколов не отказался от своих слов, не показал немецким солдатам своего страха. Он был готов достойно встретить смерть, за это ему сохранили жизнь. Однако после войны его ждало более серьезное испытание: он узнал, что его жена и дочери погибли, а на месте дома осталась только воронка. Его сын выжил, но счастье отца было недолгим: в последний день войны Анатолий был убит снайпером. Отчаяние не сломило его духа, он нашел в себе смелость продолжать жизнь. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Таким образом, Андрей Соколов показывает замечательный пример того, как сохранить достоинство, честь и остаться смелым в самых сложных жизненных ситуациях. Такие люди делают мир лучше и добрее.


Как проявляется смелость на войне? Какого человека можно назвать смелым?


Война – страшное событие в жизни любого человека. Она отнимает друзей и любимых, делает детей сиротами, разрушает надежды. Одних людей война ломает, других – делает сильнее. Ярким примером смелой волевой личности является Алексей Мересьев – главный герой «Повести о настоящем человеке» Б.Н. Полевого. Всю жизнь мечтавший стать профессиональным летчиком-истребителем Мересьев в бою получает тяжелое ранение, и в госпитале ему ампутируют обе ноги. Герою кажется, что его жизнь кончена, он не может летать, ходить, лишается надежды на создание семьи. Находясь в военном госпитале и видя пример мужества других раненых, он понимает, что должен бороться. Каждый день, превозмогая физическую боль, Алексей делает упражнения. Вскоре он уже может ходить и даже танцевать. Всеми силами Мересьев старается добиться приема в летную школу, ведь только в небе он чувствует себя на своем месте. Несмотря на серьезные требования к пилотам, Алексей получает положительный ответ. Девушка, которую он любит, не отказывается от него: после войны они женятся, и у них рождается сын. Алексей Мересьев – пример человека с несгибаемой волей, храбрость которого не смогла сломить даже война.


«В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость – все равно что стена» Г.С. Крисп
Согласны ли вы с утверждение Л. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении».


В романе-эпопее « » можно найти множество примеров поведения человека на войне. Так, офицер Жерков проявляет себя как человек, не готовый жертвовать собой ради победы. Во время Шенграбенского сражения он проявляет трусость, которая приводит к гибели множества солдат. По приказу Багратиона он должен отправиться на левый фланг с очень важным посланием - приказом отступать. Однако Жерков трусит и не передает послание. В это время на левый фланг нападают французы, и начальство не знает, что делать, ведь они не получали никаких приказов. Начинается хаос: пехота убегает в лес, а гусары идут в атаку. Из-за действий Жеркова погибает огромное количество солдат. Во время этого сражения получает ранение юный Николай Ростов, он вместе с гусарами смело бросается в атаку, пока другие солдаты находятся в смятении. В отличие от Жеркова он не струсил, за что и был произведен в офицеры. На примере одного эпизода в произведении мы можем увидеть последствия храбрости и трусости на войне. Страх парализует одних и заставляет действовать других. Ни бегство, ни борьба не гарантируют спасение жизни, однако мужественное поведение не только сохраняет честь, но и придает сил в бою, что увеличивает шансы выжить.

Как связаны понятия смелость и самоуверенность? Смелость признать неправоту. Чем отличается истинная смелость от ложной? Какая разница между смелостью и рискованностью? Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки? Кого можно назвать труса?


Смелость, выраженная в чрезмерной самоуверенности, может привести к непоправимым последствиям. Принято считать, что смелость – положительное качество характера. Это утверждение верно, если оно сопряжено с интеллектом. же глупца порой бывает опасна. Так, в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова можно найти этому подтверждение. Молодой юнкер Грушницкий, один из персонажей главы «Княжна Мери», является примером человека, уделяющего большое внимание внешним проявлениям храбрости. Он любит производить эффект на людей, разговаривает пышными фразами и уделяет своей военной форме чрезмерное внимание. Его нельзя назвать трусом, но и храбрость его показная, не направлена на реальные угрозы. У Грушницкого и Печорина возникает конфликт, и оскорбленное самолюбие требует дуэли с Григорием. Однако Грушницкий решается на подлость и не заряжает пистолет противника. Узнав об этом, ставит его в трудную ситуацию: просить прощения или быть убитым. К сожалению, юнкер не может победить свою гордыню, он готов храбро встретить смерть, ведь признание для него немыслимо. Его «смелость» не приносит никому пользы. Он погибает, потому что не осознает то, что смелость признать свои ошибки порой бывает важнее всего.


Как связаны понятия смелость и рискованность, самоуверенность, глупость? В чем разница между наглостью и смелостью?


Еще одним персонажем, смелость которого была глупа, является Азамат, младший брат Бэлы. Он не боится риска и свистящих над головой пуль, но его отвага глупа, даже фатальна. Он крадет свою сестру из дома, рискуя не только отношениями с отцом и своей безопасностью, но и счастьем Бэлы. Его храбрость не направлена ни на самозащиту, ни на спасение жизней, поэтому приводит к печальным последствиям: его отец и сестра погибают от рук разбойника, у которого он украл коня, а сам он вынужден бежать в горы. Таким образом, смелость может привести к ужасным последствиям, если она используется человеком ради достижения целей или защиты своего эго.


Смелость в любви. Может ли любовь вдохновлять людей на подвиги?

Любовь вдохновляет людей на подвиги. Так, главные герои рассказа О.Генри « » показали пример смелости читателям. Ради любви они пожертвовали самым дорогим: Делла отдала свои прекрасные волосы, а Джим –часы, доставшиеся ему от отца. Для того, чтобы осознать, что действительно важно в жизни, необходимо недюжинное мужество. Еще больше мужества необходимо, чтобы жертвовать чем-либо во имя любимого человека.


Может ли смелый человек бояться? Почему не следует бояться признаться в своих чувствах? Чем опасна нерешительность в любви?


А. Моруа в рассказе « » показывает читателям, чем опасна нерешительность в любви. Главный герой рассказа Андре влюбляется в актрису по имени Женни. Он носит ей фиалки каждую среду, но даже не решается к ней подойти. Страсти бурлят в его душе, стены его комнаты увешаны портретами возлюбленной, но в реальной жизни он даже не может написать ей письмо. Причина такого поведения кроется в его страхе быть отвергнутым, а также в неуверенности в себе. Он считает свою страсть к актрисе «безнадежной» и возвышает Женни до недостижимого идеала. Однако назвать этого человека «трусом» нельзя. В его голове возникает план: уйти на войну, чтобы совершить подвиг, который "приблизит" его к Женни. К сожалению, там он погибает, так и не успев сказать ей о своих чувствах. После его смерти Женни от его отца узнает о том, что он написал много писем, но так и не отправил ни одного. Если бы Андре хотя бы раз подошел к ней ближе, то узнал бы, что для нее «скромность, постоянство и благородство лучше всякого подвига». Этот пример доказывает, что нерешительность в любви опасна тем, что не дает человеку стать счастливым. Вполне вероятно, смелость Андре могла бы осчастливить двух людей, и никому не пришлось бы оплакивать ненужный подвиг, который так и не приблизил его к главной цели.


Какие поступки можно назвать смелыми? В чем заключается подвиг врача? Почему важно быть смелым в жизни? Что значит быть смелым в повседневной жизни?


Доктор Дымов - благородный человек, выбравший своей профессией служение людям. Только неравнодушие к окружающим, их бедам и болезням может послужить причиной такого выбора. Несмотря на невзгоды в семейной жизни, Дымов думает о пациентах больше, чем о себе. Его самоотверженность в работе нередко грозит ему опасностями, поэтому он умирает, спасая мальчика от дифтерита. Он проявляет себя как герой, делая то, чего он делать был не обязан. Его мужество, верность своей профессии и долгу не позволяют ему поступить иначе. Чтобы быть доктором с большой буквы необходимо быть смелым и решительным, таким как Осип Иванович Дымов.


К чему приводит трусость? На какие поступки толкает человека трусость? Чем опасна трусость? Какова разница между страхом и трусостью? Кого можно назвать трусом? Может ли смелый человек бояться? Можно ли утверждать, что от страха до трусости один шаг? Трусливость – это приговор? Как экстремальные условия влияют на смелость? Почему важно иметь смелость при принятии своих решений? Может ли трусость тормозить развитие личности? Согласны ли вы с утверждением Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывали о его друге»? Согласны ли вы с утверждением Конфуция: «Трусость- в том, чтобы знать, что должно делать и не делать этого»


Сложно быть смелым всегда. Порой даже сильные и честные люди с высокими моральными принципами могут испугаться, как, например, герой повести В.В. Железникова Дима Сомов.Черты его характера, такие как "смелость", "правильность" выделяют его на фоне других ребят с самого начала, он предстает перед читателями как герой, который не позволяет обижать слабых, защищает животных, стремится к независимости и любит труд. Во время похода Дима спасает Лену от одноклассников, которые начали ее пугать, надев "морды" зверей. Именно по этой причине в него и влюбляется Леночка Бессольцева.


Но со временем мы наблюдаем моральное падение «героя» Димы. Сначала он пугается проблемы с братом одноклассника и нарушает свой принцип. Он не рассказывает о том, что его одноклассник Валя –живодер, потому что боится его брата. Но следующий поступок показал совершенно другую сторону Димы Сомова. Он сознательно позволили всему классу думать о том, что Лена рассказала о срыве урока учительнице, хотя сделал он это сам. Причиной этого поступка стала трусость. Далее Дима Сомов все глубже погружается в пучину страха. Даже когда Лене объявили бойкот, издевались над ней, Сомов не смог признаться, хотя шансов ему выпало немало. Этого героя парализовал страх, превратив его из «героя» в обыкновенного «труса», обесценил все его положительные качества.

Этот герой показывает нам и другую истину: мы все сотканы из противоречий. Когда-то мы смелые, когда-то боимся. Но между страхом и трусостью есть огромная пропасть. Трусость не бывает полезной, она опасна, потому как толкает человека на нехорошие поступки, пробуждает низменные инстинкты., А страх – это то, что присуще каждому. Человек, который совершает подвиг, может бояться. Герои боятся, обычные люди боятся, и это нормально, страх сам по себе является условием выживания вида. Но трусость – это уже сформированная черта характера.

Что значит быть смелым? Как смелость влияет на формирование личности? В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость? В чем проявляется настоящая смелость? Какие поступки можно назвать смелыми? Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие. Может ли смелый человек бояться?

Лена Бессольцева - это один самых сильных образов в русской литературе. На ее примере мы можем увидеть огромную пропасть между страхом и трусостью. Это маленькая девочка, которая попадает в несправедливую ситуацию. Ей присущ страх: ее пугает жестокость детей, она боится чучел животных ночью. Но на самом деле она оказывается самой смелой из всех героев, потому что она способна заступиться за тех, кто слабее, она не боится всеобщего осуждения, не боится быть особенной, не похожей на окружающих. Лена доказывает свою смелость много раз, например, когда бросается на помощь Диме, когда он оказывается в опасности, даже несмотря на то, что он ее предал. Ее пример научил целый класс добру, показал, что не всегда в мире все решается силой. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».


Нужно ли отстаивать правду, бороться за справедливость? Согласны ли вы с утверждением Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывали о его друге»? Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов? Почему люди бояться высказать свое мнение? Согласны ли вы с утверждением Конфуция: «Трусость- в том, чтобы знать, что должно делать и не делать этого»


Чтобы бороться с несправедливостью, нужна храбрость. Герой повести Васильев видел несправедливость, но из-за слабости характера не смог противостоять коллективу и его лидеру Железной Кнопке. Этот герой старается не обижать Лену Бессольцеву, отказывается ее бить, но в то же время старается сохранить нейтралитет. Васильев пытается защитить Лену, но ему не хватает характера и смелости. С одной стороны, остается надежда на то, что этот персонаж исправится. Возможно, пример храброй Лены Бессольцевой поможет ему самому побороть страхи и научит его отстаивать правду, даже если все вокруг против. С другой стороны, поведение Васильева и то, к чему привело его бездействие, учит нас тому, что нельзя стоять в стороне, если ты понимаешь, что происходит несправедливость. Молчаливое согласие Васильева поучительно, поскольку многие из нас сталкиваются с подобными ситуациями в жизни. Но есть вопрос, который должен задать себе каждый человек, прежде чем сделать выбор: разве есть что-то хуже, чем знать о несправедливости, быть ее свидетелем и просто молчать? Смелость, как и трусость - дело выбора.

Согласны ли вы с высказыванием: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»? Как мнительность связана с трусостью? Чем опасен страх? Может ли страх мешать человеку жить? Как вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенным смелости, нужно быть совершенно лишенным желаний»? Как вы понимаете устойчивое выражение: « у страха глаза велики»? Можно ли утверждать, что человек страшится того, чего не знает? Как вы понимаете высказывание Шекспира: « Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз»?


"Премудрый Пискарь" - поучительная история о том, чем опасен страх. Пискарь всю жизнь жил и дрожал. Он считал себя очень умным, потому что сделал пещеру, в которой он мог находиться в безопасности, но обратной стороной такого существования стало полнейшее отсутствие реальной жизни. Он не создал семьи, не обрел друзей, не дышал полной грудью, не ел досыта, не жил, только сидел в своей норе. Он задумывался иногда о том, есть ли кому-то польза от его существования, понимал, что нет, но страх не позволял ему выйти из своей зоны комфорта и безопасности. Так Пискарь и умер, не познав в жизни никакой радости. В этой поучительной аллегории многие люди могут увидеть себя. Эта сказка учит нас не бояться жизни. Да, она полна опасностей и разочарований, но если всего бояться, то когда жить?


Согласны ли вы со словами Плутарха: «Смелость – начало победы»? Важно ли уметь преодолевать свои страхи? Для чего нужно бороться со страхами? Что значит быть храбрым? Можно ли воспитать в себе смелость? Согласны ли вы с утверждением Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»? Может ли смелый человек бояться?

Проблема преодоления страха также раскрывается в романе Вероники Рот «Дивергент». Беатрис Прайор – главная героиня произведения, уходит из своего дома, фракции Отреченных, чтобы стать Бесстрашной. Она боится реакции своих родителей, боится не пройти обряд инициации, быть непринятой в новом месте. Но главная ее сила состоит в том, что она бросает вызов всем своим страхам, смотрит им в лицо. Трис подвергает себя огромной опасности, находясь в обществе Бесстрашных, ведь она «другая», таких, как она, уничтожают. Это жутко ее пугает, но куда больше она боится саму себя. Она не понимает природу своего отличия от других, ее пугают мысли о том, что само ее существование может быть опасно для людей.


Борьба со страхами – одна из ключевых проблем романа. Так, возлюбленного Беатрис зовут Фор, в переводе с английского это означает «четыре». Именно такое количество страхов ему необходимо победить. Трис и Фор бесстрашно сражаются за свои жизни, за справедливость, за мир в городе, который называют домом. Они побеждают как внешних врагов, так и внутренних, что, несомненно, характеризует их как смелых людей.


Нужна ли смелость в любви? Согласны ли вы с утверждением Рассела: «Бояться любви – значит бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мертвым»?


А.И. Куприн "Гранатовый браслет"
Георгий Желтков – мелкий чиновник, чья жизнь посвящена безответной любви к княгине Вере. Как известно, любовь его зародилась задолго до ее замужества, но он предпочитал писать ей письма, преследовал ее. Причина такого поведения крылась в его неуверенности в себе и в страхе быть отвергнутым. Возможно, будь он смелее, то смог бы стать счастливым с женщиной, которую любит.



Может ли человек бояться счастья? Нужно ли иметь смелость, чтобы изменить свою жизнь? Нужно ли рисковать?


Вера Шеина боялась быть счастливой и хотела спокойного брака, без потрясений, поэтому вышла замуж за веселого и симпатичного Василия, с которым все было очень просто, но великой любви она не испытала. Только после смерти своего воздыхателя, глядя на его мертвое тело, Вера осознала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Мораль этой повести такова: нужно быть смелым не только в бытовой жизни, но и в любви, нужно рисковать, не боясь быть отвергнутым. Только смелость может привести к счастью, трусость и, как следствие, конформизм, приводит к большому разочарованию, как это и произошло у Веры Шеиной.



Как вы понимаете высказывание Твена: «Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие»?Как сила воли связана со смелостью? Согласны ли вы со словами Плутарха: «Смелость – начало победы»? Важно ли уметь преодолевать свои страхи? Для чего нужно бороться со страхами? Что значит быть храбрым? Можно ли воспитать в себе смелость? Согласны ли вы с утверждением Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»? Может ли смелый человек бояться?

Множество писателей обращались к этой теме. Так, повесть Е. Ильиной «Четвертая высота» посвящена преодолению страхов. Гуля Королева – пример смелости во всех ее проявлениях. Вся ее жизнь – это сражение со страхом, и каждая ее победа – это новая высота. В произведении мы видим историю жизни одного человека, становление настоящей личности. Каждый ее шаг – это манифест решимости. С первых строк повести маленькая Гуля проявляет настоящую смелость в самых разных жизненных ситуациях. Преодолевая детские страхи, достает из коробки ужа голыми руками, пробирается в клетку со слонов в зоопарке. Героиня растет, и испытания, встречающиеся в жизни, становятся серьезнее: первая роль в кино, признание своей неправоты, умение отвечать за свои поступки. На протяжении всего произведения она борется со своими страхами, делает то, чего боится. Уже взрослая Гуля Королева выходит замуж, у нее рождается сын, кажется, что вот страхи побеждены, можно жить спокойной семейной жизнью, но впереди ее ждет самое большое испытание. Начинается война, и ее муж уходит на фронт. Она боится за мужа, за сына, за будущее страны. Но страх не парализует ее, не заставляет спрятаться. Девушка идет работать санитаркой в госпиталь, чтобы хоть как-то помочь. К сожалению, ее муж погибает, и Гуля вынуждена продолжать бороться в одиночестве. Она уходит на фронт, не в силах смотреть на ужасы, происходящие с ее близкими. Героиня берет четвертую высоту, она погибает, победив самый последний страх, живущий в человеке, страх смерти. На страницах повести мы видим, как главная героиня боится, но она преодолевает все свои страхи, такого человека, несомненно, можно назвать храбрецом.

Так уж сложилось, что смелость чаще всего приписывают людям, которые рискуют своей жизнью. Это могут быть солдаты, пожарные, спасатели или врачи, спасающие жизни других людей. Их награждают медалями и восхваляют. Эти люди безоговорочно считают смельчаками – мало кто сможет оспорить подобное. Но это далеко не единственное проявление храбрости.

Смелый человек необязательно должен отличаться великими поступками. Даже незначительное достижение для некоторых людей – это целый подвиг. Робкий юноша, впервые предложивший девушке встречаться, внутри чувствует себя героем. Полная девушка, несмотря на все свои комплексы, одевающая шикарное платье на выпускной бал, - герой не меньше. Но можно ли таких людей называть смелыми?

Что такое смелость?

В словаре Ожегова указано, что смелость – это решимость, то есть отсутствие страха в осуществлении своих решений. Решительными называют людей, которые стремятся к своей цели, несмотря не на что. Однако это не совсем точное , так как не всегда достижение желаемого может быть связано со страхом.

Более метко выразиться сумел Марк Твен. Согласно ему, смелые люди – это не те, у которых отсутствует страх, а те, кто может сопротивляться ему и контролировать его. Если человек может подчинить себе фобии и принять адекватное решение, а самое главное, затем его осуществить, то его без сомнений можно назвать смелым.

Что общего между героем, вытащившим людей из горящего автомобиля и человека, который выступает не публике, несмотря на страх? И в том и в другом случае происходит внутренняя борьба. Первый человек знает, что может погибнуть, но все равно идет навстречу опасности. Второй испытывает небывалый стресс, но идет на сцену шаг за шагом. Конечно, значимость первого события гораздо больше, но смелость присутствует в обоих случаях.

Черты смелого человека

Смелости присущи следующие черты характера:

Храбрость;
- настойчивость;
- жизнестойкость;
- цельность;

Смелость не стоит путать с безрассудством. К сожалению, такое тоже случается нередко. Известны случаи, когда правители, желая прославить свое имя, отправляли огромное войско сражаться с заведомо сильным противном и были жестоко разгромлены. Или солдаты, в одиночку отправляющиеся в лагерь врага, чтобы доказать смелость, попадали в плен или сразу же погибали.

Смелость – это золотая середина между трусостью и безрассудством. Тонкая грань, которая отличает человека с большой духовной силой.

И мужество? Откуда они берутся?

Смелость и трусость совершенно противоположны друг другу, но при этом между ними есть связь. Выяснив, что такое храбрость, что такое трусость - вы также поймете.

Когда рождается страх?

С момента своего рождения человек испытывает страх. относится к базовым человеческим эмоциям и является необходимым. Оно предупреждает об опасности, то есть в его основе лежит самый мощный инстинкт - самосохранения. Но очень часто страх начинает управлять человеком и его действиями. Поэтому необходимо в течение всей жизни учиться побеждать страх, быть храбрым, смелым, мужественным.

Храбрость - это...

В той или иной ситуации многие стараются показать свою храбрость. Что такое храбрость? По сути, это значит просто действовать, не прогибаясь перед собственными страхами. Для того чтобы проявились мужество и храбрость, нужен только лишь повод, а не причина. Если воля человека не натренирована, то чаще всего его смелость проявляется внезапно. Это спонтанное принятие опасных событий в настоящем.

Многие люди испытывают наслаждение от ощущения опасности. В психологии храбрость связана со стеническими эмоциональными переживаниями возбуждения во время опасности. Но важно держать даже храбрость под контролем, поскольку безумная смелость может быть более пагубной, чем безумный страх. Поэтому храбрость должна быть "дозированной", при разумном риске.

Кроме того, она может принять отрицательную форму - удаль. Достигая уровня аффекта (при удали), человек теряет критичность мышления.

Как развить в себе храбрость?

Мотивации отводится важная роль при работе над собой. Вы сами определяете, насколько для вас важна смелость, храбрость. Помимо этого, следует уделять время физическим тренировкам. Благодаря этому усиливается воля и растет количество побед над своими страхами.

Как и многие качества, нужно воспитывать в себе храбрость. мужества? В чем оно проявляется? Психологи утверждают, что этот процесс заключается в воспитании веры в собственные силы и технику. Это вполне посильное задание для каждого человека.

Храбрость в современном мире

В современном мире храбрость не является одной из важных черт характера. Чаще всего смелости ждут от политиков, пожарных, военных. Все теперь заботятся только о своей безопасности. Конечно, не стоит бросаться и в другую крайность - постоянно искать встречи с опасностью.

Даже часто испытывают страх, но они не дают этому чувству парализовать тело и волю. Менее страх настигает значительно чаще, что через некоторое время только укрепляет их. Не стоит постоянно убегать от своих страхов. Это способствует увеличению вероятности аналогичного поведения в будущем. Кроме того, будут развиваться бесконечные комплексы, мешающие свободно жить и радоваться жизни.

Страх сегодня и страх пару столетий назад очень сильно различаются. Например, в современном мире одной из самых популярных причин страха, наверное, является необходимость выступления перед публикой. А также боязнь быть осмеянным. Тогда как буквально 100-200 лет назад боялись, к примеру, нововведений. Сколько людей не пользовались электричеством из-за страха перед ним?

Весь прошлый опыт говорит о том, что люди постепенно научились справляться со своими страхами, преодолевать их. Если бы этого не происходило, то никакого прогресса не было бы. Да, оставалось бы несколько людей, которые ставили бы опыты и делали невероятные открытия. Но страхи не давали бы дальнейшего развития. Поэтому храбрость и мужество являются двигателями прогресса.

Храбрость как качество личности – склонность, презирая опасность, получать удовольствие от боя, постижения неизвестности, р исковать собой ради других или для достижения какой-либо цели.

Однажды купец спросил факира: - Почему ты не боишься держать змею за пазухой? Наверное, ты очень храбрый человек? - Видишь ли, - ответил факир, - бывают три вида храбрости: первая - когда храбрец не представляет размера опасности и поэтому не чувствует страха; вторая - когда храбрец представляет размер опасности, но пересиливает свой страх. А третий вид храбрости - это храбрость знания, когда благодаря знанию ты не боишься. А человек, не посвящённый в тонкости дела, считает тебя храбрецом. Поэтому я не боюсь.

Факир был прав – нет в мире никого храбрее дурака. «Храбрость дурака» повсеместно распространена, человек безосновательно будет считать себя храбрецом, не зная «на что он руку поднимал», с какими заигрывал рисками, как мог жестоко ошибиться, «попутав берега». В силу своей опрометчивости он, не осознавая степень опасности, засунет свой невежественный нос в электрораспределительный щит, не отключив при этом питание и не надев резиновых перчаток.

Храбрость — «есть упоение в бою», она «наслаждается битвой жизни», опасность вызывает у нее боевую возбужденность, напряженность чувств, трепет восторга, сердце весело стучит, кровь бурлит, жизнь пульсирует в каждой клеточке тела. Еще Лев Николаевич Толстой в «Войне и мире» описал храбрость как своеобразную реакцию человека на опасность: «Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом… Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра…»

Но и до Толстого понимание сути храбрости было уже известно Пушкину, вложившему мысль о ней в уста председателя пира во время чумы: «Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении Чумы! Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья - Бессмертья, может быть, залог! И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог».

Своеобразная реакция на опасность, описанная Пушкиным и Толстым, - это не жуткий страх, заставляющий лермонтовского Гаруна бежать быстрее лани, а своеобразное, присущее только человеку переживание радости, упоения опасностью, чувство боевого возбуждения. «Советский летчик никогда не уклоняется от боя, и чем ближе к нему опасность, тем злее его сердце, тем расчетливее его движения, тем стремительнее его рефлекс. Это - напряженно-расчётливый восторг боя», - писал Алексей Толстой.

В. Гиляровский автор книги «Москва и москвичи» был храбрым человеком. Он обладал недюжинной физической силой (руками гнул монеты и серебряные ложки), в совершенстве знал джиу-джитсу, выступал акробатом и наездником в цирке, прошел суровую школу жизни среди разбойного люда и редко отступал перед опасностью. По его признанию, в его жизни были моменты, когда страх отступал совершенно, когда опасность не только не страшила, а наоборот, притягивала его. Эти захватывающие душу ощущения он испытал во время Балканской войны, на которую ушел добровольцем из театра. Вот как он описывает мгновения атаки в своих воспоминаниях: «А мы шли. Что со мной было - не знаю… Но сердце трепетало, каждая жилка дрожала, - я ничего, ровно ничего не боялся. Вот уже несколько десятков сажен до неприятельской батареи, исчезающей в дыму, сквозь который только и мелькают красные молнии огня, а нас все меньше и меньше. Вот музыка замолкла — только один уцелевший горнист, неистово покрывая выстрелы, как перед смертью, наяривал отчаянное та-да-та-да та-да-та-да… А вот и команда: «Ура!»… Мы ждали «Ура!».

Смелый человек осознает меру опасности, но, преодолевая страх, делает то, что должно. Храбрость влюблена в опасность, приговаривая: «Как упоительны опасности моменты», она с радостью испытывает эмоциональные переживания боевого возбуждения. Будучи сугубо мужским качеством личности, храбрость всегда проявляется как запоминающийся поступок на фоне боевых действий, противоборств и противостояний. Храбрость, как непродолжительное бесстрашие и безрассудство, не ассоциируется с бытовой обстановкой. Смелость можно проявить где угодно: в мыслях, действиях и поступках, можно смело думать, рожать детей, быть правдивым, общаться с окружающими, например, с начальством. Храбрец – человек войны. Он не знает о сомнениях и медвежьей болезни перед боем, не ощущает боль во время него и не испытывает уныния и опустошенности после. Сопернику, если в нем нет безумия, не в силах совладать с храбростью, он преодолевал свой страх, а, значит, и сомнения. Храбрость – это отсутствие страха и сомнений, она, зная об опасности, бодро шагает в неизвестность и неопределенность, игнорируя риски, угрозы и всяческие препятствия.

В контексте этого интересно послушать бывшего летчика М. Галлая, в книге воспоминаний «Испытано в небе» он пишет: « У меня в памяти всплыла фронтовая землянка, в которой два десятка людей ждали вылета навстречу вражеским истребителям, многослойному зенитному огню, навстречу возможной смерти. Повторяю, что никто из этих людей не остался таким, каким был до объявления боевого приказа. Но по характеру видимых изменений можно было разделить всех присутствовавших в землянке на две четко отличающиеся друг от друга группы. У одних голоса стали громче. Их лица порозовели. Им не сиделось на месте. Они то вскакивали, то вновь садились, то принимались без явной к тому необходимости перекладывать снаряжение в своих планшетах. Их нервная система пришла в возбуждение, активизировалась. Конечно, это было волнение, вызванное сознанием предстоящей опасности. Но волнение смелых людей. То самое волнение, благодаря которому они в бою - это было неоднократно проверено — действовали энергично, активно, вовремя замечали все изменения в скоротечной обстановке воздушных сражений и принимали в соответствии с этим разумные, правильные решения. В результате такие люди считались (да и были в действительности) храбрецами, и успех в бою всегда сопутствовал им. Но были среди присутствовавших и другие. Побледнели. Углубились в себя. Им не хотелось, не только разговаривать, но даже вслушиваться в разговоры окружающих: чтобы привлечь их внимание, приходилось иногда по несколько раз окликать их по имени. Нервная система этой категории людей тоже реагировала на предстоящую опасность, но реагировала по-своему: торможением, снижением активности. Конечно, добиваться успеха в бою и тем более прослыть смельчаком в подобном состоянии было трудно».

Как писал Константин Ваншенкин:

Трус притворился храбрым на войне,

Поскольку трусам спуску не давали.

Он, бледный, в бой катился на броне,

Он вяло балагурил на привале.

Его всего крутило и трясло,

Когда мы попадали под бомбежку.

Но страх скрывал он тщательно и зло

И своего добился понемножку.

И так вошел он в роль, что, наконец

Стал храбрецом, почти уже природным.

Неплохо бы, чтоб, скажем, и подлец

Навечно притворился благородным.

Скрывая подлость, день бы ото дня

Такое же выказывал упорство.

Во всем другом естественность ценя,

Приветствую подобное притворство!

Храбрость не будет хвастать своими подвигами, ей не нужны зрители. В купе с мужеством, смелостью, отвагой, доблестью и самообладанием, она готова пожертвовать своей жизнью ради спасения жизни других.

Л.Скрябин в книге, посвященной знаменитым морским катастрофам, приводит показания американки мисс Маргариты Хейс из Нью-Йорка, которая рассказывала о подробностях происходящего на «Титанике» и в частности — как вел себя один из богатейших людей планеты того времени, обладатель 150 миллионов долларов Джон Джекоб Астор. «Полковник Астор обнял за талию свою жену и помог ей сесть в шлюпку. Других женщин, которые должны были сесть в эту шлюпку, не было, и офицер корабля предложил Астору сесть в эту шлюпку вместе с женой. Полковник беспокоился за жену, которая была на восьмом месяце беременности. Он посмотрел на палубу, нет ли желающих сесть в шлюпку женщин, и занял место. Шлюпку SOT-BOT должны были спустить на воду, когда из прохода показалась бежавшая женщина. Подняв руку, полковник остановил спуск шлюпки, вышел из нее, помог женщине сесть на его место. Жена Астора вскрикнула и хотела выйти из шлюпки с мужем, но он обнял ее и, нежно похлопав по спине, что-то тихо сказал ей. Когда спускали шлюпку, я слышала, как он произнес: «Дамы всегда должны быть первыми». Многие видели, как Астор улыбался и махал рукой своей жене, когда шлюпка была уже на воде».

Примером храбрости может служить случай, произошедший с французским королем Луи Филиппом - тем самым, про которого пела Алла Пугачева в песенке «Все могут короли». Этот император совершенно точно знал дату намеченного покушения на него. Им было получено несколько анонимных писем, которые называли этот день - 28 июля, кроме того, подобная информация поступила и по другим каналам. Накануне рокового дня, откладывая решение некоторых государственных вопросов на 29 июля, он заметил: «Я займусь этим тогда. Если, конечно, не буду убит завтра». Он не стал ни прятаться, ни в корне менять свои привычки и образ жизни. Нам сейчас трудно судить, чего больше было в его решении: веры в свое предназначение или храбрости, но Луи Филипп предоставил событиям идти своим чередом.
В день, назначенный для его убийства, в половине одиннадцатого утра, окруженный своими придворными, Луи Филипп с небывалой пышностью выехал из ворот своего дворца навстречу своей судьбе. Он совершенно открыто ехал на лошади во главе торжественной процессии, которая каждую секунду могла превратиться в похоронное шествие. Почти все сопровождавшие короля знали об ожидаемом покушении и со страхом ожидали трагической развязки. Страшное напряжение нарастало, пока не разрядилось оглушительным грохотом. Заговорщики связали вместе 25 ружейных стволов, которые выстрелили одновременно, неся неизбежную смерть королю. Однако чудо или провидение спасло Луи Филиппа. Он остался жив, возвышаясь среди нескольких десятков поверженных и окровавленных тел и был единственным, кто в этом кромешном аду не получил ни царапины!

Петр Ковалев 2013 год