Бездомный человек - тоже человек. Как правильно помочь бездомному на улице

Небольшой фотоотчет и интересная история человека, который посетил один из приютов для бездомных в Москве.
Заставляет задуматься, да и в действительности - грустно все это.

Встретили меня местные жители мало сказать прохладно) Ну это и
понятно-я с другой планеты.
Пока я, стоя в дверях, толкал речь кто я и зачем приперся, я ощущал
что мне тут не место и мне тут вообще не рады.
Ну в общем пришел и пришел, не разворачивать же оглобли.
Что из себя представляет приют? Это строительный вагончик, который
находится на территории церкви.
В нем как-то уместились 10 рядов двухярусных коек. Как сказал Алексей,
тут в особые морозы набивалось до 40 человек.

Скажу честно. я не до конца изучил тему и не претендую на 100%
обьективность.
Я был только лишь в одном из приютов города Владимир. На вопрос
почему все идут сюда, местные жители ответили,
что это единственное место где от них ничего не требуют. Я не знаю
что требуют в других приютах. Но им этот вагончик дороже всех приютов.

Когда я вошел в вагончик, я попросил сразу меня предупредить, кто
отказывается сниматься. и все сразу разделились на два лагеря.
Первые-это те кто сразу послали меня… и вторые- это те кто сказали:
«Пацанчик! Поди ка сюда! Разговор есть!»… ну и выбора не оставалось-
пошел общаться с теми кто согласен был общаться.

70% присутствующих сидели. Кто-то давно, кто-то только откинулся,
но сидели большинство. Как сказал один из моих собеседников,
Николай:«А куда мне еще? пока сидел, сестра отписала на себя квартиру,
к матери жить брат не пускает.
Я конечно с ней иногда вижусь, помогает мне периодически. А так,
идти некуда»

Одна из самых острых социальных проблем современного общества - это бездомность отдельных граждан. На настоящий момент в нашей стране проживает около 4 млн бомжей. Цифра огромная. При этом информация указана только приблизительная, так как нет никаких точных статистических данных по этой категории граждан.

Бомжи - это неучтенный слой населения. При этом они подвергаются жесточайшей дискриминации на всех уровнях. Большинство нормативно-правовых актов, которые регулируют жизнь любого гражданина, не содержат даже упоминания о бомжах. Исключение - это отдельные нормы права, в которых отражается их административная и уголовная ответственность.

Определение. Историческая справка

Согласно определению, бомж - это аббревиатура, взятая из милицейских протоколов советского периода. БОМЖ, Б/о м. ж., БОМЖиР - так в официальных документах записывали лиц без определенного места жительства. Сегодня это слово употребляется не только в разговорной речи, но и используется в публицистике.

Явление «гуляющих» людей существовало в России очень давно. Это была отдельная категория граждан. Они не относились ни к сельскому, ни к городскому населению, а жили вольным промыслом. Нередко занимались кражами и разбоем.

Еще в период царствования первых Романовых эту вольницу пытались разбить на отдельные категории, видя в ней угрозу нормальной жизни и рассадник социальных недугов. Так были выделены собственно «гулящие», «богадельные» (люди, содержащиеся в церковных приютах) и «кормящиеся Именем Христовым» (нищие).

В нашей стране рост числа бездомных связывают с периодом развала СССР, когда появилась свободная продажа недвижимости. Все это сопровождалось абсолютным незнанием законов рыночной экономики, безработицей, нестабильной политической ситуацией и общей потерей жизненных ориентиров.

Кто же такие бомжи?

Бомж - это человек Не стоит их путать с нищими - это совершенно другая категория граждан: зачастую у них есть собственное жилище, но живут они на подаяние, полученное в метро или возле магазина от сердобольных людей. Для бездомного человека - милостыня является побочным источником дохода.

Бомжи зарабатывают тем, что собирают по мусорным бакам и свалкам металлолом и сдают его, иногда воруют, просят деньги у прохожих, очень редко подрабатывают на уборке мусора или разгрузке машин. Все подработки - разовые.

Но не все, кто роется в мусорном баке, бомжи. Часть из таких собирателей имеет собственное жилье, как правило, захламленное «хорошими вещами», вытащенными из контейнера для отходов. Бомж - это человек, который несет свою добычу не в квартиру, а в то место, где он нашел ночлег - подвал, чердак, яма под теплоцентралью и т. д.

Также не нужно сравнивать бомжа и бродягу. Последний зачастую просто перебирается с места на место, при этом везде находит себе работу, которая обеспечивает ему минимальный уровень комфорта - крышу над головой и еду.

Настоящий бомж - это человек без жилья, без документов, без социальных связей. Дно общества. Люди без прошлого, о котором они не любят и не хотят вспоминать.

Философия бомжевания

Россия во многом перенимает опыт других развитых стран, и у нас кое-где открылись приюты для бомжей. Их очень мало, и они не могут помочь всем бездомным.

Но проблема не только в этом. Бомж - это не только образ жизни, но и особое мировоззрение. Человек обижен на весь мир, и зачастую реагирует с агрессией на любую попытку контакта. Вспомните, как бездомные просят милостыню. Не нищие, которые стараются вызвать жалость, а именно бомжи. Они не просят, а практически требуют деньги. И в случае отказа не стесняются полить отборной руганью любого. Многие не понимают, что ими в этот момент движет почти детская обида: «как так, идет в хорошей одежде, что ему 100 рублей жалко».

При этом бездомный человек не хочет работать, не желает связываться с восстановлением документов и часто отказывается от любой помощи, кроме пищи и ночлега.

Ситуацию сильно усугубляет алкоголь. Спиртосодержащие напитки любого качества бомжи употребляют ежедневно и из-за этого теряют последние шансы вернуться к нормальной жизни.

О социальной помощи бездомным

Если говорить честно, какие чувства вызывает у вас бомжи? Прежде всего, брезгливость - любому человеку неприятно даже смотреть на грязного и очень плохо пахнущего человека, который роется в отбросах. И только у самых сердобольных возникает сострадание, смешанное с все той же брезгливостью, а иногда даже с отвращением.

Но любой сознательный гражданин понимает, что с этим явлением нужно бороться. Эти люди, не важно - виновны они или нет в своих бедах, должны иметь хоть какое-нибудь жилье и гарантированную ежедневную пищу.

И здесь наблюдается интересное явление: в нашей стране множество приютов для животных, но совсем мало для людей. На кошек и собак выделяет деньги государство, жертвуют знаменитости. В каждом городе функционирует целая система передержек для брошенных зверей, а в соцсетях собирают средства на медицинское лечение и т. д.

О бездомном человеке заботится государство, но таких центров помощи очень мало. Например, в Москве их всего 3, а бомжей в столице около 11 тыс. Помощь оказывают и частные благотворительные организации, и церковь (пункты горячего питания). Но этого недостаточно.

Приют для бомжей

Все согласны с тем, что бомжам нужна помощь. Не все из них виноваты в том, что очутились на улице. Кому-то помогли недобросовестные риелторы, кого-то отправили на улицу родственники, а некоторые сами сбежали из-за семейного насилия. Бомжи - это не только мужчины 40-60 лет, хотя таких и большинство. Есть бездомные женщины, пожилые люди, подростки и даже совсем маленькие дети. И некоторым не хватает самой небольшой поддержки, чтобы начать путь к нормальной жизни.

Что такое приют для бездомных? Это место, где человека накормят, позволят помыться и обеспечат ночлегом в тепле. Приюты, прежде всего, нацелены на поддержание физиологических потребностей, то есть на то, чтобы бомж не умер от холода, голода и болезни. Там же ему предложат связаться с родными или оказать помощь в восстановлении документов. Множество приютов работают по типу ночлежки - бездомным дают выспаться, после чего они вновь отправляются на улицу.

Центры адаптации лиц нацелены на возвращение бездомного к нормальной жизни. Здесь человеку предложат не только удовлетворить насущные потребности, но и решить все основные проблемы: восстановить документы, трудоустроить, оказать врачебную помощь, содействовать в получении психологической поддержки.

Как помочь?

Многие готовы оказать помощь бездомному, но не знают, как это сделать. Вот несколько пунктов.

  1. Обеспечить бомжу связь - дать возможность позвонить родственникам или друзьям.
  2. Дать возможность подработать. Не все бездомные готовы трудиться, но некоторые могут расчистить снег или разгрузить машину.
  3. Обратится в церковь или монастырь. Они часто обеспечивают кровом и пищей людей с тяжелой судьбой.
  4. Работа волонтером. Каждый желающий может бесплатно поработать в приютах.
  5. Финансовая поддержка. Не обязательно давать деньги в руки, можно пожертвовать какую-то сумму в благотворительную организацию и бездомный получит ее в виде горячей пищи и чистого одеяла.
  6. Открыть собственный приют.

Последний пункт самый трудновыполнимый. Для него нужно иметь не только свободный жилой фонд, но и обеспечить выполнение всех норм законодательства, требований пожарной и санитарной инспекции и т. д. Кроме того, необходимо заручится согласием соседей.

homelessness) Несмотря на то, что проблема Б. очень давняя, история ее эмпирического изучения не превышает 10 лет. В 1980-х гг. было проведено свыше 50 научных исслед. Б. По мере увеличения проблемы росло и число исслед. В 1988 г. было опубликовано свыше 800 статей на тему Б., в сравнении с всего лишь 30 в 1980 г. Вышли специальные номера Journal of Social Issues ("Журнал социальных проблем") и American Psychologist ("Американский психолог"), посвященные проблеме Б. Исследования Б. изобилуют противоречиями. В них остро ощущается недостаток согласия в отношении таких фундаментальных вопросов, как: что такое Б.? каковы ее причины? сколько всего бездомных людей? какие существуют решения этой проблемы? Что такое бездомность? Б. - это больше чем отсутствие постоянного места жительства. Это условия, в к-рых находится значительная и постоянно возрастающая доля населения в США и, вероятно, во всем, остальном мире. Б. означает отрезанность от родных людей, соц. групп и общественных орг-ций и утрату ощущения принадлежности к об-ву. Психол. последствия Б. могут быть не менее гибельными для самооценки и благополучия человека, чем потеря жилья сама по себе. Кто такие бездомные? До 1980-х гг. бездомные люди находили себе временное пристанище в таких местах, как миссии, ночлежки, притоны, но они редко оказывались без крыши над головой. Это были преим. пожилые, неженатые, белые мужчины с высокими уровнями алкоголизма, психич. заболеваний, бедности и соц. изоляции. Их называли лодырями, отщепенцами, пьяницами и психами. "Новые" бездомные - это работающие бедняки, женщины и дети. Они сравнительно молоды, б. ч. из национальных меньшинств (напр. черные, латиноамериканцы), умирают, в среднем, в возрасте 50 лет. Армия бездомных быстро пополняется незамужними женщинами, подростками и семьями с детьми. Ок. 1/3 бездомных в городах США составляют семейные люди. Причины Исслед. по проблеме Б. апеллируют к двум различным типам причин. Нек-рые порицают бездомных, считая их неприспособленными к жизни неудачниками. Б., т. о., рассматривается как ситуация, создаваемая девиантными личностями, к-рые сами несут ответственность за сложившееся положение дел. Они классифицируются преим. как алкоголики, наркоманы и психически больные. От 30 до 40% бездомных злоупотребляют алкоголем и примерно от 10 до 15% - наркотиками. Около 10% страдают серьезными психич. заболеваниями, а нек-рые сразу несколькими. Статистика не позволяет судить о том, возникают ли эти проблемы до, во время или после того, как человек оказывается бездомным. Злоупотребление алкоголем или наркотиками не рассматривается в качестве причины или следствия Б., а скорее как условие, бывшее до потери жилья и усугубляемое ею. Доля психич. расстройств среди новых бездомных не изменилась в сравнении со старыми бездомными, даже с распространением деинституционализации. По проблеме психич. здоровья бездомных был опубликован десяток статей, в каждой из к-рых в качестве причин, приводящих к Б., рассматривались бедность, безработица и др. экономические факторы. Вторая рассматриваемая исследователями область причин относится к окружению. В качестве причин, лежащих в основе Б., в исслед. часто называются крайняя нищета и нехватка доступного по средствам жилья. В 1989 г. было почти в 205 раз больше домовладельцев с низким уровнем дохода, обладающих жильем. Среди тех, у кого на 1992 г. было постоянное место жительства, почти 10 млн, обладают настолько низким уровнем дохода, что им грозит опасность пополнить ряды бездомных. В соответствии с гипотезой единичной катастрофы (single calamity hypothesis), Б. является следствием к.-л. кризиса. Следовательно, представляется затруднительным прогнозировать то, какие индивидуальные характеристики, переживания и формы поведения приводят к Б. Одним из таких кризисов является серьезное заболевание. Т. о., ухудшение здоровья может приводить к Б. и, в то же самое время, являться ее следствием. Др. кризисом является потеря работы, за к-рой последовал длительный период безработицы. Расовая дискриминация, особенно в отношении афро-американцев, сыграла немаловажную роль в возникновении проблемы Б. и в том, что она сохраняется. Сколько людей являются бездомными? На 1992 г. к категории бездомных относилось большее число американцев, чем в к.-л. др. временной период, начиная с Великой депрессии 1929 г. Реальное количество новых бездомных остается неизвестным, и приводимые цифры во многом определяются характером проводимых исслед. Существует огромное количество людей, не упоминаемых в отчетах, к-рые используют в качестве временного пристанища такие места, как тоннели метро, пустующие здания, аэропорты, парки, тюрьмы, больницы, клиники, однокомнатные номера в отелях, что приводит, по мнению отдельных исследователей, к необходимости увеличения официально называемых цифр в 2 или 3 раза. Исслед. методом поперечных срезов достаточно ограничены и характеризуются упрощенным подходом к изучаемой проблеме. Недостаточно тж и лонгитюдных исслед., к-рые бы прослеживали путь конкретных людей с момента потери жилья до выхода из ситуации Б. Количество бездомных продолжает ежегодно увеличиваться примерно на 25%. Каждую ночь на протяжении 1992 г. на улицах в США оставалось свыше 700 тыс. бездомных людей. Согласно др. оценкам общее количество бездомных достигает 7 млн. Последствия Б. часто приводит к стрессу, психич. расстройствам и злоупотреблению психоактивными веществами; наиболее распространено злоупотребление алкоголем. Заболеваемость туберкулезом среди бездомных по меньшей мере в 25 раз выше, чем среди всего населения. Среди бездомных также немало жертв СПИДа, к-рые более чем в 10 раз подвержены риску такого заболевания по сравнению с гор. населением в целом. Кроме того, бездомные, как правило, не могут получить адекватную мед. помощь или доступ к лечению. Бесплатная или льготная мед. помощь, тж как и др. программы соц. помощи, зачастую недостижимы для бездомных. Дети. Дети наиболее подвержены пагубному воздействию состояния Б. Число бездомных детей растет быстрее, чем любой др. сегмент популяции бездомных. Приблизительно 750 тыс. детей младшего школьного возраста являются бездомными, и большинство из них страдает от физ., психол. и эмоциональных нарушений. Примерно у половины обследованных бездомных детей наблюдались симптомы, требующие психиатрического вмешательства. У них может быть задержка физ. развития. За этими детьми не осуществляется надлежащего ухода, они подвержены инфекциям и заразным болезням вследствие недоедания, недостатка витаминов и минералов, антисанитарии и стесненности жилищных условий, а тж отсутствия иммунизации. У бездомных детей от 3 до 5 лет были обнаружены разнообразные поведенческие проблемы, в т. ч. нарушения сна, внимания, речи, двигательной координации, агрессивность, застенчивость, зависимость и отсутствие навыков содержания себя в опрятности. Для детей старше 5 лет зачастую характерно отреагирование своих тревог. Опасность для будущего детей представляет их убежденность, что их безнадежно "засосала" нищета. Т. о. нищета и Б. могут становиться самоисполняющимися пророчествами, переходящими от поколения к поколению. Связь между бездомным родителем и детьми ослабевает, поскольку родители в такой ситуации перестают играть роль воспитателя и кормильца. Вероятность жестокого обращения с детьми возрастает в ситуации, когда фрустрации, вызванные состоянием Б., превышают уровень родительского самоконтроля. Очень мн. бездомные дети пропускают уроки, остаются на второй год, имеют низкую успеваемость, плохо читают, не знают математики и являются практически неграмотными. Подростки. Каждый год бездомными оказываются ок. 1,5 млн детей в возрасте от 10 до 17 лет. К ним относятся беспризорники, сбежавшие из дома, брошенные дети и дети-сироты, сбежавшие из гос. детских приютов и домов. Зачастую это подростки из неблагополучных семей, в к-рых они подвергались физ. и сексуальному насилию. Проблемы со здоровьем, злоупотребление психоактивными веществами весьма распространены, как и беспорядочные сексуальные связи, к-рые делают бездомных подростков уязвимыми в отношении гепатита и СПИДа. Приблизительно 60 тыс. подростков инфицированы ВИЧ. В качестве ключевого фактора, связываемого с бездомными подростками, приводится недостаток поддержки со стороны взрослых и нормальных отношений в семье. Многие из бездомных подростков подвержены депрессии и риску суицида. Психологическая травма. Бездомные люди могут страдать от чрезмерных стрессов (напр. психол. травмы от потери дома, проживания в приюте или виктимизации). Симптомом психол. травмы является соц. отчуждение (аномия), разрыв отношений со значимыми другими и соц. институтами. Б. приводит к утрате доверия к др. людям и изоляции. Вторым симптомом является выученная беспомощность. Пережившие травму бездомные люди приходят к убеждению, что они не в состоянии сами контролировать свою жизнь и что они должны зависеть от других, чтобы удовлетворить свои базовые потребности. К числу бездомных людей, страдающих от травмирующей виктимизации, относятся ставшие жертвами жестокого обращения женщины, часть к-рых сообщает о том, что они подвергались насилию в детстве. Помимо соц. отчуждения и выученной беспомощности травмированные женщины тж могут обнаруживать др. дисфункциональные симптомы, и многие из них сами проявляют жестокость по отношению к своим детям. Возможные решения Проблема Б. в той или иной степени затрагивает каждого из нас. Когда отсутствуют кров и пища, люди не могут удовлетворить свои потребности в личностном развитии и самоактуализации. Челов. ресурсы, к-рые могут быть задействованы для улучшения качества собственной жизни, остаются неиспользованными. Поскольку в нашем об-ве Б. является прямым следствием бедности, осн. приоритетами в оказании помощи бездомным являются строительство недорогого жилья, обеспечение возможности увеличения доходов и развитие сферы общественного здравоохранения. Значение этой проблемы столь велико, что многие считают: только правительство, взявшее на себя финансирование такого проекта и руководство им, смогло бы решить ее. Отсутствие решительных шагов в конечном счете может дорого обойтись об-ву. Временные жилища станут неизменным атрибутом американского ландшафта, и количество бездомных людей будет продолжать возрастать неконтролируемыми и беспрецедентными темпами дома и за границей. По предварительным оценкам, к 2000 г. число бездомных в США может достигнуть 18 млн. Примерно 7 из 100 чел. могут оказаться бездомными в будущем. Ш. Браун

Люди могут говорить, что хотят помочь бездомным, но их поведение говорит о чем-то ином.

Несколько лет назад, когда Дэвид Слеппи (David Sleppy) гулял по центру Торонто, он заметил молодого бездомного мужчину, живо напомнившего ему собственного сына. Мужчина спал на тротуаре.

«Чей это сын?» - подумал он.

Слеппи сфотографировал мужчину, и это стало началом его книги с фотографиями, цель которой - показать невидимую жизнь бездомных людей. Книга называется «No One Sees Me» (Меня никто не видит). Название возникло в результате одной встречи во время его поездки.

«Что хуже всего для бездомного?» - спросил Слеппи одного такого человека на улице.

«Меня никто не видит», - услышал он в ответ.

Почему мы не видим

Бездомные люди невидимы ежедневно и ежечасно, потому что прохожие не замечают их на тротуарах, в парках, на станциях метро. Но, пожалуй, самый поразительный момент такого равнодушия - это когда бездомные просят людей о помощи. Такие просьбы как «Мелочи не будет?», «Доллар не дадите?» и «Помогите, пожалуйста», как правило остаются неуслышанными и незамеченными.

«Просить милостыню это ужасно. Просто это очень тяжело. Ты постоянно наталкиваешься на отказ и отторжение», - говорит Пол Боуден (Paul Boden), который несколько лет был бездомным, а сейчас работает директором-распорядителем проекта Western Regional Advocacy Project. Цель этого проекта выявление и искоренение основополагающих причин бедности и бездомности.

«Подавляющее большинство людей, идущих мимо попрошаек, игнорируют их, говорят грубости или смотрят на них так, будто это какие-то отбросы и подонки. Но есть те немногие, кто проявляют сочувствие и помогают. А есть и другие люди, которые хотя бы посмотрят такому человеку в глаза и скажут: «Прости, парень, сегодня не могу».

Одна из самых очевидных причин столь разной реакции людей на попрошаек это разница в их представлениях о бездомных.

«У людей какое к ним отношение - что они ленивые, что они заслужили то, что получили, что они не хотят работать, а просто ждут подачек. У таких людей нет сострадания», - говорит профессор психологии из Университета Уэйна Пол Торо (Paul Toro), исследующий вопросы общественного восприятия бедности и бездомности.

В ходе своих исследований Торо выяснил, что люди из таких стран, как США и Британия, где более капиталистические экономики, и где меньше социальных услуг, чаще считают, что основная причина бездомности это личные слабости и недостатки. Они по сравнению с гражданами других стран испытывают меньше сострадания к бездомным. Между тем, в США и Британии бездомных больше, чем, скажем, в Германии, где имеется гарантированный минимальный доход, где более щедрые пособия по безработице, и где больше прав у жильцов.

Тем не менее, говорит Торо, большая часть людей в Соединенных Штатах сочувственно относятся к бездомным.

«Сейчас нет усталости от сострадания, как это было в СМИ какое-то время, - отмечает он. - Такая усталость от сострадания появилась в средствах массовой информации в начале 90-х, потом их интерес к бездомным как-то выровнялся, но у общества нет».

Торо в ходе своих исследований также выяснил, что большинство людей (60%) заявляют о своей готовности платить более высокие налоги, чтобы помогать бездомным.

Но хотя абстрактные идеи о помощи бездомным людям пользуются поддержкой, реальная встреча с человеком, который просит о помощи, часто вызывает неприязнь.

«Чем ближе такая бедность к состоятельному человеку, тем отвратительнее она кажется, - говорит Боуден. - И самая большая незадача состоит в том, что отвратителен сам нищий, а не абстрактная бедность. Он неприятен. Он плохо пахнет».

По словам Боудена, в результате людям хочется неприкосновенности и уединения в общественных местах - и степень такой неприкосновенности и уединения зависит от того, кто просит помочь.

«Мне кажется, чем беднее и грязнее человек, чем темнее у него кожа, тем больше становится тот пузырь частного пространства, которым любят себя окружать прогуливающиеся американцы», - заявляет Боуден. Этот пузырь прайвеси, считает он, мешает людям проявлять солидарность с бездомными.

«Мы последние 30 лет выставляем бездомных в таком сатанинском обличии, что прохожие просто не в состоянии поверить, что и они тоже могут оказаться на улице - ведь они не сумасшедшие, не наркоманы, не алкоголики и не дураки».

Однако Роберт Прэш (Robert Prasch) с этим не согласен - на его взгляд, прохожие все-таки думают о том, что могут оказаться на улице. Профессор Прэш, преподающий экономику в Миддлберийском колледже, говорит, что на уровне подсознания некоторые люди знают, что если бы не обстоятельства, они бы тоже могли оказаться на улице.

«Психологически легче сказать себе: “Нет, я таким никогда бы не стал, потому что этот человек отличается от меня”, - объясняет он. - Так что мне кажется, что люди все же думают об этом. Думают почти инстинктивно. … А может, это комплекс вины выжившего. Люди в такой момент просто не могут смотреть на свое везение. Это начинает пугать. Приходится серьезно думать о том, что было бы, если бы на месте бездомного очутились они».

На самом деле, почти 40% американцев живут от зарплаты до зарплаты, и поэтому в случае увольнения они уже через несколько месяцев могут стать бездомными. Однако, как отмечает Прэш, очень часто многие люди, особенно из числа прогрессивистов, считают, что могут изменить такое отношение более точной информацией. Он говорит, что надо исследовать эмоциональные убеждения людей, которые возникают в юном возрасте и закрепляются в сознании человека.

Прэш продолжает: «У людей есть определенные эмоциональные убеждения, которые выходят за рамки проблем информирования. Ну, например, «Америка это исключительная страна», «Америка такое место, где ты добиваешься успеха, если напряженно работаешь», или «Я преуспел, потому что упорно работал, и потому что я исключительная личность». Если человек видит на улице много бездомных, то это начинает противоречить его эмоциональным убеждениям. Тогда, как мне кажется, люди начинают грубеть изнутри. Это типа заявления “мне надо защищать свои убеждения”».

Дэвид Левайн (David Levine), работающий заместителем декана по учебной работе на факультете международных исследований им. Джозефа Корбела Денверского университета, считает, что вопрос здесь намного шире, чем эмоциональные убеждения, когда речь идет о работе или об успехе. По его словам, отсутствие знаний о бездомных дает людям пространство, в которое они выплескивают свои страхи - а затем бегут от них.

«Мы растем с дефицитом самоуважения. Мы растем, глубоко сомневаясь в собственной ценности. … И когда мы встречаем человека, который в культурном плане представляет картину стыда или неудачи, то у нас по определению активируется свой собственный дефицит в области самоуважения. Так что в момент встречи с бездомным пробуждаются все наши внутренние чувства, и у нас возникает вопрос: “А что мне делать с этими чувствами?” С помощью этого человека мы их сдерживаем. То же самое с алчностью. Капиталисты алчные. Но мы также можем воспользоваться ими, чтобы сдержать свою алчность. Мы говорим: “Я не жадный, это капиталисты жадные”. Такое встречается очень часто…это копирование механизмов».

Левайн отмечает, что попрошайничество часто связано со стыдом, а люди реагируют на него по-разному (хотя все пытаются это чувство скрыть). Некоторые, говорит он, пытаются бежать от собственного стыда, и начинают в открытую стыдить бездомного (призывая его найти работу и т.д.). Другие могут дать денег, поскольку считают, что виноваты в стыде бездомного. Они преувеличивают свою вину в попытке устранить ущерб. Есть даже люди, говорит Левайн, которые дают часто, чтобы перенести свой стыд на других, а не испытывать его самому.

«Все это говорит о том, что существует довольно сильное, хотя и временное отождествление себя с бездомным человеком…который представляет внешнюю форму нашего внутреннего, постыдного, нуждающегося, некомпетентного и неудачливого «я», - продолжает он. - Встреча с бездомным может заставить нас ощутить стыд другого человека, который через такое отождествление становится нашим собственным стыдом».

По мнению Левайна, поскольку стыд в нашем обществе это табу, люди часто находят утешение в таких встречах. Наверное, если бы люди задумались о своем дискомфорте, они стали бы лучше понимать свои поступки.

«Я думаю, понимание наших мотивов ставит нас в лучшее положение при таких встречах с другими людьми, - говорит Левайн. - Мы меньше и реже обижаем их, когда знаем, почему делаем то, что делаем».

Лицом к лицу с бедностью

Хотя миллиарды людей живут в бедности, и многие люди желают помогать нуждающимся, проходит год за годом, а особых изменений в этом не наблюдается. И реакция на просьбы бедняков дать им денег может показать, почему это так. Встреча с попрошайкой это редкий и сложный момент, когда у одного из них есть возможность откликнуться на просьбу другого о помощи, или, по крайней мере, как-то отреагировать на нее. Но большинство людей игнорируют попрошаек, как и дискомфорт от такой встречи - точно так же, как общество в целом в глобальном контексте игнорирует бедность.

Пожалуй, первый шаг к решению проблем бедности заключается в том, чтобы проанализировать самих себя и нашу реакцию на бедность. Когда мы начинаем задумываться над своими мотивами, Боуден рекомендует нам критиковать структуры, которые вызывают бедность в общемировом масштабе.

«Попрошайничество это проявление расизма, классовой неприязни, нехватки жилья, - говорит он. - Поэтому давайте не будем просто так давать деньги и говорить себе: “Ах, как мне от этого хорошо”. Давать людям деньги, когда они попрошайничают, это не решение проблем бедности. Мы просто помогаем своему собрату-человеку, и это здорово».

Наверное, это хорошее начало. Но только начало, не более того.

Но если мы можем помочь людям, с которыми встречаемся, если мы признаем их, то, наверное, мы можем приступить к решению одной из самых серьезных проблем, которая стоит за бедностью.

Постоянные встречи с бездомными людьми во время подготовки книги помогли Дэвиду Слеппи увидеть в них самого себя. «Не видим ли мы в этом человеке часть себя самого?» - задает он вопрос в своей книге.

Слеппи говорит, что цель его проекта создать понимание того, что бездомные люди - они как все остальные, и поэтому требуют признания. Он подчеркивает: «Я теперь всегда стараюсь смотреть людям в глаза и улыбаться им навстречу. Это значит, что ты видишь их на улице, узнаешь и признаешь их».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.