Сообщение на тему дисциплина в школе. Введение

Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:
"Да что вы, он не мог. Коля очень спокойный мальчик. Он никогда не грубит взрослым».

Знают ли родители, на что способны их любимые чада, лишенные родительского контроля? Почему столь неожиданным для пап и мам являются нередко поступки детей в школе? Растерянность, изумление и недоверие к словам педагогов сочетаются подчас с агрессивностью и желанием встать на защиту «невинно обвиненного». Замечания в дневнике, вызовы в школу, обсуждение проблемы на ... Самая распространенная причина - нарушения детьми школьной дисциплины. Как вообще обстоят дела с дисциплиной в российских учебных заведениях? И как решается эта проблема?

Для первоначального ознакомления с наиболее общими тенденциями в решении проблемы дисциплины в современной российской школе и выявления направлений дальнейшего исследования был проведен опрос 42 студентов 4 курса химического факультета МПГУ. Им было предложено написать работу на тему «Проблема дисциплины в моей школе». Такая расплывчатая формулировка была выбрана не случайно – исследователь не хотел ограничивать высказывания бывших школьников жесткими рамками и накопить, насколько это возможно, как можно больше информации различного характера. Используемый в теме работы термин «моя школа» предоставлял респондентам возможность самостоятельного выбора объекта анализа и оценки состояния проблемы (в школе, которую они сами заканчивали; в той, где проходили практику; в образовательном учреждении, куда отдельные студенты уже устроились на работу).

Как показало изучение работ студентов, большинство выбрали для оценки первый вариант (24 человека), 5 человек – школу, где проходили практику и 13 человек анализировали собственную педагогическую деятельность с позиций проблемы дисциплины в школе. Большинство школ, которые указали студенты, находятся в Москве и Московской области (28 работ).

Исследователь, определив, таким образом, тему работы, тем не менее, попросил респондентов отразить, главным образом, следующие моменты: формы нарушения школьной дисциплины и приемы, которые использовали учителя для установления порядка.

Анализ работ показал широкий спектр нарушений дисциплины.

1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках (данная форма была указана в 38 работах);

2 местo – хождение по классу во время урока (указали 7 человек);

3 место - прогулы уроков (4 человека).

Упоминания о данных нарушениях присутствовали во всех трех категориях работ (работы, содержащие воспоминания о своих школьных годах; работы практикантов и работающих учителей). Содержались также указания на такие традиционные формы нарушений, как:

Порча школьного имущества и оборудования;

Уничтожение школьной документации;

Опоздания на уроки.

Вместе с тем были указаны такие формы нарушений, которые являются характерным явлением нашей эпохи. Среди них: прослушивание музыкальных записей с помощью плейера, обмен SMS - ками с подругой по классу во время уроков. Последний вид нарушений представляется мелкой забавой по сравнению с такими формами, как словесное оскорбление учителя (2 человека); игнорирование его вопросов (1 человек); «метание» различных предметов (бумажек, пуговиц) в педагога (2 человека), наклеивание ему на спину оскорбительных записок (1 человек). Вместе с такими поступками, как появление на уроке в пьяном виде (1 человек), игра в карты на последних партах (1 человек) данные факты производят крайне неблагоприятное впечатление.

Примечательно, что диапазон нарушений школьниками дисциплины достаточно широкий – практически каждая новая студенческая работа пополняет и без того длинный список дисциплинарных проступков.

Следует отметить, что самая тяжелая ситуация наблюдается в классах коррекции и классах, где учатся дети подросткового возраста(«у них наблюдается резкая смена настроения и поведения»).

Анализ работ показал, что очень тяжело работается в школе женщинам пожилого возраста (60 – 70 лет), тем, которые, скорее всего, пришли в школу пытаясь хоть чуть – чуть увеличить свои доходы, тем, кто не может прожить на маленькую пенсию (2 случая). Для данной категории учителей характерен, как показал опрос, низкий уровень профессионализма, который школьники, судя по всему, не могли простить, особенно если это сочеталось с психической неуравновешенностью. Об одном таком случае студентка повествовала следующим образом: «Когда у нее шел урок, слышно было всей школе, стоял невыносимый шум… Мои одноклассники позволяли себе грубые и довольно жесткие высказывания в ее адрес, обзывали ее, наклеивали какие – нибудь бумажки ей на спину и т.д. Она ничего не могла поделать. Причем и директор и завуч знали о бедственном положении на уроках истории и даже не пытались со своей стороны принять какие – нибудь меры».

Как показал анализ работ, широко распространена практика «проверки на прочность» новых учителей. «Что мы только не вытворяли: кричали, кидались бумажками, кушали на уроке, даже кто – то подрался!», - пишет студентка. Не каждый педагог справлялся с данной проблемой, выдерживал такое давление, продолжая работать. Указывались случаи, при которых учителя покидали кабинеты во время занятий, отказывались от наиболее «отличившихся» классов, увольнялись в течение года.

Вот что нередко творится за закрытыми дверями школы. Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи?Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать «своим» в определенной группе, приобрести признание одноклассников, что и толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определенные нормы поведения.

Но какие еще причины нарушений школьной дисциплины действуют? Следует указать, что респонденты пытались их проанализировать. На первое место студенты поставили непрофессионализм («проблема дисциплины – следствие плохого преподавание как такового, то есть ученикам настолько неинтересен предмет и педагог, что они всячески пытаются избегать и то и другое теми или иными способами»). Студенты также убеждены, что «нельзя ожидать от учеников средней школы развитого уровня самодисциплины, осознанной заинтересованности в качестве получаемых знаний». Указывалось, что нарушения дисциплины на уроках молодых педагогов часто связаны с небольшой разницей в возрасте между учителем и учениками, которым подчас психологически трудно воспринять своего учителя как «полностью взрослого человека». Отмечалось также негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.

Какие же приемы и используют учителя? Наиболее часто упоминалось студентами, как это ни прискорбно, повышение голоса, крики (15 человек). Однако этот прием оценивался бывшими школьниками крайне негативно («ступор школьников», «страх» и противоположная реакция, на которую указывает студентка, работающая в школе – «из этого ничего не получилось, так как они начали разговаривать еще громче»). По всей видимости, шумовые эффекты в наших школах преобладают – помимо крика, педагоги любят бить указкой (линейкой) по парте. Встречаются и случаи рукоприкладства («толкнул в спину опоздавших», взял за горловину свитера и отшвырнул назад», «ударил учебником по голове» и т.п. – 4 случая). По - прежнему педагоги прибегают к помощи директора (правда, не столь часто – 3 случая), вызывают родителей в школу (3 случая). Студенты вспоминали ситуации словесного оскорбления со стороны педагогов, унижений, высмеиваний (3 человека). Авторитарный стиль общения также указывался студентами, однако они глубоко уверены, что установленная таким образом дисциплина поддерживается страхом, отражается негативно на самочувствии детей. Отмечались случаи выставления двоек за поведение («только в силу слабости свого характера может использоваться», «безобразий будет еще больше»), записи в дневниках, удаление из класса.

При этом следует отметить, что большинство респондентов убеждено, что решение проблемы дисциплины напрямую связано с ростом профессионального мастерства педагогов. Высоко оценивалось знание своего предмета, методики его преподавания (увлекательность изложения, привлечение дополнительных материалов, разнообразные виды деятельности на уроке, разноуровневые задания, которые позволяли занять каждого ребенка, энергичный темп ведения урока и т.п. - 17 человек). Респонденты также отмечали позитивное влияние на дисциплину выдержки педагога, дружелюбного отношения к ученикам. Указывалось также разнообразие форм внеурочной деятельности, которые способствовали созданию благоприятного психологического климата в школе, позволяли ученикам и педагогам лучше узнать и понять друг друга, ценить общение (6 человек).

При анализе работ студентов поражает многообразие применяемых педагогами «репрессивных» . Как показывает исследование, в школах не уделяется должного внимания предупреждению нарушений дисциплины, учету возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Дисципли́на (от лат. Disciplina)- выдержанность, строгость - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению.

3 слайд

Описание слайда:

Учебная дисциплина – правила поведения школьника в общеобразовательном учреждении, соответствующие уставу школы и внутришкольному распорядку, общеобязательные для исполнения каждым участником образовательного процесса.

4 слайд

Описание слайда:

Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. В школе, как и во всех областях жизни, необходимы организованность, четкий порядок, точное и добросовестное исполнение требований учителей. Школьная дисциплина должна быть сознательной, основанной на понимании смысла и значения требований воспитателей и органов детского коллектива. Учащиеся должны не только сами соблюдать требования школы, но и помогать учителям и руководителям школы бороться с нарушителями дисциплины.

5 слайд

Описание слайда:

Ответственность учащихся за соблюдение дисциплины возникает при совершении ими дисциплинарных проступков. К ним относят: нарушение устава образовательного учреждения, хулиганство, жульничество, неуважительное отношение к взрослым, приводящее к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, предъявляемых к обучающимся. Следует отличать недисциплинарные поступки от дисциплинарных проступков. Последние как раз квалифицируются как правонарушения и являются предметом правового регулирования. В соответствии с законодательством об образовании юридическая ответственность обучающихся наступает в случае противоправных действий, грубого и неоднократного нарушения Устава учреждения.

6 слайд

Описание слайда:

Содержание школьной дисциплины и культуры поведения учащихся включает в себя следующие правила: - не опаздывать и не пропускать занятий; -добросовестно выполнять учебные задания и старательно овладевать знаниями; - бережно относиться к учебникам, тетрадям и учебным пособиям; - соблюдать порядок и тишину на уроках; - не допускать подсказок и списывания; - беречь школьное имущество и личные вещи; -проявлять вежливость в отношениях с учителями, взрослыми и товарищами; - принимать участие в общественно полезной работе, труде и различных внеклассных мероприятиях; - не допускать грубости и оскорбительных слов; - быть требовательным к своему внешнему виду; - поддерживать честь своего класса и школы и т.д.

7 слайд

Средняя общеобразовательная школа

Реферат на тему: Школьная дисциплина

учащегося 10-А класса

Аблякимова Эльмара

Руководитель: учитель

по правоведению

Губин. Г.А.

Ромашкино - 2012

Немного о Дисциплине

ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina)- определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Я думаю, что тема о дисциплине очень близка к теме об авторитете. Окончательное решение обоих вопросов зависит от решения темы свободы в воспитании. Свобода является фактором, связующим и углубляющим две данные темы. Тема дисциплины, конечно, гораздо легче по сравнению с темой об авторитете. Однако, такой взгляд верен лишь при узком понимании термина дисциплина. Если тему о дисциплине расширить до вопроса о принуждении в воспитании вообще, то тема, конечно, значительно углубляется.

Дисциплина, в сущности, есть организованное принуждение. Организованное в том смысле, что не всякое принуждение (напр. случайное) есть дисциплина. Дисциплина, будучи организованным принуждением, является в то же время и организующим началом, началом, организующим порядок, заранее установленный. Конечно, всякая дисциплина сама по себе не является целью, но есть только средство для достижения определённой цели.

ШКОЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Что касается школьной дисциплины, которая служит для решения внутренних задач школы. В школе, однако, существует принуждение внешнее и внутреннее, наличие внешнего принуждения детей в школе дает повод ставить вопрос о школьной дисциплине, т.к. дисциплина всегда считалась основным правилом внутреннего устройства школы.

Школьная дисциплина - это определенный порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Обычно выделяют внешнюю и внутреннюю дисциплину.

Внешней дисциплиной называю послушание, повиновение и подчинение, в основе которых лежат внешние положительные и отрицательные санкции - поощрение и наказание.

Внутренней дисциплиной называют способность школьника к торможению нежелательных импульсов, самостоятельному управлению своим поведением. В основе её лежат усвоение правила и нормы, выступающая как внутренняя потребность.

Главное условие, обеспечивающее дисциплинарное поведение школьников на уроке - тщательно разработанный урок. Когда урок хорошо построен, четко спланированы все его моменты, если все дети заняты делами, они не будут нарушать дисциплины. Ребенок регулирует свое поведение неосознанно: его привлекает ситуация интереса. Поэтому, как только урок становится неинтересным, дисциплинированное поведение исчезает.

Но учитель не каждый урок может сделать интересным, да и секреты педагогического мастерства познаются не сразу. Дисциплина же нужна на каждом уроке, с самого первого дня пребывание ребенка в школе. Есть ли выход?

Важным фактором, влияющим на дисциплинированное поведение школьников на уроке, выступает тип отношений между учителем и детьми.

Главным критерием типа выступает позиция, которую занимает учитель по отношению к классу, организуя и регулируя дисциплинированное поведение учеников на уроке.

При демократическом стиле учитель организует совместную с детьми деятельность по управлению их поведением, он внутри класса

При либерально-попустительском стиле отношений учитель не управляет поведением детей, находится в стороне от них. Не ставит перед детьми цели.

Позиция учителя выражается, прежде всего в том, какие методы управления поведением пользуется учитель. В своей практике использую 3 метода: убеждение, требование, внушение.

Метод убеждения до сознания школьников доводятся нормы и правила поведения. Ребенок должен почувствовать и осознать ценность и значимость дисциплины для себя и окружающих.

Смотри, когда ты не отвлекаешься и буквы красивые получаются, а когда вертишься и буквы скачут.

Если кто-нибудь захочет что-то спросить, то поднимите руку. Нельзя кричать с места и мешать товарищам. Они заняты работой, они думают.

Требование выполнения правил поведения на уроке обычно выражается, в категоричных формах:

приказания: Все сели!, Руки на парты!;

запрещения: Не листать учебники, Не болтай ногами;

распоряжения: Коснулись спинки парт, Работаем молча! Абсолютная тишина в классе.

Доброжелательное внушение может принимать доверительного наставления Саша, ты разговариваешь и мешаешь нам, Сережа, я боюсь, что из-за тебя мы не сможем решить задачу, Коля, будешь вертеться, ничего не поймешь.

Мне нравиться учителя, которые используют смешанный авторитарно-демократический стиль руководства для воспитания дисциплинированности. При этом стиле всё подчинено работе, учитель убеждает учащихся в том, что дисциплина - залог успешной учебы. Дисциплинированное поведение детей стабильно. Развивается навык саморегуляции поведения и навык подчинения учителю.

Дисциплина (лат. disciplina) – в переводе значит: учеба, воспитание, школа. В словарях, одно из определений - это поведение, направленное на порядок, подчинение указаниям. Значении дисциплины для школьного обучения подчеркивали еще такие корифеи отечественной педагогики, как Сухомлинский и Макаренко. Поговорим о том, какие нарушения дисциплины встречаются в современной школе и как навести порядок на уроке.

За период своего взросления ребёнок включается в различные системы значимых для него отношений, которые определяют процесс формирования его личности. С поступлением в школу ребёнок включается в новую систему. Новая социальная ситуация вводит его в строго нормированный мир и требует произвольности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительных действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессовая. Все учителя и в первом классе и в одиннадцатом, молодые и опытные сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, "заводить" класс и исподтишка срывать объяснение материала.

Наша задача состоит в том, чтобы выявить причины нарушения дисциплины и создать условия для её корректировки. Остановимся подробнее на причинах. Все причины тесно взаимосвязаны и превращаются в проблему дисциплины в классе. Нам кажется, что истоки надо искать в далёком детстве.

В последние годы часто наблюдаются нарушения нервно-психической сферы у детей, которые могут развиваться по самым разным причинам. У большинства в основе лежат остаточные явления раннего органического поражения ЦНС (патология беременности и родов, частые болезни в детстве, ушибы головы). Врачи в медицинской карте будущего школьника ставят заключение "здоров". Родители скрывают от учителя нарушения здоровья своего ребёнка, боясь открыть тайну, не думая о том, сможет ли ребёнок просидеть хотя бы 5 минут на уроке? Ему просто физически трудно это сделать, так как неадекватная оценка родителями здоровья своих детей приводит к тому, что учителю приходится заниматься с детьми с нарушениями мозгового кровообращения, водянкой головного мозга и другими заболеваниями. Уходит долгое время, пока озабоченный трудностями в развитии и обучении ребёнка учитель докажет родителям необходимость своевременного обследования, лечения, снижения учебной нагрузки. Учителю приходится столкнуться с непониманием родителей, а часто с агрессией.

У современных родителей, а это обычно молодые люди до 30 лет "вошло в моду" отдавать ребёнка на воспитание бабушек . Это объясняется, по словам родителей, поиском хорошей работы, заработка, отсутствием жилья и многими другими причинами. Но чаще всего они просто уклоняются от воспитания ребёнка. Какими бы замечательными не были бабушки-дедушки, ребёнку требуется именно мама. Раннее отлучение от груди ребёнка приводит к тому, что на уроках они сосут ручки, грызут ногти и это так увлекает, что ребёнок не способен воспринимать речь учителя. На этом фоне при неправильной реакции учителя и насмешек одноклассников может развиться агрессивность. Недополучение материнской ласки и любви не проходит бесследно. Ребёнок ощущает себя брошенным и даже виновным. Мама оставила его потому, что с ним что-то не так. Тем более, если у мамы есть ещё дети, которые живут с ней. Он пытается взрослым доказать, что с ним всё в порядке, ведёт себя слишком активно. В начальной школе с каждым годом увеличивается количество гиперактивных детей, которые плохо понимают слово "нельзя", показывают негативное самоопределение, капризничают, не имеют чёткого разделения определений "плохой" и "хороший", совершают необдуманные поступки. Эти дети постоянно ёрзают на стуле, качаются, ходят по классу во время урока, могут выйти в коридор, заявляя "Я устал". Все эти проблемы являются порождением материнской депривации.

Большое значение имеет стиль семейного воспитания . При попустительском стиле родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание. Непоследовательно и неумело используют методы поощрения и наказания. Родители постоянно демонстрируют ребёнку образцы двуличного отношения с окружающими, грубое решение межличностных вопросов при ребёнке. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности. Младшие школьники этого типа слывут в детской среде ябедами, подлизами. Они любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Во время урока быстро устают и стараются любыми предлогами увильнуть от работы. Часто недобросовестно относятся к поручениям учителя. Для ни нередко не существует запретов и нравственных норм. Такие учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает обнаруживаться в младшем школьном возрасте, но ярко проявляется - в старшем.

Первоклассники не умеют общаться, грамотно выстраивать отношения между собой, а это влечёт за собой частые ссоры на переменах и уроках. Дети не умеют и не желают слушать учителя, товарищей во время урока, других занятий. Причиной является заблуждение родителей и воспитателей, полагающих, что главным при подготовке к обучению в школе является овладение детьми чтением, письмом, счётом. Для хорошей адаптации в школе эти навыки являются второстепенными. Это знают учителя начальной школы. Интеллектуально развитому ребёнку может и не составит труда запомнить учебный материал, но ребёнку с какими-либо проблемами здоровья, поведения очень трудно долго заниматься и сидеть спокойно. Его поведение отвлекает других детей, раздражает воспитателя. К сожалению, имеет место выведение таких детей из детского сада, а следствием этого является возврат в семью с попустительским стилем воспитания, спять на воспитание бабушки. Ребёнок лишается возможности научиться общению, взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Главное, чему должен научиться ребёнок при поступлении в школу - это умение сидеть спокойно, слушать и слышать, правильно выполнять предлагаемые задания. В детском саду основной задачей стоит воспитание активной, любознательной, инициативной личности. Ребёнок должен научиться положительному отношению к себе, прежде всего, обладать чувством собственного достоинства и уверенностью в своих силах. За короткие 4 года в начальной школе учителю необходимо воспитать и научить, а часто переучить всех детей. Но это невозможно сделать одинаково со всеми учениками, ведь развитие каждой личности идёт по своей траектории и в свои сроки. Отсюда проблема при переходе в среднее звено.

Итак, подведём небольшой итог. Причины, о которых мы сейчас сказали, а это - нарушении нервно-психической сферы, патологии здоровья, стили семейного воспитания, неправильная постановка акцентов в подготовке детей к школе и являются причинами, порождающими проблемы в школьном обучении и дисциплины.

Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания.

Некоторые ученики ведут себя плохо для того, чтобы учитель уделил им особое внимание. Они хотят быть в центре внимания, требуют его всё больше и больше. Суть их "плохого" поведения - демонстративность. Такие поступки отвлекают весь класс, учителя, и работать становится невозможно. Какова же природа такого поведения? Потребность во внимании - базовая психологическая потребность. Иногда ребёнку получить "сердитое" внимание лучше, чем не получить никакого. Закрепляется мнение, что к нему будут относиться внимательнее, если он будет вести себя плохо. Чем меньше внимания ребёнок получает дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе. В младших классах действия таких учеников направлены на учителя. Ребёнок хочет быть рядом с учителем, желает быть замеченным, понравиться, рассказать обо всём. В средних и старших классах им нужна уже более широкая аудитория: и одноклассники, и учителя. Возникают вопросы не по существу, реплики вслух, игры на уроке, комментарии по ходу урока, шумное несдержанное поведение, работа в замедленном темпе, просьба объяснить "всё ещё раз для меня". На самом деле ученики показывают, что хотят взаимодействовать с вами, но не знают как.

Поведение, направленное на утверждение собственной власти.

Некоторые ученики негативно ведут себя, потому что для них важно установить свою власть даже над учителем, классом. Ученики, стремящиеся добиться этого, постоянно "задевают" нас, бросают вызов. Они могут не обращать внимания не замечания учителя, шуметь в то время, когда остальные работают, жевать жвачку, играть сотовым телефоном. Им нужны зрители, свидетели их власти. Они провоцируют учителя перед классом неуважительным отношением, демонстративной защитой товарищей, проявляя синдром "адвоката" в вежливой форме, но с явным сарказмом, используя "маску пренебрежения" или "маску сочувствия". Поведение учеников, добивающихся власти, может проявляться в активной и пассивной формах. Активная форма - это вспышки негодования (неуважительно отвечают, хамят). Пассивная форма - тихое непослушание, оправдание ленью, забывчивостью или плохим физическим состоянием.

Самый тяжёлый случай взаимодействия и воспитания - месть как цель "плохого" поведения. Часто дети с такой мотивацией поведения выглядят недовольными, угрюмыми, злыми. Когда ваш ученик устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесённые ему обиды, реальные и воображаемые. Иногда дети мстят учителю за обиду, нанесённую другими. В какой форме проявляется месть? Это могут быть прямые и непрямые акты физического насилия, к последним относится, например, порча школьного имущества (пачкают стены, вырывают страницы из библиотечной книги, ломают цветы). К сожалению, всё чаще взрослые сталкиваются с такими способами мести и шантажа, как алкоголь, наркотики, преступления.

Поведение ученика может быть деструктивным, если его цель - избежать неудачи. Эти дети не задевают вас, не вносят хаос в деятельность класса, хотят быть незаметными, но они очень редко взаимодействуют с классом и учителем. Часто ученики, боящиеся неудачи, ничего не делают, надеясь, что этого не заметят. Часто им кажется, что они не соответствуют запросам учителей, родителей, своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они любят откладывать выполнение задания "на потом", не доводят начатое дело до конца, оправдываются плохим физическим состоянием, медицинским диагнозом, попросту уходят с урока. Такой приём эти дети постоянно используют как способ защиты, что не способствует улучшению их успеваемости и социальному развитию.

Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи? Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности . Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать "своим" в определённой группе, приобрести признание одноклассников, что толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определённые нормы поведения.

Отмечается также негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, компьютерных игр, проповедь насилия, тематика криминала.

Вывод: причин нарушения дисциплины на уроках великое множество, но мы считаем, что это основные проблемные моменты, на которые необходимо уделить своё внимание каждому педагогу. Ещё раз уточним эти моменты.

1. Нарушение нервно-психической системы у детей, которые могут развиваться по разным причинам (в основе у большинства лежат остаточные явления раннего органического поражения, частые болезни).

2. Материнская депривация, то есть отказ от воспитания ребёнка и передача его в руки бабушек.

3. Попустительский стиль семейного воспитания.

4. Неправильная постановка акцентов в подготовке ребёнка к школе.

5. Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания.

6. Установление детьми собственной власти над коллективом.

7. Месть как цель "плохого" поведения.

8. Избегание собственных неудач.

9. Эффект стадности, которому подвержен большой процент детей.

10. Негативное влияние СМИ, компьютера.

Общения с детьми, рост профессионального мастерства напрямую связаны с дисциплиной. При авторитарном стиле общения установленная дисциплина, видимая со стороны, поддерживается страхом, отражается негативно на самочувствии детей. Шумовые эффекты воздействия на учеников, то есть - повышение голоса, крики, стук указкой по парте, доске вводят некоторых учеников в "ступор", страх перед школой, и в противоположную реакцию - начинают говорить ещё громче. Иногда педагоги используют словесные оскорбления, высмеивание перед коллективом, что вызывает у школьника чувство боязни школы. Ученик не должен скучать без дела, так как от безделья начинает заниматься посторонними делами, отвлекать от работы других, что раздражает учителя. Увлекательность изложения, привлечение дополнительных материалов, разнообразные виды деятельности позволяют вовлекать каждого ребёнка в урок. Позитивное влияние на дисциплину также имеет выдержка педагога, дружелюбное отношение к ученикам, знание возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

Каковы бы ни были цели и причины плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Если мы научимся идентифицировать цель нарушения поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником, заменить неконструктивный способ общения на правильный и эффективный. От того, как педагог справляется с конфликтными ситуациями, зависит атмосфера в классе, взаимоотношения между учителем и учеником, мироощущение детей, их жизненный тонус. Педагог должен уметь корректировать негативное поведение учащихся, не причиняя вреда и не теряя своего авторитета.

      Формы нарушения дисциплины

Мы не должны забывать, что соблюдение норм и правил дисциплины и культуры, поведения обеспечивает успех во всех сферах деятельности человека. Если он четко выполняет нормы, правила и требования, необходимые для осуществления возложенных на него обязанностей, если он проявляет пунктуальность, аккуратность и добросовестное отношение к работе, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в этой деятельности и повышения ее качества, что, безусловно, важно как для общества, так и для самого человека.

Вместе с тем дисциплина и культура поведения обладают большим воспитательным потенциалом. Здесь следует сказать и о школьной форме. Они делают человека подтянутым, сдержанным, способствуют формированию умения подчинять свои действия и поступки достижению поставленных целей, побуждают к самоконтролю и самовоспитанию и преодолению имеющихся недостатков. Все это и делает воспитание сознательной дисциплины весьма существенной задачей нравственного формирования личности.

Самые распространенные формы нарушения дисциплины в школе: разговоры на уроках, драки, хождение по классу, прогулы уроков, порча школьного имущества, уничтожение школьной документации, опоздание на уроки, пользование плеером или мобильным телефоном, словесное оскорбление учителя, игнорирование вопросов учителя, «метание» различных предметов по классу, игра в карты, игра в компьютерные игры, курение на территории, прилегающей к школе.

      Приемы для установления порядка в классе

Отсутствие дисциплины на уроке у педагога нередко бывает, когда в классе есть неразрешенная конфликтная ситуация, для разрешения которой не всегда достаточно лишь откровенного разговора между учителем и учениками. Следует обратиться за помощью к психологу или к социальному педагогу, если самостоятельно решить конфликт не получается.

Нужно заинтересовать учеников темой урока. Провести экскурсии на предприятия или в музей перед занятиями. Это вызовет интерес к материалу, изучаемому во время урока - проблем с дисциплиной не возникнет.

Хорошая дисциплина на уроке часто является следствием хороших взаимоотношений между учителем и детьми, поэтому следует относиться к учащимся тактично, уважать их достоинство, и они не позволят себе бестактного поведения.

Следует поддерживать контакт с родителями. Но обращаться за помощью к ним и к администрации школы только в экстренных случаях. Таким путем возможно добиться хорошего поведения лишь на некоторое время.

Следовательно, чтобы дети соблюдали дисциплину на уроках, необходимо наладить отношения с ними, стать им другом, но не переходить черту, тогда ученики посчитают, что им все дозволено.

      Решение проблем дисциплины на уроке

В современной школе используются разнообразные методы решения проблемы дисциплины, в том числе и «репрессивные» методы (вызовы родителей, записи в дневнике, удаление из класса и др.). В школах не уделяется должного внимания предупреждению нарушений дисциплины, учету возрастных и индивидуальных особенностей детей. По всей видимости, учителя не имеют достаточной подготовки в этой области, плохо знакомы с основными подходами к решению проблемы дисциплины в современной психологии и педагогике.

Мотивационный подход к решению проблемы учебной дисциплины отражен в работе С. В. Кривцовой и Е. А. Мухаматулиной «Воспитание: наука хороших привычек: Практическое руководство для педагога и школьного психолога» (1996). Авторы убеждены, что, нарушая дисциплину, школьник осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из следующих целей (мотивов): привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. В исследовании предлагаются конкретные методы педагогического реагирования на дисциплинарные проступки в зависимости от выявленного мотива. Так, при наличии такого мотива, как месть, авторы обозначают следующие стратегии поведения: изящный уход (признание власти ученика, перенесение обсуждения вопросов на другое время, соглашение с учеником, изменение темы и т.п.); удаление (в другой класс, специальное помещение, изоляция в кабинете школьной администрации и т.п.); установление санкций (лишение права заниматься чем – либо, прекращение взаимодействия с другими учениками, требование встречи с администрацией, родителями, возмещение ущерба и т.п.). Следует отметить, что исследователи дают определенные характеристики поведения школьников, которые помогают учителю выявить конкретный мотив и избрать эффективный способ реагирования. Однако на практике, даже зная указанные характеристики, педагог может ошибиться и неправильно определить мотив, так как невозможно только на основе наблюдения за поведением ребенка определить, что им движет. Тем более, данный подход к решению проблемы дисциплины сложно реализовывать в новом классе, когда учитель плохо знает детей и может неправильно истолковать их поступки.

Выводы по Главе I

Умение предотвратить негативное поведение - один из важнейших организационных навыков педагога. Специалисты считают, что большинство проблем, связанных с поведением на уроке, возникает из-за того, что ученики не знают правил и не следуют им. Взаимопонимание между учениками и учителями создаются похвалами, поощрением хорошего поведения и управлением доверия в классе. Дисциплинарные меры крайне редки в обстановке уважения и доверия между учителями и учениками.

Ключом к минимизации дисциплинарных проблем является именно умение учителя управлять классом. Хорошим преподавателям удается обратить должное внимание на потребности всех учеников во время урока. К сожалению, исследования показывают, что большинство преподавателей чаще всего уделяют внимание одним и тем же ученикам, игнорируя других. Естественно, такое поведение учителя увеличивает вероятность плохого поведения учеников.

Хороший учитель умеет анализировать поведение учеников и делать вывод, поможет ли установленное им правило справиться с ситуацией. Поэтому преподаватели, устанавливающие ясные, прозрачные требования к поведению учеников, более успешны в управлении классом и сталкиваются с меньшим количеством дисциплинарных проблем, чем те, кто не формулирует подобных требований. Заранее продекларированные правила предоставляют возможность учителю решать дисциплинарные проблемы в индивидуальном порядке, и потому поступки нескольких учеников никогда не отразятся на поведении всего класса.

Важно помнить, что требования должны быть ясные и конкретные. Постоянство, с которым преподаватель реагирует на нарушение правил, важно так же, как и установление требований к поведению. Постоянство в сочетании с должным управлением помогает преподавателю снизить до минимума показатели плохого поведения учеников на уроке.

Чуткий учитель способен решать большинство дисциплинарных проблем, не прибегая к помощи администрации школы. Он понимает, что снизив количество дисциплинарных проблем в классе, сможет значительно повысить успеваемость учеников. Ведь чем меньше времени уходит на решение подобных проблем, тем больше его остается на обучение, а чем больше времени идет на обучение, тем больше знаний получают ученики.

Сила учителя - в мастерстве, в умении вовлечь каждого, в умении организовать работу так, что каждому есть дело по его способностям. (Антология гуманной педагогики. С. Соловейчик, Москва Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007 г.)

Воспитательный процесс в школе ставит основной своей задачей создание гармонически развитой личности. Одним из положительных результатов успешно проведенного педагогического процесса является дисциплина в классе и школе. Этот результат, в свою очередь, позволяет результативно провести процесс дальнейшего образования и воспитания.

Именно поэтому проблема организации дисциплины в школе, а также проведение специальных мероприятий по обеспечению дисциплины являются основной задачей учителя и коллектива школы в целом.

Дисциплиной считается соблюдение всеми учащимися школы определенных норм поведения, перечень которых приведен в уставе школы. Чаще всего с проблемой недисциплинированности в классе сталкиваются молодые неопытные учителя. Это может быть вызвано тем, что учитель еще не успел заработать авторитет.

При этом учителя могут портить свои уроки неуместными интонациями, бестактностью, своими странностями, вообще всем тем, что выводит класс из делового равновесия. Однако учитель иногда не учитывает, что испортиться может даже самый хороший порядок по объективным причинам – если дети утомились. При этом нужно просто дать детям отдохнуть, изменить характер работы. Или, например, дети отвлечены какими-то событиями, например общешкольными мероприятиями.

Это делает учащихся излишне эмоциональными. Существует также нарушение дисциплины отдельными учащимися. Это явление не такое массовое, как вышеописанные, но способны разрушить рабочую обстановку в классе, т. е. пострадает в результате весь класс.

Причин нарушения порядка на уроке отдельными учащимися может быть очень много. Если попытаться классифицировать их, то получатся две большие группы.

Причины, связанные с общим настроением класса. Отдельные учащиеся острее, чем все другие, воспринимают это настроение и соответственно активнее, иногда болезненнее реагируют.

Причина нарушения связана уже с непосредственной инициативой отдельных учащихся, класс в нормальном состоянии.

В свою очередь в этой группе можно выделить такого рода нарушения дисциплины: нарушения, обусловленные воздействием извне (борьба с этими явлениями потребует серьезной воспитательной работы с родными учащихся):

1) нарушения, связанные с качеством урока (он идет нудно, неинтересно, хочется развлечься);

2) нарушения, связанные с внутренней жизнью класса (с ними нетрудно справиться, если знать, какие именно события взбудоражили учеников);

3) нарушения, проистекающие от ненормальных личных взаимоотношений учителя и ученика (единственный способ борьбы – изменение взаимоотношений). Причиной нарушения порядка может быть болезненное состояние учащегося (это вызывает раздражительность, грубость, вялость, апатию, потерю внимания).

Все правила поддержания дисциплины на уроке должны бить по конкретным причинам, вызывающим нарушение порядка. Следовательно, для успешного поддержания дисциплины в школе необходимо знать все причины, способные вызвать ее нарушение.