Анализ примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С

Введение 3

Комплексное планирование организованных видов детской деятельности 4

Примерное комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей 5

Организованная образовательная деятельность (комплексные игровые занятия) 37

Детский сад. Рисование игрушек 37

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Режим дня 38

Жизнь в детском саду. Лепка Чебурашки 40

Модель детского сада. Комплекс упражнений «Веселые ребята» 41

Рассказ В. Осеевой «Сторож». Песня «Если добрый ты…» (музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского) 43
Сезонные наблюдения (ранняя осень). Рисование на тему «Осень в лесу» 44

Геометрические фигуры (прямоугольник). Подвижные игры 45

Ранняя осень. Лепка осеннего дерева 46

Аппликация «Букет в вазе». Игра «Что нам осень принесла?» 48

Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге». Песня «Осень» (музыка Ю. Чичкова, слова И. Мазнина) 49

Игрушки. Рисование любимой игрушки 50

Числа 1, 2. Геометрические фигуры. Комплекс развивающих движений «Лягушата» 52

Описание игрушки. Лепка пирамидки 53

Бумажная лягушка. Упражнения «Мяч», «Матрешки» 55

Играем вместе. Музыкальная композиция «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского) 56

Овощи. Рисование на тему «Любимый овощ» 57

Геометрическая фигура овал. Счет до 2. Игры с мячом 59

Описание овощей. Лепка овощей 61

Аппликация «Овощи на тарелке». Комплекс упражнений «Овощи на грядке» 62

Русская народная сказка «Мужик и медведь». Игры с пением 63

Фрукты. Рисование на тему «Любимые фрукты» 65

Счет до 2. Порядковые числительные. Геометрические фигуры. Комплекс упражнений «Яблоко» 67

Описание фруктов. Лепка фруктов 68

Фруктовый ларек. Комплекс упражнений «Апельсин» 69

Сказка «Как варить компот». Песня «Колхозный сад» 70

Семья. Рисование на тему «Моя семья» 72

Образование числа 3. Цифра 3. Порядковый счет до 2. Прыжки 73

Описание семьи. Помощь по дому. Цветок для мамы 75

Аппликация «Щенок». Комплекс упражнений «Ловкие ножки» 76

Помощь родителям. Колыбельная песня «Баю-бай» (музыка М. Красина, слова М. Черной) 77

Золотая осень. Октябрь. Рисование на тему «Лес в октябре» 78

Куб. Счет в пределах 3. Подвижно-речевые игры 79

Изменения в природе в октябре. Красная рябина 81

Конструирование дерева. Подвижные игры 82

Рассказ В. Осеевой «Синие листья». Танец с осенними листочками 84

Мебель. Рисование на тему «Ковер» 85

Счет в пределах 3. Подвижные игры 87

Описание мебели. Оборудование комнаты. Лепка стола, стула, кровати 88

Аппликация «Коврик». Подвижные игры 89

Новая квартира. Игра с пением «Веселая девочка Таня» (музыка А. Филиппенко, слова Н. Кукловской и Р. Борисовой) 90

Деревья. Рисование листьев 92

Шар. Порядковый счет до 3. Комплекс упражнений «Деревья» 94

Описание деревьев. Лепка березы и елочки 96

Аппликация «Бабочка». Подвижные игры 99

Русская народная сказка «Дурак и береза». Песня «Ива» (музыка А. Князькова, слова И. Токмаковой) 101

Посуда. Тарелка 102

Число и цифра 4. Порядковый счет до 3. Геометрические фигуры. Подвижные игры 104

Описание посуды. Чашка, тарелка 106

Стаканчик. Игра с мячом 108

Помощь по дому. Танец с ложками 110

Поздняя осень. Паучок и рябиновая ветка 111

Счет в пределах 4. Порядковый счет до 4. Геометрические фигуры. Подвижные игры 113

Поздняя осень. Овощи на зиму 115

Аппликация «Береза». Двигательные упражнения 116

Ноябрь. Песня «Дождик» (музыка М. Красева, слова Н. Френкель) 117

Профессии. Дорога для автомобиля 119

Геометрические фигуры. Счет до 4. Подвижные игры 121

Описание профессий. Пирожное 124

Шапочка из бумаги. Упражнения с обручем 125

Стихотворение С. Михалкова «А что у вас?». Этюд-драматизация «Барабанщик» (музыка М. Красева) 127

Наземный транспорт. Машина 128

Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Счет до 4. Подвижные игры 130

Описание транспорта. Грузовик 131

Поезд. Подвижные игры 133

«Рассказ о маленьком автомобильчике» Л. Берга. Песня «Паровозик» (музыка К. Влаха, слова Н. Алпаровой) 134

Водный и воздушный транспорт. Пароход 135

Геометрические фигуры. Цифра 5. Подвижные игры 138

Описание транспорта. Самолет 140

Кораблик из скорлупы ореха. Подвижные игры 143

Русская народная сказка «Кораблик». Песня «Необычайный самолет» (музыка С. Крупа-Шушариной, слова О. Крупенчук-Вознесенской) 144

Правила дорожного движения. Светофор 145

Геометрические фигуры. Счет до 5. Цифра 5. Подвижные игры 147

Поведение на дороге и в транспорте. Машина у светофора 149

Светофор и машины. Подвижные игры 151

Светик-трехцветик. Песня «Я по городу иду» (музыка А. Перескокова, слова Т. Антоновой) 152

Праздник Новый год. Нарядная елка 153

Счет до 5. Понятия: низкий – высокий, длинный – короткий. Подвижные игры 155

Новый год. Новогодние подарки 157

Гирлянда. Упражнения с движениями 159

Рассказ Л. Воронковой «Как елку наряжали». Песня «К нам приходит Новый год» (музыка В. Герчик, слова З. Петровой) 161

Зима. Зимние узоры 162

Счет до 5. Порядковый счет до 5. Сравнение предметов по ширине и длине. Подвижные игры 163

Составление рассказа по картинке. Снег на деревьях 166

Дворец Снежной королевы. Упражнения с движениями. Подвижные игры 167

Русская народная сказка «Мороз и заяц». Музыкальная композиция «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик» П. Чайковского) 169

Зимние забавы. Снеговик 170

Геометрические фигуры. Порядковый счет до 5. Понятия: тоньше – толще. Подвижные игры 171

Составление рассказа. Лепка снеговика 173

Аппликация «Снеговик». Подвижные игры 174

Рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок». «Песня Снеговика» Ю. Энтина 175

Одежда, обувь, головные уборы. Перчатка с узором 176

Счет до 5. Геометрические фигуры. Понятия: больше – меньше, короче – длиннее. Подвижные игры 178

Описание одежды. Игра «Одень куклу». Головные уборы: шляпа, шапка, кепка 180

Головной убор. Эстафеты 181

Рассказ В. Карасевой «Оля пришла в садик». Песня «Сапожки скачут по дорожке» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной) 182

Книги. Рисование на основе силуэта 183

Геометрические фигуры. Двигательные упражнения 184

Игра-викторина. Любимый сказочный герой 187

Аппликация «Лягушонок». Подвижные игры 189

Сказка В. Даля «Лиса-лапотница». Музыкально-ритмическое упражнение «Лиса и зайцы» под музыку А. Майкапара «В садике» 191

Дикие животные. Ежик 192

Геометрические фигуры. Счет до 5. Выше – ниже. Упражнения. Подвижные игры 194

Описание зверей. Заяц 196

Аппликация «Белка». Подвижные игры 198

Русская народная сказка «Лиса, волк и медведь». Песня «Заинька пушистый» 200

Домашние животные. Кошка 201

Геометрические фигуры. Длинный – короткий, выше – ниже. Счет до 5. Подвижные игры 202

Описание животных. Рассказ по картинкам. Лепка лошадки 204

Собачка из бумаги. Подвижные игры 205

Мордовская народная сказка «Как собака друга искала». Песня «Кошечка» (музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой) 206

Домашние питомцы. Петушок 207

Сравнение предметов по ширине и длине. Счет до 5. Подвижные игры 208

Описание домашних птиц. Корзинка с яйцами 210

Аппликация «Цыпленок». Подвижные игры 212

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». Игра-драматизация «Утки и волк» 213

День защитника Отечества. Танк 214

Геометрические фигуры. Счет до 5. Подвижные игры 216

Беседа о профессиях. Вертолет 218

Бинокль. Подвижные игры 219

Рассказ В. Бороздина «Звездолетчики». Музыкальная игра «Самолеты» (музыка М. Магиденко) 220

Весна. Признаки весны 220

Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Счет до 5. Подвижные игры 222

Описание весны. Птица 223

Кораблик. Подвижные игры 225

Сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце». Украинская народная песня «Ах, весна!» 226

Забота о маме. Ваза с цветами 227

Геометрические фигуры. Счет до 5. Ориентирование в пространстве. Подвижные игры 228

Подготовка к празднику. Кувшинчик 230

Открытка. Упражнения с мячом 231

Произведение С. Прокофьевой «Сказка про маму». Песня «Мамочка моя» (музыка А. Перескокова, слова С. Антоновой) 232

Цветы. Трава и цветы на лужайке 234

Геометрические фигуры. Счет до 5. Подвижные игры 235

Описание цветов. Тюльпан 236

Цветок тюльпана. Подвижные игры 237

Рассказ С. Вангели «Подснежники». Этюд-драматизация «Подснежники» (из цикла «Времена года» П. Чайковского) 238

Птицы. Снегирь 239

Геометрические фигуры. Счет до 5. Конус. Подвижные игры 240

Описание птиц. Составление рассказа по картинкам. Дерево с кормушками 242

Аппликация «Совенок». Физические упражнения. Игры 243

Сказка В. Осеевой «Сороки». Песня «Ласточка» (музыка А. Перескокова, слова С. Антоновой) 245

Насекомые. Бабочка 246

Геометрические фигуры. Конус. Подвижные игры 248

Описание насекомых. «Божья коровка» 249

Пчелка из бумаги. Подвижные игры 251

Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди». Песня «Про меня и муравья» (музыка Л. Абелян, слова В. Степового) 252

Ящерица. Дорисовывание незаконченного рисунка 253

Геометрическая фигура цилиндр. Сравнение предметов по ширине. Подвижные игры 254

Черепаха. Фигурка черепашки 256

Черепаха из бумаги. Подвижные игры 257

Произведение М. Пляцковского «Сказка о перевернутой черепахе». Заучивание «Песенки львенка и черепахи» (музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова) 258

Комнатные растения. Фиалка в горшке 259

Геометрические фигуры. Сравнивание предметов по ширине и высоте. Подвижные игры 261

Описание комнатных растений. Фиалка 262

Букет роз. Упражнения с обручем 263

Чтение стихотворения В. Паспалеевой «Лесная фиалка». Песня «Незаметная фиалка» (музыка С. Крупа-Шушариной, слова О. Крупенчук-Вознесенской) 265

Моя страна. Мой город 266

Пирамида. Время суток. Упражнения с коротким шнуром («косичкой») 267

Моя страна. Сказочные герои 269

Аппликация «Башня». Упражнения с «косичкой» 271

Рассказ А. Гайдара «Поход». Песня «Моя Россия» (музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой) 272

Москва. Звезды Кремля 273

Геометрические фигуры. Части суток. Упражнения с гимнастической палкой 274

Описание Москвы. Твой город. Карусель 276

Мой двор. Подвижные игры 277

Рассказ Л. Толстого «Хотела галка пить…». «Пляска с султанчиком» (украинская народная мелодия в обработке М. Раухвергера) 279

День Победы. Военная техника 279

Геометрические фигуры. Сравнивание предметов. Подвижные игры 280

Рассказ Л. Кассиля «Памятник советскому солдату». Вертолет 282

Самолет из бумаги. Подвижные игры 283

Рассказ Н. Сладкова «Неслух». Подскоки под музыку «Полька» М. Глинки 284

Ягоды. Кузовок с ягодами 285

Геометрические фигуры. Сравнивание предметов. Двигательные упражнения 286

Описание ягод. Черника 288

Гроздь рябины. Упражнения с кубиками 289

Сказка Н. Павловой «Земляничка». Хоровод «Мы вокруг рябинушки…» (Ю. Михайленко) 291

Грибы. Мухоморы в лесу 292

Геометрические фигуры. Сравнивание предметов. Подвижные игры 293

Описание грибов. Мухоморы 295

Мухомор из бумаги. Подвижные игры 296

Сказка В. Сутеева «Под грибом». Песня «Я шагаю по грибы» (музыка и слова Ю. Парфенова) 298

СООТВЕТСТВУЕТ

ПРИМЕРНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ОТ РОЖ ДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ

Под редакцией

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Пилотный вариант

Издательство

МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014

ББК 74.100 УДК 373.2

Руководители авторского коллектива-доктор психологических наук, профес- сор- Н.Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования- Т.С. Комарова; Заслуженный учитель России, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР- М.А. Васильева.

М.М. Борисова -кандидат педагогических наук;А.Н. Веракса -кандидат психологических наук;Н. Е. Веракса - доктор психологических наук,Т.В. Волосовец -кандидат педагогических наук;В.В. Гербова - кандидат педагогических наук;Н.Ф. Губано- ва -кандидат педагогических наук;Н.С. Денисенкова -кандидат психологических наук;Э.М. Дорофеева -генеральный директор издательства «Мозаика-Синтез»; О.В. Дыби- на -доктор педагогических наук;Е.С. Евдокимова -кандидат педагогических наук;М.В. Жигорева -доктор педагогических наук;М.Б. Зацепина -доктор педагогических наук;И.Л. Кириллов -кандидат педагогических наук;Т.С. Комарова - доктор педагогических наук;Е.Н. Кутепова -кандидат педагогических наук;Л.В. Куцакова -пе- дагог методист;Г.М. Лямина -кандидат педагогических наук;В.И. Петрова -доктор педагогических наук;Л.Ф. Самборенко - кандидат педагогических наук;О.А. Соломен- никова -кандидат педагогических наук;Э.Я. Степаненкова -кандидат педагогических наук;Т.Д. Стульник -кандидат педагогических наук;С.Н. Теплюк -кандидат педагогических наук;О.А. Шиян -кандидат педагогических наук.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования(пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

ВВЕДЕНИЕ

Данный вариант проекта примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» опубликован в рамках общественного обсуждения примерных программ. На сегодняшний день не полностью сформирована нормативно-правовая база для создания примерных общеобразовательных программ дошкольного образования. После разработки и официального опубликования Министерством образования и науки РФ соответствующих нормативно-правовых документов в программу «От рождения до школы» будут при необходимости внесены соответствующие изменения.

Издательство и авторский коллектив будут глубоко признательны за все замечания и пожелания по содержанию программы «От рождения до школы» и учебно-методического комплекта к ней. Просим присылать ваши замечания и предложения в издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» по адресу: [email protected].

Веракса Николай Евгеньевич -доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, ректор АНО ВПО Московская педагогическая академия дошкольного образования, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование».

КомароваТамараСеменовна -докторпедагогическихнаук,профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования, заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М.А. Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные

технологии и творческое развитие личности» при педагогическом факультете МГГУ им. М.А. Шолохова.

Васильева Маргарита Александровна-Заслуженный учитель России, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР, ответственный редактор первого издания «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М., 1985).

коллектив

Арапова-Пискарева Наталья Александровна(«Формирование элементарных математических представлений»).

Белая Ксения Юрьевна -кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования («Формирование основ безопасности»).

Борисова Марина Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики ГОУ ВПО МГПУ «Институт педагогики и психологии образования» («Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»).

Веракса Александр Николаевич -кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова («Планируемые результаты освоения программы», «Проектная деятельность»).

Веракса Николай Евгеньевич -доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, ректор АНО ВПО Московская педагогическая академия дошкольного образования, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» («Пояснительная записка», «Возрастные особенности детей», «Планируемые результаты освоения программы», «Проектная деятельность»).

Волосовец Татьяна Владимировна-кандидат педагогических наук, профессор, директор Института психолого-педагогических проблем дет ства РАО («Организация и содержание инклюзивной практики в группах комбинированной направленности»).

Гербова Валентина Викторовна- кандидат педагогических наук («Развитие речи», «Приобщение к художественной литературе», «Примерный список литературы для чтения детям»).

Губанова Наталья Федоровна -кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного и специального образования ГАОУ ВПО МГОСГИ, член-корреспондент МАНПО («Развитие игровой деятельности»).

Денисенкова Наталья Сергеевна-кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии МГППУ («Ребенок в семье и сообществе», «Ознакомление с социальным миром»).

Дорофеева Эльфия Минимулловна-генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» (разработка структуры программы,

«Отличительные особенности программы „От рождения до школы“», «Особенности организации предметно-пространственной среды»).

Дыбина Ольга Витальевна -доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, Почетный работник высшего профессионального образования РФ («Ребенок в семье и сообществе», «Ознакомление с предметным окружением», «Ознакомление с социальным миром»).

Евдокимова Елена Сергеевна -кандидат педагогических наук, доцент, заведующая научно-исследовательской лабораторией проблем образования родителей ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет» («Взаимодействие детского сада с семьей»).

Жигорева Марина Васильевна -доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии дефектологического факультета ФГБОУ ВПО Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова («Коррекционная работа в ДОО (по образовательным областям))».

Зацепина Мария Борисовна -доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, профессор кафедры начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М.А. Шолохова («Музыкальная деятельность», «Культурно-до- суговая деятельность», «Примерный перечень развлечений и праздников», «Примерный музыкальный репертуар»).

Кириллов Иван Львович -кандидат психологических наук; заместитель директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) («Рекомендации по написанию основной программы»).

Комарова Тамара Семеновна -доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования, заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М.А. Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные технологии и творческое развитие личности» при педагогическом факультете МГГУ им. М.А. Шолохова («Пояснительная записка», «Приобщение к искусству», «Изобразительная деятельность», «Сенсорное развитие», «Трудовое воспитание»).

Кутепова Елена Николаевна -кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ («Организация и содержание инклюзивной практики в группах комбинированной направленности»).

Куцакова Людмила Викторовна -педагог методист, старший преподаватель института, Отличник просвещения, лауреат международного конкурса «Школа 2000» («Конструктивно-модельная деятельность»).

Лямина Галина Михайловна -кандидат педагогических наук («Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа)», «Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1–2 лет (первая группа раннего возраста)»).

Петрова Вера Ивановна -доктор педагогических наук («Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»).

Самборенко Людмила Филипповна-кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» («Кадровые условия реализации программы»).

Соломенникова Ольга Анатольевна-кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего и профессионального образования, заведующая кафедрой дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» («Ознакомление с миром природы»).

Степаненкова Эмма Яковлевна - кандидат педагогических наук («Физическая культура», «Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений»).

Стульник Татьяна Дмитриевна -кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Московского авиационного института («Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»).

Теплюк Светлана Николаевна -кандидат педагогических наук («Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа)», «Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1–2 лет (первая группа раннего возраста)»).

Шиян Ольга Александровна -кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИСО МГПУ («Психолого-педагогические условия реализации программы»).

Список используемых сокращений

ДО - дошкольное образование.

ДОО - дошкольная образовательная организация. ИКТ -информационно-коммуникационные технологии. ОВЗ -ограниченные возможности здоровья.

ООП - основная образовательная программа.

Организация -организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие образовательную деятельность по Программе.

УМК - учебно-методический комплект.

ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Â1155 от 17 октября 2013 года).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Цели и задачи реализации Программы

Примерная программа «От рождения до школы» (далее-Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).

Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание програмного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.

Ведущие цели Программы-создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-иссле- довательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита- тельно-образовательного процесса;

творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви

к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Принципы и подходы

к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы

В. В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Главный критерий отбора программного материала-его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной-как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская).

Программа «От рождения до школы»:

соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;


Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы

Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Издание 3-е, исправленное и дополненное

Руководители авторского коллектива ректор АНО ВПО «Московской педагогической академии дошкольного образования», декан факультета психологии образования РГГУ, доктор психологических наук, профессор – Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова – Т. С. Комарова.

Научные редакторы – Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Авторы А. В. Антонова, доктор педагогических наук; Н. А. Арапова-Пискарева; К. Ю. Белая, М. М. Борисова, кандидат педагогических наук; А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса, доктор психологических наук; В. В. Гербова, кандидат педагогических наук; Н. Ф. Губанова, кандидат педагогических наук; Н. С. Денисенкова, кандидат психологических наук; Э. М. Дорофеева, О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; Е. С. Евдокимова, кандидат педагогических наук; М. В. Жигорева, доктор педагогических наук; М. Б. Зацепина, доктор педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педагогических наук; В. И. Петрова, доктор педагогических наук; Т. Д. Стульник, кандидат педагогических наук; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук; С. Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.

Предисловие

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» впервые была опубликована в сентябре 2010 года. Программа была апробирована во многих регионах России и в целом одобрена практическими работниками, приславшими свои положительные отзывы. Были получены многочисленные положительные рецензии на Программу от региональных министерств и органов управления образованием различных регионов России, научных институтов и институтов повышения квалификации. Особую благодарность хотелось бы выразить практическим работникам за многочисленные отзывы, вопросы, замечания, рекомендации. Многие конкретные вопросы, касающиеся содержания Программы, внедрения ее в практику, соответствия Программы ФГТ, обсуждались в ходе форумов, конференций, семинаров, курсов в разных регионах страны.

Все полученные вопросы, замечания, предложения были тщательно изучены и учтены при доработке и подготовке к печати второго исправленного и дополненного издания (2011 г.) примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Во втором издании внесены уточнения в пояснительную записку, доработаны и дополнены разделы: «Организация жизни и воспитания детей», «Безопасность», «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы», «Взаимодействие детского сада с семьей». Обоснована необходимость разделов, посвященных воспитанию детей раннего возраста (от рождения до 2 лет). Доработаны примерное комплексно-тематическое планирование и планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе во всех возрастных группах.

В третьем издании внесены корректировки в планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе для средней группы и режимы дня средней, старшей и подготовительной групп в связи с принятием СанПиН 2.4.1.2660-10. В остальном издание идентично предыдущему, которое может использоваться педагогами с учетом указанных изменений.

В настоящее время идет разработка и выпуск полного учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Пояснительная записка

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее – Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

Ольга Отпущенникова
Патриотическое воспитание в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание .

Тема патриотического воспитания очень актуальна , поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию .

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте 1.6 говорится : «Стандарт направлен на решение следующих задач : объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». В разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования »отмечается «Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них - познавательное развитие : формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках».

Примерная программа «От рождения до школы » (далее- Программа ) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП) .

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств , как патриотизм , активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Подчёркивается патриотическая направленность Программы

В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств , любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Останавливаясь подробнее на задачах патриотического воспитания представленных в Программе можно отметить по возрастам в Образовательной области

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней : напоминать детям название города (поселка, в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка, его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики) .

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.) . Воспитывать любовь к Родине .

Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная, многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва - главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Углублять и уточнять представления о Родине - России. Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная, многонациональная страна. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Расширять знания о государственных праздниках. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Расширять представления о Москве - главном городе, столице России.

Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т. д.) .

Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.

На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Проявляет патриотические чувства , ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

Патриотическое воспитание целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма , как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ . Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования . / Под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой , М. А. Васильевой . – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.

Публикации по теме:

Ежедневное планирование в старшей группе ДОУ по программе «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС Уважаемые коллеги! предлагаю Вам пример календарного планирования (на каждый день, которое применяется в нашем детском саду. К сожалению,.

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» Н. Е. Веракса» Детский сад №18 УОА города Элиста Примерное комплексное тематическое планирование ПО ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Н. Е. ВЕРАКСА Первая.

Комплексно-тематическое планирование в средней группе по программе «От рождения до школы» КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в средней группе на 2015-2016 учебный год Календарный период (месяц, недели) Интегрирующие темы периода,.

Перспективное планирование по конструированию в средней группе по программе «От рождения до школы» Перспективное планирование по конструированию в средней группе Данный вид работы реализуется через детское творчество, художественный труд.