Таинство Покаяния (Исповедь). Трудные вопросы

Каждый раз, когда в храме совершается Божественная Литургия, перед началом службы из алтаря выходит священник. Он направляется в притвор храма, где его уже поджидает народ Божий. В его руках Крест - знамение жертвенной любви Сына Божия к человеческому роду, и Евангелие - благая весть о спасении. Священник полагает Крест и Евангелие на аналой и, благоговейно поклонившись, возглашает: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь". Так начинается Таинство Исповеди.

Само название указывает на то, что в этом Таинстве совершается что-то глубоко интимное, вскрывающее тайные пласты жизни личности, которых в обычное время человек предпочитает не касаться. Наверное поэтому так силен страх перед исповедью у тех, кто еще ни разу к ней не приступал. Сколь долго им приходится переламывать себя, чтобы подойти к исповедальному аналою!

Напрасный страх!

Происходит он от незнания того, что же на самом деле совершается в этом Таинстве. Исповедь - не насильственное "выковыривание" грехов из совести, не допрос и, тем более, не вынесение "обвинительного" приговора согрешившему. Исповедь - это великое Таинство примирения Бога и человека; это - сладость прощения греха; это - трогательное до слез явление любви Бога к человеку.

Мы все много грешим пред Богом. Тщеславие, неприязнь, пустословие, насмешки, неуступчивость, раздражительность, гнев - постоянные спутники нашей жизни. На совести почти каждого из нас лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее нас повинными гневу Божию.

При этом следует помнить, что грех - это не факт в биографии, который можно легкомысленно забыть. Грех - это "черная печать", до конца дней пребывающая на совести и не смываемая ничем, кроме Таинства Покаяния. Грех обладает растлевающей силой, способной вызывать за собой цепочку последующих, более тяжких прегрешений.

Один подвижник благочестия образно уподобил грехи... кирпичам. Он говорил так: "Чем больше нераскаянных грехов на совести у человека, тем толще стена между ним и Богом, составленная из этих кирпичей - грехов. Стена может стать настолько толстой, что животворящая благодать Божия перестает достигать человека, и тогда он испытывает на себе душевные и телесные последствия грехов. К душевным последствиям относятся нелюбовь к отдельным людям или обществу в целом, повышенная раздражительность, гневливость и нервозность, страхи, приступы озлобления, депрессия, развитие в личности пагубных пристрастий, уныние, тоска и отчаяние, в крайних формах порой переходящее в тягу к самоубийству. Это вовсе не невроз. Так действует грех.

К телесным последствиям относятся болезни. Почти все заболевания взрослого человека, явно или неявно, связаны с прежде содеянными им грехами.

Так вот, в Таинстве Исповеди совершается великое чудо милости Божией к согрешившему. После чистосердечного раскаяния во грехах пред Богом в присутствии священнослужителя как свидетеля покаяния, при чтении священником разрешительной молитвы, сам Господь Своею всесильною десницей разбивает стену из грехов-кирпичей в пыль, и рушится преграда между Богом и человеком".

Приходя на исповедь, мы каемся не перед священником. Священник, будучи сам человеком грешным, есть только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Тогда зачем исповедоваться в церкви? Не проще ли покаяться дома, наедине пред Господом, ведь Он везде нас слышит?

Да, действительно, личное покаяние до исповеди, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка, необходимо. Но само по себе оно не является исчерпывающим. Окончательное примирение с Богом, очищение от греха совершается в рамках Таинства Исповеди непременно при посредничестве иерея. Такая форма Таинства установлена самим Господом Иисусом Христом. Явившись апостолам по своем преславном Воскресении, Он, дунув, сказал им: "...примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 22-23). Апостолам, столпам древней Церкви, дана была власть снимать с сердец людей покрывало греха. От них эта власть перешла к их преемникам - церковным предстоятелям - епископам и священникам.

Кроме того, важен моральный аспект Таинства. Несложно перечислить свои грехи наедине перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии стороннего лица - священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, требует распятия своей греховности, что приводит к несравненно более глубокому и серьезному осознанию личной неправоты.

Святые отцы Таинство исповеди-покаяния называют "вторым крещением". В нем к нам возвращается та благодать и чистота, которые были даны новокрещенному и оказались утрачены им через грехи.

Таинство исповеди-покаяния есть великая милость Божия к слабому и склонному к падению человечеству, оно есть доступное всем средство, ведущее к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения.

В течение всей нашей жизни наша духовная одежда непрестанно покрывается пятнами греха. Их можно заметить лишь тогда, когда одежда наша бела, то есть очищена покаянием. На темной от греховной грязи одежде нераскаянного грешника пятна новых и отдельных грехов не могут быть заметны.

Поэтому нельзя откладывать наше покаяние и давать сплошь замарываться нашей духовной одежде: это ведет к притуплению совести и к духовной смерти.

И только внимательная жизнь и своевременное очищение греховных пятен в Таинстве исповеди может сохранить чистоту нашей души и присутствие в ней Духа Святого Божия.

Священник Дмитрий Галкин


В таинстве покаяния, или что тоже, исповеди, разрываются векселя, т. е. уничтожается рукописание наших согрешений, а причащение истинного Тела и Крови Христовых дает нам силы перерождаться духовно.
Преподобный Варсонофий Оптинский

К Таинству исповеди должно прибегать по возможности часто: душа того человека, который имеет обычай часто исповедывать свои согрешения, удерживается от согрешений воспоминанием о предстоящей исповеди; напротив того, неисповедуемые согрешения удобно повторяются, как бы совершенные в потемках или ночью.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Отгремели залпы шампанского, смолкли крики "горько"... Теперь мы женаты. И что делать дальше? Кто подскажет? Может быть, друзья в Интернете или родители? Это так страшно - остаться наедине друг с другом, - особенно когда первая волна влюбленности откатилась от нашего берега. Тут не обойтись без совета опытного священника. Потому "Вода живая" решила узнать о проблемах молодой семьи у клирика Свято-Иоанновского монастыря, духовника молодежного клуба "Чайка" протоиерея Димитрия Галкина.

Проверка ЗАГСом

-Отец Димитрий, у искренне верующих молодых людей часто срабатывает максималистская установка: зачем мне брак, если есть более предпочтительный путь монашества? Как разобраться, что для конкретного человека лучше?
-Монашество требует особой внутренней призванности, готовности целиком и без остатка посвятить себя Богу. Конечно, честь и хвала тому человеку, который выбирает это служение. Но, думая о монашеском пути, необходимо соизмерять свои силы. Прежде чем принимать окончательное решение, имеет смысл пожить в монастыре в качестве трудника, "примерить на себя" монашеский образ жизни. Впрочем, и брак требует от человека немалой жертвенности. Терпение по отношению к немощам супруга, колоссальные усилия для воспитания детей, трудности в организации семейного быта - все это тоже путь креста. А какой путь предпочтительнее?.. Это вопрос вопросов, и ответ на него человек должен найти сам.


-А возможно, что осознание приходит уже после вступления в брак?

Это означает, что человек не любит своего партнера, только и всего.


-То есть разводиться ради монашества - плохо?!
-Нужно все-таки до вступления в брак определиться, по какому пути идти. Иначе можно оказаться предателем. Конечно, церковная история знает массу случаев, когда семейные люди уходили в монастырь. Но, как правило, это происходило по взаимному согласию, когда оба супруга в какой-то момент своей жизни осознавали необходимость устремления к более высокой духовной жизни, когда их дети достигали совершеннолетия и все остальные обязательства перед миром были выполнены. Вспомним преподобного Серафима Вырицкого.


-Впрочем, что говорить о стремлении к духовной жизни, если многие и к венчанию относятся формально... -Воцерковленные православные христиане относятся к Таинству Венчания серьезно. По отношению к невоцерковленным я бы не стал применять клише: "Венчаются, потому что модно". Как показывает опыт, даже весьма далекие от Церкви пары видят в этом Таинстве попытку придать их браку некую полновесность. К сожалению, невоцерковленные люди склонны воспринимать венчание магически, как гарантию удачи в дальнейшей совместной жизни. И весьма удивляются, если их венчанный брак потом разваливается. На это следует напомнить: благодать Таинства не подается механически, а усвояется человеком в меру устремленности к христианскому образу жизни. По моему личному мнению, невоцерковленным христианам имеет смысл сначала заключить брак в ЗАГСе, и лишь проверив свои чувства, пройдя определенный путь воцерковления, венчаться. Ведь участие в любом церковном Таинстве не только сообщает благодать, но и накладывает определенную ответственность. Но, подчеркиваю, это мое личное мнение относительно венчания крещеных, но фактически далеких от Церкви христиан.


-Вот Вы говорите о проверке чувств. Что это значит? Ведь чувства - вещь эфемерная.
-Как правило, словом "любовь" обозначается тот сильный всплеск чувств, который возникает в начальной стадии отношений между мужчиной и женщиной. Но как блестяще показал психолог и философ Эрих Фромм, это еще не любовь, это всего лишь влечение. Подлинная любовь должна еще родиться и окрепнуть в браке. Влечение - производная от эмоций и физиологии, любовь же носит жертвенный характер и является производной от воли человека. Вспомним слова Христа: "... да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин. 15, 12). А Он нас возлюбил до креста, до смерти. Так и в браке любовь - готовность служить друг другу, своей семье, своим детям.


-Если главное - любовь, зачем нужна такая формальность, как гражданская регистрация?
-Христианский брак имеет две стороны: религиозную и социальную. Благодать Божия для созидания семейных отношений даруется в Таинстве Венчания, но семья живет не в изоляции, а в социуме. Поэтому "печать в паспорте" - вовсе не формальность. Это исповедание перед обществом того, что на основании взаимных обязательств, юридической ответственности и взаимной любви мы будем выстраивать отношения. Именно поэтому "Основы социальной концепции РПЦ" признают невенчанный, но зарегистрированный брак все-таки браком. Кстати, согласно нормам церковной жизни венчать мы можем лишь зарегистрированный брак. Совместное же проживание без гражданской регистрации и без венчания мы можем квалифицировать, к сожалению, как блудное сожительство. Согласно наблюдениям фактически все внебрачные связи рано или поздно распадаются. У нас в России сейчас и с официальными-то браками катастрофа: они расторгаются у 50%. А отношения, не скрепленные хотя бы гражданскими узами, обречены на развал. Знаете, это как у нового автомобиля днище покрывают антикоррозийным покрытием. Если этого не сделать, каким бы ни был хорошим автомобиль, через 2-3 года он сгниет.


-А где та грань, за которой уже невозможно избежать развода?
-Развод - это всегда трагедия, это разрушение Богом данного института семьи. Наиболее пострадавшей стороной при разводе являются вовсе не взрослые, а их дети. Поэтому Церковь всегда настаивала на нерасторжимости брака. Единственным допустимым основанием развода Господь Иисус Христос назвал прелюбодеяние. В 1918 году Поместный собор РПЦ в "Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки и ряд других причин.Мне кажется, что даже в семьях, в которых трудно складываются отношения между мужем и женой, супруги должны искать не повод для развода, а, напротив, способы преодоления семейных нестроений. И тут огромную помощь может оказать Церковь с ее спасительными Таинствами Покаяния и Евхаристии. Опыт показывает, что воцерковление супругов очень часто помогает вдохнуть новую жизнь в их семейные отношения.

Типичные ошибки

-Но и помимо этого молодоженов в первый год подстерегает множество опасностей. С чем они связаны?
-Нет смысла говорить о конкретных трудностях и ошибках в семейной жизни, если мы не зададимся вопросом: "Что должно стать фундаментом внутрисемейных отношений?" Ведь правильно положенный фундамент обеспечивает целостность всего здания. Ответом на этот вопрос может стать цитата и 1‑го Послания к Коринфянам: "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог" (1 Кор. 11, 3).


-А мужчина в каком смысле должен быть главным? Актуальна ли сейчас такая строгая субординация?
-Сейчас многим такой подход может показаться анахронизмом. Прошедший XX век - время весьма жесткой и последовательной эмансипации. Ныне идеалом воспитанного мужчины является "джентльмен, который во всем уступает даме". В значительной части молодых семей именно женщина пытается взять бразды правления в свои руки, а мужчина волей-неволей оказывается отстраненным от управления в семье. В результате формируется тип мужа-подкаблучника, который теряет ответственность за семью, устраняется от необходимости материально ее обеспечивать, заботиться о детях и принимать важные жизненные решения. При этом жены часто упрекают мужей, что они, мол, тряпки, эдакие диванно-кроватные существа. Но не надо похищать власть у мужчины! Дайте ему почувствовать себя главой семьи, и он в лепешку расшибется, стараясь быть подлинным созидателем семейной жизни. Фраза, обращенная к мужу: "Сделаем так, как ты решишь", - обладает почти волшебным действием. Милые дамы с ярко выраженными качествами лидера! Вы свое лидерство проявляйте на работе, а в семье оставляйте последнее слово за мужчиной. Пусть даже он в чем-то ошибется, принимая то или иное решение. Не беда! На ошибках учатся. Главное, мужчина будет себя чувствовать на своем месте.


-Женщины часто выбирают супруга по принципу финансовой состоятельности. Но ведь с христианской точки зрения это неправильно?
-Все-таки во главу угла должна быть поставлена взаимная любовь, тяготение и уважение друг к другу. Вопрос финансовой составляющей, думаю, стоит перенести в иную плоскость. Часто молодые люди откладывают заключение брака до той поры, когда у них получится заработать энное количество денег, купить квартиру, машину и заложить основу своей карьеры. Как показывает опыт, подобная мотивация является лукавой. Человек под благовидным предлогом не желает брать на себя ответственность. А ведь брак для того и заключается, чтобы муж и жена, осознав себя одним целым, вместе, рука об руку выстраивали то, что называется финансовым благополучием.Мы вместе, остальные - рядом.


-Подобные вопросы православные семьи часто обсуждают в интернете. Допустимо ли выносить внутреннюю жизнь семьи на всеобщее обсуждение?
-Я могу показаться ретроградом, но мне блогерская активность некоторых семей иногда внушает ужас. Просто шокирует, когда некоторые православные супруги "по секрету всему свету" рассказывают, о том, как они вчера поссорились и каким образом сегодня помирились. В этом чувствуется нечто нездоровое. Словно человек, не находя глубины взаимопонимания и какой-то реализации во внутрисемейных отношениях, пытается к этому подключить всех окружающих. В семейной жизни должно быть некоторое внутреннее пространство, куда нет входа посторонним.


-А если в это личное пространство вторгается кто-то третий, допустимо ли такое чувство, как ревность?
-С одной стороны, ревность - проявление чувства собственника, с другой стороны, она стремится к ограждению целостности семьи, к защите ее от посягательств извне. Проявления ревности страшны. Она вызывает агрессию, потерю доверия между супругами, обиду и отчуждение. Лучше не подавать поводов для ревности. В идеале супруги призваны вести себя так, чтобы всем окружающим было понятно: это цельная семья, и третий здесь явно лишний. Если один из супругов видит, что его партнер по браку ревнует, он должен не радоваться этому, получая греховно-садистское удовольствие, а задуматься над тем, что он сам является соблазнителем. А грех соблазна, по Евангелию, очень тяжелый грех.


-Другие частые нарушители семейной границы - родители. Насколько активно они должны участвовать в жизни молодоженов? Всегда ли их стоит слушать?
-К родителям надо относиться с уважением. Их надо почитать. К их жизненному опыту прислушиваться. Но все-таки чрезмерная опека со стороны родителей часто оказывается разрушительной для семьи. Пытаясь оградить детей от тех ошибок, которые им все равно придется совершить, чтобы набраться жизненного опыта, старшее поколение вторгается в деликатную сферу совместной жизни. Родителям не видна система взаимоотношений молодоженов изнутри. К тому же неизбежен "синдром тещи (свекрови)". Ведь растили же свою кровиночку, всю душу вкладывали, а теперь ее приходится отдать какому-то бармалею!


-И что же делать?
-Лучше всего реализовывать схему отношения с родителями по принципу "жить не вместе, но рядом". Желательно, чтобы родители находились в пределах досягаемости, чтобы к ним можно было бы обратиться за советом, попросить посидеть с маленьким ребенком, чтобы вся семья могла бы собраться вместе за праздничным столом. Но свои отношения молодым лучше выстраивать самостоятельно. Хуже всего, когда кто-то из супругов начинает выносить сор из избы, жалуясь отцу или матери на немощи второй половины. В результате родительская сторона начинает ненавидеть своего нового родственника. И эта ненависть на долгие годы.

Беседовал Тимур Щукин

Психологические, юридические и духовные аспекты труда в комментариях специалистов.

Что такое усталость? Сколько в этом понятии от физиологии, а сколько от психологии? Почему один устает быстрее другого, даже если он физически здоровее?

Ирина Левина, психолог:

Поскольку человек - существо цельное, то в усталости столько же физиологии, сколько и психологии. Человек может устать от тяжелой работы и чувствовать поэтому физический дискомфорт (боль в мышцах, например), но если он доволен результатом своей работы, то ощутит положительные эмоции, усталость может оказаться даже приятной («хорошо поработал»). Если же труда вложено много, а результат не устраивает, то мрачные мысли и чувства могут усилить усталость («пахал напрасно», «никому это не нужно»).

Другой тип усталости - эмоциональная. Можно устать от сильных эмоций (своих или тех, кто рядом). У каждого из нас свой диапазон эмоций, и когда происходящее внутри или снаружи «зашкаливает» (переполняют восторг, эйфория или отчаяние, ужас, страх), то от этого можно устать, чувствовать себя опустошенным, мечтать о тишине, покое и одиночестве.

От недостатка эмоций, впечатлений, от однообразия тоже можно устать.

Например, когда человек загружен рутиной обязанностей, не имеет возможности остановиться и почувствовать свои желания и интересы, у него может возникнуть ощущение, что он не живет собственной жизнью, и это субъективно будет переживаться, как серость будней, скука, тоска («руки опускаются», «ничего не могу делать»).

Когда человек долгое время находится в ситуации эмоционального насилия (подавление, игнорирование, пренебрежение, унижение), он будет чувствовать себя уставшим и обессиленным, словно из него все соки выжали, даже если никакой физической нагрузки у него не было.

При эмоциональной усталости порой ощущается тяжесть в плечах, боль в спине, ломота в теле («словно каток проехал», «словно плитой придавило») - то есть чисто психологические внутренние переживания могут проявлять себя через мышечную усталость и боли.

Вообще, как боль в мышцах нам сообщает о том, что пора сделать перерыв в работе, так и эмоциональная усталость - это сигнал остановиться, спросить себя: что я сейчас чувствую? что происходит в моей жизни? как я могу позаботиться о себе? какие изменения давно назрели? Если поставить вопрос, то ответ не заставит долго ждать.

Только часто ли мы находим время на это?..

Можно ли научить трудолюбию?

Лилия Филимоненок, психолог, психиатр:

Нежелание трудиться, возможно, зависит от степени утомляемости организма. Она может быть, конечно, объективна, вызвана физическим состоянием организма. Но чаще нежелание трудиться идет от боязни «устать». В таком случае чувство усталости - это разновидность эмоций, то, что мы создаем у себя в голове для решения тех или иных жизненных или сиюминутных задач.

В усталости физической тоже большая доля психологической составляющей. Ресурсы человеческого организма достаточно велики, но бывает так, что физически здоровый и крепкий человек духовно и эмоционально слаб, а человек очень больной не только не падает духом при трудностях, но и заражает оптимизмом, поддерживает родных и близких.

Значит, на работу, даже сложную физически или психологически, можно настроиться, можно просто не замечать усталость, если есть жизнерадостное отношение ко всему вокруг. Замечу, что я не раз была свидетельницей необыкновенной внутренней силы детей, которые даже при страшных заболеваниях находят какие-то внутренние скрытые ресурсы и остаются веселыми, жизнерадостными, способными помогать, хотя для них это не только психологически, но и физически тяжело. Конечно, на детей во многом влияет атмосфера, которая их окружает с рождения, и пример родителей. В семье, где привыкли с радостью трудиться и с легкостью преодолевать трудности, ребенок вырастет с похожими качествами. Значит, любовь к труду - воспитуема!

Как и с какого возраста ребенок официально может трудоустроиться и получать заработную плату? Какие возможности для этого предоставляет российское законодательство?

Трудовым кодексом РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, ночные кабаре и клубы, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

Запрещаются направление несовершеннолетних работников в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Согласно ТК РФ, труд работников в возрасте до 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Однако наниматели не стремятся принимать на работу несовершеннолетних, потому что подростки не имеют определенной квалификации и могут выполнять только подсобную работу. На молодежной бирже труда подросткам, в основном, предлагают сезонную работу по озеленению, с оплатой около 100 рублей в час. Также подросток может работать распространителем листовок, курьером, промоутером или в заведении быстрого питания (например, в Макдоналдсе - с 14 лет, в других сетях фастфуда - с 16-ти).

Устроиться раздавать листовки можно только полулегально, по трудовому договору, но без соблюдения норм законодательства. Оплата в среднем составит 100 рублей в час, однако риск того, что не заплатят вообще, достаточно велик. То же касается и работы курьером: зарплата в среднем не превышает 1000 рублей в неделю, как и зарплата промоутера мобильной связи.

В основном, оплата подросткового труда основывается на правиле: «сколько продаешь - столько и получаешь, не продашь ничего - ничего не получишь», о каких-то официальных окладах речь не идет вовсе. Например, заработок промоутера в компании «Орифлэйм» зависит от того, сколько продукции ему удастся продать, причем весь товар заказчикам продавец должен доставлять сам, вне зависимости от того, сколько он весит и куда придется ехать. Нередки ситуации, когда за месяц хождения по предприятиям и частным лицам с предложениями продукции промоутер получает 100 рублей.

Поэтому, с одной стороны, психологи рекомендуют ранние попытки устройства на работу (во многих западных странах, даже при состоятельных родителях, принято с подросткового возраста самому зарабатывать на определенные нужды): это помогает занять себя полезным делом, выработать привычку к труду и правильное отношение к денежным средствам.

С другой, к выбору работы несовершеннолетним стоит подходить очень серьезно, желательно при активном участии родителей и строжайшей проверке ими того места, куда ребенок устраивается на работу.

«Царство Божие нудится, и нуждницы восхищают е» («Царство Божие силою берется и употребляющие усилие, восхищают его»), - говорится в Библии. Понятно, что речь тут идет не о физическом усилии. Но все же, можно ли провести параллель между привычкой к труду и навыком к молитве, к делам милосердия?

Протоиерей Димитрий Галкин, клирик Свято-Иоанновского ставропигиального женского монастыря:

Религиозная жизнь, как и жизнь вообще, предполагает регулярность и повторяемость. Иначе это не жизнь. Но для поддержания порядка необходима дисциплина, а она неизбежно содержит в себе привкус рутины.

С другой стороны, религиозная жизнь требует творческого подхода, непрестанного внутреннего обновления, самопознания и Богопознания.

Возможно ли регламентировать этот процесс? Ведь познаем мы Бога благодатью Святого Духа, а «Дух дышит, идеже хощет» (Ин. 3, 8). От себя дерзнем добавить: и когда хочет.

Восприятие Духа предполагает определенную настроенность души, особую восприимчивость и вдохновение, а оно не подчиняется регламенту. Налицо противоречие! Неужели столь любимые духовенством увещевания о необходимости регулярного молитвенного правила, о еженедельном посещении храма, о соблюдении постов на самом деле таят в себе опасность для свободы религиозной жизни? Неужели привычка к церковному образу жизни может незаметно убить то самое сокровенное, трепетное, что переживается как приобщение Царству?

Да, действительно, такая опасность существует. Еще во время Своего общественного служения Господь Иисус Христос укорял фарисеев, благочестие которых во многом сводилось к скрупулезному и мелочному исполнению предписаний в ущерб живому религиозному чувству. Тогда, может быть, долой все эти рутинные правила и обряды? Будем жить лишь вдохновением?

При всей карикатурности такого подхода, встречается он нередко. Существует немалое число православных христиан, которые месяцами и годами не приходят к Таинствам Исповеди и Причастия, потому что ждут вдохновения, особого настроя души. Сразу скажем: не дождутся!

И почему? Да потому, что вдохновение не рождается на пустом месте.

Даже самым одаренным художникам и музыкантам годами приходилось оттачивать технику живописи или игры на музыкальном инструменте. Так и в жизни духа необходим фундамент. Он-то и формируется благодаря навыку ежедневной молитвы, регулярного испытания своей совести, покаянного усилия, понуждения себя к добродетели. Религиозная жизнь, основанная лишь на «прекрасных порывах души», в лучшем случае, наивное дилетантство, в худшем, - опасное самообольщение.

Да, порой не хочется вычитывать молитвенное правило. Но достаточно себя понудить к его исполнению, и совершается маленькое чудо - сердце растопляется и возгорается радостью молитвы. Как говорит древняя христианская мудрость: молитва дается молящемуся. Это же касается и подготовки к исповеди. Порой человек пребывает в ложной самоуспокоенности и не замечает своих грехов. Но достаточно внимательно прислушаться к голосу совести - и покаяние пробуждается в душе.

Духовная жизнь имеет свои законы, и один из них: благочестие формируется от внешнего к внутреннему. Понуждение себя к внешнему благочестию, если, конечно, это понуждение искреннее и нелицемерное, раскрывает глубины сердца и дает возможность встретить там Бога Живого.

Подготовила Александра Ершова

Что такое усталость? Сколько в этом понятии от физиологии, а сколько от психологии? Почему один устает быстрее другого, даже если он физически здоровее? Психологические и духовные аспекты труда в комментариях специалистов.


Ирина Левина, психолог:

Поскольку человек - существо цельное, то в усталости столько же физиологии, сколько и психологии. Человек может устать от тяжелой работы и чувствовать поэтому физический дискомфорт (боль в мышцах, например), но если он доволен результатом своей работы, то ощутит положительные эмоции, усталость может оказаться даже приятной («хорошо поработал»). Если же труда вложено много, а результат не устраивает, то мрачные мысли и чувства могут усилить усталость («пахал напрасно», «никому это не нужно»).

Другой тип усталости - эмоциональная. Можно устать от сильных эмоций (своих или тех, кто рядом). У каждого из нас свой диапазон эмоций, и когда происходящее внутри или снаружи «зашкаливает» (переполняют восторг, эйфория или отчаяние, ужас, страх), то от этого можно устать, чувствовать себя опустошенным, мечтать о тишине, покое и одиночестве.

От недостатка эмоций, впечатлений, от однообразия тоже можно устать.

Например, когда человек загружен рутиной обязанностей, не имеет возможности остановиться и почувствовать свои желания и интересы, у него может возникнуть ощущение, что он не живет собственной жизнью, и это субъективно будет переживаться, как серость будней, скука, тоска («руки опускаются», «ничего не могу делать»).

Когда человек долгое время находится в ситуации эмоционального насилия (подавление, игнорирование, пренебрежение, унижение), он будет чувствовать себя уставшим и обессиленным, словно из него все соки выжали, даже если никакой физической нагрузки у него не было.

При эмоциональной усталости порой ощущается тяжесть в плечах, боль в спине, ломота в теле («словно каток проехал», «словно плитой придавило») - то есть чисто психологические внутренние переживания могут проявлять себя через мышечную усталость и боли.

Вообще, как боль в мышцах нам сообщает о том, что пора сделать перерыв в работе, так и эмоциональная усталость - это сигнал остановиться, спросить себя: что я сейчас чувствую? что происходит в моей жизни? как я могу позаботиться о себе? какие изменения давно назрели? Если поставить вопрос, то ответ не заставит долго ждать.

Только часто ли мы находим время на это?..

Можно ли научить трудолюбию?

Лилия Филимоненок, психолог, психиатр:

Нежелание трудиться, возможно, зависит от степени утомляемости организма. Она может быть, конечно, объективна, вызвана физическим состоянием организма. Но чаще нежелание трудиться идет от боязни «устать». В таком случае чувство усталости - это разновидность эмоций, то, что мы создаем у себя в голове для решения тех или иных жизненных или сиюминутных задач.

В усталости физической тоже большая доля психологической составляющей. Ресурсы человеческого организма достаточно велики, но бывает так, что физически здоровый и крепкий человек духовно и эмоционально слаб, а человек очень больной не только не падает духом при трудностях, но и заражает оптимизмом, поддерживает родных и близких.

Значит, на работу, даже сложную физически или психологически, можно настроиться, можно просто не замечать усталость, если есть жизнерадостное отношение ко всему вокруг. Замечу, что я не раз была свидетельницей необыкновенной внутренней силы детей, которые даже при страшных заболеваниях находят какие-то внутренние скрытые ресурсы и остаются веселыми, жизнерадостными, способными помогать, хотя для них это не только психологически, но и физически тяжело. Конечно, на детей во многом влияет атмосфера, которая их окружает с рождения, и пример родителей. В семье, где привыкли с радостью трудиться и с легкостью преодолевать трудности, ребенок вырастет с похожими качествами. Значит, любовь к труду - воспитуема!

«Царство Божие нудится, и нуждницы восхищают е» («Царство Божие силою берется и употребляющие усилие, восхищают его»), - говорится в Библии. Понятно, что речь тут идет не о физическом усилии. Но все же, можно ли провести параллель между привычкой к труду и навыком к молитве, к делам милосердия?

Протоиерей Дмитрий Галкин

Протоиерей Димитрий Галкин, клирик Свято-Иоанновского ставропигиального женского монастыря:

Религиозная жизнь, как и жизнь вообще, предполагает регулярность и повторяемость. Иначе это не жизнь. Но для поддержания порядка необходима дисциплина, а она неизбежно содержит в себе привкус рутины.

С другой стороны, религиозная жизнь требует творческого подхода, непрестанного внутреннего обновления, самопознания и Богопознания.

Возможно ли регламентировать этот процесс? Ведь познаем мы Бога благодатью Святого Духа, а «Дух дышит, идеже хощет» (Ин. 3, 8). От себя дерзнем добавить: и когда хочет.

Восприятие Духа предполагает определенную настроенность души, особую восприимчивость и вдохновение, а оно не подчиняется регламенту. Налицо противоречие! Неужели столь любимые духовенством увещевания о необходимости регулярного молитвенного правила, о еженедельном посещении храма, о соблюдении постов на самом деле таят в себе опасность для свободы религиозной жизни? Неужели привычка к церковному образу жизни может незаметно убить то самое сокровенное, трепетное, что переживается как приобщение Царству?

Да, действительно, такая опасность существует. Еще во время Своего общественного служения Господь Иисус Христос укорял фарисеев, благочестие которых во многом сводилось к скрупулезному и мелочному исполнению предписаний в ущерб живому религиозному чувству. Тогда, может быть, долой все эти рутинные правила и обряды? Будем жить лишь вдохновением?

При всей карикатурности такого подхода, встречается он нередко. Существует немалое число православных христиан, которые месяцами и годами не приходят к Таинствам Исповеди и Причастия, потому что ждут вдохновения, особого настроя души. Сразу скажем: не дождутся!

И почему? Да потому, что вдохновение не рождается на пустом месте.

Даже самым одаренным художникам и музыкантам годами приходилось оттачивать технику живописи или игры на музыкальном инструменте. Так и в жизни духа необходим фундамент. Он-то и формируется благодаря навыку ежедневной молитвы, регулярного испытания своей совести, покаянного усилия, понуждения себя к добродетели. Религиозная жизнь, основанная лишь на «прекрасных порывах души», в лучшем случае, наивное дилетантство, в худшем, - опасное самообольщение.

Да, порой не хочется вычитывать молитвенное правило. Но достаточно себя понудить к его исполнению, и совершается маленькое чудо - сердце растопляется и возгорается радостью молитвы. Как говорит древняя христианская мудрость: молитва дается молящемуся. Это же касается и подготовки к исповеди. Порой человек пребывает в ложной самоуспокоенности и не замечает своих грехов. Но достаточно внимательно прислушаться к голосу совести - и покаяние пробуждается в душе.

Духовная жизнь имеет свои законы, и один из них: благочестие формируется от внешнего к внутреннему. Понуждение себя к внешнему благочестию, если, конечно, это понуждение искреннее и нелицемерное, раскрывает глубины сердца и дает возможность встретить там Бога Живого.

«Человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад», - говорил русский философ Иван Ильин. В современном обществе разложение и распад семьи не считаются чем-то трагическим, нередко семейная жизнь изначально рассматривается как нечто временное. Не все ладно и в православных семьях, во многом потому, что христианские традиции семейной жизни сегодня только возрождаются. О главных семейных проблемах, заблуждениях и вопросах мы беседуем с клириком Иоанновского ставропигиального женского монастыря (СПб) протоиереем Димитрием Галкиным.

Традиции действительно утрачены: сегодня христианскую традицию возродить в том виде, какой она была 100 лет назад в принципе невозможно. Поэтому ее надо выстраивать заново, и здесь каждой христианской семье приходится действовать методом проб и ошибок.

Одна из наиболее значимых «семейных» проблем заключается в том, что нередко супруги находятся на противоположных духовных полюсах: она верующая, а он неверующий или кто-то из супругов может быть представителем иной религии, конфессии и даже секты. Семейная жизнь таких людей полна внутреннего напряжения и можно советовать только одно: изо всех сил стремиться к взаимному терпению. Встречаются и другие, более сглаженные внутрисемейные сочетания. Например, когда муж или жена индифферентны по отношению к вере супруга, или когда кто-то из супругов менее воцерковлен, а кто-то более. Во всех этих случаях лучшим утешительным и примирительным средством тоже является молитва и упование на волю Божию.

- Но ведь из лучших побуждений хочется, чтобы супруг тоже уверовал, хочется для этого сделать все возможное?

В ряду распространенных семейных проблем хочется выделить проблему неофитства мужа или жены. Большая часть современной паствы - это люди, пришедшие к вере в течение последних полутора десятков лет, а то и меньше, что сказывается на всем их жизненном укладе. Как правило, те, кто находится на пути воцерковления, «горят» духом и зачастую пытаются «загнать» в Царствие Небесное и в Церковь всех окружающих суковатой палкой. Естественно, такая неумеренность вызывает у ближних отторжение. И тут надо почаще прибегать к советам священника, у которого исповедуешься. Надо всей глубиной своего сознания прочувствовать, что каждому человеку дана свобода воли, у каждого свой срок прихода ко Христу и понять одну очень важную истину: оттого, что кто-то не пришел к вере, - человеком он быть не перестал.

- Может ли жена относиться к неверующему мужу, как к главе семьи?

Не только может, но и обязательно должна относиться к нему как к главе семьи: чтить его, любить и уважать. К этому есть прямой совет апостола Петра: неверующий муж освящается женою верующею (1 Кор. 7, 14).

- Как быть жене, если муж препятствует посещению Церкви?

А тут нужно задать вопрос: «почему он препятствует?». Кто прав, если муж пришел домой усталый, а его жена вместо того, чтобы его накормить или пообщаться, штудирует духовную литературу или читает полуторачасовое молитвенное правило? Все это может вызвать у него озлобление не только против жены, но и против Церкви. Может быть, здесь надо самой жене задуматься, что именно мужа раздражает в ее христианском подвизании. Или пойти к священнику и спросить, как ей необходимо скорректировать свое поведение. В пастырской практике большинства батюшек примеров такого рода великое множество, поэтому мы обычно можем дать рекомендацию, исходя из чужих ошибок. Другое дело, если муж является активным антихристианином, но это бывает крайне редко.

Каковы (помимо участия в церковной жизни) принципиальные отличия православной семьи от семьи, состоящей из людей нецерковных, но интеллигентных, порядочных и относящихся друг к другу с уважением?

Люди, ведущие правильную религиозную жизнь, на своем лице несут несмываемый отпечаток радости и внутренней приобщенности к Богу. Те же, кто ведет этически нравственную жизнь, то есть члены благополучных, но неверующих семей все-таки имеют в своем сердце больший градус страдания и недовольства. Помимо этого, для верующего человека супружеская измена - смертный грех. У неверующего этой ограничительной планки нет, поэтому в наше время мы можем наблюдать практику супружеской неверности, низведенную на уровень социальной нормы. Нередко так измену воспринимают и люди, получившие самое замечательное воспитание, но не имеющие Света Христова в сердце.

Допустимо ли женское лидерство в православной семье, и какими должны быть отношения между властной по характеру женой и неуверенным в себе мужем?

Как показывает опыт, те семьи, где лидирует женщина, дисгармоничны. И страдает от этого не только мужчина (так называемый подкаблучник), но и его жена. Как ни странно, женщины, обладающие лидерским характером, все до единой жалуются на то, что муж им достался тряпка. Каждый раз хочется сказать: «Простите, но это вы из него сделали тряпку!». Здесь можно дать один совет: дорогие женщины, будьте лидерами на работе, раскрывайте себя в общественной жизни, но не забывайте, что семья - это богоустроенный институт и он предполагает внутреннюю иерархичность, которая не подчиняется популярным стереотипам. Самый надежный способ в подобной ситуации отдать власть в семье в руки мужа. И ничего страшного, если на первых порах при принятии каких-то семейных решений муж ошибается. Пускай ошибается, зато семейный баланс восстановится, и мужчина себя почувствует мужчиной, а женщине будет гораздо легче. Самая лучшая фраза в таких случаях - «пусть будет, как ты решишь». Ведь как только мужчина получает возможность действовать, он обычно начинает себя проявлять во всей полноте хороших мужских качеств. И напротив, когда мужчина оказывается «под каблуком», это всегда вызывает у него огромный внутренний дискомфорт, требующий компенсации, которая может выражаться в пьянстве, супружеских изменах или в уходе из семьи.

Очень часто женщины жалуются: «жили 20 лет душа в душу, а он взял и ушел - змея подколодная его увела»… Но ларчик обычно просто открывается и в процессе беседы, как правило, выясняется, что все было совсем не так, и все 20 лет семейной жизни муж находился под постоянным психологическим давлением. А однажды он наконец-таки нашел человека, который готов смотреть ему в рот. Поэтому, если вы стремитесь к тому, чтобы в семье были гармоничные отношения, вне зависимости от характера и темперамента супруга надо обязательно отрегулировать все по евангельской модели. А именно: глава жены - муж, а глава мужа - Христос.

Традиционно считается, что призвание замужней женщины в воспитании детей, в заботе о муже, в хлопотах по хозяйству и так далее. Но в наше время подобный «внутрисемейный» образ жизни даже православные женщины ведут нечасто. Естественно ли для современной женщины искать пути для самореализации вне семьи или лучше обойтись без этого?

Полное посвящение себя семье считалось нормой для замужней женщины лет 100-150 назад, но в наше время такая модель поведения, мне кажется, не жизнеспособна. Как показывает опыт, мамочки, посидевшие с детишками 2-3 года подряд, начинают медленно сходить с ума. Происходит это по вполне понятным причинам. С утра до вечера жизнь двигается по замкнутому кругу: кормление детей, магазин, прогулка, снова кормление детей и так далее. И конечно женщине, живущей в современных условиях, и имеющей хороший кругозор этого оказывается мало. Поэтому мне кажется, что ставить православных мамочек в жесткие шоры неправильно. А логичнее по достижении детьми определенного возраста все-таки им выходить на работу.

- Применимо ли то, что Вы сказали, к многодетной семье?

Многодетная семья - это особый случай и тут женщине работать невозможно, если только это не очень богатая семья, в которой есть средства для обеспечения нескольких нянь. Но стремление иметь много детей и финансовая состоятельность родителей редко совпадают.

Многодетность - это подвиг, который сознательно на себя принимают супруги и тут уж конечно женщина должна сознавать, что, рожая четвертого-пятого ребенка, она практически перекрывает себе возможность профессиональной самореализации в будущем. Зато воспитание детей можно превратить в увлекательный творческий процесс, да и ведение домашнего хозяйства дает множество поводов для творчества и импровизации.

Что собой представляют ситуации, в которых православный человек имеет нравственное право развестись со своим супругом?

В Книге Бытия и в Евангелиях четко сказано, что изначально семья Господом Богом была замыслена как нечто неделимое, как двуединство одной плоти - мужа и жены, не случайно в Священном Писании сказано - будут два в плоть едину (Быт.2, 24). Поэтому Церковь всегда выступала категорически против развода. Другое дело, что бывают такие жизненные условия, когда развод становится неизбежен. И в церковном праве на этот счет выработан целый ряд канонических норм. Человек, от которого уходит супруг, считается невиновным перед лицом Церкви и не отлучается от причастия. Что касается инициатора развода, то, уходя из семьи и женясь на ком-то другом, он считался виновным в прелюбодеянии, и отлучался от причастия на длительные сроки. Сейчас такие жесткие канонические нормы редко применяются, но, тем не менее, вопрос о виновности инициатора развода рассматривается особым образом. В социальной концепции Русской Православной Церкви определены допустимые поводы для расторжения брачного союза. В частности названы следующие вещи. Это неверность одного из супругов, совершение аборта против воли другого супруга, а также алкоголизм или наркомания одного из членов семьи. Но подчеркну, что вопрос о разводе всегда очень тяжелый и решаться он должен только после всевозможных попыток сохранить семью.

И никогда нельзя забывать, что семейная жизнь - это помимо прочего еще и крест. Не случайно в Таинстве Венчания поется тропарь святым мученикам, ведь семья - это самое благодатное мученичество, которое ни много, ни мало возводит человека в Царствие Небесное.

В социальной концепции РПЦ есть слова о том, что в случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение, то есть дать ей разрешение на аборт. Не могли бы Вы пояснить эти слова?

Священник ни при каких условиях не может благословить аборт или даже дать совет сделать аборт. Если говорить о снисхождении, то это чрезвычайно сложный вопрос и его всегда надо решать индивидуально. В моей практике было множество случаев, когда порой страшные диагнозы, поставленные в дородовый период себя не оправдывали. Один случай произошел несколько недель назад. Женщина из семьи наших прихожан забеременела четвертым ребенком. Врачи ей заявили, что родится тяжелый урод и настоятельно порекомендовали сделать аборт. Несколько раз анализы давали устрашающие результаты. Кончилось дело тем, что мамочка махнула на врачей рукой, и в результате родился абсолютно здоровый мальчик. Или более страшный случай: УЗИ показало, что у ребенка, находящегося в утробе матери, вроде бы нет лица. А мама недавно вышла замуж, у нее первая желанная беременность и она пришла с вопросом «что ей делать?». Мы подумали, помолились и решили: пусть она рожает, а если потом совсем будет невмоготу, то отдаст его в дом малютки. Кончилось дело тем, что родственники и врачи уломали ее сделать аборт на позднем сроке, и оказалось, что УЗИ ошибалось - ребенок был здоровый.

Поэтому надо быть очень осторожным по отношению к тому, что называется «медицинскими показаниями». Если говорить о прямой угрозе жизни матери, то надо сказать, что роды - это мученичество и подвиг. И если мать найдет в себе силы пренебречь своей жизнью и безопасностью и пойти на жертву ради ребенка, то это будет выражением высокого христианского мученичества, которое ведет к вечному спасению. Но конечное решение должна принимать она сама.

Как относиться к греху аборта людям, которые совершили его по незнанию: до того, как приобщились к православной вере и пришли в Церковь?

Прежде всего, покаяться. И уповать на милосердие Божие - нет греха, который невозможно раскаять. Здесь можно посоветовать, с одной стороны, слезно оплакивать этот грех, но с другой - не впадать из-за него в отчаяние. Очень часто женщины буквально зацикливаются на преждесовершенном грехе аборта или абортов, и эти самобичевания у них вызывают депрессию, уныние и отчаяние. Но ведь Христос на эту землю не для того пришел, воплотился, распялся и воскрес, чтобы мы предавались отчаянию, а для того, чтобы имели возможность освобождения от грехов и приобщения к Господу Богу.

- Расскажите, пожалуйста, каким должно быть правильное воспитание детей в православной вере?

Прежде всего, необходимо ребенка приучать к богослужению и к регулярной исповеди и причастию. Во-вторых, обязательно нужно приучать ребенка к чтению утренних и вечерних молитв. Пусть поначалу в каком-то посильном объеме, но регулярно, ежедневно, включая молитвы до и после еды. Конечно же, необходимы совместные чтения церковной литературы: для начала это может быть детская Библия, Закон Божий, позже - книги Священного Писания. Надо проводить с ребенком беседы об исповеди, о причащении, об основах церковного богослужения, то есть постепенно давать ему всю информацию, которая необходима для воцерковления. Кроме того, ребенок должен видеть и чувствовать, что центром семьи является Христос. Что любое серьезное дело и важное событие сопровождается молитвой, преданием себя воли Божией. Все это в совокупности и полагает позитивный фундамент религиозного воспитания.

Но часто молодые семьи сталкиваются с парадоксальной ситуацией. Вроде бы и муж, и жена верующие люди, детей к церковной жизни начали приобщать сызмальства, но… чада по достижении переходного возраста вдруг начинают бунтовать против Церкви. Не исключено, что разгадка лежит в отсутствии преемственности традиций. Интересно, что если в семье верующими являются не только мама и папа, но и бабушки с дедушками (что встречается в наше время нечасто), то зачастую отхождения ребенка от храма либо не происходит, либо оно более сглажено. И наоборот: когда родителям воцерковленных мужа и жены нет никакого дела до Церкви, вероятность охлаждения их внуков к православной вере повышается.

- Как же быть родителям в такой ситуации, как вернуть детей в лоно Церкви?

Это вопрос вопросов, так как 15-16 лет - уже не тот возраст, когда можно взять за ручку и привести человека в храм. Остается только молиться и надеяться, что те семена, которые были посеяны в детском возрасте, дадут свои всходы, что и происходит очень часто. Другое дело, что родители, наблюдая, как их дети отдаляются от Церкви, зачастую начинают паниковать. Но увещеваниями и слезами тут не поможешь. В этих обстоятельствах надо надеяться на то, что не только мы - родители - печемся о наших детях, но и Господь Бог их тоже не забывает.