Психологическое давление на ребенка учителем. Что делать, если учитель кричит на детей? Последствия нарушения для учителя

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей. Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился. Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель? Давайте разбираться.

Согласно п.4. ст. 55 Закона «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Учитель применяет физическое или психическое насилие к ученику

Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п. 6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.

В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса . Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч. 4 ст. 56 Закона «Об образовании» в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом.

Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д. В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру. В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ (побои), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522. и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н. Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда.

Так, к тяжкому вреду относятся в том числе:

Вред, опасный для жизни человека;
потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
прерывание беременности;
психическое расстройство;
заболевание наркоманией либо токсикоманией;
неизгладимое обезображивание лица;
значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
полная утрата профессиональной трудоспособности;

К средней тяжести вреда здоровью относят:

Длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);
значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

К легкому вреду относят:

Кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно);
незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Таким образом, если, не дай Бог, Ваш ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.

Частым случаем нарушения прав ребенка является изъятие у него в школе каких-либо предметов (телефона, планшета, украшений и др).

Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети.

Ответ: нет и еще раз нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет - в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом.

Может ли учитель выгнать с урока или не пускает на урок?

Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? О таком праве ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Следовательно, если учитель выгнал ученика с урока или не пустил на урок, можно написать заявление директору школы об устранении препятствий доступа к образовательному процессу. Если ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно обращаться с жалобой в прокуратуру или суд.

Не надо забывать также о том, что, выгоняя ученика с урока или не допуская его к занятиям, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, либо гражданской - если ученик совершит какое-либо правонарушение. Согласно ч.3. п.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» , ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.

Учитель отнял у ученика записку и прочел в присутствии всего класса

Это неправомерно. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Дети – не исключение. Право на неприкосновенности частной жизни гарантируется ст. 12 Всеобщей декларации прав человека , согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Все это имеет непосредственное отношение в том числе, к содержанию записок учащихся.

Учитель поставил двойку за отсутствие на уроке

Учитель не имеет права так поступать, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.

Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников. К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу.

Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения. Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников. Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.

Безусловно, «топорные» методы борьбы с администрацией школы или с конкретным педагогом не сделают жизнь ребенка в школе лучше. Если ситуация еще не зашла слишком далеко, и есть возможность урегулировать вопрос мирно, не привлекая юристов, следует рассмотреть вопрос о привлечении к переговорному процессу с администрацией школы психолога школы или независимого медиатора (посредника в урегулировании конфликта).

Отношения в классе могут вызвать беспокойство родителей не только, когда они касаются общения со сверстниками. Куда сложнее бывает ситуация, в которой имеет место несправедливое отношение педагога к школьнику.

Предвзятое отношение педагога к отдельному школьнику - проблема не частая, но она существует. Здесь необходимо понять причины несправедливого отношения, и сначала постараться урегулировать ситуацию своими силами.

Постоянно ходите на собрания, как родитель вы также имеете право присутствовать на занятиях. Постарайтесь составить мнение, абстрагируясь от личных симпатий или антипатий. Здесь нужна холодная голова. Вам необходимо убедится в словах своего отпрыска самостоятельно.

Что делать, если учитель невзлюбил ребёнка-старшеклассника

Прежде чем решать, как защитить школьника от несправедливого учителя, следует выяснить истинную картину происходящего. Существует несколько видов непониманий между педагогом и школьником. Одно дело если наставник придирается, другое, если ученик срывает изо дня в день уроки, хамит и заводит весь класс, превращая процесс образования в балаган.

Если вы имеете ситуацию, описанную в первом случае, то вам действительно надлежит определить, как защитить ребёнка от произвола учителя. Сначала выслушайте две стороны. С педагогом тет-а-тет разговор должен быть обязательно.

Побеседуйте с ним открыто и откровенно, ставьте целью вашего общения достижение консенсуса, а не обвинение и угрозы. Педагог такой же человек, в большинстве случаев личный разговор с наставником помогает исправить ситуацию. С другой стороны, помните, что решая, как бороться с предвзятым отношением учителя, вы стоите на стороне интересов вашего сына или дочери. Не заискивайте перед наставником и не бойтесь, что он сможет как-то влиять на весь процесс образования в школе.

В проблеме, что делать, если учитель заваливает сына или дочь, могут быть виновны и провоцирующие действия школьника и несправедливое отношение педагога к школьнику. С последним будет разобраться намного сложнее, как показывает практика. Но отстаивать права своего отпрыска нужно. Кто как не вы защитите маленького человека от грубости, тирании и незаслуженных двоек.

Куда пожаловаться при конфликте с учителем в школе

ВАЖНО: Целесообразно привести в качестве доказательств видеоматериалы или диктофонную запись, чтобы ваши обвинения не назвали огульными или беспочвенными. Вам должны ответить на жалобу и назвать срок её рассмотрения. После данной процедуры ждите результат, чиновники должны провести проверку по вашему заявлению.

Куда же писать жалобу на учителя школы? Сначала обратитесь к директору. Если он не примет никаких мер, нужно идти выше. Существуют инстанции, контролирующие процессы образования во всех типах образовательных учреждений. Если попытка мирного урегулирования ни к чему хорошему не приводит, вы имеете право пожаловаться на учителя в департамент образования.

Школьные конфликты

Конфликтными могут стать отношения в школе, другом учебном заведении, где главным действующим лицом является, как
известно, педагог. В результате отказа от ряда традиционных
форм школьного воспитания, из-за стремительной переоценки ценностей, резкого возрастания значения имущественных, финансовых факторов изменяется характер взаимоотношений
в школе (и в учительских коллективах, и в коллективах учащихся).
В итоге более частым явлением стает дидактогенный невроз.
Термином дидактогении обозначают психическую травму,
источником которой является педагог (неуважительное, несправедливое, предвзятое отношение к учащемуся,
прилюдное высмеивание его ответов, поведения, внешнего
вида, способностей, грубое, унижающее порицание).
Неосторожное слово, действия педагога могут вызвать
болезненную психическую реакцию у ребенка. После чего последнему может потребоваться помощь со стороны врачей.

При чем подобный невроз испытывают и учителя. Лечебная
практика, а также сведения из литературы позволяют считать,
что учительский труд очень нервный (особенно в средней школе), труд, который нередко создаёт ситуацию хронического стресса. Очень часто приходится видеть учителей с различными формами неврозов. Общий климат в школе играет колоссальную роль. Психологическое состояние учителя очень важно, а если он
приходит на урок издерганным, взвинченным, то работа его не
будет плодотворной, больше становиться конфликтов,
которые дети чувствуют и так или иначе начинают в них
втягиваются.

Тем не менее, надо помнить, что школа несет полную ответственность за жизнь и здоровье своих учеников
(физическое и психическое) во время образовательного
процесса. Более того, на школу возложены не только образовательные функции, но и воспитательные. При
причинении вреда (вред здоровью, имуществу, моральный
вред) ученику, как со стороны учителей, так и со стороны одноклассников школа будет нести ответственность,
если не докажет, что вред причинен не по ее вине.

Из психологии хорошо известно, что чем младше ребенок, тем чувствительнее он к стилю взаимодействия с ним взрослого
и тем легче воспринимает этот стиль как общепринятый и закономерный. Более того, по мнению специалистов, нормы взаимодействия педагогов с детьми ассимилируются
личностными структурами ребенка почти без изменений и
становятся основой дальнейшего развития его личности.
Дети особенно беззащитны перед любыми формами давления
и агрессии со стороны взрослых, поскольку не обладают
достаточным опытом и неспособны подвергнуть их поведение
критике. Ребенка можно сравнить с пациентом, вменяемость
которого с точки зрения принятия им ответственного решения ограничена всегда. Здесь, однако, аналогия педагогики с
медициной перестает работать, поскольку педагогические вмешательства, в отличие от медицинских, носят не разовый характер, а просто совпадают с условиями жизни ребенка. Невозможно спрашивать разрешения родителей на каждое
повышение голоса, запрет или похвалу, на каждое мелкое
действие педагога. Тем не менее, эффект от этих воздействий
может оказаться далеко не мелким.

В последнее время в Правозащитный центр часто обращаются с жалобами на жестокость со стороны учителей. В нашей практике
есть случаи, когда учитель труда ударил ученика головой о косяк двери, в другой средней школе г. Перми классный руководитель вышла из себя, после чего мальчик с сотрясением мозга попал в больницу. До сегодняшнего момента эти учителя никакой ответственности не понесли, и до сих пор преподают в школе.

За оскорбление, за умаление человеческого достоинства,
доброго имени, причинение вреда здоровью учитель должен
понести ответственность. Сложность всех подобных дел
заключается в том, что свидетелями таких происшествий часто бывают ученики (несовершеннолетние), которые находятся под влиянием и давлением школы, учителя. Часто даже возбудить уголовное дело по факту побоев сложно. Как правило, правоохранительные органы стараются найти повод закрыть дело.

Дети, подвергшиеся насилию со стороны учителя, могут не признаться родителям сразу, замкнуться и долгое время
молчать об этом. Впоследствии медицинское освидетельствование
в трампункте на предмет причинения вреда уже стает
невозможным. К тому времени могут пройти синяки и ссадины.

Для школьных конфликтов трудно выработать единую методику
для решения проблемы. Многое решает в этом случае
человеческий фактор. Но все же ряд рекомендаций дать
необходимо.

Если конфликт ребенка в школе зашел далеко, ребенок
испытывает давление со стороны учителей и одноклассников,
то обязательным правилом для всех родителей является -
перевод ребенка в другую школу! Часто из-за конфликта
ни учителя, ни родители не могут вспомнить, что главной
ценностью всегда являются интересы ребенка. Ни чувство
мести, обиды, жажда справедливости и т.д., а, прежде всего, интересы ребенка.

Не всегда возможно решить конфликт внутренними силами,
поэтому необходимо приглашать третью сторону. Для решения
конфликта необходимо подключать психологов, администрацию
школы и юристов.

Особо нужно отметить роль директора школы. Быть в курсе всех конфликтов, выступать посредником между учителями и
родителями его прямая обязанность. Часто нарушения прав
учеников приходят с молчаливого согласия директора. Иногда директор предпочитает не вмешиваться. В практике
Правозащитного центра был случай, когда учитель иностранных языков удалил с урока ученика за плохое поведение и не пустил больше на свои уроки в течение всей четверти. Ученик остался
не аттестованным. Вряд ли директор данного учреждения не
знал, что при этом нарушается образовательный принцип - общедоступности обучения. Учитель в этом случае препятствовал
получению образования ребенком с молчаливого согласия
директора школы. Школа также отвечает и за качество
образования. В случае если качество образования желает
обещать лучшего, то родителям учеников можно предъявить
иски о возмещении ущерба. К ущербу можно отнести расходы
по оплате работы репетитора. Считаем, что жалоба родителей в прокуратуру или районо вполне помогла бы решить проблему недопуска ребенка на занятия.

Бывают случаи, когда ребенок в школе подвергается насилию со стороны одноклассников (побои, издевательства). Родителям не
стоит влезать в разборку с чужими детьми, говорить надо только
со взрослыми. В этом случае ответственность понесут как сами одноклассники (уголовную), так и их родители (административную, возмещение вреда). В качестве соответчика будет и школа,
которая по закону отвечает за жизнь и здоровье учеников, обеспечивает их безопасность и надзор за ними.

В отношении детей, которые не достигли 14-летнего возраста, в возбуждении уголовного дела по факту причинения вреда
здоровью вашему ребенку милицией будет отказано, но на учет
в комиссии по делам несовершеннолетних их все-таки поставят. Родителей обидчиков привлекут к административной ответственности, т.е. наложат штраф. Родители же пострадавшего могут также обратиться в суд с иском о возмещении морального
и материального вреда.

Особо нужно отметить проблему психологического давления на ребенка. К сожалению оскорбления в адрес учеников, нелицеприятные сравнения со стороны учителей часто
встречаемое явление. Кому не приходилось слышать:"Ну,
что - два?! Что еще может получить такой тупой ученик,
по которому только дурдом плачет"!

Как же поступить в таком случае оскорбленному ученику? Молча проглотить унижения да еще при всем классе, чтобы не нарываться на неприятности, или пуститься в перепалку с учителем, устраивая разборки с ним на повышенных тонах и доказывая его неправоту? Нужно сказать, что не один из предложенных вариантов верным не окажется, а наоборот, только усугубит и без того нелегкое положение. В этом случае надо отметить, что ученики не должны молчать. Не надо устраивать и разборки прямо на месте. Как
вариант можем посоветовать обратиться в администрацию школы с жалобой или просьбой разрешить конфликт. Указать, что учитель
не имеет права на оскорбление и унижение человеческого достоинства. Только не надо бегать по любому поводу так как, конфликт может быть разрешен не пользу ученика, при условии,
если он кричал и препирался с учителем (доказывать свои права,
т.е. говорить о них надо спокойно и корректно, цивилизованно).
В некоторых ситуациях ученик действительно может оказаться неправым и ему придется достойно стерпеть поражение.

Что делать, когда учитель обижает ребенка в школе, и в наказаниях переходит все допустимые границы – «Летидору» рассказывают детские правозащитники и психологи.

Все больше школьников жалуются на то, что их обижают учителя. Родители, чьи дети попали в эту неприятную ситуацию, теряются – не хотят вступать в конфликт с обидчиком или администрацией школы, опасаясь своими активными действиями навредить ребенку.

Конфликт с учителем – решаем мирным путем

Как реагировать на конфликт родителям и что делать категорически нельзя – рассказывает кандидат психологических наук, руководитель проекта развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка ** Международного центра КТК **EIKIDS Киселева Татьяна Сергеевна:

«Перед тем, как идти на открытый конфликт, родителям важно понять, есть ли для него основания. Низкие оценки, игнорирование ученика, повышенные требования – все это очень субъективно, и не всегда отражает реальную картину в отношении учителя к конкретному ребенку. Низкие оценки могут быть показателем реальных знаний школьника, а жесткие требования учитель может предъявлять ко всему классу.

Другое дело – когда педагог некорректно отзывается об ученике, посмеивается над его интересами и внешностью, кричит, оскорбляет школьника нецезурными выражениями, толкает, дает поздатыльники и др.

Такие действия в поведении учителя недопустимы. Если ученик подвергается подобным «методам воспитания», ему в обязательном порядке нужно сообщить об этом родителям. Попытки ребенка самостоятельно разобраться с учителем (в том числе, съемка с мобильного телефона с последующей демонстрацией в соцсетях, широкая огласка) могут усугубить конфликт.

Если ваш ребенок попал в неприятную ситуацию, вам следует:

  • Уточнить у него все подробности конфликта (причина, детали поведения учителя и ребенка);
  • Поговорить с одноклассниками ребенка, которые видят ситуацию со стороны. Не высказывать суждений – просто выяснить их взгляд на конфликт;
  • Сохраняя спокойствие, поговорить с обидчиком;
  • Выступать за сотрудничество между всеми сторонами конфликтной ситуации;
  • Если после этого конфликт не разрешится, обратиться с просьбой прояснить ситуацию к классному руководителю, и далее – в администрацию школы.
  • Раздражаться и нервничать;
  • Разбираться с учителем в присутствии класса и собственного ребенка;
  • Обсуждать педагога с родителями других учеников, давать им информацию непроверенную или личного характера;
  • Ругать педагога нецензурными словами;
  • Писать жалобы в вышестоящие образовательные инстанции без разговора с администрацией школы.

Зачастую проблема возникновения школьных конфликтов кроется в отсутствии навыков осознанного решения конфликтов. В основе проблемы лежит недостаточное понимание своих эмоций и эмоций других людей, трудности анализа и регуляции своих эмоций. Эти способности составляют эмоциональный интеллект.

С точки зрения концепции эмоционального интеллекта, ребенок должен научиться слышать собеседника, осознавать свои собственные эмоции и их причины, а также эмоции и причины их возникновения у противной стороны. Важно также уметь оценивать последствия при том или ином развитии ситуации.

Целенаправленное развитие эмоционального интеллекта позволит ребенку избежать конфликтного поведения и даст возможность ему достичь социально-значимых успехов. Прежде всего, ребенку в этом должны помочь родители.

Как поменять учителя в классе – действия родителей

Как поменять учителя, рассказывает заведующая по учебной работе начальной школы «Prima Schola» Юлия Строганова:

«Если вы хотите поменять в классе учителя, то существуют два пути решения проблемы.

Первый – родители учеников данного класса обращаются к администрации образовательного учреждения с просьбой заменить учителя. Желательно делать это в письменной форме. В заявлении нужно по пунктам изложить претензии, подкрепить их фактами и заверить подписями всех или большинства родителей. Это заявление в двух экземплярах нужно отнести на рассмотрение директору школы. Первый экземпляр отдаете администратору, а второй с подписью секретаря и датой остается у вас.

Второй – родители, которых не устраивает педагог, вправе обратиться к администрации школы с заявлением на перевод их ребенка в другой класс.

Следует понимать, что в обоих случаях у администрации есть множество маневров для отказа: укомплектованность класса (по нормам. СанПиНа численность классов не должна превышать 25 человек), расхождение в образовательных программах, боязнь создать прецедент (остальные родители могут, если проблема общеклассная, последовать вашему примеру). Надо быть готовым, что после заявления последует серия личных встреч с администрацией школы и с преподавателем, которого вы хотите поменять».

Что делать, когда учитель проявляет агрессию: обзывается или применяет физическую силу

Не все дети ведут себя вежливо и дисциплинированно. Но даже сложные отношения с ребенком, не дают право учителю применять в отношении него физическую силу.

О радикальных мерах, которые необходимо предпринимать в конфликтных ситуациях с учителем, рассказывает руководитель правозащитной группы «Акцент» (г. Казань) Булат Мухамеджанов:

«Если учитель применил к ребенку физическую силу (толкнул, ударил, вывел за ухо из класса и др.), необходимо зафиксировать телесные повреждения в медицинском учреждении. После этого родителям следует написать заявление о преступлении в Следственный комитет и приложить к нему медицинский документ. Если СК возбуждает уголовное дело, то оно впоследствии, при наличии соответствующих доказательств, направляется в суд. С педагога также через суд нередко взыскивают денежную компенсацию морального вреда и возмещение ущерба.

Еще один вариант - обратиться в прокуратуру, но она не возбуждает уголовных дел. Её сотрудники проведут комплексную проверку и установят обстоятельства случившегося, после чего, в случае подтверждения информации, направят представление в адрес муниципалитета о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности либо потребуют от СК провести доследственную проверку.

Что касается оказания психологического давления, то механизм действий похожий. По возможности нужно зафиксировать разговор с учителем на диктофон, собрать показания свидетелей. Кстати, детей могут опрашивать только в присутствии родителей или школьного психолога.

Самостоятельное обращение в управления образования муниципалитета по большому счету смысла не имеют, потому что чиновники от образования меньше всего заинтересованы в том, чтобы этот факт вышел на поверхность. Тогда ведь как минимум история попадет в СМИ, как максимум - правоохранительные начнут проверку.

Случаи, когда учитель применяет физическую силу – все-таки редкие, но и они встречаются в нашей практике. К примеру, несколько лет в Казани осудили учительницу, которая обзывала детей и дергала их за уши. В Набережных Челнах педагог привязала первоклассника к стулу. После этого случая учительница и директор школы были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Кроме того учитель не имеет права:

    Ставить школьнику отметку за пропуск урока, отметка – это способ оценивания выполненных работ, упражнений, устных ответов.

    Систематически занижать отметки.

Если проблема кроется в личной неприязни учителя к ребенку, вы можете обратиться к завучу или директору о просьбе созвать комиссию, которая проведет независимую оценку знаний школьника.

    Забирать на уроке планшет или телефон, даже если это оговорено в Уставе школы.

    Систематически выгонять ребенка с урока.

Вмешательство родителей в конфликт с учителем бывает необходимо. Важно помнить, что вряд ли после этого инцидента школьная жизнь у ребенка станет лучше. Если есть возможность урегулировать вопрос мирно, следует ею воспользоваться. Однако в случае физического и психологического давления со стороны педагога вмешательства юристов не избежать.

Психологическое давление на ребенка со стороны учителя

Спрашивает: Мира

Пол: Мужской

Возраст: 8

Хронические заболевания: не указаны

Здравствуйте, мой ребёнок пошел во второй класс и с первой недели приносит двойки как за знания, так и за поведение. Причем за знания оценки иногда занижены. Например, из 4 заданий ребенок довольно аккуратно и правильно выполнил 3 (75%). За это ему поставили всего 3-ку.
Он геперактивный ребёнок и не может спокойно сидеть на месте. Но проблема также и в методах воспитания применяемых его учительницей. Так ребёнок чаще всего сидит за последней партой рядом мальчиком с которым у него ярко выраженный конфликт. На наши просьбы пересадить сына учитель отвечает, что постоянно меняет учеников местами. Также когда ребёнок сидел за первой партой его на глазах учительницы ударял в спину кулаком другой ученик (за то, что мой сын мешал) и она говорила при всех детях: "Правильно, правильно! ". После этого моего сына посадили одного за последней партой со словами: "Ты всегда будешь сидеть на позорном месте! " Также звучали и такие слова: "Ты всегда будешь получать двойки! "
Ответьте насколько действия учителя правильны? Нужно ли поговорить об этом с самой учительницей или завучем? Чем подобные действия учительницы начальных классов вредны для психики моего ребёнка?

Маниакально-депрессивный симптом, депрессия, замкнутость, социофобия, телефонофобия, психологическое давление Началось всё (подозрение на маниакально-депрессивный синдром), давно - 4,5 месяца назад. Стала замечать за собой характерные симптомы (позже прочитала много литературы по теме, ознакомившись с ней, поняла, что именно это и происходит). Всерьёз обращать внимание на это стала только 2 месяца назад: начались проблемы со сном (приходится себя уговаривать, постоянно оттягиваю момент ухода ко сну), частые впадения в депрессию (тревожные состояния, постоянный стресс, низкая самооценка, самобичевание, апатия, снижение аппетита, усталость, сниженная работоспособность, рассеянная концентрация внимания,) могут сменяться маниакальным синдромом (на время приподнятое настроение, активность, оптимистический настрой, множество новых идей и проектов, быстрая речь, потребность в общении (обычно я мало в нём нуждаюсь). Ухудшилась память: забываю многие вещи меньше, чем за минуту. Всё это на фоне острой социофобии и неустойчивого климата в семье. Не нахожу поддержку, в основном, получаю в адрес упрёки, хотя и работаю над собой, стремлюсь делать лучше. Недавно начала замечать за собой неконтролируемые приступы плача (необходимость поплакать буквально несколько секунд) - очень пугает, так как испытываю такую потребность постоянно последние 2 недели. Очень сложные отношения с матерью: у неё частые приступы раздражённости и агрессии, с детства я очень её боюсь, да и сейчас ничего не изменилось - мне по-прежнему не удаётся наладить с ней контакт, чувствую с её стороны психологическое давление, а в периоды, когда мы с ней общаемся, непременно пугаюсь, что очень скоро это опять сменится её раздражённым поведением, причём, это может случится абсолютно внезапно. Отец старается абстрагироваться от всего этого и каждый раз, когда у нас с матерью возникает конфликт, остаётся безучастен, даже, когда мне нужна помощь. Возможен ли какой-то план действий? Или может ли моё состояние быть связано с микроклиматом в семье? Хотя бы совет, так как обратиться мне не к кому. Спасибо.

3 ответа

Не забывайте оценивать ответы врачей, помогите нам улучшить их, задавая дополнительные вопросы по теме этого вопроса .
Также не забывайте благодарить врачей.

Ребенок должен знать и понимать требования педагогов, требования должны быть стабильны и справедливы. Тогда проблем с поведением будет меньше. Несправедливость в оценках вырабатывает заниженную самооценку и неадекватное самовосприятие ребенка. Давать оценку действиям педагога сложно, не зная всех нюансов ситуации. Если все так как говорите вы, то наверное стоит еще раз пообщаться с педагогом, выяснив ее требования и ВМЕСТЕ выработав подход к ребенку. Не поможет - есть завуч и директор. Но лучше все решить с самой учительницей.

Екатерина Сергеевна 2016-10-11 06:14

Сменив место жительства в прошлом году мы перешли в новую школу, но к моему сожалению при переводе случился инцидент который был решен на уровне органов местного самоуправления. Директор отказывалась принимать моего ребенка в определенный класс и ее даже не смущало что в школу мы пришли по прописке и места в классе есть (19 учеников). Ребенка приняли к учителю которого до переезда мы посещали как дополнительного педагога. У ребенка стоит диагноз ЗРР (сенсорная алалия, с которым не покладая рук и головы мы боремся с помощью профессионалов: логопед, дефектолог, и так как ранее стоял диагноз сенсомоторная алалия ходим на дополнительные занятия, в нашем случае повторение это путь к тому что ребенок "схватит" материал) При поступлении в 1 класс нам был рекомендован класс 7 вида. В который мы пошли, но спустя 10 дней преподаватель переговорив с завучем пришли к выводу что ребенку нужен обычный первый класс по программе "Школа России", т. е. при переводе в нынешнюю школу мы уже обучались в обычном первом классе.
Как только мы перешли и отказались от услуг преподавателя дополнительно (я считаю что это как минимум не профессионально, да и по ФЗ если педагог видит что ребенок не успевает или часто болеющий он должен взять ребенка на дополнительные занятия в школе) у нас начались проблемы, ребенок стал хмурым, начали поступать жалобы педагога что он кусается, дерется, отвлекается и отказывается на уроках заниматься. Я не обратила внимания, все списала что новый класс, новая обстановка, что адаптация у ребенка - так закончился 1 класс.
Хочу уточнить у ребенка стоит диагноз БА (бронхиальная астма, при чем проявлялась она при заболеваниях ОРЗ и ОРВИ, все они проходили с осложнениями на дыхательную систему) и преподаватель была в курсе.
Мы перешли во 2 класс, отучились 2 недели и с астмой попали на больничный. Тогда я еще не предала этому большого значения списала что осень и все болеют, ребенок категорически отказывался заниматься на уроках (со слов учителя). После выхода с больничного наш преподаватель заболел и мы попали к заменяющему его учителю. И тут случилось чудо, ребенок принес в 1 день 5 по самостоятельной, рассказывал что его хвалят, он стал сам делать уроки с удовольствием, потому что вместо "см" ему ставили хорошие оценки 4 и 5. Радость ребенка продлилась не долго. И тут я начала замечать неприятные вещи. Меня всегда учили прислушиваться к педагогам что они хотят только лучшего для детей. Забыла уточнить что при окончании 1 класса наш преподаватель настаивала на коррекционном классе, что бы мы перешли.
Так вот вышел основной педагог, первая неделя была еще нечего ребенок даже писал классные работы, на вторую неделю выдали тетради после проверки и когда я увидела что она перечеркнула оценки преподавателя который ее замещал, я была в недоумении - как минимум не этично так поступать. Через пару дней забирая сына со школы я стала свидетелем того что она кричит (она вышла за ним в холл и потребовала дневник, объясняя это тем что он не показывает ей записал ли он домашнее задание), ребенок сунул мне рюкзак и спрятался за мной, педагог наверно прибывая к концу 5 урока в " растроганных " чувствах даже не обратила внимания на свой тон, взяла сына за руку и повела его в класс что бы он записал задание на дом.
Самое страшное случилось пару дней спустя, к сожалению жизнь такова что я одна воспитываю сына, учится он с 1 смены и вторую часть дня занимается своими детскими делами (играет, смотрит телевизор, спит, учит уроки и т. д.). Вернувшись с работы я его застала в истерическом состоянии, и оно усугубилось когда я спросила как дела в школе. Ребенок начал задыхаться, спустя час приняв медикаменты, пообнимавшись мы поехали на дополнительные занятия. Ребенок мне рассказал что он расстроился из-за не записанного домашнего задания, еще позже он мне рассказал что просидел под партой 2 урока и перемену. Я вытягивала из него все на протяжении 5 часов по не многу. Потому что каждый раз его захлестывали эмоции о он начинал реветь и задыхаться (Для меня такое состояние у него было впервые). Суть рассказа была такова, учитель кричала и говорила: ". если я не буду делать то что она говорит она расскажет маме и ты меня накажешь". Я забрался под стол потому что испугался.
Педагог не сообщила мне об инциденте, не мне не соц. Педагогу, не психологу школьному. Когда я позвонила ей в тот же день она начала говорить что это не однократно (что ужаснуло меня еще больше), и это норма для моего ребенка и начала вести разговор что она еще в 1 классе предлагала перейти нам в коррекционный класс, а еще лучше на индивидуальное обучение (хотя показаний нет). Со следующего дня ребенок перестал посещать школу, прошло уже 5 дней, стал спокойнее, ждем прием по записи к психологу и неврологу. Написала жалобу в органы местного самоуправления. Директор попыталась пригласить меня на беседу когда я второй экземпляр жалобы приносила для школы, встретив меня в коридоре она и завуч (которого я видела первый раз) пытались сказать что поведение моего ребенка ужасное и учитель не виноват (интересные методы воспитания подумала я, загнать 7 летнего мальчика под стол при всем классе и продолжать вести урок). Часть родителей на следующий день была настроена против меня, стали собирать положительные характеристики на учителя (значит не первый случай в ее практике подумала я). Кто защитит наших детей как не родители, теперь вот боюсь переводиться в другую школу. Боюсь оставлять ребенка с посторонними или новыми людьми, стала посещать репетиторов вместе с ним. Наверно нам обоим теперь нужен психолог =)
Помогите мне направьте в нужное русло, конечно мы сменим школу, и в свете всего я больше стала прислушиваться к своему чаду. Очень раздражает тот факт, что не администрация школы не учитель не понимают что сидя за последней партой, точнее под ней почти 2 часа ребенок мог причинить себе вред и отпуская после такого происшествия домой не поставив законного представителя в известность о произошедшем. Если бы я приехала с работы на 30 мин. Позже то астматический приступ мог привести к ужасным последствиям. Как нам пережить этот жуткий момент прошлой недели и выкинуть его из жизни?!