Что такое синтез в педагогике определение. Что такое Синтез? Значение и толкование слова sintez, определение термина

Синтез (от греч. synthesis - соединение, сочетание) - соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении термин «Синтез» противопоставляется анализу, с которым он неразрывно связан; С. и анализ дополняют друг друга, каждый из них осуществляется с помощью и посредством др.

Анализ и Синтез лежат не только в основе всех видов человеческой деятельности, но в своих элементарных формах - в основе поведения высших животных. Синтез, как мыслительная операция, производен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производственной деятельности людей.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Синтез - мыслительная операция - включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое. Являет собой необходимый этап познания.

Синтез неразрывно связан с анализом, они взаимодополняют друг друга. Как свойственные людям мыслительные операции, синтез и анализ исторически формируются в ходе их материально-преобразующей деятельности.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Синтез (греч. synthesis – соединение, сочетание, составление)

  1. процесс объединения элементов, в результате которого они сливаются, интегрируются или организуются в единое целое;
  2. целое, целостное, сформированное таким образом, что возникающая при этом структура приобретает свойства или качества, которые отсутствуют у отдельных составляющих ее элементов. Следует отметить, что эти элементы в целостной структуре также меняют свои первоначальные свойства. Вырванные из контекста они могут иметь значение, которым не обладают их абстрактные прототипы или обладают совсем другим значением в ином контексте;
  3. метод научного исследования, состоящий в: а) изучении предмета, явления как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей; б) обобщении, соединении данных, добытых методом анализа;
  4. в химии – получение сложных химических соединений из более простых;
  5. в психологии мышления – умственная операция соединения разрозненных впечатлений, данных в некую целостную, законченную в смысловом отношении структуру;
  6. в психопатологии – объединение всех имеющихся клинических и параклинических данных в синдромальный или нозологический диагноз. Антоним: Анализ.

Психологический словарь. И. Кондаков

Синтез

  • Словообразование - происходит от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление.
  • Категория - ознавательный процесс.
  • Специфика - соединение различных признаков объекта или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа, в некую систему с воспроизведением иерархических связей, свойственных реальным объектам.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Синтез

  1. 1. Процесс объединения элементов, в результате которого они сливаются, интегрируются или организуются в единое целое.
  2. 2. Целое, сформированное таким образом. Обратите внимание – здесь имеется коннотация, что возникающее целое имеет свойства или качества, являющиеся результатом синтеза, и не обязательно получаемые путем анализа отдельных элементов. См. здесь творческий синтез. Прилагательное – синтетический, которое может также нести дополнительную коннотацию искусственности. Противопоставляется анализу.

предметная область термина

Словарь Ушакова

Синтез

си нтез [тэ], синтеза, мн. нет, муж. (греч. synthesis - соединение).

1. Метод исследования - установление связи и сведение в единое целое отдельных элементов, полученных в процессе анализа (научн. , филос. ). Синтез явлений.

| Вывод, сложное обобщение, результат, получившийся из этого сведения (научн. ). Правильный синтез.

2. ВыСШАя ступень в развитии явления, объединяющая в себе, как в высшем единстве, прогрессивные элементы прежних ступеней развития (филос. ). От тезиса через антитезис к синтезу.

3. Получение химического соединения из составных частей путем химической реакции элементов (хим. ). Синтез органических веществ.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Синтез

(от греч. synthesis - соединение, сочетание) - соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в целое, в котором противоречия сглаживаются или снимаются. Противоположное понятие и научный метод - анализ.

Культурология. Словарь-справочник

Синтез

греч. synthesis - соединение, сочетание, составление.

☼ соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы.

Понятие С. в культурологии характеризуется многозначностью и смысловой открытостью. Оно корреспондирует с такими терминами, как "диалог культур", "общение культур" (В. Библер), "концерт культур" (Г. Померанц) и др., и, следовательно, подразумевает взаимодействие культур разных регионов, стран, наций, их взаимообогащения. Такого рода взаимовлияния обнаружились, например, в ходе араб. посредничества в преемственности зап. цивилизации по отношению к античной; в вост. влиянии в рыцарском ср.-вековье Европы; в символике дантовских образов, заимствованной у известного мусульманского философа-эзотериста Мухиддина ибн-Араби; в широко использованных в эпоху Возрождения мотивах классич. Иран. и араб. поэзии (включая и само понятие гуманизма); в применении визант. канонов в архитектуре Зап. Европы; в островитянских сюжетах картин Гогена и т.д.

Тенденция расширяющегося взаимовлияния культур особенно актуальна для 20 в., что выразилось, в частности, в популяризации на Западе учений буддизма, индуизма, суфизма, в насыщенности европ. культуры афроамер. мотивами, в размыве различий между "своим" и "чужим".

Громадная роль в этом процессе принадлежит средствам массовой коммуникации. Сами продукты массмедиа с культурной т.зр. интегративны по своей природе. Сегодня с полным правом можно говорить о существовании всемирной культуры, к-рая, в отличие от мировой культуры как совокупности разл. культурных образований, представляет собой единую интегрированную систему общечеловеч. культуры.

В культурологии в теор. плане проблема С. искусств наиболее четко разработана в искусствознании. Особенно "подвижные", переломные этапы в истории худож. культуры отмечены активизацией интегративных процессов. Таковы, напр., теор. и творч. искания йенских романтиков, худож. поиски Р. Вагнера, стилистика модерна, теория и практика а и т.д.

Совр. теория С. искусств раскрывает принципы классификации многочисл. видов соединений разл. худож. стихий, научно обосновывает закономерности этих соединений. Основополагающим принципом взаимодействия искусств в С. является наличие двух и более художественно самостоятельных систем, среди к-рых одна выступает как доминанта-интегратор качественно нового синтетич. целого. При этом многовековая и совр. худож. практика дают примеры безграничного разнообразия синтетич. соединений разл. видов худож. деятельности.

С громадной силой тяготение к взаимообогащению разл. культур сказалось в России. Специфика культурного развития России во многом обусловлена ее открытостью Западу и Востоку. В этом проявлении "высокосинтетич. способности всепримиримости, всечеловечности" (Достоевский) усматривали рус. философы ( , Вл. Соловьев, Достоевский и др.) истор. миссию России.

Эти идеи нашли отражение в рус. эстетике и искусстве нач. 20 в., важнейшим направлением к-рого стало стремление к осуществлению всеобщего С. искусств, к превращению искусства в некое вселенское соборное действо, в жизнетворчество, призванное изменить мир (А. , А. Скрябин, Вяч. , Вл. Соловьев). В их концепциях С. искусств представлен не как обогащение одних видов худож. творчества выразит. средствами других видов, а как проблема мировоззренческая, как выражение универсальной природы человеч. творчества.

В опр. смысле культура синтетична как целостная система, включающая в себя разл. сферы духовной жизни.

Лит. : Конрад Н.И. Запади Восток: Статьи. М.. 1972; Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978; Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // ВФ, 1989, № 6; Бердяев Н.А. Рус. идея. Осн. пробл. русской мысли XIX века и начала XX века // О России и рус. филос. культуре: философы рус. послеоктябрьского зарубежья. М., 1990; Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993; Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994; Munro Th. The Arts and their Interrelations. Cleveland, 1967 Levinson J. Hybrid Art Forms // The Journal of Aesthetic Education. V. 18. 1984. № 4.

Н.Д. Ирза.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Педагогический терминологический словарь

Синтез

(от греч. synthesis - сочетание, составление)

соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему). С. - одна из осн. мыслительных операций. Целостность - характерная особенность восприятия; понятие формируется путём синтезирования отдельных существенных признаков предметов и явлений; С. включается в творческую деятельность мышления и воображения по созданию нового образа (идеи); на основе С. происходит объединение компонентов в процессе формирования двигательного навыка. С. неразрывно связан с анализом и не существует отдельно от него, а также с обобщением, систематизацией, сравнением, вместе с которыми составляет логический аппарат мышления.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 259)

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Синтез

(от греч. synthesis - соединение) - соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему).

Рб: литература и наука

Корр: анализ

* "...Целостность произведения не может быть передана в исследовании при помощи той непосредственной нерасчлененности, которая остается и преимуществом, и недостатком читательского восприятия. Наука идет к ее постижению через предварительный анализ и последующий синтез" (Ю.М. Лотман). *

Термины Киносемиотики

Словарь терминов атомной энергетики

Синтез

образование более тяжелого ядра из двух более легких (обычно изотопы водорода) с сопутствующим выделением большого количества энергии.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Синтез

Синтез

♦ Synthèse

По-гречески слово synthesis означает союз, состав, со единение. Синтезировать означает составлять (tithenai) вместе (sun). Тем самым синтез противостоит анализу, то есть расчленению, разложению.

Синтез идет от простого к сложному, учит Лейбниц. По части имеющихся элементов он составляет (или восстанавливает) целое. Анализ идет от сложного к простому. Он разделяет целое на элементы. Примером тому могут служить химические процессы. Соединяя атомы кислорода и водорода, можно синтезировать воду. И наоборот, подвергнув ее анализу, можно получить атомы кислорода и водорода.

Однако в философии слово «синтез» используется в основном для обозначения умственного процесса, состоящего только из идей. Именно так понимает синтез Декарт. Синтез является третьим, после очевидности и анализа, правилом его метода: «Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных» («Рассуждение о методе», часть II). Из этого следует, что анализ – первый (простое не дано изначально; его еще надо завоевать) и ближайший из истинных путей, благодаря которым была методически изобретена каждая вещь (см. «Возражения…»). Синтез в основном служит доказательству того, что уже известно. Достаточно сравнить, например, «Размышления о первой философии» того же Декарта, написанные в аналитическом ключе, и его же «Первоначала философии», выстроенные по принципу синтеза.

Но синтез – не только порядок или метод. У Гегеля и Маркса это также один из аспектов диалектики. Две противоположности соединяются, образуя третий, превосходящий термин (то есть уничтожающий и одновременно сохраняющий обе), – это и есть синтез. Таково становление как синтез бытия и ничто (Гегель. «Наука логики», раздел I, глава 1). Таков плод как синтез семени и растения (Энгельс. «Анти-Дюринг», отдел I, глава 13). Или коммунизм как синтез борьбы классов (пролетариат «побеждает в этой борьбе, только уничтожая себя и свою противоположность», то есть частную собственность; Маркс и Энгельс, «Святое семейство», IV; см. также «Капитал», I, раздел 8, гл. 32). Отрицание отрицания есть новое утверждение. Это «хорошая сторона» отрицания, это покой в движении и плодовитость. Слишком красиво, чтобы быть верным, скажете вы? Многие и в самом деле думают так. Во всяком случае, многие из наших студентов именно таким образом понимают синтез, сводя его в своих работах к апологии золотой середины и в результате получая вялость и нерешительность. Достаточно вспомнить печально известную схему – «тезис, антитезис, синтез», по которой такие работы и пишутся. Конечно, это схема как схема, и никому не запрещено ею пользоваться. Но понимать ее все-таки надо диалектически. «Тезис, антитезис, синтез» не означает «черное – белое – серое». Или «да – нет – может быть». Потому что это уже никакой не синтез, а увертка от принятия решения и компромисс. Не диалектика, а жвачка.

Синтез как качество личности – способность разума мысленно или реально воссоединять целое из частей или соединять различные элементы, стороны объекта в единое целое.

Экзамен на биофаке. На заднюю парту садится студент-грузин, читает вопрос в билете и шепчет соседу: — Слюшай, Вася, а шито такое «бэлка»? — Грызун такой, — шепчет Вася. — Смотри страницу 20. Грузин кивает головой, открывает книгу и снова шепчет: — Вася… А там же ничего нэт про синтез бэлка!

— Пааап, а что такое ядерный синтез? — Помнишь, мама пельмени варила, их было много маленьких, а они слиплись и стали одним большим? — Ага, прикольно было! — Вот! Ядерный синтез это тоже… Прикольно!

Возможно, найдено решение проблемы ядерного синтеза при обычных температурах. Уже шестая бочка спирта, постояв всего несколько дней на одном из военных складов, превратилась в обыкновенную воду.

СИНТЕЗ (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — мыслительная операция. Заключается в соединении различных признаков объекта или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа.

Синтез — одна из функций развитого разума. Например, провозглашается тезис: человек, находящийся под влиянием энергии благости, всегда доброжелателен, миролюбив и незлобив. Ненасилие – его визитная карточка. Антитезис: но во время войны, когда его Родине угрожает опасность, он берётся за оружие и убивает врага, то есть применяет насилие. Когда бандиты вламываются в его дом, он делает всё возможное, вплоть до убийства, лишь бы защитить жену, детей и престарелых родителей.

Задача синтеза – начать действовать правильно, полезно.

Синтез. Действуй, чётко понимая, что творишь. Всё надо делать с пониманием, что делаешь и зачем. Даже во время войны разум человека должен функционировать избирательно: беззащитных детей, женщин и стариков убивать нельзя, это – табу. Человек должен исполнять свои обязанности, свой долг. Если в твой дом пришёл убийца, не думай о миролюбии и ненасилии, убей его. Это твой долг перед Богом и семьёй.

Другой пример. Тезис: Я думаю неверно, и это приносит мне страдания. Антитезис: Думать вообще не надо. Живи бездумно. Убей в себе все мысли.

Должен быть синтез: Я должен думать, но не о материальном, значит временном, разрушающимся, стареющим и умирающем, а о вечном, то есть духовном. Мысли о духовном не приносят страданий.

Тезис: Всё, что я ем чрезмерно, то есть, переедая, меня убивает. Антитезис: Перестань есть. Заклей рот скотчем. Повесь ржавый амбарный замок на холодильник, а ключ выкинь в окно. Синтез: Научись ограничивать себя в еде. Всякая еда – яд, дело в дозе. Наложи в тарелку, сколько хотят глаза, а затем убери ровно половину.

Словом, разум не должен останавливаться на анализировании, он обязательно должен придти к синтезу.

Психолог Руслан Нарушевич, касаясь вопросов астрологии, говорит тезис: люди с Луной в звезде Сатабиша могут иметь проблемы в семейной жизни. Или могут остаться одинокими. Антитезис: люди, бывает, строят гармонично семейные отношения, не смотря на то время, в которое мы живём, так не очень подходящее для гармонии в семье. Они строят семьи, они исполняют свои обязанности, они стараются быть хорошими мужьями, и у них кое-что в этом получается. Это антитезис. И теперь синтез необходимо применить в отношении конкретного каждого человека, а не просто как утверждение, что вот если, достаточно тебе родиться под звездой Сатабиша, и ты обречён на одиночество. То есть синтез самая сложная вещь. И синтез всегда это феномен интерпретации и общения с индивидуальностью, с личностью, с конкретным человеком. В этом случае только мы можем дать правильный ответ.

Истина динамична, она развивается зигзагообразно: через тезис, антитезис и синтез. Сначала идет тезис, затем его противоположность, затем они объединяются — происходит синтез, и это становится новым тезисом. Потом опять антитезис и более высокая гармония в синтезе.

Философ А.К. Драгилёв пишет: «Тезис, антитезис и становится новым тезисом. Тогда должен появиться новый антитезис, соединяясь с ним, они порождают новый синтез, который снова превращается в тезис. Ему встаёт противопоставление. Они снова соединяются. То есть на каждом этапе мы видим, если мы берём в разрезе, мы видим перетекание синтеза в тезис, соединение с антитезисом». Шридхар Махарадж также утверждает: «Согласно Гегелю: тезис, антитезис и более высокое явление синтез. И вновь этот синтез становится тезисом. И вновь возникает антитезис и вновь синтез более высокого прядка появляется. Мы должны рассматривать бытие таким образом: тезис, антитезис, синтез. И вновь синтез становится тезисом и вновь возникает антитезис и более высокий синтез приходит».

Анекдот в тему.

К директору НИИ подходит заведующий химической лабораторией: — Шеф! Нам удалось синтезировать новый, совершенно уникальный состав. Вот только мы не можем решить, что это будет: моющее средство или новое детское питание.

Синтез - это объединение, реальное либо мысленное, разных элементов в одно целое, в гармоничную систему. Неразрывно связан с ним анализ, предполагающий разделение общего на составные компоненты.

Что означает слово «синтез» с медицинской точки зрения? Под ним подразумевают объединение различных явлений и предметов в одно целое.

Значение в медицинском словаре

Вместе с анализом этот процесс гарантирует формирование мышления и понятий.

Синтез - это процесс создания прочных иерархических взаимосвязей между реальными объектами, некая мыслительная операция. Психологи используют подобный термин для получения объективной картины о внутреннем состоянии человека.

В словаре Ушакова

Определение слова «синтез» здесь рассматривается в трех ракурсах. В первом значении под ним подразумевают метод исследования, позволяющий устанавливать связи, получать из отдельных фрагментов одно целое.

Дано в словаре и второе значение слова «синтез» - обобщение, результат, который получают по в ходе исследования. Например, происходит синтез в химии при образовании органических веществ.

Также здесь предлагается еще одно определение подобного термина. Синтез - это ступень в формировании прогрессивных ступеней развития в высшее единство.

Трактовка в БСЭ

Термин противопоставляют анализу. Греческое слово «синтез» в БСЭ рассматривается как объединение в одно целое нескольких сторон объекта. В науке он подразумевает процесс последовательной добычи информации, ее оценку, разбор. Аналогичной точки зрения придерживались представители античной геометрии: Евклид, Платон.

Также часто значение этого термина связывают с некими «синтетическими суждениями». Синтез и анализ располагаются не только в основе всех разновидностей человеческой деятельности, но и в простейших формах. Они характеризуют поведение животных, применяются в технических программах, компьютерном моделировании. Например, с биологической точки зрения синтез - это аналитическая деятельность головного мозга.

Психологи С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже после продолжительных исследований пришли к выводу, что познавательные процессы, характерные для человека, также связаны с этим явлением.

Например, в научном смысле синтез можно рассматривать как взаимосвязь теорий, относящихся к одной предметной области. В современной физике основы корпускулярной и волновой теории связаны с объединением отдельных признаков и характеристик в единую картину.

Какой можно подобрать синоним к слову «синтез»? Например, вместо этого термина можно использовать следующие слова: соединение, объединение, сумма. Выбор зависит от заданной для работы научной области. Помимо внутренних процессов, для современной науки характерна и междисциплинарная взаимосвязь, которая дает полное представление о единстве мировоззрения.

Синтез в химии

Сложно представить себе эту науку без соединения нескольких простых либо сложных веществ. Химический синтез особенно актуален для органических соединений, так как с его помощью можно рассматривать получение сложных биополимеров, предугадывать специфику их химических и физических свойств, предполагать основные области применения получаемых соединений.

Фотосинтез, который свидетельствует об образовании из воды и углекислого газа сложного органического вещества (глюкозы), протекает только на свету и является необходимым условием существования зеленых растений.

Интерес представляет и хемосинтез, предполагающий объединение углекислого газа, а также при окислении неорганических веществ в органические соединения.

Нуклеосинтезом именуют процесс получения ядер химических элементов, которые тяжелее атома водорода.

Благодаря синтезу можно получить красивую и связную речь из отдельных букв, слогов. Многие слова в нашем языке имеют несколько значений, в зависимости от того, в каком контексте они применяются. Попробуем с разных точек зрения дать характеристику термина «синтез». Если в общем варианте предполагается некий процесс воссоединения в одно целое разных понятий или веществ, то в каждом конкретном случае у определения могут быть интерпретации.

Приведем пример синтеза, который рассматривается в рамках органической химии. Знаете ли вы, что собой представляет матричный синтез? Это химическая реакция поликонденсации или полимеризации, без которой невозможно получение полимерных соединений. Строение ВМС определяет макромолекулы, которые взаимосвязаны с мономерами и растущими органическими цепочками.

Под матричным структурным эффектом понимают способность матрицы оказывать влияние на длину, химическое строение, пространственный вид дочерних цепей (элементарных составных элементов).

В качестве сложнейшего процесса - синтеза - можно представить образование белковых молекул. Он предполагает использование существенного количества ферментов, осуществляется в организме на клеточном уровне.

Специфика подобной реакции состоит в способности устанавливать в получаемой макромолекуле определенную последовательность аминокислотных звеньев. Такой процесс предполагает затрату существенного количества тепла. После завершения реакции осуществляется перенос белковой макромолекулы к месту непосредственного назначения с помощью определенного полипептидного лидера.

Синтез в искусстве

Не только в классической физике, органической химии и в разных областях медицины применяется термин «синтез». Процессы, связанные с объединением отдельных фрагментов, частей, характерны и для искусства. В качестве примера можно привести применение в эпосе отрывка комического текста. Также синтез существует между отдельными видами искусства. Так, на основе определенного литературного сценария создается на телевизионном экране конкретный образ.

В последнее время часто объединяют в единое целое различные виды интерьерных направлений: готическое направление и архитектуру, модерн и классику, хай-тек и прованс. Профессиональные дизайнеры получают при этом огромный простор для своего творчества, создания неповторимых образов в интерьере.

Заключение

При грамотном подборе различных видов искусства можно рассчитывать на получение гармоничного образа. Так, при правильном подходе вполне допустимо введение в старинные города современных зданий.

Термин «синтез» встречается современному человеку в различных сферах его деятельности: науке, технике, в быту, а также в различных областях искусства.

движение мысли от более частных понятий к более общим; мысленное соединение частей предмета, явления, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета, явления как единого целого. (1)

Отличное определение

Неполное определение ↓

СИНТЕЗ

от греч. synthesis - сочетание, составление), соединение элементов, свойств (сторон). изучаемого объекта в единое целое (систему), осуществляемое как в практич. деятельности, так и в процессе познания С - одна из осн.мыслительных операций Целостность - характерная особенность восприятия, понятие формируется путем синтезирования отд существенных признаков предметов и явлений, С включается в творческую деятельность мышления и воображения по созданию нового образа (идеи), на основе С происходит объединение компонентов в процессе формирования двигат навыка. С. неразрывно связан с анализом и не существует отдельно от него, синтетич знание об объекте основывается на выделении его составных частей или частных особенностей С тесно связан с обобщением, систематизацией, сравнением, вместе с к-рыми составляет логич. аппарат мышления.

В ходе умственного развития ребенка С в форме отвлеченных понятий предшествует С на уровне практич. и игровых действии в форме реальных преобразований объектов Разбирая и собирая игрушечные пирамидки, составляя из отд элементов мозаики определенную фигуру и т и, ребенок практически совершает наглядно-действенный С От С в плане действий ребенок переходит к С в плане конкретных образов и представлений, к-рый развивается в процессе изобразит.н. продуктивной деятельности Формируясь сначала в практич. деятельности, С становится затем операцией или стороной понятийного мышления и опосредствования им новых действий Все эти формы С выступают необходимым основанием для систематич. усвоения знаний в процессе обучения и совершенствуются в этом процессе

Соединенный с анализом в единую ана-литико-синтетич структуру, С на разных этапах решения к -л мыслительной задачи может занимать разл место Он может предшествовать анализу С дает общую направляющую идею аналитич работе над материалом, позволяет углубить и осмыслить его Напр., чтобы написать сочинение, учащийся должен иметь нек-рое общее представление, осн.идею, в соответствии с к-рой он производит отбор фактич материала В др. случаях С может иметь место после анализа как его результат Напр., выделив все буквы в слове, соединив их в слоги, учащиеся воспринимают целое слово Роль С здесь состоит в получении нового объекта из отд элементов

С, однако, не является автоматич следствием анализа и может отставать от него Несоответствие анализа С отмечено у мл школьников Проанализировав задачу или выделив буквы в слове, учащиеся нередко затрудняются при объединении им самим полученных элементов. Напр., выделив отд. данные задачи, учащийся не может связать их нужными отношениями, чтобы ответить на поставленный в задаче вопрос. Поэтому возникает спец. проблема нахождения пед. приемов руководства процессом С. и формирования у учащихся определенных действий по выявлению внутрипредмет-ных связей. Ее решение не может быть дано в общем виде и зависит от конкретного материала. В частности, при решении арифметических (и др.). задач важную роль играет составление схемы, синтезирующей существенные условия задачи. Кроме того, важно, чтобы все отд. этапы решения задачи (чтение условий, составление схемы, решение, проверка). объединялись в сознании учащихся в целостную программу (план). действий, обязательных для решения любой задачи. Эффективным средством управления С. является моделирование, т.е. воспроизведение в предметных, графич. или знаковых моделях существенных связей изучаемых объектов. Подбор учителем обобщающих вопросов в связи с прохождением той или иной темы также способствует синтезированию знаний в единое целое. В конечном итоге управление аналитико-синтетич. деятельностью учащихся связано с задачами построения уч. предметов и организации уч. деятельности путем комплексных требований, предъявляемых к процессу учения логикой, психологией, дидактикой, методикой.