Хрущев Никита. Карибский кризис

Вот уже сколько месяцев толкуете вы мне, друзья мои, чтоб я описал вам поскорее мои заграничные впечатления, не подозревая, что вашей просьбой вы ставите меня просто в тупик. Что я вам напишу? что расскажу нового, еще неизвестного, нерассказанного? Кому из всех нас русских (то есть читающих хоть журналы) Европа не известна вдвое лучше, чем Россия? Вдвое я здесь поставил из учтивости, а наверное в десять раз. К тому же, кроме сих общих соображений, вы специально знаете, что мне-то особенно нечего рассказывать, а уж тем более в порядке записывать, потому что я сам ничего не видал в порядке, а если что и видел, так не успел разглядеть. Я был в Берлине, в Дрездене, в Висбадене, в Баден-Бадене, в Кельне, в Париже, в Лондоне, в Люцерне, в Женеве, в Генуе, во Флоренции, в Милане, в Венеции, в Вене, да еще в иных местах по два раза, и всё это, всё это я объехал ровно в два с половиною месяца! Да разве можно хоть что-нибудь порядочно разглядеть, проехав столько дорог в два с половиною месяца? Вы помните, маршрут мой я составил себе заранее еще в Петербурге. За границей я не был ни разу; рвался я туда чуть не с моего первого детства, еще тогда, когда в долгие зимние вечера, за неумением грамоте, слушал, разиня рот и замирая от восторга и ужаса, как родители читали на сон грядущий романы Радклиф, от которых я потом бредил во сне в лихорадке. Вырвался я наконец за границу сорока лет от роду, и, уж разумеется, мне хотелось не только как можно более осмотреть, но даже всё осмотреть, непременно всё, несмотря на срок. К тому же хладнокровно выбирать места я был решительно не в состоянии. Господи, сколько я ожидал себе от этого путешествия! «Пусть не разгляжу ничего подробно, — думал я, — зато я всё видел, везде побывал; зато из всего виденного составится что-нибудь целое, какая-нибудь общая панорама. Вся „страна святых чудес“ представится мне разом, с птичьего полета, как земля обетованная с горы в перспективе. Одним словом, получится какое-нибудь новое, чудное, сильное впечатление. Ведь я теперь, сидя дома, об чем тоскую наиболее, вспоминая о моих летних странствованиях? Не о том, что я ничего не разглядел в подробности, а о том, что вот почти ведь везде побывал, а в Риме, например, так и не был. А в Риме я бы, может быть, пропустил папу...» Одним словом, на меня напала какая-то неутолимая жажда нового, перемены мест, общих, синтетических, панорамных, перспективных впечатлений. Ну чего ж после таких признаний вы от меня ожидаете? Что я вам расскажу? что изображу? Панораму, перспективу? Что-нибудь с птичьего полета? Но, пожалуй, вы же первые скажете мне, что я высоко залетел. Кроме того, я считаю себя человеком совестливым, и мне вовсе не хотелось бы лгать, даже и в качестве путешественника. А ведь если я вам начну изображать и описывать хотя бы только одну панораму, то ведь непременно солгу и даже вовсе не потому, что я путешественник, а так просто потому, что в моих обстоятельствах невозможно не лгать. Рассудите сами: Берлин, например, произвел на меня самое кислое впечатление, и пробыл я в нем всего одни сутки. И я знаю теперь, что я виноват перед Берлином, что я не смею положительно утверждать, будто он производит кислое впечатление. Уж по крайней мере хоть кисло-сладкое, а не просто кислое. А отчего произошла пагубная ошибка моя? Решительно от того, что я, больной человек, страдающий печенью, двое суток скакал по чугунке сквозь дождь и туман до Берлина и, приехав в него, не выспавшись, желтый, усталый, изломанный, вдруг с первого взгляда заметил, что Берлин до невероятности похож на Петербург. Те же кордонные улицы, те же запахи, те же... (а впрочем, не пересчитывать же всего того же!). Фу ты, бог мой, думал я про себя: стоило ж себя двое суток в вагоне ломать, чтоб увидать то же самое, от чего ускакал? Даже липы мне не понравились, а ведь за сохранение их берлинец пожертвует всем из самого дорогого, даже, может быть, своей конституцией; а уж чего дороже берлинцу его конституции? К тому же сами берлинцы, все до единого, смотрели такими немцами, что я, не посягнув даже и на фрески Каульбаха (о ужас!), поскорее улизнул в Дрезден, питая глубочайшее убеждение в душе, что к немцу надо особенно привыкать и что с непривычки его весьма трудно выносить в больших массах. А в Дрездене я даже и перед немками провинился: мне вдруг вообразилось, только что я вышел на улицу, что ничего нет противнее типа дрезденских женщин и что сам певец любви, Всеволод Крестовский, самый убежденный и самый развеселый из русских поэтов, совершенно бы здесь потерялся и даже, может быть, усомнился бы в своем призвании. Я, конечно, в ту же минуту почувствовал, что говорю вздор и что усомниться в своем призвании он не мог бы даже ни при каких обстоятельствах. Через два часа мне всё объяснилось: воротясь в свой номер в гостинице и высунув свой язык перед зеркалом, я убедился, что мое суждение о дрезденских дамах похоже на самую черную клевету. Язык мой был желтый, злокачественный... «И неужели, неужели человек, сей царь природы, до такой степени весь зависит от собственной своей печенки, — подумал я, — что за низость!» С этими утешительными мыслями я отправился в Кельн. Признаюсь, я много ожидал от собора; я с благоговением чертил его еще в юности, когда учился архитектуре. В обратный проезд мой через Кельн, то есть месяц спустя, когда, возвращаясь из Парижа, я увидал собор во второй раз, я было хотел «на коленях просить у него прощения» за то, что не постиг в первый раз его красоту, точь-в-точь как Карамзин, с такою же целью становившийся на колени перед рейнским водопадом. Но тем не менее в этот первый раз собор мне вовсе не понравился: мне показалось, что это только кружево, кружево и одно только кружево, галантерейная вещица вроде пресс-папье на письменный стол, сажен в семьдесят высотою. «Величественного мало», — решил я, точно так, как в старину наши деды решали про Пушкина: «Легко, дескать, слишком сочиняет, мало высокого». Я подозреваю, что на это первое решение мое имели влияние два обстоятельства, и первое: одеколонь. Жан-Мария Фарина находится тут же подле собора, и в каком бы вы ни остановились отеле, в каком бы вы ни были настроении духа, как бы вы ни прятались от врагов своих и от Жан-Марии Фарины в особенности, его клиенты вас найдут непременно и уж тут: «Одеколонь ou la vie», одно из двух, выбора не представляется. Не могу утверждать слишком наверное, что так и кричат именно этими словами: «Одеколонь ou la vie!», но кто знает — может быть и так. Помню, мне тогда всё что-то казалось и слышалось. Второе обстоятельство, разозлившее меня и сделавшее несправедливым, был новый кельнский мост. Мост, конечно, превосходный, и город справедливо гордится им, но мне показалось, что уж слишком гордится. Разумеется, я тотчас же на это рассердился. Притом же собирателю грошей при входе на чудесный мост вовсе не следовало брать с меня эту благоразумную пошлину с таким видом, как будто он берет с меня штраф за какую-то неизвестную мне мою провинность. Я не знаю, но мне показалось, что немец куражится. «Верно, догадался, что я иностранец и именно русский», — подумал я. По крайней мере его глаза чуть не проговаривали: «Ты видишь наш мост, жалкий русский, — ну так ты червь перед нашим мостом и перед всяки немецки человек, потому что у тебя нет такого моста». Согласитесь сами, что это обидно. Немец, конечно, этого вовсе не говорил, даже, может, и на уме у него этого не было, но ведь это всё равно; я так был уверен тогда, что он именно это хочет сказать, что вскипел окончательно. «Черт возьми, — думал я, — мы тоже изобрели самовар... у нас есть журналы... у нас делают офицерские вещи... у нас...» — одним словом, я рассердился и, купив склянку одеколону (от которой уж никак не мог отвертеться), немедленно ускакал в Париж, надеясь, что французы будут гораздо милее и занимательнее. Теперь рассудите сами: преодолей я себя, пробудь я в Берлине не день, а неделю, в Дрездене столько же, на Кельн положите хоть три дня, ну хоть два, и я наверно в другой, в третий раз взглянул бы на те же предметы другими глазами и составил бы об них более приличное понятие. Даже луч солнца, простой какой-нибудь луч солнца тут много значил: сияй он над собором, как и сиял он во второй мой приезд в город Кельн, и зданье наверно бы мне показалось в настоящем своем свете, а не так, как в то пасмурное и даже несколько дождливое утро, которое способно было вызвать во мне одну только вспышку уязвленного патриотизма. Хотя из этого, впрочем, вовсе не следует, что патриотизм рождается только при дурной погоде. Итак, вы видите, друзья мои: в два с половиною месяца нельзя верно всего разглядеть, и я не могу доставить вам самых точных сведений. Я поневоле иногда должен говорить неправду, а потому... Но тут вы меня останавливаете. Вы говорите, что на этот раз вам и ненадобно точных сведений, что занужду вы найдете их в гиде Рейхарда, а что, напротив, было бы вовсе недурно, если б и каждый путешественник гонялся не столько за абсолютной верностью (которой достичь он почти всегда не в силах), сколько за искренностью; не боялся бы иногда не скрыть иного личного своего впечатления или приключения, хотя бы оно и не доставляло ему большой славы, и не справлялся бы с известными авторитетами, чтоб проверять свои выводы. Одним словом, что вам надобны только собственные, но искренние мои наблюдения. — А! — восклицаю я, — так вам надобно простой болтовни, легких очерков, личных впечатлений, схваченных на лету. На это согласен и тотчас же справлюсь с записной моей книжкой. И простодушным быть постараюсь, насколько могу. Прошу только помнить, что, может быть, очень многое, что я вам напишу теперь, будет с ошибками. Разумеется, не всё же с ошибками. Невозможно ведь ошибиться, например, в таких фактах, что в Париже есть Нотр-Дам и Баль-Мабиль. Особенно последний факт до того засвидетельствован всеми русскими, писавшими о Париже, что в нем уже почти нельзя сомневаться. В этом-то, может, и я не ошибусь, а, впрочем, в строгом смысле и за это не ручаюсь. Ведь говорят же вот, что быть в Риме и не видать собора Петра невозможно. Ну так посудите же: я был в Лондоне, а ведь не видал же Павла. Право, не видал. Собора св. Павла не видал. Оно конечно, между Петром и Павлом есть разница, но все-таки как-то неприлично для путешественника. Вот вам и первое приключение мое, не доставляющее мне большой славы (то есть я, пожалуй, и видел издали, сажен за двести, да торопился в Пентонвиль, махнул рукой и проехал мимо). Но к делу, к делу! И знаете ли: ведь я не всё только ездил и смотрел с птичьего полета (с птичьего полета не значит свысока . Это архитектурный термин, вы знаете). Я целый месяц без восьми дней, употребленных в Лондоне, в Париже прожил. Ну вот я вам и напишу что-нибудь по поводу Парижа, потому что его все-таки лучше разглядел, чем собор св. Павла или дрезденских дам. Ну, начинаю.

    Я вот уже сколько раз замечал - стоит только человеку публично, в тех же соц-сетях озвучить - какого человека он для отношений ищет, как на него обрушивается какой то невероятный вал негатива, обесценивания и вообще - агрессии.

    За то, что человек взял на себя смелость... (Взял. На себя. Смелость!! - а ведь многие "ищущие отношений" - даже этого не готовы сделать...) - сформулировать и озвучить то, что ему важно в избраннике/избраннице?

    За то, что понял - ДЛЯ ЧЕГО ему отношения нужны?

    Заявить "ищу жену/мужа" (не "секс на один раз", ни "лёгких и романтических отношений", ни чего либо другого) - как по мне, так весьма ответственный шаг, требующий как минимум внутренней решимости и готовности к этому!

    Откуда столько едкого сарказма и агрессии??

    Или любое заявление о подобном - сталкивает большинство читающих со своей неспособностью это сделать (по типу, и я хотел бы - но не могу, куча стыда и внутренних запретов мешает?)

    И поэтому - лучше злиться и обесценивать - чем испытывать стыд и фрустрацию?

    Или все же это банальный комплекс несоответствия и неполноценности?

    Если, например, я прочел в запросе девушки: "Ищу мужчину (такого то и такого то", с з пл от 500 т р" - не примеряю ли я это на себя?

    И если нет у меня такой зарплаты - возникает ощущение несоответствия. "Я - хуже других..."

    И рождается злость.

    "Ах ты с%ка меркантильная, да как же ты можешь?!? Такое то требовать??"

    Или если женщина читает в запросе мужчины: ищу симпатичную, до 25 лет, без детей...

    -"Ах ты гад, да как же ты можешь то... А как же я?? Ну ладно, пусть я симпатичная, но не всем же "до 25 быть"?? А детей я куда дену??"

    Я думаю, что злости и негативных чувства - рождается тем больше, чем больше ВНУТРИ есть неприятия себя.Своей ситуации, своего положения.

    Несогласия - с тем, кто ты есть.

    И желания - быть кем то другим.

    Тогда любая ситуация выбора - даже кого то и где то там, не имеющая непосредстаенно к тебе никакого отношения - поднимает эту боль.

    "Я не доволен (не довольна собой).И своей жизнью.И я живу -совершенно не так, как хотелось бы.И являюсь не тем, кем хочу быть".

    А это страшно.Понимать - что ты живёшь, "по минимуму", не используя свои возможности, и свой потенциал.Не в мире с собой -а в состоянии постоянного внутреннего раздрая и ощущения "несоответствия".

    Несоответствия - в первую очередь своим же собственным представлениям о себе...

    И эта боль и злость - может стать тем самым топливом, готовностью и решимостью - что бы изменить что то в своей Жизни, в самом себе.

    Что бы изменить это "несоответствие".

    Если для мужчины - ну может начать зарабатывать больше. Или ощутить. собственную ценность и значимость - вне зависимости от своей профессии и дохода.

    А для женщины? - да наверное тоже.Например - понять и ощутить - что она хороша и достойна любви - такой какая она есть.Без этой постоянной борьбы за "моложе", "стройнее", "упругее".

    И что она уже не девочка, которой важно заслужить расположение мамы - своей "хорошестью", "нужностью"... И своё право быть в отношениях, в контакте - только будучи удобной и "оправдывая требования". Той же "мамы"...

    А может- так и остаться ядовитыми и злобными комментариями в интернете...

Часть 1

Ответами к заданиям 1—19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами(например: НиколайВторой).

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Венский конгресс

2) «Славная революция» в Англии

3) присоединение Новгорода к Московскому государству

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A) Грюнвальдская битва

Б) заключение Плюсского перемирия между Россией и Швецией

B) издание манифеста о вольности дворянской

Г) переход к нэпу, замена продразвёрстки продналогом

ГОДЫ

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся ко второй половине XIX в.

1) монастырские крестьяне; 2) мировой посредник; 3) выкупные платежи; 4) временнообязанное состояние; 5) земская управа; 6) губной староста.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4. Напишите пропущенное слово.

Единственный всесоюзный ____ за всю историю существования СССР был проведён по вопросу о сохранении СССР 17 марта 1991 г.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A) развитие отношений между Древнерусским государством и Византией

Б) расширение территории в XVI в.

B) реформаторская деятельность Екатерины II

Г) экономические реформы А. Н. Косыгина

ФАКТЫ

1) присоединение к России Астрахани

2) взятие Корсуни войском князя Владимира Святославича

3) присоединение к России Левобережной Украины

4) начало ваучерной приватизации

5) принятие Постановления «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»

6) созыв Уложенной комиссии

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Закон Божий, в десятословии нам преподанный, научает нас седьмый день посвящать ему; почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в который мы удостоилися восприять священное миропомазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред Творцом и всех благ подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям».

Б) «...В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный документ был издан в период правления Павла I.

3) В соответствии с данным документом в России образовалась новая социальная группа — вольные (свободные) хлебопашцы.

4) Данный документ был издан в период правления Александра I.

5) В соответствии с данным документом крестьяне получили личную свободу.

6) Данный документ был издан в период правления Александра II.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А

Фрагмент Б

7. Какие события из перечисленных ниже относятся к правлению царя Михаила Фёдоровича? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) создание полков «нового строя»

2) Соляной бунт

3) Смоленская война

4) освобождение Москвы от поляков

5) заключение Ништадтского мирного договора

6) заключение Столбовского мирного договора

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

A) Один из организаторов подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия» — ____.

Б) США приняли официальное решение о распространении ленд-лиза на СССР в ____ 1941 г.

B) Союзницей Германии во Второй мировой войне была ____.

Пропущенные элементы:

1) О. В. Кошевой

2) Бельгия

6) Ф. И. Толбухин

9. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

A) разорение Москвы в 1382 г.

Б) оборона Пскова во время Ливонской войны

B) Синопское сражение

Г) «перестройка» в СССР

УЧАСТНИКИ

1) хан Тохтамыш

2) И. П. Шуйский

3) хан Едигей

4) П. С. Нахимов

5) Ю. В. Андропов

6) Э. А. Шеварднадзе

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Прочтите отрывок из заявления и укажите фамилию его автора.

«В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал заниматься литературой в СССР. За этот срок я, ни разу не выезжая за пределы СССР, написал ряд сатирических повестей, а затем четыре пьесы, из которых три шли при неоднократных цензурных исправлениях, запрещениях их и возобновлениях на сценах государственных театров в Москве, а четвёртая — «Бег» была запрещена в процессе работы над нею в Московском Художественном театре и света не увидала вовсе.

Теперь мне стало известно, что и остальные три к представлению запрещаются.

Таким образом, в наступающем сезоне ни одна из них, в том числе и любимая моя работа «Дни Турбиных», больше существовать не будут».

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

Ледовое побоище

Возникновение Английского парламента

Битва на р. Боже

Война Алой и Белой розы в Англии

Пропущенные элементы:

1) битва на р. Шелони

2) начало создания Русской Правды

4) Аугсбургский религиозный мир

6) распад Франкской империи

7) восстание под предводительством У. Тайлера в Англии

9) включение в состав Московского государства Смоленска Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.

«Я вот уже сколько лет нахожусь на положении неработающего пенсионера: особых дел у меня нет, в настоящем и будущем у меня особых вопросов не возникнет, поэтому я и живу анализом пройденного пути. А путь, пройденный мною, хороший, и я его не только не стыжусь, а горжусь им. Карибский кризис является украшением нашей внешней политики, в том числе моей как члена того коллектива, который проводил эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни единого выстрела. Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить ракеты с атомными зарядами на территории Кубы и таким образом поставить США перед фактом, что если они решатся вторгнуться на Кубу, то Куба будет иметь возможность нанести сокрушительный ответный удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были бы нанесены очень большие разрушения. Отсюда мы сделали вывод, что эта перспектива удержит власть имущих в США от вторжения на Кубу. К такому выводу все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего предложения».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2) Кризис, о котором идёт речь в данном отрывке, относится ко второй половине 1950-х гг.

3) Кризис, о котором идёт речь, удалось преодолеть благодаря взаимным уступкам СССР и США.

6) Руководителем Кубы в период кризиса являлся Фидель Кастро.

Рассмотрите схему и выполните задания 13—16.

13. Укажите век, когда в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «5». Ответ запишите в виде слова.

14 .Назовите монарха, при котором установилась западная граница России, обозначенная на схеме.

15. Заполните пропуск в предложении: «Одна из крупнейших ярмарок России в XVII -XVIII вв. — ____ — обозначена на схеме цифрой “4”».

16. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

17. Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

A) Д. И. Фонвизин

Б) Андрей Рублёв

B) И. Е. Репин

Г) А. Т. Твардовский

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) картина «Переход Суворова через Альпы»

2) картина «Крестный ход в Курской губернии»

3) роман «Они сражались за Родину»

4) икона «Троица»

5) комедия «Недоросль»

6) поэма «Василий Тёркин»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На карикатуре изображён политический деятель, пришедший к власти в Германии в 1939 г.

2) На карикатуре отражены события, произошедшие в период коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

3) Все удары Красной армии, образно показанные на карикатуре, были нанесены в зимний период.

4) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, уже был открыт Второй фронт во Франции.

5) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, союзники СССР действовали против Германии и её союзников в Северной Африке.

19. Укажите изображения объектов, возведённых в период руководства СССР политического деятеля, при котором произошли события, отражённые на карикатуре. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти объекты.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20—25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20—22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического документа

«Мы уповаем, что большей части из верных подданных Наших ведомо, с каким прилежанием и попечением Мы сына своего перворожденного Алексея воспитать тщились.

И хотя Мы его многократно и во многие кампании воинские с собою брали, дабы обучить воинскому делу, також иногда и в Москве оставляли, вруча ему некоторые в Государстве управления для предбудущего обучения; а потом и в чужие края посылали, надеясь, что он, видя так регулярные Государства, склонится к добру и трудолюбию.

Но сие семя учения на камни пало: поскольку он не только оному не следовал, но и ненавидел, и ни к воинским, ни к гражданским делам никакой склонности не являл; но упражнялся непрестанно в обхождении с непотребными и подлыми людьми.

Мы, сожалея о Государстве Своём и верных подданных, дабы от такого властителя в худое состояние не были приведены, властью отеческою, по которой по правам Государства Нашего и каждый подданный Наш сына своего наследства лишить, и другому сыну, которому хочет, оное определить волен, и яко Самодержавной Государь для пользы Государственной, лишаем его, сына Своего Алексея, за те вины и преступления, наследства по Нас престола Нашего Всероссийского, хотя б ни единой персоны Нашей фамилии по Нас не осталось, и определяем и объявляем по Нас помянутого престола наследником другого сына Нашего, Петра, хотя еще и малолетнего, ибо иного возрастного наследника не имеем, и заклинаем прежде помянутого сына Нашего Алексея родительскою Нашею клятвою, дабы того наследства ни в которое время себе не претендовал и не искал».

22. Привлекая исторические знания, укажите, какой порядок престолонаследия был установлен в России автором данного документа. Укажите два других порядка престолонаследия, существовавших в разное время в государстве Русь и в Российском государстве.

23. В 1549 г. впервые в российской истории было созвано собрание представителей всех слоёв российского общества. В дальнейшем вплоть до конца XVII в. эти собрания собирались с разной периодичностью для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. Укажите название, под которым вошли в историю собрания, о которых идёт речь. Укажите две причины того, что период наибольшей активности этих собраний пришёлся на 1610-1620-е гг.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Успехи в развитии экономики, достигнутые Россией на рубеже XIX -XX вв., не позволяли ей ликвидировать отставание от стран Западной Европы и США».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

В сочинении необходимо:

Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.



Воспоминания Н. С. Хрущева, записанные им самим на диктофон уже будучи пенсионером, разрешены для публикации в данной книге его внуком Н. С. Хрущевым, сотрудником ИИК "Московские новости", и приводятся в сокращенном варианте.
Полностью глава "Карибский кризис" опубликована в отдельном 4-х томном издании мемуаров И. С. Хрущева "Время, Люди, Власть", подготовленным и выпущенным в ИИК "Московские новости" в 1999 году.

У нас тогда установились хорошие отношения с президентом Кеннеди. Я ему доверял в том смысле, что взятое слово он сдержит. Вот это я и говорю теперь о Карибском кризисе. Повторяю, это был с нашей стороны правильный ход. Правильно мы сделали, что поставили ракеты, и потом опять правильно сделали, что не полезли в бутылку, когда кризис назрел и нас наши "друзья" стали упрекать, что мы трусим, вывозя ракеты. Они хотели спровоцировать нас, чтобы мы начали войну. Тем самым они достигли бы своей цели: мы с США взаимно истребляем друг друга и разрушаем экономику. Но мы не струсили в душе, не побоялись таких обвинений, а, трезво оценив обстановку, приняли верное решение. И я горжусь этим. В процессе переговоров США поставили дополнительно еще некоторые несущественные условия: они хотели, чтобы мы дали право проконтролировать их людям, действительно ли мы вывезли ракеты, то есть побывать там на месте и посмотреть. Мы такое обязательство взять на себя не смогли, потому что там - территория Кубы, и мы не имеем никакого отношения к тому вопросу, кому будет разрешено поехать на Кубу. Мы сказали, что тут не наша компетенция: мы можем распоряжаться своим имуществом, ибо мы его завезли и мы же его вывозим, но вопрос о допуске на остров решает правительство Кубы. Фидель же сразу и резко заявил, что ни в коем случае не пустит туда американцев. Тогда У Тан, умный человек, желая облегчить ситуацию и ликвидировать напряженность, чтобы ее острота протекала по затухающей, обратился с просьбой, чтобы лично ему разрешили приехать на Кубу. Однако Фидель не позволил и ему.
Когда я встретился с Фиделем, то сказал: "Хорошо, что Вы не пустили американцев. Правильно поступили, потому что они могли бы посчитать, что Вы струсили. Одно дело - обвинять Советский Союз в трусости. Мы-то страна большая, и умный человек правильно поймет, что нам нечего трусить. А Куба страна маленькая. Поэтому думаю, что Вы правильно сделали. Но отчего же Вы не использовали новую возможность и не. разрешили прилететь У Тану? Он прилетел бы, Вы бы с ним побеседовали, и он поехал бы посмотреть, как вывозят ракеты. Вы тогда сумели бы использовать Организацию Объединенных Наций в свою пользу..."
Главным в описываемых событиях оказалась то, что мы не дали себя одурачить, не отступили в столь нервной, горячей обстановке далее положенного и не переступили грань дозволенного. Тут сказалась выдержка обеих сторон. Ведь этот кризис дошел до высшей точки кипения. Мы были близки к войне, стояли на грани войны. Все могло случиться. Хочешь ты или не хочешь, а раз один выстрелил, то другой ответит. Но мы не допустили катастрофы. Помимо обязательства не вторгаться на Кубу президент США дал также слово, что когда мы вывезем свои ракеты с Кубы, то США уберут свои ракеты из Турции и Италии. Кеннеди просил нас, чтобы мы пока никому не говорили об этом. Мы-то хотели, чтобы это как-то было зафиксировано в документах. Он ответил, что он по своему положению письменных обязательств дать не может. Более того, сказал следующее: "Если Вы не удержите в секрете это мое заявление и оно просочится в печать, то я дам опровержение. Но я даю Вам честное слово!" И он действительно убрал ракеты из Турции и Италии, хотя вывез их не только потому, что мы согласились вывезти свои ракеты с Кубы, но главным образом потому, что ракеты, которые стояли в Турции и Италии, устарели.
Если бы не произошло Карибского кризиса, США все равно бы увезли оттуда ракеты, потому что к тому времени отпала необходимость иметь такие ракеты в данных точках земного шара. США уже имели тогда достаточное количество межконтинентальных ракет, которые стояли на собственной территории. Там они лучше охраняются, имеют лучше оборудованные позиции и лучше замаскированы. Их команды тоже находятся дома. Все это дает большие гарантии. Во-вторых, появились атомные подлодки, вооруженные ракетно-ядерным оружием, то есть подвижные установки. В Средиземном море находится 6-й флот США, там курсируют их подлодки, как и в других морях и океанах. Зачем же держать ракеты на чужой территории, когда есть своя команда и свой подвижной старт? Он менее уязвим и всегда готов к бою. Техника развивается, и она дала теперь лучшие решения взамен того, что США имели прежде, когда располагали ракетами в Турции и Италии.
Мы тоже располагаем сейчас такими возможностями, и у нас имеется достаточное количество межконтинентальных ракет. У нас есть также подводный флот, вооруженный ядерным оружием. Сейчас я уже много лет не нахожусь в руководстве страной, но знаю, что оставалось в СССР, когда я уходил. И я предполагаю, сколь высокого уровня достигла сейчас наша техника в этой области. Поэтому с точки зрения США они правильно поступили, что вывезли свои ракеты из Турции и Италии. Здесь в стратегии США ничего не изменилось. Теперь они угрожают нам с подводных лодок, вооруженных ядерными ракетами. Но и мы сейчас имеем подводный флот с атомными двигателями, вооруженный ядерными ракетами. Поэтому если нам нужно угрожать какой-то точке в США, то мы всегда имеем возможность послать к тому берегу подлодки с атомными двигателями и ракетами с ядерными зарядами. Этим мы не только сполна компенсируем мощь, которую представляли ракеты, вывезенные с Кубы, но и во много раз превосходим ее.
Президент Кеннеди, в этом его достоинство, правильно понимал обстановку. После окончания конфликта он выступил с заявлением, что Соединенные Штаты имеют ядерного оружия больше, чем Советский Союз. Они могли бы дважды уничтожить все живое на территории Советского Союза, а Советский Союз имеет меньшее количество ядерного оружия и может уничтожить все живое на территории Соединенных Штатов только один раз, Это, я бы сказал, мужество. Услышав такое заявление, каждый мыслящий американец мог сделать правильный вывод. Американским журналистам, которые меня спрашивали, слышал ли я заявление, я отвечал:
- Да, я слышал. И считаю, что это разумные слова. Президент подсчитал, что нас можно уничтожить дважды, я признателен ему за подсчеты. Он признает, что мы каждого, живущего на территории Соединенных Штатов, можем уничтожить один раз. Мы люди скромные и не кровожадные, зачем уничтоженного уничтожать еще раз?
Но это, так сказать, шутки, однако шутки определенной направленности. Видимо, делая такое заявление, Кеннеди разъяснял американцам, особенно тем любителям атомных бомб, про которых украинцы говорят: "Носится, як дурень с писаной торбой", стремящихся развязать войну и покончить с Советским Союзом военными средствами. Сказав о мощи Вооруженных Сил Советского Союза, Кеннеди тем самым подчеркнул, что искать решение спорных вопросов путем войны поздно. Какой же безумный захочет развязать войну, вызвать огонь на себя и быть уничтоженным? Я считаю, что в условиях американского психоза такая позиция президента отражала его гражданское мужество.
Я не знаю, насколько он правильно подсчитал арифметически, не мне судить, но я был доволен его реализмом в отношении наших Вооруженных Сил. Нам больше ничего не нужно, только бы наш вероятный противник понимал, если будет развязана война, то мы можем его уничтожить.
В журнале "За рубежом" за 1968 г. я читал статью, в которой зарубежный автор вспоминает о Карибском кризисе. В этой статье описывается убийство президента Кеннеди. Статья, кажется, называется "Шесть секунд". В ней прямо ставится вопрос: кто убил президента? Кто эти люди? Там указывается на то, что в ходе разрешения Карибского кризиса президенту США надо было дать заверение в том, что вторжение на Кубу не будет допущено ни силами США, ни их союзниками. Это, как пишет автор, озлобило кубинскую контрреволюцию, и она стала участницей заговора и убийства Кеннеди. Следовательно, в статье дается ответ на вопрос, кто же потерпел поражение в споре о том, быть Кубе революционной или вернуть ее на капиталистические рельсы, на которых она стояла при Батисте.
Тогда некоторые говорили, что дотерпел поражение Советский Союз. А теперь результаты наших действий оцениваются уже правильно. Войны не возникло. Происходило сражение за право кубинского народа устраивать свою жизнь так, как он считает нужным, без вмешательства извне. Мы стояли на этой позиции и стоим сейчас. В интересах сохранения революционных завоеваний на Кубе поставили там ракеты, стремясь, чтобы контрреволюционные силы трезво оценивали обстановку и понимали, что если они позволят себе вмешательство в дела Кубы, то наши ракеты могут быть приведены в действие. А когда мы договорились, что президент США дает слово, если мы вывезем ракеты, не допустить вторжения, получился хороший пример на будущее. Мы разрешили мирным путем такой кризис, который мог разразиться войной. Я считаю, что в итоге мы выиграли. Американцы тоже выиграли, потому что войны не было. Проиграли агрессивные силы, которые хотели бы повторить вторжение на Кубу. Следовательно, проиграли агрессоры, а народы выиграли. Подобные кризисы могут возникнуть и в будущем, потому что сейчас существуют в мире две противоположные системы: капиталистическая, базирующаяся на частной собственности, частном капитале, и социалистическая. Эти системы антагонистичны, и приходится это учитывать. Сейчас для империалистических стран прошли времена диктата, когда они могли безнаказанно вторгаться куда угодно и подавлять революционные восстания. Если это еще не осознали все те, кому следует осознать, то их действия могут привести к трагическим последствиям, и тогда столкновение станет неизбежным.
Если же будет признана всеми формула мирного сосуществования, а это означает не вмешиваться во внутренние дела других государств ни с какой стороны и признать, что вопросы внутреннего политического устройства решаются только народом данной страны, что это святая святых. Если такая формула внедрится в сознание тех, кто определяет в мире политику, это может сохранить надолго мир на Земле. Иначе мы всегда будем жить, как на вулкане, и станем чувствовать себя, как жильцы дома, в котором заложены мины замедленного действия. Сейчас наше правительство, а я убежден в этом, стоит на тех же позициях, которые мы занимали, когда я находился во главе него: политика мирного сосуществования, мирного соревнования, невмешательства в дела других стран...

Прошло много лет, и это уже страницы истории. Я горд тем, что мы не побоялись, проявили мужество и дальновидность, сделав этот шаг, и тем самым удержали американских агрессоров от повторного вторжения на Кубу. После этих событий прошло около девяти лет, и я очень рад, что нового вторжения не было.
Когда был убит Кеннеди, я беспокоился, как же дальше будут развиваться наши отношения? Я верил Кеннеди, видел, что он не настроен на военное столкновение с нами. А как поведет себя новый президент Джонсон (22)? Приступив к исполнению своих обязанностей в Белом Доме, он через те же каналы передал нам, что все обязательства, данные Кеннеди публично, и заверения, переданные по закрытым каналам будут выполняться.
Доверия, правда, у нас к нему было меньше. Мы считали Кеннеди более гибким, а Джонсон у нас пользовался репутацией человека реакционного. Но, нужно отдать ему должное, обязательства, данные его предшественником, он сдержал. Я не буду касаться войны во Вьетнаме, в которую он влез по уши. Это была его персональная глупость. Может быть эта глупость началась при Кеннеди, сейчас мне об этом трудно судить. Во всяком случае, мы достигли своей цели, и Куба успешно развивается. Во время моей последней беседы с Фиделем мы с ним обсуждали экономическое развитие страны. Он мне рассказывал, что поднятие экономики - их главная цель. Чтобы для жителей латиноамериканских стран новый, социалистический строй стал привлекательным, нужно достичь высокого уровня жизни. Я одобрял его линию.
"Самое главное, - говорил я, - чтобы блага, созданные трудом кубинцев, сполна удовлетворяли их запросы. Это самая притягательная сила, самый притягательный магнит к социализму, и социалистическому строю". Мне было приятно беседовать с Фиделем Кастро после того, как у нас все перегорело. Он понял нашу искренность, наши намерения. Я лучших отношений и не желал, они были самые искренние, самые братские.
На этом, собственно, кончилась моя политическая, государственная деятельность. Я уже не имел возможности влиять на нашу политику. Я получаю теперь только кое-какие отрывочные газетные сведения. У нас с Кубой была договоренность: мы обязались оказать помощь в переработке 9 миллионов тонн сахара. По газетам я вижу, что они вырастили достаточное количество тростника. В этом году была поставлена новая цель - 10 миллионов. Из печати видно, что они и этой цели достигнут. Что ж, я только радуюсь и желаю успехов кубинскому народу. Желаю успехов Фиделю Кастро в поднятии экономики Кубы.
Еще о Джоне Кеннеди. Я хотел показать Кеннеди в конкретных делах. Когда он был убит, искренне сожалел. Я сейчас же поехал в американское посольство и выразил свое соболезнование. Мы с Кеннеди - разные люди. Я бывший шахтер, слесарь, рабочий, волею партии стал премьером, а он миллионер и сын миллионера. Мы представители противоположных, непримиримых классов. Он преследовал цели укрепления капитализма, а я преследовал цели разрушения капитализма и создания нового общественного строя на основе учения, созданного Марксом-Энгельсом-Лениным. Я считаю капиталистический строй отжившим, так же как считали Маркс, Энгельс и Ленин. Я как коммунист верю этому учению. Кеннеди стоял на других позициях. Несмотря на то, что мы находились на разных полюсах, когда дело касалось вопроса мира и войны, мы смогли найти общее понимание и предотвратить военные столкновения. Ему как партнеру, который противостоял нам, я отдаю должную дань, отношусь с уважением к его памяти, высоко ценю его деятельность. Хотя во многом, очень во многом мы не только не сходились, а разошлись, как, например, в Вене. Венская встреча не дала результатов. Но потом все-таки в коренных вопросах - вопросах мира и войны, мы нашли общий язык. Я диктую все по памяти, даже без конспекта, поэтому если какая-то фотопластина, которая пока еще не проявилась в моей памяти, проявится, у меня может возникнуть желание продолжить... Вот и проявилась в памяти пластина. Мы достигли еще одного соглашения с Соединенными Штатами Америки: подписали договор о прекращении испытаний ядерного оружия на земле, в космосе и под водой. На прекращение испытаний под землей американцы не пошли, не приняли наших предложений. Это в договор не вошло, и сейчас они и мы проводим испытания под землей. Я считаю, что этим соглашением было положено начало прекращению гонки вооружения. И это тоже заслуга президента Кеннеди.
Мы договорились с Кеннеди и об установлении прямой телефонной связи на случай, если создастся какое-то исключительное положение и понадобятся личные переговоры президента с главой Советского правительства. Могут спросить, какая радость от этого? Радости-то нет, но этот элемент дает уверенность, что в критическую минуту можно переговорить, минуя дипломатические лабиринты.
Но главное, наше решение давало мне основание доверять этому человеку. Он искал способы установления контактов и технические средства, с помощью которых можно избежать конфликта...
На этом я должен закончить рассказ о Карибском кризисе. Это были очень интересные, весьма показательные события, потому что тут две крупнейшие страны как бы столкнулись лбами. Казалось, неотвратима военная развязка. И мы уже поставили на старт свои боевые средства, а США окружили остров боевыми кораблями, сосредоточили пехоту и авиацию. Но мы показали, что если руководствоваться разумными целями и желанием не допустить войны, решать спорные вопросы путем компромисса, то можно найти такой компромисс. Победил разум. Поэтому в моей памяти сохраняются наилучшие воспоминания о покойном президенте США. Он проявил трезвость ума, не дал запугать себя, не позволил опьяниться мощью США, не пошел ва-банк. Не требовалось большого ума, чтобы развязать войну. А он проявил мудрость, государственную мудрость, не побоялся осуждения себя справа и выиграл мир. Вот это я и хотел рассказать. Думаю, что верное понимание позиций друг друга, из которого мы исходили; было единственно разумным в сложившейся ситуации.

Примечания
(1) Коммунистическая партия Кубы, возникшая в 1925 г., слилась в 1940 г. с Революционным союзом в Революционный коммунистический союз, который возглавили X. Маринельо-и-Видауррета (1898-1977) как председатель и Блас Рока (Ф. В. Кальдерио, 1908-1987) как генеральный секретарь. С 1944 г. РКС назывался Народно-социалистической партией Кубы и оставался под тем же руководством. После того как в 1952 г. Р. Ф. Батиста-и-Сальдива (1901-1973) установил свою 7-летнюю диктатуру и в 1953 г. активист Партии кубинского народа "Ортодоксы" адвокат Ф. Кастро Рус (род. в 1926 г.) начал вооруженную борьбу с режимом Батисты и продолжил ее в 1956 г., НСПК официально держалась в стороне. Но многие ее члены, идейно вдохновляемые старейшим кубинским коммунистом Ф. Гробартом, практически участвовали в этой борьбе, а К. Ф. Родригес (род. в 1913 г.) ездил к Кастро в горы (вероятно, Н. С. Хрущев именно его имеет тут в виду). В феврале 1958 г. НСПК уже официально поддержала вооруженную борьбу Кастро, и вскоре ее члены стали систематически участвовать в ней. В дальнейшем, после победы Кубинской революции в 1959 г., Маринельо, Блас Рока и Родригес вошли в состав нового кубинского руководства. Но организационно оно формировалось постепенно: в 1961 г. НСПК, кастровское "Движение 26 июля" и "Революционный студенческий директорат имени 13 марта" слились в "Объединенные революционные организации", преобразованные в 1962 г. в Единую партию социалистической революции Кубы, которая в 1965 г. была переименована в Коммунистическую партию Кубы. Генеральным секретарем ее ЦК стал Ф. Кастро, ранее себя коммунистом открыто не называвший.
(2) 1 января 1959 года.
(3) Точнее, возобновлены. 19 января 1959 г. СССР признал Революционное правительство Кубы. В феврале 1960 г. было подписано советско-кубинские торговое соглашение. В мае 1960 г. договорились о возобновлении дипломатических контактов. 8 июля 1960 г. вновь заработало советское посольство в Гаване, а 22 августа посол С. М. Кудрявцев вручил верительные грамоты.
(4) При С. М. Кудрявцеве (1960-1962 гг.) А. И. Алексеев (род. в 1913 г., в 1941-1943 гг. сотрудник советского посольства в Иране, в 1944-1951 гг. сотрудник посольства во Франции, в 1951-1953 гг. ответственный работник Совинформбюро, в 1954-1958 гг. сотрудник посольства СССР в Аргентине, в 1958-1960 гг. ответственный работник центрального аппарата МИД СССР, в 1968-1974 гг. там же, затем посол в Малагасийской республике (с 1976 г. - Демократическая республика Мадагаскар), с 1980 г. в отставке) официально являлся советником посольства СССР в Республике Куба.
(5) С 12 июня 1962 г. до 15 января 1968 года.
(6) 16 апреля 1961 года.
(7) В апреле 1961 г. у Плайя-Хирон.
(8) Официальное заявление состоялось 1 мая 1961 года.
(9) Басня Эзопа, широко известная русским читателям в переводе Л. Н. Толстого.
(10) Речь идет о "предупреждениях", сменившихся затем "строгими", "серьезными" и "очень серьезными предупреждениями", которые провозглашались китайской дипломатией в адрес США, когда в 60-е - 70-е годы американские самолеты нарушали воздушное пространство Китайской Народной Республики.
(11) Герой романа "Накануне" (И. С. Тургенев, 1860 г.).
(12) Живков Т. (род. в 1911 г.) был в 1954-1981 гг. первым секретарем (в 1981-1989 гг. генеральным секретарем) ЦК Болгарской компартии и в 1962-1971 гг. председателем Совета Министров Народной Республики Болгарии.
(13) Куусинен О. В. (1881-1964) был в ту пору секретарем ЦК КПСС и членом его Президиума.
(14) Генерал армии Плиев И. А. (1903-1979) был тогда командующим войсками Северо-Кавказского военного округа.
(15) Бирюзов С. С. (1904-1964) - Маршал Советского Союза с 1955 г., в указанное время - главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения.
(16) Кроме того, на Кубу послали оперативно-тактические ядерные снаряды с дальностью полета 60 км, предназначенные для использования в случае вторжения американцев.
(17) Пилотируемый летчиком ВВС США Ф. Г. Пауэрсом, уже совершившим ранее 27 таких разведывательных полетов, американский высотный самолет "Локхид U-2" вошел в советское воздушное пространство в 5 ч 36 мин 1 мая 1960 г. со стороны Гиндукуша и был сбит спустя несколько часов над Свердловском. Пауэрса пленили.
(18) Добрынин А. Ф. (род. в 1919 г.) - член ВКП(б) с 1945 г., Герой Социалистического Труда с 1982 г., в 1957-1960 гг. заместитель генерального секретаря ООН, в 1962-1986 гг. посол СССР в США, член ЦК КПСС в 1971-1990 гг., секретарь ЦК КПСС в 1986-1988 гг., советник президента СССР в 1988-1991 гг.
(19) Кеннеди Р. Ф. (1925-1968) был в 1961-1964 гг. министром юстиции США, с 1965 г. сенатор. Смертельно ранен в Лос-Анджелесе после того, как заявил о своем намерении бороться за пост президента.
(20) Город на Кубе, в бухте у которого США с 1903 г. арендуют территорию и акваторию под военно-морскую базу.
(21) Имеются в виду ракеты Р-12 и Р-14.
(22) Коллективный псевдоним, под которым выступали с сатирическими произведениями и афоризмами в середине XIX в. литераторы А. К. Толстой и братья Жемчужниковы.
(23) Джонсон Л. (1908-1973) - вице-президент США в 1961-1963 гг. и президент в 1963-1969 гг.

1 комментарий

    Примечательно, что это был первый материал по Карибскому кризису, который я прочел много лет назад. Тогда после прочтения мне показалось, что по теме Карибский кризис всё ясно. Ныне мои взгляды существенно изменились.

    Я не буду давать развернутый анализ этого материала, хотя он весьма полемичный.
    Обращу ваше внимание лишь на два момента.
    1.
    Цитата: "Американские самолеты постоянно облетали остров. Это с ума сводило Кастро. Кастро отдал приказ открыть огонь, и наши военные сбили ракетой американский разведывательный самолет U-2. Это был второй американский разведчик после Пауэрса, сбитый нашей ракетой".
    Эта фраза "Кастро отдал приказ открыть огонь, и наши военные сбили ракетой американский разведывательный самолет U-2" из уст нашего главнокомандующего говорит о многом.

    2.
    Воспоминания Хрущева заканчиваются практически дифирамбами в адрес Кеннеди. Складывается субъективное впечатление, что уже спустя годы после Карибского кризиса, Хрущев осознал, что только благодаря Кеннеди Карибский кризис разрешился. А может быть, он был просто расстроен из-за его смерти.
    В любом случае, материал заслуживает обсуждения, но это зависит только от вас.

БЛОК №1
1. Прочтите отрывок из заявления политического деятеля.
«Секретариат, Политбюро ЦК КПСС не выступили против государственного переворота. Центральный Комитет не сумел занять решительную позицию осуждения и
противодействия, не поднял коммунистов на борьбу против попрания конституционной законности. Среди заговорщиков оказались члены партийного руководства, ряд
партийных комитетов и средств массовой информации поддержал действия государственных преступников. Это поставило коммунистов в ложное положение.
Многие члены партии отказались сотрудничать с заговорщиками, осудили переворот и включились в борьбу против него. Никто не имеет морального права огульно обвинять всех коммунистов, и я как Президент считаю себя обязанным защитить их как
граждан от необоснованных обвинений.
В этой обстановке ЦК КПСС должен принять трудное, но честное решение о самороспуске. Судьбу республиканских компартий и местных партийных организаций
определят они сами.
Не считаю для себя возможным дальнейшее выполнение функций Генерального
секретаря ЦК КПСС и слагаю соответствующие полномочия».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Автор заявления занимал одновременно с постом Генерального секретаря важный государственный пост.
2) Одним из тех, кого автор заявления называет заговорщиками, был Г. И. Янаев.
3) Заговорщики, о которых идёт речь в данном отрывке, были в сговоре с Президентом РФ.
4) Автор заявляет, что все члены партии поддержали заговорщиков.
5) Заявление сделано в 1993 г.
6) В течение того же года, когда было сделано данное заявление, деятельность названной в отрывке партии была прекращена на территории России.

2. Прочтите отрывок из воспоминаний.
«С 27 февраля, день за днём, с утра и до вечера, к Думе являлись всевозможные делегации, приходили непрерывной вереницей полки в полном составе, рабочие всех заводов и фабрик, учащиеся и т. д. В толпе царило радостное и восторженное настроение,
всюду сохранялся порядок. У всех на устах было имя М.В. Родзянко, к которому шли
и шли без конца. По много раз приходилось Михаилу Владимировичу выходить к
толпе и объяснять народу создавшееся положение. Михаил Владимирович выбивался
из сил.
Свивший себе тут же в Думе прочное гнездо совет рабочих депутатов первое
время держался как-то в стороне. Появились и из их лагеря ораторы, речи которых
сначала лились в унисон с тем, что говорилось от имени Думы. Однако скоро картина
резко изменилась. Тон представителей этой организации стал менять свою окраску.
Уже чувствовались демагогия и пораженчество. Последнее обстоятельство сильно беспокоило Михаила Владимировича, который не мог один бороться с этими явлениями.
Ряды членов Г. Думы, разделявших первое время непосильный одному человеку труд,
стали редеть…
Совет рабочих депутатов блестяще воспользовался создавшимся положением и
быстро, очень талантливо наладил дело пропаганды. И вот народ, стремившийся
узнать правду и желавший понять происходящее, шел за разъяснениями в Думу, а
здесь его встречали не депутаты, и народ получал "соответствующие" разъяснения и
инструкции, приведшие его в результате к 25 октября».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) События, описанные в тексте, относятся к 1905 г.
2) Явление, описываемое в воспоминаниях, получило название «режим двоевластия».
3) Одним из современников событий, описываемых в воспоминаниях, был А. Ф.
Керенский.
4) Исторический деятель, о котором говорится в воспоминаниях, был одним из лидеров партии эсеров.
5) Автор воспоминаний отмечает высокую популярность в начале описываемых
событий исторического деятеля, о котором говорится в воспоминаниях.
6) Автор воспоминаний позитивно оценивает роль представителей социалистических партий в описываемых в воспоминаниях событиях.

3. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.
«Я встречаюсь со многими людьми, и многие выражают мне благодарность, присылают письма и открытки, где благодарят за то, что я поднял эти вопросы... Я всё это
охотно принимаю, потому что да, именно я был инициатором этого процесса, именно
я провёл большую работу по разоблачению Сталина. Но я был тут не одинок: это сделал Центральный Комитет, это сделал съезд партии... Эти вопросы созрели, и их
нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие люди, и это стало
бы причиной поражения партийного руководства, которое не прислушалось к велению
времени.
Яркий пример тому - Чехословакия 1968 года. Я много раз советовал президенту
Новотному: "Поднимите занавес, разоблачите злоупотребления, если они у вас
были"... Новотный сердился и говорил: "...у нас ничего подобного не было". Я ему отвечал: "Если это не сделаете вы, то это сделают другие, и вы окажетесь в очень незавидном положении". Новотный не послушался меня, и все знают, к чему это привело и
его самого, и всю Чехословакию».

1) Автор воспоминаний до момента своей смерти занимал высшие партийные и государственные посты.
2) Говоря о съезде партии, автор отрывка имеет в виду XX съезд КПСС.
3) Автор воспоминаний был одним из руководителей СССР во время упомянутых
событий в Чехословакии.
4) Автор воспоминаний пишет, что его работа по разоблачению Сталина проводилась исключительно по морально-нравственным соображениям.
5) Автор утверждает, что именно он был автором идеи о необходимости разоблачения Сталина.
6) В ходе упоминаемых в тексте событий в Чехословакию были введены войска
стран Организации Варшавского договора.

4. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.
«Я вот уже сколько лет нахожусь на положении неработающего пенсионера: особых
дел у меня нет, в настоящем и будущем у меня особых вопросов не возникнет, поэтому я и живу анализом пройденного пути, а путь, пройденный мною, хороший, и я его
не только не стыжусь, а горжусь им. Карибский кризис является украшением нашей
внешней политики, в том числе моей как члена того коллектива, который проводил
эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни единого выстрела.
Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить ракеты с атомными зарядами на территории Кубы и таким образом поставить
США перед фактом, что если они решатся вторгнуться на Кубу, то Куба будет иметь
возможность нанести сокрушительный ответный удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были бы нанесены очень большие разрушения. Отсюда мы сделали
вывод, что эта перспектива удержит власть имущих в США от вторжения на Кубу. К
такому выводу все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего
предложения».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Автором воспоминаний является В. М. Молотов.
2) Кризис, о котором идёт речь в данном отрывке, относится ко второй половине
1950-х гг.
3) Кризис, о котором идёт речь, удалось преодолеть благодаря взаимным уступкам
СССР и США.
4) Автор воспоминаний пишет, что решение о действиях в условиях кризиса принималось коллективно.
5) Автор утверждает, что одной из целей действий советского руководства в условиях кризиса являлось развязывание войны против США.
6) Руководителем Кубы в период кризиса являлся Фидель Кастро.

БЛОК №2
1. Определите название и годы войны, о которой идёт речь в воспоминаниях. Кто
был царём в этот период?
Из воспоминаний М. В. Родзянко:
«Петроград перед самой войной был объят революционными эксцессами. <...>
Однако за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии могущественной соседкой Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для неё
ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице. <...>
Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражён переменой
настроения жителей столицы.
Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического начала и престижа царской
власти, правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно - царское правительство, без немедленной организации народных сил в целях объединения
всех в великом деле войны.
...Я смело утверждаю, что в течение трёхлетней войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту.
Путём здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о
том, что несёт за собою настоящая война, какие последствия могут быть от поражения
России и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил,
ни средств, ни жизни, ни крови для достижения победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путём
организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и
коренной ошибкой всей внутренней политики нашего правительства...»

2. Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева.
«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика

науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и
внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма
оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это
в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
3. Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите
месяц и год, к которому относится данное воспоминание.
«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся
над притихшей площадью... Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно... Левитан называл цифры захваченных пленных,
военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от [столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье, левыразимая радость заливала меня...
слёзы радости текли из глаз...
Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что...
выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при
тридцатиградусном морозе в открытых полях... разгромить... В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность победы... бесконечная гордость за наших солдат,
молодых офицеров и генералов... В этот момент счастья странным образом забылись
поражения первых месяцев... Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».

4. «Тягостное заседание Совета в Университете.(...)На повестке стояло уже "Ректор университета" вместо "Ректор Императорского университета". Новое здание все
продолжает быть занятым милицией, арестованными и т. д. Грязь в четверть аршина
на полу, все скамьи и столы также покрыты грязью... В Богословской аудитории заседают вновь образовавшиеся студенческие организации: "Студенческий дом" и "Совет
студенческих депутатов". Все это делается «захватным правом». Университетские власти бессильны. Положение Совета самое унизительное. Решено идти навстречу, образовать общий комитет из профессоров, младших преподавателей и студентов для улаживания разных подобных вопросов... В нынешнем заседании блеснул И. И. Иванов,
красноречиво доказывавший, что уступки студентам ни к чему не поведут, что они захватили власть. «Мы не для того сломали царя, – закончил он, – чтобы попасть под тиранию толпы»... Мы потом прогулялись до Пречистенского бульвара, где по его верхнему проезду видели движение демонстрации по случаю празднования революции.
Длиннейшая толпа двигалась, неся красные плакаты с разными надписями. Нечто
вроде крестного хода, только несравненно более длинного. Толпа пела визгливыми голосами "Вставай, подымайся, рабочий народ!" На улицах мальчишки, продавая листки, кричали: "Преступления Николая II"!»
К какому году относится запись в дневнике? С каким событием связана ситуация в
университете? В какой форме проявлялась общественная активность студентов?

БЛОК №3
1. «ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.
Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и...искусства в целях
укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства.
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и
искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов,
рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций
(ВОАПП, РАПП, РАМП (3) и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения
этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования
кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству.
Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:
1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и
стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства (объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т. п. организаций)...»
Какие причины преобразований названы в данном постановлении Политбюро ЦК
ВКП(б)? Укажите две причины.

2. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.


Из письма советского писателя в Правительство СССР (письмо датировано
1930г.).
«...Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала - мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати... Вот одна из
черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не
существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в
моих сатирических повестях: черные и мистические краски... в которых изображены
бес-численные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходившего в моей отсталой
стране... И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах «Дни Турбиных»,
«Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции как
лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской
семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской
войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира»... Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает -
несмотря на свои усилия стать бесстрастно над красными и белыми - аттестат белогвардейца-врага, получив его, как всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР...»
Ответьте на основании источника и вашего знания истории, как сложилась творческая судьба этого писателя, и объясните, почему она сложилась таким образом.

3. Прочтите отрывок из мемуаров Г.К. Жукова и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140
прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей
освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для
наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы...
Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла.
Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.
Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя,
начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией,
миномётами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши
войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага...
20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...»
Используя текст и знания по курсу истории, назовите не менее двух особенностей
этой операции. Кто их советских военачальников отличился в этом сражении?
4. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.
Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение
исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А. Медведева
«11 июня <...> прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилась, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика
подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития
науки и техники, модернизации отечественного машинос