Принят новый закон о социальном обслуживании

С 1 января 2015 года вступили в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об социальном обслуживании граждан в Российской Федерации» и Областной закон от 03.09.2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области». Областной закон распространяется как на россиян, так и на иностранцев, лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, беженцев, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан в Ростовской области.

В соответствии с новым законодательством в сфере социального обслуживания населения сделан упор на профилактику и индивидуальный подход.

В законах прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг. Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе. В законах не содержится понятие «трудная жизненная ситуация», как это было установлено ранее Законом 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения». В настоящее время за помощью социального работника может обратиться не только пенсионер или инвалид, а, например, человек, который получил травму и не может дойти до магазина, учреждений здравоохранения.

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является заявление, самого гражданина, его законного представителя, а также иных лиц, например, органов и общественных объединений. Заявление предоставляется в управление социальной защиты населения района, МФЦ или Центр социального обслуживания граждан. При поступлении заявления принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления.

Если гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании, то разрабатывается индивидуальная программа оказания социальных услуг. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Понятие «социальное сопровождение», понимается как оказание гражданам при необходимости содействия в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Индивидуальная программа пересматривается не реже чем раз в три года с учетом результатов реализованной индивидуальной программы. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг — обязательный характер. В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие, но в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

При расчете стоимости услуг отправной точкой стал среднедушевой доход получателя (а не прожиточный минимум, в соответствии с которым определялся размер платы за социальные услуги). Это увеличило количество граждан, получающих социальную помощь бесплатно. Независимо от доходов бесплатная надомная и стационарная помощь гарантирована несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим от ЧС, вооруженных межнациональных и межэтнических конфликтов.

Предоставление социальных услуг осуществляется на основании заключенного договора между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Основное нововведение в законах касается расширения рынка предоставления социальных услуг. Теперь, кроме государства, заниматься социальной работой могут некоммерческие, волонтерские организации, а также индивидуальные предприниматели.

Совсем недавно вступил в силу новый закон о социальном обслуживании населения. Мы уже рассказывали об этом (прочитать можно тут: http://goo.gl/cZw7KI). Но подробно разобраться – что же это за закон, чего там нового и как теперь жить в рамка этого нормативного акта? – без помощи квалифицированных юристов ох как не просто. Совсем недавно специалисты информационно-правового портала «Гарант» подготовили разбор закона. Мы с удовольствием длимся этой крайне полезной информацией.

«25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред.] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.
И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

1. Введено понятие "получатель социальных услуг".
С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы", вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг". Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
- наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
- наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
- невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
- насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
- отсутствие определенного места жительства;
- отсутствие работы и средств к существованию;
- наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг.
До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.
МНЕНИЕ

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

2. Определен поставщик социальных услуг.
Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Ранее такого понятия не было, хотя фактически социальное обслуживание осуществлялось региональными государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и индивидуальными предпринимателями.

3. Расширен перечень видов социальных услуг
Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные.
После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:
- социально-бытовые;
- социально-медицинские;
- социально-психологические;
- социально-педагогические;
- социально-трудовые;
- социально-правовые;
- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
- срочные социальные услуги.
К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги. Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее (ст. 8 старого закона).

4. Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг.
Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату. С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:
- несовершеннолетние;
- лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
- лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.
Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).
Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума. Рассмотрим пример. Допустим, величина прожиточного минимума для пенсионеров составляла 6804 руб. Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.).
Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

5. Изменен порядок получения социальных услуг.
С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения. Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах. Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.
С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.
Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года. Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы. Прежде составление таких программ не было предусмотрено.
После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных. В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.
МНЕНИЕ
Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:
"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

6. Определена организация социального обслуживания.
Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот. Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.
Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации. В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников. Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг».
По материалам ИПП «Гарант» http://www.garant.ru/article/604320/#ixzz3QXjQdTCj

Принят новый закон о социальном обслуживании


С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г., что в свою очередь повлечет ряд изменений в сфере предоставления социальной помощи населению.


Так, с 2015 года бесплатную социальную помощь начнут предоставлять гражданам со среднедушевым доходом до 1,5 МРОТ, а не до 1-го, как сейчас. Бесплатные социальные услуги на дому и в полустационарном режиме смогут получать граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, со среднедушевым доходом до 1,5 МРОТ. Однако, на регионом уровне эту планку могут поднять ещё выше, приняв соответствующие нормативно-правовые акты.


Также, в соответствии с новым законом независимо от уровня доходов бесплатная надомная, полустационарная и стационарная помощь будет гарантирована несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим от ЧС, вооружённых межнациональных и межэтнических конфликтов.


Согласно новому закону, социальные услуги будут подразделяться на бытовые, медицинские, психологические, педагогические, трудовые (трудовая деятельность и трудовая адаптация), правовые и услуги для улучшения коммуникативного потенциала.


Новый законопроект позволит частным компаниям оказывать населению социальные услуги и даже участвовать в конкурсе на получение госзаказа. При этом работу частных и государственных социальных учреждений, смогут контролировать все общественные организации.


Следует также отметить, что со вступлением в силу нового закона очень многие современные правила предоставления социальных услуг исчезнут из российского законодательства - утратят силу такие федеральные законы, как № 122-ФЗ «О соцобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», № 195-ФЗ «Об основах соцобслуживания населения в РФ» и многие другие.


Как получить социальное обслуживание. Согласно Федеральному закону № 442-ФЗ от 25.12.2013 г, с 2015 года основанием для предоставления платных или бесплатных соцуслуг будет письменное или электронное заявление гражданина, его законного представителя, других граждан, государственных органов, представителей местного самоуправления и общественных объединений. Ответ на данное заявление должен быть дан не позднее 5 рабочих дней с даты его представления в органы социального обслуживания населения. При этом случаи отказа можно будет обжаловать в суде.


Кто имеет право на социальное обслуживание. Впервые в законе чeтко указано кто именно может рассчитывать на социальную помощь. Это все граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию:


1) полная или частичная утрата способности или возможности на самостоятельное обслуживание, передвижение, обеспечение основных жизненных потребностей в силу заболевания, инвалидности, травмы или возраста;


2) наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;


3) наличие детей, имеющих трудности в социальной адаптации;


4) отсутствие попечения или возможности ухаживать за инвалидом или ребёнком;


5) наличие внутрисемейного конфликта (в том числе с нарко-, алкозависимыми и людьми, пристрастными к азартным играм, страдающими психическими расстройствами), насилие в семье;


6) отсутствие определённого места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трёх лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;


7) отсутствие работы и средств к существованию;


8) наличие иных обстоятельств, которые признаются в правовых актах регионов.


Остальные могут получить помощь в системе соцзащиты населения на платной основе, при условии, что доход гражданина выше прожиточного минимума в полтора раза. Например, это могут быть услуги психологов и юристов или представительство в суде, а также присмотр за несовершеннолетними детьми или престарелыми родителями.


Среди новшеств и индивидуальные программы по выведению различных категорий граждан из тяжёлых жизненных ситуаций. Такая программа для граждан будет носить лишь рекомендательный характер, а вот для поставщиков социальных услуг - обязательный.


В любом случае на предоставление платных либо же бесплатных услуг будет заключаться договор с учетом степени индивидуальной нужды. Т.е. из набора предлагаемых услуг, гражданину нужно будет выбрать именно то, что ему необходимо.


Соцобслуживание будет предусмотрено и для освобождаемых заключённых, за которыми установлен административных надзор при их личном заявлении и отсутствии медицинских противопоказаний.


Приём в стационары и выписка из них людей с психическими расстройствами будет регулироваться законодательством о психиатрической помощи.


Предоставление социальной помощи на платной основе. Если среднедушевой доход гражданина будет превышать установленный регионом норматив (1,5 МРОТ), социальные услуги будут доступны ему на платной основе.


При заказе надомных или полустационарных услуг ежемесячная плата за них должна быть не выше 55% от разницы между среднедушевым доходом нуждающегося и региональным нормативом, установленным для бесплатной социальной помощи.


В случае со стационарной помощью её ежемесячная стоимость должна быть не выше 75% от среднедушевого дохода гражданина.

Под занавес 2013 года был принят закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Принес ли он заветное облегчение социально незащищенным категориям населения? Что нового появилось в сравнении с законом, действовавшим последние двадцать лет? Предлагаем краткий обзор, сделанный юристом правовой группы Центра лечебной педагогики Еленой Заблоцкис:

Федеральный закон «Об основах
социального обслуживания граждан в РФ»:
кратко о новых правовых реалиях
в сравнении с прежними

Понятийный аппарат

1. Определены цели социального обслуживания – улучшение условий жизнедеятельности человека и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности.

2. Определение «гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации» заменено на «гражданин, нуждающийся в социальном обслуживании».

Основные принципы

3. Новый принцип социального обслуживания – сохранение пребывания в привычной благоприятной среде . С одной стороны – движение вперед. С другой –интернат с этой точки зрения тоже можно трактовать как «привычную благоприятную среду» (ср. в Конвенции ООН о правах инвалидов: «жить в обычных местах проживания», «недопущение изоляции или сегрегации от местного сообщества».) То есть, решение проблемы недопущения сегрегации формулировкой закона не решается.

4. Виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности.

Отрадно, что специально выделены социально-трудовые услуги – оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией. Что касается услуг в целях повышения коммуникативного потенциала лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности , – их содержание и развитие зависит от от того, какие параметры услуг Минтруда РФ заложит в нормативные акты федерального уровня и в рекомендации, направляемые в регионы.

Объем социальных гарантий и разграничение полномочий

5. Примерный перечень социальных услуг по видам , включая требования к содержанию и форме предоставления информации, утверди Минтруд РФ. Субъект РФ утверждает свой территориальный перечень социальных услуг, предоставление которых гарантируется на территории субъекта РФ с учетом примерного перечня . Такое положение обязывает субъект РФ лишь ориентироваться на примерный федеральный перечень, но не обеспечивать на своей территории все те услуги, которые в нем содержатся. Таким образом, законодательство не гарантирует предоставления определенного набора услуг на территории любого субъекта России – побудить к этому регионы может лишь политическое влияние Федерации и политическая воля властей региона. Таким образом повышение гарантий (расширение территориального перечня) переходит в сферу социального лоббирования.

Переходное положение: перечень услуг не может быть сокращен по сравнению с действующим в субъекте РФ на 31.12.2014.

6. Примерный порядок предоставления социальных услуг , включающий в себя стандарты социальных услуг , а также примерные формы заявления об их предоставлении и договоры об их оказании, утверждает Минтруд РФ. Порядок предоставления услуг на территории субъекта РФ утверждается субъектом РФ с учетом федерального примерного порядка .

7. Новый Закон не содержит перечня видов учреждений социального обслуживания; примерная номенклатура их утверждается Минтрудом, а реальная номенклатура в регионе – субъектом РФ. Также Минтруд должен разработать методические рекомендации по расчету потребности субъектов РФ в развитии сети организаций СО.

8. Минтруд и власти субъекта РФ должны осуществлять координацию деятельности всех органов власти и организаций, в том числе, негосударственных , в сфере социального обслуживания. В связи с этим от них надлежит ждать приказов и методических рекомендаций на эту тему.

9. Закон вводит обязанность субъектов РФ проводить мониторинг социального обслуживания; порядок мониторинга и формы документов должен утвердить Минтруд.

10. Субъект РФ должен установить порядок осуществления контроля (надзора) в системе социального обслуживания.

Финансирование

11. В основу тарифов на социальные услуги положены нормативы подушевого финансирования .

12. Бесплатно услуги предоставляются:

а) как и прежде: несовершеннолетним и лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и вооруженных межнациональных конфликтах (включая стационарные услуги);

в) нововведение: гражданам, чей доход ниже «предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг» или равен ей. Исключение – стационарные услуги: они предоставляются этой категории платно (см. п. 14).

«Предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг» устанавливает субъект РФ; она не может быть ниже 1,5 величины прожиточного минимума в регионе. Порядок определения этой величины устанавливает Правительство РФ.

13. За плату услуги получают все остальные граждане. Величина платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги. Плата не может превышать 50% разницы между реальной величиной среднедушевого дохода и «предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг».

14. Плата за стационарные услуги устанавливается всем, кроме категорий, перечисленных в п. 12 а) и б), на основе тарифов. Плата не может превышать 75% среднедушевого дохода.

Участие негосударственного сектора

15. Субъектам РФ даны полномочия организовывать поддержку НКО и благотворителей в сфере социального обслуживания , а также разрабатывать и реализовывать мероприятия по формированию и развитию рынка социальных услуг , включая негосударственные организации. От региона зависит, насколько эти полномочия будут реализованы.

16. Общественный контроль в сфере социального обслуживания предписывается осуществлять в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Органы власти должны оказывать содействие в проведении общественного контроля.

17. Во всех государственных организациях социального обслуживания должны быть созданы попечительские советы . Примерное положение о попечительских советах утверждает Минтруд.

Порядок предоставления социальных услуг

18. Вопрос о предоставлении социального обслуживания рассматривается уполномоченным органом по личному обращению гражданина или по обращению иных органов, организаций, граждан. Существенно, что на обращение от любого лица должна последовать реакция – проверка информации, предложение помощи в случае явной в ней нуждаемости, оказание помощи с согласия нуждающегося в ней гражданина. Независимо от того, кто обратился по поводу социального обслуживания, согласие самого гражданина обязательно . Закон не вводит ситуаций «принудительной помощи».

19. Вводятся новые (в сравнении с прежним законом) основания для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании:

– наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном уходе;

– отсутствие возможности обеспечения ухода за инвалидом, ребенком;

– наличие ребенка, испытывающего трудности в социальной адаптации;

– наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами с психическими расстройствами, наличие насилия в семье.

(Заметим, что в ситуации, когда закон не вводит особого понимания «семьи», трактовка «внутрисемейного» конфликта произвольна и будет производиться по-разному.)

20. Введено понятие «социальное сопровождение » (ст. 22). В социальное обслуживание входит, помимо социальных услуг, также содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящимся непосредственно к социальным услугам. Такое выделение полезно с точки зрения обеспечения «комплексности» помощи; заметим, что в прежнем законодательстве это также предусматривалось, но в составе социальных услуг. Новый подход безусловно лучше с формальной точки зрения: отныне органы социальной защиты обязаны будут включаться в межведомственное взаимодействие – во всяком случае, отсылать первичные письма в соответствующие ведомства. Важно, чтобы на этом все не кончалось, и органы социальной защиты доводили «содействие» до логического конца, а не просто снимали бы с себя ответственность.

Параллельно Минтруд и субъект РФ должны утвердить рекомендации по организации и порядок организации межведомственного взаимодействия по предоставлению как непосредственно социальных услуг, так и описанных выше услуг по «содействию».

21. Вводится понятие «индивидуальная программа предоставления социальных услуг » (далее – Программа). Программа составляется уполномоченным органом, определяемым субъектом РФ, гражданину, нуждающемуся в социальном обслуживании, исходя из индивидуальной потребности в социальных услугах . Минтруд утверждает рекомендации по определению индивидуальной потребности и форму индивидуальной Программы. В Программу включаются: форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков и социальное сопровождение. Программа пересматривается при изменении потребности в социальных услугах, но не реже чем раз в три года. Программа носит для гражданина рекомендательный характер, а для поставщика – обязательный. Программа действительна и на территории другого субъекта РФ в объеме перечня социальных услуг, гарантированного в другом субъекте РФ – до составления программы по новому месту жительства.

Срочные социальные услуги оказываются без договора и Программы.

22. Более четко определены различия в формах социального обслуживания :

– на дому;

– в полустационарной форме – социальное обслуживание в определенное время суток;

– в стационарной форме – при постоянном временном или пятидневном в неделю круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.

23. Определены критерии доступности социальных услуг – техническая доступность и вспомогательные услуги (их гражданину обязаны обеспечить).

24. Порядок помещения в специализированные стационарные учреждения определяет Минтруд, а для лиц с психическими расстройствами – порядок в соответствии с законодательством о психиатрической помощи.

Учет и поддержка поставщиков

25. Поставщики социальных услуг (включая все государственные и негосударственные организации социального обслуживания) включаются в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ (в законе проскальзывает термин «рекомендуемых» поставщиков). Рекомендации по формированию реестра составляет Минтруд.

26. Введена обязанность поставщика предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной Программой предоставления социальных услуг. При этом отмечается, что поставщики имеют право предоставлять, по договоренности с потребителем, иные социальные услуги (сверх Программы) за плату. Общая логика понятна; однако при изложении не учтено, что даже те услуги, которые могут входить в индивидуальную Программу, в соответствии с законом могут предоставляться за плату.

27. Определено финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями:

– путем предоставления субсидий;

– путем проведения государственных закупок социальных услуг;

– путем выплаты компенсации в порядке и размере, устанавливаемых субъектом РФ, если организация включена в реестр, не выполняет государственный заказ, но предоставила социальные услуги гражданину в соответствии с индивидуальной Программой. Само по себе это положение удивительно, поскольку предполагается, что организация предоставляет в таком случае социальные услуги потребителю бесплатно или со скидкой – это зависит от условий или размера возможной компенсации. А потом уже предъявляет государству неоплаченные потребителем расходы с целью получения компенсации. (Предстоит исследовать, насколько реалистична такая ситуация с точки зрения бухгалтерского учета.)

На стадии обсуждения законопроекта предлагалось уйти от определения «внутрисемейный»: при наличии конфликта с перечисленными лицами, независимо от того, есть ли официальное подтверждение брака, родственных связей, совместное проживание, – человек в любом случае нуждается в помощи. Пример реальной ситуации – родители в разводе, живут отдельно, ребенок с мамой. Папа каждый день приходит к маме и третирует ее. Живут раздельно, в браке не состоят. Милиция может забрать, даже наложить административное взыскание, а дальше все продолжается – поскольку конфликт уже не считается «внутрисемейным».