Сущность и виды психологической поддержки. Направления психологической помощи

Основные направления деятельности психологической службы

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - это:

· выявление и разрешение конфликтных ситуаций

· оказание помощи в решении личных проблем

· развитие межличностных отношений

ПСИХОДИАГНОСТИКА - это:

· возможность получить точную научно-обоснованную информацию о себе, своих потенциальных и профессиональных способностях, личностных характеристиках, индивидуальных особенностях и т.д.

ТРЕНИНГ - это:

· помощь в саморазвитии и самовоспитании и т.д.

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это:

Организация лекций и информативных семинаров, направленных на повышение психологической грамотности, специальная организация свободного времени, тренинги позитивного жизненного настроя, социальное моделирование.

КОРРЕЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это:

· решение личностных психологических проблем

· формирование эффективных коммуникативных умений

· коррекция личностных качеств и умений

· помощь в саморазвитии и самовоспитании.

Понятие «психологическая помощь». Основные виды психологической помощи

Психологическая помощь -- область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

Виды психологической помощи

§ Психопрофилактика(предупреждение).

§ Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике -- лекции, семинары) одним из ведущих специалистов в этой области был Адлер.

§ Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).

§ Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

§ Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

§ Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).

§ Психокоррекция (восстановление нормы, как с т.з. эмоционального состояния, так и с т.з. личностных черт).

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)

Принципы психологической помощи

Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также - социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности - как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи (по Ю. Алёшиной), традиционно выделяют следующие:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, подразумевает "целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно". Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.

2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.

3. Запрет давать советы. Психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог- обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет - значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.

4. Анонимность, означающая что никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствие с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений - это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

В психологической науке выделяют различные виды психологической помощи, которые различаются целями, теоретическими ориентациями, лежащими в их основе, сферами применения, а также степенью профессионализма лица, которое эту помощь осуществляет. Важно понимать, что иногда психологическую помощь нам могут оказать и непрофессионалы родные и друзья, священнослужители и даже случайные знакомые, которым в данный момент небезразлично наше состояние. Кроме такой «стихийной» помощи, некоторые ее виды могут целенаправленно применять специально обученные добровольцы.

Целью любого психологического вмешательства является изменение психического состояния и поведения индивида, в случае психологической помощи это устранение психологических проблем и нарушений поведения.

В зависимости от основных целей помощи выделяют:

* психологическое консультирование;

* психотерапию;

* психологическую коррекцию;

* кризисное вмешательство;

* психологическую реабилитацию;

* психологический тренинг.

Психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в разрешении определенной проблемной ситуации, дает возможность расширить его представления о различных аспектах своей личности, а также социального окружения.

Психотерапия ориентирована на улучшение психического состояния лиц, имеющих психические и поведенческие расстройства, устранение симптомов данных расстройств методами психологического воздействия.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Кризисное вмешательство -- это экстренная психологическая помощь лицам, находящимся в кризисном состоянии (жертвы межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, катастроф; люди, потерявшие близких и др.), направленная на профилактику развития психических расстройств и нарушений поведения.

Психологическая реабилитация представляет собой помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества жизни, улучшение социальной адаптации, интеграцию в общество, предотвращение развития стойких нарушений личности и негативных изменений жизненного стиля.

Психологический тренинг вырабатывает у клиента необходимые психологические и поведенческие навыки: преодоление стресса, разрешение конфликтов, принятие решений и т.п.

1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ?

Сегодня в психологии много написано о психологическом консультировании. И это совсем не удивительно, когда речь заходит о психологической практике. Ее обличье многообразно, она может предстать в виде «кушетки Фрейда» или «пустого стула Перлза», «кнопки пуска Адлера» или «карты эмоционального контроля Эллиса», психодрамы или балинтовских групп. Калейдоскоп этих практик, развивающихся то стихийно, то в академических условиях, повергает в растерянность и не укладывается ни в какие «периодические системы». На самом же деле все эти изыски основаны на поиске более успешного совместного бытия с собой, с другими, или со все миром в целом.

Исторически психологическое консультирование развивалось из теории и практики психотерапии, поэтому оно концептуально базируется на традиционно выделяемых основных теоретических подходах в психотерапии: психодинамическом, когнитивно-бихевиоральном и экзистенциально-гуманистическим, основными концептуальными различиями которых является акцент на определенных проблемах (связанных с отношением человека с собой и значимыми объектами, с продуктивностью поведения или человеческого бытия). Кроме того, базой для психоконсультирования могут служить неклассические направления психологической помощи, такие как психосинтез, трансперсональная концепция, психодрама и др.

Итак, психологическое консультирование -- это профессиональная помощь клиенту в поиске наиболее оптимального разрешения его проблемной ситуации. Его можно определить ещё и как специфические отношения между двумя людьми, при которых становится возможным одному из них (клиенту) при помощи другого (психолога) изучать свои чувства, мысли, желания и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и применять в жизненных ситуациях свои сильные стороны личности, опираясь на внутренние ресурсы. Консультирование помогает клиенту впоследствии более эффективно распоряжаться своей жизнью посредством принятия более взвешенных решений и совершения целенаправленных действий. В качестве клиентов могут выступать психически здоровые или больные люди (воспринимаемые консультантом дееспособными и ответственными за решение своей проблемы), предъявляющие проблемы экзистенциального (связанные со смыслом жизни) или возрастного кризиса, межличностных конфликтов, семейных неурядиц, профессионального выбора и пр.

Цели и задачи психологического консультирования предполагают:

Эмоциональную поддержку и внимание к переживаниям клиента;

Повышение психологической компетентности клиента;

Изменение личного отношения к проблеме;

Повышение стрессовой и кризисной толерантности (терпимости);

Развитие реалистичности и плюралистичности (множественности)

мировоззрения;

Повышение ответственности клиента

2. ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Термин «психотерапия» имеет двоякое толкование, связанное с буквальным его переводом с греческого (psyche -- душа и therapeia -- забота, уход, лечение), -- «лечение души» и «исцеление душой». Введен термин в 1872 году В.Тьюком и стал широко использоваться с конца X1X века. Однако до настоящего времени нет единого мнения о границах, формах и методах психотерапии, подготовке специалистов в этой области, как нет и общепризнанного ее определения. Учитывая, что психотерапия в отечественной науке и практике традиционно относилась к медицине -- рассматривалась как один из методов лечения и профилактики заболеваний (в 1985 г. он была выделена в самостоятельную медицинскую специальность), наиболее отвечающим ее сути, вероятно нужно признать следующее определение: психотерапия -- целенаправленное использование психических (психологических) методов для лечения болезней. Ее принято рассматривать как комплексное лечебное воздействие на психику больного, использующее его эмоциональные реакции, когнитивные, интеллектуальные, волевые возможности, условно рефлекторные связи, а в результате - навесь организм с целью устранения болезненных симптомов, изменения отношения к своему заболеванию, своей личности и окружающей среде.

С глубокой древности известны случаи влияния некоторых лиц на психическое состояние других людей. В основе лечения ряда болезней жрецами, «лечебного эффекта» заговоров, «священных танцев» шаманов лежит воздействие на психику механизмами внушения. Сохранилось выражение: «медицина держится на трех китах: ноже, траве и слове», т.е. за словом с древних времен признавалась такая же сила, как и за ножом хирурга.

Развитие психотерапии как научно обоснованного метода начинается с X1X века и связано с именами Бернгейма, Бодуэна, Левенфельда, Мебиуса, а также отечественных врачей В.А.Манассеина, С.П.Боткина, Г.А. Захарьина, С.С.Корсакова, В.М.Бехтерева, которые высказывали мнение о важной роли и возможностях психического воздействия в лечении различных заболеваний.

Одно из наиболее емких определений сути психотерапии принадлежит М.Я.Мудрову: «…зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они исчерпываются из науки мудрости, чаще из психологии: своим искусством печального утешить, сердитого умягчить, нетерпеливого успокоить, резкого испугать, робкого сделать смелым, скрытого откровенным, отчаянного благонамеренным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания».

Важный вклад в развитие отечественной и мировой психотерапии внесли труды И.П. Павлова, его учеников и последователей. Предложив торию физиологических механизмов сна, переходных состояний и гипноза, Павлов заложил основы одного из направлений научного толкования многих явлений, которые веками считались таинственными и загадочными. Учение Павлова о сигнальных системах, физиологическом влиянии слова и внушения стало основой для научной психотерапии. На Западе особую роль в развитии психотерапии сыграли труды З. Фрейда, его учеников и последователей.

Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей, его понимание болезни и отношения к ней, дает врачу возможность целенаправленно использовать в лечебном комплексе психотерапевтические методы, что, безусловно, повышает эффективность медицинской помощи. Слово врача действует на больного не меньше, а иногда даже и больше, чем медикаменты. Афоризм «Плох тот врач, после беседы с которым больному не стало легче» должен помнить каждый врач, находящийся у постели больного. Поэтому, прежде чем приступить к обследованию, необходимо узнать пациента, побеседовав с ним, и обязательно дать ему надежду на выздоровление или по крайней мере на улучшение состояния. В этом заключаются первые этапы психотерапевтической помощи пациенту.

Психотерапию принято разделять на общую и частную, или специальную.

Под общей психотерапией или психотерапией в широком смысле слова понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с болезнь, создания охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию. Такая психотерапия служит вспомогательным средством; она необходима в любом лечебном учреждении. Иными словами, каждое лечебное воздействие должно включать и психотерапевтический компонент. Поэтому каждый врач, независимо от его специальности, должен быть также психотерапевтом для своего пациента.

Известный отечественный психиатр В.В.Ковалев, занимавшийся психическими расстройствами у соматических больных, подчеркивал, что особенно действенна психотерапия, проводимая лечащим врачом.

Психотерапевтическое воздействие на больного оказывают поведение врач, беседа о характере заболевания, особенностях его лечения, лечебные назначения и рекомендации. Все это дает психотерапевтический эффект только в том случае, если поведение врача подчинено главной цели -- формированию у пациента адекватной реакции на болезнь и ее поддержанию на всем протяжении диагностического и лечебно-реабилитационного процесса. Это по существу и составляет психологический и психотерапевтический аспекты работы лечащего врача. Нормализация понимания болезни, правильная оценка и отношение к ней достигаются через апелляцию к личности больного, а также путем влияния на окружающую больного среду. Процесс коррекции соматонозогнозии предусматривает максимальную мобилизацию резервных возможностей больного для успешного обследования и лечения, формирование выдержки и мужества в борьбе с болезнью и ее последствиями с целью быстрейшего возвращения к активной жизни.

При проведении психотерапии врач оказывает влияние на личность больного, стремится изменить личностные реакции, которые способствовали возникновению заболевания. Личностные особенности больного и клинические проявления болезни определяют задачи, стоящие перед врачом, проводящим психотерапию, поэтому необходим индивидуальный подход в каждом случае.

Основными целями психотерапии в общемедицинской практике являются:

Осознание больным свое роли в успешном лечении и реабилитации;

Коррекция неправильных реакций на болезнь (отрицания, ухода в болезнь, безразличия и др.);

Стимуляция активности больного в преодолении заболевания;

Создание системы психологической поддержки больному и условий для исправления неадекватного отношения к болезни, мешающего проведению эффективного лечения.

Психотерапевтическое воздействие необходимо оказывать на все уровни соматонозогнозии и составляющие внутренней картины болезни, добиваясь при этом ослабления дискомфортных явлений и болей, дезактуализации витальной угрозы, этического, эстетического, интимного ее компонентов.

Отличия психологического консультирования и психотерапии не всегда заметны непрофессиональным глазом, но они есть. Главное отличие состоит в том, что если консультирование направлено в основном на проблемы взаимодействия личности и его окружения в социуме, то психотерапия сфокусирована на внутриличностных проблемах человека. На первой, иногда второй сессии специалист проводит диагностику проблемы клиента и определяет возможность помощи ему в рамках психологического консультирования, что предполагает небольшое число консультаций. В некоторых случаях достаточно одного - двух. Однако бывает так, что запрос клиента на разрешение проблемы в отношениях с другими людьми практически не выполним без психологической проработки его внутриличностных особенностей. То в этом случае клиенту предлагается пройти определённый курс корректирующей психотерапии. Разумеется, его длительность заметно больше, чем у консультирования. Используемые при этом техники и методы проведения психокоррекции определяются на первой, иногда второй диагностической сессии. О чём психотерапевт обязан проинформировать клиента, а также разъяснить ему все особенности и тонкости их совместной работы.

Общее у психологического консультирования и психотерапии состоит в том, что к личности консультанта и психотерапевта предъявляются одинаковые требования. И те, и другие обладают одними и теми же профессиональными навыками и часто используют в своей работе схожие процедуры. По любому и психологическое консультирование, и корректирующая психотерапия показаны психически здоровым, в том числе, людям, имеющим в силу разных обстоятельств всевозможные проблемы в социуме, и служат для более эффективного достижения ими поставленных жизненных целей.

3. ПСИХИАТРИЯ И ЕЕ ВИДЫ

Психиатрия -- древняя наука, еще 4000 лет до нашей эры жрецы египетских храмов лечили больных от тоски, а в индусских книгах - Ведах (XV-XIV вв. до н.э.) - сообщалось, что жрецы в Индии лечили душевнобольных, связывая происхождение болезней с одержимостью: жрецы изгоняли из них бесов.

В древний греко-римский период в произведениях и мифах уже упоминаются термины «мания», «меланхолия», «паранойя». Ксенофонту принадлежит фраза: «В здоровом теле -- здоровый дух». Наслаждения, радость, смех, огорчения, печаль, недовольство, страхи, состояние бреда, безумия и тревог Гиппократ и Пифагор ставили в зависимость от меняющихся состояний мозга. В соответствии с гуморальной теорией Гиппократа, психические болезни объясняли «дискразией» -- нарушением смешения жидкостей в организме. В работе «О священной болезни» Гиппократ уже различал идиопатическую и симптоматические формы эпилепсии (термин «эпилепсия» введен позднее Авиценной), описал различные формы ауры, влияние возраста, температуры, менструаций, времени года на течение «священной болезни».

Однако остановить развитие науки невозможно и постепенно происходит решительный сдвиг в общественном сознании и отношении к психически больным.

Славу реорганизатора психиатрической помощи в период французской революции приобрел Ф. Пинель. Поступив в 1792 г. врачом в парижский приют для умалишенных Бисетр, он выхлопотал у революционного конвента разрешение снять цепи с душевнобольных, превратив тем самым психиатрические заведения из мест тюремного заключения в лечебные учреждения.

Сам термин "психиатрия" был предложен в 1803 г. немецким врачом Иоганном Кристианом Рейлем.

На сегодняшний момент психиатрия -- отрасль клинической медицины, изучающая психические расстройства через призму методологии медицины, методы их диагностики, профилактики и лечения. Под этим термином подразумевают также совокупность государственных и аккредитованных негосударственных учреждений, в некоторых странах имеющих право на недобровольную изоляцию лиц, представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих.

До сих пор не существует чётких критериев разграничения некоторых психических заболеваний от крайних проявлений нормы. Если следовать одному из самых распространённых определений, психической болезнью является изменение сознания, выходящее за пределы "нормы реакции".

Выделяют общую и частную психиатрию.

Общая психиатрия занимается изучением основных свойств психических заболеваний, закономерностей их проявления и развития, причины, принципы классификации, методы исследования и лечения. Другими словами, общая психиатрия (или общая психопатология) занимается изучением общих признаков, характерных для большинства психических заболеваний или расстройств. В этом разделе, например, изучаются нарушения психических процессов (нарушения восприятия -- иллюзии, галлюцинации; нарушения мышления -- бред и т.д.).

Частная психиатрия (частная психопатология) изучает отдельные психические заболевания, их этиологию, патогенез, клинику, закономерности развития, способы лечения и восстановления трудоспособности. В частной психиатрии изучаются такие заболевания как:

Шизофрения;

Эпилепсия;

Маниакально-депрессивный психоз;

Расстройства личности (психопатии);

Следует отметить, что существует множество различных классификаций психических расстройств, но ни одна из них не строится на каком-либо общем критерии. В настоящее время основной считается классификация по МКБ-10, не смотря на многие недостатки этой системы. Кроме того, одной из наиболее известных систем является DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders) -- руководство по диагностике и статистике психических расстройств, принятое в США.

Для лечения психических заболеваний применяются различные фармакологические препараты. Кроме того, большую роль здесь играет применение психотерапевтических методов, за которыми, по признанию многих авторов, состоит будущее современной психиатрии.

психологический консультирование расстройство фармакологический

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В психологическом консультировании реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента в отношении разрешения психологической проблемы. Психологическая проблема клиента -- это совокупность психологических трудностей, дисгармоничное состояние, причиняющее человеку страдание, от которого он хотел бы избавиться. В этом смысле цель клиента -- разрешить эту психологическую проблему, а цель консультанта -- найти пути психологической помощи клиенту. Под разрешением проблемы со стороны клиента понимается не устранение проблемы по принципу вытеснения, т.е. мнимой ее ликвидации, а такая работа, в результате которой человек не только преодолевает текущие трудности, но обогащает свой опыт, гармонизирует собственную жизнь.

В процессе консультирования психолог, как правило, решает две основные задачи:

Помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации;

Актуализирует психические силы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем.

Психотерапия в целом включает множество других методов, которые могут использоваться для оказания помощи различным категориям больных. Большинство из них требуют соответствующей квалификации психотерапевта и опыта применения конкретных методик. Психотерапевт должен владеть как медицинскими (прежде всего в области психиатрии), так и психологическими знаниями, чтобы проводить дифференциальную диагностику выявляемых нарушений, определять показания для применения тех или иных психотерапевтических методов и осуществлять психотерапию на практике, избегая побочных эффектов и осложнений.

Если психология изучает людей с нормальным поведением, то психиатрия изучает людей, чье поведение уже совсем неадекватно, выходит за рамки нормы. Психиатрия относится к области медицины и использует медикаментозное лечение в отличие от психотерапии и психологического консультирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Лакосина Н.Д Клиническая психология.: Учебник для студ. мед. ВУЗов - 2-е изд.- М., 2005.

3. Мальцева, Т. В. Профессиональное психологическое консультирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Юриспруденция» / Т. В. Мальцева, И. Е. Реуцкая. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Режим доступа: ЭБС: http://znanium.com

4. Нельсон-Джоунс. Теория и практика консультирования. - Спб., - 2000. - 455 с.

5. Практикум по психиатрии: Учеб. пособие. Под ред. проф. М. В. Коркиной. 5-е изд., испр. -- М.: РУДН, 2009. -- 306 с.

6. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной - СПб.: Речь, 2003. -- 216 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие психологического консультирования и психотерапии. Виды психологической помощи: сходства и отличия. Определение психологического консультирования. Теории личности и цели консультирования. Определение и область применения немедицинской психотерапии.

    реферат , добавлен 03.02.2009

    Теоретико-методологический анализ психологического консультирования в современной психологической науке, основные цели и задачи данной деятельности. Главные этапы психологического консультирования, отраженные в работах отечественных и зарубежных авторов.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Общая психотерапия, ее виды и основные цели в общемедицинской практике. Особенности и принципы гуманистического, когнитивного направлений психотерапии. Сущность поведенческих, суггестивных и психодинамических методов терапии. Метод аутогенной тренировки.

    реферат , добавлен 29.06.2009

    Разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи. Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии. Диалог, его информационная насыщенность. Правила проведения первичной беседы.

    реферат , добавлен 13.03.2015

    Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей. Цели и задачи семейного консультирования, его теоретические положения и практические рекомендации, приемы и методы. Принципиальное отличие психологического консультирования от психотерапии.

    реферат , добавлен 28.12.2009

    Консультирование в процессе оказания психологической помощи. Основные цели клинического интервьюирования. Обучение навыкам саморегуляции в ходе психологического консультирования. Методики, применяемые при способах психологического консультирования.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Сущность, цели и задачи психологического консультирования: принципы, структура процесса, теоретические подходы и методики. Бесплодие: психоэмоциональные причины и последствия; особенности психологического консультирования лиц, страдающих бесплодием.

    дипломная работа , добавлен 25.02.2012

    Психологическая коррекция. Задачи психологической коррекции. Оценка эффективности психотерапии и результатов психологического консультирования. Общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2009

    Особенности психологического консультирования, его сущность, преследуемые цели и задачи. Основные этапы и фазы коммуникации консультационного процесса коррекционной работы психолога с родителями. Алгоритм психологического консультирования родителей.

    контрольная работа , добавлен 06.06.2009

    Рассмотрение понятия, целей и задач психологического консультирования. Особенности работы с клиентами в данной практике. Описание условий результативности психологического консультирования. Изучение сущности и функций этапов консультативного процесса.

Психологическая помощь

Психологическая помощь - область практического применения психологии , ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

Виды психологической помощи

  • Психопрофилактика(предупреждение).
  • Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике - лекции, семинары).
  • Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).
  • Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).
  • Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.
  • Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).
  • Психокоррекция (восстановление нормы, как с точки зрения эмоционального состояния, так и с точки зрения личностных черт).

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)

Специфика объекта психологической помощи

Добровольное согласие, уникальность, изменчивость. Требования к психологу, оказывающему психологическую помощь - эмпатичность, конгруэнтность , коммуникативность.

Принципы психологической помощи (этические)

Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также - социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности - как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи (по Ю. Алёшиной), традиционно выделяют следующие:

Литература

  • Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - 2-е изд. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 208 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).
  • Абрамова Г. С. Практическая психология.Учебник для высшей школы. - Москва: Академический проект, 2005.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Психодерматология
  • Психологические типологии

Смотреть что такое "Психологическая помощь" в других словарях:

    психологическая помощь - см. помощь психологическая. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации...… … Официальная терминология

    Психологическая помощь - область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказание психологической помощи как отдельному человеку, так и группе, организации. Психологическая помощь военнослужащим в … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    Психологическая помощь - профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента. Выступает в двух формах: психологическое консультирование и неврачебная (гуманитарная) психотерапия … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - – профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента, в т. ч. внутриличностных и межличностных конфликтов. Выступает в двух формах: психологическое консультирование и «неврачебная» (гуманитарная) психотерапия.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе, организации. Основные способы оказания… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Психологическая помощь в управлении - ПП со стороны руководителя представляют собой меры содействия преодолению сотрудниками психологических трудностей службы в ПОО и выполнения связанных с ней обязанностей, например, при адаптации подчинённых к условиям службы или требованиям новой… …

    Психологическая помощь сотрудникам - ПП (наряду с юридической, медицинской и др.) вид практической помощи, выражающейся в содействии самостоятельному преодолению сотрудниками психологических трудностей освоения служебных обязанностей, выполнения их на должном уровне, привыкания к… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Психологическая помощь участникам образовательного процесса - 3. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса система мероприятий, направленных на преодоление психолого педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях,… … Официальная терминология

    Психологическая помощь семье - – важнейшая область деятельности социального работника. Профилактика правонарушений, работа с проблемами социальной дезадаптации, выявление психологических ресурсов личности и многие другие области социальной работы напрямую связаны с семейной… … Словарь-справочник по социальной работе

Книги

  • Психологическая помощь. Практическое пособие , Кораблина Е.П.. Практическое пособие посвящено подходам к оказанию психологической помощи. В нем рассмотрены виды и формы психологической помощи, принципы психологического консультирования, представлены…

Психологическая помощь – система психологических воздействий, основанная на различных психологических теориях, ориентированная на повышение социально-психологической комеетентности людей.

Принципы психологической помощи:

1)Принцип системности

2)Принцип субъект-субъектных отношений

3)Принцип позитивного развития в деятельности

4)Принцип адаптации

5)Принцип безопасности и надёжности

Сферы анализа пчихологической помощи:

1)психическое развитие ребёнка

2)Брак и семья

3)Психическое здоровье человека

4)управленческое консультирование

Классификация видов психологической помощи. По времени лействия : неотложные, продолжительность, экстренной

По направленности: прямая, отоикающая, упреждающая

По пространственной органищации: контактное, дисталентное

По выполнению функций психологом: диагностическая, диспертическая, информационной, консультативная

По количеству участников: индивидуально, групповая

По вмешателтству психологов: директивное, не директивное.

Собственно психологическая помощь направлена на поддержку личности в процессе ее развития, становления и роста, осуществляемую специальными психологическими методами. Эти методы стимулируют проявление способности каждого человека заботиться о себе, раскрывать и реализовать свои внутренние потенциалы, решать поставленные жизнью задачи.

Психологическая помощь как профессиональная деятельность включает в себя, прежде всего, такие ее виды, как психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия и психопрофилактика.

Психологическое консультирование направлено на ориентацию человека в возможностях решения им возникшей проблемы. Консультирование по степени воздействия может быть чисто информационное , ориентационное , а также направленное на изменение отношений личности к себе и к собственной жизненной ситуации. Психологическое консультирование чаще всего проводится при возникновении экзистенциальных кризисов, межличностных конфликтов, семейных или профессиональных проблем.

Существует определение психологической коррекции как направленного психологического воздействия на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. При этом следует отметить, что психологическая коррекция может реализоваться в различных областях человеческой практики: медицине, педагогике, социальной работе, где решаются и профилактические задачи.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. В последнем аспекте часто употребляется понятие «психогигиена». По вопросу целей и задач психопрофилактики и психогигиены существуют различные точки зрения. В целом же к видам психопрофилактической и психогигиенической работы могут быть отнесены и консультирование, и коррекция, и психотерапия. Виды психопрофилактики: первичная, вторичная, третиЧная.

В настоящее время существуют различия в пони­мании психотерапии, зависящие от теоретических науч­ных установок и практических подходов. В понимании психотерапии существует и общее признание того, что это особый вид профессиональной деятельности, основанный на межличностном взаимодействии и воздействии психологическими средствами при оказании помощи в решении проблем и затруднений психического характера и требующий специальной подготовки соответствующего специалиста