Инженер биолог что за профессия. Что достигнуто и о чем умалчивается

Профессия Биоинженер (Специальность Биоинженер)

Биоинженер – это научный работник (учёный), специализирующийся на целенаправленном изменении свойств живого организма. Биоинженеры работают с живыми системами и для решения медицинских проблем применяют передовые современные технологии. Они участвуют в различных исследованиях, в создании оборудования и приборов, в разработке новых процедур, используя знания генной инженерии, физико-химической биологии, биофизики, и компьютерных технологий.

Многие путают биоинженерию и генную инженерию. Важно помнить, что генная инженерия (изменение ДНК организма) – лишь одна из отраслей биоинженерии.
В немедицинских аспектах биоинженерия тесно соприкасается с биотехнологией.

На основе результатов исследовательской работы биоинженеров создаются генномодифицированные организмы (организмы с измененной стуктурой ДНК) - более устойчивые к неблагоприятным условиям, активизирующие и катализирующие вещества и многие другое.

Cпецифика работы биоинженером:
Выбирая профессию биоинженера, Вы должны быть готовы к кропотливым многолетним экспериментам.

Работа для биоинженера:

Найти работу квалифицированному биоинженеру , генетику, химику, биологу не сложно: молодых перспективных специалистов активно приглашают работать и в Украине, и за рубежом. Украинские биоинженеры успешно выполняют заказы для Голландии, США, Японии, Германии. Они пишут научные статьи, защищают диссертации, регистрируют патенты. Западные фирмы сами ищут специалистов в области биоинженерии. Ученые заключают контракты с иностранными компаниями и работают в НИИ в области генетической или клеточной инженерии, медицинской химии, молекулярной биологии.

В Украине рядовой биоинженер НИИ со временем может стать руководителем лаборатории, группы или возглавить серьезный проект. Нередко высококвалифицированые биоинженеры ведут совместные разработки с иностранными компаниями.

Биоинженеры также востребованы на производстве, где используются биотехнологии. Надо заметить, что в Украине, к сожалению, таких компаний пока ещё немного.

Биоинженер. Виды деятельности:
- Распределение и планирование хода работ;
- Осуществление наблюдений;
- Проведение исследований;
- Подготовка необходимых веществ и аппаратуры;
- Документирование полученных данных.

Личные качества биоинженера:
- Увлечение естественными науками, особенно биологией, химией и физикой;
- Высокий интеллект;
- Готовность работать и в Украине, и за рубежом.

Профессиональные навыки биоинженера:
- Наличие профильного высшего образования (специальность «Биоинженерия и биоинформатика»);
- Знание принципов обращения с лабораторной и исследовательской техникой, основ хранения веществ, реактивов и т.д.;
- Умение анализировать и находить практическое применение известным теоретическим и полученным в ходе собственных исследований данным;
- Умение составлять отчеты о проделанной исследовательской деятельности.

Зарплата и перспективы профессии биоинженера:

Зарплата начинающего биоинженера в отечественном НИИ – 200-400 USD в месяц.

В лаборатории в Украине, если лаборатория финансируется за счет грантов зарубежных партнеров, ведущий биоинженер получает ежемесячно 1000-1300 USD (если грантов нет - 200-450 USD).

В биотехнологических отечественных компаниях молодой биоинженер получает 500-800 USD в месяц, а квалифицированный специалист – 1500-3000 USD.

Доходы биоинженеров , работающих в иностранных корпорациях (фармацевтических, разработчиках ГМ-продуктов), – несколько тысяч долларов в месяц.

Поиск вакансий

{module HR-специалисты, рекрутеры, кадровики}

Информация для соискателя (тех, кто ищет работу):

Биоинженер — специалист по изучению и изменению структуры и свойств живых организмов.

Заработная плата

25.000–30.000 руб. (iworker.ru)

Место работы

Биоинженеры востребованы в научных лабораториях и институтах.

Обязанности

Главная задача биоинженера — разработка и применение передовых технологий в биологии и медицине, а конкретнее, для решения различных медицинских проблем и охраны здоровья. Для этого биоинженеры меняют свойства живых организмов, изобретают искусственные органы, разрабатывают генно-модифицированные организмы.

Главное достижение современных биоинженеров — разработка искусственных суставов, кожных протезов, аппаратов искусственного кровообращения.

Важные качества

Профессия биоинженера требует высокого интеллекта, склонности к естественным наукам, исследованиям, усидчивости и аккуратности.

Отзывы о профессии

Специалисты советуют профессию тем, кто увлечен химией и биологией, обладает высоким уровнем IQ. Не рекомендуется профессия тем, кто не готов к многолетним исследованиям и считает, что вмешиваться в структуру живого организма незаконно.

Стереотипы, юмор

Биоинженеров часто путают с генными инженерами (изменение ДНК). Генетика — это лишь часть биоинженерии.

Обучение

Для работы биоинженером требуется высшее профильное образование по специальности «биоинженерия и биоинформатика».

Высшее образование можно получить в таких вузах, как: Санкт-Петербургский государственный университет, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского Министерства обороны Российской Федерации.

Биологические вузы Москвы: Московский педагогический государственный университет, Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова, Московский государственный областной университет.

Что делать, если человеку отрубило руку? Жить без одной руки? Так и было до недавнего времени. Теперь чудеса медицины могут практически вернуть руку человеку, пусть и механическую, и не такую «родную». Но еще интересной областью представляется биоинженерия. Ее чудеса позволяют воссоздать практически любой орган человека, распечатать его на 3D-принтере и избавить огромное количество нуждающихся в пересадке печени от очереди, которая не гарантирует спасение. За биоинженерией будущее медицины и хирургии. От возможности программирования генетического кода до практически полного обновления организма.

Международная группа ученых под руководством специалистов Университета Британской Колумбии (Канада) вырастила в чашке Петри совершенную трехмерную реплику человеческих кровеносных сосудов, великолепно имитирующую структуру и функции настоящих. Исследователи считают, что достигнутый результат, детали которого описаны , открывает возможность более эффективно подходить к вопросам разработки терапии различных серьезных заболеваний, таких как диабет.

– Что такое биотехнологии?
– В широком смысле к ним можно отнести все технологии, связанные с использованием биологических систем в различных целях. Это и технологии селекции, и технология прививания растений, и технология выведения новых штаммов микроорганизмов и их использования.

В узком смысле - это технологии с применением генной инженерии, которые сейчас весьма активно используются. В сельском хозяйстве востребована генная инженерия растений. Генная инженерия микроорганизмов нужна для получения медицинских препаратов и других полезных веществ, а также для производства каких-либо компонентов, не обязательно связанных с медициной, например, биотоплива.

– А где генная инженерия сейчас наиболее востребована?
– Подавляющее большинство специалистов занимаются генной инженерией в рамках фундаментальных исследований, ведь эта технология - наша основная возможность узнать, что делает тот или иной участок ДНК. Мы либо нарушаем в нем последовательность элементов, либо переносим весь участок в другой организм и смотрим, что изменилось, какие новые свойства появились. Таким образом мы пытаемся установить, как работают гены.

Две отрасли, в которых генная инженерия наиболее востребована и используется для решения практических задач - микробиология и сельское хозяйство, в частности, создание новых сортов растений. Агросектор заинтересован в сортах, устойчивых к вирусам и вредителям, способных расти при более низких температурах, нежели «оригиналы», на засоленной или по другим причинам в норме непригодной почве. Нужны растения, дающие больше урожая, содержащие больше определенных питательных веществ.

Кроме того, активно создаются генно-модифицированные микроорганизмы, которые используются для производства различных лекарств, витаминов, пищевых добавок и прочих интересующих человека веществ. Практически весь инсулин сейчас производятся с их помощью.

Генная инженерия нашла применение и в животноводстве: например, знаменитые козы, производящие паутину - прочный и легкий материал, из которого можно делать, к примеру, хирургические нити, или использовать для создания бронежилетов.

Также не стоит забывать о широких возможностях генной инженерии в медицине. Приведу вам пример проблемы, которую могут решить генные инженеры. Людям, страдающим диабетом, сложно поддерживать постоянный уровень глюкозы в крови. Сразу после укола ее концентрация высока, а потом она падает. Чтобы помочь таким пациентам, был придуман альтернативный способ, не требующий шприцов и игл. Можно создать специальные клетки, производящие инсулин, и заключить их в каркасы, допустим, из биополимера. Каркас нужен для того, чтобы иммунная система не атаковала этих чужеродных «помощников». Затем конструкцию следует ввести человеку, и это решает проблему со скачками глюкозы.

Или возьмем технологии пересадки донорских и выращивания искусственных органов. Существует проблема их отторжения. И с помощью генной инженерии мы способны эту проблему обойти. Есть несколько решений: это и генная модификация клеток, из которых орган состоит, и разработка препаратов, которые подавляют иммунную систему, чтобы та не отторгала донорские органы. Был проведен эксперимент, результаты которого дают нам надежду. Ученые из Мэриленда пересадили обезьяне модифицированное сердце свиньи - вы только вдумайтесь, животного другого вида! - и организм примата не отторг его. А если смогли обезьяне, то в будущем сможем и человеку. Сейчас единственная возможность заменить больной орган - взять его у погибшего человека, и многие больные попросту не дожидаются своей очереди. Возможность пересадки органов от генно-модифицированных животных решила бы проблему донорства. Поэтому в ближайшие десятилетия профессия биоинженера вряд ли перестанет быть востребованной, скорее наоборот.

– Кто такой биоинженер?
– Это человек, который умеет редактировать наследственный материал того или иного организма. Однако не следует забывать, что биоинженеры бывают разных специализаций, ведь используемые технологии зависят от объекта - клетки, растения, а может и животного - с которым работает человек.

– Как вы пришли в профессию?
– Я учился в 1543-ей гимназии города Москвы в классе с биологическим уклоном. Мне очень нравились математика и биология. Соответственно, выбор факультета биоинженерии и биоинформатики был для меня логичен, ведь там требовались знания любимых предметов.

И до сих пор мне интересны оба направления. Исследования в биоинженерии зачастую длятся долго: от начала эксперимента до его завершения может пройти несколько лет. Если хочется быстро получить результаты - с этим легче в биоинформатике. Если в голове родилась гипотеза, достаточно написать пару программ, провести несколько анализов и проверить ее. В генной инженерии и молекулярной биологии порой приходится долго стоять на месте, но без экспериментальных данных биоинформатикам не с чем было бы работать. Поэтому эти науки прекрасно дополняют друг друга.

– Куда бы вы посоветовали поступать человеку, который хочет стать биоинженером?
– В основном в биоинженерию приходят люди, имеющие биологическую специальность. Существуют и специализированные факультеты, которые обучают генной инженерии - помимо уже упомянутого мной факультета биоинженерии и биоинформатики в МГУ недавно появился факультет биотехнологий.

Однако, на самом деле, курс генной инженерии небольшой и не очень сложный. На западе генную инженерию преподают даже в некоторых школах. Детям показывают опыты, они могут собственноручно модифицировать бактерии. К примеру, сделать их светящимися в ультрафиолете - для этого в микроорганизмы переносят гены флюоресцирующих белков из медуз. Будущему биоинженеру нужно иметь представление о том, что такое ДНК, как она устроена, но также пригодятся знания математики и статистики. В принципе достаточно получить биологическое образование, а затем освоить необходимые навыки. Можно выбрать для написания курсовой или дипломной работы молекулярную генетическую лабораторию, которая занимается фундаментальными исследованиями с использованием генной инженерии. Заодно студент сможет понять, интересно ли ему заниматься фундаментальной наукой, или стоит после окончания университета идти в прикладную отрасль.

– Какие сильные лаборатории вы могли бы назвать? Куда стоит идти?
– Лаборатории МГУ, Фонда «Сколково», Института биоорганической химии РАН имени М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова (Москва), (Калининград), (Уфа).

– Какие личные качества необходимы для профессии биоинженера?
– Важно быть трудолюбивым и терпеливым. Нередко первых результатов нужно дожидаться пару лет. Опыты приходится повторять, чтобы убедиться в правильности выводов. Также может оказаться, что ваша гипотеза неверна. Нужно стремиться не искать везде подтверждения своих идей, а уметь отказываться от своих представлений, признавать ошибку и менять курс.

Биоинженеру важна аккуратность и повышенное внимание к деталям. Поленись он, к примеру, убрать клетки в термостат, культура будет испорчена, работу придется переделывать, а ведь это может быть труд нескольких недель.

Понадобятся любознательность и увлеченность естественными науками. Некоторым интересно разбираться, как устроена природа, некоторым - не очень, для них может быть более занимательным изучать, как люди думают. Соответственно, таким школьникам лучше подумать о карьере в другой области, хотя и в нейронауках сейчас активно используется генная инженерия.

– Может ли человек, мечтающий стать биоинженером, уже сейчас попробовать себя в практической работе?
– На некоторых фестивалях науки появляются предложения поучаствовать в экспериментах, связанных с биотехнологиями. Политехнический музей организовывал подобные мероприятия. Конечно, здорово участвовать в олимпиадах, но они помогут узнать лишь теоретические аспекты. К сожалению, экспериментальная часть в них отсутствует.

– А есть в генной инженерии люди, которых можно назвать ролевой моделью в профессии?
– В первую очередь, это Крейг Вентер - американский биолог, генетик, автор ряда нашумевших научных проектов. Он был одним из тех, кто прочитал человеческий геном. В то время как над знаменитым проектом «Геном человека» - амбициозной исследовательской программой, ставившей перед собой цель идентифицировать 20–25 тысяч генов и создать огромную базу данных, работало множество стран, Вентер проделал аналогичную работу вместе со своим институтом.

Кроме того, Вентеру впервые удалось создать самовоспроизводящуюся синтетическую клетку. Для этого он взял бактерию и заменил ее «родную» хромосому на искусственно созданную. Получившийся микроорганизм благополучно размножался. За этот эксперимент одно из известных западных изданий написало о нем, что он играет в бога.

Еще один из его известных проектов - прочтение генома Саргассова моря. На первый взгляд, это абсурдно. Как можно прочитать геном моря? Однако в нем живут тысячи организмов, которых никто не видел, но в воде присутствует их ДНК. Если взять пробы из моря, проанализировать все обнаруженные ДНК, то можно найти ДНК ранее неизвестных организмов. Именно это удалось сделать Вентеру.

Впоследствии этот подход стали широко использовать, появился такой раздел молекулярной генетики, как метагеномика, который изучает генетический материал, полученный из образцов окружающей среды или от микроорганизмов, живущих в разных частях тела. Другая экстравагантная личность, вызывающая восхищение - Джордж Черч. Он придумал один из современных методов чтения ДНК. А последнее, чем он прославился - предложил клонировать мамонта.

– Если биоинженеру захочется заняться чем-то другим, куда он может пойти работать?
– В биоинформатики. А если к информатике душа не лежит, он может отправиться в научное представительство, стать консультантом в какой-либо компании, к примеру, инвестиционной, которая вкладывает деньги в разработки, связанные с медициной или биотехнологиями.

– Можете ли вы порекомендовать книги, которые доступно и увлекательно рассказывают о биоинженерии?
– Мне кажется, с доступно написанными книгами по биотехнологиям у нас проблема, которую я попытался решить и написал такую книгу. Она называется «Сумма биотехнологий. Руководство по борьбе с мифами о генетической модификации растений, животных и людей». В меру своих возможностей я старался понятно и весело изложить информацию о генно-модифицированных организмах, способах их создания, а также других биотехнологиях, которые сейчас активно используются и порой вызывают недоверие у не разбирающихся в этой области людей. В 2016 году книга получила премию «Просветитель» в номинации «Естественные и точные науки». Но если есть желание серьезно разобраться в теме, нужно начинать с чтения учебников по молекулярной биологии.

Список курсов, мероприятий и вузов, где учат биоинформатике, составил Юрий Пеков, директор компании «Бластим» и сооснователь постконференций yCamp.

Инициатором обзора выступил Московский центр исследований и разработок EMC по большим данным и облачным технологиям (НИЦ EMC).

О трендах биоинформатики и о том, какие возможности открываются перед специалистами, читайте тут.

На данный момент российский рынок геномики и биоинформатики продолжает находится в стадии активного формирования. Основными научными центрами по-прежнему являются Москва и Санкт-Петербург.

Экосистема для школьников развивается, но пока представлена слабо: детям из Москвы есть, куда пойти учиться, в регионах ситуация сложнее, таких мест просто нет. В школе биоинформатику не затрагивают. В лабораториях школьников не любят – слишком много ответственности, да и сами школьники не знают, к кому и зачем идти. Систематического дополнительного образования тоже нет.

Куда пойти школьнику?

Высшее образование по биоинформатике можно получить в следующих вузах:

  • Факультет Биоинженерии и Биоинформатики МГУ, Москва. Есть бюджетные и платные места (325 000 руб. в год);
  • Магистратура «Анализ данных в биологии и медицине» в Высшей Школе Экономики, Москва. Есть бюджетные и платные места (около 250 000 руб. в год);
  • Кафедра биоинформатики, факультет биологической и медицинской физики МФТИ, Москва. Есть бюджетные и платные места (124 000 руб. в год по данным на 2011 год);
  • Магистерская программа «Биомедицинские науки и технологии», Сколковский институт науки и технологий, Москва. Учеба частично проходит за рубежом. Бесплатно + выплачивается стипендия;
  • Кафедра биоинформатики, медико-биологический факультет РНИМУ им. Пирогова, Москва. Есть бюджетные и платные места (150 000 руб. в год);
  • Кафедра математических и информационных технологий СПбАУ РАН, Санкт-Петербург. Есть бюджетные и платные места (10 000 руб. за семестр для жителей РФ, 20 000 руб. в семестр для жителей СНГ, 30 000 руб. в семестр для иностранных граждан);
  • Кафедра прикладной математики, институт прикладной математики и механики СПбПУ, Санкт-Петербург. Есть бюджетные и платные места (около 78 000 руб. в год);
  • Кафедра биоинформатики, факультет вычислительной математики и кибернетики ННГУ, Нижний Новгород. Есть бюджетные и платные места (85 000 руб. в год);
  • Кафедра биоинформатики и медицинской кибернетики, институт фундаментальной медицины и биологии КФУ, Казань. Есть бюджетные и платные места (от 78 000 до 110 000 руб. в год);
  • Кафедра биоинженерии и биоинформатики, институт приоритетных технологий ВолГУ, Волгоград. Есть бюджетные и платные места (78 400 руб. в год);
  • Специальность биоинженерия и биоинформатика, биологический факультет СГУ, Саратов. Есть бюджетные и платные места (68 400 руб. в год);
  • Кафедра информационной биологии, факультет естественных наук НГУ, Новосибирск. Есть бюджетные и платные места (100 000 руб. в год).

Число программ в сфере основного и дополнительного образования в области биоинформатики растет.

Запускаются:

  1. Новые магистерские программы (например, магистратура в Физтехе);
  2. Учебные центры (Школа биоинформатики, Москва. 10 000 руб. в год; Институт биоинформатики, Санкт-Петербург. 10 000 руб.);
  3. Краткосрочные курсы и школы по биоинформатике (учебный центр Бластима, Москва. От 15000 до 30000 руб.

    ; мероприятия Института Биоинформатики, Санкт-Петербург и Москва. Курсы от 7500 до 45 000 руб.; NGS-факультативы в МГУ, Москва. Бесплатно; летние школы CSHL, Москва. 30 000 руб., есть стипендии; Школа по биоинформатике в рамках конференции «Геномное секвенирование», Москва. Бесплатно; Школа при конференции «Молекулярная филогенетика», Москва.

    3000 – 7000 руб.

  4. Онлайн-курсы на русском и английском языках и обучающие программы (Введение в биоинформатику, Bioinformatics Algorithms, Bioinformatic Methods I, Bioinformatic Methods II, Bioinformatics: Life Sciences on Your Computer, Introduction to Biology, Data Toolbox Rosalind);
  5. А также специальные мероприятия, Летние Школы по биоинформатике, семинары, позволяющие популяризировать биоинформатику и распространить знания о ней. В их числе – первый хакатон по биоинформатике, который прошел весной этого года;
  6. Биокластеры (биофармксластер «Северный» на базе МФТИ);
  7. Специальные рабочие пространства для работы и развития наукоемких проектов («Биоключ»). Они объединяют специалистов из области биоинформатики, коммерческие компании и представителей научной среды. В дальнейшем на их основе планируется организация крупных фестивалей по биоинформатике, включающих хакатоны, разнообразные курсы, интенсивы и лекции.

Материалы по теме:

Как биотех-проекту подготовиться ко встрече с инвестором

В России появился венчурный фонд для биотеха и фармацевтики

Почему я выбрала биоинформатику – мнение ученого

Кто инвестирует в биотехнологии и биомедицину?

Начать точечно редактировать геном человека планируют уже в 2017 году

по теме:

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Источник: https://rb.ru/opinion/bioinformatics/

Созданный в 2002 году в МГУ факультет биоинженерии и биоинформатики готовит высококвалифицированные кадры для научно-исследовательских институтов и университетов, медицинских институтов и учреждений, промышленности (особенно фармацевтических и биотехнических производств).

Это специалисты, владеющие последними достижениями фундаментальной биологической науки и способные целенаправленно изменять биологические объекты в соответствии с поставленными задачами.

В целях эффективной и оптимальной подготовки таких специалистов Министерством образования РФ утверждена новая образовательная специальность “биоинженерия и биоинформатика”.

Отличительными чертами специальности являются:

Образовательная система ФББ имеет следующие особенности:

  • на факультете введена система тьюторов – ученых, персонально руководящих исследовательской работой студентов. Научная работа студентов – важная и обязательная часть учебного плана. Каждый студент выполняет за срок обучения три курсовые работы – по биоинформатике, биохимии и биоинженерии, на 6 курсе выполняет дипломную работу. Практикуется защита курсовых работ в виде доклада на конференции на английском языке;
  • на факультете читаются курсы по “Русскому языку и культуре речи”, “Психологии и педагогике”, “Философии”, “Риторике”, а также языковые факультативные и специальные курсы – “Реферирование и перевод”, “Методология специальности на английском языке”. Предоставляется возможность углубленного изучения английского языка (на IV и V курсах), по желанию ведется подготовка студентов к сдаче международных экзаменов по английскому языку (с последующим получением международных сертификатов). Предоставляется возможность изучения второго и третьего иностранного языка (французский, немецкий);
  • студенты факультета проходят следующие учебные практики: на I курсе – биологическая практика (Звенигородская биологической станции им. С.П.Скадовского); на II курсе – зоологическая практика (Беломорская биологическая станция им. Н.А.Перцова, Карельский берег Кандалакшского залива Белого моря); на III курсе – практика по биоинформатике (по конкурсу, Лейденский университет, Нидерланды).

Широко используется мультимедийное сопровождение учебных занятий. Обеспечен выход в Интернет. Создан интернет портал курса биоинформатики. Организованы собственные практикумы по биохимии, молекулярной биологии, цитогенетике.

Выпускники факультета биоинженерии и биоинформатики составляют контингент наиболее востребованных категорий молодых специалистов.

Комплексность и разносторонность полученного образования, а также навыки научно-исследовательской работы позволили выпускникам факультета найти применение полученным знаниям в самых различных областях.

Большинство выпускников приняли решение продолжить свое образование в системе послевузовского образования и стали аспирантами и соискателями Факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, НИИ Физико-химической биологии им. А.Н.

Белозерского, Биологического факультета МГУ, Института общей генетики РАН, Центра биоинженерии РАН, НИИ Биомедицинской химии им. В.Н. Ореховича РАМН.

Прекрасная языковая подготовка позволила выпускниками факультета биоинженерии и биоинформатики быть востребованными не только в нашей стране, но и за ее пределами и продолжить обучение в Университете Флориды и др. (США), Институте Макса Планка (Германия), Медицинском центре 3. Лейденского университета (Нидерланды) и др.

версия для печати

Источник: http://www.b.msu.ru/doc/index.php?ID=97

Факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ

Декан - академик РАН Скулачев Владимир Петрович

Стремительное развитие биологии привело к широкому использованию совершенно новых практических подходов для решения проблем здравоохранения и сельского хозяйства, для разработки принципиально новых технологий и материалов в различных отраслях. Во всем мире ощущается недостаток в квалифицированных кадрах, способных плодотворно работать в области биоинженерии и биоинформатики, не является исключением и наша страна.

Созданный в 2002 году в МГУ факультет биоинженерии и биоинформатики готовит высоквалифицированные кадры для научно-исследовательских институтов и университетов, медицинских институтов и учреждений, промышленности (особенно фармацевтических и биотехнических производств). Это специалисты, владеющие последними достижениями фундаментальной биологической науки и способные целенаправленно изменять биологические объекты в соответствии с поставленными задачами.

В целях эффективной и оптимальной подготовки таких специалистов Министерством образования РФ утверждена новая образовательная специальность “биоинженерия и биоинформатика”. Отличительными чертами специальности являются:

  • изучение дисциплин биоинженерного профиля: генной инженерии; биоинженерии микроорганизмов, растений и животных; клонирования и трансплантации клеток; белковой инженерии; инженерной энзимологии;
  • существенное увеличение объёма преподавания математики и, особенно, информатики, как в общем курсе, так и в рамках специализированных курсов по биоинформатике.

Образовательная система ФББ имеет следующие особенности:

  • в основе программы обучения на ФББ лежит междисциплинарный подход. Преподавательскую деятельность ведут сотрудники химического, биологического, механико-математического и физического факультетов, а также сотрудники НИИ ФХБ им. А.Н. Белозерского МГУ. Студенты осваивают в полной мере присущие университетским традициям классическую биологию и классическую математику. В дополнение к этому они изучают самые современные методы биоинженерии, генетической инженерии, молекулярной биологии, биоинформатики и мат. методы в биологии;
  • на факультете введена система тьюторов - ученых, персонально руководящих исследовательской работой студентов. Научная работа студентов - важная и обязательная часть учебного плана. Каждый студент выполняет за срок обучения три курсовые работы - по биоинформатике, биохимии и биоинженерии, на последнем курсе выполняет дипломную работу. Практикуется защита курсовых работ в виде доклада на конференции на английском языке. Срок обучения - 6 лет;
  • введена сквозная система рейтинга как стимул соревновательности студентов;
  • на факультете читаются курсы по “Русскому языку и культуре речи”, “Психологии и педагогике”, “Философии”, “Риторике”, а также языковые факультативные и специальные курсы – “Реферирование и перевод”, “Методология специальности на английском языке”. Предоставляется возможность углубленного изучения английского языка, по желанию ведется подготовка студентов к сдаче международных экзаменов по английскому языку (с последующим получением международных сертификатов). Предоставляется возможность изучения второго и третьего иностранного языка (французский, немецкий);
  • студенты факультета проходят следующие учебные практики: на I курсе - биологическая практика (Звенигородская биологической станции им. С.П. Скадовского); на II курсе - зоологическая практика (Беломорская биологическая станция им. Н.А.Перцова, Карельский берег Кандалакшского залива Белого моря); на III курсе - практика по биоинформатики (по конкурсу, Лейденский университет, Нидерланды).

Использование новых информационных технологий и компьютерной техники в учебном процессе и научных исследованиях является одним из важнейших приоритетов деятельности факультета.

Широко используется мультимедийное сопровождение учебных занятий. Обеспечен выход в Интернет. Создан интернет портал курса биоинформатики.

Организованы собственные практикумы по биохимии, молекулярной биологии, цитогенетике.

Выпускники факультета биоинженерии и биоинформатики составляют контингент наиболее востребованных категорий молодых специалистов. Комплексность и разносторонность полученного образования, а также навыки научно-исследовательской работы позволили выпускникам факультета найти применение полученным знаниям в самых различных областях.

Большинство выпускников приняли решение продолжить свое образование в системе послевузовского образования и стали аспирантами и соискателями факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, НИИ физико-химической биологии им. А.Н.

Белозерского, биологического факультета МГУ, Института общей генетики РАН, Центра биоинженерии РАН, НИИ биомедицинской химии им. В.Н. Ореховича РАМН.

Прекрасная языковая подготовка позволила выпускниками факультета биоинженерии и биоинформатики быть востребованными не только в нашей стране, но и за ее пределами и продолжить обучение в Университете Флориды и др. (США), Институте Макса Планка (Германия), Медицинском центре Лейденского университета (Нидерланды) и др.

С сентября 2003 года на факультете открыт и успешно работает Кружок по генетической инженерии и молекулярной биологии для учащихся 9-10 классов.

С 2008 года функционирует кружок по биохимии для школьников старших классов. Факультет проводит Всероссийскую заочную олимпиаду по математике, химии, биологии и физике.

На факультете функционируют подготовительные курсы по математике, химии, биологии, русскому языку и литературе.

Если вы любите биологию, если у вас неплохая математическая подготовка, а также склонность к компьютерным технологиям, то мы ждём вас на нашем факультете!